Роль народного художественного творчества в развитии духовно нравственной культуры личности

Курсовая работа

Введение

Формирование нравственных ценностей является актуальной задачей, которая требует поиска новых подходов в современном обществе. Развитие науки и искусственного интеллекта, охват лозунгами свободы и прагматизма современного молодого поколения и глобализация приводят к тому, что сохранение духовной самобытности и культурных традиций становится еще более важным. Одним из эффективных инструментов формирования нового общественного сознания и сохранения национальных ценностей являются народно-художественное творчество и его влияние на подрастающее поколение.

Несмотря на широкое изучение вопросов морального воспитания, недостаточно внимания было уделено педагогическим условиям формирования нравственных ценностей с помощью народно-художественного творчества. Целью данной работы является изучение этого аспекта и поиск путей решения проблемы формирования нравственных ценностей личности средствами народно-художественного творчества.

Теоретический анализ

Интерес к проблеме формирования духовности и нравственных ценностей личности проявляется в разных научных дисциплинах, таких как философия, социология и психология. Многие ученые опираются на опыт зарубежной и отечественной педагогики.

В своих работах Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, Н.А. Бердяев, Л.Н. Толстой рассматривали вопросы гуманизации образования и проблемы воспитания личности через формирование духовных ценностей. Также исследования П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого показали, что воспитание личности и формирование нравственных ценностей являются одним из важнейших задач школьного воспитания. В этих работах актуальной была активная позиция личности ребенка и его восприятие мира через общение и народные традиции.

Практический аспект

В настоящее время очевидна важность народно-художественного творчества в формировании нравственных ценностей личности. Народные традиции и искусство являются важным фактором, оказывающим влияние на выражение национальной идентичности. В целях формирования нравственных ценностей средствами народно-художественного творчества необходимо учитывать возрастные особенности детей, а также проводить конкретные творческие мероприятия, основанные на традициях и культуре народа.

14 стр., 6963 слов

Роль учреждений дополнительного образования в приобщении детей ...

... его формированием, воспитанием определенных качеств, передачей опыта и культуры. Творчество помогало решению трудовых и социальных задач, лучшей организации повседневной жизни, одухотворяло деятельность, придавало ей высокий эмоционально-нравственный настрой. Народное творчество ...

Примерами эффективных педагогических условий для формирования нравственных ценностей с помощью народно-художественного творчества могут служить обучение народным традиционным песням, изучение культуры и народных ремесел, обучение игре на народных музыкальных инструментах и прочие творческие проекты, основанные на национальных традициях и искусстве.

Заключение

Народно-художественное творчество играет важную роль в формировании нравственных ценностей личности. Для решения данной проблемы необходимо разработать определенные педагогические условия, учитывающие возрастные особенности детей и культуру народа. Примерами эффективных мероприятий могут служить изучение народных традиций, песен и ремесел. Решение проблемы формирования нравственных ценностей средствами народно-художественного творчества способно помочь сохранить духовную самобытность нации и сформировать новое общественное сознание для будущих поколений.

Разработка теоретических основ исследования

В процессе разработки теоретических основ исследования, мы опирались на труды выдающихся психологов и философов, таких как Л.И. Божович, Б.С. Братусь. Это позволило нам учесть возрастные особенности школьников и выявить общие понятия о личности и ее формировании, включая духовность, в нашем исследовании.

Мы изучили работы таких авторов, как Л.Ю. Сироткин, Я. Корчак, Л.В. Фридман, В.М. Кузнецов, Т.Г. Русакова, и смогли выделить общие понятия о личности и процессах ее формирования, в том числе в контексте духовности.

Теоретико-методологические основы исследования

На философском уровне наше исследование опирается на труды, посвященные проблемам духовно-нравственного развития. Мы обратились к работам Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, B.C. Соловьева, И.О. Лосского, М. Шелера, Б.П. Вышеславцева, П.А. Флоренского, В.В. Розанова, C.JI, Франка, Л.П. Буевой. Также мы изучили работы, посвященные вопросам образования, таких авторов, как B.C. Библер, Д.Ж. Валеев, О.В. Долженко, Э.В. Ильенков.

Важным аспектом наших теоретико-методологических основ являются концепции, утверждающие человеческое достоинство, внутреннюю свободу и индивидуальность. Мы обратились к работам П.П. Блонского, К.Н. Вентцеля, В.А. Пономаренко, М.М. Рубинштейна.

Учитывая гуманистические идеи о смысле жизни и общечеловеческом идеале, мы изучили работы Д.Л. Андреева, Ф.Р. Вейсса, А.И. Клизовского, Д.С. Лихачева, Н.К. и Е.И. Рерих, В. Франкла и других авторов.

Аксиологический подход, системный подход, культурологический подход, личностно-деятельностный подход, гуманистический подход и акмеологический подход являются общенаучными основаниями нашего исследования. Мы обратились к работам таких авторов, как С.Ф. Анисимов, В.Б. Бондаревский, Д.И. Водзинский, М.С. Каган, А.В. Кирьякова, С.В. Кульневич, Л.Н. Куликова, В.Я. Лыкова, О.М. Панфилов, В.П. Тугаринов, И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин, Ф.В.А. Дистервег, Л.С. Выготского, Е.В. Бондаревской, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.А. Абульхановой, Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Карповой, И.Б. Котовой, А.Маслоу, М.Мид, В.А. Петровского, Х.Рид, К.Роджерс, В.Франкла, Э.Фромма, Б.Г. Ананьева, О.С. Анисимова, А.А. Бодалева, А.А. Деркача, В.Г. Зазыкина, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, А.З. Рахимова.

4 стр., 1977 слов

Вырождение или возрождение? Философские о современной культуре ...

... книга представляет собой сборник философских эссе под условным названием «По ... и новому возрождению культуры, либо к ее вырождению и Пантин ... в развитии культуры, его пониманию закономерностей духовно-нравственного становления Лукацкий М.А. ... "Откровение о человеке в творчестве Достоевского" представлены статьи Бердяева, продолжающие ... единый гуманитарный и методологический подход, а также общие идеи, ...

Проблема формирования духовно-нравственной культуры личности анализируется на основе научных исследований авторов, чьи взгляды на духовную реальность человека определены в своей отражательной, подчеркнуто субъективной парадигме (Е.П. Белозерцев, Б.С. Братусь, Л.П. Буева, З.В. Видякова, В.И. Гараджа, О.И. Генисаретский, Л.Н. Голубева, О.В. Гордеева, А.И. Еремкин, В.П. Зинченко, Е.И. Исаев, Э.В. Ильенков, H.A. Коваль, В.Н. Колесников, ВА. Лекторский, М.К. Мамардашвили, Т.И. Петракова, В.А. Пономаренко, В.М. Розин, В.Д. Шадриков, В.Н. Шердаков, В. Франки, В.Г. Федотова, ЕР. Яковлев и другие), а этическая категория нравственности представлена как внутренний план общественной деятельности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев), регулятор поведения личности в социуме (A.A. Гусейнов, Л. И. Божович, Т.Е. Конникова, В Л. Кикоть, В.И.Хальзов).

Влияние народной культуры на развитие общества изучали ведущие деятели педагогической науки. Коменский С.Т. Ушинский К.Д А.С. Макаренко, Сорока-Росинской, Л.Н. Толстой, С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, Г.С. Виноградов. В советское время продолжил идеи Ушинского В.А. Сухомлинский.и другие корифеи педагогики.

Цель: Выявить роль народного художественного творчества в развитии духовно-нравственной культуры личности.

Объект: Духовно-нравственная культура личности.

Предмет: Роль народного художественного творчества в развитии духовно-нравственной культуры личности.

Задачи:

  1. Раскрыть понятие духовно-нравственной культуры личности.
  2. Определить возможности народного художественного творчества в развитии духовно-нравственной культуры личности.
  3. Изучить жанры народного художественного творчества.
  4. Рассмотреть народный танец как фактор развития духовно — нравственной культуры личности.

Глава 1. Теоретические аспекты исследования

1.1. Понятие духовно-нравственной культуры личности.

Для того, чтобы более полно определить понятие духовно-нравственная культура личности необходимо дать определения всем составляющим данного термина.

В данном исследовании мы рассмотрим взаимосвязь между нравственностью, духовностью и нравственным развитием личности. Нравственность представляет собой внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек. Эти качества определяют этические нормы и правила поведения, которыми человек руководствуется в своей жизни.

Мораль, в свою очередь, является внешним сводом правил и этических норм. Она определяется обществом и служит основой для нравственного развития личности.

Духовность, как высший уровень развития и саморегуляции личности, основывается на высших человеческих ценностях. Она выражается в преобладании духовных и нравственных интересов над материальными.

Нравственное развитие – это процесс, в ходе которого дети усваивают общественные представления о правильном и неправильном. Оно протекает на протяжении всей жизни, но основные черты морального облика формируются в детском, подростковом и юношеском возрастах.

2 стр., 835 слов

Влияние искусства на развитие личности в духовно-нравственном аспекте

... формирует целостного человека. Таким образом, искусство как особый уникальный образ самореализации человека выступает как форма становления личности. В то же время искусство как специфическая система ... потоков информации одновременно. Итак, искусство формирует личность человека, развивает его интеллектуальный потенциал и чувственное восприятие, задает правильные нравственные ориентиры и приобщает ...

Культура – это сложный комплекс достижений человека в материальной и духовной сферах, полученных им в результате общественно-исторической практики. Народная традиционная культура является основой, на которой формируется личность. Духовные ценности этой культуры передаются через народную педагогику.

Духовно-нравственное развитие и совершенствование личности заключается в формировании новых ценностных ориентаций нравственного плана. Нравственность в большинстве этических учений считается синонимом морали. Однако, следует отличать мораль как форму общественного сознания, определяющую нормы поведения, и нравственность как характеристику психологической структуры личности, которая принимает или отвергает эти нормы.

В заключение, нравственные представления и поведение людей могут расходиться, исходя из их внутренних убеждений и ценностей. Нравственность является внутренней мотивацией для поступков личности и определяет ее духовный стержень.

Внутренняя культура личности и ее роль в нравственном поиске смысла

В некоторых определениях подчеркивается, что психологическим регулятором поиска смысла нравственных проблем у человека является совесть.

Совесть характеризует способность человека самостоятельно формулировать нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения, давать оценку их поступкам[22].

Из всего многообразия определений можно заключить, что понятие внутренней культуры личности в самом распространенном своём смысле отражает нравственную сторону личности, её ценности и способность оценивать нравственную сторону своих и чужих поступков. Можно сказать, что это структура внутреннего (субъективного) мира человека.

Она характеризуется своим внешним проявлением в отношениях с другими людьми, в общении и поступках. Внутренняя культура личности становится в ходе усвоения индивидом ценностей своего окружения, в ходе обучения и под воздействием собственной воли и усилий, в ходе социализации.

Из всего многообразия определений можно заключить, что понятие внутренней культуры личности в самом распространенном своём смысле отражает нравственную сторону личности, её ценности и способность оценивать нравственную сторону своих и чужих поступков. Можно сказать, что это структура внутреннего (субъективного) мира человека. Она характеризуется своим внешним проявлением в отношениях с другими людьми, в общении и поступках. Внутренняя культура личности становится в ходе усвоения индивидом ценностей своего окружения, в ходе обучения и под воздействием собственной воли и усилий, в ходе социализации. Внутреннюю культуру можно оценивать как культуру высокого уровня, если она соответствует требованиям общественной морали или светской этики, проявляется в форме следования этикету, принятому в той или иной сфере деятельности личности. Важной характеристикой высокого уровня внутренней культуры личности можно выделить способность к рефлексии и готовность нести ответственность за свои действия.

1. Роль этики в социальной работе

Социальная работа является областью межчеловеческих взаимодействий, требующей от специалистов следовать этическим принципам и ценностям, чтобы эффективно исполнять свои трудовые обязанности. Для этого необходима устойчивая структура внутреннего мира, способная функционировать в условиях постоянного психологического давления.

4 стр., 1755 слов

Башкирская народно-певческая культура: традиции и современная практика

... адекватной профессиональной подготовки исполнителей башкирской народной песни в условиях современного вокального образования, рассмотрена возможность изучения исохранения традиционной вокальной культуры благодаря использованию цифровых ... личностью учителя. Данная проблема обусловила появление ряда научных работ, в 4 которых, так или иначе, затрагивались вопросы исполнения башкирских народных ...

Профессиональный контакт со клиентом оказывает влияние на внутренний мир специалиста, и если его личность не готова к такому давлению, происходит деформация и эмоциональное сгорание. Поэтому в социальной работе необходимо иметь стойкую этическую основу и придерживаться нравственных принципов.

1.1. Требования к организации внутреннего мира специалиста в социальной работе

Специфика социальной работы требует от специалистов соблюдения профессиональных кодексов поведения и придерживания определенного круга ценностей и принципов. Они должны иметь устойчивую структуру внутреннего мира, способную функционировать в условиях постоянного психологического воздействия.

Если специалист не готов к такому давлению, его личность может деформироваться, что ведёт к эмоциональному сгоранию и регулярным стрессам, что может привести к более тяжелым внутренним состояниям. Поэтому необходимо иметь сильный этический и нравственный фундамент.

1.2. Возможности народного художественного творчества в развитии духовно-нравственной культуры личности

Народное художественное творчество, такое как музыка, танец, театр, устное народное творчество, включает в себя совокупность художественных произведений всех видов и жанров, созданных народом на базе его самобытных традиций, а также свои формы и способы художественно-творческой деятельности.

Фольклор является одним из главных средств народной педагогики. Он позволяет узнать принципы воспитания и понять культуру разных народов и их нравственные, религиозно-мифологические основы. Одна из важнейших принципов народной педагогики заключается в использовании образно-символической природы художественного творчества и его воздействия на эмоционально-чувственную сферу личности.

Влияние народной культуры на нравственное воспитание

Народная культура является одним из основных источников нравственного воспитания. В ее состав входят различные жанры и формы народного творчества, такие как пословицы, загадки, песни и сказки, которые оказывают значительное влияние на формирование нравственных принципов и ценностей у человека.

Пословицы

Пословицы являются нравственной оценкой народом всех случаев жизни. В них сформированы основные нравственные принципы народа, такие как любовь к родине, уважение к старшим, оберегание чести и непримиримость к злу. Пословицы играют важную роль в формировании мировоззрения и нравственного поведения человека, помогая ему принимать правильные решения и поступки.

Загадки

Загадки оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. Они способствуют развитию мышления у детей, приучают их анализировать предметы и явления. Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что ребенок в процессе их разгадывания узнает о природе и человеческом обществе, развивая свою мыслительную деятельность.

Песни

Песни являются уникальной формой народного творчества, которая объединяет музыку и поэзию. В них выражены этические, эстетические и педагогические идеи. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные на добро и счастье человека. Они призывают к труду, к красивым поступкам и нравственному поведению. Песни сопровождали все события народной жизни и играли важную роль в формировании эстетических взглядов и вкусов у людей.

14 стр., 6878 слов

Танцевальный фольклор как феномен народной художественной культуры

... народных танцах культуру общества и его мироощущение. Поэтому фольклорный танец всегда современен. В этом и состоит актуальность данной темы курсовой работы. И в наше время, отличающееся тесным взаимодействием народного творчества и ... о танцевальном фольклоре и русском народном танце. Методы исследования - изучение научной и художественной литературы, наблюдение, описание. Танцевальный фольклор - это ...

Сказки

Сказки русского народа являются блестящими попытками народной педагогики. Они отражают жизнь народа, его борьбу за счастье, верования и обычаи, а также окружающую природу. В сказках присутствуют лучшие черты народа, такие как трудолюбие, одаренность, верность и преданность. Сказки эффективно передают нравственные ценности из поколения в поколение и способствуют формированию положительных черт у человека.

Таким образом, народная культура играет важную роль в нравственном воспитании. Пословицы, загадки, песни и сказки влияют на формирование нравственных принципов и ценностей у человека, помогая ему развивать умственные способности, эстетические взгляды и вкусы, а также принимать правильные решения и поступки в жизни.

Природа является одним из важнейших факторов народной педагогики. Она не только представляет собой среду обитания, но и является родной стороной, Родиной. Весь традиционный образ жизни определяется родной природой. Народное художественное творчество непосредственно связано с красотой окружающей природы, которая воспевается в произведениях народного художественного творчества.

Игра прямо и непосредственно связана с воспитанием. В играх тесно связаны слово, мелодия и действие. Детские игры играют важную роль в развитии ловкости, сметки и проворства у детей. Кроме того, игры имеют художественно-драматический характер. Через игры детям прививается уважение к существующему порядку вещей и народным обычаям, а также приучение к правилам поведения. Игры готовят детей к труду и взрослой жизни. Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное. Игра связана с песней, танцем, пляской, сказками, загадками, скороговорками, речитативами, жеребьевками и другими видами народного творчества, которые являются средствами народной педагогики. Очень важно, что в процессе игры дети очень рано включаются в самовоспитание.

Традиции народа также являются формой и средством народной педагогики. Они организуют связь поколений и держат духовно-нравственную жизнь народов. Преемственность между старшими и младшими поколениями основывается именно на традициях. Чем больше многообразие традиций, тем духовно богаче народ. Ничто так не объединяет народ, как традиции. Взаимоотношения между людьми определяются правилами взаимопомощи и милосердия.

Супрядки – все эти мероприятия предполагали участие в работе по помощи односельчанам «всем селом». Они были пронизаны народным художественным творчеством, и во время работы, и после нее исполнялись песни, соответствующие традициям. Сама работа, обогащенная поэтикой песни, воспитывала у подрастающего поколения уважение к ближним и милосердие.

Введение

В данном исследовании мы рассмотрим важность чести, достоинства и репутации в крестьянском обществе. Будут рассмотрены различные пословицы и выражения, отражающие значение держания слова и умения отвечать на оскорбления. Также будет изучено использование фольклорных форм для обращения к общественному мнению и формирования репутации.

Честь и достоинство

Честь и достоинство играли важную роль в крестьянском обществе. Выражение «держать слово» имело глубокий смысл и олицетворяло надежность и надлежащее исполнение обязательств. Пословицы такие, как «Моё слово – золото» и «Не давши слово – крепись, а давши – держись», подчеркивали важность соблюдения обещаний и доверия, которое это создавало между людьми.

14 стр., 6601 слов

История возникновения народного песенного творчества и современное ...

... поэтому необходимо широко использовать почти нетронутые сокровища народной песни. Проблемой нашего исследования является народное песенное творчество в нашей стране. Цель нашей курсовой ... народного песенного творчества. В разные исторические эпохи социальное значение поэтического и музыкального народного творчества устной традиции было различным. В древнейшие времена фольклор был единственной формой ...

Особенно важно было умение держать слово в сделках, которые крестьяне заключали между собой без письменных документов. Это требовало высокой степени доверия и честности со стороны каждого участника. Крестьянское понятие чести включало в себя также отсутствие оснований для оскорблений и умение адекватно отвечать на незаслуженные поношения. Для мужчин честь означала отсутствие поводов для оскорблений, а для девушек — чистоту, а для женщин — верность.

Репутация и общественное мнение

В крестьянском обществе безнравственные поступки не могли остаться безнаказанными. Они подвергались суду мира, который осуществлялся не только через прямое осуждение на сходке, но и с помощью других форм. Любое сборище в деревне могло служить для обращения к общественному мнению. При этом широко использовались художественные формы, так как крестьяне владели множеством фольклорных жанров и умели импровизировать.

Фольклорные формы, такие как частушки и песни исполняемые в хороводах, были использованы для выражения претензий и формирования репутации. Например, плакальщица могла жаловаться на своих обидчиков в песне «вытьё по покойнику». Песни в хороводе, в свою очередь, способствовали формированию репутации девушек и парней.

Заключение

Таким образом, честь, достоинство и репутация играли важную роль в крестьянском обществе. Умение держать слово и отвечать на оскорбления создавало доверие и уважение между людьми. Использование фольклорных форм позволяло обратиться к общественному мнению и подвергнуть безнравственные поступки суду мира. Формирование репутации осуществлялось через песни и другие художественные выражения. Все эти аспекты отражали важность чести, достоинства и репутации в крестьянском обществе.

Трудолюбие

У девочек на первом месте стояло обучение домашнему мастерству. Прясть на самопрялке начинали учить на одиннадцатом году, на 13-ом – вышивать. В 14 лет девушка училась шить рубахи и вымачивать холсты, а в 16 лет – ткать на кроснах. С этого же возраста девушка начинала доить корову и выезжать на сенокос. В 17 лет хорошая хозяйка должна сама установить ткацкий стан, а в 18 лет – полноценная работница и невеста должна уметь выпекать хлеб, стряпать и обрабатывать лён. Крестьяне резко осуждали лень, неумелое или недобросовестное отношение к труду. Трудовые навыки учитывались при выборе жениха и невесты, девушку наблюдали за работой, и оценивали её украшения и одежду, выполненные своими руками. Потому обязательной частью приданого были рушники, сорочки, скатерти, выполненные самой невестой. На свадьбе невеста развешивала их по дому, демонстрируя, таким образом своё мастерство. В некоторых местностях осуществлялся и специальный осмотр девичьего рукоделия, например, на выставках невест и на «перебасках», где устраивалось соревнование нарядов в доме у молодой. (воспитательное значение декоративно-прикладного творчества) Трудовому обучению способствовали подражательные игры, которые начинались с 4 – 8 лет. Подросткам, не умеющим справляться с работой, соответствующей возрасту, придумывали всякие обидные прозвища – «неткаха», «непряха», «безлапотник» и смеялись над ними.

7 стр., 3308 слов

Народные песни как средство эстетического воспитания

... и в игре присутствуют элементы народного творчества. Между тем, именно народные песни несут в себе огромную ... народным песням. Народные песни - неотъемлемая часть народного художественного творчества, существующего, как правило, в устной, бесписьменной форме и передаваемого лишь исполнительскими традициями, причём традиционность здесь является определяющим признаком народной музыки как музыки ...

Отношения побратимства были широко распространены. Побратимство – вступление в отношения любви и взаимных обязательств не по родству, а намеренно, через обряд обмена крестами. О глубоких исторических истоках обычая свидетельствуют русские былины. В отношения названных (или крестовых) братьев вступают почти все основные былинные герои. Крестовый брат в былинах – заступник и поддержка в трудных делах, соратник в бою с врагом. «Мне Алёша Попович – крестовый брат Крестовый брат – паче родного»

Отношение к старшим – безупречное уважение и подчинение. При этом делами сыновей занимался отец, а дочерей – мать. Сын подчиняется отцу до выделения своей семьи в отдельное хозяйство, дочь – до выхода замуж. После этого власть отца и матери терялась. Тут проявлялась нравственная основа их отношений – уважение, любовь, забота, стремление поддержать и обеспечить старых и больных родителей. Уважение к старшим могло проявляться в свадебных корильных песнях, где невеста корила родителей, что они отпускают её из родного дома.

Развлечения и праздники

Помочи, Дожинки, Навозница, Вздымки, Печебитьё, Капустники.

Обучение нормам поведения тесно переплеталось с народным художественным воспитанием – это отражалось в активном характере проведения досуга. Для полноправного участия в хороводе нужно было знать огромное количество фольклорных текстов, использующихся при разных обстоятельствах, владеть музыкальными инструментами, ритмами, мелодиями. Кроме того, девушки, по большей части сами, изготовляли себе праздничный костюм, включавший художественную отделку. Молодёжь в праздничном хороводе щеголяла нарядами, которые подвергались оценке общественного мнения по уровню мастерства. Хоровод диктовал свои законы, свои нормы поведения. Эти неписаные нормы отражали морально-этические представления русского крестьянина в целом. Каноны поведения в хороводе не только воспринимались с детства, но им учили родители, старшие родственники – от принципиальных правил нравственности до мелкого этикета.

Воспитательное значение праздников:

Самые древние – языческие, связанные с земледельческим календарём. Эти праздники воспитывали в людях уважение к природе, к окружающему миру. Христианские (двоеверие) – воспитание любви к ближнему, эстетическое воспитание (выражалось в традиции украшения жилища, костюма), нравственное (гостеприимство, уважение странников, «калик перехожих», нищих. Социализирующая роль праздника – консолидация людей, психологическая разрядка после тяжёлой работы. Кроме этого, праздник способствовал развитию творческих способностей, т.к. на празднике люди демонстрировали свои творческие возможности. (в песнях, танцах, играх, костюмах и т.д.)

Значение Народной художественной культуры на современном этапе.

Развитие народной художественной культуры в советский период

В годы советской власти Народной художественной культуры интенсивно подменялась советской идеологией, внимание же к народной традиционной культуре было ослаблено, но очаги народной культуры продолжали стихийное существование до их полного или частичного затухания.

Активизация этнического и национального самосознания

На современном этапе можно видеть активизацию этнического и национального самосознания. Во множестве возникают различные центры национальных культур, школы боевых искусств различных направлений, школы народных ремёсел, ансамбли народной музыки, пения, танца и т.д. (реакция общества на засилье унифицированной моды).

34 стр., 16816 слов

Народное художественное творчество как средство аксиологического воспитания

... методики народного воспитания. Цель дипломной работы - разработка методики аксиологического воспитания, с помощью которой дети будут приобщаться к народному художественному творчеству. Объект ... основе активного освоения целостной культуры – вот единственный путь к творческим свершениям». Народное творчество, включающее в себя огромное количество жанров, является неоценимым богатством нашего народа, ...

Однако без опоры на традиции, на духовность национальной культуры подобные движения могут приобретать некрасивые и неправильные формы.

Таким образом, определилась необходимость изучения народных традиций, приобщения молодёжи к традиционному народному мироощущению, а, следовательно, к внедрению в образовательную государственную систему элементов этнокультурного и этнохудожественного образования. Основные принципы государственной политики в области образования оговорены в «Законе об образовании», принятом в 1992 году.

Функции этнохудожественного образования

Функции этнохудожественного образования определены в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», определяющей стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 года.

Опираясь на эти документы, авторами Т.И. Баклановой, Л.В. Ершовой и Т.Я. Шпикаловой была разработана «Концепция этнокультурного образования в РФ». Народная художественная культура является предметом современного этнохудожественного образования. Этнохудожественное образование – это педагогический процесс приобщения учащихся к народной художественной культуре в учреждениях дошкольного, общего и профессионального образования.

Использование народного художественного творчества в развитии духовно-нравственной культуры личности

2.1. Жанры народного художественного творчества

Народное творчество явилось исторической основой всей мировой художественной культуры. Его изначальные принципы, наиболее традиционные формы, виды и отчасти образы зародились в глубокой древности в условиях доклассового общества, когда всё искусство было творением и достоянием народа (см. Первобытное искусство).

С социальным развитием человечества, сформированием классового общества, разделением труда постепенно выделяется профессионализированное «высокое», «учёное» искусство. Народное творчество также образует особый пласт мировой художественной культуры. В нём выделяются различные по социальному содержанию слои, связанные с классовой дифференциацией общества, но к началу капиталистического периода Народного творчества повсеместно определяется как коллективное традиционное искусство трудящихся масс деревни, а затем и города. Органическая связь с коренными принципами мировоззрения народа, поэтическая цельность отношения к миру, непрестанная шлифовка обусловливают высокий художественный уровень народного искусства. К тому же Народное творчество выработало особые формы специализации, преемственности мастерства и обучения ему.

Народное поэтическое творчество — массовое словесное художественное творчество того или иного народа; совокупность его видов и форм, обозначаемая в современной науке этим термином, имеет и др. названия — народная словесность, устная словесность, народная поэзия, фольклор. Словесное художественное творчество возникло в процессе формирования человеческой речи. В доклассовом обществе оно тесно связано с др. видами деятельности человека, отражая начатки его знаний и религиозно-мифологических представлений. В процессе социальной дифференциации общества возникли различные виды и формы устного словесного творчества, выражавшего интересы разных общественных групп и слоев. Важнейшую роль в его развитии играло творчество трудовых народных масс. С появлением письменности возникла литература, исторически связанная с устным Народным творчеством.

Коллективность устного Народного творчества

Коллективность устного Народного творчества (означающая не только выражение мыслей и чувств коллектива, но прежде всего — процесс коллективного создания и распространения) обусловливает вариативность, т. е. изменчивость текстов в процессе их бытования. При этом изменения могли быть весьма различными — от незначительных стилистических вариаций до существенной переработки замысла. В запоминании, а также в варьировании текстов значительную роль играют своеобразные стереотипные формулы — так называемые общие места, связанные с определёнными сюжетными ситуациями, переходящие из текста в текст (например, в былинах — формула седлания коня и т.п.).

В процессе бытования жанры словесного Народного творчества переживают «продуктивный» и «непродуктивный» периоды («возрасты») своей истории (возникновение, распространение, вхождение в массовый репертуар, старение, угасание), и это связано в конечном счёте с социальными и культурно-бытовыми изменениями в обществе. Устойчивость бытования фольклорных текстов в народном быту объясняется не только их художественной ценностью, но и медленностью изменений в образе жизни, мировоззрении, вкусах их основных творцов и хранителей — крестьян. Тексты фольклорных произведений различных жанров изменчивы (правда, в разной степени).

Однако в целом традиционность имеет в Народном творчестве неизмеримо большую силу, чем в профессиональном литературном творчестве.

Коллективность словесного Народного творчества не означает его обезличенности: талантливые мастера активно влияли не только на создание, но и на распространение, совершенствование или приспособление текстов к потребностям коллектива. В условиях разделения труда возникли своеобразные профессии исполнителей произв. Народного творчества (древнегреческие Рапсоды и Аэды, русские Скоморохи, украинские кобзари (См. Кобзарь), казахские и киргизские Акыны и т.д.).

В некоторых странах Ближнего Востока и Средней Азии, на Кавказе сложились переходные формы словесного Народного творчества: произведения, созданные определёнными лицами, распространялись изустно, но текст при этом относительно мало менялся, имя автора обычно было известно и часто вводилось в текст (например, Токтогул Сатылганов в Киргизии, Саят-Нова в Армении).

Богатство жанров, тем, образов, поэтики словесного Народного творчества

Богатство жанров, тем, образов, поэтики словесного Народного творчества обусловлено разнообразием его социальных и бытовых функций, а также способами исполнения (соло, хор, хор и солист), сочетанием текста с мелодией, интонацией, движениями (пение, пение и пляска, рассказывание, разыгрывание, диалог и т.д.).

В ходе истории некоторые жанры претерпевали существенные изменения, исчезали, появлялись новые. В древнейший период у большинства народов бытовали родовые предания, трудовые и обрядовые песни, заговоры. Позже возникают волшебные, бытовые сказки, сказки о животных, догосударственные (архаические) формы Эпоса. В период формирования государственности сложился классический героический эпос, затем возникли исторические песни (См. Песня), баллады (См. Баллада).

Ещё позже сформировались внеобрядовая лирическая песня, Романс, Частушка и др. малые лирические жанры и, наконец, рабочий фольклор (революционные песни, устные рассказы и т.д.).

Национальная окраска произведений словесного Народного творчества

Несмотря на яркую национальную окраску произведений словесного Народного творчества разных народов, многие мотивы, образы и даже сюжеты в них сходны. Например, около двух третей сюжетов сказок европейских народов имеют параллели в сказках др. народов, что вызвано или развитием из одного источника, или культурным взаимодействием, или возникновением сходных явлений на почве общих закономерностей социального развития.

Вплоть до позднефеодальной эпохи и периода капитализма словесное Народное творчество развивалось относительно независимо от письменной литературы. Позже литературные произведения активнее, чем прежде, проникают в народную среду (например, «Узник» и «Чёрная шаль» А. С. Пушкина, «Коробейники» Н. А. Некрасова; см. также об этом в ст. Вольная русская поэзия, Лубочная литература).

С др. стороны, творчество народных сказителей приобретает некоторые черты литературы (индивидуализация характеров, психологизм и т.п.).

В социалистическом обществе доступность образования обеспечивает равную возможность раскрытия дарований и творческой профессионализации наиболее одарённых людей.

Разнообразные формы массовой словесно-художественной культуры (творчество песенников, частушечников, сочинение интермедий и сатирических сценок и т.п.) развиваются в тесном контакте с профессиональным социалистическим искусством; среди них определённую роль продолжают играть и традиционные формы словесного Народного творчества.

Многовековое бытование обеспечило непреходящую художественную ценность и длительное существование таких песен, сказок, преданий и т.д., которые наиболее ярко отражают особенности духовного склада народа, его идеалы, надежды, художественные вкусы, быт. Этим обусловлено и глубокое воздействие словесного Народного творчества на развитие литературы.

М. Горький говорил: «… Начало искусства слова — в фольклоре» («О литературе», 1961, с. 452).

О записи Народного творчества, его изучении и методологических принципах изучения см. Фольклористика.

Введение

Народная музыка (музыкальный фольклор) представляет собой вокальное, инструментальное и вокально-инструментальное коллективное творчество народа. Она передается в неписьменной форме и является результатом исполнительских традиций. Народная музыка существует благодаря таланту искусствоведов и музыкантов, которые являются настоящими самородками в мире музыки.

История народной музыки

Истоки народной музыки, как и других видов искусства, уходят в доисторическое прошлое. Музыкальные традиции различных общественных формаций являются чрезвычайно устойчивыми и живучими. В каждой исторической эпохе сосуществуют как древние, так и трансформированные произведения, а также новые произведения, созданные на основе старых.

Особенности народной музыки

Основой народной музыки является музыка крестьянства, которая сохраняет свою относительную самостоятельность и отличается от музыки, связанной с письменными традициями. Основными видами музыкального фольклора являются песни, эпические сказания, танцевальные мелодии, плясовые припевки, инструментальные пьесы и наигрыши.

Стилистические и семантические варианты

Каждое произведение народного фольклора представлено целой системой стилистически и семантически родственных вариантов, которые характеризуют изменения в музыке в процессе ее исполнения.

Жанровое богатство народной музыки

Жанровое богатство народной музыки является результатом разнообразия её жизненных функций. Она сопровождала все аспекты трудовой и семейной жизни крестьянина. В различные периоды года, связанные с годовым земледельческим кругом, звучали разнообразные песни. Колядки, Веснянки, масленичные и купальские песни отражали календарные праздники и обряды.

Музыка также сопровождала полевые работы. Покосные и жатвенные песни звучали во время сбора урожая. Она была неразрывно связана с самыми важными событиями в жизни людей, такими как рождение и свадьба. Колыбельные и свадебные песни сопровождали эти радостные моменты.

Но народная музыка не обходила и тему смерти. Похоронные плачи-причитания сопровождали траурные церемонии. У скотоводческих народов песни были связаны с приручением коней, загоном скота и другими аспектами связанными с животноводством.

В последующие периоды развития фольклора, особое внимание уделялось лирическим жанрам. Простые, короткие напевы трудовых, обрядовых, плясовых и эпических песен или инструментальные наигрыши уступали место развёрнутым и сложным по форме музыкальным импровизациям.

Вокальные импровизации, такие как русская протяжная песня, румынская и молдавская Дойна, стали особенно популярными. Инструментальные жанры также развивались. Программные пьесы закарпатских скрипачей, болгарских кавалистов, казахских домбристов, киргизских комузистов, туркменских дутаристов, узбекских, таджикских, индонезийских, японских и других инструментальных ансамблей и оркестров стали важной частью фольклора.

В различных жанрах народной музыки сложились разнообразные типы Мелоса — от речитативного (карел, Руны, русские былины, южно-славянский эпос) до богато орнаментального (лирические песни ближне- и средне-восточных музыкальных культур), многоголосия (См. Многоголосие) (полиритмическое сочетание полевок в ансамблях африканских народов, немецкая хоровая аккордика, грузинская кварто-секундовая и средне-русская подголосочная полифония, литовские канонические Сутартине), ритмики (См. Ритмика) (в частности, ритмоформулы, обобщившие ритмику типовых трудовых и танцевальных движений), ладо-звукорядных систем (от примитивных узко-объёмных ладов до развитой диатоники «свободного мелодического строя»).

Разнообразны также формы строф, куплета (парные, симметричные, асимметричные и др.), произведений в целом. Музыкальное Народного творчества существует в одноголосной (сольной), антифонной (см. Антифон), ансамблевой, хоровой и оркестровой формах. Типы хорового и инструментального многоголосия разнообразны — от гетерофонии (См. Гетерофония) и бурдона (непрерывно звучащий басовый фон) до сложных полифонических и аккордовых образований. Каждая национальная народная музыкальная культура, включающая систему музыкально-фольклорных диалектов, образует при этом музыкально-стилевое целое и одновременно объединяется с др. культурами в более крупные фольклорно-этнографические общности (например, в Европе — скандинавская, балтская, карпатская, балканская, средиземноморская и др.).

Фиксацией народной музыки (в 20 в. при помощи звукозаписывающей техники) занимается особая научная дисциплина — музыкальная этнография, а исследованием её — этномузыковедение (музыкальная фольклористика).

На основе народной музыки возникли практически все национальные профессиональные школы, каждая из которых содержит образцы различного использования фольклорного наследия — от простейших обработок народных мелодий до индивидуального творчества, свободно претворяющего фольклорное музыкальное мышление, законы, специфические для той или иной народной музыкальной традиции. В современной музыкальной практике Народное творчество является оплодотворяющей силой как для профессиональных, так и для различных форм самодеятельного искусства.

Народные Музыкальные инструменты, созданные народом и распространённые в его музыкальной практике, могут либо принадлежать лишь одному народу (например, украинская бандура, грузинская чонгури), либо употребляться разными народами, связанными между собой этнической общностью или длительными историко-культурными контактами (например, гусли, жалейка распространены у русских и белорусов; в Узбекистане и Таджикистане одинаковы почти все инструменты).

В народные прототипы своими истоками уходят почти все профессиональные музыкальные инструменты.

Народный театр, бытующий в формах, органически связанных с устным народным творчеством, зародился в глубокой древности: в играх, сопровождавших охотничьи и земледельческие праздники, содержались элементы перевоплощения. Театрализация действия присутствовала в календарных и семейных обрядах (святочное ряженье, свадьба и т.д.).

В процессе исторического развития в драматических действах усиливается творческое, игровое начало: возникают игры и представления, пародирующие свадебный обряд (например, русская игра-комедия «Пахомушка»), похоронный обряд (покойницкая игра «Маврух»).

Подобные действа послужили у всех народов основой для дальнейшего развития народного театра и драмы. В мировом народном театре различают театр живых актёров и Театр кукол, часто называвшийся по имени героя представления (Петрушка в России, Панч в Англии, Пульчинелла в Италии, Кашпарек в Чехии и др.).

Русскому театру Петрушки были близки украинский Вертеп, белорусская Батлейка. Многообразие форм народного кукольного театра определялось различием видов кукол, систем их управления (тростевые куклы, марионетки (См. Марионетка) — куклы на нитках — и др.).

Народные театры кукол разыгрывали пьесы, пересказывающие сказки и легенды, инсценировали «бродячие сюжеты» — пьесы о Дон Жуане, докторе Фаусте. К народному театру относят также балаганные представления и так называемый раёк (показ движущихся картинок в сопровождении драматизированного текста).

Народный театр в широком смысле непрофессионален, однако, у всех народов были свои специалисты театрального дела: древнеримские Мимы, западноевропейские Шпильманы, Жонглёры, русские Скоморохи, а также актёры-кукольники разных стран. Объединяясь в группы (в России назывались «ватаги»), они странствовали по городам и сёлам. Репертуар составляли пьесы фольклорного происхождения, позднее и переработки профессиональных пьес и др. литературных произведений. Представления народного театра, имевшие обычно острую социально-политическую направленность, преследовались церковью и государством. Народные актёры часто вносили светские реалистические элементы в представления религиозных драм (средневековая Мистерия).

Критическое отношение народа к представителям феодальной знати и городской буржуазии проявилось в Фарсе. Традиции фарса и карнавала подготовили появление комедии дель арте (См. Комедия дель арте).

В России наибольшее распространение в крестьянской, солдатской, фабричной среде получили драмы «Царь Максимилиан и его непокорный сын Адольф», «Лодка» (варианты — «Шлюпка», «Шайка разбойников», «Степан Разин», «Чёрный ворон»); разыгрывались также драмы «Царь Ирод», «Как француз Москву брал». По своему типу они относятся к известным у многих народов тираноборческим, героическим или так называемым разбойничьим драмам. «Царь Максимилиан» имеет литературный первоисточник — школьную драму «Венец Димитрия» (1704), в основе которой лежит «Житие святого Димитрия»; «Лодка» (конец 18 в.) представляет собой инсценировку народной песни «Вниз по матушке по Волге». Окончательное формирование этих пьес связано с включением в их текст фрагментов из произведений поэтов конца 18 — 1-й половины 19 вв. — Г. Р. Державина, К. Н. Батюшкова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, мотивов и образов лубочных романов. На Руси бытовали также и сатирические пьесы «Барин», «Голый барин», «Петрушка».

Наиболее характерной особенностью народного театра (как и вообще фольклорного искусства) является открытая условность костюмов и реквизита, движений и жестов; в ходе представлений актёры непосредственно общались с публикой, которая могла подавать реплики, вмешиваться в действие, направлять его, а иногда и принимать в нём участие (петь вместе с хором исполнителей, изображать второстепенных персонажей в массовых сценах).

Народный театр, как правило, не имел ни сцены, ни декораций. Основной интерес в нём сосредоточен не на глубине раскрытия характеров действующих лиц, а на трагичности или комичности ситуаций, положений. Большое значение имеют выходные монологи героев, исполнение действующими лицами песен (народных или специально сочинённых для представления), арий из опер. В народной драме существуют два типа персонажей — драматические (героические или романтические) и комические. Первых отличает высокий торжественный стиль обращений, монологов и диалогов, вторых — комические, пародийные приёмы, игра слов. Традиционность исполнения в народном театре определила впоследствии возникновение особого вида театральных представлений, получивших устойчивую форму. Эти представления во многих странах носят название традиционного театра. В странах Азии с древнейших времён были распространены народно-танцевальные пантомимические представления. На их основе сформировался традиционный театр народов Азии: театры ваянг-топенг в Индонезии, колам на о. Шри-Ланка (Цейлон), катхакали в Индии и др.

Своеобразие художественных и исполнительских приёмов народного театра привлекало деятелей профессионального театра и использовалось ими (У. Шекспир, Мольер, К. Гольдони, А. Н. Островский, Э. Де Филиппе и др.).

Народный танец — один из древнейших видов Народного творчества Танец был частью народных представлений на праздниках и ярмарках. Появление хороводов и др. обрядовых танцев связано с народными обрядами (цейлонский танец огня, норвежский танец с факелами, славянские хороводы, связанные с обрядами завивания берёзки, плетения венков, зажигания костров).

Постепенно отходя от обрядовых действий, хороводы наполнялись новым содержанием, выражавшим новые особенности быта. Народы, занимавшиеся охотой, животноводством, отражали в танце наблюдения над животным миром. Образно и выразительно передавались характер и повадки зверей, птиц, домашних животных: танец бизона у североамериканских индейцев, индонезийский пенчак (тигр), якутский танец медведя, памирский — орла, китайский, индийский — павлина, финский — бычка, русский журавель, гусачок, норвежский петушиный бой и др. Возникают танцы на темы сельского труда: латышский танец жнецов, гуцульский — дровосеков, эстонский — сапожников, белорусский лянок, молдавский поамэ (виноград), узбекский шелкопряд, пахта (хлопок).

С появлением ремесленного и фабричного труда возникают новые народные танцы: украинский бондарь, немецкий танец стеклодувов, карельский «Как ткут сукно» и др.

В народном танце часто отражены воинский дух, доблесть, героизм, воспроизводятся сцены боя («пиррические» пляски древних греков, сочетающие танцевальное искусство с фехтовальными приёмами, грузинский хоруми, берикаоба, шотландский танец с мечами, казачьи пляски и др.).

Большое место в танцевальном Народном творчестве занимает тема любви; первоначально эти танцы были откровенно эротическими; позже появились танцы, выражающие благородство чувств, почтительное отношение к женщине (грузинский Картули, русская байновская Кадриль, польский мазур).

У каждого народа сложились свои танцевальные традиции, пластический язык, особая координация движений, приёмы соотношения движения с музыкой; у одних построение танцевальной фразы синхронно музыкальной, у других (у болгар) — не синхронно. Танцы народов Западной Европы основываются на движении ног (руки и корпус как бы им аккомпанируют), в танцах же народов Средней Азии и др. стран Востока основное внимание уделяется движению рук и корпуса. В народном танце всегда главенствует ритмическое начало, которое подчёркивается танцовщиком (притоптывания, хлопки, звон колец, бубенчиков).

Многие танцы исполняются под аккомпанемент народных инструментов, которые танцовщики часто держат в руках (кастаньеты, тамбурин, барабан, дойра, гармошка, балалайка).

Некоторые танцы исполняются с бытовыми аксессуарами (платок, шляпа, блюдо, пиала, чаша).

Большое влияние на характер исполнения оказывает костюм: так, плавности хода русские и грузинские танцовщицы помогает длинное платье, прикрывающее ступни ног; характерное движение в русском и венгерском мужском танце — отбивка по голенищу жёстких сапог.

Расцвет и популярность народного танца в СССР способствовали возникновению новой сценической формы — ансамблей народного танца. В 1937 был создан Ансамбль народного танца СССР, утвердивший в профессиональной хореографии сценический народный танец. Элементы народного танца используются и в классическом балете. Во всех республиках Советского Союза созданы профессиональные ансамбли народного танца и Ансамбли песни и пляски. Профессиональные и любительские коллективы народного сценического танца распространены в странах всего мира.

2.2. Анализ опыта работы творческого коллектива по развитию духовно-нравственной культуры личности

Творческий коллектив: международный центр театрального искусства — Золотой Ключик. Фестиваль Земля. Театр. Дети.

Международный фестиваль «Земля. Театр. Дети» основан режиссерами Олегом и Ниной Пермяковыми в 1991 году и проводится в Евпатории на базе Международного центра театрального искусства «Золотой ключик» — уникального детища теперь уже целой театральной династии Пермяковых и их соратников. Масштабный театральный форум поистине является одним из ведущих детских театральных фестивалей на территории СНГ и по праву назван российскими СМИ «Детские Канны».

Каждый год с 1 по 7 июля Евпатория превращается в театральную столицу Крыма и собирает в гостях лучшие детские, молодежные, студенческие и профессиональные детские театры со всего мира.

«Земля. Театр. Дети» — концентрация всего самого актуального, интересного и талантливого. По сложившейся традиции, церемонии открытия и закрытия праздника проходят на улице, под открытым звездным небом: тысячи зрителей, красочное театрализованное шоу, незабываемые фейерверки и выступления гостей.

Каждый год наш фестиваль меняет темы, а, следовательно, и праздники, выдумывая новые форматы и формы их проведения: мы плавали на пиратском корабле, путешествовали по карнавалам мира, были на украинской ярмарке, в пионерском лагере, боролись со злом в образе чиновников и отмечали юбилеи города, «ключика» и самого фестиваля. Со временем расширилась и альтернативная программа, дополнив его социальными акциями, выставками, международными проектами, конкурсами и спортивными соревнованиями, среди которых: международный фотопроект «Театральная фотография», конкурс «Песня о Евпатории», настоящий футбольный матч, конкурс детского рисунка, фестиваль капустника, бал-маскарад, круглые столы и т.д.

Кроме этого, «Земля. Театр. Дети» стал не просто фестивалем, а и прекрасной творческой лабораторией, базой для обмена опытом, методиками и авторскими программами, посредством проведения различных мастер-классов, воркшопов и творческих встреч. Традиционным для фестиваля стало проведение капустника, праздника Ивана Купалы, театрализованного шествия по улицам города, вечерних шоу-программ и спектаклей на улице, дня любви и маскарадов, показ видео-дневников на большом экране, экспериментальных спектаклей «без репетиций» и спектаклей, поставленных в дни фестиваля. [22].

Все это безусловно способствует развитию духовно нравственной культуры детей и молодежи, принимающей участие в этом фестивале.

Заключение

Духовно-нравственное развитие и совершенствование личности определяется как процесс формирования новых ценностных ориентаций нравственного плана. Нравственность в большинстве этических учений отождествляется с моралью. Но следует различать мораль как форму общественного сознания (систему норм, требований к правилам поведения в межличностных отношениях, предъявляемых человеку обществом) и нравственность как характеристику психологической структуры личности (отвергающей или принимающей эти требования, осознающей их необходимость и испытывающей внутреннюю потребность в исполнении моральных норм, следовании им).

Нравственные представления и поведение людей могут расходиться[23].

Фольклор относится к числу основных средств народной педагогики. В то же время это и главный источник знаний о принципах воспитания, сложившихся в культуре разных народов, о его нравственных, религиозно- мифологических основах. Образно-символическая природа художественного творчества, его воздействие на эмоционально-чувственную сферу личности делает его наиболее адекватным средством эффективного воспитательного воздействия. Именно такое воздействие – один из важнейших принципов народной педагогики.

К основным чертам Народного творчества принадлежит и долго сохраняющаяся нерасчленённость, высокохудожественное единство его видов: в народных обрядовых действах сливались поэзия, музыка, танец, театр, декоративное искусство; в народном жилище архитектура, резьба, роспись, керамика, вышивка создавали неразделимое целое; народная поэзия тесно связана с музыкой и своей ритмичностью, музыкальностью, и характером исполнения большинства произведений, тогда как музыкальные жанры обычно связаны с поэзией, трудовыми движениями, танцами. Произведения и навыки Народное творчество непосредственно передаются из поколения в поколение.

Танец – один из наиболее эффективных жанров народного художественного творчества.Воздействуя на чувства и мысли человека, танец способствует эмоциональному познаванию окружающей действительности и помогает ее преобразованию, изменению. При помощи своего эмоционального языка танец воздействует на чувства, мышление, влияет на мировоззрение человека, направляет и изменяет его. По словам А.А.Борзова, «танец – прежде всего путь к познанию огромного и содержательного мира человеческих чувств. Лишенный своего эмоционального содержания танец перестает быть искусством».[15]

Воздействуя на чувства и мышление человека, танец вырывает в его представлении образы реальной жизни, способствует переживанию и осмыслению их.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/narodnoe-hudojestvennoe-tvorchestvo/

1. Божович, Л.И. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности/ Божович, Л.И./ Москва,- 1995.

2. Братусь Б.С. Психология и этика: возможна ли нравственная психология? /Братусь Б.С. / Человек. – 1998. – N1.

3. Братусь Б.С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века / Братусь Б.С. / Вопросы психологии,- 1993. – N1.

4. Вершловский С.Г. Личность, семья, школа: (проблемы социализации учащихся): пособие для руководителей школьных коллективов/ Вершловский С.Г./ Санкт-Петербург,- 1999.

5. Кефели И.Ф. Нравственность и культура поведения / Кефели И.Ф. / Социально-политический журнал.- 1995. – N6.

6. Козырев Ф.Н. Религиозное образование в светской школе / Козырев Ф.Н. / СПб,- 2005.

7. Коломиец В.П. Становление индивидуальности: социологический аспект/ Коломиец В.П. / Москва: издательство МГУ,- 1993.

8. Корчак Я. Воспитание личности: книга для учителя/ Корчак Я. / Москва,- 1992.

9. Кузнецов В.М. Психолого-педагогические условия формирования личности учащихся/ Кузнецов В.М. / Москва,- 1994.

10. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. Учебное пособие для студентов педагогических заведений/ Лихачев Б.Т. / Москва, 1999.

11. Лихачев Б.Т. Основные категории педагогики / Лихачев Б.Т. / Педагогика,- 1999.

12. Лихачев Б.Т. Воспитательные аспекты обучения: учебное пособие по спецкурсу для студентов педагогических институтов/ Лихачев Б.Т. / Москва,- 1982. с.137.

13. Неменский Б. Принципы, программы непрерывного художественного образования /. Неменский Б. / Искусство в школе. – 2003. – N1.

14. Неменский Б. Духовность, художественное творчество, нравственность: (материалы «круглого стола») / Неменский Б./ Вопрос философии,- 1996. – N2. 15 15. Борзов А.А. Православная культура: Концепции, учебные программы, библиография/ Борзов А.А../ М.,- 2003.

16. Сироткин Л.Ю. Формирование личности, Казань: издательство Казанского университета/ Сироткин Л.Ю. /- 1992.

17. Скокова Г.В. Современные методы духовно-нравственного воспитания / Скокова Г.В./ Начальная школа. – 2006. – N11.

18. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ Сластенин В.А./ Москва,- 2002.

19. Смирнов С.Д. Методологические уроки концепции А.Н. Леонтьева /. Смирнов С.Д. / Вести Московского университета. Серия 14. Психология. – 1993.

20. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности/ Фельдштейн Д.И. / Москва,- 1994.

21. Фридман Л.М. Психология в современной школе/ Фридман Л.М./ Москва,- 2001.

22. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://golden-key.info/zemlya-teatr-deti-2015/#t20c, свободный.

23. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: , свободный.

24. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: 20733.html , свободный.