Древнегреческая скульптура архаического периода

Курсовая работа

ВВЕДЕНИЕ

Сталкиваясь с греческой скульптурой античного периода, многие выдающиеся умы выражали неподдельное восхищение. Один из известнейших исследователей искусства древней Греции, Иоганн Винкельман (1717-1768) говорил о греческой скульптуре: «Знатоки и подражатели греческих произведений находят в их мастерских творениях не только прекраснейшую натуру, но и больше, чем натуру, а именно некую идеальную ее красоту, которая… создается из образов, набросанных разумом». А состарившийся Гете рыдал в Лувре перед скульптурой Афродиты. Все, кто писал и пишет о греческой скульптуре античного периода, отмечают в ней удивительное сочетание наивной непосредственности и глубины, реальности и вымысла. В ней, воплощен идеал человека.

Греки всегда полагали, что только в прекрасном теле может жить прекрасная душа. Поэтому гармония тела, внешнее совершенство — непременное условие и основа идеального человека. Греческий идеал определяется термином калокагатия (греч. kalos — прекрасный + agathos добрый).

Так как калокагатия включает в себя совершенство и телесного сложения, и духовно нравственного склада, то одновременно с красотой и силой идеал несет в себе справедливость, целомудрие, мужество и разумность Античная культура. Словарь-справочник/под общ. ред. В.Н. Ярхо. — М., Лабиринт, 2002, с.153.

Нигде более скульптура не поднималась на такую высоту — нигде более так не ценился человек, как в древнегреческой цивилизации. Творения скульпторов Античной (Древней) Греции являются идеалом, каноном для искусства множества более поздних цивилизаций. Не теряет оно своей актуальности и в наши дни, когда формируются новые виды искусства, а общие взгляды на искусство неоднократно пересматриваются и меняются.

1. Скульптура периода архаики

1.1 Монументальная скульптура

Развитие монументальной скульптуры Древней Эллады определялось потребностями и эстетическими запросами рабовладельческого общества, которые формировались под воздействием больших социально-политических изменений, происходивших в греческих городах VII VI веков до н. э.) (Рис.1).

В архитектурных образах греков с предельным обобщением нашли выражение основные идеи времени. Как в напряженных колоннах и их могучих формах, так и в скульптурном декоре фронтонов, метоп, фризов воплощались чувства не мелкие, но всеобъемлющие. Особенно важные события изображались на треугольной формы фронтонах. В дорических храмах рельефами украшались квадратные плиты — метопы. В ионических непрерывная лента фриза позволяла представить многофигурные динамические сцены. Особенно часто изображались схватки богов и героев со страшными чудовищами, показывалась борьба, созвучная напряжению архитектурных форм.

18 стр., 8775 слов

Искусство Древней Греции

... реальной жизни. Образ человека в искусстве Древней Греции -это кристально ясная, очищенная ... н. э.) Первый период в развитии собственно греческого искусства совпадает с последней ... Беотии. Монументальная скульптура геометрической эпохи не сохранилась. В древнейших храмах стояли ... искусства. Особенно значительной оказывалась его роль в те периоды, когда искусство руководствовалось гуманистическими идеалами, ...

Лучше других выдержали испытание временем изваяния дорического храма Артемиды на острове Корфу. На его рельефах представлено несколько тем. В центре — побежденная Персеем горгона Медуза (Рис.2).

Справа — битва олимпийцев с гигантами, слева — эпизод из Троянской войны. Разносюжетные сцены объединяет идея борьбы, охватившей все сферы мира.

Сохранились некоторые фронтонные композиции и храмов, стоявших в архаические времена на Акрополе Афин. Одним из древнейших считают изображение Геракла, побеждающего лернейскую гидру. На мирных, располагающих к себе лицах демона хорошо сохранилась раскраска, волосы на голове и бороде — синие, глаза — зеленые, уши, губы и щеки — красные. Плотные слои краски скрывали шершавость известняка (пороса) (Рис.3).

В ионических постройках архаики особенно богато украшался скульптурный фриз. В сокровищнице сифносцев в Дельфах он обрамлял здание с четырех сторон.

В дорических храмах украшались метопы. В VII веке до н. э. они были глиняными и покрывались красочной росписью, а позднее, в каменных фризах, рельефами. Лучше всего сохранились архаические метопы VI века до н. э. храмов в Селинунте и Геры в устье реки Селе близ Пестума. Композиция различных метоп была вызвана местоположением их в ряду. Сицилийская метопа с изображением четверки лошадей и стоящего в колеснице бога, отличающаяся строгой симметрией, находилась в центре. В очевидно крайнем рельефе с Персеем, убивающим Медузу, больше движения бокового, а не фронтального (Рис.4).

Скульптура периода архаики развивалась весьма сложными путями. Почти до самого конца архаического периода — до середины 6 в. до н. э. создавались строго фронтальные и неподвижные статуи богов, словно застывших в торжественном покое. На этих статуях, несших в себе сковывающие и далекие от жизни древние традиции, лежала печать канонической схемы, не позволявшей художникам нарушать правила, установившиеся для изготовления такого рода культовой скульптуры. Задачей художника было создать торжественное, застывшее изваяние, предмет культа, священный и таинственный образ божества Древняя Греция. Архаический период. URL: http://ellada.spb.ru/ .

Таковы статуи Артемиды, богини охоты, с о. Делос (около 650 г. до н.э.) и Геры, супруги верховного бога греческого пантеона Зевса, с о. Самос (ок. 560 г. до н.э.).

Но уже в статуе Геры появляется большая пластичность форм, подчёркнутых мягкими, плавными линиями силуэта, складками драпировок. Уже вполне правильно установлены и пропорции самой женской фигуры, скрываемой одеянием.

Архаические скульптуры (как, впрочем, и классические) не были такими однообразно белыми, как мы представляем их сейчас. На многих сохранились следы раскраски. Волосы мраморных девушек были золотистыми, щеки розовыми, глаза голубыми. На фоне безоблачного неба Эллады все это должно было выглядеть очень празднично, но вместе с тем и строго, благодаря ясности, собранности и конструктивности форм, и силуэтов. Чрезмерной цветистости и пестроты не было (Рис.5).

8 стр., 3730 слов

Искусство Древней Греции

... искусство Древней Греции. Искусство Древней Греции Гомеровского периода 1.1 Искусство архаики Архаический период в истории Греции ... Греции не сохранилась. Судить о ней можно по описаниям древних авторов. Представляли её деревянные статуи, лишь в самых грубых формах воспроизводившие человеческое тело, ... портика по пропорциям близки к классическим ... ч. кп?спй) означает «юноша». Оно использовалось Гомером ...

Поиски рациональных основ красоты, гармония, основанная на мере и числе,— очень важный момент в эстетике греков. Философы-пифагорейцы стремились уловить закономерные числовые отношения в музыкальных созвучиях и в расположении небесных светил, считая, что гармония музыкальная соответствует природе вещей, космическому порядку, «гармонии сфер». Художники искали математически выверенные пропорции человеческого тела и «тела» архитектуры. В этом уже раннее греческое искусство принципиально отличается от крито-микенского, чуждого всякой математике Древняя Греция. Архаический период. URL: http://ellada.spb.ru/ .

1.2 Куросы и коры

В скульптуре архаической эпохи преобладают статуи стройных обнаженных юношей и задрапированных молодых девушек — куросы и коры. Ни детство, ни старость тогда не привлекали внимания художников, ведь только в зрелой молодости жизненные силы находятся в расцвете и равновесии. Раннее греческие скульпторы создавали образы Мужчины и Женщины в их идеальном варианте.

В ту эпоху духовные горизонты необычайно раздвинулись, человек как бы почувствовал себя стоящим лицом к лицу с мирозданием и захотел постичь его гармонию, тайну его целостности. Подробности ускользали, представления о конкретном «механизме» вселенной были самые фантастические, но пафос целого, сознание всеобщей взаимосвязи — вот что составляло силу философии и искусства архаической Греции Дмитриева Н.А., Акимова Л.И. Античное искусство. Очерки. — М., Детская литература, 1988, с.35..

С древнейших времен греческие атлеты выступали на состязаниях обнаженными, и этот обычай сыграл важную роль в развитии искусства. Скульпторы и художники могли постоянно видеть обнаженные фигуры юношей, любоваться их красивым сложением и развитой мускулатурой, изучать движения человека и пропорции его тела.

Сама жизнь формировала в сознании греков атлетический идеал красоты, образ физически сильного и мужественного человека. Этот образ нашел воплощение в статуях могучих обнаженных юношей, которые могли изображать и богов и людей; их называли «куросами» (что значит «юноша»)

Посмотрим на куросов, или, как их иногда называют, «архаических Аполлонов». Человек молод, обнажен, и его целомудренная нагота не нуждается в стыдливых прикрытиях. Он всегда стоит прямо, его тело пронизано готовностью к движению. Конструкция тела показана и подчеркнута с предельной ясностью; сразу видно, что длинные мускулистые ноги могут сгибаться в коленях и бегать, мышцы живота — напрягаться, грудная клетка — раздуваться в глубоком дыхании. Лицо не выражает никакого определенного переживания или индивидуальных черт характера, но и в нем затаены возможности разнообразных переживаний. И условная «улыбка» — чуть приподнятые углы рта — только возможность улыбки, намек на радость бытия, заложенную в этом, словно только что созданном человеке Детская энциклопедия. Для среднего и старшего возраста. Изд.2, том 12. «Искусство» — М.: «Просвещение», 1968, с.71..

Связанные сначала с культом героев, эти статуи куросов к 6 в. до н. э. стали связываться с еще более жизненными образами идеальных воинов, — они начали служить надгробиями воинов и ставиться в честь победителей на олимпийских и других состязаниях. Это выдвижение в качестве героя наряду с богами также и человека — атлета и воина — показывало, что архаическое греческое искусство путем возвеличивания лучших, самых сильных и самых мужественных граждан начало ставить задачи общественного воспитания людей. В куросах явственно ощущался общий дух суровой мужественности и собранной энергии, который сближал строй этих статуй с идейным содержанием ранней дорической архитектуры. Общее развитие типа куроса шло в сторону все большей верности пропорций.

5 стр., 2442 слов

Дискобол скульптура

... скульптура расцвечивалась. Мир искусства был живым светлым миром, подобным человеческому миру, но более совершенным. Как в греческой мифологии рядом со смертными людьми ... тело замерло в положении очень сложном, однако, зрительно уравновешенном. МИРОН. «ДИСКОБОЛ» Всякое исследование о Мироне должно опираться на статую Дискобола, ... указывает одновременно на характер движения, в которое выльется ...

Статуи куросов создавались преимущественно в местностях, где господствовал дорийский стиль, то есть на территории материковой Греции; женские статуи — коры — главным образом в малоазийских и островных городах, очагах ионийского стиля. Найденные в руинах афинского Акрополя мраморные статуи девушек поразили мир сохранившейся раскраской: цветными зрачками и губами, яркими одеждами (Рис.7).

Девушки показаны в возвышенном, праздничном настроении. Они спокойны и сосредоточенны, взоры всех их устремлены прямо перед собой, но в каждой мастера подчеркнули нечто неуловимо своеобразное и прекрасное: драпировки их одежд то прихотливо — изящны, то строги, то сдержанны. Безмятежность прекрасной юности воплощена в наивных и чистых улыбках этих поэтических образов Древней Греции. Двадцать пять столетий были погребены в «персидском мусоре» мраморные коры; наконец их извлекли оттуда, полуразбитыми, но не утратившими своего необыкновенного очарования.

В корах афинского Акрополя идеал женственности выражен в его первозданной чистоте. Улыбка светла, взор доверчив и как бы радостно изумлен зрелищем мира, фигура целомудренно задрапирована пеплосом — покрывалом, или легким одеянием — хитоном (в эпоху архаики женские фигуры, в отличие от мужских, еще не изображались нагими), волосы струятся по плечам вьющимися прядями. Эти коры стояли на постаментах перед храмом Афины, держа в руке яблоко или цветок.

В архаической скульптуре формировалось то пластическое совершенство, которое будет пронизывать классическое искусство. Под резцами мастеров возникали героические образы мужественных юношей — атлетов, пленительные статуи очаровательных девушек, величавые лики богов. Ваятели, интересовавшиеся движением пластических форм, моделировкой поверхности, выразительностью лиц, композицией скульптурных групп, смело брались за сложные задачи, решение которых окажется под силу лишь скульпторам более поздних веков Дмитриева Н.А., Акимова Л.И. Античное искусство. Очерки. — М., Детская литература, 1988, с.37..

Дорические мастера особенно настойчиво разрабатывали задачи создания монументального героического искусства; их заслуга заключалась прежде всего в Правдивой передаче человеческого тела и его пропорций.

От древнейшего периода культуру архаики отличают также возникновение и расцвет лирической поэзии, чрезвычайно важной для сложения греческого реализма, появление которой связано с выделением личности из рода и интересом к миру личных чувств человека.

Таким образом, в эпоху архаики были заложены основы древнегреческой скульптуры, направления и варианты ее развития. Уже тогда были понятны основные цели скульптуры, эстетические идеалы и стремления древних греков. В более поздние периоды происходит развитие и совершенствование этих идеалов и мастерства древних скульпторов.

7 стр., 3129 слов

Древнегреческая скульптура периода Классики

... декорацией Парфенона. Вершиной древнегреческой скульптуры были, no-видимому, статуи Афины Парфенос и Зевса Олимпийского работы Фидия. Фидий - один из лучших ... отношение к человеку, который в Древней Греции был мерой всех вещей. Именно скульптура дает нам возможность судить о ... особенно известны его изображение «Коровы». Главным образом Мирон работал в бронзе, его произведения не сохранились и ...

2. Мастера скульптуры периода архаики

Пятый век в истории скульптуры Греции классического периода можно назвать «шагом вперёд». На смену ранее господствовавшим в скульптуре двум типам фигур — куросу и коре — приходит гораздо большее разнообразие типов; скульптуры стремятся к передаче сложного движения человеческого тела.

По скульптурам и рельефам, украшавшим такие сооружения, как сокровищница афинян в Дельфах, храм Афины Афайи на о. Эгина и храм Зевса в Олимпии, можно ясно проследить, как менялись их композиция и стиль в разные периоды — при переходе от архаики к строгому стилю и далее — к высокой классике, что именно характерно для каждого из периодов. Архаическое искусство создало совершенные в своей законченности, но условные произведения искусства. Задачей классики стало изобразить человека в движении. Мастер поры ранней классики сделал первый шаг по пути к большому реализму, к изображению личности, и естественно, что этот процесс начался с решения более легкой задачи — передачи движения человеческого тела. На долю высокой классики выпала следующая, более сложная задача — передать движения души.

Развитие скульптуры Древней Греции в этом периоде связано с именами таких знаменитых мастеров, как Мирон, Фидий, Поликлет, Лисипп, Скопас, Пракситель. Каждый из них имеет свои особые качества. Мирон завершил искания мастеров предшествующего времени, стремившихся передать в скульптуре движение человека. Полностью решив задачу передачи движения, Мирон, однако, не смог овладеть искусством выражения возвышенных чувств. Эта задача выпала на долю Фидия — крупнейшего из греческих скульпторов. Скопас трагичен, экспрессивен и страстен. Пракситель, напротив, утончен, его герои изящны, подчас изнежены Детская энциклопедия. Для среднего и старшего возраста. Изд.2, том 12. «Искусство» — М.: «Просвещение», 1968, с.72..

Утверждение достоинства и величия человека-гражданина становится главной задачей греческой скульптуры эпохи классики. В статуях, отлитых из бронзы или высеченных из мрамора, мастера стремятся передать обобщенный образ человека-героя во всем совершенстве его физической и нравственной красоты. Этот идеал имел большое этическое и общественно-воспитательное значение. Искусство оказывало непосредственное воздействие на чувства и умы современников, воспитывая в них представление о том, каким должен быть человек.

2.1 Мирон из Элевтер

МИРОН, греческий скульптор 5 в. до н.э., представитель переходного периода в скульптуре от ранней классики к искусству перикловского времени Ривкин Б.И. Античное искусство. — М., 1972, с. 172. Родился в Беотии. Мирон был старшим современником Фидия и Поликлета и считался одним из величайших скульпторов своего времени. Работал в бронзе, однако ни одно из его произведений не сохранилось; они известны главным образом по копиям. Самое известное произведение Мирона — «Дискобол» (Метатель диска).

Дискобол изображен в сложной позе в момент наивысшего напряжения перед броском (Рис.9).

Скульптора интересовали форма и соразмерность находящихся в движении фигур. Мирон был мастером передачи движения в кульминационный, переходный момент. В хвалебной эпиграмме, посвященной его бронзовой статуе атлета Ладаса, подчеркивается, что тяжело дышащий бегун передан необычайно живо Древняя Греция. Архаический период. URL: http://ellada.spb.ru/ .

5 стр., 2296 слов

Творчество Фидия

... были вставлены драгоценные камни. Слоновую кость скульптор подвергал тонировке, тем самым добиваясь разнообразия зрительного восприятия скульптуры. Не случайно, что Афина изображена с Богиней Победы Никой в ... Амазонка. Мрамор. Римская копия. Рим. Музей Ватикан 2. Расцвет творчества Фидия Расцвет творчества Фидия приходится на время правления Перикла. Это было время подъема греческих городов после ...

Так же известно его произведение «Афина и Марсий», которое сотворено на основе мифа про этих два персонажа. Согласно легенде, Афина изобрела флейту, но во время игры заметила, как некрасиво изменилось выражение её лица, в гневе она кидает инструмент и проклинает каждого, кто будет на нём играть. За ней всё время наблюдало лесное божество Марсий, которое испугалось проклятия. Скульптор попытался показать борьбу двух противоположностей: спокойствия в лице Афины и дикости в лице Марсия . Современные ценители искусства до сих пор восхищаются его творчеством, его скульптурами животных.

За реализм техники Мирона называли «сеятелем истины», хотя некоторые детали он и выполнял условно. Ему не удавались изображения богов, но все реальное находило в нем отличного ваятеля. Так, известны его фигуры пьяной старухи и коровы, вызывавшие удивление современников Гнедич П.П. История искусств. Античность. Древняя Греция и Рим. — М.: Изд-во Эксмо, 2005, с.30..

2.2 Фидий

ФИДИЙ, древнегреческий скульптор, которого многие считают величайшим художником древности. Фидий был уроженцем Афин, его отца звали Хармидом. Мастерству скульптора Фидий учился в Афинах в школе Гегия и в Аргосе в школе Агелада. Среди существующих ныне статуй нет ни одной, которая бы, несомненно, принадлежала Фидию. Наши знания о его творчестве основаны на описаниях античных авторов, на изучении поздних копий, а также сохранившихся работ, которые с большей или меньшей достоверностью приписываются Фидию.

Среди известных мастеров имя Фидия затмевает собой всю скульптуру последующих поколений. Блестящий представитель века Перикла, он сказал последнее слово пластической техники, и до сих пор никто еще не дерзал с ним сравниться, хотя мы знаем его только по намекам. Сперва выступил он в качестве живописца, а затем перешел на скульптуру. По чертежам Фидия и его рисункам, под личным его наблюдением, воздвигались перикловские постройки. Исполняя заказ за заказом, он создавал дивные статуи богов, олицетворяя в мраморе, золоте и кости отвлеченные идеалы божеств. Образ божества вырабатывался им не только сообразно его качествам, но и применительно к цели чествования. Он глубоко проникался идеей того, что олицетворял данный идол, и ваял его со всею силой и могучестью гения.

Хрисоэлефантинная (из золота и слоновой кости) статуя Зевса в Олимпии считалась в древности шедевром Фидия. У Диона Хрисостома и Квинтилиана (1 в. н.э.) говорится, что благодаря непревзойденной красоте и богоугодности творения Фидия обогатилась сама религия, а Дион добавляет, что всякий, кому довелось увидеть эту статую, забывает все свои печали и невзгоды Древняя Греция. Архаический период. URL: http://ellada.spb.ru/ . Подробное описание статуи, считавшейся одним из семи чудес света, имеется у Павсания

Зевс был изображен сидящим. На ладони правой его руки стояла богиня Ника, а в левой он держал скипетр, наверху которого сидел орел. Зевс был бородатым и длинноволосым, с лавровым венком на голове. Сидящая фигура едва не касалась потолка головой, так что возникало впечатление, что если Зевс встанет, то снесет с храма крышу. Трон был богато украшен золотом, слоновой костью и драгоценными камнями. В верхней части трона над головой статуи помещались с одной стороны фигуры трех Харит, а с другой — трех времен года (Ор); на ножках трона были изображены танцующие Ники. На перекладинах между ножками трона стояли статуи, представлявшие олимпийские состязания и битву греков (возглавляемых Гераклом и Тесеем) с амазонками. Выполненный из черного камня пьедестал трона украшали золотые рельефы, на которых были изображены боги, в частности Эрот, который встречает выходящую из морских волн Афродиту, и увенчивающая ее венком Пейто (богиня убеждения).

3 стр., 1181 слов

Сочинение культура древней греции

... древней Греции характеризуется наивысшем расцветом ее культуры, философии, искусства, именно в этот период появляются такие выдающиеся личности как Солон и Перикл (выдающиеся политические деятели, укрепившие демократию в Афинах), ... споры о достоверности раскопанной им Трои ведутся до сих пор, у нас на сайте есть отдельная интересная статьяпо этой теме, а мы пока возвращаемся к истории Греции.

Статуя Зевса Олимпийского или одна его голова изображались на монетах, которые чеканились в Элиде

Статую Зевса древние греки воспринимали как очередное чудо света. Общее впечатление было, как справедливо выразился один немецкий ученый, поистине демоническое: целому ряду поколений истукан казался истинным богом; одного взгляда на него было достаточно, чтобы утолить все горести и страдания. Кто умирал, не увидав его, почитал себя несчастным Гнедич П.П. История искусств. Античность. Древняя Греция и Рим. — М.: Изд-во Эксмо, 2005, с.28….»

Важнейшее место в творчестве Фидия заняло создание скульптур и рельефов для Парфенона. Синтез архитектуры и скульптуры, столь характерный для греческого искусства, находит здесь свое идеальное воплощение. Фидию принадлежала общая идея скульптурного оформления Парфенона и руководство его осуществлением, им же выполнена часть скульптур и рельефов

Художественный идеал торжествующей демократии находит законченное воплощение в величественных произведениях Фидия — бесспорной вершине искусства высокой классики Высокая классика. Скульптура. URL: http://www.uic.ssu.samara.ru/

Гнедич П.П. История искусств. Античность. Древняя Греция и Рим. — М.: Изд-во Эксмо, 2005, с.28..

Стоявшую в храме культовую хрисоэлефантинную статую Афины Парфенос, которая была закончена в 438 до н.э., изваял сам Фидий . Описание Павсания и многочисленные копии дают о ней достаточно ясное представление. Афина изображалась стоящей в полный рост, на ней был длинный, свисавшей тяжелыми складками хитон. На ладони правой руки Афины стояла крылатая богиня Ника; на груди Афины была эгида с головой Медузы; в левой руке богиня держала копье, а к ее ногам был прислонен щит. Около копья свернулась священная змея Афины (Павсаний называет ее Эрихтонием).

На постаменте статуи было изображено рождение Пандоры (первой женщины).

Как пишет Плиний Старший, на внешней стороне щита была вычеканена битва с амазонками, на внутренней — борьба богов с гигантами, а на сандалиях Афины имелось изображение кентавромахии. На голове богини был шлем, увенчанный тремя гребнями, средний из которых представлял собой сфинкса, а боковые грифонов. У Афины имелись украшения: ожерелья, серьги, браслеты

Цицерон писал: «Когда он создавал Афину и Зевса — перед ним не было земного оригинала, которым он мог бы воспользоваться. Но в его душе жил тот прообраз красоты, который и был воплощен им в материи. Недаром говорят о Фидии, что он творил в порыве вдохновения, которое возносит дух надо всем земным, в котором непосредственно виден божественный дух — этот «небесный гость», по выражению Платона».

Творения Фидия грандиозны, величественны и гармоничны; форма и содержание находятся в них в совершенном равновесии.

24 стр., 11880 слов

Путешествие по Афинам

... до украшений. Выбрала эту тему: «Путешествие по Афинам», так как считаю, что эта тема актуальна в наше время, ведь очень немногие города планеты могут похвалиться таким обилием туристов ... и сумели построить новую Грецию - союз городов-государств, удививший мир результатами во всех сферах человеческой деятельности. По окончании мрачных веков Афины вступили в период архаики (800-500 ...

древнегреческий скульптура фидий мирон

2.3 Пракситель

ПРАКСИТЕЛЬ (4 в. до н.э.), древнегреческий скульптор, родился в Афинах ок. 390 до н.э. Пракситель работал в родном городе в 370-330 до н.э., а в 350-330 до н.э. ваял также в Мантинее и в Малой Азии. Его произведения, в основном в мраморе, известны главным образом по римским копиям и свидетельствам античных авторов. Пракситель и художники его круга не любили изображать мускулистые торсы атлетов, их влекла нежная красота женского тела с мягкими перетеканиями объемов. Они предпочитали тип отрока, отличающийся «первой младости красой женоподобной». Пракситель славился особенной мягкостью лепки и мастерством обработки материала, способностью в холодном мраморе передавать теплоту живого тела.

Более всего к школе Праксителя можно отнести то, что Роден говорит о своеобразной живописности античных скульптур: «Посмотрите на эти блики на груди, на эти густые тени в складках тела… посмотрите на эти белокурые дымки, на эту прозрачную светотень на самых нежных частях этого божественного тела, на эти световые переливы, которые понемногу стушевываются, распыляясь в воздухе. Что вы на это скажете? Разве это не волшебная симфония blanche et noire?* * Белого и черного» Древняя Греция. Архаический период. URL: http://ellada.spb.ru/

Наилучшее представление о стиле Праксителя дает статуя Гермес с младенцем Дионисом (Музей в Олимпии), которая была найдена при раскопках в храме Геры в Олимпии. Несмотря на высказывавшиеся сомнения, это почти наверняка оригинал, созданный ок. 340 до н.э. Гибкая фигура Гермеса изящно облокотилась на ствол дерева (Рис.16).

Мастеру удалось усовершенствовать трактовку мотива человека с ребенком на руках: движения обеих рук Гермеса композиционно связаны с младенцем. Вероятно, в его правой, не сохранившейся руке была кисть винограда, которой он дразнил Диониса, почему младенец к ней и тянулся. Позы героев еще больше удалились от скованной выпрямленности, наблюдаемой у более ранних мастеров. Фигура Гермеса пропорционально сложена и отлично проработана, улыбающееся лицо полно живости, профиль изящный, а гладкая поверхность кожи резко контрастирует со схематично намеченными волосами и шерстистой поверхностью плаща, наброшенного на ствол. Волосы, драпировка, глаза и губы, а также ремешки сандалий были раскрашены. Раскраска статуй у Праксителя преследовала не только декоративный эффект: он считал ее чрезвычайно важным делом и поручал известным художникам, например Никию из Афин и др.

Все, что Пракситель ваял, выходило из-под его резца полным грации и красоты. Он был настолько чувственным, как сама природа, но никогда не подчеркивал эту чувственность специально.

Статуя Афродиты Книдской считалась в древности не только лучшим творением Праксителя, но и вообще лучшей статуей всех времен. Как пишет Плиний Старший, многие прибывали в Книд только ради того, чтобы ее увидеть . Она стояла в открытом храмике, блестя чистотой и белизной паросского мрамора. Она была совершенно нагая и грациозным движением выпускала из левой руки свою одежду. Улыбка, волосы, взгляд, брови превосходили все, что ваяли до сих пор скульпторы Греции. Сохранились ее плохие изображения на книдских монетах, но оригинал был превосходным, если Никомед предлагал за нее отдать все государственные долги книдян. В его Афродите соединилась живая величавость с негой чисто южного характера.

19 стр., 9456 слов

Художественно-конструкторская разработка керамической скульптуры ...

... сервиз этого периода создавался для императрицы Елизаветы Петровны. В 80-х годах начинается выпуск фарфоровой скульптуры, в частности, серия Народы России, жанровые статуэтки. Русский фарфор ... 19 века отличается рядом новшеств. Например, скульптура теперь выполняет функциональную роль. В знаменитом ...

Оригинальность и новизна замыслов Праксителя проявилась и в его Аполлоне, убивающем ящерицу. Статуя эта дошла до нас в копии и хранится в Лувре.

Одна из последних работ Праксителя — группа Лето с Аполлоном и Артемидой, фрагменты которой найдены в Мантинее. На постаменте скульптор изваял рельеф с изображением состязания Аполлона и Марсия в присутствии девяти муз, рельеф (целиком, кроме фигур трех муз) был найден и находится сейчас Афинах. Складки драпировок обнаруживают богатство изящных пластических мотивов.

Пракситель был непревзойденным мастером в передаче грации тела и тонкой гармонии духа. Чаще всего он изображал богов, и даже сатиров, молодыми; в его творчестве на смену величественности и возвышенности образов 5 в. до н.э. приходят изящество и мечтательная нежность. Искусство Праксителя нашло свое продолжение в произведениях его сыновей и учеников, Кефисодота Младшего и Тимарха, которые работали по заказам Птолемеев на острове Кос и перенесли стиль скульптора на Восток. В александрийских подражаниях Праксителю свойственная ему нежность оборачивается слабостью и вялой безжизненностью Детская энциклопедия. Для среднего и старшего возраста. Изд.2, том 12. «Искусство» — М.: «Просвещение», 1968, с.72..

Все другие произведения мастера известны только по упоминаниям античных авторов и позднейшим копиям. Но дух искусства Праксителя веет над IV веком до н. э., и лучше всего его можно почувствовать не в римских копиях, а в мелкой греческой пластике, в танагрских глиняных статуэтках. Они выделывались в конце века в большом количестве, это было своего рода массовое производство с главным центром в Танагре. (Очень хорошая их коллекция хранится в ленинградском Эрмитаже.) Некоторые статуэтки воспроизводят известные большие статуи, другие просто дают разнообразные свободные вариации задрапированной женской фигуры. Живая грация этих фигур, мечтательных, задумчивых, шаловливых,— эхо искусства Праксителя.

2.4 Скопас

СКОПАС (расцвет деятельности 375-335 до н.э.), греческий скульптор и архитектор, родился на острове Парос ок. 420 до н.э., возможно, сын и ученик Аристандра. Он вводит новшество, путём раскрытия внутреннего мира человека, старается изображать в скульптурах эмоции радости, страха, счастья. Этот талантливый человек творил во многих греческих городах. Его скульптуры классического периода богаты образами богов и различных героев, композициями и рельефами на мифологические темы. Он не боялся экспериментировать и изображал людей в различных сложных позах, искал новые художественные возможности для изображения новых чувств на человеческом лице (страсть, гнев, ярость, испуг, печаль).

Он был не только скульптором, но и архитектором. Как архитектор, Скопас создал храм Афины в Тегее и он же руководил его скульптурным убранством. Проект имеет интересное решение: необычно стройные дорические колонны по периметру и коринфские полуколонны внутри целлы. На восточном фронтоне была изображена охота на Калидонского вепря, на западном — поединок местного героя Телефа с Ахиллом; на метопах воспроизводились сцены из мифа о Телефе. Сохранились головы Геракла, воины, охотники и вепрь, а также фрагменты мужских статуй и женский торс, вероятно Аталанты.

Каким был стиль Скопаса в многофигурных композициях, показывают частично сохранившиеся рельефы на фризе Галикарнасского мавзолея — сооружения уникального, причисляемого в древности к семи чудесам света: периптер был водружен на высокий цоколь и увенчан пирамидальной крышей. Фриз изображал битву греков с амазонками — воинов-мужчин с женщинами-воительницами (Рис.19).

Скопас работал над ним не один, сообща с тремя скульпторами, но, руководствуясь указаниями Плиния, описавшего мавзолей, и стилевым анализом, исследователи определили, какие части фриза сделаны в мастерской Скопаса. Более других они передают хмельной пыл сражения, «упоение в бою», когда и мужчины, и женщины отдаются ему с равной страстью. Движения фигур порывисты и почти утрачивают равновесие, направлены не только параллельно плоскости, но и вовнутрь, в глубину: Скопас вводит новое ощущение пространства.

Самым знаменитым произведением Скопаса была группа морских божеств в святилище Нептуна в Риме, которые, быть может, сопровождали Ахилла, отправлявшегося на Острова блаженных. Другие работы, приписываемые Скопасу, — едущая на козле Афродита Пандемос (в Элиде, существуют изображения на монетах), Афродита и Потос (с острова Самофракия), Потос с Эротом и Гимером (из Мегары), а также три статуи в Риме — колоссальная сидящая фигура Ареса, сидящая Гестия и нагая Афродита, которую некоторые ценители ставили выше знаменитой Афродиты Книдской, принадлежащей Праксителю.

Большой славой у современников пользовалась «Менада» (Рис.20).

Скопас изобразил бурю дионисийской пляски, напрягающей все тело Менады, конвульсивно выгибающей торс, запрокидывающей голову. Статуя Менады не рассчитана на фронтальное обозрение, ее нужно смотреть с разных сторон, каждая точка зрения открывает что-то новое: то тело уподобляется своим выгибом натянутому луку, то кажется изогнутым по спирали, подобно языку пламени. Менада Скопаса держала в руке нож, а на плече у нее был растерзанный ею козленок.

В одной из эпиграмм говорилось:

«Камень паросский — вакханка, Но камню дал душу ваятель.

И, как хмельная, вскочив, ринулась в пляску она.

Эту фиаду создав, в исступленье, с убитой козою,

Боготворящим резцом чудо ты сделал, Скопас» Древняя Греция. Архаический период. URL: http://ellada.spb.ru/ .

Дионисийские празднества были обычаем очень древним, как и сам культ Диониса, однако в искусстве дионисийская стихия раньше не прорывалась с такой силой, с такой открытостью, как в статуе Скопаса, и это, очевидно, симптом времени. Скульптор старался выразить движение души, ее самые тонкие и сокровенные порывы. Особенно славилась статуя «Влюбленный Арей». Бог войны сидит в спокойно-мечтательной позе. Глаза бесцельно устремлены в пространство, руки скрещены на левом колене, рука машинально держит боевой меч, а у ног возится шаловливый Эрот (Рис.21).

Кругу Скопаса, а возможно, и ему самому, принадлежит мраморное надгробие юноши. Справа от юноши стоит его старик отец с выражением глубокого раздумья, чувствуется, что он задается вопросом: зачем ушел в расцвете юности его сын, а он, старик, остался жить? Сын же смотрит перед собой и уже как бы не замечает отца; он далеко отсюда, в беспечальных Елисейских полях — обители блаженных.

Какая-то особенная целомудренность чувства есть в греческих надгробиях с их благородной сдержанностью в выражении печали, нечто совершенно противоположное вакхическому экстазу. Надгробие юноши, приписываемое Скопасу, не нарушает эту традицию; оно выделяется из других, помимо своих высоких пластических качеств, лишь философской углубленностью образа задумавшегося старца.

При всей противоположности художественных натур Скопаса и Праксителя им обоим свойственно то, что можно назвать нарастанием живописности в пластике,— эффекты светотени, благодаря которым мрамор кажется живым, что и подчеркивают всякий раз греческие эпиграмматисты. Оба мастера предпочитали мрамор бронзе (тогда как в скульптуре ранней классики бронза преобладала) и в обработке его поверхности достигали совершенства. Скопас и Пракситель в большой степени влияли на современников. Их реалистичный стиль использовали многие мастера и школы на протяжении многих столетий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Античная Греция — первый в древнем мире взлет живого, свободного художественного творчества, проникнутого стремлением к прекрасному, выражающего идеалы и дух целого народа и способного развиваться до высшей степени совершенства. Это был новый шаг по сравнению с искусством Древнего Востока, на котором лежал отпечаток суровости и застывшей в канонических формах символичности. Гнедич П.П. История искусств. Античность. Древняя Греция и Рим. — М.: Изд-во Эксмо, 2005, с. 3

В период архаики постепенно была создана продуманная и ясная система архитектурных форм, которая стала основой всего дальнейшего развития греческого зодчества. Скульптура Древней Греции по праву считалась образцом, идеалом, каноном на протяжении многих веков и сейчас она не перестает быть признанным шедевром мировой классики. Ни до, ни после не было достигнуто ничего подобного. Всю современную скульптуру можно считать в той или иной степени продолжением традиций Древней Греции.

Скульптура Древней Греции в своем развитии прошла сложный путь, подготовив почву для развития пластики последующих эпох в различных странах. В более позднее время традиции древнегреческой скульптуры были обогащены новыми наработками и достижениями, античные же каноны послужили необходимой основой, базой для развития пластического искусства всех последующих эпох.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/razvitie-monumentalnoy-skulpturyi-v-period-arhaiki/

Античная культура. Словарь-справочник/под общ. ред. В.Н. Ярхо. — М., Лабиринт, 2002.

Быстрова А. Н. Мир культуры, основы культурологи. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии — М.: Гардарика, «Экспертное бюро», 1997.

Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. — М., Наука, 1972.

Грибунина Н.Г. История мировой художественной культуры, в 4-х частях. Части 1, 2. — Тверь, 1993.

Гнедич П.П. История искусств. Античность. Древняя Греция и Рим. — М.: Изд-во Эксмо, 2005.

Дмитриева Н.А., Акимова Л.И. Античное искусство. Очерки. — М., Детская литература, 1988.

Детская энциклопедия. Для среднего и старшего возраста. Изд.2, том 12. «Искусство» — М.: «Просвещение», 1968.

Колобова К.М. Древний город Афины и его памятники — Л., 1961.

Колпинский Ю.Д. Скульптура древней Эллады. — М., Изд-во Академии художеств, 1963.

Мирецкая Н.В., Мирецкая Е.В. Уроки античной культуры. — Обнинск, 1998.

Ривкин Б.И. Античное искусство. — М., 1972.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рисунок 1. Монументальная скульптура периода архаики

Рисунок 2. Горгона Медуза. Храм Артемиды на острове Корфу

Рисунок 3. Изваяние тритопатора на фронтоне храма в Афинах

Рисунок 4. Сицилийская метопа дорического храма

Рисунок 5. Кора (женская статуя)

Рисунок 6. Курос (архаическая скульптура атлета или бога)

Рисунок 7. Кора

Рисунок 8. Курос и кора

Рисунок 9. Мирон. Дискобол

Рисунок 10. Мирон. Афина и Марсий

Рисунок 11. Реконструкция храма в Олимпии

Рисунок 12. Фидий. Зевс Олимпийский

Рисунок 13. Мраморная лента рельефа фриза работы Фидия

Рисунок 14. Реконструкция Парфенона

Рисунок 15. Парфенонская Афина

Рисунок 16. Пракситель. Гермес с младенцем Дионисом

Рисунок 17. Пракситель. Копия Афродиты Книдской

Рисунок 18. Пракситель. Аполлон с ящерицей

Рисунок 19. Скопас. Фриз Галикарнасского мавзолея

Рисунок 20. Скопас. Менада

Рисунок 21. Скопас. Влюбленный Арей