Искусство сцены родилось в глубокой древности. В разные времена оно было призвано, то развлекать, то воспитывать, то проповедовать. И с этими задачами театр справлялся — его возможности многообразны, а сила воздействия велика, и потому театральное искусство стремились поставить себе на службу короли и князья, императоры и министры, революционеры и консерваторы.
Лучшие театральные произведения всегда оказывались чуткими к историческим переменам. Театр был зеркалом, в котором отражались события и человек. Не раз в истории человечества сбывались пророчества, произнесённые со сцены. Преодолевая границы и языковые барьеры, он являет миру новые открытия.
Театр, единственный вид искусства, который представляет нам не только результат своего творчества. Приходя в театр, мы становимся зрителями и соучастника спектакля, который творится в нашем присутствии на наших глазах. Именно эта особенность театрального искусства требует той особой атмосферы, которой живёт театр.
Именно способность говорить о том, что сегодня волнует людей, умение пережить и переосмыслить увиденное, сопоставив со своим жизненным опытом, взять их за сердце и заставить его учащенно биться, влечёт нас в театр, где мы получаем истинное эстетическое наслаждение. Всё это говорит об актуальности театрально искусства и в наши дни. Вот почему всегда и во все времена люди, думающие и ищущие, устремлялись в театр, считая его школой высоких гражданских чувств и подлинной человечности.
Целью данной курсовой работы является углубление изучения направлений романтизм и реализм в театре.
Задачи курсовой работы:
- узнать историю и символы романтизма и реализма;
- изучить театральные школы, их характерные черты;
- приобрести теоретические знания по данной теме.
Объектом исследования является романтизм и реализм в русском театре XIX века.
Предметом исследования являются этапы становление романтического и реалистического театра.
Структура данной курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
1.1 Романтизм в русском театре XIX века
Романтизм — как художественное течение в русском театральном искусстве распространяется преимущественно со второго десятилетия XIX века. В социальном и художественном плане театральный романтизм имел некоторую общность с сентиментализмом. Как и сентименталистская, романтическая драма, в противовес рационализму классической трагедии, раскрывала патетику переживаний изображаемых лиц. Однако, утверждая значительность человеческой личности с ее индивидуальным внутренним миром, романтизм в то же время отдавал предпочтение изображению исключительных характеров в исключительных обстоятельствах.
Романтизм в русском искусстве XIX века
... веку, освещает развитие образования, литературы, изобразительного искусства, театра. Явление романтизма рассматривается в этом труде очень подробно и доступно. Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, библиографического списка ...
Романтизм как художественное течение в русском театральном искусстве распространяется преимущественно со второго десятилетия XIX века.
В социальном и художественном плане театральный романтизм имел некоторую общность с сентиментализмом. Как и сентименталистская, романтическая драма, в противовес рационализму классической трагедии, раскрывала патетику переживаний изображаемых лиц. Однако, утверждая значительность человеческой личности с ее индивидуальным внутренним миром, романтизм в то же время отдавал предпочтение изображению исключительных характеров в исключительных обстоятельствах. Романтическим драмам, как и романам, повестям, была присуща фантастичность сюжета или введение в него ряда таинственных обстоятельств: появление привидений, призраков, всякого рода предзнаменований и т.п. Вместе с тем романтическая драма была скомпонована более динамично, чем классическая трагедия и сентименталистская драма, в которых сюжет разворачивался в основном описательно, в монологах действующих лиц. В романтической же драме именно поступки героев предопределяли развязку фабулы, при этом происходило взаимодействие их с общественной средой, с народом.[1, с.3]
Романтическая драма так же, как и сентиментализм, стала развиваться в 20-40-х годов в двух направлениях, отражая консервативную и передовую общественную линию. Драматургическим произведениям, выражающим верноподданническую идеологию, противостояли создания декабристской драматургии, драмы и трагедии, исполненные социального бунтарства.
Интерес декабристов к театру был тесно связан с их политической деятельностью. Просветительская программа «Союза Благоденствия», побуждавшая его членов к участию в литературных обществах и кружках, с помощью которых можно было бы воздействовать на мировоззрение широких кругов дворянства, привлекала их внимание и к театру. Уже в одном из первых литературных кружков, связанных с «Союзом Благоденствия», — «Зеленой лампе» — театральные вопросы становятся одним из постоянных предметов обсуждения. [1, с.34]
Талантливым драматургом декабристского направления был и П. А. Катенин, участник тайных обществ, драматург, переводчик, тонкий знаток и любитель театра, воспитатель ряда выдающихся русских актеров. Будучи разносторонне образованным и даровитым человеком, он переводил пьесы французских драматургов Расина и Корнеля, увлеченно занимался теорией драмы, отстаивая идеал народности и самобытности сценического искусства, его политического свободомыслия. Писал Катенин и собственные драматические произведения. Его трагедии «Ариадна» и особенно «Андромаха» были исполнены вольнолюбивого и гражданского духа. Смелые выступления Катенина вызвали неудовольствие властей, и в 1822 году неблагонадежный театрал был выслан из Петербурга.
Подобно тому, как романтическая драма восприняла некоторые черты классицистических и сентименталистских пьес, так и сценическое искусство актеров романтической школы сохранило следы классицистического художественного метода. Подобная преемственность была тем более естественной, что переход от классицизма к романтизму происходил в течение сценической деятельности одного поколения русских актеров, которые постепенно переходили от классицистических к воплощению персонажей романтических драм. Так, унаследованными от классицизма чертами были театральность актерского мастерства, выразившаяся в патетичности речи, искусственная изящная пластика, умение превосходно носить исторические костюмы. Вместе с тем, наряду с внешней театральностью романтическая школа допускала реализм в передаче внутреннего мира и облике действующих лиц. Однако реализм этот носил своеобразный и несколько условный характер. На реальные жизненные черты изображаемого персонажа артист романтической школы словно набрасывал некий поэтический покров, который придавал обычному явлению или действию возвышенный характер, делал «интересным горе и облагораживал радость».[2, с.15]
Порыв духа и страсти души в театре романтизма
... жизнь духа, в особенности религию, искусство, философию. Интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души – характерные черты романтизма. Можно ... мира», свойственная всей романтической литературе, наиболее ярко воплотилась в так называемом «черном жанре» (в предромантическом «готическом романе» – А.Радклиф, Ч.Мэтьюрин, в «драме рока», или «трагедии ...
Одним из наиболее типичных представителей сценического романтизма на русской сцене был Василий Андреевич Каратыгин, талантливый представитель большой актерской семьи, для многих современников — первый актер петербургской сцены. Высокого роста, с благородными манерами, с сильным, даже громоподобным голосом, Каратыгин, как будто природой был предназначен для величественных монологов. Никто лучше его не умел носить пышные исторические костюмы из шелка и парчи, блистающие золотом и серебряным шитьем, сражаться на шпагах, принимать живописные позы. Уже в самом начале своей сценической деятельности В. А. Каратыгин снискал внимание публики и театральной критики. А. Бестужев, отрицательно оценивавший состояние русского театра того периода, выделял «сильную игру Каратыгина». И это не случайно. романтизм реализм театр декабрист
Зрителей привлекал трагический пафос его дарования. Некоторые из созданных Каратыгином сценических образов импонировали будущим участникам событий 14 декабря 1825 года социальной направленностью — это образ мыслителя Гамлета («Гамлет» Шекспира), мятежного Дона Педро («Инесса де Кастро» де Ламотта) и др. Сочувствие передовым идеям сблизило молодое поколение семьи Каратыгиных с прогрессивно настроенными литераторами. В. А. Каратыгин и его брат П. А. Каратыгин познакомились с А. С. Пушкиным, А. С. Грибоедовым, А. Н. Одоевским, В. К. Кюхельбекером, А. А. и Н. А. Бестужевыми. Однако после событий 14 декабря 1825 года В. А. Каратыгин отдаляется от литературных кругов, сосредоточив свои интересы на театральной деятельности. Постепенно он становится одним из первых актеров Александрийского театра, пользуется благосклонностью двора и самого Николая I. [4, с.17]
Излюбленными ролями Каратыгина были роли исторических персонажей, легендарных героев, людей преимущественно высокого происхождения или положения — королей, полководцев, вельмож. При этом он больше всего стремился к внешней исторической правдоподобности. Хороший рисовальщик, он делал зарисовки костюмов, используя в качестве образцов старинные эстампы, гравюры. С таким же вниманием он относился к созданию портретного грима. Но с этим совмещалось полное игнорирование психологических особенностей изображаемых персонажей. В своих героях актер, следуя классицистической манере, видел лишь исполнителей определенной исторической миссии. Если Каратыгин считался премьером столичной сцены, то на сцене московского драматического театра этих лет царил П. С. Мочалов. Один из выдающихся актеров первой половины XIX века, он начал свою сценическую деятельность как актер классической трагедии. Однако в связи с увлечением мелодрамой и романтической драмой дарование его совершенствуется в этой области, и популярность он приобрел как романтический актер.
Русский театр XIX века
... 19 века и с восторгом принимал появляющиеся драматические произведения А. Грибоедова, Н. Гоголя, А. Сухово-Кобылина, А. Островского, ... «Ревизоре», Кочкарёва в «Женитьбе». русский театр драматургия гоголь островский Становлению реализма на русской сцене способствовал П. Садовский. Его ... театра 19 в., в становление Т. внесли русские писатели и драматурги, тесно связанные с жизнью современного им театра, ...
Таким образом, романтическая драма, как можно заметить даже на основе краткого обзора, сменив на сцене классицистическую трагедию и отчасти сентименталистскую драму, восприняла и сохранила некоторые их черты. Наряду с большей занимательностью и динамичностью сюжета, повышенной эмоциональностью и иной идейной основой в романтической драме сохранились нравоучительность и резонерство, присущее предшествующим драматургическим формам, длительные монологи, поясняющие внутренние переживания героя или его отношение к другим действующим лицам, примитивность психологической характеристики персонажей. Тем не менее жанр романтической драмы, главным образом, вследствие изображения его возвышенных чувств и прекрасных порывов и занимательности сюжета, оказался довольно долговечным и сохранился с некоторыми изменениями и во второй половине XIX века. [7, с.54]
1.2 Реализм в русском театре XIX века
Развитие русской реалистической литературы, драматургия Грибоедова, Гоголя, Тургенева, Сухово-Кобылина, Островского создавали основу для формирования сценического реализма. Народность, гуманизм, интерес к раскрытию всего богатства душевных переживаний человека, вызванные стремлением защитить его права и достоинство, многосторонняя разработка образа простого, «маленького» человека, ущемленного социальной несправедливостью, характеризуют школу, созданную великими русскими актерами-реалистами — М. С. Щепкиным (1788—1863), А. Е. Мартыновым (1816—1860), П. М. Садовским (1818—1872), их учениками и последователями — С. В. Шумским, С. В. и П. В. Васильевыми и другими. [3, с.8]
Основным методом актерского творчества становится метод глубокого раскрытия психологического своеобразия героя путем внутреннего перевоплощения актера в изображаемое лицо. Реалистическая школа получает широкое распространение, становится ведущим направлением в русском театре уже к середине XIX в.
Огромное значение в развитии театрального реализма имела творческая деятельность М. С. Щепкина. Демократическая идейность Щепкина подняла актерское искусство на новую высоту, окрылила практику актерского творчества пониманием общественной роли театра и гражданской миссии актера. Щепкин требовал от актера умения постигать «душу роли», влезать, «так сказать, в кожу действующего лица», способности «не подделаться, а сделаться» тем лицом, которое он изображает, «ходить, говорить, мыслить, чувствовать, как хочет автор». Он требовал, чтобы актер всю свою игру подчинял выявлению главного смысла действия, жертвуя эффектами собственной роли ради общей художественной цели. «Театр для актера храм, — говорил Щепкин, — священнодействуй или убирайся вон».
Мартынов утвердил на русской сцене манеру игры, свободную от всякой театральной приподнятости, основанную на глубокой и сдержанной эмоциональности, простоте, тонкой передаче всех душевных переживаний персонажа. Он потрясал зрителей внутренней правдой своего искусства, силой гуманистической трактовки характера. [5, с.23]
Драматический театр им. А. С. Пушкина (Красноярск)
... Красноярский краевой драматический театр им. А. С. Пушкина В послевоенные годы создана студия актерского мастерства при театре, ... городского театра, Общества попечения о начальном образовании, детских приютов, общества переселенцев. Всего в Обществе любителей драматического ... сцене театра исполняет произведения А. Даргомыжского, М. Балакирева, музыку из опер «Жизнь за ... реферат составлен на основе .
Следующий этап сценического реализма был связан с работой театра над воплощением пьес А. Н. Островского. Театр Островского отражает целую эпоху русской жизни, ознаменованную кризисом крепостнического уклада, неудержимым ростом молодых, свободолюбивых сил. На сцене появляются новые типы, требующие новых сценических красок. Пьесы Островского воспитывали в актерах мастерство точной бытовой характеристики персонажа, способствовали развитию (особенно в Малом театре, с которым драматург был тесно связан) высокой культуры сценической речи.
Главой новой школы, складывавшейся в этот период под непосредственным руководством Островского, был П. М. Садовский — родоначальник талантливой актерской семьи Садовских. Среди исполнительниц женских ролей выделялась Л. П. Никулина-Косицкая (1829—1868).
На протяжении XIX в. театр в России вырастает в важнейшую общественную силу. Гоголь называл театр «кафедрой, с которой можно много сказать людям добра». Островский сравнивал Малый театр по его прогрессивному значению в национальной культуре с Московским университетом. [5, с.24]
1.3 Сравнительный анализ романтизма и реализма в театре XIX века
Между романтизмом и реализмом есть принципиальные разногласия. Это закономерно, иначе не происходит обновление развития литературного процесса. Так, если романтизм творческое воображение писателя абсолютизировал, то реализм делал основной акцент на наблюдении за общественной жизнью и исследовании всех вытекающих из нее явлений. Опять, как и до эпохи романтизма, художественное творчество начало в определенной степени ассоциироваться с научной деятельностью.
Возвращаясь к повести «Шинель», заметим, что Гоголь, который отмечал все до мельчайших деталей, не только имел собственный опыт службы чиновника, но и наблюдал во время своего пребывания в Петербурге десятки и сотни подобных «маленьких людей» в реальной жизни. Он слышал подобные истории, когда какая-то не очень значительная потеря (например, утеряно на охоте охотничье ружье) воспринималась такими людьми как личная трагедия. И эти наблюдения, умножены на силу таланта художника, помогли ему воссоздать внутреннюю суть и логику развития образа Башмачкина. Недаром самого Гоголя, а также его последователей российские литературные критики XIX века, назвали «представителями «натуральной школы»». Слово «натуральная» здесь означала близость к природе («натуры»), до правды жизни и его реалиям, то есть к реализму. [9, с.19]
Как известно, романтиков интересовал «необычный герой в необычайной обстановке»: непокоренный мятежник, отторгнутый обществом, который имеет загадочное прошлое. Черты такого романтического героя воплотил А. Пушкин в поэзии «К морю», сравнивая личность умершего на то время Байрона с морем.
Итак, романтический герой является «хмурым, глубоким, страшным в своем одиночестве». Зато реалистов интересовали, прежде всего, не загадочные бунтари, разочарованные и угнетённые роковыми страстями изгои общества, а люди конкретных профессий, которые занимаются привычной и знакомой для них деятельностью, кто бы это небыли: крестьяне, прачки, мелкие служащие, ростовщики или банкиры. Казалось бы, какая может быть эстетическая ценность в описании работы банкира или ростовщика? Однако после прочтения повести О. де Бальзака «Гобсек», где главным героем является старый ростовщик, который занимает деньги под проценты, а описание его деятельности становится настолько интересным, что этим произведением увлекается не одно поколение читателей. [9, с.20]
Романтизм и реализм в художественной культуре Европы
... культуры. Задачей данной контрольной работы является, на примере Западной Европы, проследить течение романтизма и реализма в художественной культуре Европы. 1. Романтизм в художественной культуре Европы ... сковывающих норм классицизма. В Германии первой четверти ХIХ в. театр развивался в романтическом русле. Писатели- ... начала и эмоциональной стороны его жизни. Предметом искусства стали окружающий мир ...
Если романтизм является эпохой свои родного господства поэзии, то реализм (как и в свое время, Просвещение) — эпохой доминирования прозы. Недаром большинство писателей, которые стояли на грани эпох романтизма и реализма, в ранние (романтические) этапы своего творчества были более поэтами, а в следующем этапе (приближенные к реализму) становились преимущественно прозаиками. Это мы видим на примере творчества Пушкина, Лермонтова, в украинской литературе — Шевченко.
Ведущим жанром становится социальный роман, ведь он давал возможность как можно полнее, детальнее воссоздать картины жизни общества. И даже в таком сугубо романтическом жанре, как роман в стихах, который берет истоки еще в творчестве Дж. Байрона, намечается уклон к «обыденности». В романе «Евгении Онегин» так много бытовых деталей, описаний жизни дворян и простых людей от столицы до села, что, с одной стороны, его называли «энциклопедией жизни» России первой трети XIX века, а с другой — Пушкину даже прививали определенную «прозаичность» (как тогда говорили: «прозаизм») произведения. Профессор Юрий Лотман, написавший обстоятельный «Комментарий к «Евгению Онегину»» должен был едва ли не половину своей книги посвятить объяснению бытовых деталей жизни тогдашнего российского общества. Недаром это произведение называют социально-психологическим романом в стихах. Социальный роман — потому что в нем изображены разные слои тогдашнего российского общества, психологическим, поскольку подробно показано психологию персонажей. Как видим, даже в жанровых определениях пересекаются романтические и реалистические тенденции.
Следовательно, можно сделать вывод, что реализм зарождается в недрах романтизма и сначала они довольно «мирно сосуществуют», обмениваясь между собой различными открытиями и достижениями. При этом многие писатели, которые впоследствии обратились к реализму, начинали именно как романтики, получив хорошую «художественную выучку».
2.1 Этапы становления реалистического театра
Этапы становления современного реалистического театра, базирующегося на системе К.С. Станиславского, были не просты. В первый период Художественный театр в поисках подлинной правды на сцене, в борьбе со штампами, с дурной условностью театрального представления создавал чрезмерное бытовое правдоподобие, которое перегружало спектакль излишне натуралистическим и деталями (в костюмах, гриме, бутафории, декорациях и так далее).
Нелегко вырабатывались и новые требования к режиссуре. Исторически режиссерское искусство в России складывалось сложно. От полного отсутствия режиссуры в первое столетие существования русского театра (эти функции брали на себя артисты-исполнители) до режиссерского диктата, когда постановщик видел в актере лишь марионетку, лишь фигурку на шахматной доске его замыслов (этим страдали многие, в том числе и сам Станиславский в первый период своего творчества).
Жизнь подражает искусству
... "Жизнь подражает Искусству в гораздо большей степени, чем Искусство подражает Жизни." И, возможно, Жизнь когда-нибудь создаст мир Оскара Уайльда. Время на это еще есть... ведь Искусство бесконечно. * Все цитаты, использованные в эссе, ...
Первый спектакль — «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого (1898, пост. К.С. Станиславского и А.А. Санина).
Подлинное рождение МХТ и вместе с ним нового направления в мировом сценическом искусстве связано с постановкой «Чайки» Чехова (1898, режиссер С. и Немирович-Данченко).
Затем были поставлены «Дядя Ваня» (1899), «Три сестры» (1901), «Вишнёвый сад» (1904) Чехова. Поняв жизненную правду и поэтичность, новаторскую сущность драматургии Чехова, Станиславский и Немирович-Данченко нашли особую манеру её исполнения, открыли новые приёмы раскрытия духовного мира современного человека. Успех постановок определялся ансамблем всех участников спектакля, объединённых единым творческим методом и общностью понимания идеи пьесы: игра актёров, декорации, свет, звуковое оформление создавали неразрывное целое, единый художественный образ. В 1902 Станиславский совместно с В.И. Немировичем-Данченко поставил пьесы М. Горького «Мещане» и «На дне», пронизанные предчувствием назревавших революционных событий. С драматургией Горького (по определению Станиславского) связана общественно-политическая линия в репертуаре МХТ: в спектакле «Мещане» впервые вышел на сцену новый герой — рабочий, призывающий бороться за преобразование общества. Новаторскими по режиссуре были поставленные Станиславским и Немировичем-Данченко произведения русской классики: «Горе от ума» Грибоедова (1906), «Где тонко, там и рвется» Тургенева (1912), «Село Степанчиково» по Достоевскому (1917), а также «Месяц в деревне» Тургенева (1909, постановка С. и И. М. Москвина), «Синяя птица» Метерлинка (1908, совместно с Л. А. Сулержицким и Москвиным).
[8, с.26]
2.2 Этапы становления романтического театра
Романтизм возник как протест против классицистской трагедии, в которой к концу XVIII в. строго формализованный канон достиг своего апогея. Строгая рациональность, проходящая через все компоненты классицистского спектакля — от архитектоники драматургии до актерского исполнения — вступили в полное противоречие с основополагающими принципами социального функционирования театра: классицистские спектакли перестали вызывать живой отклик зрительного зала. В стремлении теоретиков, драматургов, актеров оживить искусство театра поиски новых форм явились насущной необходимостью.
Истоком романтизма в театре принято считать эстетическое движение «Бури и натиска» (нем. Sturm und Drang), яркими представителями которого были Ф.Шиллер (Разбойники, Заговор Фиеско в Генуе, Коварство и любовь) и И.В.Гете (в своих ранних драматических опытах: Гец фон Берлихинген и др.).
В полемике с классицистским театром «штюрмеры» разрабатывали жанр свободной по форме тираноборческой трагедии, главным героем которой становится сильная личность, восстающая против законов общества. Однако эти трагедии еще во многом подчинены законам классицизма: в них соблюдены три канонических единства; язык пафосно торжественен. Изменения скорее касаются проблематики пьес: на смену строгой рациональности нравственных конфликтов классицизма приходит культ неограниченной свободы личности, мятежный субъективизм, отвергающий все возможные законы: морали, нравственности, социума. В полной мере эстетические принципы романтизма были заложены в период т.н. Веймарского классицизма, тесно связанного с именем И.В.Гете, руководившего на рубеже XVIII-XIX вв. придворным Веймарским театром. Не только драматургическая (Ифигения в Тавриде, Клавиго, Эгмонт и др.), но и режиссерская и теоретическая деятельность Гете заложила основы эстетики театрального романтизма: воображение и чувство. Именно в Веймарском театре того времени было впервые сформулировано требование к актерам вживаться в роль, а в театральную практику впервые введены застольные репетиции. [10, с.33]
По тексту Паустовского «Искусство видеть мир»
... сделать нашу жизнь яркой, интересной и незабываемой, нужно научиться видеть в ней самое лучшее. ученица В жизни каждого человека ... писателей, композиторов природа сыграла важную роль: научила в малом видеть величественное и простое, помогала в создании знаменитых творений. йвазовский ... В данном тексте К. Паустовский поднимает проблему восприятия мира человеком. Автор говорит нам о том, что красота ...
В начале XIX в. драматургия русского театра многообразна и пестра. Героико-патриотическая тема превалирует в период наполеоновских войн и тогда же создается новый театральный жанр, получивший название «народно-патриотический дивертисмент». Общественно-политические проблемы, волновавшие передовые дворянские круги, нашли свое отражение в трагедиях В.А. Озерова. Основу их успеха составила политическая актуальность. Комедийный жанр в перовой четверти XIX в. представлен сатирической комедией (И.А. Крылов, А.А. Шаховский, М.Н. Загоскин) и «благородной» или «светской» комедией (Н.И. Хмельницкий).
В XIX в. в драматургии еще соблюдаются традиции просветительской драмы, правила классицизма, но одновременно в нее начинают проникать сентиментальные мотивы. В первой четверти, накануне декабристского восстания возникает новая драматургия прогрессивного направления. Наиболее яркие представители этого направления — А.С. Грибоедов. Особую страницу в истории русской драматургии занимает творчество А.С. Пушкина, оказавшего решающее значение на всю последующую историю театра. [10, с.35]
К середине XIX в. романтизм в русской драме был представлен творчеством М.Ю. Лермонтова, но в это же время особое распространение получает мелодрама и водевиль (Д.Т. Ленский, П.А. Каратыгин, Ф.А. Кони).
Наиболее популярными становятся водевили «с переодеванием» — это были в основном переделанные на русский лад французские водевили. На Александрийской сцене в 40-е гг. в сезон ставили до 100 водевилей. Сентиментализм и романтизм были слишком короткими периодами в истории русской драматургии. От классицизма она сразу же шагнула в реализм. Представителем нового направления — критического реализма — в драматургии и театре стал Н.В. Гоголь. Он так же вошел в историю театра и как теоретик, настаивавший на реалистической эстетике и нравственно-воспитательной роли театра, общественном характере конфликта в пьесе.
Романтизм оказал огромное влияние на развитие актерского искусства: впервые в истории основой создания роли стал психологизм. На смену рационально выверенной актерской манере классицизма пришла бурная эмоциональность, яркая драматическая экспрессия, многогранность и противоречивость психологической разработки характеров. Сопереживание вернулось в зрительные залы; кумирами публики стали крупнейшие драматические актеры-романтики: Э.Кин (Англия); Л.Девриент (Германия), М.Дорваль и Ф.Леметр (Франция); А.Ристори (Италия); Э.Форрест и Ш.Кашмен (США); П.Мочалов (Россия).
[7, с.18]
Под знаком романтизма развивается и музыкально-театральное искусство первой половины XIX в. — как опера (Вагнер, Гуно, Верди, Россини, Беллини и др.), так и балет (Пуни, Маурер и др.).
Романтизм обогатил и палитру постановочно-выразительных средств театра. Впервые принципы искусства художника, композитора, декоратора начали рассматриваться в контексте эмоционального воздействия на зрителя, выявления динамики действия.
По данному тексту «Садово-парковое искусство»
... написать своё сочинение по плану, но про брац. Зарание спасибо. Отдаю все свои 12 пунктов - Сочинение по данному тексту "Садово-парковое искусство" ... ли он к данному тексту? Пожалуйста напишите сочинение по книге Девочка из города !!! хорошое точное сочинение срочно нужно завтра нести ... Москве, САДО́ВО-ПА́РКОВОЕ ИСКУ́ССТВО — искусство создания садов, парков и других озеленяемых участков. .заключается ...
К середине XIX в. эстетика театрального романтизма, казалось, себя изжила; на смену ей шел реализм, вобравший в себя и творчески переосмысливший все художественные достижения романтиков: обновление жанров, демократизацию героев и литературного языка, расширение палитры актерских и постановочных средств. Однако в 1880-1890-х в театральном искусстве сформировалось и укрепилось направление неоромантизма — преимущественно как полемика с натуралистическими тенденциями в театре. Неоромантическая драматургия в основном развивалась в жанре стихотворной драмы, близкой лирической трагедии. Лучшие пьесы неоромантиков (Э.Ростан, А.Шницлер, Г.Гофмансталь, С.Бенелли) отличаются напряженным драматизмом и изысканным языком. [9, с.25]
Несомненно, эстетика романтизма с его эмоциональной приподнятостью, героическим пафосом, сильными и глубокими чувствами чрезвычайно близка именно театральному искусству, принципиально строящемуся на сопереживании и ставящему своей главной целью достижение катарсиса. Именно поэтому романтизм просто не может безвозвратно кануть в прошлое; во все времена спектакли этого направления будут востребованы публикой. [6, с.14]
Исходя из выше сказанного, можно сделать выводы, что нужно достаточно уделять внимания изучение культурного процесса, особенностей духовной жизни и бытовых традиций, которые значительно обогащает наше представление об определенном этапе исторического развития. Ведь постижение культурного наследия столь необходимо и в современной жизни. Историко-культурная тематика становится одним из определяющих факторов идеологической сферы, приобретая особое значение в период того мировоззренческого вакуума, который образовался в нашей стране за последние годы.
Романтизм утвердился в жизни под воздействием определённых социально-исторических обстоятельств и глубоко проник в сознание людей того времени, захватив различные сферы умственной деятельности. Писатели романтической настроенности стремились освободить личность от порабощения её социальными, материальными обстоятельствами. Они мечтали о таком обществе, где людей будут связывать не материальные, а духовные узы.
Русский романтизм шёл в своём развитии по пути всё большего сближения с жизнью. Изучая действительность, в её конкретно-историческом, национальном своеобразии, романтики постепенно приоткрывали тайны исторического процесса
Идея историзма, внимание к трагической судьбе народа, стихия субъективного, гуманистическая насыщенность творчества, устремлённость к идеалу, обогащение художественной палитры за счёт введения условных приёмов изображения жизни, утверждения воспитательного воздействия искусства на человека и многое другое, что характерно для романтизма, оказало плодотворное влияние на развитие реализма XIX века.
Реализм — абсолютно противоположное понятие романтизму, он изображает по-новому отношение человека и окружающей среды. Человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами. Предметом глубокого социального анализа стал внутренний мир человека, критический реализм потому одновременно становится психологическим. В подготовке этого качества реализма большую роль сыграл романтизм, стремившийся проникнуть в тайны человеческого «Я».
Углубление познания жизни и усложнение картины мира в критическом реализме XIX века не означает, однако, некоего абсолютного превосходства над предыдущими этапами, ибо развитие искусства отмечено не только завоеваниями, но и утратами. Утрачена была масштабность образов эпохи Возрождения. Неповторимым оставался пафос утверждения, свойственный просветителям, их энтузиастическая вера в победу добра над злом.
Таким образом, мы видим, что XIX век — это время кризиса просветительских и субъективно-романтических концепций. Просветителей и романтиков сближает субъективный взгляд на мир. Действительность не была ими понята как объективный процесс, развивающийся по своим законам, независимым от роли людей. В борьбе с социальным злом мыслители эпохи Просвещения уповали на силу слова, морального примера, а теоретики революционного романтизма — на героическую личность.
1. Белецкий, А.И. Русский романтизм. [Текст] / А.И. Белецкий. — Ленинград, 1997. — 180с.
2. Герасимова, К.М. Мастера русской и советской сцены [Текст] / К.М. Герасимова, О.Г. Чернявская. — М.: Русский язык, 1989. — 83с.
3. Дератани, Н. Гораций [Текст] / Н.Дератан. — Литературная энциклопедия: Т.2. — 1929.- 153 с.
4. История зарубежного театра. Театр Европы и США XIX-XX вв. Часть 2 [Текст] / Г.Н. Бояджиев, А.Г. Образцова, А.А. Якубовский. — М. : Просвещение, 1984. — 328 с.
5. История зарубежного театра. Театр Европы и Франции XIX-XX вв. Часть 2 [Текст] / Г.Н. Бояджиев, А.Г. Образцова, А.А. Якубовский. — М. : Просвещение, 1972. — 317 с.
6. Каллистов, Д.П. Античный театр [Текст] / Д.П. Калистов. — Ленинградское отделение: Искусство, 1970. — 199 с.
7. Марков, П. Московский Художественный театр [Текс] / П. Марков, Н. Чушкин. — М.: Искусство, 1950. — 118 с.
8. Полевой, В.М. Популярная художественная энциклопедия [Текст] / В.М. Полевой. — М.: Советская энциклопедия, 1986. — 432 с.
9. Хайченко, Г.А. Страницы истории советского театра [Текст] / Г.А. Хайченко. — М.: Искусство, 1983. — 272 с.
10. Хайченко, Г.А. Страницы истории русского и советского драматического искусства (от истоков до современности) [Текст] / Г.А. Хайченко, Ю.А. Дмитриев. — М.: Искусство, 1986. — 165 с.