Серебряный век русской культуры

Курсовая работа

Серебряный век русской культуры

Конец XIX — начало XX в. представляет собой перелом­ную эпоху не только в социально-политической, но и ду­ховной жизни России. Великие потрясения, которые пере­жила страна за сравнительно небольшой исторический пе­риод, не могли не отразиться на ее культурном развитии. Важной чертой этого периода является усиление процесса интеграции России в европейскую и мировую культуру.

Отношение к Западу для русского общества всегда было показателем ориентиров в его поступательном историческом движении. На протяжении столетий Запад представлялся не как определенное политическое, а тем более географическое пространство, а, скорее, как система ценностей — религиоз­ных, научных, этических, эстетических, которые можно либо принять, либо отвергнуть. Возможность выбора рожда­ла в истории России сложные коллизии (вспомним хотя бы противостояние «никонианцев» и старообрядцев в XVII в.).

Антиномии «свое» — «чужое», «Россия» — «Запад» особенно остро сказывались в переходные эпохи. Конец XIX — нача­ло XX в. был именно такой эпохой, и проблема «русской европейскости» приобрела в это время особый смысл, об­разно выраженный в известных строках А. А. Блока:

Мы любим все — и жар холодных чисел,

И дар божественных видений,

Нам внятно все—и

И сумрачный германский гений…

Идеалы «русской европейскости», ориентирующие раз­витие русского общества по пути европейских культур, по­лучают достойное воплощение в просвещении, науке, ис­кусстве. Русская культура, не теряя своего национального лица, все более обретала черты общеевропейского характера. Возрос­ли ее связи с другими странами. Это отразилось на широ­ком применении новейших достижений научно-техническо­го прогресса — телефона и граммофона, автомобиля и кинематографа. Многие русские ученые вели научную и пе­дагогическую работу за рубежом. Самое же важное заклю­чается в том, что Россия обогатила мировую культуру дости­жениями в самых разнообразных областях.

Важной чертой развития культуры рубежа веков является мощный подъем гуманитарных наук. «Второе дыхание» об­рела история, в которой заблистали имена В.О. Ключевско­го, С.Ф. Платонова, Н.А.Рожкова и др. Подлинных вер­шин достигает философская мысль, что дало основание ве­ликому философу Н.А. Бердяеву назвать эпоху «религиозно-культурным ренессансом».

Русский культурный Ренессанс создавался целым созвез­дием блестящих гуманитариев — Н.А. Бердяевым, С.Н. Бул­гаковым, Д.С. Мережковским, С.Н. Трубецким, И.А. Иль­иным, П.А. Флоренским и др. Ум, образованность, роман­тическая страстность были спутниками их трудов. В 1909 г. С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк и другие филосо­фы выпустили сборник «Вехи», где призвали интеллиген­цию к покаянию и отречению от разрушительных и крово­жадных революционных планов.

8 стр., 3989 слов

Русская музыкальная культура XIX века и ее мировое значение

... состояние музыкальной культуры России XIX века, выявить ее особенности, рассказать о композиторах этого столетия и об их произведениях, а также выявить значение русской музыки 19 века для мировой культуры. В своей ... языка. Возникают некоторые новые жанры, старые формы (обиходные песни, песни на тему скитаний, сатирические песни) эволюционируют под влиянием нового жизненного содержания, меняется ...

Русский «ренессанс» отразил мироощущение людей, жив­ших и творивших на грани веков. Как считал К.Д. Бальмонт, люди, которые мыслят и чувствуют на рубеже двух периодов, одного законченного, другого еще не народив­шегося, развенчивают все старое, потому что оно потеряло свою душу и сделалось безжизненной схемой. Но, предше­ствуя новому, они сами, выросшие на старом, не в силах видеть это новое воочию, — вот почему в их настроениях ря­дом с самыми восторженными вспышками так много боль­ной тоски. Религиозно-философская мысль этого периода мучительно искала ответы на «больные вопросы» россий­ской действительности, пытаясь соединить несоединимое — материальное и духовное, отрицание христианских догм и христианскую этику.

Конец XIX — начало XX столетия сегодня часто называ­ют «серебряным веком». Это название также принадлежит Н.А. Бердяеву, увидевшему в высших достижениях культуры своих современников отблеск российской славы предшествую­щих «золотых» эпох. Поэты, зодчие, музыканты, худож­ники той поры были творцами искусства, поражающего на­пряженностью предчувствий надвигающихся социальных катаклизмов. Они жили ощущением неудовлетворенности «обыденной серостью» и жаждали открытий новых миров.

Система образования в России рубежа XIX—XX вв. по-прежнему включала три ступени: начальную (церковноприходские школы, народные училища), среднюю (классические гимназии, реальные и коммерческие училища) и высшую школу (университеты, институты).

По данным 1813 г., грамотные среди подданных Российской империи (за исключением детей моложе 8 лет) составляли в среднем 38—39 %.

В значительной мере развитие народного образования было связано с деятельностью демократической общественности. Политика властей в этой области не представляется последовательной. Так, в 1905 г. министерство народного просвещения вынесло проект закона «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи» на рассмотрение II Государственной думы, однако этот проект так и не получил силу закона.

Растущая потребность в специалистах способствовала развитию высшего, в особенности технического, образования. В 1912 г. в России было 16 высших технических учебных заведений. К прежнему числу университетов прибавился только один, Саратовский (1909), но количество студентов заметно выросло — с 14 тысяч в сер. 90-х годов до 35,3 тысяч в 1907 г. Получили распространение частные высшие учебные заведения (Вольная высшая школа П.Ф. Лесгафта, Психоневрологический институт В.М. Бехтерева и др.).

Университет Шанявского, работавший в 1908— 18 гг. на средства либерального деятеля народного образования А.Л. Шанявского (1837—1905) и дававший среднее и высшее образование, сыграл важную роль в демократизации высшего образования. В университет принимались лица обоего пола независимо от национальной принадлежности и политических взглядов.

1 стр., 460 слов

ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ

... получит его сочинение, оценит его и решит, сколько дополнительных баллов оно стоит. Вторая часть портфолио тоже стоит максимум десять баллов — но вариантов их получить ... которым нужно отбирать талантливых ребят,— сказал министр образования и науки Дмитрий Ливанов.— Но, конечно, ... позднее 1 октября. "Получается, за одно сочинение можно получить столько же баллов, сколько за медаль и победу на Олимпиаде! ...

Дальнейшее развитие в начале XX в. получило высшее женское образование. В начале XX в. в России имелось уже около 30 высших женских учебных заведений (Женский педагогический институт в Петербурге, 1903; Высшие женские сельскохозяйственные курсы в Москве под руководством Д.Н. Прянишникова, 1908 и др.).

Наконец, право женщин на высшее образование было признано юридически (1911).

Одновременно с воскресными школами стали действовать новые типы культурно-просветительских учреждении для взрослых — рабочие курсы (например, Пречистенские в Москве, среди преподавателей которых были такие выдающиеся ученые, как физиолог И.М. Сеченов, историк В.И. Пичета и др.), просветительские рабочие общества и народные дома — своеобразные клубы с библиотекой, актовым залом, чайной и торговой лавкой (Литовский народный дом графини С.В. Паниной в Петербурге).

Большое влияние на просвещение оказало развитие периодической печати и книгоиздательства. В начале XX в. выходило 125 легальных газет, в 1913— более 1000. В 1913г. издавалось 1263 журнала. Тираж массового литературно-художественного и научно-популярного «тонкого» журнала «Нива» (1894-1916) к 1900 г. вырос с 9 до 235 тыс. экземпляров. По количеству издаваемых книг Россия занимала третье место в мире (после Германии и Японии).

В 1913 г. только на русском языке вышло 106,8 млн. экземпляров книг.

Крупнейшие книгоиздатели А. С. Суворин (1835— 1912) в Петербурге и И.Д. Сытин (1851-1934) в Москве способствовали приобщению народа к литературе, выпуская книги по доступным ценам («Дешевая библиотека» Суворина, «Библиотека для самообразования» Сытина).

В 1989—1913 гг. в Петербурге работало книгоиздательское товарищество «Знание», которое с 1902 г. возглавлял М. Горький. С 1904 г. было выпущено 40 «Сборников товарищества «Знание»», включавших произведения выдающихся писателей-реалистов М. Горького, А.И. Куприна, И. А. Бунина и др.

Процесс просвещения был интенсивным и успешным, ко­личество читающей публики постепенно возрастало. Об этом свидетельствует тот факт, что в 1914 г. в России насчитыва­лось около 76 тыс. различных общественных библиотек.

Не менее важную роль в развитии культуры сыграл «иллю­зион» — кино, появившееся в Петербурге буквально через год после его изобретения во Франции. К 1914г. в России уже было 4000 кинотеатров, в которых шли не только зарубеж­ные, но и отечественные картины. Потребность в них была настолько велика, что в период с 1908 по 1917 г. было снято более двух тысяч новых художественных фильмов. Начало про­фессиональному кинематографу в России положил фильм «Стенька Разин и княжна» (1908 г., реж. В.Ф. Ромашков).

В 1911—1913 гг. В.А. Старевич создал первые в мире объемные мультипликации. Широкую известность получили фильмы ре­жиссеров Б.Ф. Бауэра, В.Р. Гардина, Протазанова и др.

Н.Е. Жуковский, К.Э. Циолковский, П.Н. Лебедева, И.П. Павлова

Гуманитарные науки испытывали большое влияние процессов, происходивших в естествознании. В философии получил широкое распространение идеализм. Русская религиозная философия с ее поиском путей соединения материального и духовного, утверждением «нового» религиозного сознания явилась едва ли не самой важной областью не только науки, идейной борьбы, но и всей культуры.

12 стр., 5705 слов

Искусство Серебряного века

... искусства. Русское искусство начала XX века гораздо более свободно в обращении с опытом мировой культуры, что даёт предпосылки к использованию более многоцветной палитры художественных ... самый философичный из поэтов серебряного века - Вячеслав Иванов… Поэты серебряного века, даже не первого ряда, ... становится подчёркнуто личностным. Национальная философия переживает настоящее возрождение. Соловьёв, ...

В.С. Соловьевым

Учение Соловьева питалось из нескольких корней: искание социальной правды; богословский рационализм и стремление к новой форме христианского сознания; необычайно острое ощущение истории — не космоцентризм и не антропоцентризм, а историко-центризм; идея Софии, и, наконец, идея Богочеловечества — узловой пункт его построений. Оно «есть самый полнозвучный аккорд, какой только когда-либо раздавался в истории философии» (С.Н. Булгаков).

Его система — опыт синтеза религии, философии и науки. «Причем не христианская доктрина обогащается у него за счет философии, а наоборот, в философию он вносит христианские идеи и ими обогащает и оплодотворяет философскую мысль» (В. В. Зеньковский).

Значение Соловьева чрезвычайно велико в истории русской философии. Обладая блестящим литературным талантом, он сделал философские проблемы доступными широким кругам русского общества, более того, он вывел русскую мысль на общечеловеческие просторы («Философские начала цельного знания», 1877; «Русская идея» на фр. яз., 1888, на рус.— 1909; «Оправдание добра», 1897; «Повесть об Антихристе», 1900 и др.).

Н.А. Бердяев

Реалистическое направление

неоромантизма.

декадентство

символизм

Все, видимое нами,

Только отблеск, только тени

От незримого очами.

А.А. Блока

«старших»

акмеизм

футуризм

«жизнестроения»,

форме

М. Волошин

крестьянские поэты

К. С. Станиславским, В.Ф. Комиссаржевской

музыкального театра

оперы-сказки

усиление интереса к философско-этическим проблемам.

сооружения нового типа

национально-романтическому

конструктивизма

предконструктивистскими

неорусском

По целостности подхода и ансамблиевому решению архитектуры, скульптуры, живописи, декоративных искусств модерн — один из наиболее последовательных стилей.

импрессионизма

Самое замечательное произведение Трубецкого — памятник Александру III в Петербурге (1909, бронза).

Гротескное, почти сатирическое изображение императора-реакционера выполнено как антитеза знаменитому монументу Фальконе (Медному всаднику): вместо гордого всадника, легко обуздавшего вздыбленного коня — «толстозадый солдафон» (Репин) на грузной, пятящейся назад лошади. Отказавшись от импрессионистической моделировки поверхности, Трубецкой усилил общее впечатление давящей грубой силы.

Н.А. Андреева, А.С. Голубкиной, С. Т. Коненкова

На рубеже веков взамен реалистического метода прямого отображения действительности в формах этой действительности происходило утверждение приоритета художественных форм, отражающих реальность лишь косвенно. Поляризация художественных сил в начале XX в., полемика множественных художественных группировок активизировали выставочную и издательскую (в области искусства) деятельность.

12 стр., 5917 слов

По по Истории культуры и искусства : «Театрально-декорационная ...

... расцвет русского театрально-декорационного искусства. В истории театрально-декорационной живописи XX столетия мастера «Мира искусства» сыграли выдающуюся роль, значение которой не ограничено пределами национальной изобразительной культуры. В данной курсовой работе будет ...

историко-бытового жанра

вариант ретроспективного пейзажа

«концепционного пейзажа»

импрессионизма

поворот от критического реализма передвижников к «реализму поэтическому»

живописного символизма

постимпрессионизма

«мечтательный ретроспективизм»

Особенности пейзажа Рериха связаны как с усвоением опыта стиля модерн

Ко второму поколению «мирискусников»

Заслугой «Мира искусства» было создание высокохудожественной книжной графики, эстампа, новой критики, широкая издательская и выставочная деятельность.

«Союз русских художников»

«Голубая роза»

«Бубновый валет»

футуризм

Примитивистская тенденция

абстрактном искусстве

Творцы искусства, которых сегодня относят к «серебря­ному веку», незримыми нитями связаны с обновленным мироощущением во имя свободы творчества. Развитие об­щественных коллизий рубежа веков властно требовало пере­оценки ценностей, смены устоев творчества и средств худо­жественной выразительности. На этом фоне рождались ху­дожественные стили, в которых смещался привычный смысл понятий и идеалов. «Солнце наивного реализма закати­лось», — вынес свой приговор А.А. Блок. Уходили в прошлое историко-реалистический роман, жизнеподобная опера, жанровая живопись. В новом искусстве мир художественного вымысла словно разошелся с миром повседневной жизни. По­рой творчество совпадало с религиозным самосознанием, давало простор фантазии и мистике, свободному парению воображения. Новое искусство, прихотливое, загадочное и про­тиворечивое, жаждало то философской глубины, то мисти­ческих откровений, то познания необъятной Вселенной и тайн творчества. Родилась символистская и футуристическая поэзия, музыка, претендующая на философию, мета­физическая и декоративная живопись, новый синтетичес­кий балет, декадентский театр, архитектурный модерн.

На первый взгляд худо­жественная культура «серебряного века» полна загадок и про­тиворечий, с трудом поддающихся логическому анализу. Ка­жется, будто на грандиозном историческом полотне пере­плелись многочисленные художественные течения, творчес­кие школы, индивидуальные, принципиально нетрадицион­ные стили. Символизм и футуризм, акмеизм и абстракцио­низм, «мирискусничество» и «Новая школа церковного пе­ния»… Контрастных, порой взаимоисключающих художест­венных направлений в те годы было значительно больше, нежели за все предшествующие столетия развития отечествен­ной культуры. Однако эта многогранность искусства «серебря­ного века» не заслоняет его целостности, ибо из контрастов, как подмечено еще Гераклитом, рождается прекраснейшая гармония.

Единство искусства «серебряного века» — в сочетании ста­рого и нового, уходящего и нарождающегося, во взаимовлия­нии разных видов искусства друг на друга, в переплетении традиционного и новаторского. Иначе говоря, в художест­венной культуре «русского Ренессанса» произошло уникаль­ное сочетание реалистических традиций уходящего XIX века и новых художественных направлений.

6 стр., 2649 слов

Искусство передвижников в Русском музее

... России, начиная с конца 18 в. и заканчивая началом 20 в. Хотя название нашей работы «Искусство передвижников в Русском музее», охват такого периода нам необходим в работе для проведения сравнительного анализа ... на знания истории и материальной культуры. Другим обращением к отечественной истории были работы А.П. Рябушкина, в его работах воссоздан облик Москвы XVII века. Рябушкин писал свои работы, ...

Объединяющим началом новых художественных течений «серебряного века» можно считать сверхпроблемы, ко­торые одновременно были выдвинуты в разных видах ис­кусств. Глобальность и сложность этих проблем и сегодня поражает воображение.

Важнейшую образную сферу поэзии, музыки, живописи определял лейтмотив свободы человеческого духа перед лицом Вечности. В русское искусство вошел образ Вселенной— необъятной, зовущей, пугающей. К тайнам космоса, жизни, смерти прикасались многие художники. Для одних мастеров эта тема была отражением религиозных чувств, для других — воплощением восторга и трепета перед вечной красой Творения

Иным началам «космической темы» — космосу Души было посвящено немало вдохновенных страниц русского ис­кусства. Культ трепетного Чувства был необычайно силен, и его пылкость рождала состояние «дионисийства», всепожи­рающего экстаза. Опьянение любовью, чувственной красо­той мира, бурными стихиями огня и воды, упоение радос­тью бытия — достаточно яркая образная сфера искусства этого времени. Слово «любовь» в искусстве «серебряного века» было не декларированным, но глубоко выстраданным. Лич­ные любовные переживания составляли лишь одну из граней этого необъятного «микрокосмоса». Не менее сильными оказались темы любви к Богу и России:

Из моря слез, из моря муки

Судьба твоя — видна, ясна:

Ты простираешь ввысь, как руки,

Свои святые пламена…

(А. Белый)

При всей «космической» общезначимости и европейской ориентированности многих новых течений (символизма, нео­классицизма, футуризма и др.), в них с особой глубиной на­чинает разрабатываться «русская тема», символика нацио­нальной самобытной красоты.

Обращение к истокам не исчерпывается «русской темой». «Вечная гармония» искусства прошлых эпох, его загадоч­ные лики, образы, предметы, чуть затененные столетия­ми, словно пробуждаются для новой жизни в творчестве неоклассицистского направления.

Художественное экспериментаторство в эпоху «серебря­ного века» открыло дорогу новым направлениям искусства XX столетия. Огромную роль в интеграции достижений рус­ской культуры в культуру мировую сыграли представители художественной интеллигенции Русского Зарубежья.

После революции за бортом отечества оказались многие деятели «русского культурного Ренессанса». Уехали философы и математики, поэты и музыканты, исполнители-виртуозы и режиссеры. В августе 1922 г. по инициативе В.И. Ленина был выслан цвет российской профессуры, в том числе — оп­позиционно настроенные философы с мировым именем: НА Бер­дяев, С.Н. Булгаков, Н.0. Лосский, С.Л. Франк, Л.П. Кар­савин, П.А. Сорокин (всего 160 человек).

Уехали, рассея­лись по миру И.Ф. Стравинский и А.Н. Бенуа, М.3. Шагал и В.В. Кандинский, НА. Метнер и С.П. Дягилев, Н.С. Гон­чарова и М.Ф. Ларионов, С.В. Рахманинов и С.А Кусевицкий, Н.К. Рерих и А И. Куприн, И.А. Бунин и Ф.И. Шаля­пин. Для многих из них эмиграция была вынужденным, тра­гическим по сути выбором «между Соловками и Парижем». Но были и те, кто остался, разделив со своим народом его судьбу. Как написала АА. Ахматова осенью 1917г.:

Мне голос был. Он звал утешно,

7 стр., 3446 слов

Проблемы культуры в России

... проблем культуры в России следует искать не вовне, и внутри самого российского общества, изучать процессы, протекавшие в нем в последнее десятилетие и получившие развитие в начале XXI века. Культура в России ... индустрия культуры и досуга, индустрия развлечений. Итак, сегодняшний потенциал культуры составляют созданные за последнее время ее объекты — научные теории, произведения искусства, законы, ...

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда…»

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не оскорблялся скорбный дух.

Сегодня из «зоны забвения» возвращаются имена «поте­рянных россиян». Этот процесс затруднен, так как за деся­тилетия исчезли из памяти многие имена, пропали мемуары и бесценные рукописи, распродались архивы и личные биб­лиотеки.

Таким образом, блистательный «серебряный век» завер­шился массовым исходом его творцов из России. Однако «распавшаяся связь времен» не разрушила великую русскую культуру, многогранное, антиномичное развитие которой продолжало зеркально отражать противоречивые, порой вза­имоисключающие тенденции истории XX века.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/skulptura-i-arhitektura-serebryanogo-veka-v-rossii/

1. Л.А Рапацкая «Художественная культура России», Москва, «Владос», 1998

2. Т.И. Балакина «История русской культуры», Москва, «Аз», 1996

3. А.Н. Жолковский «Блуждающие сны. Из истории русского модернизма», Москва, «Сов. Писатель», 1992

4. Д.С. Лихачев «Русское искусство от древности до авангарда», Москва, «Искусство», 1992

5. «Русский авангард в кругу европейской культуры», Москва, 1993

6. С.С. Дмитриев «Очерки истории русской культуры нач. XX в.», Москва, «Просвещение», 1985