Эпоха зарождения новых, капиталистических отношений в Европе приходится на XV — XVI века. В условиях того времени возникло широкое идейное течение, получившее название гуманизма. Приоритет человеческой личности, высвобождение разума от теологических взглядов были важнейшими чертами нового мировоззрения. Но в это же время зарождались и другие политические взгляды, которые были прямо противоположны первым. Однако особенный смысл (антибуржуазный) разработка вопросов власти, государства и права приобретает именно в рамках социализма. Он стал самостоятельным и заметным в европейском обществе в период с XVI по XVII вв.
Актуальность данной темы курсовой работы обуславливается возможностями, которые предоставляет человеку утопия как специфическая рефлексия культуры. Она исходя из понимания сути природы, человека, культурно-исторической ситуации, а также просто предположений развития культуры, позволяет строить модели иных культурных сообществ, которые в будущем могут иметь место. Утопия гипостазирует социокультурный идеал, освещающий историческую перспективу и чаще всего используемый в качестве критерия оценки реального состояния общества и его потенциального пути развития. Культура современного времени остро ощущает нехватку общественно-значимых целей, а также образа такого человека, который способен достигать и реализовывать эти цели. Все это объясняет тот интерес к утопии, способной открыть для человека новые возможности духовных исканий. Но, не смотря на столь пристальное внимание к утопии, отношение к ней неоднозначно.
Наиболее яркими представителями европейского социализма XVI-XVII вв. стали английский гуманист Томас Мор и доминиканский монах Томмазо Кампанелла, идеи которых, высказанные в их знаменитых произведениях, получили развитие в буржуазной политико-правовой идеологии последующих веков.
Объектом исследования является понятие утопического социализма эпохи XVI-XVII вв. как идеальной формы государственного строя.
Предметом исследования стало содержание трудов Т. Мора «Утопия» и Т. Кампанеллы «Город Солнца» как основных источников зарождения этой формы государственного правления.
Цель данной курсовой работы — раскрыть сущность и основные положения течения утопического социализма как государственной формы правления, по сочинениям Т. Мора и Т. Кампанеллы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: дать общую характеристику зарождения и развития идей утопического социализма; проанализировать основные идеалы, отраженные в произведениях Т. Мора и Т. Кампанеллы; проследить заимствования их идей в теориях более позднего времени и выявить их значение для развития последующих теорий государства и права.
Будущее тоталитарного государства в романах Е. Замятина ‘Мы’ ...
... демонстрирует несовместимость утопических проектов с интересами отдельной личности, доводит до абсурда противоречия, заложенные в утопии, отчетливо демонстрируя, ... этого жанра воплотились со всей определенностью, был роман Евгения Замятина «Мы», написанный в 1920 году. Цель данной ... что при данном режиме других подсистем фактически не существует. Политическая система поглощает духовную, социальную и ...
В основу курсовой работы положены произведения основоположников утопического социализма Т. Мора и Т. Кампанеллы: «Утопия» и «Город Солнца». А также монографии следующих авторов: Горфункель А.Х., Каутский К., Мартынов Д.Е. и др.
Томас Мор начинает свою книгу «Утопия» с критики современного ему строя Англии, а затем предлагает нашему вниманию описание идеального строя вымышленного острова Утопия. Мор впервые в истории человечества изображает общество, где нет частной собственности, и помимо равенства потребления присутствует обобществление производства и быта. Последнее отличает общество мора от раннехристианских общин, в которых присутствовало только равенство потребления Мор Т. Утопия. М.: Издательство Академии наук СССР, 1953. 296 с..
В произведении «Город Солнца» Т. Кампанеллы как и в «Утопии» идеал — это общество, где граждане организуют свою жизнь в соответствии с интересами общества, и фактически человек сам не решает, что ему делать. Автор рассматривает нормы поведения, морали и государственности в созданном им «идеальном» обществе. В свою очередь Кампанелла предложил реформу системы образования, которая способствовала бы формированию всесторонне развитого, полноценного человека, также в произведении есть предпосылки к созданию общего универсального языка, который бы позволил связать вместе все науки и искусства Кампанелла Т. Город Солнца. М.: Изд. АН СССР,1954. 228 с.
В работе «Томмазо Кампанелла» Горфункель А.Х. излагается биография и дается анализ мировоззрения предшественника научного социализма. Автор доказывает единство знаменитой утопии «Город Солнца» со всеми остальными произведениями философа, полемизируя с противоположной точкой зрения Горфункель А.Х. Томмазо Кампанелла // Серия: Из наследия мировой философской мысли. Великие философы — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. 248 с. .
В своей работе «Томас Мор и его Утопия» Каутский К. обращается к изучению системы взглядов Томаса Мора в контексте рассмотрения его знаменитого произведения «Утопия». Автор предлагает критику основных положений этого труда, уделяет внимание биографии мыслителя, а также описывает исторические условия, детищем которых являлся Т. Мор и без понимания которых, по мнению автора, невозможно постичь его труд Каутский К. Томас Мор и его Утопия / Перевод с немецкого Генкель М.А., Генкель А.Г. Изд. 2-е. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. 304 с..
Статья Мартынова Д.Е. «Утопизм и марксизм: к проблеме соотношения» посвящена проблеме соотношения утопического и научного социализма. Автор приходит к выводу, что марксизм имел потенциал развития только как утопическая идеология, что и привело к его исчезновению. Также автор говорит о истории борьбы марксизма с утопическим социализмом, их отождествлении и о роли утопизма в современном мире Мартынов Д.Е. Утопизм и марксизм: к проблеме соотношения // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. Т. 150. № 1. С. 31-37..
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка литературы. В работе использованы такие общенаучные методы исследования как анализ, синтез, сравнение, дедукция, индукция.
Человек и общество итоговое аргументы из литературы
... понятие, имеющее отношение к направлению «Человек и общество». Человек и общество: егэ, проблема, аргументы, примеры (итоговое сочинение) Маяковский. «Послушайте». Внутренняя убежденность в правоте своих нравственных идеалов отделяли ... из лучших, благородных людей под влиянием общества? На этот вопрос и отвечает автор, создавая образ главного героя – Печорина. Печорин – человек незаурядный, с ...
мор кампанелла утопический социализм
Глава 1. Возникновение и эволюция идей утопического социализма
Утопический социализм — это учение, которое предшествовало марксизму и утверждавшее о возможности существования справедливого общества социалистических принципах, о его справедливом устройстве. Данный термин распространен в исторической и философской литературе. Интеллигенция и близкие к ней слои сыграли главную роль в разработке и внедрении в общество идей о строительстве социалистических отношений ненасильственным образом, а лишь силой пропаганды и примера.
Идеи о справедливом обществе, положенные в основу утопического социализма, зарождаются, по мнению Д.Е. Мартынова, в умах людей при наличии имущественного неравенства, когда общество разделено на классы Мартынов Д.Е. Утопизм и марксизм: к проблеме соотношения // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. Т. 150. № 1. С. 31-37..
В Древних Греции и Риме идеи схожие на утопический социализм стали проявляться в идущем ещё от Гесиода мечтании о возвращении минувшего «золотого века», времени, когда счастливые люди не знали неравенства, собственности и эксплуатации. Справедливое политическое устройство в свое время было одной из наиболее обсуждаемых греческими философами тем, которые искали решение проблемы имущественного неравенства и «естественного состояния» общества (состояние общества в доклассовые времена).
Задатки утопического социализма наблюдаются и в уравнительных реформах в Спарте, а также и в платоновской модели рабовладельческого «коммунизма», осуждавшей частную собственность.
Лопатина Н.Л. полагает, что предшественницей учения об утопическом социализме можно считать уравнительную социальную идеологию раннего христианства, которая проповедовала в обществе братство, всеобщее равенство и потребительский коммунизм. Все эти идеи сохраняли свою силу вплоть до ХIX века, после чего они легли в основу теории христианского социализма Лопатина Н.Л. Социокультурные аспекты формирования и функционирования коллективного хозяйствования в советской деревне [электронный ресурс] — диссертация. — Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/sotsiokulturnye-aspekty-formirovaniya-i-funktsionirovaniya-kollektivnogo-khozyaistvovaniya-v.
Во время господства феодальных отношений взгляды, близкие к взглядам философов утопического социализма, формировались преимущественно в религиозной срезе и выливались в виде многочисленных ересей — вальденсов, бегардов, таборитов, катаров, лоллардов, апостольских братьев, анабаптистов и других, которые объясняли возникновение социального и имущественного неравенства в первую очередь из-за то, что церковь и правящие классы отступаются от истинных идеалов раннего христианства. Некоторые из этих сект воскрешали идеалы евангельского учения и создавали самоуправляемые общины с аскетической уравнительностью в потреблении и совместным ведением хозяйства. Конечно, были случаи, например, в Чехии во времена позднего средневековья или в Германии во времена Гуситских войн, когда крестьянский религиозный коммунизм перерастал в вооружённое общественное движение.
Идеи социализма в трудах Т. Мора и Т. Кампанеллы
... социализма как государственной формы правления, по сочинениям Т. Мора и Т. Кампанеллы. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: дать общую характеристику развития политической мысли Нового времени; проанализировать основные идеи построения государства и ...
Основоположником утопического социализма принято считать Т. Мора. Именно он впервые ввел понятие «Утопия», которое означает «место, которого нет». Утопия отражает определенный образ (идеал) общества, сконструированный автором, реализация в принципе невозможна. Важно понимать, что утопия осуществиться не может, но ее задачей является вдохновение людей, дать им верное направление в борьбе с существующими реалиями. Главной проблемой, порождаемой утопиями, является то, что нужно найти точную грань между утопическими социальными проектами и вполне реализуемыми.
В период географических открытий, например, Колумбом и Магелланом и другими, многие люди думали, что Утопия — это описание реального быта на одном из новооткрываемых островов. Идеи, которые Т. Мор положил в основу своего произведения, позднее наиболее сильно развивал в своем творчестве Т. Кампанелла, поэтому его, как и Т. Мора также считают основоположником утопического социализма.
Их заслугой является то, что в своих произведениях они описывают не замкнутые сельские общины с общим потреблением и коллективным ведением хозяйства, а сами создают социалистические города, федерации городов или целые государства, которые практикуют помимо общности имущества создание полных хозяйственных циклов общественного производства. Роль государства в таком обществе заключается в стимулировании развития культурной жизни данного общества, а также в управлении хозяйственной и общественной сторонами жизни. Одновременно с этим идея об уравнительном распределении благ сохранялась в нетронутой. Столь радикальные социальные преобразования отводилось осуществлять монархам, завоевателям, наделенным мудростью, или интеллектуальной олигархии.
Социалистами-утопистами нового времени одними из первых были англичане Джерард Уинстэнли и Джон Беллерс. Но иногда социальные утопии могли принимать и другую форму, например, во Франции XVII—XVIII века они преобразовывались в художественные романы-путешествия, где идеальное общество было наполнено добродетельными туземцами в противовес несправедливому европейскому обществу.
В XVIII веке Ж. Мелье выступал с проповедью революционного ниспровержения гнёта и эксплуатации, он отстаивал позиции общинного патриархального коммунизма. Коммунистические сочинения того же столетия отличались от прочим тем, что в их основе лежала теория «одинаковости естественной природы» человечества и соответственно вытекающего из этого положения « о равенстве прав» всех людей. На основе этих идей Э.-Г. Морелли и Г. Мабли аргументировали коммунизм с позиции теории естественного права.
Утопический социализм, относимый к времени Просвещения, объявлял права человека на труд и обязательность труда для всех, социальную справедливость в распределении средств и превращение земли в общую собственность. В годы Великой французской революции идеи морального социализма принимали более политичный характер. Приверженцы эгалитарных (уравнительных) идей, описанных в утопиях, требовали начала всеобщего уравнительного передела земли, введения ограничений собственнических прав и подчинения их нуждам общества.
Политическо-правовые взгляды Л.Н.Толстого
... в наше время? — Толстой есть огромная сила в культурном и общественном развитии современности. безусловного веления, Идеальное общество Толстого социальным религиозности Современный социализм ... заслуги и терзания Толстого в этом плане отдавался полностью мыслям и идеям Толстого. Не будучи великим ... Рескин любили в культуре Силу . Отсюда — их проповедь дисциплины и авторитета, защита государственного ...
Чем дольше была революция, тем более радикальными становились взгляды утопистов-революционеров, наивные взгляды первых проектов о мирном законодательном введении общинного коммунизма во Франции сменились планами коммунистических преобразований, осуществление которых предполагало введение санкюлотской революционной диктатуры (Ф. Буассель).
Взгляды Гракха Бабёфа и бабувистской программы заговора равных являются квинтэссенцией развития радикального утопизма. Бабувисты перешли к делу, когда впервые выдвинули требования коммунистической революции, в рамках которой предполагалось введение коммунистической диктатуры и перехода от капитализма к коммунизму. Бабувизм отражал идеал коммунистического общества как единство аграрного и ремесленного, развитие которого происходило на основе ручного труда, введения строгого равного распределения, всеобщего аскетизма, люди умственного труда в таком обществе не жаловались.
Идеи, высказанные Бабёфером и другими участниками тайного общества, а позднее издание одним из участников заговора (Буонаротти) книги «Заговор во имя равенства, именуемый заговором Бабёфа» (1828 г.), которая содержала историю тайной организации и ее важнейшие документы, оказали большое воздействие на развитие политической идеологии коллективизма и коммунизма XIX в.
Начало XIX столетия показывает нам картину, когда за продвижение социалистических идеалов боролись интеллектуалы, из данной среды вышли такие великие утописты как К. А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн — «основатели социализма», как говорил Ф. Энгельс, они впервые развили самостоятельную теорию утопического социализма в подлинную науку, которая заменила разорившуюся революционную метафизику теории «естественного права» Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В. О социализме и коммунизме // Издательство политической литературы. 1986. 496 с.. Говоря о преобразовании общества, сначала разговор идет о создании крупного общественного производства, которое применяет новейшие достижения науки и техники. Преодолев исходные представления о равном распределении и всеобщем аскетизме при коммунизме, утописты перешли к принципу распределения «по способностям», они показывали будущее общество как общество изобилия, которое обеспечивает удовлетворение человеческих потребностей, безграничный рост производительных сил и расцвет личности. Утописты-социалисты выдвигали предположения о грядущем уничтожении таких границ как умственный и физический труд, город и деревня, а также хотели, чтобы государство как орган управления людьми превратился в орган управления производством и так далее Огарев Н.П.. Избранные социально-политические и философские произведения в 2 томах // Государственное издательство политической литературы. 1952. 1548 с..
В это же время печальное завершение Великой Французской революции свидетельствовало о несостоятельности действий революционных масс. Но так как нельзя было отрицать воздействие рационалистических идей духовного мира на общественную жизнь, социалисты-утописты пытались возродить религиозные идеи, среди которых «новое христианство» Сен-Симона, пантеистическая метафизика и мистическое объяснение природы человеческих страстей и влечений у Фурье; новый моральный мир, в котором в качестве орудия перевоспитания людей выступает рациональная социалистическая религия Оуэна. Вместе с этим последователи социализма создают такие движения, как сен-симонизм, фурьеризм, оуэнизм.
По обществознанию для учащихся 11 класса «Утопия как проект ...
... воображение читателей, так как была посвящена обличению устройства английского общества. Произведение Томаса Мора является ярким примером утопического жанра. Его «Утопия» делится на две части. В первой высказывается критика ... в Англии, Т. Кампанелла в Италии, Ж-Ж. Руссо во Франции. Произведения, посвященные этой теме, образуют свой жанр, называемый «Утопия». Начало свое термин «утопия» берет из ...
В 1830 — 40-х года возникают несколько новых течений среди социалистов. Одно течение объединяло идеи сразу нескольких утопистов, например, идеи Б. Бюше, Л. Блана, К. Пеккёра, П. Леру и других представляли проекты производительных ассоциаций, другая ассоциация — равного товарообмена была предложена Дж. Грейем, П. Ж. Прудоном. В совокупности новое течение рассматривало их как основное средство борьбы с крупным капиталом и переустройством общества мирным путём с помощью сотрудничества классов.
Другое течение, созданное английскими социалистами-рикардианцеми, среди которых У. Томпсон, Д. Ф. Брей и другие, объявляло прибавочную стоимость результатом несправедливого обмена между такими понятиями как труд и капитал. Для устранения этой несправедливости была выдвинута экономически необоснованная теория получения рабочими «полного продукта их труда». Учение необабувистского коммунизма было создано в среде тайных революционных обществ Европы 30 ?40-х годов XIX века, оно представляло требование немедленного коммунистического переустройства через революционный переворот и введение революционной диктатуры, которая обеспечила бы общность имущества.
Во Франции эти взгляды разделяли Т. Дезами, Ж. Ж. Пийо, О. Бланки, А. Лаппонере и другие. Идеи утопического социализма позволили теоретикам социализма и коммунизма того времени сделать важный шаг, перейдя от уравнительных принципов к коммунистическому принципу «от каждого по способности, каждому по потребности» Волгин В. П., История социалистических идей, ч. 1-2, М. — Л., 1928. 131с..
Но достигла своей вершины теория утопического социализма только в произведениях Т. Дезами и В. Вейтлинга. Для своего времени Теодор Дезами дал жесткую, но обоснованную критику капитализма. Его главная работа «Кодекс общности» дает описание общества будущего и путей его достижения. Само описание утопии было достаточно обычным, но заслугой Дезами является то, что он заявил необходимым условием осуществления утопии социальную революцию, которая должна быть совершена трудящимися массами и деклассированными элементами Дезами Т. Кодекс общности // Издательство Академии Наук СССР. 1956. 544 с..
Главное сочинение Вильгельма Вейтлинга — «Гарантии гармонии и свободы» также подвергает критике расточительность капиталистической системы хозяйствования, которая была порождена принципом частной собственности и наемного труда, экономические и социальные противоречия данной системы, равно как и обусловленные теми же причинами безнравственность в отношениях полов.
Новый социализм представляется автору основанным через применение принципа полного удовлетворения природных склонностей каждого и их последующего использования в интересах общества, что, по мнению Вейтлинга, в будущем вызовет всеобщую гармонию и благоденствие. Общество будущего рисуется как союз трудовых семей без правительства, а управление поручается наиболее знающим его членам. Политические выборы здесь заменены испытаниями деловой пригодности, навязанные сверху законы — осознанными членами общества обязанностями, а деньги в свою очередь деньги — трудовыми бонами. Вейтлинг не только описал план будущего общества, но и показал читателям весь список мероприятий переходного периода. Все это связывается у него с освободительной революционной борьбой рабочего класса, однако они лишены историзма, как и большинство утопий его предшественников и современников Вейтлинг В. Гарантии гармонии и свободы Пер.: В.В. и М.М. Альтман, с нем. // Издательство Академии Наук СССР. 1962. 595 с..
Утопия и антиутопия
... только не было войны всех против всех, но были дружба и согласие между людьми. В утопическом романе «Эмиль, или О воспитании Свою педагогическую теорию он развивает ... Мог ли он равнодушно смотреть на угнетение человеческой мысли? Снова погони. Кампанелле угрожают новой тюрьмой. Философ вынужден покинуть родину. Вдали от нее, во Франции, ...
Особо близки к утопическому социализму взгляды китайского революционного демократа, которые одновременно является основателем партии Гоминьдан, сильно почитаемого в Китае политического деятеля Сун Ятсена. «Моя идея, — писал в заключение книги «Программа строительства государства» Сунь Ятсен, — состоит в желании использовать иностранный капитал для создания социализма в Китае и, гармонично сочетая эти две экономические силы. Движущие человечество вперед, заставить их действовать вместе и тем самым ускорить развитие будущей мировой цивилизации» Сунь Ятсен. Избранные произведения. Под ред.: С. Тихвинского // Главная редакция восточной литературы издательства «Наука». 1985. 784 с..
Следовательно, можно сделать вывод, что учение утопического социализма было не территориальным явлением, проявившимся исключительно в Европе — его идеи в совокупности с идеологией национально-освободительных движений проявляли себя также в странах Африки, Азии, Латинской Америки Волгин В. П., История социалистических идей, ч. 1-2, М. — Л., 1928. 131с..
Россию идем утопического социализма также не обошли стороной. Предшественниками этих в конце XVIII — начале XIX столетий были А. Н. Радищев и П. И. Пестель. Но широкое распространение эти идеи получили лишь в 30?40-е годы. Социалистические взгляды А. И. Герцена и Н. П. Огарёва, которые возникли под влиянием произведений Сен-Симона и Фурье, дали начало социалистической традиции в русской общественной мысли. Вместе с этим ранний русский утопический социализм был разновидностью христианского социализма (В. С. Печерин и др.).
В 1840-х годах среди наиболее заметных представителей русского домарксистского социализма выделяются А. И. Герцен, Н. П. Огарёв, В. Г. Белинский, М. В. Петрашевский, В. А. Милютин. Социалистическое учение они понимали как антропологическую идею природы, чья полная реализация может быть представлена только социализмом.
В России 60 — 70-е годы XIX века характеризуются тем, что в результате длительных социально-теоретических исканий, рождается особая разновидность утопического социализма — «русский», или крестьянский социализм, который в последствие получил название народничества и в рамках которого, в большей своей части, и происходило развитие социалистической идеи в России во 2-й половине XIX века.
В. И. Ленин отмечал, что самая глубокая концепция русского утопического социализма принадлежит Н. Г. Чернышевскому, он говорил, что Чернышевский является «величайшим представителем утопического социализма в России» Ленин В. И. Полное собрание сочинений // Издательство политической литературы
Серия: В. И. Ленин. Полное собрание сочинений в 55 томах. т. 24. 1958. 596 с.. В 70 — 80-е годы наблюдалось заимствование отдельных идей у марксизма (П. Л. Лавров и др.)
Глава 2. идеи утопического социализма
в трудах Т. Мора и Т. Кампанеллы
2.1 Биографии Т. Мора и Т. Кампанеллы
Основателем утопического социализма считают английского мыслителя-гуманиста и политического деятеля Томаса Мора. Его произведение «Утопия» дало название данному направлению социально-политической мысли.
Утопии и антиутопии в 20 веке
... в. социалистический общественный идеал (утопический социализм). После победы социалистической революции, реальных успехов в строительстве нового общества и в связи с общим кризисом капитализма в буржуазной идеологии и культуре, понятие «утопия» подверглось переоценке. Антиутопии появились в ...
Томас Мор (1478 — 1535) — родился в Лондоне 7 февраля 1478. Мор сын богатого судейского чиновника. Первое свое образование получил в грамматической школе Святого Антония. В возрасте тринадцати лет он был принят пажом в дом архиепископа Кентерберийского Джона Мортона. В 1492-1494 годах Томас Мор учился в Оксфордском университете, где сблизился с кружком оксфордских гуманистов, представителями которого являлись Джон Колет, Томас Линакр, Уильям Гросин, Уильям Лили. В 1596-1501 годах Томас изучал английское обычное право при лондонской юридической корпорации Lincoln’s Inn по велени отца. В это же время Мор изучал классические языки (латинский и греческий), помимо этого он усиленно читал произведения крупнейших античных и раннехристианских мыслителей, например, Платона, Аристотеля, Августина. Год 1499 знаменателен для Мора знакомтсвом с Эразмом Роттердамским, который стал для него очень близким другом и проводил в его доме уйму времени, именно здесь была написала «Похвала Глупости» Эразма Каутский К. Томас Мор и его Утопия / Перевод с немецкого Генкель М.А., Генкель А.Г. Изд. 2-е. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. 304 с..
Примерно в 1502 году Мор стал вести адвокатскую практику и преподавать право. Мор был членом парламента с 1504 года, где представлял интересы лондонского купечества, выступал против налогового произвола короля Генриха VII, за что впал у того в немилость. Угроза репрессий была велика, поэтому Томас Мор на время ушел из политики и вернулся к к своей практике адвоката. В этот период Мор пробует заниматься литературой, он перевел на английский язык Джованни Пико делла Мирандолы. В 1510 году Мор снова вернулся в политику, он был избран в парламент, который был создан новым королем Генрихом VIII. Именно в это время Мор был назначен помощником городского шерифа.
В 1515 году в качестве посла он был направлен для переговоров во Фландрию. Будучи здесь Мор начал работать над своей первой книгой «Утопии», завершение которой совпадает с возвращением домой; вторая книга «Утопии» (в которой речь идет о недавно открытом острове в океане) в большей своей части была написана гораздо раньше. Книга «Утопия» была издана в 1516 года в Лувене. Первая часть содержит анализ социально-экономического положения Англии, острую критика огораживаний и хозяйственного монополизма, разложение английской деревни и в целом нравственного упадка общества; вторая часть идеальное общество фантастического острова Утопия.
Были и последующие издания «Утопии», так в третьем базельском издании, датированным 1518 годом, было дополнено «Эпиграммами» Мора — собранием поэтических произведений разного жанра (стихотворений, поэм и собственно эпиграмм).
Король Генрих VIII в отличие от предыдущего короля смог оценить критический подход Мора и весь пафос «Утопии», поэтому назначил его в 1517 году своим советником. В 1518 году Мор занимал должность королевского секретаря и члена Королевского совета, он выполнял всякие дипломатические поручения, а с 1521 года заседал в «Звездной палате» — высшем судебном учреждении Англии. В это же время он был назначен помощником казначея королевства, получил рыцарское звание, а вскоре и значительные земельные владения. Гуманист по природе Томас Мор хорошо сочетал данные взгляды с католицизмом.
Окружающий мир 2 класс 1 часть Проект “Мой родной город Челябинск”
... останется для меня самый любимым городом. Выполнение проекта: Моя малая Родина — город Челябинск, который расположен на юго-восточном Урале. Он был ... огромный золотой промысел. В 1836 году в наших краях разрабатывались 54 рудника и 23 золотые россыпи. ... моя малая Родина, которую я очень люблю. Вывод: У каждого человека есть место, которое он называет своей малой Родиной. Это его родной город, родная ...
Мор являлся канцлером Англии в период с 1529 по 1532 г. Как католик, Томас Мор не признал «Акт о верховенстве», который провозглашал короля главой английской церкви, за что в апреле 1534 года был заключен в Тауэр, а в следующем году обвинен в государственной измене и казнен. За свои заслуги в 1886 году он был причислен католической церковью к лику блаженных, а позднее в 1935 — к лику святых.
Томмазо Кампанелла (1568—1639), итальянский философ, поэт, политический деятель. Родился 5 сентября 1568 г. в городке Стило. Монах-доминиканец, Кампанелла порвал с учением Римско-католической церкви, выступил с собственными религиозно-философскими доктринами и осуждался за ересь Горфункель А.Х. Томмазо Кампанелла // Серия: Из наследия мировой философской мысли. Великие философы — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. 248 с..
Как и многие деятели эпохи Возрождения, он боготворил природу, Землю называл «большим зверем», а людей приравнивал к паразитам, которые завелись в теле животного. Сильно интересовался астрологией и магией.
Родился Томмазо Кампанелла в небольшом селении Степьяно в Калабрии. Отец был бедным сапожником, при крещении дал сыну имя Джованни Доменико. Мальчику очень повезло, в раннем детстве нашелся человек, который научил его читать и писать.
В возрасте четырнадцати лет, восхитившись красноречием проповедника — монаха-доминиканца, и будучи увлеченным рассказами об ученых традициях ордена Св. Доминика, о столпах католического богословия Альберте Великом и Фоме Аквинском, Кампанелла уходит в монастырь.
В 1582 году Джованни вступает в духовный орден доминиканцев. Юноша принял монашеское имя Томмазо. Он изучает Библию, приобщается к трудам греческих и арабских комментаторов произведений Аристотеля.
Но коренной переворот в его мышлении произойдет после прочтения книги крупного итальянского ученого и философа Бернардино Телезио «О природе вещей согласно ее собственным основаниям». Для него она была настоящим откровением, «Критерием истины является опыт!» — утверждал автор Горфункель А.Х. Томмазо Кампанелла // Серия: Из наследия мировой философской мысли. Великие философы — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. 248 с..
Большую роль в судьбе молодого Кампанеллы сыграл и доминиканский орден, который боролся с созданным Игнатием Лойолой орденом иезуитов, он сильно выделялся на фоне других духовных братств. Доминиканцы пытались найти применение необыкновенным способностям Томмазо к наукам и исключительный ораторский талант в борьбе со своим конкурентом Штекли А.Э. Кампанелла // Жизнь замечательных людей. Изд-во: Молодая Гвардия. 1966. 288 с..
Кампанелла на протяжении десяти лет включался в различные диспуты и всюду одерживал блестящие победы, которые опьяняли его самого и вместе с тем возбуждали к нему зависть и ненависть других духовных орденов, в особенности их главных конкурентов — иезуитов. Данному ордену он объявил чуть ли не открытую войну, потребовав его искоренения, опираясь на то, что орден иезуитов «искажает чистое учение Евангелия и превращает его в орудие деспотизма князей».
Однако судебным преследованиям Кампанелла не подвергался до 1598 г., когда он организовал на юге Италии, в Калабрии заговор против испанского короля, являвшегося тогда одновременно королем Обеих Сицилий. Кампанелла планировал поднять там восстание, заручится поддержкой турок и при их помощи разбить испанцев. Но его план был раскрыт, поэтому в 1599 г. Кампанелла очутился в тюрьме. Его считают одним из основоположников утопического социализма и коммунистического учения.
Длительное пребывание в тюрьме (до 1626 г.) дало ему много времени для написания многих произведений, за которые он получил признание в Европе еще при жизни. Наиболее знаменитое из них — «Город Солнца», где Томмазо Кампанеллы описывает обществе без частной собственности, всеобщее равенство и возможность самореализации: «Поэтому, так как нельзя среди них встретить ни разбоя, ни коварных убийств, ни насилий, ни кровосмешения, ни блуда, ни прочих преступлений, в которых обвиняем друг друга мы, — они преследуют у себя неблагодарность, злобу, отказ в должном уважении друг к другу, леность, уныние, гневливость, шутовство, ложь, которая для них ненавистнее чумы. И виновные лишаются в наказание либо общей трапезы, либо общения с женщинами, либо других почётных преимуществ на такой срок, какой судья найдёт нужным для искупления проступка» Кампанелла Т. Город Солнца. М.: Изд. АН СССР,1954. 228 с.
2.2 Идеалы равенства в работах Т. Мора и Т. Кампанеллы
Утопический социализм следует интерпретировать как идеологию, в которой содержатся определенные ценности, носители этих ценностей и технологии ориентированы именно на конкретные идеи. К их воплощению стремятся политики, которые одновременно являются и носителями данных ценностей. Одной из важнейших ценностей утопического социализма являются идеалы равенства.
Политические убеждения утопического социализма в лице Мора и Кампанеллы, выражавшие интересы появлявшихся пролетарских элементов, с самого момента их появления противостояли политическим теориям, с которыми выступали идеологи эксплуататорских классов, в том числе и буржуазии. И в этом есть логика, так как критика и отрицание общественного строя, которое основано на частной собственности, а также обоснование преимуществ строя, которое основано на общности имуществ, не могли не породить качественно новые взгляды на государство. Однако у утопических социалистов наблюдается немало ссылок на политических мыслителей прошлого с целью аргументации своих идеалов в области государства и права. Энгельс писал, что, как каждая новая доктрина, «социализм должен был исходить прежде всего из накопленного до него идейного материала, хотя его корни, лежали глубоко в материальных экономических фактах».
Мору и Кампанелле понимали, что угнетательская натура государственности исходит из существования частной собственности. Это побуждает их создать такой политический идеал, который должен реализовываться в обществе, где нет места частной собственности. Именно поэтому Мор и Кампанелла привязывают будущее социалистическое общество к демократической организации государства, где трудящиеся принимают большое участие в государственном управлении. Такие вопросы как проблема подлинной демократии, свобода личности, ее освобождение от эксплуатации — все это неотъемлемая часть политических программ первых крупных теоретиков утопического социализма Мартынов Д.Е. Утопизм и марксизм: к проблеме соотношения // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. Т. 150. № 1. С. 31-37..
Т. Мор за счет своей адвокатской практики хорошо разбирался в хитросплетениях имущественных отношений феодального общества, а как искусный дипломат за счет своих гуманистических убеждений не стал правоверным защитником феодального строя. Он изобличал наиболее явные пороки европейских монархий. Пропасть между богатством единиц и массовой нищетой, которая выявлена Мором, не соответствовала разумным законам человеческой природы. Но он не просто указывал на них, он описывал конкретные причины, которые порождают социальную несправедливость. При этом Мор для своего времени обнаружил глубокое понимание сути материальных основ общественных противоречий.
Мор взбунтовался не только против «произвола богачей», но и против «чрезмерной власти королей», которые раздавали должности за мзду. Он упрекал их в разорительных для народа последствиях феодальных усобиц и внешних войн.
Он не остановился на анализе отдельных причин, которые порождали социальные бедствия, а указал на главную и всеобщую причину, а именно господство частной собственности. Господство частной собственности лежит как «камнем преткновения» на пути к идеалам равенства, по мнению двух основоположников утопического социализма.
Анализируя платоновские идеи о равенстве во всем, которые выстпали как гарантии общественного благополучия, Мор говорил, что существуют определенные сомнения в существовании такого равенства: «Повсюду, где есть частная собственность, где все измеряют деньгами, там едва ли когда-нибудь будет возможно, чтобы государство управлялось справедливо или счастливо» Мор Т. Утопия. М.: Издательство Академии наук СССР, 1953. 296 с..
Он отказывался признавать «удачным» порядок, при котором «все … распределяется между совсем немногими» Мор Т. Утопия. М.: Издательство Академии наук СССР, 1953. 296 с., пока остальные «вовсе несчастны». В итоге вердиктом Мора являлось уничтожение частной собственности. Это и является характерной чертой его утопического идеала коммунистического общества.
Утопии, основанная на общественной собственности, существовала на за счет того, что на всех людей без исключения была наложена обязанность трудиться. Устранение паразитизма и привлечение всех членов общества к производительному труду приводили к изобилию и как следствие к полному удовлетворению материальных нужд: «…так как все они заняты полезным делом и для выполнения его им достаточно лишь небольшого количества труда, то в итоге у них получается изобилие во всем» Мор Т. Утопия. М.: Издательство Академии наук СССР, 1953. 296 с..
Мор, осуждая нормы, изложенные в английском трудовом законодательстве того времени, отмечал , что в Утопии люди работают лишь шесть часов в сутки, все остальное время они отдают изучению наук, музыке и другими искусствами и развлечениям: «Учреждение этой повинности имеет прежде всего ту цель, чтобы обеспечить, насколько это возможно с точки зрения общественных нужд, всем гражданам наибольшее количество времени после телесного рабства для духовной свободы и образования. В этом, по их мнению, заключается счастье» Мор Т. Утопия. М.: Издательство Академии наук СССР, 1953. 296 с..
Т. Мор находил такой порядок вещей возможным и разумным, т.к. в Утопии нет частной собственности, поэтому город и сельская округа коммуницируют на основе взаимной трудовой поддержке. Таким образом, он прилагал все силы, чтобы решить проблему преодоления антагонистичности между городом и деревней, физическим трудом и умственным трудом.
Денежное обращение станет ненужным в такой ситуации. Мор говорил, что в будущем «из золота и серебра не только в общих дворцах, но и в частных домах будут делать ночные горшки и всякие сосуды для нечистот» Мор Т. Утопия. М.: Издательство Академии наук СССР, 1953. 296 с.. Основной хозяйственной единицей в Утопии считается семья.
Но в Утопии Мора есть и противоречия, так наряду с принципами равенства и справедливости, которые он провозглашал, в идеальном обществе существует рабство. Рабом на острове становятся в нескольких случаях: «…обращают в рабство своего гражданина за позорное деяние или тех, кто у чужих народов был обречен на казнь за совершенное им преступление», «иной род рабов получается тогда, когда какой-либо трудолюбивый и бедный батрак из другого народа предпочитает пойти в рабство к утопийцам добровольно» Мор Т. Утопия. М.: Издательство Академии наук СССР, 1953. 296 с. и также обращаются в рабство взятые в бою сами утопийцами. Но стоит отметить, что: «Утопийцы не считают рабами ни военнопленных, кроме тех, кого они взяли сами в бою с ними, ни детей рабов, ни, наконец, находящихся в рабстве у других народов, кого можно было бы купить» Мор Т. Утопия. М.: Издательство Академии наук СССР, 1953. 296 с..
Рабы в Утопии нужны для выполнения тяжелого и грязного труда. К такому труду можно отнести обслуживание при общественных трапезах, убой и свежевание скота, рубка деревьев, ремонт дорог, очистка рвов, перевозка дров и т.д. Но все эти работы необязательно выполняют только рабы, так в Утопии есть свободные граждане, берущие на себя неприятные работы из религиозных соображений, для них это один из видов служения обществу. Структура общества такова, что количество рабов в ней незначительно. Рабство, по мнению Мора, позволит решить проблему конкретно «неприятного труда». Оно является помимо меры наказания за уголовные преступления еще и средством «трудового перевоспитания» Сухарев А.П. Томас Мор — первый европеец против смертной казни // История государства и права. 2011. №15. С. 43-46..
Дальнейшие идеи утопического социализма, в том числе и идеи равенства, развиваются в произведениях Томмазо Кампанеллы.
Т. Кампанелла в своем произведении «Город Солнца» в отличие от Мора прямо и открыто не занимается устранением неприемлемых, по его мнению, социально-экономических и политико-юридических порядков. Критика дается читателю как бы «за кадром», в подтексте.
Кампанелла исходит из того, что отсутствие частной собственности на средства производства и обязательный труд для всех граждан, понимается как естественная потребность человека. Кампанелла грезит сплоченностью человеческого рода, объединением всех людей. Но данный план трудно реализуем, так как с одной стороны, человек подчинен эгоистическому принципу самосохранения, а с другой стороны, он испытывает потребность в коллективном сосуществовании. Но, если рассматривать эгоизм как основной источник человеческих зол, то, как достижения единства народов на принципах всеобщего равенства кажется и вовсе неосуществимым.
Кампанелла предлагает искоренить эгоизм, уравняв людей во всех отношениях: общие столовые, дома, спальни, кровати и т. д. Даже мужей и жен не существует как таковых. Сожительство возможно, но только в рамках государственных декретов, а дети после вскармливания отбираются у матерей государством, после чего воспитываются в специальных интернатах: «Они утверждают, что собственность образуется у нас и поддерживается тем, что мы имеем каждый свое отдельное жилище и собственных жен и детей. Отсюда возникает себялюбие, ибо ведь, чтобы добиться для своего сына богатства и почетного положения и ставить его наследником крупного состояния, каждый из нас или начнет грабить государство, ежели он ничего не боится, будучи богат и знатен, или же становится скрюгою, предателем и лицемером, когда недостает ему могущества, состояния и знатности. Но когда мы отрешимся от себялюбия, у нас остается только любовь к общине» Кампанелла Т. Город Солнца. М.: Изд-во АН СССР,1954. 228 с.
Очевидно, что данный идеал казарменного коммунизма Кампанелла подчерпнул, когда изучал другую классическую утопию, а именно «Государство» Платона Нестеров Ф.Г. О влиянии античных политико-философских учений на концепцию «Города Солнца» Томмазо Кампанеллы // В сборнике: исследования по всеобщей истории и международным отношениям. Межвузовский сборник научных статей. Барнаул. 1997. С. 86-99.. В античности ослабленное чувство личности было естественным явлением, а Кампанелла, как представитель позднего Возрождения, доводит эту идею до своего предела. Даже такое сложное человеческое чувство, как любовь, согласно Кампанелле, всего лишь допустимая забава, которая несравнима с «любовью к общине» Чекалов К.А. Томмазо Кампанелла // В сборнике: История литературы Италии Российская академия наук, Институт мировой литературы им. А. М. Горького. Москва, 2012. С. 51-75..
В «Городе Солнца» Кампанеллы крайность идей социального равенства доходит до того, что управление городом возложено на духовную (учёную) аристократию, а каждый гражданин занимается и сельским хозяйством, и военным делом. Это подтверждают следующие строчки: «Они все принимают участие в военном деле, земледелии и скотоводстве: знать это полагается каждому, так как знания эти считаются у них почётными…
Так как должность каждого определяется с детства сообразно с расположением и сочетанием звезд, наблюдавшихся при его рождении, то благодаря этому все, работая каждый в соответствии со своими природными склонностями, исполняют свои обязанности как следует и с удовольствием, так как для всякого они естественны. Это одинаково относится как к военному делу, так и ко всякого рода другим занятиям» Кампанелла Т. Город Солнца. М.: Изд-во АН СССР,1954. 228 с.
Работа найдется всем: слепой может чесать шерсть, щипать перья для подушек; хромой — стоять на страже; глухой компенсирует свой недуг зрением, поэтому и ему найдется работа и т. д. Для совсем крайних случаев человек может быть послан в деревню, где ему точно найдётся какая-то работа его здоровью.
Наклонности человека в таком обществе более значимы нежели его личные предпочтения, поэтому люди занимаются тем, к чему они наиболее склонны, но это не мешает им изучать другие науки и ремесла.
В итоге, для итальянского философа человеческое общество похоже на идеальный завод. Автор исходит из того, что если человек контролирует породу животных при их спаривании, то почему не должен задумываться над улучшением собственной породы? «Поэтому женщины статные и красивые соединяются только со статными и крепкими мужами; полные же — с худыми, а худые — с полными, дабы они хорошо и с пользой уравновешивали друг друга» Кампанелла Т. Город Солнца. М.: Изд-во АН СССР,1954. 228 с. В современном обществе эти воззрения на семью, брак и общество могут вызывать недоумение.
2.3 Свобода личности и ее всестороннее развитие в «Утопии» и «Городе солнца»
Другой важный аспект в «Городе Солнца» — это внимание Кампанеллы к механизмам формирования гармонически развитой личности. Что выступает еще одним идеалом утопического социализма.
Описание порядков Города Солнца в меньшей степени, чем описание Утопии, содержит уравнительный характер и грубый аскетизм. Жизнь соляриев — жителей Города Солнца, очень регламентирована. Равенство начинается с одинаковой одежды, приема одинаковой пищи (только в общественных столовых), соблюдения военного строя на пути на работу, в столовую. Суворов Г.В. Проблема личности в контексте европейской утопии 16-17 вв. // Вестник ВГГУ. 2014. №9. С. 15-25..
Кампанелла считал, что в обществе, которое основано на общей собственности, может сохранится государство. Тем не менее государство, описанное им, в корне отличалось от всего, что было когда-либо описано в истории политической мысли и государственных учреждениях.
Среди принципов, которые лежат в основе власти и управления в Городе Солнца, выделяются следующие три: Горфункель А.Х. Томмазо Кампанелла // Серия: Из наследия мировой философской мысли. Великие философы — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. 248 с.:
1) для нового государства основополагающими задачами являются организация производства и распределения, управление воспитанием граждан;
2) описанные задачи государства определяют деятельность ученых при осуществлении ими власти и управления;
3) в соответствии с новым общественным строем требуется участие народа в управлении государством.
Мор первые наметил данные принципы и считал, что они могут быть осуществлены только в рамках смешанной республики, модифицированной соответствующим образом, которая способна воспроизводить ряд определенных черт античных и средневековых городских республик. Кампанелла в свою очередь описывает абсолютно иную, новую организацию государственной власти, которая не имеет аналогов в истории.
Все ученые, а также иные лица, компетентные в какой-либо отрасли знания или искусства, вместе формируют централизованную иерархию должностных лиц. Глава города — верховный правитель. Его также называют «Солнце» («Метафизик»), он всесторонне образованный человек, хорошо подкованный во всех науках, искусствах, ремеслах. (мощь, мудрость, любовь) Ему помогают три соправителя, они соответствуют трем главным атрибутам бытия: мощь, мудрость, любовь. Первый — «Пон» олицетворяет силу и занимается военным делом).
Второй — «Син» олицетворяет мудрость и стоит во главе развития наук. Последний — «Мор» олицетворяет любовь и занимается воспитанием, деторождением, сельским хозяйством, производством продуктов питания, одежды и др.
Высшим должностным лицам подчиняются лица, ведающие узкими специальностями, например, к таковым относятся Агроном, Скотовод, Воспитатель, Экономист, Перспективист, Геометр, Поэт, Астроном. В данном обществе есть и начальники отрядов, главные мастера; существуют такие должности, как Правосудие, которое подразделяется на уголовное и гражданское, Мужество, Великодушие, Усердие, Бодрость, и т. д.
Власть должностных лиц базируется на всеобщем уважении и добровольном подчинении. Они руководят при производстве работ, разрешают споры, призывают к ответственности нарушителей порядка, благодарят и вознаграждают достойных, воспитывают и учат подрастающее поколение.
В Городе Солнца все солярии, которые достигли 20-летнего возраста, дважды в лунный месяц присутствуют на общем собрании. Данное собрание носит название Большого Совета, на нем каждому дается возможность высказаться по поводу недочетов, имеющихся в государстве на его взгляд. Именно здесь обсуждаются все важнейшие вопросы жизни государства Кампанелла Т. Город Солнца. М.: Изд-во АН СССР,1954. 228 с..
Отличаются оригинальностью мысли Кампанеллы о том, как может сочетаться демократия и правление ученых-специалистов. Кандидатуры на тот или иной пост выдвигаются воспитателями, старшими мастерами, начальниками отрядов и другими должностными лицами, которые знают, кто к какой должности подходит лучше. На Большом Совете каждый может проголосовать за ту или иную кандидатуру, окончательное решение о назначении на должность выносит коллегия должностных лиц, которая состоит из четырех главных правителей, руководителей соответствующих наук и ремесел, начальников отрядов.
Томмазо Кампанелла описывает семь стен, образующих прекрасные улочки и улицы, дома и мастерские. Здесь существует отличный от современного общественного типа новый тип — община. Трудятся в городе Солнца все — и мужчины, и женщины: «Занятия отвлеченными науками и ремеслами являются у них общими как для мужчин, так и для женщин, с одним только различием — наиболее тяжелые ремесла и загородные работы исполняются мужчинами так: пахота, сев, сбор плодов, молотьба да и сбор винограда. Но для дойки овей и приготовления сыра обычно назначаются женщины; точно так же они выходят недалеко за черту города собирать травы и работать в садах. А к женскому труду относятся те работы, какие исполняются сидя или стоя» так, например, тканье, пряденье, шитье, стрижка волос и бороды, изготовление лекарств и всякого рода одежды» Кампанелла Т. Город Солнца. М.: Изд-во АН СССР,1954. 228 с..
Пол не влияет роли на то, чем хочет заниматься человек, все имеют право, а самое главное возможность заниматься философией, спортом, науками и ремеслами. В школе все дети без исключений могут учиться. Классом является улица, здесь маленькие солярии играют, слушают рассказы учителей, занимаются спортом и мастерят, как простые рабочие — граждане города Солнца. Стены города расписаны замечательными рисунками, авторами которых являются лучшие художники города. В силу того, что Кампанелла никогда не имел семьи и привык обходиться без нее, он решает, что и другие люди могут обойтись без браков.
Кампанелла пишет: «У соляриев жены общие. Производство потомства имеет в виду интересы государства, а интересы частных лиц лишь постольку, поскольку они являются составными частями государства» Кампанелла Т. Город Солнца. М.: Изд-во АН СССР,1954. 228 с..
Образование является всеобщим и совместным. Кампанелла предлагает достаточно оригинальный метод приобретения знаний: дети, играя и развлекаясь, незаметно для себя овладевают знаниями, что возможно благодаря наглядности образования. «Во всем городе стены внутренние и внешние, верхние и нижние, расписаны превосходнейшей живописью, в удивительно стройной последовательности отображающей все науки» Кампанелла Т. Город Солнца. М.: Изд-во АН СССР,1954. 228 с..
Занимательно то, что в современном практике образовательного процесса «динамичный» метод Кампанеллы стал как один из основных элементов при развитии мотивации учащихся.
Но помимо этого Кампанелла предложил и другие идеи, которые теперь воплощены в педагогике, к ним относятся и институт наставничества, и обязательное физическое и трудовое воспитание, и профильное обучение. В данном направлении утопические взгляды, описанные Кампанеллой, вполне позитивны, они способствуют стремлению к реализации таких целей, которые являются социальным идеалом и пробуждают в человеке лучшие качества.