В данной исследовательской работе мы сосредоточимся на изучении теории современного танца и методов его исследования. Такой анализ находится только в начале процесса формирования, особенно в русскоязычной специализированной литературе. Традиционные подходы, разработанные для изучения балета и классического танца, в основном рассматривают вопросы художественной формы, законы и свойства такой формы, структуру, язык танца и символические значения. Однако эти методы оказываются непригодными для адекватного понимания современного танца. Современный танец возник в контексте неклассической культуры с целью приближения к эмпирической реальности, а также преодоления художественных границ, установленных ранее. Он чутко реагирует на антропологические изменения человека в постоянно меняющейся культуре и потому требует более широкого, культурологического подхода.
Методологическая основа данного исследования основывается на философском дискурсе телесности XX века. Этот подход выбран из-за уникальных особенностей современного танца, который возник на пересечении XIX и XX веков и стал способом невербальной пластической интерпретации перемен, происходящих в культуре и связанных с приобретением значения тела и его чувственного восприятия. Именно эти перемены стали следствием парадигмального сдвига от европейской классической культуры Нового времени к современной модернистской культуре. В хореографии этот сдвиг выразился в переходе от сложных форм классического балета, которые олицетворяют классический дуализм между телом и душой, к новым структурам современного танца, которые исследуют телесность современного человека. Тело больше не рассматривается функционально как инструмент для создания идеального художественного образа, а становится своеобразной субстанцией, самодостаточным источником значений и смыслов.
Сравнение двух неодинаковых в неклассической культуре дискурсов — философского обсуждения телесности и невербального дискурса тела в современном танце открывает новые возможности для анализа явлений современного танца как особого и адекватного способа передачи и конструкции значений, заложенных в неклассической культуре.
Степень научной разработанности
В отечественной литературе получил всестороннее осмысление прежде всего феномен классического танца. Исследованиям его исторического становления, тематической, образной специфики посвящены монографии и статьи крупных историков и теоретиков хореографического искусства: Л. Д. Блок, А. Л. Волынского, В. М. Гаевского, Г. Н. Добровольской, П. М. Карпа, В. М. Красовской, М. Е. Константиновой, О. В. Петрова, Е. Я. Суриц; Ф. Блейер, А. Киссельгофф и др. Работы отечественных исследователей посвящены и философским аспектам танца: И. А. Герасимова рассматривает танец с точки зрения соотнесенности эстетически выраженной телесной динамики с мышлением и осознанием; П. Г. Лебедева – архитектонику и семантику классического балета с точки зрения теории архетипа психоаналитической философии К. Юнга.
Значение хореографической подготовки в области китайского народного ...
... классического китайского танца и классического балета. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и приложений. Фрагмент работы для ознакомления Действо современного балета ... дней. Чтобы понять смысл классического китайского танца, нужно знать китайскую культуру, историю, язык и традиции. Классический китайский танец зародился при королевском дворе ...
Работ, посвященных современному танцу и различным подходам к нему, на русском языке гораздо меньше. Мы можем назвать в первую очередь монографию Е. Я. Суриц «Балет и танец в Америке», имеющую важное информационное и исторически-систематизирующее значение. Далее – монографию группы авторов В. В. Козлова, А. Е. Гиршона и Н. И. Веремеенко
«Интегративная танцевально-двигательная терапия». Для нашего исследования особо ценными в этой работе являются обширные сведения о теории современного танца XX в. Книга «Диалоги о российском современном танце» Е. Васениной, написанная в жанре интервью, представляет попытку осмысления отечественного современного танца ведущими его представителями.
Большую часть текстов на русском языке, посвященных современному танцу, составляют критические статьи и рецензии отечественных критиков и журналистов, публикуемые в специализированных и неспециализированных периодических изданиях (печатных и электронных), например, публикации отечественных критиков О. Гердт, А. Гордеевой, М. Крыловой, Т. Кузнецовой, Л. Барыкиной, Н. Колесовой и др.
Развертывание исследования
В зарубежном искусствознании тема современного танца была более основательно изучена. Для данного исследования мы обратились в первую очередь к англоязычным изданиям и публикациям, которые рассуждают о истории и теории американского и европейского модернистского танца, танца постмодерна и contemporary dance.
Это исследование включает работу Джека Андерсона «Искусство без границ», в которой представлена практически полная история интересующих нас направлений танца, его периодизация, терминология и многое другое.
Статьи Ника Кайе «Танец модерн и модернистские работы» и «Коллапс иерархий и постмодерн танец», включенные в сборник «Постмодернизм и перформанс», помогли нам уточнить периодизацию и соотнести модернистский и постмодернистский танец.
Особое внимание уделено специфике американского танца модерн, и в этом контексте мы рассмотрели творчество Марты Грэхем, одной из его крупнейших представительниц. Книга Луиса Хорста «Формы танца модерн» посвящена данной теме.
Невозможно обойти вниманием работы Салли Бейнз, одного из влиятельных исследователей американского танцевального андеграунда 1960-х гг. Ее сборник статей «Демократическое тело. Джадсоновский танцевальный театр, 1962–1964» и монография «Терпсихора в кроссовках: постмодерн-танец» широко использовались в нашем исследовании.
Наше исследование также опирается на методологически близкие работы, включая сборник статей «Представление тела. Представление текста» и монографию Эн Олбрайт «Тело и его идентичность в современном танце». Эти публикации рассматривают целый спектр современных визуальных практик, включая современный танец. Монография Энн Олбрайт была написана в рамках феминистских исследований и рассматривает возможность самоидентификации через танец и «понимание танцующего тела в его очень специфической социальной ситуации».
Классический танец как средство формирования исполнительской ...
... по классическому танцу для преподавания в ансамбле народного танца. Теоретической базой, Методологической основой, Методы исследования:, Положения, выносимые на защиту: 1. Ансамбли народных танцев в современных ... исполнительской культуры танцовщиков любителей, при доминантном применении экзерсиса классического танца. Структура дипломной работы: Диплом состоит из введения, 3-х глав, заключения, ...
Развертывание исследования
В данном исследовании мы обращаемся к различным источникам информации, которые помогли нам рассмотреть вопросы современного искусства и танца. Среди них особое место занимают периодические и непериодические издания, такие как буклеты, проспекты и печатные/электронные издания, посвященные этим темам. Кроме того, мы провели анализ интернет-порталов, которые рассказывают о фестивалях, коллективах, школах и персоналиях, связанных с современным танцем.
Для более глубокого понимания общих вопросов культуры и культурологии XX века, а также соотнесения понятий классической, модернистской и постмодернистской культур, мы обратились к работам зарубежных и отечественных авторов. Среди зарубежных авторов, значение имеют Т. Адорно и М. Хоркхаймер, Р. Гвардини, Э. Гроус, Ж. Ф. Лиотар, Ю. Хабермас, и К. Яперс. Отечественные авторы, такие как Л. А. Закс, И. П. Ильин, М. С. Каган, С. Л. Кропотов, Т. А. Круглова, Н. Б. Маньковская, А. Я. Флиер и другие также внесли вклад в эти исследования.
Философские и культурологические аспекты телесности мы рассматриваем в контексте неклассической рациональности, при этом обращая внимание на работы Л. Фейрбаха, Ф. Ницше, а также других представителей «философии жизни» и З. Фрейда.
Некоторые «классические» работы изучают проблематику тела с точки зрения экзистенциальной феноменологии (М. Мерло-Понти), связь социокультурных и телесных практик (М. Фуко), тело в контексте товарно-знаковых отношений постмодернистского общества (Ж. Бодрийяр) и выводят некоторые итоги изучения дискурса телесности в XX веке (Ж. Л. Нанси).
Заметный вклад в разработку данной проблематики внесли современные отечественные авторы, такие как С. А. Азаренко, И. М. Быховская, В. П. Зинченко, В. Л. Круткина, И. С. Кон, Л. А. Мясникова, В. А. Подорога и Я. В. Чеснова, С. С. Хоружий, а также Г. А. Брандт и А. Р. Усманова, которые занимаются исследованием гендерных аспектов телесности.
Развитие телесности в художественной практике современного танца: междисциплинарный анализ**
Целью данного исследования является рассмотрение проблемы телесности в контексте современного танца. Однако, несмотря на широкий интерес к этой теме, она до сих пор остается недостаточно изученной. Для полного понимания связи философии, культуры и практики танца требуется междисциплинарный подход.
Вводится понятие «телесной модели» — художественного алгоритма, который объединяет различные движения и средства пластики с определенными значениями и смыслами. Такая модель представляет собой удвоение телесных проявлений эпохи и символическое воплощение культурных значений тела. Модели телесности становятся операциональным инструментом для анализа современного танца во взаимодействии с философией и культурой.
В рамках данного исследования поставлены следующие задачи:
— Представить телесность как смысловую доминанту культуры XX века.
— Выявить различные подходы к пониманию и моделированию телесности, выраженные в неклассическом философском дискурсе XX века.
— Рассмотреть трансформацию танца в XX веке — переход от классического к модернистскому и постмодернистскому — как форму невербального дискурса тела.
— Изучить культурно-исторические модели телесности в художественных практиках на всех основных этапах развития современного танца: от модернистского до постмодернистского (contemporary dance).
Условия индивидуализации при обучении подростков 12–14 лет современным ...
... в процессе обучения современному танцу использует позиции тренера и тьютора. Исходя из проблемы и цели исследования, был сформулированы ... методы и техники работы педагогов, обеспечивающие реализацию модели индивидуализированного обучения школьников современным танцам; оформление методических рекомендаций ... своей красоты и ловкости, умения владеть собственным телом, в том числе, способ познакомиться с ...
Исследование базируется на культурологическом подходе и методах культурных исследований (cultural studies).
В работе будут использованы труды отечественных и зарубежных исследователей-культурологов, таких как О. Булгакова, О. Гавришина, А. Г. Генис, В. А. Подорога, М. Н. Эпштейн, М. Б. Ямпольский, а также теоретиков Ж. Делёза, Ж. Деррида, Р. Барта и других.
Исследование проводится с целью расширения существующих знаний о связи между философскими концепциями тела, телесными практиками в культуре и художественной практикой современного танца. Полученные результаты могут принести пользу как исследователям смежных дисциплин, так и практикующим танцорам и хореографам, способствуя лучшему пониманию телесности в контексте современного общества и искусства.
Современный танец и его отношение к повседневности
В современном танце мы наблюдаем интерес к незнаковым, случайным или естественным проявлениям тела. Этот вид искусства нацелен на постоянное преодоление границ художественного выражения и поиск новых способов сближения с реальностью — рутиной и хаосом. В связи с этим возникает необходимость разъяснить взаимосвязь между современным танцем и повседневностью, и как танцующее тело функционирует вне художественного контекста.
Для достижения этой цели, мы обратимся к социальной феноменологии и практическому подходу, рассматривая танец как особый социокультурный вид практики. Важной рамкой для исследования повседневности послужили работы таких теоретиков, как П. Бурдье, П. Бергер, Т. Лукман, М. Мосс, А. Шюц, С. Бойм, В. В. Волков, О. В. Хархордин и других.
Особое внимание уделяется культуре общества потребления, а также использованию различных философских и исторических методологий, чтобы превратить понятие «телесность» в аналитический инструмент, применимый к современному танцу. В этой работе используются методы таких направлений, как «философия жизни», психоанализ, феноменология, постструктурализм, философская антропология, теория практик, а также современные социокультурные исследования тела и телесности.
Философско-эстетический подход
Изучение современного танца требует не только обращения к социокультурным контекстам, но и анализа различных философско-эстетических концепций. Важно изучить, как данные концепции применяются в театральном контексте и как они взаимодействуют с современным танцем.
Заключение
Исследование современного танца в контексте повседневности представляет собой сложный междисциплинарный процесс, требующий анализа социальных, культурных и философских аспектов. Наше исследование опирается на методы социальной феноменологии и практического подхода, чтобы разъяснить взаимодействие современного танца с повседневностью и роль «телесности» в этом контексте.
Научная новизна исследования:
- Феномен современного танца рассматривается с культурологических позиций и в связи с проблематикой телесности;
- Введено понятие «модель телесности»;
- Выделены основные культурно-исторические модели телесности в культуре XX в.;
- Впервые трансформация танца в культуре XX в. (от классического – к модернистскому и постмодернистскому) представлена как смена моделей телесности;
- Впервые танец рассмотрен как специфический дискурс тела, изоморфный актуальным культурным процессам и значениям.
Основные положения исследования, определяющие его научную новизну и выносимые на защиту:
- В отличие от нововременной классической культуры и связанными с ней утверждениями о духовности и идеалах в качестве главных культурных ориентиров, в неклассической и постнеклассической культуре (посткультуре) XX в., тело и понятие телесности становятся доминирующими культурными понятиями.
- Современный танец может быть рассмотрен как специфический невербальный дискурс тела, в котором, по мере развития танца, оформляются все новые способы работы с телом, выявляются актуальные культурно-исторические модели телесности.
- Философский дискурс телесности и дискурс тела в танце являются релевантными способами осмысления и моделирования меняющихся представлений о человеческом теле в современной культуре.
- Культурологический анализ классического танца, рассматриваемого в качестве оппозиционного современному танцу, позволяет выявить модель телесности «идеальное тело».
- Культурологический анализ раннего модернистского (свободного) танца позволяет выявить модель телесности «тело-порог».
- Культурологический анализ модернистского танца позволяет выявить следующие модели телесности: «тело-машина», «тело-симптом».
- Культурологический анализ танца постмодерна позволяет выявить следующие модели телесности: «повседневное тело», «феноменологическое тело», «тело-без-органов».
- Культурологический анализ так называемого «contemporary dance».
«Реальное тело»
Танцевальная культура Республики Татарстан и ее влияние на танцевальную ...
... с формами и жанрами европейской профессиональной музыки. Итак, танец действительно передает культуру народа. Культура татарского танца оказывает огромное влияние на культуру танцев Поволжья, так как передает многие танцевальные моменты, традиции, этику ...
Научно-практическая ценность исследования
Данный метод, протестированный в данном исследовании, имеет огромную научно-практическую ценность в выявлении культурно-исторических моделей телесности в танцевальных произведениях. Он более полно раскрывает природу этих явлений, учитывая самостоятельно установленные критерии терминальности и субстанциональности тела. Этот метод может быть применен для анализа широкого спектра направлений танца и хореографических систем.
Результаты этого исследования могут использоваться для аналитического и критического рассмотрения явлений в танце, а также на курсах по культурологии, мировой художественной культуре и теории и истории хореографического искусства.
Апробация результатов исследования
Основные идеи, методология и результаты данной диссертации были обсуждены на аспирантских семинарах кафедры социально-гуманитарных наук Гуманитарного университета в период с 2008 по 2011 гг. Материалы диссертации стали основой доклада на научно-практической конференции УрГУ «Культурный диалог Германия-Россия» (2004 г.), а также научно-практических конференциях Гуманитарного университета «Власть и властные отношения в современном мире» (2006 г.), «Человеческая жизнь: ценности повседневности в социокультурных программах и практиках» (2007 г.) и «Современная Россия: путь к миру – путь к себе» (2008 г.).
Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века в России
... но и познакомиться с другими людьми и местами. Изменения в культуре и быту в первой четверти века В статье рассматриваются реформы, проведенные Петром I в XVIII веке на территории России и их влияние на общество. Особое внимание уделяется изменениям в культуре и быту народа, ...
Направления исследования могут использоваться при разработке курса «Истории и теории хореографического искусства» для студентов факультета современного танца Гуманитарного университета и в цикле лекций «Видеоданс», проводимых автором на базе Свердловского Дома Актера с 2002 по настоящее время.
В рамках темы данной диссертации было опубликовано 9 работ.
Основное содержание работы
Введение
Первая Глава «Тело и танец в культуре ХХ в.» начинается с первого параграфа «Телесность как смысловая доминанта культуры ХХ в.»
Тело и культура в технократическом обществе
В начале XX века европейское общество вступило в фазу индустриального развития, а в конце 1950-х годов – постиндустриального. Постепенно усиливались прагматические, материалистические, индивидуалистические и гедонистические тенденции в этом обществе.
Одной из основных причин усиления этих тенденций стал стремительный прогресс технических наук и техники, который сопровождался развитием таких наук, как биология, медицина, психология, экономика, демография и социология. В связи с этим формировался феномен массовой культуры, одним из последствий которого становилось развитие «культа тела». Основными признаками «культа тела» были усиление иррационализма и высвобождение инстинктов, а также либерализация тела. Кроме того, наблюдалось ослабление влияния церкви и других институтов, таких как образование, философия, строгая общественная мораль и патриархальный семейный уклад.
В начале XX века началось активное взаимодействие культур Запада и Востока, что стало еще одной причиной роста «культа тела». Так, духовные учения и психофизические практики Востока стали популярны на Западе, благодаря чему возник холистический подход к телу и признание неразрывной связи духовности и телесности.
Интерес к телесным практикам активно рос, отвечая на потребности современного человека. Новые сферы индустрии, такие как дизайн, архитектура, мода, работали для облегчения обычных повседневных забот горожан. В результате телесные практики стали массовыми: спорт, гимнастика, йога, студии пластики и выразительного движения. Рост их популярности активизировался в начале XX века, в период создания олимпийского движения, появления свободного танца и тоталитарных режимов СССР и Германии.
В культуре XX века произошли существенные изменения в ценностях, ориентациях и нормах сексуальных отношений. Запреты на секс вне брака, разводы и аборты стали менее строгими. Появились движения феминизма и защиты прав сексуальных меньшинств. Сексуальная революция 1960-х годов является точкой кульминации и окончательной легализации темы сексуальности, свободных отношений и «эротизированного тела».
Гендерная революция, происходящая в конце XX века, меняет представления о биологической и телесной определенности пола человека. Культура потребления в постиндустриальном обществе устанавливает свои стандарты для восприятия телесности через принцип товарности и символичности: «Тело может быть воспринято только как знак тела, как видимость, как объект соблазна и обмена» [5].
Также отмечаются негативные и модернизационные факторы, которые оказывают влияние на человеческое тело в XX веке, достигая своего «антропологического предела» в понимании телесности [6].
Танец как явление культуры
... Поэтому каждый танец отвечает характеру, духу народа, у которого он зародился. С изменением социального строя, ... В своей работе я хотела бы выяснить, как влияет развитие танцевального искусства на развитие культуры ... свои эмоции и сообщения через движения тела. Изначально танец был тесно связан со словом и ... что на языке мексиканских индейцев тарахумара понятия "труд" и "танец" выражаются одним и тем же ...
Изложим основные исследовательские направления, связанные с телом, его социокультурными аспектами и изменениями, происходящими в современном обществе.
1. Травматичный опыт истории тела: социальные и политические катаклизмы XX века оставляют глубокую трагическую отпечаток на «историю тела» в посткультуре.
2. Воздействие техники на человеческое тело: развитие техногенной цивилизации и урбанистической культуры сопровождается постоянным усилением воздействия на тело. Диспропорция между телом отдельного человека и технологическим развитием становится все более очевидной, что приводит к сложностям в его адаптации и справлении со всем, что на него обрушилось.
3. Киборгизация и метафора синтезирования человека и машины: модель киборга, в которой объединены естественные и искусственные элементы, стала символом мечты о сверх-человеке и является новой метафорой для исследования возможностей преодоления противоречий взаимодействия природы и культуры.
4. Усложнение социальных структур: современный мир характеризуется прогрессирующим развитием социальных структур, что приводит к усилению зависимости телесной человеческой природы от социума и повышенному социальному контролю. Это также сопровождается расширением самореализации и самоконтроля личности.
5. Развитие техник ухода за телом и его изменений: появление все новых методов гигиены, диеты, терапии, а также практик построения и изменения тела провоцирует радикальные изменения в антропологии. Такие явления, как пирсинг, боди-арт, прием наркотических средств, виртуальная зависимость, оказывают значительное влияние и способствуют возможным необратимым изменениям в человеческой природе.
Важное место в осмыслении и представлении тела и его культурных значений занимает неклассическая философия и современный танец. Так как философия является формой сознания культуры, она предоставляет возможность анализировать сущностные проявления общества и внимательно изучать эти изменения.
Тело и телесность в современной культуре: анализ танцевального дискурса
Введение
Сегодня одним из важных направлений в исследовании человеческой природы и ее взаимодействия с культурой является анализ телесности. В современной культуре тело занимает центральное положение и становится объектом учета и осмысления. Одной из форм искусства, непосредственно связанной с телесностью, является танец, который отражает телесные метаморфозы, происходящие с человеком в современном обществе.
Цель и задачи
Целью данного исследования является анализ танцевального дискурса в контексте телесности и его влияние на процессы изменения и развития тела в современной культуре. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- Проанализировать философский аппарат, связанный с понятием «телесность».
- Изучить художественные практики современного танца в контексте телесных метаморфоз.
- Определить роль культурно-исторических моделей телесности в понимании и осмыслении телесных процессов.
- Проанализировать развитие танцевального дискурса и его влияние на изменения тела.
Телесный дискурс и его значение в искусстве танца
Одним из важных мест занимает телесный дискурс в современной культуре. Танец, как форма искусства, дает возможность художественно-пластического осмысления телесных метаморфоз, происходящих с человеком. Он становится невербальным дискурсом тела, позволяющим выразить и передать эмоции, мысли и идеи через движение.
Основоположники модерн танца
... и мысли сквозь тело». «Айседора заставила считать искусство танца важным и благородным. Она заставила считать его искусством. Говоря кратко, танец-модерн -это сочетание серьезной техники, ... внутреннего осмысления. Тело в танце должно быть забыто, оно лишь инструмент, хорошо настроенный и гармоничный. В гимнастике движениями выражается только тело, в танце же чувства ...
В философии существуют различные подходы к пониманию тела и телесности. Важную роль играет понятие «дискурс», которое может рассматриваться в широком и узком значении. В узком значении дискурс понимается как специфический способ организации речевой деятельности. В широком значении дискурс включает систему правил, по которым можно понимать культуру и концептуально фиксировать ее особенности.
Культурно-исторические модели телесности и их роль в танцевальном дискурсе
Для лучшего понимания телесных метаморфоз и изменений тела в современной культуре предлагается использовать культурно-исторические модели телесности. Они возникают в культуре как обобщение доминантных черт повседневного опыта людей и концептуально закрепляются в философских штудиях, а также в танце.
Анализируя танцевальный дискурс, мы можем выявить, какие модели телесности преобладают в современной культуре и как они влияют на телесные процессы. Танец становится своеобразным поводом для изменений и развития тела, позволяя отразить и осмыслить телесные изменения, которые происходят в обществе.
Заключение
В настоящем исследовании был проведен анализ танцевального дискурса в контексте телесности и его влияние на процессы изменения и развития тела в современной культуре. Подходы к пониманию телесности оказались подвижными и неоднозначными, однако основное внимание уделяется целостности тела и его взаимодействию с культурой.
Дальнейшее исследование танцевального дискурса и его влияния на изменения тела может осветить новые аспекты взаимодействия тела и культуры. Это поможет лучше понять современную культуру и ее влияние на процессы изменения и развития тела.
Согласно представленным данным, исследование телесности является основополагающим для нашей работы. В неклассическом философском дискурсе подчеркивается более широкое понимание тела, отличное от простого объекта, ограниченного анатомическими границами. Философы жизни, такие как Ницше, вводят понятие человеческого тела как формы бесконечного органического развития, становления и центра восприятия, реакций и рефлексий, которое является частью динамической картины мира.
Психоаналитическая концепция также видит тело как источник конфликта между разными уровнями человеческой структуры: бессознательным, сознанием и инкорпорированным общественным (сверхсознательным) уровнями.
Феноменология исследует возможность включенности или невключенности состояний тела в субъективное сознание. Главным открытием феноменологии является взаимосвязь между «моим телом» и телом Другого, которое переживается субъектом изнутри.
Социально-конструктивистский дискурс рассматривает телесность как результат включения человеческого тела в социокультурное пространство, где оно изменяется благодаря коллективным и индивидуальным практикам.
В нашем исследовании мы понимаем телесность как принцип интеграции сложной структуры человека. Телесность является особым измерением тела, созданным социальными практиками и воздействием различных дискурсов. В отличие от статичного тела, понятие телесности описывает его динамичность и процессуальную природу.
Роль современного бального танца в формировании личности школьников
... работы - выявить особенности влияния процесса обучения современному бальному танцу на формирование личности школьников. Объект исследования - процесс формирования гармоничной личности при приобщении к бальному танцу. Предмет исследования - особенности преподавания бальной хореографии в ...
По нашей гипотезе, в исследованиях связей между современной культурой и современным трансом следует выделить несколько моделей телесности. Они будут использованы в операционализации наших исследований.
В данном исследовании анализируются различные концепции тела, связанные с различными философскими и культурными парадигмами. Рассматриваются следующие подходы:
- «Идеальное тело», «тело-машина», «тело-объект»: эти понятия связаны с дихотомической классической парадигмой, где тело рассматривается как символ идеала, машины или объекта.
- «Тело-порог»: в этом контексте тело рассматривается как порог в философии жизни, выступая важным элементом в переходах и изменениях.
- «Тело-симптом»: в рамках психоанализа тело рассматривается как симптом, выражающий скрытые психологические процессы.
- «Феноменологическое тело», «повседневное тело», «тело без органов»: данные концепции ассоциируются с феноменологией, социальной феноменологией и постструктурализмом.
- «Реальное тело», «экстремальное тело»: в контексте постмодернизма рассматриваются тела как реальные и экстремальные, подчеркивая изменчивость и разнообразие телесного опыта.
В третьем параграфе первой главы «Дискурс тела в танце XX в.: от классического – к модернистскому и постмодернистскому танцу» происходит анализ влияния сдвигов культурных парадигм на эволюцию дискурса тела в танце в XX веке. Исследуются изменения от классического к модернистскому и постмодернистскому танцу, выявляя смысловые трансформации.
Уточняется содержание понятия «современный танец», определяются границы и конкретное содержание понятий «классический танец», «модернистский танец», «постмодернистский танец» (contemporary dance), а также анализируются основные параметры работы с телом в каждом направлении. Делается вывод о том, что в современном танце ключевым становится тренд «возвращения к телу», где тело рассматривается как терминал, источник значений.
В контексте классического танца выявляется, что дискурс тела определяется пониманием тела как послушного инструмента в символическом воплощении классических ценностей, таких как красота, идеальность и гармония. Работа с телом в классическом танце нацелена на «искоренение» из него всего природного и материального, создавая иллюзию невесомости и парения над сценой. Модель тела в классическом танце к концу XIX века достигает своего пика, представляя собой «идеальное тело».
РАЗВИТИЕ ДИСКУРСА ТАНЦА В ЭПОХУ РАННЕГО МОДЕРНА**
В эпоху раннего модерна дискурс танца существенно преобразовался. Особый акцент был сделан на возвращение к памяти тела, его эмоциям и переживаниям, а также на непосредственные телесные выражения внутреннего эмоционального порыва. В свете этого, танец Айседоры Дункан стал символом философской концепции, указывая на единство человеческого тела, души и духа.
В отличие от классического танца, где акцент делается на легкостном постановки движений и утонченности поз, повествовательность в новых формах не должна была создаваться только через академическо-технический навык, но и через ярко выраженное состояние балерина. Для этого необходимо было акцентировать материальность тела и зависимость его движений от факторов силы гравитации. Так возникли новые категории скорости, направления и веса тела.
Эти категории стали определять новые возможности для танцевального движения, подобно жизненному потоку, который проходит через человеческое тело. Данный подход начал формироваться еще при создании работами хрореогрфисток Лои Фуллер и Марте Грэм и был развит Американским хореографом Мерсом Каннингхемом.
Активное использование веса тела позволило проанализировать пространственнопродолжительность и динамику движений тела и стало важным компонентом для создания «тел-симптомов», функционирующие как память изначальной эмоциональности и переживаний танцора.
Наступил постмодернизм, где танцовщики получили все большую свободу в отношении выбора конструкции танца. Главный принципп, который стал ставиться на передний план, это метод случайности. В этот момент каждый элемент не зависит друг от друга, а все создается спонтанно, случайно. Так возникают непредсказуемые движения и координация, и возрождается танец — процесс творческий и экспериментальный.
Вторая глава: Модели телесности в модернистском и постмодернистском танце
1. Тело-симптом и тело-машина
В первом параграфе второй главы рассматриваются две модели телесности, связанные с модернистским танцем: «тело-симптом» и «тело-машина». Первая модель основана на телесной концепции психоанализа З. Фрейда, а вторая — на идеологии тотального подчинения человеческого тела социальным императивам и требованиям техногенной цивилизации.
Тело-симптом отражает «невротизацию» общества и связано с культурными феноменами первой трети XX века. Эта модель телесности находит выражение в работах таких знаковых представителей модернистского танца, как Мари Вигман, Марта Грэхем, Казуо Икеда, Норберт Фореггер и Оскар Шлеммер.
С другой стороны, тело-машина символизирует технократизацию общества и подчинение тела требованиям современной техногенной цивилизации. Эта модель была исследована в произведениях упомянутых ранее художников.
2. Феноменологическое тело и тело без органов
Дальше в работе рассматриваются две дополнительные модели телесности: феноменологическое тело и тело без органов. Эти модели связаны с постмодернистским танцем и отражают изменения в отношении к телу в современной культуре.
Феноменологическое тело выдвигается как метафора полной свободы и самопредоставленности современного человека. Оно отражает утрату веры в наличие высших смыслов и Абсолюта, а также зависимость от внешних факторов и бесструктурность картину мира.
Тело без органов, сформулированное Ивон Райнер в 1965 году в манифесте американского танцевального андеграунда, представляет собой отказ от субъективности, репрезентации, иллюзионизма и нарративности в танце. Эта модель провозглашает деконструкцию искусственности и репрезентативности.
В исследовании будут проанализированы конкретные произведения художников, представляющих эти модели телесности, чтобы более глубоко понять изменения отношения к телу в сценическом танце от классического к постмодернистскому направлению.
- прежних композиционных приемов,
- литературоцентристских, психологизированных композиционных структур и танцевального языка предшествующего танца модерн, ставших в новой культурной ситуации «общим местом».
Основными принципами работы становятся импровизация, метод случайности и минимализм, где строительным материалом танца становится элементарная движенческая единица. Методом выработки нового танцевального языка, не связанного с устаревшим «содержанием» и «идеологическими» коннотациями, становится телесная феноменология, понимаемая как исследование простейших физических действий и связанных с ними кинестезических ощущений. Главной темой танца становится «здесь-и- сейчас» тела, укорененного в эмпирической реальности повседневной жизни.
«повседневного»
Отсутствие психологических и художественных «событий» компенсируется осознанием самого движения как телесно-кинетического события. Традиционные художественные способы коммуникации со зрителем, такие как эвокативность, эмоциональная и психологическая заразительность, в данном случае не работают. Вместо них развивается более элементарный, непосредственный, резонансно-телесный способ восприятия, который американские исследователи танца называет метакинезисом 14 .
«феноменологического тела»
«тела без органов»
В постструктуралистском телесном дискурсе эта модель, пришедшая из театральной концепции А. Арто и разработанная Ж. Делезом, является, по сути, метафорой освобождения тела – от власти «организма», устанавливающего порядок расположения и функионирования органов тела. Таким образом, модель «тела без органов» находится в общем русле контркультурной идеологии соматизации 1960-х гг., раскрепощения чувственности, освобождения тела. Необходимо отметить, что модель «тела без органов» у Пакстона не столь аффектирована, как у Арто и Делеза. Телам, участвующим в демократичной дуэтной форме, которая впитала кинетические элементы и принципы движения самых разных техник (боевых искусств, социальных танцев, спорта и детских игр), основанной на постоянной отдаче-принятии веса партнерами в их бесконечном взаимодействии, соотвествует не столько идея борьбы с порабощающим организмом (социумом), сколько метафора непротиворечивого партнерства, равноправной коммуникации как основы социальности.
Принцип контактной импровизации в танце, аналогично структуре межсубъективного взаимодействия, считается основой формирования повседневности. Повседневность представляет собой структурированный типизированный мир, где социальное действие и коммуникация играют важную роль. В социальном мире, который является интерсубъективным и культурным, мы живем среди других людей и совместно заботимся, работаем и стремимся к взаимопониманию.
В контактной импровизации, аналогично взаимодействию «лицом-к-лицу», другой человек предстает перед нами в реальном настоящем, которое одновременно воспринимают и он, и мы сами. Именно в контактной импровизации постоянно происходит обмен индивидуальными перспективами, такими как пространственные, гравитационные и тактильные.
В силу интереса к повседневности и разработке соответствующих моделей, американским представителям андеграунда удалось осуществить переход от модернистской к постмодернистской культуре при кризисе прежних способов художественной репрезентации и культурных ценностей. Они смогли найти новые способы репрезентации и ценности путем изучения простейших феноменов человеческого тела.
В такой ситуации, когда отказываются от накопленного опыта модернизма в художественной сфере, возможность опереться на новые модели тела, лишенные театральной аффективности, эмоционального прикрытия и манипулирования временем, позволяет перевести танец в новое измерение, где все становится иным. Появляются иные критерии, принципы, ценностные ориентиры и механизмы восприятия себя и мира. Это открывает дальнейшие перспективы работы с телом.
В третьем параграфе второй главы «Модели телесности в постмодернистском танце (contemporary dance): ‘реальное тело’ и ‘экстремальное тело'» рассмотрены модели, которые появляются в современном танце и находятся в противопоставлении с социокультурной моделью «нормативного тела» в области производства и потребления. Таким образом, в contemporary dance, как в искусстве, направленном на осмысление проблем современного человека и его существования, проявляется протест против гедонистической культуры тела, которая достигает своего пика в постмодернистском обществе потребления.
Часть исследования
В работе французского философа и социолога Жака Бодрийяра обсуждается значительное влияние постмодернистского общества на восприятие тела как объекта потребления. В контексте современной культуры, где логика товара пронизывает не только труд и производство, но и всех нас, тело становится «самым прекрасным объектом потребления». С поддержкой масс-медиа, моды, рекламы и массовой культуры, сформировался культ тела. Гигиена, диета и терапия стали «целями интеграции индивидов в общество потребления» [^22^].
Привлекательное «нормативное тело» представляет собой молодое, красивое, подтянутое, сексуальное тело, свободное от рефлексий, которые затягивают опытом и страданиями. В этом конкурентном мире, такое тело служит орудием в борьбе между индивидами. Тем не менее, все эти качества тела являются всего лишь функциональной «меновой стоимостью», ценностью в виде знаков[^22^].
Современный танец находит свое отражение и реагирует на возникающие противоречия между личным и социальным аспектами человека в эпоху постмодерна. Он также выявляет раскол между потенциалами и требованиями, которые современная цивилизация, основанная на технологии и информации, предъявляет к нам. Конфликт между внутренним миром и социальными вызовами, кризис идентичности в современном мире, становятся главными темами contemporary dance[^23^].
Тем самым тело человека, бытие которого засорено многочисленными «социальными артефактами», становится единственным последним прибежищем для обнаружения подлинности человеческого в человеке благодаря его естественности[^23^].
«Нормативному телу» потребительской культуры contemporary dance противопоставляет большое разнообразие негламурных, неидеальных моделей, отстаивая приоритеты множественности, мультикультурности современного мира и сложности, уникальности телесной структуры каждого отдельного индивида. Поэтому можно говорить о том, что contemporary dance, в создание которого постоянно включаются авторы и исполнители разных социальных и возрастных групп, национальной, этнической, культурной принадлежности, и даже люди с ограниченными телесными возможностями, представляет разнообразные модели тела: множество тел, различающихся по своей анатомии, телесным проявлениям, психофизическим, расовым, гендерным, этническим характеристикам. В данной работе мы группируем их в две основные телесные модели и связанные с ними основные тенденции contemporary-dance:
- Модель обычного, негламурного человеческого тела новой, постмодернистской повседневности: «реальное тело». Данная модель реализуется в формате танц-театра (оформившегося в 1970-е гг. и связанного, в первую очередь, с традицией немецкого экспрессионистского танца).
- Модель тела, поставленного в ситуацию «антропологического предела» (С. С. Хоружий), то есть в ситуацию особого психофизического напряжения. Модель «экстремальное тело», которая реализуется в формате физического театра, возникшего в 1980-е гг. как синтез ряда актуальных европейских театрально-сценических практик XX в.: французской школы пантомимы и театральной клоунады, contemporary-dance, авангардного театра XX в.
Два близких вида визуального, то есть не связанного со словом (хотя слова, речь, тексты могут здесь использоваться) театра, являются, в первую очередь, театрами тела, исследующими состояния современного человека через формы его телесной самопрезентации. Оба вида театра допускают участие самых разных, в анатомическом, психофизическом, расово-национальном и социокультурном отношении, «тел» (профессиональные и непрофессиональные танцовщики, дети, пожилые люди, люди с ограниченными возможностями, люди разных цветов кожи и т. д.).
Основные черты танц-театра как вида постмодернистского искусства, включают:
- Невербальность – отсутствие литературной основы, единого сюжета.
- Нелинейность, коллажность, клиповость. «Изложение» материала не подчиняется обычной логике, избегает «прямого высказывания», подобия жизни; коллажируемые фрагменты развивают темы конфликтов и столкновений, в которые вовлечен обычный, повседневный человек и которые носят как социальный, так и личностный характер.
- Тактильность, хаотичность воздействия. Разрабатываются методы непосредственного психофизического воздействия, открытые в авангардных театральных теориях-практиках XX в. и в практиках перформанса.
- Качество подлинности, аутентичности происходящего. Оно связано с особым методом работы с исполнителями, которые сами участвуют в создании произведения, их личный телесный опыт используется для создания образов, помогая «прочертить комплекс согласований между физическим опытом и культурной репрезентацией [в финальном продукте] между телом и его идентификацией».
Так, танц-театр Пины Бауш, в творчестве которой сложились основные параметры данной формы, представляет целую коллекция «реальных» тел. Множество персонажей ее спектаклей – заурядные люди немецкой повседневности, с их проблемами, комплексами, предрассудками и социальными стереотипами, которые транслируются в пластике и способах движения их тел. В спектаклях хореографа, начиная с 1978 г. танец появляется лишь в смыслово-определенные моменты коллажированного действия. Особый
«телесный реализм» танцевальных эпизодов у Бауш связан с тем, что они возникают из случайных телесных «оговорок» или обычных, заурядных жестов, производимых «реальными телами» ее персонажей. Их неоднократное повторение, ритмизация и превращают их в танец. «Темой» массового танцевального эпизода может стать спадывающая с ноги туфелька, которую дама пытается незаметно обуть обратно или такие «интимные», непубличные жесты, как поправление волос, позевывание, почесывание, ковыряние в носу и т. д. («Контактхофф»); темой дуэта мужчины и женщины – их попытка сблизиться в любовном объятии, завершающееся агрессивной схваткой и отталкиванием («Кафе Мюллер»); темой соло – взрыв эмоций, доведенного до предела человека, воплощенный в серии исступленных классических туров по сцене («Гвоздики»).
В поздние версии своих ранних спектаклей автор активно вводит непрофессиональных исполнителей: пожилых людей от 65 лет, подростков («Контактхофф») – умело обыгрывая в пластике персонажей их возрастные особенности и отсутствие профессионального хореографического тренинга.
Физический театр не занимается интерпретациями какого-либо драматического или хореографического произведения: здесь личный опыт перформера воплощается в разнообразных, некодифицированных телесных формах, воздействуя на зрителя. Взаимодействие, которое возникает между перформером или зрителем, интенсивно, эмоционально, «физично», Специалисты говорят о «висцеральном» – то есть «внутреннем», «инстинктивном», «мышечном» воздействии: «Физический театр, скорее, интуитивный (visceral) и зрители воспринимают его более интуитивно, чем интеллектуально. Основа театра – живой, человеческий опыт» 25 .
На оформление специфического, не символически-образного, но «висцерального» языка физического театра и его «экстремального тела» большое влияние оказали идеи театра жестокости А. Арто. Театральное действие должно стать более подлинным, чем сама жизнь, так как здесь происходит отказ от изображения каких-то историй, происшедших раньше, «проявляется подлинная человеческая реальность, скрытая в обыденности». Главным средством своего театра, выходящего за привычные рамки искусства, Арто считает язык жестов и поз человеческого тела, которые становятся своего рода иероглифами, телесными знаками, воздействующими своей жизненной энергией на все органы чувств зрителя. Этот язык устраняет разницу между означаемым и означающим; тело, вещь, крик, действие в театре Арто происходят в режиме on-line, они изначальны, «реальны» и не являются образными или метафоричными. «Экстремальному телу» физического театра близка также идея Е. Гротовского о «теле-сущности» перформера, который не играет кого-то другого, но является человеком действия: «это танцор, жрец, воин: это человек, стоящий выше категорий искусства» 27 , который создает не спектакль, а ритуал, как момент «спровоцированного напряжения, когда жизнь становится ритмичной… а жизнь свидетелей ритуала становится более напряженной»28 .
Физический театр, таким образом, работает с «экстремальными телами», то есть телами-сущностями, приходя к наиболее высокой степени актуальности и аутентичности телесного действия, к которому стремится contemporary dance.
В данном параграфе рассматриваются примеры работы с телесными моделями «экстремального» тела в произведениях нескольких актуальных современных авторов, работающих в формате танц-театр и физический театр. В том числе, спектакль «The cost of living» («Цена жизни», 2004 г., с участием танцовщика-инвалида) британской труппы DV8 (Ллойд Нельсон); «Hit and run» («Бить и бежать», 2002 г.), ирландского театра танца «CoisCéim» (Дэвид Болджер); спектакль «Blush» («Краснеть от смущения», 2002 г.), бельгийской труппы «Ultima Vez» (Вим Вандекейбус); спектакль датского хореографа Мартина Фросберга «Работа» (2009 г.), осуществленный с четырьмя российскими танцовщиками и четырьмя непрофессиональными исполнительницами пожилого возраста.
Проведенный анализ этих работ свидетельствует о постоянном
«скольжении» телесной модели в данных видах пластического, визуального театра от «реального тела» к «экстремальному телу». Как правило, ситуация связана с тем, что обычное, «реальное» тело оказывается поставленным в сложную для него эсктремальную ситуацию и «работает» в определенные моменты, на пределе психофизических возможностей. В связи с чем танец становится не столько воплощением неких образов и отношений, сколько исследованием сущностных основ телесности самого перформера, подводя «художественное» к границе с непосредственным, телесным.
В конце параграфа, становясь завершением всей работы, рассмотрены модели телесности, представленные в двух танц-спектаклях немецкого хореографа Саши Вальц: «Körper» («Тело», 2000 г.) и «noBody» («неТело»), 2002 г. Эти работы, принадлежащие одной из наиболее ярких фигур современного танц- и физического театра, стали своего рода, итогом дискурса тела не только в современном танце, но и культуре XX в. Так,
- в «Körper», где представлена телесная модель «тела-объекта» как свидетельство превращения тела человека в истории XX в. в «вещь», «сырье для прогресса» (Т. Адорно), в «самый прекрасный объект потребления» (Ж. Бодрийяр) происходит окончательное развенчание гедонистического культа тела;
- в «noBody», который представляет собой пластическую притчу о бытии и небытии; о любви к близким, смерти и о том, что ждет человека после нее, происходит, не много, не мало, освобождение от тела. Благодаря высокой технике и пластике тел, хореографической изобретательности, особой технике поддержек и построения сложных, дифференцированных многолюдных композиций, хореограф создает свою версию модели бестелесного «идеального тела», создающего иллюзию «рассеивания» тела во множество тел-атомов, парения и исчезновения.
Заключении, Список использованных источников
Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:
Статья, опубликованная в ведущем рецензируемом научном журнале, определенном ВАК:
1. Курюмова, Н.В. Неклассический танец как культурная модель невротической телесности [Текст] // Омский научный вестник. Серия «Общество. История. Современность». – Омск : Изд-во ОГТУ, 2010. –
Вып, 5 (91).
– С. 234–238 (0, 4 п.л.).
Тезисы и статьи, опубликованные в других научных изданиях
2. Курюмова, Н. В. «Провинциальные танцы» постигают музыку Стравинского // Балет. – 1999. – № 4. С. 11 – 13 (0,2 п.л.).
3. Курюмова, Н. В. История одного поцелуя, или Кто разбудит Аврору // Балет. – 2000. – № 3. – С. 30–32 (0,2 п.л.).
4. Курюмова, Н. В. После оргии, или Избранница против ритуала // Балет. – 2003. – № 2. – С. 26–27 (0,1 п.л.).
5. Курюмова, Н.В. Путь к Севану // Театр. – 2003. – № 3. – С. 24 – 25 (0,1 п.л.).
6. Курюмова Н.В. Танцующее тело: попытка освобождения от власти дисциплинарных практик и власти языка [Тез. к докл.] // Власть и властные отношения в современном мире: Материалы IX междунар. научн.-практ. конф. Гуманит. ун-та (г. Екатеринбург, 30–31 марта 2006 г.): в 2 т. – Екатеринбург : Гуманитарный ун-т. – 2006. – Т. 1. – С. 116 – 121 (0,3 п.л.).
7. Курюмова, Н.В. Современный танец и повседневность. [Тез. к докл.] / Н. В. Курюмова // Человеческая жизнь: ценности повседневности в социокультурных программах и практиках: Матер. Х научн.-практ. конф. Гуманит. ун-та (г. Екатеринбург, 5-6 апреля 2007 г.) : в 2 т. – Екатеринбург : Гуманитарный ун-т. – 2007. – Т. 1. – С. 124 – 130 (0,4 п.л.)
8. Курюмова Н. В. Отечественный современный танец – поиски идентичности. [Тез. к докл.] // Современная Россия: путь к миру – путь к себе: Матер. XI Всероссийской научн.-практ. конф. Гуманит. ун-та (г.Екатеринбург, 10–11 апреля 2008 г.) : в 2 т. – Екатеринбург :Гуманитарный ун-тет. – 2008. – Т. 1. С. 137 – 142 (0, 25 п.л.)
9. Курюмова Н. В. Российский современный танец: человек танцующий на грани. / Н. В. Курюмова // Петербургский театральный журнал. – 2009. № 1 (59).
С. 57-61 (0, 2 п.л.)