Актуальность проблемы исследования. Музыка сопутствует человеку с первых дней жизни. Во всем мире матери поют детям колыбельные. А потом маленький человек растет, и его забавляют песенками-прибаутками, которые сначала он учится повторять, а затем и складывать самостоятельно. Взрослея, пытливый детский ум требует более ярких и свежих музыкальных впечатлений. Так ребенок начинает приобщаться к профессиональному музыкальному искусству, постепенно знакомясь с композиторским творчеством, специально предназначенным для детей. Таким образом, композиторское творчество для детей – это тема, актуальная во все времена.
Композиторы всего мира уделяли и уделяют большое внимание «детской музыке», четко осознавая степень ее воздействия на духовный и нравственный мир человека. Великий композитор нашей эпохи Д. Д. Шостакович так говорил о важности создания детской музыки «Я глубоко убежден, что любовь к музыке и хороший вкус должны прививаться с самых юных лет, со школьной скамьи. Концертам для детей следует уделять самое серьезное внимание. В них должны принимать участие наши лучшие артистические силы, наши лучшие исполнительские коллективы. Музыку для детей должны создавать наши лучшие композиторы» [10]
В жанре детской музыки работали многие известные композиторы. Не обошли этот жанр и уральские композиторы, к нему обращались Е.Поплянова, Т.Шкербина, П.Сергиенко, А.Кривошей и многие другие. Уральскими композиторами созданы яркие, колоритные образы сказочных персонажей, родной природы и семьи.
Вопросами исследования занимались ведущие музыковеды и музыканты: В.А.Вольфович, Т.М.Синецкая , О.Ф.Ширяева, С.З.Губницкая и др.
Исходя из актуальности проблемы, тема исследования « Творчество композиторов Южного Урала для детей ».
Цель исследования: на основе анализа научной литературы изучить особенности музыкальной культуры Урала и популяризировать творчество уральских композиторов.
Задачи исследования :
- Выявить особенности музыкальной культуры на Урале;
- Рассмотреть деятельность Союза композиторов Урала;
- Изучить творчество уральских композиторов для детей;
- Сделать вывод о глубине проведенного исследования.
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ литературы, систематизация, классификация, обобщение и др.)
Исследование метафоры в творчестве С. Есенина
... метафоры, ее структуры, разновидности, использование метафоры в русском языке. Цель работы: исследование метафоры в творчестве С. Есенина. Метафорой - ( от греч. metaphora - перенос. ) - называется троп ... прежде всего конкретные существительные - имена естественных родов, реалий и их частей, создающие метафорические перифразы ( баловень судьбы, питомец брани ). Среди признаковых слов - это ...
ГЛАВА I. ОБЗОР ТВОРЧЕСТВА УРАЛЬСКИХ КОМПОЗИТОРОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ
1.1.Характеристика музыкальной культуры Урала
Музыкальная культура Урала характеризуется многообразием национальных традиций и социокультурных форм проявления музыкальной деятельности. Музыкальная жизнь региона представлена музыкальной культурой русских, башкирских, удмуртских и других народов. В процессе колонизации Урала русскими XI-XII вв. здесь формировалась русская музыкальная культура, русский музыкальный фольклор, привносимый на Урал из различных регионов России, который обогащал этнически разнообразную картину местного народного музыкального творчества.
Первые в России фольклорные записи с нотным текстом собраны в XVIII в. на уральско-сибирских землях К.Даниловым, служившим у Демидовых.
Наиболее старые очаги профессиональной русской музыкальной культуры Урала связаны со школами православного хорового пения. В храмах строгановских уральско-поморских и прикамских вотчин в XVI-XVII вв. сложилась певческая «усольская» школа, среди мастеров которой известны С.Голыш, И.Лукошков, Ф.Субботин. Распространявшееся в России через украинские и западно-русские храмы партесное многоголосие было поддержано и принято строгановской школой в конце XVII в. Мастерству многоголосного пения а’сарpеllа будущие служители культа обучались в монастырях, храмах, позже в духовных училищах и семинариях.
Пение являлось обязательным предметом церковно-приходских школ и начальных училищ. Прочные фольклорно-песенные традиции, устоявшиеся профессиональные школы церковного пения, а также бесплатные певческие классы и регентские курсы, организованные А.Городцовым, Ф.Узких и другими, способствовали поддержанию высокого уровня хоровой культуры русского населения Южного Урала. [12]
История инструментальной русской музыки на Урале восходит к практике игры на народных инструментах. Становление профессионального музыкального искусства связано с инструментами европейского происхождения. Любительское сольное и ансамблевое исполнение на них получило распространение с ХVIII в. благодаря горным инженерам, юристам и другим специалистам, приезжавшим на Южный Урал из Европы и центральной России (в частности, уставом и учебной программой Петербургского горного кадетского корпуса предусматривалось обязательное обучение учащихся музыке).
Разнообразие в размеренную жизнь города внесла небольшая группа уездных чиновников во главе с основателем городской больницы Челябинска В.Г.Жуковским. В 30-х годах XIX века Жуковский у себя дома создал музыкальный салон, где собирались местные меломаны. Василий Григорьевич был человеком весьма эрудированным и являлся и страстным любителем музыки. По инициативе Василия Григорьевича часто проводились домашние музыкальные концерты.
Творческий проект по музыке «Музыкальная сказка» (5 класс)
... несколько сказок, где музыка или музыкальные инструменты играют ключевые роли, проанализировать их; 3)определить роль музыки в каждой из прочитанных сказок; 4)найти в интернете советы и правила для сочинения сказок; 5) сочинить музыкальную сказку; ...
Музыкальная культура Южного Урала стала активно развиваться с конца XIX века. Особый интерес к музыке проявляли самые богатые южноуральцы, которые имели собственные небольшие оркестры и хоры, дававшие спектакли и открытые концерты. Одними из ярких представителей этого слоя общества были братья Покровские и управляющий винокуренным заводом М.Д.Кетов. Среди жителей Челябинска ходили такие разговоры: «Чтобы поступить к Покровским или Кетову на работу, надо непременно уметь петь или играть на каком-либо инструменте.» [2, с.3]
Время от времени в Челябинске появлялись гастролирующие оперные труппы с оркестрами, отдельные исполнители. Возникла идея о создании собственного оркестра, позднее названного симфоническим оркестром общественного собрания. Для такой цели в 1903 году пригласили молодого дирижера Г.Моргулиса, внесшего в дальнейшем значительный вклад в развитие культуры Челябинска. [3, с.9]
После создания симфонического оркестра возникла идея организации городского хора. С инициативой выступил налоговый инспектор С.А.Михайловский. «Известия челябинского общества потребителей» от 20 октября 1909 года писали: «В первых числах декабря месяца предположено поставить в городе концерт с ценою билета 15 копеек. В хоре продолжают заниматься любители песни». [3, с.12]
Южноуральская земля взрастила целую плеяду музыкантов, многие из которых внесли значительный вклад в развитие отечественной музыки -это В.Крылов (основоположник профессионального обучения игре на баяне), Н.Факторович (один из создателей симфонического оркестра филармонии), Е.Филиппова (многие годы являлась главным дирижером театра оперетты), И.Зак (заложил прочный фундамент в деятельность Челябинского театра оперы и балета имени М.И.Глинки), С.Г.Эйдинов — музыкант-легенда (создатель первой профессиональной хоровой капеллы), составляют гордость культуры Южного Урала. [2] .
В условиях экономического кризиса культура была вынуждена приспосабливаться к рынку. Развитие музыкальной культуры с ее богатыми традициями осложнялось бурным расцветом массовой культуры.
Музыкальную культуру рассматривали как систему, включающую различные виды и жанры музыкального искусства, композиторское и исполнительское творчество, концертные, театральные и музыкально-образовательные учреждения, музыкальные общества, клубы, кружки, а также ценности, накопленные во многих странах на протяжении длительного времени. В сложной ситуации рубежа XX-XXI вв. особая роль принадлежала тем явлениям, которые обеспечивали целостность, преемственность во времени и стабильность общественной системы, способствовали сохранению и развитию благоприятной культурной среды.
Конец 1980-х и 1990-е гг. изменили музыкальную жизнь южноуральцев. Ценители классической музыки получили возможность наслаждаться любимым жанром в Органном зале Челябинска, открывшемся в 1986 году. Для любителей народной музыки проводились ежегодные фестивали, успешно работал центр «Гармонь». По несколько тысяч человек, отдающих предпочтение бардовской песне, ежегодно собирал и продолжает собирать Ильменский фестиваль. [5]
В 1990-е гг. в регионе действовала многоуровневая система музыкального образования и воспитания, в самодеятельных музыкальных коллективах клубных учреждений и домов детского и юношеского творчества занимались десятки тысяч взрослых и школьников. В изучаемый период происходило значительное расширение сети музыкальных учреждений и рост числа профессиональных музыкантов, подготовленных на Южном Урале. Высокий уровень уральских музыкальных коллективов, солистов-исполнителей, композиторов и музыковедов позволял ставить и решать сложные творческие задачи.
Ольга Раева: «Бетховен — лекарство от отчаяния…» Известный российско-германский ...
... на музыку хожу, пытаясь мысленно расчищать напластования. Скажите, возможно ли вот такое чистое восприятие музыкального сочинения — вашего (ведь вам как композитору виднее, как оно должно звучать) или Бетховена? Я ...
В этот период в регионе формируются новые высшие учебные заведения в сфере искусства: Магнитогорский государственный музыкально-педагогический институт им.М.И.Глинки (в 1996 году преобразован в Магнитогорскую государственную консерваторию им.М.И.Глинки), Челябинское высшее музыкальное училище им. П.И.Чайковского (в 2010 году преобразовано в Южно-Уральский государственный институт искусств им.П.И.Чайковского) и др.
1.2. Развитие композиторского творчества на Южном Урале
В послевоенные годы начинает активно развиваться творчество композиторов-любителей. В нем, главным образом, отразился внутренний мир человеческих переживаний, отклик на происходящие события в городе и в южноуральском регионе. В основе мелодики ярко проявились черты народной песенности. Шутов Иван Исидорович — один из первых композиторов-любителей Южного Урала. Музыковед В.Вольфович так пишет о творчестве И.Шутова: «В его музыке, как в чистой реке, отразилось все, что составляет душу русского человека: его любовь, боль, история его жизни, дорогие сердцу места и даже то, над чем мы привыкли и любим смеяться, есть в его музыке» Композитором написано много произведений об Урале, воспевающих красоту, раздолье родной земли, трудолюбие, мужество ее сынов и дочерей.[2, с.68]
Среди первых основателей, заложивших фундамент профессиональной композиторской деятельности в Челябинской области, выделяются фигуры Е.Гудкова и М.Смирнова, которые начали работать в 60-е годы. Именно они написали первые страницы музыкальной летописи Челябинска. Это подтверждает музыковед С.Губницкая в статье «До новых Уральских зорь»: «Гудков и Смирнов — представители старшего поколения челябинских композиторов, с их именами связано становление композиторского творчества в нашей области. Их творчество — это всегда непосредственный отклик на важнейшие события наших дней, это отражение чувств и устремлений русского человека». [3]
При всей широте творческих интересов уральских композиторов чётко прослеживается одна тема, которая роднит всех авторов: это тема родного уральского края, воспевающая трудовые подвиги, духовную красоту и силу уральцев, неповторимую природу. Обращение композиторов к региональной поэзии и литературе позволило не только глубоко освоить историю, традиции, современные проблемы своего края, но и создать новые возможности их осмысления, соединить своеобразие и неповторимость звукового образа Урала с общими тенденциями и движениями современного музыкального языка, стилистическими особенностями творчества каждого композитора. Это, прежде всего, песни на стихи уральских поэтов Г.Суздалева, Б.Ручьёва, В.Тимофеева, Л.Татьяничевой и др. Среди наиболее ярких произведений можно назвать «В Урале Русь отражена» Е.Гудкова, «Урал — золотая земля», «Ильмень — озеро» М.Смирнова.
Органическое взаимодействие уральской литературы и музыки — это та плодотворная основа, которой рождены интересные музыкальные произведения различных жанров. Очень обширна и значительна часть творчества, которая представлена вокально-хоровыми, циклическими, кантатно-ораториальными жанрами — оратории: М.Смирнова «Имени железного наркома», «Седой Урал», Ю.Гальперина «Я по земле иду», кантаты: «Славься наша держава» М.Смирнова, «Победная весна» Ю.Гальперина на стихи уральских поэтов, «Светлый день» Е.Гудкова на слова Н.Рубинской, хоровые циклы: «Времена года» Е.Гудкова, «Бабьи пески» Ю.Гальперина и другие.
Государственная политика в области культуры и искусства
... различных ресурсов - финансовых, материальных, кадровых и информационных. 2. Поддержка государством культуры и искусства В соответствии с таким представлением о ... стадии общественного развития. Во-вторых, культура в той же мере, что и политика, выполняет регулятивную функцию по ... этой области (или в определенном ее секторе), связанного с ним представления о должном состоянии системы культуры, (может ...
Деятельность вышеуказанных композиторов — яркая интересная страница в музыкальной жизни области. Жанровый диапазон музыки южноуральцев широк и включает практически всё — от песни до симфонии.
Значительным фактором, способствующим развитию музыкальной культуры Южного Урала, явилась деятельность Союза композиторов, благодаря которой определялись новые творческие задачи и происходило включение культуры исследуемого региона в орбиту музыкальной жизни страны.
1.3. Возникновение и развитие Союза композиторов на Южном Урале
В 70-е годы в Челябинске образовалось объединение композиторов, представленное яркими, неповторимыми дарованиями. А в мае 1983-го года открывается Челябинское отделение Союза композиторов – это сравнительно небольшая группа творчески одаренных людей, профессией которых является создание художественных произведений в области музыкального искусства. [4, с.440]
В этом же году (18-го декабря) в Свердловске состоялся 12-й пленум композиторской организации Урала, посвященный творчеству молодых авторов. Сегодня это хорошо известные имена в среде музыкантов-любителей и профессионалов: Ю.Е.Гальперин, В.П.Веккер, В.Я.Семененко, В.А.Сидоров, А.Д.Кривошей и другие. Их творчество составляет яркое и интересное направление в музыкальной жизни области и оказывает существенное влияние на развитие музыкальной культуры Южного Урала.
Основной целью деятельности Союза являлось содействие развитию профессионального композиторского творчества, музыковедческой исследовательской мысли, музыкальной культуры на территории России и в Уральском регионе, в частности: защита профессиональных, гражданских прав и интересов членов союза.
Основными направлениями деятельности Союза Композиторов стало создание условий для сочинения новых произведений, исполнения новой музыки, музыкальное просвещение и пропаганда выдающихся образцов мирового и отечественного музыкального искусства, музыки уральских композиторов, музыкально-эстетическое воспитание подрастающего поколения, участие в крупных событиях культурной жизни уральского региона и России, педагогическая работа с молодыми композиторами и одарёнными детьми, а также музыкальная критика и публицистика.
В первый состав Союза композиторов входили: заслуженный деятель искусств РСФСР М.Смирнов, Е.Гудков, Ю.Гальперин — композиторы-мэтры и музыковеды С.Губницкая и Т.Синецкая, творчество которых оказало влияние на всю дальнейшую культуру Южного Урала.
На сегодняшний день Союз Композиторов представляют:
Народная культура и искусство России
... тенденции и закономерности развития русской художественной культуры XVII в., выявленные на основании ... России. Он был художником, остро чувствовавшего свою гражданскую ответственность перед народом. ... пространство сужается, особенно в области искусствоведения, до художественного народного творчества, фольклора ( ... объединившихся в петербургской ассоциации "Союз Молодежи". В процессе публичных дебатов, ...
1.Веккер Владимир Павлович – композитор, выпускник УГК им.М.П.Мусоргского, доцент, лауреат Германо-Российской премии в области культуры;
2.Долганова Лариса Валерьевна – композитор, выпускница Горьковской гос. консерватории им. М.И.Глинки, дипломант и обладатель спец. Приза Международного конкурса «Два ангела» в номинации «Детская музыка»;
3.Сергиенко Полина Геннадьевна – композитор, выпускница ЧГИМ им. П.И.Чайковского, кандидат педагогических наук. Стипендиат Министерства культуры Российской Федерации.
4.Кривошей Анатолий Давидович – композитор, выпускник Уфимского института искусств, заслуженный деятель искусств, профессор;
5.Кузьмин Алан Рудольфович – композитор, выпускник УКГ им. М.П.Мусоргского. Стипендиат и лауреат Всероссийской программы «Новые имена» как композитор; областной стипендиат в номинации «Молодые творческие работники культуры и искусства»; лауреат Государственной премии Челябинской области, Диплом и премия Челябинской государственной академии культуры и искусств за достижения в творческой и исполнительской деятельности в номинации «Композиторское творчество»;
6. Парфентьева Наталья Владимировна – музыковед, окончила ЧГИИК, доктор искусствоведения, профессор, лауреат Премии и Медали Законодательного Собрания Челябинской области за вклад в развитие культуры и искусства Челябинской области, заслуженный деятель искусства Российской Федерации;
7.Поплянова Елена Михайловна – композитор, выпускница Ленинградской государственной консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова; лауреат Всероссийского конкурса музыкальных сочинений для детей и юношества «Классическое наследие», обладатель Грамоты Королевского Посольства Дании за участие в юбилейных конкурсах и торжествах, посвященных 200-летию Х.К.Андерсена; обладатель диплома и Медали Виктора Розова за вклад в отечественную культуры за серию книг «Давай, Земля, покружимся» (V Всероссийский конкурс «Хрустальная роза Виктора Розова», номинация «Просветительская деятельность»); заслуженный работник культуры Российской Федерации;
8.Растворова Наталья Михайловна – музыковед, выпускница ГМПИ им. Гнесиных. Кандидат искусствоведения, доцент;
9.Синецкая Татьяна Михайловна – музыковед, выпускница Уральской государственной консерватории им. М.П.Мусоргского; кандидат педагогических наук, профессор; заслуженный работник культуры РСФСР; заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества; Почетный деятель Союза композиторов России, почетный работник высшего профессионального образования; лауреат Премии и Медали Законодательного Собрания Челябинской области за вклад в развитие культуры и искусства челябинской области, заслуженный деятель искусств Российской Федерации; «Персона года» газеты «Музыкальное обозрение», председатель Челябинского отделения СК России;
10.Ширяева Ольга Федоровна – музыковед, выпускница Алма-Атинской государственной консерватории им. Курмангазы, кандидат искусствоведения, доцент;
Музыкальная культура белоруссии реферат 4 класс
... сохранила в себе традиции одной из древних и самобытных устных музыкальных культур. Песня - самая богатая и развитая область устного народного творчества. Народная песня является частью духовной ... что хотелось передать в дар следующему поколению. Музыкальное искусство жило в народе задолго до появления профессиональных сочинителей музыки – композиторов. Песни и наигрыши украшали быт и увеселения ...
11.Шкербина Татьяна Юрьевна – композитор, выпускница Уральской государственной консерватории им. М.П.Мусоргского. 1993-97 – участница творческой Мастерской молодых композиторов в Иваново (Дом творчества СК России).
Специальный Диплом V Международного фестиваля «Сурмы-98» как композитор; доцент, лауреат Премии и Медали Законодательного Собрания Челябинской области за вклад в развитие культуры и искусства Челябинской области; лауреат Государственной премии Челябинской области в номинации «Театральное искусство».
Первым председателем Союза композиторов был Михаил Смирнов, сменила его на посту председателя Т.М.Синецкая, с 2011 года эту организацию возглавляет Татьяна Юрьевна Шкербина .
В Союзе композиторов отлажена система взаимодействия с творческими коллективами и ведущими солистами регионами, что является залогом качественного исполнения новых сочинений композиторов Южного Урала. Организована презентация произведений как сложных синтетических жанров (симфония, кантата, оратория), так и камерной музыки. Большая часть сочинений челябинских композиторов разных жанров была исполнена и записана на диски или видеокассеты. Таким образом, на сегодняшний день накоплен весьма внушительный нотный материал и архив музыкальных записей, всё это предоставляется в пользование учебных заведений, диссертантов, педагогов, ведущих курсы «регионального компонента», художественным коллективам, желающим иметь в репертуаре сочинения композиторов Южного Урала.
Вся названная работа не могла бы состояться в полнм объёме без поддержки властных структур: Губернатора, Законодательного Собрания Челябинской области, Министерства культуры Челябинской области, а также – Союза композиторов России.
Челябинский Союз композиторов живет сегодня полнокровной творческой жизнью и во многом определяет духовный климат Челябинска, и от того, насколько успешными будут его существование и реализация дальнейших планов, зависит во многом и культура города и области.
1.4.Особенности творчества уральских композиторов для детей
Весом вклад композиторов в создание музыки для детей и юношества, результативно работают в этой области Поплянова Е.М., Долганова Л.В., Семенова Л.А., Сергиенко П.Г., Веккер В.П., Кривошей А.Д., Шкербина Т.Ю.и др.[4]
Подробнее обратимся к творчеству этих композиторов:
Елена Михайловна Поплянова р одилась 11 июля 1961 г. в г.Челябинске. В 1980 г. окончила теоретическое отделение Челябинского музыкального училища им. П.И.Чайковского. С 1981 – 1986 гг. училась в Ленинградской государственной консерватории им. Н.А.Римского – Корсакова. С 1986 г. – снова в Челябинске. Много лет работает в гимназии №10 , где успешно занимается развитием творческих способностей детей. В 2008 г. ей присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».
Елена Михайловна является создателем авторской программы воспитания ребенка «Подари мне музыку». Большим успехом у практических работников образовательных учреждений пользуются ее книги по музыкальной педагогике, сборники музыкальных игр и песен для детей. Среди челябинских композиторов Елена Поплянова – самый издаваемый автор. Она – постоянный участник международных и всероссийских семинаров педагогов – новаторов. Семинары «Воспитание творчеством», «Игровое сольфеджио», «Развитие творческих способностей детей» и др. с успехом проходят в разных городах России. Музыкальные произведения и книги Е.Попляновой изданы в Челябинске, Санкт-Петербурге, Москве, Германии, Италии.
Композиторы детям: Чайковский «Детский альбом»
... для детей заглавиями, как у Шумана ». В пору создания «Детского альбома» Чайковский находился в расцвете творческих сил. Но за сочинение, обращенное к детям, композитор ... утро, конец кошмарам и томительным мечтам. Это музыкальный пейзаж с образом прелестной птички и её ... России.. «Я вырос в глуши, с детства, самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки» ...
Но, прежде всего, она – композитор, творческая мысль которого работает активно и ярко, воплощаясь в сочинения различных жанров. Перу Е.Попляновой принадлежат музыкально-сценические сочинения: «Шагал один Чудак» (1976,2001) – опера-сказка для детей на стихи Л.Кузьмина; «Карусель» (1995, 1998) – музыкальная шутка для флейты, свистка и камерного оркестра; на стихи А.Пушкина – «Песня Мери». Обширен круг авторов, на стихи которых Е.Поплянова написала песни: А.Барто, Л.Кузьмин, Э.Успенский, Г.Владычина, Н.Пикулева, В.Татаринов, Ю.Мориц, Б.Заходер, А.Горская, М.Бородицкая, Н.Шилов и др.
Среди сочинений последнего десятилетия – «50 фортепианных пьес» для чтения с листа и домашнего музицирования (2003); «Три дождя тому назад» — цикл песен на стихи Н.Шилова (2007); «Эники-Беники» — цикл песен на стихи В.Татаринова (2007) и др.
«Елена Поплянова – замечательный цветок в букете талантливых композиторов Южного Урала. Она сделала огромные успехи, стала настоящим композитором, педагогом, музыкально-общественным деятелем. Она прекрасно понимает свое предназначение: служить своей музыкой людям, воспитывать детей – наших будущих слушателей, пытаясь вырвать их из окружающей нас звуковой порнографии…Ее музыка ярка, театральна, образна, ее сочинения высокопрофессиональны», — так сказал о ней известный композитор и педагог В.А.Успенский. [7, c.271]
Самое главное, что есть сегодня в творческой жизни Е.Попляновой – это ее востребованность. Ее музыка звучит в разных городах на фестивалях, авторских концертах, конкурсах; ее книги, музыкальные произведения издаются в России и за рубежом.
«Молодая, необычайно привлекательная, прежде всего, доброжелательностью и открытостью, своей жизнью и своей музыкой, она зовет нас к красоте, любви, доброте, деятельной осмысленной жизни» — так о ней пишет музыковед Т.М.Синецкая, и трудно с ней не согласиться. [7, c.271]
Лариса Валерьевна Долганова родилась 19 июля 1964 г. в Челябинске. С 1978 по 1983 училась в музыкальном училище им. П.И.Чайковского по классу фортепиано и композиции. В 1988 г. окончила Горьковскую государственную консерваторию им. М.И.Глинки, в 1990 г. – ассистентуру – стажировку. С 1990 г. – преподаватель музыкально-теоретических дисциплин и композиции в Челябинском музыкальном училище (ныне – Челябинский государственный институт музыки им. П.И.Чайковского) С 1997 г. – член Союза композиторов России. Автор музыкально-сценических произведений: детских опер «Девочка-волшебница» (1983), «Чучело-мяучело» (1994), «Сказка про интервалы», «Сказка о родном доме» (1999); симфонических сочинений: «Фуга и пассакалия» для фортепиано и симфонического оркестра (1989), «Каприччио» (1990) и др.
Музыка в Советский и постсоветский периоды
... рок-музыки вообще и ее характерных черт в советской рок-культуре. Л.Н.Толстой считал музыку ... Передовые музыкально-общественные деятели — исполнители, композиторы, связанные с демократическими традициями русской музыкальной ... СССР и России. Одной из задач, поставленных мною в этом реферате, будет анализ ... приходилось записывать на фонографе ценные крестьянские песни. Теперь мне нужно свободно заняться ...
Ее музыка отличается естественностью, теплотой, своеобразием интонационного наполнения. Два важнейших составляющих мастерства: школа, знания, основы ремесла, полученные в период обучения; и собственно личностные качества: дарование, работоспособность, увлеченность профессией – находятся у Ларисы Долгановой в органическом сочетании. [7]
Людмила Алексеевна Семенова — автор-исполнитель, композитор. Работает в жанре авторской песни, эстрадной песни, городского романса. Пишет музыку для детей: песни, музыкальные сказки, мюзиклы, пьесы для фортепиано. По первой специальности – хормейстер, закончила Челябинский государственный институт культуры в 1973 году. Организовала детскую хоровую студию «Радость» и хоровую школу «Музыка» в г.Челябинске, на базе которой был открыт Уральский филиал Академии детского хорового искусства Г.А.Струве. 15 лет сотрудничала с Валентиной Толкуновой, которая исполнила песни: «Русь» и «Будет все хорошо».
Одной из главных тем творчества Людмилы Семеновой остается любовь к родному краю. Песни о Челябинске и уральских красотах – Аркаиме, Тургояке, Таганае часто исполняют школьные творческие коллективы. На ее творчество откликается публика самых разных возрастов – ведь в основу ее песен закладываются высокие нравственно – этические понятия, такие, как любовь, добро, благородство, верность, целомудрие, красота, гармония.
Вышло в свет 4 диска CD и 4 песенных нотных сборника: «Будет все хорошо!» (для школьников с 1 по 11 кл), «Песенки-загадки» (для школьников и младших школьников), «Я танцую на лужайке» (для младших и средних классов), «Мир спасет Красота» (для среднего и старшего возраста).
Полина Геннадьевна Сергиенко родилась в Челябинске 7 декабря 1983 года. С 6- летнего возраста Полина Сергиенко обучалась в ЦДШИ в классе фортепиано у Р.П.Розановой. В ЦДШИ также состоялась встреча с композитором, заслуженным деятелем искусств Российской Федерации А.Д.Кривошеем, который и раскрыл композиторские способности.
Училась на теоретическом отделении в музыкальном колледже при Челябинском Государственном Институте музыки им. П.И.Чайковского, параллельно с теоретическим циклом продолжала заниматься композицией у А.Д.Кривошея. В годы учебы в музыкальном колледже становится Лауреатом композиторских конкурсов в Москве «Рябиновые грезы», Санкт-Петербурге.
По окончании колледжа в 2003 году Полина Сергиенко поступает в ЧГИМ им. П.И.Чайковского на композиторское отделение в класс Кривошея А.Д., где уже получает академическое композиторское образование. В годы учебы П.Сергиенко написаны ряд произведений на стихи С.Есенина, Детская опера на сл. А.С.Пушкина «Сказка о Попе и работнике его Балде», Концерт для скрипки с оркестром и др.
По окончании Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И.Чайковского остается в Челябинске, продолжает активную профессиональную и музыкально-общественную деятельность.
Владимир Павлович Веккер родился 2 февраля 1947 года в г.Копейске Челябинской области. С 1963 по 1967 – учился в Челябинском музыкальном училище им. П.И.Чайковского по классу баяна, одновременно занимался композицией. После службы в армии поступил в Уральскую государственную консерваторию (1970-1975), композиторский факультет которой успешно закончил.
С 1975 по 1994 гг. – преподаватель, доцент Челябинского государственного института культуры. С 1981 – член Союза композиторов СССР (ныне – СК России).
С 1994 г. живет в Германии, оставаясь официально (по личному заявлению) членом СК России (Челябинское отделение).
Необычайно разнообразна камерная музыка В.Веккера: композитор очень свободен в выборе инструментов и камерных составов: 3 сонаты, 3 сонатины, около 100 миниатюр для фортепиано; 6 миниатюр для струнного квартета, «Детская сюита» для балалайки и фортепиано и др.
Осенью 1994 года В.Веккер с семьей переехал на жительство в Германию, оставшись членом Челябинского отделения СК России. Но важным являет тот факт, что уральский композитор, органично войдя в музыкальный мир другой страны, остается представителем нашей, российской культуры, осуществляет благотворные акции взаимодействия двух государств в сфере музыкального искусства.[7]
Анатолий Давидович Кривошей родился 27 июня 1950 года в Челябинске. В 1972 году окончил теоретическое отделение Челябинского музыкального училища им. П.И.Чайковского; в 1977- Уральскую государственную консерваторию как музыковед , в 1983 – Уфимский государственный институт искусств как композитор, в 1994 ассистентуру — стажировку Уральской государственной консерватории, как композитор. Член Союза композиторов России с 1993 года. Живет и работает в Челябинске. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, профессор Южно – Уральского государственного института искусств им. П.И.Чайковского, заведующий кафедрой истории, теории музыки и композиции.
Творческая деятельность этого композитора вписана в музыкальную культуру Урала несколькими крупными направлениями: как композитора, известного в России педагога по классу композиции, театрального деятеля.
Для А.Кривошея – композитора характерно последовательное освоение уральской темы, фольклорных истоков региона, особенно, его южных районов. Созданы песни на народные слова, на тексты уральских поэтов- Л.Татьяничевой, В.Брызгалова, В.Щёголева, Ю.Жука, Н.Рубинской, Н.Шилова, М.Шанбатуева, В.Плотникова и др.Среди произведений крупных форм – балет «Мефистофель» (1992), мюзиклы «Маугли» (1994, либр. Е.Ланцова), «Новые приключения Буратино» (1995, либр. Е.Ланцова), «Новогодний переполох» (2000, Э.Успенский) и др.
Перу композитора принадлежит разнообразная камерная музыка – для ансамблей, отдельных инструментов, голоса и фортепиано. Известность приобрели такие сочинение, как «Прощание с Тбилиси» (1993) и «Прогулка с Моцартом по Праге» (1995) – музыка для струнного квартета, романсы на ст. А.Пушкина, А.Исаакяна, Е.Бартынского, многочисленные песни.
Многочисленны и востребованы сочинения А.Кривошея для детей и юношества. В постановке 45 спектаклей челябинских театров драмы и ТЮЗа А.Д.Кривошей принял участие как автор музыки и музыкальный оформитель.
Одним из направлений в творчестве А.Д.Кривошея является написание музыки к драматическим спектаклям: «Джельсомино в стране лжецов» (Д.Родари), «Добрый человек из Сезуана» (Б.Брехт), «Маленькие трагедии» (А.Пушкин) и другие.
Особое внимание А.Д.Кривошей уделяет произведениям для детского хора: «Мама, школа, Родина, Москва» (сл. В.Приходько), «Карусельные кони» (сл. В.Орлова), «Автомобиль» (сл. Мирослава Валека), «Песенка о болезнях» (сл. Боро Павловича) и другие.
Татьяна Юрьевна Шкербина родилась 4 июня 1967 года в Челябинске. В 1993 году окончила композиторский факультет Уральской Государственной консерватории им. М.П.Мусоргского.
Сочинения Т. Шкербиной отличаются яркой образностью. Присущие многим из них драматизм и психологическая глубина, эмоциональное наполнение, разнообразная композиторская техника свидетельствуют о больших творческих возможностях композитора.
Работа театрального композитора также остаётся важнейшим направлением творческой деятельности Т. Шкербиной, она является автором музыки к 16 драматическим спектаклям. Как композитор получила признание на международном музыкальном фестивале «Игра и созерцание», на фестивалях молодых композиторов (Екатеринбург), на Всесоюзном Конкурсе «Хоровая лаборатория ХХI век» (С-Петербург), «Время Прокофьевых» (Москва) на международных конкурсах: «Сурма-98» (Ровно, Украина), «Молодая классика» (Вологда) и др.
Музыка Шкербиной с успехом исполнялась в Москве, Екатеринбурге, Челябинске, Одессе, Ровно, Новосибирске, Костроме и др. городах.
Большим событием в творческой жизни Т. Шкербиной, в музыкальной культуре Челябинска стало создание по заказу руководства челябинского концертного объединения двух произведений:
1. Балета «Аркаим» (либретто К. Рубинского, реж.- постановщик – С. Цирюк, хореографы-постановщики – С. Лукина и А. Разин, художник С. Александров, художник по свету Г. Приклонская).
2. Оперы «Дюймовочка» (либретто К. Рубинского, реж.-постановщик – С. Цирюк, хореографы-постановщики – С. Лукина и А. Разин, художник Т. Королева).
Не так известны широкой публике имена композиторов, которые посвятили свою жизнь музыкальному воспитанию детей в отдаленных районах Челябинской области, а именно в поселке Лазурном Красноармейского района, но их творчество заслуживает внимания.
Виктор Анатольевич Курбатов — челябинский композитор и аранжировщик. Родился 21 апреля 1948 года. Композитор, который всю свою трудовую деятельность посвятил культуре. Учитель музыки, руководитель вокально-инструментального ансамбля, преподаватель школы искусств, хормейстер народного хора. Музыка Виктора Курбатова известна далеко за пределами Лазурного, где он жил. Его песни поют в Миасском и Бродокалмаке, в Копейске и Кыштыме, в Верхнем Уфалее и Долгодеревенском, его творчество известно и взрослым и детям. Наиболее известны его песни: « Песня о школьном звонке», «Чтобы солнышко светило», «Если все вокруг подружатся».
Другой наш земляк, Кириллов Игорь Юрьевич , окончил фортепианное отделение Челябинского музыкального училища, а затем получив специальность руководителя народного хора в Челябинском институте культуры стал работать учителем музыки в одной из общеобразовательных школ г.Челябинска. Позже в течение трех лет работал с детьми в школе станции Муслюмово, приобщая их к миру прекрасного, обучая игре на фортепиано. В начале 2000-х по воле судьбы он переезжает с семьей в поселок Лазурный, где и продолжает работать по сегодняшний день.
Более 25 лет Игорь Юрьевич трудится на селе, приобщая к музыке все возрастные группы населения. Работал музыкальным руководителем в детском саду, преподает по классу фортепиано и хора в детской музыкальной школе искусств, является руководителем созданного им народного вокального ансамбля «Вереница» и хормейстером народного хора русской песни «Лазуринка» в ДК,
И.Ю.Кириллов – победитель районного конкурса «Педагог года в дошкольном образовании – 2010», участник областного конкурса «Педагог в дошкольном образовании», он награжден грамотой Законодательного собрания Челябинской области в 2010 году.
Проявил себя и в композиторском творчестве, пишет песни для детей. Опубликованные сборники «Помогают нам дети душой не стареть» имеют лицензию на авторское право. Получили широкую признательность и еще семь сборников, где более 90 песен. Наиболее известны песни « Защитникам Отечества», «Возвращение скворца», «Песенка дорожных знаков ».
Выводы по I главе
В первой главе нами была рассмотрена характеристика творчества уральских композиторов для детей.
В первом параграфе нашего исследования мы изучили этапы развития музыкальной культуры Урала, начиная с XI по XXI вв. Музыкальная культура Урала отличается многообразием национальных традиций, она представлена русскими, башкирскими, удмуртскими и другими народами . Южноуральская земля взрастила огромное количество музыкантов, таких как В.Крылов (основоположник профессионального обучения игре на баяне), С.Г.Эйдинов – музыкант-легенда (создатель первой профессиональной хоровой капеллы) и др. Многие из них внесли значительный вклад в развитие отечественной музыки.
Второй параграф посвящен развитию композиторского творчества на Южном Урале. Творчество композиторов-любителей начинает активно развиваться в послевоенные годы. Четко прослеживается одна тема, которая роднит всех композиторов: это тема родного уральского края, воспевающая трудовые подвиги, духовную красоту и силу уральцев, неповторимую природу.
В третьем параграфе мы рассмотрели возникновение и проследили этапы развития Союза композиторов на Южном Урале, целью которого является содействие развитию профессионального композиторского творчества и, в целом, музыкальной культуры на территории России и Уральского региона.
В четвертом параграфе мы познакомились с творчеством уральских композиторов для детей и пришли к выводу, что они внесли значительный вклад в создание музыки для детей и их творчество яркая страница в музыкальной жизни региона и страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе проведенного исследования можно сделать заключение, что наша тема актуальна и современна. Обращение к ней нам позволило познакомиться с историей музыкальной культуры Урала, подробнее изучить этапы становления композиторского творчества, а также обратиться к творчеству уральских композиторов, внесших вклад в музыкальную культуру города и области.
Не случаен выбор темы исследования, ведь именно детская музыка в творчестве многих композиторов во все времена имела особое значение. Она отражала воспоминания, связанные с самой прекрасной порой в жизни каждого человека – детством.
В наше время музыкальные произведения для детей очень актуальны и имеют важное воспитательное, общественное и профессиональное значение. Они помогают развитию фантазии, образному мышлению и становлению личности.
Цель исследования достигнута, задачи выполнены. В курсовой работе мы планируем создать методический комплект для учителя музыки по творчеству уральских композиторов для детей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/poetyi-yujnogo-urala/
1. Беляев, С.Е. Деятели музыкальной культуры Урала XV-XVII вв.: Библиографический справочник / С.Е. Беляев. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 1999. – 67 с.
2. Вольфович, В.А. Музыканты Южного Урала / В.А. Вольфович. – Челябинск: Челябинский рабочий, 1991. – 198 с.
3. Вольфович, В.А. Челябинск музыкальный / В.А.Вольфович. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1989. – 176 с.
4. Деев, К. Творческий портрет уральского композитора Владимира Сидорова / К. Деев // Сайт композитора Владимира Сидорова – URL: (дата обращения 15.02.2018).
5. Иванова, А.Г. Развитие музыкальной культуры Урала в 1990-е годы: основные тенденции / А.Г. Иванова // RadNews – URL: (дата обращения 10.03.2018)
6. Культура в Челябинской области (1970—2004): стат. сб. / Территориальный орган Федеральной государственной статистики по Челябинской области. Челябинск, 2005. -56 с.
7.Музыкальный энциклопедический словарь / ред. Г.В. Келдыш. – Москва: Советская энциклопедия, 1990. – 670 с.
8. Перкин, В.П. Врата Рифея (сер. «Вся Россия»): Сборник. Эссе, документы, справочная информация, воспоминания, хроника, рассказы, стихи. – М.: Московский писатель, 1996. – 488 с.
9. Салмина, М.С. История Южного Урала XX – начало XXI века / М.С. Салмина. – Издательский центр «Взгляд», 2004. – 249 с.
10. Синецкая, Т.М. Каталог произведений композиторов Южного Урала / Т.М. Синецкая. – Челябинск: Челяб. орг. Союза композиторов России, 1996. – 55с.
11. Синецкая, Т.М. Композиторы Южного Урала: монография / Т.М. Синецкая. – Челябинск: Дом печати, 2003. – 352 с.
12. Синецкая, Т.М. О деятельности Челябинского отделения СК России / Т.М. Синецкая // Челябинское отделение общественной организации «Союз композиторов России». – URL: (дата обращения 11.10.2017).
13. Шабалина, Л.К. Музыкальная культура Урала / Л.К. Шабалина // Уральская историческая энциклопедия. – URL: (дата обращения 11.10.2017).
14. Шимбарева, А. Творчество композиторов Республики Молдова в репертуаре детских хоровых коллективов / А. Шимбарева // Бесплатная интернет библиотека. – URL: (дата обращения 21.03.2018).
15. Ширяева, О.Ф. Визуальное начало и предметная образность в музыке композиторов Южного Урала / О.Ф. Ширяева // Судьба России: образование, наука, культура. – Екатеринбург: Изд-во Уральского гос.ун-та, 2000. – С.247-249.
16. Челябинской области — 70. /юбилейный сборник статей. – Челябинск: Челябоблкомстат, 2004. – 575 с.