«Музыкальный песенный фольклор…»

Курсовая работа

Каждая образовательная область вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии. Образовательная область искусство, предоставляет учащимся возможность осознать себя как значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира. Освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений. Искусство с первых дней школьной жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Именно в искусстве школьник развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.

В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождение и расцвета культурных традиций народов России. Эту задачу по развитию личности ребенка помогает решить и кружковая работа, а в частности, занятия школьников по фольклору. Занятия по фольклору имеют в себе большие возможности для творческого развития школьников.

Анализируя детское продуктивное творчество, мы можем судить о качествах ребенка, его склонностях, интересах, о разнообразии способностей. Творческая деятельность способна оказать преобразующее влияние на личность ребенка [30, с.6].

Источником музыкального творчества считают жизненные явления, саму музыку, музыкальный опыт, которым овладел ребенок. Процесс детского творчества вызывает у детей особое желание действовать в искренней и непринужденной обстановке в таких видах деятельности как игра, инсценировка, песня и др. Вопросы в связи с обстановкой музыкального образования и воспитания в современной школе и обществе являются в настоящее время особенно актуальными [26, с.63].

Важность изучения русской музыки и фольклора в контексте детского образования несомненна. Дети, к сожалению, обладают ограниченными знаниями о богатом культурном наследии своей родины, включая русскую музыку и фольклор. Однако, несмотря на это, дети должны быть осведомлены о культуре своей страны и ее традициях, поскольку фольклор представляет собой коллективное художественное творчество народа.

Фольклор имеет выраженную дидактическую направленность, создавая множество произведений специально для детей. Это было вызвано народной заботой о молодежи и стремлением передать им жизненный опыт и коллективную мудрость. Народные колыбельные песни, детские «попевки», «частушки» и «потешки» существуют в народном быту с незапамятных времен, увлекая детей поэтическими образами и способствуя позитивному восприятию жизни. [7, с.56].

14 стр., 6589 слов

Влияние детского фольклора на речевое развитие ребенка третьего года жизни

... развития ребенка третьего года жизни. 2. Исследовать влияние произведений “материнского” фольклора на развитие речи ребенка третьего года жизни. 3. Разработать систему занятий по использованию “материнского” фольклора как средства речевого развития детей третьего ода жизни. 4. ...

Детский фольклор, как особая область народной поэзии, обладает высокими педагогическими качествами. Произведения, адресованные детям, глубоко проникают в их психику, учитывая особенности детского восприятия и избегая навязчивых поучений.

Однако наследие детей не ограничивается только детским фольклором. Они наследники всего лучшего в русском фольклоре, включая его классические произведения. Народная поэзия раскрывает существенные связи и закономерности жизни, оставляя в стороне индивидуальное и особенное.

Фольклор дарит детям ключевые представления о жизни и людях, отражая общее, интересное и насущное. Он затрагивает темы труда человека, его взаимоотношений с природой, и жизни в коллективе. Детей привлекает поэтизация природы, удивление ее могуществом и красотой, а также восхищение силой рук и ума человека, что делает фольклор неотъемлемой частью их воспитания.

Объект исследования, Предмет исследования:

Целью работы является выявление оптимального сочетания (методов и форм) нравственного воспитания младших школьников в начальной школе на уроках музыки.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования поставлены следующие задачи:

  • Проанализировать состояние проблемы нравственного воспитания младших школьников в научной литературе.
  • Подобрать методы нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности на уроках музыки.
  • Обосновать музыкальный фольклор, как педагогическое средство нравственного воспитания младших школьников.

Методы исследования:

  1. Изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
  2. Наблюдение за деятельностью школьников; беседа, анкетирование; направленная на нравственное воспитание младших школьников.

3. Обосновать музыкальный фольклор, как педагогическое средство нравственного воспитания младших школьников.

  1. Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников

    1. Психолого-педагогические предпосылки
      нравственного воспитания
      младших школьников

Понятие нравственное воспитание всеобъемлюще. Именно поэтому выдающийся педагог В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системообразующий признак – нравственное воспитание.

26 стр., 12860 слов

Исследования : «Народные игры как средство воспитания творческой ...

... рассмотреть игру как средство воспитания младших школьников; выявить роль народных игр в процессе воспитания младших школьников. Теоретико-методологическая основа ... одной стороны, не претендующих на тяжелую работу, с другой - доставляющих людям веселье и удовольствие [40]. Исторические ... народные игры как жанр устного народного творчества являются нашим национальным богатством. противоречия Проблемой ...

Нравственное воспитание – процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его отношения к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, природе, своим обязанностям и к самому себе.

По мнению Л.П. Крившенко, нравственное воспитание – это педагогическая деятельность по формированию у воспитанников системы нравственных знаний, чувств и оценок, правильного поведения [14, с.6].

Для понимания сущности и природы нравственного воспитания определим, что же понимается под термином «нравственность».

Термин нравственность берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как moralis – мораль. «Нравы – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений» [5, c.67-68].

Ожегов С.И. дает следующее определение: «Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами». [21, с. 414].

Введение в понятие нравственности включает определения от различных авторов. Л.А. Григорович и И.С. Марьенко выделили нравственность как личностную характеристику, объединяющую такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм. Важное понятие в определении нравственности представляют нравственные нормы — правила, определяющие человеческое поведение в различных ситуациях, побуждающие или запрещающие определенные действия. Из трудов Аристотеля и Ф. Ницше видно, что нравственность ассоциируется с добродетелью, справедливостью и повиновением установленным законам. Однако, нравственные нормы формируются и развиваются в обществе, их усвоение и внутреннее подчинение представляет собой сложную задачу для человека, особенно для ребенка. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей, формируя личность в соответствии с идеалами общества, поддерживаемая силой общественного мнения и осуществляемая через различные заповеди и принципы.

Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать» [8, с.28].

В.А. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [16, с. 170].

Рассматривая систему нравственного воспитания, Н.Е. Ковалев, Б.Ф. Райский, Н.А. Сорокин различают несколько аспектов:

4 стр., 1906 слов

СОЧИНЯТЬ ТАК, КАК ПОДСКАЗЫВАЮТ ДЕТИ (песни для детей З. Левиной)

... дети поют песни В. Шаинского, Е. Гладкова, Т. Ефимова, В. Коровицына, Я. Дубравина и многих других композиторов. Их вклад очень значим в развитии учащихся и в истории детских песен. ... песни, а точнее их сочинение. Детская музыка и детские песни существовали всегда. Русскими и зарубежными композиторами были созданы целые циклы для маленьких слушателей. Словами музыки к детям ... нравственная чистота. ...

Во-первых, осуществление согласованных воспитательных влияний учителя и ученического коллектива в решении определенных педагогических задач, а внутри класса – единство действий всех учащихся.

Во-вторых, использование приемов формирования учебной деятельности нравственным воспитанием.

В-третьих, под системой нравственного воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей.

В-четвертых, систему нравственного воспитания следует усматривать и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей [17, с.56].

Структура воспитательного процесса слагается из воспитывающей среды, воспитывающей деятельности и осмысления воспитанником своей жизни по отношению к окружающей действительности.

Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений детей, не зависимо от содержания, методов, форм воспитательной работы. Процесс воспитания, направленный на развитие всех детей, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка, исходя из индивидуальности каждого ребенка.

Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он осложнен временной отсрочкой результатов, таким образом требуя длительности и непрерывности. Сам процесс характеризуется концентрическим построением: начиная с элементарного уровня и постепенно двигаясь к более высоким, вовлекая в деятельность все более сложные виды действий. Этот принцип реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся [3, с.386].

Процесс нравственного воспитания является динамичным и творческим: учителя постоянно вносят свои коррективы с целью совершенствования этого процесса.

Личностное нравственное формирование подвержено воздействию множества социальных условий и биологических факторов, однако решающую роль играют педагогические факторы, так как они представляют собой управляемые влияния, направленные на формирование определенных отношений.

Большое внимание следует уделить организации деятельности ребенка, так как именно в процессе деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут повлиять на изменение целей и мотивов деятельности, что, в свою очередь, отразится на усвоении нравственных норм и ценностей.

1.2 Детский музыкальный фольклор в школьном репертуаре для младших классов как отражение духовной культуры народа и его нравственности

Развитие морального сознания ребенка происходит через восприятие и осознание содержания воздействий, которые поступают и от родителей и педагогов, окружающих людей через переработку этих воздействий в связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентациями. В сознании ребенка внешнее воздействие приобретает индивидуальное значение, таким образом, формирует субъективное отношение к нему. В связи с этим, формируются мотивы поведения, принятия решения и нравственный выбор ребенком собственных поступков. Направленность школьного воспитания и реальные поступки детей могут быть неадекватными, но смысл воспитания состоит в том, чтобы достигнуть соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовности к этому.

34 стр., 16769 слов

Фольклор в детском саду

... фольклор в образовательном процессе. Опыт МБДОУ «Детский сад «Колосок» состоит в организации занятий, которые включают элементы народного творчества, и проведения народных праздников, на которых дети исполняют народные песни, ... воспитание в ДОУ. – Москва: Логос, 2014. – 192 с. Руководство по работе по фольклору. – Москва: Просвещение, 2017. – 320 с. Фольклор: история и культурные особенности Фольклор ...

Необходимое звено в процессе нравственного воспитания – моральное просвещение, цель которого – сообщить ребенку совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков.

Итак, теоретический анализ состояния проблемы нравственного воспитания школьников позволяет сделать вывод о том, что учеными разработаны подходы к определению указанного понятия, условия, влияющие на его эффективность, выделены особенности данного процесса у младших школьников.

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников, считает Ю.К. Бабанский, такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, учатся следовать им в различных ситуациях.

Музыкальный фольклор — народная музыка, вокальное (песенное), инструментальное и вокально-инструментальное коллективное творчество народа. Будучи достоянием всего народа, музыкальный фольклор существует благодаря исполнительному искусству талантливых самородков (кобзарь, гусляр, скоморох и др.).

Истоки народной музыки уходят далеко в прошлое. Музыкальные традиции разных обществ, формаций исключительно устойчивы, живучи. В каждую историческую эпоху сосуществуют более или менее древние музыкальные произведения, а также заново создаваемые на их основе. В совокупности они образуют традиционный музыкальный фольклор [19, с.32].

Основной вид музыкального фольклора — песни, эпические сказания (русские былины), танцевальные мелодии, плясовые припевки (русские частушки), инструментальные пьесы и наигрыши (сигналы, танцы).

Каждое произведение музыкального фольклора представлено целой системой стилистически и семантически родственных вариантов, характеризующих изменения народной музыки в процессе её исполнения.

Жанровое богатство народной музыки — результат разнообразия её жизненных функций. Музыка сопровождала всю трудовую и семейную жизнь крестьянина:

  • календарные праздники годового земледельческого круга (колядки, веснянки, масленичные, купальские песни);

  • полевые работы (покосные, жатвенные песни);

  • рождение, свадьбу (колыбельные и свадебные песни);

  • смерть (похоронные плачи-причитания).

Исследование народной песни

Позднее наибольшее развитие в фольклоре получили лирические жанры, где на смену простым, коротким напевам трудовых, обрядовых, плясовых и эпических песен или инструментальным наигрышам приходят развёрнутые и подчас сложные по форме музыкальные импровизации — вокальные (русская протяжная песня) и инструментальные. Песня имеет ряд преимуществ перед другими произведениями народного творчества. Она выражает чувства в чистом виде, движение души не притворное. Еще одно достоинство песни — это всеобщность. Всякая народная песня позволяет ее исполнителю вносить в нее любые изменения, соотносить с самыми разными ситуациями[31, с.203].

53 стр., 26024 слов

Русский музыкальный фольклор как средство развития творческих ...

... более эффективно, чем в существующей практике, если: творческое освоение музыкального фольклора детьми будет рассматриваться в контексте их продуктивного постижения единого художественного ... способностей в процессе освоения учащимися русского музыкального фольклора. Проверить в процессе опытно-экспериментальной работы эффективность разработанной технологии. Методологической и теоретической ...

Много песен создано народом: постушки и потешки, колыбельные, заклички, прибаутки, небылицы. И воспитательные функции их различны. Но общее — это эстетическое воздействие музыки и слов, нравственное влияние содержания, воспитание коллективизма и душевной чуткости. Благодаря своей исключительной задушевности и искренности, народное песенное творчество оказывает самое непосредственное и глубокое воздействие на эмоциональный мир детей и подростков. Самое главное удержать интерес подростков к народной музыке и народному фольклору.

Народные песни привлекают школьников своим содержанием, тем, что в них утверждается прекрасное в жизни природы и в человеческих отношениях и отвергается безобразное. Эмоциональная насыщенность песенной лексики, обилие ласкательных и уменьшительных слов, постоянных эпитетов, задушевность тона, мелодичность вызывают у ребят желание говорить складно, красиво, развивают чувство ритма. При умелом использовании народные песни становятся благодарным средством для целенаправленного воздействия на эмоции и сознание подростков, для формирования у них четких нравственных понятий и эстетического отношения к миру[32, с.61].

У каждого народа есть своя народная музыка, особенная, национальная. И она имеет свои черты: лад, интонации, костюмы, обычаи, от природы зависит особенность музыкальных инструментов. У одного народа больше песенности, у другого танцевальности, у других маршевости. Конечно, очень важно, чтобы дети научились любить народную музыку разных стран. Но главная задача, которая стоит перед учителем, научить любить детей музыку своей страны в связи с особенностями родного края. [33, с.41].

Горький А.М. писал: «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требования его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой» [23, c.115].

Этим требованиям забав предопределено игровое начало всех жанров детского фольклора. Если тот или иной жанр не связан с игровыми действиями ребенка, то игра ведется на уровне смысла, понятия, слова, звука. Не вызывает сомнений Правомерность выделения в детском фольклоре поэзии взрослых, предназначенной для детей. Это – поэзия пестования (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки).

Такой системы в классификации придерживаются Аникин В.П. Данная система точно улавливает многосоставность и генезис детского фольклора, но не может быть основой рабочей классификации, так как все жанры детского фольклора, отнесенные им к третьей группе – собственному творчеству детей (считалки, жеребьевые скороговорки, дразнилки, поддевки) строятся на основе прямых или опосредованных заимствований из фольклора взрослых. Это вынужден признать сам автор Аникин В.П. [9, c.26].

По жанровым признакам в качестве практической рабочей классификации Мельников М. Н. предлагает делить все детские песни на четыре группы:

  1. песни диалогические;
  2. песни кумулятивные (прибаутки или сказки в стихах);
  3. песни с припевом;
  4. песни-перегудки.

Следующая классификация опирается на открытия Виноградова Г.С., Капицы О.И., Науменко Г. Все образцы были разделены на III раздела.

2 стр., 637 слов

Сказки с детьми старшей группы в детском саду

... аудиозапись «Голоса птиц». Воспитатель: Тогда слушайте и помогайте. Предлагаю детям послушать начало авторской сказки «Как пчелки прощались с летом». На опушке огромного леса раскинулась небольшая ... песенкой. Каждый из вас сейчас превратится в пчелку, распевая эту песенку, придумывает движения к ней. Игра – импровизация. Воспитатель: Дети: Пчелки были дружные, трудолюбивые и веселые. Воспитатель: ...

I – Календарный фольклор

II – Потешный фольклор

III – Игровой фольклор

II. Особенности детского календарного фольклора

Детский календарный фольклор отличается от взрослого по своему жанровому составу. В него входят произведения, связанные с природой, календарными датами и имеющие сезонный характер. Значительную часть составляют заимствованные у взрослых колядки, веснянки, егорьевские песни и другие. Однако, собственно детский календарный фольклор включает в себя заклинания явлениям природы, приговорки насекомым, птицам, животным.

  • Он также содержит детские гадания и заговоры, которые, в отличие от взрослых, не носят собственно магического характера, а скорее представляют из себя элементы игры, тесно связанные с природой.
  • Раздел детского календарного фольклора является одним из самых поэтических страниц детского творчества, приучая детей видеть и подмечать поэзию окружающей природы в любое время года.

Обусловленность крестьянского труда природными явлениями и жизненная необходимость изучения и наблюдения за ними приобретают в календарном фольклоре поэтическую окраску, иногда возвышаясь до уровней истинной поэзии. Этот вид фольклора тесно связан с воззрениями взрослых, однако в детском фольклоре они выражены в своем собственном жанровом составе.

Введение

Развитие календарного фольклора у детей представляет интересную исследовательскую тему, поскольку он является отражением особенностей их восприятия мира. В данном исследовании мы обращаемся к различным жанрам детского календарного фольклора, таким как колядки, веснянки, заклички и приговорки, чтобы рассмотреть их значения и особенности в контексте детской игры и восприятия праздников.

Анализ

Почему у детей календарный фольклор лишен магического смысла, характерного для взрослых? По мнению исследователей, это связано с философским восприятием мира детьми и игровым подходом к праздникам. Для них календарный фольклор — это в первую очередь игра, которая включает в себя ряжение на масленицу, коляду, и величальные песни с пожеланиями.

Особый интерес у детей вызывают купальские песни со своей сказкой и тайной, которая связана с праздником Купала. Ветреные песни масленицы привлекают детей своими короткими образцами, которые напоминают детские дразнилки.

Детский календарный фольклор представлен различными жанрами, такими как колядки и веснянки, которые удалось записать повсеместно. Однако существуют и уникальные песни, запись которых сегодня затруднительна, такие как егорьевские, вьюношные, волочебные и купальские песни.

Некоторые песни хранятся в памяти детей, независимо от конкретных дат и праздников. Например, семицкие песни про березку поются без связи с праздником, хотя описание самого обряда не удалось записать, поскольку дети не знают о нем.

К наиболее распространенным и активным жанрам детского календарного фольклора относятся заклички. В них дети обращаются к различным явлениям природы, просят солнышко выглянуть, обогреть, и накормить их. Обращение к ветру, морозу, весне и осени как к живым существам является отголоском древней традиции.

14 стр., 6721 слов

Роль сказки в жизни ребёнка

... изучения роли сказки в досуговой деятельности детей, ознакомиться с самой сказкой. Работа может быть использована студентами педагогических учреждений на уроках организации досуга, литературы, педагогики. 1. Мифологические корни сказки В фольклоре народов мира сказки ...

Близким к закличкам является жанр приговорок, где дети обращаются к животным, птицам, насекомым и растениям. Например, они просят божью коровку полететь на небо или улитку выпустить рога.

Музыкальный язык календарных песен отличается простотой и естественностью интонаций, что содействует их быстрому запоминанию и усвоению детьми. Напевы календарных песен можно кричать, петь или интонировать говорком.

Заключение

Исследование детского календарного фольклора позволяет лучше понять особенности восприятия мира детьми и их игровой подход к праздникам. Жанры, такие как колядки, веснянки, заклички и приговорки, имеют особое значение и привлекательность для детей, вызывая интерес и радость от участия в праздничных обрядах и играх.

II. Потешный фольклор. Потешный фольклор – прибаутки, небылицы, дразнилки, имеющие самостоятельное значение, не связанное с играми. Назначение – развеселить, потешить, рассмешить сверстников. В них, как правило, отражено яркое событие или стремительное действие, передан один какой-либо эпизод. Небылицы – особый вид песен со смещением в содержании всех реальных связей и отношений – основанная на вымысле (мужик пашет на свинье, медведь по полю летит и т.д.).

Все эти несообразности и не совпадения с реальным миром как раз помогают утвердить ребенку в своем мышлении подлинные взаимосвязи живой действительности, укрепить чувство реальности. Детей в небылицах привлекают комические положения, юмор, рождающие радостные эмоции. Дразнилки являются формой проявления детской сатиры и юмора. В них точно подмечается какой-либо порок, недостаток или слабость человека. В каждой дразнилке заряд исключительной эмоциональной силы. Прибаутки – короткие по форме (4-8 строф), забавные песенки, своего рода ритмизованные сказочки. Прибаутки, небылицы, дразнилки отвечают повышенной тяге детей к рифмам, нередко они сами создают простейшие рифмованные нелепицы, дразнилки, что развивает детскую фантазию, пробуждают интерес к новым словообразованиям. Для текстов потешного фольклора характерны уменьшительные и увеличительные суффиксы в словах: гуленька, котище и т.д. Употребляются созвучные слова: Федя – медя, муха – комуха и другие. Встречаются звукоподражания различным явлениям – игре на дудочке (ай – ду – ду), щебету птиц (чики – чики – чикалочки), ударам колокола (дон – дон, дили – бом).

III. Игровой фольклор

Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. Трудно представить себе детей, жизнь которых не была бы связана с определенным кругом игр. «Ребенок, лишенный элементарных знаний, которые дает ему игра, не смог бы ничему научиться в школе и был бы безнадежно оторван от своего естественного и социального окружения».

Работа с детьми требует постоянного создания игровой атмосферы. Особенно важными на занятиях являются фольклорные игры, которые объединяют практическую педагогику, искусство и физическую культуру. Российская народная песня через такие игры становится частью семейной жизни, воспитывающей учащихся. Народные игры помогают развивать интерес к пению, память, чувство ритма и умение передавать мелодию.

Однако главная ценность народных игр заключается в том, что они позволяют детям воплощать художественные образы через движение. Во время игры дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку и знакомятся с различными жанрами народного творчества.

3 стр., 1091 слов

Проблема отношения человека к природе. По Б. Л. Васильеву

... Коля. Авторская позиция заключается в следующем: нельзя проявлять неоправданную жестокость по отношению к природе, нужно проявлять сострадание по отношению к живым существам. Человек не царь природы, а её часть. Мне ... кемпинга. Туристы пренебрежительно относились к водохранилищу и утверждали, что рыбы здесь не может быть. Но Егор не обращал на них внимания, так как его задача ...

Игровая деятельность на занятиях помогает решить следующие задачи:

  • Развитие творческой индивидуальности.
  • Эмоциональное развитие.
  • Воспитание эстетических и патриотических чувств.
  • Развитие музыкальных способностей.
  • Развитие духовной сферы.
  • Развитие самостоятельности и физического развития.

Традиционные игры типа «зайчик», «козлик» и другие не содержат в себе особых трудностей для восприятия и усвоения. Они и стали начальным этапом народно-песенной культуры в работе ансамбля. Каждой возрастной группе соответствует близкий ей круг образов, эмоций, представлений, привычек, а также уклад жизни ребенка и окружающая его среда. Для ребят постарше вводятся игры-песни: «Махоня», «Кострома», гадальные «Перстень», «Чье кольцо?» Переплетаясь с играми, народной инструментальной музыкой, сказками, танцами, находясь с ними в самых разнообразных связях, народная песня воспринимается как синтез искусств. На занятиях, посвященных устному народному творчеству, где через пословицы, поговорки, сказки ребята для себя раскрывают нравственно-этические понятия добра, зла, честности, уважение к старости, взаимопомощи. Дети по темам: «Труд», «Дружба» подбирали пословицы, поговорки, составляли ребусы, кроссворды, придумывали мелодии колыбельных песен и пели их куклам.

При знакомстве на уроках с

После изучения

Готовясь к

Знакомясь с обрядами

К идее фольклорных праздников пришли не случайно. Современная жизнь с ее социальными противоречиями вызывает у ребенка чувства неверия, бессилия. Источниками стресса служат негативные мысли и чувства. Основная защита от них только в положительных эмоциях, которые могут возникнуть только на празднике.

Цели праздника:

  • Создать зону психологического комфорта.

  • Развить творческие способности детей.

  • Удовлетворить физические, интеллектуальные потребности.

  • Приобщить к народным традициям.

  • Система праздников создает общность детей и взрослых, ту почву, на которой развиваются человеческие чувства: любовь, доброта, взаимопомощь. При подготовке и проведении праздников происходит преображение робких детей в эмоциональных, инициативных. Они непроизвольно вовлекаются в процесс игры, что соответствует природе школьника, где ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения, навыки, развивает фантазию. Причем, развитие творческих способностей происходит само собой в занимательной, увлекательной игровой форме.

  • Знакомство с певческой установкой пения сидя, стоя, выработка, навык вдоха, выдоха без звука, на отдельной гласной, на слове, на фразе, с использованием скороговорок, небольших попевок на 3-х звуках, выработка мягкой атаки звука.

  • Для развития народной манеры пения используются:

    1. скороговорки на звуках примарной зоны с движениями, притопами и прихлопами. «В хороводе были мы», «Андрей-воробей»

    2. постепенное движение в диапазоне г.4. по полутонам.

  • Проводится артикуляционная гимнастика по системе Емельянова:

  1. Для подвижного языка, губ, щек, нёба.
  2. Дикционные упражнения для мягкого нёба «Бегемот».
  3. Упражнения-попевки «Скок-скок-поскок» в разных регистрах.

Благодаря этим упражнениям у учащихся начальных классов наблюдается правильное формирование певческих навыков, что сказывается на качестве пения. На первом году обучения происходит овладение элементарными действиями техники пения. На втором году – развития действий, стабилизация.

Процесс формирования певческого голоса

Процесс формирования певческого голоса труден, т.к. младшие школьники еще не умеют анализировать поставленную задачу в целом. Но при правильном воспитании их певческая деятельность принимает особый характер управляемый, целенаправленный. Наиболее рациональным способом развития памяти является запоминание и частое повторение небольших заданий и постепенное их усложнение. Формирование певческих навыков строится на развитии образного мышления, способности общения. Этот процесс протекает интереснее, если ученики осознают свои ошибки и умеют отличать хороший результат от плохого. С этой целью после каждого концертного выступления делается анализ ошибок, почему они были допущены и как их избежать в будущем.

Условия активизации певческих навыков

  • учащийся должен четко понимать, чего он должен добиться, выполняя задание

  • знать, чего он достиг, выполняя то или иное упражнение

  • повторение исполнения должно быть направлено на устранение ошибок, с осмыслением деятельности.

В методике обучения пению необходим индивидуальный подход к учащимся.

Стремиться к тому, чтобы дети со слабыми природными и средними музыкальными данными приобретали правильные навыки, как и дети, обладающие хорошими музыкальными данными.

2. Методические аспекты нравственного воспитания младших школьников средствами музыкального фольклора

2.1 Диагностические методики определения уровня нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста

Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности – это непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направлен на овладение людьми правилами и нормами поведения.

Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, например, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост [18, с.31].

Для изучения уровня нравственной воспитанности учащихся в современной психолого-педагогической диагностике применяются различные методики, которые в сочетании с психологическими средствами изучения личности образуют комплексы, позволяющие получить целостное представление о воспитанности учащегося на данный момент.

Наиболее информативными методами диагностики являются: беседа, наблюдение, тестирование, анкетирование, социометрия, ранжирование, недописанный тезис, рисуночный тест, ситуация выбора.

Методика “Приглашение в гости”.

Цель:

Ход проведения.

Предложить детям записать фамилии 5 человек.

Методика “Психологическая атмосфера в коллективе”

Цель:

Ход проведения.

Дружелюбие

Согласие

Удовлетворённость

Увлечённость

Теплота взаимоотношений

Взаимная поддержка

Занимательность

Скука

Успешность

Анализ результатов предполагает субъективные оценки состояния психологического климата и их сравнения между собой.

Методика “Какой у нас коллектив”.

Цель: выявить степень удовлетворённости учащихся различными сторонами жизни коллектива.

Ход проведения. Учащимся предлагается шесть утверждений. Нужно записать номер утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением.

  1. Наш класс очень дружный и сплочённый.

  2. Наш класс дружный.

  3. В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.

  4. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.

  5. Наш класс недружный, часто возникают ссоры.

  6. Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.

Обработка результатов.

Методика «Пословицы» (разработана С.М. Петровой)

Цель : определить уровень нравственной воспитанности учащихся и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.

Ход проведения

  • 1 балл – согласен в очень незначительной степени;

  • 2 балла – частично согласен;

  • 3 балла – в общем согласен;

  • 4 балла – почти полностью согласен;

  • 5 баллов – совершенно согласен.

Во втором случае каждому ученику необходимо внимательно прочитать каждую пару пословиц («а» и «б», «в» и «г») и выбрать ту из пары, с содержанием которой согласен в наибольшей степени.

Предлагаются следующие пословицы:

    • а) счастлив тот, у кого совесть спокойна;

    • б) стыд не дым, глаза не выест;

    • в) лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом;

    • г) что за честь, коли нечего есть.

    • а) не хлебом единым жив человек;

    • б) живется, у кого денежка ведется;

    • в) не в деньгах счастье;

    • г) когда деньги вижу, души своей не слышу.

    • а) кому счастье служит, тот ни о чем не тужит;

    • б) где счастье плодится, там и зависть родится;

    • в) кто хорошо живет, тот долго живет;

    • г) жизнь прожить – не поле перейти.

    • а) бояться несчастья и счастья не видать;

    • б) людское счастье, что вода в бредне;

    • в) деньги – дело наживное;

    • г) голым родился, гол и умру.

    • а) только тот не ошибается, кто ничего не делает;

    • б) береженого Бог бережет;

    • в) на Бога надейся, а сам не плошай;

    • г) не зная броду, не суйся в воду.

    • а) всяк сам своего счастья кузнец;

    • б) бьется как рыба об лед;

    • в) хочу – половина могу;

    • г) лбом стены не прошибешь.

    • а) добрая слава лучше богатства;

    • б) уши выше лба не растут;

    • в) как проживешь, так и прослывешь;

    • г) выше головы не прыгнешь.

    • а) мир не без добрых людей;

    • б) на наш век дураков хватит;

    • в) люди – всё, а деньги – сор;

    • г) деньгам все повинуются.

    • а) что в людях живет, то и нас не минет;

    • б) живу как живется, а не как люди хотят;

    • в) от народа отстать – жертвою стать;

    • г) никто мне не указ.

    • а) всякий за себя отвечает;

    • б) моя хата с краю, я ничего не знаю;

    • в) своя рубашка ближе к телу;

    • г) наше дело – сторона.

    • а) сам пропадай, а товарища выручай;

    • б) делай людям добро, да себе без беды;

    • в) жизнь дана на добрые дела;

    • г) когда хочешь себе добра, то никому не делай зла.

    • а) не имей сто рублей, а имей сто друзей;

    • б) на обеде все – соседи, а пришла беда, они прочь, как вода;

    • в) доброе братство лучше богатства;

    • г) черный день придет – приятели откажутся.

    • а) ученье – свет, неученье – тьма;

    • б) много будешь знать, скоро состаришься;

    • в) ученье лучше богатства;

    • г) век живи, век учись, а дураком помрешь.

    • а) без труда нет добра;

    • б) от трудов праведных не наживешь палат каменных;

    • в) можно тому богатым быть, кто от трудов мало спит;

    • г) от работы не будешь богат, а скорее будешь горбат.

    • а) на что и законы писать, если их не исполнять;

    • б) закон – паутина, шмель проскочит, муха увязнет;

    • в) где тверд закон, там всяк умен;

    • г) закон – что дышло, куда поворотишь, туда и вышло.

Обработка полученных данных

    • а, в – духовное отношение к жизни,

    • б, г – бездуховное отношение к жизни;

    • а, в – незначимость материального благополучия в жизни,

    • б, г – материально благополучная жизнь;

    • а, в – счастливая, хорошая жизнь,

    • б, г – трудная, сложная жизнь;

    • а, в – оптимистическое отношение к жизни,

    • б, г – пессимистическое отношение к жизни;

    • а, в – решительное отношение к жизни,

    • б, г – осторожное отношение к жизни;

    • а, в – самоопределение в жизни,

    • б, г – отсутствие самоопределения в жизни;

    • а, в – стремление к достижениям в жизни,

    • б, г – отсутствие стремления к достижениям в жизни;

    • а, в – хорошее отношение к людям,

    • б, г – плохое отношение к людям;

    • а, в – коллективистическое отношение к людям,

    • б, г – индивидуалистическое отношение к людям;

    • а, в – эгоцентрическое отношение к людям,

    • б, г – эгоистическое отношение к людям;

    • а, в – альтруистическое отношение к людям,

    • б, г – паритетное отношение к людям;

    • а, в – значимость дружбы,

    • б, г – незначимость дружбы;

    • а, в – значимость ученья,

    • б, г – незначимость ученья;

    • а, в – значимость труда,

    • б, г – незначимость труда;

    • а, в – значимость соблюдения законов,

    • б, г – незначимость соблюдения законов.

Подсчитывается сумма баллов (по варианту 1) или количество выборов (по варианту 2) отдельно по ответам «а», «в» и отдельно по ответам «б», «г».

Основной принцип оценивания полученных результатов – сравнение сумм баллов или количества выборов. Более высокие оценки или большее количество выборов по ответам «а» и «в» свидетельствует об устойчивости желательных ценностных отношений, учащихся к жизни, к людям, к самим себе; по ответам «б» и «г» – об устойчивости нежелательных ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.

Показатель нравственной воспитанности определяется соотношением: чем больше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и меньше степень согласия с содержанием пословиц «б» и «г», тем выше уровень нравственной воспитанности учащихся, и, наоборот, чем меньше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и больше степень согласия с содержанием пословиц «б», «г», тем он ниже.

Допускается использование сокращенного варианта данной методики. В этом случае учащимся предъявляются отдельным текстом либо пословицы под буквами «а» и «б», либо пословицы под буквами «в» и «г».

2.2 Методы и приемы нравственного воспитания детей младшего школьного возраста на уроках музыки в процессе изучения народного песенного фольклора

«Когда люди перестанут петь, они перестанут жить».

Структура уроков.

Тематика уроков исходит из специфики музыки как звучащего вида

Принципы построения уроков.

  1. Уроки строятся на основе принципа целостного представления об искусстве с привлечением его различных видов (темы соотнесены по другим предметам природоведение, литература, живопись, окружающий мир, математика и др.)

  2. Принцип минимакса (согласно концепции образования А. Леонтьева): давать

    знания по максимуму, а требовать по минимум.

  3. Ведущий принцип — целостность теоретической и практической деятельности с целью приблизить школьника к созиданию в разных формах музыкального

    творчества.

  4. Принцип ассоциативного сравнения «все познается в сравнении», сопоставления и противопоставления, поиск идентичных состояний в разных

    произведениях облегчает восприятия искусства.

  5. Претворение принципа межпредметных связей.

  6. Проблемное развивающее обучение.

  7. Мотивирующее отношение к обучению.

Структура уроков музыки.

Уроки музыки предполагают слушание и понимание музыкальных произведений, пение и игру на детских музыкальных инструментах музыкальное творчество, звукоподражательную импровизацию на музыкальных инструментах, сочинение песенок, театрализацию. Перечисленные компоненты составляют основу программы.

Искусство слышать.

При слушании музыки привлекаются произведения художественной литературы

  1. Портрет души своей матери

  2. Дерево уважения (кого уважают больше всего)

3 .

Музицировали: пение и игра на музыкальных инструментах

Очень важным для ребят-школьников знакомство хотя бы с некоторыми из музыкальных инструментов, т.к. это позволяет обогащать свои музыкальные знания, умения и навыки, это развивает их музыкальный слух (в том числе и тембровый: дети учатся различать тембры разных инструментов), они знакомятся с основными приёмами игры на музыкальных инструментах, а также развивает чувство ритма у учеников (особенно на таких инструментах, как ложки, трещетки, бубен.

Одна из задач музыкального образования — привить элементарные вокально-

Развитие певческих навыков и охрана детского голоса

Песни, всегда красивые и интересные — дети

Развитие чувства ритма

Чувство ритма — одно из важнейших компонентов музыкального

Игровое обучение музыке

Наиболее полно свои возможности ребенок раскрывает в игре. Игра

Пение и хлопки

Неожиданный музыкально-ритмический эффект может дать следующий приём исполнения песни: часть класса поёт её мелодию, а другая, отстав на один- два такта, каноном отхлопывает ритм песни в ладоши. При этом создаётся своеобразный ритмический аккомпанемент. Этот приём, как показывает опыт, способствует развитию распределённого внимания и увлекает учащихся .

Учитель и ученики

Несколько тактов поёт учитель, а затем мотив подхватывают учащиеся.

Эхо

Предлагаю поиграть в эхо. Суть этой игры в следующем. Учитель под

Уши — назад

Улучшает певческое интонирование. В процессе хорового пения учащиеся

Игра — упражнение для развития умения

Фактура в музыке — это музыкальная ткань произведения, включающая

Одноголосье — вверх поднимается указательный палец правой руки.

Аккордовая фактура — поднимается две руки, плотно сжатые в кулак.

Мелодия с аккомпанементом — указательный палец одной руки и плотно

Оживляет творческую атмосферу урока, чтение и обсуждение миниатюр под соответствующую музыку.

Например:

Погремушка

Нужно быть проще, доходчивее,- наставляет Скрипку погремушка. — Меня, например, все слушают с удовольствием. Даже маленькие дети- и те понимают!

Патефонная игла

Тупая патефонная Игла жаловалась: «Когда-то я пела, и меня все слушали, а теперь уши затыкают. Ещё бы! Разве это пластинки?! Разве это репертуар?»

Импровизационность, как особый способ воспитания

Уроки импровизации — это не только уроки музыки, но и уроки жизни. Суть предлагаемой концепции музыкального воспитания — взрастить творческую личность. Нет более эффективного и надежного пути к этой цели, как через импровизацию, так считают ведущие музыкальные педагоги мира К. Орф, И. Карлей и др.

Ведущая

Будучи в своих

во-первых,

в-третьих, воспитанию и развитию качеств, присущих своему народу.

Фольклор является также основным фактором возрождения

Обращение к фольклору в учебных программах «Музыка»

Это:

  • воспитывает любовь к русскому фольклору, музыке через восприятие и

    исполнение песен нашего края;

  • убеждает детей, что народная музыка, которая родилась рядом с нами —

    это родник, из которого черпают знания и чувства музыканты, поэты, художники ;

  • создаёт условия для формирования потребности и постоянного

    общения с музыкой вне школы, в семье…

  • обеспечивает сочетание национального, интернационального, патриотического самосознания гражданина многонационального

    государства;

  • приобщает учащихся к общечеловеческим ценностям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воздействие на человека, с целью формирования у него нравственных качеств — тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека.

Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.

Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.

Целью нравственного воспитания является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте.

Последнее предполагает:

1. Выработку понимания жизненной важности морали;

2. Установку на выработку нравственного самосознания (совесть);

3. Выработку стимулов дальнейшего нравственного развития;

4. Выработку моральной стойкости, желание и умения сопротивляться злу, искушению и соблазну самооправдания при нарушении моральных требований;

5. Милосердие и любовь к людям., Средствами нравственного воспитания являются:

1.Моральное убеждение как основное нравственно-психологическое средство воздействия на личность.

2.Моральное принуждение как форма морального осуждения.

Моральное воспитание осуществляется в тесном органическом единстве, во-первых, с основной (профессиональной) деятельностью, во-вторых, с воспитанием мировоззренческим, к которому примыкают другие развитые формы общения и деятельности: художественно-эстетическая, политическая, правовая и т.д.

Кроме педагогического воздействия на формирование нравственных качеств личности оказывают влияние многие факторы: социальная среда, различные виды деятельности, ведущие типы общения, полоролевые различия детей, при этом каждый возраст вносит свой вклад в формирование нравственного сознания личности; социальная обстановка, сложившаяся в нашей стране, накладывает отпечаток на формирование личности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/pesennyiy-folklor/

  1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2015 — №11 – С. 68-71

  2. Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 2009- №4.- С.78-80

  3. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. — М.: Просвещение, 2009. – 534с.

  4. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. — М.: Просвещение, 2008- 354с.

  5. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика – 2005 — №2 – С. 67-68

  6. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. — М.:Просвещение, 1975.- 254с.

  7. Бондаревская Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб.пособие./Е.В.Бондаревская – Ростов-на-Дону: РГПИ, 2006- 361с.

  8. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор. Стандарты второго поколения. Методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.

  9. Григорьев Д. В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Д.В. Григрьев ., Степанов П. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с.

  10. Григорьев Д. В. Программы внеурочной деятельности Игра. Досугвое общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Д.В. Григрьев ., Куприянов Б.В. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с.

  11. Дробницкий О. Г. Проблемы нравственности./О.Г.Дробницкий — М.: Просвещение, 2007.- 376с.

  12. Жарковская Т. Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 — №3 – С. 9-12

  13. Зазнобина Л. С: Как же выжить в мире СМИ./ Л. С. Зазнобина Медиа образование в школе — 2009-№3 — С.23- 26.

  14. Леднев В. С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В. С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании – 2012 — №6 – С. 3-6

  15. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч. – Т.5. – М.: Просвещение, 1976. – 231c.

  16. Матвеева Л. И Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения./Л.И. Матвеева-Ленинград, 1989 -265с.

  17. Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии./.Р.С. Немов – М.: Владос, 2010; — 436с.

  18. Мудрик А. Индивидуальная помощь в социальном воспитании./А Мудрик // Новые ценности образования: Забота – поддержка – консультирование. М.: Инноватор 1996.- Вып.6. – С. 56 – 70.

  19. Нравственное воспитание личности школьника/ Под ред. Колдунова Я. И. – Калуга, 2009-126с.

  20. Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания/ Под ред. И.А. Каирова О.С. Богдановой – М.: Педагогика, 2009- 461с.

  21. Сенько, В. Г. Воспитание у младших школьников норм поведения / В.Г.Сенько. – Минск, 2012.-190с.

  22. Сластенин В. А. Педагогика /В.А.Сластенин. — Москва, 2002.-405с.

23. Толкачёва Л. Всех выше должно стоять образование нравственное Л.Толкачева.- Минск, -2002.-291с.

24. Трофимова Н. М. Нравственные ориентиры младшего школьника /Н.М. Трофимова. – СПб., 2007. -266с.

25. Урумбасарова Э. А. Проблема нравственного воспитания в исторических трудах педагогической науки /Э.А. Урумбасарова. – Алмата, 1999.-364с.

26. Филонова Г.Н. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника / Г.Н.Филонова. – Москва, 2003.-382с.

27. Фридман Л. М. Психологический справочник учителя /Л.М. Фридман. – Москва, 2011.-173с.

28. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для клас. Руководителей /И.Ф. Харламов. – Москва, 2013.-415с.

29. Харламов И.Ф. Педагогика /И.Ф. Харламов. – Москва, — 2012.-386с.

30. Шилова М.И. Проблема ценностей и цели воспитания. — Москва, — 2011.-329с.

31. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика. технология. – Москва, 2001.-257с.

32. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности. – СПб., — 2003.-413с.

33.

ПРИЛОЖЕНИЕ, Технологическая карта урока музыки.

Класс: 2

Авторы программы

Тема урока

Цель урока

Задачи : познакомить учащихся ещё с одним направлением связи музыки с литературой – инструментальной музыкой (симфонической миниатюрой), созданной на основе литературного источника (русское народное предание)

Личностные:

Обучающиеся входят в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности; осознают широкие ассоциативные связи музыки с другими видами искусства.

Метапредметные:

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Предметные, Меж предметные связи, Методическое назначение ИКТ:, Оборудование

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

УУД

1. Организационный этап

Настраивает на урок музыкальной попевкой.

Здороваются при помощи попевки.

Давайте поздороваемся., Концентрация внимания. Способность и готовность получать новые знания.

самоорганизация, способность регулировать свои действия.

2.Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся

Организует опрос.

Отвечают на вопросы

На предыдущем уроке мы с вами познакомились с песнями без слов. Давайте вспомним, как называются эти песни? (вокализы).

-Ребята, а каким музыкальным инструментом вы все обладаете? (Голосом).

-В каком музыкальном жанре мы встречаем поэзию и музыку вместе? (в песне).

-А теперь давайте вспомним, из чего состоит песня. (Из музыки, стихов).

-А еще она состоит из куплета и припева.

-Как вы думаете, чем отличаются куплеты от припева? (Куплеты у песни бывают разные, а припев один).

Использовать речь для регуляции своего действия

3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся, Предлагает определить тему урока., Отвечают на вопросы, выдвигают предположения. Определяют тему урока, постановка учебных задач

Звучит «Тонкая рябина» — русская народная песня

-Что вы скажете о музыке, которая сейчас прозвучала? (Это песня. Песня протяжная, грустная) -Что необычного услышали? (Звучал только голос, музыкального сопровождения не было).

— Как вы думаете, почему? (Потому что это — народная песня)

-Сегодня мы отправимся в далекие времена, когда зарождались народные песни.

-А по-вашему, как появлялись народные песни?

Попытайтесь сформулировать тему урока.

Определять тему и задачи конкретного урока.

Поиск и выделение необходимой информации

4. Актуализация знаний

Организация прослушивания беседы о создании русских народных песен.

Отвечают на вопросы, выдвигают предположения

Давайте прочитаем рассказ М. Горького «Как сложили песню»

-А теперь, что вы можете сказать о том, как появлялись народные песни?

Песни появлялись из раздумий, душевных переживаний. Их складывали, распевая простой текст, который возникал в беседе, в душевном разговоре.

Организовывать свои действия: ставить перед собой цель. Оценивать правильность выполненного действия.

5. Первичное усвоение новых знаний

Организует слушание и анализ песни

Отвечают на вопросы, выдвигают предположения.

В русской деревне, ребята, песня сопутствовала человеку всю жизнь. Песнями баюкали младенцев в зыбке. Дети постарше пели считалки, дразнилки, потешки. Пели парни и девушки, когда водили хороводы на лугу. Пели за рукоделием, в дороге и дома, за работой и на отдыхе. Без песен не было и свадебного обряда. И уходил человек из жизни под звуки похоронного причета — песни-плача.

Слушание — «Ты, река ль, моя реченька» — русская народная песня.

Какие чувства вызвала у вас эта песня?

  • Можем ли мы ее назвать лирической?

— Как вы думаете, чем отличается песня народная от композиторской? ( Народная песня отличается от композиторской тем, что она неотделима от действия (танца, игры, в труде, шествии и т. д.), а композиторские песни сочиняются на стихи поэтов).

  • А вы знаете, ребята, как называются народные песни?

Фольклор, а в переводе с английского языка это означает «народная мудрость»

— А откуда пришли к нам старинные народные песни? Они передавались от одного певца или сказителя к другому, из поколения в поколение, от ваших прабабушек и прадедушек. А многие композиторы использовали народные песни в своих операх и симфониях.

Физкультминутка.

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик!

Раз-сюда, два-туда,

Повернись вокруг себя.

Раз-присели, два-привстали,

Ванькой-встанькой словно стали.

Руки к телу все прижали

И подскоки делать стали.

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч.

Снова выстроились в ряд,

Словно вышли на парад.

Раз-два, раз-два

выполняем движения в соответствии с текстом)

Обучение правилам коллективной

деятельности; развитие монологической, диалоговой речи.

Самооценка своих возможностей и способностей.

5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.

Организует анализ стихотворения

Слушают, анализируют. Отвечают, аргументируя своё мнение.

-Прочитайте стихотворение Г. Серебрякова «Ты откуда, русская, зародилась музыка?» — О чем оно? Песня была помощницей и другом в разных жизненных ситуациях.

-Посмотрите на иллюстрацию картины К. Петрова – Водкина «Полдень».

-Какие события из жизни человека изобразил художник? В этой картине соединены важнейшие события жизни человека: радостные и печальные. Так и в музыке несколько мелодий сливаются в стройное многоголосие .

Обучение правилам коллективной

деятельности; развитие монологической, диалоговой речи.

Самооценка своих возможностей и способностей

6.Первичная проверка понимания,

Организует опрос

Отвечают, аргументируя своё мнение

Народная песня рассказывает о жизни, поэтому разнообразие жанров. Песня рождалась в беседе, разговоре.

-Что такое фольклор?

Формулировать собственное мнение и позиции

Поиск и выделение необходимой информации

7. Работа над вокально хоровыми навыками

Организует исполнение гимна. Беседа о правилах пения.

Исполняют гимн.

О чём эта песня?

Какая она по настроению?

Какие чувства она вызывает ?

Проявляют эмоциональную отзывчивость при восприятии. Речевые высказывания о характере песни, настроении

8.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Объясняет сущность домашнего задания. Предоставляет выбор разноуровневых заданий с использованием учебника и дополнительных источников информации.

Фиксирование д/з в дневниках., Запишите задание в дневник.

1. Повторить слова песни.

2. Передать впечатления от прослушанной музыки в рисунке.

Задавать вопросы, обращаться за помощью.

Поиск и выделение необходимой информации

9.Рефлексия, подведение итогов занятия

Предлагает определить уровень своих достижений и ответить на вопросы: что интересного узнали, что понравилось, что осталось непонятным, где пригодятся полученные знания, умения.

Анализ своей деятельности

Продолжи фразу:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Оценивают результаты работы на уроке, аргументируют свою позицию при оценивании

Технологическая карта урока музыки.

Предмет : музыка

Класс: 4

Авторы программы

Тема урока

Цель урока

Задачи : познакомить учащихся ещё с одним направлением связи музыки с литературой – инструментальной музыкой (симфонической миниатюрой), созданной на основе литературного источника (русское народное предание)

Личностные:

Обучающиеся входят в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности; осознают широкие ассоциативные связи музыки с другими видами искусства.

Метапредметные:

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Предметные, Меж предметные связи, Методическое назначение ИКТ:, Оборудование

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя, Деятельность обучающихся, Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

УУД

1. Организационный этап

Приветствует детей, настраивает на предстоящую деятельность распевкой:

  • Здравствуйте, ребята!

Проговаривает тему урока.

Приветствуют учителя, осуществляют распевку вместе с учителем:

Здравствуйте!

Слушают учителя.

Распевка:

  • Здравствуйте, ребята!
  • Здравствуйте!

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о русской народной песне, её характерных чертах, послушаем песни, поработаем над анализом песен, а после разучим песню «Чему учат в школе».

Исполнять музыкальное приветствие – распевку.

Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками;

Личностные:

  • проявлять желание узнавать новое;

Регулятивные:

  • нацеливание на успешную деятельность.

2.Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся

Настраивает на самостоятельную работу, организует опрос по пройденному материалу на прошлом уроке.

Проверка домашнего задания.

Учащиеся слушают учителя, отвечают на вопросы, называют характерные черты русской народной песни.

Пишут c /р.

Давайте повторим, с какими видами русской народной песни вы уже знакомы? (3)

  • протяжная,
  • плясовая,
  • шуточная.

А какие характерные черты русских народных песен? (6)

  • обрыв слов;
  • перенос ударения;
  • поступенные движения и скачок;
  • форма вариации;
  • распев;
  • переменный лад.

(Вопросы висят на доске).

Вспомнить материал предыдущего урока.

Познавательные:

— сравнение, обобщение;

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Регулятивные:

-фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

Коммуникативные:

— выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Напоминает учащимся о жанрах русской народной песни (протяжная, плясовая, шуточная).

Просит назвать музыкальные примеры.

Учитель включает детям отрывок из песни Шаляпина «Эй, ухнем» и «Во кузнице».

Спрашивает: — Что общего в этих песнях. Как вы думаете, какой жанр можно назвать. Если дети не отвечают, наводящими вопросами выводит детей на данный жанр.

Учитель включает детям Колядки (про разные времена года) и вызывает нескольких учеников, для того чтобы сделать круг и «совершить обряд», тем самым помочь детям назвать данный жанр.

Учитель вызывает нескольких учеников и под музыку «Гори, гори ясно» просит представить перед собой огонь и перепрыгнуть через него, тем самым вывести детей на данный жанр.

Подводит итог.

Ученики слушают учителя, слушают данные песни и выполняют задания учителя.

Анализируют песню «Во кузнице».

Жанры русской народной песни:

  1. «Эй, ухнем», «Во кузнице» — трудовая, потому что люди в этих песнях трудятся, работают на полях.

Анализ песни «Во кузнице»:

(мелодия-консонанс,

лад — мажор,

ритм — двухдольный,

звуковедение — стаккато,

регистр — средний,

форма — вариация,

темп — умеренный,

динамика – умеренная).

  1. «Колядки» — обрядовые, совершается какое-то обрядовое действие.

ОБРЯД — совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом), в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления, бытовые традиции.

Бывают:

  • семейные обряды;

— свадебный обряд;

— обряд крещения;

— новые обряды;

— обряд посвящения в студенты.

Коляда, коляда, отворяй ворота

Хозяин и хозяйка, с праздничком!

Наделите, подарите колядовщиков.

С амбару решетом или с печи пирогом.

Колядки: — Веснянки

— Берёзка

— Радуйся земля (осенняя)

— Рождественские (зимняя)

Исполняются данные песни

-обрыв слов;

-перенос ударения;

-поступенные движения и скачок;

-форма вариации;

-распев;

-переменный лад.

  1. «Гори, гори ясно» – игровая, т.к. под эти песни хочется играть.

Уметь анализировать произведения, называть характерные черты.

Коммуникативные:

— умение слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем в процессе размышлений о музыке;

— поиск способов в разрешении конфликтных ситуаций в процессе восприятия музыки, размышлений о ней, ее исполнения; формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки.

Познавательные:

— учатся понимать

особенности р. н. п.;

— наличие устойчивых представлений о р.н.п. и их характеристикой.

Регулятивные:

— учатся слушать вопросы и отвечать на них.

Личностные:

— формирование уважительного отношения к культуре и ее значимость в музыкальном процессе.

4.Разучивание новой песни.

Учитель организует для учащихся распевку, распевается вместе с ними. После этого учитель включает детям фонограмму песни «Чему учат в школе?»

Затем включает минус и поёт вместе с детьми.

Распевка «Мы перебегали берега». Слушают песню.

Поют песню под фонограмму.

Поют песню под минус.

«Чему учат в школе?»

Слова М. Пляцковского

Музыка В. Шаинского

1 куплет

Буквы разные писать

Тонким перышком в тетрадь

Учат в школе, учат в школе,

учат в школе.

Вычитать и умножать,

Малышей не обижать—

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

2 куплет

К четырем прибавить два,

По слогам читать слова

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Книжки добрые любить

И воспитанными быть—

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

3 куплет

Про глагол и про тире,

И про дождик на дворе

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Крепко-накрепко дружить,

С детства дружбой дорожить

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Уметь воспринимать слова песни на слух, исполнять песню, соблюдая знаки препинания и стараясь не ошибаться в постановке ударения в словах.

Коммуникативные:

— участие в коллективном пении.

Познавательные:

использования различных видов музыкально-практической деятельности.

Регулятивные:

— саморегуляция, входе приобретения опыта коллективного выступления и при подготовке к нему.

Личностные:

— формирование мотивации к музыкальному творчеству.

5. Рефлексия

Задает вопросы.

Отвечают на вопросы.

— Что нового вы узнали?

— Понравился ли вам урок?

— Что у вас получилось лучше всего?

Владеть первоначальными навыками самооценки.

Личностные:

— настойчивость в достижении

Коммуникативные:

— умение слушать, слышать и говорить.

Регулятивные:

— формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность.

6. Домашнее задание.

Диктует и объясняет домашнее задание.

Дети записывают домашнее задание, слушают учителя.

Повторить виды русской народной песни (6) и характерные черты русских народных песен.

Музыкальное прощание.

Выражать свое отношение к музыкально-творческой деятельности.

Коммуникативные:

— умение слушать и слышать.

Технологическая карта урока музыки.

Предмет : музыка

Класс: 3

Авторы программы

Тема урока

Цель урока

Задачи : познакомить учащихся ещё с одним направлением связи музыки с литературой – инструментальной музыкой (симфонической миниатюрой), созданной на основе литературного источника (русское народное предание)

Личностные:

Обучающиеся входят в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности; осознают широкие ассоциативные связи музыки с другими видами искусства.

Метапредметные:

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Предметные, Меж предметные связи, Методическое назначение ИКТ:, Оборудование

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя, Деятельность обучающихся, Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

УУД

1. Организационный этап

Подготовка учащихся к работе на уроке:

выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований.

Выполняют требования учителя.

1.Добрый день ребята!

Я прошу вас проверить как организованно ваше рабочее место.

Метапредметные УУД:

регулятивные:

  • осуществлять самоконтроль

2.Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся

Активизация мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация) и познавательных процессов (внимание, память).

Отвечают, высказывают свое мнение.

Композитор А.К.Лядов написал музыкальное произведение по мотивам русских сказок.

Небольшая разминка-распевание используя народные интонации.

На интерактивной доске портрет композитора А.К.Лядова (1855-1914), ученик Н.А.Римского-Корсакова, создал несколько симфонических миниатюр (небольших пьес), на сюжеты русской фольклорной сказочной фантастики. Среди них иллюстрация к русской народной сказке «Баба-Яга», сказочная иллюстрация к картине «Волшебное озеро», народное сказание «Кикимора». Что связывает портрет русского композитора и представленный изобразительный ряд?

Метапредметные УУД:

регулятивные:

  • осуществлять самоконтроль;
  • овладевать умением прогнозировать;
  • сравнивать предлагаемые образы, находить в них общее и различное (характер формы, цветовое решение);

коммуникативные:

  • обсуждать задание
  • выражать в творческой работе своё отношение
  • находить ответы на заданные вопросы

3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Обеспечение мотивации для принятия цели учебно-познавательной деятельности творческого характера учащимися

Дети дают ответы на основе текста учебника.

Учит давать музыкальную характеристику действующим лицам посредством тембральной окраски, распознавать особенности интонаций русского фольклора.

Творчество Лядова невелико по объему, но трех оркестровых миниатюр по мотивам русских сказок и «Восьми русских народных песен» для оркестра оказалось достаточно, чтобы прославить его имя.

1 слайд

Показ слайда –Анатолий Константинович Лядов. Портрет работы И. Репина…

Метапредметные УУД

регулятивные:

— отличать различные виды объектов выполняемого задания;

-осуществлять самоконтроль;

предметные:

— правильно владеть музыкальными терминами;

— сравнивать образы;

-находить общее и разное;

коммуникативные:

— слушать и понимать речь других;

-умение грамотно (точно, понятно и развёрнуто) выражать свои мысли с помощью разговорной речи, во время ответов.

Познавательные УУД — действия по исследованию, поиску и отбору необходимой информации,

моделированию изучаемого материала;

— самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

4.Формулирование учебной проблемы, планирование действий.

Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач

Формулируют тему, ставят цель.

Думают, высказывают мнения, обсуждают.

Итак, какова же тема нашего урока?

СЛУШАНИЕ

Послушайте произведение А.К.Лядова «Кикимора»

Личностные УУД

Устанавливать связь между целью и мотивом(зачем?) учебной деятельности, обсуждать задание;

Задания;

— уметь выражать в своей работе отношение к создаваемому объекту.

регулятивные:

— определять и формулировать цель деятельности на уроке;

-под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке.

5.Открытие нового знания

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений

, их коррекция.

Делают зарисовки, слушают, смотрят, обсуждают.

2 слайд Цель урока: знакомство с жизнью и творчеством великого русского композитора Анатолия Константиновича Лядова.

3 слайд План урока Знакомство с произведением «Кикимора».

Творческая работа –сравнительная характеристика. Подведение итогов

4 слайд Знакомство с особенностями программной инструментальной музыки на основе средств художественной выразительности произведения.

Показ слайдов с изображением «Кикиморы»

Кикимора-это злой дух, нечистая сила в женском обличье, чаще всего в народных преданиях встречается кикимора болотная — злое, коварное, привередливое существо, созданное воображением русского человека.

Именно это сказаний русского народа, записанное фольклористом-собирателем Сахаровым, стало литературной основой народного сказания для оркестра, симфонической миниатюры «Кикиморы» А. К. Лядова. Именно его текстом композитор открывает партитуру произведения.

— что такое партитура для оркестра? – ответы детей!

Показ слайда — партитура.

Первое исполнение пьесы «Кикимора» состоялось 12 декабря 1909 года, зал Дворянского собрания в Петербурге (ныне Большой зал филармонии), оркестром Императорской Русской оперы дирижировал А.Зилоти.

Просмотр и исполнения «Кикиморы» симфоническим оркестром.

Обсуждение с детьми прослушанной музыки

Анализ произведения.

Это программное произведение. Что это значит?

Программной музыкой называется такая инструментальная музыка, в основе которой лежит «программа», то есть какой-то совершенно конкретный сюжет или образ.

В основе «Кикиморы» у нас лежит народное сказание. И здесь видно, как литературная основа, соединяясь с музыкой воедино, рисуют нам удивительный, сказочный образ.

Медленный, неторопливо разворачивающийся первый раздел музыки рисует не только место действия — волшебное царство Кудесника, «хрустальную колыбельку» — звонко и бесстрастно звучит челеста,

Показ слайда с изображением челесты

Челеста (по-итальянски небесная, прозрачная) похожа на очень маленькое пианино. Это тоже клавишный инструмент, но вместо струн в нем металлические пластинки, по которым и ударяют молоточки. Диапазон челесты четыре октавы, начиная от «До» первой.

в которой качают Кикимору, но и облик самой Кикиморы — звучит нежная колыбельная, и вдруг раздаются беспокойные выкрики флейт и гобоев. Затем вновь тема колыбельной — её мягко поёт английский рожок- деревянный духовой инструмент типа гобоя и вновь её прерывает резкий выкрик деревянных духовых.

Показ слайдов флейты и гобоя.

Быстрый второй раздел начинается с темы Кикиморы. Её суетливый бег не прекращается до конца пьесы — скачущий ритм, колючие акценты, резкие, угловатые мелодические фразы. Всё это создаёт образ маленького злобного существа, пронырливого и едкого.

Необычно окончание этой оркестровой пьесы — противопоставление звучания крайних регистров, когда еле слышному пиццикато контрабасов отвечает сухой, визгливый форшлаг флейты-пикколо. Может это неожиданно исчезает из виду наш сказочный герой- Кикимора? Показ слайдов с изображением флейты-пикколы.

Метапредметные УУД:

познавательные:

  • ориентироваться в своей системе знаний

коммуникативные:

  • слушать и понимать речь других;
  • ориентироваться в учебнике;
  • находить ответы на вопросы с помощью своего жизненного опыта, имеющихся в наличии иллюстраций и презентации;
  • уметь точно и в полном объёме воспринимать и осознавать получаемую информацию;
  • владеть опытом обобщения по теме урока;

регулятивные:

  • уметь планировать свою деятельность на уроке под руководством учителя и определять её последовательность;
  • определять критерии сравнения, изучаемого и усвоенного в правильном восприятии материала(знаний) на уроке и проводить его.

6. Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция.

Уточняем, правильность понимания задания, выявляем наличие вопросов по ходу ведения работы.

Вопрос к ребятам: Какую музыку вы бы сочинили о героях сказа, какие тембры оркестра использовали?

Слушание «Кикиморы А.К.Лядова, в сопровождении слайдов сказочных персонажей.

Вопросы: Какой из образов запомнился ярче, совпали ли ваши представления с музыкальным изображением композитора? Как завершает он свою миниатюру и что хочет сказать?

Метапредметные УУД:

регулятивные:

— определять и формулировать деятельность на уроке;

— под руководством учителя, планировать свою деятельность на уроке и определять последовательность своих действий;

-проводить анализ творческой деятельности;

— определять критерии сравнения, изучаемого и усвоенного в правильном восприятии материала(знаний) на уроке и проводить его.

7.Применение новых знаний.

Обеспечение усвоение новые знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации.

Дети отвечают на вопросы, а затем, соблюдая определённый план своих действий, выполняют практическую работу, рассказывают друг другу о приобретённых на уроке знаниях.

Используя опорные вопросы составьте тест по теме урока или кроссворд.

ВОПРОСЫ:

1. С творчеством, какого композитора мы сегодня с вами познакомились?

2. Какое произведение мы слушали?

3. Кто такая Кикимора?

4. Что такое программная музыка?

5. Что лежит в основе «Кикиморы» А.Лядова?

6.Совпали ли ваши представления образа кикиморы с музыкальным изображением композитора?

7. Как завершает он свою миниатюру и что хочет сказать?

Предметные:

— уметь определять черты русской национальной музыки,

-умение слушать музыку, анализировать и давать собственную оценку.

Метапредметные УУД

регулятивные:

— анализировать правильность выполнения задания;

-осуществлять самоконтроль;

— определять и формулировать цель деятельность на уроке;

— определять последовательность своих действий на уроке;

познавательные:

-проводить сравнение объясняя его критерии;

коммуникативные:

слушать и понимать речь других;

— умение развёрнуто и точно (понятно и доступно) выражать свои мысли во время ответов

8.Рефлексия учебной деятельности

Анализ и оценка успешности достижения цели. Выявление качества и уровня овладения знаниями.

Ответы и рассуждения детей.

Дети записывают в дневник

Как ты считаешь правильно ли ты выполнил эту работу? Почему?

Подводит итог урока.

В заключении хочу сказать, что музыка Анатолия Лядова – это паузы, переходящие в шорохи, и шорохи, растворенные в паузах: намек на волшебное «завтра», которое так и не случилось. А продолжить путешествие в сказочный мир звуков и красок вы скажете дома, выполняя домашнее задание.

Задает дом. задание.

Личностные УУД

— установление связи между целью деятельности и её результатом;

— проводить анализ своей творческой деятельности;

— обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке;

— уметь критически оценивать творческие работы (свои и одноклассников), определять лучшие и разделять их по уровню качества;

Метапредметные УУД

регулятивные:

-анализировать свою творческую деятельность;

— осуществлять самоконтроль;

коммуникативные:

-уметь точно, развёрнуто и грамотно выражать свои мысли.