Искусство времени правления Эхнатона (Амарнский период)

Контрольная работа

Своё курсовое проектирование мы решили посвятить искусству эпохи Амарны.

Амарнским периодом (или Амарной) в истории Древнего Египта принято называть эпоху правления фараона XVIII династии Эхнатона (1351-1334 гг. до н.э.).

Фараон Эхнатон — одна из самых ярких и в тоже время трагических личностей в истории древнего Египта. Амарна стала яркой вспышкой, всколыхнувшей традиционную египетскую культуру, своеобразной революцией, отголоски которой слышались на протяжении всей последующей древнеегипетской истории.

Стремясь подорвать авторитет жречества, опиравшийся на культы древних богов, Аменхотеп IV выдвинул новое учение, объявив единым истинным божеством солнечный диск под именем бога Атона. Храмы старых богов были закрыты, их изображения уничтожены, а храмовое имущество конфисковано. Фараон покинул Фивы и построил себе в среднем Египте, на том месте, где находится сейчас селение Амарна, новую столицу, назвав ее «Ахетатон», что значит «Небосклон Атона». По названию места раскопок столицы Аменхотепа IV весь период его царствования часто называется «амарнским». Сам он также принял новое имя — Эхнатон — «Дух Атона».

Естественно, что не менее резкий перелом должен был произойти и в искусстве, столь тесно связанном в Египте с религией. И действительно, уже памятники, созданные в начале правления Эхнатона, очень сильно отличаются от всего предшествующего сознательным отказом от канонических форм. Раскопки Ахетатона дали возможность установить общий характер основных его зданий. Храмы, как и раньше, были ориентированы с востока на запад, их территории обнесены стенами, вход оформлен в виде пилона с мачтами. Однако они имели ряд новых черт, которые были обусловлены особенностями нового культа, совершавшегося под открытым небом, и необходимостью сооружения храмов, как и всего города в кратчайший срок. Храмы Атона не имели характерных для Египта колонных залов и, построенные наспех, в основном из кирпича, с невысокими пилонами, они не отличались ни монументальностью, ни художественным качеством.

В нашей работе мы рассмотрим различные произведения искусства, созданные в период правления Эхнатона: великолепные дворцы, фаянсовые плитки, скульптуры, созданные выдающимся мастером Египта Тутмосом, стелы с изображением семьи Эхнатона.

7 стр., 3264 слов

Музей – это храм истории, храм предшествующих дел

... способами книги, библиотеки...». Таким образом, автор подводит нас к заключению, что музей, благодаря знаковости своего 7 экспоната, участвующего в процессе коммуникации, общения между ... интересующимся посетителем и представленной экспонатом эпохой, становится не только местом выставочной деятельности. Музей несет и образовательную функцию. Наглядно иллюстрируя описанные в книгах и документах ...

Глава 1 Археологические исследования в Ахетатоне и основные открытия

1.1 Археологические исследования и раскопки

Впервые археологические исследования исчезнувшего города можно датировать 90-ми гг. 18 в., когда один из участников наполеоновской экспедиции Э. Жомар засвидетельствовал: «Я был удивлен, увидев такую большую массу руин… не менее 2200 метров в длину и 1000 метров в ширину, которая, хотя и расположена около Нила, не отмечена ни на какой карте. Я исполнился страстного желания сделать план и составить рисунки лучше сохранившихся частей. Большая часть построек, к сожалению, разрушена, и можно видеть не много более, чем фундаменты. Тем не менее, можно все же обнаружить большое количество домов из кирпича с их главными стенами, большие ворота и их ограду, два обширных здания с особенным планом и большую продольную дорогу шириною 48 метров».

Более или менее систематическое изучение руин Ахенатона началось в 1824 г. английским египтологом Дж. Уилкинсоном. Обнаруженные им гробницы содержали рельефные изображения, поразившие египтологов своеобразием — сюжетами запечатлевшими «женственного фараона» и его супругу в сценах семейной жизни. Через некоторое время после расшифровки текста Розеттского камня Шампольоном стало возможным определить имена фараона и царицы — Эхнатон и Нефертити. Также обращал на себя внимание тот факт, что имя «Атон» постоянно встречалось в царских картушах, в то время как имена других богов нигде не упоминались.

Результатом исследований экспедиции немецких археологов в 1840-х гг. под руководством К. Лепсиуса стало введение в научный обиход ряда новых фактов и сведений, позволивших раскрыть ранее неизвестные страницы в истории Древнего Египта, связанные с кардинальной реформой религии, проведенной фараоном Аменхотепом IV, сменившим свое имя на Эхнатон.

Далее раскопки проводились А. Барсанти, Г. Картером, Л. Вулли и другими учеными и археологами-любителями. В итоге был собран обширный материал, искусствоведческое осмысление которого обусловило необходимость выделения в истории искусства Древнего Египта совершенно особый период, выделяющийся своеобразием сюжетов и в целом стиля. По имени арабского поселения этот период стали называть «амарнским», и термины «искусство Амарны», «амарнское искусство» стали общеупотребительными среди как среди египтологов, так и среди искусствоведов.

1.2 Основные особенности Амарнского искусства

Наследие амарнского искусства сохранилось до сегодняшних дней в виде великолепных мозаичных полов, разнообразных колонн (нередко инкрустированных изразцами), фрагментов росписей стен с изображениями цветов и виноградных лоз, стел и ниш со сценами поклонения Атону, монументальных пограничных стел с изображениями фараона и членов его семьи, возносящих молитвы Атону, частей каменных плит с рельефами, расписных рельефов незаконченных гробниц, статуй и фрагментов статуй, скульптурных портретов.

Реформа религиозной жизни не могла не отразиться на искусстве, в котором и произошел решительный перелом. Памятники, созданные в начале правления Эхнатона, уже резко отличаются от всего предшествующего сознательным отказом от ряда канонических форм и традиционного идеализированного образа царя. В изображении фараона нарочито подчеркнуты особенности строения тела: удлиненный овал лица, своеобразную посадку головы на длиной шее, округлые бедра, отвислый живот и достаточно тонкие руки и ноги. Необычны и сами позы царя и царицы на рельефах: они изображены в полном профиле, без необходимого по канону условного фасного разворота плеч. До этого в Египте изображения богов дублировали образ правящего фараона, что олицетворяло его божественное происхождение, но шло вразрез с новыми религиозными догмами, следовательно «фигуры царя, царицы и их детей и в скульптуре и на рельефах должны были иметь новый облик, лишенный иконографического сходства с изображениями древних богов». Из антропоморфных признаков у изображений Атона остались лишь ладони на концах лучей, осеняющие благодатью фараона и членов его семьи.

6 стр., 2636 слов

Искусство времени Эхнатона и его преемников (конец 15 — начало 14 в. до н.э.)

... бога Атона. Храмы старых богов были закрыты, их изображения уничтожены, а храмовое имущество конфисковано. Фараон покинул Фивы и построил себе в среднем Египте, ... повторившуюся после них в египетском искусстве высоту. В облике Эхнатона дана отчетливая характеристика глубоко убежденного ... религиозную реформу. Эта реформа, явившаяся небывалым в истории Египта событием, проходила в условиях напряженной и ...

При этом, одной из основных тем искусства (помимо вознесения молитв Атону), сформировавшегося в Ахетатоне, было изображение фараона и его семьи. Семейные сцены, присутствовавшие в росписях дворцовых покоев, на стелах и рельефах, находившихся в домах и виллах вельмож, полны нежности и тепла. Жесты фараона и его супруги, направлены на выражение любви друг к другу и к своим дочерям. Характерна также и попытка передать конкретную обстановку, в которой происходят изображаемые события: никогда еще до Амарны египетское искусство не знало такого количества разнообразных изображений садов, домов, дворцов, храмов.

Таким образом, перед художниками Ахетатона стояла задача создания новых образов, с которой они не сразу справились, поскольку до этого они приобретали свои навыки в фиванских мастерских, известных своей строгой подчиненностью давно сложившимся канонам. Теперь же от этих мастеров требовалось овладение новыми формами. Этим и объясняется не только новаторство в содержании и форме, но и несоразмерность отдельных частей фигур, резкие линии, неуместная угловатость либо напротив, закругленность контуров произведений, относящихся к начальному этапу амарнского периода. Но со временем такие скорее технически недостатки в произведениях мастеров новой столицы стали исчезать, уступая место расцвету их творчества.

Одной из основных тем искусства (помимо вознесения молитв Атону), сформировавшегося в Ахетатоне, было изображение фараона и его семьи. Семейные сцены, присутствовавшие в росписях дворцовых покоев, на стелах и рельефах, находившихся в домах и виллах вельмож, полны нежности и тепла. Жесты фараона и его супруги, направлены на выражение любви друг к другу и к своим дочерям. Характерна также и попытка передать конкретную обстановку, в которой происходят изображаемые события: никогда еще до Амарны египетское искусство не знало такого количества разнообразных изображений садов, домов, дворцов, храмов.

Однако сцены семейного счастья, характерные для амарнского искусства и одновременно неприемлемые для египетского искусства предшествующих веков, следует понимать не только как свидетельство любви и согласия в царской семье. Помимо «личностного» содержания, по мнению К. Жака, они, несомненно, имели и определенное сакральное значение. Поскольку, утверждает он, «с точки зрения египтян, Эхнатон и Нефертити были воплощениями божественных сил», а Атон — это «движущая сила мира, созидаемого им заново в каждое мгновение», то его свет «проникает в людские сердца, где становится созидательной силой в ее чистейшем проявлении — любовью». Поэтому в амарнском искусстве сцены, в которых «супружеская любовь играет первостепенную роль, далеко не случайны; они имеют вполне определенный теологический смысл». В представлении Эхнатона, «его семейная жизнь была наиболее совершенным символом божественной жизни» и поэтому «давала людям Египта пример такого повседневного бытия, которое подобает праведному человеку, желающему обрести внутреннее видение Атона».

10 стр., 4892 слов

Искусство древности

... линии подчеркивали плоскость стены, монументальную целостность ансамбля. ИСКУССТВО СРЕДНЕГО ЦАРСТВА (21-18 ВЕКА ДО Н.Э.) Около ... резкая властность черт правителей. Величавая ясность образов Древнего царства сменилась напряженностью. портретная голова Сенусерта III ... Египет вновь объединен в мощное государство фиванскими фараонами, превратившими Египет в наиболее могущественную державу середины ...

Искусство Амарны не отказалось полностью от традиционных сюжетов таких как, например, выезд фараона и царицы. Такие же двуконные колесницы сохранились в разобранном виде в гробнице Тутанхамона.

Точность и живость в передаче поз и движений второстепенных персонажей стала характерной чертой искусства правления Восемнадцатой династии. Эта традиция еще более обогатилась творчеством трудившихся в Ахетатоне художников «периода Амарны».

Дворцы Эхнатона украшены расписными фаянсовыми плитками с изображением нильских зарослей, цветов, порхающих среди них птиц. Реалистичное изображение, прекрасная декоративность и тонкое чувство стиля создавали художественное совершенство той архитектурной среды, которая была создана во дворцах фараона и домах знати. Бытовая обстановка складывалась из изысканной мебели и предметов прикладного искусства. О большинстве из них приходится судить по изображениям на стелах и рельефах, украшавших гробницы. Однако чудом уцелевшие изделия из стекла и керамики позволяют экстраполировать их эстетические качества на другие предметы обстановки.

1.3 Мастерская Тутмоса

Рассматривая искусство Амарны, отдельное внимание следует уделить скульптурам, созданным в мастерской Тутмоса. Очевидно, в ней работало несколько мастеров. Точного ответа на вопрос был ли сам Тутмос скульптором или только руководителем мастерской пока нет. Раскопки мастерской показали, что помещения чисто убраны, а домашняя утварь вынесена. Скорей всего, когда после смерти Эхнатона жители стали покидать Ахетатон и переезжать в Фивы, Тутмос последовал туда же, поскольку мог лишиться заработка. Свои дома уезжавшие жители «консервировали» на случай возможного возвращения. Спустя несколько лет после смерти Эхнатона, «контрреволюционные» настроения достигли своего апогея и вылились в действия, направленные на уничтожение всего, что связано с его деятельностью. Мастерская Тутмоса, в которой оставались портретные бюсты фараона, была разрушена. Упавшие стены построенные из сравнительно мягкого материала укрыли собой оставшиеся в мастерской разбитые скульптурные портреты Эхнатона, гипсовые маски, снятые с лиц клиентов, заготовки для будущих скульптур, среди которых были знаменитые портреты Нефертити (один из песчаника, второй из известняка).

Находки, обнаруженные археологами в мастерской Тутмоса, дают наглядное представление о технологии создания скульптурных портретов. Сначала на лицо портретируемого накладывали гипсовую маску(чтобы гипс не прилипал к коже, на лицо накладывали очень тонкую мокрую ткань).

13 стр., 6187 слов

Искусство Древнего Востока

... источником знания. Причиной подобного неведения было полное отсутствие каких-либо зримых памятников древней архитектуры и искусства. Истребленные войнами, пожарами и наводнениями они просто исчезли с лица ... современного общества перестает быть обязательным, становятся возможными иные культурные варианты. Древние культуры Востока и Запада около 500 лет до н.э. пережили коренной исторический поворот ...

С этой маски делали гипсовую отливку, к которой затем добавляли остальные детали головы. Эта гипсовая отливка корректировалась и потом служила моделью для камня. Скульпторы использовали разные породы камня: гранит, диорит, алебастр, песчаник, известняк. Иногда места для глаз и бровей оставляли в виде соответствующих углублений, которые потом должны были заполняться цветной пастой. Бюсты и голов, изваянные из белого известняка, затем расписывались. Репрезентативные статуи для украшения храмов нередко оставили из разных материалов.

В мастерской Тутмоса были найдены гипсовые отливки голов, заготовленные для скульптурных портретов людей (к сожалению, имена клиентов Тутмоса остаются неизвестными).

В их числе портрет немолодой женщины и портрет мужчины с очень характерным лицом. Эти гипсовые портреты, мастерски исполненные, отличаются очень выразительной характеристикой изображенных.

Николас Ривз пишет, что среди анонимных портретов, выполненных из гипса и являвшихся своего рода «скульптурными штудиями», выделяется своим особым шармом лицо молодой женщины, » с несколько дерзким выражением лица» и массивными ушными украшениями. Со временем стало ясно, чей же портрет оказался в мастерской Тутмоса: это была молодая женщина из окружения фараона, которая стала соперницей царицы Нефертити и в жизни, и в репрезентативных изображениях Эхнатона, а потом оказалось раковым образом связанной и с его посмертной судьбой.

В мастерской Тутмоса было найдено несколько статуэток. Некоторые остались неоконченными,- возможно, они были эскизами тех будущих статуй, которые либо так и остались невыполненными, либо погибли при разгроме Ахетатона, когда статуи фараона разбивались на мелкие куски. Одна из таких неоконченных статуэток — изображение Эхнатона, держащего на руках маленькую девочку и нежно целующего ее. Все эти произведения являются яркими образцами той новой тематики, которая стала характерна для искусства «эпохи Амарны».

Глава 2. Художественное описание «стиля Амарны»

2.1 Разнообразие художественных приемов «стиля Амарны»

амарна тутмос живопись скульптура

Великолепные изящные полы, разнообразие колонн, к тому же нередко инкрустированные изразцами, сохранившиеся фрагменты росписей стен с изображениями цветов и виноградных лоз, стелы и ниши со стенами поклонения Атону, обнаруженные в руинах царских дворцов и жилых домов аристократов, монументальные пограничные стелы с изображениями фараона и его семьи, возносящих молитвы Атону, многочисленные фрагменты каменных плит с рельефами, расписные рельефы незаконченных гробниц — все эти свидетельства былого великолепия облика новой столицы, сооруженной по воле Эхнатона, наглядно иллюстрируют стремительное развитие новых художественных приемов, складывающихся в своей совокупности в некий новый стиль — стиль эпохи Эхнатона, стиль «искусства Амарны»

В новой столице Ахетатоне студилось множество скульпторов, художников, мастеров прикладного искусства.

В одной из незаконченных гробниц сохранилось изображение мастерской скульптора Юти. Художник, создававший этот рельеф, изобразил Юти за работой: он обтачивает изготовленную статую. Рядом трудятся его подмастерья и ученики; в соответствии с давним каноном они показаны в ином, более мелком масштабе. Изображение охвачено своего рода рамкой: она воспроизводит конструкцию дома, плоская крыша, которая поддерживается тонкими деревянными с папирусовидными капителями.

6 стр., 2705 слов

Архитектура и изобразительное искусство Древнего Египта

Архитектура и изобразительное искусство древнего Египта - это потрясающей красоты история полная загадок сохранившихся по сей день. Одна из главных особенностей архитектуры и искусства Египта были и остаются пирамиды. Строительство и архитектура Древнего Египта Наиболее знаменитым ансамблем пирамид, сооруженные в ...

Известны имена еще нескольких скульпторов, в том числе уже упоминавшегося Тутмоса. Его мастерская при разгроме Ахетатона приверженцами старой религии была разрушена ворвавшиеся в нее толпой. В руинах этой мастерской были найдены скульптурные портреты Эхнатона (они были разбиты), знаменитые портретные головы Нефертити, ныне они пользуются мировой известностью, а так же портреты их дочерей. Выработанное на протяжении веков высокое мастерство создания портретных скульптур пережило в «эпоху Амарны» свой новый расцвет.

Одной из главных тем искусства, расцветшего в Ахетатоне, было изображение фараона-реформатора и его семьи. Эти сюжеты присутствовали в росписях дворцовых покоев, на многочисленных стелах и рельефах, находившихся в царских дворцах, в домах и виллах вельмож. В подавляющем большинстве эти росписи и рельефы сохранились в виде фрагментов. Типичными примерами могут служить рельеф с парным портретом Эхнатона и Нефертити, хранящийся в Брукленском музее искусств в Нью-Йорке, И рельеф с изображением принцессы, дочери Эхнатона, находящийся в экспозиции каирского музея.

Широкую известность получил также знаменитый фрагмент дворцовой росписи, на которой запечатлены дочери фараона. Обернувшись друг к другу, девочки о чем-то разговаривают, а одна из них ласково прикасается к лицу сестры.

Сохранился ряд стел с изображением семьи Эхнатона. На одной из стел воспроизведена очень трогательная сцена из семейной жизни фараона: Эхнатон нежно держит на руках недавно родившуюся дочку и ласкает ее, а ребенок тянется к отцу своими губками. Другая дочь, постарше, сидит на коленях матери и показывает пальчиком на папу. Сколько тонкой наблюдательности проявили художники и скульпторы, создавшие эту стелу! Аналогичные сцены, выполненные в технике врезанного рельефа с подкраской, были обнаружены и в незавершенных гробницах близ Ахетатона.

Характерной иллюстрацией искусства «стиля Амарны» является рельеф, прорисовка которого приведена в альбоме Эмиля Присс. Здесь воспроизведен еще один эпизод из семейной жизни фараона — трапеза на садовой беседке. Канон «лицо — в профиль, плечи — анфас» соблюден и тут, но как изящны и пластичны движения нежных рук Нефертити и как точно предан жест руки фараона, держащего чашу. Этот ритм движения рук царственных супругов подхватывают изображения дочерей и слуг, а пальцы рук арфистки, показанной в составе трио музыкантш в нижней части рельефа, словно пробегают по струнам.

В этой же стилистике и с такой же внимательностью и точной передачей движений рук скомпонован рельеф с изображением семейной трапезы во дворце. Эхнатон и Нефертити сидят на стульях с высокими спинками, поставив ноги на низкие скамеечки (такие скамеечки в наше время можно увидеть в музеях).

Нефертити вкушает кусочек утки или цыпленка, а рядом аппетитной горкой лежат фрукты, украшенные цветами. Эхнатон с явным удовольствием поглащает шашлык(похоже на котлетки).

За его спиной сидит женщина,- вероятно, это мать Эхнатона, царица Тийя. Дочери фараона сидят на маленьких детских стульях и тоже участвуют в трапезе. Как и во всех подобных сценах, членов семьи Эхнатона озаряют благословляющие лучи Атона.

7 стр., 3002 слов

Фараоны — великие владыки Египта

... своему сыну и наследнику, царю Мерикаре. Историю Древнего Египта делят на пять периодов, в течение которых правили 30 династий фараонов: Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства (III-I тыс. ... ли такая задача в 24 года? Тем более, что Рамсес II появился на свет, когда его отец еще не был фараоном - Сети I командовал отрядом боевых ...

И так, мы привели ряд стел на которых изображена семья Эхнатона, возносящая молитвы Атону (богу солнца, немного о боге солнца).

Количество дочек в этих сценах разное, что позволило египтологам довольно четко и точно датировать данные памятников.

Однако эти сцены семейного счастья, столь характерные для » стиля Амарны» следует понимать не только как отражение любви и согласия в семье фараона. Помимо своего «Личностного» содержания, они, несомненно, имели и определенное сакральное значение. С точки зрения египтян, Эхнатон и Нефертити были «воплощением божественных сил», а Атон — это «движущая сила мира, созидаемого им в каждое мгновение», то его свет «проникает в людские сердца, где становится созидательной силой в ее чистейшем проявлении — любовью».

Именно поэтому в амарнском искусстве сцены, в которых «супружеская любовь играет первостепенную роль, далеко не случайны; они имеют определенный теологический смысл». В представлении Эхнатона, » его семейная жизнь была наиболее совершенным символом божественной жизни» и поэтому » давала людям Египта пример такого повседневного бытия, которое подобает повседневному человеку, желающему обрести внутреннее видение Атона».

В искусстве «стиля Амарны» нередки и традиционные сюжеты в их числе сцены парадных выездов фараона и царицы на колесницах. (представить изображение).

Точность в живость в передаче поз и движений второстепенных персонажей (слуг, ремесленников, войнов) стала характерной чертой искусства эпохи правления восемнадцатой династии. Эта традиция еще более обогатилась творчеством трудившихся в Ахетатоте художников » периода Амарны».

С удивительным мастерством изображены нильские заросли, цветы и порхающие среди них птицы на тех расписных фаянсовых плитках, которыми были украшены дворцы Эхнатона. И при всей реалистичности изображений — изумительная декоративность и безукоризненное чувство стиля, что и создавало высочайшее художественное совершенство той архитектурной среды, которая была создана безвестными мастерами во дворах фараона и ахехатонской знати.

Чудом уцелевшие изделия (вазы, сосуды из стекла) позволяют нам, хотя бы отчасти, представить себе красоту, которая окружала в ту пору фараона и египетскую знать.

2.2 Шедевры скульптуры из руин мастерской Тутмоса

В мастерской трудились действительно значительные мастера. Очевидно, их было несколько. Был ли Тутмос только » начальником работ» или сам создавал заказанные ему портреты, бюсты и статуи- точного ответа на этот вопрос нет. Скорее всего (можно было верить найденной надписи), он был и руководителем мастерской, и творцом — ваятелем. А расписывал красками готовые произведения скульптора, как правило, художник — специалист по раскраске статуй.

Раскопки мастерской показали, что комнаты были чисто выметены, а домашняя утварь вынесена. Очевидно, когда после смерти Эхнатона жители стали покидать Ахетатон и переезжать в Фивы, Тутмос последовал туда же — иначе он мог лишиться заказов. Но, вероятно, (как и многие другие жители) полагал, что в Ахетатон еще предстоит вернуться. Свои дома уезжавшие жители как бы » консервировали» на случай возможного возвращения: они тщательно заделывали сырцовый кирпичом входы в свои жилища, чтобы в них не проникал песок, наносимый ветрами.

4 стр., 1784 слов

«Орнаменты Древнего Египта и Древней Греции». статья (изобразительное ...

... реферата можно использовать на уроках в 5-ом классе при изучении темы «Роль декоративного искусства в жизни древнего человека». Учащиеся знакомятся с орнаментами Древнего Египта и Древней Греции, выполняют рисунки-схемы традиционных орнаментов, ... значение, греческая орнаментика использует их как украшение. Утвердилась в античной орнаментике и морская раковина. Согласно мифологии, из нее вышла ...

Хорошо сохранились портретные головы, выполненные из прочного материала-песчаника. Выполненный из этого же песчаника портрет молодой женщины остался незаконченным: голову должен был покрывать традиционный парик, который вероятно, предполагалось сделать из другого материала. М.Э. Матье, отметила присущее этому портрету » очарование женственности», предположила, что это изображение » какой- нибудь из женщин семьи Эхнатона или его горема» Но и в неоконченном виде портрет захватывает глубиной и многогранностью психологической характеристики: в лице этой женщины есть не только женственность и нежность, но и что — то роковое, словно ее красота несет в себе потенциал каких — то драматических коллизий.

Заключение

Стилистика «амарнского искусства», опираясь на художественные приемы и традиции, накопленные веками развития искусства Древнего Египта, приобрела ряд существенных новых особенностей. И это было связано, в первую очередь, с постулатами нового религиозного учения фараона-реформатора. Идеи этого ученого, как справедливо отмечала М.Э. Матье, «не уводили мысль в отвлеченные беспредметные богословские спекуляции», а направляли искания художников и в выборе сюжетов, и в их пластической трактовке «на поклонение конкретному, реально существующему объекту — солнцу, на прославление его животворящего значения для всего существующего, на изображение конкретных же широких картин этого реального, окружающего мира с его полями, Нилом, растениями, животными, птицами, рыбами. Вырастая на уже подготовленной предшествующим развитием почве, эти идеи развивались значительно глубже, и мы находим новое, более живое и конкретное выражение в их литературе и в искусстве».

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kontrolnaya/iskusstvo-amarnyi/

1. Вейгалл А. Эхнатон Фараон-вероотступник. — М.: ЦЕНТРПОЛИГРАФ, 2010. — 192 с.

2. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. — М.: Издательство В.Шевчук, 2010. — 672 с.

3. Маджи Д., Фаббри П. Египет. 7000 лет. Искусство и история. — Roma.: Caza Editrice Bonechi, 2009. — 268 с.

4. Павлов В.В. Искусство Древнего Египта. — М.: Издательство Академии художеств СССР, 1962. — 70 с.

5. Пунин А.Л. Искусство Древнего Египта: Среднее Царство. Новое Царство. — Спб.: АЗБУКА, 2010. — 650 с.

6. Ходж С. Искусство Древнего Египта. — М.: АРТ-РОДНИК, 2010. — 128 с.

Приложение

Рис. 1. Долгое время считавшаяся подделкой скульптурная модель Эхнатона и Нефертити. Относится к позднему, «утонченному» периоду амарнского искусства.

Рис. 2. Изображение Эхнатона и Нефертити с тремя дочерями, выполненное с нетипичной для искусства Древнего Египта небрежностью. Относится к раннему периоду амарнского искусства