Возрождение в Италии: величайший скульптор, живописец и архитектор
6 марта 2005 года исполнилось 530 лет со дня рождения одного из титанов эпохи Возрождения в Италии. Этот величайший скульптор, живописец и архитектор считается одной из вершин мирового реалистического искусства. Его многогранное творчество поражает глубиной и мощью раскрытия высоких и благородных идей, ставя его художественные образы в ряду с величайшими творениями мирового гения.
Этот художник не имел себе равных в области монументальной пластики, в создании величественных скульптурно-архитектурных и живописных ансамблей. На протяжении всей своей карьеры он центрировал свое внимание на человеке-герое, действенном, активном, волевом и прекрасном. В своих произведениях он сохранял свой идеал даже в период крушения Возрождения, хотя в поздних работах присутствует тема страдания, мучительного внутреннего надлома и трагического неприятия мира.
Начало творческого пути этого художника пришлось на период высочайшего подъема итальянской культуры. Принцип гуманизма одухотворял всю культуру и искусство Возрождения. Интерес к окружающему миру и реальному человеку, страстная жажда познания привели к созданию новых образов и сообщили искусству величественный пафос жизнеутверждения.
С конца XV века ведущим центром итальянского Возрождения становится Рим, столица католического мира, куда папа стремится собрать весь цвет итальянского искусства. Однако расцвет искусства Высокого Возрождения продолжался здесь недолго – всего три десятилетия. С 40-х годов XVI века хранительницей и продолжательницей прогрессивных идеалов Возрождения становится Венеция.
Творчество этого художника было связано с Флоренцией и Римом. Искусство в эпоху Возрождения приобрело большое общественное значение. Его развитие было связано с соперничеством правителей разрозненных итальянских городов и областей, которые видели в покровительстве искусству и художникам один из способов утверждения своего могущества.
Становление Микеланджело как художника
Микеланджело Буонарроти родился в небольшом городке Капрезе, недалеко от Флоренции, в скромной, но древней семье. У него было четыре брата, а когда ему было шесть лет, умерла мать. Рано оставшись без матери, юный Микеланджело уходил в свои мечты и склонности, был укроменным и задумчивым ребенком.
Спорт в изобразительном искусстве советского периода
... художником лаконично, просто и весьма убедительно. Большой вклад Дейнека внес в тему спорта в искусстве через свои плакаты. 5. Тема спорта в скульптуре советского периода ... того массового явления, которыми стали спорт и физическая культура. 6. Изобразительное искусство на рубеже 1950-60- ... спорта, связанной с задачей подготовки физически развитого человека, который «готов к труду и обороне». Спорт ...
В Флоренции Буонарроти пошел в латинскую школу. Но склонность к искусству приводит его в мастерскую одного из самых известных живописцев Флоренции – Доменико Гирландайо. Гирландайо открыл Микеланджело много объективного мира и его первые опыты ставились в восстановлении фресок, клеймовок, различных деталей и предметов в мастерских художника. Хустино да Верохио, мастер, был тем, кто обнаружил невероятные возможности мальчика Микеланджело, планируя передать ему узлы разных жанров и профессий и наставлял его над своим учеником, руководитель Маботта Скадденгатта Микеланджело сказал, что он позже окрасится как муза.
Микеланджело начинал с того, чтобы откопировать старые работы флорентийских и греческих мастеров. Затем он стал изучать музыку и поэзию. Он создал свой отдельный стиль любого другого художника и не осталось сомнения, что он знает свое дело. Его стиль и контуры были свободными, как изменчивый естественный пляс музыки, которую он уважал. Он управлял большими формами, которые были наполнены его сюрреалистической воображение и пронизаны его глубокой философией.
Со временем Микеланджело пришел к пониманию, что его истинное призвание – в скульптуре. Он создал свои первые мраморные работы, которые вызвали восторг у критиков и покровителей искусства. Первая его значимая работа была бронзовая статуя «Бакхантка».
Искусство Микеланджело
Микеланджело был величайшим художником эпохи Возрождения. Он считал, что искусство может взорвать традицию, что порой надо уйти от симметричности и идеала красоты, чтобы передать эмоции. Его главные работы — «Положение во гроб», «Оплакивание Христа» и «Сотворение Адама» находятся в Sixtine Chapel.
В своих работах Микеланджело придерживался подхода, когда скульптура должна выражать эмоции, человеческие качества, духовность, а не просто быть точной копией реальности. Это было необычно для его времени. Критики характеризуют его работы как сильные, преломляющие реальность, наполненные движением и эмоциональной глубиной.
Сотворение Адама стало вершиной Микеланджело инноваций. Работа представляет собой законы мира, пронесенные мощной центральной системой мысли. Концепция этого художественного шедевра основывается на достижении божественного, на гармонии нескольких плоскостей взгляда на один образ за разные моменты времени.
Его великая личность, запечатленная в его трудах, вдохновила многих будущих художников. Микеланджело был мастером своего ремесла, и его наследие живет сегодня в работах современных скульпторов и художников это воплощение эпохи побед просвещения и ренессанс-искусства.
Развитие таланта Микеланджело
Молодому Микеланджело пришлось преодолеть сопротивление отца, чтобы начать свой путь в искусстве. Отец не видел разницы между скульптором и каменотесом и не одобрял занятия сына, считая их «недостойными древнего рода Буонарроти». Однако, несмотря на это, Микеланджело решил следовать своей страсти.
В 1489 году Микеланджело присоединился к художественной школе, основанной Лоренцо Медичи, правителем Флоренции. Школа находилась в прекрасных садах Медичи при монастыре Сан Марко. Одним из преимуществ этой школы было то, что ученики были свободны от цеховой обстановки и могли развивать свою индивидуальность, не ограничиваясь выполнением заказов для учителя. Кроме того, школа располагала великолепной коллекцией античных и современных произведений искусства, собранной семейством Медичи.
Анализ скульптуры Давида Микеланджело
... и стал Микеланджело. К 1501 г., когда он начал работать над статуей, он был уже автором таких шедевров, как рельефы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров», «Оплакивание» и «Мадонна». Поэтому ... величие и патриотизм. Микеланджело одержал победу в этой битве с трудностями, так же как и сам Давид по исторической легенде. Интересно в каком материале была выполнена скульптура, каковы особенности ...
В этой школе Микеланджело нашел своего второго учителя – скульптора Бертольдо ди Джованни, который сам учился у великого скульптора XV века Донателло. Таким образом, Микеланджело получил основательную подготовку в области рисунка и живописи от первого учителя, а от второго унаследовал мастерство скульптуры. Бертольдо также внушил молодому Микеланджело глубокий интерес к античности.
Благодаря своему таланту в скульптуре, Микеланджело получил доступ к двору Лоренцо Медичи, который был одним из самых величественных и культурных центров итальянского Возрождения. Лоренцо Медичи привлек к себе множество известных философов, поэтов и художников, таких как Пико дела Мирандола, Марсилио Фичино, Анджело Полициано и Сандро Боттичелли.
Приобщившись к высокой культуре двора Лоренцо Медичи и получив его личное покровительство, Микеланджело усвоил античную традицию и высокое мастерство своих предшественников. Это вдохновило его на самостоятельное творчество и развитие своего уникального стиля.
Введение
Тема нашего исследования — ранние произведения Микеланджело, включая мраморные рельефы «Битва кентавров» и «Мадонна у лестницы». Предмет исследования состоит в выявлении характеристик и особенностей этих произведений, а также в описании и анализе их влияния на художественную культуру своего времени.
Описание произведений
Рельеф «Мадонна у лестницы»
Рельеф «Мадонна у лестницы» выполнен в форме низкого рельефа, представляющего рельефы Донателло. Главное место в композиции занимает мадонна, изображенная серьезной и величавой. В ее образе можно обнаружить влияние древнеримского искусства, однако Микеланджело добавляет некоторые новаторские черты.
Моделирование живописно-певучих складок длинного одеяния, силуэт младенца на руках мадонны, их контраст с мощными руками и ногами — все это характеризует стиль и дарование Микеланджело даже на таком раннем этапе его художественной деятельности. Кроме того, рельеф отличается внутренней сосредоточенностью и биением жизни, присущими многим будущим произведениям художника.
Рельеф «Битва кентавров»
Рельеф «Битва кентавров» поражает своей мощной динамикой, бурным движением и богатством пластики. Фигуры людей и кентавров переплетаются в смертельной схватке, заполняя все поле рельефа. Отдельные обнаженные фигуры, моделированные с точным знанием анатомии, выделяются среди сражающихся.
Незавершенность некоторых частей рельефа также способствует выразительности фрагментов, которые выполнены с тщательностью и тонкостью. Несмотря на небольшой размер, рельеф «Битва кентавров» уже демонстрирует черты монументальности, которые станут характерными для будущих произведений Микеланджело в этой области.
Анализ этих произведений
Ранние произведения Микеланджело — рельефы «Битва кентавров» и «Мадонна у лестницы» — уже на этом раннем этапе художественной деятельности характеризуются своеобразием и силой его дарования. Оба рельефа претерпевают новаторские изменения в сравнении со своим временем, они представляются зрелыми не только по стилю и композиции, но и по техническому исполнению.
Рельеф «Мадонна у лестницы» показывает влияние древнеримского искусства, однако является оригинальным произведением Микеланджело благодаря его собственному стилю и особой сосредоточенности. Рельеф «Битва кентавров» с его динамикой и моделированными фигурами демонстрирует будущие достижения художника в области монументальности.
Творчество Рафаэля: «Сикстинская мадонна»
... и его окрестностях. Однако тема мадонны , к которому он не раз обращался в своем творчестве. Сколько нежности, любви и ... то передумали и установили там единственную статую из задуманной Микеланджело грандиозной гробницы. Это статуя «Моисей», которая сделала церковь ... торжественно-величавых композициях станц действие почти всегда происходит на фоне или внутри ренессансных зданий. Рафаэлю удалось блестяще ...
Заключение
Ранние произведения Микеланджело – рельефы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров» – отличаются своеобразием, силой дарования и новаторством для своего времени. Они демонстрируют стиль и техническое мастерство Микеланджело, а также его способность создавать монументальные и выразительные произведения даже на таком раннем этапе его творчества.
Развитие творчества Микеланджело
Недаром же Кондиви свидетельствует о том, что Микеланджело в старости, глядя на этот рельеф, сказал, что «осознает ошибку, которую он сделал, не отдавшись всецело скульптуре» [1]. На протяжении всей своей жизни, считавший себя скульптором, Микеланджело жалел о том времени, которое он упустил для скульптуры, занимаясь, как ему казалось, не своим делом – живописью и архитектурой.
Смерть в 1491 г. Бертольдо, а в следующем – Лоренцо Медичи словно бы завершили период четырехлетнего обучения Микеланджело в садах Медичи. Начинается самостоятельный творческий путь художника, обозначившийся, впрочем, уже в годы обучения, когда он исполнял свои первые работы, отмеченные чертами яркой индивидуальности. Эти ранние его произведения свидетельствуют и о качественном сдвиге, который произошел в итальянской скульптуре – о переходе от раннего к Высокому Возрождению.
Микеланджело покидает Флоренцию. Поездка в Венецию, а затем в Болонью и Рим завершают его художественное образование.
В Болонье Микеланджело изучает творения Данте и Петрарки, под воздействием канцон которого начинает создавать свои первые стихи.
Раннеримский период творчества
С поездкой в 1496 г. В Рим и работой там до 1501г. Открывается новый этап творчества Микеланджело. Его произведения этого периода ознаменованы новой масштабностью, размахом, подъемом к вершинам мастерства. Здесь им были исполнены первые крупные заказы – статуя «Вакх»(1489-1497, Флоренция, национальный музей) и скульптурная группа «Оплакивание Христа» (так называемая «Пьета», 1497-1501, Рим, собор св. Петра)
Вакх (в античной мифологии бог вина, покровитель виноделия) представлен скульптором в виде обнаженного юноши с чашей вина в руке. Поза его не устойчива. Опущенная левая рука придерживает шкуру и виноградные грозди.
Вакх и его связь с античной мифологией
Скульптура «Вакх» Микеланджело тесно связана с античной мифологией и ее яркими символами. По своей тематике она напоминает «Битву кентавров», но в то же время имеет свои отличительные особенности. В то время как «Битва кентавров» в исполнении ближе к рельефам древнеримских саркофагов, скульптура «Вакх» использует принципы, примененные древнегреческими ваятелями.
В «Вакхе» Микеланджело передал неустойчивость, вызванную опьянением, в отличие от краткосрочной передышки в движении, которая характерна для работы античных скульпторов. Здесь мускулы органично расслаблены, отражая продолжительное состояние опьянения. Заметен также образ маленького сатиренка с ногами козла, улыбающегося и живущего беззаботной и веселой жизнью. Он ворует виноград, символизируя игривость и радость.
Сочинение творчество микеланджело
... нем столько скульптурного совершенства. По углам панно Микеланджело изобразил обнаженных юношей, античная любовь в красоте человеческого тела – важнейший ... Но главной его работой в Риме стала «Пьета» (оплакивание). В Карраре он сам выбрал мрамор и привез ... поразительно прекрасна. С удивительным мастерством передан рельеф тела Христа. Обе фигуры составляют замкнутый силуэт. На перевязи, опоясывающей ...
Мотив непринужденного веселья, присутствующий в скульптурной группе «Вакх», является уникальным для творчества Микеланджело. Во время своей долгой творческой карьеры он больше не возвращался к этой эмоции.
Преломление эмоций в «Оплакивание Христа»
Одной из ключевых работ раннего периода творчества Микеланджело стала мраморная группа «Оплакивание Христа». Она считается началом Высокого Возрождения в итальянской пластике и имеет значение, сравнимое с знаменитой картины Леонардо да Винчи «Мадонна в гроте», которая отметила этот же этап в живописи.
Глубокое переживание и внутренние эмоции, охватывающие эту скульптурную работу, связаны, вероятно, с исключительно сложными чувствами, вызванными казнью Савонаролы в 1498 году, которая оказала значительное влияние на художника.
Скульптура «Оплакивание Христа» была заказана Микеланджело для капеллы девы Марии в соборе св. Петра в Риме благодаря поручительству банкира Якопо Галли, который также приобрел скульптуру «Вакх» и другие произведения Микеланджело.
Традиционный сюжет о плаче за Христом, присутствующий в средневековом и раннем византийском искусстве, получил новое содержание в работе Микеланджело. В ней сочетаются возвышенность и идеализация образа с выражением сдержанных эмоций и конкретной индивидуальности.
Введение
В данной исследовательской работе будет рассмотрена скульптурная группа «Оплакивание Христа», созданная Микеланджело в период его флорентийского творчества. Это произведение вызвало огромный успех и принесло автору всемирную известность. В работе будет проанализировано, как автор передал чувство скорби матери по утраченному сыну, а также рассмотрены влияние античной культуры и особенности флорентийского периода творчества Микеланджело.
Анализ скульптурной группы «Оплакивание Христа»
Мадонна, изображенная на скульптурной группе, является юной и прекрасной. Она передает огромное человеческое чувство – скорбь матери по утраченному сыну. По словам В.Лазарева, лицо мадонны дышит скорбью, но не содержит тени отчаяния. Гибель сына воспринимается ею как предначертанное судьбой. Горе мадонны настолько безмерно и велико, что оно становится горем всего человечества.
Скульптурная группа выполнена с безукоризненной законченностью и отполированностью. Это свидетельствует о блестящей технике обработки мрамора, которую использовал Микеланджело.
Успех и авторство
Выставленная на всеобщее обозрение группа «Оплакивание Христа» сразу же принесла автору необычайный успех и выдвинула его в число самых прославленных художников Италии. Микеланджело, чтобы избежать критики и споров, подписал свое произведение. На перевязи, идущей через левое плечо мадонны, он вырезал: «Микеланджело Буонарроти флорентинец исполнил».
Влияние античной культуры и флорентийский период творчества
Посещение Рима и соприкосновение с античной культурой, а также знакомство с памятниками античности, вдохновили Микеланджело на создание своих шедевров. Он освоил достижения античных мастеров и передал обобщенный образ идеального прекрасного человека, наделив его чертами индивидуального характера.
Флорентийский период творчества Микеланджело (1501-1505) был наиболее ярким и подъемным. В это время была создана статуя «Давида», которая символизировала свободолюбивый дух народа Флоренции. Размеры этой статуи, пять с половиной метров в высоту, были редкостными для того времени, и она получила название «Гигант».
Искусство Возрождения в Италии
... Проторенессанс ПРОТОРЕНЕССАНС В итальянской культуре XIII—XIV вв. на фоне ещё сильных византийских и готических традиций стали появляться черты нового искусства — будущего искусства Возрождения. Потому этот период ... ментальной скульптуре, в которой использовал свои жизненные на блюдения Одна из лучших работ мастера, выполненная им совместно с отцом и сыном Пизано, — фонтан на площади ...
Заключение
Скульптурная группа «Оплакивание Христа» Микеланджело является одним из его наиболее известных произведений. В ней автор передал глубокое человеческое чувство скорби матери по утраченному сыну. Влияние античной культуры и флорентийский период творчества оказали значительное влияние на стиль и технику работы Микеланджело.
Микеланджело и его скульптурные произведения
Микеланджело Буонарроти — выдающийся итальянский художник эпохи Возрождения. Его творчество оставило неизгладимый след в истории искусства. В своих скульптурных произведениях Микеланджело исследовал различные темы, отличающиеся по характеру и настроению.
Статуя Давида
Одной из самых известных работ Микеланджело является статуя Давида. В отличие от предшествующих изображений, Микеланджело изобразил Давида перед боем. Молодой гигант обнажен и стоит в ожидании врага, слегка отставив правую ногу. В его руке находится праща, а другая рука опущена вдоль тела. Постановка фигуры выглядит естественной и устойчивой, а сама фигура очень компактна.
Образ Давида стал символом мощи и уверенности в победе человека, сражающегося за правое дело. Помещение статуи на центральной площади города подчеркнуло непоколебимый художественный авторитет Микеланджело.
Барельефы с изображением мадонны
В период с 1505 по 1508 годы Микеланджело создал два мраморных барельефа с изображением мадонны, младенца Христа и маленького Иоанна Крестителя. Оба рельефа выполнены в форме круга, так называемого «тондо», но они сильно отличаются по настроению и характерам.
«Мадонна Таддео Таддеи» представляет собой редкое для Микеланджело лирическое жанровое решение. Композиция динамична и сложна по ритму, фигуры гармонично вписаны в круг. Особое внимание уделяется фигурке младенца Христа, которая выделяется своей проработанностью и центральным положением. Мадонна и Креститель изображены мягко и слегка затенены, что создает эффект объемности на фоне, обработанном шпунтом.
Второе тондо, «Мадонна Бартоломео Питти», отличается монументальностью и величием. Главенствующее место в композиции занимает мадонна, а фигурка Иоанна Крестителя едва выделяется на фоне. Эта композиция прекрасна в своей сложной гармонии и завершенности.
Кроме этих двух скульптурных произведений, Микеланджело также создал живописное произведение «Святое семейство», которое также вписывается в форму круга.
Расширение творческих горизонтов Микеланджело
После неудачи с гробницей папы Микеланджело решает покинуть Рим и вернуться в родную Флоренцию, где у него уже давно был нереализованный заказ на статуи двенадцати апостолов для Флорентийского собора. Приехав в город, он начинает работать над этим проектом, но из-за своего нервного состояния и смутных чувств не может закончить больше одной статуи – апостола Матфея.
Титаны эпохи возрождения» по курсу «История науки и техники
... и Микеланджело и все сразу станет ясно. Именно о этих людях я и хочу вам рассказать в своем реферате. «Подчиняясь ... сделал попытку взлететь с вершины холма Монте Цецери близ Флоренции, однако, возможно, это всего лишь романтический миф. Когда неосуществимость ... можно сделать. Прежде всего, вне всякого сомнения, Леонардо — титан науки, каким провозгласили его наиболее восторженные почитатели. Кстати, о ...
Тем не менее, эта статуя Матфея по-настоящему выразительна и отличается особым эмоциональным решением. В ней воплощены все переживания и чувства, которые охватили самого Микеланджело. Однако, работе над статуей мешают вновь начавшиеся разногласия с папой Юлием II, который настойчиво стремится вернуть скульптора обратно в Рим. Чтобы вернуть талантливого художника, папа отправляет гонцов за ним и применяет свое веское влияние.
Наконец, после длительных переговоров, Микеланджело и папа достигают соглашения в Болонье. И вот теперь перед скульптором встает совсем новый и неожиданный вызов – он получает заказ на расписку свода Сикстинской капеллы в папском дворце. Эта грандиозная роспись должна стать соседней к образам, созданным Рафаэлем для парадных комнат в Ватиканском дворце.
Сикстинская капелла: шедевр Микеланджело
31 октября 1512 года Сикстинская капелла открыла свои двери, чтобы показать миру невероятный шедевр, созданный великим художником эпохи Возрождения Микеланджело. Храм был построен по заказу папы Юлия II, который вынудил художника отказаться от создания мраморной скриньки для захоронения папы, чтобы тот посвятил свое время созданию шедевра на своде капеллы. Несмотря на труднейшие условия работы, Микеланджело создал впечатляющее художественное произведение, которое поражает воображение и душу.
Характеристика Сикстинской капеллы
Сикстинская капелла – это здание, вытянутый в плане прямоугольник со сторонами 48×13 метров и высотой 18 метров. На своде капеллы, которая занимает площадь в 600 квадратных метров, располагается поразительная фресковая роспись. Художник создал уникальное композиционное решение, которое гармонично сочетается с архитектурой капеллы, создавая яркий и запоминающийся образ. Последовательность сюжетов росписей средних полей разворачивается от алтарной стены к выходу и затрагивает такие темы, как создание мира, грехопадение, изгнание из рая, Библейское предание о Ное, а также отдельные фигуры, привлекающие внимание зрителя.
Титаны эпохи возрождения
... Лоренцо Медичи к идее заказа на мастер создать стены Капель с миллионами сюжетных мотивов со звучрами, достижениями Флоренции, всех планет и жертв на ... Мадонна на троне – имеют выдающееся начало двух сюжетных циклов, которые будут стоять у основ всех последующих работ. Высохшее Возрождение ... Винчи, Рафаэль и Микеланджело. Сандро Боттичелли Имя ... периода можно объяснить тем, что количество одновременно ...
Техника Микеланджело
Создание росписи на фреске – это сложный и трудоемкий процесс, который трудно исправлять после нанесения каждого мазка. Микеланджело освоил эту технику блестяще и создал фреску, которая до сих пор удивляет своей яркостью и красок. Различные композиции были созданы в разных масштабах, что позволило достичь определенной декоративности и подчеркнуть каждую из них.
Наследие Микеланджело
Микеланджело показал свой творческий гений, создав уникальный шедевр, который до сих пор вызывает глубокое восхищение у всех, кто увидел его своими глазами. Его работа в Сикстинской капелле стала примером и вдохновением для многих других художников в течение многих лет и привлекает миллионы туристов со всего мира.
Введение
Искусство Микеланджело Буонарроти является ярким примером монументальной живописи раннего Возрождения. Его работы величественны и полны созидательного порыва, отображая образы бога, пророков, сивилл и других персонажей. В данном исследовании мы рассмотрим несколько полотен Микеланджело, описывая их композицию, характеры изображенных персонажей и их взаимодействие.
Адам и Ева
Одной из наиболее известных работ Микеланджело является полотно, изображающее сцены «Грехопадения» и «Изгнания из рая». Поле с этими сценами разделено могучим деревом на две части. В левой части, под сенью дерева, мы видим Адама и Еву, полных красоты и силы, потягивающих руки к древу познания добра и зла.
В правой части полотна мы видим Адама и Еву, покидающих райские кущи под воздействием карающего меча ангела. Художник уделяет особое внимание их чувствам и душевному состоянию. Адам и Ева выглядят смятенными и страдающими. Ева представлена как женственно беспомощная в сцене «Сотворение Евы», спокойная и величавая в сцене «Грехопадения», и съежившаяся и неуверенная в сцене «Изгнания из рая».
Микеланджело идеализирует образы Адама и Евы, воплощая свой идеал прекрасного человека. Адам изображен как пробуждающийся к жизни юноша, его красота идеальна и находит развитие в образах обнаженных юношей, которые обрамляют малые поля.
Опьянение Ноя
Центральное поле свода Микеланджело украшает фреска «Опьянение Ноя». Это полотно отличается обилием деталей и композиционными приемами, характерными для монументальной живописи раннего Возрождения. В сцене изображены люди, застигнутые потопом, в страшной панике и страхе, пытающиеся спастись, отталкивая друг друга.
Среди обезумевших людей художник выделил группу – старца с мертвым юношей на руках. К этой группе устремлены их близкие, которые не утратили человечности и душевной теплоты. Это полотно прославляет человечность, высокий полет мысли и творческое вдохновение.
Пророки и сивиллы
Образы пророков и сивилл, созданные Микеланджело, отличаются цельностью характеров, гармонией физической мощи и глубинной мысли. Они воплощают масштабность, значительность и интенсивность духовной жизни. Рядом с ними на полотнах присутствуют фигурки херувимов, которые либо повторяют движения главных фигур, либо создают своего рода безмолвный диалог, уравновешивая композицию.
Наука Эпохи Возрождения
... достаточными признаками возрожденческого типа для любой национальной культуры. Основные черты Эпохи Возрождения:, Характер культуры Возрождения., Леонардо да Винчи, Любовь возвышенна, когда в союзе двух, ... в качестве единственно истинной точки зрения, является рациональной индивидуальностью. Наука Возрождения мало отличалась от искусства, поскольку была результатом личного творческого поиска ...
Заключение
Таким образом, работы Микеланджело Буонарроти отличаются величественностью, созидательным порывом и изображением богов, пророков, сивилл и других персонажей. Художник идеализирует образы людей, передавая их красоту и внутреннюю жизнь через прекрасные обнаженные тела и выразительные позы. Его работы являются ярким примером монументальной живописи раннего Возрождения.
Пророки и сивиллы в работах Микеланджело
Полон достоинства, величавого спокойствия, духовного раздумья и одухотворенности пророк Исайя, молодой человек с правильными чертами лица, высоким лбом мыслителя. Один из самых патетических образов капеллы – порок Иезекииль. Этот могучий старец изображен в резком повороте, подчеркивающем смятение чувств, охватившее пророка. Как воплощение скорби человечества воспринимается фигура пророка Иеремии. Могучий старец сидит, скрестив ноги. Правой рукой он опирается на колено. Глаза его опущены. Он ушел в себя, погрузившись в глубокую думу.
Подстать порокам и сивиллы. Прекрасна Дельфийская сивилла, с широко открытыми глазами, величаво – задумчива Эритрейская сивилла. Могуча старуха Кумская сивилла, со всем вниманием вчитывающаяся в развернутый фолиант, куда заглядывают два наивно – спокойных ребенка – ангела.
В совершенстве владевший рисунком, Микеланджело не знал трудностей в изображении самых различных движений, разворотов, ракурсов. Как скульптор, тонко чувствующий объемы, он точно моделирует формы светотенью. Но все средства художественной выразительности он подчиняет выявлению главного – утверждению величия, мощи. Интеллекта человека, его нравственной чистоты.
Иной характер носят росписи распалубок и люнет, сюжеты которых в ряде случаев остаются неясными, а образы несут печать глубокого личного переживания их создателя.
В распалубках сводов над окнами размещены библейские «Предки Христа», в угловых – композиции «Юдифь и Олоферн», «Давид и Голиаф», «История Эсфири» и «Медный змий». В люнетах можно видеть фигуры, не связанные с библейскими текстами. Среди них – полные трогательной нежности матери с младенцами, скорбные старцы, отчаявшиеся молодые женщины. Сосредоточив внимание на передаче эмоционального состояния изображенных людей, он усиливает драматическую ноту. Именно в этих композициях можно острее ощутить более непосредственные отголоски реальных событий того времени – труднейшие испытания, выпавшие на долю итальянского народа.
Однако образы эти с нарастающим в них чувством беспокойства, лиричности, трагизма все же отступают на второй план по сравнению с могучим жизнеутверждающим началом образов средней части свода, определяющих его доминанту.
Папа Юлий II чрезвычайно восхищался работой Микеланджело в Сикстинской капелле, поэтому с нетерпением ждал окончания работы. Он даже приказал художнику показать ее публике, несмотря на то, что она была не совсем закончена. Впечатление от росписей было настолько сильным, что папа пришел в капеллу прежде, чем успела улечься пыль от разборки лесов. Однако невероятная по напряжению работа Микеланджело серьезно подорвала его здоровье. Он продолжал страдать от неприятных последствий долгое время после завершения работы.
После смерти папы Юлия II, на папском престоле засел Лев X, сын Лоренцо Медичи. И снова Микеланджело стоял перед задачей создать гробницу для папы Юлия. Однако наследники папы не собирались осуществлять грандиозный первоначальный замысел Микеланджело и пришлось создать более скромный проект гробницы, примыкающей к церковной стене. Для этого проекта были исполнены статуи пророка Моисея и двух пленников, которые ныне хранятся в Лувре в Париже. Но и этот проект показался наследникам слишком крупным, и надгробие еще больше упростилось, но также не было осуществлено. Работа над надгробием стала трагедией для Микеланджело, и только к 1542 году надгробие было наконец завершено и установлено в церкви Сан Пьетро ин Винколи, согласно шестому договору.
Введение
Надгробие Микеланджело Буонарроти — это одно из наиболее известных и значимых произведений искусства эпохи Возрождения. Оно представляет собой двухъярусное сооружение, которое сочетает в себе элементы различных художественных стилей и воплощает идеи и эстетические ценности того времени.
Описание надгробия
Нижний ярус надгробия сохранил некоторые элементы второго проекта, однако подвергся значительным изменениям. Вместо фигур пленников, которые были предусмотрены во втором проекте, здесь установлены фигуры Рахили и Лии, а также фигуры мадонны и папы, выполненные учениками мастера.
Декоративный характер надгробия подчеркивается присутствием мощных волют, установленных на постаментах. Эти волюты предвосхищают стиль барокко, который стал популярным в XVII веке во многих европейских странах.
Однако центральное место на надгробии занимает статуя пророка Моисея. Эта статуя, выполненная Микеланджело, является одним из его самых известных произведений искусства. Она выполнена с большой детализацией и мастерством, и воплощает в себе мощь и гениальность скульптора.
Также стоит отметить статуи «Рабов», которые вносят героическую ноту в надгробие. Они могут символизировать завоеванные папой Юлием провинции или быть аллегориями различных искусств. Однако они также олицетворяют героическую борьбу человека за свободу.
Кризис ренессансной культуры
К концу второго десятилетия XIV века в Средней Италии наступил кризис ренессансной культуры. Изменения в исторической обстановке повлекли за собой изменение эстетических идеалов и взглядов на искусство. Новые тенденции, такие как маньеризм, академизм и барокко, начали распространяться в искусстве того времени.
Заключение
Надгробие Микеланджело Буонарроти является одним из величайших произведений искусства эпохи Возрождения. Оно сочетает в себе различные стили и идеи того времени, и является важным памятником истории и культуры.
Новый этап в творчестве Микеланджело
Период с 1520 по 1533 годы стал новым этапом в жизни и творчестве Микеланджело. В это время он работал над гробницами Медичи в так называемой новой сакристии при церкви Сан Лоренцо во Флоренции. В 1523 году Папский престол снова перешел к роду Медичи, а новым папой стал Джулио Медичи, принявший имя Климент VII. Кардинал Климент VII поручил Микеланджело создать усыпальницу для рода Медичи. Этот архитектурно-скульптурный ансамбль, капелла Медичи, стал одним из наиболее значимых достижений как для Микеланджело, так и для всего искусства эпохи Возрождения.
Под руководством Микеланджело закончили строительство самой капеллы, венчающейся куполом. Он также создал аллегорические статуи «День» и «Ночь», надгробную статую Лоренцо Урбинского и «Мадонну с младенцем». Однако работы на проекте были прерваны с конца 1526 по осень 1531 годов в связи с политическими событиями, происходившими во Флоренции.
Политические события во Флоренции
В то время в Италии наблюдалось ожесточенное военное противостояние между Францией и Испанией, которые стремились захватить отдельные области этой страны. В 1527 году испанские войска Карла V вторглись на юг Италии и 7 мая заняли Рим, что привело к его разграблению. Флоренция также оказалась под угрозой иностранной интервенции. Тогда население города восстало против тирании Медичи и изгнало их, провозгласив республику.
Последовала героическая оборона Флоренции против объединенных сил императора Карла V и папы Климента, который восстановил свои отношения с Медичи из опасений за их судьбу. Оборона осажденного города длилась одиннадцать месяцев и стала одним из важнейших событий в истории Флоренции.
Микеланджело в борьбе за свободу республики
Микеланджело активно участвовал в разработке плана обороны города и с апреля 1529 года был назначен главой всех оборонительных укреплений Флоренции. Он возвел много построек и surroundallied фортификации вокруг горы Сан Миниато, что дало надежную защиту всем окрестностям Флоренции, — сообщает Кондиви.
Капелла Медичи
Капелла Медичи — это одна из церквей Сан Лоренцо во Флоренции, Италия, где находятся гробницы членов семьи Медичи. Архитектор Брунеллески возглавил работу по капелле раньше, но после его смерти, работы были возобновлены Микеланджело.
История
Строительство капеллы началось в 1520-х годах. В своем изначальном замысле, это должна была быть скромная и простая конструкция, вписывающаяся в старую ризницу Брунеллески. Однако, после провала флорентийской республики в 1530 году, которую осадила имперская армия, политическая и религиозная ситуация во Флоренции резко изменилась.
Скрытые за пределами Флоренции, герцог Алессандро Медичи в 1534 году вернулся в родной город и занял власть на несколько десятилетий. Его регим позже приобрел свод около Медичи, который включал в себя проект Капеллы Медичи. Медичи спонсировал обновленную версию проекта и внес определенные изменения. Многие оригинальные планы Брунеллески были изменены в результате приоритетов Медичи, которые поставили более высокие потолки и увеличили всю капеллу в высоту и размахе.
Размещение гробниц герцога и связанная с этим склепная мобильность также были ключевыми целями.
Архитектура
Микеланджело перепроектировал в середине капеллы двухъярусную ризницу, создав трехъярусную церковную структуру. Капелла Медичи в сочетании со стильными гробницами, которые были внутри нее, создала своеобразное архитектурное чудо.
Наверху капелла — это также лабиринт узких дорожек и коридоров, отводов и туннелей. Ряд узких переходов из основного комплекса церкви Сан Лоренцо в капеллу создают ощущение замкнутости, отрешенности помещения от внешнего мира. Ощущение величественности и высоты окружающегося пространства капеллы, разделенного на три яруса, усиливают узкие проходы.
Скульптура
В капелле Медичи находятся гробницы герцогов Медичи — Джулиано Немурского и Лоренцо Урбинского. В середине стены напротив входа установлена статуя «Мадонны с младенцем», по обе ее стороны статуи святых Космы и Дамиана. Таким образом, наиболее насыщенными архитектурными и скульптурными формами оказались нижние ярусы боковых стен.
Скульптурам, представленным в капелле, было дополнительно привнесено духовное измерение. Микеланджело поставил свою подпись на скульптуре «Ночь», главном сплетнице местных легенд, которые часто обсуждали точный смысл изображаемого содержания. Тем не менее, реалистичный стиль, используемый Микеланджело, скорее насыщенный, чем поэтичный.
Капеллу Медичи признали важной и отличительной хранительницей создания эпохи Возрождения. Сочетание захватывающей архитектуры и мастерских произведений искусства внутри, сделали ее одним из самых известных мест Флоренции, привлекая толпы туристов со всего мира.
Статуи герцогов расположены в тесных нишах над саркофагами. Их изображение не носит черт портретного сходства, а скорее выражают представление о разных типах человеческих характеров. Джулиано – с непокрытой головой, в доспехах античного военачальника олицетворяет действенное начало Лоренцо в шлеме, затеняющем лицо, сидит в позе глубокой задумчивости. Недаром еще в XVI в. эту статую называли мыслителем. При всей идеальности пропорций фигур, правильности черт обе они отмечены печатью усталости и меланхолии. Сжатые, стиснутые нишами, фигуры вызывают впечатление напряженности и беспокойства.
Это впечатление усиливается другими компонентами ансамбля, архитектурными и скульптурными. Перед нишами с фигурами Джулиано и Лоренцо установлены массивные саркофаги на высоких поддержках. Полуовальные крышки саркофагов, спускаясь к краям, завершаются волютами. На этих покатых неустойчивых площадках крышек, словно соскальзывая вниз, расположены аллегорические статуи. На саркофаге Лоренцо – «Утро» и «Вечер», на саркофаге Джулиано — «День» и «Ночь». Эти обнаженные мужские и женские фигуры идеальных пропорций и форм – олицетворение неумолимо текущего времени. Вместе с фигурами Лоренцо и Джулиано они составляют правильные, заключающиеся в воображаемый треугольник, устойчивые композиции. Отсюда и прочность местонахождения каждой фигуры.
Вместе с тем при всей рассчитанности построения каждая из фигур полна естественности и красоты.
Но за героической красотой в аллегориях времен суток есть ощущение глубокого беспокойства и напряжения, выраженных и в позах, и в лицах статуй. Среди них особенно прекрасна «Ночь», чем-то напоминающая охваченную смутными предчувствиями Еву из росписей Сикстинской капеллы. Мучительно тревожны ее сны – на это намекает трагическая маска под рукой «Ночи».
Чувства, гнетущие Микеланджело, находят выражение не только в аллегорических фигурах, но во всем ансамбле и даже в статуе «Мадонны с младенцем» («Мадонны Медичи»), которая акцентирует среднюю часть стены между гробницами.
Образ мадонны, проникнутый трагизмом мироощущения, — значителен, величав, и человечен.
Задумчив взгляд мадонны, погруженной в свой внутренний мир. Ее поза, напряженная и динамичная, беспокойный ритм складок одежды – все связывает ее с другими образами капеллы, с самой архитектурой, формы которой то концентрируются, то разрежаются, создавая впечатление напряженности целого. Только сильный, недетский, серьезный младенец, тянущийся к груди матери, продолжает линию образов, полных внутреннего заряда, которые были созданы художником ранее. Но общее настроение скорби, глубокого тяжелого раздумья, горечи утраты передано в ансамбле капеллы с удивительной целостностью и силой.
В этом архитектурно-скульптурном ансамбле проявились чериы нового стиля. Гармоническая ясность и уравновешенность форм раннего Возрождения, величавость массивных полнокровных форм Высокого Возрождения уступают здесь место внутренней напряженности, динамике форм позднего Возрождения.
Позднеримский период творчества.
Черты искусства позднего Возрождения, обозначившиеся в капелле Медичи, усилились в последующих работах Микеланджело. Этот наиболее сложный и противоречивый период творчества начинается с 1534г. и охватывает три последних десятилетия его жизни, проведенные в Риме. В эти годы были созданы не только выдающиеся живописные и скульптурные произведения, но и наиболее значительные графические и архитектурные работы. К этому же времени относится большинство его поэтических сочинений, замечательных стихотворений лирико-философского содержания.
Характерной чертой позднего периода творчества Микеланджело является незаконченность многих его скульптурных произведений, в которых выражены настроения скорбного раздумья, трагической обреченности. В то же время в области архитектуры он достигает триумфа, героической мощи, взлета, который позволяет поставить его поздние архитектурные творения в ряд с самыми высочайшими достижениями гения.
Замечательно и то, что Микеланджело до конца своих дней сохранял удивительную творческую энергию. В обстановке нарастающего духовного одиночества, утративший немногих друзей и близких, он продолжал свою беспримерную творческую деятельность, сохраняя незыблемый авторитет в искусстве. Это позволяло ему работать бескомпромиссно и вдохновенно.
Поздний период творчества Микеланджело открывает огромная живописная работа — фреска «Страшный суд». Расположена она на алтарной стене той же самой Сикстинской капеллы, где ранее он расписал свод. Фреска эта завершила поразительный по художественно – образному решению ансамбль, равный которому трудно найти не только в итальянской, но и в мировой монументальной живописи.
Как тема росписи «Страшный суд», так и характер ее решения свидетельствуют о тех сдвигах, которые произошли в творческой эволюции мастера, особенно наглядной при сравнении росписи алтарной стены и свода. Если ранее работа посвящена первым дням творения и воспевала могучую творческую энергию человека, то «Страшный суд» заключает идею крушения мира и возмездия за совершенные на земле деяния.
Работа над фреской «Страшный суд» проходила в труднейшей обстановке. Заказ на нее был получен еще при Клименте XVII, но реализация и завершение росписей пришлось на время папства Павла III. Папа Павел III (из рода Фарнезе), как и его предшественники, понимал силу воздействия произведений искусства и исключительность роли Микеланджело. Хотя именно при этом папе процесс деградации экономической жизни страны и резкого наступления контрреформации и католической реакции продолжал резко углубляться.
Учрежденный папой в 1540г. Орден иезуитов, оплот католической реакции и мракобесия, широко распространил свою зловещую деятельность. Реорганизованная по образцу испанская инквизиция становится душителем свободолюбивых гуманистических идей Возрождения, создает атмосферу травли и преследования всего прогрессивного. Творчество Микеланджело в Средней Италии остается по существу единственным оплотом гуманистических идей Возрождения.
И снова шесть лет (1535-1541) напряженнейшего труда связывают Микеланджело с Сикстинской капеллой. На этот раз он покрывает росписью около 200 кв. м алтарной стены капеллы.
Создавая «Страшный суд», Микеланджело решал сложнейшую задачу – сочетать роспись алтарной стены с исполненной ранее фреской свода таким образом, чтобы не помешать восприятию кайлой из них и вместе с тем объединить их в одном ансамбле. И художник блестяще справился с этой задачей.
Если роспись свода представляет собой сложную систему с архитектонически-ясными членениями и многочисленностью сменяющих одна другую композиций и образов, то алтарная стена занята одной гигантской композицией. Ритмически объединены в ней между собой множество групп и фигур. Пространство в этой фреске – неглубоко, но оно словно обладает способностью к бесконечному расширению во все стороны, что способствует увеличению масштабности, монументальности изображения.
Среди огромного множества фигур и групп ясно обозначается центр фрески, в котором вырисовывается на фоне неба мощная фигура Христа, творящего суд. Отдаленный от массы грешников и праведников пространственной паузой, он словно концентрирует накал чувств и воли. Выражение его лица спокойно – уверенное. Жест правой руки – решительный и властный. Это жест доминирует. Он творит суд, указывает, повелевает. Скорбная мадонна, изображенная рядом с Христом, словно подтверждает непреложную справедливость его решений.
Вокруг этих центральных фигур в сложном ритме расположены вереницы людей, фигуры праведников и грешников, призванных на страшный суд. Они составляют толпы, среди которых выделяются группы и персонажи. Их мощные обнаженные тела выделяются на фоне грозового неба и блеска молний.
Сверху, под арками свода, поднятые ураганом орудия пыток Христа – крест и колонна – и ухватившиеся за них люди, увлекаемые неодолимой силой.
По сторонам Христа и вокруг него – праведники и грешники. Среди них выделяются справа от Христа могучая фигура апостола Петра с ключами и мученики с орудиями пыток: Себастьян – со стрелами, Екатерина – с колесом, Варфоломей – с ножом и содранной кожей. Многие из них сильно индивидуализированы. Так в устрашающем образе Варфоломея обнаруживаются черты сходства с известным литератором и памфлетистом того времени Пьетро Аретино. Его отношения с Микеланджело были сложными. Начав с пылкого восхваления художника, Аретино закончил тем, что обрушил на него страшное обвинение в ереси. На коже, которую держит в руке Варфоломей, Микеланджело поместил автопортрет в виде трагической маски.
В группе низвергаемых в ад грешников, в фигуре с ключами- символом папской власти, усматривали изображение папы Николая III , а в ползущих и высовывающихся из- за Адама и св. Петра фигурах находили черты сходства с папами Павлом III и Климентом XVII.
Еще при жизни Микеланджело фреска была подвергнута варварско – лицемерной трансформации. По приказу папы другим художником были приписаны драпировки, частично прикрывшие наготу грешников. С усилением феодально-католической реакции были намерения вовсе уничтожить это великое творение Микеланджело, и только вмешательство живописцев римской академии св. Луки позволило сохранить эту поразительную фреску. грандиозная массовая сцена, единая по построению композиции, с ясно выраженным центром и вихреобразными ритмами движений. Сама массовость изображения, безграничность пространства, приобретающего космический размах, характеризуют новый масштаб росписи. Изменилась и трактовка образов. Вера в безграничные возможности человека сменяется горечью разочарований.
И все же Микеланджело не может отказаться полностью от своего идеала всесильной творческой личности, прекрасного человека, который находит наиболее полное воплощение в образе Христа, творящего суд и восстанавливающего справедливость. Кстати сказать, и те, над которыми он творит суд, при всем безмолвии все еще остаются физически могучими людьми. В этой несоответствии физической силы и подавленной воли заложено противоречие образного смысла росписи, ее глубокий внутренний драматизм. «Страшный суд» вошел в ансамбль Сикстинской капеллы, внеся свой могучий драматический аккорд в ее героическое звучание.
Активное волевое начало определяет смысл скульптурного бюста Брута (1537-1538, Флоренция, Национальный музей).
В этом историческом поротрете борца за свободу республики против тирании Микеланджело выразил свои республиканские убеждения.
Бюст Брута явился своего рода откликом на убийство в 1537г. тирана Флоренции, ненавистного Алессандро Медичи его родственником Лоренцино. В устранении тирана скульптор видел надежду на восстановление республики. В действительности же смерть Алессандро Медичи не привела ни к каким общественным сдвигам.
По сравнению с прежними скульптурными произведениями Микеланджело, в которых особое внимание было обращено на пластику человеческого тела и его динамику, в бюсте Брута скульптор сосредоточивается на характеристике духовной жизни героя. Сила образа, решительность и активность его подчеркнуты своеобразным поворотом головы, горделивым и стремительным. Крупные черты лица, волевого и значительного, устремленный вдаль взгляд, сдвинутые брови – все дышит страстной убежденностью. Не утрачивая масштабности образа, Микеланджело все более уходит здесь от образа идеального к индивидуализации и характерности.
«Брут» — образ народного трибуна. Героизм его обусловлен осознанной исторической миссией. Отсюда проявление воли, убежденности, благородства и ума.
Бюст Брута не был закончен. Богатейшая его пластика сохранила следы энергичной рубки шпунтом по мрамору. Но и сама эта волевая манера исполнения соответствует характеру образного строя произведения, в котором создан один из самых значительных, многоплановых и ярких образов гражданственного звучания не только в искусстве Микеланджело, но и во всем искусстве эпохи Возрождения.
Заключительный этап творчества.
Творческую эволюцию Микеланджело – живописца завершают фрески, исполненные для капеллы Паолины в Ватикане на сюжеты «Обращение апостола Павла» и «Распятие апостола Петра» (1542-1550).
В них еще более усиливаются ноты трагедийности. Еще острее становятся характерные типы. Необычная точка зрения сверху приводит к специфическому ракурсу изображения, в котором резко разграничены сферы светлого неба и тяжелой темной земли, привлекающей основное внимание мастера.
В фреске «Распятие апостола Петра» страх и безысходность, покорная пассивность и беспокойство переданы в образах зрителей казни Петра. Насильно согнанные на это устрашающее зрелище, бессильные перед злобой и жестокостью палачей, они не смеют выразить свои чувства. И только гневный, испепеляющий взгляд самого распятого апостола напоминает о могучей внутренней энергии образов пророков и сивилл зрелого Микеланджело.
При всей одухотворенности героев поздних росписей, при цельности общего решения, усилившейся обобщенности форм, силуэтов, гармоничности колорита, в поздних росписях утрачивается та уверенность и мощь восприятия жизни, тот крепкий и безошибочный рисунок и могучая светотеневая моделировка, которые были присущи его ранним и зрелым живописным творениям.
Графические и скульптурные произведения этого периода проникнуты глубочайшим лиризмом, отмеченным печатью трагической безысходности.
В графических работах Микеланджело преобладающей становится тема распятия Христа, которую он многократно варьирует. Эмоциональная насыщенность образов нарастает с каждым последующим вариантом. Графический язык, зыбкий, расплывчатый, словно возвращается к экзальтированным религиозным драматическим образам средневековья, хотя и несет в себе черты более разработанного и сложного метода, развитие которого будет осуществляться великими реалистами мирового искусства XVII в. и прежде всего Рембрандтом.
Тема оплакивания Христа («Пьета»), которой Микеланджело начинал свой творческий путь, завершает творчество скульптора. Причем, как и в графике, каждая последующая вариация этой темы приобретает все более трагическое выражение.
Отказываясь от классически ясной и уравновешенной двухфигурной композиции, рассчитанной на определенную главную фронтальную точку зрения, отличающую его «Пьету» собора св. Петра, Микеланджело обращается к композициям более усложненным, включающим три или четыре фигуры, требующих многих точек зрения. Среди этих поздних скульптурных групп так называемая «Пьета из Палестрины», еще рассчитанная на фронтальную точку зрения, связана с более ранними образами могучей пластикой фигуры Христа, которого с трудом удерживают Мария и Иоанн.
Еще более эмоциональна и усложнена композиционно четырехфигурная «Пьета», или, точнее, «Положение во гроб» флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре, которую Микеланджело предназначал для своего надгробия.
К мысли о смерти старый скульптор возвращался в эти годы постоянно. Он готовил себя к стоическому и мудрому ее принятию.
Работа над «Положением во гроб» шла медленно. А в 1555г. Микеланджело разбил эту, еще незавершенную группу. И только благодаря кропотливым стараниям его ученика Тиберио Кальканьи, восстановившего группу, она была сохранена для потомства.
Группа «Положения во гроб» объединяет фигуры Богоматери, Марии Магдалины и Иосифа Аримафейского, поддерживающих снятое с креста тело Христа. В образе Христа с огромным мастерством передана идея жертвенности. Вся группа покоряет глубокой человечностью, особой одухотворенностью и глубиной чувств.
Последнее из скульптурных произведений Микеланджело, нард которым он работал еще за несколько дней до смерти, так называемая «Пьета Ронданини» (начата ок. 1555г.), вновь возвращает нас к варианту двухфигурной композиции. Христос и Мария здесь словно слиты воедино. Их фигуры удлиненных пропорций, хрупкие невесомые напоминают о позднеготических изваяниях. форм, их ритмичность достигает апогея. В положении голов, прижатых одна к другой, в выражении лиц чувство безмерной скорби, полной отчужденности от всего земного – трагедия одиночества, которую испытал на себе великий художник. Сама незавершенность произведения воспринимается как единственно возможная пластическая форма для выражения этой остроты переживания.
Захваченный религиозными идеями, волнами контрреформации, Микеланджело «приходит к отрицанию всего того, чему он поклонялся в молодости, и, прежде всего – к отрицанию цветущего обнаженного тела, выражавшего сверхчеловеческую мощь и энергию», — пишет В. Н. Лазарев
В этот поздний период творчества, когда изобразительные образы утрачивают в живописи, скульптуре и графике Микеланджело героическое начало, обретая черты повышенной эмоциональности, пессимизма, обреченности, когда во всем искусстве Италии широко распространились маньеристские тенденции. Микеланджело обратился к иным областям искусства — к поэзии и архитектуре.
Поэзия сопровождала Микеланджело всю жизнь, с того времени, когда юношей познакомился он с творениями Данте и Петрарки. Раннее из дошедших до нас стихотворений самого Микеланджело датировано 1502г., но наибольшее число его стихотворений приходится на последние десятилетия его жизни.
В поэзии он предпочитал сжатые формы: мадригал, эпиграмму, стансы, которые он посвящал и дарил своим друзьям. Не всегда совершенная по рифме поэзия Микеланджело, свежая и глубокая, отличается удивительной емкостью мысли.
Подлинных высот, философской глубины и лиризма достигает Микеланджело в поздних стихотворениях. В них в прекрасной поэтической форме он воплотил свою скорбь по утраченной свободе родной Флоренции, тревогу за будущее родины, преклонение перед красотой, тоску и сознание неизбежности смерти. Особое значения имеют стихотворения, поднимающие вопросы художественного творчества, раздумья художника о проблемах мастерства
Наиболее значительное произведение Микеланджело позднего периода – собор св. Петра в Риме, выдающееся архитектурное сооружение позднего Возрождения. Архитектура занимала определенное место в творчестве Микеланджело и раньше. Но она была либо непосредственно связана с его живописными и скульптурными произведениями, как в росписях свода Сикстинской капеллы или при создании ансамбля капеллы Медичи, либо представляла эпизодические заказы, оставшиеся в проектах. Таким был заказ папы Льва X на перестройку фасада церкви Сан Лоренцо во Флоренции, порученный Микеланджело в 1516г.
К проблемам архитектуры Микеланджело подходил, прежде всего, как скульптор. В этой области он не получил специального образования, но соприкосновение с творениями выдающихся архитекторов того времени – Браманте, Джулиано да Сангало и других способствовало освоению им этой специфической профессии. В архитектуре Микеланджело воспринимал и ценил, прежде всего, массу, пронизанную движением, единым ритмом, органическую форму, вылепленную или изваянную, оживающую под воздействием яркого южного солнечного освещения.
Как к живому организму подошел Микеланджело и к решению проекта фасада церкви Сан Лоренцо. Используя свой дар скульптора, свое знание античной культуры, он предполагал соединить в этом фасаде архитектуру и скульптуру.
Разделенный на два этажа раскрепованным карнизом и мощным аттиком, фасад завершался небольшим фронтом. По вертикали первый этаж должен был члениться колоннами, а второй – пилястрами коринфского ордера. Между колоннами и пилястрами и в первом, и во втором этаже, в нишах должны были размещаться статуи и рельефы. Совершенствуя свой проект, Микеланджело усиливал значение рельефов и всей скульптурной части. Он исполнил глиняную и деревянную модели фасада, однако этому его проекту, как и ряду других, не суждено было осуществиться. Годы напряженной работы пропали даром. В 1520г. заключенный с Микеланджело договор на постройку фасада Сан Лоренцо был расторгнут.
Надолго растянулась работа Микеланджело над проектом первой в Западной Европе публичной библиотеки – Лауренцианы.
Библиотека размещалась на втором этаже одной из построек внутреннего дворика церкви Сан Лоренцо во Флоренции. По проекту Микеланджело сооружался вестибюль и читальный зал. Постройка шла с 1524 по 1526г., но завершилась только в 15559г.; когда Микеланджело выслал из Рима глиняную модель лестницы, ставшей главной достопримечательностью вестибюля библиотеки. Именно благодаря расширяющейся в нижней части трехмаршевой лестнице, небольшому почти квадратному помещению вестибюля, Микеланджело сумел придать характер величавый и внушительный. Высота вестибюля подчеркнута тремя ярусами членений. Причем нижний ярус, завершенный карнизом, воспринимается как своего рода постамент для массивного среднего яруса.
Динамика, напряженность, тревожный ритм величавого вестибюля и лестницы как бы подчеркивают значение входа в спокойный, громадной протяженности зал библиотеки, светлый и гостеприимный.
С 1546 г. Микеланджело руководит перепланировкой одного из центральных ансамблей Рима – Капитолия, где в центре площади по его проекту еще в 1538 г. была установлена бронзовая античная конная статуя римского императора Марка Аврелия. Тогда же было принято решение о застройке Капитолийского холма, который должен был превратиться в центр городской планировки.
Практически работа велась с 1540 по 1580 гг. Завершал ее архитектор Дакомо дела Порта по проекту Микеланджело. Сегодня площадь Капитолия – одна из самых гармоничных и целостных в своем ансамбле площадей Рима. Торжественная широкая лестница приводит на вершину холма, где расположена площадь, с которой открывается прекрасная панорама на центральную часть города. Площадь эта имеет трапециевидную форму и замыкается тремя дворцами. По ее сужающимся сторонам друг против друга высятся дворец Консерваторов и Капитолийский музей, а в глубине – дворец Сенаторов. Разместив под косыми углами дворец Консерваторов и Капитолийский музей, Микеланджело словно бы исправил перспективное сокращение дворцов и площади, воспринимающейся ровным прямоугольником. В этот прямоугольник вписан овал, с декоративными лепестками динамичного узора, которые при сокращении в перспективе дают впечатление круга. В центре его установлена статуя – медленно выступающего коня, на котором восседает Марк Аврелий.
Открытые галереи нижних и общие пилястры верхних этажей во в дворцах Консерваторов подчеркивают протяженность и величие этих сооружений. Главенствует над площадью дворец Сенаторов. Высящаяся над ним башня стала вертикальной осью площади.
С 1 января 1547г. после смерти архитектора Антонио да Сангалло Микеланджело был назначен главным архитектором собора св. Петра. Так этот крупнейший католический собор, строительство которого вели поочередно Браманте, Рафаэль и его ученик Бальдассаре Перуцци, а затем Антонио да Сангалло, оказался в руках Микеланджело. В это время как раз разгорелся спор между сторонниками первоначально центрально – купольного проекта Браманте и базиликального проекта Антонио да Сангалло.
При всей неприязни к Браманте, Микеланджело ценил его дарование и считал, что отступление от центрально – купольного плана- это «отступление от истины.»
Решительно отклонив проект Сангалло, Микеланджело вернулся к проекту Браманте, подвергнув его весьма основательной переделке. Связано это было со стремлением Микеланджело к возможно большей ясности и простоте решения внутреннего пространства, к объединению его, к подчинению всех деталей основной форме равноконечного креста.
Работая над громадным куполом, венчающим собор св. Петра, Микеланджело учитывал опыт сооружения купола флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре, возведенного Филиппо Брунеллески.
Не повторяя купола Брунеллески, Микеланджело сумел дать свою еще более внушительную концепцию. Если Брунеллески возводил купол флорентийского собора на восьмигранном барабане, сохранив в нем соответствующие восемь ребер, то Микеланджело дал куполу собора св. Петра шестнадцатигранное основание, по существу, приближенное к кругу. Барабан купола декорирован мощными спаренными колоннами и нишами между ними.
Громадный, цельный, торжественный купол собора св. Петра и теперь господствует над Римом, утверждая мощь дарования его создателя. В этом архитектурном творении Микеланджело в убедительных формах выразил свое ренессансное представление о величии и грандиозных возможностях человека, веру в которые он пронес даже в эти труднейшие годы своей жизни.
Заключение.
Микеланджело был сыном своего века. Но он был и великим новатором, намного определившим свою эпоху и указавшим пути развития гуманистического реалистического искусства на много веков вперед. Ему выпал гордый удел – его искусство было вызвано к жизни гигантским подъемом, взлетом творческой энергии человечества, который мы зовем эпохой Возрождения. И он, сын своего времени – этой вершины вершин итальянской истории, — воплотил его идеи и идеалы в скульптуре и живописи, в зодчестве и слове – с размахом и мощью гения. И он же, когда «время пошло на склон», когда инквизиция душила мысль и слово, остался непобежденным, страдающим, одиноким и все–таки непобежденным, исполином, которому сродни горные высоты и твердость каменной глыбы.
Вся его жизнь – борьба за утверждение права человека на свободу, творчество, счастье. Жизнь – долгая, полная превратностей, несбывшихся надежд, неосуществленных замыслов, охватывающая более семидесяти лет ярчайшего горения. Уже на склоне лет прославленный гений, непререкаемый авторитет в области искусства, все еще не удовлетворенный собой, говорил, что «только начал читать по слогам в своей профессии». Между тем того, что было им исполнено, с избытком хватило бы на несколько творцов.
Подобно творениям любимых Микеланджело мыслителей и поэтов – Платона, Данте, Петрарки, подобно созданиям гениев следующих столетий – Шекспира и Гете, Баха и Бетховена, Александра Иванова и Пушкина, Достоевского и Толстого – содержание произведений великого мастера Возрождения бесконечно, бездонно, глубоко. Каждый век, каждое новое поколение людей прочитывает их по-своему, находит в них ответы на свои вопросы, отклик своим устремлениям.
Искусство Микеланджело обращено к каждому человеку и ко всему человечеству. В этом его непреходящий смысл и значение. Исполненные трагедийного пафоса и бесстрашной жажды истины, совершенные пластически, образы Микеланджело говорят и сегодня о высших общечеловеческих идеалах, о величии борьбы за них.
Список литературы:
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/tvorchestvo-mikelandjelo/
1. Алтаев Ал. Микеланджело.-Петрозаводск.:Карельское книжное издательство,1966
2. Кузьмина М.Т.Микеланджело Буонарроти.-М.:Знание,1975.
Брошюра посвящена гениальному итальянскому скульптору, живописцу, архитектору и поэту, одному из великих представителей художественной культуры эпохи Возрождения.
3.Ротенберг Е. Микеланджело.-М.:Искусство,1965
В этой книге автор не ставил перед собой задачи дать целостный очерк жизни и творчества Микеланджело и счел возможным сосредоточить свое внимание на некоторых основных вопросах творческого метода Микеланджело, рассмотрение которых позволяет оценить отдельные стороны его великого вклада в искусство итальянского Ренессанса.
Монографическая литература:
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/tvorchestvo-mikelandjelo/
1. Алпатов М.Замахнувшийся мальчик Микеланджело. Этюды по истории западноевропейского искусства.-М.,1963
2. Гримм Г. Микеланджело Буонарроти,т.1.-Спб,1912
3. Губер А. Микеланджело.-М.,1953
4. Дживелегов А. Микельанджело («Жизнь замечательных людей»).-М.,1938
5. Кондиви А. Переписка Микеланджело Буонарроти и жизнь мастера, написанная его учеником Асканио Кондиви.-Спб,1914
6. Кушнеровская Г.Микеланджело.- М.: Молодая гвардия,1977
7. Любимов Л. Небо не слишком высоко. Золотой век итальянской живописи.- М.: Детская литература,1970
8. Роллан Р. Жизнь Микеланджело. Собр. соч.,т.2.-М.,1954
9. Стам С.М.Корифеи Возрождения. Книга вторая.-Саратов: Издательство Саратовского университета,1993
10. Шульц К. Камень и боль: Роман в 2 кн./Пер с чеш. Д. Горбова.-М.: Терра, 1997
Данная книга рассказывает о жизни молодого Микеланджело Буонарроти, о его раннем творчестве. Глубоко и цельно автором воспроизведен характер Микеланджело и характеры людей, окружавших его.
Учебные пособия:
1. Алпатов М.Всеобщая история искусств,т.2.-М.:Л.,1949
2. Энциклопедия. Искусство,т.7,ч.1/Глав.ред. М.Д. Аксенова.-М.:Аванта+,1997
1.Знамеровская Т.Титанические образы//Искусство.-1964.-№2.
2.Павлинов П. О творческом методе Микеланджело-скульптора//Искусство.-1964.-№2.
3.Шилейко-Андреева В. Великий мастер художественного синтеза.//Искусство.-1934.-№4.
[1] Кондиви А. Переписка Микеланджело Буонарроти и жизнь мастера, написанная его учеником Асканио Кондиви.-Спб,1914.-с. 7
[2] Лазарев В.Н. Микеланджело. Цит. По сб.: «Микеланджело. Жизнь. Творчество.».Составитель В. Грашенков.-м.,1964.-с. 18
[3] Роллан Р.Жизнь Микеланджело. Собр. соч., т.2.-М.,1954.
[4] Кондиви А. Переписка Микеланджело Буонарроти и жизнь мастера, написанная его учеником Асканио Кондиви.-Спб,1914.-гл.27