Влияние иллюстраций на обучение младших школьников чтению

Курсовая работа

Воспитание читателя начинается в дошкольном возрасте, когда закладываются «основы эстетического восприятия, эстетических чувств и эмоций, создающие фундамент для литературного образования» [21].

В младшем школьном возрасте, овладев навыками самостоятельного чтения, ребенок превращается в полноценного читателя, со своими пристрастиями, любимыми авторами и героями. В это время очень важна полнота восприятия литературного произведения, понимание и осознавание ребенком произведения и его эстетических ценностей. Важную роль в работе с литературными произведениями играют книжные иллюстрации.

В этой работе мы рассмотрим особенности протекания психических процессов у детей младшего школьного возраста, подробнее остановимся на восприятии как таковом и на восприятии литературных произведений. Кроме того, мы рассмотрим определение книжной иллюстрации, виды иллюстраций, особенности иллюстраций в детской книге. И, наконец, в последней главе, будут рассмотрены механизмы влияния книжных иллюстраций на эстетическое и целостное восприятие литературного произведения младшими школьниками.

Глава 1. Психологические особенности восприятия литературных произведений младшими школьниками

1.1 Значение и ценность чтения литературных произведений в начальной школе

Художественная литература — одно из важнейших средств всестороннего гармонического развития личности. Она необычайно расширяет жизненный опыт человека: помогает почувствовать, узнать и пережить то, что читатель, может быть, никогда не сможет испытать и пережить в действительной жизни.

Л.И. Беленькая справедливо замечает, что дети еще не принимают непосредственного участия во многих видах деятельности, формирующих личность, и поэтому художественная литература как своеобразная форма познания действительности играет в жизни ребенка особенно важную роль.

Художественная литература способствует целенаправленному литературному развитию личности. В.А. Левин понимает литературное развитие как одно из необходимых условий становления человека современной культуры, самостоятельно строящего свою жизнь и отвечающего за свои поступки перед людьми и совестью [9].

В процессе чтения художественных произведений у ребенка накапливается опыт разнообразных непосредственных читательских переживаний: различно окрашенных читательских эмоций — от восторга до грусти и даже страха; чувств, связанных с восприятием произведений разных жанров, стилей, авторов, исторических эпох. Ребенок обретает привязанности; реализует свои предпочтения, осуществляет читательский выбор [9].

2 стр., 879 слов

Художественные особенности Слова о полку Игореве 9 класс

... времени большого творческого опыта, который достиг высот литературной зрелости. Сочинение Художественные особенности Слова о полку Игореве Главная особенность произведения – это его народность, тесная связь с ... - гениальный памятник духовной культуры Киевской Руси. Художественные особенности Слова о полку Игореве Несколько интересных сочинений Все мы знаем фразу «потерянное поколение», возникшее ...

Чтение художественных произведений развивает речь детей: обогащает, уточняет и активизирует словарь учащихся на основе формирования у них конкретных представлений и понятий, развивает умение выражать мысли в устной и письменной форме [4].

Это развитие осуществляется благодаря тому, что художественные произведения написаны литературным языком, точным, образным, эмоциональным, согретым лиризмом, наиболее соответствующим особенностям детского восприятия [8].

На примерах простых, доступных рассказов дети учатся понимать содержание произведения, его основную мысль, знакомятся с действующими лицами, их характерами и поступками, оценивают данные поступки. В элементарной форме дети получают представление об изобразительных средствах языка художественных произведений [4].

«На каждое произведение, — писал К.Д. Ушинский, — мы должны смотреть как на окно, чрез которое мы можем показать детям ту или другую сторону жизни» [23].

И действительно, художественная литература является важным средством познания детьми окружающего их мира. Знания, которые получают дети при чтении художественных произведений — об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, первоначальные сведения из истории нашей Родины — помогает накоплению социально-нравственного опыта ребенка [15].

Таким образом, художественная литература решает не только образовательные, но и воспитательные задачи развития личности учащихся. Чтение художественных произведений способствует формированию нравственных представлений и воспитанию чувств и эмоций у младших школьников. У ребят расширяются конкретные представления об отношении к товарищам. Это помощь друг другу в совместных делах, в учебе, игре, посильном труде, в беде, внимательное отношение к окружающим (родным, товарищам, знакомым и незнакомым людям), проявление честности и доброжелательности. Учащиеся знакомятся с ситуациями, требующими высокой и моральной готовности человека, получают представление о чувстве справедливости, скромности, а так же об отрицательных чертах характера — несправедливости, грубости и жадности [4].

Воспитательное воздействие литературного произведения на ребенка проявляется и как сила примера, но оно никогда не сказывается сразу на поведении, поступках читателя; это воздействие гораздо более сложно и опосредованно действительностью. «Искусство, — писал Л.С. Выготский, — никогда прямо не поражает из себя того или иного практического действия, оно только приготавливает организм к этому действию» [6].

Приобщение младшего школьника к классике художественной литературы формирует эстетическое отношение ребенка к жизни, развивает его интерес к литературному творчеству, творчеству писателя, создателей произведений словесного искусства, развивает способность маленького читателя как свою жизнь проживать на множество чужих судеб, активно действовать в неожиданных обстоятельствах, вымышленных сюжетов, сопереживать полюбившимся персонажам.

Эмоционально верно воспринятая книга вызывает у ребенка устойчивое эмоциональное отношение, которое помогает ему прояснить для себя и осознать нравственные переживания, возникающие у него при чтении. Это органическая слитность эстетического и нравственного переживания обогащает и духовно развивает личность ребенка [1].

21 стр., 10478 слов

Значение деталей в романе обломов. Cочинение «Роль художественной ...

... в романе Гончарова “Обломов” присутствует много деталей, истолковать которые – значит понять роман глубже. Роль художественной детали в романе “Обломов” Related posts: Роман И. А. Гончарова “Обломов” – классика русской литературы. В этом романе ... образы – персонажи литературных произведений, которые вышли за рамки произведения. Они встречаются в других произведениях: романах, пьесах, повестях. Их ...

Ни в коем случае нельзя забывать о том, что тексты художественных произведений являются прекрасным материалом для формирования и развития у учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Развитие навыка чтения как вида речевой деятельности происходит от развернутой громко речевой формы чтения вслух до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане [15].

литературный восприятие психический школьный иллюстрация

Таким образом, чтение и адекватное восприятие художественных произведений, во-первых, расширяет и углубляет кругозор учащихся и обогащает их знания и эмоции; во-вторых, служит средством воспитательного воздействия на учащихся; в-третьих, способствует обогащению и развитию языка учащихся.

1.2 Особенности протекания психических процессов у детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст — период жизни ребенка от 6-7 до 10 лет, когда он проходит обучение в начальных классах (I — IV классы) современной школы. Для этого возраста характерно, что в качестве ведущей у ребенка формируется учебная деятельность, в которой происходит усвоение человеческого опыта, представленного в форме научных знаний. В рамках учебной деятельности возникают два основных психологических новообразования этого возраста — возможность произвольной регуляции психических процессов и построение внутреннего плана действий [16].

В младшем школьном возрасте ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический эгос культуры [22].

Необходимо отметить, что психологические процессы младших школьников характеризуются динамичностью: «запоминание и запечатление превращается в деятельность заучивания, восприятие — целенаправленного и организованного наблюдения, мышление приобретает формы связного логического рассуждения» [3].

Младшим школьникам присущи особенности протекания психологических процессов, без учета которых невозможно правильно организовать педагогический процесс. Для них характерна свежесть, эмоциональность, но малая диффиренцированность восприятия, неумение проводить целенаправленный анализ наблюдаемого, выделять главное, существенное в воспринятом, организовать процесс систематического наблюдения.

Психологи отмечают слабость, неустойчивость внимания. Лучше развито непроизвольное внимание, направленное на все новое, неожиданное, яркое, наглядное, внимание к второстепенным деталям [3].

Преимущественное значение имеет и наглядная, образная память. Дети младшего школьного возраста не умеют еще достаточно хорошо перерабатывать материал логически. Не умея выделить существенное, расчленить текст, составить общую схему материала, дети заучивают текст дословно.

Склонность детей запоминать конкретные образы, подмечать детали и частности, прочно усваивать события и даты создают тот фундамент фактических знаний, который является необходимой основой для дальнейшего, более глубокого усвоения системы знаний.

2 стр., 599 слов

Охрана труда в процессе деятельности

... После расследования были выявлены грубые нарушения по охране труда и пожарной безопасности. За несоблюдение закона по охране труда и безопасности на рабочем месте виновники были привлечены к уголовной ... руководитель знакомит нас с должностными инструкциями по охране труда. Их очень много. Это и правила по пожарной безопасности, и электробезопасность, и перевозка учащихся автомобильным транспортом и ...

Воображение живое, яркое, с характерными чертами необузданной фантазии. Постепенно развивается воссоздающее воображение (что особенно важно для изучения истории), оно становится более реалистичным.

Развивается и творческое воображение, на основе переработки прошлого опыта ребенок может создать необходимые образы.

Необходимо отметить новый характер интересов: в играх младших школьников появляются исторические лица и события общественной жизни. Основой этого интереса — вопрос «как было раньше?». Старинные вещи, рассказы взрослых, кино- и видеофильмы о прошлом вызывают интерес, будят воображение.

Ребенка младшего школьного возраста интересует история своей семьи, города, улицы. Появляется осознание себя как социального существа, своего места в системе общественных отношений, в социальных ролях «ученик», «одноклассник».

1.3 Восприятие как психический процесс

Остановимся подробнее на таком психическом процессе, как восприятие.

В психологической литературе существуют разные подходы к определению восприятия. Так, Л.Д. Столяренко рассматривает восприятие как психологический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств [22].

А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум определяют восприятие, как познавательный психический процесс, состоящий в целостном отражении предметов, ситуации и событий, возникающий при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств [17].

С.Л. Рубинштейн под восприятием понимает чувственное отражение предмета или явления объективной действительности, воздействующей на наши органы чувств. «Жизненная практика, — указывает С.Л. Рубинштейн, — заставляет человека перейти от непреднамеренного восприятия к целенаправленной деятельности наблюдения; на этой стадии восприятие уже превращается в специфическую теоретическую деятельность, которая включает анализ и синтез, осмысление и истолкование воспринятого». [20].

Восприятие строится на чувственных данных ощущений, доставляемых нашим органам чувств под воздействием внешних раздражений, действующих в данный момент. Пытка оторвать восприятие от ощущений явно не состоятельна. Но восприятие вместе с тем и не сводится к простой сумме ощущений. Оно всегда является более или менее сложным целым, качественно отличным от тех элементарных ощущений, которые входят в его состав. В каждое восприятие входит и воспроизведенный прошлый опыт, и мышление воспринимающего, и — в известном смысле — также его чувства и эмоции. Отражая объективную действительность, восприятие делает это не пассивно, не мертвенно-зеркально, потому что в нем одновременно преломляется вся психическая жизнь конкретной личности воспринимающего [20].

Восприятие представляет собой достаточно сложный процесс. Так, М.Р. Львов отмечал, что если произведения изобразительного искусства, музыки воспринимается непосредственно органами чувств, то читатель воспринимает графические знаки, напечатанные на бумаге. Только посредством включения психических механизмов мозга эти графические знаки преображаются в слова. Благодаря словам и воссоздающему воображению выстраиваются образы, которые вызывают эмоциональную реакцию читателя, рождают сопереживание героям и автору, а отсюда возникает понимание произведения и понимания своего отношения к прочитанному [10].

19 стр., 9307 слов

Товарищество передвижных художественных выставок. Историческая ...

... значение этой организации представлены в книгах Ф. С. Рогинской «Товарищество передвижных художественных выставок», А. В. Парамонова «Передвижники» и Э. Гомберг-Вержбинской «Передвижники». Большой ... В.И.Якоби, Л.И.Соломаткин, П.М.Шмельков, ставившие в своих живописных и графических произведениях наболевшие вопросы народной жизни, вскрывавшие острые противоречия окружающей действительности ...

1.4 Психологические особенности восприятия литературных произведений младшими школьниками

З.И. Романовская отмечает, что особый вид деятельности, которым является восприятие художественного произведения, «надо рассматривать как длительный, постоянно расширяющийся и углубляющийся процесс, в котором отражаются развитие, духовный рост читателя» [19].

М.Р. Львовым были подробно описаны психологические особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками. Так, противопоставляя квалифицированного и неквалифицированного читателя, он пишет, что раскодирование графических знаков не вызывает затруднений у квалифицированного читателя, все усилия он тратит на осознание образной системы произведения, на уяснение его идеи и своего собственного отношения к ней. Однако младший школьник еще не владеет навыком чтения в достаточной степени, поэтому для него преобразование графических знаков в слова — довольно трудоемкая операция, которая часто затмевает все остальные действия, и чтение, таким образом, превращается в простое озвучивание, а не становится общением с автором произведения. Воспринимая произведение на слух, ребенок сталкивается с уже озвученным содержанием и озвученной формой. Через форму, предъявленную исполнителем, ориентируясь на интонацию, жесты, мимику, ребенок проникает в содержание произведения.

Л.Н. Рожина писала, что «полноценное восприятие художественного произведения не исчерпывается его пониманием. Оно представляет собой сложный процесс, который непременно включает возникновение того или иного отношения, как к самому произведению, так и к той действительности, которая в нем изображена» [18].

Психологи считают, что учащиеся начальных классов проявляю два типа отношения к художественному миру произведения. Первый тип отношения — эмоционально-образный — представляет собой непосредственную эмоциональную реакцию ребенка на образы, стоящие в центре произведения. Второй — интеллектуально-оценочный — зависит от житейского и читательского опыта ребенка, в котором присутствуют элементы анализа.

Таким образом, возрастная динамика понимания художественного произведения может быть представлена как некий путь от сопереживания конкретному герою, сочувствия ему к пониманию авторской позиции и далее к обобщенному восприятию художественного мира и осознанию своего к нему отношения, к осмыслению влияния произведения на свои личностные установки.

Уровень восприятия ребенком литературного произведения устанавливается на основе анализа результатов читательской деятельности. Трудность в определении уровня восприятия произведения обуславливается как и своеобразием и неповторимостью, возможностью их разной трактовки, так и сложностью процесса восприятия, необходимостью учета разных его сторон, и прежде всего эмоций, воображения и мышления. Основной критерий, позволяющий определить уровень восприятия произведения, — степень образной конкретизации и образного обобщения. Этот критерий, выдвинутый Н.Д. Молдавской, учитывает способность к восприятию художественного образа в единстве конкретного и абстрактного, индивидуального и типичного. Под образной конкретизацией понимается способность читателя на основе художественных деталей воссоздать в своем воображении целостный образ. Образное обобщение предполагает, что в конкретной картине человеческой жизни, описанной авторам, читатель видит обобщенный смысл, проблему, поставленную в произведении.

13 стр., 6220 слов

Иллюстрация в книге для детей

... иллюстрации детской книги. Практическая значимость исследования состоит в том, что изложенные теоретические и методические положения создают основу для совершенствования работы с детьми дошкольного возраста, ... 2. Особенности восприятия дошкольниками книжной иллюстрации Для того чтобы правильно осуществлять педагогическую работу по ознакомлению детей с книжной графикой как произведением искусства, ...

Поскольку художественный текст допускает возможность различных трактовок, принято говорить не о правильном, а о полноценном восприятии. М.П. Волошина под полноценным восприятием понимает способность читателя сопереживать героям м автору произведения, видеть динамику эмоций, воспроизводить в воображении картины жизни, созданные писателем, размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, оценивать героев произведения, определять авторскую позицию, осваивать идею произведения, то есть находить в своей душе отклик на поставленные автором проблемы. Полноценное восприятие произведения свидетельствует о высоком уровне литературного развития [11].

О.И. Никифоровой были определены следующие уровни восприятия художественного произведения: понимание его предметной стороны; понимание подтекста и системы художественных образов и средств и, наконец, осмысление идейно-образного содержания произведения, приводящее к оценке прочитанного, к осознанию главных мыслей произведения, к раскрытию мотивов, отношений [13].

Согласно исследованиям Н.Р. Львова существует два уровня восприятия художественного произведения, характерных для учащихся I-II классов и III-IV классов.

Учащиеся I-II классов не могут самостоятельно, без помощи взрослого осознать идейное содержание произведения; дети этого возраста не могут по описанию воссоздать в воображении образ ранее неизвестного предмета, а воспринимают его только на эмоциональном уровне: «страшно», «смешно»; читатель шести — восьми лет не осознает, что в художественном произведении воссоздается не реальная действительность, а отношение автора к реальной действительности, поэтому ими не ощущается авторская позиция, а значит, и не замечается форма произведения. Читатель этого уровня подготовки не может оценить соответствие содержания и формы.

Учащиеся III-IV классов уже приобрели некоторый читательский опыт, их жизненный багаж стал значительнее. Как читатели они проявляют себя уже на более высоком уровне. Они способны самостоятельно уяснить идею произведения, если его композиция не осложнена и ранее обсуждалось произведение похожей структуры. Воображение этих учащихся достаточно развито для того, чтобы по описанию воссоздать не виденный ранее объект, если для его описания использованы освоенные языковые средства. У учащихся, находящихся на этом уровне, появляется сопереживание автору, то есть они разводят свою собственную читательскую позицию и позицию автора. Они могут без посторонней помощи уяснить формальные признаки произведения, если ранее в свой читательской деятельности уже наблюдали подобные изобразительно-выразительные приемы. Таким образом, учащиеся могут испытать удовольствие от восприятия формы, заметить и оценить случаи соответствия содержания и формы.

В этом возрасте появляется новая тенденция в читательской деятельности: ребенок не удовлетворяется только чувственной, эмоциональной реакцией на прочитанное, он стремиться для себя логически уяснить читаемое.

32 стр., 15971 слов

Особенности создания иллюстрации как вида прикладной графики

... произведения. Выше сказанное позволяет говорить об актуальности заявленной проблемы исследования. Объект исследования: графика как вид изобразительного искусства. Предмет исследования: особенности создания иллюстрации в прикладной графике. Цель исследования: на основе изучения иллюстрации как вида прикладной графики ...

Наряду с уровнями, выделенными и описанными М.Р. Львовым, существует классификация Н.Д. Молдавской [12], согласно которой для детей младшего школьного возраста характерны четыре уровня восприятия. Как уже было отмечено выше, уровень восприятия художественного произведения устанавливается на основе результатов читательской деятельности (ответов на вопросы и постановки вопросов к тексту произведения).

Поэтому уровни восприятия, выделенные Н.Д. Молдавской, описываются с точки зрения способности или не способности учащихся выполнять указанные виды деятельности. Рассмотрим уровни восприятия, начиная с наиболее низкого.

1. Фрагментарный уровень.

У детей, находящихся на данном уровне, отсутствует целостное представление о произведении, их внимание сосредоточено на отдельных событиях, они не могут установить связи между эпизодами. Непосредственная эмоциональная реакция при чтении или слушании текста может быть яркой и достаточно точной, но дети затрудняются в словесном выражении своих чувств, не отмечают динамику эмоций, не связывают свои переживания с конкретными событиями, описанными в произведении. Воображение развито слабо. Дети не соотносят мотивы, обстоятельства и последствия поступков героя. Отвечая на вопросы учителя, школьники не обращаются к тексту произведения, неохотно выполняют задания, часто отказываются говорить. Художественное произведения воспринимается ими как описание случая, имевшего место в действительности, они не пытаются определить авторскую позицию, не обобщают прочитанное.

При постановке вопросов к тексту произведения дети, находящиеся на фрагментарном уровне восприятия, или вовсе не справляются с заданием, или ставят один — два вопроса, как правило, к началу текста.

2. Констатирующий уровень.

Читатели, относящиеся к данной группе, отличаются точной эмоциональной реакцией, способны увидеть смену настроения, однако выразить свои ощущения им еще трудно. Воображение у них развито слабо, воссоздание образа подменяется подробным перечислением отдельных деталей. Внимание детей сосредоточено на событиях, они легко восстанавливают их последовательность, но не всегда понимают, как эти события связанны друг с другом. При специальных вопросов учителя могут верно определить мотивы поведения персонажей, ориентируясь при этом не столько на изображении героя автором, сколько на житейское представление о причинах того или иного поступка. Авторская позиция, художественная идея остаются неосвоенными, обобщение прочитанного подменяется пересказом содержания.

При постановке вопросов к произведению читатели, находящиеся на констатирующем уровне, стремятся, как можно подробнее воспроизвести событийную сторону.

3. Уровень «героя»

Читатели, находящиеся на уровне «героя», отличаются точной эмоциональной реакцией, способностью видеть и передавать в слове динамику эмоций, соотнося изменение своих чувств с конкретными событиями, описанными в произведении. Дети обладают развитым воображением, они способны воссоздать образ на основе художественных деталей. В произведении их интересуют, прежде всего, герои. Дети верно определяют мотивы, последствия поступков персонажа, дают оценку героям, обосновывают свою точку зрения ссылкой на поступок. При специальных вопросах учителя они могут определить авторскую позицию. Обобщение не выходит за рамки конкретного образа.

4 стр., 1700 слов

Принципы отбора художественных произведений и книг для литературного ...

... произведения мастеров разных времен и различных направлений. Принципы отбора художественных произведений и книг для литературного ... иллюстрации должны развивать психологические особенности восприятия, воображения. К педагогическим принципам относятся: Доступность; Наглядность; занимательность, динамичность сюжета; Воспитательная ценность произведений. ... обосновал важнейшее требование, которое должен ...

При постановке вопросов к произведению у детей данной группы преобладают вопросы на выявление мотивов поведения персонажей, на оценку героев и на установление причинно-следственных связей.

4. Уровень «идеи».

Читатели, относящиеся к данной группе, способны эмоционально отреагировать не только на событийную сторону произведения, но и на художественную форму. Они обладают развитым воображением, любят перечитывать текст, размышлять над прочитанным. Дети способны определить назначение того или иного элемента в тексте, увидеть авторскую позицию. Их обобщение выходит за рамки конкретного образа.

При самостоятельном чтении и постановки вопросов к тексту читатели данной группы способны увидеть основной конфликт произведения, их интересует авторское отношение к персонажам, они часто обращают внимание на название произведения, на отдельные художественные детали.

Итак, согласно классификации Н.Д. Молдавской, детям младшего школьного возраста свойственны четыре уровня восприятия.

Глава 2. Иллюстрации в литературных произведениях, предназначенных для младших школьников

2.1 Определение и виды иллюстраций

В книгах, журналах, газетах рядом с текстом мы нередко видим рисунки художников или фотографии. Такие изображения носят название иллюстраций. Слово это происходит от латинского «illustratio» — освещение, наглядное изображение. Их назначение — помочь уяснить то, что сказано в тексте, осветить его содержание, сделать ясным, наглядным. Иллюстрация — вид книжной графики, ее основа.

Книжной иллюстрации приходится считаться со специфическими особенностями книги, с двухмерностью книжной полосы, ее форматом, с характером шрифта, способом верстки, с качеством печатной бумаги, с цветом печатной краски и т.п.

Термин «иллюстрация» можно понимать и в широком, и в узком смысле этого слова. В широком значении это всякое изображение, поясняющее текст. Известно много рисунков, произведений живописи и скульптуры, которые выполнялись на литературные темы, но при этом имели самостоятельное художественное значение. Например, живописные полотна О. Домье, выполненные по мотивам романа М. Сервантеса «Дон Кихот», или рисунки В. Серова к басням И. А. Крылова.

В узком, строгом смысле иллюстрации — это произведения, предназначенные для восприятия в определенном единстве с текстом, то есть находящиеся в книге и участвующие в ее восприятии в процессе чтения. Иллюстрации к литературному произведению вместе с ним представляют собой единое целое. Книжные иллюстрации, изъятые из текста, могут порой сделаться малопонятными и невыразительными. Иллюстрации не самостоятельны и по сюжету, они должны соответствовать содержанию литературного произведения. Они способны обогатить или обеднить его. От художника требуется, чтобы он стал соавтором книги, сделал зримыми идеи и образы писателя, помогая тем самым лучше понять содержание, конкретнее представить эпоху, быт, окружение героев книги. Но это вовсе не означает, что иллюстрация должна быть простым изобразительно-графическим пересказом текста.

Иллюстрации в узком смысле этого слова, таким образом, или поясняют текст путем демонстрации соответствующего зрительного образа, или активно толкуют текст. Иллюстрации помогают еще до чтения сориентироваться в содержании книги, привлекая читателей [2].

18 стр., 8631 слов

Анализ и интерпретация художественного произведения в системе ...

... контексты, в которых используются приемы интертекстуальности. Материалом к курсовой работе послужили драматические произведения Александра Вампилова: «Прощание в июне», «Старший сын», «Утиная охота», «Провинциальные анекдоты», ... областной газете «Советская молодёжь».В 1961 году вышла в свет его первая книга юмористических рассказов «Стечение обстоятельств», и лишь затем появились пьесы, начался его ...

Педагогам, воспитателям и родителям важно разбираться в типах иллюстраций, чтобы в практической работе с детьми руководствоваться профессиональными подходами, идти от искусства книжной графики.

Виды иллюстраций

В зависимости от размера и расположения в книге бывают следующие виды иллюстраций:

иллюстрация на обложке или переплете

фронтиспис

заставка

полосная иллюстрация (во всю страницу)

полуполосная

разворотная (на двух страницах)

оборочная (небольшой рисунок, окруженный текстом)

рисунки на полях

концовка

Рассмотрим подробнее эти виды иллюстраций.

Иллюстрации на обложке или переплете

Иллюстрации-фронтиспис располагаются перед титульным листом, является иллюстрацией ко всему литературному произведению, поэтому передает его общий характер. Фронтиспис может синтетически обобщать главные темы книги, раскрывать наиболее яркую идею автора, представлять собой портрет главного героя или портрет писателя.

Иллюстрации-заставки помещаются в начале части или главы книги на спусковой полосе вместе с текстом, означают начало одной из частей повествования, обычно находятся вверху страницы и отделяются от текста белым полем. Они помогают читателю сосредоточить внимание на новом материале, эмоционально настроиться на него.

Иллюстрации полосные, полуполосные, на развороте, оборочные и рисунки на полях располагаются внутри текста. Выбор формата иллюстрации определяется в зависимости от значимости иллюстрируемого события, образа и т. д. содержание иллюстраций, расположенных внутри текста, обычно имеет прямое отношение к предшествующему или последующему за ними тексту. Для больших разворотных или полосных иллюстраций выбирают наиболее важные события произведения, а менее значимые отображают на маленьких оборочных иллюстрациях или рисуют на полях.

Иллюстрации-концовки помещают в конце частей, глав или всей книги. Они также как и заставки, могут быть сюжетно-тематическими, орнаментально-декоративными или символическими. Заставки и концовки должны быть выполнены в одном стиле, так как они взаимосвязаны и часто находятся рядом на книжном развороте.

Можно выделить иллюстрации по характеру их связи с литературным текстом.

Повествовательные — точно раскрывающие содержание в многолистных сериях. Это могут быть портреты, иллюстрации предметно-познавательные или обстановочные, иллюстрации действия, психологические, дающие характеристику героев через их взаимоотношения, поступки, жесты, мимику и т. п.

Метафорические — обобщающие мысли автора в символической форме, остро выражающие смысл всего произведения или его части. Они призваны определенно настроить читателя. Это иллюстрации не всегда непосредственно связанные с близлежащим текстом, идут не по сюжетной, а по ассоциативной линии. Среди них можно выделить такие виды иллюстраций:

  • а) настроения или состояния — их воздействие эмоциональное, подобное музыке;
  • такие иллюстрации часто выполняют к стихотворениям;
  • б) аллегорические — к сказкам, басням, эпосу, передающие аллегорические мысли автора иносказательно или конкретно;
  • в) синтетические — иллюстрации, представляющие собой соединение разновременных и разнопространственных моментов одной композиции и др.

Все виды иллюстраций в пределах одного типа могут совмещаться и переплетаться, это только способствует более полному раскрытию литературного содержания, повышает его художественно-образную выразительность [24].

2.2 Иллюстрации в детских литературных произведениях

Иллюстрация может быть выделена как самостоятельный жанр изобразительного искусства благодаря одному обязательному признаку. Ее рассказ определяется не свободным выбором художника, а литературным произведением. Ее назначение — «осветить», «сделать наглядным» то, о чем рассказывается в книге, — события и действия, а также общую идею, которая побудила автора написать книгу.

Для верного понимания художественной иллюстрации обязательны и необходимы общая культура и эстетическое воспитание.

Ведущими художниками-иллюстраторами детской книги в России являются И. Билибин, Э. Лисицкий, В. Лебедев, В. Фаворский, А. Пахомов, Е. Чарушин, В. Конашевич, Ю. Васнецов, А. Чижиков, Е. Стерлигова, Сутеев В., Е. Рачев, Т. Маврина, Б. Дехтерев и др.

Практически все дети без исключения любят книги с картинками. Самые маленькие дети по картинкам как бы прочитывают книгу, прослеживая сюжет от одной иллюстрации к другой. Особая роль принадлежит иллюстрации в эстетическом воспитании детей. Рисунки в книге являются одними из первых произведений изобразительного искусства, с которыми встречается ребенок в дошкольном детстве. Творчество таких мастеров книжной графики, как Ю.А. Васнецова, В. В. Лебедева, А.Ф. Пахомова и других отличает высокое профессиональное мастерство, знание возрастных особенностей ребенка — дошкольника. С самого раннего возраста детей учат воспринимать яркость цветовых образов, осознавать содержание рисунка, знакомят с выразительными средствами книжной графики.

С взрослением ребенка взрослеют и его книги. И, начиная с первых классов начальной школы, иллюстрации из детских книг начинают постепенно исчезать. Но это не означает, что интерес к изобразительному искусству у детей в этом возрасте ослабевает. Просто на смену незатейливым детским сказкам приходят сложные произведения, а художники-иллюстраторы работают с классической литературой чаще всего для дорогих подарочных изданий.

Однако не так давно на российском книжном рынке появились изумительные широкоформатные книги издательства «Янтарный сказ», объединенные серией «Лучшие иллюстраторы мира» и «Мастера иллюстрации». Традиционные русские сказки и произведения классической литературы, как отечественной, так и зарубежной, великолепно оформлены художниками Геннадием Спириным, Марианной Беляевой и другими. Эти книги рассчитаны на дошкольный и младший школьный возраст, но, без сомнения, изящное, со вкусом выполненное оформление делает их не просто удачными изданиями, а настоящими произведениями искусства. Среди сказок выпущены: «По щучьему велению», сборники русских народных сказок «Царь-медведь», «Бобовое зернышко»; «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина, «Прекрасная испанка» Мигеля де Сервантеса, «Новое платье короля» Ганса Христиана Андерсена и многие другие. Особенно хочется отметить блестяще иллюстрированные произведения Николая Гоголя «Нос», «Сорочинская Ярмарка».

Снова и снова, уже почти двадцать лет, переиздаются книги, оформленные великолепными художниками Г. и Е. Огородниковыми — почти все произведения Николая Носова, стихи Агнии Барто и др. Непревзойденная техника их иллюстраций великолепно подходит для того возраста, в котором ребенок уже может понять утрированный, почти шаржевый, характер рисунка и оценить его юмор [2].

Глава 3. Книжные иллюстрации как средство влияния на восприятие художественных произведений младшими школьниками

3.1 Эстетическая функция иллюстраций в детской книге

Возможности детской иллюстрированной книги в деле эстетического развития юного читателя огромны, поскольку в ее воздействии на читателя реализуется двойной потенциал: изобразительного искусства и художественной литературы.

Художественно исполненная иллюстрация воздействует на ребенка, прежде всего, эстетически, дает ему познание жизни и познание искусства. Книга — особый мир, в котором художественная иллюстрация и литературный текст функционируют в едином комплексе, помогают школьнику воспринять книгу как многоплановое произведение искусства. Именно поэтому, работая с книгой, нельзя ограничиваться лишь анализом литературного произведения, оставляя в стороне такой важный элемент книги, как иллюстрация. Исходя из психологических особенностей младших школьников детская книга всегда проиллюстрирована, и поэтому руководить ее чтением без понимания специфики иллюстрации, без знания основных ее функций и возможностей влияния на юных читателей не представляется возможным [14].

Значение иллюстрации в эстетическом развитии читателя-ребенка основано на том, что иллюстрация одновременно является произведением графического искусства, имеющим самостоятельную художественную ценность, и ключом к раскрытию и пониманию идейно-художественного своеобразия самого литературного произведения. Таким образом, влияние иллюстрации на эстетические чувства младшего школьника осуществляется двумя взаимосвязанными путями, что значительно увеличивает силу ее эмоционально-эстетического воздействия.

Эстетическое восприятие детьми литературных произведений предполагает не только постижение его идейно-образного содержания, но и таких художественных особенностей, как ритм, язык, композиция. Поскольку книжная иллюстрация своими средствами способствует их раскрытию, то это обязательно нужно выявить на уроках чтения в школе и при внеклассном чтении. Ритм является основой речевого членения стихотворных произведений. Ритмическая организация стиха характеризуется повторяющимися элементами, что определяет присущую этим произведениям стройность, легкость движения. Восприятие юным читателем ритмической структуры стихотворного произведения — важное условие воспитания творческого читателя, одна из задач, стоящих перед учителями и родителями.

Важно также постараться донести до читателя и раскрытие иллюстрацией композиционного приема, положенного в основу литературного произведения. Ощутив с помощью иллюстраций композицию литературного построения, младшим школьникам легче воспринимать и само литературное произведение в единстве его идейного содержания и художественной формы [14].

Таким образом, книжная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражающуюся, прежде всего, в стремлении к красоте во всех ее проявлениях. Иллюстрация в книге — это первая встреча детей с миром изобразительного искусства. Дополняя и углубляя содержание книги, пробуждая в ребенке те чувства и эмоции, которые вызывает в нас истинно художественное произведение, и, наконец, обогащая и развивая его зрительное восприятие, книжная иллюстрация выполняет эстетическую функцию.

3.2 Книжные иллюстрации как вспомогательное средство при восприятии художественных текстов младшими школьниками

Рассматривая особенности восприятия литературных произведений Л.М. Гурович, Л.Б.Береговая и В.И.Логинова отмечают, что понимание художественного произведения детьми дошкольного возраста тесно взаимосвязано с жизненным опытом ребенка. Если литературные ситуации отличны от непосредственных личных впечатлений детей, они могут быть ими неверно поняты. Поэтому при работе с детьми этого возраста широко используются иллюстрации к тексту [7].

Художественная иллюстрация — важнейший элемент книги для детей, во многом определяющий ее художественную ценность, характер эмоционального воздействия, возможности использования ее в процессе эстетического воспитания читателей. Книжная иллюстрация помогает ребенку в познании мира, освоении нравственных ценностей, эстетических идеалов, углубляет восприятие литературного произведения. С иллюстрации начинается процесс выбора ребенком книги для чтения. Иллюстрация способствует пониманию ребенком литературного текста, формирует представление о его теме, идее, персонажах, содержит в себе оценку событий и героев литературного действия. Иллюстрация помогает детям войти в литературный мир, почувствовать его, познакомиться и подружиться с населяющими его персонажами, полюбить их. Так как жизненный опыт ребенка невелик ему сложнее воссоздать в своем воображении то, о чем повествует писатель. Ему необходимо увидеть, поверить, и здесь в книгу вступает художник.

Для младших школьников книжная иллюстрация особенно важна. Книга для ребенка начинается с иллюстраций, что служит для ребенка стимулом освоения первых навыков чтения, а затем и для их совершенствования. Благодаря высокопрофессиональной иллюстрации, учитывающей особенности детского восприятия, возникает интерес к книге и чтению.

Еще один важный момент. При восприятии литературных текстов очень важно воссоздании целостного образа. Здесь часто понимания текста, смысла и морали произведения, запоминания деталей обстановки и имен персонажей, осознавания нюансов и юмора бывает недостаточно. Для полного восприятия необходима образная конкретизация. Под образной конкретизацией понимается способность читателя на основе художественных деталей воссоздать в своем воображении целостный образ. Помимо яркого, подробного описания важным вспомогательным элементом для образной конкретизации является, несомненно, книжная иллюстрация. Укрепляя усвоенные детали текста и являясь источником новых, иллюстрация способствует более точному, глубинному и целостному восприятию литературных произведений младшими школьниками.

Кроме того, как уже писалось выше, книжные иллюстрации помогают младшим школьникам ощущать композицию литературного построения, вследствие чего легче воспринимается и само литературное произведение в единстве его идейного содержания и художественной формы.

Таким образом, книжные иллюстрации помогают младшему школьнику узнавать новые детали произведения, строить целостный образ произведения, ощущать его композицию, ритм, тональность, самым непосредственным образом влияя на восприятие всего литературного произведения в целом.

Можно сказать, что систематическая и целенаправленная работа с иллюстрацией на уроках чтения в школе и при внеклассном чтении — жизненная необходимость. Помня о том, что книжная иллюстрация -«максимально приближенный» к читателю вид искусства, учителя чтения, родители и детские библиотеки должны включать ее по возможности во все формы индивидуальной и массовой работы, которые используются в процессе эстетического воспитания младших школьников. Следует отметить, что работа писателя и художника не расслаивается, но образует органическое единство, которое и есть книга, совместное произведение двух мастеров.

Заключение

Исходя из проделанной теоретической работы и анализа исследованной литературы, можно сделать следующие выводы:

1. В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью у ребенка становится учебная деятельность, в которой происходит усвоение человеческого опыта, представленного в форме научных знаний. В этом возрасте начинает происходить возрастная динамика понимания художественного произведения. Она может быть представлена как некий путь от сопереживания конкретному герою, сочувствия ему к пониманию авторской позиции и далее к обобщенному восприятию художественного мира и осознанию своего к нему отношения, к осмыслению влияния произведения на свои личностные установки.

2. Книжные иллюстрации — это произведения, предназначенные для восприятия в определенном единстве с текстом, то есть находящиеся в книге и участвующие в ее восприятии в процессе чтения.

3. Книжные иллюстрации влияют как на эстетическое развитие младшего школьника, так и на восприятие литературных произведений в целом, способствует улучшению понимания и запоминания литературного произведения.

Таким образом, можно сделать вывод, что детская литература немыслима без содружества с изобразительным искусством, потому что в этом содружестве текста и иллюстрации рождается то, что называется детской книгой. Иллюстрация, дополняя и углубляя содержание произведения, акцентируя его основную идею, пробуждая в ребенке те чувства и эмоции, которые может вызвать в нас истинное произведение искусства, обогащая его зрительное восприятие, способствует его общему и эстетическому развитию.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/rabota-s-illyustratsiyami-na-urokah-literaturyi-kursovaya/

1. Беленькая Л.И. Ребенок и книга. О читателе восьми — девяти лет. — М.: Просвещение, 1969

2. Бидуля Ю.В., Искусство иллюстрации. Тюменский региональный центр Федерации Интернет-образования, 2003 г

3. Божович Л.И. Общая характеристика детей младшего школьного возраста //Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды. Под редакцией Д.И. Эльконина. — М., Воронеж,1995

4. Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. — М.: Педагогика, 1977

5. Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. — М.: Педагогика, 1977

6. Выготский Л.С. Психология искусства — М.: Просвещение, 1989

7. Гурович Л.М., Л.Б. Береговая, В.И. Логинова. Ребенок и книга: книга для воспитателя детского сада/Под ред. В.И. Логиновой. — М., 1992

8. Детская литература. Под ред. Е.Е. Зубаревой. М.: Просвещение 1989

9. Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем. — М.: Лаида, 1994

10. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. — М.: Академия, 2000

11. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. Под ред. Т.Г. Рализаевой. — С — Пб.: Специальная литература, 1997

12. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. — М.: Просвещение, 1976

13. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. — М.: Книга, 1972

14. Полевина Е.В. Эстетическая функция иллюстрации в детской книге, Карельский государственный педагогический университет, 2001

15. Программы общеобразовательных учреждений. //Начальные класса 1 -3. — М.: Просвещение, 1994

16. Психология. Словарь/ Под общей редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М., 1982

17. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. С — Пб.: Питер, 2000

18. Рожина Л.Н. Психология воспитания литературного героя школьниками. — М.: Просвещение, 1977

19. Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников. — М., 1982

20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии — СПб.: Питер, 199

21. Сборник «Программы общеобразовательных учреждений.// Начальные классы. Часть 1 (1-4 классы)». — Просвещение, 2000

22. Столяренко Л.Д. Основы психологии для студентов вузов, Феникс, 1997

23. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. — М.: Просвещение, 1968

24. Материалы сайта Томской областной детско-юношеской библиотеки (http://odub.tomsk.ru)