Реферат поэты южного урала

Курсовая работа

Актуальность проблемы исследования. Музыка сопутствует человеку с первых дней жизни. Во всем мире матери поют детям колыбельные. А потом маленький человек растет, и его забавляют песенками-прибаутками, которые сначала он учится повторять, а затем и складывать самостоятельно. Взрослея, пытливый детский ум требует более ярких и свежих музыкальных впечатлений. Так ребенок начинает приобщаться к профессиональному музыкальному искусству, постепенно знакомясь с композиторским творчеством, специально предназначенным для детей. Таким образом, композиторское творчество для детей – это тема, актуальная во все времена.

Композиторы всего мира уделяли и уделяют большое внимание «детской музыке», четко осознавая степень ее воздействия на духовный и нравственный мир человека. Великий композитор нашей эпохи Д. Д. Шостакович так говорил о важности создания детской музыки «Я глубоко убежден, что любовь к музыке и хороший вкус должны прививаться с самых юных лет, со школьной скамьи. Концертам для детей следует уделять самое серьезное внимание. В них должны принимать участие наши лучшие артистические силы, наши лучшие исполнительские коллективы. Музыку для детей должны создавать наши лучшие композиторы» [10]

В жанре детской музыки работали многие известные композиторы. Не обошли этот жанр и уральские композиторы, к нему обращались Е.Поплянова, Т.Шкербина, П.Сергиенко, А.Кривошей и многие другие. Уральскими композиторами созданы яркие, колоритные образы сказочных персонажей, родной природы и семьи.

Вопросами исследования занимались ведущие музыковеды и музыканты: В.А.Вольфович, Т.М.Синецкая , О.Ф.Ширяева, С.З.Губницкая и др.

Исходя из актуальности проблемы, тема исследования « Творчество композиторов Южного Урала для детей ».

Цель исследования: на основе анализа научной литературы изучить особенности музыкальной культуры Урала и популяризировать творчество уральских композиторов.

Задачи исследования :

  1. Выявить особенности музыкальной культуры на Урале;
  2. Рассмотреть деятельность Союза композиторов Урала;
  3. Изучить творчество уральских композиторов для детей;
  4. Сделать вывод о глубине проведенного исследования.

Методы исследования: теоретические (изучение и анализ литературы, систематизация, классификация, обобщение и др.)

8 стр., 3783 слов

Исследование метафоры в творчестве С. Есенина

... метафоры, ее структуры, разновидности, использование метафоры в русском языке. Цель работы: исследование метафоры в творчестве С. Есенина. Метафорой - ( от греч. metaphora - перенос. ) - ... пересекающихся под углом линий. 2. перен. Страдания, испытания ( устар. ) Изобразительность метафорических именований основывается на применении сформированного образа одних предметов к другим: образ змеи ...

ГЛАВА I. ОБЗОР ТВОРЧЕСТВА УРАЛЬСКИХ КОМПОЗИТОРОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ

1.1.Характеристика музыкальной культуры Урала

Музыкальная культура Урала характеризуется многообразием национальных традиций и социокультурных форм проявления музыкальной деятельности. Музыкальная жизнь региона представлена музыкальной культурой русских, башкирских, удмуртских и других народов. В процессе колонизации Урала русскими XI-XII вв. здесь формировалась русская музыкальная культура, русский музыкальный фольклор, привносимый на Урал из различных регионов России, который обогащал этнически разнообразную картину местного народного музыкального творчества.

Первые в России фольклорные записи с нотным текстом собраны в XVIII в. на уральско-сибирских землях К.Даниловым, служившим у Демидовых.

Наиболее старые очаги профессиональной русской музыкальной культуры Урала связаны со школами православного хорового пения. В храмах строгановских уральско-поморских и прикамских вотчин в XVI-XVII вв. сложилась певческая «усольская» школа, среди мастеров которой известны С.Голыш, И.Лукошков, Ф.Субботин. Распространявшееся в России через украинские и западно-русские храмы партесное многоголосие было поддержано и принято строгановской школой в конце XVII в. Мастерству многоголосного пения а’сарpеllа будущие служители культа обучались в монастырях, храмах, позже в духовных училищах и семинариях.

Пение являлось обязательным предметом церковно-приходских школ и начальных училищ. Прочные фольклорно-песенные традиции, устоявшиеся профессиональные школы церковного пения, а также бесплатные певческие классы и регентские курсы, организованные А.Городцовым, Ф.Узких и другими, способствовали поддержанию высокого уровня хоровой культуры русского населения Южного Урала. [12]

История инструментальной русской музыки на Урале восходит к практике игры на народных инструментах. Становление профессионального музыкального искусства связано с инструментами европейского происхождения. Любительское сольное и ансамблевое исполнение на них получило распространение с ХVIII в. благодаря горным инженерам, юристам и другим специалистам, приезжавшим на Южный Урал из Европы и центральной России (в частности, уставом и учебной программой Петербургского горного кадетского корпуса предусматривалось обязательное обучение учащихся музыке).

Разнообразие в размеренную жизнь города внесла небольшая группа уездных чиновников во главе с основателем городской больницы Челябинска В.Г.Жуковским. В 30-х годах XIX века Жуковский у себя дома создал музыкальный салон, где собирались местные меломаны. Василий Григорьевич был человеком весьма эрудированным и являлся и страстным любителем музыки. По инициативе Василия Григорьевича часто проводились домашние музыкальные концерты.

3 стр., 1194 слов

Формирование человека культуры средствами музыкального искусства

... образом, музыка, обладая специфическими особенностями, имеет всеобъемлющее воздействие на формирование гармоничного, высоконравственного, духовно-богатого человека отвечающего требованиям общества к человеку культуры. музыкальное искусство культура ... аффект. История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля. М., 1977. История эстетики // Памятники мировой эстетической мысли. ...

Музыкальная культура Южного Урала стала активно развиваться с конца XIX века. Особый интерес к музыке проявляли самые богатые южноуральцы, которые имели собственные небольшие оркестры и хоры, дававшие спектакли и открытые концерты. Одними из ярких представителей этого слоя общества были братья Покровские и управляющий винокуренным заводом М.Д.Кетов. Среди жителей Челябинска ходили такие разговоры: «Чтобы поступить к Покровским или Кетову на работу, надо непременно уметь петь или играть на каком-либо инструменте.» [2, с.3]

Время от времени в Челябинске появлялись гастролирующие оперные труппы с оркестрами, отдельные исполнители. Возникла идея о создании собственного оркестра, позднее названного симфоническим оркестром общественного собрания. Для такой цели в 1903 году пригласили молодого дирижера Г.Моргулиса, внесшего в дальнейшем значительный вклад в развитие культуры Челябинска. [3, с.9]

После создания симфонического оркестра возникла идея организации городского хора. С инициативой выступил налоговый инспектор С.А.Михайловский. «Известия челябинского общества потребителей» от 20 октября 1909 года писали: «В первых числах декабря месяца предположено поставить в городе концерт с ценою билета 15 копеек. В хоре продолжают заниматься любители песни». [3, с.12]

Южноуральская земля взрастила целую плеяду музыкантов, многие из которых внесли значительный вклад в развитие отечественной музыки -это В.Крылов (основоположник профессионального обучения игре на баяне), Н.Факторович (один из создателей симфонического оркестра филармонии), Е.Филиппова (многие годы являлась главным дирижером театра оперетты), И.Зак (заложил прочный фундамент в деятельность Челябинского театра оперы и балета имени М.И.Глинки), С.Г.Эйдинов — музыкант-легенда (создатель первой профессиональной хоровой капеллы), составляют гордость культуры Южного Урала. [2] .

В условиях экономического кризиса культура была вынуждена приспосабливаться к рынку. Развитие музыкальной культуры с ее богатыми традициями осложнялось бурным расцветом массовой культуры.

Музыкальную культуру рассматривали как систему, включающую различные виды и жанры музыкального искусства, композиторское и исполнительское творчество, концертные, театральные и музыкально-образовательные учреждения, музыкальные общества, клубы, кружки, а также ценности, накопленные во многих странах на протяжении длительного времени. В сложной ситуации рубежа XX-XXI вв. особая роль принадлежала тем явлениям, которые обеспечивали целостность, преемственность во времени и стабильность общественной системы, способствовали сохранению и развитию благоприятной культурной среды.

Конец 1980-х и 1990-е гг. изменили музыкальную жизнь южноуральцев. Ценители классической музыки получили возможность наслаждаться любимым жанром в Органном зале Челябинска, открывшемся в 1986 году. Для любителей народной музыки проводились ежегодные фестивали, успешно работал центр «Гармонь». По несколько тысяч человек, отдающих предпочтение бардовской песне, ежегодно собирал и продолжает собирать Ильменский фестиваль. [5]

3 стр., 1454 слов

Русские и советские композиторы. Жизнь и творчество Михаила Ивановича ...

... музыка Глинки великое достояние русской музыкальной культуры. На его произведениях учились последующие русские композиторы, по-своему разрабатывая различные стороны глинкинского творчества. Завещанные Глинкой традиции стали основой дальнейшего развития русской музыки. ... значение его творчества. Р Е Ф Е Р А Т ТЕМА: Русские и советские композиторы. Жизнь и творчество Михаила Ивановича Глинки ...

В 1990-е гг. в регионе действовала многоуровневая система музыкального образования и воспитания, в самодеятельных музыкальных коллективах клубных учреждений и домов детского и юношеского творчества занимались десятки тысяч взрослых и школьников. В изучаемый период происходило значительное расширение сети музыкальных учреждений и рост числа профессиональных музыкантов, подготовленных на Южном Урале. Высокий уровень уральских музыкальных коллективов, солистов-исполнителей, композиторов и музыковедов позволял ставить и решать сложные творческие задачи.

В этот период в регионе формируются новые высшие учебные заведения в сфере искусства: Магнитогорский государственный музыкально-педагогический институт им.М.И.Глинки (в 1996 году преобразован в Магнитогорскую государственную консерваторию им.М.И.Глинки), Челябинское высшее музыкальное училище им. П.И.Чайковского (в 2010 году преобразовано в Южно-Уральский государственный институт искусств им.П.И.Чайковского) и др.

1.2. Развитие композиторского творчества на Южном Урале

В послевоенные годы начинает активно развиваться творчество композиторов-любителей. В нем, главным образом, отразился внутренний мир человеческих переживаний, отклик на происходящие события в городе и в южноуральском регионе. В основе мелодики ярко проявились черты народной песенности. Шутов Иван Исидорович — один из первых композиторов-любителей Южного Урала. Музыковед В.Вольфович так пишет о творчестве И.Шутова: «В его музыке, как в чистой реке, отразилось все, что составляет душу русского человека: его любовь, боль, история его жизни, дорогие сердцу места и даже то, над чем мы привыкли и любим смеяться, есть в его музыке» Композитором написано много произведений об Урале, воспевающих красоту, раздолье родной земли, трудолюбие, мужество ее сынов и дочерей.[2, с.68]

Среди первых основателей, заложивших фундамент профессиональной композиторской деятельности в Челябинской области, выделяются фигуры Е.Гудкова и М.Смирнова, которые начали работать в 60-е годы. Именно они написали первые страницы музыкальной летописи Челябинска. Это подтверждает музыковед С.Губницкая в статье «До новых Уральских зорь»: «Гудков и Смирнов — представители старшего поколения челябинских композиторов, с их именами связано становление композиторского творчества в нашей области. Их творчество — это всегда непосредственный отклик на важнейшие события наших дней, это отражение чувств и устремлений русского человека». [3]

При всей широте творческих интересов уральских композиторов чётко прослеживается одна тема, которая роднит всех авторов: это тема родного уральского края, воспевающая трудовые подвиги, духовную красоту и силу уральцев, неповторимую природу. Обращение композиторов к региональной поэзии и литературе позволило не только глубоко освоить историю, традиции, современные проблемы своего края, но и создать новые возможности их осмысления, соединить своеобразие и неповторимость звукового образа Урала с общими тенденциями и движениями современного музыкального языка, стилистическими особенностями творчества каждого композитора. Это, прежде всего, песни на стихи уральских поэтов Г.Суздалева, Б.Ручьёва, В.Тимофеева, Л.Татьяничевой и др. Среди наиболее ярких произведений можно назвать «В Урале Русь отражена» Е.Гудкова, «Урал — золотая земля», «Ильмень — озеро» М.Смирнова.

13 стр., 6367 слов

Государственная политика в области культуры и искусства

... ресурсов - финансовых, материальных, кадровых и информационных. 2. Поддержка государством культуры и искусства В соответствии с таким представлением ... определенной стадии общественного развития. Во-вторых, культура в той же мере, что и политика, выполняет регулятивную функцию по ... этой области (или в определенном ее секторе), связанного с ним представления о должном состоянии системы культуры, ...

Органическое взаимодействие уральской литературы и музыки — это та плодотворная основа, которой рождены интересные музыкальные произведения различных жанров. Очень обширна и значительна часть творчества, которая представлена вокально-хоровыми, циклическими, кантатно-ораториальными жанрами — оратории: М.Смирнова «Имени железного наркома», «Седой Урал», Ю.Гальперина «Я по земле иду», кантаты: «Славься наша держава» М.Смирнова, «Победная весна» Ю.Гальперина на стихи уральских поэтов, «Светлый день» Е.Гудкова на слова Н.Рубинской, хоровые циклы: «Времена года» Е.Гудкова, «Бабьи пески» Ю.Гальперина и другие.

Деятельность вышеуказанных композиторов — яркая интересная страница в музыкальной жизни области. Жанровый диапазон музыки южноуральцев широк и включает практически всё — от песни до симфонии.

Значительным фактором, способствующим развитию музыкальной культуры Южного Урала, явилась деятельность Союза композиторов, благодаря которой определялись новые творческие задачи и происходило включение культуры исследуемого региона в орбиту музыкальной жизни страны.

1.3. Возникновение и развитие Союза композиторов на Южном Урале

В 70-е годы в Челябинске образовалось объединение композиторов, представленное яркими, неповторимыми дарованиями. А в мае 1983-го года открывается Челябинское отделение Союза композиторов – это сравнительно небольшая группа творчески одаренных людей, профессией которых является создание художественных произведений в области музыкального искусства. [4, с.440]

В этом же году (18-го декабря) в Свердловске состоялся 12-й пленум композиторской организации Урала, посвященный творчеству молодых авторов. Сегодня это хорошо известные имена в среде музыкантов-любителей и профессионалов: Ю.Е.Гальперин, В.П.Веккер, В.Я.Семененко, В.А.Сидоров, А.Д.Кривошей и другие. Их творчество составляет яркое и интересное направление в музыкальной жизни области и оказывает существенное влияние на развитие музыкальной культуры Южного Урала.

Основной целью деятельности Союза являлось содействие развитию профессионального композиторского творчества, музыковедческой исследовательской мысли, музыкальной культуры на территории России и в Уральском регионе, в частности: защита профессиональных, гражданских прав и интересов членов союза.

Основными направлениями деятельности Союза Композиторов стало создание условий для сочинения новых произведений, исполнения новой музыки, музыкальное просвещение и пропаганда выдающихся образцов мирового и отечественного музыкального искусства, музыки уральских композиторов, музыкально-эстетическое воспитание подрастающего поколения, участие в крупных событиях культурной жизни уральского региона и России, педагогическая работа с молодыми композиторами и одарёнными детьми, а также музыкальная критика и публицистика.

13 стр., 6373 слов

Культура 18 века России

... века, связанная с реформами Петра; эпоха 30-60-х годов, ознаменовавшаяся дальнейшим ростом национальной культуры, крупными достижениями в области науки, литературы, искусства и вместе с тем ... русской культуры XVIII века внесли русские музыканты - композиторы, исполнители, ... в России и вместе с тем ее от­ставание по сравнению ... наибольшей финансовой поддержкой правительства: на один Смольный институт ...

В первый состав Союза композиторов входили: заслуженный деятель искусств РСФСР М.Смирнов, Е.Гудков, Ю.Гальперин — композиторы-мэтры и музыковеды С.Губницкая и Т.Синецкая, творчество которых оказало влияние на всю дальнейшую культуру Южного Урала.

На сегодняшний день Союз Композиторов представляют:

1.Веккер Владимир Павлович – композитор, выпускник УГК им.М.П.Мусоргского, доцент, лауреат Германо-Российской премии в области культуры;

2.Долганова Лариса Валерьевна – композитор, выпускница Горьковской гос. консерватории им. М.И.Глинки, дипломант и обладатель спец. Приза Международного конкурса «Два ангела» в номинации «Детская музыка»;

3.Сергиенко Полина Геннадьевна – композитор, выпускница ЧГИМ им. П.И.Чайковского, кандидат педагогических наук. Стипендиат Министерства культуры Российской Федерации.

4.Кривошей Анатолий Давидович – композитор, выпускник Уфимского института искусств, заслуженный деятель искусств, профессор;

5.Кузьмин Алан Рудольфович – композитор, выпускник УКГ им. М.П.Мусоргского. Стипендиат и лауреат Всероссийской программы «Новые имена» как композитор; областной стипендиат в номинации «Молодые творческие работники культуры и искусства»; лауреат Государственной премии Челябинской области, Диплом и премия Челябинской государственной академии культуры и искусств за достижения в творческой и исполнительской деятельности в номинации «Композиторское творчество»;

6. Парфентьева Наталья Владимировна – музыковед, окончила ЧГИИК, доктор искусствоведения, профессор, лауреат Премии и Медали Законодательного Собрания Челябинской области за вклад в развитие культуры и искусства Челябинской области, заслуженный деятель искусства Российской Федерации;

7.Поплянова Елена Михайловна – композитор, выпускница Ленинградской государственной консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова; лауреат Всероссийского конкурса музыкальных сочинений для детей и юношества «Классическое наследие», обладатель Грамоты Королевского Посольства Дании за участие в юбилейных конкурсах и торжествах, посвященных 200-летию Х.К.Андерсена; обладатель диплома и Медали Виктора Розова за вклад в отечественную культуры за серию книг «Давай, Земля, покружимся» (V Всероссийский конкурс «Хрустальная роза Виктора Розова», номинация «Просветительская деятельность»); заслуженный работник культуры Российской Федерации;

8.Растворова Наталья Михайловна – музыковед, выпускница ГМПИ им. Гнесиных. Кандидат искусствоведения, доцент;

9.Синецкая Татьяна Михайловна – музыковед, выпускница Уральской государственной консерватории им. М.П.Мусоргского; кандидат педагогических наук, профессор; заслуженный работник культуры РСФСР; заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества; Почетный деятель Союза композиторов России, почетный работник высшего профессионального образования; лауреат Премии и Медали Законодательного Собрания Челябинской области за вклад в развитие культуры и искусства челябинской области, заслуженный деятель искусств Российской Федерации; «Персона года» газеты «Музыкальное обозрение», председатель Челябинского отделения СК России;

3 стр., 1455 слов

Художественная культура как особая область культуры

... месте и роли эстетического и художественного вос­питания в социальном воспроизводстве человека. Художественная культура, как особая область культуры. Художественная культура - это вид культуры общества, состоящий в образно-творческом воспроизведении ... освоил творчество в полной мере – и по процессу его течения и по результатам – значит он вышел на уровень духовного развития. Ему доступно переживание ...

10.Ширяева Ольга Федоровна – музыковед, выпускница Алма-Атинской государственной консерватории им. Курмангазы, кандидат искусствоведения, доцент;

11.Шкербина Татьяна Юрьевна – композитор, выпускница Уральской государственной консерватории им. М.П.Мусоргского. 1993-97 – участница творческой Мастерской молодых композиторов в Иваново (Дом творчества СК России).

Специальный Диплом V Международного фестиваля «Сурмы-98» как композитор; доцент, лауреат Премии и Медали Законодательного Собрания Челябинской области за вклад в развитие культуры и искусства Челябинской области; лауреат Государственной премии Челябинской области в номинации «Театральное искусство».

Первым председателем Союза композиторов был Михаил Смирнов, сменила его на посту председателя Т.М.Синецкая, с 2011 года эту организацию возглавляет Татьяна Юрьевна Шкербина .

В Союзе композиторов отлажена система взаимодействия с творческими коллективами и ведущими солистами регионами, что является залогом качественного исполнения новых сочинений композиторов Южного Урала. Организована презентация произведений как сложных синтетических жанров (симфония, кантата, оратория), так и камерной музыки. Большая часть сочинений челябинских композиторов разных жанров была исполнена и записана на диски или видеокассеты. Таким образом, на сегодняшний день накоплен весьма внушительный нотный материал и архив музыкальных записей, всё это предоставляется в пользование учебных заведений, диссертантов, педагогов, ведущих курсы «регионального компонента», художественным коллективам, желающим иметь в репертуаре сочинения композиторов Южного Урала.

Вся названная работа не могла бы состояться в полнм объёме без поддержки властных структур: Губернатора, Законодательного Собрания Челябинской области, Министерства культуры Челябинской области, а также – Союза композиторов России.

Челябинский Союз композиторов живет сегодня полнокровной творческой жизнью и во многом определяет духовный климат Челябинска, и от того, насколько успешными будут его существование и реализация дальнейших планов, зависит во многом и культура города и области.

1.4.Особенности творчества уральских композиторов для детей

Весом вклад композиторов в создание музыки для детей и юношества, результативно работают в этой области Поплянова Е.М., Долганова Л.В., Семенова Л.А., Сергиенко П.Г., Веккер В.П., Кривошей А.Д., Шкербина Т.Ю.и др.[4]

Подробнее обратимся к творчеству этих композиторов:

Елена Михайловна Поплянова р одилась 11 июля 1961 г. в г.Челябинске. В 1980 г. окончила теоретическое отделение Челябинского музыкального училища им. П.И.Чайковского. С 1981 – 1986 гг. училась в Ленинградской государственной консерватории им. Н.А.Римского – Корсакова. С 1986 г. – снова в Челябинске. Много лет работает в гимназии №10 , где успешно занимается развитием творческих способностей детей. В 2008 г. ей присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».

4 стр., 1865 слов

Композиторы детям: Чайковский «Детский альбом»

... для детей заглавиями, как у Шумана ». В пору создания «Детского альбома» Чайковский находился в расцвете творческих сил. Но за сочинение, обращенное к детям, композитор ... мечтам. Это музыкальный пейзаж с ... композитор отправляет ребенка в увлекательной «путешествие». Сначала по России ... песнь была записана, насколько возможно, согласно с тем, как её исполняет народ». Вот и в «Русской песне» композитор ...

Елена Михайловна является создателем авторской программы воспитания ребенка «Подари мне музыку». Большим успехом у практических работников образовательных учреждений пользуются ее книги по музыкальной педагогике, сборники музыкальных игр и песен для детей. Среди челябинских композиторов Елена Поплянова – самый издаваемый автор. Она – постоянный участник международных и всероссийских семинаров педагогов – новаторов. Семинары «Воспитание творчеством», «Игровое сольфеджио», «Развитие творческих способностей детей» и др. с успехом проходят в разных городах России. Музыкальные произведения и книги Е.Попляновой изданы в Челябинске, Санкт-Петербурге, Москве, Германии, Италии.

Но, прежде всего, она – композитор, творческая мысль которого работает активно и ярко, воплощаясь в сочинения различных жанров. Перу Е.Попляновой принадлежат музыкально-сценические сочинения: «Шагал один Чудак» (1976,2001) – опера-сказка для детей на стихи Л.Кузьмина; «Карусель» (1995, 1998) – музыкальная шутка для флейты, свистка и камерного оркестра; на стихи А.Пушкина – «Песня Мери». Обширен круг авторов, на стихи которых Е.Поплянова написала песни: А.Барто, Л.Кузьмин, Э.Успенский, Г.Владычина, Н.Пикулева, В.Татаринов, Ю.Мориц, Б.Заходер, А.Горская, М.Бородицкая, Н.Шилов и др.

Среди сочинений последнего десятилетия – «50 фортепианных пьес» для чтения с листа и домашнего музицирования (2003); «Три дождя тому назад» — цикл песен на стихи Н.Шилова (2007); «Эники-Беники» — цикл песен на стихи В.Татаринова (2007) и др.

«Елена Поплянова – замечательный цветок в букете талантливых композиторов Южного Урала. Она сделала огромные успехи, стала настоящим композитором, педагогом, музыкально-общественным деятелем. Она прекрасно понимает свое предназначение: служить своей музыкой людям, воспитывать детей – наших будущих слушателей, пытаясь вырвать их из окружающей нас звуковой порнографии…Ее музыка ярка, театральна, образна, ее сочинения высокопрофессиональны», — так сказал о ней известный композитор и педагог В.А.Успенский. [7, c.271]

Самое главное, что есть сегодня в творческой жизни Е.Попляновой – это ее востребованность. Ее музыка звучит в разных городах на фестивалях, авторских концертах, конкурсах; ее книги, музыкальные произведения издаются в России и за рубежом.

«Молодая, необычайно привлекательная, прежде всего, доброжелательностью и открытостью, своей жизнью и своей музыкой, она зовет нас к красоте, любви, доброте, деятельной осмысленной жизни» — так о ней пишет музыковед Т.М.Синецкая, и трудно с ней не согласиться. [7, c.271]

Лариса Валерьевна Долганова родилась 19 июля 1964 г. в Челябинске. С 1978 по 1983 училась в музыкальном училище им. П.И.Чайковского по классу фортепиано и композиции. В 1988 г. окончила Горьковскую государственную консерваторию им. М.И.Глинки, в 1990 г. – ассистентуру – стажировку. С 1990 г. – преподаватель музыкально-теоретических дисциплин и композиции в Челябинском музыкальном училище (ныне – Челябинский государственный институт музыки им. П.И.Чайковского) С 1997 г. – член Союза композиторов России. Автор музыкально-сценических произведений: детских опер «Девочка-волшебница» (1983), «Чучело-мяучело» (1994), «Сказка про интервалы», «Сказка о родном доме» (1999); симфонических сочинений: «Фуга и пассакалия» для фортепиано и симфонического оркестра (1989), «Каприччио» (1990) и др.

19 стр., 9015 слов

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА НА УРОКЕ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ

... присущих творческой личности (инициативности, творческой активности, целенаправленного произвольного внимания, творческих способностей). Согласно мнению Н.А. Ветлугиной, творчество является важным условием и средством развития ... результата, особенно на начальных этапах вхождения в музыку В советское время стала известной система музыкального воспитания детей австрийского композитора Карла ...

Ее музыка отличается естественностью, теплотой, своеобразием интонационного наполнения. Два важнейших составляющих мастерства: школа, знания, основы ремесла, полученные в период обучения; и собственно личностные качества: дарование, работоспособность, увлеченность профессией – находятся у Ларисы Долгановой в органическом сочетании. [7]

Людмила Алексеевна Семенова — автор-исполнитель, композитор. Работает в жанре авторской песни, эстрадной песни, городского романса. Пишет музыку для детей: песни, музыкальные сказки, мюзиклы, пьесы для фортепиано. По первой специальности – хормейстер, закончила Челябинский государственный институт культуры в 1973 году. Организовала детскую хоровую студию «Радость» и хоровую школу «Музыка» в г.Челябинске, на базе которой был открыт Уральский филиал Академии детского хорового искусства Г.А.Струве. 15 лет сотрудничала с Валентиной Толкуновой, которая исполнила песни: «Русь» и «Будет все хорошо».

Одной из главных тем творчества Людмилы Семеновой остается любовь к родному краю. Песни о Челябинске и уральских красотах – Аркаиме, Тургояке, Таганае часто исполняют школьные творческие коллективы. На ее творчество откликается публика самых разных возрастов – ведь в основу ее песен закладываются высокие нравственно – этические понятия, такие, как любовь, добро, благородство, верность, целомудрие, красота, гармония.

Вышло в свет 4 диска CD и 4 песенных нотных сборника: «Будет все хорошо!» (для школьников с 1 по 11 кл), «Песенки-загадки» (для школьников и младших школьников), «Я танцую на лужайке» (для младших и средних классов), «Мир спасет Красота» (для среднего и старшего возраста).

Полина Геннадьевна Сергиенко родилась в Челябинске 7 декабря 1983 года. С 6- летнего возраста Полина Сергиенко обучалась в ЦДШИ в классе фортепиано у Р.П.Розановой. В ЦДШИ также состоялась встреча с композитором, заслуженным деятелем искусств Российской Федерации А.Д.Кривошеем, который и раскрыл композиторские способности.

Училась на теоретическом отделении в музыкальном колледже при Челябинском Государственном Институте музыки им. П.И.Чайковского, параллельно с теоретическим циклом продолжала заниматься композицией у А.Д.Кривошея. В годы учебы в музыкальном колледже становится Лауреатом композиторских конкурсов в Москве «Рябиновые грезы», Санкт-Петербурге.

По окончании колледжа в 2003 году Полина Сергиенко поступает в ЧГИМ им. П.И.Чайковского на композиторское отделение в класс Кривошея А.Д., где уже получает академическое композиторское образование. В годы учебы П.Сергиенко написаны ряд произведений на стихи С.Есенина, Детская опера на сл. А.С.Пушкина «Сказка о Попе и работнике его Балде», Концерт для скрипки с оркестром и др.

По окончании Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И.Чайковского остается в Челябинске, продолжает активную профессиональную и музыкально-общественную деятельность.

Владимир Павлович Веккер родился 2 февраля 1947 года в г.Копейске Челябинской области. С 1963 по 1967 – учился в Челябинском музыкальном училище им. П.И.Чайковского по классу баяна, одновременно занимался композицией. После службы в армии поступил в Уральскую государственную консерваторию (1970-1975), композиторский факультет которой успешно закончил.

С 1975 по 1994 гг. – преподаватель, доцент Челябинского государственного института культуры. С 1981 – член Союза композиторов СССР (ныне – СК России).

С 1994 г. живет в Германии, оставаясь официально (по личному заявлению) членом СК России (Челябинское отделение).

Необычайно разнообразна камерная музыка В.Веккера: композитор очень свободен в выборе инструментов и камерных составов: 3 сонаты, 3 сонатины, около 100 миниатюр для фортепиано; 6 миниатюр для струнного квартета, «Детская сюита» для балалайки и фортепиано и др.

Осенью 1994 года В.Веккер с семьей переехал на жительство в Германию, оставшись членом Челябинского отделения СК России. Но важным являет тот факт, что уральский композитор, органично войдя в музыкальный мир другой страны, остается представителем нашей, российской культуры, осуществляет благотворные акции взаимодействия двух государств в сфере музыкального искусства.[7]

Анатолий Давидович Кривошей родился 27 июня 1950 года в Челябинске. В 1972 году окончил теоретическое отделение Челябинского музыкального училища им. П.И.Чайковского; в 1977- Уральскую государственную консерваторию как музыковед , в 1983 – Уфимский государственный институт искусств как композитор, в 1994 ассистентуру — стажировку Уральской государственной консерватории, как композитор. Член Союза композиторов России с 1993 года. Живет и работает в Челябинске. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, профессор Южно – Уральского государственного института искусств им. П.И.Чайковского, заведующий кафедрой истории, теории музыки и композиции.

Творческая деятельность этого композитора вписана в музыкальную культуру Урала несколькими крупными направлениями: как композитора, известного в России педагога по классу композиции, театрального деятеля.

Для А.Кривошея – композитора характерно последовательное освоение уральской темы, фольклорных истоков региона, особенно, его южных районов. Созданы песни на народные слова, на тексты уральских поэтов- Л.Татьяничевой, В.Брызгалова, В.Щёголева, Ю.Жука, Н.Рубинской, Н.Шилова, М.Шанбатуева, В.Плотникова и др.Среди произведений крупных форм – балет «Мефистофель» (1992), мюзиклы «Маугли» (1994, либр. Е.Ланцова), «Новые приключения Буратино» (1995, либр. Е.Ланцова), «Новогодний переполох» (2000, Э.Успенский) и др.

Перу композитора принадлежит разнообразная камерная музыка – для ансамблей, отдельных инструментов, голоса и фортепиано. Известность приобрели такие сочинение, как «Прощание с Тбилиси» (1993) и «Прогулка с Моцартом по Праге» (1995) – музыка для струнного квартета, романсы на ст. А.Пушкина, А.Исаакяна, Е.Бартынского, многочисленные песни.

Многочисленны и востребованы сочинения А.Кривошея для детей и юношества. В постановке 45 спектаклей челябинских театров драмы и ТЮЗа А.Д.Кривошей принял участие как автор музыки и музыкальный оформитель.

Одним из направлений в творчестве А.Д.Кривошея является написание музыки к драматическим спектаклям: «Джельсомино в стране лжецов» (Д.Родари), «Добрый человек из Сезуана» (Б.Брехт), «Маленькие трагедии» (А.Пушкин) и другие.

Особое внимание А.Д.Кривошей уделяет произведениям для детского хора: «Мама, школа, Родина, Москва» (сл. В.Приходько), «Карусельные кони» (сл. В.Орлова), «Автомобиль» (сл. Мирослава Валека), «Песенка о болезнях» (сл. Боро Павловича) и другие.

Татьяна Юрьевна Шкербина родилась 4 июня 1967 года в Челябинске. В 1993 году окончила композиторский факультет Уральской Государственной консерватории им. М.П.Мусоргского.

Сочинения Т. Шкербиной отличаются яркой образностью. Присущие многим из них драматизм и психологическая глубина, эмоциональное наполнение, разнообразная композиторская техника свидетельствуют о больших творческих возможностях композитора.

Работа театрального композитора также остаётся важнейшим направлением творческой деятельности Т. Шкербиной, она является автором музыки к 16 драматическим спектаклям. Как композитор получила признание на международном музыкальном фестивале «Игра и созерцание», на фестивалях молодых композиторов (Екатеринбург), на Всесоюзном Конкурсе «Хоровая лаборатория ХХI век» (С-Петербург), «Время Прокофьевых» (Москва) на международных конкурсах: «Сурма-98» (Ровно, Украина), «Молодая классика» (Вологда) и др.

Музыка Шкербиной с успехом исполнялась в Москве, Екатеринбурге, Челябинске, Одессе, Ровно, Новосибирске, Костроме и др. городах.

Большим событием в творческой жизни Т. Шкербиной, в музыкальной культуре Челябинска стало создание по заказу руководства челябинского концертного объединения двух произведений:

1. Балета «Аркаим» (либретто К. Рубинского, реж.- постановщик – С. Цирюк, хореографы-постановщики – С. Лукина и А. Разин, художник С. Александров, художник по свету Г. Приклонская).

2. Оперы «Дюймовочка» (либретто К. Рубинского, реж.-постановщик – С. Цирюк, хореографы-постановщики – С. Лукина и А. Разин, художник Т. Королева).

Не так известны широкой публике имена композиторов, которые посвятили свою жизнь музыкальному воспитанию детей в отдаленных районах Челябинской области, а именно в поселке Лазурном Красноармейского района, но их творчество заслуживает внимания.

Виктор Анатольевич Курбатов — челябинский композитор и аранжировщик. Родился 21 апреля 1948 года. Композитор, который всю свою трудовую деятельность посвятил культуре. Учитель музыки, руководитель вокально-инструментального ансамбля, преподаватель школы искусств, хормейстер народного хора. Музыка Виктора Курбатова известна далеко за пределами Лазурного, где он жил. Его песни поют в Миасском и Бродокалмаке, в Копейске и Кыштыме, в Верхнем Уфалее и Долгодеревенском, его творчество известно и взрослым и детям. Наиболее известны его песни: « Песня о школьном звонке», «Чтобы солнышко светило», «Если все вокруг подружатся».

Другой наш земляк, Кириллов Игорь Юрьевич , окончил фортепианное отделение Челябинского музыкального училища, а затем получив специальность руководителя народного хора в Челябинском институте культуры стал работать учителем музыки в одной из общеобразовательных школ г.Челябинска. Позже в течение трех лет работал с детьми в школе станции Муслюмово, приобщая их к миру прекрасного, обучая игре на фортепиано. В начале 2000-х по воле судьбы он переезжает с семьей в поселок Лазурный, где и продолжает работать по сегодняшний день.

Более 25 лет Игорь Юрьевич трудится на селе, приобщая к музыке все возрастные группы населения. Работал музыкальным руководителем в детском саду, преподает по классу фортепиано и хора в детской музыкальной школе искусств, является руководителем созданного им народного вокального ансамбля «Вереница» и хормейстером народного хора русской песни «Лазуринка» в ДК,

И.Ю.Кириллов – победитель районного конкурса «Педагог года в дошкольном образовании – 2010», участник областного конкурса «Педагог в дошкольном образовании», он награжден грамотой Законодательного собрания Челябинской области в 2010 году.

Проявил себя и в композиторском творчестве, пишет песни для детей. Опубликованные сборники «Помогают нам дети душой не стареть» имеют лицензию на авторское право. Получили широкую признательность и еще семь сборников, где более 90 песен. Наиболее известны песни « Защитникам Отечества», «Возвращение скворца», «Песенка дорожных знаков ».

Выводы по I главе

В первой главе нами была рассмотрена характеристика творчества уральских композиторов для детей.

В первом параграфе нашего исследования мы изучили этапы развития музыкальной культуры Урала, начиная с XI по XXI вв. Музыкальная культура Урала отличается многообразием национальных традиций, она представлена русскими, башкирскими, удмуртскими и другими народами . Южноуральская земля взрастила огромное количество музыкантов, таких как В.Крылов (основоположник профессионального обучения игре на баяне), С.Г.Эйдинов – музыкант-легенда (создатель первой профессиональной хоровой капеллы) и др. Многие из них внесли значительный вклад в развитие отечественной музыки.

Второй параграф посвящен развитию композиторского творчества на Южном Урале. Творчество композиторов-любителей начинает активно развиваться в послевоенные годы. Четко прослеживается одна тема, которая роднит всех композиторов: это тема родного уральского края, воспевающая трудовые подвиги, духовную красоту и силу уральцев, неповторимую природу.

В третьем параграфе мы рассмотрели возникновение и проследили этапы развития Союза композиторов на Южном Урале, целью которого является содействие развитию профессионального композиторского творчества и, в целом, музыкальной культуры на территории России и Уральского региона.

В четвертом параграфе мы познакомились с творчеством уральских композиторов для детей и пришли к выводу, что они внесли значительный вклад в создание музыки для детей и их творчество яркая страница в музыкальной жизни региона и страны.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе проведенного исследования можно сделать заключение, что наша тема актуальна и современна. Обращение к ней нам позволило познакомиться с историей музыкальной культуры Урала, подробнее изучить этапы становления композиторского творчества, а также обратиться к творчеству уральских композиторов, внесших вклад в музыкальную культуру города и области.

Не случаен выбор темы исследования, ведь именно детская музыка в творчестве многих композиторов во все времена имела особое значение. Она отражала воспоминания, связанные с самой прекрасной порой в жизни каждого человека – детством.

В наше время музыкальные произведения для детей очень актуальны и имеют важное воспитательное, общественное и профессиональное значение. Они помогают развитию фантазии, образному мышлению и становлению личности.

Цель исследования достигнута, задачи выполнены. В курсовой работе мы планируем создать методический комплект для учителя музыки по творчеству уральских композиторов для детей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/poetyi-yujnogo-urala/

1. Беляев, С.Е. Деятели музыкальной культуры Урала XV-XVII вв.: Библиографический справочник / С.Е. Беляев. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 1999. – 67 с.

2. Вольфович, В.А. Музыканты Южного Урала / В.А. Вольфович. – Челябинск: Челябинский рабочий, 1991. – 198 с.

3. Вольфович, В.А. Челябинск музыкальный / В.А.Вольфович. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1989. – 176 с.

4. Деев, К. Творческий портрет уральского композитора Владимира Сидорова / К. Деев // Сайт композитора Владимира Сидорова – URL: (дата обращения 15.02.2018).

5. Иванова, А.Г. Развитие музыкальной культуры Урала в 1990-е годы: основные тенденции / А.Г. Иванова // RadNews – URL: (дата обращения 10.03.2018)

6. Культура в Челябинской области (1970—2004): стат. сб. / Территориальный орган Федеральной государственной статистики по Челябинской области. Челябинск, 2005. -56 с.

7.Музыкальный энциклопедический словарь / ред. Г.В. Келдыш. – Москва: Советская энциклопедия, 1990. – 670 с.

8. Перкин, В.П. Врата Рифея (сер. «Вся Россия»): Сборник. Эссе, документы, справочная информация, воспоминания, хроника, рассказы, стихи. – М.: Московский писатель, 1996. – 488 с.

9. Салмина, М.С. История Южного Урала XX – начало XXI века / М.С. Салмина. – Издательский центр «Взгляд», 2004. – 249 с.

10. Синецкая, Т.М. Каталог произведений композиторов Южного Урала / Т.М. Синецкая. – Челябинск: Челяб. орг. Союза композиторов России, 1996. – 55с.

11. Синецкая, Т.М. Композиторы Южного Урала: монография / Т.М. Синецкая. – Челябинск: Дом печати, 2003. – 352 с.

12. Синецкая, Т.М. О деятельности Челябинского отделения СК России / Т.М. Синецкая // Челябинское отделение общественной организации «Союз композиторов России». – URL: (дата обращения 11.10.2017).

13. Шабалина, Л.К. Музыкальная культура Урала / Л.К. Шабалина // Уральская историческая энциклопедия. – URL: (дата обращения 11.10.2017).

14. Шимбарева, А. Творчество композиторов Республики Молдова в репертуаре детских хоровых коллективов / А. Шимбарева // Бесплатная интернет библиотека. – URL: (дата обращения 21.03.2018).

15. Ширяева, О.Ф. Визуальное начало и предметная образность в музыке композиторов Южного Урала / О.Ф. Ширяева // Судьба России: образование, наука, культура. – Екатеринбург: Изд-во Уральского гос.ун-та, 2000. – С.247-249.

16. Челябинской области — 70. /юбилейный сборник статей. – Челябинск: Челябоблкомстат, 2004. – 575 с.