Проектирование БД «Аптека»

Курсовая работа

История аптечного дела в России

В России аптечное дело возникло как составная часть медицины, с появлением профессионального врачебного искусства после прихода христианства. Первые аптекари в России появились в 1547 году, когда Московское правительство отправило своего посла в западные страны за врачами и аптекарями для несения службы при царской семье.

С приездом Джеймса Френча связывают образование первой аптеки в Кремле, которая была открыта только для царской семьи и строго контролировалась, чтобы не было подкупа врачей и аптекарей с целью отравления царской семьи.

В начале 17 века для русской медицины наступила новая эпоха, и для управления медицинским делом была создана Аптекарская палата, которая контролировала лечение царской семьи и изготовление в аптеке лекарств. Затем появились школы для обучения аптекарскому мастерству.

При Петре I появились аптеки в крупных городах, а в конце 19 века появились специальные заводы и фабрики по производству лекарственных препаратов. Количество аптек расширялось, и постепенно аптечное дело было сформировано в организованную систему.

В 1993 — 1995 гг. с установлением единого правительства аптечная система урегулировала поступление лекарственных средств для населения. Появилась возможность открыть частную аптеку любому человеку, имеющему достаточные средства и соответствующее образование.

Роль аптек в лекарственном обслуживании населения

В 21 веке аптечные учреждения и предприятия являются основными поставщиками лекарственных средств и медицинского имущества для населения и лечебно-профилактических учреждений. К ним относятся аптеки хозрасчетные, аптеки при лечебно-профилактических учреждениях, филиалы, киоски, аптечные склады, аптекарские магазины, фармацевтические фабрики и другие.

Хозрасчетные аптеки обеспечивают снабжение населения и лечебно-профилактических учреждений лекарственными средствами и перевязочными материалами. Большое число лекарственных препаратов мы получаем через аптечные организации, и от их работы зависит здоровье людей.

Функции аптек

Аптека — это особая специализированная организация системы здравоохранения, занимающаяся изготовлением, фасовкой, анализом и продажей лекарственных средств. Она оказывает важные функции:

2 стр., 877 слов

Анализ рассказа В аптеке Чехова

... тебя или не желает вовсе слышать... Сочинение по произведению В аптеке Казалось бы, мегаполисы появились относительно недавно и основная проблематика ... немного денег, провизор не входит в положение главного героя. Он забирает лекарственные препараты обратно, несмотря на то, ... общения, понимание человечности каждого встречного. Тем не менее, Чехов поднимает этот вопрос веком ранее нынешних дней. На ...

  • Поставка лекарственных средств;
  • Обеспечение перевязочными материалами;
  • Консультирование пациентов;
  • Обеспечение лечебно-профилактических учреждений лекарственными средствами.

Развитие аптечного бизнеса

Аптечный бизнес в последние годы считается одним из самых доходных. Их возникает все больше — больших и маленьких, независимых или входящих в крупные аптечные торговые сети. В каждом торговом центре сейчас обязательно есть аптечный киоск или магазин, иногда даже несколько — и все они выглядят по-разному.

Аптеки: эволюция интерьера

И часто от того, насколько привлекательно смотрится аптека снаружи и изнутри, зависит и количество покупателей.

Не так давно, в советские времена, аптеки были довольно унылым местом. Невнятный интерьер, сердитые провизоры, очереди, стойкий запах лекарств. Ассортимент тоже не отличался разнообразием, часто бывало, что какое-то лекарство было в постоянном «дефиците». В общем, аптеки были таким местом, посещать которое рядовому гражданину хотелось как можно реже, а уж если пришлось посетить, то он стремился поскорее забыть возникшие ощущения.

Если тогда аптеки в нашем сознании были связаны, прежде всего, с болезнями, с нарушением нормального ритма жизни, то сейчас, как ни странно, наоборот — аптеки часто вызывают обратные ощущения.

Развитие фармацевтической промышленности

Многие из нас заходят в аптеку не только потому, что плохо себя чувствуют, но и для того, чтобы не допустить плохого самочувствия. Фармацевтическая промышленность постоянно развивается, возникают все новые и новые лекарства, как для лечения, так и для профилактики болезней. Если раньше для лечения какой-либо определенной болезни существовало не более пяти видов лекарств, а иногда и меньше, то сейчас их число может достигать нескольких десятков.

Профилактика заболеваний

Ускоренный темп современной жизни требует от людей «быть в форме». Работающий человек в наше время не может себе позволить не только часто болеть, но и просто быть «не в тонусе». В то же время нагрузки, особенно психологические, вызванные стрессами, переизбытком информации, плохой экологией в городах, очень ослабляют организм. Поэтому мы стараемся поддерживать себя — принимая витамины и общеукрепляющие лекарства. Постоянная профилактика заболеваний стала такой же важной, как и их лечение.

Цель работы

Цель работы — создание базы данных аптеки готовых лекарственных форм для повышения эффективности ее работы.

Введение

Аптека — это важное звено лекарственного обеспечения. Аптеки готовых лекарственных форм занимаются продажей лекарств, изготовленных на заводах фирм — производителей. Каждое лекарственное средство имеет свое назначение, весь ассортимент лекарств классифицирован по группам: жаропонижающие, обезболивающие, сердечнососудистые.

Описание базы данных

БД аптеки должна включать в себя семь таблиц, предназначенных для эффективности работы предприятия и автоматизации обработки результатов деятельности. Таблицы связаны между собой, что обеспечивает целостность данных. База данных предназначена, в первую очередь, для сотрудников — полный учет товаров аптеки, контроль работы аптеки в целом; для клиентов — удобный поиск нужного препарата; для поставщиков — контакты каждого из сотрудников.

20 стр., 9505 слов

Создание хранилища данных

... Категории данных в хранилище данных Все данные в хранилище данных делятся на три категории (Рисунок 1.5): 1) детальные данные - данные, переносимые непосредственно из OLTP-подсистем. Соответствуют ... описывающие структуру хранящихся в хранилище данных данных, а также инструменты их визуализации; обеспечение информационной безопасности хранилище данных. Сводная информация о деятельности компании, как ...

Подсистемы базы данных

Разрабатываемая СУБД включает в себя следующие подсистемы:

  1. Препараты
  2. Назначения
  3. Поступления
  4. Поставщики
  5. Клиенты
  6. Сотрудники

Подсистема «Препараты»

Подсистема «Препараты» включает в себя все медикаменты, которые поступают на склад или заказываются клиентами. Каждому препарату присвоен уникальный код (первичный ключ).

Характеристики препарата включают в себя различные поля, в том числе: единицу измерения (например, упаковка), цену закупочную, цену реализации и др.

Подсистема «Назначения»

Подсистема «Назначения» дает характеристику препаратов, определяет их группу принадлежности. Отдельная группа предназначена для больных с определенным заболеванием какого-то органа или организма в целом. Каждой группе присваивается уникальный код (первичный ключ).

В этой подсистеме дается полное описание групп препаратов, их действие и то, как может выглядеть препарат данной группы.

Подсистема «Сотрудники» — важная часть БД «Аптека», так как она предоставляет информацию обо всех сотрудниках, занятых в аптеке. Кроме того, в таблице сотрудников содержится персональная информация, включая ФИО, дату рождения, дату найма, должность, адрес, телефон и фотографию. Также сотрудники отвечают за обслуживание клиентов и отправку заказов, поэтому каждому из них присваивается уникальный код в качестве первичного ключа.

Подсистема «Поставщики» также имеет важную роль, так как содержит информацию о поставщиках, их контактную информацию и адреса. Каждый поставщик имеет уникальный код в БД.

Подсистема «Клиенты» содержит информацию о клиентах аптеки и также имеет уникальный код для каждого клиента в качестве первичного ключа.

Подсистемы «Заказы» и «Заказано» описывают полученные заказы и их обработку в аптеке. Каждый заказ, который поступает в аптеку от клиента, обрабатывается сотрудником аптеки. В БД каждому заказу присваивается уникальный код в качестве первичного ключа.

Организационная структура аптеки представлена в виде линейной формы и включает только один отдел, который возглавляет заведующий-провизор. В структуре управления аптекой есть 4 сотрудника: провизор-аналитик и 3 фармацевта.

Для проектирования БД «Аптека» были использованы данные о каждой подсистеме, что позволило создать структуру базы данных, которая позволяет легко обрабатывать информацию о сотрудниках, поставщиках, клиентах и заказах. Каждый элемент в базе данных имеет уникальный код, что позволяет легко обращаться к необходимым данным.

Основной ответ

База данных — это набор сведений, относящихся к определенной теме или задаче, такой как отслеживание заказов клиентов или хранение коллекции звукозаписей. Цель любой информационной системы — обработка данных об объектах реального мира. Создавая базу данных, пользователь стремится упорядочить информацию по различным признакам и быстро извлекать выборку с произвольным сочетанием признаков.

Структурирование данных

Сделать это возможно, только если данные структурированы. Структурирование — это введение соглашений о способах представления данных. Неструктурированными называют данные, записанные, например, в текстовом файле.

11 стр., 5392 слов

База данных аптеки готовых лекарственных форм

... со значением поля "Код назначения" в таблице "Назначения препаратов". 1.6 Заполнение таблиц информацией Препараты. В базе данных аптеки на каждую группу препаратов (антибиотики, антисептики ... Таблицы связаны между собой, что обеспечивает целостность данных. База данных предназначена, в первую очередь, для сотрудников - полный учет товаров аптеки, контроль работы аптеки в целом; для клиентов ...

Пользователи базы данных

Пользователями базы данных могут быть различные прикладные программы, программные комплексы, а также специалисты предметной области, выступающие в роли потребителей или источников данных, называемые конечными пользователями.

Системы управления базами данных

В современной технологии баз данных предполагается, что создание базы данных, ее поддержка и обеспечение доступа пользователей к ней осуществляются централизованно с помощью специального программного инструментария — системы управления базами данных.

Создание таблиц

В рамках учебной работы были созданы следующие таблицы:

  • Таблица «препараты»
  • Таблица «назначение препаратов»
  • Таблица «сотрудники»
  • Таблица «поставщики»
  • Таблица «клиенты»
  • Таблица «заказы»
  • Таблица «заказано»

Диаграммы таблиц представлены на соответствующих рисунках.

2.2 ER-диаграмма «Аптека»

ER-диаграмма «Аптека»

2.3 Схема данных

Взаимосвязь между подсистемами показана на рисунке 10.

Схема данных

2.4 Заполнение таблиц информацией

Таблица «Препараты»

В базе данных аптеки на каждую группу препаратов (антибиотики, антисептики и т.п.) приходится небольшое количество лекарственных средств, которые находятся на складе аптеки. Единица измерения: либо упаковка, либо пузырек. В зависимости от фирмы и качества доставки цена закупочная и цена реализации отличаются друг от друга.

Препараты

Таблица «Назначение препаратов»

Препараты делятся на фармакологические группы. (рис.12)

Назначение препаратов

Таблица «Сотрудники»

Заведующий-провизор имеет право заведующего отделением лечебно-профилактического учреждения и контролирует всю работу аптеки. Заведующий-провизор обязан контролировать четкую работу в аптеке по изготовлению, приему и отпуску лекарств по рецептам. Он контролирует снабжение медицинским имуществом лечебно-диагностические кабинеты, лаборатории; обеспечивает правильное хранение медикаментов, медицинского инструментария; контролирует расход медикаментов в отделениях лечебно-профилактического учреждения, особенно контролируя ядовитые, наркотические средства. Заведующий контролирует фармацевтический порядок в аптеке, соблюдение санитарно-гигиенических правил, составляет сметы на получение медицинского имущества.

Провизор-аналитик должен иметь высшее фармацевтическое образование. Его назначение и увольнение контролируется заведующим — провизором аптеки. Он находится под начальством заведующего-провизора и заместителя провизора аптеки.

Фармацевт

Фармацевт должен изготавливать лекарства по мере необходимости для отделений и по рецептам врачей, а также должен правильно подготовить и оформить лекарства перед их отпуском. Фармацевт должен периодически повышать квалификацию.

Запросы с параметрами

Запрос — это требование на отбор (выборку) данных, хранящихся в таблицах, или требование на выполнение определенных действий с данными.

10 стр., 4947 слов

Информатика программирование : Системы управления базами данных

... по всем дисциплинам БЮИ требуется просмотреть все записи «Практическое занятие», имеющиеся в данной базе. Сетевая (полносвязная) база данных, Реляционная база данных Каждая реляционная таблица обладает следующими свойствами: каждый элемент таблицы - один элемент данных; ... 2. Использование СУБД Microsoft Access для создания баз данных 2.1. Основные понятия СУБД Microsoft Access и команды для ...

Запросы с параметрами используются для управления условиями. Вместо ввода фактических значений, при запуске запроса пользователю предлагается ввести значения условий. Затем выполняется запрос и выводится нужный результат.

Примером запроса с параметром может быть требование ввести фамилию сотрудника для получения информации о нем.

Создание форм

Формы в базе данных являются объектами, используемыми для отображения данных. Формы могут быть связаны с таблицами или запросами, и отображают данные в удобном виде для пользователя.

В данной СУБД представлены различные формы для работы с данными.

В данной работе была рассмотрена база данных аптеки, разработанная с использованием СУБД Microsoft Access.

Были описаны основные объекты базы данных, такие как таблицы, формы и запросы. Таблицы используются для хранения данных, формы предоставляют возможность ввода и редактирования данных, а запросы позволяют выбирать нужную информацию из таблиц.

Также были представлены формы ввода данных и отчеты. В формах для ввода данных реализованы функции изменения названия препарата, цены, изображения, а также информации о сотрудниках и поставщиках. Отчеты позволяют получать нужную информацию из базы данных в виде документов и просматривать или печатать ее.

Разработанная база данных аптеки может быть использована для управления данными, связанными с продажами лекарственных средств, а также для ведения учета сотрудников и поставщиков.

Значение баз данных в аптеках

Базы данных удобно использовать в различных организациях, и аптеки не исключение. Для аптеки как торгового учреждения характерна высокая степень отчетности. Учитывая значительный объем и темпы товарооборота, специфические требования к его хранению и реализации, здесь очень важно наладить быстрый и качественный сбор, обработку и анализ информации, относящейся к коммерческой деятельности аптеки.

Преимущества создания базы данных в аптеке

Создание базы данных в аптеке позволит собрать все данные в одном месте и организовать доступ к ним всем сотрудникам, а также клиентам и поставщикам. Это позволит вести четкий структурированный учет всей информации, предоставит быстрый доступ к ней, поможет автоматизировать стандартные процессы и в результате всего оптимизирует работу всей аптеки.

Внедрение компьютерных систем в аптеках

Внедрение компьютерных систем в аптеках стало необходимым в связи с растущим потоком информации, который требует ориентироваться всем сотрудникам. С учетом расширяющегося и обновляющегося ассортимента лекарственных средств и предметов парафармации, а также наличия множества фирм-посредников на фармрынке, компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью эффективного взаимодействия.

В данной работе использовались такие объекты, как таблицы, запросы, формы, отчеты. Но программа Microsoft Office Access 2003 намного обширней, разнообразней и имеет больше возможностей. Например, для создания запросов можно использовать структурированный язык SQL, можно подготовить данные для Интернета и т.п.

7 стр., 3287 слов

Базы данных и системы управления базами данных

... данных, базы данных и СУБД: Банк данных (БнД) База данных (БД) Система управления базами данных (СУБД) Глава1. Базы данных 1. 1 Основные понятия баз данных В современных базах данных хранятся не только данные, но и информация. База данных ... получить отсортированные и отфильтрованные нужным образом данные. Формы – средства для ввода данных, предоставляющие пользователю необходимые для заполнения поля. ...

Microsoft Access — это интерактивная реляционная СУБД (relational database management system — RDBMS) для WINDOWS. Это программа, которую Вы можете использовать для хранения и извлечения данных в зависимости от отношений, которые Вы установили. Работа с ней упрощена посредством манипулятора мыши. Графические возможности оболочки производят большое впечатление при изготовлении высококачественных отчетов и распечаток. Все это благодаря поддержки True — type шрифтов и встраивания OLE — объектов (Object Linking and Embeding) в рамках среды WINDOWS. OLE — объект представляет собой ссылку на определенную информацию, которая остается в своей первоначальной форме. OLE-объектом может быть EXCEL — таблица, Paintbrush — иллюстрация или Sound файл.

Access также предоставляет в распоряжение пользователя механизмы работы с базами данных различных форматов. К примеру, можно прямо обращаться к базам данных dBASE, Paradox или Btrieve без конвертирования их в формат, используемый Access. В состав пакета Access также входит язык Access Basic (встроенный диалект языка Visual Basic), дающий возможность формирования специализированных систем управления базами данных.