Афинский Акрополь

Курсовая работа

Из любой точки Афин можно видеть вытянутый с востока на запад холм с плоской вершиной — Акрополь. Он возвышается над городом — над его площадями, сеткой улиц, низкими домами. Склоны Акрополя поросли мелким кустарником, из которого выступают мощные укрепления. Со всех сторон он обнесен крепостными стенами, высокими в тех местах, где склоны пологие, и низкими там, где скала Акрополя неприступна. Размеры верхней площади Акрополя невелики — 300 метров в длину и 130 метров в ширину. На этом пространстве и воздвигли свои прекрасные здания древние зодчие. Гордо возвышаются здесь колонны Парфенона — храма покровительницы города богини Афины. Рядом с ним расположен Эрехфейон — храм Афины, Посейдона и Эрехфея. Вход на Акрополь украшен величественными воротами — Пропилеями. Справа от них стоит небольшой храм богини победы Ники.

Древние строители старались сделать не слишком резким переход от низких домов города к храмам Акрополя. Священный холм был окружен прославленными в древности сооружениями. Около него располагались театр Диониса, рыночная площадь — агора, храмы, святилища. И позднее, когда Греция стала римской провинцией, новые здания возникали в этом овеянном славой городе. Римский император Адриан много строил в Афинах. Место для музыкальных состязаний — Одеон был сооружен во II в. н. э. близ южных стен Акрополя. У подножия холма выросла колонада рыночной площади и храм бога Гефеста.

ПАМЯТНИКИ АКРОПОЛЯ ДО КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА

Акрополь II тысячелетия до н. э. Здания, руины которых можно сейчас видеть на Акрополе, воздвигнуты в середине V в. до н. э. Однако и до V в. афинский Акрополь не был пустынной скалой. Жизнь протекала здесь с конца III тысячелетия до н. э. Акрополь уже тогда был убежищем для жителей окрестных равнин при нападении врагов. Мощные крепостные стены высотой до 10 метров и шириной в 6 метров защищали Акрополь, делали его неприступной твердыней. Проникнуть на холм можно было с запада и севера. Вход с западной, менее надежной стороны был укреплен особенно тщательно. С северной стороны он, по-видимому, скрывался зарослями кустарника и к нему вели ступени узкой лестницы, вырубленной в скале. Впоследствии, когда на Акрополе остались лишь святилища богов, лестница на северном склоне стала не нужна и северный вход был заложен. Сохранен был лишь один основной вход на Акрополь — с западной стороны.

В XVI-XII вв. до н. э. Афины не выделялись среди остальных городов Греции. Они уступали Микенам, Тиринфу, Пилосу и другим могущественным эллинским центрам. Выдвижение Афин началось после того, как пала критская держава. До сих пор живет поэтическая легенда о древнем герое Тезее, который принес Афинам победу. Сказание повествует о страшной дани, которую должны были ежегодно посылать афиняне на Крит. Семь юношей и семь девушек становились добычей страшного чудовища, получеловека-полубыка — минотавра, который жил в лабиринте на Крите. Однажды, рассказывается в мифе, в число юношей попал сын афинского царя Эгея смелый и красивый Тезей. С помощью полюбившей его дочери критского царя Ариадны он победил чудовище и вернулся в Афины, принеся им свободу и славу.

24 стр., 11880 слов

Путешествие по Афинам

... «Путешествие по Афинам», так как считаю, что эта тема актуальна в наше время, ведь очень немногие города ... на которой возвышалась гора, впоследствии ставшая священным Акрополем. Его крутые склоны поднимались до 156 ... своей жены, дочерей и многочисленных рабов. Здания располагались вокруг двора, в котором находился ... выше храбрости. Гости снимали обувь на входе и не всегда довольствовались мытьем ног: ...

Древнейший Акрополь Афин, возможно, был похож на акрополи Микен и Тиринфа. Постройки этого времени сохранились плохо, так как позднее на афинском Акрополе воздвигалось в различные эпохи много сооружений.

Раскопки на Акрополе позволили пролить свет на события, происходившие здесь во II тысячелетии до н. э. Найденные археологами следы указывают на то, что Акрополь служил местом совещаний правителей, судебных процессов, а также религиозных празднеств. Особенно интересными являются находки в северной части Акрополя, где обнаружена площадка,, предположительно, использовавшаяся для священных церемоний афинян.

Также был найден колодец, расположенный западнее царского дворца и у северных ворот Акрополя. Этот колодец предоставлял людям, находившимся за стенами, возможность получать качественную питьевую воду и обеспечивал защиту от врагов.

Археологические раскопки свидетельствуют о том, что даже в эти далекие времена общественная, религиозная и культурная жизнь афинян была сосредоточена на Акрополе. Это место имело особое значение и служило центром событий и собраний.

Ордера греческих храмов. Постройки на Акрополе в VI в. до н. э.

Интересно отметить, что в конце VI в. до н. э. для скульптур часто начали использоваться мрамор, вместо привычного известняка. Греки первыми стали применять этот прекрасный камень для изображения человеческой фигуры. Мрамор, благодаря своей структуре, придавал скульптурам нежность кожи и лучше передавал идеальное и прекрасное воплощение человека.

Значение фронтонных композиций.

Физическая сила человека и его победы являются повторяющейся темой в искусстве древней Греции. Это отражается в образах архитектуры, скульптурах и рисунках на вазах. Архитектурные элементы, скульптуры и сюжеты на вазах прославляют силу и достижения человека. Материалы, формы и композиции находятся в гармонии с идеалами героя-человека.

Греческие гончары VI в. до н. э. уделяли особое внимание массивности форм и широте туловища ваз. Архитекторы создавали мощные и внушительные храмы с колоннами, широкими внизу и узкими вверху. Скульпторы знаменитых статуй изображали широкие плечи и узкие талии победителей на спортивных состязаниях.

В архаических произведениях искусства находило выражение огромное духовное напряжение человека. Формы и сюжеты, связанные с борьбой и победой светлых сил над темными, символизируют переход к новому периоду в истории человечества. То время было эпохой зарождения эллинской культуры и новых принципов, поставившихся в противоположность восточной цивилизации и имеющих огромное значение для дальнейшего развития европейских народов.

Статуи кор

Греческие скульпторы создали изваяния кор, изображая их в длинных, праздничных одеждах. Несмотря на то, что девушки стоят в одной позе — строго фронтально, с прямой осанкой, они не похожи друг на друга, сохраняя свою индивидуальность. Однако до сих пор точно неизвестно, кого именно изображают эти статуи. Некоторые считают, что это богини, другие — жрицы, а третьи — знатные девушки, приносящие дары богине. Статуи кор позволяют почувствовать любовь общества поздней архаики конца VI века до н.э. к украшениям и узорам. Особенно впечатляют сложные прически кор, с тщательно завитыми локонами. Скульпторы мастерски передают эти детали. Близость с Востоком проявляется в деталях этих памятников архаического искусства. Коры одеты в нарядные одежды. На большинстве из них носится рубашка-хитон. Некоторые коры держат рубашку левой рукой у бедра, создавая красивые складки. На них также надевается плащ-гиматий, который часто имеет роскошные складки. Лица кор мало раскрывают их настроение. Единственное, что можно заметить, это немного приподнятые уголки рта и сдержанная улыбка, которая пока еще не полностью выражает радость. Характер девушек больше говорит их одежда. У некоторых хитоны образуют сложные узоры, весело переплетающиеся, у других — спокойно стекающие вниз, а у третьих — сдержанные и редкие. Одежда как бы отражает различные характеры и настроения девушек — то веселых и оживленных, то спокойных, то строгих и сосредоточенных. В этом проявляется способность античной скульптуры архаической эпохи передавать чувства не через мимику лица, а через пластические формы и выразительность линий.

8 стр., 3620 слов

Искусство и культура в древности

... поклонялись солнцу.2. Искусство Древнего Египта Неизгладимый след в истории мировой культуры оставило прекрасное и целостное искусство Древнего Египта. Чтобы ... простых людей было больше жизни и движения, чем в торжественных статуях властителей. 3. Искусство Древнего Египта ... берег Нила. Египетские мастера создали множество прекрасных скульптур, отличающихся простотой и величественностью. Изваяния из ...

До находки акропольских кор, античную скульптуру представляли беломраморной и бесцветной. Однако коры поразили мир тем, что на них сохранилась краска, в то время как большинство других греческих статуй потеряли свою окраску. Краска на корах находится в плотном слое на мраморе, иногда даже закрывая его. Однако это не умаляет художественной выразительности статуй. В них сочетается предельное обобщение с конкретностью, которая подчеркивается окрашиванием зрачков, губ и волос. Краска, делая образ более реалистичным, еще сильнее подчеркивает характер и идею произведения — прославление красоты.

Введение

Изучение архитектуры и скульптуры древней Греции является важным аспектом исследования истории и культуры этого древнего народа. Архаический период (VIII-VI вв. до н.э.) и классический период (V-V вв. до н.э.) считаются самыми продуктивными и значимыми в развитии греческого искусства. В данной работе мы обратим внимание на архаическую архитектуру и скульптуру Акрополя, чтобы понять их ценность и значение в контексте греческой культуры.

Тело работы

Архаическая скульптура на Акрополе

На Акрополе, высоком холме в центре Афин, расположены множество архитектурных сооружений и скульптурных композиций, которые относятся к архаическому периоду. Эти произведения искусства полны красоты и уникальности, несмотря на свое древнее происхождение.

18 стр., 8775 слов

Искусство Древней Греции

... в древнегреческих художественных образах, не противостоит реальной жизни. Образ человека в искусстве Древней Греции -это кристально ясная, очищенная от случайностей концентрация прекрасных духовных и ... статуетка воина с Акрополя, одна из многих подобных, многочисленные терракотовые статуетки из Беотии. Монументальная скульптура геометрической эпохи не сохранилась. В древнейших храмах стояли ...

Скульптуры девушек, которые можно увидеть на Акрополе, вызывают большое восхищение. Их красота и элегантность передают безмятежность и юность, которые так ценились древними греками. Важно отметить, что эти изящные фигуры не всегда находились в идеальном состоянии. Во время греко-персидских войн они были разрушены и использовались в качестве строительного материала. Однако, даже в поврежденном состоянии, они продолжают восхищать своей красотой и вызывать эмоции у зрителей.

Особенностью архаической скульптуры является ее обобщенность и символичность. Древние греки не боялись использовать яркие цвета и раскраску в своих скульптурах. Однако, с течением времени и развитием искусства, раскраска стала утрачивать свое значение. В позднейшей монументальной скульптуре раскраска была отказом от обычной практики, поскольку она сделала бы произведения слишком реалистичными и лишила бы их способности выражать общую идею. Несмотря на это, архаические скульптуры на Акрополе продолжают восхищать своей красотой и символичностью.

Архаическая архитектура на Акрополе

На Акрополе также расположены множество архитектурных сооружений, которые относятся к архаическому периоду. Эти здания являются важными свидетелями греческой архитектуры и имеют большую историческую и культурную ценность.

Архаические здания Акрополя впечатляют своей своеобразной красотой. Они являются примером гармоничного сочетания пропорций, уникальных деталей и архитектурных элементов. Несмотря на то, что эти сооружения могут уступать по совершенству исполнения произведениям классической эпохи, они не утрачивают своей ценности и значимости.

Как и скульптура, архитектура архаического периода на Акрополе продолжает восхищать и вдохновлять современных наблюдателей. Ее особое очарование и уникальность позволяют нам почувствовать связь с древней греческой культурой и понять ее ценность в истории искусства.

Заключение

Исследование архаической архитектуры и скульптуры на Акрополе позволяет нам понять ее ценность и значение в контексте греческой культуры. Несмотря на древность этих произведений искусства, они продолжают вызывать эмоции и восхищение у современных зрителей. Архаические памятники Акрополя являются уникальными свидетелями греческой истории и культуры, которые продолжают оставаться важными и ценными источниками вдохновения для современного мира.

Победа демократии в греческих городах

В конце VI в. до н. э. свободным греческим городам противостояла огромная персидская держава Ахеменидов, переживавшая постоянную острую борьбу различных династий. Неограниченная власть царя, характерный для древневосточных государств сложный чиновничий аппарат с массой бесправных подданных казались эллинам проявлением варварства.

Восстание Милета., Начало греко-персидских войн., Разрушение памятников Акрополя.

«Персы расположились на том холме, противолежащем Акрополю, который афиняне называют Ареопагом, и стали осаждать Акрополь следующим способом: стрелы обворачивали в паклю, зажигали и потом пускали из луков в укрепление. Осаждаемые афиняне, хотя доведены были до последней крайности и укрепление обрушилось, продолжали, однако, сопротивляться. Предложение писистратидов относительно сдачи было отвергнуто афинянами; с целью защиты они употребляли различные средства, между прочим, бросали в варваров громадными камнями каждый раз, когда те подступали к воротам. Вследствие этого Ксеркс, не будучи в состоянии взять афинян, долгое время не знал, что делать.

3 стр., 1379 слов

Ансамбль Афинского Акрополя

... Парфенон, Пропилеи, храм Бескрылой Победы. Завершающее ансамбль здание Эрехтейона строилось позже, во время Пелопоннесских войн. На холме Акрополя, таким образом, разместились основные святилища афинян и прежде всего Парфенон -- храм ... парфенон афинский акрополь планировка ... искусства, в том числе и для архитектурных ансамблей классического периода. На площади Акрополя, между Пропилеями, Парфеноном ...

Наконец, после таких затруднений, доступ в Акрополь открылся варварам: дело в том, что согласно изречению оракула всей Аттике суждено было подпасть под власть персов. Итак, перед Акрополем, но позади ворот и подъема, там, где не стояло никакой стражи и куда, как всем казалось, не мог взойти никто из людей, в этом же месте с крутым спуском подле святилища кекроновой дочери Аглавры взошло несколько человек, Когда афиняне увидели этих варваров, вошедших на Акрополь, одни из них кинулись со стены и погибли, а другие бежали внутрь святилища; вошедшие на стену варвары бросились, прежде всего, к воротам, отворили их и перебили молящих о защите; по умерщвлении всех их, варвары ограбили храм и предали огню весь Акрополь».

Победа греков.

Победа греков над персами означала торжество новых, прогрессивных принципов демократии и свободы в политическом и социальном строе. Победа привела к появлению новых плодотворных импульсов в греческом искусстве. Система архаического художественного мышления, имевшая некоторые общие черты с древневосточной, оказалась уже несостоятельной. Не случайно поэтому, что переход от искусства архаики к искусству классики совпадает по времени с благополучным для греков исходом этой войны.

Восстановление стен Акрополя

Во времена Фемистокла была восстановлена западная часть северной стены Акрополя. Для строительства афиняне использовали фрагменты разбитых персами архаических памятников Акрополя. Сейчас между каменными плитами видны крупные барабаны колонн архаического храма, которые были вставлены. Также использовались другие части разрушенных зданий. В 60-е годы V века до н.э. при стратеге Кимоне была восстановлена восточная стена, а также построена новая южная стена Акрополя. В этот период греческое искусство было отлично отличается жесткостью форм, что привело к названию стиля искусства первой половины V века до н.э. как строгий стиль.

Искусство высокой классики. Строительство новых храмов

В эпоху Перикла были созданы произведения искусства, которые до сих пор свежи и блестят цветом новизны. Они сохраняют свой вид, не тронутый временем, как будто обладают нестареющей душой вечной юности. Вторая половина V века до н.э. была временем активного строительства на Акрополе. В 447 году до н.э. начались работы над Парфеноном, которые были завершены в 438 году до н.э., а окончательная отделка была проведена до 434 года до н.э. В 437 году до н.э. были заложены Пропилеи, которые были завершены только в 432 году до н.э. Около 425 года до н.э. был создан храм Ники Бескрылой. До начала Пелопонесской войны был воздвигнут колосс Афины Воительницы перед Пропилеями на Акрополе. В 421 году до н.э. началось строительство Эрехфейона, которое было завершено в 407 году до н.э. В течение почти полвека на Акрополе шел активный процесс строительства, в котором участвовали архитекторы, скульпторы и художники, создавая произведения, которыми гордится человечество тысячелетиями.

Новый художественный принцип расположения построек на Акрополе

В сравнении с VI веком до н.э., изменился характер представления зодчим одного храма. В архаический период храм рассчитывался так, чтобы его можно было видеть преимущественно с фасада, как Гекатомпедон на Акрополе. В классическую эпоху сооружение ставится так, чтобы его можно было видеть со всех углов, во всей его великолепии. Скульпторы такого времени, как Мирон и Поликлет, также отходят от изображения фигуры только в фас и показывают человека в естественном движении, в свободной и непринужденной позе.

13 стр., 6494 слов

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»?

... на территорию природы, используя её для своих целей. «мастерская» Но в случае,когда природу называют «храмом» , люди не имеют никакого права пользоваться тем, ... с которым Вы согласны или не согласны. Как Вы его понимаете? Напишите мини-сочинение с аргументацией своего мнения. Мы ... но нужно понимать, что хороший работник оставляет своё место в чистом виде. В доказательства вышесказанного приведу пример ...

Парфенон

Больше двух тысячелетий, до конца XVII в., Парфенон простоял в сравнительно хорошей сохранности. В византийскую эпоху он служил церковью. Когда Греция подпала под власть турок, его превратили в мечеть, и рядом вырос высокий минарет. Несмотря на всевозможные перестройки, храм все же существовал. Но в 1687 г. во время войны турок с венецианцами случилось непоправимое. Турки устроили в Парфеноне пороховой склад. От попадания венецианского снаряда порох взорвался, и прекрасный греческий храм был почти полностью разрушен. После этого венецианцы неудачно пытались снять некоторые из скульптур с его фронтонов, но только разбили их. В конце XVIII в. английский лорд Эльджин довершил разрушение Парфенона: увез из Греции почти все его скульптуры — плиты метоп и фриза, а также статуи фронтонов. Скульптурные украшения Парфенона теперь разрознены: часть их находится в Лондоне, часть — в Париже, кое-что осталось в Афинах.

Нужно мысленно свести эти элементы воедино, чтобы почувствовать всю силу первоначальной красоты великого памятника древности.

Акрополь и Парфенон

Действительно, протяженность холма перед Парфеноном, длина храма Афины и участка Акрополя за Парфеноном соотносятся как отрезки «золотого сечения». При взгляде на Парфенон от Пропилеи отношения массива скалы и храма также соответствуют пропорциям «золотого сечения». Это не случайное совпадение: для того чтобы поставить Парфенон в этом месте, его строителям пришлось соорудить мощную насыпь, увеличившую холм в южной части. Найдя с помощью принципа «золотого сечения» нужные размеры Парфенона, который должен был стоять на холме, зодчий тем самым решил основную для него задачу. Создание творческого гения человека — Парфенон и часть самой природы — скалистый холм обрели глубокую органическую связь. Древнегреческие зодчие умело сочетали свои постройки с пейзажем, гармонично «вписывая» их в окружающую природу.

Особенности архитектуры Парфенона.

Примечательно также, что колонны Парфенона не все одинаковой толщины. Угловые сделаны более толстыми, чем остальные, так как, вырисовываясь на светлом фоне, они должны казаться несколько тоньше. Позже древнеримский архитектор Витрувий говорил, что угловые колонны «поглощаются окружающим светом». В одном из греческих трактатов отмечается, что «цилиндр кажется сжатым посредине» и нужно слегка утолщать его, чтобы не было этого впечатления. Возможно, что этим объясняется и энтазис — утолщение греческих колонн.

Вводя кривизну в поверхность ступеней, слегка наклоняя колонны, делая их разной толщины, создатели храма исправляли оптические искажения, которые нарушали гармоничность здания и мешали ощутить его пластичность. Именно поэтому строители сдвинули лестницу, ведущую к основным ступеням Парфенона, немного к северу, навстречу человеку, подходившему к храму от Пропилеи. Иначе от ворот она воспринималась бы смещенной к югу и казалась бы плохо связанной со зданием. При взгляде на Парфенон с угла кривизна стилобата, выпуклого в центре, хорошо сочетается с кривизной лестницы. Зная действие оптических искажений, греки пользовались им для достижения нужного эффекта. Так, колонны второго внутреннего ряда портика Парфенона меньше, чем колонны внешнего, и, кажется, что они стоят дальше и портик глубже, чем на самом деле.

4 стр., 1737 слов

Храм парфенон реферат для 5 класса

... н.э., архитектор Мнесикл), храма Афины Нике (449–420 до н.э., архитектор Калликрат), главного храм Акрополя и Афин Парфенона (447–438 ... сооружения, чтобы сделать их приятными взгляду человека, взирающего на храм снизу вверх. Иктин и Калликрат, продумав ... Акрополя примыкали храм и театр Диониса (6 в. до н. э. перестроен в 326), Одеон Перикла (крытое круглое здание для музыкальных состязаний) (2-я пол. 5 ...

Отклонения от горизонталей и вертикалей почти незаметны. Тем не менее они важны, так как придают храму целостность и собранность. Все видимые глазом линии связаны друг с другом, нет таких, которые не пересекались бы и казались отчужденными друг от друга. Как в пластическом человеческом теле, в Парфеноне, вероятно, невозможно найти прямую линию. Сложнейшее по конструкции сооружение из огромного количества строительных блоков и деталей не воспринимается, поэтому как «построенное», составленное из отдельных элементов здание, но кажется «живым», пластическим организмом, подобно воплощенным в греческой скульптуре прекрасным атлетам.

Мрамор Парфенона.

Недалеко от Афин, в горах Пентеликона, были найдены залежи хорошего белого мрамора. Мельчайшие железистые частички, находящиеся в нем, оказывались после обработки на поверхности. При соприкосновении с влагой воздуха они постепенно окислялись и образовывали равномерный слой, а иногда пятна красивой, золотистой патины. Белоснежный холодноватый камень становился теплым, насыщенным солнцем, как бы впитавшим в себя влагу воздуха. Эта способность обработанного мрамора реагировать на свет, на окружающий воздух усиливала связь здания с природой.

Окраска Парфенона., Колонны Парфенона.

Как промежутки между колоннами храма пропускают внешнее пространство к храму, так углубления каннелюр вводят пространство в объем колонны, сливают здание с природой.

Черты ионического ордера в дорическом Парфеноне.

Ионической чертой некоторые исследователи считают и восьмиколонные торцовые портики храма, указывая, что для дорических построек чаще применялись шестиколонные. Объясняют введение восьмиколонного портика и желанием добиться большей гармонии храма с огромным пространством, обступающим со всех сторон Парфенон, вознесенный на высоком холме. Шестиколонные портики были бы слишком узкими, и здание могло показаться маленьким, затерянным, сжатым. Восьмиколонные широкие портики лучше и органичнее связывали его с пространством, в котором оно должно было существовать. Введение ионизмов можно объяснить желанием смягчить суровость дорики. Парфенон выражал уже не напряженную собранность сил времени персидских войн, но ликующее чувство победы.

Значение Парфенона.

Человек, намеревающийся подняться по ступеням Парфенона, видным издали, приблизившись к ним, обнаруживает, что они огромны по размеру и что против входа есть и ступени поменьше. Храм вырастает во всей своей высоте, но пропорции его настолько гармоничны и как бы подобны пропорциям человека, что он не умаляет человека, не делает его меньше, но, напротив, возвышает, пробуждает чувство высокого достоинства. Афинянин около Парфенона ощущал единство общины, полноправным гражданином который он являлся. В архитектурных формах храма нашло ясное и полное воплощение радостное осознание греками V в. до н.э. высокого значения и безграничных возможностей человека.

22 стр., 10566 слов

По МХК «Христианский храм от зарождения до современности»

... тем самым, еврейские пророки и законоучители неоднократно подчёркивали тот факт, что Храм нужен не Богу, а самим людям. ... значение. Целью данного реферата является представление результатов исследования истоков христианского храма, истории его развития ... по форме жертвенники, меноры и т. д. а позднее аналогичные элементы перешли в планировку еврейских синагог и христианских храмов. Храм находился на ...

Парфенон — один из самых известных и величественных храмов Древней Греции. Его архитектура и скульптурные украшения являются воплощением идеала греческой культуры и искусства. Особенно впечатляют метопы и фризы, которые великолепно рассказывают истории олимпийских богов и героев, сражениях и торжественных процессиях.

Метопы Парфенона

Метопы западной стороны Парфенона сильно повреждены, а северные метопы сохранились лишь частично. Это особенно печально, так как именно здесь находились наиболее качественные рельефы. На западных метопах изображены эпизоды сражений греков с амазонками и кентаврами, а на северных метопах — торжественная процессия по Акрополю.

Скульптор, работавший над рельефами северной стороны, учел особенности места и направление движения людей вдоль храма. На первой метопе северной стороны изображен бог солнца Гелиос, а на последней — богиня ночи Нюкс. Таким образом, эти образы соответствуют началу и концу процессии. Среди остальных метопов показаны сцены сбора в поход, прощания воинов, отъезда и событий Троянской войны.

Южные метопы и фриз Парфенона

Важной частью торжественного шествия на Акрополь было шествие с древнейшей статуей Афины. Девушки готовили ткань для статуи, которую укрепляли на мачте корабля. За кораблем шли жрецы, правители города, знатные афиняне и послы. В это время по улицам двигались колесницы и всадники на лошадях.

На южных метопах Парфенона изображены битвы греков с кентаврами. Эти сцены символизируют борьбу цивилизации с дикими и необузданными силами. Фриз Парфенона, который находится на восточной стороне храма, показывает борьбу и победу олимпийских богов над гигантами.

Скульптура Парфенона не только красочно рассказывает истории и мифы, но и передает глубокий смысл. В ней раскрывается величие человека и идеал греческой культуры. Каждый рельеф и скульптурный образ выражает особую возвышенную идеальность, которая восхищает и вдохновляет.

Южный фриз

Южная сторона фриза храма Парфенона представлена величественным шествием афинян во время праздника Великих Панафиней. Рельефный фриз начинается от юго-западного угла храма и разделяется на две потоки.

Одна часть людей направляется по южной стороне храма в направлении востока. Здесь видно, как участники шествия, в основном молодые люди, передвигаются с энергией и воодушевлением. Некоторые изображены в полноценных действиях, с жестами и выражением на лицах страсти и эмоций. Другая часть процессии начинает свой путь с западного фасада храма, после чего переключается на северную сторону. Здесь афиняне движутся более осторожно и покойно, переводя внимание на строгое исполнение обрядов, отображенных на рельефе.

На фризе видно, как молодые юноши несут гидрии — сосуды для воды — на плечах перед старейшинами. Они выполняют свое служение с величием и преданностью. Вокруг них медленно протекает процессия, в которой присутствуют жрецы, беседующие между собой, а также музыканты и чужестранцы с дарами — корзинами, наполненными плодами и хлебами.

К концу южного фриза, видно яростное убийство быков жрецами во время обрядов жертвоприношения. Величественная атмосфера песен и музыки при добавлении жриц со святой посудой завершает композицию момента праздника, создавая общую гармонию и праздничное настроение.

10 стр., 4577 слов

Зарождение искусства

... изяществом. Около двух с половиной тысячелетий просуществовало древнее египетское искусство, благодаря верованиям и строгим правилам. Оно невероятно расцвело в ... складывались целые «города мертвых», рядом с которыми возвышались храмы в честь богов. В их колонные дворы и залы ... в Египте растения: папирус, лотос, пальму. Одними из древнейших храмов по праву считаются Луксора и Кариака, которые были ...

Восточный фриз, Фронтоны, Западный фронтон Парфенона

Для воссоздания расположения фигур на фронтоне в древности исследователям потребовалось провести обширную работу. Они учитывали сохранившиеся описания древних авторов, случайные зарисовки путешественников и другие источники информации. Перед взрывом Парфенона западная сторона фронтона была в лучшем состоянии, чем восточная, как можно судить по рисункам, сделанным художником Карреем во время поездки по Греции в XVII веке в сопровождении французского посла. Также описания и статуи Парфенона сохранились у древних авторов. На западном фронтоне фигуры располагались слева направо следующим образом: Кефис, Нимфа, Кекроп, три его дочери и сын, Ника, Гермес, Афина, Посейдон (часть статуи в Афинах, часть в Лондоне), Ирида, Амфитрита, три дочери и внук Эрехфея, Илис, Каллирое. Возможно, также были изображены младенцы Бореады, а также скульптурные изображения Афиной посаженного дерева — оливы, источника Посейдона, коней и колесниц, на которых прибыли боги. Божества рек, текущих в Афинах — Илис и Кефис, изображены в углах фронтона в виде юношей, указывающих на место действия. Кефис изображен на левой стороне фронтона. Силуэт его фигуры напоминает изгиб волны. Плавные складки его одежды, стекающие с его руки, напоминают потоки воды. Изображение реки Илиса в правом углу сохранилось значительно хуже. Речной бог также полон жизни и напряжения. Однако, в отличие от Кефиса, Илис выглядит сдержанно и замкнуто. Различная интерпретация образов не случайна и обусловлена расположением фигур на фронтоне. Динамичное движение Кефиса указывает на развивающуюся композицию, а Илис, находящийся рядом с обрывом акропольской скалы, привлекает внимание и возвращает его к центру фронтона. Перед Кефисом находится Кекроп, древнее аттическое божество земли, мифический основатель городов в Аттике. Он обычно изображается в виде человека с змеиным хвостом вместо ног и сидит на свернутых змеями кольцах, опираясь на них рукой. К его плечу нежно прижимается дочь. Его дочерьми являются богини росы и спасительницы от засухи, ближайшие спутницы Афины — Аглавра, Пандроса, Герса. Древнейший аттический герой Эрехфей, сын земли, воспитанник Афины, древнее божество земного плодородия, культ которого позднее слился с культом Посейдона, изображен на правой стороне фронтона, недалеко от Илиса. Здесь также изображены дочь Эрехфея Креуса с сыном Ионом, а также Левкофея с младенцем Полемоном.

Изучение скульптурных композиций Парфенона позволяет нам ощутить живую энергию и красоту божеств. Даже несовершенное состояние некоторых изваяний не умаляет совершенства их исполнения. В мраморном торсе Амфитриты, жены Посейдона, ощущается великолепие ее скульптурного образа. Мастерски выполненные формы свидетельствуют о руке великого художника. Движения богини морей уверены, благородны и плавны. Богиня Ирида, посредница между олимпийцами и людьми, стремительно передвигается вперед, словно встречая сильный ветер. Ее одежда, короткий и легкий хитон, тесно прилегает к телу и образует множество прекрасных складок. Классическая композиция фронтонов Парфенона отличается динамичностью отдельных фигур и гармонией общего действия. Несмотря на сильное противопоставление действий различных персонажей, общее впечатление от ансамбля статуй остается сбалансированным. Каждая фигура существует в пространстве, живет самостоятельно, но оказывает сильное влияние на остальных.

Восточный фронтон Парфенона

На левой стороне изображен Гелиос, выезжающий на колеснице. Скульптор ограничился изображением только двух морд лошадей, чтобы не перегрузить угол. В мраморных изваяниях можно видеть красивые линии изящных шеек лошадей и величественное наклонение их голов. Это поэтичного воплощение чувств при созерцании торжественного восхода солнца. Справа от головы Гелиоса находится полуфигура богини ночи Нюкс и голова лошади, погружающихся в воды Океана.

Скульптуры Мойр

Очевидно, что в скульптурах Мойр повышается эмоциональность не только через выражение лиц, но и через пластику их движений. Правая Мойра лежит на низкой кровати, покрытой складками ее одежды. Она оперлась локтем о колено своей подруги и прижалась к ее груди плечом, воплощая покой и отдых. Сидящая выше средняя Мойра движется сдержанно. Левая Мойра, возвышающаяся над ними, будто только что узнала о рождении Афины и стремится верхней частью торса к Олимпу. Все в ее существе пронизано трепетным волнением. Плавный переход от глубокого покоя правой Мойры к сдержанным движениям средней, а затем к порывистости левой, создает динамическую и богатую композицию, полную внутренней жизни.

Введение

Мойры и Парфенона — выдающиеся произведения искусства, которые являются частью богатого наследия античной Греции. В данном исследовании рассматривается влияние пластической реальности на образы Мойр, а также эстетическая ценность скульптурного декора Парфенона.

Мойры: живые образы в мраморе

Мрамор является холодным и неживым материалом, но в руках греческих мастеров он приобретает ощущение тепла и нежности человеческого тела. Скульптуры Мойр поражают своей реалистичностью и жизненностью, отображая нежные женские формы и эмоции.

В этих изваяниях объединены сложность и простота, общечеловеческое и личное, возвышенное и интимное. Безусловно, Мойры выражают идеалы красоты и гармонии человеческого тела.

Парфенон: символ красоты и веры в будущее

Скульптурный декор восточной стороны Парфенона тщательно продуман. На фоне изображения битвы олимпийцев с гигантами возвышается фронтон с рождением богини Афины. Этот декор создает торжественное настроение и готовит человека к впечатляющей статуе Афины Парфенос.

Изваяния Парфенона воплощают идеи великой эпохи и вдохновляют человека на веру в свои возможности, красоту и гармонию мира. Парфенон воспринимается как единое целое, где архитектурные формы и скульптурные украшения ярко и гармонично сочетаются.

Ворота на Акрополь, Храм Ники Бескрылой, Крушение идеалов рабовладельческой демократии, Положение Эрехфейона на Акрополе

Расположение Эрехфейона на Акрополе продумано с учетом ансамбля. Оно создает гармоничное распределение масс и объемов архитектуры, хотя присутствует асимметрия. При движении по Акрополю этот дизайн раскрывается постепенно, вдохновляя наблюдателя.

Начально человек, вступая из Пропилеи на Акрополь, не видит Эрехфейона, так как улица портик затемнена фрагментами архитектуры. Но при продолжении пути от статуи Афины Воительницы можно наблюдать Эрехфейон и его сравнение с Парфеноном.

Заключение

Мойры и Парфенон являются выдающимися произведениями искусства, которые до наших дней сохраняют красоту и эстетическую ценность. Скульптуры Мойр впечатляют своей живостью и нежностью, а Парфенон вдохновляет верить в красоту, гармонию и возможности человека.

Знание о расположении и эстетических особенностях скульптурного декора помогает нам лучше понять и оценить эти искусственные шедевры.

Отличие Эрехфейона от Парфенона.

Взгляд на Парфенон с одной точки, с угла, дает представление обо всем храме. В отличие от этого сложный и асимметричный Эрехфейон нужно обойти со всех сторон, чтобы воспринять богатство его архитектурных форм. Именно поэтому было, очевидно, нельзя пройти к северному входу в Эрехфейон непосредственно от Пропилеи. Зодчий как бы заставлял человека обойти храм кругом.

В архитектуре Эрехфейона господствует принцип контраста. С гладкими стенами сопоставлены затененные портики. Белому мрамору храма противопоставлен фиолетовый мрамор фриза. Массивные основания сочетаются с легкими колоннами. Большие глади ступеней воспринимаются рядом со сложным узором на базах колонн.

Отличие эрехфейона от парфенона  1

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Афинские зодчие во все времена стремились, прежде всего, подчеркнуть великолепие Акрополя. Так, огромный храм Зевса Олимпийского, начатый еще в VI в. до н. э. и законченный при Адриане, был воздвигнут на почтительном расстоянии от священного холма. Между храмом Зевса Олимпийского и Акрополем Адриан поставил арку, как бы разделив Афины на две части — древний город и город римского времени. На стороне арки, обращенной к Акрополю, есть надпись: «Это город Тезея». На другой стороне: «Это город Адриана». Сквозь пролет римской арки виден с одной стороны храм Зевса Олимпийского, с другой — холм Акрополя, как будто заключенный в прекрасную раму.

Акрополь не только украшал великий город. Прежде всего, он был святыней, около которой проходила вся общественная жизнь эллинов. Акрополь объединял горожан, защищал их от врагов. Но и высокую художественно-эстетическую значительность его памятников, бесспорно, понимали сами греки. Ведь недаром существовала у них поговорка: «Да, ты чурбан, когда Афин не видел, осел, коль видя их, не восторгался, когда ж охотно кинул их — верблюд».

Афинский Акрополь по своему значению близок кремлям древнерусских городов. Кремли тоже были не только крепостями в тяжелые дни нашествий врагов и местом, где проводили особенно торжественные праздники, но в них воздвигались лучшие храмы, они украшались самыми выдающимися произведениями искусства.

В данном исследовании мы обратим внимание на значимость Афинского Акрополя как свидетельства величия древнегреческой культуры и становления европейской цивилизации. Сегодня Акрополь является музеем, где хранятся произведения искусства, не утратившие своего значения на протяжении тысячелетий.

Акрополь Афин является молчаливым свидетелем исторических событий, происходивших на этом холме во времена, когда демократические свободы только начинали проявляться. В условиях рабовладельческого строя, человечество осознавало основы демократии и свободы.

Однако, помимо исторической ценности, Акрополь также является значимым художественным объектом. Мраморные храмы и скульптурные памятники, расположенные на Акрополе, считаются недосягаемыми образцами искусства. Они признаны ценителями прекрасного и являются воплощением искусства древних Афин.

Список использованной литературы:

1. Блаватский В.Д., Брунов Н.И. Памятники Афинского Акрополя. Парфенон и Эрехтейон, М., 1972.

2. Вальдгауер О.Ф., Кобылина М.М., Колобова К.М., Сидорова Н.А., Фармаковский Б.В.