Влияние иллюстраций на обучение младших школьников чтению

Курсовая работа

Глава 1. Психологические особенности восприятия литературных произведений младшими школьниками

1.1 Значение и ценность чтения литературных произведений в начальной школе

Художественная литература — одно из важнейших средств всестороннего гармонического развития личности. Она необычайно расширяет жизненный опыт человека: помогает почувствовать, узнать и пережить то, что читатель, может быть, никогда не сможет испытать и пережить в действительной жизни.

Л.И. Беленькая справедливо замечает, что дети еще не принимают непосредственного участия во многих видах деятельности, формирующих личность, и поэтому художественная литература как своеобразная форма познания действительности играет в жизни ребенка особенно важную роль.

Художественная литература способствует целенаправленному литературному развитию личности. В.А. Левин понимает литературное развитие как одно из необходимых условий стано��ления человека современной культуры, самостоятельно строящего свою жизнь и отвечающего за свои поступки перед людьми и совестью [9].

Развитие речи и читательских навыков у детей через чтение художественных произведений

В процессе чтения художественных произведений у ребенка накапливается опыт разнообразных непосредственных читательских переживаний. Различные читательские эмоции, такие как восторг, грусть и даже страх, окрашивают его опыт чтения. Дети также испытывают чувства, связанные с восприятием произведений разных жанров, стилей, авторов и исторических эпох. В процессе чтения, ребенок обретает привязанности и осуществляет свой читательский выбор [9].

Чтение художественных произведений существенно развивает речь детей. Оно обогащает, уточняет и активизирует словарь учащихся, формируя у них конкретные представления и понятия. Кроме того, чтение развивает умение выражать мысли как в устной, так и в письменной форме [4].

Развитие речи осуществляется благодаря тому, что художественные произведения написаны литературным языком. Этот язык точный, образный, эмоциональный и согретый лиризмом, что особенно соответствует особенностям детского восприятия [8].

Через чтение простых и доступных рассказов, дети учатся понимать содержание произведения, его основную мысль, знакомятся с действующими лицами, их характерами и поступками, а также оценивают данные поступки. В элементарной форме дети получают представление об изобразительных средствах языка художественных произведений [4].

21 стр., 10478 слов

Значение деталей в романе обломов. Cочинение «Роль художественной ...

... в романе Гончарова “Обломов” присутствует много деталей, истолковать которые – значит понять роман глубже. Роль художественной детали в романе “Обломов” Related posts: Роман И. А. Гончарова “Обломов” – классика русской литературы. В этом романе ... образы – персонажи литературных произведений, которые вышли за рамки произведения. Они встречаются в других произведениях: романах, пьесах, повестях. Их ...

«На каждое произведение, — писал К.Д. Ушинский, — мы должны смотреть как на окно, чрез которое мы можем показать детям ту или другую сторону жизни» [23].

И действительно, художественная литература является важным средством познания детьми окружающего их мира. Чтение художественных произведений помогает детям получить знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх и приключениях, а также о природе и ее охране. Кроме того, это помогает детям получить первоначальные сведения из истории нашей Родины и накопить социально-нравственный опыт [15].

В ходе данного исследования было обнаружено, что художественная литература играет важную роль в формировании и развитии личности младших школьников. Она не только служит образовательным целям, но и способствует воспитанию нравственных представлений и эмоционального развития детей.

Чтение художественных произведений позволяет расширить представления детей о взаимоотношениях с товарищами. Они учатся помогать друг другу в различных ситуациях, проявлять внимательность и заботу к окружающим, проявлять честность и доброжелательность. Вместе с тем, дети знакомятся с отрицательными чертами характера, такими как несправедливость, грубость и жадность.

Воспитательное воздействие литературного произведения на ребенка проявляется как сила примера, однако оно не сказывается непосредственно на его поведении. Оно гораздо более сложно и опосредованно воздействует на ребенка, готовя его к определенным действиям и поступкам.

Приобщение младшего школьника к классической художественной литературе способствует формированию эстетического отношения к жизни и развитию интереса к литературному творчеству. Дети учатся сопереживать персонажам, проживать с ними различные ситуации и активно действовать в неожиданных обстоятельствах.

Эмоционально верное восприятие книги вызывает у детей устойчивое эмоциональное отношение, которое помогает им осознать и развить нравственные переживания. Это способствует духовному развитию и обогащению личности ребенка.

1. Введение

В настоящее время особую роль в формировании и развитии речевых навыков у учащихся играют художественные произведения. Они являются прекрасным материалом для развития навыка чтения, который является одним из важнейших видов речевой деятельности [15]. Чтение становится все более развернутой и умственной формой, протекающей во внутреннем плане, от громкой речевой формы чтения вслух до чтения про себя.

Важно отметить, что чтение и адекватное восприятие художественных произведений имеют несколько целей. Во-первых, они способствуют расширению и углублению кругозора учащихся, обогащению их знаний и эмоций. Во-вторых, чтение является средством воспитательного воздействия на учащихся. В-третьих, оно способствует обогащению и развитию языка учащихся.

16 стр., 7590 слов

Специфика музыкального мышления и возможность интеллектуального ...

... тема курсовой работы "Специфика музыкального мышления и возможность интеллектуального развития детей в процессе музыкального образования" является актуальной. Объект: -, Предмет: - Цель: - рассмотреть музыкальное мышление как ... (5, с.60). Важное дополнение видится у И.Г. Ляшенко: "деятельность музыкального мышления представляет собой процесс преобразования звуковой реальности в художественно- ...

1.2 Особенности психических процессов у детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст представляет собой период обучения ребенка в начальных классах (I — IV классы) современной школы. В этом возрасте формируется учебная деятельность, в рамках которой ребенок усваивает человеческий опыт, представленный в форме научных знаний. Важным психологическим новообразованием этого возраста являются произвольная регуляция психических процессов и построение внутреннего плана действий [16].

Младший школьный возраст отличается от предыдущих периодов развития детей тем, что ребенок уже исчерпал возможности развития в семье и теперь школа приобщает его к знаниям о будущей деятельности, передает культурный эгос [22].

Важно отметить, что психологические процессы у младших школьников характеризуются динамичностью. Запоминание и запечатление превращаются в деятельность заучивания, восприятие становится целенаправленным и организованным наблюдением, а мышление приобретает формы связного логического рассуждения [3].

Особенности протекания психических процессов у младших школьников играют важную роль в организации педагогического процесса. На данном возрастном этапе дети характеризуются свежестью, эмоциональностью, но малой дифференцированностью восприятия, неумением проводить целенаправленный анализ наблюдаемого, выделять главное и существенное, а также организовывать процесс систематического наблюдения.

1.0 Введение

Младший школьный возраст — это период развития ребенка в возрасте от 6 до 10 лет, на который приходятся первые четыре года обучения в школе. Дети этого возраста находятся в переходном этапе между ранним и юношеским детством. В этот период происходит активное развитие всех психических процессов и физических функций, что создает особые условия для обучения и воспитания детей.

2.0 Особенности психического развития младших школьников

2.1 Развитие познавательных процессов

Младший школьный возраст считается критическим для развития познавательных процессов ребенка. В этот период происходит интенсивное развитие мышления, восприятия, памяти и внимания.

Психологи отмечают слабость и неустойчивость внимания у детей младшего школьного возраста. Однако лучше развито непроизвольное внимание, направленное на все новое, неожиданное, яркое, наглядное, внимание к второстепенным деталям.

Преимущественное значение имеет и наглядная, образная память. Дети младшего школьного возраста не умеют еще достаточно хорошо перерабатывать материал логически. Не умея выделить существенное, расчленить текст, составить общую схему материала, дети заучивают текст дословно.

Склонность детей запоминать конкретные образы, подмечать детали и частности, прочно усваивать события и даты создают тот фундамент фактических знаний, который является необходимой основой для дальнейшего, более глубокого усвоения системы знаний.

Воображение у детей младшего школьного возраста живое, яркое, с характерными чертами необузданной фантазии. Постепенно развивается воссоздающее воображение (что особенно важно для изучения истории), оно становится более реалистичным. Развивается и творческое воображение, на основе переработки прошлого опыта ребенок может создать необходимые образы.

14 стр., 6628 слов

Процесс развития идеи русской национальной школы в отечественной ...

... русской национальной школы в отечественной педагогике второй половины 19 - начала 21 вв., особенности ее развития, реализации на практике отечественного образования? Объект исследования. Концепции русской национальной школы. Предмет исследования. Процесс развития идеи русской национальной школы ... проявление русской народности и благородного патриотизма. Он призывал формировать у детей положительные ...

2.2 Интересы младших школьников

Необходимо отметить новый характер интересов у младших школьников: в играх появляются исторические лица и события общественной жизни. Основой этого интереса — вопрос «как было раньше?». Старинные вещи, рассказы взрослых, кино- и видеофильмы о прошлом вызывают интерес, будят воображение.

Ребенка младшего школьного возраста также интересует история своей семьи, города, улицы. Появляется осознание себя как социального существа, своего места в системе общественных отношений, в социальных ролях «ученик», «одноклассник».

3.0 Восприятие как психический процесс

В психологической литературе существуют разные подходы к определению восприятия. Так, Л.Д. Столяренко рассматривает восприятие как психологический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.

А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум определяют восприятие, как познавательный психический процесс, состоящий в целостном отражении предметов, ситуации и событий, возникающий при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

1.4 Психологические особенности восприятия литературных произведений младшими школьниками

З.И. Романовская отмечает, что особый вид деятельности, которым является восприятие художественного произведения, «надо рассматривать как длительный, постоянно расширяющийся и углубляющийся процесс, в котором отражаются развитие, духовный рост читателя» [19].

Восприятие литературных произведений у младших школьников имеет свои особенности. В этом возрасте дети только начинают формировать свою литературную культуру и понимание художественных текстов. Они еще не обладают достаточным опытом и знаниями, чтобы полноценно воспринимать и анализировать произведения.

Важным аспектом восприятия литературных произведений является умение читателя включать свою фантазию и воображение. Графические знаки, напечатанные на странице книги, должны преобразовываться в слова и образы в сознании младшего школьника. Это требует активного участия психических механизмов мозга.

Чтение литературы способствует развитию эмоциональной сферы ребенка. В процессе восприятия произведения возникает сопереживание героям и автору, что вызывает эмоциональную реакцию. Младшие школьники начинают осознавать свои эмоции и понимать, как эти эмоции связаны с прочитанным текстом.

Однако, восприятие литературных произведений младшими школьниками требует постоянного развития и углубления. Чем больше опыта и знаний о мире и культуре накапливает ребенок, тем более глубоко и осознанно он будет воспринимать литературные произведения.

Таким образом, восприятие литературных произведений младшими школьниками является длительным процессом, который отражает их развитие и духовный рост. Это процесс, требующий активного участия психических механизмов мозга, фантазии, воображения и эмоциональной реакции. Восприятие литературы помогает детям формировать литературную культуру и понимание художественных текстов, а также развивает их эмоциональную сферу.

Возрастная динамика восприятия художественного произведения

М.Р. Львовым были подробно описаны психологические особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками. Он отмечает, что у квалифицированного читателя раскодирование графических знаков не вызывает затруднений, так как он уже владеет навыком чтения в достаточной степени. Для него основной упор делается на осознание образной системы произведения и уяснение его идеи, а также на формирование собственного отношения к ней. Однако младший школьник еще не обладает достаточным уровнем навыка чтения, поэтому для него преобразование графических знаков в слова является трудоемкой операцией, которая часто отвлекает его от других аспектов восприятия произведения. В результате чтение для него сводится к простому озвучиванию, а не становится полноценным общением с автором.

16 стр., 7642 слов

Особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста жанра ...

... жанров с постепенным введением детей в мир более сложных музыкальных произведений. 1.3. Характеристика жанра камерной музыки. Камерная музыка – Особенности камерного музыкального изложения заключается в ... народам других стран. Музыка является важным средством всестороннего развития личности ребенка. Таким образом, музыка – это вид искусства, в котором художественные образы формируются с помощью ...

Л.Н. Рожина отмечает, что полноценное восприятие художественного произведения не ограничивается только его пониманием. Это сложный процесс, который включает возникновение определенного отношения к самому произведению и к изображенной в нем действительности.

Психологи выделяют два типа отношения учащихся начальных классов к художественному миру произведения. Первый тип — эмоционально-образный — представляет собой непосредственную эмоциональную реакцию ребенка на образы, которые являются центральными в произведении. Второй тип — интеллектуально-оценочный — зависит от житейского и читательского опыта ребенка и включает элементы анализа.

Таким образом, возрастная динамика восприятия художественного произведения может быть представлена как путь от сопереживания конкретному герою и сочувствия ему, к пониманию авторской позиции, а затем к обобщенному восприятию художественного мира и осознанию своего отношения к нему. Это также включает осмысление влияния произведения на личностные установки ребенка.

Уровень восприятия ребенком литературного произведения является важным фактором, который определяется на основе анализа результатов его читательской деятельности. Однако определение уровня восприятия произведения представляет собой сложную задачу, так как оно зависит от его своеобразия и неповторимости, а также от различных способов его трактовки. Кроме того, процесс восприятия включает в себя множество аспектов, таких как эмоции, воображение и мышление, которые необходимо учитывать при определении уровня восприятия произведения.

Основным критерием, позволяющим определить уровень восприятия произведения, является степень образной конкретизации и образного обобщения. Этот критерий учитывает способность ребенка воспринимать художественные образы в их конкретном и абстрактном единстве, а также в индивидуальном и типичном аспектах. Под образной конкретизацией понимается способность ребенка на основе художественных деталей создавать целостные образы в своем воображении. Образное обобщение предполагает, что ребенок видит в конкретной картине жизни, описанной автором, обобщенный смысл и проблему, поставленную в произведении.

Важно отметить, что художественный текст допускает различные трактовки, поэтому говорят о полноценном восприятии, а не о правильном. Под полноценным восприятием понимается способность ребенка сопереживать героям и автору произведения, видеть динамику их эмоций, воспроизводить в своем воображении картины жизни, созданные писателем, размышлять над мотивами, обстоятельствами и последствиями поступков персонажей. Также ребенок должен уметь оценивать героев произведения, определять авторскую позицию, осваивать идею произведения и находить в своей душе отклик на поставленные автором проблемы. Полноценное восприятие произведения свидетельствует о высоком уровне литературного развития.

4 стр., 1674 слов

Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками ...

... работы по развитию восприятия книги детьми дошкольного возраста. В процессе восприятия книг детьми в дошкольном образовательном учреждении выделены следующие этапы: знакомство детей с предметными и сюжетными картинками по знакомому произведению; изготовление книжек по ...

Определены следующие уровни восприятия художественного произведения: понимание его предметной стороны, понимание подтекста и системы художественных образов, а также осмысление идейно-образного содержания произведения, приводящее к оценке прочитанного, к осознанию главных мыслей произведения и к раскрытию мотивов и отношений.

Исследования показывают, что уровни восприятия художественного произведения различаются у учащихся I-II и III-IV классов.

Развитие читательских навыков у детей младшего и среднего школьного возраста

Исследование показало, что учащиеся I-II классов не могут самостоятельно осознать идейное содержание произведения без помощи взрослого. Для детей этого возраста характерна эмоциональная реакция на текст, они воспринимают его только на эмоциональном уровне, используя оценочные выражения типа «страшно» или «смешно». Также дети этого возраста не способны по описанию воссоздать в воображении образ ранее неизвестного предмета. Они не осознают, что художественное произведение не воссоздает реальную действительность, а отражает отношение автора к ней. Поэтому учащиеся I-II классов не замечают форму произведения и не ощущают авторской позиции.

В свою очередь, учащиеся III-IV классов уже обладают некоторым читательским опытом и более развитым жизненным багажом. Они способны самостоятельно уяснить идею произведения, если его композиция не слишком сложна и было проведено предварительное обсуждение произведения с похожей структурой. У этих учащихся достаточно развито воображение, чтобы по описанию воссоздать неизвестный ранее объект, если для его описания используются известные им языковые средства. Также учащиеся III-IV классов начинают сопереживать автору, то есть они формируют свою собственную читательскую позицию и пытаются понять позицию автора. Они могут самостоятельно уяснить формальные признаки произведения, если ранее сталкивались с подобными изобразительно-выразительными приемами. Таким образом, учащиеся III-IV классов могут получать удовольствие от восприятия формы произведения и замечать соответствие содержания и формы.

В этом возрасте наблюдается новая тенденция в читательской деятельности — ребенок не удовлетворяется только чувственной и эмоциональной реакцией на прочитанное, он стремится логически уяснить прочитанное. Это свидетельствует о развитии критического мышления и способности анализировать текст.

Классификация уровней восприятия художественного произведения

Помимо классификации уровней восприятия, предложенной М.Р. Львовым, Н.Д. Молдавская разработала свою собственную классификацию, основанную на способности учащихся выполнять различные виды деятельности при чтении и анализе текста [12]. В ее классификации выделены четыре уровня восприятия, которые отражают способности учащихся на разных стадиях развития.

1. Фрагментарный уровень

На данном уровне дети не обладают целостным представлением о произведении. Их внимание сосредоточено на отдельных событиях, они не могут установить связи между эпизодами. Хотя эмоциональная реакция может быть яркой и точной, дети испытывают трудности в выражении своих чувств и не связывают их с конкретными событиями в произведении. У них слабо развито воображение, и они не способны соотносить мотивы, обстоятельства и последствия поступков героев.

4 стр., 1700 слов

Принципы отбора художественных произведений и книг для литературного ...

... читатель. Его идеи, идеалы, запросы. Выбирая книгу для чтения ребенку необходимо думать о направленности произведений на формирование позитивных эмоций ребенка, позитивной деятельности» При отборе литературы для детей дошкольного возраста необходимо исходить из ...

При ответах на вопросы учащиеся не обращаются к тексту произведения, неохотно выполняют задания и часто отказываются говорить. Они воспринимают художественное произведение как описание реального случая и не пытаются понять авторскую позицию или обобщить прочитанное.

При постановке вопросов к тексту произведения дети на фрагментарном уровне восприятия либо не справляются с заданием, либо ставят всего один или два вопроса, обычно к началу текста.

2. Констатирующий уровень

Уровни литературного восприятия детей

Восприятие литературы у детей может проходить на разных уровнях, которые отличаются по степени сложности и глубины анализа произведений. Ниже будут рассмотрены четыре уровня литературного восприятия детей.

1. Уровень «сюжета»

Дети, находящиеся на данном уровне, склонны концентрироваться на событийной стороне произведения. Они способны легко воспринимать и запоминать последовательность событий, однако могут упустить из виду более глубокий контекст произведения. Восприятие текста на этом уровне не требует высокой эмоциональной вовлеченности в происходящее. Такие дети зачастую не задумываются о художественной форме произведения, не обращают внимание на стиль, на подтекст произведения. В процессе дискуссии о произведении, они задают вопросы лишь о ФАКТАХ, а не о смысле и идейной направленности произведения.

При постановке вопросов к произведению читатели, находящиеся на уровне «сюжета», больше всего интересуются деталями произведения.

2. Уровень «фактов»

Читатели, относящиеся к данной группе, отличаются точной эмоциональной реакцией, способны увидеть смену настроения, однако выразить свои ощущения им еще трудно. Воображение у них развито слабо, воссоздание образа подменяется подробным перечислением отдельных деталей. Внимание детей сосредоточено на событиях, они легко восстанавливают их последовательность, но не всегда понимают, как эти события связанны друг с другом. При специальных вопросах учителя могут верно определить мотивы поведения персонажей, ориентируясь при этом не столько на изображении героя автором, сколько на житейское представление о причинах того или иного поступка. Авторская позиция, художественная идея остаются неосвоенными, обобщение прочитанного подменяется пересказом содержания.

При постановке вопросов к произведению читатели, находящиеся на уровне «фактов», стремятся, как можно подробнее воспроизвести событийную сторону.

3. Уровень «героя»

Читатели, находящиеся на уровне «героя», отличаются точной эмоциональной реакцией, способностью видеть и передавать в слове динамику эмоций, соотнося изменение своих чувств с конкретными событиями, описанными в произведении. Дети обладают развитым воображением, они способны воссоздать образ на основе художественных деталей. В произведении их интересуют, прежде всего, герои. Дети верно определяют мотивы, последствия поступков персонажа, дают оценку героям, обосновывают свою точку зрения ссылкой на поступок. При специальных вопросах учителя они могут определить авторскую позицию. Обобщение не выходит за рамки конкретного образа.

4 стр., 1659 слов

Роль творчества К.И. Чуковского в воспитании положительного отношения ...

... к книге у детей старшего дошкольного возраста. Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения. Глава 1. Теоретические основы воспитания положительного отношения к книге у детей ... настраивает чувства, возвышают их [45]. Уровень восприятия литературного произведения, как и любого другого, зависит от уровня общего развития ребё ...

При постановке вопросов к произведению у детей данной группы преобладают вопросы на выявление мотивов поведения персонажей, на оценку героев и на установление причинно-следственных связей.

4. Уровень «идеи»

Читатели, относящиеся к данной группе, способны эмоционально отреагировать не только на событийную сторону произведения, но и на художественную форму. Они обладают развитым воображением, любят перечитывать текст, размышлять над прочитанным. Дети способны определить назначение того или иного элемента в тексте, увидеть авторскую позицию. Их обобщение выходит за рамки конкретного образа.

Раздел 2. Иллюстрации в литературных произведениях, предназначенных для младших школьников

2.1 Определение и виды иллюстраций

В книгах, журналах, газетах рядом с текстом мы нередко видим рисунки художников или фотографии. Такие изображения носят название иллюстраций. Слово это происходит от латинского «illustratio» — освещение, наглядное изображение. Их назначение — помочь уяснить то, что сказано в тексте, осветить его содержание, сделать ясным, наглядным. Иллюстрация — вид книжной графики, ее основа.

Книжной иллюстрации приходится считаться со специфическими особенностями книги, с двухмерностью книжной полосы, ее форматом, с характером шрифта, способом верстки, с качеством печатной бумаги, с цветом печатной краски и т.п.

Термин «иллюстрация» можно понимать и в широком, и в узком смысле этого слова. В широком значении это всякое изображение, поясняющее текст. Известно много рисунков, произведений живописи и скульптуры, которые выполнялись на литературные темы, но при этом имели самостоятельное художественное значение. Например, живописные полотна О. Домье, выполненные по мотивам романа М. Сервантеса «Дон Кихот», или рисунки В. Серова к басням И. А. Крылова.

Виды иллюстраций

Иллюстрации могут быть различных типов, в зависимости от размера и расположения в книге. Рассмотрим подробнее основные виды иллюстраций:

Иллюстрация на обложке или переплете

Иллюстрация на обложке или переплете является первым, что видит читатель, и она должна привлекать внимание и вызывать интерес к книге. Эта иллюстрация обычно отображает ключевые элементы сюжета или визуально передает общую атмосферу произведения.

Фронтиспис

Фронтиспис — это иллюстрация, которая располагается перед титульным листом и является своеобразным представлением всего литературного произведения. Она может синтезировать главные темы книги, передавать наиболее важные идеи автора или изображать портрет главного героя или писателя.

Заставка

Заставка — это иллюстрация, которая размещается перед началом текста и служит для привлечения внимания читателя. Она может содержать ключевые элементы сюжета или символы, связанные с произведением, чтобы создать атмосферу и вызвать интерес к чтению.

Полосная иллюстрация (во всю страницу)

Полосная иллюстрация занимает всю страницу и может быть использована для визуального представления конкретной сцены или момента из произведения. Она помогает читателю визуализировать описание и создает более яркое представление о происходящем.

Полуполосная иллюстрация

Полуполосная иллюстрация занимает половину страницы и может быть использована для представления более детального изображения или дополнительных элементов, связанных с текстом. Она дополняет описание и помогает лучше понять сцену или персонажей.

32 стр., 15971 слов

Особенности создания иллюстрации как вида прикладной графики

... произведения. Выше сказанное позволяет говорить об актуальности заявленной проблемы исследования. Объект исследования: графика как вид изобразительного искусства. Предмет исследования: особенности создания иллюстрации в прикладной графике. Цель исследования: на основе изучения иллюстрации как вида прикладной графики ...

Разворотная (на двух страницах)

Разворотная иллюстрация занимает две смежные страницы и может быть использована для создания эффекта продолжения или разделения сцен. Она может передавать динамические моменты или представлять две связанные сцены, которые происходят одновременно.

Оборочная (небольшой рисунок, окруженный текстом)

Оборочная иллюстрация представляет собой небольшой рисунок, окруженный текстом. Она может содержать символические элементы или дополнительные детали, которые помогают уточнить смысл или атмосферу произведения.

Рисунки на полях

Рисунки на полях — это иллюстрации, размещенные на полях страницы. Они могут служить для украшения и оформления текста, а также для создания дополнительной атмосферы или эффекта.

Концовка

Концовка — это иллюстрация, размещенная в конце книги. Она может быть использована для заключительного впечатления или подчеркивания основных тем или идей произведения.

Все эти виды иллюстраций являются важными элементами книги, которые помогают визуализировать текст, раскрыть идеи автора и создать более полное представление о произведении.

Иллюстрации-заставки и их функции

Иллюстрации-заставки являются одним из важных элементов оформления книги. Они помещаются в начале каждой части или главы книги и имеют несколько функций.

Во-первых, иллюстрации-заставки помогают визуально выделить начало каждой части повествования. Они размещаются вместе с текстом на спусковой полосе и обычно находятся вверху страницы. Иллюстрации отделяются от текста белым полем, что позволяет им более ярко выделяться и привлекать внимание читателя.

Во-вторых, иллюстрации-заставки помогают читателю сосредоточиться на новом материале и эмоционально настроиться на него. Они создают атмосферу и вызывают определенные эмоции, которые помогают читателю лучше воспринимать содержание части или главы.

Выбор формата иллюстрации зависит от значимости иллюстрируемого события или образа. Для больших разворотных или полосных иллюстраций выбирают наиболее важные события произведения. Менее значимые события можно отобразить на маленьких оборочных иллюстрациях или рисовать на полях.

Также существуют иллюстрации-концовки, которые помещаются в конце каждой части, главы или всей книги. Они, подобно заставкам, могут быть сюжетно-тематическими, орнаментально-декоративными или символическими. Заставки и концовки должны быть выполнены в одном стиле, так как они взаимосвязаны и часто находятся рядом на книжном развороте.

Типы иллюстраций по связи с текстом

Иллюстрации могут быть различных типов в зависимости от своей связи с литературным текстом:

Повествовательные иллюстрации

Повествовательные иллюстрации точно раскрывают содержание повествования. Они могут представлять собой портреты героев, предметно-познавательные или обстановочные иллюстрации, а также иллюстрации действия. Повествовательные иллюстрации могут также давать психологическую характеристику героев через их взаимоотношения, поступки, жесты, мимику и т.д.

Метафорические иллюстрации

Метафорические иллюстрации обобщают мысли автора в символической форме. Они часто не непосредственно связаны с текстом, а идут по ассоциативной линии. Метафорические иллюстрации призваны выражать смысл всего произведения или его части и определенно настраивать читателя.

Иллюстрации являются важным элементом оформления книги, который помогает не только визуально привлечь внимание читателя, но и дополнять литературный текст, создавая особую атмосферу и эмоциональную окраску для его восприятия.

Все виды иллюстраций в пределах одного типа могут совмещаться и переплетаться, это только способствует более полному раскрытию литературного содержания, повышает его художественно-образную выразительность [24].

2.2 Иллюстрации в детских литературных произведениях

Иллюстрация может быть выделена как самостоятельный жанр изобразительного искусства благодаря одному обязательному признаку. Ее рассказ определяется не свободным выбором художника, а литературным произведением. Ее назначение — «осветить», «сделать наглядным» то, о чем рассказывается в книге — события и действия, а также общую идею, которая побудила автора написать книгу.

Для верного понимания художественной иллюстрации обязательны и необходимы общая культура и эстетическое воспитание.

Ведущими художниками-иллюстраторами детской книги в России являются И. Билибин, Э. Лисицкий, В. Лебедев, В. Фаворский, А. Пахомов, Е. Чарушин, В. Конашевич, Ю. Васнецов, А. Чижиков, Е. Стерлигова, Сутеев В., Е. Рачев, Т. Маврина, Б. Дехтерев и др.

Практически все дети без исключения любят книги с картинками. Самые маленькие дети по картинкам как бы прочитывают книгу, прослеживая сюжет от одной иллюстрации к другой. Особая роль принадлежит иллюстрации в эстетическом воспитании детей. Рисунки в книге являются одними из первых произведений изобразительного искусства, с которыми встречается ребенок в дошкольном детстве. Творчество таких мастеров книжной графики, как Ю.А. Васнецова, В. В. Лебедева, А.Ф. Пахомова и других отличает высокое профессиональное мастерство, знание возрастных особенностей ребенка — дошкольника. С самого раннего возраста детей учат воспринимать яркость цветовых образов, осознавать содержание рисунка, знакомят с выразительными средствами книжной графики.

Книжные иллюстрации играют важную роль в эстетическом развитии младших школьников. Они объединяют в себе два потенциала — изобразительного искусства и художественной литературы. Возможности детской иллюстрированной книги огромны в этом деле.

3.1 Эстетическая функция иллюстраций в детской книге

Книги с иллюстрациями отлично влияют на восприятие художественных произведений младшими школьниками. Они помогают детям визуализировать и представить сюжет, персонажей и окружающую обстановку. Иллюстрации позволяют ребенку лучше понять и воспринять содержание произведения.

Великолепные книги издательства «Янтарный сказ», объединенные серией «Лучшие иллюстраторы мира» и «Мастера иллюстрации», являются ярким примером таких книг. Художники, такие как Геннадий Спирина и Марианна Беляева, прекрасно оформляют традиционные русские сказки и произведения классической литературы. Их работы становятся настоящими произведениями искусства.

Кроме того, книги, иллюстрированные Г. и Е. Огородниковыми, уже почти двадцать лет пользуются популярностью. Их непревзойденная техника иллюстраций и юмористический характер рисунков привлекают внимание младших школьников и помогают им лучше понять и насладиться произведениями Николая Носова и Агнии Барто.

Влияние иллюстрации на эстетическое развитие ребенка

Искусно выполненная иллюстрация оказывает эстетическое воздействие на ребенка, позволяя ему познать мир искусства и жизни. Книга представляет собой особый мир, где художественная иллюстрация и литературный текст взаимодействуют, помогая ребенку воспринимать книгу как многоплановое произведение искусства. Поэтому при работе с книгой необходимо не только анализировать литературное произведение, но и учитывать важный элемент книги — иллюстрацию. С учетом психологических особенностей младших школьников, детская книга всегда содержит иллюстрации, и поэтому невозможно эффективно руководить чтением без понимания специфики иллюстрации, ее основных функций и возможностей воздействия на юных читателей.

Значение иллюстрации в эстетическом развитии ребенка-читателя основано на том, что она является произведением графического искусства собственной художественной ценностью, а также ключом к пониманию идейно-художественного своеобразия литературного произведения. Таким образом, иллюстрация оказывает влияние на эстетические чувства младшего школьника двумя взаимосвязанными путями, усиливая эмоционально-эстетическое воздействие.

Дети при восприятии литературных произведений не только понимают их идейно-образное содержание, но и оценивают такие художественные особенности, как ритм, язык, композиция. Иллюстрация в книге способствует раскрытию этих особенностей и, следовательно, необходимо обращать на это внимание на уроках чтения и во время внеклассного чтения. Ритм является основой речевого строения стихотворных произведений. Ритмическая организация стиха характеризуется повторяющимися элементами, которые придают произведениям стройность и легкость движения. Восприятие ритмической структуры стихотворного произведения является важным условием воспитания творческого читателя и одной из задач, стоящих перед учителями и родителями.

Также важно помочь ребенку понять композиционные приемы, лежащие в основе литературного произведения, через иллюстрации. Понимание композиции литературного строения с помощью иллюстраций облегчает восприятие самого литературного произведения в его идейном содержании и художественной форме.

Раскрывая тему книжной иллюстрации, важно отметить ее значимость в развитии эстетической восприимчивости у детей. Иллюстрации в книгах являются первой встречей ребенка с миром изобразительного искусства, и они оказывают громадное влияние на формирование его чувственного восприятия.

Книжная иллюстрация выполняет эстетическую функцию, дополняя и углубляя содержание книги. Она способствует пробуждению в ребенке тех чувств и эмоций, которые вызывает истинно художественное произведение. Благодаря иллюстрациям дети могут лучше понять и войти в литературный мир, познакомиться и подружиться с героями произведения.

Иллюстрации в книгах для детей очень важны в освоении нравственных ценностей и эстетических идеалов. Они помогают детям развить свое зрительное восприятие и познание мира. Книжная иллюстрация является вспомогательным средством для детей младшего школьного возраста при восприятии художественных текстов.

При изучении литературных произведений Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая и В.И. Логинова отмечают, что дети дошкольного возраста основывают свое понимание на жизненном опыте. Иллюстрации к тексту играют важную роль в объяснении литературных ситуаций, которые могут быть детьми неверно поняты.

Художественная иллюстрация — ключевой элемент книги для детей, который определяет ее художественную ценность и эмоциональное воздействие на читателей. Она помогает детям познакомиться с темой, идеей и героями литературного произведения. Книжная иллюстрация стимулирует интерес к чтению, являясь первым шагом в выборе книги.

Таким образом, книжная иллюстрация оказывает огромное влияние на эстетическое развитие детей, формирует их чувственное восприятие мира и способствует более полному и глубокому пониманию художественных текстов.

3.2 Книжные иллюстрации как вспомогательное средство при восприятии художественных текстов младшими школьниками

При работе с детьми младшего школьного возраста особое внимание уделяется иллюстрациям к тексту. Понимание художественного произведения в этом возрасте тесно связано с личным опытом ребенка, поэтому иллюстрации помогают им лучше понять и воспринять содержание произведения.

Книжная иллюстрация выполняет важную роль в формировании представления о теме, идее и персонажах произведения. Она содержит в себе оценку событий и героев литературного действия, помогая детям входить в литературный мир и полюбить его.

Ребенкам младшего школьного возраста сложно воссоздать в своем воображении то, о чем рассказывает писатель. Они нуждаются в визуальном представлении происходящего, и здесь на помощь приходит художник, создающий иллюстрации.

Для младших школьников книжная иллюстрация особенно важна. Книга для ребенка начинается с иллюстраций, что служит для ребенка стимулом освоения первых навыков чтения, а затем и для их совершенствования. Благодаря высокопрофессиональной иллюстрации, учитывающей особенности детского восприятия, возникает интерес к книге и чтению.

Еще один важный момент. При восприятии литературных текстов очень важно воссоздании целостного образа. Здесь часто понимания текста, смысла и морали произведения, запоминания деталей обстановки и имен персонажей, осознавания нюансов и юмора бывает недостаточно. Для полного восприятия необходима образная конкретизация. Под образной конкретизацией понимается способность читателя на основе художественных деталей воссоздать в своем воображении целостный образ. Помимо яркого, подробного описания важным вспомогательным элементом для образной конкретизации является, несомненно, книжная иллюстрация. Укрепляя усвоенные детали текста и являясь источником новых, иллюстрация способствует более точному, глубинному и целостному восприятию литературных произведений младшими школьниками.

Кроме того, как уже писалось выше, книжные иллюстрации помогают младшим школьникам ощущать композицию литературного построения, вследствие чего легче воспринимается и само литературное произведение в единстве его идейного содержания и художественной формы.

Таким образом, книжные иллюстрации помогают младшему школьнику узнавать новые детали произведения, строить целостный образ произведения, ощущать его композицию, ритм, тональность, самым непосредственным образом влияя на восприятие всего литературного произведения в целом.

Можно сказать, что систематическая и целенаправленная работа с иллюстрацией на уроках чтения в школе и при внеклассном чтении — жизненная необходимость. Помня о том, что книжная иллюстрация -«максимально приближенный» к читателю вид искусства, учителя чтения, родители и детские библиотеки должны включать ее по возможности во все формы индивидуальной и массовой работы, которые используются в процессе эстетического воспитания младших школьников. Следует отметить, что работа писателя и художника не расслаивается, но образует органическое единство, которое и есть книга, совместное произведение двух мастеров.

Заключение

Исходя из проделанной теоретической работы и анализа исследованной литературы, можно сделать следующие выводы:

1. В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью у ребенка становится учебная деятельность, в которой происходит усвоение человеческого опыта, представленного в форме научных знаний. В этом возрасте начинает происходить возрастная динамика понимания художественного произведения. Она может быть представлена как некий путь от сопереживания конкретному герою, сочувствия ему к пониманию авторской позиции и далее к обобщенному восприятию художественного мира и осознанию своего к нему отношения, к осмыслению влияния произведения на свои личностные установки.

2. Книжные иллюстрации — это произведения, предназначенные для восприятия в определенном единстве с текстом, то есть находящиеся в книге и участвующие в ее восприятии в процессе чтения.

3. Книжные иллюстрации влияют как на эстетическое развитие младшего школьника, так и на восприятие литературных произведений в целом, способствует улучшению понимания и запоминания литературного произведения.

Таким образом, можно сделать вывод, что детская литература немыслима без содружества с изобразительным искусством, потому что в этом содружестве текста и иллюстрации рождается то, что называется детской книгой. Иллюстрация, дополняя и углубляя содержание произведения, акцентируя его основную идею, пробуждая в ребенке те чувства и эмоции, которые может вызвать в нас истинное произведение искусства, обогащая его зрительное восприятие, способствует его общему и эстетическому развитию.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/rabota-s-illyustratsiyami-na-urokah-literaturyi-kursovaya/

1. Беленькая Л.И. Ребенок и книга. О читателе восьми — девяти лет. — М.: Просвещение, 1969

2. Бидуля Ю.В., Искусство иллюстрации. Тюменский региональный центр Федерации Интернет-образования, 2003 г

3. Божович Л.И. Общая характеристика детей младшего школьного возраста //Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды. Под редакцией Д.И. Эльконина. — М., Воронеж,1995

4. Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. — М.: Педагогика, 1977

5. Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. — М.: Педагогика, 1977

6. Выготский Л.С. Психология искусства — М.: Просвещение, 1989

7. Гурович Л.М., Л.Б. Береговая, В.И. Логинова. Ребенок и книга: книга для воспитателя детского сада/Под ред. В.И. Логиновой. — М., 1992

8. Детская литература. Под ред. Е.Е. Зубаревой. М.: Просвещение 1989

9. Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем. — М.: Лаида, 1994

10. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. — М.: Академия, 2000

11. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. Под ред. Т.Г. Рализаевой. — С — Пб.: Специальная литература, 1997

12. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. — М.: Просвещение, 1976

13. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. — М.: Книга, 1972

14. Полевина Е.В. Эстетическая функция иллюстрации в детской книге, Карельский государственный педагогический университет, 2001

15. Программы общеобразовательных учреждений. //Начальные класса 1 -3. — М.: Просвещение, 1994

16. Психология. Словарь/ Под общей редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М., 1982

17. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. С — Пб.: Питер, 2000

18. Рожина Л.Н. Психология воспитания литературного героя школьниками. — М.: Просвещение, 1977

19. Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников. — М., 1982

20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии — СПб.: Питер, 199

21. Сборник «Программы общеобразовательных учреждений.// Начальные классы. Часть 1 (1-4 классы)». — Просвещение, 2000

22. Столяренко Л.Д. Основы психологии для студентов вузов, Феникс, 1997

23. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. — М.: Просвещение, 1968

24. Материалы сайта Томской областной детско-юношеской библиотеки (http://odub.tomsk.ru)