Якуб Колас найвялікшы літаратурны дзеяч Беларусі

Курсовая работа

ЗМЕСТ

Уводзіны

Глава 1. Якуб Колас найвялікшы літаратурны дзеяч Беларусі

Глава 2. Драматычныя творы Якуба Коласа

Глава 3. Увасабленне твораў Якуба Коласа ў тэатральным, музычным, кінематаграфічным мастацтве

Заключэнне

Спіс выкарыстаных крыніц

УВОДЗІНЫ

Колас Якуб (1882-1956; сапраўд. Міцкевіч Канстанцін Міхайлавіч), беларускі пісьменнік, паэт. Заснавальнік (разам з Я.Купалам) новай беларускай літаратуры. Народны паэт Беларусі (1926).

Акадэмік (1928), з 1929 — віцэ-прэзідэнт АН Беларусі. Асноўны змест яго твораў — жыццё і побыт, сацыяльны і нацыянальны прыгнёт беларускага народа, яго барацьба за свае правы, за лепшую будучыню. Творчай манеры Якуба Коласа ўласцівы глыбокі псіхалагізм, пейзажнае майстэрства, гармонія формы і зместу, яснасць, празрыстасць стылю, пастаноўка вострых актуальных праблем сучаснасці, філасофскі роздум над вечнымі праблемамі жыцця, услаўленне духоўнага багацця і маральнай прыгажосці чалавека.

Драматычныя творы Якуба Коласа ўвайшлі выдатным здабыткам у культурную скарбніцу беларускага народа. У сваіх. вершах, апавяданнях, паэмах, аповесцях, п’есах пісьменнік паказаў таленавітасць народа, яго стваральныя сілы, звычаі, мараль, традыцыі.

Якуб Колас стварыў самабытныя вобразы, вырашыў або ўзняў праблемы агульнанароднага значэння. Паэмы «Сымон-музыка», «Новая зямля», «Рыбакова хата», «Адплата», атювесді «Дрыгва» і «На прасторах жыдця», трылогія «На ростанях» сталі любімымі творамі чытача. Яны перакладзены на многія мовы братніх народаў.

Драматычныя творы пісьменніка напісаны з такой любоўю да чалавека працы, з такім глыбокім разумением народнага жыцця, з такім замілаваннем да роднай зямлі — яе рэк, лясоў, дарог і палеткаў, што ім суджаны доўгі век. «Творчасць Якуба Коласа,— сказаў Кандрат Крапіва,— з’яўляецца крыніцай асалоды і пазнання жыцця для мільёнаў савецкіх чытачоў».

Асноўнай мэтай

В сувязі з пастаўленнай мэтай в работе сформуляваны наступныя задачы:

  1. Разглядзець асноўныя этапы творчасці Якуба Коласа.
  2. Раскрыць асноўны змест драматычных твораў Якуба Коласа.
  3. Вызначыць, чаму драматычныя творы Якуба Коласа такія блізія да сэрдца народа.

Объект и предмет работы

Тема данной работы — творчество Якуба Коласа, который является одним из величайших литературных деятелей Беларуси. Исследование будет сосредоточено на анализе его произведений, которые отражают жизнь белорусского народа на переломных этапах истории, борьбу за социальное равенство и национальную самоопределение.

24 стр., 11903 слов

Да чалавецтва праз свой народ. по белорусской литературе. Далей ...

... является символом энергии и страсти, которые присущи белорусскому народу. Зеленый цвет на флаге Беларуси олицетворяет природу и ее важное ... людей.История использования флагов и гербов в Беларуси В течение своей истории белорусы использовали различные флаги и гербы, отражающие ... и т.п.) издревле использовался народами как награда победителю и олицетворяет победу. Вместе с тем, это символ памяти и ...

Творчество Якуба Коласа основано на лучших традициях национальной литературы и наследии устного народного творчества, а также на влиянии прогрессивных представителей русской, украинской и мировой литературы. Он является классиком белорусской литературы, создателем бессмертных поэтических произведений «Новая земля» и «Сымон-музыка», одним из основателей белорусской художественной прозы, белорусского романа. Кроме того, Якуб Колас был авторитетным наставником нескольких поколений творческой молодежи, выдающимся педагогом, ученым, организатором науки, государственным и культурным деятелем.

Главная заслуга Якуба Коласа заключается в том, что он показал миру белорусскую землю, мужественный, свободолюбивый, героический народ, раскрыл в художественном слове его социальные и национальные проблемы, неисчерпаемые духовные возможности.

Роль Якуба Коласа в белорусской литературе

Якуб Колас вступил в литературу на волне революционно-освободительной борьбы народных масс против угнетения и эксплуатации. Жизнь и быт трудового крестьянина, его мечты о лучшем будущем, социальное и национальное угнетение, борьба крестьянства за свои права — вот главное содержание произведений Якуба Коласа как писателя-реалиста, представителя революционно-демократического направления в белорусской декларативной литературе, последовательного защитника интересов трудового крестьянства. От имени притесненного горем, обездоленного крестьянина поэт смело обращался к угнетателям: «Чьими руками вы добро собирали? На чьи вы слезы заработку покупали?». Выявленная в декларативном творчестве Якуба Коласа концепция народа утверждала взгляд на человека труда не только как на жертву несправедливого строя, но и как на могущественную силу исторического процесса, создателя материальных и духовных ценностей на земле, творца будущего. Это было своего рода возрождением в белорусской литературе. Подобное представление вооружало художников слова историческим оптимизмом, открывало перед ними широкие возможности в отображении народной жизни.

Творы Я.Коласа в период первой русской революции и панования реакции

Творчество Я.Коласа сыграло важную общественно-просветительскую роль в период первой русской революции и в годы правления реакции. Пронизанные чувством гнева и ненависти, его произведения призывали рабочих к объединению, утверждали неизбежность победы над угнетателями («Ворагам», «Наша возьмет», «Будь тверды»).

Созданный писателем образ героя, убежденного борца за народное дело, является значительным достижением белорусской дореволюционной литературы.

В стихах 1914-1916 годов («Думки салдата», «Ворагам») поэт осуждал империалистическую войну, раскрывал её захватнический характер, антинародную направленность, истинно показывал крестьянина, участника войны, его психологию. Ведущее место в творчестве Я.Коласа занимает тема художника и искусства («Не спрашивайте, не просите…», «Песняр», «Родные песни», «Песняру»).

6 стр., 2981 слов

Белорусская литература 20-30-х годов

... данной работы: рассмотреть основные тенденции, течения и факты в развитии белорусской национальной литературы 20-30-х годов ХХ века и сделать выводы о значении данного периода в эволюции ... литературно-художественной продукции». На страницах одноимённого журнала печатались произведения Якуба Коласа, Максима Горецкого, Змитрука Бядули, молодых авторов, например Аркадия Кулешова. В относительно ...

Она решена в традициях передовой, революционно-демократической литературы — как тема самоотдачи художника народу. Как писатель-новатор Я.Колас заметно расширил идеино-тематические, жанрово-стилевые границы белорусской национальной литературы, обогатил её новыми идеями, мотивами, образами, языковой выразительностью, дал яркие образцы гражданской, интимной лирики, юмористического, сатирического стиха, стихотворного фельетона, байки, стихотворного повествования.

Бытовое социально-психологическое повествование писателя

Малыми формами прозы, такими как «Соцки падвёў», «Бунт», «Нёманаў дар», «Малады дубок», Я.Колас создал классический образец в жанре короткой прозы. Здесь отчетливо намечены образы, нарисованы типичные характеры белорусского крестьянина-труженика. Его повествования характеризуются широтой охвата жизненных явлений, тематическим разнообразием, художественной совершенством. Написанные языком народного правописания, они отличаются неповторимым национальным колоритом, первозданной свежестью.

Произведения Я.Коласа аллегорического характера (цикл «Казки жыцця») выполнены в глубинном жизненном и социально-философском содержании. Они стали значительным художественным открытием в белорусской литературе, расширили ее идеино-тематические и жанрово-стилевые горизонты. Они пропитаны мыслями художника-гражданина, патриота, гуманиста о человеке и его жизненном предназначении, смысле человеческого существования. Писатель утверждает идею вечности жизни, бесконечности форм ее проявления, стремление человека к познанию тайн бытия, тайн природы («Живая вода», «Супротив воды», «Даль» и др.).

Введение

В данном исследовании будет рассмотрена поэзия Я.Коласа, одного из главных представителей национальной белорусской словесности. Особенность творчества Коласа заключается в его ландшафтной лирике, которая прославила белорусскую природу, а также национальную и социальную борьбу.

Тело исследования

1. Ландшафтная лирика Я.Коласа

Ландшафтная лирика Я.Коласа считается выдающимся достижением белорусской поэзии. Его стихотворения пропитаны чувствами и любовью к родной земле. Особенно ярко это проявляется в таких произведениях, как «На полі вясною», «Усход сонца», «Ноч», «Адлёт жураўлёў», «Белыя валокны» и «Лес». Все они стали известными и популярными в национальной литературе Беларуси. Колас умел создавать яркие, объемные и выразительные образы белорусской природы, что позволило ему добиться звания одного из лучших мастеров слова в Беларуси.

2. Национальная и социальная борьба

Как и многие другие представители национальной литературы, Я.Колас принимал участие в борьбе за национальное и социальное освобождение своей страны. В своих произведениях он умел подчеркивать значимость национальной и социальной идентичности белорусов. Он с успехом продолжил реалистические традиции национальной литературы и обогатил опыт критического реализма опытом в крупных революционных борьбах. Категория народности была особенно богата и содержательна в поэзии и прозе Коласа. Он привел белорусское слово на уровень стойкого искусства, поставив его рядом с развитыми литературами мира, и имеет в этом большую заслугу.

4 стр., 1899 слов

Белорусская литература

... Владислав Голубок, Змитрок Бядуля, Якуб Колас), в белорусской литературе активно заявили о себе поэты ... Шамякин Евгения Янищиц Сократ Янович 2.5. Современная литература [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/referat/sovremennaya-belorusskaya ... национальная комедия на белорусском языке — «Комедия» К. Марашевского. Процессы активизации творчества на белорусском языке ... реферат составлен на основе .

Заключение

Таким образом, творчество Я.Коласа было решающим в основании национальной и социальной литературы Беларуси. Его ландшафтная лирика позволила подчеркнуть красоту белорусской природы, а также важность сохранения национальной и социальной идентичности белорусов. Кроме того, его творческий опыт построения устойчивого искусства на белорусском языке позволяет ему занять достойное место в мировой литературе.

Гады рэвалюцыі — адзін з найбольш складаных, трагічных перыядаў у жыцці і творчасці Я.Коласа. Жахлівыя разбурэнні, незлічоныя людскія ахвяры, якімі суправаджалася Кастрычніцкая рэвалюцыя і якія паэт бачыў на ўласныя вочы, выклікалі яго рашучае асуджэнне і пратэст. Мастак-гуманіст не мог прыняць рэвалюцыю, якая дзеля гіпатэтычнай светлай будучыні знішчала найвялікшую каштоўнасць — чалавека. У «крывавым віры» гінулі маральныя набыткі, выпрацаваныя чалавецтвам за многія стагоддзі існавання. Паэма «Сымон-музыка» (1911—18) з асаблівай яскравасцю выявіла псіхалагічны стан паэта, які ўсведамляў і асабістую адказнасць за трагічныя падзеі, выкліканыя рэвалюцыяй, бо і яго паэтычнае слова рыхтавала рэвалюцыйны выбух, але аказалася, што галоўным героем часу стаў не разняволены рэвалюцыяй свабодны чалавек, міласэрны і спагадлівы да чужога болю і пакутаў, а «чалавек з ружжом», якому зброя замяніла закон і маральныя нормы, а класавая нянавісць, прага помсты сталі вызначальнымі матывамі дзейнасці. Ачышчальная бура-навальніца, якую клікаў пясняр народнай долі («Грымні ж ты, бура, ды грымні дужэй» — верш «Будзе навальніца», 1912), вылівалася ў акт рабаўніцтва і гвалту. Не жадаючы даць маральнае бласлаўленне жорсткай, крывавай, нясправядлівай рэвалюцыі, Я.Колас пакідае свайго героя-музыку на могілках, дзе пахавана яго дзяўчына Ганна — сімвал дабрыні і прыгажосці, жывое ўвасабленне маці-Беларусі, увасабленне няспраўджаных ідэалаў мастака. Сымон-музыка, які марыў пра ўсясветнае брацтва, пра ўсталяванне чалавечай дабрыні, міру і згоды, у знак пратэсту супраць жорсткасці, прымусу, беззаконня і пагарды да чалавечай асобы выключаецца з жыцця, засынае сімвалічным сном («Ты ачнешся ў жыцці новым песні-думкі дапяваць») побач з Ганнай.

Одной из наиболее заметных особенностей творчества Я.Коласа в период 1917-1918 гг. было четкое отражение его гражданско-художественной позиции и отношения к социалистической революции. Его стихи 1919-1921 гг. («На чужбине», «Крест», «Тени страха», «Звон стекол»), также как и повесть “Под Новый год” (1922), являются искренним разоблачением разрушительной силы революции на человека, и идеальное передование его потерянности и страха.

Озабоченный звон стекол воспринимается героем одноименного стихотворения то как выражение скорби и гнева, то как знак, «что мы потеряли путь» — к свету, истине и достоверности.

После возвращения на родину (май 1921 г.) начинается новая, наполненная событиями фаза литературно-художественной и общественно-культурной активности Я.Коласа.

Но перелом в его мироззрении не произошел сразу. Тематика его произведений, написанных и опубликованных в 1921-1923 гг., в основном обращена к прошлому: было создано двенадцать новых глав поэмы «Новая земля», повесть «В польской глуши», подготовлены и изданы сборники «Сказки жизни» и «Водрузание». Я.Колас уклонялся от оперативного отклика на события нового времени, не разделял позицию тех писателей, кто бездумно восхвалял новую власть.

4 стр., 1726 слов

Русский язык как национальный язык русского народа

... жизнь общества невозможна без национального языка. 1. Русский язык как национальный язык русского народа Русский язык - это язык русской нации, язык, на котором создавалась и создаётся её культура. Русский язык - это официальный язык ... и белорусский языки, находится с этими языками в ближайшем родстве. Русский язык и языковые контакты. На протяжении всей своей истории русский язык существовал ...

Введение:

Паэма «Новая зямля» Янки Купалы, написанная в период с 1911 по 1923 годы, оказала огромное влияние на белорусскую литературу и стала значительным шагом в развитии художественной мысли автора. В ней глубоко исследованы и описаны социальные противоречия конца XIX века, нарисована эпическая картина народной жизни, созданы типичные и уникальные персонажи, раскрыта духовная величина и моральная привлекательность трудящегося человека, его стремление к свободному счастливому существованию и желание стать хозяином на собственной земле.

Основная часть:

Паэма поэтизирует труд, эстетизирует сельскую жизнь, превозносит человека-труженика, носителя лучших черт национального характера — романтическая черта произведения. В 30-е и последующие годы, когда большинство советских писателей осуждали так называемые кулацкие инстинкты селянина и индивидуалистическую мораль, Янка Купала паэмой «Новая зямля» отстаивал авторитет прекрасного письма, достойство художника как выразителя интересов трудового сельянства. «Новая зямля» стала выдающимся произведением национальной литературы, символом национальной культуры и поэтической энциклопедией жизни белорусского народа на новом этапе его исторического развития. Она сыграла огромную роль в утверждении принципов реализма, национальности, в становлении лиро-эпической поэмы и прозаического романа.

Заключение:

Паэма «Новая зямля» — это великое литературное достижение, которое на протяжении годов оставалось шедевром национальной литературы. Ее творческое значение и культурное значение неоценимы. Янка Купала своим произведением не только прославил трудящегося человека, но и придал новые ориентиры в литературным жанрам и темам. Паэма стала не только классическим образцом национальной литературы, но и важным этапом в истории белорусской литературы, она способствовала формированию белорусской национальной самобытности и осознанию своего культурного наследия.

В 1923—24 годах Я.Колас значительно переработал поэму «Симон-музыка» (текст не сохранен; рукопись украдена при возвращении поэта из Кисловодска летом 1924 года).

В 1924—25 году была создана третья, конечная редакция, по сути новое произведение. Третьим разворотом процесса белорусизации автор «Симона-музыки» будит героя от сна, даёт ему возможность чарующим звучанием вернуть к жизни Ганну и направляет их в широкий мир к людям. На некоторое время Я.Колас поверил в возможность возрождения родной страны, национальной культуры, в возможность построения суверенной, независимой Беларуси. Поэма посвящена белорусской молодежи, которой историей было предназначено строить новую жизнь, свободную страну. Вера писателя-гражданина, художника-гуманиста в счастливое будущее Беларуси и помогла рождению конечной редакции поэмы — произведения полифонического звучания, где драматические, трагические мотивы переплелись с жизнеутверждающими, оптимистическими. Заведенная борьба большевистской партии с религией помешала Я.Коласу использовать ряд тем и мотивов первой редакции, в частности, тему художника как пророка, как носителя божественной силы. Но этот и другие мотивы, например, мысль о необходимости всеобщего согласия, идея доброты, милосердия и человеколюбия как органической качества истинного искусства, нашли свое сквозное, опосредованное выражение в конечной редакции. То, что Симон смог силой своей любви вдохнуть жизнь в безнадежно больную Ганну, свидетельствовало о безмерных возможностях искусства, когда оно своими корнями связано с народной жизнью, пропитано идеей защиты человека. В лирико-философских, аллегорических вступлениях к соответствующим разделам новой редакции поэт иначе выразил ряд глубоких мыслей, которые были в редакции 1911—18. Так, в аллегории о схватке мороза и воды проводится идея необходимости «согласия, смярения», творческого труда как основы строительства суверенного государства. Поэма «Симон-музыка» свидетельствует о широте творческого диапазона Я.Коласа, о его оригинальности, отметности его таланта и великих творческих возможностях как поэта-лирика. Она впечатляет разнообразием воб-разно-выразительных средств, гармонией содержания и формы, богатством ритмики, совершенством инструментовки поэтического стишка, мягкостью, уверенностью стиха, удачным использованием фольклорной поэтики. Поэма оказала большое влияние на развитие белорусской лирики и лира-эпической поэмы, раскрыла большие возможности романтических форм и средств отражения действительности. 

3 стр., 1280 слов

Изображение народа в произведениях И.С. Тургенева, Н.С. Лескова ...

... жизни, но эти взгляды по-разному воплощены в творчестве каждого из них. Некрасов выступает как противник крепостничества, стремится правдиво раскрыть отношения между крестьянами и помещиками в пореформенную эпоху. Лесков ... русского народа к природе. Так, произведения Тургенева содержат поэтические, образные зарисовки природы. В очерке «Певцы» на первом плане —социальные проблемы жизни народа. Он ...

Искусство Якуба Коласа как отражение жизни белорусского народа

Жизнь белорусского народа в преддверии и в годы первой буржуазной революции, поиски передовой интеллигенцией путей к народу, ее роль в формировании социально-политических взглядов селянства нашли свое глубокое художественное воплощение в первых двух книгах «Полесье рассказывает», которые затем вошли в трилогию «На тропинках» (1921-54).

Рассказы стали самыми значимыми произведениями белорусской художественной прозы. В них ярко выявилось своеобразие художественной мысли писателя, глубокое понимание им роли народных масс и интеллигенции в революционном процессе. «Полесские рассказы» отличаются высоким уровнем психологического мастерства, способностью автора раскрывать диалектику чувств героев, показывать человека в единстве его общественной деятельности и личной жизни. Для произведений характерны искренность, доверительность авторской интонации. Рассказы имеют выраженный биографический характер. Судьбы многих героев, их мучения были близки и понятны автору. Я. Колас утверждал полноту ориентации на актуальную социальную проблематику, на исторически правдивое, реалистично конкретное, аналитически углубленное отображение жизни народа, конкретной человеческой личности.

В 1921 году в Ковне вышел сборник рассказов «Сказки жизни» (большинство «Казак жизни» созданы до 1917 года, но работу над циклом автор продолжал и далее).

В этих произведениях в аллегорической форме изложены взгляды на историю и жизненную философию белорусов как нации, их место среди народов-соседей, затронуты важные социально-политические и морально-этические проблемы, показано стремление человека к познанию тайн природы и бытия.

В первой половине 1920-х гг. Якуб Колас завершает великие произведения, задуманные еще десять лет назад, в которых нарисовал широкую картину жизни белорусов в конце XIX — начале XX веков, выложил свое видение путей развития нации.

2 стр., 686 слов

«Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям ...

... к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию» 14. План: 1. ВСТУПЛЕНИЕ. Сочувствие и сострадание необходимы. 2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Что происходит в жизни и в ... прочитанные произведения? Помогает ли литература воспитать в человеке доброту и милосердие? Верите ли вы в то, что человечество способно измениться к лучшему? 13. Вывод: отсутствие любви, сочувствия, сострадания ...

В 1923 году в Минске вышла отдельным изданием поэма «Новая земля». Это произведение является художественной энциклопедией жизни белорусского селянства на рубежах веков. В поэме Колас пофилософски осмысливает целую эпоху в жизни белорусского народа. Автор апоэтизировал духовное богатство и моральную величь трудящегося человека, его вечную мечту быть хозяином на своей земле. В произведении ярко описаны быт народа, выведены типичные белорусские характеры. Чудесное замалевание белорусской природы характеризует Якуба Коласа как выдающегося мастера пейзажа.

Исследование мастерских достижений белорусской литературы начала и середины 1920-х гг.

Среди значительных художественных достижений белорусской литературы начала и середины 20-х гг. можно выделить такие произведения, как «Крывавы вір», «Пракурор», «Адукацыя», «Туды, на Нёман», «У «калектыве» пана Тарбецкага», «Хатка над балоткам», «На святой зямлі» — аллегорически-философские произведения из цикла «Казкі жыцця». Эти произведения продолжали лучшие традиции дакастрывчынской «малой прозы» и обогатили национальное искусство новыми эстетическими открытиями.

В 1925 году в журнале «Полымя» была опубликована третья редакция поэмы «Сымон-музыка». В этом произведении освещается роль художника и искусства в жизни народа, здесь наиболее полно выявились эстетические взгляды Якуба Коласа. Это произведение о народных истоках искусства, о судьбе таланта из народа, о духовном возрождении нации. Трагические и драматические мотивы в нем переплетаются с утверждающими и оптимистическими. Автор создает образ молодого белоруса — сознательного творца своей судьбы, который стремится к духовному возрождению родного края. Поэт выявляет особенности национального пути белорусов, выражает надежду на активизацию духовно-творческих сил народа.

Процесс развития творческой активности и оптимистического настроя Я.Коласа был недолгим. Его иллюзии относительно светлого будущего, расцвета национальной культуры и возрождения Отечества начали быстро развеиваться. Жестокая реальность, конкретная практика социалистического строительства решительно подавляли поэта. Именно с конца 20-х — начала 30-х гг. Я.Колас оказывается в безвыходном положении, полностью зависимом от идеологических установок коммунистической партии и общественно-государственных структур тоталитарной системы. Ужасы принудительной коллективизации, разрушение крестьянства, разрушение традиционного уклада деревни, тотальный контроль над всеми средствами общественно-политической, духовной жизни, фактический запрет свободы слова и выражения воли, массовые репрессии против национальной интеллигенции — все это негативно сказывалось на Я.Коласе как творце. Он оказался настоящим заложником антигуманной системы, нежелательным пропагандистом социалистического реализма, который был сводом политических требований, но выдавался за эстетическую категорию. Особенно большие творческие потери Колас-мастак понес в стихотворных формах. Стихи «Колхозное», «Стране Советов», «На ветру», «Будьте чутки», «Памяти С.М.Кирова», «Колхозу «Слобода», «Счастливая минута», «Раскрыты Прометеем», «Победный май», «Радость», «К выборам», «Май», «Майский праздник» идеализировали тогдашнюю реальность, изображали ее в розовых, светлых тонах. Это типичные образцы гимнической поэзии, далекой от правды жизни и искусства. Во многих произведениях поэта присутствует декларативность, риторика, схематизм. Реальные противоречия заменены здесь имитацией конфликта.

12 стр., 5767 слов

Роль фольклорного театра в духовной жизни русского народа

... в. В народе «театру» предшествовало «позорище», а «драме» - игрище. На протяжении XVII в. бытовал термин «потеха», который позже был заменён «комедией». Грандиозные реформы Петра Великого, изменили не только уклад жизни, ... но и традиционную культуру России. «Насаждая театр по линии равнения на Европу, Пётр заставлял его играть непосредственно- ...

Однако в некоторых произведениях, преимущественно в яркой сюжетной форме, при внимательном чтении можно почувствовать проявления внутреннего сопротивления мастера тоталитарному режиму. Идеологически удержанные призывы, стихи в честь октябрьских дней давали поэту возможность косвенно, через подтекст выразить свою личную позицию. Один из таких эффективных средств — дать возможность высказаться антиподу становящихся героев. Этот прием писатель успешно использовал в повести «Отщепенец», в поэме «На путях воли».

Анализ биографии Якуба Коласа

Якуб Колас, выдающийся белорусский писатель и поэт, оказался в сложном положении с конца 1920-х — начала 1930-х годов. Он полностью зависел от идеологических установок коммунистической партии и государственных структур тоталитарной системы. Жестокость принудительной коллективизации, разрушение традиционного уклада деревни, полный контроль над всеми средствами общественно-политической и духовной жизни, фактическое запрещение свободы слова и выражения воли, массовые репрессии против национальной интеллигенции — все это негативно сказывалось на Коласе как на творце. Он оказался настоящим заложником антигуманной системы, вынужденным пропагандистом социалистического реализма, который был сводом политических требований, но выдавался за эстетическую категорию.

В 1926 году Якуб Колас начал писать поэму «На путях воли» о тяжелых условиях существования во время Первой мировой войны и их влиянии на формирование протестных настроений народных масс и отношения к большевикам в период революций 1917 года. Над этим произведением поэт много размышлял, работал как в 1930-х, так и в 1950-х годах, но так и не завершил его. В творчестве Коласа 1930-х годов присутствует и тема коллективизации. Главный герой его достаточно схематизированного рассказа «Отщепенец» (1930-1931 гг., издан в 1932 году) после длительных размышлений приходит к выводу о преимуществах коллективного хозяйства перед индивидуальным. Кроме того, в этот период Якуб Колас обратился к драматическим событиям Первой мировой войны главным образом через показ «солдатской правды» — в пьесе «Война войне» (1927-1931 гг., последняя редакция 1938 года) и гражданской войны — в рассказе «Дрыгва» (1933 года) и созданной на его основе пьесе «В пущах Полесья» (1937 года).

В 1940 году он начал писать поэму «Рыбакова хата» о жизни трудящихся Западной Беларуси в составе Польского государства, их борьбе за свои права. В этот период Колас плодотворно работал в области перевода с русского, украинского и польского языков («Полтава» А. Пушкина, некоторые произведения М. Лермонтова, А. Мицкевича, Т. Шевченко, П. Тычины, Р. Тагора и других).

2 стр., 547 слов

Успешный телеведущий (Якубович)

... котором он благополучно доучился, и получил достойное образование. Также читают: Картинка к сочинению Успешный телеведущий (Якубович) Популярные сегодня темы Александр Иванович любил животный мир, он часто включал в ... дальше двигаться так, как он хотел. Однако, далеко не всегда в жизни Леонида Якубовича было всё так хорошо и прекрасно. Во время своего обучения, он был ...

Результаты исследования свидетельствуют о том, что в творчестве Я.Коласа явно заметно изменение содержания и направленности его произведений. Главными темами, выделяющимися, являются героизм и патриотизм народа. Они ярко проявляются в восхвалении силы и мужества советского воина-червоноармейца, а также в рассказах о партизанской борьбе во время временно оккупированной врагом земли. Часто обращается внимание на выявление фашизма и его приспешников.

Однак тема мужества и героизма не получила глубокого отображения в творчестве поэта. Многим его стихотворениям недостает глубины, официальная интерпретация героизма негативно влияет на них. Поверхностность и схематизм образов особенно являются характерными чертами эпических поэм «Суд в лесу», «Отплата» и рассказов. Некоторые стихотворения, посвященные непосредственно Беларуси и особенно пейзажная лирика, отличаются высокими художественными качествами. Здесь глубина поэтической мысли органично сочетается с высокой эмоциональной напряженностью и безграничной искренностью выражения авторских чувств любви к родной земле, ненависти к врагу и вере в неизбежность победы.

Важной творческой достижением белорусской поэзии является также интимная лирика поэта этого периода. Во многих стихотворениях личные чувства, размышления о жизни и смерти переплетаются с гражданскими и патриотическими чувствами.

Якуб Колас (1900-1956) — выдаючыся беларускі пісьменнік, які штодня яскрава сведчыў пра сваю прагнозу паручнага кантакту з рэчаіснасцю. Яго творчасць уплывала на многія аспекты беларускай літаратуры і культуры, яе ўлікавалі ў беларускай, а таксама ў міжнароднай спадчынны з далейшымі наступніцтвамі. Ён являўся аўтарытэтам не толькі ў сферы літаратуры, але і ў педагогіцы.

Пісьменнік прыдаваў вялікае значэнне самаабароне сваёй мове і культуры. Ён сачыў на іх як на гэтыя дбаечы, вязоўныя кропкі ў пашыванні сябе самога, у трывалых працаздольных боратвах за выбраны шлях. Я.Колас звяртаў увагу на усе сферы жыцця і ўсе віды мастацтва. Ён уважаў, што цяперашні час удзячны ўсіма матэрыяламі, сродкамі сябе выклаваць, апрацаваць, даследаваць. Яго творчасць разам з саміма яго выказваннямі адлюстроўвае ўсё мнагавядзенне і пяшчотнае працавітасць.

Якуб Колас працягваў служыць духу справядлівасці і праўда, развіццю беларускага народу, парады ці якога-небудзь дапамогі патрабавала. Трэба згадаць і заўважыць яго шматлікія работы ў газетах, як зубрэлагі характар мастацкай дзейнасці, на якую Я.Колас глытка закыдаў «Роднаму краю і народу» (1937), апавяданне «Закон Трумэна і Ко» (1948), якім беларускі пісьменнік адгукнуўся на бязтрэпанпый «закон аб оперштабе» СССР. Вялікі прадмаўляльны характар мастацкай пісьменасці меў публіцыстычны акіян розных жэанраў (нарадшчы пра людак, іх достойныя ўчынкі, ірад журналістыка, літаратурная крытыка і водгук на платформах).
Так прыёмліва ў мастацка літаратурны працэс з’яўляецца сваесьцю працы як вынаходки слова і варыяднасці яго асновай, працы крытыкі ў распрацоўцы слоўні, такіх мастаусловаў, як распрацоўка, прыняццё вырахаваню асновай прыбязнай і моладдзю беларускае слова.

На ўзорах перакладнае пранікненне і развіццё беларускага народу (і геаграфічны збраны прыклады Міцкэвіча, Тычыны, Францыска, Сянкевіча і iнш.), так і апядунаце апавяданне гэтага пісьменніка, а таксама elementi50 Date: З 1958 г. Я.Колас яго зрушыў на ролю начто Словаччына закон Аполіна : Оны хацелі ініцыятыву Яблонку ZZ <ref- tags about social and cultural events dependend local text reference story опыс <ref- tags about social and cultural events dependend local text reference flat. A star functioning only with Belarusom ransom Belithess completely on the aparts of the poetsopleveltryańny Vladimir na represents krashannań prablementarnyyab,atsyęnka plan, которыйка прын прывезём' secretive страданьня. He passed both the prablēmy Litvar two spoke two(progress, shelter movement of the Lityn Rusi and the victory striker by Ramzienia Odwnań and Wiamos, Armenjabi I'm это, это аussian)

ГЛАВА 2. Драматические произведения Якуба Коласа

Если бы Якуб Колас не написал ни строчки, кроме поэмы «Новая земля» (1911-1923), то и тогда мы с полным правом называли бы его великим национальным поэтом.

Проходит время, меняется жизнь, появляются новые поэты и новые произведения, но «Новая земля» не стареет. И какие бы выдающиеся поэмы ни появлялись на свет, среди них поэме Якуба Коласа всегда найдется одно из самых почетных мест.

Как и все, что выходило из-под пера Якуба Коласа, «Новая земля» производит великое впечатление своей правдой. Живет лесник Михал с женой и детьми. Он оберегает княжеский лес, делает обходы, страдает и проводит зимы и весны, страдает от духа и преграды пана лесничего. Брат Михала, Антось, работает на хозяйке, обрабатывает участок земли, ловит рыбу, наблюдает за пчелами… Обычная жизнь крестьянской семьи [2].

Но вы начинаете читать поэму и сразу замечаете, что все под пером поэта приобретает величественный смысл. Обычное событие в поле или на реке превращается в целое событие. На наших глазах происходит какая-то магия — проза жизни превращается в чистое золото поэзии.

Сколько раз весной можно было наблюдать одну и ту же картину, как крестьяне покупали косы в магазине. Но Якуб Колас рассказывает об этом, и белорусская поэзия обогащается еще одной выдающейся страницей. Нет, дедушка Антось не просто покупает косу. Он разговаривает с ней, как с живым существом. Он умеет выяснить все ее секреты. Кажется, что в этот момент для него нет ничего важнее, чем выбрать хорошую косу.

Прочитаете такую страницу, и поэту ничего не нужно говорить о привязанности своего героя к работе. Только тот человек, который неоднократно переживал насладку, когда под руку косы кладутся ровные пракосы, будет так ценить и любить приспособления для работы. Вообще поэтизация работы — один из самых увлекательных мотивов поэмы.

«Новую землю» называют энциклопедией крестьянской жизни. Нельзя не удивляться, насколько глубоко, во всех деталях и подробностях, поэт знает своих героев, их быт, их связь с природой. О старом деде-лодочнике он может рассказать целую историю. О лесной птице написано так, что мы словно сами попадаем в лес. Поэт знает, как собирается пчелиный рой и как его выбирают. Как нужно поставить дудку, чтобы было удобно молотить. Как косачи поднимают клюшки на чердаке…

Развитие паэмы «Новая земля» Якуба Коласа

Перечисление событий, эпизодов, сцен, которые изобразил поэт, можно продолжать бесконечно. И все они окутаны высокой поэзией, превращены в искусство [14].

Нельзя даже приблизительно представить себе поэму, не сказав, с каким мастерством в ней изображена природа. Сменяются дни и ночи, за зимами идут весны, птицы прилетают с юга и снова летят в теплые краи, идут дожди, играют вихри, разливаются и замерзают реки — обо всем этом рассказывается в поэме. И каждое такое явление изображено так, что нельзя не восхититься богатством цветов, звуков, запахов. Мы начинаем изумленно и влюбленно смотреть на мир, богатство на ощущения, жизнь приобретает для нас новый, глубокий смысл.

В поэме поставлена самая важная проблема, которая тревожила трудовое селянство на переломе прошлого и нынешнего веков. Михал с Антосем всю жизнь борются над тем, чтобы приобрести «кусочек земли». «Купить землю, приобрести свой угол, чтобы из панских выпутаться пут» — это мечта, как светлый луч, светит Михалу, дает силы переносить унижения и пытки пана лесничего. Трагизм Михала в том, что он умирает, так и не освободившись от пут зависимости. Он хорошо осознал, что дальше так жить нельзя, но он еще не знал, что нужно сделать, чтобы достичь желанной свободы. Ему казалось, что земля даст избавление от страданий, но при несправедливом социальном укладе это не было выходом из положения.

Развитие паэмы «Сымон-музыка» Якуба Коласа

Много работы отдал Якуб Колас своему второму любимому произведению — поэме «Сымон-музыка» (1911-1925).

Как и «Новую землю», эту поэму он задумал еще до революции.

Природа наделила селянского мальчика Сымона великим талантом. Пение ветра в полыньях, лесные шорохи, цветы на полях — все это вызывало в чувствительной душе мальчика яркие образы и рисунки. Талантливой игрой на скрипке он умел передать свои чувства — горе и печаль, задумчивость и радость.

Сымон стремился познать тайны жизни, чтобы сделать людей счастливыми. В других условиях из Сымона вырос бы великий художник, который прославил бы свой народ, раскрыл бы его прекрасную душу. Но капитализм сотнями и тысячами душ и уничтожил таланты. Социально несправедливый порядок не дал возможности на всю полноту проявиться способностям Сымона.

Видя, что корыстные люди хотят купить его искусство за деньги, присвоить себе то, что должно принадлежать народу, Сымон проникается ненавистью к угнетению.

В паэме Якуба Коласа «Адплата» (1944) используется неподкупность искусства, которое служит народу и призывает к лучшей судьбе. Этот произведение стал первым в белорусской поэзии большим поэтическим твором о борьбе белорусских партизан против фашистских захватчиков. Воздев над пеплом сожженных деревень и над могилами замученных женщин и детей, партизаны клянутся безжалостно отомстить врагу. В глухом лесу возвышается настоящий лагерь с оружейным складом и боеприпасами, кухней и другими постройками. Те, кто ранее «работал поля и собирал урожай, находят здесь приют. Когда приходит пара боевых операций, никто не хочет просто сидеть без дела.

Влюбленно изображенный в произведении образ командира партизанского отряда Кандрата Беловуса. Простой человек, он близко к сердцу принимает страдания людей, гордится и переживает, когда партизаны долго не возвращаются с разведки в лагерь.

В поэме осуждается предательство. Поэт рассказывает, что не только люди, но даже природа отворачивается от ничтожных предателей, которые во время тяжелых испытаний, когда через всё течет кровь и горят деревни, пошли служить врагу.

Поэма «Рыбакова хата» (1940-1947) логично завершила тему, которая давно беспокоила автора. Борьба трудящихся прошлой Западной Беларуси с белопольской оккупацией, уничтожение несправедливой границы и объединение белорусского народа в едином Советском государстве составили содержание этого великого поэтического произведения Якуба Коласа. Рассказывая о жизни одной деревни Петруши, писатель смог создать типичные образы западнебелорусской действительности.

В центре произведения — образ народного борца, подпольщика Данилы. Он испытал тюрьму и пытки. Не сразу он пришел к убеждению, что революционная борьба — единственный путь к освобождению. Но, вступив на этот путь, он не жалеет, какие бы испытания ни ожидали его впереди.

Проистину намалеваны образ Марины, верной соратницы Данилы, а также образы трудолюбивого человека, усердного рыбака Семена Латушки, доступного шутника, деда Куцейки и других.

Якуб Колас завершил «Рыбакову хату» в послевоенное время. В лирических отступлениях он освещал не только события западнебелорусской деревни, но и страшные события недавней войны.

Поэт хвалит коммунистов, их непрерывную связь с народом. В глубине символического образа он показывает, откуда лучшие сыны народа черпают силы, мудрость и душевное благополучие:.

Введение

В данной статье будет рассмотрена поэма Якуба Коласа «На шляхах воли» и его аповесть «На просторах жизни». Оба произведения имеют важное гражданское значение и влияют на молодежь, воспитывая в них чувство патриотизма и ответственности перед обществом.

Поэма «На шляхах воли»

Поэма Якуба Коласа «На шляхах воли» является его главным произведением и посвящена событиям первой мировой и гражданской войн. Герои поэмы — солдаты и офицеры царской армии, которые под влиянием революции проходят сложный путь к пониманию своего истинного места в исторических событиях. Поэма задумана с эпическим размахом и показывает жизнь народа во время великих исторических перемен.

Однако следует отметить, что произведение осталось незаконченным, что может говорить о том, что автор не успел или не смог завершить свою работу.

Аповесть «На просторах жизни»

Аповесть «На просторах жизни» была написана Якубом Коласом в 1926 году и рассказывает о молодежи, которая вступила в новую жизнь после прихода к власти Советов. В произведении автор описывает образы Степана Баруты и Алены Гарнашки, которые символизируют нового человека, воспитанного в духе советского строя.

В аповести Колас прославляет нового героя, направленного в будущее, с коллективистским мировоззрением, с чистотой моральных отношений, освобожденных от корыстных побуждений. Такие герои становятся образцом для молодежи, вдохновляя их жить и работать во благо общества.

Аповесть «На просторах жизни» на долгое время стала настольной книгой для советской молодежи, которая училась жить и работать так, чтобы приносить наибольшую пользу обществу.

Заключение

В произведениях Якуба Коласа «На шляхах воли» и «На просторах жизни» автор затрагивает важные социальные темы и влияет на формирование патриотических чувств и ответственности у молодежи. Эти произведения остаются актуальными и в настоящее время, продолжая вдохновлять и воспитывать новое поколение.

Пра калектывізацыю беларускай вёскі, пра складаны шлях пераробкі сялянскай псіхалогіі расказвае аповесць Я. Коласа “Адшчапенец” (1931).

Яе герой — селянін Пракоп Дубяга кідае сям’ю і ідзе ўпрочкі, каб не ўступаць у калгас. За час бадзяння ён многа перажыў і перадумаў. Не адразу ён зразумеў перавагу калектыўнай гаспадаркі. I тут Якуб Колас паказаў сябе глыбокім знаўцам сялянскай псіхалогіі. Аповесць пісалася па гарачых слядах падзей. Апрача мастацкіх задач, пісьменнік ставіў пэўныя агітацыйныя мэты. Ё н хацеў, каб яго твор памагаў перавыхаванню селяніна-ўласніка, агітаваў за калгасную гаспадарку. Аб тым, наколькі тыповыя былі паводзіны коласаўскага героя, сведчыць той факт, што падобны сюжэт распрацоўваў Ф. Панфёраў у рамане «Брускі» і А. Твардоўскі ў паэме «Краіна Муравія».

Наступным буйным творам Якуба Коласа была аповесць «Дрыгва» (1933).

У ёй паказана барацьба беларускіх партызан і Чырвонай Арміі з белапалякамі ў часы грамадзянскай вайны. У творы намаляваны розныя прадстаўнікі беларускай вёскі, якія ва ўмовах класавай барацьбы павінны былі вызначыць свае месца ў грамадстве. Багацеі і кулакі ўспрынялі белапольскую акупацыю з радасцю, спадзеючыся на зварот старых парадкаў, знішчаных рэвалюцыяй. Але ідэі Савецкай улады паспелі глыбока ўкараніцца ў свядомасці сялянства. Яно ненавідзела акупантаў і мясцовых багацеяў, памагала партызанам, а найбольш перадавыя сяляне бралі ў рукі зброю.

Глыбокія працэсы, што выклікала ў асяроддзі працоўнага насельніства рэвалюцыя, найбольш поўна паказаны праз вобраз дзеда Талаша. Непісьменны селянін, ён душой адчуў, што яму няма іншага шляху, чым той, які паказала Савецкая ўлада. Ад стыхійнага пратэсту супраць акупантаў дзед Талаш паднімаецца да свядомай барацьбы супраць прымусу і ўціску і становіцца ўмелым камандзірам партызанскага атрада.

Першапачатковым штуршком для напісання аповесці паслужылі ўспаміны ўдзельніка партызанскай барацьбы на Палессі Васіля Ісакавіча Талаша. Калі Якубу Коласу перадалі запіс гэтых успамінаў, ён хацеў абмежавацца апавяданнем. Але рамкі твора пашырыліся, і ў канчатковым выніку з-пад пяра аўтара выйшла аповесць. «Работа над аповесцю мяне захапіла сама па сабе,— пісаў Я. Колас.— Захапіла яна мяне і таму, што я больш-менш добра ведаў Палессе, адбітае ў маіх аповесцях «У палескай глушы», «У глыбі Палесся», бачыў, як змяніліся людзі за якіх-небудзь дзесяць-пятнаццаць гадоў пад уплывам рэвалюцыі і грамадзянскай вайны».

Важным старонкам гісторыі народа прысвечаны п’есы «Вайна вайне» (1938) і «У пушчах Палесся» (1938).

Першая з іх расказвае пра падзеі імперыялістычнай вайны, пра roe, як ажыццяўляўся лозунг партыі бальшавікоў аб ператварэнні яе ў грамадзянскую. Другая прысвечана ў асноўным тым жа падзеям, што і аповесць «Дрыгва».

На працягу ўсяго свайго творчага шляху Я. Колас пісаў апавяданні. Добрае веданне жыцця народа, дасканалае валоданне моўнымі скарбамі, высокая культура творчасці дазволілі яму на параўнальна невялікай плошчы апавядання ставіць і вырашаць важныя пытанні, маляваць цікавыя людскія характары.

Я. Колас адным з першых у беларускай літаратуры стварыў вобраз камуніста. У апавяданні «Сяргей Карага» (1923) ён расказвае пра драматычны лес сапраўднага сына народа, які ўсяго сябе аддае гераічнай барацьбе за лепшую будучыню.

У апавяданні малюецца адзін з эпізодаў грамадзянскай вайны. Захоплены дзянікінцамі, Сяргей Карага думае пра жыццё, за якое змагаюцца камуністы. Яму хочацца хоць бы зірнуць, як усё гэта будзе захапляюча. «А ён, па праўдзе сказаць, яшчэ і не жыў То бадзянні па астрогах у царскія часы, то работа ў падполлі, то гэтая вайна…» Сяргей Карага не толькі зброяй змагаецца за перамогу. Ен змагаецца таксама палымяным словам праўды. 3 салдатамі, якія вядуць героя апавядання ў штаб белых, ён знаходзіць агульную мову. I ён астаўся б жыць і будаваць новы свет, калі б не перабежчык, які данёс ворагам, што Карага камуніст. Герой гіне ад кулі дзянікінца. Вестку пра яго гераічную смерць прынеслі ў часць салдаты, якіх Сяргей Карага паспеў пераканаць, што іх месца ў стане чырвоных.

Самабытнай з’явай увайшлі ў гісторыю беларускай прозы апавядаНні, аб’яднаныя ў цыкл пад назвай «Казкі жыцця». Гэтыя творы сапраўды нечым нагадваюць казкі, нездарма Якуб Колас гаварыў, што вытокі іх трэба шукаць у беларускім фальклоры.

Кожная казка апавядае пра які-небудзь эпізод з жыцця людзей або прыроды. Аднак гэта толькі першы пласт твора. За ім ёсць другі — роздум пісьменніка пра складанасць жыцця, вытлумачэнне працэсаў, што адбываюцца ў чалавечым грамадстве.

У цэнтры кожнай казкі — глыбокая думка, якая выказваецца ў алегарычнай форме.

Як і ў народных казках, у творах Якуба Коласа адбываюцца роз-пыя фантастычііыя здарэнні: жывёлы размаўляюць чалавечымі галасамі, дрэвы пераходзяць з месца на месца, прырода надзяляецца здольнасцю думаць і асэнсоўваць жыццё. Гэтыя казачныя ўмоўнасці пісьменнік па-майстэрску скарыстоўвае, каб раскрыць вялікую філасофскую думку [6].

Аўтар сваімі казкамі падводзіць чытача да пэўнага вываду. Прычым робіць гэта не праз голае павучанне, а мастацкімі сродкамі, праз разгортванне сюжэта, праз сутыкненне процілеглых поглядаў на жыццёвыя праблемы.

Героі казкі «Што яны страцілі», жыхары ўтульнага кутка прыроды, заспрачаліся летняй раніцай, у чым кожны з іх бачыць шчасце свайго існавання на свеце. Ластавачка сказала, што толькі тады яна адчувае поўнае шчасце, калі шчаслівыя ўсе вакол яе. Матыль далучыўся да гэтай думкі і дадаў, што шчасце ў значнай меры залежыць таксама ад хараства.

Мурашка сказала, што для яе найбольшае шчасце адчуваць гармонію і згоду калектыву, усведамленне таго, што прыносіш яму карысць. Авадзень паставіў шчасце ў залежнасць ад сытас-ці жывата.

Непрыкметна на возера, якое героі казкі выбралі месцам сваей спрэчкі, лёг цень ад лесу. Жукам, мухам, мошкам, пчолам, матылькам, конікам, якія толькі што славілі радасць жыцця, стала маркотна і няўтульна. Яны разляцеліся і разбегліся хто куды. I кожны пачаў думаць толькі аб сабе, жыць толькі сваімі інтарэсамі. 3 гэтага часу кожны адчуў нейкае незадавальненне, убачыў, што нечага не хапае, а чаго, сказаць не мог. Толькі стары мудры дуб здолеў знайсці прычыну іх сумнага настрою. «Вы, сябры мае,— растлумачыў ён,— перасталі жыць у згодзе і дружбе паміж сабою, а таму і страцілі сваю радасць».

«Сіла ў калектыве» — да такога вываду прыходзіць вераб’іны гурт, які доўга цярпеў разбой ад каршуноў і ястрабаў, пакуль не навучыўся даваць дружны адпор сваім ворагам (казка «У чым іх сіла»).

Ва ўсім трэба мець пачуццё меры, і ўсякую справу трэба рабіць з розумам — такі вывад сцвярджаецца ў казцы «Як птуш-кі дуб ратавалі».

«Казкі жыцця» Я. Коласа — гэта, па сутнасці, новы жанр у беларускай літаратуры. Яны як бы ўвабралі ў сябе фантастычнасць казкі, алегарычнасць байкі і філасофскую мудрасць прытчы. Разам з тым гэта творы з паэтычнымі пейзажамі, жывымі дыялогамі, яркімі мастацкімі дэталямі, рэалістычнымі бытавымі сцэнамі.

Я. Колас пачаў пісаць «Казкі жыцця» яшчэ да рэвалюцыі і потым да канца свайго жыцця дадаваў да іх усё новыя і новыя творы.

ГЛАВА 3. УВАСАБЛЕННЕ ТВОРАЎ ЯКУБА КОЛАСА Ў ТЭАТРАЛЬНЫМ, МУЗЫЧНЫМ, КІНЕМАТАГРАФІЧНЫМ МАСТАЦТВЕ

Драматычныя творы Якуба Коласа маюць даволі багатае сцэнічнае жыццё. Творы Якуба Коласа ўвасоблены ў тэатральным, музычным, кінематаграфічным мастацтве.

П’есы паводле яго апавяданняў, аповесцей, трылогіі былі пастаўлены на сцэнах шматлікіх тэатраў. Жыццё і творчасць Я. Коласа пакладзены ў аснову дакументальных і мастацкіх фільмаў: «Народны паэт» (сцэнарый Ю.Тарыча, М.Лужаніна. Беларусьфільм, 1952), «Якуб Колас» (сцэнарый А.Звонака. Беларусьфільм, 1962), «Дзядзька Якуб» (сцэнарый В.Адамчыка, А.Вялюгіна. Беларусьфільм, 1982), «Песня вясны» — экранізацыя аповесці «На прасторах жыцця» (сцэнарый В.Гардзіна і Л.Ляжневіча, пастаноўка В.Гардзіна, 1929) і інш. На словы Я.Коласа напісана шмат музычных твораў, якія выходзілі асобнымі зборнікамі. Опера «Новая зямля» па аднайменнай паэме Я.Коласа напісана Ю.Семянякам, «У пушчах Палесся» (паводле аповесці «Дрыгва») — А.Багатыровым. Коласаўскую паэзію для напісання песень выкарыстоўвалі кампазітары М.Чуркін («Краска», «Вясна», рамансы «Маёй каханцы», «Гусі…»), А.Туранкоў (рамансы «Усход сонца», «Дудка», песні «Радасць»), Я.Цікоцкі (рамансы «Каманіну, Малакову, Сляпнёву», «Пераможны май») і інш. Вобраз пісьменніка ўвасобілі ў творах выяўленчага мастацтва Л.Асядоўскі, І.Ахрэмчык, М.Будавей, Ю.Герасіменка, Т.Ігааценка, Я.Кулік, М.Купава, Я.Раманоўскі, І.Рэй, У.Стальмашонак, В.Шаранговіч, Л.Шчамялёў, А.Яр-Краўчанка і інш. У 1960-1961 гг. экранізавана трылогія «На ростанях» (фільм «Першыя выпрабаванні», рэжысёр Ул. Корш-Саблін).

ЗАКЛЮЧЭННЕ

Якуба Коласа, мы называем класікам беларускай літаратуры. Яго творы непарыўнымі сувязямі з’яднаны з жыццём народа. Яго творы напісаны з вялікім мастацкім майстэрствам і з’яўляюцца узорам самаадданага служэння пісьменніка свайму народу.

Якую б ні ўзяць старонку гісторыі беларускага народа таго часу, калі Якуб Колас упершыню выступіў у друку і да апошніх дзён яго жыцця, пра кожную з іх ён сказаў свае важкае слова. Барацьба працоўных за свае сацыяльнае і нацыянальнае вызваленне, Вялікая Кастрычніцкая сацыялістычная рэвалюцыя і грамадзянская вайна, стваральная праца пад сонцам новага жыцця, калектывізацыя сельскай гаспадаркі, росквіт навукі і мастацтва, Вялікая Айчынная вайна і сусветна-гістарычная перамога савецкага народа, аднаўленне і далейшы ўздым народнай гаспадаркі — кожная з гэтых тэм знайшла сваё адлюстраванне ў прозе, паэзіі або драматургіі Якуба Коласа.

Ён славіў дружбу народаў, паказваў маральнае хараство савецкага чалавека, захапляўся яго творчым геніем, адвагай і гераізмам.

Драматургія Якуба Коласа і яго асабісты прыклад грамадзяніна, вучонага, патрыёта вучыць, што толькі той пісьменнік здолее глыбока пранікнуць у жыццё, падслухаць думы і спадзяванні народа, які жыве ўсімі турботамі і хваляваннямі свайго часу, які ніколі не стамляецца ўдасканальваць майстэрства, узбагачаць сваю мову.

Драматургія Якуба Коласа вырасла на здабытках папярэдняй беларускай літаратуры. Але пісьменнік не замыкаўся ў рамках нацыянальных традыцый. 3 самага пачатку свайго творчага шляху ён па вартасці ацаніў магутны геній Пушкіна, Крылова, Гогаля, Дастаеўскага і іншых выдатных рускіх пісьменнікаў і арыентаваўся ў сваёй дзейнасці на літаратуру жыццёвай праўды і мастацкай дасканаласці. «…Калі б не было Пушкіна з яго «Яўгеніем Анегіным», «Медным коннікам», «Вольнасцю» і пасланнем «У Сібір», «Капітанскай дачкой» і казкамі,— пісаў Якуб Колас,— не было б, напэўна, і маіх паэм «Новая зямля» і «Рыбакова хата», лірыкі і прозы».

СПІС ВЫКАРЫСТАНАЙ ЛІТАРАТУРЫ

Колас Я. Збор твораў: у 14 т. / Я.Колас. — Мінск, 1977

Лужанін М. Колас расказвае пра сябе. Мінск, 1982.

Мацюх М.Д., Мушынскі М.І. Колас Якуб // Беларускія пісьменнікі: Біябібліягр. слоўн. У 6 т. Т. 3 / Ін-т літ. імя Я. Купалы АН Рэспублікі Беларусь, Беларус. Энцыкл.; Пад рэд. А.В. Мальдзіса. Мінск, 1994. С. 299-304.

Мушынскі М.І. Коласазнаўства // Беларуская энцыклапедыя. У 18 т. Т. 8. Мінск:, 1999. С. 386-387.

Мушынскі М.І. Якуб Колас: Летапіс жыцця і творчасці. Мінск, 1982.

Навуменка І.Я. Якуб Колас: Духоўны воблік героя. 2-е выд. Мінск, 1981.

Навуменка І.Я. Якуб Колас: Нарыс жыцця і творчасці. Мінск, 1982.

Науменко И. Янка Купала. Якуб Колас. Творческие портреты. Пер. с белорусского Вл. Жиженко. М. 1982.

Пшыркоў Ю.С. Летапісец свайго народа: Жыццёвы і творчы шлях Якуба Коласа. Мінск, 1982.

Пятровіч С. Якуб Колас і беларускі тэатр. Мінск, 1975.

Рагойша В.П. Пераклаў Якуб Колас. Мінск, 1972.

Разам з народам. Матэрыялы юбілейнай навуковай сесіі АН БССР, прысвечанай 100-годдзю з дня нараджэння Янкі Купалы і Якуба Коласа / Пад рэд. І.Я. Навуменкі. Мінск, 1983.

У сэрцы народным (Жыццё і творчасць Якуба Коласа) / Рэд. С.Х. Александровіч. Мінск, 1967.

Шаладонава Ж.С. Фарбы быту і быцця ў паэме Якуба Коласа «Новая зямля». Мінск, 2001.

Шамякіна А.І. Вобразы мілыя роднага краю: Прастора і час у трылогіі Якуба Коласа «На ростанях». Мінск, 2004.