Изучение витража

Курсовая работа

«Витраж основным своим назначением в прошлом имел служение архитектуре. Он дополнял и пояснял язык ее образов. Он своим тематическим содержанием служил целям церковной и политической пропаганды; смягчал своими яркими красками суровый мрак готических храмов» [5; 20].

Солнечный свет, льющийся сквозь красочный витраж — потрясающее зрелище. Витражи ассоциируются с парадностью и даже монументальностью, так как витражные окна чаще всего украшают здания музеев и храмов. Поэтому многие люди уверены, что витражам в интерьере жилого дома не место. Кроме того, принято считать, что витраж — это очень дорого и явно не рассчитано на среднестатистический интерьер.

«Витраж — это особый вид монументально-декоративного искусства. Интересный сам по себе, он приобретает огромную выразительность в сочетании с другими видами изобразительных искусств, особенно с архитектурой. Богато его прошлое, безграничны его перспективы, неисчерпаемы его творческие возможности» [9; 5].

Витражами называются прозрачные картины, рисунки, узоры, выполняемые из стекла или на стекле. Они обычно устанавливаются в световых проемах окнах, дверях, фонарях (Приложение 1).

В наше время, в связи с усовершенствованием художественной обработки стекла, расширено и понятие витраж. Витражами называют любое декоративное стеклянное заполнение оконных и дверных проемов, фонарей, плафонов, сводов, куполов, сплошных плоскостей стен и даже специальных украшений художественных изделий.

Ныне акцент в создании витражных произведений сместился из области монументалистики в сторону камерности, от архитектуры к декорации интерьера. И в таком качестве витраж, можно смело утверждать это, переживает в последние годы и десятилетия настоящий бум. Чтобы убедиться в этом, достаточно увидеть то количество предложений, которые предлагает в этом направлении современный нам рынок дизайнерских, декораторских

Краткому обзору истории этого вида декоративно-прикладного искусства, его современного состояния, основных техник и приёмов создания, а также наиболее интересным новым направлениям в его развитии.

На современном этапе роспись по стеклу является очень востребованным видом декоративно-прикладного искусства, среди профессиональных художников и людей, увлеченных художественным и декоративным творчеством, это и определило актуальность разработанного спецкурса «Витраж в интерьере» для учреждения СПО.

В наше время очень популярны витражные вставки для мебели, а также декорирование витражным стеклом ниш, перегородок, дверей и потолков. Очень часто в интерьере наших домов стали появляться и другие декоративные изделия в технике росписи по стеклу. Это все возможные вазы для цветов, посуда, люстры и бра, выполненные в этой технике, фоторамки с элементами художественной росписи и многое другое.

18 стр., 8881 слов

Живопись на стекле. Декалькомания. Декорирование стекла фотопечатью

... художников-дизайнеров в области художественного стекла. Актуальность курсовой работы состоит в том, что художественная обработка стекла является на современном этапе очень востребованным видом декоративно-прикладного искусства, среди профессиональных художников и ...

Цель курсовой работы: изучение и разработка методических рекомендаций педагогу по совершенствованию учебного процесса по спецкурсу «Витраж в интерьере».

Объект исследования: процесс подготовки учащихся в системе профессионального образования.

Предмет исследования: применение самостоятельной работы на занятиях спецкурса «Витраж в интерьере» в учреждении СПО.

Методы исследования:

  • анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
  • диагностическое исследование.

Задачи исследования:

1. раскрыть сущность ключевых понятий на основе методической литературы;

2. разработать конспекты занятий по спецкурсу «Витраж в интерьере»;

  • разработать методические рекомендации педагогу по совершенствованию учебно-образовательного процесса;
  • провести диагностическое исследование по выявлению уровня быстрого мышления у студентов.

    1.

Теоретические основы изучения витража

1.1 Роль и значение витража в современном интерьере

интерьер витраж образовательный педагог

Всем известно, насколько эффектно могут выглядеть в интерьере изделия из стекла. А если это изделия из цветного стекла — витражи, они становятся не только украшением, но и наиболее примечательным элементом любого помещения. Витражи используются для украшения зданий, как снаружи, так и изнутри, на протяжении многих веков, и сегодня это искусство не потеряло своей актуальности.

«Если брать первоначальное значение слова «витраж», то в переводе с французского оно означает «оконное стекло». Но сегодня витражи могут быть использованы гораздо шире, чем это было принято еще несколько десятков лет назад. С использованием витража можно неузнаваемо преобразить любое пространство, независимо от его размера и назначения» [12; 15].

Классические витражи представляли собой декоративную композицию, которая выполнялась из светопрозрачного материала, чаще всего из стекла. Изображения на витражах могли иметь как сюжетный, так и орнаментальный характер. Эти изображения являлись украшениями зданий, в которых они выполняли роль окон (Приложение 2).

С течением времени понятие витража несколько видоизменялось, и под этим термином начали понимать любые картинки, которые выполнялись либо из кусочков стекла, либо на стекле. Сегодня витражами называют практически любые элементы интерьера, которые представляют собой заполнение пространства стеклом, будь то окна, двери, оформление перегородок или витрин, панно и ширмы, ниши и подвесные потолки, осветительные приборы или отдельные изделия, которые изготавливаются для украшения интерьера. В зависимости от способа освещения витража, цветовая гамма и декоративный эффект, им создаваемый, могут быть самыми различными.

Многие дизайнеры полагают, что витраж может быть использован абсолютно в любом интерьере. Сегодня этот эффектный декоративный элемент можно увидеть в убранстве кафе и баров, гостиниц и офисов. Витражные перегородки, установленные в помещении, придают ему исключительную оригинальность и изысканность, а также создают чувство комфорта. Выполняя вполне конкретную функцию — разделение пространства на зоны, витражи одновременно становятся и основным декоративным элементом в помещении. С помощью витража можно достигать и оригинальных пространственных эффектов. К примеру, несколько витражей в помещении могут быть ложными, создавая иллюзию того, что за ними имеется проем.

18 стр., 8910 слов

Искусство витража. История и технология

... и виды в технике витраж; ознакомиться с вариантами использования техники витража в современном интерьере. Глава 1. Витраж как вид искусства 1 История витража в Европе Предыстортия витража (до XI в.) ... изъянами в виде затемнений, пузырьков и неровных краев. Подобные несовершенства придают ранним средневековым витражам особую прелесть, главным образом благодаря характерной лучистости и игре света. В ...

Наиболее популярным является сегодня использование витражей при оформлении жилых помещений. Именно в домах и квартирах можно создать оптимальные условия для того, чтобы в полной мере проявить красоту этого необычного элемента дизайна. Как и встарь, лучше всего витраж будет смотреться в оконном проеме. При этом окно может сохранить свою прозрачность. С другой стороны, если в этом есть необходимость, витраж может ограничить визуальный доступ в помещение, либо закрыть от глаз непривлекательный вид за окном. Витраж может послужить и в качестве ложного окна, подсветка которого позволит добиться иллюзии наличия окна в глухом помещении, зрительно увеличив его. «Витраж не боится влаги, и поэтому может использоваться и в помещении ванной — как в качестве окна, так и в качестве дверного стекла. Естественно, витраж в этом случае будет непрозрачным, в полной мере сохранив приватность помещения и в то же время привнеся в него яркие краски» [6; 8].

Витраж отличается не только высокими декоративными качествами, но и широкими возможностями в плане организации пространства. В зависимости от того, какой эффект необходимо создать в помещении, при изготовлении витража могут быть использованы яркие, или напротив, приглушенные краски. Использование витража позволяет визуально раздвинуть границы пространства или выделить в нем отдельные зоны. А желаемое настроение, которое должен вызывать интерьер, достигается не только использованием красок, но и подбором сюжета для витража.

Благодаря тому, что витраж способен пропускать свет, использование витражных конструкций в качестве перегородок не нарушает целостности пространства, при этом они отлично справляются с его зонированием. В отличие от глухих перегородок, витражные перегородки создают в помещении атмосферу легкости и воздушности, которая дополняется мягким цветом, создаваемым светом, проходящим через цветное стекло.

Основа для того декоративного эффекта, который создает витраж — это проходящий через него свет, будь то свет дневной или искусственный. Именно эта способность витража и позволяет добиваться оригинальных цветовых решений, которые так украшают любое помещение, даже самое невыразительное. Даже небольшой витраж способен полностью подчинить себе интерьер, сразу же привлекая внимание и не давая взгляду сосредоточиться на других предметах интерьера (Приложение 3).

Поэтому, задумываясь, как максимально преобразовать помещение, использовав для этого минимальное количество декоративных элементов, следует обязательно обратить внимание на витражи.

Тот эффект, который создает в помещении витраж, во многом зависит от мастерства, с которым он был изготовлен. Витражное искусство является столь же сложным и требует той же кропотливости, что и искусство ювелира. Рисунок витража складывается из множества мельчайших элементов, каждый из которых является необходимым в общей картине. Так как витраж всегда освещается, малейшие ошибки при его изготовлении будут тотчас же видны даже неопытному взгляду.

В дополнение к витражу, интерьер может быть украшен с использованием мозаики. Оригинально выглядят и элементы, посыпанные особой стеклянной крошкой.

Витраж как предмет искусства уникален и дорог — как в прямом, так и в переносном смысле. Настоящее произведение искусства, которое не стыдно будет и внукам передать, может создать лишь настоящий художник. Заказывая витраж, обсуждая с мастером его стилистику и колорит, имейте в виду, что между эскизом и конечным результатом есть существенное различие. И только автор в состоянии предугадать, как будет выглядеть его творение. Поэтому правильней всего, поняв общую идею будущего произведения, в дальнейшем довериться таланту и опыту художника. Такое взаимопонимание между заказчиком и мастером приблизит конечный успех всего предприятия.

Витраж давно перестал выполнять функцию лишь заполняющего проемы декоративного элемента интерьера, витраж способен стать стержнем, вокруг которого может быть выстроен не только дизайн интерьера, но и экстерьер здания.

Многообразие техник создания современного витража позволяет использовать его при оформлении различных по стилю и назначению интерьеров. А широкий диапазон цен, по которым предлагаются сегодня витражи, позволяет воспользоваться этим способом украшения пространства любым категориям заказчиков.

1.2 Место спецкурса «Витраж в интерьере» в образовательном процессе

Отличительной особенностью данного спецкурса является изучение декоративно-прикладного искусства в тесной взаимосвязи с дизайнерской деятельностью. Широкое и многообразное внедрение видов творчества в педагогическую практику позволит научить цельно, образно, эстетически воспринимать как произведения искусства, так и окружающую действительность, будет способствовать развитию художественно-образного мышления у студентов и их творческой деятельности в области.

«Витраж — оригинальная техника монументальной живописи, материалом которой является прозрачные разноцветные стекла. Витражи чрезвычайно декоративны и красочны. Орнаментальными или сюжетными декоративными композициями на стекле, пропускающими свет, закрывают оконные и дверные проемы, вставляют в специальные рамы, ширмы, ниши, устраивая искусственную или естественную подсветку за витражом» [8; 10].

В специфике творческой деятельности студентов при изготовлении имитации витражей сходятся эстетическое и историческое, трудовое и физическое, экологическое, экономическое и технологическое воспитание, что, несомненно, будет способствовать созданию всесторонне и гармонично развитой личности.

Основной целью спецкурса «Витраж в интерьере» следует считать самоопределение студентов, развитие творческих способностей, формирование технологической грамотности. Внимание при этом должно быть направленно на создание художественно организованной среды, которая отвечала бы функциональным и эстетическим требованиям современности.

Спецкурс тесно связан с такими дисциплинами как история искусств, история интерьера, рисунок, композиция.

«История искусств» — раздел искусствознания, изучающий процесс развития пластических искусств со времен из зарождения до наших дней.

«История интерьера» — проектирование и организация внутреннего пространства помещений, линий, форм, фактуры, мебели, цвета и освещенности, в результате чего возникает особая среда обитания человека.

«Рисунок» — вид графики и основа всех видов изобразительного искусства.

«Композиция» — называют предмет, который обучает законам построения художественного произведения и объединяющая отдельные элементы произведения в единое художественное целое, в котором в конкретной форме наиболее ярко раскрывается содержание.

С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания студентов, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании студентов. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки студентов, существенной особенностью которых является овладение ими обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности.

1.3 УМК спецкурса «Витраж в интерьере», . Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины

Код по ГОС

Название дисциплины и дидактическое содержание

Трудоемкость по ГОС

II. Рабочая программа

Цели и задачи спецкурса

Спецкурс ориентирует на проектные, учебные, воспитательные и методические виды профессиональной деятельности, ее изучение способствует решению следующих типовых профессиональных задач профессиональной деятельности:

. ознакомить с методами и приемами изучения витражной техники;

. формировать интерес к работе по изучению витража;

. осуществление процесса обучения спецкурсу в соответствии с программой;

. применение современных средств оценивания результатов обучения;

. самоанализ и самооценка с целью повышение своей педагогической квалификации;

. организация самостоятельной работы и внеурочной деятельности студентов.

Цель спецкурса:

. ознакомить с зарождением искусства витража;

2. освоить основы витражного искусства.

. дать знания, обеспечить усвоение студентами особенностей витража;

. развитие пространственного представления и воображения, логического и образного мышления;

. воспитать интерес к спецкурсу, закрепить при помощи упражнений и творческих знаний особенностей создания витража в интерьере.

Требования к уровню освоения содержания спецкурса

Студент, изучающий спецкурс, должен

Знать:

1. теорию применения витража в интерьере;

2. основы выполнения каждого вида витража;

3. правило подбирать материалы для выполнения витража в интерьере;

4. психологию влияния витража на человека;

5. различные техники росписи витража;

6. основы цветовведения.

Уметь:

. правильно проводить взаимосвязь между витражом и размером помещения;

. правильно проводить взаимосвязь между витражом и эмоциональным состоянием человека;

. правильно проводить взаимосвязь между витражом и остальными элементами интерьера (мебель, освещение и др.);

. выполнять творческие работы.

Владеть:

1. навыками эскизной разработки витража в интерьере;

2. навыками разработки витража в интерьере;

. графически представлять проектируемый объект в сочетании с цветом и функциональностью интерьера.

Объем спецкурса и виды учебной работы

Виды учебной работы

Трудоемкость (час)

Аудиторные занятия:

40

Лекции

10

Практические занятия

30

Лабораторные занятия

Самостоятельная работа

40

Общая трудоемкость

80

Семестры и виды отчетности по спецкурсу

Семестр

Вид отчетности (контрольная работа, зачет, экзамен)

2 семестр

зачет

Содержание спецкурса

Разделы

Лекции трудоемкость (час)

Практические занятия трудоемкость (час)

Лабораторная работа трудоемкость (час)

1

История развития витражного искусства

2

4

2

Современные виды и стили витражей

4

6

3

Использование витражей в интерьере

2

6

4

Технология создания витража в разной технике

2

14

итог

10

30

Содержание разделов спецкурса:

1. История развития витражного искусства.

Витражом называется монументально-декоративное произведение из стекла, непосредственно связанное с архитектурой зданий и рассчитанное для рассматривания на просвет (от лат. Vitrum — оконное стекло).

В период раннего Средневековья (XI-XII века) витражи собирали из стёкол чистых насыщенных тонов: наиболее распространёнными были сапфирово-синий, красный, пурпурный, белый, жёлтый, зелёный. Цвет был связан как с физическими неотъемлемыми свойствами вещей (синее небо, красный плащ, зелёная трава), так и с мистическо-философскими идеями (красный символизировал пыл души, охваченной любовью к Богу, синий — цвет космоса).

К 17 веку витражное искусство уже находилось в состоянии упадка. Эпоха Просвещения вошла в историю как век Разума и Света, но света не божественного сияния, а научного знания.

. Современные виды и стили витражей.

Сейчас существует большое количество различных техник исполнения витражей. Каждая из техник обладает своими преимуществами и особенностями. В настоящее время выделяют несколько разных типов витражей в зависимости от техники изготовления: классический витраж (технология Тиффани), накладной витраж, расписной витраж, плёночный витраж, комбинированный витраж, пескоструйный витраж, мозаичный витраж, наборный витраж, спечной витраж (фьюзинг), травленый витраж, паечный витраж, фацетный витраж, кабошон, узор «Мороз», нацвет, эрклез, бендинг, шебеке (панджара), литой витраж.

. Использование витражей в интерьере.

Функции витражей. Витражи в интерьерах квартир играют важную эмоциональную и не менее важную практическую роль. С точки зрения функциональности они организуют пространство: заполняют его, могут его разграничивать, что-то подсвечивать, а что-то, напротив, оттенять или прикрывать. Это одновременно украшения и функциональные детали, например, вазы или светильники. Другая важнейшая роль витражей — цветовое наполнение и реализация оригинальных цветовых решений. В эмоциональном смысле витражи создают нужное настроение, привлекают вниманию, подчеркивают статус и помещения, и его владельца. Применение витражей в интерьере: окна, межкомнатные двери, межкомнатные перегородки и ширмы, подвесные потолки, настенные панно, фальшокна, стенные ниши, светильники (люстры, торшеры, бра), вставки в мебели (дверцы шкафов, столешницы), в отделке каминных экранов.

. Технология создания витража в разной технике.

Этапы работы: эскиз и картон, подбор стекла, техническая часть (классический витраж, «Тиффани», «Фьюзинг», пленочный витраж, витраж в технике мозаики, пескоструйный витраж), монтаж.

Учебно-методическое обеспечение спецкурса