Сравнительная характеристика стилей греческой и римской культуры

Курсовая работа

Особенности становления греческой и римской культур

Крупнейшими цивилизациями древнего мира были древнегреческая и древнеримская цивилизации. Они занимали расположенные географически близко друг к другу территории, существовали почти в одно и тоже время, поэтому нет ничего удивительного, что они тесно связаны между собой. Обе цивилизации обладали развитыми культурами, которые развивались, взаимодействуя друг с другом. Поэтому для изучения культуры, да и других сторон развития греческой и римской цивилизаций очень удобно применять один из наиболее важных методов исторического исследования – сравнение.

Веками классическая культура Древней Греции занимала воображение людей и очаровывает до сих пор. Она была преемницей древневосточных культур, однако приобрела новые черты и стала колыбелью европейской культуры.

В вопросе древнеримской культуры до сих пор ведутся споры о том, имеет ли место в истории феномен римской культуры, поскольку с самого зарождения и до своего крушения Рим концентрировал, растворял в себе, заимствовал слишком много различного рода культурных оснований побежденных народов и государств. И, тем не менее, римская культура подарила миру основы цивилизации через систему своей государственности. Вплоть до современности мир имеет дело с римским типом государственного устройства, а римское право легло в основу правовой культуры многих государств, в особенности европейских.

Миллионы людей каждый год совершают туристические поездки в Грецию и Древний Рим. Тема изучения этих исторических мест весьма актуальна в наши дни.

Особенности становления греческой культуры

Создатели одной из самых блестящих культур мира, греки всегда гордились своей страной. Они искренне считали, что их страна находится под защитой богов.

Древние греки создали культуру, названную в последующие века «греческим чудом». В ее развитии можно выделить три этапа: становление, расцвет и упадок или, соответственно, архаика, классика и эллинизм.

  • Архаика
  • Классика
  • Эллинизм

Греческий мир в период античности расширял свое территориальное пространство, особенно на Востоке, где новые торговые пути способствовали появлению новых городов. Эти города сочетали в себе элементы восточных и греческих культур, они стремились сохранить и передать традиции искусства и архитектуры. Парки, дворцы, храмы и театры украшали города, придавая им особую атмосферу.

15 стр., 7202 слов

Культура Древнего Рима

... направлениями развития римской культуры и выделить в ней ряд особенностей. Также в ходе анализа попытаться определить, насколько велико было влияние культур завоеванных стран. Можно ли вообще считать культуру Древнего Рима явлением ...

Религия

Для древних греков религия занимала важное место в их жизни. Представления о богах менялись вместе с изменением общественных условий. Боги были похожи на людей — они были наделены человеческими эмоциями и слабостями, и часто проявляли интерес к судьбе людей. Иногда они благосклонно относились к людям и порождали героев своего потомства. Главным богом считался Зевс, правитель богов, который жил на горе Олимп в Северной Греции. Кроме Зевса, великой ролью блистали его брат Посейдон, бог морей и погоды, а также Аид, владыка подземного царства.

Греческая религия стала сформировываться еще в крито-микенскую эпоху, а затем развивалась в течение 2-го тысячелетия до н.э. Мифологические предания были центром греческой цивилизации. Мифы создавали единое представление о мире, объясняя все явления и давая им значение. Для древних греков прошлое, настоящее и будущее были тесно связаны друг с другом.

Мифология античной Греции: история и символика

В античной Греции вера в богов занимала центральное место в жизни людей. Мифология, с её многочисленными богами и героями, влияла на все сферы греческого общества – от религиозных обрядов до искусства и спорта.

Одним из главных богов в греческой мифологии был Зевс, отец олимпийских богов. У него было множество детей, среди которых наиболее почитаемыми были Афина, Ника, Афродита, Аполлон и Артемида. Афина считалась богиней мудрости, а Ника – божеством победы. Афродита родилась из морской пены и являлась богиней любви и красоты. Аполлон был богом солнца, науки и искусства, в то время как Артемида – богиня луны, леса, охоты и покровительница зверей и растений.

Но власть олимпийских богов была ограничена велениями судьбы. Судьба, или «Ананка», для греков представляла собой обобщение всех необъяснимых и неотвратимых сил в жизни людей. Она определяла их судьбы, превыше каких были ни боги, ни герои.

Помимо олимпийских богов, в греческой мифологии почитались множество других божеств. Каждое явление природы и уголок мира имели своих богов и богинь. Греки связывали свои деяния и успехи с покровительством этих божеств. По мере развития общества и появления новых потребностей, греки наделяли богов новыми свойствами, делая их покровителями различных видов деятельности – войны, путешествий, купечества и даже воровства.

Так, сыновья Зевса Арес и Гермес стали богами войны и вестником богов соответственно. Аполлон же стал богом науки и искусства, а Гефест – богом кузнецов. С появлением классового общества и государства, боги стали олицетворять новые порядки. Богиня Афина стала покровительницей афинского города-государства, бог Аполлон – главным покровителем Дельф, а Посейдон – покровителем Коринфа. Зевс же стал священной силой в Элиде и Олимпии.

Помимо олимпийцев, греки почитали и богов низшего ранга. Наиболее популярным из них был Дионис, бог виноградарства и виноделия.

Важным аспектом развития греческой культуры были игры, проводимые в честь богов. Олимпийские игры были наиболее значительным событием и проходили каждые четыре года в Олимпии. Они были посвящены Зевсу и объединяли спортивные состязания, в которых участвовали спортсмены со всей Греции. Помимо Олимпийских, проводились и другие игры, такие как Пифийские, проводившиеся в честь Аполлона, и Истмийские, проводившиеся в честь Посейдона.

Таким образом, греческая мифология играла важную роль в жизни античных греков, определяя их верования, искусство, общественные отношения и развлечения. Вера в богов и героев помогала грекам понять и принять сложности и тайны жизни, а также найти свое место в мире.

11 стр., 5345 слов

Образы богов в поэмах Гомера

... в оригинальном её виде. Боги греческой мифологии Боги в древней Греции считались наравне с людьми и некоторые из них были более известны своими недостатками, чем богатырскими качествами. Греки часто сравнивали своих богов с живыми людьми и ...

Литература, поэзия, театр

Литература ранних греков связана с традициями древнего фольклорного творчества, она включает в себя сказки, басни, мифы и песни. Вместе с изменением общественных условий народная поэзия в Греции начала развиваться и усложняться. Появились профессиональные поэты-сказатели, которых называют «аэрдами». Уже в XVII-XII веках до нашей эры они стали использовать в своих произведениях сказания о современных исторических событиях и героях. Это было свидетельством интереса греков к своей истории и способностью передавать ее устно.

Песни и мифы аэрдов, народных певцов-сказителей, были передаваемы из поколения в поколение. Аэрды изменяли и дополняли древние песни, создавая новые произведения по их образцу. Они использовали мерный стих «гекзаметр», который был своеобразным поэтическим языком с богатым набором старинных слов и оборотов, эпитетов и развернутых сравнений. Аэрды начинали свои песни, ударяя по струнам кифары и нараспев сказывали эпизод мифа. В обществе они были очень почетными гостями и считалось, что они вдохновлялись богами.

Один из наиболее известных представителей аэрдов – поэт Гомер, который стал слагать большие героические поэмы, называемые эпопеями. Одна из них – «Илиада», рассказывала о великой войне между греческими ахейцами и городом Илионом, а другая – «Одиссея» – о приключениях греческого вождя Одиссея после завершения войны. Споры ученых ходят о том, кем были написаны эти поэмы. Некоторые считают, что они принадлежат одному поэту, другие полагают, что это сочинение аэрдов, а еще другие думают, что Гомер написал лишь небольшую часть, а последующие поэты добавили остальное. Несомненно, эти поэмы были созданы на основе песен аэрдов, но они претерпели изменения и подчинены единому художественному замыслу.

Эволюция греческой литературы через века

Поэзия Гомера – это, пожалуй, самый яркий пример национальной классической литературы. Его произведения описывают жизнь древних греков с их работами и традициями, судебными заседаниями и сражениями, спортивными состязаниями и играми. Одним словом, все, что было важно для этого народа.

Хотя Гомер не ставил своей целью повлиять на эмоции своих читателей, описывая катастрофические последствия боев в «Илиаде» или красоту высадок в «Одиссее», его описание вызывает ужас и отчаяние из-за войн и приятные чувства из-за мирного, радостного быта в Греции.

Гомер завершает эпоху богатой традиции народных певцов и последующий период начала греческой литературы

Второй этап греческой литературы

В VII-VI вв. до нашей эры греческая поэзия продолжает развиваться, используя обширную тематику и формы. Сдесь уже можно найти два основных варианта эпоса: героический цикл и дидактический характер, представленный произведениями Гесиода.

В то время лидерство получает лирика, которая подразделяется на несколько жанров: элегию, ямбы, монодраму (текст, исполняемый одним певцом) и хоровую лирику, также известный как мелика. Вся греческая поэзия архаического периода отличается ярко выраженной гуманистической окраской и вниманием автора к каждому конкретному человеку.

Тенденция в переносе центра тяжести и рассмотрение личности самого поэта возникает уже в сочинений Гесиода, в частности, в его паре из «Труды и дни».

10 стр., 4980 слов

Греческая литература периода Римской Империи

... наиболее поздно сформировавшихся жанров античной литературы. Возникнув в Греции, очевидно, в 1 веке до нашей. Из Греции роман был перенесен в Рим. Греческий роман I --III веков нашей ... античного мира. Пока мифология была основой греческой литературы, пока не было пристального интереса к жизни отдельного человека, к его психологии, роман не мог создаваться. Лишь идеология, порвавшая ...

Классический период греческой литературы

Греческая литература тщательно развивалась и достигла расцвета в свой классический период. Пиндар, выдающийся певец греческой аристократии, пишет торжественные оды, которые полностью посвящены победителям на таких спортивных состязаниях, как Олимпийские игры и Пифийские состязания. Здесь автор интересует больше достижения победителей в исполнении доблестности и их славы, нежели простое описание главного события.

С начала VI века** уже наблюдается начало упадка литературы. В этот период **ораторское искусство, философия, исторические сочинения** заняли ведущее место в литературе, явно вытеснив другие жанры — **драму и лирику**. Хотя театры по-прежнему процветали, даже строились новые, и зрители охотно посещали их, вкусы существенно изменились. **Нравственные основы бытия, острые политические и социальные конфликты, проблемы добра и зла в частной и государственной сферах** все меньше привлекали внимание. Интересы людей значительно сузились, сосредоточились на частной жизни.

Древнегреческий театр начал развиваться в **VI-V вв. до н.э.** Важную роль в развитии театра сыграл культ **Диониса**, бога виноградарства, виноделия, веселья, а позже покровителем театрального искусства. Во время процессий в честь Диониса – Дионисий разыгрывались сценки из жизни бога. В них рассказывалось, как **Дионис принес в Грецию виноградную лозу, о борьбе Диониса с врагами, о его гибели, воскресении и победе над противником**. Жрец и хор сатиров в хвалебных песнях (дифирамбах) рассказывали о странствиях и страданиях бога. Из этой серьезной стороны дионисийских обрядов родилась **греческая трагедия**. Слово «трагедия» значит «песнь козлов» (от «трагос» – козел, которого приносили в жертву Дионису, и «оде» – песнь).

Из карнавальной стороны праздников в честь Диониса родилась **комедия и сатировская драма** – веселая пьеса с благополучным концом, названная так потому, что хор в ней составляли сатиры.

По мере развития театра в трагедиях стало рассказываться не только о Дионисе, но и о других богах, а позднее и о героях – **Геракле, Эдипе, Тесее**. Хор стал изображать не спутников бога, а обычных людей. Жизненные мотивы все больше проникают в трагедию, а в комедии становятся преобладающими.

Влияние великих греческих трагических поэтов на развитие драматического искусства

В V веке до н.э., расцветая, драматическое искусство было ознаменовано творчеством трех великих греческих трагических поэтов: Эсхила, Софокла и Еврипида. Важнейшими жанрами драмы этого времени были трагедия, основанная на мифах о богах и героях, а также комедия, часто имеющая политическую направленность.

Каждая трагедия представляла собой борьбу, в которой главные герои проявляли свое мужество. Они сознавали неограниченные возможности человека противостоять несчастьям ради других, прежде всего, для блага своего народа. Трагический герой сталкивался с различными препятствиями, которые препятствовали ему в саморазвитии и встраивались на его пути судьбой – силой, с которой он бессильно противостоял. Несмотря на это, герой вступал в эту борьбу и смело продолжал вести ее.

Трагический герой обычно был обречен на гибель, однако, его погибель вызывала не отчаяние и ужас, а олицетворяла восхищение и веру в способности человека и величие его души.

12 стр., 5874 слов

Искусство Древней Эллады. IX—I вв. до н. э

... деталью условного изображения устройства мира. По мере развития греческого искусства геометрики форма ваз и характер их росписей ... вв. до н. э.). Архаика Типы архитектурных сооружений периода архаики представлены преимущественно храмами. Все они являются архитектурным ... однако их детально описал прекрасный знаток греческих древностей Павсаний («Описание Эллады», II в. н. э.). Скульптура эпохи ...

Развитие театров

Вначале греческие театры имели переносную структуру. Однако только при Перикле появился первый каменный театр, послуживший прототипом для последующих построек такого рода. Процесс строительства был облегчен самой природой: амфитеатр выбирали на террасовидной площади и создавали места для хора в центре круглого пространства, а сцена располагалась позади него. Сиденья были облицованы мрамором, а верхняя часть увенчивалась колоннадой. Места в зрительном зале были нумерованными, чтобы избежать тесноты ибеспорядков. Каждый театр также имел алтарь Диониса, где хор исполнял свои песни и танцы.

Греки изобрели «периакты» – трехгранные вращающиеся призмы, которые каждая сторона представляла различные декорации. Зрители видели только одну грань этих призм, стоящих по бокам. Во время антракта легкий поворот на оси превращал местность в лес или город.

Древнегреческая культура: театр, архитектура и искусство

Одной из важнейших черт древней греческой драмы был хор, который сопровождал действие пением и танцами. Однако, Эсхиль первым ввел двух актеров вместо одного, что привело к уменьшению партий хора и более глубокому сосредоточению на диалоге. Софокл также внес свой вклад, добавив третьего актера, что позволило более ярко обрисовать конфликты между персонажами.

В трагедиях женские роли исполнялись мужчинами, а герои выступали в пышных одеждах с масками, отображающими характер персонажа. Аттическая комедия, наиболее острым в политическом отношении жанром, была наиболее близка крестьянству. Крупнейший представитель этой комедии — Аристофан, чьи комедии были направлены на достижение мира.

Архитектура

Эпоха архаики была временем становления греческой архитектуры и зарождения античного реализма. Художественная культура архаики ценна не только как предвестие классики, но и благодаря могучей цельности и человечности.

Храмы богов работали как здания общественного назначения, главным образом храмы покровителей общины. Ранние храмы повторяли устройство мегарона II тысячелетия до н.э. Первый храм нового типа возник в Спарте, а затем начали строить на акрополях и в нижнем городе, чаще всего на агоре — главной площади, бывшей центром общественной и деловой жизни полиса. Важную роль играли храмы, приобретшие всегреческую популярность, прежде всего храм Аполлона в Дельфах.

Искусство

Древнегреческая скульптура была создана для изображения антропоморфных божеств и героев, а также для использования в гробницах.

Живопись была связана с различными видами искусства, включая керамику, фрески и мозаики. Известный художник Фидий создал великолепную скульптурную композицию Парфенона, который построен на Акрополе в Афинах.

Ордер — греческая система архитектурной пропорции

Греки стремились к тому, чтобы их храмы и здания были соразмерными людям, подчеркивая значимость человека. Архитекторы греческой классической эпохи разработали особую систему — ордер, которая учитывала точное соотношение несущих и несомых частей здания.

Греческая система градостроительства

В то время как большинство городов в Греции сохраняло хаотическую систему застройки, с узкими и извилистыми улицами, Афины — центр культурной и художественной жизни V века до н.э., начали внедрять регулярную систему планировки. Это влияние новой системы организации города на градостроительную теорию и практику было заметно исключительно в Афинах.

2 стр., 734 слов

«Язык и культура – творцы человека?» статья по русскому языку

... и отчеству, выказывая уважение. Но не только человек меняется под влиянием языка – язык тоже меняется вместе с обществом. В дореволюционной ... рода отсутствует во многих языках мира. И нам сложно даже представить себе восприятие жизни, где не будет такого ... культура дальних народов в эпоху глобализации влияет на всех нас. Все больше американских фильмов идет на наших экранах. Взрослому человеку ...

Акрополь и Парфенон

Наивысший пример архитектурного мастерства в Афинах — это ансамбль афинского кремля, известного как Акрополь. Самыми знаменитыми постройками на Акрополе являются входные ворота — Пропилеи и дорический храм Парфенон, построенный на вершине Акрополя в честь богини Афины Парфенос.

Строители Парфенона, под руководством Фидия вводили элементы ионического ордера. Архитектурный декор Парфенона был создан его учениками Алкменом и Агоракритом. Весь фронтон Парфенона разнообразен и богато украшен скульптурными изображениями, рельефами и статуями.

Зевс Олимпийский — величайшая работа Фидия

Среди множества работ Фидия особое внимание привлекает его шедевр — статуя Зевса Олимпийского, считавшаяся наиболее совершенной. Эта статуя вдохновляла современников своей неподражаемой красотой.

Искусство Древней Греции

Древнее греческое искусство является одним из самых первых высокоразвитых форм искусства в мировой истории. Система греческий академий и натуралистический стиль религиозной истории обеспечили массу произведений, которые по сей день являются абсолютными шедеврами.

Классический период

Классический период греческого искусства датируется V веком до нашей эры. В этот период были созданы некоторые из самых знаменитых произведений, такие как «Дискобол Мирона» и «Дорифор Поликлета», которые отражают идеальные пропорции тела и гармонию человеческой формы. Этот период был отмечен также дизайном архитектурных сооружений, таких как Партенон на Акрополе считается одним из важнейших архитектурных достижений того времени.

Развитие стиля

В конце V века до нашей эры произошел переход от классического стиля к греческой поздней классике. Такие скульпторы, как Скопас и Пракситель, создавали статуи, отличающиеся от пропорций тела и гармонии, а характеризуются скорее бодростью, силой и страстью. Один из наиболее заметных примеров греческой поздней классики — асимметричнная статуя «Апоксиоменац Лисиппа», презентующего совсем не идеальную физическую форму атлета, а, наоборот, его уставший и усталый вид.

Живопись

В греческой живописи было наиболее выражено желание передать глубокие чувства, которых невозможно достичь своим творчеством в скульптуре или архитектуре. Наиболее знаменитые греческие живописцы — Полигнот, Паррасий и Зеукс — использовали Technē для отображения мифологических и религиозных историй на стенах храмов и в общественных местах. Имел место еще один стиль греческой живописи — «краснофигурная» техника, в которой красный цвет использовать при изображении человеческих фигур. Уроженец острова Фасос, Аполлоний, был одним из первых художников, использующих желтый цвет.

Древнегреческая ионийская школа живописи была известна особенно благодаря своему ученику Зевксису. Отличительной чертой его работы было использование элементов красоты разных девушек для создания идеального типа в своих произведениях. Благодаря сочетанию характерных черт каждой из них, он стремился образовать единое целое.

3 стр., 1454 слов

Оценка вклада античной цивилизации в мировую культуру

... культура оказала огромное влияние на развитие европейской цивилизации. Достижения греческого искусства частично легли в основу эстетических представлений последующих эпох. Без греческой философии ... мировые империи. Античная цивилизация внесла огромный вклад в ... Культура Древнего Рима и ее достижения Римская культура, опираясь на греческую культуру, ... экономической жизни античной цивилизации состояло в ...

Сикионийская школа, развивавшаяся параллельно с ионийской, отличалась несколько более строгим стилем и сосредотачивалась на силе рисунка. В этой школе реализм трактовался важнее всего. Апеллес, придворный художник Александра Великого, являлся самым ярким представителем сикионийцев. Он объединил множество достоинств и преодолел достижения ионийской школы. Особенно известной стала его картина «Афродита и Грации», которая пользовалась огромной славой в Элладе.

В VI веке до н.э. в городе Милеет появилась первая философская школа — милетская школа. Ее основными представителями были Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Фалес считал влагу всеобъемлющей субстанцией, первопричиной всего сущего, так как она присутствует повсюду. Вода является естественным началом, приводящим ко всем изменениям и превращениям: все происходит из воды и в воду же возвращается.

Гераклит Эфесский, выдающийся древнегреческий философ, рассматривал огонь как причинно-субстанциальное начало вселенной. По его учению, огонь является стихийным элементом бесконечного бытия, поскольку он остается неизменным во всех превращениях. Раннегреческая философия соединяла философский и физический подходы в объяснении первоначала мира. Демокрит утверждал, что атомы образуют тела, когда они встречаются. Все явления обусловлены причинами, и природа не имеет сознательной цели. Материя вечна, и не требуется объяснения ее происхождения — нужно лишь объяснить изменения, которые могут произойти без вмешательства богов.

Таким образом, указанные школы и мыслисты дополняют друг друга, предоставляя разные подходы к изучению и пониманию мира в Древней Греции. Их взгляды формировали фундаментальную основу для последующего развития науки и философии.

В классическую эпоху наука стала все более отделяться от натурфилософии и разделяться на самостоятельные дисциплины. Особенно прогресс наблюдался в медицине благодаря работам Гиппократа, который объяснял болезни реальными причинами, не связанными с божественными силами. Он предлагал лечить каждого человека в зависимости от его индивидуальных особенностей, используя диету, правильный уход и естественные целительные средства. Гиппократ также подчеркивал, что врач должен соблюдать этические нормы и не вредить пациенту.

Математика в то время развивалась под влиянием пифагорейских ученых. Пифагор считал числа и числовые отношения основой всего сущего. В V веке до нашей эры математика стала самостоятельной научной дисциплиной, которой занимались ученые без принадлежности к какому-либо философскому направлению. Значительный прогресс был достигнут в арифметике, геометрии и стереометрии. Евклид заложил основы элементарной геометрии, теории чисел и общей теории отношений. В то время также были достигнуты значительные успехи в астрономии, в частности, Анаксагор дал правильное объяснение солнечным и лунным затмениям, а Аристарх Самосский доказал вращение Земли вокруг оси и ее движение вокруг Солнца.

Особенности становления древнеримской культуры

Существует несколько точек зрения на происхождение древнеримской культуры. Одни ученые считают, что собственно римской культуры не существовало, поскольку все, что сохранилось, является результатом слияния и взаимодействия высокоразвитых (греческой, этрусской) и примитивных культур племен, населявших территорию Рима: латинян, сабинян, умбров, самнитов и других.

5 стр., 2175 слов

Cочинение «Жизнь замечательных людей «Ньютон»»

... в Александрию, тогдашний центр культуры Римской империи. В Александрии Мовсес Хоренаци подробно знакомился с неоплатонической философией. «История Армении» Мовсеса ... свое сердце для людей, и жизнь наполнится радостью и смыслом и не будет в ней места серым и ... соотечественников с современным ему состоянием христианской учености. Из сочинений М. наиболее известны: учебник риторики, составленный по греч. ...

Другие ученые, например, Шпенглер и Тойнби, считали, что Рим представляет собой кризис античного мира, в котором культура не способна производить духовные ценности, но может развивать только государственность и технику.

Третьи исследователи признают у римской культуры такие специфические черты, которые придали ей особую систему ценностей и превратили Рим в столицу огромной империи.

Римское государство и его связь с мифами

Рим-государство и город играют значительную роль на мировой арене, а их происхождение наполнено легендами и мифами. В этом контексте особенно известны два мифа, одним из которых является произведение «Энеида» римского поэта Публия Марона Вергилия (70-12 до н.э.).

Важно отметить, что связь римской культуры с греческой является единственным фактом, соответствующим действительности во всех этих мифах. Тем не менее, римляне, в отличие от греков, верили, что их успехи в земледелии, военном деле и других сферах зависят только от их собственного труда, а боги требуют лишь благосклонности и защиты. Именно это определило представление о роли личной инициативы с одной стороны, и потребительском подходе к богам с другой стороны.

Если греки создавали мифы о богах и полубогах, то для римлян на первом месте в их мифологии был сам Рим со своим героическим победоносным народом – теми, кто сражался и умирал ради величия Рима. Боги, по убеждению римлян, лишь оказывали им помощь, выражая при этом своё особое расположение к римскому народу.

Необходимо отметить, что религия никогда не занимала особого места в жизни римлян. Лидеры самостоятельно выбирали объект поклонения и божество. Культы и обряды римской религии, как в эпоху царей и республики, так и в эпоху императоров, не оправдывали существующий порядок власти, зависимость одних людей от других, а также институт рабства и другие социальные явления.

Рабы повиновались господам не из-за указаний богов, а по причине его законности, которая действовала до тех пор, пока раб избавлялся от власти господина, получал свободу или сбегал.

Римляне относились к религии завоеванных народов, таких как греки, египтяне и персы, с терпимостью; греческие культы считались аналогичными римским представлениям, а функции богов — схожими. Римские божества были безличными, в то время как греческие имели человеческую форму. В результате объединения греческого эмоционального подхода и строгости римской культуры появилась религия, которая сочетала в себе обе эти черты.

Философия в Римской культуре

В отличие от греческой философии, римская философия была скорее ориентирована на общественную жизнь и место человека в мире. Философы, такие как Сенека и Эпиктет, интересовались проблемами свободы, нравственности и достижения совершенства.

Раньше, при условиях республики, свобода была доступна каждому человеку, если он следовал определенным правилам. Однако в последние годы республики и начале империи, даже подчинение этим правилам не могло гарантировать свободу. Возникла этика Сенеки, которая говорит о том, что философия является лекарством для души и помогает добиться совершенства. Его этика подчеркивает умеренность в потребностях, воздержанность в чувствах и нравственное равенство людей.

4 стр., 1768 слов

Роль культуры в жизни человека и общества

... конкретного человека, понятие "личность" обозначает духовный облик индивида, сформированный культурой в конкретной социальной среде его жизни (во взаимодействии с его врожденными анатомо-физиологическими и психологическими качествами). Гуревич П.С. Философия культуры ...

По мысли Сенеки, всю жизнь человека нужно рассматривать как подготовку к смерти, в процессе которой человек закаляет себя в борьбе с судьбой, развивается и испытывает себя. Торжество в борьбе с судьбой — это настоящая свобода человека. Испытания, бедствия и неудачи необходимы для того, чтобы достичь истинной свободы. Похожие идеи развивал Эпиктет, который считал, что свобода от страстей является ключом к совершенству человека.

В работах Плотина, который жил в III веке, в римской философии появилась идея о существовании высшего всемогущего Бога, соединяемого только самоуглублением, добродетелью и отказом от мирских проблем. Плотин отметил, что бог характеризуется зависимостью между добром и красотой, а также бессмертием души и возмездием за дела жизни.

Согласно римской философии, все чувства, пороки и страсти; представляют собой носитель зла, которое вырастает из желаний. Поэтому целью жизни является освобождение от телесного, его влияния на бессмертную душу, а интеллектуальные духовные значимости преобладают над матерительными.

Таким образом, философия Римской культуры I-II века была ориентирована на человека и его духовные поиски. Выработаны новые ценности: поиск образца для подражания, поиски в рамках духовной сферы и самосовершенствование во имя спасения души. Эти концепции прямо пересекались с ценностями христианства.

Что касается римской культуры, то она ориентировалась в основном на городское и в то же время военизированное общество, поэтому римляне строили не только гробницы, жилые дома, водосточные канавы, водопроводы, но и мосты, дороги, крепостные стены. Мастерство строителей было высоким: Апиева дорога сохранилась до сих пор, она покрыта составом, напоминающим современный бетон. В это же время был сооружен из туфа подземный водопровод.

Римская архитектура отличается строгим силуэтом, римлян интересовал более контур здания, чем его декор, в этом заключается особенность римских сооружений по сравнению с греческими или этрусскими.

Первые литературные произведения были, как и многое в Риме, связаны с практической деятельностью людей: это устная поэзия, песни жрецов, сопровождавших разные обряды, рабочие, песни пастухов, гребцов. Были песни колыбельные, похоронные, свадебные или застольные, в которых могли воспевать «славу предков». На этом празднике «… смех, брань и сквернословие рассматривались как помощь жизнетворящим силам природы, а также… как средство от злых демонов, «завидующих человеческому счастью».

Долгое время поэзия была безымянной. Первым автором с именем считается государственный деятель Аппий Клавдий Слепой, при котором были построены первая значительная дорога и водопровод, но чаще всего первым римским поэтом называют Ливия Андроника, раба из Греции, вольноотпущенника, который перевел « Одиссею» Гомера на латинский язык и переложил его так называемым сатурнийским стихом, т.е. стихотворным размером, присущим древним стихам, связанным с культом бога Сатурна.

В Ш- II вв. до н.э. большую роль в Риме занимает театр, сюжеты пьес которого заимствованы у греков, но действующие лица имеют римское происхождение.

На времена Августа приходится расцвет римской поэзии, но она была доступна лишь избранным, являясь формой элитарной деятельности.

Другое имя римской поэзии – Гораций. Его перу принадлежит знаменитое стихотворение «Памятник», вольный перевод которого был сделан А.С. Пушкиным.

Вообще римская культура немыслима без имен таких поэтов как Вергилий, Плавт, Овидий .

Возникшая в Древнем Риме культура оказала значительное влияние на различные области жизни искусства и научного мышления.

Философия и наука

Главной чертой философии этого периода было стремление к практической деятельности человека. Римские мыслители уделяли особое внимание изучению и объяснению происхождения природных явлений.

Один из наиболее известных философских трудов римлян — поэма <> Тита Лукреция Кара. В ней Лукреций придерживался материалистических взглядов, объясняя многообразие мира с помощью первичных тел, атомов. Он утверждал, что сочетания атомов не вечны, и поэтому все земные тела, включая саму Землю, Солнце и небо, лишь часть бесконечного множества миров.

Лукреций также высказывал мысль о том, что смерть не следует бояться, поскольку она наступает только после окончания жизни. Этот взгляд на смерть преподносит ее как неотъемлемую часть цикла жизни.

Значение римской культуры

Культурное наследие Древнего Рима не погибло и оказало значительное влияние на многие аспекты западной цивилизации.

Римская архитектура, основанная на греческих канонах, послужила основой для развития европейской архитектуры эпохи Возрождения и Нового времени. Принципы римской материальной культуры стали фундаментом для технического развития Западной Европы в Средневековье.

Созданная римлянами правовая система играла важную роль в формировании юридической мысли и оказала значительное влияние на последующий юридический прогресс.

Возникновение христианства

Древний Рим явился колыбелью христианства — религии, которая объединила множество европейских народов и оказала огромное влияние на судьбы человечества.

Таким образом, Древний Рим оставил свое богатое наследие во многих аспектах европейской культуры, языков, научной терминологии, архитектуре и литературе. Памятники римской культуры, такие как амфитеатры, цирки и дворцы, сохранились до наших дней и свидетельствуют о выдающихся достижениях римлян в архитектуре и устройстве городов.

Вывод

Из проведенного исследования можно сделать вывод, что древнеримская и древнегреческая цивилизации являются очень сходными друг с другом. В некоторых случаях их культуры можно рассматривать как одну общую греко-римскую культуру. Античная культура основана на вере в силу освобожденного человеческого духа, знание и правду жизни.

Развиваясь под влиянием ранней цивилизации, античная культура оказала огромный вклад в развитие мировой культуры. Хорошо сохранившиеся памятники искусства свидетельствуют о высоком уровне ее развития и имеют большое социально-нравственное значение. Античная культура характеризуется рациональным подходом к пониманию мира, эмоционально-эстетическим восприятием, стройной логикой и индивидуальностью в решении социально-практических и теоретических проблем.

Греческая культура оказала большее влияние на римскую, так как развивалась раньше, и римская культура наследовала ее черты, дополняя новыми признаками и особенностями. Великий Римский империя, организатор и создатель цивилизованной жизни, изменил культурное лицо большей части мира. От него зависел процесс сотворения новых принципов, которые впоследствии легли в основу христианского искусства Нового времени.

Античная культура сыграла важную роль в развитии астрономии, математики и научного мышления. Ее вклад в науку нового времени и технический прогресс был огромным. Ценность античности лежит также в том, что она стала основой для развития мировой культуры.

Список использованных источников:

  1. Соколов В.А. Культурология.
  2. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов. Под ред. проф. А.Н. Марковой.
  3. Учебный курс по культурологии. Под научной редакцией Р.В. Драча.
  4. История государства и права зарубежных стран. Крашенинникова Н.А. и Жидков О.А.
  5. Пигалов А. И. Культурология. Учебник.

6. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии.

7. Спиркин А.Г. Философия: Учебник.

8. История мировой культуры. Чернокозов А.И.

9. Кравченко А. И. Культурология. Учебник.

10. Культурология. Курс лекций под ред. А. А. Радугина.

11. История педагогики. Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева.