Свобода совести и свобода религиозного вероисповедания

Курсовая работа

Свобода мысли и совести — одно из основных собственных прав человека, означает, прежде всего, свободу человека от любого мировоззренческого контроля, право каждого независимо от кого-либо и чего-либо выбирать для себя систему духовных ценностей. Охватывает интеллектуальный, нравственный и духовный опыт человечества. Право на свободу мысли, совести и религии включает свободу менять свои идеи, религию или убеждения, свободу отдельно или совместно другими, публично или в частном порядке, проявлять свою религию или убеждения в преподавании, отправлении и соблюдении обрядов и богослужении.

Право на свободу религии иногда нарушается запрещением вероисповедания, установлением жесткого предписания исповедовать определенную религию (главным образом, рот, государственную), установлением неимоверных ограничений в осуществлении этого права.

Свобода мысли и совести является абсолютным правом индивидуума и не подлежит ущемлению, ни при каких условиях.

Цель курсовой работы — комплексный конституционно-правовой анализ ограничения права на свободу совести и выработка рекомендаций по совершенствованию правового регулирования в сфере свободы совести.

Для раскрытия темы были поставлены следующие задачи:

  • исследовать и анализировать понятия «свобода совести» и «свобода вероисповедания»

  • проследить законодательное закрепление свободы совести и вероисповедания в России;

  • выявить проблемы реализации права на свободу совести

Объектом исследования выступают общественно-правовые отношения, складывающиеся в сфере реализации права на свободу совести.

Предметом исследования выступают правовые нормы, содержащиеся в нормативных правовых актах о свободе совести вероисповедания в Российской Федерации, а также практика их реализации.

Методы используемые в процессе исследования представляют собой комплекс научных и специальных методов познания: диалектический, исторический, сравнительно-правовой, статистический, логический, системный, и другие научные методы.

Теоретическую и эмпирическую базу исследования составили Конституция РФ, федеральные и иные законы Российской Федерации, указы Президента России, постановления Правительства РФ, иные нормативные правовые акты, в том числе международные акты, материалы судебной практики Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, судов общей юрисдикции, статистические данные. В работе использовались публикации в периодических изданиях, материалы конференций, семинаров, круглых столов.

14 стр., 6615 слов

Права и обязанности человека – “Права и обязанности человека

... и достойное будущее. nsportal.ru Сочинение на тему мои права и обязанности Ребёнок имеет право: 1. На жизнь и охрану здоровья. 2. На гражданство. 3. На необходимый уровень жизни. 4. На имущество. 5. На образование. 6. На получение профессии. 7. На ... рождения имеют право на жизнь, собственное мнение, свободу мыслей и совести, достоинство личности, самозащиту, выбор религиозных взглядов и личную, ...

Проблемы свободы совести и вероисповедания в России теснейшим образом взаимосвязаны с политическими, правовыми и нравственными процессами, происходящими в обществе. Это логично объясняется с юридической точки зрения: при новой государственной власти появляется новое право, обеспечивающее юридический механизм действия государственных и общественных институтов на основе норм отечественного права и международно-правовых норм и стандартов при приоритете последних, обеспечивающих права и свободы человека и гражданина, их соблюдение и защиту, независимо от религиозной и иной принадлежности.

Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена фактором недостаточной научной и правовой разработанности темы. Вследствие научной неразработанности темы право каждого на свободу совести и вероисповедания упоминается повсеместно лишь в качестве декларации, фактически исключаясь из правового поля. И российское законодательство, таким образом, вместо того, чтобы регулировать реализацию свободы мировоззренческого выбора, направлено на регламентацию деятельности религиозных объединений.

В первой главе будет проведен анализ и определение понятий свобода совести и свобода вероисповеданий, отражены различия между ними и сходства.

Во второй главе речь пойдет о правовом регулировании данного института, как нормами национального права, а именно Конституцией России, федеральными законами, уставами субъектов РФ, так и нормами международного права.

Глава третья раскрывает проблемы связанные с реализацией прав и свобод человека в вопросах вероисповедания и совести.

Глава 1. Понятие свободы совести и свободы вероисповедания.

.1 Понятие свободы совести

Современная Россия является государством, в котором всем и каждому обеспечена свобода совести, свобода вероисповедания. За годы существования Российской Федерации как независимого демократического государства религиозные объединения стали важнейшей частью гражданского общества. Диалогу с ними органы государственной власти, в том числе Государственная Дума, придают первостепенное значение. Религиозные организации, и в первую очередь принадлежащие к традиционным для нашей страны конфессиям, прилагают все усилия для поддержания стабильности и согласия в обществе, для обеспечения гармоничного сосуществования граждан с различными убеждениями. Они всемерно содействуют межконфессиональному и межнациональному миру и взаимопониманию, активно участвуют в жизни и созидательной деятельности российского общества. Социальное служение, осуществляемое многими религиозными организациями, позволяет с полным основанием назвать их социально ориентированными организациями.

3 стр., 1122 слов

Что такое внутренняя свобода человека

... Сочинение «Свобода». (Вар 3) Какое замечательное слово «свобода», сколько в нем полета, простора и невесомости! Вопросом, что это такое, задавался не один человек на земле. Подходя к вопросу о том, что такое свобода, ... хозяев, ни господ, ограничивающих его личную свободу. Человек имеет полную свободу в выборе вероисповедания. Все остальные несвободы и ограничения человек придумывает себе сам. Он сам ...

Важнейшим условием обеспечения свободы совести, оптимизации государственно-конфессиональных отношений, профилактики правонарушений является повышение уровня правовой грамотности и правовой культуры в обществе. Это условие может быть выполнено посредством организации соответствующих образовательных программ, а также путем широкого распространения необходимой литературы. Хорошо известно, что в настоящее время имеется острый дефицит таких книг, немногочисленные и малотиражные издания быстро становятся недоступными широкому кругу тех, кто имеет в них настоятельную потребность.

Понятие свободы совести — это естественное право человека иметь любые убеждения. Свобода совести — более широкое понятие, чем свобода вероисповедания.

Под свободой совести понимается право человека, как верить в Бога в соответствии с учением той или иной свободно выбранной им религии, так и быть атеистом, то есть не верить в Бога совсем. Данная свобода особенно важна в государствах, в которых признана государственная религия, и следственно, существует определенное давление на человека с целью заставить принять эту религию. В странах без государственной религии свобода служит защитой для атеистов, а в тоталитарных атеистических государствах ею прикрывались официальная антирелигиозная пропаганда и гонения на церковь.

В философии совесть это — внутренний нравственный критерий оценки собственных действий, регулирующий высказываемые мысли и действия, ограничивающий свободу моральными рамками поведения.

Современные ученые определяют совесть как способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные ценности и обязанности, требовать от себя их выполнения и проводить самооценку совершаемых поступков, подчеркивая индивидуальные личностные начала отдельного человека.

Свобода совести защищает не только религию, но и иные мировоззренческие убеждения нерелигиозного характера (это не относится к политическим, экономическим, научным и иным подобным убеждениям).

Свобода совести — устойчивый международный термин. Он означает право на свободу выбора своего отношения к любой конкретной религии и к религии вообще, религии как таковой: быть верующим, последователем той или иной религии; не быть последователем ни одной религии и не следовать религиозной вере вообще; изменять свое отношение к религии — становиться и переставать быть приверженцем религии, иметь, менять, отстаивать свои убеждения относительно религии и действовать в соответствии с ними.

Свобода может рассматриваться в материальном и идеальном смыслах.

Материальная свобода — это свобода действий и она ограничена физическими возможностями человека и воздействием на него законов природы.

Идеальная свобода больше зависит от свободы воли человека и ограничено его нравственной позицией. Таким образом, под свободой понимается возможность поступать согласно своей воле, своим целям, а не по внешнему принуждению или ограничению.

18 стр., 8678 слов

Религия — ы : Проблема человека в конфуцианстве. Человек ...

... природы и смысла человека в понимании древнекитайских философов. Целью данной работы является изучение проблемы человека в религиях Востока, в частности в Конфуцианстве и в ... высказываний становится понятно, что человека он рассматривает как особый предмет природы, ... в 50 лет. У него было много учеников. Они записали мысли как своего учителя, так и свои. Так возникло главное конфуцианское сочинение ...

Рассматривая свободу с точки зрения социологических наук, то это — определенная духовная ценность человека, общества, важное социальное благо, созданное обществом в результате своего исторического развития.

Если рассматривать свободу совести в правовом аспекте, то в статье 28 Конституции РФ говорится о совести и ее свободе, которые отождествляются с вероисповеданием, атеизмом либо с выбором между ними. Однако совесть и ее свобода хоть и составляют основу религиозной нравственности, тем не менее, не определят свобод выбора между верой в Бога и отрицанием его как такового. Совесть — это особое душевное качество каждого человека, свойственное ему вне зависимости от того, признает его человек или отрицает. Совесть формируется с детства, с младенчества. Родители объясняют ребенку, что такое добро и зло, плохо и хорошо.

Но поcкольку Роccия еcть cветcкое гоcударcтва, где церковь отделена от гоcударcтвенной влаcти, то его гражданам предоcтавляетcя право cамоcтоятельно выбирать, и определять нравcтвенные оcновы добра и зла, либо в cоответcтвии cо cвоими религиозными убеждениями, либо c тем, что именуют, «общечеловечеcкой моралью». Cледовательно, cвобода cовеcти равнозначна cвободе убеждений и мировоззрений, им имеющих политико-идеологичеcкого cодержания.

В содержании свободы совести можно выделить следующие составляющие: право граждан исповедовать любую религию или не исповедовать и не признавать никакой религии; право свободно проводить атеистическую пропаганду, но при этом не допуская оскорбления религиозных чувств верующих; равноправие граждан независимо от их религиозной принадлежности; равенство всех религии перед законом; свободное исполнение религиозных культов и обрядов и т.д.

Одним из важнейших следствий из свободы совести является закрепленное в ст. 59 Конституции РФ право на замену воинской службы альтернативной гражданской службой.

Согласно данной статье, «гражданин РФ, в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных… случаях» имеет право на АГС.

.2Понятие свободы вероисповедания

При характеристике отношения человека к религии в статье 28 Конституции РФ помимо понятия «свобода совести» употребляется и термин «свобода вероисповедания». В нормах международного права, в конвенции о защите прав человека и основных свобод и других актах «свобода религии». Религиозное многообразие исторически сложилось на территории России. Православие, католичество, протестанство, иудаизм, ислам, буддизм, а также различные секты данных религий, имеющие своих прихожан, представляют собой конкретные вероисповедания. Приобщение человека к конкретному вероисповеданию составляет реализации свободы вероисповедания. Приобщение человека к конкретному вероисповеданию составляет реализации свободы вероисповедания.вобода вероисповедания означает право человека на выбор религиозного учения и беспрепятственного отправления культов и обрядов в соответствии с этим учением. В данном понятии можно выделить следующие составляющие: равноправие всех религий и верующих всех исповеданий и их равенство перед законом, недопущение дискриминации по религиозному признаку, право исповедовать любую религию, право осуществлять религиозные обряды, право применять религию.

13 стр., 6174 слов

Религиозные центры Украины

... религиозной подоплеки. Подчеркивается их универсальность для людей различных вероисповеданий, национальностей, ... религиозный туризм Предмет – центры религиозного туризма в Украине Цель – проанализировать особенности религиозного туризма в Украине Задачи: 1. Выявить сущность понятия «религиозный туризм» и разновидности религиозного туризма; 2. Изучить религиозный ... Пифии, жившей в храме, для получения ...

Свобода вероисповедания равнозначна свободе религии, религиозной свободе. Свобода вероисповедания предполагает не только свободную деятельность религиозных объединений различных конфессий, действующих в соответствии с законом, но и индивидуальное право каждого свободно выбирать любую религию, принадлежать к любой конфессии, выбирать, иметь, менять, распространять и выражать любые религиозные взгляды, участвовать в религиозных богослужениях и обрядах, а также не исповедовать никакой религии.

Свобода вероисповедания есть лишь элемент свободы совести, поскольку к свободе вероисповедания относится свобода выбора религии и свободы осуществления религиозных обрядов. Эти свободы предполагают, что никакая власть — ни государство, ни духовенство той или иной религии — не вправе вмешиваться в религиозную жизнь человека.

Человек имеет право на религиозную свободу. Эта свобода состоит в том, что все люди должны быть свободы от принуждения со стороны как отдельных лиц, так и социальных групп, а также любой человеческой власти, дабы благодаря этому в религиозных вопросах никого не заставляли действовать против своей совести и не препятствовали действовать в должных пределах согласно своей совести: как в частной, так и в общественной жизни, как в одиночку, так и в сообществе с другими людьми.

Пользуясь религиозной свободой, необходимо соблюдать нравственный принцип личной и социальной ответственности; гражданское общество имеет право защищать себя от злоупотреблений, которые могут возникнуть под предлогом религиозной свободы, и потому обеспечение такой защиты является делом гражданской власти. На гражданскую власть возлагается и первостепенная обязанность охранять и поддерживать религиозную свободу справедливыми законами и другими подходящими средствами, а также обеспечить условия, благоприятствующие развитию религиозной жизни. Ориентируясь на Закон РФ «О свободе совести и религиозных объединениях», то можно выделить несколько видов деятельности, помимо собственно исполнения религиозных обрядов:

.преподавание религии в государственных школах и создание собственных образовательных учреждений;

.проведение обрядов в тюрьмах, больницах, домах престарелых, интернатах, детдомах;

.производство, приобретение, экспорт, импорт и распространение религиозной литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов и иных предметов религиозного назначения и учреждение необходимых для этого предприятий;

.учреждение средства массовой информации;

.приглашение иностранных граждан и создание при себе представительств иностранных религиозных организаций.

16 стр., 7697 слов

Список литературы любые вопросы по теории государства и права

... (государство выше права и им не связано); 2) либеральная (право выше государства); 3) прагматическая (государство создает право, но связано им). Первая – для России не подходит, вторая – выражает скорее желаемое, третья – также по ...

свобода вероисповедание совесть правовой

Глава 2. Правовое регулирование деятельности религиозных объединений в Российской Федерации

.1 Правовое регулирование деятельности религиозных объединений в Российской Федерации

Существенным затруднением для выработки и проведения в жизнь вероисповедной политики современного Российского государства является отсутствие общественного согласия по вопросу о том, какие ценностно-целевые установки должны лежать в ее основе.

Формирование государственной вероисповедной политики включает в себя основополагающие стратегические действия, рассчитанные на дальнюю перспективу. Это: выработка на основе изучения духовных запросов и ценностей общества теоретических, концептуальных положений о месте религии и религиозных объединений в жизни общества, о характере, видах и масштабах сотрудничества государства с религиозными объединениями во имя решения социальных задач; создание и совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей данную сферу социальных отношений;

создание и совершенствование соответствующих структур органов власти, осуществляющих практическую реализацию вероисповедной политики государства.

Реализация государственной вероисповедной политики — совокупность действий государства, по достижению поставленных государственной вероисповедной политики целей и задач политики с помощью установленных принципов и методов.

Законодательство России предусматривает деятельность государства в сфере отношений с религиозными объединениями в двух направлениях, связанных с исполнением обязанностей и с осуществлением прав.

Во-первых, это исполнение государством, его органами власти и государственными учреждениями, лицами, замещающими государственные должности, и государственными служащими обязательных требований законодательства и контроль за исполнением этих требований религиозными объединениями, включая предотвращение и пресечение противоправных действий.

Во-вторых, это осуществление органами государственной власти и управления, государственными учреждениями разрешенных (предусмотренных) законодательством видов взаимодействия с религиозными объединениями и оказания им помощи.

Президент Российской Федерации является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина (ст. 80, п. 2 Конституции Российской Федерации).

Конституционный механизм позволяет Президенту реализовать свои полномочия гаранта прав и свобод человека и гражданина в случае, если принятый Федеральным Собранием Федеральный закон ущемляет эти права и свободы;

приостанавливает действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и Федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом. Данная норма установлена статьей 85, п. 2 Конституции РФ;

подписывает международные договоры РФ (статья 86, пункт б) Конституции РФ).

Подписанные Президентом международные договоры, содержащие обязательства в области свободы совести, становятся частью правовой системы РФ, согласно статье 15 п. 4 Конституции РФ.

2 стр., 932 слов

«Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода ...

... считали свои права, нарушили права других, это уже правонарушение. Эти примеры показывают, как вседозволенность одних приводит к ущемлению прав других. Заключение: Делая выводы, хотим вернуться к самому высказыванию: «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого». Эти слова, ...

Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ по своему статусу является консультативным органом, осуществляющим рассмотрение вопросов и подготовку для Президента предложений, касающихся его взаимодействия с религиозными объединениями и повышения духовной культуры общества.

Конкретные задачи, решаемые Советом, имеют в основном информационно-аналитический характер.

Федеральное Собрание Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации (ст. 94 Конституции РФ).

В качестве законодательного органа Федеральное Собрание формирует и совершенствует законодательную базу в области регулирования и защиты свободы совести, свободы вероисповедания и о религиозных объединениях; в области предоставления налоговых и иных льгот религиозным организациям.

Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ образована в целях рассмотрения вопросов, возникающих в сфере государственно-конфессиональных отношений, в частности вопросов передачи имущества религиозным организациям.

Предметом отношений между современным российским государством и религиозными объединениями являются:

— реализация конституционного права человека и гражданина на свободу совести и вероисповедания;

осуществление гарантированных законом прав религиозных объединений и контроль за соблюдением законов и исполнением ими возложенных на них законодательством обязанностей;

обеспечение взаимодействия государственных и муниципальных органов власти и религиозных организаций в осуществлении социально значимых программ;

реализация конституционного принципа отделения религиозных объединений от государства;

регулирование межконфессиональных отношений в случаях, порождающих общественный конфликт.

Субъектами отношений государства и религиозных объединений выступают:

со стороны государства — органы законодательной, исполнительной и судебной власти, государственные учреждения и другие организации (в том числе образовательные, научные, культурные, государственные средства массовой информации);

со стороны религиозных объединений — религиозные организации и религиозные группы, их руководящие либо координирующие органы, духовные образовательные учреждения, а также созданные при участии религиозных организаций учреждения и иные организации, осуществляющие различные виды социально-гуманитарной, образовательной, культурно-просветительской, информационной и иной деятельности. Религиозные группы, не обладающие правами юридического лица и не являющиеся субъектами права, тем не менее могут быть субъектами государственно-конфессиональных отношений, поддерживать контакты с органами власти.

2 стр., 794 слов

Какова роль совести в жизни человека? По Д. М. Лихачёву

... общество. (34)Тревоги совести... (35)Они подсказывают, учат; они помогают не нарушать этических норм, сохранять достоинство – достоинство нравственно живущего человека. (по Д. С. Лихачёву) Источник [ ... подруге. (2)Учительница литературы предложила этой подруге написать сочинение об очень крупном советском писателе. (3)И в этом сочинении школьница, отдавая должное и гениальности писателя, и ...

Уровни отношений государства и религиозных объединений в Российской Федерации: общегосударственный (федеральный), субъекта Федерации, местный (муниципальный).

На каждом из уровней в качестве субъектов отношений выступают соответствующие органы, учреждения и организации государства и религиозных объединений. Например, централизованная религиозная организация общероссийского масштаба заключает соглашение о сотрудничестве с федеральным министерством, епархия Русской Православной Церкви — с администрацией субъекта Федерации Конституция Российской Федерации, принятая в декабре 1993 г., является основополагающим элементом российского законодательства. Она включает в себя ряд важных положений, связанных с обеспечением свободы совести, свободы вероисповедания и с деятельностью религиозных объединений.

Кроме этого, Конституция декларирует важнейшие ценности — права человека, демократические институты, частную собственность, свободу экономической деятельности и другие, составляющие основу конституционного строя. Все вышеперечисленное и определяет значение Конституции как базы для развития общества.

Важнейшее положение, определяющее конституционные приоритеты, содержится в статье 2 Конституции:

«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

Проблема соотношения прав и интересов личности, общества и государства являлась ключевой проблемой общественного устройства на протяжении всей истории человечества.

Таким образом, современные государства рассматривают права и свободы в качестве одной из основных ценностей, но отнюдь не высших, как сказано в Конституции РФ (ст. 2).

Есть, оказывается, ценности высшего порядка (нравственное и физическое здоровье населения, общественный порядок, государственная безопacнocть и др.), нежели права и свободы индивида. Это и естественно, ибо человек сверхкорыстен, дорога к совпадению интересов личности и общества длинна и терниста, а эгоизм человеческий беспределен».

Конституция устанавливает, что «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц».

Принцип равенства перед законом недостаточно содержательно разработан в российском конституционном праве. Раскрытие содержания понятия «равенство перед законом» принципиально важно, поскольку в следующей статье Конституции говорится о нем применительно к религиозным организациям. рот

Дальнейшее правовое закрепление «узаконенное неравенство в обращении» государства с некоммерческими организациями (включая общественные объединения и религиозные организации) получило с появлением в российском законодательстве положений о «социально ориентированных некоммерческих организациях».

Формула о «религиозной и мировоззренческой нейтральности государства» не была включена ни в Конституцию РФ, ни в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» и в действующем законодательстве отсутствует.

1 стр., 407 слов

Свобода есть право на неравенство

... использует собственное право на свободу во благо окружающим. Цель свободы - улучшение жизни того человека, который её использует. Равенство имеет другую сущность: уничтожение права на возвышение со стороны. Свобода носит позитивное ... было защищено законом, а его права были минимальны. Живые люди были приравнены к собственности. Здесь проблема заключается не в неравенстве, а в несправедливости по ...

В действующем российском законодательстве принцип отделения религиозных объединений от государства более детально раскрывается в статье 4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Согласно ст. 14 ч. 2 Конституции, религиозные объединения равны перед законом. Российское законодательство устанавливает одинаковые для всех религиозных объединений основные права, обязанности и запреты.

Неравным объемом прав обладают централизованные и местные религиозные организации, религиозные группы, намеренные зарегистрироваться в качестве религиозной организации и располагающие подтверждением о своем существовании на данной территории не менее 15 лет или о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания и религиозные группы, не обладающие такими подтверждениями. Внесенными 05.04.2010 г. изменениями в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» введено понятие «социально ориентированных некоммерческих организаций». Религиозные организации могут признаваться таковыми в индивидуальном порядке и в качестве таковых получать право на получение в приоритетном порядке экономической поддержки от органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Но в тоже время государство не может игнорировать фактическое неравенство конфессий, с учетом которого абстрактная «нейтральность» и «равноудаленность» от всех конфессий обернулась бы социальной несправедливостью. Поэтому приоритетное внимание органов власти к сотрудничеству в социальной сфере с наиболее распространенными и исторически укорененными в России конфессиями нельзя однозначно признать «противоправным» или носящим черты так называемой «позитивной дискриминации».

Статья 17 Конституции РФ. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц».

В данной статье Конституции в наиболее общем виде устанавливается наличие и неотчуждаемость основных прав и свобод человека и гражданина, подтверждается их соответствие международным стандартам. Положение, содержащееся в ч. 3 ст. 17 Конституции, указывает на недопустимость ущемления прав и свобод других людей. Статья 19. Все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от… отношения к религии, убеждений… Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам… религиозной принадлежности».

«Юридическое (формальное) равенство всех перед законом по своему содержанию означает: во-первых, равенство прав и свобод человека и гражданина (равноправие); во-вторых, равенство юридических обязанностей граждан и других лиц; в-третьих, равные основания юридической ответственности за нарушение закона; в-четвертых, равенство перед судом (равное правосудие для всех)».

Игнорирование фактического неравенства людей по их физическим и интеллектуальным возможностям, непринятие во внимание их неодинакового общественного поведения, то есть формально-нейтральное, одинаковое обращение государства с гражданами без учета их индивидуальных особенностей, обернулось бы фактическим неравенством для тех, чьи заслуги перед обществом или потребность в поддержке были бы не учтены.

Статья 28. «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

В том виде, в котором свобода совести раскрыта в данной статье Конституции, она практически точно соответствует пониманию свободы как негативного права, предполагающего возможность личности действовать по собственному усмотрению, не подвергаясь давлению или ограничению извне. Однако в реальности, как мы знаем, свобода совести включает в себя и элементы позитивного права, которое для своей реализации требует определенных действий со стороны государства.

Статья 29. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда … религиозного… превосходства. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений или убеждений или отказу от них….»

В статье 9 Закона РФ «О свободе вероисповедания» указывается, что ребенок имеет право свободно выражать свое мнение, право на свободу совести. Родители ребенка или его опекуны, в свою очередь, вправе обеспечить его религиозное и нравственное воспитание. Практика религии или убеждений, в которых воспитывается ребенок, не должна наносить ущерба ни его физическому или умственному здоровью, ни его полному развитию. Статья 17 определяет религиозное объединение как добровольное объединение совершеннолетних граждан, образованное с целью совместного осуществления их права на свободу вероисповеданий, в том числе для совместного исповедания и распространения веры. Регламентирован порядок регистрации устава религиозных организаций, их деятельности в системе общественных отношений, прекращения их деятельности.

Процитированные нормы, защищая права и свободы человека и гражданина, устанавливают исчерпывающий перечень оснований, по которым они могут быть ограничены. Указание на то, что эти ограничения могут вводиться только федеральным законом, исключает иные возможности ограничения, в частности подзаконным актом или актом субъекта Федерации.

Глава 3. Проблемы реализации свободы совести в России

.1 Проблемы реализации свободы совести в России

Целый ряд проблем выявлен на законодательном уровне. Правовой институт свободы совести в Российской Федерации является неадекватным, коллизионным, основанным на юридически некорректных принципах и понятийном аппарате. В частности, подмена свободы совести свободой вероисповеданий приводит к очень сильной зависимости реализации конституционного права от отношений государства с религиозными объединениями, а права «неверующих» фактически находятся вне правового поля.

Анализ законотворческого процесса выявил продолжение и усиление антиконституционных тенденций, предполагающих законодательное закрепление с одной стороны — системы «специальных» государственных льгот и привилегий (в том числе прямое государственное финансирование в целом ряде областей) для «основных» религиозных организаций, а с другой — неправомерных ограничений в отношении «неосновных» (под предлогом борьбы за «духовную безопасность», против «религиозного экстремизма», «сект», «иностранных миссионеров» и т.п.).

Все упомянутые тенденции направлены на закрепление государственных конфессиональных предпочтений и/или на «специальные» ограничения и контроль мировоззренческой сферы, основанные на не правовых принципах и терминологии: «религиозный экстремизм», «религиозная экспансия», «духовная безопасность», традиционная религиозная организация», «секта», «ваххабизм», «миссионеры» и т.п.

Что касается уровня деятельности органов государственной власти, правоприменения и судебной практики, то анализ ситуации последнего года в области свободы выявил дальнейшее углубление кризиса реализация свободы мировоззренческого выбора, намеченное ранее.

Как следствие имеют место многочисленные нарушения свободы вероисповедания и рост ксенофобии, нетерпимости, дискриминации по мотивам религии или убеждений. При этом неверующие так же чувствуют себя ущемленными, в том числе и в связи с продолжением незаконной практики государственного финансирования деятельности некоторых религиозных объединений.

Среди проблем, с которыми сталкиваются религиозные объединения, следует отметить: неправомерные ликвидации (попытки ликвидации); неправомерные ограничения в распространении текстов и печатных изданий; проблемы приобретения помещений и земли под строительство культовых сооружений; неправомерные препятствия в проведении публичных мероприятий; неправомерные ограничения деятельности религиозных объединений, лидеры которых являются гражданами иностранных государств; неправомерное вмешательство органов власти и местного самоуправления в деятельность религиозных объединений; проблемы возвращения законной собственности религиозных объединений; распространение недостоверной и порочащей информации о деятельности религиозных объединений.

Массовые и системные нарушения свободы совести привели к значительному количеству обращений в Европейский Суд по правам человека в Страсбурге.

Анализ материалов судебной практики по делам связанным с реализацией права на свободу совести подтверждает авторскую гипотезу о том, что решение проблемы реализации прав в данной сфере лежит не только в области правоприменения. Прежде всего, необходимо глубокое научное переосмысление проблемы и совершенствования правовой базы законодательства.

Европейский Суд по правам человека учрежден в 1959 г. в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Суд состоит из такого числа судей, которое равно числу членов Совета Европы, он самостоятельно устанавливает свой регламент и правила процедуры. Юрисдикция Суда охватывает дела, связанные с толкованием и применением Конвенции, но лишь в отношении тех государств, которые признали ее для себя обязательной, т. е. и в отношении России. В состав Суда входит судья от РФ.

Обращение (петицию) в Суд вправе подавать как государство, так и физическое лицо. Признается, что обращение может быть подано только после того, как исчерпаны все внутренние средства решения спора. Суд, состав которого утверждается для каждого обращения отдельно, окончательный, и государства обязаны ему подчиняться. Жертве нарушения прав может быть назначено «справедливое возмещение».

Жители России достаточно активно используют право, право обращения в Европейский суд по правам человека: ими было подано свыше 13 тысяч жалоб. Следует обратить внимание и на то, что права на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство, согласно ч.З ст. 56 Конституции РФ, не подлежат ограничению ни при каких обстоятельствах.

Приведу пример из судебной практики.

Дело Баранкевич против Российской Федерации. Постановление (Страсбург, 26 июля 2007 года).

Дело было инициировано жалобой N 10519/03, поданной против Российской Федерации в Европейский Суд по правам человека (далее — Европейский Суд) в соответствии со Статьей 34 <consultantplus://offline/ref=FA305ED51EBE52AE7E9ADDDFE907688954CCBDAFD0D52EB3B629785B11DA000666363BA4FCDECFz2N2N> Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее — Конвенция) гражданином Российской Федерации Петром Ивановичем Баранкевичем (далее — заявитель) 25 февраля 2003 г. Заявитель обратился в Администрацию г. Чехова за разрешением на проведение публичного богослужения с 11 до 13 часов 22 или 29 сентября 2002 г.

Заместитель главы Администрации отказал в разрешении. Заявителю было рекомендовано проводить богослужения и иные религиозные обряды по юридическому адресу церкви или в иных помещениях, которыми владеют или пользуются ее последователи.

Заявитель обжаловал отказ городской администрации в суд. Он ссылался на нарушения прав на свободу религии и собраний.

Чеховский городской суд рассмотрел требования заявителя и отклонил их. Суд отметил, что согласно действующему законодательству публичные богослужения и другие религиозные обряды проводятся с разрешения органа местного самоуправления.

Заявитель обжаловал в соответствии со Статьями 9 <consultantplus://offline/ref=FA305ED51EBE52AE7E9ADDDFE907688954CCBDAFD0D52EB3B629785B11DA000666363BA4FCDFCEz2NAN> и 11 <consultantplus://offline/ref=FA305ED51EBE52AE7E9ADDDFE907688954CCBDAFD0D52EB3B629785B11DA000666363BA4FCDFCFz2N4N> Конвенции запрет на проведение публичного богослужения в городском парке.

Власти Российской Федерации возражали, что заявителю не препятствовали в проведении богослужения в культовых зданиях или иных помещениях, предназначенных для этой цели. Ему лишь было отказано в разрешении провести богослужение на территории общего пользования.

Заявитель требовал 100 000 евро в качестве компенсации причиненного морального вреда.

На основании этого Суд единогласно: постановил, что имело место нарушение Статьи 11 <consultantplus://offline/ref=FA305ED51EBE52AE7E9ADDDFE907688954CCBDAFD0D52EB3B629785B11DA000666363BA4FCDFCFz2N4N> Конвенции, истолкованной в свете Статьи 9 <consultantplus://offline/ref=FA305ED51EBE52AE7E9ADDDFE907688954CCBDAFD0D52EB3B629785B11DA000666363BA4FCDFCEz2NAN> Конвенции; и что власти государства-ответчика обязаны выплатить заявителю 6 000 евро в качестве компенсации морального вреда.

Судебная практика неоднократно говорила о значимости, которую имеет в демократическом обществе право на свободу. В сфере, относящейся к ним статья 5 Европейской Конвенции в т.ч. относит: законное содержание под стражей лица, осужденного компетентным судом; «каждому арестованному незамедлительно сообщается на понятном ему языке причины ареста и любое предъявленное ему обвинение»; «каждый задержанный и не заключенный под стражу, незамедлительно доставляется к судье», «каждый кто лишен свободы имеет право на безотлагательное рассмотрение судом правомерности его заключения под стражу». к публичному порядку внутри Совета Европы, тщательная проверка любой меры, могущей посягнуть на этот порядок, необходима во всех случаях».

С указанными выше положениями тесным образом корреспондируется и статья 5 Европейской Конвенции по правам человека Совета Европы «Право на свободу и личную неприкосновенность». Эта норма, гарантирует основополагающее право среди самых важных прав. Речь идет о неотчуждаемом праве, от которого само лицо не может отказаться.

Гарантии закрепленные в этой статье, действуют в отношении каждого: любое лицо, находящееся на свободе или заключенное под стражу, имеет это право. Защита, предусмотренная этой нормой, является строгой в той мере, в какой данная статья дает исчерпывающий перечень случаев лишения свободы и определяет точные рамки для того, чтобы защищать лиц от произвольного заключения под стражу (ареста).

Для этого Конвенция делает национальную судебную власть настоящим блюстителем личной свободы.

Защита конституционной свободы совести Аппаратом Уполномоченного по правам человека в РФ является недостаточной и неадекватной, что говорит о необходимости реформирования Отдела защиты свободы совести. Те же самые замечания касаются деятельности региональных омбудсманов и Комиссий по правам человека при главах исполнительной власти в субъектах Российской Федерации, а также Общественной палаты РФ.

Прокуратура РФ не только не предпринимает адекватных мер для защиты, но напротив, выступает инициатором системных нарушений конституционной свободы совести в Российской Федерации.

Таким образом, деятельность государственных правозащитных структур в области свободы совести нельзя считать удовлетворительной.

В сложившихся реалиях единственной силой, способной инициировать позитивные изменения в сфере защиты свободы совести является правозащитное движение и независимые научно-исследовательские организации. Однако их деятельность не всегда является достаточной и адекватной.

Заключение

Свобода совести и вероисповедания понятие сложное и многогранное. На протяжении многих веков философы, историки, мыслители вкладывали различный смысл в его теоретическое понимание. В первой главе рассмотрены данные понятия, проведены грани различия между ними.

В действующем законодательстве наблюдается неопределенность конституционной конструкции, что может негативно сказаться на законотворческой деятельности и правоприменительной практике. Нельзя не отметить, что необходимо понятия «свобода совести» и «свобода вероисповедания» поместить в разные статьи Конституции РФ, так как два этих права не являются синонимами и должны иметь свою сферу применения и способы защиты. Но в настоящее время разработчики законов и исследователи иногда противопоставляют эти понятия, а иногда используют как равные. «Свобода вероисповедания» является лишь одной из составляющих понятия «свободы совести». Свобода вероисповедания есть лишь элемент свободы совести, поскольку к свободе вероисповедания относится свобода выбора религии и свободы отправления религиозных обрядов. Свобода совести и вероисповедания предполагает, что ни одна власть, ни государственная, ни духовная не вправе вмешиваться в религиозную жизнь человека.

Во второй главе были рассмотрены нормативно-правовые основы понятий «свободы совести» и «свободы вероисповедания», статьи Конституции РФ отражающие правовой аспект понятий, регулирующие права и свободы человека в современном обществе, а также отразили правовое сторону общественных религиозных организаций.

В третье главе отмечено, что проблемы свободы совести и вероисповедания волнуют умы многих ученых и юристов не только в России, но и за рубежом, волнуют как людей верующих и религиозных, так и людей далеких от Бога и религии, но со своими атеистическими убеждениями и ценностями.

Регламентация права на свободу совести и свободу вероисповедания происходит как на международном уровне, в различных декларациях, конвенциях и рекомендациях, так и в отечественных нормативно-правовых актах. Региональные конституции и уставы отчасти дублируют положения Конституции РФ 1993г., но в целом в каждом субъекте нашей страны данное право закрепляется и подтверждается на самом высоком уровне.

Россия — огромное, многонациональное государство, и живут в ней и православные, и мусульмане, и буддисты, и многие другие представители той или иной религии, либо неверующие вообще граждане. И поэтому регулирование проблемы свободы выбора религии, свободы атеизма и т.п. должны не отодвигаться на второй план, чтобы не возникло религиозных репрессий, конфликтов на данной почве или какой-либо дискриминации.

Нарушение законодательства России о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях влечет за собой уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Коренное изменение политики государства по отношению к религии, происшедшее в последние годы, возвращает России ее духовные силы, возвращаются храмы, религиозные ценности, возрождаются религиозные учебные заведения. Тем самым создаются материальные условия для реализации гражданами одной из важнейших гражданских свобод — свободы совести и вероисповедания.

В настоящее время Конституция РФ содержит главные принципы в вероисповедной политике, присущие всякому демократическому государству. Уже после утверждения в 1990 г. Законов СССР и РСФСР О свободе совести и религиозных организациях и О свободе вероисповеданий религиозная ситуация в корне начала меняться в республиках СССР, и в России. Начинает формироваться в полном объеме западная модель государственно-церковных отношений. Она стала основой российского законодательства о свободе совести, предоставив широкие права верующим гражданам, и свободную, без выработанного четкого механизма, регистрацию религиозных объединений, в том числе и зарубежных. Продолжением вероисповедной политики явился процесс доработки утвержденного закона 1990 г. Итогом этого процесса стала подготовка нового Закона РФ О свободе совести и о религиозных объединениях.

Указом Президента РФ «О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий» от 14 марта 1995 г. осужден «многолетний террор, развязанный большевистским партийно-советским режимом в отношении священнослужителей и верующих всех конфессий». Указ предписал правоохранительным органам осуществить реабилитацию граждан, которые были необоснованно обвинены в преступлениях, лишались свободы, подвергались иным лишениям и ограничениям прав в связи с их религиозной деятельностью и убеждениями.

Библиографический список

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/problema-svobodyi-veroispovedaniya/

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.) (с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля 2014 г.) // СЗ РФ. 2009. №4;

2.Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» (ред. от 02.07.2013) //СЗ РФ. 29.09.1997, №39 «Российская газета», N 190, 01.10.1997;

.Федеральный закон от 28 марта 1998 г. №-53 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ред. от 25.11.2013) с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2014) //СЗ РФ.30.03.1998, №13;

.Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (ред. от 21.02.2014) «О некоммерческих организациях» // СЗ РФ, 15.1.1996, №3, ст. 145. «Российская газета», N 14, 24.01.1996;

5.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11. 1994 № 51-ФЗ (ред. от 02.11.2013);

.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12. 2001 № 195-ФЗ (ред. от 02.04.2014) // СЗ РФ, 07.01.2002. №1;

7.Указ Президента Российской Федерации от 14 марта 1996 г. №378 «О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами репрессий». «Российская газета», N 51, 16.03.1996;

8.Правоведение: Учебник / Под общ. ред. Г. В. Мальцева, -М., 2003. С. 316-319;

.Поляков А. В. Общая теория права. СПб., 2004. С. 591;

10.Куницын И. А. Правовой статус религиозных объединений в России. М., 2000. С. 128-129;

.Понкин И. В. Правовые основы светскости государства и образования. М., 2003. С. 130;

.Ковлер А.И. Европейское право прав человека и Конституция России. // Журнал российского права. 2004. № 1.С.154;

.Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В. В. Лазарев. C. 110;

.Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Отв. ред. В. А. Четвернин. С. 198-199;

.Козлов Е.И. Кутафин О.Е. Конституционное право России. М. 2004.

.Конституционное право России. Под ред. д.ю.н., проф. Г.Н. Комковой. Москва. ЮРИСТЪ. 2005;

.Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001. С. 278;

18.Султанов А.Р. Защита свободы совести, распространения убеждений через призму постановлений Европейского суда по правам человека. М.: Статут, 2013;

19.Куницын И.А. «Правовой статус религиозных объединений в России: исторический опыт, особенности и актуальные проблемы» М., Изд. Православное дело: Отчий дом, 2000 г;

.П.Н. Дозорцев. Философско-правовые основы свободы совести в современной России. М., 2001;

.М.В. Баглай, В.А. Туманов. Малая энциклопедия конституционного права. М., 2001г;

.Лупарев Г.П. Свобода совести: «священная корова» или конституционно-правовой анахронизм? // Религия и право. 2002, №2;

.Пчелинцев А.В. о книге А.Р. Султанова «Защита свободы совести, распространения убеждений через призму постановлений Европейского суда по правам человека» // Адвокат. 2014.№2.С. 45.