Природа и образ зимы в русской поэзии
Определение 1
Традиционно, под природой в литературоведении понимают описание, репрезентацию в рамках литературного произведения внешнего мира, растений и животных, и собственно пейзажей.
Изучение природных образов в литературных произведениях выступает одной из наиболее привлекательных сфер исследовательского внимания. Рост интереса к изучению образов природы поэтов «золотого века» обусловлен, прежде всего, тем фактом, что именно в этот период осуществляется качественное изменение «чувства природы», прежняя литературная традиция, существенно затрудняющая репрезентацию индивидуально-авторское восприятия природных образов, уступила место новым субъективным, личностно-маркированным образам природы, отражающим и подчеркивающим эмоциональные переживания лирического героя. Другими словами, именно в это время поэт «повернулся лицом» к природе, которая стала не просто фоном, пространством, в котором осуществляются те или иные события, о которых идет речь в литературном произведении, но и полноправным участником этих событий и процессов.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Образ природы в русской поэзии XIX века 400 руб.
- Реферат Образ природы в русской поэзии XIX века 270 руб.
- Контрольная работа Образ природы в русской поэзии XIX века 240 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
В библиографии почти каждого выдающихся поэта XIX есть произведения, написанные о природе. Эти произведения являются традиционными и часто встречаемыми в их творчестве. Любовь к природе в произведениях поэтов золотого века немыслима и не существует отдельно от любви к Родине. Кроме того, олицетворение природы подчеркивает ее единение с человеком.
В лирических произведениях А.С. Пушкина природа занимает особенное место.
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл и вот сама
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась клоками
Здесь автор оживляет природу, олицетворяя ее с человеком, и вместе с тем, придает этим строкам немного волшебства. «Волшебница-зима» эта метафора позволяет читателю окунуться в чудесный мир зимней сказки. Образ зимы формируется посредством использования метафор, эпитетов, которые позволяют передать авторское восприятие зимних пейзажей.
«Серебряный век» русской поэзии
... позиций в литературе Серебряного века. Поэты этого направления (Есенин, Клюев, Клычков) особое внимание уделяли образам и тематике, а именно теме деревенской России, образу матери-природы, фольклорным образам и мотивам. Серебряный век русской поэзии по праву ...
Ф.И. Тютчев в своем творчестве о зиме пишет так:
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Лень читать?
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Задать вопрос
Эти строки тоже связаны с чудесами, которые позволяет себе «вытворять» зима. Образ русской зимы многогранен. Поэтам XIX века особенно тонко удалось уловить его. Он чарует и манит своим великолепием. В то время как природа находится в зимней спячке, зима на правах хозяйки бунтует, бушует, лютует, заковавши всё в ледяные оковы. Но вместе с тем, образ природы, затаившейся и погрузившейся в глубокий зимний сон, не становится менее привлекательным.
«Русская литература XIX век»
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/temyi-sochineniy-po-russkoy-literature-veka/
Русская литература прошла долгий и трудный путь развития. XIX век — время, когда она достигает особого расцвета. Это целая эпоха, характеризуемая великими именами Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Тургенева, Некрасова и Л. Толстого, Достоевского и Чехова. Литература XIX века учитывает, продолжает и развивает лучшие традиции, которые были созданы в предшествующие периоды — в древнерусской литературе, в литературе XVIII века. Но именно в XIX веке русская литература, выражая передовые идеи эпохи, приобретает всемирно-историческое значение. М. Горький писал: «Нигде на протяжении неполных ста лет не появлялось столь яркого созвездия великих имен, как в России… …И все они, правдиво и честно освещая понятое, пережитое ими, говорят: храм русского искусства строен нами при молчаливой помощи народа, народ вдохновлял нас, любите его!
В нашем храме чище и сильнее, чем в других, возглашалось общечеловеческое,— значение русской литературы признано миром, изумленным ее красотой и силой»
Для русской литературы XIX в. был характерен широкий социально-исторический кругозор, мощная обличительная мысль, стремление содействовать пробуждению народа. Вера в могучие силы народа, связь с освободительными движениями обусловливали оптимизм русских писателей, их надежду на победу высоких идеалов добра и справедливости над силами реакции, косности и застоя. Последовательно и настойчиво разоблачая разнообразные «мертвые души», порождаемые самодержавно-крепостническим строем, выдающиеся представители русской классической литературы верили в великое будущее своего народа. Эта вера воодушевляла их на борьбу за осуществление вековых народных стремлений к свободной и счастливой жизни. Поэтому с такой силой пропагандировалась в русской литературе убежденность в решающей роли народа в историческом процессе, так напряженно шел поиск ответов на вопросы: «кто виноват?», «что делать?», «когда же придет настоящий день?».
Утверждая высокие духовные ценности, близкие и дорогие всем людям доброй воли, русские писатели становятся активными участниками сегодняшних идеологических дискуссий, нашими соратниками и союзниками в борьбе за жизнь и мир на земле, благородные идеалы социальной справедливости, за общечеловеческие нормы нравственности. В этом и заключается залог бессмертия классики всегда современной обновляющейся, всегда нужной нам в наших раздумьях, тревогах и надеждах.
Материальная культура раннего периода. Начало русской литературы: ...
... ибо вобрала в себя и мысли, и обычаи, и традиции зарождающейся русской культуры. Начало русской литературы: фольклор [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/referat/drevnerusskiy-epos-i-folklor/ Русскому фольклору не повезло, как и русской мифологии, с той ...
Образы весны в произведениях поэтов «золотого века»
Не менее красочно в своих стихотворениях поэты XIX века пишут о весне. Ведь весна это всегда ожидание чего-то нового. Природа оживает после морозных дней и человек, с трепетом ожидая, что весна вместе с первыми лучами солнца принесет новые силы, способствующие пробуждению надежд.
Е.А. Баратынский встречает весну с восхищением «Весна, весна! как воздух чист!..» — ликует автор. Весна в нем пробуждает высокие чувства, желание слиться и раствориться в ней.
Шумят ручьи! блестят ручьи!
Взревев, река несёт
На торжествующем хребте
Поднятый ею лёд!
Такими строчками автор описывает противостояние зимы и весны. Весна вступила в свои законные права, теперь она хозяйка над природой и все подвластной ей.
Поэты подчёркивают магический переход от зимы к весне, когда холодный обжигающий ветер сменяется легким теплым ветерком или сухое, казалось бы, безжизненное дерево дает жизнь новым зеленым, сочным листочкам, а потом и плодам. Это всё чудеса природы, которые ни одного поэта не оставят равнодушным. Поэтому многие черпают свое вдохновение именно из нее.
Например, В.А. Жуковский посвящает весне следующие строчки:
На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Популярные сочинения
- Сочинение Как достойно пережить поражение
Каждый человек когда-то проигрывал в чем-либо другим людям или самому себе. Ведь невозможно превосходить всех и во всем. Именно поэтому невероятно важной чертой человека должно являться то
- Сочинение «Доброта лучше красоты»
Среди многочисленных понятий в нашей жизни, которые напрямую связаны с человеком, есть такие, без которых существование людей на земле немыслимо.
- Сочинение Капитан Тушин в романе Война и мир (Образ и характеристика)
Великое творение Льва Николаевича погружает читателя в тяжелейшие годы войны. В военных сражениях участвовали бойцы с разными характерами. Когда речь заходит о героях, люди представляют себе смелых воинов
Писатели и литература 19 века сочинение
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/temyi-sochineniy-po-russkoy-literature-veka/
Сообщение о писателях 19 века кратко расскажет Вам много полезной информации об этом периоде русской литературы и о конкретном деятеле, который вошел в историю.
Сообщение о писателе
Девятнадцатый век является эпохой расцвета в русской литературе. Он отличается стремительным культурным ростом и созданием национального искусства. Эпоха живет лихорадочным ритмом — течения, направления, моды и школы меняются очень быстро. Каждое десятилетие отличается своей идеологией, поэтикой, художественным стилем:
- 10-тые года 19 века – сентиментализм.
- 20-тые и 30-тые года 19 века – романтизм.
- 40-тые года 19 века – рождение любомудрия и славянофильского учения.
- 50-тые года 19 века – появление романов Гончарова, Тургенева, Толстого.
- 60-тые года 19 века – развитие нигилизма.
- 70-тые года 19 века – народничество.
- 80-тые года 19 века – слава Толстого как художника и проповедника.
- 90-тые года 19 века — эпоха русского символизма.
В XIX веке Карамзин провел смелую реформу литературного русского языка – он сблизился с разговорной живой речью. Писатель ввел логическое строение фразы, трогательной филантропии и слезливой чувствительности («Бедная Лиза», «Письмах русского путешественника»).
Времена года в стихах русских поэтов
... Времена года русской природы занимают одно из особых мест в стихах русских поэтов. ... изображение обыденной, «низкой» действительности Пушкина порицали многие современники. А ведь на их глазах закладывался фундамент русской национальной поэзии. По-моему, самый прекрасный образ природы создан поэтом в ... ные ...", А. К. Толстой. "Клонит к лени ... Е. А. Баратынский. "Весна, весна! Как воздух чист!..", А. ...
Жуковский создал язык русской поэзии («Эолова арфа»), превратив тяжеловесные стихи XVIII века в совершенное, гибкое, послушное орудие литературы. Он переводил английские и немецкие баллады, сочинял меланхолические элегии, пересказывал народные сказки и легенды, вознося лирику до высот.
Поэт Батюшков создает новую форму элегии с красотой античной древности и гармонией итальянской поэзии («Освобожденного Иерусалима», «Умирающий Тасс»).
Другой писатель Крылов писал свои добродушно–иронические басни народным складом, простым. Он всегда наблюдательный и рассудительный, верен здравому смыслу и действительности.
В комедии «Горе от ума» Грибоедова показано развитие русский театр. Произведение написано острыми стихами по классической строго форме. На этом подготовительный этап в развитии литературы 19 века кончается.
Ее восход ознаменовался такими писателями как Пушкин, Одоевский, Вяземский, Веневитинов, Баратынский, Дельвиг, Языков, Денис Давыдов. Самый яркий представитель – А.С. Пушкин, который вознес словесное русское искусство гармоническим равновесием. После гения продолжает развивать литературу Лермонтов. В свою очередь он возвратился к романтическим шаблонам, и создает ораторский патетический стиль, гневное обличение, философскую «думу». После него приходит «царство» повествовательной прозы с трагическими надрывными стихами, пророческим ясновидением, раздвоенным сознанием. Его представитель Тютчев — поэт ночи и обличитель невидимых вещей.
Известные писатели 19 века
- Достоевский («Бедные люди»),
- Тургенев («Хорь и Калиныч», «Записки охотника», «Отцы и дети», «Дворянское гнездо»),
- Гончаров («Обыкновенная история», «Обломов»),
- Аксаков («Записки об ужении рыбы»),
- Григорович («Антон Горемыка»),
- Лев Толстой («Детство», «Отрочество»).
На грани с ХХ веком вырастает тонкое искусство Чехова: аристократически сдержанное печально–нежное. Он умело описывает обыкновенных скучных людей, серые будни, бессильные порывы и неясную тоску.
Надеемся, что сообщение о русских писателях помогло Вам подготовиться к занятию, и Вы узнали много полезной информации о них. А свое краткое сообщение про писателей Вы можете оставить через форму комментариев ниже.
Особенности русской поэзии второй половины 19 века
Многие из талантливых русских лириков (Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, Н.А. Некрасов, А.К. Толстой, А.Н. Майков) начинали свой путь в конце 1830-х – начале 1840-х гг. Это было время, весьма неблагоприятное для лириков и для поэзии. После смерти Пушкина и Лермонтова, утверждал А.И. Герцен, «русская поэзия онемела». Немота русской поэзии объяснялась разными причинами. Главной из них была та, о которой сказал еще В.Г. Белинский в статье «Взгляд на русскую литературу 1843 года»: «После Пушкина и Лермонтова трудно быть не только замечательным, но и каким-нибудь поэтом». Немаловажную роль играло и другое обстоятельство: проза завладевает умами читателей. Читатели ждали повестей и романов, и редакторы журналов, откликаясь на «веяние» эпохи, охотно предоставляли страницы прозе, почти не публикуя лирических стихотворений.
Мой любимый поэт Серебряного века (поэзия А. А. Ахматовой)
... материал по темам: сочениние на тему мой любимый поэт ахматова мой любимый поэт серебряного века анна ахматова мой любимый поэт серебряного века ахматова мой любимый писатель сочинение анна ахматова текст «мой любимый поэт» Источник: Анна Ахматова… Совсем недавно я впервые ...
В 1850-е гг. поэты, казалось бы, преодолели равнодушие читателей. Именно в это десятилетие выходит первый сборник Ф.И. Тютчева, привлекший всеобщее внимание: читатели наконец-то узнали гениального поэта, начавшего свой творческий путь еще в 1820-е гг. Два года спустя, в 1856 г. выходит сборник некрасовских стихотворений, почти мгновенно раскупленный. Но интерес к поэтическому слову вскоре угасает, и новые книги А.К. Толстого, А.Н. Майкова, Я.П. Полонского, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета привлекают внимание разве что критиков и немногочисленных любителей поэзии.
А между тем русская поэзия второй половины XIX века жила весьма напряженной жизнью. Своеобразие эстетических позиций, особенное понимание назначения поэта и поэзии разводят русских лириков в разные «станы» (по слову А.К. Толстого).
Это – «гражданская поэзия», цель которой – «толпе напоминать, что бедствует народ» (Н.А. Некрасов), и «чистая поэзия», призванная воспеть «идеальную сторону» бытия. К «чистым» лирикам относили Ф. Тютчева, А. Фета, Ап. Майкова, А.К. Толстого, Я. Полонского, Ап. Григорьева. Гражданская поэзия была представлена Некрасовым. Бесконечные дискуссии между сторонниками двух «станов», взаимные обвинения в псевдопоэтизме или в равнодушии к жизни общества многое объясняют в атмосфере эпохе. Но, отстаивая правоту только своих эстетических представлений, поэты из разных «станов» оказывались нередко близки в своем поэтическом видении мира, близки теми ценностями, которые они воспевали. Творчество каждого талантливого поэта служило одной высокой цели – утверждению идеала красоты, добра и истины. Все они, если воспользоваться некрасовским выражением, «проповедовали любовь», по-разному ее понимая, но равно видя в ней высшее назначение человека. Кроме того, творчество каждого истинного поэта, конечно же, не могло уложиться в прокрустово ложе прямолинейных схем. Так, А.К. Толстой, декларировавший свою принадлежность к поэтам «чистого» искусства, в былинах, эпиграммах и сатирических стихотворениях сумел высказаться весьма остро о проблемах современной ему жизни. Н.А. Некрасов – глубоко и тонко отразил «внутренние, таинственные движения души», которые сторонники «чистого» искусства почитали одним из главных предметов поэзии.
Хотя поэты второй половины XIX века не могли преодолеть равнодушие читателей к лирике и заставить напряженно ожидать их поэтические сборники (как ждали, например, новые романы И. Тургенева, И. Гончарова, Ф. Достоевского, Л. Толстого), однако, они заставили петь свои стихотворения. Уже в 1860-е гг. М.Е. Салтыков-Щедрин говорил о том, что романсы Фета «распевает чуть ли не вся Россия». Но Россия пела не только Фета. Поразительная музыкальность произведений русских лириков привлекала внимание выдающихся композиторов: П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского, С.И. Танеева, С.В. Рахманинова, создавших музыкальные шедевры, запомнившиеся и полюбившиеся русскому человеку. В числе самых известных, популярных – «Песня цыганки» («Мой костер в тумане светит»), «Затворница», «Вызов» Я.П. Полонского, «О, говори хоть ты со мной», «Две гитары, зазвенев…» А. Григорьева, «Средь шумного бала», «То было раннею весною…» А.К. Толстого, «Коробейники» Н.А. Некрасова и многие, многие другие стихотворения русских поэтов второй половины XIX века.
Курсовая работа литература 19 века
... начале 19 века большую роль сыграли И.А. Крылов и А.С. Грибоедов, Но подлинным родоначальником русской реалистической литературы ... Григорович, Тургенев, Достоевский. Некрасов. Толстой, Короленко. Вместе с тем в русской литературе нарастало сознание, что «маленький ... всего с именем гениального ученого и замечательного поэта Михаила Васильевича Ломоносова). Сентиментализм В центре изображения ...
Время, стирая остроту споров о назначении поэта и поэзии, обнаружило, что для следующих поколений оказываются равно значимыми и «чистые» лирики, и «гражданские» поэты. Читая сейчас их произведения, мы понимаем: те образы, что казались современникам «лирической дерзостью», – это постепенное, но явственное зарождение поэтических идей, которые готовят расцвет русской лирики Серебряного века. Одной из таких идей становится мечта о любви «восходящей», любви, преображающей и человека и мир. Но не менее значимой для поэтов Серебряного века стала некрасовская традиция – его «крик», по слову К. Бальмонта, крик о том, что «есть тюрьмы и больницы, чердаки и подвалы», что «в эту самую минуту, когда мы с вами дышим, есть люди, которые задыхаются». Острое сознание несовершенства мира, некрасовское «враждебное слово отрицания» органично соединились в лирике В. Брюсова и Ф. Сологуба, А. Блока и А. Белого с тоской по Несказанному, по идеалу, рождая не стремление уйти от несовершенного мира, а преобразить его согласно Идеалу.
Поэты второй половины XIX века
- Биография Ф.И. Тютчева
- Биография А.А. Фета
- Биография Н.А. Некрасова
- Биография А.Н. Майкова
► Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XIX века