В мире, наверное, найдется немного людей, которые бы никогда и ничего не слышали про Оскара Уайльда. Одни помнят его еще со школы как автора блестящих парадоксов и ярких эпиграмм; для других он — первый эстет Европы и «апостол Красоты», питавший слабость к голубому фарфору, павлиньим перьям и французским гобеленам ручной работы; некоторые признают в нем, быть может, автора великолепных сказок «Соловей и Роза» и «Мальчик-Звезда», еще меньше — автора нетленного «Дориана Грея», катехизиса декадентской философии. Но, к несчастью, для подавляющего большинства имя Оскара Уайльда стало своего рода символом порочности, и переломить эту изустно передаваемую репутацию практически невозможно. Длинный шлейф сплетни тянулся за ним при жизни, и даже после смерти сплетня не оставила его в покое.
Мы не ставим перед собой цель развеять существующий миф, к тому же, судя по всему, это просто невозможно.
Актуальность работы заключается в том, что творчество О. Уайльда очень многогранно, но при этом исследовано недостаточно. Цель работы состоит в том, чтобы более детально изучить проблематику творчества О. Уайльда, попытаться сформулировать основные положения эстетической теории Оскара Уайльда и найти ее отражение в блестящих осколках его парадоксов, которыми так богат роман «Портрет Дориана Грея», а так же обратить особое внимание на роман «Портрет Дориана Грея», выделив основные проблемы, раскрытые писателем.
Объектом исследования является творчество Оскара Уайльда (в данном случае — роман «Портрет Дориана Грея»).
Предметом исследования является проблематика творчества писателя. Материалом работы послужили сказки и роман «Портрет Дориана Грея». Теоретическая значимость определяется тем, что в работе проведен анализ проблематики произведений и аргументировано существование понятия эстетизм в литературоведческом контексте. Практическая значимость работы состоит в возможности использования ее на уроках литературы при изучении творчества Оскара Уайльда, при изучении зарубежной литературы в высших учебных заведениях, а также при написании курсовых работ. Может, в конце мы придем к выводу, что его философия вовсе не имела своей конечной целью шокировать буржуазное общество XIX века, а дерзкие эпиграммы таят в себе глубинный смысл. К тому же, тот факт, что Викторианская Англия не простила Уайльду его взглядов, превратив мечтателя в преступника, уже делает наше исследование интересным.
Символические средства в романах «Шагреневая кожа» ...
... Уайльд что вовсе не вспоминал о предшественниках. Но действительно, романа смысл не сводится к опровержению той "глубоко мысли эгоистической", пленившей обладателя шагреневой кожи ... Фауст "его" в первую очередь. Очень соблазнительно Дориана отождествить с доктором-чернокнижником из старинной легенды. А ... если природа удовлетворится тем, разрушительная ее что работа будет отражаться на полотне, но не на ...
РАЗДЕЛ 1. НАЧАЛО ПУТИ
«Хотите знать, в чем заключается величайшая драма моей жизни? — спросил Оскар Уайльд в роковом для него 1895 году. — Она в том, что свой гений я вложил в мою жизнь, и только свой талант — в мои произведения». [2,с.315] Но дело в том, что жизнь наравне с литературой воспринималась им как высший и труднейший вид искусства, выразить в котором себя в полной мере можно, лишь найдя соответствующую форму и стиль. Задачу художника, да и каждого человека он видел в том, чтобы стать творцом своей жизни; и биография самого Оскара Уайльда поистине походит на роман, происшедший в действительности, роман с интригующим сюжетом и ошеломляющей развязкой, которая бросает неожиданный отблеск на все казавшееся порой легкомысленным повествование, поднимая его до уровня высокой драмы.
Хронологические рамки романа — вторая половина XIX столетия. Место действия — преимущественно столица Англии. Пролог развертывается в Дублине, где 16 октября 1854 года на свет появился Оскар Фингал ОФлаэрти Уиллс Уайльд.
Хотя он творил на языке Шекспира, и талант его развивался в русле английской культурной традиции, Уайльд всегда сохранял верность своим корням и оставался «очень ирландским ирландцем»[3,с.397], как выразился его земляк и почти сверстник Бернард Шоу. Глубочайшую любовь к Ирландии привили ему родители. Отец, сэр Уильям Уайльд, личность весьма примечательная в Дублине, опытный хирург и превосходный окулист, издавал фундаментальные труды, причем не только по медицине, с увлечением занимался археологией и этнографией, описывал шедевры старинной ирландской архитектуры и искусства, собирал фольклор. И мать, леди Франческа, более известная под красноречивым псевдонимом «Сперанца» (Надежда), утверждавшая, что ее девичья фамилия Элджи происходит непосредственно от Алигьери и создатель «Божественной комедии» — ее дальний предок.
Кода Оскару исполнилось одиннадцать лет, его отдали в ту же королевскую школу Портора. Там Оскар открыл для себя прелесть античного мира и упивался штудированием древнегреческих авторов.
При окончании школы он получил высшее отличие за знания по классической филологии и право поступить стипендиатом в дублинский Тринити-колледж. За три года пребывания в колледже Уайльд зарекомендовал себя одним из самых многообещающих студентов, что дало ему право продолжить образование в привилегированном Оксфордском университете.
Оксфорд открывает в его жизни новую главу. Он слушал лекции популярных профессоров, знатоков европейской живописи, философии и поэзии, талантливых литераторов, чьи трактаты и публичные выступления никого не оставляли равнодушным, шокируя одних и вызывая безудержный восторг других. Это оказало большое воздействие на формирование вкусов и взглядов молодого Оскара Уайльда.
К оксфордскому периоду относятся его первые поэтические опыты. Наиболее ранняя из его публикаций относится к 1875 году: это перевод хора дев из комедии Аристофана «Облака», а в 1881 году выходит первый сборник стихов. Несмотря на то, что поэзия Уайльда того периода в значительной степени подражательна в ней уже проступают завораживающая сила воображения, изысканная декоративность и чеканность слога, способность к виртуозной стилизации, умение передать тончайшие оттенки чувств, — все те качества, которые обусловили наивысшие триумфы его музы от «Сфинкса» (1884) до «Баллады Рэдингской тюрьмы».
Времена года в поэзии Бунина живописи Левитана и музыке Чайковского
... на два известнейших века русской культуры, однако они были представителями одной школы – реализма, которая развивалась и в музыке и в живописи и в поэзии. Все они обращались к теме «Времена года», ... XIX века господствовали как и в литературе романтические тенденции. Особое место в русской музыке занимает П.И. Чайковский, воплотивший в своих произведениях внутренний драматизм и внимание к ...
«Я сделал свой выбор: я прожил свои стихи…», — писал Уайльд в лирическом «Цветке любви»,[4,с.16] и он действительно стремился внести в свою жизнь как можно больше поэзии, видя в ней, и вообще в искусстве, противоядие против отравленного жестоким практицизмом прозаического буржуазного уклада. В меру скромных средств, выделяемых ему отцом, он начинает проявлять особую заботу о том, чтобы окружать себя красивыми вещами. К концу первого учебного года в Оксфорде в его комнате, расписанной красками, отделанной лепными украшениями начинают появляться ковры, картины, занятные безделушки, книги в нарядных переплетах, изящный голубой фарфор. Он отпускает себе длинные волосы, тщательно следит за своей наружностью, экстравагантно одевается. «Только поверхностные люди не судят по внешности» [5,с.34], — считает Уайльд, и его внешний вид служит дерзким вызовом чопорному викторианскому обществу. Костюм, который помог начинающему поэту завоевать Лондон, выглядел следующим образом: короткая бархатная куртка, отороченная тесьмой, тончайшая шелковая рубашка с широким отложным воротником, мягкий зеленый галстук, штаны из атласной ткани до колен, черные чулки и лакированные туфли с пряжками.
Дополнялся этот привлекавший всеобщее внимание наряд беретом, иногда — свободно ниспадавшим плащом, а также подсолнечником или лилией в руке. В таком маскарадном облачении Уайльд отважно появлялся время от времени на людях, изрядно эпатируя великосветскую публику. Дело, впрочем, не ограничивалось внешним лоском — Уайльду присущ был тот внутренний дендизм байроновского толка, природу которого великолепно объяснил обожаемый им собрат по поэзии Шарль Бодлер: «Неразумно сводить дендизм к преувеличенному пристрастию к нарядам и внешней элегантности. Для истинного денди все эти материальные атрибуты — лишь символ аристократического превосходства его духа…. Прежде всего это непреодолимое тяготение к оригинальности, доводящее человека до крайнего предела принятых условностей… как бы ни назывались эти люди — щеголями, франтами, светскими львами или денди, — все они сходны по своей сути. Все причастны к протесту и бунту, все воплощают в себе наилучшую сторону человеческой гордости — очень редкую в наши дни потребность сражаться с пошлостью и искоренять ее… дендизм появляется преимущественно в переходные эпохи, когда демократия еще не достигла подлинного могущества, а аристократия лишь отчасти утратила достоинство и почву под ногами…» [6,с. 304-305]
Именно таков был дендизм Оскара Уайльда и такова была Викторианская эпоха, в которую он жил. Ему было душно в атмо