Цели и задачи
Народное искусство- создаваемые народом на основе коллективного творческого опыта, национальных традиций и бытующие в народных массах поэзия (предания, сказки, эпос), музыка (песни, наигрыши, пьесы), театр (драмы, театр кукол, сатирические пьесы), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Народное искусство является частью художественной культуры. Произведения народного искусства имеют духовную и материальную ценность, служат красоте и пользе. Народное искусство имеет по преимуществу декоративное и прикладное значение. Народные мастера создают свои произведения из разнообразных материалов. Наиболее распространены художественная керамика, ткачество, кружевоплетение, вышивка, роспись, резьба по дереву или камню, ковка, литье, гравирование, чеканка и др. Расписной посудой, кружевными салфетками, деревянными резными досками, вышитыми полотенцами и многими другими произведениями народного искусства мы можем пользоваться в быту.
Большое значение в народном искусстве отводится орнаменту, который украшает предмет (вещь) или является его структурным элементом. Мотивы орнамента имеют древние мифологические корни.
В народном искусстве можно выделить два направления: городское художественное ремесло и народные художественные промыслы. Например, произведениями традиционных художественных промыслов являются: роспись по дереву (Хохлома, Городец, Мезень, Борок, и другие.)
Народное искусство живет веками. Навыки технического мастерства и найденные образы произведений переходят из поколения в поколение, сохраняясь в руках и памяти народных художников. В силу этого закрепляемая веками традиция отбирает только наилучшие творческие достижения.
А задача состоит в том что создать неповторимое декоративное изделие. Но оно не только декоративно но и несёт в себе утилитарную функцию. Моей лейкой можно пользоваться, внутри она не обработана и может выдержать воздействие воды.
1. Художественно-историческая глава
Старинная деревня Жостово находится и восемнадцати километрах от подмосковного города Мытищи в живописной местности близ Клязьминского водохранилища. По сторонам длинной улицы расположилось сто пятьдесят домов с садами и огородами, и в каждом доме живут люди, причастные к искусству, которое развивается здесь уже более полутора веков.
Искусство Жостова принадлежит к семье «русских лаков». Одна ветвь этой семьи связана с Палехом, Мстёрой и Холуем, где лаковая миниатюра возникла в 1920-1930-е годы и унаследовала традиции древнерусской иконописи. К другой ветви, зародившейся еще в конце XVIII века, принадлежат Федоскино и Жостово. Их близость определяется не только географическим соседством этих центров, но также родством происхождения, сходством стилевых истоков.
Декоративно-прикладное искусство — народные промыслы
... их развития. Произведения искусства народных художественных промыслов собираются музеями. 1.КЕРАМИКА Гончарное ремесло известно в России с ... в Московской области, скопинская майолика в Рязанской области, дымковская игрушка в г.Кирове, филимоновская игрушка в Тульской области, каргопольская игрушка в Архангельской области, абашевская игрушка в Пензенской области. Гжель Самый известный крупный народный ...
Основной целью моей работы было выполнение курсовой работы на оценку отлично. Однако, мне всегда жалко отдавать свои изделия, так как в них вложено столько труда, что окончательное изделие становится бесценным. Если задаться целью расписать такую форму на заказ, то я скорее всего откажусь, так как такая цель не оправдывает средства. Поэтому я расписываю одновременно две лейки, и одну отдаю в колледж, а вторую я оставляю себе. Таким образом, к вышеупомянутой цели добавляется еще одна — украшение моего подоконника. Я буду смотреть на свою работу и пользоваться ею!
Точно также я надеюсь, что моя первая лейка не станет музейным экспонатом, а ей будут пользоваться в коллежде.
Я считаю, что именно в использовании предметов декоративно украшающих интерьер наших кабинетов и состоит декоративно-прикладное искусство, которым мы занимаемся.
Село Данилково, Федоскино, Осташково и Жостово были известными центрами русской лаковой миниатюры в XIX веке. Мастерские Лукутиных и Вишняковых славились производством различных предметов из папье-маше, украшенных живописными миниатюрами. Шкатулки, табакерки, коробочки, кошельки, марочницы, портсигары, чайницы и другие небольшие предметы были созданы с использованием вольных переложений станковых картин и гравюр.
Особое место в производстве русской лаковой миниатюры занимали подносы разных размеров. Изготавливались они из папье-маше и украшались живописными изображениями, а позднее — орнаментальными цветочными композициями. Производство подносов началось в русле лаковой миниатюры, но постепенно выделилось в самостоятельный промысел и развилось в нескольких деревнях бывшей Троицкой волости Московского уезда. Ведущая роль принадлежала Жостову, который стал названием всего промысла.
Производство подносов в Жостово началось примерно в 1825 году, когда Осип Филиппович Вишняков открыл свою мастерскую. Однако это дата не является точным началом производства, а свидетельствует о определенном уровне его развития.
Селение Жостово расположено на берегу Клязьминского водохранилища, к северу от Москвы. Здесь открывается прекрасный вид на просторы полей и широкую гладь залива, окруженную густым лесом. Жостово известно как один из крупнейших центров русского народного искусства.
Слава Жостово связана с расписными лакированными подносами, которые уже более полутораста лет создают искусные мастера. Талант народных художников превращает скромные предметы домашнего обихода в подлинные произведения искусства. Украшенные росписью, подносы радуют глаз яркими красками, блеском лакированной поверхности и красотой свободного кистевого письма.
Роспись каждого подноса своеобразна и неповторима, ибо выполняется без каких бы то ни было образцов или эталонов; известный советский искусствовед А,В, Бакушинский назвал её «плодом быстрой неповторимой импровизации». Среди жостовских вещей не найти и двух совершенно одинаковых, ибо все мастера работают творчески, никогда не копируя чужих образцов и не повторяя своих собственных. За подкупающей лёгкостью и непринуждённым артистизмом письма кроется огромное мастерство, выработанное поколениями талантливых, в прошлом безвестных крестьянских художников.
Презентация по русскому языку -описание «Произведения народного ...
... подносов в окрестных селениях увеличилось. Появились первые металлические подносы, украшенные декоративной цветочной росписью. Железные подносы ... мастер работает сразу над несколькими подносами.Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.По назначению подносы делятся на ... искусством. ... сочинении. ... красками ... - Жостово, Осташкове, ... Темы ...
Изготовляются подносы из обычного листового железа. Прежде они вырезались из железного листа и ковались вручную, ныне эти трудоёмкие операции выполняются на механических прессах.
Выкованные изделия грунтуют, шпаклюют, шлифуют и лакируют, что делает их поверхность безукоризненно ровной, затем расписывают масляными красками и покрывают сверху несколькими слоями прозрачного бесцветного лака.
Наиболее важной операцией, требующей подлинного творчества, является роспись, изображающая чаще всего красочные букеты цветов. Роспись выполняется в несколько приёмов. Начинается она с «замалёвки»: разбеленными красками намечается общий силуэт изображения, расположения основных пятен. «Замалёванные» подносы сушатся в печах в течение нескольких часов. Следующими приёмами («тенёжкой» и «прокладкой») строятся формы цветов и листьев: сначала наносятся прозрачные тени, затем плотными яркими красками прокладываются» светлые места росписи. После этого следует «бликовка», то есть нанесение белильных мазков (иногда слегка подцвеченных), уточняющих все обёмы.
Завершается роспись изящной графикой «чертёжки» и «привязки»:упругие линии «чертёжки» легко обегают по контуру лепесточки и листья, выразительно подчёркивая по контрасту их сочную живопись; мелкие веточки не случайно называемые «привязкой», смягчают переход к фону.
Искусство расписных подносов имеет древние корни и богатую историю. Этот вид декоративного искусства был широко распространен в старой Руси и до сих пор остается популярным.
Расписные подносы являлись неотъемлемой частью русского быта и использовались в различных ситуациях. Они украшали столы в трактирах и чайных, сопровождали чаепития в крестьянских и купеческих домах, а также на столах городских ремесленников и чиновников.
Сегодня расписные подносы остаются популярными и используются в современных интерьерах. Они становятся яркими настенными панно, которые привлекают внимание своей красотой, рукотворностью и творческим почерком мастера.
Жостовские подносы являются особенно ценными и пользуются популярностью не только в России, но и за ее пределами. Они регулярно представляются на выставках как в России, так и за рубежом, и всегда вызывают интерес у посетителей. Красивые подносы с удовольствием покупаются в разных странах.
Изготовление расписных подносов является редким видом декоративного искусства в России. Они относятся к так называемым художественным лакам, которые включают изделия из папье-маше и железа, украшенные декоративной живописью. Материал подносов скрыт под слоями грунта и пака, и предмет приобретает новую искусственную поверхность — гладкую и блестящую, которая создает эффектную игру света и тени.
Искусство. Виды и формы искусства
... характер, они связаны между собой целым рядом переходных форм. Живопись представляет собой вид изобразительного искусства, произведения которого создаются на плоскости с помощью красок ... рельеф), станковую (портрет, жанровые сцены, статуи), скульптуру малых форм (игрушки, медальное искусство, резьба по камню). По форме изображения различают: объемную трехмерную скульптуру, то есть допускающую ...
Искусство художественных лаков имеет свои корни в Китае, где оно было известно еще с древних времен. В России расписные лакированные подносы начали создаваться в XVIII веке на Урале, на нижнетагильском заводе Демидовых. Позднее производство расписных подносов освоили петербургские и подмосковные мастера.
Введение
Изучение искусства подносов на лакированном металле представляет большой интерес для историков искусства. Каждый центр подносного дела создал свои неповторимые художественные решения, выделяясь своеобразием композиции, мотивов, приемов. В данной работе будет рассмотрен первый этап развития русской декоративной живописи на лакированном металле, который пришёлся на конец XVIII — начало XIX века, а также влияние петербургских мастерских на развитие этого искусства в середине XIX века.
Уральские подносы
Уральские подносы знаменовали собой первый этап развития русской декоративной живописи на лакированном металле и первый ее яркий расцвет. Кустарные мастерские возникли вокруг заводов, выпускавших листовое железо. Особенно иного их было в Нижнем Тагиле, крупном экономическом и культурном центре горнозаводского Урала, резиденции заводчиков Демидовых.
В этот период в Нижнем Тагиле изготовлялись из лакированного железа самые разнообразные вещи — столики, шкатулки, сундуки, лотки, вёдра, бураки, украшенные росписью, но больше всего делали подносы — прямоугольные, круглые, овальные, восьмиугольные, с высокими прорезными золочеными бортиками. Живопись поражала редкой широтой диапазона. Были здесь академически выполненные «железные картины» на исторические или мифологические сюжеты («Прощание Гектора с Андромахой», сцены из жизни Петра, Наполеона и т.д), а также очень разнообразные по характеру и мотивам изображения цветов и фруктов, среди которых можно было встретить вазоны с цветами, гирлянды из тюльпанов и гвоздик, оригинальные построения в круге с росписью на нескольких цветных фонах. Причем в композициях и мотивах часто угадывалось влияние декоративных росписей классицизма.
Петербургские подносы
В середине XIX века ведущая роль в производстве расписных подносов переходит к петербургским мастерским. Ещё в XVIII веке в Петербурге изготовлялись декоративные панно для украшения дворцов и различные предметы из лакированного дерева и папье-маше с золотистой росписью в «китайской манере». С 1830-х годов основным видом изделий становятся расписные подносы, украшенные изысканными орнаментами в стиле позднего рококо. Изображений изящных цветов, экзотических птиц, декоративных архитектурных пейзажей образовывали легкие асимметрические композиции, свободно переходившие с бортиков на дно. Живопись дополнялась золотистыми рокайльными узорами «решетками», «раковинами», «брызгами» и т.п.
Подчеркнуто нарядными были и сами формы подносов с волнистыми фестончатыми краями.
Жостовский промысел оказался весьма успешным благодаря увеличению производства подносов из железа во второй половине XIX века. В этом промысле использовались различные клейма мастерских как для подносов, так и для других изделий, таких как подставки, хлебницы и сухарницы. Они были произведены мастерскими Вишняковых, Годиных, Цыгановых и Сорокиных.
Диплом по ИЗО :»Формирование интереса к м изобразительного ...
... являются составной частью при проведении всех видов работ по этому предмету. В беседах с младшими школьниками об искусства в доступной для них форме необходимо раскрыть такие понятия, как ... образом, при подготовке к проведению урока по изобразительному искусству в начальной школе надо помнить о важности взаимосвязи различных видов работ по этому предмету, а также о межпредметных связях. ...
Благоприятное расположение промысла вблизи столицы обеспечило ему постоянный рынок сбыта и возможность обходиться без посредников. Все необходимые материалы для производства также были легко приобретаемы в Москве.
Развитие росписи подносов в Жостове
В XIX веке роспись подносов в Жостове стала все более богатой и разнообразной. Красочные цветочные композиции, «ландшафты» и сюжетные сцены стали часто встречающимися мотивами. Кроме многоцветной живописи, на подносах также появились легкие золотистые росписи, выполненные с использованием металлических порошков или тонких листочков золота и серебра (так называемая роспись по поталям).
Также мастера Жостова создавали оригинальные узоры «под черепаху», которые получались благодаря копчению поверхности на светлом фоне.
Вместе с разнообразием мотивов, появились и новые формы подносов. Некоторые из них имели форму гитары или были прямоугольными с чуть скругленными углами (так называемые «гитарные» и «сибирские» подносы).
Также были созданы фигурные подносы с фестончатыми краями, среди которых можно было выделить «крылатые», «готические» и «рококовые» формы.
В начале 1860-х годов в работах жостовских мастеров еще можно было заметить влияние петербургских композиций и позднего рококо. Однако, мастера Жостова интерпретировали эти образцы по-своему. В их работах исчезала прихотливая асимметрия, формы цветов становились более четкими и лаконичными.
С конца 1870-х годов влияние поздне-рококовой орнаментации стало менее заметным, и появились новые художественные решения, характерные для жостовской росписи. Этот стиль был вариацией «цветочного стиля», сложившегося во второй половине XIX века в различных областях русского декоративного искусства, таких как курские ковры, ивановские ситцы и павловские набивные платки. В росписи подносов все более детально и объемно изображались реальные цветы и растения. Техника многослойной живописи, которая пришла из лаковой миниатюры, постепенно развивалась в своеобразные приемы письма, основанные на широком и свободном движении кисти.
Окончание XIX — начало XX века было непростым временем для декоративно-прикладного искусства. Множество изделий художественной промышленности того времени отличали эклектичный стиль и безвкусная роскошь в сочетании с натурализмом.
Жостово относится к числу немногих промыслов, сумевших создать и в этот период большое и яркое искусство. Это одна из наиболее замечательных особенностей его истории. Не случайно жостовские подносы привлекали внимание крупных мастеров русской живописи. Борис Кустодиев, Пётр Кончаловский, Илья Машков, Александр Куприн, Павел Кузнецов любили изображать их в своих натюрмортах.
Виртуозное мастерство, лежавшее в основе росписей подносов, достигалось длительной, систематической тренировкой. Юноша, начинавший учиться у опытного живописца еще с детства, лишь к семнадцати годам достигал „полного искусства», то есть овладевал всеми приемами многослойной живописи и свободного кистевого письма.
История и современность жостовского промысла
... мотив жостовской росписи - цветочный букет. В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и ... зеркального блеска. Распространенные мотивы росписи жостовских подносов - букеты и натюрморты, цветы, вазоны, гирлянды. По ... Жостове, Троицком, Новосельцеве и др. Скоро московский промысел стал ведущим. В настоящее время производство подносов с лаковой росписью ...
На клеймах подносов и в описаниях выставок упоминались имена только фабрикантов, подлинные же создатели оставались безвестными. И лишь народная память сохранила их имена: Осип Бурбышов, Константин Грибков, Иван Левин, Сергей Митрофанов и другие.
Жостовские старожилы вспоминают, что жизнь мастеров была прежде очень нелегкой. Рабочий день продолжался четырнадцать, а перед праздниками и все двадцать часов, работать приходилось в тесных, душных избах, пропитанных тяжелыми запахами скипидара и красок. Широко применялся труд детей.
Первой попыткой мастеров выйти из кабалы предпринимателей была организация в 1912-1914 годах трудовой артели в деревне Новосильцева. Вошли в нее рабочие лишь одной фабрики Федора Зиновьева, и просуществовала она недолго, так как империалистическая война, а затем события Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войны прервали не только её деятельность, но и всего промысла. Его возрождение началось лишь после Великого Октября. На месте многочисленных частных заведений в 1920-е годы было организовано несколько производственных кооперативов, которые в 1929 году слились в жостовскую артель „Металлоподнос».
1.1Композиционная часть
Композиция (от лат. compositio — составление, сочинение), построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. К. — важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому. Законы К., складывающиеся в процессе художественной практики, эстетического познания действительности являются в той или иной мере отражением и обобщением объективных закономерностей и взаимосвязей явлений реального мира. Эти закономерности и взаимосвязи выступают в художественно претворённом виде, причём степень и характер их претворения и обо бщения связаны с видом искусства, идеей и материалом произведения и др
Под кистью народных мастеров бытовой предмет обрел высокие качества художественного произведения. Украшая поднос, живописцы Жостова не только варьируют его формы, силуэт, изображения цветов и композиционные приемы росписи, но и превращают поднос в декоративное панно, способное украсить жилой и общественный интерьер, несущее чувства радости, красоты природы.
Обаяние искусства Жостова в искренности, непосредственности его содержании и выразительных средств. Оно демократично во всех своих проявлениях, для его восприятия не нужно специальных знаний и подготовки. Садовые и полевые цветы — как реальные, так и рожденные фантазией художника, собранные в букеты и раскинувшиеся венками и гирляндами, — эта тема находит живой отклик у каждого человека, пробуждает чувство прекрасного.
«Теоретические основы развития навыков свободной кистевой ...
... росписи в технике двойного мазка. 5. Описать методологические рекомендации по технике двойного мазка в свободной кистевой росписи. 6. Познакомиться с технологией свободной кистевой росписи в технике ... композиции и технологиям эскизирования в цвете, а также обобщение опыта преподавания ... обработке художественных материалов имеются в научных работах методистов А.Д. Алехина, В.А. Барадуллина, ...
Ярко выразительны средства искусства Жостова. Ему присущи своя художественная система, живописные приемы и самобытный стиль, сложившиеся из сплава орнаментальных народных росписей и освоенного народными мастерами реалистического живописного натюрморта. Искусство Жостова основано на выработанных поколениями приемах письма, без которых его артистичное мастерство было бы невозможно. Оно рождается в самом процессе своеобразной живописи-росписи, сочетающей строгую последовательность и отточенность ремесленных приемов с импровизационностью творчества.
Развитие искусства Жостова
В искусстве Жостова прослеживается богатая потомственная народная культура. Современные выдающиеся успехи художников Жостова подтверждают ее жизнеспособность и актуальность. Жостовский стиль отличается особой эстетикой и чувством красоты живой природы, которые передаются через гармонию ярких красок, усиленных блеском лакированного фона и выразительностью кистевого мазка.
Наиболее популярной формой жостовской росписи является букет, расположенный в центре подноса и обрамленный золотистым узором. Творцы Жостова отлично умели создавать красочные и выразительные букеты, где особое внимание уделялось гладкому фону с его красивой поверхностью, эффектно играющей на свету.
Изображение цветов в жостовской росписи особенно выделяется мягкостью и округлостью рисунка. В составе букета чаще всего встречаются три-четыре крупных цветка (роза, тюльпан, георгин и другие), окруженные множеством более мелких цветов и бутонов. Гибкие стебельки и легкая «травка» соединяют все элементы букета в единую композицию.
Верх букета завершается плавно расходящимися веточками, которые следуют за формой самого букета. Края букета украшены узорным кружевом из разнообразной «травки», что придает композиции еще большую изящность и красоту.
Мастера Жостова обладают уникальным талантом передавать в своих работах подлинную красоту природы. Они используют яркие краски (красные, синие, желтые, зеленые), которые в сочетании с лакированным фоном придают работам особую яркость и эффектность. Также важную роль играют разные толщины и направления кистевого мазка, который может быть как нежным и певучим, так и сильным и стремительным.
Фантазия мастеров привнесла в живописную роспись жостовских изделий удивительное разнообразие. В букетах, которые четко и компактно составлены, есть особый шарм, некая поразительная сбалансированность. Они называются «собранными» и выглядят утонченно и изысканно. Противоположностью этим букетам являются легкие и свободные «букеты враскидку». Их характеризуют широкие просветы красиво поблескивающего лакового фона — черного, золотистого, цветного.
Некоторые композиции выстраивались практически симметрично, с выделением центральной группы цветов, окруженной нарядной рамкой из листьев и мелких стебельков. Гибкость очертаний, выразительность мазка, трепет и подвижность — всё это придавало живость и одухотворенность этим росписям. А в некоторых работах сам ритмический строй был более динамичным и острым. Там достигалось единство за счет свободного равновесия форм и красок. Особенно смело и ярко подчеркивали декоративную условность — мастера закручивали мелкие стебельки узорными спиралями, а в букетах причудливо сочетали цветы, ягоды, плоды. Иногда создавалось ощущение, будто букет — это куст с нарядными ветвями, между которыми порхают птички и бабочки.
Красота жостовской росписи( -этюд)
... сочинению, чтобы в заглавии была выражена основная мысль сочинения, ваше отношение к жостовским подносам. ( «Красота жостовской росписи», «Жостовский поднос – произведение искусства», «Живой букет жостовской росписи»). ... о жостовских подносах. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Описание жостовского подноса: Общий вид подноса (материал, форма, цвет), назначение подноса. Описание жостовской росписи (композиция букета, ...
В жостовской росписи встречались и так называемые «ландшафты». Это чаще всего наивно-лубочная интерпретация романтических пейзажей. Мастера демонстрировали величественные виды с экзотическими замками, руинами, холмами, скалами, озаренными закатом. Их целью было создание празднично-приподнятого декоративного изображения природы. Большую роль играли богатство фантазии и быстрота рук мастера. В решении таких композиций мастера стремились к разнообразию, не боясь изображать небо зеленым и деревья красными — лишь бы сохранить интерес и удивление зрителя.
В сюжетных росписях изображались главным образом колоритные сценки из русской народной жизни: стремительно мчащиеся тройки с весёлыми ездоками, торжественные неторопливые чаепития с непременным самоваром в центре стола, плетение лаптей в крестьянской семье и т.д. Писали и экзотические «китайские мотивы», применяя чаще всего технику росписи по поталям, очень вольно трактуя восточную архитектуру и иноземные одежды.
1.2 Творческий замысел и выполнение росписи курсового изделия
Когда творческий замысел окончательно оформляется, он находит свое выражение в самых разнообразных формах. И тогда рождается естественное стремление посвятить свое творчество углубленному исследованию действительности, раскрытию сугубо коллективного и массового характера существования современного общества. Иными словами, нам предоставляется возможность отказываться от повествовательной формы и искать, подобно современным художникам, поэтам и прозаикам, темы и методы, более созвучные духу времени.
Мой творческий замысел оформился после долгого и мучительного поиска формы и содержания и был совершенно внезапно и крайне удачно найден в хозяйственном отделе оцинкованных изделий. Я выбрала лейку для полива комнатных цветов. Почему именно лейку? Попробую объяснить простыми словами.
Все действительно очень просто, ведь лейка и цветы — взаимосвязаны. Если бы не было цветов, не было бы и лейки. А если бы не было лейки, то не было бы такого разнообразия цветов, которое мы имеем. Благодаря современным генетикам и селекционерам в настоящее время выведено множество таких сортов цветов, которые отличаются не только сочностью красок и необыкновенным ароматом, но самое главное, особенно красивы эти экземпляры в жостовском исполнении. Я использовала махровые Розы, перисторассеченные Ирисы и Колокольчики, выведенные селекционером Абросимовым, за которые он получил награду на фестивале «GrowFlower-2004» во Франкфурте. Они как будто специально созданы, чтобы быть запечатлены в технике Жостово.
Открытие
Связь с природой и символика в жостовской росписи
В ходе проведенного исследования было обнаружено, что жостовская роспись тесно связана с образами природы и символикой, отражающей жизненные циклы. Различные предметы, украшенные этим видом росписи, имеют свою уникальную символическую значимость, которая обозначает глубокие философские и культурные идеи.
Символика цветов в жостовской росписи
Особое внимание уделено символике цветов, которая играет ключевую роль в жостовской росписи. Выявлено, что цветы в данном виде искусства не просто украшение, а символизируют жизненные циклы и преходящую природу бытия. Проанализировано, какие цветы чаще всего изображаются в жостовской росписи и какие ассоциации они вызывают у зрителей.
Теоретические основы проблемы развития декоративного творчества ...
... Тихоновой, А. П. Усовой. Работ по ознакомлению старших дошкольников с гжельской народной росписью еще меньше: работы Н. Алексахина, Ю. Г. ... украшенные дымковской росписью игрушки, хохломской росписью - чаши, деревянные ложки, стаканчики, столы и стулья, жостовские подносы и ... рисование, роспись изделий из папье-маше, аппликация, художественный труд, конструирование; игра или танец с оформленными ...
Сравнение жизненных циклов растений и человека
Важным выводом исследования является сравнение жизненных циклов растений и человека в контексте символики, используемой в жостовской росписи. Отрезанные цветы, изображенные на предметах росписи, стали символом увядания и ухода, напоминая о преходящей природе бытия. Проанализировано, как эта символика отражает отношение к человеческой жизни и смерти в культуре, связанной с жостовской росписью.
- Результаты исследования позволяют углубить понимание связи между жостовской росписью, символикой и философскими представлениями о мире и природе.
- Подчеркнута важность изучения этой художественно-культурной традиции для более глубокого понимания русской культуры и её отношения к природе.
Изучение цветов растений на подоконниках
В исследовании представлены данные о том, почему большинство людей предпочитает выращивать цветы на подоконниках. Красота цветов, улучшение микроклимата жилища, очищение воздуха и выделение кислорода в процессе фотосинтеза делают их привлекательным решением для украшения интерьера.
В ходе исследования было отмечено, что лейка, окрашенная в голубой цвет, не только украшает подоконник, но и передает информацию о природных процессах. Исследователь выбрала голубой цвет, чтобы донести до своих будущих учеников информацию о том, что вода на самом деле имеет голубой оттенок, из-за отражения неба.
Поглубившись в изучение природы, исследователь пришла к выводу, что цвет воды зависит от особенностей поглощения и отражения света молекулами воды. Факт о том, что молекулы воды поглощают цвет в красно-зеленой части спектра, а отражают синий, был важным вкладом в ее исследование.
Помимо этого, ученый обратила внимание на искусство художника Жостова, чьи работы входят в мировое наследие ЮНЕСКО. Она отметила, что мастера не только являются художниками, но и народными просветителями, глубоко проникшими в тайны природы.
Исполнение букета в форме полувенка является классическим и выполнено в стиле Н. Н. Можаева — это чёткие линии, яркие цвета и ритмичная композиция.
Думаю, что мне в полной мере удалось раскрыть свой творческий замысел в своей работе.
2.Технологическая глава
2.1 Материалы и инструменты
Для росписи необходимо иметь как минимум деревянные или оргалитовые заготовки, но лучше настоящие металлические подносы или другие формы.
Роспись выполняется масляными красками. Кисти желательно брать беличьи в форме лопатки и колонковые, круглые, остроконечные № 2, 3, 4, 5. Лучше иметь их в большом количестве, чтобы выбрать наиболее подходящие. Хороший инструмент сказывается на качестве исполнения росписи.
Карандаши для рисунка (Т, ТМ, М, H, HB, B) и калька для копирования, наждачная бумага с крупным и мелким зерном, альбом, а также лак (ПФ-283, ПФ-231) — это все пригодится для творческой работы.
2.2 Создание эскиза
Желательно иметь перед собой образцы изделий мастеров жостова. Но так как у нас нет подлинного образца, мы вынуждены ориентироваться на репродукции.
Соблюдая основные законы композиции (стилевое единство, выбор главного композиционного центра, симметрию, ритм, пропорциональность и масштабность), согласуя композицию с формой предмета, решив задачу в цвете, художник имеет возможность создать эскиз будущего изделия.
2.3 Подготовка изделия к росписи
Необходимо соблюдать определенные правила. При четкой фиксации локтя и полной свободе кисти руки одним неразрывным движением наносим пластичные мазки как на объемных, сферических поверхностях, так и на гладких плоскостях.
Способ держания кисти необычен. Чтобы освоить его, надо положить кисточку черенком на концевые фаланги среднего и указательного пальцев и придержать сверху подушечкой большого пальца: мизинец и безымянный при этом должны быть согнуты.
Для упражнения необходимо проделать несколько круговых движений кистью руки. При работе можно использовать подручник.
Освоив описанные приемы росписи, художник может рассчитывать на высокое качество своей работы.
Роспись изделия выполняется в строгой последовательности этапов.
2.4 Роспись изделия, Этапы жостовской росписи
Замалёвок
Художник, используя разбавленную краску, создает силуэты цветов и листьев на подготовленной поверхности в соответствии со своим творческим замыслом.
Тенёжка
С использованием полупрозрачных красок художник добавляет цветные тени, придавая объем и выделяя теневые части растений.
Прокладка цветом
На этом ответственном этапе форма букета становится более определенной, уточняются детали, и создается контраст или гармония в композиции.
Бликовка
Наложение бликов выделяет свет и объем, создавая впечатление освещенности букета из разных источников света, придавая работе настроение и колорит.
Чертёжка
На заключительном этапе художник, используя тонкую кисть, добавляет небольшие, но важные детали — прожилки и кружевные края на листочках, а также «семена» в центре чашечек цветов.
Привязка
На предпоследнем этапе букет, уже полностью созданный, вписывается в фон изделия. С использованием тонких стебельков, травинок и усиков букет объединяется с фоном, создавая единое целое.
Уборка борта подноса
Этот этап включает в себя украшение борта подноса геометрическими или растительными узорами. Уборка может быть скромной или роскошной, но без нее изделие кажется незавершенным.
Особенности жостовской росписи
Роспись обычно выполняется на черном фоне (иногда на красном, синем, зеленом или серебряном), и мастер работает над несколькими подносами одновременно.
Исследование жостовского промысла
Жостовский промысел является одним из самых известных в России в области народных ремесел и изящных искусств. Жостовская роспись на металле была создана в конце XVIII века в деревне Жостово (Подмосковье) и до сих пор остается популярным.
Основой жостовской росписи является цветочная тематика. Ручная работа художников Жостова отличается отличным качеством и правильной формой, благодаря чему каждый элемент декора становится таким естественным и привлекательным.
Подносы в жостовском промысле
Несмотря на то, что в жостовском промысле создают множество различных изделий, подносы занимают особое место. Они могут иметь различные формы, но являются идеальной основой для росписи их мастерами.
По назначению, подносы в жостовском промысле могут быть использованы как предметы обихода (для подачи еды), так и для украшения интерьера.
Каждая поднос может иметь различные формы: круглые, овальные, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные и т.д. Важным момент является качество поверхности, поэтому наиболее качественным материалом для изготовления подносов является серебристая медь, прежде всего, после ее обработки.
Технология росписи на металле
Роспись на металле – это кропотливая работа, требующая терпения и сильных нервов. Существует несколько основных этапов данного процесса:
- Подготовка – к подготовительным работам относится хорошая шлифовка, хранение в грамотных условиях металлической основы изделия, очищение ее с помощью проф.расходных материалов.
- Копчение – важный этап росписи, уникальная особенность жостовского промысла. Это процедура, при которой поверхность изделия покрывается фоном с помощью свечного копта и делает поверхность более устойчивой к царапинам и повреждениям.
- Разработка эскиза – основной этап, на котором художник разрабатывает идею будущего продукта.
- Перенос эскиза на изделие – по окончании разработки дизайна, художник переносит его на металлическое изделие.
- Роспись – начинается с трех базовых цветов. После чего уже наносятся второстепенные тонировки и детали рисунков. Изделие покрывается лаком, придающим ему дополнительную прочность и защиту.
Лейки в жостовском промысле: как я их расписывала
В своей работе я выбрала необычную форму изделия — лейку, сделанную из оцинкованной стали на базе магазина «Икеа». Я обожаю работать с нестандартными формами, а также считаю, что декоративное искусство должно быть и прикладным.
Первым этапом работы было шпатлевание — я использовала однокомпонентную автомобильную шпатлёвку в тюбике «Каменьсхват К-136-82» для выравнивания неровных краев на изделии. Далее, я шлифовала поверхность с помощью наждачной бумаги.
По традиционной технологии жостовского промысла, я начала закопчивать поверхность лейки. Сначала я нанесла слой ПФ лака, затем держа изделие за ручку, начала коптить нижнюю часть поверхности и клабушок.
Развивая эскиз, я рассмотрела множество вариантов композиций, но в финальном результате остановилась на угловой композиции букета в раскидку. Процесс росписи начался с трех базовых цветов, затем на поверхности лейки появились элементы декора: маки, ромашки, клеверы, ветки и листья.
В конечном итоге, лейка после росписи стала обладательницей яркой, выразительной отделкой декора и дополнительной утилитарной функцией благодаря разноцветным листочкам, а также механизму состоящему из лейкосборника и желоба для более точной и передачи воды.
Перенос эскиза через кальку производился с помощью белой масляной краски. Сначала рисуется на кальке карандашом контур будущего рисунка. Затем нужно тонким слоем натамповать краску на кальку с помощью указательного пальца. Калька накладывается крашеной стороной на поверхность изделия и по карандашному контуру карандашом обводится контур.
Замалёвок
Нанесение силуэтов цветов разбелённой краской (розовой, голубой, сиреневой и т. д.)
Тенёжка
Наносится сквозными красками.( марс оранжевый, краплак красный, голубая ф.ц.)
Прокладка цветом
Обретение формы букета.
Бликовка
Наносятся блики. Появление объёма.
Чертёжка
Нанесение контура, прожилок и мелких деталей букета.
Привязка
Заключительный этап росписи. При помощи тонких стебельков, травинок букет оформляется в единое целое и связывается с фоном.
Уборка
Нанесение орнамента финской пастой.
Лакирование и шлифовка
Изделие покрывают лаком и шлифуют.
2.5 Технологическая карта
стадииоперации1. Подготовка изделия под роспись1. Шпатлевание 2. Шлифование 3.Фоновое покрытие 4. Копчение2. Разработка рисунка и перенос его на поверхность1. Эскизирование 2.Утверждение окончательного варианта 3. Перенос рисунка на поверхность изделия3. Роспись изделия1. Замалёвок 2. Тенёжка 3. Прокладка 4. Бликовка 5. Чертёжка 6. Привязка 7. Уборка4. Чистовая отделка изделия1. Сушка 2. Лакировка
6 Охрана труда и техника безопасности
. Организация рабочего места художника
Большое значение в художественной росписи по дереву имеет правильная организация рабочего пространства. Правильная организация рабочего места художника — залог успешной работы.
Совершенно необходимое для работы условие — хорошо проветриваемое помещение. Если это условие не соблюдено, то долгое общение с красками, растворителями и лаками способно вызвать аллергические реакции.
Лучшим местом для работы, в нашем случае, является парта (стол).
Необходимо наличие ящиков или полок для хранения инструментов, материалов и изделия. Это обеспечивает порядок на рабочем месте. Стол, по возможности, должен быть достаточно широким, лучше если у него будет удобная подножка.
Рабочее место должно быть хорошо освящено. Если освещение недостаточно, то на столе должна иметься настольная лампа (лампа дневного света).
Тем, у кого плохое зрение необходимо пользоваться очками, линзами или лупой. Полумягкий стул надо ставить так, чтобы естественный свет падал слева. Если же приходится пользоваться лампой, то она должна давать достаточно света и располагаться так, чтобы равномерно освещать все поле росписи.
Необходимо правильно разместить на рабочем столе все немалое и разнообразное «хозяйство» художника. Суета во время работы недопустима, поэтому опытные художники соблюдают неукоснительный, раз и навсегда заведенный порядок в расположении красок, кистей и прочих нужных предметов.
Прямо перед художником должно быть свободное пространство для размещения вещей, предназначенных для росписи: здесь неслучайно говорится о нескольких вещах, так как мастер часто работает над росписью одновременно нескольких изделий, что не только не ухудшает качества росписи, но и способствует соблюдению особого ритма в работе. На свободном пространстве, приблизительно в половину квадратного метра, могут быть размещены, не мешая друг другу, две или три небольшие доски, в другой раз несколько ложек или две-три шкатулки. Рядом находятся: палитра, баночки или тубы с красками. Необходимо, чтобы все предметы находились на расстоянии вытянутой руки.
Специалисты советуют во избежание излишнего напряжения во время работы, требующей особой усидчивости, сразу привыкать к правильной рабочей позе: сидеть прямо, голову наклонять слегка, стараться, чтобы поверхность расписываемого изделия находилась на расстоянии 30-35 см от глаз. И еще работу облегчают некоторые профессиональные приемы. Например, для удобного положения руки используют «скамеечку» (подручник).
. Общие требования безопасности по профессии Художник-мастер
Вводная часть.
. Знать и четко соблюдать правила по технике безопасности — обязанность каждого работающего на производстве.
. Каждый художник декоративной росписи должен помнить, что он имеет дело с легковоспламеняющимся материалом.
. Заметив нарушение правил техники безопасности, не оставайся равнодушен к нарушениям.
. Знай, что несоблюдение инструкции рассматривается как нарушение трудовой и технологической дисциплины.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ
Каждый приступающий к работе обязан:
. Получить установленные правилами инструктажа, электро и пожарной безопасности.
. Следить за исправностью оборудования, приспособления и о замеченных неисправностях сообщить мастеру.
. Содержать в порядке свое рабочее место и инструменты.
. Постоянно повышать и совершенствовать навыки работы по своей профессии, строго соблюдать трудовую дисциплину.
. Уметь оказать первую помощь при несчастных случаях.
Студенты обязаны:
Строго соблюдать требования пожарной безопасности стандартов, норм и правил, а также соблюдать и поддерживать противопожарный режим.
Выполнять меры предосторожности при пользовании электроприборами, предметами бытовой химии, проведении работ с легковоспламеняющимися (ЛВЖ) и горючими (ГЖ) жидкостями, другими опасными в пожарном отношении веществами, материалами и оборудованием.
Курить только в специально отведенных и оборудованных для этого местах.
Периодически очищать рабочие столы, сейфы, шкафы от ненужных бумаг и мусора. Горючие отходы, мусор и т.п. выбрасывать только в специально отведенные для этого контейнеры и урны.
Перед началом занятий с очередной группой слушателей преподавателям проводить инструктаж. На перерывах между занятиями следить за соблюдением слушателями установленного противопожарного режима, пресекать курение в неустановленных местах.
Студентам, имеющим дело с маслами, лаками, красками и другими ЛВЖ и ГЖ, спецодежду хранить в специально оборудованных металлических ящиках с плотно закрывающимися крышками в подвешенном виде.
При обнаружении пожара или признаков горения (задымления, запах гари, повышение температуры и т.п.) работники и слушатели обязаны:
немедленно сообщить об этом по телефону 01 в Пожарную часть г. Москвы (при этом необходимо назвать адрес объекта, место возникновения пожара, а также сообщить свою фамилию)
принять возможные меры по тушению очага возгорания, оповещению находящихся в здании людей о пожаре.
2.7 Требования безопасности перед началом работы
Художники декоративной росписи должны строго выполнять противопожарные правила, так как растворители — легковоспламеняющиеся вещества.
СТРОГО ВОСПРЕЩАЕТСЯ:
. Зажигать огонь на рабочем месте, загораживать проходы, хранить вату, бумагу, и другие легковоспламеняющиеся материалы, испачканные в лаках, красках, растворителях.
. Во время работы все работающие обязаны:
не отвлекаться посторонними деталями,
содержать в чистоте и порядке свое рабочее место, не захламлять его посторонними предметами и личными вещами.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
сидеть на подоконниках, перилах, высовываться из окон, бегать по лестницам и проходам.
Заключение
Моё изделие уникально. Мне нравится создавать и придумывать что-то новое. Мне нравится рисовать и сама жостовская техника росписи мне тоже очень нравиться.
Но больше всего мне нравится то, что выбранная мной лейка похожа на слона! Если бы у неё было 2 ручки по бокам, то сходство со слоном было бы потрясающим, но пользоваться такой лейкой было бы не очень удобно, и потому очень хорошо, что ручка расположена у неё сзади, за неё удобно держать лейку и она очень органично стоит среди горшков с комнатными цветами на подоконнике, ручки по бокам мешали бы. Я просто фантазирую, и поймите меня правильно, я хочу своим, казалось бы, нелепым сравнением лейки со слоном показать её исключительную функциональность.
Лейка очень декоративна и может использоваться в цветочном магазине в качестве оформления интерьера.
Так же мне очень нравится клобушок, который расположен на верхней передней части лейки, который способствует недопущению перелива воды во время полива растений когда лейка заполнена доверху.
Таким образом, при выполнении моей работы я делала основной акцент на функциональность и прикладное значение изделия. Думаю, что я достигла своей цели.
Словарь терминов
Акцент — прием подчеркивания цветом, светом, линией или расположением в пространстве какой-нибудь фигуры, лица, предмета, детали изображения, на которую нужно обратить внимание зрителя.
Бордюр — однородное обрамление эстетического характера (цветочная гряда по краю газона, полоса земли вокруг садового партера, узор по границе ковра или обоев, каменный бортик между мостовой и тротуаром).
Грунт — тонкий слой специального состава, который наносят на поверхность.
Движение в цветовой композиции, Динамичность, Изобразительное искусство
Идея — основная мысль произведения, определяющая его содержание и образный строй, выраженный в соответствующей форме.
Колорит — общий характер сочетания цветов в картине, рисунке, экспозиции, интерьере.
Калька — прозрачная бумага для снятия копий с чертежей и рисунков.
Композиция
Палитра — тонкая дощечка, служит для смешивания красок во время работы.
Народные художественные промыслы
Орнамент — узор, обычно отличающийся ритмичным расположением одних и тех же мотивов. Создается путем переработки и стилизации изображений всевозможных предметов реального мира и сочетаний геометрических форм. Орнамент всегда служит украшением предметов, интерьеров.
Гамма цветовая —
Гармония (в переводе с греческого, это созвучие, согласие) — противоположность хаосу. 1) Гармония означает высокий уровень упорядоченности многообразия и отвечает эстетическим критериям совершенства и красоты. 2) В композиции гармония понимается как ее формальная характеристика. Cвязь различных частей в единое целое. 3) В изобразительном искусстве — сочетание форм, взаимосвязь частей или цветов, стройность, единство, соразмерность.
Декоративно-прикладное искусство
Художественные средства обычно подчинены практическому назначению предмета и обусловлены особенностями материала.
Контраст, нюанс, тождество
Контраст — 1) максимальное изменение качеств изобразительных средств; 2) распространенный художественный прием (формы, размеров), представляющий собой сопоставление каких-либо противоположных качеств, способствующий их усилению. Наибольшее значение имеет цветовой и тональный контрасты. Цветовой контраст обычно состоит в сопоставлении дополнительных цветов или цветов, отличающихся друг от друга по светлоте. Выделяют 2 группы контрастов: ахроматический (световой) и хроматический (цветовой).
В каждой из них различают 3 вида контраста: одновременный, последовательный и пограничный. Эффект контраста зависит от освещенности.
Линия — элемент, обрисовывающий форму и определяющий ее пластичность.
Монограмма
Модуль — единица измерения (величина мазка, штриха, кусочка смальты).
Он находится в пропорциональном отношении к величине изображения.
Многоцветие —
Мотив — в ДПИ — основной элемент орнаментальной композиции, который может многократно повторяться.
Нюанс — 1) минимальное изменение качеств изобразительных средств; 2) очень то нкий оттенок или очень легкий переход от света к тени.
Образ — форма отражения действительности в искусстве чувственно-конкретным, наглядным выражением идеи.
Образ художественный
Орнамент — (от лат. ornamentum — украшение), узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов — также самого человеческого тела (раскраска, татуировка).
Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы, зачастую схематизируя их до неузнаваемости.
Орнаментальная композиция -, Список литературы
1).
И. Богуславская — Жостовская роспись
).
Н. О. Крестовская — Искусство жостова
).
О.Л. Голубева — Основы композиции
).
М. Н. Сокольникова — Основы композиции
).
С. В. Горожанина Е.В. Куценко -Народные художественные промыслы Подмосковья
).
А. Миловский — Народные промыслы
).
Н. Величко — Русская роспись
).
Энциклопедия народных промыслов и ремесел
).
Народные художественные промыслы СССР
).
В.П. Антонов — Народные художественные промыслы России