Медитацияи другие психотехники йоги

Курсовая работа

В настоящее время существует бесчисленное множество книг, учебников, учебных пособий по всем направлениям знаний. При желании у человека есть возможность изучать все, что угодно и развиваться в любом направлении, анализировать, исследовать и делать новые научные открытия. Однако, задумываясь над тем, в приобретении какого знания мы нуждаемся больше всего, выясняется, что особенно остро нам необходимо знание, которое сложнее всего достичь – это знание себя самого, своего собственного «Я».

Где-то глубоко внутри нас лежит безмолвное пространство, с которым большинство из нас инстинктивно не хочет или боится общаться, погружаясь во внешний мир в поисках разнообразных развлечений, удовольствий и забот.

Отказываясь взаимодействовать с этим чуждым нам безмолвным пространством, мы тем самым создаем главную иллюзию, которая делает нас зависимыми от всего, что нас окружает, от того, что мы видим, чувствуем, касаемся, чувствуем своими чувствами. Изо дня в день нами правят враждебные силы, такие как беспокойство и беспокойство, страх и отчаяние, зависть и сомнение. Иногда эти враждебные силы временно покидают нас, и тогда мы чувствуем наслаждение покоем. Но это иллюзия покоя, и очень скоро эти силы начинают атаковать нас вновь. Мы становимся беспомощными и беспомощными, когда все наши врожденные инстинкты, призванные защищать и защищать нас, направлены исключительно на удовлетворение требований и капризов внешнего мира. В результате мы, очарованные, продолжаем исполнять свои неудовлетворенные желания, пламенные страсти и непреодолимые амбиции.

Главной целью медитации является – пробудить в себе то безмолвное пространство, которое долгие годы оставалось безучастным в нашей жизни, услышать свою внутреннюю музыку, научиться чувствовать свое тело, доверять его сигналам, ритмам и посланиям. Медитация может не только облегчить наши страдания, но также показать нам наши скрытые внутренние резервы в форме энергии и силы, мудрости и спокойствия.

Лишь тот, кому удастся вырваться из круговорота суеты и заглянуть в глубину своего подсознания, вслушаться в поток информации, передаваемый нашим телом, обретет знание, которое приблизит его к мудрости – наслаждению любыми проявлениями счастья, любви и сострадания.

Многие из моих знакомых считают медитацию чем-то мистическим, паранормальным. Возможно, отчасти они могут быть правы, поскольку в процессе медитации человек способен пережить какие-либо паранормальные явления, например, общение с людьми, которых уже нет в живых, путешествие в иные измерения и т.д.

22 стр., 10838 слов

Работа : «Внутренняя сила что это такое и как ее обрести»

... важные их них: Внутренняя сила человека = жизненная сила и сила здоровья + сила эмоций + сила талантов и способностей + сила сознания + сила воли и характера + сила ума + сила духа Таким образом, если осознать ... Человек способен научиться извлекать энергию из пространства и накапливать ее внутри себя. Питание, дыхание, общение с водой и солнцем – все это целительные источники энергии. О том, что ...

Однако многие до сих пор не совсем понимают, что на самом деле означает медитация и какое влияние она оказывает на человека.

Поэтому целью данного исследования является подробное изучение концепции медитации, описание методов и техник медитации, доказательство преимуществ эффективной практики медитации и ее влияния на психические и физиологические процессы тела.

Глава 1. Определения и цель медитации

В переводе с латинского, «медитация» (meditatio) означает «размышление». Если вы посмотрите на медитирующего со стороны, действительно похоже, что он о чем-то думает. Однако на самом деле медитация означает отсутствие мыслей и спокойствие ума, так называемое умственное расслабление или «созерцание». Сегодня уже научно доказано, что в состоянии сознательной умственной релаксации наш мозг начинает работать по-другому, меняется волновая частота деятельности мозга, замедляется сердечный ритм, снижается кровяное давление, и, как следствие, приходят в норму физиологические процессы в организме, связанные с работой нервной и сердечно-сосудистой систем, а также отвечающие за пищеварение, сон, память, иммунитет и т.д. Приведем пример из статьи в популярном американском научном журнале ScientificAmerican: «Сообщения о благотворных эффектах медитации согласуются с исследованиями нейробиологов, предполагающими, что переживание определенных переживаний может значительно изменить человеческий мозг. Такие исследования показывают, что когда, например, мы учимся играть на музыкальном инструменте, в мозгу происходят изменения — процесс, называемый нейропластичностью.

Область мозга, которая контролирует движения пальцев виолончелиста, увеличивается по мере развития навыков в игре. Такой же процесс происходит в мозгу, когда мы медитируем. Хотя окружающая среда не меняется, практика медитации влияет на человеческий мозг, вызывая изменения в его физической структуре. Медитация способна «отражать» мозг, благотворно влияя не только на сам мозг, но и на весь организм человека »1. Далеехотелось бы подробнее остановиться на том, что же такое медитация. Есть много определений медитации и объяснений практики медитации. В большинстве современных энциклопедий и словарей под медитацией понимается активный процесс деятельности мозга, размышление, сосредоточенность на чем-то. К сожалению, западный термин «медитация» в своем понимании немного далек от истины. С моей точки зрения, определение медитации наиболее точно отражено в индийской системе йоги, которая отличается многогранностью: все аспекты человека — разум, душа и тело — полностью согласованы в ней и получают гармоничное развитие. В общей системе индийской йоги медитация занимает строго определенное ступень и достигается путем постепенного освобождения ума от чувств, отделения чувств от внешних объектов и дальнейшей концентрации внимания на Брахмане – духовном начале, первооснове Бытия, из которого произошло всѐ существующее. В знаменитом трактате о йоге «Йога-сутрах» Патанджалиописывает восьмиступенчатую систему развития, раджа-йогу (классическая система йоги Патанджали), целью которой является обуздание тела и ума: 1. Яма (социальная дисциплина — нормы поведения, общие этические законы, правила

взаимодействия с окружающим миром: ненасилие, честность, неворовство, сексуальное

6 стр., 2993 слов

Разум и чувства человека

... Мозг - самый удивительный орган нашего тела, потому что может изменить себя. Мы можем использовать свой разум, чтоб изменить и улучшить свой разум. ... настоящему не легка. В нашем мозге находятся сложные системы клеток - нейроны. На ... очень слабое. Обоняние было первым из чувств, развившихся у наших животных-предков. Но, по ... сигнал путешествует по дороге синапса, уникальной для лица её мамы. Когда она ...

воздержание, свобода от желаний); 2. Нияма (личная дисциплина – самодисциплина, взаимодействие с самим собой:

соблюдение чистоты, удовлетворенность, аскетизм, познание самого себя и служение

Богу); 3. Асана (система физических упражнений для объединения разума и тела, путь от

физического к духовному совершенствованию); 4. Пранаяма (управление дыханием); 5. Пратиахара (контроль над чувствами, отстраненность, освобождение ума от чувств); 6. Дхарана (концентрация, сосредоточенность разума на объекте практики); 7. Дхьяна (медитация, созерцание); 8. Самадхи (самореализация, состояние сверхсознания).

Статья «Neuroscience Reveals the Secrets of Meditation’s Benefits» изнаучно-популярногожурналаScientific

American Magazine (November 2014), источник: reveals-the-secrets-of-meditation-s-benefits/

Медитация в этой системе называется «дхьяна» и занимает седьмую стадию после устранения чувств «пратьяхара» и концентрации «дхараны». Человек непроизвольно «впадает» в дхьяну после достижения стабильности и продолжительности в дхаране. Патанджали определяет дхьяну как: «Непрерывное течение познавания этого предмета [объекта] есть Дхьяна»2. Оказывается, медитация — это естественное движение потока чистого сознания, которое не прерывается различными мыслями, желаниями и тревогами. При этом сознание не пусто, а наоборот, полно блаженства, мудрости — того, что мы обычно ищем во внешнем мире. Это состояние по существу похоже на то, в котором мы были во время рождения, но потеряно из-за неправильного образа жизни, невежественных мыслей и действий. Чтобы снова почувствовать эту внутреннюю природу в себе, нам нужно войти в соответствие с вечными законами Вселенной, найти состояние гармонии и равновесия.

Конечно, каждый из вышеперечисленных шагов особенный и играет важную роль, но все они не могут рассматриваться отдельно друг от друга, поскольку представляют собой систему единого целого, что, как считается, составляет истинную йогу. Согласно Патанджали, руководствуясь принципами данного «восьмеричного пути», следуя определенной системе морально-этических, физических и духовных усилий, а также с помощью концентрации и медитации, практикующий йогу сможет достичь высшей степени физической и духовной эволюции.

Во всех восточных учениях медитация тесно связана с познанием Бога и растворением в нем своего «Я». Например, в шестой главе Бхагавад-Гиты Кришна описывает так называемую технику медитации: «Ограничивая ум и чувства, контролируя деятельность тела и сосредотачивая взор ума на одной точке, йогин должен очистить тело сердце осквернения материал. Держа туловище, шею и голову на одной линии, йог должен сосредоточиться на кончике носа. Успокоив и обуздав разум, освободившись от страха и полностью отказавшись от половой жизни, оно должно сосредоточить взор ума на Моем образе в сердце и сделать Меня своей высшей целью. Держа деятельность своего тела и ума под постоянным контролем, йог-мистик наконец подчиняет свой ум своей силе и, прекратив материальное существование, достигает Царства Божьего »3.

Среди различных определений медитации наиболее интересным является видение медитации индийского гуру и йога Свами Шивананды, который определяет медитацию следующим образом: «Медитация — это поддержание непрерывного потока Божественного Сознания. это непрерывный поток мыслей об одном объекте, Боге или Атмане, подобный потоку масла из одного сосуда в другой. Все земные мысли подавлены, разум наполнен божественными мыслями, божественной славой и божественным присутствием. Медитация – это равномерное течение мысли об объекте сосредоточения»4.

5 стр., 2461 слов

Йога и художественная йога

... этом аспекте асаны готовят тело к высшим практикам йоги, а именно Пратьяхара — отвлечение чувств от объектов, Дхарана — концентрация, Дхьяна — медитация и Самадхи — достижение космического сознания. В Хатха-йоге, которая ...

Индийский духовный лидер Бхагван Шри Раджниш, более известный как Ошо, определял медитацию следующим образом: «Медитация – это состояние не-ума. Медитация – это состояние чистого сознания без содержания»5.

Тибетский буддийский лама СогьялРинпоче в своей книге «Медитации на каждый день» давал пояснение относительно состояния медитации: «В обычном уме мы воспринимаем поток мыслей как нечто постоянное, но в действительности это не так. Вы будете сами открывать, что между мыслями существуют промежутки. Когда предыдущая мысль миновала вас, а будущая мысль ещѐ не возникла, вы всегда найдѐте промежуток, в котором проявляется Ригпа, природа ума. Следовательно, медитация предназначена для того, чтобы позволить мыслям утихнуть, чтобы сделать разрыв между ними более очевидным »6.

Из всех вышеперечисленных характеристик очевидно, что медитация предназначена для того, чтобы направить человека внутрь, сфокусировать его на истинном «Я» как на индивидуальной частице высшего сознания, или Атмане, чтобы проникнуться божественным присутствием и почувствовать истинный источник счастья.

Следовательно, основная цель медитации — это саморазвитие, самопознание для достижения более высокого духовного уровня, трансформация, выход за пределы обычного сознания. Свами Вивекананда. «Афоризмы Патанджали». «Бхагавад-Гита» в переводе А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады . Глава 6 «Дхьяна-йога». Свами Шивананда. «Концентрация и медитация». Ошо. «Оранжеваякнига». РинпочеСогьял. «Медитации на каждый день». Даже самое подробное определение медитации не может раскрыть ее сущность и содержание достаточно широко, поэтому предлагаю также рассмотреть виды и методы медитации.

Глава 2. Типы и способы медитации

Техник медитации существует великое множество, однако все эти техники можно поделить на две крупные группы, которые классическая йога Патанджалиопределяет как: 1) Сагуна-дхьяна (медитация с объектом); 2) Ниргуна-дхьяна (медитация без объекта).

Сагуна-дхьяна предполагает, что в процессе медитации человек направляет свое сознание на объект, имеющий определенную форму, например, пламя свечи, лицо святого или изображение божества и другие. Ниргуна-дхьяна считается более высоким уровнем практики, и предполагает отсутствие формы у объекта медитации, например медитация на собственном «Я», Атмане, Брахмане, своѐм предназначении (дхарме) и т.д. Свами Шивананда считает, что у каждого человека есть свой тип медитации, в зависимости от вкусов, предпочтений, характера, способностей и мышления практикующего: «Ревностный преданный медитирует на снисходительном божестве, иштадевате. Раджайог медитирует на пурушу или ишваре, на который не влияют желания, боли и карма. Хатха-йог медитирует на чакрах и их божествах-управителях. Джняна-йог медитирует на своем Я, Атмане. Нужно определить, какой тип медитации подходит вам лучше всего. Если вы не можете сделать это самостоятельно, вам следует посоветоваться с наставником, достигшим Самореализации. Он сможет увидеть природу вашего ума и выбрать для вас подходящий метод медитации »7. Согласно одному из классических трудов по хатха-йоге «ГхерандаСамхита» (глава 6.«Дхианайога») выделяется также несколько типов медитации в зависимости от вида объекта медитирующего: «6.1. Гхеренда сказал: существуют три рода Дхианы (созерцания, медитации): грубая (стхула), светящаяся (джотир) и тонкая (сукшма).

18 стр., 8611 слов

Открытый урок по английскому языку в 11 классе :»Стресс. Как ...

... би окей] — Все будет хорошо. Сочинение на английском языке Стресс/ Stress с переводом на русский язык бесплатно Представлено сочинение на английском языке Стресс/ Stress с переводом на русский язык. Almost everyone is ... B person. Перевод Каждый день Вы читаете в газетах, книгах и журналах, что важно избежать стресса. Говорят, стресс может убить. Успокойтесь. Расслабьтесь. Притормозите. Не волнуйтесь ...

Если человек выбирает образ божества или учителя в качестве объекта созерцания, это грубая медитация. Когда Брахман или Пракрити рассматривается как масса света, это «созерцание света». Когда кто-то созерцает Брахмана в форме точки или созерцает Кундалини Шакти, это «тонкое» созерцание »8. Дхьяна-йога тесно переплетается с другими областями, такими как мантра и янтра-йога, а также гьяна и нада-йога. Мантра-йога — один из древнейших и наиболее эффективных видов медитации, поэтому хотелось бы остановиться на его описании более подробно. Средством для медитации в мантра-йоге выступает мантра.Слог «человек» в санскритском слове «мантра» происходит от слова «манна» — «ум, думай», а «между» означает «освобождать». Таким образом, слово «мантра» можно трактовать как освобождение ума от невежества, дурных мыслей и т.д.Мантра — это особый звук, своего рода «молитва» или «заклинание», которое может положительно повлиять на разум, разум и тело человека и способствовать его или ее духовному развитию. Мантра — это определенная последовательность звуков, чередование гласных и согласных, образующих слог, слово или целое предложение, несущее определенный «заряд» энергии». Мантра требует своего точного воспроизведения и действует независимо от того, понимаем мы ее смысл или нет. На материальном плане мантра способствует концентрации, снимает стресс, повышает эффективность, улучшает жизнеспособность и память, а на духовном плане ведет к просветлению. Наиболее известными являются биджа-мантры(«биджа» в переводе с санскрита означает «семя») – это слова, не имеющие перевода и состоящие из нескольких звуков. Каждая биджамантра имеет определенное соответствие на тонком уровне. Например, «ЙАМ» — это звук элемента воздуха, биджа-мантра анахата-чакры. Медитация с этой мантрой помогает контролировать прану. «ЛАМ» — биджа-мантра муладхара-чакры, это звук элемента земли, отвечает за чувство обоняния и т.д. Свами Шивананда, «Концентрация и медитация» «ГхерандаСамхита», глава 6 «Дхиана-йога»

Самойглавной является маха-биджа-мантра«ОМ» или «АУМ»(«маха» — в переводе с санскритского, «великая»), которая означает вечное единство со Всевышним и считается Божественной звуковой вибрацией, олицетворяющей Брахмана. «ОМ» состоит из трех звуков: А-У-М. Считается, что «А-У-М» — это прошлое, настоящее и будущее; рождение, созревание и смерть; физический, ментальный и духовный аспекты. Звук «ОМ» рождается в районе пупка, постепенно поднимается вверх до уровня ноздрей, где звучит, как носовой «M». Мантра «ОМ» по смыслу тождественна «Аминь» в христианстве.

Не менее известной является мантра «СО-ХАМ», которая считается мантрой дыхания, звук «СО» произносится на вдохе (Вселенная зарождается), далее следует пауза между вдохом и выдохом (Вселенная проживает), и на выдохе произносится звук «ХАМ» (Вселенная разрушается).

Помимо вышеупомянутых мантр, очень популярной считается мантра «ОМ НАМА ШИВАЯ», что переводится как «Я обожаю Шиву». В этой мантре заключено единение души (Дживы) с Богом (Шивой).

2 стр., 766 слов

Сочинение мое хобби спорт на английском языке с переводом

... неё я иду на пробежку на городской стадион. Но одной пробежкой я не мелочусь, а выполняю вторую комплексную тренировку, или йогу. Йога – это часть тренировки и моего хобби. Йога очищает организм ... тренировки в день плюс домашние дела: с собакой погулять, в магазин сходить, прибраться в комнате и т. д. Моим хобби стал спорт, я очень рада своему выбору. Теперь ...

Мантра приносит внутреннюю и внешнюю гармонию, позволяет расслабить ум, устраняет негативную карму.

Не менее важной является мантра «ОМ ТАТ САТ» — «Бог есть всѐ». В Бхагавад-Гите говорится: «С самого начала творения три слова — ОМ, ТАТ, САТ — использовались для обозначения Высшей Абсолютной Истины. Эти три символических слова произносились брахманами, когда они исполняли ведические гимны и совершали жертвоприношения во имя Всевышнего.Повторяя эту мантру, человек обращается к Богу, доверяя ему свои силы, мысли и душу.

Практика непрерывного повторения мантр называется джапа-медитацией («джапа»в переводе с санскр.–«шептать, повторять»).

Основная цель йога-мантры — привести психику в состояние концентрации, сосредоточения и покоя, объединив индивидуальное сознание и Сверхсознание.

В янтра-йоге объектом медитации является особый символ или рисунок — янтра, имеющая особое духовное значение и влияющая на глубокие уровни подсознания. Слог «ян» в переводе с санскрита означает «удерживать», а «между» — как уже говорилось выше — «освобождать». Таким образом, оказывается, что янтра — это то, что способствует удержанию мысли, концентрации и освобождению. Янтра обычно состоит из геометрических фигур: кругов, квадратов, треугольников и цветов. В центре янтры всегда присутствует точка – бинду, символизирующая центр или источник, откуда возникает и куда потом исчезает всѐ сущее (Рис.1).

Рис.1. Примеры изображения янтр «Бхагавад-Гита» в переводе А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады . Глава 17 «Разновидности веры», текст 23. Важная особенность янтры – симметричность. Именно благодаря этому качеству создается равное воздействие янтры на левое и правое полушария мозга и достигается состояние покоя, гармонии и равновесия. Также считается, что янтры — это графические изображения энергетической структуры божества, поэтому янтры часто используются в дополнение к мантрам, которые воспринимаются одновременно как графическое и звуковое выражение сущности божества.Янтру сравнивают с телом божества, а мантру — с его духом, сознанием: «Янтра это то же самое, что мантра, мол, божество находится в облике мантры. …Как тело – для живой души, как масло – для лампы, так янтра – прибежище для всех богов»10. Наиболее распространенной является Шри-янтра, это единственная несимметричная схема, которая представляет собой квадрат, образованный слиянием двух свастик,в центр которого вписано 6 кругов и 2 лотоса. Внутри изображено 9 пересекающихся между собой треугольников, 4 из которых смотрят вершинами вверх, а остальные 5 – вершинами вниз.В центре шри-янтры содержится точка бинду, символизирующая, источник и основу Вселенной(Рис.2).

Рис.2. Изображение Шри-янтры

По представлениям древних индусов, графика шри-янтры олицетворяет структуру Вселенной. Вкратце это можно объяснить следующим образом: точка в центре янтры — первоначальное состояние Вселенной, когда в ней царил хаос, треугольники внутри янтры символизируют сакральную матрицу, законы развития Вселенной, круги–фазы развития Вселенной, аквадрат – препятствие проникновению в матрицу негативных сил хаоса. Также существует мнение, чтошри-янтра отражает законы, по которым функционирует тонкая структура человека. Так, квадрат, символизирует муладхара-чакру, круг с шестнадцатью лепестками связан с свадхистана-чакрой, круг с восемью лепестками – с манипура-чакрой, внутри шри-янтры изображены остальные чакры вплоть до сахасрара-чакры, а точка бинду – есть наивысшая цель, символизирующая связь с Божественным. Исходя из вышеописанных представлений, можно считать, что медитация на шриянтрупозволяет проникнуть в тайны Вселенной, лучше понять ее законы, ощутить энергетические потоки, которыми пронизана Вселенная, пробудить свою духовность. Научно доказано, что созерцание шри-янтры сдерживает активность левого полушария, которое отвечает за логическое мышление и возбуждает активность правого, отвечающего за творческие способности, интуицию. В целом, цель созерцания янтр заключается в том, чтобы выйти за пределы привычного мышления и достичь измененного состояния сознания. Джняна-йога – это путь мудрости или знания, который учит тому, что человек должен, в первую очередь, овладеть умением мыслить правильно, а не попросту «накапливать» знания. В переводе «джняна» означает «знание». Объектом медитации в джняна-йоге служит, например, размышление о единстве всего во Вселенной. Один из распространенных способов медитации в джняна-йоге называется «нети-нети», который в переводе с санскрита означает «ни то, ни это». Данная техника заключается в размышлении практикующего о том, чем он, либо какой-то иной объект, не является. Путем отбрасывания, практикующий приближается к осознанию того, чем он является, в чем заключается истинное счастье и находит ответ внутри себя. «Куларнаватантра», 6.85, 87

78 стр., 38853 слов

Влияние разных стилей музыки на психические состояния молодых людей

... с использованием математических методов обработки выявить особенности воздействия разных современных стилей музыки на психические состояния молодых людей, увлекающихся ими. Методологической и теоретической основой дипломной работы являются деятельностный подход, принцип системности (Ломов, ...

Например, можно задавать себе вопросы следующего характера: «Я – это мои чувства?», «Я – это мои страхи?», «Я – это мое тело?» и т.д. Таким образом, практикующий постепенно отбрасывает отождествление себя с окружающими его процессами и вещами, тем самым избавляясь от иллюзии и осознавая свое Высшее истинное «Я». Когда не останется ничего, кроме Высшего «Я», практикующий начнет пребывать в лишенном мыслей состоянии чистого блаженства.

Другой способ медитации в Джняна-йоге называется «сакши-бхав» или «состояние свидетеля». Это техника наблюдения за собой с позиции постороннего свидетеля. Практикующий наблюдает игру своей жизни, не вовлекаясь в нее и не отождествляясь с ней. При этом ум не желает выступать свидетелем и пытается всячески отвлечься. Каждый раз необходимо мягко возвращать ум к наблюдению до тех пор, пока эго, провоцирующее привязанность к своим действиям, не исчезнет.

В нада-йоге объектом для медитации являетсятонкая звуковая вибрация, или внутренний звук человека, обусловленный вибрациями, исходящимив процессе функционировании органов тонкого тела. «Нада» переводится, как «звук». Техника нада-йоги подразумевает непрерывноеосознавание звука.

Одним из способов медитации в нада-йоге является концентрация на анахата-чакре. Практикующий зажимает уши большими пальцами рук, сосредотачивает свое внимание на сердечном центре – анахата-чакре, вслушивается и, удерживая однонаправленность ума, фиксирует исходящие из нее звуки. Считается, что сосредотачиваясь на звуке анахаты, ум растворяется и практикующий познает Высшее «Я».

Таким же образом можно сосредотачиваться на «сушумне» — центральном энергетическом канале, проходящем вдоль позвоночника, а также на точке «бинду» — тонком энергетическом центре, находящемся в области затылка.

9 стр., 4435 слов

Рассуждение. 1.Необходимо ли современному человеку читать книги? ...

... сочинения на тему: Сочинение «Моя любимая книга» «Роль книги в жизни человека» — сочинение-рассуждение «Уважай мысли и чувства братьев своих» — сочинение Сочинение на тему «Рассказ старого учебника в библиотеке» с прямой речью Сочинение «Книга — наш друг и советчик» Сочинение ...

Тратака – это одна из самых простых, но не менее эффективных техник сосредоточения ума. Данную технику могут использовать даже люди, имеющие небольшой опыт в медитации. Слово «тратака» в переводе с санскрита означает «неподвижный взгляд». Упоминание о тратаке встречается в классическом тексте йоги «ГхерандаСамхите», где она рассматривается как одна из очистительных техник: «Смотри на маленькую точку, не мигая и не закрывая глаз, пока не потекут слезы. Мудрецы называют это «тратака». Этим упражнением достигается Самбхавасиддхи. Исчезают болезни глаз и достигается божественная сила зрения»11.

Техника тратаки заключается в сосредоточении своего взгляда, а соответственно и ума, в одной точке – на внешнем (бахиртратака) или внутреннем (антартратака) объектах.

В качестве объекта для сосредоточения в тратаке может выступать любой предмет, например, пламя свечи, черная точка на белой стене, луна, полярная звезда, цветок, точка между бровями, символ «ОМ» и т.д. Во время выполнения техники тратаки необходимо стараться как можно дольше удерживать взгляд на объекте и не моргать. Затем следует закрыть глаза и представить образ объекта четким и различимым, пытаясь одновременноуравновешивать и сосредотачивать свой ум.

Техника тратаки позволяет усилить концентрацию, добиться ясности ума, развить силу воли, а кроме того, способствует укреплению зрения и успокоению психики. «ГхерандаСамхита», Глава 1 «О йоге тела»

Глава 3. Практика медитации

Прежде, чем приводить описание практики медитации, следует немного затронуть тему образа жизни практикующего, основных предостережений, противопоказаний и правил. Максимальный эффект от практики медитации может быть достигнут при удовлетворительном физическом состоянии организма. Идеально, если человек занимается йогой, ежедневно выполняет йогическиеасаны, занимается пранаямой, соблюдает правила ямы и ниямы, поддерживает духовный настрой и самосовершенствование, следует определенному распорядку дня, придерживается умеренности в сексе и в еде, а также не подвержен вредным привычкам. Однако, не обязательно быть йогином, для того, чтобы научиться медитировать. Людям, далеким от йоги или даже совершенно незнакомым с ней можно посоветовать постепенно и неспешно встраивать элементы йоги в свою жизнь. Медитацию невозможно вызвать насильно. Для того, чтобы оставаться в устойчивом состоянии сознания, которое возникает в процессе медитации, необходимо обладать определенной силой воли, одновременно находясь при этом в состоянии отстраненности и расслабленности. Всѐ это требует времени и терпения, но результаты добросовестных усилий, вложенных в подготовку к медитации, не заставят себя ждать.

Питание. На качество медитации большое влияние оказывает питание человека. Ведь то, что потребляет человеческий организм, отражается на эффективности работы мозга. Некачественная пища способна вызвать эмоциональную нестабильность, сонливость, вялость. Поэтому, в первую очередь, стоит отказаться от таких продуктов, как алкоголь, сигареты, мясо, кофе, черный чай, соль, лук и чеснок. Пища должна быть простой, не перегружающей пищеварительную систему, не делающая ум вялым, или наоборот, чрезмерно возбужденным. Рекомендуется употреблять больше свежих фруктов и овощей, злаков и орехов. Те, кто отказался от мяса и перешел на вегетарианскую пищу, замечают перемены своего сознания, признают улучшение контроля над мыслями, что благотворно отражается на практике медитации.

11 стр., 5206 слов

«Работа над певческим дыханием на х сольного пения»

... о количестве дыхания, которое следует набирать, типе дыхания и рекомендуемых дыхательных упражнениях. Различное отношение к данному вопросу наблюдается и в современных школах пения. В некоторых классах ... выдох совершаются ритмично, равномерно без нашего вмешательства в это регулирование. Таким образом, говоря о дыхании, необходимо учитывать, что оно имеет произвольно-непроизвольную систему управления ...

Место для медитации. Это может быть отдельная комната, либо ее часть, желательно предназначенная только для занятий медитацией. Важно позаботиться о том, чтобы человека ничего не отвлекало от занятий. В помещении для занятий должно быть тепло и проветрено. Естественно, если есть выбор, лучше заниматься медитацией на природе, на берегу моря, озера или спокойной реки, в лесу или парке, на горе, наблюдая рассвет или закат. Качество медитации в таких условиях будет гораздо выше.

Время для медитации. Наилучшее время для занятий на рассвете (4-5ч. утра) или в сумерках (8-9ч. вечера).

Считается, что в это время в атмосфере присутствует особая духовная энергия, а сознание человека пребывает в большей ясности.

Привычка медитировать. Заниматься медитацией важно регулярно, начиная с 10-15 мин. в день и постепенно увеличивая время до 1-2 часов в день.

Поза для медитации.Медитировать необходимо сидя – это главное правило медитации. Так, в «Бхагавад-Гите» можно найти следующие требования: «Для занятий йогой надо найти чистое уединенное место, постелить на землю циновку из травы куша, покрыв ее оленьей шкурой и мягкой тканью. Сиденье не должно быть слишком высоким или, наоборот, слишком низким. Усевшись как следует, можно приступить к практике йоги. Обуздав ум и чувства, контролируя деятельность тела и сосредоточив мысленный взор в одной точке, йог должен очистить сердце от материальной скверны»12. Здесь же отмечается, что необходимо не просто сидеть, а держать «корпус, шею и голову на одной линии»13. В целом, для медитации подходит любая удобная сидячая поза с прямой спиной: падмасана, полупадмасана, сиддхасана, сукхасана, ваджрасана. Физически слабым людям допускается сидеть на стуле со скрещенными щиколотками. Спину и шею важно сохранять ровными, но не напряженными, чтобы энергия свободно проходила вдоль позвоночника, успокаивая тем самым сознание и увеличивая концентрацию. Кисти рук могут свободно располагаться на коленях, либо находиться в положении какой-либо мудры (например, джняна-мудра, чин-мудра).

Глаза можно либо полностью закрыть, либо прикрыть, оставив взгляд на кончике носа. Кончик языка удерживается на нѐбе ближе к зубам.

«Бхагавад-Гита» в переводе А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады . Глава 6 «Дхьяна йога», текст 11-12

«Бхагавад-Гита» в переводе А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады . Глава 6 «Дхьяна йога», текст 13 Дыхание. В процессе медитации дыхание должно оставаться спокойным и ровным. Углубляясь в медитации можно осознанно замедлять дыхание, добиваясь того, чтобы оно становилось беззвучным и легким. Это стабилизирует и успокаивает сознание. Сознание.На эффективность медитации большое влияние оказывает состояние сознания человека, его текущийнастрой и целеустремленность. Разумеется, что страдание, страхи и негативные эмоции должны трансформироваться и, в конечном итоге, в жизни должны преобладать радость и удовлетворенность. Необходимо отказаться от склонности жить прошлым, грезить о будущем в попытке обнаружить там защиту от страданий. Медитация может научить жить настоящим, воспринимать вещи такими, какие они есть, без стереотипов и предубеждений, без страхов и пустых надежд. Поэтому необходимо набраться терпения и стараться мягко направлять свое сознание в русло правильного, позитивного мышления. Со временем придет осознание того, что поиск отвлечения в трудных ситуациях уже не требуется, и ум спокойно и отрешенно реагирует на любые жизненные перипетии. Описание практической стороны медитативных техник рассмотрим на примере мантрамедитации. Прежде всего, необходимо занять удобное положение, сидя с прямой спиной и расправленной грудной клеткой. Согласно традиции, во время медитации лучше сидеть лицом на восток, т.е. туда, где восходит солнце, символизирующее жизнь, свободу и духовное совершенство. Далее, следует прикрыть глаза, сконцентрировать внимание на точке между бровей, либо на кончике носа и начать повторять мантру. В нашем случае это будет мантра «ОМ», или «АУМ». Сохраняя спокойное и размеренное дыхание, на выдохе следует нараспев и в одной тональности произносить «Аааа-уууу-мммммм». Мантра должна вибрировать. Во избежание отвлечения сознания, сначала рекомендуют повторять мантру вслух. В дальнейшем, достигнув определенного опыта и спокойного ума, можно повторять мантру шепотом, либо только в уме. Для подсчета произносимых мантр в Индии принято пользоваться четками(мала), представляющими собой нить, на которую нанизано 108 обычных бусин и 1 большая (меру).

Одна бусинка символизирует собой чтение одной мантры. Вести отсчет бусин следует по часовой стрелке, начиная от меру. Завершив круг, т.е. повторив мантру 108 раз, следует не перескакивать через меру, а повернуть назад и начать отсчитывать бусины против часовой стрелки. Обычночѐтки держат в правой руке,перебирая бусины средним и большим пальцем. Считается, что четки помогают лучше сконцентрироваться на мантре, способствуют ее непрерывному чтению, дисциплинируют ум и двигают его к сверхсознанию. Медитацию на мантру «ОМ» рекомендуется начинать с 15-20 минут по 2 раза в день, и, если есть возможность, в одно и то же время, постепенно увеличивая количество кругов повтора мантры. Простое повторение мантры «ОМ», скорее всего, не принесет желаемых результатов. Произнося «ОМ», важно мысленно отождествлять себя с идеями целостности, бесконечности, вечности и свободы Абсолюта, единения с ним. Во время длительного произнесения мантры «ОМ» можно почувствовать вибрацию внутри тела. Считается, что сила этой вибрации воздействует на энергетические каналы человека, очищает их, снимает блоки, зажимы и активизирует проходящие сквозь них потоки энергии. Мантра «ОМ» обладает свойством очищать ум от всяческих волнений и помогает сознанию достичь более высоких духовных уровней. Выход из медитации должен быть плавным и неспешным. Прекратив произнесение мантры, необходимо некоторое время продолжить находиться в той же позе. Затем можно начать медленные вращения головой, выполнить мягкие круговые движения плечами и кистями, и в конце медленно открыть глаза и поморгать.

Глава 4. Польза медитации в борьбе со стрессом

Было бы заблуждением говорить о том, что единственная задача медитации – это духовное просветление, познание своего «Я» и стремление к достижению высших состояний сознания.

Практика медитации имеет множество положительных эффектов, таких как снятие мышечного напряжения, избавление от стресса и депрессии, раскрытие творческого потенциала и т.д.

Каждый современный человек сегодня знаком со стрессом. Технический прогресс развивается столь стремительно, что мы просто не успеваем приспосабливаться к изменениям условий среды. Признаками стресса являются нарастающее чувство гнева, тревоги и раздражения. Большинство из нас не способны противостоять затруднениям, страхам и негативным эмоциям, которые вызывает стресс и вскоре эта беспомощность отражается на физиологическом уровне нашего организма. К сожалению, высокий процент смертности в мегаполисах вызван проблемами с сердечно-сосудистой системой, и причиной, разумеется, является стресс. Затормозить развитие технического прогресса мы не в силах, точно также, как и укротить стресс.

Современная медицина придумала множество лекарств, призванных бороться с последствиями стресса. Однако ни одно лекарство не способно устранить причину зарождающегося стресса и вернуть человеку гармонию и покой.

Под воздействием стресса кора надпочечников выделяет в кровь несколько видов нестероидных гормонов стресса – кортизол, пролактин и адреналин. Все эти гормоны готовят организм к сложным ситуациям с помощью таких механизмов, как повышение артериального давления, сахара в крови, чтобы снабдить питанием мозг и мышцы. В результате человек испытывает страх и панику и готов противостоять любой угрозе. Таким образом, нормальный, анаболический обмен веществ, подразумевающий получение новой энергии, превращается в катаболический обмен веществ – связанный с расходом энергии и приводящий к преждевременному старению, ослаблению иммунной системы, сахарному диабету и проч.

В течение своей жизни человек может находиться в двух состояниях сознания – спящем и бодрствующем. Однако, современной наукой доказано, что избавлению от стресса способствует еще одно состояние, в котором человек пребывает будучи в ясном сознании, но при полной физической расслабленности – т.е. в состоянии медитации.

Медитация – это единственный способ избавиться от волнений, вызванных сумасшедшим ритмом современной жизни, успокоить ум, освободиться от постоянного преследования своего эго, амбиций и желаний, ежедневно провоцирующих человека бороться с судьбой.

Если человек начинает регулярно медитировать, его психологическое и психическое состояние вскоре заметно улучшается, высвобождаются большие резервы созидательной энергии, уходит депрессия, повышается тонус организма и сопротивляемость различным заболеваниям.

Глава 5. Личный опыт.

Несмотря на то, что яявляюсь новичком в медитации и нахожусь в самом начале пути, хотела бы поделиться впечатлениями о своих первых шагах в этом направлении.

Несколько первых дней, когда я садилась и начинала медитировать, я ощущала нарастающее напряжение и скованность в теле, пытаясь сохранить «удобную» позу и при этом держать спину и шею ровно. Естественно, все мои попытки сконцентрироваться на каком-либо объекте минут через 10 сводились к одному – затекшим коленям и усталости в спине. Тогда я решила поменять тактику – села на подушку и прислонилась к стене. Таким способом телу удалось расслабиться, поза стала более комфортной, и процесс сдвинулся с мертвой точки.

Вооружившись основными инструкциями и неплохо владея теоретическимиосновами классической медитативной техники, я отметила для себя, что в практическом применении это имеет второстепенное значение. Первая сложность возникла с удержанием внимания на объекте концентрации. То и дело возникали какие-то мысли и вовлекали мое внимание в разрешение разного рода вопросов, составление планов, ведение диалогов, а то и вовсе уносили в события прошлого. Но я не сдавалась. Облегчить себе эту непростую задачу я попыталась с помощью пранаямы. Поскольку дыхание и психика взаимосвязаны, пранаямаможет служить отличной подготовкой к медитации.

Перед тем, как приступить к медитации, я выполняла такие техники пранаямы, как «капалабхати» (ритмичное дыхание с продуванием ноздрей) и «анулома-вилома» (медленное дыхание со сменой ноздрей).

Дыхание «капалабхати» выполнялось в течение примерно пяти минут, а «анулома-вилома» — в течение десяти минут.

После пранаямы сознание стало более спокойным, уравновешенным, нервная система расслабилась, и мысли уже не имели такой четкой и яркой окраски, как до выполнения пранаямы. Дыхание становилось более глубоким и осознанным, паузы между вдохами и выдохами заметно увеличились. В то же время я могла наблюдать свои мысли как-бы со стороны, как они возникают, развиваются и уходят.

Позднее, к концентрации на точке между бровей я добавила гудящий носовой звук «м», а затем повторение мантры «АУМ». С уверенностью могу сказать, что состояние сознания при этом ощутимо изменилось, одновременно расширилось и углубилось. Кроме того, изменилось восприятие своего собственного тела. Сначала оно кажется тяжелым и плотным, а в процессе медитации границы физического тела постепенно исчезают, т.е. перестают ощущаться, состояние плотности тает,и тело словно растворяется, становится легким и невесомым.

Несколько раз внезапно возникал испуг от небольшой пространственной дезориентации. Мысленно возвращаясь в комнату и воспринимая окружающие звуки, было сложно моментально представить, откуда исходят эти звуки, и где располагаюсь я, относительно окна или стены.

Иногда неосознанно перед глазами всплывали какие-то образы, ситуации, которым сложно дать сейчас адекватную оценку – негативные они, либо позитивные. В момент медитации они возникали непроизвольно, без привязки к какой-то идее или мыслительному процессу. Все происходящие процессы мне оставалось всего лишь наблюдать со стороны.

За такой небольшой промежуток времени (2 месяца) я конечно не ощутила связь сБожественными не почувствовала энергетические потоки Вселенной. Для достижения более высокого уровня практикитребуется время и терпение.Медитация – это личная практика, иуспех этой практики зависит от постоянства вхождения в это состояние.

Однако даже несмотря на небольшой опыт медитации, я ощутила ее положительное влияние в своей жизни. Кажется, я стала спокойнее и осознаннее, в том числе, в принимаемых решениях, тоньше и острее стала чувствовать то, что происходит в моем внутреннем мире, легче запоминать и усваивать прочитанное. Это сравнимо с тем чувством, как будто у тебя появляется фонарь, и свет его становится шире, глубже, ярче, и тебе идти становится легче и спокойнее.

Заключение

Хотя медитация – это всего лишь наблюдение, осознавание, мягкое проникновение глубоким и широким вниманием в настоящий момент, или какие-то части настоящего момента, тем не менее, это процесс, который происходит внутри нашего разума. В глубине нашегосознания в этот момент происходит труд, т.е. человек во время медитации трудится.

Медитация – это практика позитивного мышления, это практика, которая работает с глубинными слоями нашего разума, и вследствие этого медитация дает глубинную трансформацию личности, потому что внутри нас появляется радость, ясность и чувство гармонии. Таким образом, можно сказать, что медитация – самый мощный процесс из всех процессов, которые люди используют для личностной трансформации. Медитация – это духовная и психическая практика, которая происходит на уровне ума, души и интуиции (мы нацеливаем радары своего внимания на познавание более высокой реальности).

Эта практика базируется на главном принципе – о чем ты думаешь, тем ты и становишься. Это означает, что наше мышление определяет наше Бытие. Негативное мышление приводит к страданиям и несчастной жизни, а позитивное мышление – ровно наоборот.

Медитация – значит поглощение идеи и трансформация в соответствии с этой идеей. Мы выбираем такую идею, которая возвышает разум, которая содержит в себе зерна всех лучших человеческих качеств, таких как мудрость, любовь, мужество, знание, щедрость, благородство и т.д. И когда мы впитываем в себя эту идею, поглощаем ее, она встраивается в нашу личность и мы, незаметно для себя напитываемся светом этой идеи и постепенно становимся позитивным человеком.

Постоянно практикуя медитацию и сосредоточение на какой-то идее, либо каком-то объекте, мы тренируем и увеличиваем силу нашего разума, что, в свою очередь, приводит к внешним и внутренним изменениям и позволяет сохранять и накапливать так необходимую нам психическую энергию. Всѐ это позволяет нам спокойно реагировать на различные жизненные обстоятельства и воспринимать реальность более адекватно.

Список литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/na-temu-muzyika-dlya-meditatsii/

1. Свами Вивекананда, «Афоризмы Патанджали»; 2. Свами Шивананда, «Концентрация и медитация»; 3. Свами Шивананда, «Золотая книга йоги»; 4. Свами Вишнудевананда, «Медитация и мантры»; 5. Ошо, «Оранжеваякнига»; 6. РинпочеСогьял, «Медитации на каждый день»; 7. С.М.Неаполитанский, «Мантра йога и медитация»; 8. СатьянандаСарасвати, «Древние тантрические техники йоги и крийи»; 9. «ГхерандаСамхита»; 10. «Куларнаватантра»; 11. «Бхагавад-Гита» (в переводе А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады).

Интернет-источники:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/na-temu-muzyika-dlya-meditatsii/

1. benefits/