Культура является одной из составляющих духовной жизни человека. Знание фольклора обогащает и поднимает человека на более высокий культурный уровень. Еще Толстой Л.Н. говорил:
«….народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, — говорившиеся нараспев, под звон струн, — о славных подвигах богатырей, защитников земли народа — героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Это стало и укрепило его нравственный образ, это была его историческая память, праздничная одежда его души и наполнила глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, протекающую по обычаям и ритуалам, связанным с его работой, природой и почитанием отцов, бабушек и дедушек».
Фольклор — это народное творчество, очень нужное и важное для изучения народной психологии в наши дни. Фольклор включает произведения, передающие основные важнейшие представления людей об основных жизненных ценностях: работе, семье, любви, общественном долге, Родине. На этих произведениях воспитываются наши дети и сейчас. Знание фольклора может дать человеку знание русского народа и в конечном итоге самого себя.
Фольклор — это поэзия, созданная людьми и распространенная среди масс, в которой он отражает их трудовую деятельность, социальную и повседневную жизнь, знания о жизни, природе, культах и верованиях. Фольклор воплощает в себе мнения, идеалы и стремления людей, их поэтическое воображение, мир, более богатый мыслями, чувствами, переживаниями, протест против эксплуатации и угнетения, мечты о справедливости и счастье. Это устное и словесное художественное творчество, возникшее в процессе формирования человеческого языка. М. Горький говорил: «… Начало искусства слова — в фольклоре». В доклассовом обществе фольклор тесно связан с другими видами человеческой деятельности, отражая зачатки его знаний, религиозных и мифологических представлений. В процессе развития общества возникли различные виды и формы устного речевого творчества. Некоторые жанры и виды фольклора прожили длительную жизнь. Их оригинальность можно проследить только на основании косвенных свидетельств: на текстах более позднего периода, сохранивших архаичность содержания и поэтической структуры, и на этнографических сведениях о народах доклассических фаз исторического развития.
Только от 18 века и позже известны подлинные тексты народной поэзии. Очень немного записей сохранилось в 17 веке. Вопрос о происхождении многих произведений популярной поэзии намного сложнее литературных произведений. Неизвестны не только имя и биография автора — создателя того или иного текста, но и социальная среда, в которой неизвестны сказка, эпос, песня, время и место их сложения. Об идеологическом замысле автора можно судить только по сохранившемуся тексту, к тому же часто переписанному много лет спустя. Важным обстоятельством, обеспечивающим развитие народной поэзии в прошлом, являлось, по словам Н. Г. Чернышевского, отсутствие «резких различий в умственной жизни народа». «Умственная и нравственная жизнь, — указывает он, — для всех членов такого народа одинакова — потому и произведения поэзии, порожденной возбуждением такой жизни, одинаково близки и понятны, одинаково милы и родственны всем членам народа».
Простого народа, его жизни, его уникальных традиций
... А в душе так тепло... Краткое мини сочинение Погода весной Весна чудесна, потому вокруг становится не только тепло, но и красиво. Несмотря на то, что в марте ещё не ... наиболее важных тем, ради раскрытия которой великий русский писатель Лев Николаевич Толстой и создавал свой знаменитый роман-эпопею «Война и мир», является тема простого народа, его жизни, его ...
Как правило, на момент создания произведение переживает период особой популярности и творческого расцвета. Но наступает момент, когда он начинает искажаться, распадаться и забываться. Новое время требует новых песен. Образы народных героев выражают лучшие черты русского национального характера; в содержании фольклорных произведений отражаются наиболее типичные обстоятельства народной жизни. Живя в устной передаче, тексты популярных стихов могли существенно измениться. Однако, достигнув полной идеологической и художественной завершенности, произведения часто длительное время сохранялись почти в неизменном виде как поэтическое наследие прошлого, как культурное богатство, имеющее непреходящую ценность.
Культура казачества является частью культуры русского народа, поскольку они, испокон веков проживая на территории России, принимали непосредственное участие в охране ее южных рубежей. Связь казачества с русским народом тесна изначально. Особенно она проявляется в военных действиях.
Особую востребованность сегодня получает идея возрождения уникального для России субэтноса — казачества, чьи традиции связаны с установками на духовное единство, ментально-ценностной константой являются патриотизм, Православие и служение Отечеству, а одной из важнейших характеристик мировосприятия и жизнедеятельности — приверженность обычаям дедов и отцов (С.Н. Даньшов, С.Н. Лукаш, Т.С. Рудиченко и др.).
Фольклор, являющийся связующим компонентом казачьего менталитета, формой народной памяти об исторических событиях, закрепления и передачи накопленного социального опыта, важнейшим средством сохранения и передачи бытовой культуры и боевых традиций, был неотъемлемой частью и средством казачьей народной педагогики. Песня, сыгравшая важную роль в сохранении казачьих традиций, была самым популярным фольклорным жанром. Она везде сопровождала казака, была его незаменимым спутником в боли, в радости, в военном походе, в бытовых и хозяйственных делах. Это доказывает обилие пословиц и поговорок, распространенных в казачьей среде по этому поводу: «Веселы привалы, где казаки запевалы!»; «На Дону что ни хутор, то своя запевка»; «Казак-донец и швец, и жнец, и на дуде игрец, и в хоре певец, и в боюмолодец»; «Казаки песни в тороках возят» (торока — ремешки позади седла для пристежки); «Не умеешь петь, так и в запевалы не суйся!»; «Дон без песен, что виноградная лоза без гроздьев» Этнокультурный компонент на уроках музыки в современных казачьих учебных заведениях// http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-1-2012/kashina_18_mart.pdf .
Исследования. 1.1.ОСОБЕННОСТИ НАТЮРМОРТА КАК ВИДА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
... живописи в технике масло; 3) обосновать и отобрать содержание, адекватные средства художественной выразительности для воплощения художественно-творческих работ; 4) создать серию композиций натюрморта по теме исследования. ... 1.1.ОСОБЕННОСТИ НАТЮРМОРТА КАК ВИДА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА. В изобразительном ...
Подрастающее поколение казаков стало частью казачьей фольклорной среды, что способствовало развитию их собственных ценностных ориентаций, накоплению художественно организованных содержательных переживаний. Музыкальный фольклор выполнял в казачьей общине, помимо прочих: аксиологическую функцию (присвоение юными казаками морально-этических и духовно-нравственных ценностей казачества); эстетическую функцию (развитие художественного вкуса, чувства прекрасного); воспитательную функцию (осуществление культурной идентификациии — сознательного принятия идеалов, норм и ценностей казачьей культуры, отождествление личности с казачеством, стремление к идеалу-образу человека казачьей национальной культуры (С.Н. Лукаш).
Поэтому включение казачьего музыкального фольклора в процесс патриотического воспитания подрастающего поколения представляется актуальным.
Нет сомнения, что для преподавателей сценического движения в театральных ВУЗах, а также для актёров, играющих в русских драматических театрах крайне необходимо знание хореографии казачества как неотъемлемого компонента фольклора этого народа (можно сделать ссылки на произведения, которые ставятся в современных театрах, где рассказывается про жизнь казаков — тогда актуальность будет доказана).
К сожалению, в настоящее время особенности хореографии казаков представлены, в основном, лишь двумя коллективами (или ансамблями, или хорами — назвать эти коллективы).
Сегодняшние реалии приводят к тому, что уникальные элементы казачьей хореографии постепенно забываются и уходят в прошлое. Однако, для исследователей культурного наследия казаков, преподавателей по сценическому движению, а также актёров крайне важно иметь представление о таком компоненте, как хореография казачества, богатого тем-то и тем-то…
Цель исследования: выявление особенностей хореографии казачества.
Объект исследования: народное искусство.
Предмет: хореография казачества.
Задачи.
- изучить и проанализировать источники по теме исследования;
- изучить историю становления казачества их быт и особенности костюма;
- рассмотреть особенности движений, особенности танцев;
- провести сравнительный анализ хореографии оренбургского и донского и кубанского хоров;
- Гипотеза: изучить творчество оренбургского, донского и кубанского хоров, возможно, выявив особенности казачьей хореографии в целом.
Методология исследования. Для доказательства выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач используется комплекс методов:
- анализ;
- синтез;
- абстрагирование;
- конкретизация;
- сравнение;
- измерение;
- наблюдение;
- опрос (анкетирование, тестирование, беседа, интервью);
- классификация.
База исследования: кафедра пластической выразительности актера театрального института имени Бориса Щукина, Областная библиотека им. Н. К. Крупской
Этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа.
Настоящее собрание включает расшифровки фонозаписей песен уральских ...
... фольклористов, исполнителей и любителей народной песни. ПЕСЕННЫЙ ФОЛЬКЛОР УРАЛЬСКИХ КАЗАКОВ В многотрудной истории России с уральским(яицким) казачеством связано немало драматических страниц. ... 6 . Двойственный характер истоков традиционной уральской казачьей культуры выявляют и диалектологические исследования. Говор уральских казаков диалектологически относят к группе переходных, среднерусских, ...
1. На подготовительном этапе (сентябрь 2010 г. — май 2011 г.) определены исходные методологические характеристики исследования: актуальность, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы; определен категориальный аппарат исследования.
2. На поисковом этапе (июнь 2011 г. — март 2012 г.) проведен историко-логический анализ развития хореографии казачества, проведен сравнительный анализ оренбургского, донского и кубанского хоров с целью выявления сходств и различий.
3. На завершающем этапе (март 2012 г. — май 2012 г.) разработана классификация особенностей хореографии оренбургского, донского и кубанского хоров проведено обобщение и интерпретация результатов исследования.
Научная новизна исследования.
- Выявлены существенные особенности хореографии казачества;
- обобщён и систематизирован комплекс элементов хореографии казачества Оренбургского, Донского и Кубанского хоров;
- определена логическая взаимосвязь исторических событий с характером формирования хореографии казачества.
Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования позволяют определить место хореографии казачества в культуре этого народа, а также проблемы влияния хореографии и культуры соседних народов на казачество.
Практическая значимость исследования. Результаты, полученные в процессе изучения проблемы, могут быть использованы в дальнейших исследованиях по теме, а также в качестве дополнительного материала к лекциям и семинарам.
Основные положения, выносимые на защиту:
- исторические особенности развития культуры казачества (какие именно события явились основой формирования хореографии казаков);
- какие основные структурные элементы хореографии казаков можно выявить по результатам исследования;
- какое место хореография казаков занимает в культуре этого народа;
- каким образом хореография казаков повлияла на развитие хореографии других народностей.
Достоверность полученных результатов исследования обеспечивается обоснованностью использования исходных теоретических положений, методов исследования связанных с системным, историческим, деятельностным и логическим подходами, адекватных задачам исследования; широким спектром источников данных исследования.
Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются основные методологические характеристики: цель, задачи, гипотеза, объект, предмет; раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, формулируется положения выносимые на защиту.
В первой главе раскрывается история становления казачества. Их быт и костюм.
Во второй главе рассматриваются вопросы культуры казачества, раскрываются особенности творчества хоров Оренбурга, Дона и Кубани.
В заключении обобщены основные результаты исследования, представлены выводы, подтверждающие гипотезу, и намечены перспективы дальнейшей работы.
казачество фольклор хореография хор
1. История происхождения казачества
1.1 Происхождение Донского казачества
История донских казаков начинается во время борьбы за власть между Тамерланом и Тохтамышем и распада Великой степной армии. Именно тогда, в условиях царившей анархии и беззакония на этих землях начинается самоорганизация местного христианского населения в казачьи отряды, ядро которых составили бывшие русскоязычные воины-христиане, дезертиры из распадающегося Великого Войска Степного. Со временем тюркоязычные жители этого региона также стали присоединяться к казачьим отрядам.
Возрождение казачества Юга России
... возрождать первые казачьи общественные организации. В конце 1980-х гг. снизу по инициативе самих казаков начался процесс возрождения казачества. В этот же период органы власти России уделяют внимание реабилитации репрессированного российского ...
Среди историков до сих пор нет единой точки зрения на время появления донских казаков. Согласно историку Е. П. Савельеву [Савельев Е. П., Древняя история казачества, Издательство: Вече, 2007 г.,] казачье население появляется в XIV веке сперва в Новгородской земле, а затем и в Хлыновской земле.[] Появление значительного количества казачьего населения в низовьях Волги и Дона на рубеже XV—XVI вв. Савельев связывает с беженцами из Хлыновской земли после завоевания ее в 1489 году Московским княжеством, большая часть которых с жёнами и детьми двинулась вниз по Волге и укрылась сперва в Жигулях, а в первой половине XVI ст. эта удалая вольница с Волги перешла волоком на р.р. Иловля и Тишанка, впадающие в Дон, а затем, когда казаки Азова, Белгорода и Запорожья появились в низовьях Дона, они поселились по этой реке до Азова. А также, c исходом части населения (в т.ч., рязанских казаков) из Великого княжества Рязанского, в связи с присоединением его в 1520 году к Москве. Этими переселениями, согласно Е. П. Савельеву, был завершён многовековой «круговорот» части коренного казачьего населения приазовья и Дона, покинувшего этот регион ещё в XIII—XIV вв.
Н.С. Коршиков и В.Н. Королев считает, что «помимо широко распространенного мнения о происхождении казачества от русских беглецов и промышленников, существуют и другие взгляды как гипотезы.
По мнению Р.Г. Скрынников, первоначальные казачьи общины, состояли из татар, к которым позже присоединились русские элементы.
Л.Н. Гумилев предлагал возглавить донских казаков от хазар, которые, смешавшись со славянами, составили скитальцев, которые были не только предшественниками казаков, но и их прямыми предками.
Все больше специалистов склоняются к тому, что истоки донского казачества следует видеть в древнем славянском населении, которое согласно археологическим открытиям последних десятилетий, существовало на Дону в VIII-XV вв.
По другим точкам зрения казаки изначально были выходцами из славян. Так украинский политик и историк В.М. Литвин в своей трехтомной «Истории Украины» высказал мнение, что первые украинские казаки были славянами. По его исследованиям, источники говорят о существовании казаков в Крыму ещё в конце XIII в. В первых упоминаниях турецкое слово «казак» означало «охранник» или, наоборот, «вор». Также — «свободный человек», «изгнанник», «авантюрист», «бродяга», «защитник неба». Этим словом часто обозначали свободных, «ничейных» людей, торгующих оружием. В частности, в древнерусских былинах времен Владимира Великого героя Илью Муромца называют «старым казаком». Именно в этом значении, по мнению В.М. Литвина, оно и закрепилось за казаками.
1.1.1 Быт Донских казаков
Быт в широком смысле — уклад стереотипного поведения повседневной жизни, это часть физической и социальной жизни человека, включающая удовлетворение духовных и материальных потребностей в пище, одежде, жилье, сохранении и продолжении семьи (рода).
«Мой дом — моя крепость» — с полным основанием могли бы подписаться под этим изречением донские казаки. Особые историко-военные и природно-климатические условия на Дону дали казакам особый тип строительства жилых и хозяйственных построек. В оформлении традиционного казачьего особняка, который они называют куреном, повлияла речная культура Нижнего Дона и Кавказа. Слово «курень» означает «круглый», еще шире — «гармоничный», если попытаться «расчленить» это слово и перевести, получится: «дым» — круг, поле, расположение комнат в таком дом пошел по кругу. У донских казаков есть своеобразный «круглый дом»: три-четыре окна на улицу, одна стена часто просто пуста. Непременно особенностью донского казачьего куреня является балкончик и «галдарея», т.е. забранный досками наружный коридор. Балкончик, которым опоясан весь дом, называется — балясником. Он служил для того, чтобы удобно было открывать и закрывать ставни. А так же для того, чтобы удобно было гостям, наблюдать в окнах семейные праздники (свадьбу, проводы) и далее вести беседу (сплетничать) о гостеприимстве хозяев. Крытое крыльцо — шкафчик ведет от балюстрады в коридор, где внешняя лестница вела к резному крыльцу с балдахином наверху.
Народная художественная культура Донского края
... Казак донской, что карась озерской: и икрян, и солон»). Монолитный сплав этих качеств и породил уникальный мир традиционной культуры казаков. ... поговорки, тосты. В них отразились любовь к родному краю, жизненные обстоятельства, природа общинных и межличностных отношений, ... народной культуре воплощена этнокультурная деятельность (создание произведений народного художественного творчества, сохранение ...
Первый этаж куреня традиционно называется низы. В центре низа находится комната без окон, но с небольшими дырочками в стене. Донские казаки называли эту комнату «холодной». На протяжении веков тщательно продуманные методы строительства позволяли построить «холодный» дом таким образом, чтобы постоянно дул сквозняк, который охлаждал в камерах, окружающих это помещение.
Коморские острова разграничивают холод в узком коридоре по периметру с помощью окон-дыр. Когда-то здесь в нишах хранилось оружие. Узкая единственная дверь (обязательно открывающаяся во внутрь, чтобы легко было подпереть ее бревном или камнем) вела на первый, заглубленный, этаж. Сюда можно было войти только по одному, прогнувшись под низким архитравом, и сразу спуститься на две ступеньки: «мой дом — моя крепость».
Прямо перед дверью находился «охотничий подвал», яма с колом посередине, закрытая в обычное время деревянным щитом. Враг, ворвавшийся в курень, сразу же попадал туда. Вообще, в эту часть куреня чужие не ходили. Гости обычно поднимались по широким ступеням («порожкам») на второй этаж и попадали на «балясы» — балкон-галерею, террасу. С террасы проходили в главную комнату (зала) пройдя по узкому коридору.
Главная комната (зала) всегда была готова к приему гостей. В переднем углу комнаты (левом напротив входа) располагалась божница (полка или киот, т.е. остекленная рама, шкафчик для икон), имевшая несколько икон в богатых серебряных окладах (тонкое металлическое покрытие на иконе, оставляющее открытым только изображение лиц и рук).
Перед божницей висела зажженная лампада (небольшой сосуд с фитилем, наполненный деревянным маслом и зажигаемый перед иконой, перед божницей).
Сушеные травы и различные украшения из цветной бумаги и колосьев свешивались небольшими связками вдоль святыни и между самими иконами. Здесь же в углу, под святым образом (иконой) стоял стол, накрытый всегда чистой скатертью. Вдоль стен располагались лавки. В домах богатых казаков у одной из стен ставили гораздо больше стульев, то ли из обыкновенного дерева, то ли с резными высокими спинками из ценных пород деревьев.
Все стены залы были увешены оружием и сбруей. Ружья, сабли (шашки), кинжалы, пояса с серебряными пряжками, сафьяновые мешочки для пуль. Богатство парадной сбруи зависело от состоятельности хозяина дома.
Традиции русского народного костюма
... одежды использовали кожу, овчину, меха. Глава 2. Русский народный костюм Традиционная мужская и женская одежда обладали сходством, различались мужской и женский костюмы ... в которых сохранились описания одежды. И, наконец, нельзя пренебрегать сведениями, которые может дать народный костюм, кое-где ... одеждой были туникообразная рубаха. Мужская рубаха была до колен или чуть длиннее, и носили её поверх ...
В этой комнате стоял поставчик (постав) — шкаф для размещения посуды со стеклянными дверцами, через которые хорошо видна расставленная в порядке «гостевая» посуда. В центре зала всегда стоял стол. Накрытый скатертью и всегда готовый к приему гостей. В одной стене передней стены был цветок, в другой висело зеркало, а на полу стоял потайной сундук, связанный железом. В правом углу была кровать, накрытая флисовым одеялом или зашитым в клочья лоскутным одеялом. На каждом конце кровати лежали по две взбитые пуховые подушки. На окнах над кроватью вешали ситцевые занавески. Летом такими же занавесками завешивали печь, дверные проемы. Сундук-скрытню покрывали лоскутной постилкой. Помещение украшали рисунки, гравюры, изображающие сражения, парады, осады крепостей, а также семейные фотографии в резных деревянных рамах или портреты людей царской семьи, казачьих вождей. На подоконниках и табуретках стояли в горшках комнатные цветы. Особенно любили донские казаки герань, олеандры, кадки, с которыми их выставляли на балконе.
Из коридора дверь вела в спальню, где стояла большая кровать с горой пуховых одеял и подушек из приданого хозяйки. Эту комнату казаки называли домушкой. Кроватка для малыша висела возле кровати, оставалась в ней до 4-6 месяцев, а затем была заменена на кованую железную кроватку-качели.
В правом углу спальни должен быть сундук, который, как и скрытый сундучок, покрыт лоскутным постельным бельем. В таком сундуке хозяйка дома хранила приданное, одежду, украшения.
При любом количестве комнат кухня или кулинарная комната, где готовили и ели, обязательно выделялись в отдельную комнату. На кухне, помимо хлебной печи, была плита и полки с домашней утварью. Кастрюли и чугун, миски, деревянные ложки, ведра, казаны и объемные медные кубики для воды были размещены на полках и в шкафах электропитания. Для приготовления и хранения еды использовали также глиняную посуду, которая также была найдена на полках с припасами. Глиняные сосуды имели разнообразные формы и соответственно названия: кубышки (узкогорлые сосуды с широко раздутыми боками), махотки — низкие кувшины с широким горлом без ручек, по-русски — «крынка», макитры — большие широкие горшки, кувшины — вертикально вытянутые бочковатые сосуды с зауженным горлом с ручкой, носиком, иногда с крышкой и т.д. Для придания изделиям нарядного вида их покрывали «поливой»: зеленой, синей, коричневой (глазурью из свинцовой слюды и оловянного пепла).
Донские курени отличались чистотой и нарядностью. Выйдя из кухни, мы снова попадаем в коридор-галерею, что доказало происхождение слова «курень», то есть расположение комнат по кругу: откуда они вошли, они вернулись в то же место. В коридоре галереи хозяйка хранила коллекцию лечебных трав, ближе к выходу был сундук, на котором стояли ведра с водой, над ними висело кресло-качалка, с помощью которого казачки носили воду. Тут же вдоль стен могли стоять лавки, стулья.
1.1.2 Костюм и одежда Донских казаков
Костюм донских казаков сформировался в результате взаимодействия разных культур, что связано с особенностями возникновения и развития этого самобытного этнического образования. На Дону было всегда было большое стечение народа. Помимо казаков, здесь собирались купцы из украинских городов, путешествующие по суше и воде. Приезжали турецкие послы с большими свитами. Дон постоянно принимал посыльных из Астрахани, из украинских городов, чтобы узнавать последние новости. Казаки приезжали, чтобы объединить силы в поисках на море. Волжские казаки, Терек и Яик пришли за совместной вольной торговлей. В этом постоянном вихре людей донцы выделялись своим внешним видом. Их одежда, уборы и оружие принадлежали разным племенам и народам. Собственно своих одежд долгое время у них не водилось. Русская, турецкая, черкесская и татарская одежда составляла их красочную одежду, иногда очень и очень странную по цвету и сочетанию вещей.
Форма и декор одежды стиля Барокко
... барокко связано со вкусами католической церкви и королевского двора. Будучи законодательницей моды в костюме, Франция оказывала прямое влияние на ассортимент, конструктивное и декоративное решение костюма остальных европейских стран. Тем ... стиля «барокко». «Барокко» (итал. barocco) -- странный, причудливый, вычурный. В период барокко ... и строгого этикета. Одежда соответствует медленным плавным ...
В свободное время, в дни военных клубов, праздников или приема гостей донцы любили красоваться в дорогой одежде. Вот как описывает выходные костюмы казаков донской историк В. Д. Сухоруков: «… один являлся в лазоревом атласном кафтане с частыми серебряными нашивками и жемчужным ожерельем; другой — в камчатном узорчатом или бархатном полукафтане без рукавов и в темно-гвоздичном суконном зипуне, опушенном голубою каймою, с шелковою, гвоздичного цвета, нашивкою; третий — в камчатном или бархатном кафтане с золотыми турецкими пуговками, с серебряными позлощенными застежками и в лазоревом настрафильном зипуне. У всех шелковые турецкие кушаки, и на них булатные ножи с черенками из рыбьего зуба в черных ножнах, оправленных серебром; красные или желтые сафьяновые сапоги и кунья шапка с бархатным верхом. Многие одевались в богатые турецкие, черкесские и калмыцкие платья, украшали себя оружием, оправленным с азиатской роскошью серебром и золотом под чернию» [Сухоруков В. Д. Общежитие донских казаков в XVII-XVIII столетиях. Исторический очерк. Новочеркасск, 1892. С. 43]. Старики носили длиннополые до пят халаты и высокие меховые шапки.
В костюме донского казачества в течение длительного времени не существовало социальных различий — только территориальные, обусловленные особенностями заселения донских земель: верхний и нижний Дон.
Казаки деревень Верхнего Дона одевались очень скромно, практически как жители южных губерний России. Традиционный мужской костюм включал белую рубаху, отделанную красной полосой (кырмызом) по нижнему краю (подолу).
Юноши и женатые мужчины носили рубахи с «воротом» — яркой вышивкой счетным крестом на груди (т. е. крестиком, который имел равные лучи и который использовался в счете как зарубка на память).
Рубашку завязывали поясом, сотканным шерстяными нитками, и надевали поверх мешковатых брюк. Портки отличались по цвету. В будни носили только синие (киндечные), а в праздничные и свадебные дни наряжались в красные (кырмызовые).
Поверх рубашки носился бешмет: стеганый зипун без застежки, желто-оранжевый. Он служил в качестве будничной и праздничной, в том числе свадебной, одежды.
Костюм низовых казаков поражал своей необычностью не только европейских, но и русских путешественников, так как представлял собой причудливую смесь русских, малороссийских, польских, татарских, калмыцких, турецких, черкесских элементов.
Мужской костюм низовых казаков включал рубаху калмыцкого покроя (с прямым разрезом на две полы), широкие шаровары, вбиравшиеся в сапоги, зипун, кафтан, шапку, пояс.
Человек как объект восприятия одежда
... одежды). Одежда говорит: о национальности; о профессии; о возрасте; о поле; об уровне материальной обеспеченности; об уровне эстетического развития; о личностных свойствах человека. Виды стилей: 1. традиционный; 2. модный; 3. экстравагантный; 4. классический; 5. ...
Зипун — это вид распашной одежды полу прилегающего, расширенного к низу силуэта, с узкими рукавами, без ворота, надевавшийся поверх рубахи. Он считался настолько важным элементом костюма, что походы за военной добычей часто назывались «походами за зипунами». Не случайно в казачьих песнях часто звучал мотив: «По синю морю гулять, зипунов-то доставать». Популярность зипунов можно объяснить их удобством, особенно при верховой езде, обусловленным небольшими объемными размерами, а также относительно мягкими климатическими условиями донского края.
Поверх зипуна надевался кафтан, спускавшийся ниже колен. Кафтан имел сходство с польским, благодаря рукавам, очень широким и пышным у плеча и узким от локтя до кисти. Кафтан изготавливался из парчи, бархата, атласа, камки (шелк с одноцветным рисунком) ярких расцветок, застегивался серебряными или позолоченными площами (род пуговиц).
Дополнением к кафтану служил пояс, украшенный золотом или турецкий кушак, на котором носили булатный нож или шашку, сафьяновые ножны которой декорировали вышивкой золотом и серебром, бляхами и драгоценными камнями. Поверх кафтана иногда одевали черкеску из сукна с разрезными рукавами и заковражьями (обшлага), отделанную золотым позументом (Позумент — золотая, серебряная или мишурная (медная, оловянная) тесьма; золототканная лента, повязка, обшивка, оторочка: галун с блестками).
В костюм входили также сапоги татарского образца с сильно загнутой носочной частью и фигурной линией верхнего канта, выделанные из сафьяна ярких цветов: красного, желтого, зеленого. Завершала старинный костюм казака шапка с околышем из меха соболя или куницы, верх которой изготавливался из голубого или красного бархата, вышивался золотом или обкладывался позументом.
В зимнее время казаки носили шубы из лисьих и собольих мехов, покрытые бархатом и по краям украшенные опушкой из меха бобра или соболя.
Походная одежда казаков состояла из грубого суконного зипуна кавказского покроя, подпоясанного ремнем, широких шаровар, убранных в голенища сапог, и шапки из овчины. Любимыми цветами донских казаков были красный и синий, которые использовались и в походном костюме.
Атаман имел символы власти, выделявшие его из среды казачества: насеку и пернач. Насека — первоначально прямая палка со стилизованным навершием, на которой делались насечки по числу лет атаманских служений с момента образования войска, а позже длинная деревянная трость с вырезанными на ней узорами в виде ветвей, окрашенная под орех и снабженная серебряной головкой или иным шаровидным навершием. Пернач — ударное холодное оружие, разновидность булавы; состоял из короткого древка длиною около 80 сантиметров, оковываемого в более поздние времена серебром, и металлического навершия (медного, серебряного или серебряного с позолотой) грушевидной формы, делившегося на 8-10 и более долей* напоминавших птичьи перья (отсюда и название).
Пернач в старину считался орудием нападения и иногда использовался в этом качестве донскими атаманами, однако чаще они выступали с ним на войсковом круге. Кроме того, атаман носил трехменку — серую папаху с красным шлыком (верхом).
Что же касается одежды донского атамана-предводителя, то она состояла из золотого кафтана с серебряными пуговицами, атласного или шелкового халата, штанов из такой же ткани. Зимой добавлялись теплая шуба на куньем или другом ценном меху.
Донцы своеобразно следили за своим внешним видом. Помимо одежды они заботились и о прическе. Волосы на голове постригали кружком, «под горшок». Любили носить бороды среднего размера. Некоторые казаки бороды сбривали, но обязательно оставляли усы. Усы являлись предметом особой казачьей гордости.
Старинный костюм донского казачества сохранялся до XVIII в., т. е. во времена относительной самостоятельности Войска Донского. Когда же прекратились казачьи походы за «зипунами», на Дону стало больше появляться одежды, изготовленной из домотканных материалов и тканей, покупаемых в России: хлопка, льна, сукна, шерсти.
Кардинальные изменения в мужском казачьем костюме произошли при Екатерине II. Единая казачья форма для всех донских казачьих войск была введена в 1801 году. К этому времени донское казачество уже окончательно превратилось в военное сословие и в войсках была введена военная форма. Она включала куртку, шаровары, заправленные в сапоги, пояс с портупеей, чекмень (долгополый кафтан), шинель, кивер.
Куртку, чекмень и шаровары изготавливали из синего сукна с красной отделкой по швам. Шаровары имели широкие лампасы красного цвета. Темно-серая шинель отделывалась синим воротником с красными выпушками (Выпушка — опушка, оторочка, выпуск, обшивка по шву, кант).
В качестве головного убора ввели кивер — высокую шапку из черных смушек с висячим верхом из красного сукна. У офицеров кивер выделялся султаном из красных перьев, который впоследствии заменили серебряной кокардой и помпоном (шариком из мягкого материала).
Киверы рядовых казаков украшались суконными кокардами и помпонами из шерсти. В такой форме изображались казаки на старинных гравюрах периода Отечественной войны 1812 года.
Эта весьма эффектная, помпезная военная форма больше подходила для красочных военных парадов, нежели для активных боевых действий. Неудобства новой формы сказывались в ходе Отечественной войны 1812 г. Искрометные в бою донцы так и не смогли к ней привыкнуть. Впрочем, она просуществовала недолго. В течение XIX в. форма постепенно совершенствовалась, и к началу первой мировой войны обмундирование казака состояло из гимнастерки, мундира, шаровар, сапог, шинели, фуражки, башлыка, папахи, пояса.
Длинный слегка приталенный мундир темно-синего цвета имел разрез для облегчения посадки в седло и застегивался на крючки левой полой наверх. На стоячем воротнике и обшлагах рукавов мундира вшивалась красная окантовка. Темно-синие шаровары, отделанные красным кантом, заправлялись в сапоги. В летнее время вместо мундира носили гимнастерку защитного цвета с воротником-стойкой и застежкой на пуговицах. Шинель изготавливалась из грубого сукна защитного цвета и имела на воротнике красные лацканы (петлицы) с серебряной (или из белого металла) пуговицей. Головными уборами служили папахи и фуражки. Казачья фуражка в цветовом отношении сочетала темно-синий верх, красный околыш и черный козырек. Она носилась сдвинутой козырьком в правую сторону, а слева из-под него выпускался традиционный казачий чуб. Во время первой мировой войны фуражки стали делать защитного (серовато-зеленого) цвета. В зимний период казаки ходили в серых папахах и башлыках серовато-зеленого тона.
Введение формы коренным образом изменило быт казаков. Только при выполнении грязной домашней работы они надевали широкие штаны, рубахи, зипуны. Все остальное время они носили форму. В ней казаки ходили даже в церковь.
Старинный наряд низовых казачек сочетал в себе элементы русского, турецкого и татарского костюма. Сходство с турецким костюмом ему придавало наличие штанов из атласа или какой-либо другой легкой и прозрачной материи. Костюм включал также длинную рубаху, верхняя часть которой изготавливалась из шелка, рукава и оплечья — из парчи, а подол — из полотна. Вокруг шеи на рубахе встречались узоры, т. е. оформлялся ожерелок. Поверх рубахи надевался кубелек — вид распашной одежды, по покрою и форме напоминавший татарский камзол. Кубелек шился из дорогостоящих тканей (парчи, шелка), застегивался только до пояса серебряными или позолоченными пуговицами. Параллельно шел второй ряд пуговиц, которые служили декоративными украшениями и изготавливались из золота или жемчуга.
Для выхода из дома поверх кубелька надевали каврак (кафтан), который также застегивался до пояса. Дополнял костюм бархатный пояс, выложенный жемчугом, золотыми или серебряными бляхами, застегивающийся крючком. Обувью служили мягкие сафьяновые сапожки, декорированные на подъеме вышивкой серебряными нитями и мишурой. Поверх сапожек надевали туфли из сафьяна ярких расцветок на невысоком каблуке.
Головные уборы у замужних и незамужних казачек были различны и преимущественно русского происхождения. Девушки носили челоух (налобную повязку) или кокошник из красного бархата, вышитый жемчугом и отделанный каменьями. Косу украшали лентами, косниками из золотых цепочек и червонцев, торкачем (платком), которым обвязывали голову, а длинные концы опускали по косе. Головной убор замужних женщин состоял их парчового повойника (легкая мягкая шапочка) высотой шесть вершков (26,4 см), поверх которого повязывался платок. К платку в декоративных целях прикрепляли цветы или страусовые перья.
Традиционным зимним нарядом казачек считалась донская шуба. Она изготавливалась из меха лисы или куницы, а сверху покрывалась парчой или атласом. Ее длина доходила до пят. Она была без застежки, с удлиненными рукавами. Вместе с шубой носили шали, а по праздникам — шапки.
Нарядным головным убором являлись собольи шапки с верхом из малинового бархата прямоугольной формы. Верх шапки декорировали жемчугом, драгоценными каменьями. Из-под шапки над ушами висели чикилики — украшения из ниток жемчуга. Вдовы носили шапки черного цвета без каких-либо украшений.
Традиционные черты одежды включают рубаху, которая надевается прямо на тело. Рубаха состоит из «щефлика» — верхней части, «подола» — юбки, обшитой по низу красной каймой (кырмызом), и пышных рукавов на манжете. Все части рубахи шились из материала разного качества и расцветки. Рубаха подвязывалась на талии веревочкой. Поверх рубахи одевался балахон, который девочки начинали носить с 13-14 лет. Это вид распашной одежды типа кубелека, с застежкой до талии на пуговицы и воздушные (пришитые по краю ткани) петли, с узким коротким рукавом. Балахоны вначале шились из полосатой набойки (грубая хлопчатобумажная ткань, холст для последующей набойки, окраски, обычно одним цветом), затем из полосатой ткани фабричного производства, а с 50-х гг. XX в. — из шелка. Рукава балахона украшали «наставками» — 5-6-цветными лентами. Низ балахона отделывали черным шерстяным шнуром — гарусом. Полы балахона ниже талии (полики) делались из другого материала, так как под завеской их не было видно, а ткань могла пригодиться для изготовления иных деталей одежды. Балахон на талии подвязывался веревочкой. За веревочку заправлялась «завеска» — фартук из гладкого или набивного материала, по подолу обшитый чем-то красным (кырмызом).
Сзади за веревочку заправлялись «мутозоки» (или мотузок, от слов мотать или вязать) — завязки, которые шились из разных кусочков тканей и заканчивались на конце пушистой кистью из шерстяных нитей различного цвета. Появляться без балахона, завески, мутозоков на людях считалось для казачек неприличным. Зимой поверх костюма они надевали «куфайку» — запашную черную стеганую одежду с длинными рукавами. Весной и осенью в качестве будничного наряда использовали «куфаенку» — короткую до талии, запашную одежду с короткими рукавами, стеганую, черную.
Головной убор казачек верхних станиц ярко демонстрировал ее статус. Девочки и девушки-невесты ежедневно с самого рождения носили связку — сложенную в несколько раз полоску ткани определенной расцветки (бордово-оранжево-черной), украшенную бисером, раковинами каури, вышитую крестиками. Поверх связки иногда одевали платок красно-желтой расцветки — «уруминский», отделанный по одному углу кисточками из цветных нитей, кружевом и «пушочками», также изготовленными из цветных нитей. Платок складывали углом, завязывали под подбородком или на темени.
Женский головной убор представлял собой более сложную композицию. Его надевали после первой брачной ночи и затем ежедневно носили до конца жизни. Он включал каук-валик из хлопчатобумажной ткани, наполненный шерстью, поверх которого одевали шлычку — повязку особой формы. Потом прилаживали «связку» и особым образом завершали головной убор уруминским платком, оборачивая один сложенный его край вокруг головы.
В XIX в. среди казачек в донских станицах получил распространение сукман — вид накладной одежды с узкими короткими рукавами. Сукман чаще всего изготавливался из шерсти черного или синего цвета, иногда — из некрашеной. По прямому разрезу шеи он обшивался шелковой лентой и имел застежку на пуговицу. По краю подола сукман также украшался шелковой лентой и тесьмой красного цвета. Плетеный пояс из красных или синих шерстяных ниток дополнял костюм.
Под сукман надевали длинную домотканную рубаху, стоячий воротник которой, подол и расширяющиеся к низу рукава изготавливались из красного ситца. Девушки носили такую рубаху без сукмана с красным плетеным поясом. Во второй половине XIX в. сукман одевали в основном уже только пожилые женщины как праздничную или обрядовую (похоронную) одежду.
Большой наплыв не казачьего населения в конце XIX в., обусловленный процессом экономического развития донского края, способствовал распространению новых видов одежды и нивелировке внешнего облика казаков. К началу XX в. в костюме донских казачек закрепился комплекс одежды, состоящий из юбки и кофты. Именно этот комплекс в настоящее время считается народным костюмом на Дону, благодаря его описаниям в произведениях М. А. Шолохова, а также экспозициям музеев, имеющих в своих собраниях в основном только последние образцы элементов донского костюма.
Наибольшее распространение на Дону получили плотно облегающие фигуру кофточки с баской (оборкой по нижнему краю), подчеркивающие природную стать казачек. Они имели воротник-стойку, длинные рукава и застежку на мелкие пуговицы, располагавшуюся спереди. Такие кофточки назывались кираса.
Длинные и широкие юбки изготавливались для лета из холста, а для носки в зимний период — из сукна. Праздничные юбки шили из покупных тканей: ситца, сатина, кашемира, репса, батиста, бенгалина.
Юбка имела большое количество сборок, украшалась оборками, бисером, лентами, кружевами. Для придания пышности костюму носили нижние юбки из ситца и миткаля, постольку они хорошо сохраняли форму. Иногда их насчитывалось несколько: четыре, пять. Наиболее престижными являлись нижние юбки из зона (коленкора), называемые зоновками.
С повседневным и праздничным костюмом надевали фартуки, которые назывались по-разному: завески, занавески. Праздничные фартуки дополнялись кружевами, лентами, прошивками (узкими полосками материала, вшиваемыми в швы изделия)
Женским головным убором в этот период считался колпак — тканый мешочек, заканчивающийся небольшим махром. Колпак отделывался вышивкой, шитьем бисером или изготавливался из ткани с красивым рисунком. Колпак начинали носить женщины после обряда бракосочетания.
С начала XX в. на Дону использовались конструкции обуви, соответствующие моде того времени: высокие ботинки со шнуровкой, плотно облегающие ногу, на невысоком изогнутом каблуке; ботики с застежкой на кнопки. Рабочей обувью служили поршни — примитивные башмаки, изготовленные из цельного куска сыромятной кожи и закрепляемые на ноге с помощью шнурков, которые продевались в отверстия, проходящие по верхнему краю обуви. Кроме того, носили самодельные чирики — туфли на жесткой подошве с широким каблуком и тупым носком.
Из теплой одежды в этот период были распространены традиционные донские шубы, покрытые черной блестящей тканью (ластином) и отороченные мехом выдры; некрытые овчинные шубы; плюшевые пальто и длинные кофты на вате.
Зимними головными уборами являлись шали и платки. Яркие шелковые и шерстяные шали с рисунком на красном, зеленом или белом фоне носили в праздничные дни, бережно хранили и передавали из поколения в поколение.
Общий стиль одежды донских казаков сложился в быту на протяжении длительного времени, он всегда соответствовал облику донского казака, его образу жизни, труду, идеалу красоты. Все детали в донской казачьей одежды определяли ее особенности, создавали ее колорит.
1.2 Кубанские казаки
Старейшей из казачьих общин, образованных на территории России (Московского царства) считается Запорожская Сечь, основанная в середине XVI века. После длительного периода зависимости от окрестных держав, она вошла в состав Российской империи, и была силой распущена Екатериной II в XVIII веке в связи с разбойничьими рейдами на колонистов Новороссии и политической неблагонадёжностью. Часть запорожцев (наименее значительная) ушла в Турцию и основала Задунайскую Сечь, часть наиболее вызывавших доверие у правительства полков запорожцев были сохранены в казачьем статусе, переселены на Кубань, в результате чего возникло Кубанское казачье войско. Запорожские казаки остальных непокорных полков были лишены казачьего статуса (но тем не менее не были подвергнуты закрепощению) и в качестве вольных хлебопашцев (впоследствии, однако, часто призывавшихся и на военную службу) были поселены в пустовавшие области в среднем и нижнем течении Дона и Волги, но таким образом, чтобы быть отделёнными от приграничных территорий землями Донского и Волжского казачьих войск, доказавших преданность Престолу — так возникли зоны компактного проживания украинцев в Воронежской, Волгоградской и Ростовской областях.
Русско-турецкая война 1787—1792 оказалась решающей победой для России, вклад казаков в победу был существенным. В результате Ясского мира Россия территориально укрепила свое влияние на Южных границах. После заключения мира «Войску верных казаков» были предоставлены новые российские земли, полученные в результате войны, — вдоль побережья Чёрного моря между реками Днестр и Буг, а само войско было переименовано в «Черноморское казачье войско». В 1792 году во главе казачьей делегации атаман Черноморского казачьего войска Антон Головатый отправился в столицу с целью вручения Екатерине II прошения о предоставлении земель Черноморскому казачьему войску в районе Тамани и «окрестностей» взамен отобранных сечевых земель. Переговоры шли не просто и долго — прибыв в Петербург в марте, делегация прождала Высочайшего решения до мая. Головатый просил выделить войску земли не только в Тамани и Керченском полуострове (на что уже было дано согласие Потёмкиным ещё в 1788 году), но и земли на правом берегу реки Кубань, тогда ещё ни кем не заселенные. Царские сановники выговаривали Головатому: «земли много требуете». Но Головатый не зря был выбран в уполномоченные — его образованность и дипломатичность сыграли свою роль в успехе предприятия — на аудиенции у «просвещённой монархини» Головатый говорил на латыне и сумел убедить Екатерину во всеобщей пользе от такого переселения — Черноморским казакам были пожалованы земли на Тамани и Кубани «в вечное и потомственное владение».
К 1793 году черноморцы в составе 40 куреней (около 25 тысяч человек) переселились в результате нескольких походов на кубанские земли. Главной задачей нового войска стали создание оборонительной линии вдоль всей области и развитие народного хозяйства на новых землях. Несмотря на то, что новое войско было значительно переустроено по стандартам других казачьих войск Российской империи, черноморцы смогли сохранить в новых условиях много традиций запорожцев.
1.2.1 Быт
Воинская повинность кубанских казаков отражалась на бытовом укладе жизни и на характере жилища. Обживаясь на новых местах, казаки постепенно обустраивали свой быт более основательно. Первые оседлые обитатели Черноморья, казаки екатерининского века, не находя приюта на поверхности обнаженной пустыни, зарывались в землянки — и эти мрачные, сырые убежища делались могилами для многих тысяч новосельцев. Если во время первого этого поселения на Тамани (февраль 1793 г.) они часто строили землянки и полуземлянки (т.е. временные жилища), то позднее возводили уже постоянные жилища с местными специфическими чертами, сохраняя в них, однако, особенности, характерные для мест их прежнего проживания.
Домостроение — важный элемент традиционной кубанской народной культуры. Это большое событие в жизни каждой казачьей семьи, дело коллективное. В нем обычно принимали участие, если не все, то большая часть жителей «края», «кутка», станицы.
Основным типом казачьего жилища Кубани (как и на Украине, Дону, Тереке, Хопре) в XIX в. была так называемая круглая хата, т.е. многокомнатная. Она была квадратной по форме, обычно пятистенной. По внешнему виду, как и по набору строительного материала, она мало чем отличалась от украинской хаты: это были вытянутые в плане турлучные или глинобитные, побеленые снаружи, дома с четырехскатными соломенными или камышовыми крышами. Крыши по коньку украшались гребнем, а по ребрам — ступенчатыми гребешками (остришками, нарыжниками).
Преобладал украинско-белорусский тип расположения печи и переднего угла. Строили хаты из известного на территории Кубани еще с X-XI вв. сырцового кирпича (самана), а также глины, камыша, соломы, хвороста. Дерево обмазывали глиной. Во многих степных станицах были так называемые литые и вальковые глинобитные хаты.
Турлучные хаты. Их строили, как и на Украине, на деревянной основе с переплетом из камыша, который с внешней и внутренней стороны густо обмазывали глиной. Строились турлучные дома так: «По периметру дома казаки закапывали в землю большие и малые столбы — «сохи» и «подсошники», которые переплетались лозой. Когда каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулакы»- глину вперемешку с соломой забивали кулаками в плетень. Через неделю делали вторую мазку «под пальцы», когда глину, перемешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой» мазки в глину добавляли полову и кизяк (навоз, тщательно перемешанный с соломенной резкой)».
Если это жилище пана, в нем очень много окон, вдвое больше против того, сколько нужно; если урядника, то при нем имелись присенки, крылечко на двух столбиках, вроде козырька при фуражке. Новые присенки при старой хате показывали, что шапка хозяина только недавно украсилась урядничьим галуном. Если в хате порядок и довольство, то на дымовую трубу надевался деревянный островерхий колпак с петушком вместо кисточки, поворачивающийся на ветру.
Крыши турлучных хат крыли тремя способами:
1. «пiд корешок» (иначе «под щетку»);
2. «в натруску»;
3. «парками».
Крыша «пiд корешок» крылась снопами камыша, которые называли «парками». Накладывали парки снизу вверх, «корешками вниз, колосом вверх».
Второй способ — «в натруску» — заключался в том, что камыш (а не только солому) набрасывали ни чем его не закрепляя. А чтобы его не разнес ветер, вдоль крыши накладывали жерди, перевязывая их жгутами из камыша («превёслами»), клали любую тяжесть.
Третий способ сооружения крыши — «парками» — несколько отличается от крытья «пiд корешок»: только первый нижний ряд парок привязывали корешками вниз, а остальные были направлены корешками вверх (тем самым крыша сверху была покрыта «колосьями», которые растрепывались и портились быстрее, чем корешки).
После сооружения остова турлучной хаты и ее крыши приступали к обмазке стен. Для этого использовали глинистую землю (а не солонцовую) и навоз. Смесь конского навоза с соломой служила еще и терморегулятором, к тому же отпугивали пауков. Пол большей частью был земляной, лишь зажиточные казаки позволяли себе дощатый. Земляной пол называли «пiдсыпка» или «долiвка». Потолок в турлучной хате сооружали из камыша, положенного на слижи и обмазанного глиной. При хороших погодных условиях на постройку турлучной хаты требовалось 10-15 дней.
Саманные хаты. Для постройки саманной хаты, средней по величине, требовалось до 4-х тысяч саманного кирпича. При его изготовлении использовали глинистую землю, полову, мелкую яровую солому и навоз. «Саманины» были разных размеров. До XX в. их делали длиной 7 вершков (31 см), шириной 3-4 вершка (13-18 см) при такой же высоте. Позднее форма саманин изменилась — они стали более напоминать квадрат: соответственно 7,6 и 4 вершка (31, 27 и 18 см).
Саманная хата строилась на фундаменте. Над землей фундамент возвышался на два самана. Стены внутри хаты делали толщиной в один саман, как и фундамент под ними. Стены в саманных хатах (в отличие от турлучных) не требовали густой обмазки, поэтому ограничивались двумя приемами: сначала густую глину с навозом накладывали руками, а потом более жидкую, смешанную с коровьим навозом, наносили на стену с помощью щетки. После просыхания стены белили известью.
Внешних украшений кубанская хата не имела. Единственным красочным пятном кубанской хаты были и остаются ставни и наличники окон, окрашенные обычно синей или зеленой краской, нередко с резными украшениями. Но эта резьба была заимствована из города. В северо-восточных районах Кубани традиционны своеобразные украшения стен в виде обшивки углов хаты подкрашенными досками с вылепленным орнаментом или же обшивка стен тесом.