Что такое гуманизм и человечность в современном обществе?

Сочинение

Жизнь человека базируется на определенных нравственных законах, которые помогают определять, что является хорошим, а что плохим. Многим неизвестно, что такое гуманизм и какие принципы вложены в это понятие, хоть оно и имеет важное значение для развития общества.

Что такое гуманизм и человечность?

Это понятие произошло от латинского слова, которое переводится, как «человечный». Гуманист – это человек, который выделяет ценности человеческой личности. Смысл заключается в признании права человека на свободу, развитие, любовь, счастье и так далее. Кроме этого, сюда же относится отрицание проявления какого-либо насилия к живым существам. Понятие гуманизма указывает, что основа мировоззрения заключается в способности человек сочувствовать и помогать другим людям. Важно отметить, что проявление человечности не должно идти в разрез интересам индивида.

Гуманизм в философии

Это понятие используется в разных сферах, в том числе и философии, где его представляют, как осознанную установку на человечность без границ. Есть ряд характеристик, которые помогают разобраться в значении гуманизма:

  1. Для каждого человека вышей ценностью должны быть другие люди, и они должны быть в приоритете перед материальными, духовными, социальными и природными благами.
  2. В философии гуманизм – это положение, описывающее, что человек ценен сам по себе независимо от социального статуса, пола, национальности и других отличий.
  3. Одна из догм гуманизма говорит о том, что если хорошо думать о людях, то они непременно станут лучше.

Кризис гуманистических идей

Еще в расцвет гуманистической мысли в XVI-VXII веках начинают появляться утопии, основанные на идеях гуманизма. Самые яркие образцы – это «Утопия» Томаса Мора (опубликована в 1516 г.) и «Город солнца» Томазо Кампанеллы (опубликован в 1623 г.).

Появление утопий – это первый симптом серьезного заболевания, которое выражается в противоречиях самих идей гуманизма, в отсутствии ответов на важные вопросы.

1 стр., 491 слов

Философия: «Человек немыслим вне общества» (Л. Толстой)

... не смогли стать полноценными членами общества. Таким образом, я полностью согласна с высказыванием Льва Николаевича Толстого, что «человек немыслим вне общества». Человек, как биосоциальное существо, способен развиваться ... влияния общества на человека, например, общения, СМИ, обычаи и традиции, книги). Примером, подтверждающим эту точку зрения, может быть произведение Л.Н. Толстого "Воскресенье". ...

Любопытно, что сам Томас Мор – чистой воды гуманист, друг Эразма Роттердамского – в своей «Утопии» сравнивает человека с жеребцом. Речь идет об описании выбора утопийцами жениха или невесты.

Их необходимо предварительно продемонстрировать друг другу в голом виде, потому что даже жеребцов выбирают, сняв с них седло и сбрую. Жители острова Утопия не могут себе позволить выбирать спутницу жизни только по лицу, им необходимо обозреть поле деятельности целиком.

В XIX веке гуманистическая мысль сталкивается с кризисом уже в полную силу. По определению русского философа Н. Бердяева:

«От безграничности и безудержности индивидуализма индивидуальность погибает. /…/ гуманизм переходит в антигуманизм».

Появление Ницше с его Заратустрой, говорящим «людей не люблю я», и идеями сверхчеловека тому яркий пример. Ницше, хоть и вышел родом из гуманистических идей, утверждал, что человека нельзя любить просто за то, что он человек.

доводит гуманизм до высшей точки и уничтожает его

Карл Маркс тем временем модифицирует идеи гуманизма под свои философские воззрения. Прорабатывая тему социализма, он утверждает, что первоочередной задачей является освобождение пролетариата от угнетателей.

Социалистический гуманизм Маркса

Гуманность и гуманизм – различие

Многие часто путают эти понятия, но на самом деле, они имеют как общие, так и отличающие черты. Гуманизм и человечность – два неразрывных понятия, которые подразумевают защиту прав личности на свободу и счастье. Что касается гуманности, то это определенная черта человека, которая проявляется в положительном отношении к другим людям. Она формируется в результате осознанного и устойчивого понимания, что хорошо, а что плохо. Гуманность и гуманизм — взаимосвязанные понятия, поскольку первое формируется на подражании принципам второго.

Как связаны между собой гуманизм и Реформация

Реформация – это общественное движение по преобразованию христианской церкви. Началось в XVI веке в Германии, в самый разгар эпохи Возрождения. Как связаны между собой гуманизм и Реформация?

Можно сказать, что гуманисты провели хорошую подготовительную работу для дальнейшей деятельности реформаторов. Существует даже такое выражение «Эразм снес яйцо, а Лютер его высидел», его сформулировал сам Эразм Роттердамский в своих спорах с Мартином Лютером – основоположником Реформации.

подготовив почву для Реформации, гуманисты

Реформаторы vs гуманисты

Реформаторы Гуманисты
Отрицание свободы воли человека. Все в этом мире подвластно Божественному предопределению. Идея свободы воли человека. Человек, двигаясь в сторону нравственного совершенствования, формирует свой характер сам.
Хотели реанимировать первоначальную чистоту христианской веры. Завершили религиозное развитие эпохи Средних веков. Хотели реанимировать науки и искусства античного мира. Положили начало светской культуры, которая переросла в эпоху Просвещения XVIII века.
В центре — мысли о загробном спасении. В центре — интересы земной жизни.
Важно божественное начало Христа. Важно человеческое начало Христа.

Правда, надо отметить, пока ребята несли и высиживали яйца, католическая церковь преследовала и тех и других.

Признаки гуманизма

Известны основные признаки гуманизма, которые в полной мере раскрывают это понятие:

  1. Автономность

    — Идеи гуманизма не могут быть выделены из религиозных, исторических или идеологических посылок. Уровень развития мировоззрения непосредственно зависит от честности, лояльности, терпимости и других качеств.

  2. Фундаментальность
    • Ценности гуманизма имеют важное значение в социальной структуре и являются первичными элементами.
  3. Универсальность

    — Философия гуманизма и ее идеи применимы ко всем людям и любым социальным системам. В существующем мировоззрении можно выходить за рамки, поскольку каждый человек имеет право на жизнь, любовь и другие характеристики.

Историческая справка

Встречается мнение, что основа для гуманистических идей была заложена еще в глубокой древности и нашла свое отражение как в античной мысли, так и в мировых религиях. Но все же точкой отсчета принято считать время Ренессанса. Именно тогда в работах ученых и философов появились тезисы, из которых непосредственно выросли современные гуманистические концепции.

История появления и развития

В раннее Средневековье цивилизация Европы переживает упадок и долгое время находится на очень низком уровне. В итальянских полисах благодаря активной международной торговле и развитой городской жизни происходит культурный обмен. Кризис и падение Византии способствует концентрации уцелевшего античного наследия на Аппенинах — многие труды греческих мыслителей обретены заново в оригинале или арабских переводах. Все это в конечном итоге рождает мышление нового типа — антропоцентризм, ставший альтернативой картине мира, установленной церковью.

Наступает эпоха Возрождения. Приверженцы антропоцентрического подхода стремятся сместить фокус внимания на человека, его желания и потребности. Под studia humanitatis понималось то, что сейчас скорее бы назвали вопросами саморазвития. Мыслители включают сюда взращивание таких качеств, как ученость, добродетель и благое поведение. Эти свойства увязывались с «возделанностью» индивида через классическое образование на основе античных образцов. Под влиянием стоицизма формируется новый идеал личности — исполненной разумом, силой духа и творчества, великодушной, справедливой и активно познающей мир.

В Новое время гуманистичность уже понимается иначе — влияние богословия и христианской идеи промысла Бога в жизни людей теперь окончательно отходит на второй план. Схоластики и богословы постепенно проигрывают светским философам. Утверждается деизм — идея, что влияние высших сил на этот мир в действительности гораздо меньше или отсутствует вовсе. Таким образом, человек, предоставленный Богом самому себе, признается вершиной мироздания и источником нравственного закона. Он имеет право на свободу, счастье и самосовершенствование.

Современное состояние

За последние два столетия мир переживает радикальные изменения. Колониализм, распространение и отмена рабства, отмирание сословных привилегий, мировые войны и процессы глобализации заставили людей неоднократно пересмотреть ценность личности и ее место в постоянно меняющемся обществе.

На данной стадии развития гуманистического движения можно выделить следующие этапы:

  1. Зарождение (середина XIX столетия — начало 1930-х годов).

  2. Становление и развитие (1930—1980-е годы).

  3. Возникновение и размежевания светского и религиозного направления (с 1980-х годов).

В 1933 году под руководством философа Роя Селларса и протестантского пастора Рэймонда Брэгга выходит Первый гуманистический манифест. В документе отражено стремление примирить веру с наукой и сформулировать некую новую религиозную концепцию, отвечающую нуждам времени. Так, признавалась несотворенность мира и теория эволюции, а также необходимость формулировать вопросы веры в научном ключе. Также отвергалось противопоставление священного и мирского, души и тела.

Второй манифест вышел в 1973 году и отражал реалии мира, уже пережившего ужасы Второй мировой войны и расколотого на два противоборствующих политических лагеря. Текст содержал призывы к объединению людей на основе общих принципов, борьбе с распространением оружия массового поражения, насилием и дискриминацией. Говорилось о правах и свободах людей в сфере общественной и личной жизни. Заявлялось, что не Бог спасает человека, а лишь он сам, беря на себя ответственность.

Следующий манифест был подписан в 2003 году и по объему был значительно меньше предыдущих. В нем призывается активно познавать мир, указывается неотъемлемая связь человечества с природой и его социальная сущность. Авторы призывают людей активно взаимодействовать и работать на благо общества.

Гуманизм – виды

Существует несколько классификаций гуманистов, которые отличаются критериями выбора. Если ориентироваться на исторический источник и содержание, то можно выделить девять типов гуманистов: философские, коммунистические, культурные, научные, религиозные, светские, рабовладельческие, феодальные, природные, экологические и либеральные. Стоит рассмотреть, какой бывает гуманизм по приоритетности:

  • народный – живущие ради счастья народа;
  • правозащитный – выступающие за права и свободы всех людей;
  • пацифистский – люди-миротворцы, которые ведут борьбы против всего вредного на земле;
  • общественный – оказывающие помощь детям, инвалидам и другим нуждающимся.

Принцип гуманизма

Человек должен развиваться и получать определенный набор знаний и развивать умения, которые он вернет миру через общественную и профессиональную деятельность. Гуманистическое мировоззрение подразумевает соблюдение правовых и моральных норм общества и уважительное отношение к общественным ценностям. Принцип гуманизма подразумевает соблюдения ряда правил:

  1. Достойное отношение общества ко всем людям, без учета физического, материального и социального положения.
  2. Выясняя, что такое гуманизм, стоит указать еще один принцип – должно признаваться право каждого человека на то, чтобы быть самим собой.
  3. Важно понимать милосердие, как ступень к гуманизму, который должен опираться не на жалость и сочувствие, а на стремлении помочь человеку интегрироваться в обществе.

Современный гуманизм

Фильм «Мулан 2»

Этот фильм сделан в гуманистической традиции, где сердце конкретной девушки важнее долга перед Родиной.

​​​​​​​Гуманизм — мировоззрение, в центре которого находится идея индивидуального человека как высшей ценности. На уровне практики — это бережное отношение к каждому конкретному человеку.

Как мужчины делают выбор между любовью и долгом.

​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​Истоки современного гуманизма восходят к эпохе Возрождения (15-16 вв.), когда в Италии, а затем в Германии, Голландии, Франции и Англии возникает широкое и многоликое движение против духовного деспотизма церкви. В противовес требованиям посвятить земную жизнь искуплению своих грехов, гуманисты провозгласили человека венцом мироздания, утверждали его право на земное счастье, на «естественное» стремление к наслаждению и способность к нравственному самосовершенствованию как духовно свободной личности. Изначально понятие «гуманизм» означало, как написано в Советском Энциклопедическом Словаре, «признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей». Конечно, здесь имелись в виду права взрослого человека, поскольку изначально никому не приходило в голову, что ребенок под флагом гуманизма будет настаивать на своем праве жить свободным образом так, как ему хочется, получая наслаждение от компьютерных игр и чупа-чупсов.

Современный гуманизм, формулируя позицию «Каждый человек имеет право стремиться к свободе и счастью», еще не вполне определился со своими главными тезисами. Начинается всё хорошо:

Гуманизм — демократическая, этическая жизненная позиция, утверждающая, что человеческие существа имеют право и обязанность определять смысл и форму своей жизни. Гуманизм призывает к построению более гуманного общества посредством этики, основанной на человеческих и других естественных ценностях, в духе разума и свободного поиска, за счёт использования человеческих способностей. Гуманизм не теистичен и не принимает «сверхъестественное» видение реального мира. Гуманизм дорожит близкими отношениями. В мировоззрении гуманизма любовь и взаимопонимание важнее достатка и социального успеха.

Да, все слова хорошие, но дальше возникают трудные вопросы. Одно дело — поддержка стремления взрослого человека к свободе и саморазвитию, другое — утверждение права каждого на комфорт. Одно дело — забота о прогрессе, второе — забота о безопасности и желание притормозить прогресс в его сумасшедшем беге. Одно дело — поддержка прав лучших представителей человечества, людей наиболее умных и творческих, другое — забота о детях, слабых и обездоленных. Начинал гуманизм с первого, сегодня уверенно склоняется ко второму.

Как пишут современные российские гуманисты: «Я бы назвал тот гуманизм, который считаю истинным – если проще всего – бережным отношением к человеку. То есть это сочувственное и уважительное отношение к человеку как таковому, независимо от его отличий от других, например от принадлежности к тем или иным социальным группам (истинно или неистинно верующих, неверующих, элите, партиям, национальностям, полу и всему подобному).

Гуманизм – это проект человеческого общежития, в котором общечеловеческие (точнее, «каждочеловеческие») ценности должны оставаться безусловно приоритетными, а все прочие – быть уважаемым частным делом каждого. Что такое «общечеловеческие (“каждочеловеческие”) ценности»? – Это, очевидно, жизнь и соответственно стремление к полноте жизни, счастью; это все потребности здорового человеческого естества, определяемые необходимостью поддержания и продолжения жизни в потомстве; это и «жизнесберегающее» требование добрососедства, для которого, уж точно, «худой мир лучше доброй ссоры»; это и неразрывная с представлением о полноте разумной жизни свобода личности (разумеется, как уже отмечалось, совместимая в общежитии с такой же свободой всякой другой личности), – свобода личности мыслить по-своему (исповедовать собственные ценности, свобода совести) и ее свобода чем-то обладать (право собственности)».

В соответствии с современными гуманистическими взглядами, человеческая жизнь бесценна, и особенно нуждаются в защите слабые: дети, женщины и инвалиды. В педагогике это взгляды, согласно которым в каждом ребенке есть позитивное ядро, которому надо только помочь развиться. Считается, что ребенок рождается изначально свободным, и эта изначальная свобода ребенка — абсолютная самоценность. Гуманизм возражает против навязывания детям того или иного мировоззрения, считая, что ребенок сам должен определять свой путь. В воспитании приветствуется недирективность, нельзя применять давление, принуждение и манипуляции. Одной из высших жизненных ценностей считается комфортная, свободная, внутренне гармоничная жизнь, вариант «счастливого детства» для взрослого человека. В практической психологии гуманистический подход более всего выражен в психотерапии, реализующей принцип «Не навреди!» и ставящей задачу спасти от проблем, избавить от душевной боли. Это мягкая помощь, создание теплых и безопасных условий, подход «Принимайте человека таким, какой он есть. Помогайте ему на пути его роста». Чтобы избавить клиентов от излишних нагрузок и душевных травм, им даются установки «Позаботься о себе и своих близких, не ставь слишком трудных задач. Ты – в центре мира, главная ценность».

На экраны выходят яркие фильмы для детей и подростков, рассказывающие им, что главное в жизни — радости и развлечения, а сердечные переживания конкретной девушки важнее долга перед Родиной. Это — развитие современной гуманистической традиции.

Ценности современного варианта гуманизма принимают не все. Бережность в отношении к детям (да и ко взрослым людям) имеет и свою оборотную сторону: те, кого берегут от сквозняков, чаще болеют, а те, кого уберегают от трудностей жизни, как раз чаще в этих трудностях ломаются. Любое движение вперед невозможно без ошибок, но принцип «Не навреди», запрещая допускать ошибки в отношении человека, нередко становится преградой в развитии науки.

Любопытно: вплоть до XVII века хирургия была делом не врачей, а цирюльников, поскольку врачи буквально соблюдали принцип «Не навреди» и им было запрещено повреждать кожные покровы больного. Операция, если она выполнялась по правилам, проводилась под руководством ученого доктора, который сидел за кафедрой и громко вслух зачитывал указания «хирургу» — цирюльнику. Посколько доктор пользовался классической латынью, малограмотный цирюльник не понимал ни слова и резал больного так, как понимал это сам. Больше всего это походило на пытки. Со временем такое понимание принципа «Не навреди» подкорректировали, современный хирург имеет право и обязан повреждать кожные покровы больного, если это необходимо для сохранения его жизни.

Во многих областях современное развитие гуманизма породило серьезные проблемы. В юриспруденции абсолютизация принципа ценности жизни запрещает законопослушному гражданину жесткие меры в отношении нападающего на него преступника и привела к фактическому торжеству преступника перед жертвой. Инвалиды, осознавшие себя угнетаемым меньшинством, сегодня протестуют против пренатальной диагностики, позволяющей женщинам абортировать будущих инвалидов. Гуманисты требуют, чтобы у матерей-наркоманок были деньги на воспитание детей и на наркотики, забирая эти деньги у тех матерей, которые воспитывают детей сами. Когда гуманизм защищает самых проблемных, слабых и больных, в обществе слабых, больных и проблемных становится все больше и больше, и им уже не обязательно заботиться о своем здоровье: об этом теперь обязаны заботиться врачи. Эта проблема становится все более и более экономической: сегодня уже вполне реально поддерживать жизнь старых и больных людей практически бесконечно, но платить за это приходится тем, кто работает. И дело не только в том, что работающие люди начинают уезжать из стран с непомерно высокими налогами, проблема в том, что у людей исчезает необходимость быть здоровыми. Если добрые люди в заботе о зайцах в лесу истребили волков, зайцы скоро начинают болеть и вымирать.

Современный гуманизм защищает права меньшинств в ущерб интересов большинства. В Брюсселе перестали ставить на центральной площади настоящую рождественскую елку, дабы не ущемить чувств арабов-мусульман: они же в Брюсселе гости и в меньшинстве. В словарь запрещенных слов в школах США попали слова «день рождения», задевающие мировоззрение адвентистов, и слова «мама» и «папа», ущемляющие права сторонников однополых браков.

Гуманизм расширяет свои границы, распространяя свои требования на содержание скота и птицы. В самых зажиточных районах Лондона открываются продуктовые магазины, где вся еда должна соответствовать новым этическим стандартам, а именно принципам гуманизма. Этично выращенная курица — это курица, про которую известно, сколько метров составляла территория, на которой она выгуливалась, были ли у курицы друзья, и как ее звали (например, Патриция), пока ей не отрезали голову. Так выращенная курица — худая, имеет жесткое мясо, с бройлерной сочной тушкой никакого сравнения, но ни отсутствие вкусовых качеств, ни дорогая цена значения не имеют. Мода на гуманизм диктует новые ценности, и вслед за ними меняется жизнь. Как меняется?

Реальная история из жизни: аквариумная выставка в Германии. К стенду с золотыми рыбками подходят полицейские — экологическая полиция, заботящаяся о соблюдении прав животных (рыбок).

Измерили объем аквариума, посчитали количество рыбок, обнаружили несоответствие. Люди вежливые, не штрафуют, а предлагают решить вопрос. Но — как?? Лишнюю рыбку в баночку не переложишь, там ей тоже будет воды недостаточно. В конце концов полицейские подсказали — надо лишнюю рыбку просто выкинуть в туалет. Во имя заботы о рыбках… Это тоже лицо современного гуманизма.

Современный гуманизм в педагогике защищает детей, но так, что незащищенными оказываются родители. Вот педагогические принципы школы «Море и песок» (Сиэтл), реализующей принципы гуманистического воспитания:

  1. Взрослые не имеют права требовать от ребенка послушания. Дети должны быть свободны, а взрослые должны относиться к ним, как к равным.
  2. Строго запрещаются любые наказания.
  3. Не следует просить детей выполнять какую-либо работу, пока им не исполнится 18 лет.
  4. Родители не должны требовать , чтобы дети говорили им «спасибо» и «пожалуйста».
  5. Нельзя вознаграждать ребенка за хорошее поведение. Вознаграждение — это скрытая форма принуждения.
  6. Успеваемость ребенка в школе является его личным делом, родители не должны вмешиваться в этот вопрос.

​​​​​​​​​​​​​​Заметьте, гуманистическое воспитание содержит множество запретов, просто все эти запреты — против родителей. Вести из Штатов: «В штате Флорида Кэт и Харланд Барнард, родители 17-летнего Бенджамина и 12-летней Кит, объявили забастовку в связи с тем, что их дети не помогают им по хозяйству. По словам 45-летней К.Барнард, она и ее 56-летний муж испробовали все методы, чтобы заставить детей вести себя как следует: плакаты воспитательного содержания, лишение карманных денег, консультации у психолога. Каплей, переполнившей чашу терпения, стало то, что Бенджамин не предложил матери помочь скосить траву на газоне, хотя ей только что сделали операцию. Неделю назад родители установили перед домом палатку и несколько лозунгов, один из которых гласит: «Бастуют родители». Спят они на надувных матрасах в палатке, едят барбекю и заходят в дом только для того, чтобы помыться в душе. Дети живут в доме, едят то, что приготовят себе сами из замороженных полуфабрикатов. За противостоянием отцов и детей наблюдает местная полиция, учителя и работники социальных служб. Местные стражи порядка три раза приезжали к дому Барнардов, но не пытались вмешаться. 17-летний Бен не очень доволен забастовкой и вниманием прессы. Однако его сестра говорит, что понимает родителей и намерена исправиться», — передает Би-би-си.

В Швеции с 1979 года существует абсолютный запрет на телесное наказание детей. Родители не могут безнаказанно дать ребенку подзатыльник, потянуть за ухо или повысить на него голос. За избиение ребенка грозит 10 лет тюрьмы. Еще с детского сада дети в подробностях проинформированы о своих правах и необходимости сообщать полиции о такого рода происшествиях. Наверное, это очень гуманно, но дети этим активно пользуются, тем более что в конфликте между интересом ребенка и интересом родителя государство принимает сторону ребенка.

Громкую огласку получила история девочки-подростка, обвинившей своего отчима в избиении и сексуальных домогательствах. 12-летняяя Агнета просто рассердилась на него за то, что он усыпил котят, а она хотела их оставить. Она обратилась в полицию, проинструктировав свою младшую трехлетнюю сестричку, что следует говорить. На основании показаний отчим был задержан и осужден. Мать, которая не поверила дочери, была лишена права родительской опеки. Агнету передали в приемную семью. Через три месяца девочка поняла, что поступила неправильно, пробовала вернуть свое заявление и освободить отчима. Но юридическая машина уже закрутилась. К тому же никто не воспринимал раскаяние девочки серьезно, ведь жертвы инцеста очень часто отказываются от своих показаний. Дошло до того, что «жертва» стала писать во всевозможные инстанции, генеральному прокурору в частности, где подробно описала всю историю, что отчим невиновен, что она все придумала, объяснила почему. Но прокурор тоже не вмешался.

В праве на воспитание детей в гуманной Швеции отказано не только родителям, но и учителям. До восьмого класса ученикам не ставится оценок, неуспевающих не оставляют на второй год, ну и, конечно, никого не выгоняют из школы. Ученики говорят учителю «ты», и они не обязаны отвечать на учительские приветствия. Учителя жалуются, что в классах тяжело работать из-за хаоса, шума и агрессии на уроках.

Письмо также из Штатов: «Живу сейчас в Америке, на съёмных квартирах. Учусь-работаю и играю на электрогитаре — довольно давно уже, первый раз в руки взял в далёком 2008-ом. Играю для себя, группы-прочего нет, тренируюсь дома. Давно уже привык к неспособности американцев сменить аккумулятор на телефоне и восстановить винду, но недавно был форменный атас. Ко мне пришла пара, лет под 40, живут снизу. Жалуются, просят не играть. Я им объясняю, что играю в разрешённое время, громкий звук не делаю, спать не мешаю и прочее. На что мне отвечают примерно следующее: «Наш сын, слыша вашу игру, чувствует себя ущемлённым в правах, поскольку с тем же уровнем навыка играть не умеет. Из-за этого он испытывает моральное неудобство, которое не может исправить. И поэтому мы просим перестать ущемлять нашего сына в своих правах на равенство. Иначе мы подадим на вас в суд за моральный ущерб». — Думаю, отсюда лучше съезжать…»

Воспитанники Макаренко идут военным строем.

Величайшего педагога 20 века, Антона Семеновича Макаренко, за его деятельность травили прежде всего гуманисты, критикуя за жесткий командный подход, за военные марши и дисциплину, но именно он сумел из малолетних воров и попрошаек сделать красивых и честных людей, не только нашедших себя в жизни, но ставших по жизни лидерами, ставших учителями и воспитателями для других. Сегодня макаренковские колонии юридически невозможны, потому что гуманисты, которым жалко детей, запретили эксплуатацию детского труда, запретили детям трудиться. Результаты — грустны.

В лечении наркоманов есть особенность: на некотором этапе постоянные мысли о наркотиках можно сбить голодом. Но в настоящее время это уже запрещено: это негуманно. Поэтому наркоманы продолжают ломаться в ломке.

Ройзман об этом пишет: Все без мозгов. На реабилитации они очень тяжелые. У них у каждого гонор, завышенная самооценка, и ноль самокритики. У них как у алкоголиков, может стебануть белочка в любой момент, только выглядит это по другому. Как правило, через несколько дней они просто начинают выть. Думают только о наркотиках. Раньше мы на карантине этот гон сбивали голодом — на третий, на четвертый день мысли о наркотиках отходили в сторону, потому что просто хотелось пожрать. Сейчас все. Гуманисты победили. И способа с этим справится никто не знает. Гуманисты же, они такие — любят быть добрыми за чужой счет.

Известная притча о доброй женщине, которая всем сердцем была привязан к двум своим любимым цыплятам. И однажды случалась беда: один из цыплят тяжело заболел. Женщине сказали, что он может выздороветь, если его накорить куриным бульоном. Добрая женщина сделала куриный бульон из здорового цыпленка и выкормила больного…

Эта притча кажется абсурдом, натяжкой, чем-то диким и невозможным, однако похоже, что на самом деле подобные истории в том или ином виде происходят сегодня часто и повсеместно. К примеру, вот такую историю рассказала мне моя коллега, историю про очень хорошо знакомых и близких ей людях. Итак, в той российской семье около 30 лет назад родился мальчик. Он очень рано стал ходить и разговаривать, в год с небольшим знал наизусть алфавит и рассказывал стихи. Кроме того, был очень ловким, гибким и спортивным. Знакомые говорили, что он просто вундеркинд. А через несколько лет родился второй мальчик. К сожалению, он родился инвалидом, и врачи сказали, что вряд ли он проживет больше года. Но родители любили ребенка и решили бороться за него. Они ездили к лучшим врачам Европы и США, и больше 50 разных врачей сказали, что ребенок не выживет. Наконец, они нашли доктора, который дал надежду. Благодаря сверх-усилиям всей семьи мальчик выжил, сейчас ему почти 25 лет. Он не разговаривает, не имеет навыков самообслуживания (памперсы меняют ему каждые 3 часа), агрессивен. Но жив и любим родителями. А что стало с первенцем? Всё хорошо, он вырос достаточно здоровым. Родители были заняты выживанием второго ребенка, поэтому первому не смогли дать никакого образования. Он работает грузчиком и любит вспоминать, как в младших классах выиграл соревнования по бегу. Других побед в жизни у него не было. Такой наш, родной, сердечный гуманизм материнского сердца…

Современный российский гуманизм отличается от западного, но по некоторым моментам не в лучшую сторону. С одной стороны, многим россиянам гуманизм не знаком вовсе, поскольку воспитание ремнем и кулаками многим родителям кажется единственно правильным методом воспитания. С другой стороны, Россия живет жалостью, но — странной. А именно, по статистике Mail.ru и ВЦИОМ помощь взрослым в России по популярности стоит на пятом месте после помощи детям, старикам, животным и помощи экологическим проблемам. Людям больше жалко собак, чем людей, а из людей из чувства жалости важнее поддержать нежизнеспособных детей, а не взрослых, которые еще могли бы жить и работать. Россияне, если уж хотят давать деньги, то исключительно на одного больного, ну, то есть, на одного ребенка, и желательно больного, самого больного, желательно неизлечимого смертельно. А если ребенок не умрет, то давать деньги на реабилитацию ребенка после болезни никто уже не хочет. К сожалению, с этим знакомы все российские благотворительные фонды.

Гуманизм дорог нам всем, но сегодняшнее направление его развития, похоже, нуждается в корректировке.

…В любви, в заботе о человеке есть два стиля, «два крыла» любви — материнская модель любви, связанная с теплой поддержкой и безусловным принятием, и отцовская модель, в которой реализуется требовательное отношение. Гуманизм — это разновидность этической направленности, в которой реализуется мягкая, материнская модель любви, женское воспитание, а не уравновешенное воспитание из блага превращается в опасность. Гуманизм без ума — стихийное бедствие.

Гуманизм — величайшее достижение человечества, его историческая миссия еще не выполнена, но он уже требует своего баланса и своего противовеса. Теплая бережность гуманизма лучше всего реализует себя в обрамлении жесткой мужской требовательности, и умеющее чувствовать сердце, как символ гуманизма, должно дополняться разумом, умеющим считать, взвешивать и просчитывать последствия.

Гуманизм в современном мире

В последнее время идеи гуманизма потерпели изменения, и он даже утратил свою актуальность, поскольку для современного общества на первый план вышли идеи собственничества и самодостаточности, то есть культ денег. В итоге идеалом стал не добрый человек, которому не чужды чувства других людей, а личность, сделавшая саму себя и ни от кого не зависящая. Психологи считают, что такое положение ведет общество в тупик.

Современный гуманизм подменил любовь к человечеству борьбой за его прогрессивное развитие, что непосредственно отразилось на первоначальном смысле этого понятия. Многое для сохранения гуманистических традиций может сделать государство, например, бесплатное образование и медицина, поднятие заработной платы бюджетным работникам будут препятствовать расслоению общества на имущественные группы. Лучиком надежды, что еще не все потеряно и гуманизм в современном обществе еще может восстановиться, являются люди, которым еще не чужда ценность справедливости и равенства.

Светский гуманизм

Светские идеалы становились все более популярными с развитием гуманизма. Этот процесс привел к разделению государства и церкви. Если в Средние века церковь контролировала все и властвовала над умами и поступками людей, то уже в эпоху Возрождения зазвучали в полную силу идеи о ценности свободы, разума, социального равенства и справедливости.

Сегодня светский гуманизм – это направление в современной философии, которое сохраняет все важные принципы классического учения, делая акцент на обязанности человека жить по совести, по этическим законам без обращения к религиозным заповедям.

не признает веру

Светский гуманизм не обожествляет человека, скорее наоборот, возлагает на него груз ответственности за этические последствия поступков и принимаемых решений.

десять фундаментальных принципов

  1. Недопустимость цензуры в любом ее проявлении.
  2. Отделение церкви от государства.
  3. Недопустимость любой формы тоталитаризма, соблюдение власти закона и прав меньшинства.
  4. Формирование этических норм без влияния религии.
  5. Нравственное воспитание молодежи, недопустимость навязывания молодым какой-либо религии, пока они сами не смогут сделать осмысленный выбор.
  6. Скептическое отношение к религии.
  7. Применение рациональных методов исследования.
  8. Научный метод познания мира – самый достоверный.
  9. Безоговорочное признание эволюции.
  10. Необходимость образования в гуманистическом ключе.

Факты о гуманизме

С этой сферой связано много интересной информации, поскольку в течение многих лет гуманизм подвергался проверкам, корректировался, шел на спад и так далее.

  1. Известный психолог А. Маслоу со своими коллегами еще в конце 50-х хотели создать профессиональную организацию, которая бы рассматривала проявление гуманизма в обществе со стороны психологии. Было определено, что в новом подходе на первом месте должны быть самореализация и индивидуальность. В итоге была создана Американская ассоциация гуманистической психологии.
  2. Согласно истории первым истинным гуманистом является Франческо Петрарка, который на пьедестал выдвинул человека, как интересную и самодостаточную личность.
  3. Многих интересует, что такое термин «гуманизм» при его взаимодействии с природой, так вот он подразумевает бережное отношение к среде обитания и проявление уважения ко всем живым существам на земле. Экогуманисты стремятся воссоздать утраченные элементы природы.

Гуманизм эпохи возрождения

Если в Средние века церковь управляла умами людей, земная жизнь рассматривалась с позиции подготовки к загробной, то ренессанс породил нового человека, которого интересовало устройство этого, вполне реального, а не какого-то там мифического загробного мира.

Именно эпоха Возрождения явила миру художников, поэтов, изобретателей, первооткрывателей и прочих гениев, имена которых до сих пор известны любому ребенку.

были гуманистами

возник в Италии в XIV веке

Гуманизм эпохи Возрождения поставил в центр мироздания человека как самое совершенное творение природы, в котором заложено божественное начало. И смысл существования этого творения не в замаливании грехов, а в умении находить гармонию в земной жизни.

личными заслугами

Именно гуманистические идеи породили совершенно новую культуру, в основе которой лежат жизнерадостные светские темы. Гуманизм, прославляющий индивидуальное начало человека (что такое индивидуальность?), превратил анонимное искусство средневековья в авторское. Сравните, сколько средневековых художников, литераторов, музыкантов вы можете назвать навскидку и сколько имен родом из эпохи Возрождения.

вопросы воспитания и образования

Книги про гуманизм

Тема личностной свободы и человеческой ценности часто используется в литературе. Гуманизм и милосердие помогают рассмотреть положительные черты человека и их значимость для общества и мира в целом.

  1. «Бегство от свободы»

    Э. Фромм. Книга посвящена существующим психологическим аспектам власти и обретению личностной независимости. Автор рассматривает значение свободы для разных людей.

  2. «Волшебная гора»

    Т. Манн. В этой книге рассказывается о том, что такое гуманизм, через отношения людей, которые потеряли смысл жизни и для них на первое место выходят человеческие отношения.

Идеи позднего гуманизма

В противовес идеям раннего гуманизма, которые прославлялись в творчестве Дж. Мирандолла, возникали оппозиционные идеи. Мыслители вынуждены были признать, что культ человека был возвеличен настолько сильно, что это могло иметь негативные последствия. Сверхвозможности уже не представлялись таким всемогущим оружием, а человек, часто, своими действиями доказывал обратное: вредил природе и своим соотечественникам.

Поздний гуманизм в трудах Н. Кузанского обозначен термином «пантеизм», что означало соединение Бога и Природы в единое целое. В его работах, основанных на математических вычислениях, имеется понятие абсолютного минимума и абсолютного максимума, то есть божественное начало имеется в самых маленьких частицах природы. Это не противоречит библейской истине. Философия Кузанского повлияла на становление образа мышления Дж. Бруно, который развивал и изучал одну из частей пантеизма — природу.