Обучение младших школьников созданию текста в жанре письма, сказки, заметки

Курсовая работа

Работа по развитию речи учащихся в школе многогранна. Одно из ее направлений — создание текста разных видов.

Говоря о разной степени сложности текстового материала для текстов различного жанра, необходимо иметь в виду всестороннее и глубокое ознакомление учащихся с содержанием и композицией различного вида повествования, описания и рассуждения.

Неоценима воспитательная роль сочинений: они являются как раз тем наилучшим средством, которое оживляет уроки русского языка, увлекает учащихся, на деле показывает им богатейшие возможности языка и необходимость его тщательного изучения ради подлинного общения, ради выражения своих мыслей и чувств, ради художественного творчества.

Сочинение — это первые попытки младшего школьника выразить окружающий его мир во внутреннем своем отображении, высказывать свое отношение к каким-то проблемам. Они заставляют ученика упорядочить свои мысли в соответствии с требованиями времени, учит красиво высказываться, кроме этого обогащает язык и учит грамотности.

Значительное место в школьном курсе русского языка занимает синтаксис, в силу того, что он позволяет оценить изученные ранее средства языка с функциональной точки зрения, что особенно важно для развития речи. Курс школьного синтаксиса предполагает ознакомление со всеми синтаксическими единицами, однако в программах и учебниках актуализируется в основном словосочетание и предложение.

Изучение функционирования текста как синтаксической единицы высшего уровня, в которой реализуют свое назначение единицы всех остальных уровней, недостаточно, хотя именно в тексте все единицы языка и речи обладают максимальной степенью определенности свойств (В.В. Бабайцева).

сочинение письмо сказка заметка

Осознанность в организации текста напрямую связана со знанием назначения языковых единиц. Поэтому в условиях начального обучения для развития навыков целеполагания и мотивированного отбора языковых средств необходимо изучение типологии текста.

Понятие типа текста, вводимое в школьную практику, существенно меняет методику обучения связной речи: в ней усиливается лингвистическое содержание, появляется конкретная учебная цель — предоставить необходимые лингвистические сведения и на этой основе научить строить определенный тип текста.

Сами типы текста, будучи противопоставленными по одним функциональным и структурным свойствам и объединенными по другим, представляют собой компоненты системы. Поэтому рассуждение как составляющее типологию, не может рассматриваться и изучаться обособленно от других типов текста.

9 стр., 4197 слов

Методическая разработка комплексный анализ текста как способ ...

... … Приносят ли аисты счастье? Все счастливые скажут вам, что, конечно, приносят. Но особое слово на этот ... учащихся к рецензии, Урок № 2 представляет собой подготовку к самой рецензии. Тема . Р/Р Сочинение – рассуждение по видимому тексту. Чтение текста учителем Мы остановились на хуторе, где жили аисты. На ... языка, а также ярко выявляются межпредметные связи. Работа с текстом развивает у учащихся ...

Актуальность курсовой работы заключается в том, что обучение созданию текста — это актуальный вопрос современности. Например, посредством сочинений учителю легче окунуться во внутренний мир ребенка, познать его. Вопрос обучения созданию текста затрагивает философскую тему воспитания маленького человека, будущего члена общества, личности.

Объект исследования: деятельность учителя и учащихся в процессе обучения создания текста в жанре письма, сказки, заметки.

Предмет исследования: развитие речи младших школьников при обучении созданию текста разных видов.

Гипотеза исследования: если осуществлять постоянный контроль над развитием мышления школьников путем проведения систематической диагностики, то развивающий эффект обучения созданию текста разных видов будет значительно выше, мышление учащихся будет развиваться интенсивнее.

Цель курсовой работы: выявить эффективные методы и приемы обучения младших школьников созданию текста в жанре письма, сказки, заметки.

Задачи:

  • изучить теоретические аспекты проблемы формирования обучения младших школьников созданию текста;
  • провести работу по развитию речи младших школьников;
  • рассмотреть воспитательную роль сочинений;
  • провести работу по обучению младших школьников созданию текста в жанре письма, сказки, заметки.

I. Основы формирования обучения младших школьников созданию сочинения

1.1 Обучение написанию сочинений в начальной школе

Одной из главных задач деятельности учителя начальных классов является развитие речи школьников. От успешной ее реализации во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания.

Особо важное место в системе развития речи школьников занимает сочинение. Сочинение — высшая форма проявления творческих способностей ребенка, требующая от него высокого напряжения, особенно на начальной стадии обучения.

Бесспорно, что для учителя именно сочинение позволяет в полной мере определить эффективность его методики по развитию речи.

Период обучения в начальных классах особенно важен для усвоения устной и письменной связной речи, так как “основы речевого навыка закладываются в начальной школе” и положительный результат будет только в том случае, если ему предшествовала “долгая, кропотливая работа учащихся и учителей”. (М. Р. Львов)

Первые сочинения детей — это рассказы о родной природе, об интересных случаях из жизни, о прогулках, играх, трудовых процессах. В их основах должны лежать личные впечатления от окружающей жизни, наблюдения за внешним миром, мысли, чувства, интересы юных авторов. Однако, читая работы учащихся 1-4 классов, убеждаешься, что в большинстве своем они отражают не личные впечатления о том или ином предмете, явлении реального мира, а скорее сумму знаний о нем, накопленных из различных источников, и некоторый жизненный опыт ребенка. В особенности это касается сочинений о природе. Большинство сочинений о весне, зиме, осени — это не живые, написанные с детской непосредственностью этюды, а сухой перечень признаков того или иного времени года.

20 стр., 9551 слов

ВКР «Развитие диалогической речи учащихся во внеурочной

... речи младших школьников; экспериментально проверить эффективность предлагаемых приемов и форм развития диалогической речи учащихся в ходе внеурочной деятельности по русскому языку в начальной школе. Гипотеза состоит в том, что работа по развитию диалогической речи учащихся ... разграничивают понятия «диалог» и «монолог» с точки зрения участия коммуникантов: «Диалог – это текст, создаваемый двумя ...

Вот, например, ученик 1 класса в домашнем сочинении на тему “Весна” пишет:

Наступила весна. На улице капель и лужи. На реке ломается лед. К нам прилетают птицы.

В своем сочинении первоклассник верно указал признаки весны. Именно весной река очищается ото льда, весной прилетают птицы. Но в его описании почти ничего нет от впечатлений сегодняшнего дня. Он писал о весне вообще. А если бы ему помогли присмотреться, какой была весна в тот день, когда он писал работу, мальчик непременно заметил бы, что в середине марта на улицах еще лежит снег, что в скверах и парках рядом с кучами грязного снега появились проталины и на них зеленая прошлогодняя травка, что в воздухе много влаги, небо серое и совсем нет солнца, что перелетные птицы еще где-то в пути, а в парке веселятся лишь воробьи да синички.

А вот сочинения четвероклассников о поздней осени:

Инеем покрылась травка, крыши домов, и деревья, и поля. Береговая поросль быстро теряет свою листву. Потемнела река и кажется шире среди голых берегов….

В солнечный день на опушке леса собрались молодые разноцветные осинки. Им стало холодно, и они вышли погреться на солнышке.

Не трудно заметить, что и в этих работах нет ни личных наблюдений детей, ни их собственных мыслей и чувств. Здесь либо общие фразы о признаках осени, либо пересказ отрывков из художественных произведений, помещенных в школьных учебниках. Чуть ли не в каждом из сочинений, находишь избитые, заученные фразы: Солнце светит, но мало греет. Дни стали короче, а ночи длиннее. Пушистая белка заготавливает к зиме шишки и орехи, медведь ищет берлогу. И т. п. Эти штампы кочуют из сочинения в сочинение, из класса в класс.

Сочинения в 1-4 классах должны быть обучающими, т. е. на уроках подготовки и проведения сочинений нужно учить, о чем писать и как писать. Учитель обязан организовывать наблюдения, учить детей видеть и слышать мир, замечать в нем прекрасное, восторгаться и гармонией красок осеннего дня, и многообразием световых оттенков снега под лучами солнца, и свежестью первых клейких листочков, и звонкой песней жаворонка. К таким сочинениям нужно тщательно готовиться как учителю, так и учащимся.

Прежде всего, учитель должен определить тему сочинения, объекты для наблюдения, подобрать слова, которыми считает необходимым обогатить речь учащихся, дать конкретное задание по сбору материала для творческой работы, организовать экскурсию.

Вот класс готовится к сочинению “Поздняя осень”. Учительница пригласила детей в парк, предложила присмотреться к тому, какая осень сегодня: какое сегодня небо, какой воздух, как выглядят деревья, клумбы, трава, кусты, городские улицы; предложила прислушаться к голосу птиц, оставшихся у нас зимовать. Она направляет внимание учащихся от одного объекта к другому, дети с ее помощью находят нужные слова, чтобы как можно лучше нарисовать картину осеннего дня. Они замечают, что осеннее небо серое, хмурое, неласковое, по нему низко над землей ползут темные тучи. Их гонит ветер. Солнца нет. Сиротливо стоят почерневшие от дождя деревья, ветки их голые, отяжелевшие. На клумбах уже нет цветов, трава засохла. Сохранившаяся кое-где зелень имеет какой-то грязный цвет. Дует холодный резкий ветер. Он уже не гонит по дорогам листья. Они лежат на земле, сырые и грязные. Изредка моросит дождь…

1 стр., 448 слов

Сочинение трагедия ребенка лишенного детства

Всем нам важно во время покинуть эту чудную страну детства, потому что жизнь устроена так, что сегодня ребенок – это ты и у тебя есть родители, через двадцать, ... помнит, лишь иногда, листая детские фото или приехав к родителям на выходные, промелькнуть эти чудные моменты детства в его голове. А потом, его снова охватит повседневная ...

На следующем уроке обсуждаются впечатления от экскурсии, составляется план сочинения, идет работа над новыми словами; учащиеся устно составляют рассказы по плану, упражняются в предупреждении возможных стилистических ошибок.

После такой подготовки дети не будут мучительно вспоминать цитаты из прочитанного об осени. В их памяти запечатлелись краски осеннего дня, сложилось совершенно конкретное представление об этом небольшом кусочке реальной действительности. Учащиеся всех классов любят писать сочинения о весне. Они много читают об этом времени года, охотно отмечают в календарях приметы весны, ждут с нетерпением теплых дней. Но чтобы и в этих сочинениях не было общих мест и примелькавшихся фраз, необходима серьезная подготовительная работа

Хорошо организованная экскурсия в лес, парк, сад может обогатить душу и сознание ребенка яркими впечатлениями, взволнует. Пусть дети внимательно присмотрятся к деревьям, приметят, какой ствол, например, у березки, какой у тополя, как расположены ветки, какого цвета листочки. Пусть посмотрят, как сквозь толщу прошлогодней листвы пробивается изумрудная травка, пусть поищут под кустами первые весенние цветы и сами убедятся, пахнут ли перелески, подснежники, пусть вслушаются в звуки весеннего леса.

Учитель при этом сосредоточивает внимание детей на тех картинах природы, которые способны возбудить сильные чувства, вызвать эстетическое наслаждение. Он приглашает детей полюбоваться, как на фоне голубого неба выглядит группа белоствольных березок, как необыкновенно красивы тонкие веточки плакучей ивы, какой тонкий аромат издают молодые листочки тополя, какими нарядными стали плодовые деревья. Замечено, что даже слабые ученики пишут неплохие сочинения о тех явлениях и объектах природы, которые волнуют, вызывают подъем чувств.

Здесь же, на экскурсии, важно заставить детей выражать вслух свои мысли и чувства, находить точные и выразительные слова для описания увиденного. Так, услышав от детей, что небо голубое, учитель обязательно расскажет об оттенках голубого цвета и попросит затем точнее определить цвет неба над головой. Подумав, учащиеся находят более точные определения: небо сегодня нежно-голубое, светло-голубое. Вместе думают о том, как можно сказать о небе, если на нем нет ни одного облачка, и уясняют, что сегодня оно безоблачное, чистое, ясное, высокое; солнце на нем яркое, ласковое; весенний ветер нежный, ласковый, легкий, слабый, приятный; воздух теплый, прозрачный, ароматный.

Экскурсия не единственный прием подготовки к сочинению, и далеко не все темы следует готовить таким образом. Основой многих сочинений могут быть индивидуальные личные наблюдения, организуемые учителем.

Например, можно предложить детям после уроков поиграть в снежки, и сразу же объяснить детям, что предстоит эту игру описать в сочинении. Чтобы сочинения не вылились в перечисление одних только действий, от учащихся требуется описать: в какое время дня была игра, какая в это время была погода, температура воздуха, какой был снег, (мягкий или колючий, рассыпчатый); подумать, почему такой, и т. д.

2 стр., 564 слов

Сочинения учащихся 5 класса «Басни Крылова»

... все у тебя будет хорошо. Сочинение по басне Крылова «Свинья под Дубом» Из басен Ивана Андреевича Крылова мне понравилась басня ''Свинья ... произведения не потеряли свою значимость и сегодня. Сочинение по басне Крылова «Лебедь, Рак и Щука» Замечательный баснописец XIX века ... лицемерие и другие недостатки человека. Я прочитала несколько произведений Крылова и хочу рассказать о басне «Лебедь, Рак и ...

Еще пример.

Прежде чем написать сочинение на тему “Первый снег”, учащимся рекомендуется наблюдать за тем, когда, в какой день, в какое время суток пошел снег; какими в это время было небо, воздух; как падал снег; как преобразился город; присмотреться, какую форму имеют снежинки.

Однако нельзя забывать, что даже правильно организованные наблюдения далеко не всегда обеспечивают успех в работе над сочинением. На уроках необходимо помочь найти детям нужные слова для описания, уточнить сведения, полученные в ходе наблюдения, помочь правильно понять и осмыслить увиденное. Поэтому беседа, устные рассказы детей расцениваются как необходимые элементы в структуре уроков обучающего сочинения.

При подготовке сочинения на тему “Первый снег” в беседе выясняем, каким был первый снег, и учащиеся узнают, что для описания снега в языке имеется много слов. Снег может быть мягким, пушистым, рыхлым, липким, мокрым или сухим, мелким, колючим. Он может не просто идти, но падать хлопьями, кружиться, валить, сыпаться. А снежинки бывают маленькими, легкими, красивыми, холодными, сверкающими, причудливыми. Они падают, летят, кружатся, ложатся, усыпают землю. Небо в это время бывает низким, облачным, серым, пасмурным, мутным, хмурым, неприветливым. Такая работа, бесспорно, обогащает речь.

Детские сочинения будут действительно творческими, если их авторы научатся искать и находить самые точные и яркие слова для выражения своих мыслей.

Обращает на себя внимание и синтаксическое оформление сочинений младших школьников. В этих работах преобладают конструкции простых распространенных предложений (Наступила поздняя осень. С деревьев падают желтые листья), часто они осложняются однородными членами (Небо стало хмурое и серое. Уже улетели скворцы, грачи и жаворонки).

Каждое из этих простых предложений обычно строится правильно, но целый текст нередко пестрит стилистическими погрешностями. Типичный недочет синтаксиса детских сочинений — повторение одних и тех же слов. В сочинениях о природе, например, чаще всего повторяются глаголы быть и стать.

Наступила ранняя осень. Погода стоит ветреная. Деревья стали снимать свой наряд. Некоторые птицы стали готовиться к отлету. Они стали летать стайками, стали укреплять свои крылья.

Ясно светило солнышко. Небо было чистое. И воздух был приятный. Было тихо. На дороге не было грязи.

Иногда, чтобы подчеркнуть временную завершенность действия, учащиеся употребляют наречие уже, не замечая при этом, что в связном изложении мыслей оно повторяется:

Наступила поздняя осень. Ласковое солнце уже не светит. Небо стало серое. На деревьях уже нет листьев. Трава желтая. Цветы уже повяли.

Очень много повторов местоимения я и других слов допускают учащиеся в сочинениях о себе, о своих занятиях, интересах, увлечениях:

Летом я научился плавать. Я ходил купаться на реку. Я с дедушкой ходил рыбачить. Я помогал маме мыть посуду, полы. Лето я провел хорошо.

Подобные ошибки дети, видимо, даже не замечают в своих сочинениях.

Работу по предупреждению повторов следует начинать с первых сочинений, с тех, которые составляются коллективно и записываются под руководством учителя.

2 стр., 806 слов

Творческий проект «Сказка — ложь , да в ней намек…»

... волшебниками, ведь мы творили разные чудеса. Рефлексия Мы работали над творческим проектом «Сказка ложь, да в ней намек…». Выбрали мы этот проект, потому, что хотим поделиться нашим опытом написания ... кто-то полностью сам творил. У кого-то сказки получались короткие, а кто-то писал длинные сказочные истории. К некоторым сказкам, как например, к сказке «Крошечка-Хаврошечка», нужно было дописать свой ...

Учащиеся должны твердо знать, что повторение одних и тех же слов портит речь, что язык наш необыкновенно богат, что при желании можно найти немало слов для правильной, точной и образной передачи мыслей.

Для дальнейшей систематической работы по предупреждению стилистических ошибок можно рекомендовать такие упражнения, как сопоставление двух сочинений на одну и ту же тему с последующими стилистическими выводами, редактирование сочинений, подбор лексических и синтаксических синонимов, взаимопроверка написанных работ с точки зрения стиля.

Например, вниманию учащихся предлагается два небольших сочинения, записанных на доске. Учитель просит прочесть эти работы и сказать, какая из них нравится больше и почему.

1. Я люблю футбол. Эта игра для ловких и сильных. Чтобы быть хорошим футболистом, надо тренироваться, закаляться. В нашей команде я играю вратарем. Мне обидно, когда в мои ворота забивают гол.

2. Я люблю игру футбол. Чтобы хорошо играть в футбол, надо закаляться и тренироваться. В футбол играют взрослые и дети. Я всегда хожу на футбол. Футбол — хорошая игра.

Дети замечают, что оба сочинения об одном и том же, но написаны они по-разному. Во втором повторяется слово футбол, читать его неинтересно. Эту работу нужно поправить, заменив повтор словами игра, матч.

В другом случае учащиеся получают задание отредактировать сочинение, в котором часто повторяются слова лапта и очень:

Я люблю играть в лапту. Мне очень нравится эта игра. Она очень веселая и быстрая. Я все лето играла в лапту. Чтобы играть в лапту, надо быстро бегать и прыгать. Это очень хорошая игра.

Пытаясь заменить слово лапта другими, учащиеся убеждаются, что от такой замены сочинение мало выигрывает. Оказывается, в нем повторяются предложения, в которых говорится об одном и том же. (Я люблю играть в лапту. Мне очень нравится эта игра), в двух разных предложениях утверждается, что эта игра очень хорошая. (Она очень веселая и быстрая. Это очень хорошая игра).

Повторяется слово очень, а вот о том, как играют в лапту, ничего не сказано.

Следующая за этим коллективная переработка сочинения поможет детям практически усвоить некоторые правила стилистики, научит более критично относиться к собственным работам творческого характера.

Особенно полезна для повышения стилистической грамотности переработка сочинений, в которых необходимо заменить целые фразы их синтаксическими синонимами. Возьмем такой отрывок из сочинения:

Наступила поздняя осень. На улице стало холодно. Солнышко стало меньше греть. Дни становятся короче.

Чтобы устранить в нем повторение глагола — связки стать, необходимо предложение На улице стало холодно заменить другим: На улице холодно; На улице похолодало. То же самое следует сделать и с предложением Солнышко стало меньше греть. Работа эта для учащихся младших классов трудна, но проводить ее совершенно необходимо, в противном случае перечисленные ошибки будут повторяться в последующих работах учащихся.

Вся система работы над сочинением должна убедить учащихся в том, что лучшими считаются не те сочинения, в которых много эпитетов, сравнений и фраз, взятых из книг. Высокой оценки заслуживают такие работы, авторы которых пишут о себе и окружающей их жизни правдиво, ясно, подбирая наиболее точные слова и предложения для выражения каждой мысли. Жизнь, новые программы требуют от учителя, чтобы вся работа по подготовке и проведению сочинений служила целям развития учащихся, и организовывать ее надо так, чтобы каждое сочинение обогащало ум детей новыми наблюдениями, душу — сильными впечатлениями и чувствами, речь — новыми словами, умением выражать мысли точно, красиво и грамотно.

3 стр., 1151 слов

Сочинение рассуждение сказка

... в них себя! Может, что-то исправить на своем пути. Вдруг? Чему учат сказки? Несколько интересных сочинений «Медный всадник» - поэма А.С.Пушкина. Главным ... вот какое-то испытание, его часто даёт отец. Что-то найти, например. И уже сказки нас учат не унывать, даже если кажешься себе ... сказке в нашей жизни есть добро и зло, правда и ложь. Яркие сказочные образы лишь укрепляют в нашей памяти историю, тем ...

1.2 Особенности сочинений в жанре письма, сказки, заметки

Особенности некоторых жанров сочинений, в которых школьники могут проявить свою индивидуальность, творческую позицию, художественное чутье.

Сочинение-письмо — это обращение к одному или группе лиц. Оно может включать рекомендацию о прочитанном (письмо к другу), выражать просьбу или советы в разрешении каких-то проблем (воспитание экологической совести-, например), может быть глубоким раздумьем о судьбе какого-то героя через восприятие тех, кто его знает (письмо Аркадия отцу о встрече с Базаровым и об отношении к нему, о восприятии Н! нигилизма в целом; «Письмо В. Маяковскому о сущности любви» — автор высказывает свое отношение к прочитанным стихам и проблеме любви вообще. Или, например, «Письмо Родиону Раскольникову из XXI века» — об отношении пишущего к теории «разрешения крови по совести») .

Жанр письма дает возможность понять нравственно-эстетические взгляды ученика, увидеть его художественный вкус. Обязательным условием сочинения-письма является запись адреса, обращение к адресату, подпись пишущего со словами прощания.

Сказка — один из основных жанров устного народного творчества. Как правило, это прозаический рассказ фантастического, бытового или авантюрного характера. Сказкой называли все, что имело ориентацию на вымысел, отсюда и многозначность этого термина.

Сказка возникла в доисторические времена и играла большую роль в устном творчестве всех народов на различных этапах его развития. Она отражала мировоззрение народа в различные этапы его исторического пути, борьбу за независимость или в сравнительно спокойные периоды истории, мечты о будущем передаваясь из уст в уста, сказки менялись, как и действительность, которую они отражали. Порой сказки разных народов очень схожи, так как несут эстетические взгляды трудовых слоев населения, их мечты, чаяния, боль и ненависть к эксплуатации в любых ее проявлениях. Сказки разных народов имеют и ярко выраженные национальные черты.

Сказки имеют определенную идейную направленность, и прежде всего гуманизм, в котором кроется ее долголетие и жизнеспособность в наши дни. Условно сказки подразделяются на : волшебные, авантюрные, бытовые и о животных. Причем в сказке традиционно присутствуют добрые и злые герои (отрицательные и положительные); устоявшиеся эпитеты: Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, красна девица, добрый молодец, весна — красна и многие другие.

В сказках о животных определенные персонажи — звери наделены «постоянными признаками»: мишка косолапый, неуклюжий, сильный и добрый- серый волк — свирепый, но глупый; хитрая лиса всегда выходит «сухой» из любой ситуации.

Мировое распространение получили волшебные сюжеты о Спящей красавице Красной Шапочке, Золушке.

Любимыми «фантазиями» в русском исполнении являются сказки о змееборце, о трех царствах, о волшебном кольце, о чудесном избавлении от несчастий

3 стр., 1127 слов

Обучение дошкольников сочинению сказок

... курсовой работы: 1. Дать характеристику сказки как средства развития словесного творчества детей, выявить знания детей о сказке как фольклорном жанре. 2. Подобрать приемы обучения детей сочинению сказок. ... выделить в процессе функционирования воображения дошкольника два основных этапа: 1) порождение ... основу план-схему знакомой сказки, модифицируя сами содержательные моменты (например, заяц и лиса ...

Положительные герои волшебных сказок: Иван-дурак, Елена Прекрасная, Василиса Премудрая — носители народных идеалов и высокой морали.

Светлому миру положительных сказочных героев и их помощников противопоставляются темные силы этого царства — Кащей Бессмертный, Баба Яга, Лихо Одноглазое, Леший, Водяной — всякая нечесть.

Сказки имеют традиционную композицию: зачин (запевка) — «Жили-были И некотором царстве, в некотором государстве…» Интересное, непредсказуемое развитие сюжета, кульминацию, с непременно торжествующим добром, и развязку. В сказке часто употребляется троичность повторов: три дороги, три брата, 33 года и т.д. В конце употребляют присказки: «и я там был… Стали они жить-поживать и добра наживать».

Бытовые сказки, как правило, сатирического содержания высмеивают глупость, лень, жадность, нерадивость. Особенно популярны в русском фольклоре сказки о сметливых мужиках и глупых и упрямых помещиках и попах. В них нашли отражение чаяния и ожидания народа, его уверенность в торжестве справедливости.

Наряду с народными сказками широкую популярность приобрели и более поздние — литературные сказки, имеющие конкретного автора, но написанные по законам жанра. Таковы, в первую очередь замечательные сказки А. С. Пушкина П. П. Ершова, Л. Н. Толстого, Ш. Перро, Г.-Х. Андерсена…

Сказка не утеряла своего значения и в наши дни. Она несет добро, понимание справедливости, непоколебимую веру в торжество правды, победу светлых сил. Поэтому знакомство с миром ребенок начинает со сказок, их прекрасного и волшебного мироощущения.

Заметка представляет собой минимальный газетный текст с развивающейся главной мыслью, предназначенный для оперативного сообщения. Это жанр, который обязательно основывается на реальных фактах и содержит новую, актуальную информацию.

Отличаясь небольшим объемом, заметка требует лаконичного, четкого изложения материала.

Лингвистическими особенностями заметки является использование нейтральной лексики, наличие стандартных высокоинформативных элементов, имен собственных, числительных, специальных слов, терминологии; характерно использование предложений с однородными членами, с обособленными членами предложения.

На лексическом уровне для заметки характерна нейтральная, межстилевая лексика, а также терминологическая лексика, наличие которой обусловлено темой. Широкое употребление терминов оправдано функционально: они придают заметке нужную точность и ясность изложения. Кроме того, с использованием терминологии связан и определенный стилистический колорит — строгость и точность, выдержанность и лаконизм речи.

Например, в заметке футбольном клубе употреблены специальные слова премьер-лига, гол, пенальти, матч и др.

Характерно для заметки употребление слов с публицистической окраской. В этом значении слова используются только в газете: давление, активность (людей), голос (голос коммунистов), отец (отец космонавтики) и др.

Достаточно распространены в заметках глаголы и глагольные формы. Среди существительных особенно употребительны имена собственные. Именно они усиливают достоверность факта, отвечая на вопросы: Кто? Где? Когда? Достаточно часто употребляются отглагольные существительные. Может быть и много числительных, выполняющих ту же функцию, что и имена собственные. На синтаксическом уровне для заметки характерно использование вводных и вставных конструкций, имеющих назначение представить обстановку, обстоятельства действия; деепричастных и причастных оборотов, конструкций с отглагольными существительными. Чаще всего в заметке можно обнаружить сложные предложения, что подчеркивает стремление вместить значительный объем информации в небольшую по объему форму, но синтаксический строй обязательно прозрачен, ясен. Этому помогает использование однотипных структур.

12 стр., 5752 слов

Топик на английском с переводом наурыз. Наурыз на английском ...

... уважения к культуре родной страны; развивать положительную мотивацию к дальнейшему изучению английского языка. Формы : фронтальная, индивидуальная, групповая, развитие навыков общения в группе, ... традициях Казахского народа на примере празднования Наурыза. Задачи: обучающие: дать новую информацию о традиционном празднике Наурыз в Казахстане, тренировать лексику по теме в разнообразных упражнениях; ...

Заметка чаще всего представляет собой текст-повествование — или в чистом виде, или с элементами описания. Микротексты-описания могут быть введены в заметку с целью более подробного раскрытия события или факта. Но данный тип речи не является, ни ключевым, ни обязательным для заметки. Кроме того, введение описания разрушает ритмичность, свойственную этому жанру.

1.3 Виды и классификация сочинений

Сочинения как устные (то есть рассказы), так и письменные различаются по источникам материала, по степени самостоятельности, по способам подготовки, по жанру и по языку.

Жанры школьных сочинений требуют разграничения простейших жанров. Текстовые упражнения делятся, согласно методической традиции, на описания, повествования и рассуждения.

На уроках предусматривается изучение различных видов сочинений: сочинение — повествование, сочинение — описание, сочинение — рассуждение, сочинение — со смежными типами.

Редко встречаются «чистые» жанры (тем более в начальных классах школы); в сущности, нет никакой необходимости требовать «чистого» жанра. Чаще всего тексты в начальной школе — это смешанные по жанрам работы, в которых может преобладать повествование или описание, а также могут встречаться элементы рассуждения.

Каждый из названных жанров имеет свои особенности и в характере используемого материала, и в построении (в расположении материала), в отборе средств языка. В ходе подготовки к сочинению или иному упражнению в связной речи учитель, а, следовательно, и учащиеся учитывают их жанровые особенности.

В повествовании говорится о каких-либо событиях, связанных временными (обычно — последовательностью событий) и причинными связями. В повествовательных текстах есть сюжет, и в этом смысле они близки к рассказу как литературно-художественному жанру.

Последовательность изложения событий в школьном повествовании обычно определяется естественным ходом изображаемых событий. В повествовательном тексте, как правило, действуют персонажи (действующие лица), может быть передан диалог между ними; здесь главное внимание уделено фактам, событиям, поэтому текст насыщен именами существительными и глаголами. В повествовательном тексте могут быть элементы описания, например зарисовки картин природы или внешности людей, и элементы рассуждения: причинные обоснования, выводы и т.п.

Повествование — самый подвижный, динамический, живой и потому наиболее доступный младшим школьникам жанр сочинений, рассказов.

В описании нет сюжета и, как правило, нет действующих лиц (нередко действующим лицом описания является сам автор — лирический герой описательного произведения); в нем изображаются картины природы, отдельные предметы и явления. Суть описания состоит в более или менее развернутом указании на признаки предметов и явлений, обычно признаки существенные. Поэтому в описании чаще, чем в повествовании, используются имена прилагательные.

Наряду с художественным, бывает описание «деловое», научное, требующее высокой точности; такое описание тоже проводится в школе. В начальных классах дети читают описательные тексты в «Родной речи» (например, «Песни гремят» Н. Сладкова), их пересказывают, а также и описательные сочинения, например: «Белая акация цветет», «Наша классная комната», «В лесу осенью». Поскольку описание как жанр считается, труднее повествования, здесь в качестве образца повествовательный текст — художественное описание И. Екшова — Микитова «Колокольчики».

Я очень люблю эти простые цветы — колокольчики. Выйдешь из лесу, на нескошенный, заросший высокой травой луг и от радости, ахнешь: сколько красуется всевозможных цветов, похожих на. праздничный хоровод. По всему зеленому — лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, цветет мышиный горошек. А выше всех, всех веселее — лиловые колокольчики. От легкого дыханья теплого, летнего ветерка, колышутся, кланяются, неслышно звенят колокольчики, радостно приветствуя гостя.

Все лето цветут, неслышно звенят колокольчики, милые цветы наших лугов и лесов.

Описывать можно не только предметы, но и процессы, действия (например, «Как сделать свисток»), явления природы (например, грозу).

Спецификой, описания является и то, что в нем обычно много эпитетов, сравнений, метафор; прямая речь в описании, как правило, отсутствует; сюжета нет, композицию определяют либо последовательность наблюдений, либо ряд наблюдаемых предметов (что вблизи, затем — что вдали).

Рассуждением называется такой связный текст, в котором для доказательства какого-либо утверждения (или для его опровержения) используются суждения, примеры, сопоставления, приводящие к новым суждениям, к выводам. Рассуждение — наиболее трудная форма связного текста, поэтому сочинений-рассуждений программа начальных классов не предусматривает (в сочинениях используются лишь элементы рассуждения).

Однако в книгах для чтения есть тексты-рассуждения, например, обращение летчиков-космонавтов А. Николаева и П. Поповича к школьникам «Чтобы стать настоящим богатырем» (II класс).

Включаются тексты-рассуждения также в сборники текстов.

Такие темы сочинений, практикуемые в начальных классах, как «Кем я буду», «Почему мне правится профессия врача», «Почему нельзя разорять птичьих гнезд», «Берегите лес!», всегда содержат элементы рассуждения, независимо от того, проводится ли по ним беседа, устный рассказ или письменное сочинение.

В зависимости от источников материала выделяются, во-первых, сочинения о пережитом, виденном, слышанном самими учениками, т.е. сочинения на материале труда, экскурсий, походов, наблюдений и других форм живого, непосредственного опыта; во-вторых, сочинения на книжном материале, по картине, фильму, спектаклю; в-третьих, сочинения, где используется материал разных источников (например, в сочинении «Перелетные птицы нашего края» школьник использует наряду с книжными сведениями также собственные наблюдения.

Особо следует отметить сочинения на основе творческого воображения — по сюжетной картине; по данному началу или концу и т.д.

По степени самостоятельности, по методам подготовки различаются сочинения коллективные, проводимые на общую для всех тему и требующие в большей или меньшей степени общеклассной подготовки, и сочинения индивидуальные (устные рассказы, как правило, ближе ко второму варианту).

По языку (стилю) сочинения подразделяются на эмоционально-образные, близкие к художественным (преимущественно рассказы о событиях и описания природы), и деловые, близкие к научным (записи по наблюдениям, планы, отчеты, деловые описания, объяснения, математические задачи).

Сочинения могут классифицироваться и по тематическим группам, в основном соответствующие современным программам:

  • природа нашей Родины — лес, поле, реки, походы и прогулки, погода, животные и растения Казахстана и т.д.;
  • труд взрослых и детей в нашей стране, профессии города и деревни, труд детей в школе и в семье, труд на заводе и в сельском хозяйстве, труд родителей, герои труда и т.д.;
  • школа, семья, товарищи, коллектив.

Классификация сочинений поможет учителю глубже и правильнее понять учебные задачи каждой очередной работы, выбрать адекватные методические средства.

У миллионов взрослых людей при слове Родина возникают в памяти картины, виденные ими в детстве, среди которых выросли. Есть ли у школы более благородная задача, чем помочь детям почувствовать прелесть природы, то мягкой и нежной, то суровой и величественной! Живые, эмоциональные сочинения позволяют детям еще раз пережить чувства, которые ими владели во время игры, прогулки,

В сочинение дети вводят стихотворные цитаты (учитель, впрочем, должен помнить, что чрезмерное увлечение цитатами приносит вред), вклеивают иллюстрации или рисуют картинки сами.

Пример, который здесь приводится, не оставляет сомнений в воспитательной значимости детского речевого творчества: Белка

Вчера мы в лесу видели белочку. Она быстрая, веселая. Сидит на сосне и смотрит. Глазки у нее как шарики. Потом она прыгнула. Мы побежали, но больше ее не видели». (29 слов; I класс.)

В этом живом и непосредственном рассказике отразились детская пытливость, любознательность, любовь к природе. Ученик коротко, но в основном правильно описал зверька, который встретился ему, вероятно, впервые в жизни и восхитил его своей красотой и ловкостью.Сочинение написано с увлечением.

Коллективная подготовка к таким сочинениям проводится очень осторожно. Здесь особенно важен индивидуальный подход, так как запас впечатлений у каждого ученика свой и выражается он по-разному.

Лучшие работы учащихся выразительно прочитываются в классе и становятся предметом анализа. Это тоже воспитывает. Подчеркиваются яркие описания родной природы, слова о труде, о верности Родине. Например, сочинение на тему «Золотая осень в лесу» многие третьеклассники закончили словами «Это русские картины, это Родина моя». Чтением патриотических стихов М. Исаковского завершился разбор этих ярких, радостных сочинений.

Сочинения о труде на материале производственных экскурсий открывают новые воспитательные возможности: в них учащиеся используют сведения о производстве, об успехах и трудностях, о лучших людях на заводе и в колхозе, о профессиях и специальностях, о технике.

Необходимо также отметить и опасности, которые таятся в сочинениях этой группы. Например, в одной школе было проведено сочинение на тему «Мой лучший друг». Тема была объявлена заранее, дети заинтересовались ею. Все предсказывало успех. Действительно, сочинения были хорошие, но… дружба в классе пошатнулась, было немало слез. Оказалось, что некоторые ребята назвали своим лучшим другом не того, кто этого ожидал…

В другой школе проведено домашнее сочинение на тему «Наша учительница» (II класс).

Большинство сочинений было написано ярко, эмоционально и, по всей вероятности, искренне. Но учительница не могла не чувствовать себя неловко, когда эти сочинения проверялись и обсуждались. Прямые похвалы учительнице и объяснения в любви к ней, к тому же письменно зафиксированные, не могут быть полезны в нравственном воспитании учащихся.

Несомненно, сочинения о дружбе, о близких людях — самые ответственные работы, они требуют большой чуткости со стороны учителя и тщательной подготовительной работы.

1.4 Проведение уроков — сочинения в соответствии с возрастным уровнем учащихся начальных классов

В соответствии с возрастным уровнем учащихся цели на уроках меняются и усложняются по мере перехода в следующий класс:

  • во 2 классе приоритетной целью является развитие письменной речи учащихся, последовательное изложение мысли по плану, составленному совместно с учителем.
  • в 3 классе — продолжение развития способности самостоятельно мыслить, доказывать, сравнивать и обобщать

— в 4 классе — развитие умения подбирать эпиграф, самостоятельно составлять план, использовать художественные средства языка( фразеологические обороты, сравнения, метафоры, олицетворения), способствовать проявлению собственной нравственной позиции.

На уроках предусматривается изучение теоретического материала, знакомство с различными видами сочинений: сочинение-интервью, дневниковыми записям, деловым письмом ( автобиография, характеристика, объявление, реклама, приглашение)

Также ведется работа с различными видами словарей, что развивает культуру умственного труда, оказывает существенную пользу в формировании орфографической зоркости, обогащает словарный запас учащихся.

Работа над сочинением ведется

во 2 классе — за счет занятий в предметном кружке

в 3, 4 классах — за счет вариативной части.

Требования к уровню подготовки выпускников начальной школы по курсу «Работа над сочинением в начальной школе»

Учащиеся должны знать:

  • типы сочинений;
  • выразительные языковые средства:метафору, сравнение, олицетворение, синонимы, антонимы, фразеологические обороты;
  • типы словарей.

Учащиеся должны уметь:

  • Составлять текст по заданной теме;
  • самостоятельно составлять план к сочинению;
  • правильно строить предложения;
  • переносить в сочинения свои знания из разных областей: истории, литературы, окружающего мира;
  • пользоваться разными типами словарей русского языка

Требование к умениям и навыкам:

1. Научиться совершенствовать текст.

2. Обучение к редактированию.

3. Уметь анализировать править работу с недочётами.

4. Научится рецензировать (до оценки учителя, выражать своё мнение).

Типичные недостатки школьных сочинений:

1. Простой пересказ содержания статьи учебника.

2. Поверхностное и неправильное раскрытие темы.

3. Недостаточное владение фактическим материалом.

4. Плохое знание текста.

5. Неумение анализировать текст

6. Бедность словарного запаса.

1.5 Требования к сочинению

Сочинение должно состоять из следующих частей:

  • тема;
  • вступление;
  • основная часть;
  • заключение.

1. Тема ставит проблему, анализ которой и должен составить содержание работы. Начинать работу надо с обдумывания темы, что позволит верно отобрать материал, вспомнить факты и привести аргументы для решения поставленного вопроса.

2. Вступление должно быть небольшим, но ярким, привлекающим внимание. Самое главное — не быть шаблонным.

3. Основная часть сочинения представляет собой развернутое изложение логически выстроенной цепочки рассуждений на поставленную тему, основанных на системе аргументов, доказательств главной мысли, подкрепленных фактическим материалом. Основная часть состоит из нескольких связанных логически и по замыслу автора содержательных блоков, оформленных абзацами.

4. Заключение — вывод по теме, результат рассуждений. Заключение должно быть кратким и очень выразительным, оно должно звучать как завершающий аккорд. Можно оставить открытый финал, закончив сочинение риторическим вопросом.

Порядок работы над частями сочинения.

1. Работа над темой сочинения. На этом этапе необходимо разбить тему на несколько вопросов и выбрать из нее тот, на который можно дать простой и аргументированный ответ.

2. После того как тема была сформулирована, необходимо дать однозначный ответ на вопрос сочинения, которое должно подчиняться содержанию основной части. Элементы ответа также следует разбить на части и расположить их в логической последовательности так, чтобы не было никаких отклонений от повествования.

3. Последний этап — написание заключения. В этой части необходимо подвести итог основной части и сделать выводы.

1.6 Структура уроков сочинения

Структура урока обучающего сочинения

1. Вступительная беседа (тема, цель, особенности жанра).

2. Ознакомление с образцом.

3. Работа над осознанием темы и основной мысли сочинения.

4. Коллективное составление плана письменной работы.

5. Составление устного сочинения.

6. Написание чернового варианта сочинения.

7. Совершенствование написанного.

8. Проверка и анализ сочинений.

9. Доработка пересказов и переписывание их начисто.

Структура урока контрольного сочинения

1. Вступительное слово учителя.

2. Самостоятельное составление плана сочинения.

3. Работа над осознанием темы и основной мысли сочинения.

4. Написание чернового варианта работы.

5. Редактирование сочинения и переписывание начисто.

6. Самостоятельная проверка написанного.

7. Доработка пересказов и переписывание их начисто.

Структура урока анализа контрольного сочинения

1. Вступительное слово учителя.

2. Общая оценка качества написанных сочинений.

3. Обзор лучших работ или фрагментов из них.

4. Коллективный анализ недочетов и допущенных в сочинениях ошибок.

5. Выполнение упражнений для преодоления ошибок.

6. Индивидуальная работа учащихся над ошибками.

7. Задание на дом и инструктаж по его выполнению.

II. Приемы работы по обучению младших школьников созданию текста в жанре письма, сказки, заметки

2.1 Обучение сочинению в жанре письма

Урок по обучению создания текста в жанре письма.

Эта работа требует умения так составлять предложения, чтобы между ними была тесная смысловая связь, чтобы одна мысль вытекала из другой.

При подготовке таких сочинений учитель работает с различными вариантами ответов, и это обязывает его быть особенно внимательным к каждому ответу. Для примера приведем описание работы на тему «Как мы встречали птиц».

Сочинение на эту тему проводятся по личным впечатлениям, и начинается, как обычно, с подготовительной беседы. В ней выясняется, что видели дети на празднике, что им было интересно, какие из перелетных птиц скоро появятся в родных местах.

Затем учитель открывает план сочинения, записанный на доске, и предлагает учащимся прочесть его.

1. Какой праздник вы будете отмечать?

2. Куда вы пошли всем классом?

3. Как проходил праздник?

4. Какие птицы к нам скоро прилетят?

Вопросы этого плана неодинаковы по трудности, ответы на первые два вопроса составить легко. А ответы на третий и четвертый вопросы плана должны быть развернутыми. Желательно, чтобы на каждый из них дети ответили двумя предложениями.

Работа проводилась методом беседы, фрагмент которой приводим ниже.

Прочитав третий вопрос плана, учитель просит учащихся рассказать о празднике самое главное, важное. Что же было на празднике главным?

  • В этот день ребята принесли домики для птиц и повесили их на деревья.
  • Что еще надо сказать о празднике?
  • Что на празднике было весело.

Ребята зазывали птиц, пели о них песни, читали стихотворения, играли.

  • Составим об этом предложение.
  • На празднике было весело. Ребята пели, играли.
  • Вы сказали много лишнего.

Если ребята пели, играли, значит, ясно, что им было весело. Без какого предложения можно обойтись?

  • Мы можем обойтись без первого предложения.
  • Составьте предложение, которое следует включить в сочинение.
  • Ребята пели, играли.
  • Теперь как коротко нужно сказать о домиках для птиц. Вспомните: кто принес в парк скворечники?
  • Их принесли старшие ребята.
  • На какие деревья повесили?
  • Их повесили на самые высокие деревья.
  • Скажите это в одном предложении.
  • Ребята принесли скворечники и повесили их на самые высокие деревья.
  • Это предложение оче6нь удачное. Повторите его и запомните.

В ходе работы учитель записывает на доске слова, которые учащиеся используют в сочинении, предупреждает ошибки.

Подготовительная работа на этом заканчивается. По вызову учителя ученик повторил рассказ, составленный коллективно, а затем класс под руководством учителя записывает сочинение.

В заключение учитель предлагает учащимся внимательно прочитать свои сочинения и еще раз сверить с доской написание слов «праздник», «встречи», «классом», «скворечники», «принесли», «прикрепили».

В основе большинства письменных сочинений в начальной школе лежит коллективный жизненный опыт, коллективные наблюдения. Сочинения этого типа учащиеся писали в 1 классе, поэтому вся дальнейшая работа над сочинениями по личным впечатлениям и наблюдениям проводится с учетом тех умений, которые приобрели дети ранее.

Во 2 классе детям трудно писать о личном жизненном опыте, в особенности о случаях из жизни. Чтобы научить детей писать такие сочинения, нужно работать над готовыми рассказами из художественных тестов или составленных самим учителем.

Например, сочинение на тему «Случай в лесу».

Рассказ до урока записывается на доске. Цель работы — научить составлять рассказы о случаях из жизни.

Случай в лесу

Однажды летом мы с мамой пошли в лес за черникой. К нему вела тропинка по высохшему болоту. Мы шли по извилистой дорожке. Вдруг навстречу нам из лесу вышла лосиха. С ней были два рыженьких лосенка. Я испугалась. Но лоси увидели людей и скрылись в лесу.

За чтением следует анализ сочинения по вопросам: О каком случае рассказано в сочинении? С кем он произошел? Когда это было? Где люди увидели лосей? Чем закончилась эта встреча?

Далее в беседе учащиеся уясняют, что в сочинениях о случаях из жизни нужно указывать где, когда и с кем произошел случай, о котором идет речь, почему он запомнился. В заключении следует выслушать рассказы одного — двух учеников об интересных случаях из жизни, обсудить их.

Следует сказать, что существуют и другие направления в работе над сочинениями. Л.А. Никитина выступает за обучение вариативности в раскрытии темы сочинения. Например, сочинение на основе личного опыта в 3 классе на тему «Это было летом!» О чем можно рассказать по данной теме? (О каникулах, об интересном случае, о знакомстве, о походе на речку и т.д.) Обсуждая с детьми данный вопрос, мы подводим их к осмыслению границы темы. Не следует рассказать обо всех событиях, которые произошли летом, а только о каком-то одном. На это указывает в названии темы слово «это».

2.2 Обучение сочинению в жанре сказки

Сочинения-сказки наиболее интересный вид сочинений на уроках математики. Сказки не только кладезь народной мудрости, но и средство для развития учащихся: их творческих способностей, речи, воображения, фантазии, критического мышления, интереса к математике. Написание математических сказок требует глубокого анализа смысла математических понятий. Ведь по ходу сказки героев (геометрические фигуры, числа, цифры и др.) нужно описать, т.е. назвать их существенные свойства, подумать, как они могут в дальнейшем трансформироваться. Например, треугольник может изменить форму, название, пройти приключения, связанные с процессом нахождения значений его величин (площади, периметра и т.п.).

а с числами могут производится какие-то сказочные арифметические действия, изменение «внешнего вида» (цифрового обозначения).

К сочинениям-сказкам можно также отнести сказочные версии происхождения математических понятий и их обозначений.

Например, в форме сказки:

«Жило-было одно число. Решило оно изменить свою внешность. Пошло в салон красоты и объяснило, как оно хочет выглядеть. Работники салона красоты сказали, что для этого числу достаточно приподнять шляпу и надеть поясок. Какое число пришло в салон красоты, и как оно хотело выглядеть?».

Данные формы работы ориентированы на развитие творческих способностей, воображения, математической речи, на формирование положительных эмоций в обучении математики.

Сочинения-загадки — это разновидность и сочинений-описаний, и сочинений-сказок. Целью их является такое описание математического объекта, его свойств, чтобы данный объект можно было узнать, указать его термин или символ. Для этого ученику нужно выделить существенные свойства описываемого понятия или математического объекта, затем дать им словесную характеристику на естественном языке, не называя объект. При этом сочинение может быть построено в форме описания или сказки.

Например, в форме описания:

«Это число есть и у собаки, и у кошки, и у стула. У человека его нет. Но когда человек был еще маленьким, у него тоже было это число. Это число состоит из двух одинаковых чисел».

2.3 Обучение сочинению в жанре заметки

Заметка — это один из видов сочинений газетных жанров. Заметка — это самый малый газетный жанр. В основе ее лежит обычно один факт. Ее размер колеблется от десятка до сотни строк. Это самый популярный газетный жанр. В самом названии заключена ее суть: заметить — значит выделить что-то из окружающей жизни.

Особенности заметки:

1. Заметка подает читателю факт, ограничиваясь самым необходимым, отвечая на вопросы: что, где, когда произошло.

2. Заметки не эмоциональны.

Поводом для написания и опубликования заметки служат либо злободневность, либо новизна, либо яркость или редкость факта, выделяющие его из обыденного течения жизни. Заметка не претендует на глубокое исследование, сопоставление или обобщения фактов. Это свежий факт без рассуждений. Важнейшее требование к ней — оперативность. Новость хороша вовремя.

Назначение заметки — сообщать общественно значимые факты. Она агитирует фактами. Заметка не является простой регистрацией события или явления. Тематика заметок беспредельна. Но автор должен уметь замечать среди обилия жизненных фактов самые волнующие, самые злободневные и в то же время еще ни кем не примеченные. Жанр заметки имеет несколько разновидностей, которые отличаются друг от друга по своему назначению, композиции, языку или, как говорят журналисты, по способу обработки.

Короткая заметка без заголовка, или хроникальная; короткая заметка с заголовком о положительном, поучительном факте; короткая заметка с заголовком о недостатках, или критическая; полемическая заметка; заметка-отклик; расширенная заметка.

Важнейшим элементом любого литературного произведения, всякого газетного жанра является заголовок. Оригинальный броский заголовок — подлинное украшение заметки. Журналисты справедливо считают, что «заголовок — это первое слово автора в его беседе с читателем», а от первого слова зависит, увлечет ли беседа читателя. Задача заголовка — обеспечить контакт с читателем, который не подозревает о том, что у вас есть, что ему сказать. С помощью заголовка мы как бы окликаем читателя — задержись на минутку, у нас есть для тебя что-то интересное и увлекательное.