Красота жостовской росписи( -этюд)

Сочинение

«Красота жостовской росписи(сочинение-этюд)»

ЦЕЛИ УРОКА:

А )научить детей описывать предмет с натуры, т. е. писать

сочинение – этюд;

Б) учить детей художественному видению окружающего мира;

расширять их кругозор;

В) способствовать развитию устной и письменной речи

обучающихся;

Г) воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире,

чувствовать красоту слова.

Оборудование: выставка подносов, деревянных изделий, павловских платков, хохломской посуды., Звучит песня о красоте родной земли.

Учитель

Пусть эта песня поможет нам увидеть красоту, которая окружает нас.

Посмотрите на нашу небольшую выставку красивых и нужных в быту предметов декоративно-прикладного искусства. Здесь и хохломская деревянная посуда, здесь и наши любимые деревенские платки и резные деревянные изделия и жостовские подносы. Их делали талантливые мастера народного декоративно- прикладного искусства.

Прикладное искусство, Язык и народное прикладное искусство, Посмотрите на выставку, к какому цвету чаще всего обращается автор?

Да, говоря о прикладном искусстве, мы обращаем внимание на то, что народный мастер часто обращается к красному цвету, чтобы придать повседневным бытовым предметам праздничность, яркость, красочность. Это стремление к красоте извечно в природе человека.

А ведь в древности слово красный имело значение»красивый, прекрасный», а сейчас обозначает цвет. Однако в языке первое значение оставило свой след в целой группе слов:

красивый, приукрасить, украшать,

украшение, разукрасить, красавица, красота и др.

Постоянные эпитеты в устном народном творчестве тоже сохранили первоначальное значение этого слова:

красный молодец, красна девица,

Владимир – Красное Солнышко.

Словарь В. Даля отмечает такие сочетания:

Красная изба (чистая),

Красный угол в избе (передний),

Красная лавка (под окнами на улицу),

Красное крыльцо (парадное),

Красный денек (ведренный),

Красный поезд (свадебный).

выразительные пословицы:

Красную речь – красно слушать.

Красному гостю – красное место.

Первому гостю – первое место и красная ложка.

9 стр., 4353 слов

Красная книга Беларуси

... Беларусь; определить принципы создания Красной книги в Республике Беларусь; изучить категории видов, занесенных в Красную книгу; охарактеризовать Красную книгу - как инструмент сохранения редких видов живых организмов. При написании работы использовались тексты из ... из-за которой нет возврата. Красные книги стали инструментом инвентаризации ... ресурсами, но вместе с тем загрязнять и разрушать окружающую ...

  • Разобрать слово ПРИКЛАДНОЙ по составу, подобрать однокоренные слова.

В. Даль в своем словаре приводит такие пословицы:

Где лад, там и клад.

На что клад, коли в семье лад.

Толк да лад, тут и клад.

Учитель

Цель нашего урока – научиться описывать предмет с натуры, т. е. писать сочинения – этюды.

Этюд – произведение изобразительного искусства, выполненное с натуры с целью ее изучения и обычно служащее предварительной разработкой какого-либо произведения или его части.

Предмет нашего описания –

Перенесемся в подмосковную деревню Жостово, которая находится в 25 км от Москвы, недалеко от города Мытищи. В 1825 году бывшие крестьяне братья Вишняковы, откупившись на волю, открыли мастерские по изготовлению расписных подносов. Теперь в деревне Жостово работает фабрика, продукция которой известна всему миру. И неудивительно – это настоящее произведение искусства! Букет, украшающий поднос, прост и выразителен. Крупные цветочные формы делают его плотным, а сквозящий в разрывах фон (чаще всего — черный) — ажурным, почти прозрачным. Соотношения цветов – больших и маленьких — найдено очень точно. А ритм цветовых пятен, основных линий буквально завораживает зрителя! Но главное — сами цветы. Очень похожие на настоящие и в то же время – сказочные. Приглядитесь – они словно бы светятся изнутри, нежно озаряя сгустившуюся вокруг «ночь» фона.

Проецируются на доску цветы. Звучит музыка.

Учитель

Один мудрый человек сказал, что для счастья человеку нужно немного: солнце, небо и цветок. Действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбах, именинах и празднествах, они с нами и в последнем пути…

Красота цветов смягчает душу и раскрывает лучшие грани человеческого характера, поэтому когда люди устают от суеты городов, они выбираются на природу, где их врачуют деревья, птицы, цветы. Да, цветы прекрасны, но их красота недолговечна. Продлить цветение, окружить себя цветами круглый год, создать дома мир радости и красоты – вот задача жостовских мастеров.

Я уже говорила, что жостовские мастера пишут букеты цветов преимущественно на черном фоне, который дает возможность по контрасту выделить яркие краски пышных роз, пионов, георгинов и скромные, и незатейливые цветочки анютиных глазок, ромашек, колокольчиков, которые их окружают.

Посмотрите на цветы на подносе: они как живые, объемные, в них чувствуется игра света.

По своей форме

Размеры подносов, Композиция росписи

Но все подносы хороши. Они привлекают своей яркостью, декоративностью, в чем сказывается мастерство художника, его умение творчески следовать народной традиции.

Процесс изготовления подноса

И вот поднос у художника, у мастера. Мастер, расписывающий поднос, в полном смысле творец: он создает особый и неповторимый мир красоты и дарит его людям.

Посмотрите, как много общего в живописном рисунке жостовских мастеров, и приэтом рисунок никогда не повторяется! В каждом художественном произведении отразилась личность мастера: его видение мира, его чувство цвета и ритма, его понимание красоты и согласия.

Техника жостовской росписи (демонстрируются слайды) не проста и чаще всего делится на шесть этапов.

Жостовская роспись делается в несколько приемов, она многослойна. Краски наносятся в несколько слоев, так что нижние слои как бы просвечиваются под верхним. Это и создает впечатление объемности, яркости, свечения.

4 стр., 1559 слов

Сочинение как распускаются цветы

... не было б и ягод! Сочинение на тему Цветы №2 Цветы любят все. И выращивают почти все. Цветы растут на даче и дома в горшках. ... на подоконнике. И я люблю их рисовать! Ещё мне очень нравится видео под музыку, когда распускаются цветы. Это так красиво! Обычно мы этого не замечаем, так как ... стихи и сказки. Все знают сказку про волшебный цветик-семицветик. Как же глупо были потрачены его лепестки! Уж мы бы ...

Второй этап – это тенежка., Третий этап – прокладка, Четвертая операция

Пятый этап

И, наконец, привязка

Расписную поверхность подноса трижды покрывают светлым лаком, полируют, сушат и наводят зеркальный блеск очень тонким порошком мела с вазелином.

Как видите, почти вся работа ведется вручную, она требует не только тщательности, кропотливости, но и любви, мастерства и таланта.

Сегодня мы часто используем жостовские подносы как декоративные настенные панно. Вместе с подарком подмосковных мастеров в наши квартиры как бы заглядывает сама природа. И даря людям свою красоту и свежесть, рукотворные эти цветы напоминают нам о вечном цветении жизни, о непреходящей ее молодости.

2. ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ СОЧИНЕНИЯ.

  • Внимательно рассмотрите подносы, скажите, что вас в них привлекает, что нравится?
  • Какие мысли возникают у вас, когда вы рассматриваете подносы?

(Дети говорят о разном: о первом дне в школе и многообразии букетов учителям; о лете, о сенокосной поре, о цветочной поляне, о цветах в своем саду….).

Учитель

  • Да, я тоже представляю неброскую красоту родной деревни: ее поля, луга, леса. Я думаю, что истинная любовь к природе, ко всему живому на земле вдохновляет человека на создание чего-то величественного, красивого

Мне на память приходят строчки о нашем селе из стихотворения учительницы нашей школы Абаимовой Л. А.:

(Звучит музыка, проецируются на экран картины природы).

… Село красивое у нас:

Посмотришь – и замрет душа.

И сердце радует, и глаз

Луга и пойма Нугуша.

А запах! Пахнет иван-чаем,

Красой – черемухой, калиной,

Головкой белою качая,

Ромашки дремлют на долине.

Ты ночь пройти не торопи;

Послушай, девушки запели,

А к утру, только не проспи,

Ты соловьев услышишь трели…

(Звучит запись соловья)

— А сейчас давайте придумаем заголовок к сочинению, чтобы в заглавии была выражена основная мысль сочинения, ваше отношение к жостовским подносам.

( «Красота жостовской росписи»,

«Жостовский поднос – произведение искусства»,

«Живой букет жостовской росписи»).

3. Работа над композицией и планом сочинения.

  • Чтобы описание подноса было последовательным, логичным, лучше придерживаться примерного плана.

Для нашего сочинения он может быть таким:

  1. ВСТУПЛЕНИЕ

Кратко рассказать о народном прикладном искусстве, о жостовских подносах.

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Описание жостовского подноса:

    1. Общий вид подноса (материал, форма, цвет), назначение подноса.

      3 стр., 1226 слов

      Подготовка к сочинению. Работа над комментарием

      ... хоть какое-то отношение к сочинению. Это и опыт С.В.Драбкиной, и рекомендации Цыбулько и Егораевой, и многих учителей-практиков. Что же я применяю в своей работе, в частности в работе над комментарием? Давайте вспомним: Поэтому ... описание портрета, речи героя, пейзаж, интерьер и т.д. Какие же языковые средства помогают нам увидеть авторское отношение к тому, о чем он пишет? Давайте найдем их в ...

    2. Описание жостовской росписи (композиция букета, цветы, бутоны, травка, орнамент по борту и т. д.)

    3. Впечатление от подноса.

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мое отношение к жостовскому подносу, к мастерству художника,

к народному прикладному искусству.

  • рассмотрите внимательно поднос, который вы хотите описать и подготовьте устно начало описания.

4. Словарная работа.

народное декоративно-прикладное искусство, искусные мастера, традиция, орнамент.

украшать, красота Жостово, жостовский поднос, талантливые мастера.

круглая, овальная, с фестончатыми краями, прямоугольная, гитарообразная.

«Букет собранный», «Букет враскидку», «Венок», «Ветка с угла».

Крупные и мелкие декоративные цветы: роза, мак, георгин, пион, астра, тюльпан, ромашка, васильки, анютины глазки; бутоны, вьюны, лепестки, травки.

  • Цвет:

традиционный черный фон, чернолаковый с яркой росписью; красный, пурпурный, лиловый, желтый, золотистый, зеленый, изумрудный, темно-зеленый, коричневый, синий, голубой, бирюзовый.

  1. Самостоятельная работа.

(Звучит приглушенная и очень спокойная музыка. Дети работают.)

5. Итоги урока. Чтение двух-трех работ

_Чему мы научились на уроке, что было удачного в работах и ответах учащихся?

Задание на дом: чтение литературы о народном прикладном искусстве.