Правовой статус творческого работника в РФ

Курсовая работа

Несмотря на то, что законодательств Российской Федерации регулирует труд творческих работников, в современном мире их права очень часть нарушаются. Не выплачиваются заработные платы, нарушается право на отдых, многие творческие работники трудятся сверхурочно, не получая за это никаких компенсаций и премий, работают по выходным и праздникам. Поэтому, необходимо более точно регламентировать положение творческих работников или, хотя бы, не нарушать уже имеющиеся в законодательстве нормы.

В связи с вышеуказанным, основной задачей данного исследования является определение правового статуса творческого работника и регулирование его трудовой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 3 Федерального закона Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» гласит: «Творческий работник — физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве творческого работника, независимо от того, связано оно или нет трудовыми соглашениями и является или нет членом какой-либо ассоциации творческих работников (к числу творческих работников относятся лица, причисленные к таковым Всемирной конвенцией об авторском праве, Бернской конвенцией об охране произведений литературы и искусства, Римской конвенцией об охране прав артистов-исполнителей, производителей фонограмм и работников органов радиовещания)». Данное определение является достаточно размытым и неточным. Из него вытекает очень много вопросов. Кто же все-таки является творческим работник? Ведь в соответствии с Федеральным Законом таковым может быть признано фактически любое лицо. Каким образом регулировать трудовую деятельность творческих работников? Как нанимать на работу? Как выплачивать им заработную плату? Статья 351 Трудового кодекса регулирует труд творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений. Данная статья содержит ссылки на статьи Трудового Кодекса Российской Федерации, определяющие общие особенности положения трудящихся граждан.

творческий работник правовой статус

Глава 1. Правовое содержание понятия творческий работник отечественном законодательстве

Ряд статей ТК РФ упоминает о творческих работниках как о лицах, чей труд нуждается в особой правовой регламентации. Само же определение понятия «творческий работник» в ТК РФ отражения не нашло. В нем лишь названы сферы применения творческого труда — средства массовой информации, организации кинематографии, теле- и видеосъемочные коллективы, театры, театральные и концертные организации, цирки, а также участие в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений. Под творческим работником согласно принятой ЮНЕСКО в 1980 г. рекомендации «О положении творческих работников» подразумевается любое лицо, которое создает или интерпретирует произведения искусства, участвуя тем самым в их воссоздании, считает свою творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, таким образом способствует развитию искусства и культуры, признано или требует признания в качестве творческого работника, независимо от того, связано оно или нет какими бы то ни было трудовыми отношениями и является ли членом какой-либо ассоциации.

36 стр., 17824 слов

Практика модернизации образования в Российской Федерации и Дагестане

... образования. Цель исследования: изучить "основные направления модернизации образования. Объект исследования: процессы модернизации образования в Российской Федерации и Дагестане . Предмет: основные направления модернизации образования ... руководству научной работой, дипломными работами студентов; ... образовании. Они касаются: недостаточного финансирования учебных учреждений и работников образования; ...

Названное определение положено в основу понятия творческого работника, закрепленного в ст. 3 Закона РФ от 09.10.92 N3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», где творческим работником названо физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве творческого работника, независимо от того, связано оно или нет трудовыми соглашениями и является ли членом какой-либо ассоциации творческих работников.

К числу творческих работников относятся также лица, причисленные к таковым:

  • Всемирной конвенцией об авторском праве 1952 г. (авторы литературных, научных и художественных произведений, в том числе, произведений письменных, музыкальных, драматических и кинематографических, произведений живописи, скульптуры и гравюры);
  • Бернской конвенцией по охране литературных и художественных произведений от 09.09.1986 (авторы любой продукции в области литературы, науки и искусства, вне зависимости от способа и формы ее выражения, включая: книги, брошюры и другие письменные произведения;
  • лекции, обращения, проповеди и другие подобного рода произведения;
  • драматические и музыкально-драматические произведения;
  • хореографические произведения и пантомимы;
  • музыкальные сочинения с текстом или без текста;
  • кинематографические произведения, к которым приравниваются произведения, выраженные способом, аналогичным кинематографии;
  • рисунки, произведения живописи, архитектуры, скульптуры, гравирования и литографии;
  • фотографические произведения, к которым приравниваются произведения, выраженные способом, аналогичным фотографии;
  • произведения прикладного искусства;
  • иллюстрации, карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии, архитектуре или наукам);

— Международной конвенцией об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций от 26.10.61 (где под исполнителями понимают актеров, певцов, музыкантов, танцоров или других лиц, которые играют роль, поют, читают, декламируют, исполняют или каким-либо иным образом участвуют в исполнении литературных или художественных произведений, а изготовителями фонограмм считаются в т. ч. граждане, которые первыми записывают звуки исполнения или другие звуки).

5 стр., 2180 слов

Форма государства Российской Федерации

... структура, методы осуществления государственной власти. 1. Российская Федерация с точки зрения формы государства В Конституции Российской Федерации форма государства определяется сразу (ст. 1) и довольно четко: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое ...

Круг творческих работников весьма широк. Необходим анализ особенностей трудовой деятельности творческих работников, перечень профессий и должностей которых утвержден постановлением Правительства РФ от 28.04.07 N252 «Об утверждении перечня профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых установлены Трудовым кодексом РФ».

К сожалению, несмотря на обширный перечень творческих работников и реально существующую необходимость специальной регламентации их труда, в настоящее время в России отсутствует единый нормативный правовой акт, устанавливающий особенности условий их труда (рабочего времени, времени отдыха, оплаты труда и др.), да и те акты, которые существуют, имеют разрозненный, а подчас и противоречивый характер. Появление в ТК РФ упоминаний о специфике творческого труда указанной проблемы не решило, поскольку статьи ТК РФ, посвященные этому вопросу, носят в основном отсылочный характер и направляют к нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права, коллективным договорам, соглашениям, локальным нормативным актам и трудовым договорам.

Несомненно, особенности, присущие труду творческих работников, должны быть установлены, но при разработке нормативных правовых актов, коллективных договоров, соглашений, локальных нормативных актов, определении содержания трудовых договоров и включении в них специальных правил о труде творческих работников необходимо помнить, что специальные правила не должны противоречить общим правилам трудового законодательства, в противном случае первые не подлежат применению.

Глава 2. Права и обязанности творческих работников

§ 1. Правовой статус творческих работников

Раздел XII Трудового кодекса содержит специальные нормы регулирования труда отдельных категорий работников. Особую группу представляют собой так называемые творческие работники. К ним относятся сотрудники средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иные лица, участвующие в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений. Правительство РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений утвердило специальный «Перечень профессий и должностей творческих работников». В нем содержится 170 позиций в списке должностей служащих и 18 позиций в списке профессий рабочих. Так, к разряду служащих, в числе прочих, относятся артист, корреспондент, переводчик, продюсер, редактор, режиссер, художник. В списке рабочих профессий фигурируют костюмер, осветитель, фотограф и др.

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, особенности регулирования труда творческих работников, в частности, касаются:

  • регулирования рабочего времени и времени отдыха (в том числе перерывов технологического и (или) организационного характера, продолжительности ежедневной работы (смены), работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни;
  • оплаты труда.

Отказ работодателя оформлять трудовой договор по всем правилам и подписание его ежемесячно «задним числом» в момент получения заработной платы является незаконным.

11 стр., 5334 слов

Литературно-творческая внеклассная работа с учениками старших классов

... творческих интересов и способностей учащихся, более глубокое понимание изучаемого произведения, удовлетворение духовных потребностей и многие другие [14, с. 396]. 1.2 Цели и задачи внеклассной работы по литературе Внеклассная работа по литературе ... цели внеклассной работы по литературе - совершенствовать умственные силы учащихся, способствовать развитию их творческих возможностей, удовлетворять ...

Эта же статья определяет порядок установления особых условий, уровень правового регулирования этих специальных норм: они должны быть предусмотрены действующим законодательством, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами либо трудовыми договорами.

Нормы регулирования труда данной категории работников перечислены не только в разделе XII, но и «разбросаны» по всему Трудовому кодексу.

Зачем нужны специальные правила для творческих работников? На то есть объективные причины. Ведь существуют специфические запросы потребителей услуг творческих работников, а также определенные традиции общения с искусством. Например, различные представления (спектакли, концерты), как правило, дают по вечерам; многие общественно-политические газеты выходят ежедневно, в том числе в выходные дни; телевидение вообще работает практически круглосуточно. Таким образом, возникает необходимость установления особого режима труда и отдыха людей, которые создают для нас все эти блага. Режима, который бы отличался от традиционных офисных условий: восьми часовой рабочий день, пятидневная рабочая неделя, один час на обед и выходные в субботу и воскресенье. Ведь создать для артистов и журналистов такие условия практически невозможно.

§ 2. Правовой статус несовершеннолетних творческих работников

Известно, что, порой, одаренные люди рано начинают свою карьеру. Возраст, с которого допускается заключение трудового договора в России, установлен ст. 63 ТК РФ. По общему правилу подписать его можно с лицом, достигшим 16 лет, однако этой же статьей установлены исключения для 15- и 14-летних, а также для тех, кто моложе 14-ти. С последними, согласно ч. 4 ст. 63 ТК РФ, допускается заключение трудового договора для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений. Каковы условия правомерности заключения таких трудовых договоров?

Во-первых, обращает на себя внимание тот факт, что речь идет только об организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях и цирках. Теле- и видеосъемочные коллективы и средства массовой информации в данной статье не упоминаются. Во-вторых, работа не должна наносить ущерб здоровью и нравственному развитию ребенка. Именно поэтому для заключения трудового договора с ребенком требуется согласие одного из родителей (опекуна) и разрешение органа опеки и попечительства. В разрешении указываются максимально допустимая продолжительность ежедневной работы и другие условия. Трудовой договор от имени малолетнего работника подписывает его родитель (опекун).

Между тем нередки случаи, когда трудовые отношения с творческими работниками, в том числе несовершеннолетними, оформляются не трудовыми договорами, а гражданско-правовыми (договором подряда, договором на оказание услуг).

А значит, разрешение органа опеки и попечительства не запрашивается, и влияние работы на здоровье и нравственное развитие ребенка не учитывается. В этом случае решение, по сути, принимается родителями, так как согласно ч. 1 ст. 28 Гражданского кодекса РФ, за несовершеннолетних, не достигших 14 лет, сделки могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны.

50 стр., 24703 слов

Возможности применения творческих средств социальной реабилитации ...

... процесс можно представить как непрерывную трехстороннюю коммуникацию и взаимодействие между основными ее элементами или участниками: ребенком, взрослым, материалом или продуктом художественной деятельности. В нашей стране многие методы терапии творчеством ... методов социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями в работе реабилитационного отделения ГУСО "Комплексный ...

Возникает вопрос о границах рабочего времени для несовершеннолетних творческих работников: можно ли установить и зафиксировать в коллективном договоре, локальном нормативном акте или трудовом договоре большую продолжительность ежедневной работы, чем предусмотрено ч. 1 ст. 94 ТК РФ? Теоретически, возможно. Однако при этом должны быть соблюдены ограничения, установленные в разрешении органа опеки и попечительства.

Трудовой кодекс РФ в ст. 63 предусматривает возможность возникновения трудовых отношений с лицами, не достигшими 14-летнего возраста, если они принимаются на работу в организации кинематографии, театры, театральные и концертные организации, цирки для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию.

Акты международного права, в частности Декларация прав ребенка ООН от 20.11.59 и Конвенция о правах ребенка от 20.11.89, предусматривают необходимость установления государством минимального возраста для приема на работу. Заметим, что российским законодательством минимальный возраст приема на работу не установлен, следовательно, стать творческим работником может ребенок любого возраста. Исключение предусмотрено лишь для работников цирка. Так, согласно постановлению НКТ СССР от 05.07.29 N215 «Правила об охране труда работников цирка» партерные выступления могут быть разрешены только несовершеннолетним не моложе 11 лет. Не допускаются выступления на арене лиц, не достигших 14-летнего возраста, при работе в воздухе без отрыва, а также лиц, не достигших возраста 16 лет, при полетах в воздухе с отрывом.

Для заключения трудового договора с детьми указанного возраста требуется, во-первых, согласие одного из родителей (или опекуна), который подписывает трудовой договор от имени работника, а во-вторых, разрешение органов опеки и попечительства, устанавливающее максимально допустимую продолжительность ежедневной работы и другие условия, в которых она может выполняться. В разрешении органов опеки и попечительства необходимо указать наименование произведения искусства, в создании и (или) исполнении (экспонировании) которого будет участвовать ребенок, не достигший 14-летнего возраста, дать его краткую характеристику и сделать вывод о возможности заключения трудового договора, об отсутствии опасности возникновения неблагоприятных последствий для здоровья и нравственного развития ребенка.

При установлении в разрешении органов опеки и попечительства условий, в которых может выполняться работа по созданию и (или) исполнению (экспонированию) произведений искусства, необходимо учитывать требования Санитарных правил и норм СанПиН 2.4.6.664-97 «Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков», утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 04.04.97 N 5, а также положения Рекомендации МОТ N190 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» от 17.06.99. Согласно данной рекомендации для детей недопустимы следующие виды работ:

  • при которых дети подвергаются физическому, психологическому или сексуальному насилию;
  • выполняемые под землей, под водой, на опасной высоте или в замкнутом пространстве;
  • с опасными механизмами, оборудованием и инструментами или работы, требующие переноски или перемещения тяжестей вручную;
  • во вредных для здоровья условиях, при которых дети могут подвергаться, например, воздействию опасных веществ или процессов, или температур, уровней шума или вибрации, наносящих вред их здоровью;
  • которые выполняются в особо трудных условиях, связанных, например, с большой продолжительностью рабочего времени или работой ночью, а также работы, при которых ребенок необоснованно удерживается в помещении, принадлежащем работодателю.

При определении органами опеки и попечительства условий труда лиц моложе 14 лет, принимающих участие в киносъемках, необходимо применять правила, установленные постановлением НКТ РСФСР от 12.07.33 N 17 «Об условиях труда малолетних и подростков, занятых на киносъемках», которое действует в части, не противоречащей ТК РФ. Следует также учитывать разъяснения к указанному постановлению, содержащиеся в Циркулярном письме Министерства культуры СССР и Центрального комитета профсоюзов работников культуры от 12.04.58 N29-36/01 и в Циркулярном письме Государственного комитета Совета Министров СССР по кинематографии от 25.04.64 NЦ-33.

24 стр., 11634 слов

Дисциплина труда

... дисциплине труда, т.е. институт трудового права и установленный на данном производстве внутренний трудовой распорядок. В субъективном - это элемент трудового правоотношения работника и его обязанность соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, дисциплину труда». Таким образом, в содержании дисциплины труда ...

Согласно указанным документам дети и подростки, привлекаемые к киносъемкам, должны быть предварительно подвергнуты тщательному медицинскому осмотру с обязательным участием педиатра, офтальмолога и невропатолога. К участию в киносъемках дети и подростки могут быть допущены только после представления медицинского заключения, выданного в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, об отсутствии у них противопоказаний к участию в съемке. При пребывании малолетнего ребенка или подростка на киносъемке более одного месяца должно быть произведено повторное подробное медицинское освидетельствование с целью определения показаний к дальнейшей работе. Медицинское освидетельствование в обязательном порядке производится также перед выездом малолетнего или подростка в экспедицию для киносъемок и по возвращении из экспедиции, если она длилась более одного месяца.

Запрещается съемка детей и подростков — исполнителей основных ролей более чем в одной картине одновременно.

Продолжительность рабочего дня детей моложе 14 лет, занятых на киносъемках, дифференцирована в зависимости от возраста и составляет:

  • в возрасте до 8 лет — не более 2 часов;
  • в возрасте от 8 до 13 лет — не более 3 часов;
  • в возрасте от 13 до 16 лет — не более 4 часов;
  • При этом следует учитывать, что общая продолжительность пребывания на киностудии малолетних и подростков в возрасте до 13 лет не должна превышать 4 часов в сутки.

Работа малолетних (в возрасте до 8 лет) в течение указанного количества часов допускается только между 9.00 и 16.00 часами, а подростков (в возрасте от 8 до 18 лет) — с 9.00 до 19.00 часов. Представляется, что в разрешении органов опеки и попечительства могут быть предусмотрены условия допуска детей и подростков к съемкам в более раннее или в более позднее время, если возникает необходимость проведения режимных съемок.

Через каждые 45 минут непрерывной работы малолетним и подросткам должны предоставляться краткие перерывы для отдыха, а также обеденный перерыв не менее 30 минут. При этом время на одевание и гримирование, указанные перерывы для отдыха и обеденный перерыв в продолжительность рабочего дня не включаются.

4 стр., 1549 слов

Виды творческих письменных работ на х русского языка. статья

... материала. Творческое письменное выражение мысли — один из видов речемыслительной деятельности человека, в которой проявляется высшая степень речевой активности. Творческие письменные работы ... которого выполняют упражнение, самостоятельно контролируют и оценивают работу. Рассмотрим некоторые виды творческих письменных упражнений, повышающих активность, самостоятельность учащихся и способствующих ...

Детям и подросткам, занятым на киносъемках, один раз в неделю должен предоставляться день отдыха в общеустановленные еженедельные дни отдыха.

В целях обеспечения безопасности и недопущения злоупотреблений съемка детей до 8-летнего возраста должна производиться в присутствии одного из родителей или членов семьи, а также должно быть обеспечено постоянное наблюдение педагога-внешкольника. Работодатель обязан не допускать воздействия грубых внешних раздражителей, отрицательно влияющих на здоровье и психику малолетних и подростков (обливание холодной водой, испуг и т. д.).

К числу обязанностей работодателя относится также проведение инструктажа малолетних и подростков перед началом съемок о правилах безопасности работы под осветительной аппаратурой.

Указанными нормативными правовыми актами предусмотрен и ряд обязанностей работодателя по обеспечению соответствующих бытовых условий для детей, принимающих участие в киносъемках, с целью охраны их труда. Так, работодатель обязан выделить отдельную комнату специально для ожидания и отдыха малолетних и подростков, участвующих в киносъемках. Для умывания и переодевания малолетних и подростков должна быть выделена специальная комната с необходимым оборудованием (умывальник, полотенце, мыло, теплая вода, питьевая вода и т. д.), а также специальная уборная. Малолетние и подростки, участвующие в киносъемках, обеспечиваются соответствующим горячим питанием.

В случае вывоза малолетних и подростков в экспедиции для киносъемок работодатель обязан обеспечить их соответствующим питанием и жилищем, а также организовать постоянное наблюдение за ними со стороны специально приглашенного педагога-внешкольника.

При вывозе в экспедицию одного малолетнего его должен сопровождать один из родителей, опекунов или членов семьи за счет средств работодателя. В случае если кто-либо из детей в киноэкспедиции не сопровождается указанными лицами, привлекается воспитатель. При этом следует исходить из расчета один воспитатель на группу детей не более восьми человек.

Несовершеннолетние творческие работники средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иные лица, участвующие в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников могут быть привлечены к работам в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, а также направлены в служебные командировки в соответствии со ст. 268 ТК РФ. Однако в этих случаях для детей моложе 14 лет предусмотрен целый ряд ограничений и гарантий. Например, в соответствии с упоминавшимися ранее Правилами об охране труда работников цирка партерные выступления несовершеннолетних не моложе 11 лет разрешены не позже 10 часов вечера, а в летнее время -не позже 11 часов вечера.

Органы опеки и попечительства вправе дать разрешение на работу в ночное время детям моложе 14 лет, являющимся актерами театра и кино, поскольку такая возможность предусмотрена Конвенцией МОТ от 09.10.46 N79 об ограничении ночного труда детей и подростков на непромышленных работах. Согласно статье 5 указанной Конвенции национальные законы и правила могут уполномочивать соответствующую власть на выдачу индивидуальных разрешений для предоставления детям и подросткам в возрасте до 18 лет возможности выступать в ночное время в качестве актеров в публичных представлениях или участвовать в ночное время в качестве актеров в кинематографических съемках. При этом следует учитывать, что разрешение не может быть предоставлено в тех случаях, когда в силу характера представления или обстоятельств, в которых оно протекает, или характера кинематографической съемки или условий, в которых она совершается, участие в представлении или в кинематографической съемке может быть опасно для жизни, здоровья или нравственности ребенка или подростка.

5 стр., 2381 слов

Список литературы «Охрана и безопасность труда. Трудовые ресурсы»

... работа, гибкий график и др.) / М.А. Климова. - М.: Российская газета, 2012. - 144 c. 39. Коева, А.Н. Охрана труда для работников ... c. 48. Методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда для работников, занятых в производстве асбестоцементных изделий и утилизации отходов: ... c. 35. Карсетская, Елена А Вы готовы к приходу трудового инспектора? / Елена Карсетская. - М.: АйСи Групп, 2013. ...

При выдаче разрешений действуют следующие условия:

  • работа не продолжается после полуночи;
  • устанавливаются строгие гарантии для защиты здоровья и нравственности ребенка или подростка, обеспечения хорошего обращения с ним и во избежание нарушения нормального хода их учебы;
  • ребенку или подростку предоставляется период отдыха продолжительностью по крайней мере в 14 последовательных часов.

Необходимо особо подчеркнуть, что вопрос о возможности работы в ночное время актера, не достигшего 14-летнего возраста, должен решаться органами опеки и попечительства в каждом конкретном случае индивидуально в зависимости от возраста ребенка, состояния его здоровья и некоторых иных условий как объективного, так и субъективного характера.

Глава 3. Особенности правового регулирования труда творческих работников

§ 1. Особенности заключения трудового договора с творческими работниками

Трудовые отношения между творческим работником и организацией возникают на основании трудового договора. Трудовой договор с творческим работником может заключаться как на неопределенный срок, так и на определенный срок не более пяти лет. В соответствии с ч. 2 ст. 59 ТК РФ с творческим работником работодатель при наличии соглашения сторон может заключить срочный трудовой договор, причем без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения. В трудовом договоре в этом случае необходимо зафиксировать срок его действия и обстоятельство (творческий характер труда), послужившее основанием для заключения срочного трудового договора.

Творческий характер труда не может не сказаться на содержании трудового договора с творческим работником. Так, наряду с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами трудовой договор с творческим работником призван установить продолжительность его ежедневной работы, порядок работы в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, правила оплаты времени простоя и труда в выходные и нерабочие праздничные дни.

Согласно статье 63 ТК РФ заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет. При этом в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста 14 лет, для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию.

3 стр., 1341 слов

Мой творческий подход к работе

... опыт, но и огромное терпение, постоянно находиться в творческом поиске, вносить в работу что-то новое. Наша профессия нужна и даёт обществу ... у меня? Упорству, доведению дела до конца. Знания - труд, моим воспитанникам не все навыки даются с легкостью, но ... воспитатель должен справляться с такой шумной и забавной детворой! К работе воспитателя я приступила сентябре1997 года. Уже больше 16лет я ...

В этом случае трудовой договор от имени работника подписывается его родителем (опекуном).

В разрешении органа опеки и попечительства обязательно указываются максимально допустимая продолжительность ежедневной работы и другие условия, в которых может выполняться работа.

Следует обратить внимание на то, что в статье 63 ТК РФ ничего не сказано о том, в какой форме (письменной или устной) должно быть оформлено согласие родителя (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства на заключение трудового договора с подростком, достигшим 14 лет. Такое согласие необходимо оформить в письменной форме во избежание возможных споров по поводу правомерности заключения трудового договора с несовершеннолетним лицом.

По соглашению сторон с творческим работником может заключаться срочный трудовой договор согласно статье 59 ТК РФ. При этом не учитывается ни характер предстоящей работы, ни условия ее выполнения.

Если работник принимается на работу в учреждения культуры на должность, которая не относится к творческой (например, водитель, бухгалтер и другие), то в этом случае срочный трудовой договор может быть заключен лишь при наличии других оснований, предусмотренных ТК РФ.

Следовательно, при принятии решения о виде заключаемого с творческим работником трудового договора работодатель должен использовать соответствующий перечень, упомянутый в статье 59 ТК РФ.

При заключении трудового договора с творческим работником в нем обязательно нужно указать срок его действия, условия оплаты труда, режим рабочего времени и ряд других условий, перечисленных в статье 57 ТК РФ.

Согласно статье 65 ТК РФ при заключении трудового договора творческий работник обязан предъявить работодателю следующие документы:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • трудовую книжку;
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
  • документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу);
  • документ об образовании, квалификации или наличии специальных знаний (при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки).

При приеме на работу творческого работника на основании заключенного трудового договора издается приказ (распоряжение) работодателя (статья 68 ТК РФ).

§ 2. Правовое регулирование рабочего времени и времени отдыха творческих работников

Продолжительность ежедневной работы определяется трудовым законодательством нормами о рабочем времени и времени отдыха. По общему правилу нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Особые нормы устанавливаются, например, для инвалидов или несовершеннолетних сотрудников. В отношении творческих работников действует правило ч. 3 ст. 94 ТК РФ, согласно которому продолжительность ежедневной работы (смены) для них может устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором. Это означает, что для творческих работников, как и для других категорий работников, действуют общие положения ТК РФ, либо вопрос продолжительности рабочего дня (смены) решается на локальном уровне.

Часть 5 ст. 157 ТК РФ вводит специфическое определение понятия простоя в отношении творческих работников. Если в течение какого-либо времени они не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают, то указанное время простоем не является и может оплачиваться не по нормам, установленным ст. 157 ТК РФ, а в размере и порядке, определенном коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором на практике.

При установлении продолжительности рабочего времени творческих работников следует помнить, что она не может превышать 40 часов в неделю для взрослых работников, 35 часов в неделю для работников в возрасте 16-18 лет и 24 часов в неделю для работников в возрасте 14-16 лет. Если же к творческому труду привлекаются дети в возрасте до 14 лет, то максимально допустимая продолжительность ежедневной работы и другие условия, в которых может выполняться работа, указываются в разрешении органа опеки и попечительства.

Рабочий день творческих работников, например работников театров, нередко делится на части между репетициями днем и спектаклями вечером. Такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Общая продолжительность рабочего времени творческих работников при разделении рабочего дня на части не должна превышать установленной продолжительности ежедневной работы.

Привлекая творческих работников к труду в ночное время (с 22 до 6 часов), необходимо учитывать их право на повышенную оплату труда.

Согласно постановлению Правительства РФ от 22.07.08 N 554 «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время» минимальный размер повышения составляет 20% часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время.

Надо отметить, что лица творческих профессий часто привлекаются к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, что обусловлено спецификой их деятельности. Поэтому для них сделано исключение из общего правила, закрепляющего порядок привлечения работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни. Согласно ч. 4 ст. 113 ТК РФ порядок привлечения данной категории к работе в указанные дни допускается в порядке, устанавливаемом коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором. Так, локальным нормативным актом может быть предусмотрено, что привлечение творческих работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится по письменному распоряжению работодателя, где должны быть отражены: список работников, которых планируется привлечь к работе в выходной и нерабочий праздничный день, дата выхода на работу, причины привлечения к работе в выходной или нерабочий праздничный день. С данным распоряжением должны быть ознакомлены все указанные в нем работники.

При включении в коллективный договор, локальный нормативный акт, трудовой договор норм об оплате труда творческих работников в выходные и нерабочие праздничные дни следует учитывать общие нормы трудового законодательства, в соответствии с которыми работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере:

  • сдельщикам — не менее чем по двойным сдельным расценкам;
  • работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, — в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки;

— работникам, получающим оклад (должностной оклад), — в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

По желанию творческого работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

В отношении привлечения творческих работников к работе в праздничные дни, существующее законодательство нельзя назвать совершенным. Согласно ч. 4 ст. 113 ТК РФ, для этой категории привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится либо в общем порядке (согласно ст. 113 ТК РФ), либо в порядке, предусмотренном коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором. Если в отношении праздничных дней с таким порядком еще можно согласиться, то в отношении выходных — с трудом. Право работодателя не должно лишать работника выходных. Надо обеспечить соблюдение баланса между служебной необходимостью и требованиями законодательства об ограничении продолжительности рабочего времени путем установления соответствующих графиков сменности.

Вызывает вопросы и правило, согласно которому оплата труда творческих работников в выходные и нерабочие праздничные дни может определяться на основании коллективного договора, локального нормативного акта или трудового договора (ч. 4 ст. 153 ТК РФ).

Буквальное прочтение этой нормы предполагает возможность не оплачивать в двойном размере работу дизайнеров, певцов, танцоров и пр. по выходным и праздникам.

§ 3. Оплата труда творческих работников

Заработная плата творческому работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей в творческой организации системой оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в т. ч. за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера, системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Как правило, формы оплаты труда, материального поощрения, размеры должностных окладов творческих работников, виды и размеры доплат и надбавок и других выплат стимулирующего характера устанавливаются творческой организацией самостоятельно в пределах имеющихся средств на оплату труда. Между тем многие творческие организации являются бюджетными учреждениями, в связи с чем труд их работников оплачивается в соответствии с Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, утв. постановлением Правительства РФ от 05.08.08 N583.

Особенности оплаты труда творческих работников предусмотрены статьей 351 ТК РФ. Оплата труда творческих работников устанавливается не только трудовым законодательством, но и иными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

В Основах законодательства Российской Федерации о культуре изложены только общие положения, устанавливающие трудовые гарантии творческим работникам.

Кроме того, при оплате труда творческих работников работодателю следует учитывать положения Постановления Совмина Российской Федерации от 22.02.1993 г. N 153 «О порядке исчисления среднего заработка отдельных категорий творческих работников» (далее — Постановление N 153).

Согласно пункту 1 Постановления N 153 при исчислении среднего заработка творческих работников, в оплату которых включается авторский гонорар или оплата труда которых осуществляется по ставкам (расценкам) авторского (постановочного) вознаграждения, для оплаты отпуска, командировок и в других случаях авторское (постановочное) вознаграждение учитывается полностью вместе со всеми видами заработной платы, которые в установленном порядке включаются в сумму среднего заработка.

Следует напомнить, что порядок исчисления средней заработной платы утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 г. N 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».

Оплата труда творческих работников в выходные и нерабочие праздничные дни осуществляется по правилам статьей 153 ТК РФ.

Согласно указанной статье работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере:

  • сдельщикам — не менее чем по двойным сдельным расценкам;
  • работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, — в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки;

— работникам, получающим оклад (должностной оклад), — в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни творческих работников может определяться на основании коллективного договора, локального нормативного акта, трудового договора.

Если творческие работники в течение какого-либо времени не участвуют в создании произведений или не выступают, то согласно статье 157 ТК РФ указанное время простоем не является и может оплачиваться в размере и порядке, которые устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.

Заключение

Исследовав означенную тему можно сделать вывод о том, что она является достаточно неисследованной и плохо регулируемой Законодательством РФ.

Основной массив норм, касающихся трудовой деятельности творческих работников содержится в Трудовом кодексе Российской Федерации. В нем содержатся статьи, определяющие лиц, которых можно отнести к категории творческих работников, правила приема их на работу, а именно — заключения трудового договора, регулирование рабочего времени и времени отдыха (в том числе перерывов технологического и (или) организационного характера, продолжительности ежедневной работы (смены), работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, оплаты труда.

Однако не стоит забывать, что, говоря о категории творческих работников, необходимо также обращаться к нормам международного права. Этот вывод можно сделать, прочитав статью 3 ФЗ РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» в которой говорится, что к числу творческих работников относятся также лица, причисленные к таковым Всемирной конвенцией об авторском праве 1952 г., Бернской конвенцией по охране литературных и художественных произведений от 09.09.1986, Международной конвенцией об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций от 26.10.61.

Круг творческих работников также является достаточно широким, он обозначен в постановлении Правительства РФ от 28.04.07 N252 «Об утверждении перечня профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых установлены Трудовым кодексом РФ».

В соответствии с вышеизложенным, можно сделать вывод, что при определении правового статус творческого работника и при принятии его на работу необходимо исследовать большой массив законодательных актов, как российских, так и международных. Я считаю, что работодателю эту сделать достаточно сложно. И именно в этом я вижу основную причину нарушения трудовых прав творческих работников. В законодательстве РФ обязательно должен появиться единый нормативно-правовой акт, который бы отдельно регулировал деятельность творческих работников, или, наоборот, не выделял бы их, как отдельную категорию трудящихся.

Список использованной литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/regulirovanie-truda-tvorcheskih-rabotnikov/

1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.);

.Рекомендация ЮНЕСКО «О положении творческих работников» (Белград, 27 октября 1980 г.), стр. 376-393;

.Декларация прав ребенка ООН от 20.11.59;

.Конвенция о правах ребенка от 20.11.89;

.Конвенция Международной организации труда (МОТ) от 26.06.1973 № 138 «О минимальном возрасте приема на работу»;

.Рекомендации МОТ N190 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» от 17.06.99;

.Конвенцией МОТ от 09.10.46 N79 об ограничении ночного труда детей и подростков на непромышленных работах;

.Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.);

.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 30.11.2011);

.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001);

.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами РФ Трудового кодекса РФ»;

.Постановление Правительства РФ от 28.04.2007 № 252 «Об утверждении перечня профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых установлены Трудовым кодексом РФ»;

.Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 № 554 «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время»;

.Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 г. N 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы»;

.Постановления Совмина Российской Федерации от 22.02.1993 г. N 153 «О порядке исчисления среднего заработка отдельных категорий творческих работников»;

.Постановлению НКТ СССР от 05.07.29 N215 «Правила об охране труда работников цирка»;

.Постановление НКТ СССР от 05.07.29 N215 «Правила об охране труда работников цирка»;

.Постановление НКТ РСФСР от 12.07.33 N 17 «Об условиях труда малолетних и подростков, занятых на киносъемках»;

.Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.6.664-97 «Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков», утвержденные постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 04.04.97 N 5;

.Циркулярное письмо Министерства культуры СССР и Центрального комитета профсоюзов работников культуры от 12.04.58 N29-36/01;

.Циркулярное письмо Государственного комитета Совета Министров СССР по кинематографии от 25.04.64 NЦ-33;