Публицистика В.Г. Короленко

Курсовая работа

Введение

Творчество Владимира Галактионовича Короленко знакомо нам с детства, его произведения вызывали у нас глубокие эмоции и сострадание к героям. Однако мало известно о его обличительной журналистской деятельности. Вся жизнь и творчество Короленко были посвящены борьбе за правду и справедливость, за освобождение народа от ига. В данной курсовой работе мы проведем анализ его публицистической деятельности, сосредоточившись на его очерках.

Глава 1. Жизнь и творчество В.Г. Короленко

1.1 Биография Владимира Галактионовича Короленко

Первый подраздел посвящен краткой биографии В.Г. Короленко. Рассмотрим его ранние годы, образование, первые литературные успехи и важные события в его жизни.

1.2 Творчество В.Г. Короленко

В этом подразделе мы рассмотрим основные произведения В.Г. Короленко, которые вызывали у нас слезы и сострадание к описываемым персонажам. Особое внимание уделим рассказам и повестям, таким как «Дети подземелья», «Слепой музыкант», «Подкидыш» и другим.

Глава 2. Публицистическая деятельность В.Г. Короленко

2.1 Роль В.Г. Короленко в обществе

В этом подразделе мы рассмотрим роль В.Г. Короленко в обществе и его влияние на русскую интеллигенцию. Приведем цитаты из послания друзей и товарищей по перу, которые отмечают его значимость как общественного деятеля.

2.2 Защита прав и свобод В.Г. Короленко

В данном подразделе мы рассмотрим конкретные примеры защиты прав и свобод, которые осуществлял В.Г. Короленко. Упомянем его защиту вотяков в мултанском процессе, его протесты против насилия над крестьянами и евреями.

Заключение

В заключении подведем итоги анализа публицистической деятельности В.Г. Короленко. Отметим его важность как общественного деятеля и писателя, который всегда громко выступал за правду и справедливость.

Список используемой литературы

В данном разделе приведем список литературы, которой мы воспользовались при написании курсовой работы.

Приложение

В приложении приведем дополнительные материалы, которые могут быть полезны для более глубокого изучения темы.

Глава 1. Жизненный путь

1.1 Владимир Галактионович Короленко (1853-1921 гг.)

Владимир Галактионович родился 15 июня 1853 г. в Житомире в семье уездного судьи, честного и неподкупного человека. Детские годы Короленко прошли в Житомире, где он начал учиться в гимназии, однако, окончил гимназический курс уже в Ровно, куда отец был переведен по службе.

5 стр., 2391 слов

Творчество в педагогической деятельности

... других творческих задач. Глава 2. Развитие творчества в педагогической деятельности Предписания к педагогической деятельности, нормы этой деятельности - необходимое научно обоснованное руководство для учителя в ... Содержание и организацию педагогического труда можно правильно оценить, лишь определив уровень творческого отношения педагога к своей деятельности, который отражает степень реализации ...

Проза И. Тургенева, поэзия Н. Некрасова и статьи Н. Добролюбова стали причиной того, что впоследствии Короленко напишет: «Я нашел тогда свою родину, и этой родиной стала, прежде всего, русская литература».

В 1871 году Короленко окончил гимназию с серебряной медалью и поступил в Петербургский технологический институт. Однако тяжелое материальное положение заставило его уйти из института и искать себе средства к существованию. Так, он работал корректором, чертежником.

В 1874 году Владимир Галактионович переехал в Москву и поступил в Петровскую земледельческую и лесную академию. С большим интересом он слушал лекции К. Тимирязева, активно участвовал в студенческой жизни, выступал против действий администрации, организовал библиотеку запрещенных книг. Однако в 1876 году Короленко был исключен из академии и выслан в Вологодскую губернию за подачу написанного им коллективного протеста студентов. Он был поселен под надзором полиции в Кронштадте.

В 1877 году Владимир Галактионович поступил в Петербургский горный институт, однако и тут ему не удалось закончить обучение. В 1879 году его арестовали по подозрению в связях с революционерами и отправили в ссылку в город Глазов Вятской губернии. Затем его перевели в Березовские Починки, откуда в 1880 году, по ложному обвинению в побеге, выслали в Вышневолоцкую политическую тюрьму и затем в Сибирь. Однако, его дорогою из тюрьмы (после выяснения ложности обвинения) было отправлено на жительство в Пермь. В 1881 году его сослали в Якутию за отказ присягать Александру III, где он провел три года своего изгнания.

В ссылке Владимир Галактионович занимался крестьянским трудом, изучал быт и людей. Именно в этот период настояще проявился его литературный талант. Он записал услышанные в Сибири истории, характерные вырадения, наброски рассказов и повестей, которые он обработал уже в Нижнем Новгороде, куда ему в 1885 году было разрешено поселиться после ссылки.

В 1879-1880 годах В.Г. Короленко опубликовал первые рассказы, включая «Эпизоды из жизни искателя», «Яшка» и «Чудная». В 1882 году был опубликован рассказ «Убивец», а в 1883 году — «Сон Макара». Многие из его рассказов были вдохновлены впечатлениями от жизни в Сибири, и рассказывали о бродягах, каторжниках и «гулящих людях», таких как «Соколинец» (1885), «Черкес» (1888) и другие. В 1885 году был написан рассказ «В дурном обществе». В течение 1890-х годов Сибирская тема продолжалась в рассказах, таких как «Ат-Даван» (1892) и «Марусина заимка» (1899).

После сибирской ссылки, проведенной в провинции, наступили годы расцвета творчества В.Г. Короленко, активной общественной деятельности и счастливой семейной жизни. В 1886 году он женился на А. Ивановской, и у них родилась старшая дочь. Его рассказы и очерки регулярно печатались в столичных журналах.

Проживая в Нижнем Новгороде, Короленко изучил и описал жизнь на волжских берегах, заволжских лесах, приокских мастеровых («Павловские очерки», 1890) и керженских сектантов («В пустынных местах», 1890), жителей маленьких городишек и деревень («За иконой» и «На затмении», 1887; «Река играет», 1891; «Художник Алымов», 1896).

В 1893 году писатель посетил Америку на Всемирной выставке, а в 1895 году написал рассказ «Без языка» о жизни украинского крестьянина-эмигранта в Америке.

2 стр., 950 слов

Нижний Новгород: доблесть и слава России

... ё плеса в степном низовье. И вот на берегах этой удивительной , русской реки стоит город-труженик, город-борец Нижний Новгород. Я думаю, что наш город по праву можно назвать доблестью и славой России. ... сохраняются места, связанные с жизнью и деятельностью великого писателя А.М. Горького. В Нижнем он родился , начал службу «в людях» и в этом городе жил много лет , будучи «европейски знаменитым ...

В 1896 году Короленко переехал в Петербург, где вместе с Н. Михайловским стал издавать народнический журнал «Русское богатство». В 1900 году он был избран почетным академиком Академии наук по разряду изящной словесности. В 1902 году вместе с Чеховым отказался от звания академика в знак протеста против отмены выборов Горького в Академию. В 1900-х годах появились его уральские, крымские и румынские очерки, такие как «У казаков», «В Крыму», «Наши на Дунае».

1.2 Последние годы жизни В.Г. Короленко

Времена после Октябрьской революции были тяжелыми для русского народа. Граждане жили в постоянном страхе, не зная, что принесет им каждый новый день и какую власть они должны ожидать. В этих непростых временах выделялся писатель В.Г. Короленко, который откровенно осуждал несправедливость и насилие, происходившие в стране.

Он был одним из немногих, кто смело говорил о бесчинствах «белой армии» и деникинцев, и за это ему угрожали расстрелом. Но он не мог писать о деяниях большевиков, так как каждая его попытка опубликовать что-то негативное о них заканчивалась неудачей. Вместо статей он начал писать письма, докладные записки и ходатайства, надеясь таким образом привлечь внимание к нарушениям прав человека.

У Короленко было сердце, которое не могло остаться равнодушным к страданиям других людей. Каждая неудачная попытка спасти чью-то жизнь причиняла ему огромную боль. Он продолжал бороться с прогрессирующей болезнью сердца, но несмотря на это, не прекращал свою общественную деятельность.

Он работал над своими произведениями, включая «Историю моего современника» и очерки «Земли! Земли!». Он организовывал сбор продовольствия для детей Москвы и Петрограда, создавал колонии для сирот и беспризорных. Он был почетным председателем Лиги спасения детей и Всероссийского комитета помощи голодающим. Все эти деяния писателя были направлены на помощь нуждающимся и борьбу за справедливость.

Однако, семья Короленко была сильно потрясена арестом его зятя, Константина Ивановича, в марте 1921 года. Писатель попытался защитить Константина, подав заявление в Полтавскую Чрезвычайную Комиссию с просьбой оставить его под домашним арестом из-за его плохого здоровья. Однако, его просьба была отклонена, и после этого состояние здоровья Короленко резко ухудшилось.

Смерть писателя наступила от рецидива воспаления мозга. В свое время он был признан «совестью русского народа», так как всегда говорил правду и отстаивал свои убеждения. Он был там, где было горе и обида, и всегда стоял на стороне нуждающихся и угнетенных.

Десятилетие жизни и деятельности В. Г. Короленко в Нижнем Новгороде

В. Г. Короленко провел десятилетие своей жизни и деятельности в Нижнем Новгороде, которое Максим Горький назвал «временем Короленко». Этот период также можно назвать двадцатью последними годами, проведенными им в Полтаве. Однако после этого наступило забвение.

Мемориальные комнаты и творчество Софьи Короленко

Дочь В. Г. Короленко, Софья, при обустройстве музея старалась воссоздать атмосферу, которая царила при ее отце. В мемориальных комнатах поражала удивительная простота и аккуратность: на столах и столиках лежали белые салфетки и скатерти, а на кроватях были белые накидки и покрывала. В комнатах Софьи Владимировны было еще проще. Евдокия Семеновна, жена писателя, умерла в 1940 году, а младшая дочь Наталья Владимировна умерла в 1950 году в Москве.

3 стр., 1347 слов

Маруся в повести В дурном обществе Короленко характеристика образ

... дела до жизни нищих, но если бы они помогли Марусе, то она бы выжила. Образ Маруси Писатель В.Г. Короленко в годы своего творчества написал повесть "В дурном обществе", в которой показал "болезнь общества" – жестокое ... Уже почти в самом начале рассказа читатель знакомится с тем фактом, что девочка больна. Валек говорит, что в Марусе живёт серый камень, вытягивающий из неё жизнь. Маруся не имела ...

Софья прожила всю жизнь в Полтаве и была ближе к отцу и его дому. С 1905 года она стала секретарем и помощником отца, выполняя различные поручения, заведовала перепиской писателя и вела почтовые книги «входящей и исходящей» корреспонденции. В последние годы она писала статьи, письма и третью и четвертую книги «История моего современника» под диктовку отца. Софья Владимировна Короленко скончалась в 1957 году.

Забвение и позднее признание

К сожалению, признание и восстановление памяти о великом гражданине России, В. Г. Короленко, наступили слишком поздно. Только в 10 номере журнала «Новый мир» за 1988 год были напечатаны «Письма к Луначарскому», а в 1989 году — «Дом №13». В первом номере 1990 года было опубликовано произведение «Земли, земли!». Многие статьи из того же периода, которые были разбросаны по различным изданиям, так и не были переизданы, и до сих пор они остаются неизвестными большинству современных читателей.

Глава 2. Творческая деятельность

2.1 Публицистика В.Г.Короленко

Как журналист, Короленко писал для журнала «Русское богатство» с 1878 года. Изначально он разделял народнические идеи и сталкивался с темами, связанными с общиной, крестьянством и рабочим классом. В своих статьях он опровергал иллюзии о жизни в деревне и описывал реальное положение дел в сельской местности, а также занимался анализом причин крестьянского разорения. Он также активно возмущался тем, что публикации в прессе, включая казни, описывались безразлично и детально. Короленко воспринимал свою работу как возможность улучшить жизнь людей и считал необходимым активно вмешиваться в жизнь.

После его визита в Америку, он начал писать очерки не только о России, но и о других странах, открывая глаза на положение все мире. Однако, он был реалистом и в любой момент сравнивал буржуазное правительство с самодержавием. Невинно осужденные стали одной из важнейших тем публикаций Короленко, поскольку она стала заслоном для борьбы с несправедливостью в правовой системе.

2.2 Гражданская позиция журналиста В.Г. Короленко

Короленко считает себя «наполовину» делецом литературы и другой половой частью является его публицистика, которая напрямую связана с его общественной деятельностью. В середине 80-х годов девятнадцатого столетия он написал десятки статей для журнальных изданий, выражая свою критическую позицию по темам, связанным с политикой и правовой системой России.

Он считал, что республиканство уже не сможет повернуть Штаты в хорошую сторону и предпочитал анархию меньшего размаха для построения нашей жизни. Причиной этого была не только то, что республиканцы описывали его направленность, как «лучшего хранителя антинациональной партии», но и тот факт, что Америка замыкаются в себе и «необходимо будет постараться больше, чтобы развивать стабильную, справедливую и боящуюся Бога страну» [Короленко ВГ].

Роль В.Г. Короленко в общественной и литературной жизни России

В.Г. Короленко был знаменитым русским писателем, общественным деятелем и журналистом. Он жил во времена правления императоров Александра III и Николая II, когда создавались организации, устраивавшие кровавые погромы и провоцировавшие антисемитизм. Короленко открыто выступал против подобных явлений, клеймя их в своих статьях, за что был заклеймлен и находился в опале.

3 стр., 1088 слов

Сочинение с годами человек нет нет да и возвращается мыслями к дружбе

... Такой интерпретированный Вами текст можно использовать в качестве аргумента для сочинения на ЕГЭ. «1) С годами человек нет-нет да и возвращается мыслями к дружбе» 1) С годами человек нет-нет да и возвращается мыслями к дружбе. 2) Для этого столько причин! 3) По мере накопления жизненного ...

Он оставался верен своим принципам и во время первой мировой войны и двух революций. Его гражданская позиция оставалась неизменной, и его писательское перо жестко критиковало политику террора всех правительств.

Дело крестьян удмуртов

Короленко познал на своем опыте, как правительство культивирует национальную рознь. Крестьяне-удмурты из села Старый Мултан были ложно обвинены в принесении человеческой жертвы языческим богам. Было осуждено семеро крестьян, а затем население Мултана было обвинено в участии, укрывательстве и содействии.

В этом скандальном деле духовенство выступило с поддержкой обвинения. Священник Блинов, написавший книгу «Языческий культ вотяков», травил удмуртов, несмотря на ответ Короленко.

Журналистская деятельность Короленко

Короленко был известен своим острым пером и бесстрашием в журналистской деятельности. Он не боялся высказываться по политическим вопросам и критиковать правительство. Его статьи неизменно вызывали интерес у читателей и привлекали внимание к социальным проблемам.

Он писал о жизни простых людей, о бедности и трудностях, с которыми они сталкивались. Как писатель, он был проникнут социальной справедливостью и глубоко чувствовал свою ответственность перед обществом.

Значимость Короленко в литературе

Короленко — один из наиболее выдающихся русских писателей конца XIX — начала XX века, чье творчество отличается остротой социальной критики и высокой деловой эмоциональностью. Он представляет собой типичного представителя литературы «золотого века», которая характеризуется сочетанием литературы и общества, социальной задачи и глубокой психологической проработки характеров героев.

Главные работы писателя – «Путь торфяника», «Дети подземелья», «Слепой музыкант», «Макар Чудра», «Кому на Руси жить хорошо» – проложили путь к лучшей жизни для многих людей в тяжелые времена переходного периода нашей истории.

Вывод

Таким образом, В.Г. Короленко заслуженно считается одним из великих русских писателей и общественных деятелей. Его творчество и общественная деятельность имеют особое значение в контексте российской истории и до сих пор актуальны.

Издательство «Труд» стало объектом резкой критики со стороны В.Г. Короленко, который в своей статье «Из Вятского края», опубликованной в журнале «Русское богатство», разоблачил его и обер-прокурора Синода К.П. Победоносцева, поддержавшего священника Блинова. В суде, защищая вотяков, Короленко произнес убедительную речь, полную искренности и задушевности.

Он подчеркнул, что в удмуртской мифологии отсутствуют языческие боги, на которых ссылалось следствие, и нет обычая приносить человеческие жертвы. Короленко выразил свое недоверие к следствию, которое собиралось в течение четырех лет, и заявил, что сможет доказать свое мнение гораздо быстрее, если ему предоставят возможность провести расследование с таким же количеством помощников и лжесвидетелей, какие были вовлечены в это дело.

1 стр., 473 слов

Рассуждение В. Астафьев проблема влияния музыки на человека в ...

... В. Астафьев. Я уверен, он соглашается с рассказчиком в том, что музыка оказывает благотворное влияние на человека в военные годы. Поступаете в 2019 году? ... она способна отвлечь от разрушений, смертей, без которых не обходится ни одно сражение. Более того, ... заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки ...

Речь Короленко вызвала эмоциональную реакцию у многих присутствующих на суде, и после его выступления адвокат Карабчевский разоблачил обвинительную речь прокурора. Он утверждал, что все улики в этом деле являются ничтожными и рассыпались при первом же прикосновении.

Благодаря вмешательству прогрессивной интеллигенции, в том числе В.Г. Короленко, приговор был отменен, и удмурты, которые провели в тюрьме четыре года, были освобождены. Адвокат Н.П. Карабчевский и журналист В.Г. Короленко одержали блестящую победу над мракобесием.

Однако, это великое достижение было омрачено телеграммой о смерти дочери Короленко Оленьки. По словам его близких, он не смог пережить эту утрату. Тем не менее, спасение людей от каторги также спасло и жизнь Короленко.

В этом исследовании будет рассмотрен вопрос еврейской проблемы в России, который в настоящее время привлекает большое внимание общества. Основное мнение, высказанное В.Г. Короленко, заключается в том, что еврейский вопрос неразрывно связан с основным русским вопросом — будущим России [Полищук 1996: 57]. Он не единственный, кто разделяет такую точку зрения. В прошлом В.Г. Короленко вместе с известными политиками, учеными и писателями написал «Обращение» (1911), в котором было заявлено, что раздувание антисемитских настроений является нарушением справедливости и гуманности, и ведет к нравственному упадку [Полищук 1996:

2.4 Из очерка В.Г. Короленко «ДОМ №13»

Я хотел бы поделиться с читателем своими впечатлениями от посещения Кишинева два месяца после погрома, чтобы хоть немного передать ужас, который я ощутил. Я постараюсь восстановить одну историю, как можно точнее и спокойнее. Это будет история о знаменитом доме №13 в Кишиневе…

Мой спутник, который лучше знал местные достопримечательности, связанные с погромом, объяснил:

— Дом тринадцатый… Там, где убивали… — А… я знаю, — сказал извозчик, кивнув головой, и пошел дальше, хлеща свою тощую лошадь, которая была такой же невзрачной и унылой, как и он сам. Я не видел его лица, но слышал, как он что-то бормочет себе под нос. Мне показалось, что я услышал слова «Нисензон» и «Стекольщик».

Наконец, мы спустились по одной из улиц к искомому дому. Этот невысокий дом с черепичной крышей, как и все кишиневские дома, стоит на углу, словно выпирая в небольшую площадь. Вокруг видны невзрачные домики, значительно меньшие и менее привлекательные. Но они выглядят жилыми, в то время как дом №13 похож на мертвеца. Он выставляет на улицу пустые окна с искореженными и разбитыми рамами, а двери заколочены несколькими досками и обломками…

Справедливости ради, следует отметить, что кишиневская полиция, хотя и не сопротивлялась погрому, сейчас принимает энергичные меры, чтобы побудить евреев скорее восстановить разрушенные и поврежденные здания.

Однако она уже не может помочь хозяину дома №13, жестоко убитому погромщиками… Двор еще несет следы разгрома: он усеян пухом, обломками мебели, осколками разбитых окон и посуды, а также обрывками одежды…

Раскрытие исследования

В данном тексте представлены отрывки из душераздирающего очерка «ДОМ №13», написанного неизвестным автором. Очерк не был опубликован в России, однако получил огромный общественный резонанс за рубежом. В нем описывается ужасный случай насилия и убийства, произошедший во дворе дома под номером 13.

7 стр., 3035 слов

Урок литературы в 5-м классе «Васина дорога к правде и добру» ...

... К правде и добру — изменения, произошедшие с Васей, повернули его к людям, из бродяги превратили в доброго и ... пишет Короленко в главе «Знакомство продолжается». — Несмотря на свои четыре года, она ... Васи и Валека. (слайд № 5) — Почему не произошла драка? — Почему Валек проникся доверием к Васе? — Найдите в тексте и зачитайте описание Валека. Валеку было около девяти лет. Он был больше Васи, “худой и ...

Начало истории описывает пустоту и мертвую атмосферу двора, но затем рядом с автором появляется девочка, которая свидетельствует о том, что здесь произошло ужасное преступление. Девочка, несмотря на свой юный возраст, очень взросло выглядит и в ее глазах видна траура и страх. Ее речь звучит придушенно и механически, словно она повторяет что-то, что слышала ранее.

Девочка указывает на место, где стекольщик был убит, и авторы с отвращением отходят от этого пятна, где кровь смешалась с грязью и известью. Описывая свои впечатления от пребывания в Кишиневе, автор отмечает, что антисемитизм омрачает жизнь города, и только небольшая группа людей остается незараженной этой «гадостью».

Второй отрывок представляет собой цитаты из писем автора, где он описывает свои эмоции и переживания относительно кишиневского погрома. Автор говорит о пробуждении диких чувств, которые прорываются сквозь культурную кору общества. Он отмечает, что не испытывал такого тяжелого состояния уже давно.

Все эти отрывки представляют ужасную картину насилия и антисемитизма, которая произошла в Кишиневе. Данный очерк вызвал огромный общественный резонанс за рубежом, но в России он так и остался неопубликованным. Он отражает тяжелое состояние автора, который свидетельствует о событиях, которые оставили глубокий след в его душе и в глазах девочки, которая стала свидетелем ужаса.

Кишиневский погром

Кишиневский погром, о котором пишет В.Г.Короленко, произошел 6 и 7 апреля 1903 года во время празднования православной и иудейской Пасхи. Серия погромов, начавшихся весной 1903 года Кишиневским погромом и продолжавшихся три года подряд, была организована и разжигалась антисемитскими властями на местах совместно с центральной властью. Целью погромов было отбить у евреев желание участвовать в революционном движении, так как они представляли для правительства особую опасность своей интеллигентностью и духовным развитием. Погромы были самым эффективным средством для припугивания и парализации еврейского населения.

В результате этих погромов около полумиллиона иудеев эмигрировали из России в Америку, что повлияло на общественное мнение американского народа и сделало прежнее сочувственное отношение к России враждебным.

Дело Бейлиса

20 марта 1911 года на окраине киевского предместья Лукьяновка был обнаружен труп 13-летнего мальчика Андрея Ющинского со следами уколов на теле. Местные черносотенные организации и юдофобская пресса объявили это убийство «ритуальным». 3 августа того же года был арестован Мендель Бейлис, приказчик на кирпичном заводе Зайцева, который работал неподалеку от места преступления.

Следственные власти игнорировали все улики против настоящих виновников преступления, участников воровской шайки, собравшихся вокруг известной в Киеве Веры Чеберяк. Члены этой шайки были привлечены только как свидетели, а дело было наделено ритуальным характером. Защитники Бейлиса, возглавляемые О. О. Грузенбергом, обратились к Короленко с просьбой о помощи, так как он был экспертом по вопросам ритуальных убийств и известным обличителем антисемитизма.

13 стр., 6277 слов

Проблемы в произведении слепой музыкант. Нравственный выбор на ...

... жертва, а проявление искренней и очень самоотверженной любви. Над повестью «Слепой музыкант» Короленко работал в течение 13 лет. Он начал писать её в 1885 г., в 1886 г. ... с судьбой озлобленного звонаря Егора, ненавидящего детей. Но возможно и другое отношение к миру, к людям. Есть легенда о слепом бандуристе Юрке, участвовавшем в походах атамана ...

Участие В.Г.Короленко в судебном разбирательстве по делу Бейлиса было ограничено его работой в качестве корреспондента и принятием участия в совещаниях защитников. Он не имел возможности выступить защитником напрямую, но следил за процессом и написал статью «К вопросу о ритуальных убийствах», которая заняла центральное место среди всех статей прессы, рассказывающих об этом «гнуснейшем преступлении».

Судебное разбирательство началось 25 сентября и продолжалось до 28 октября 1913 года. Его председателем был Ф.А. Болдырев, председатель Киевского окружного суда, который считался единомышленником черносотенцев. Суд привлек к делу также «ученых экспертов», являющихся ярыми антисемитами и встающими наряду с преступниками против евреев, утверждавших существование ритуальных убийств.

Судебное заседание включало в себя свидетельские показания виновных в убийстве Андрея Ющинского, известных полиции преступников из воровской шайки, которые суд активно пытался оправдать.

Короленко, отсылая письма близким, описывал процесс как «Лысую гору», что указывает на его недовольство и разочарование в судебной процедуре. Он замечает, что даже без специально подобранного состава присяжных, Бейлиса можно было обвинить, поскольку дело было настолько явным и бесстыдным.

После заключительной речи председательствующего, которая была резкой и обвинительной, защита сделала протест, а присяжные ушли, оставшись под впечатлением одностороннего выступления. Обстановка в суде стала еще более напряженной и это настроение распространилось на всю городскую среду.

Результаты судебного процесса

В шесть часов вечера репортеры вышли из здания суда, несущие с собой весть оправдания М. Бейлиса. Эта новость распространилась по городу молниеносно, вызвав радостную реакцию среди населения. На улицах стали видны многочисленные группы людей, поздравляющие друг друга с этим событием. Русские и евреи объединились в общей радости, преодолевая прежние разногласия. Даже пятно погрома возле собора потеряло свое угрожающее значение. Кошмары, которые терзали горожан, померкли перед этой радостью.

Особую значимость оправданию придавала составляющая присяжных, которая подчеркивала его исключительность. Одним из очевидцев процесса был Владимир Галактионович, который описывал свои эмоции и впечатления: «Оправдание Бейлиса произвело здесь огромное впечатление. Радость была огромная. Улицы кипели. А оправдание сразу сделало меня (на короткое время, правда) почти совсем здоровым. Потом была реакция, но теперь, кажется, все это экстренное прошло, и я двинусь на поправку. Да, это была минута, когда репортеры вылетели из суда с коротким словом – оправдан! Я чувствую еще до сих пор целебную силу этого слова, чуть начинается нервность и бессонница – вспоминаю улицы Киева в эти минуты, – и сладко засыпаю».

Празднование и последствия

После окончания судебного процесса, восторженная толпа подхватила бричку, в которой Владимир Галактионович возвращался в гостиницу, и несли ее на руках до места назначения. Трамвайное движение было временно перекрыто на несколько часов из-за массового скопления людей.

Однако, М. Бейлису и его семье пришлось покинуть страну немедленно после процесса. Еврейские организации организовали их вывоз, чтобы предотвратить возможные нападения со стороны черносотенцев, которые не могли принять поражение. В противном случае, Бейлиса могли бы убить. Семья переехала в Палестину, однако не смогла там обустроиться и решила перебраться в Соединенные Штаты. Сначала М. Бейлис работал в типографии, а затем освоил профессию страхового агента.

2 стр., 861 слов

Короленко сочинение мой отец был чиновником

... против смертной казни, обличение деятельности военно-полевых судов. Вмешательство Короленко в так называемое "дело Бейлиса" способствовало разоблачению его устроителей и помогло добиться оправдательного вердикта присяжных. Авторитет Короленко - публициста был ...

Заключение

«Совесть эпохи», «солнце России», «светлый духом» — так говорили о Владимире Галактионовиче Короленко современники. «Он ведь для меня был и остается самым законченным человеком из сотен, мною встреченных, и он для меня идеальный образ русского писателя… Мне горестно знать, что я мало встречался с ним, меньше, чем мог бы. У меня к нему было чувство непоколебимого доверия. Я был дружен со многими литераторами, но ни один из них не мог мне внушить того чувства уважения, которое внушил Владимир Галактионович с первой моей встречи с ним. Он был моим учителем недолго, но он был им, и это моя гордость по сей день», — писал о Короленко Максим Горький. [Горький 1955: 444]. «Я готов поклясться, что Короленко очень хороший человек. Идти не только рядом, но даже за этим парнем — весело», — писал Чехов. [Чехов 1975: 240]. Идеальный образ русского писателя и интеллигента видели в Короленко Л.Толстой и Р.Люксембург, А.Луначарский и И.Бунин, Н.Михайловский и В.Вересаев. «О лучшем произведении Короленко, едва ли возможны споры, — писал критик А.Горнфельд, многие годы работавший с Короленко, — лучшее его произведение не «Сон Макара», не «Мороз», не «Без языка»: лучшее его произведение – он сам, его жизнь, его существо. Лучшее — не потому, что моральное, привлекательное, поучительное, но потому, что самое художественное» [Горнфельд 1918: 13].Короленко являет собой удивительный тип русского человека, рожденный XIX столетием: ни одна сторона его многогранной натуры не могла взять верх, все они представляли собой, быть может, не всегда гармоничное, но единство. Это был подвижник: художник, публицист и общественный деятель. По-моему, самую справедливую оценку дал себе сам писатель: «Порой свожу итоги, оглядываюсь назад. <…> Вижу, что мог бы сделать много больше, если бы не разбрасывался между чистой беллетристикой, публицистикой и практическими предприятиями, вроде Мултанского дела или помощи голодающим. Но – ничуть об этом не жалею. Во-первых, иначе не мог. Какое-нибудь дело Бейлиса совершенно выбивало меня из колеи. Да и нужно было, чтобы литература в наше время не оставалась безучастной к жизни. Вообще я не раскаиваюсь ни в чем, как это теперь встречаешь среди многих людей нашего возраста: дескать, стремились к одному, а что вышло. Стремились к тому, к чему нельзя было не стремиться при наших условиях. А вышло то, к чему привел «исторический ход вещей». И, может быть, без наших «стремлений» было бы много хуже» [Короленко 1955: 160].В профессиональном опыте Короленко- публициста есть много моментов, поучительных для современного журналиста. Прежде всего, Короленко являет собой образец добросовестности, точности. Именно это давало ему возможность быть смелым в своих выступлениях в печати. Он умел выделять в массе повседневных фактов значительные проблемы и разрабатывать их по убеждению в необходимости, и неотложности их освещения. Короленко отличала большая требовательность к себе. Так, несмотря на успех своих первых публикаций, он признавался « Я чувствовал, что мне нужна школа».Будучи признанным мастером слова, в 1913г., отвечая на задушевные строки поздравительной телеграммы Тимирязева, своего учителя по сельскохозяйственной академии, Короленко писал: «… и теперь, как встарь, ваш привет говорит мне, что и в мои годы все надо учиться и становиться лучше» [Короленко 1955: 495].Ему приходилось писать о тяжелых драмах жизни, о несправедливости и угнетении, часто надо было выступать с критикой конкретных виновников зла. « Когда у меня перо в руках,- говорил Короленко,- я не знаю жалости» [Балабанович 1947: 49.]. Многим удивляла бестрепетная смелость его обличений. Сам публицист объяснял это следующим образом: «Я пишу в газете уже лет десять… Я не помню случая, когда мне приходилось жалеть о напечатанном. Прежде чем отослать в редакцию, я всегда стараюсь представить себе, что человек, о котором я пишу, — стоит передо мною, и я говорю ему в глаза то самое, что собираюсь напечатать. Если воображение подсказывает мне, что я охотно повторил бы все, даже может быть резче, — я отсылаю рукопись. Если же, наоборот, чувствую, что в глаза кое-что хочется смягчить или выбросить, — я это делаю немедленно, потому что не следует в печати быть менее справедливым, осторожным и деликатным, чем в личных отношениях» [Короленко 1955: 228].Так писал он М.Горькому, так говорил он, выступая перед нижегородскими журналистами.Короленко был противником пустописания, решительно отрицал «перезвон красивой стилистики» [Там же: 59], где бы он ни писал: в столичном или провинциальном издании. В высшей степени, обладая чувством меры, он не уставал повторять: «Во всем нужна мера». Обвинять всех — «кидать слова на ветер» [Там же: 229].

Творчество Короленко проникнуто «поисками настоящего народа», он старается показать, что в русском человеке, несмотря на все бедствия, есть искра Божия, что не всё в его жизни безнадёжно и потеряно.

Подобно своим героям очерков и рассказов, так действовал и Короленко, в течение всей жизни осуждаемый властями, но продолжавший бороться с тем, что он считал несправедливым. Писатель не боялся выступать ни против старой, ни против новой власти, всегда был на стороне народа и против убийств, грабежей и насилия, которые несла сначала царская власть, а потом революция. Современники видели в Короленко не только выдающегося писателя, но и талантливого публициста, ценили как художественные, так и гражданские достоинства его произведений.

Список литературы

  • Балабанович Е.В. В.Г.Короленко. М., 1947.
  • Батюшков Ф.Д. В.Г.Короленко как человек и писатель. М., 1922.
  • Бялый Г.А. В.Г.Короленко. Л.: Художественная литература, 1983.
  • Горнфельд А.Г. В.Г.Короленко. – В сб.: Жизнь и литературное творчество В.Г.Короленко. Сб. статей и речей к 65-летнему юбилею. Пг., 1918.
  • М. Горький и В.Г. Короленко. Переписка, статьи, высказывания. М., 1957.
  • Горький М. В.Г.Короленко. Собр. соч. в 30-ти т. Т.29. М., ГИХЛ, 1955.
  • Груздев И. Короленко и Горький. М., 1948.
  • Дерман А.Б. Жизнь В.Г.Короленко. М.-Л., 1946.
  • Короленко В.Г. Избранные письма. М., 1932.
  • Короленко В.Г. Собр. соч.: в 10-ти томах. М., 1955.
  • Короленко В.Г. В воспоминаниях современников. М., 1962.
  • Короленко В.Г. «Избранные произведения». Изд. «Лениздат», Л., 1978.
  • Короленко В.Г. Собр. соч. В 6-ти т. Т.1.Рассказы и очерки – М.: Правда, 1971.
  • Короленко В.Г. Собр. соч. В 6-ти т. Т.5. Очерки – М.: Правда, 1971.
  • Короленко В.Г. Собр. соч. В 6-ти т. Т.3. Повести, рассказы, очерки – М.: Правда, 1971.
  • Котов А.К. В.Г.Короленко. Очерк жизни и литературной деятельности. М., 1957.
  • Луначарский А.В. В.Г. Короленко. Собр. соч. Т.1. М., 1963.
  • Полищук Е.В. Размышления над страницами произведений В.Г. Короленко. М.: Георг-Пресс, 1996.
  • Ростов Н. В.Г. Короленко. М.: Художественная литература, 1965.
  • Скатов Н.Н., Лебедев Ю.В. История русской литературы 19 в. Вторая половина. Учеб. для студентов пед. ин-ов. М., «Просвещение», 1991.

В начале XX века в России произошло знаменательное событие, связанное с делом М. Бейлиса. Это дело стало поводом для Владимира Галактионовича Короленко, известного русского прозаика, публициста и общественного деятеля, чтобы обратиться к русскому обществу по поводу кровавого навета на евреев. Обращение было опубликовано в газете «Речь» 30 ноября 1911 года и подписано М. Горьким, Л. Андреевым, В. Засуличем и многими другими русскими интеллигентами. Это обращение стало первой главой статьи «К вопросу о ритуальных убийствах», которая была опубликована в журнале «Русское богатство» в 1911 году.

Во время процесса М. Бейлиса Короленко активно выступал в защиту обвиняемого. Он опубликовал 15 статей и корреспонденций в киевских и столичных газетах, которые помогли разоблачить устроителей этого кровавого навета и способствовали оправданию М. Бейлиса по вердикту присяжных. Одна из этих статей привлекла внимание судебных властей, и Короленко был привлечен к судебной ответственности по обвинению в клевете. Однако после Февральской революции 1917 года это дело было аннулировано.

В 1917 году в сборнике «Щит», направленном против антисемитизма, Короленко опубликовал очерк «Мнение мистера Джаксона о еврейском вопросе», в котором он отстаивал идею равноправия евреев, независимо от отношения нееврейского окружения к ним.

Короленко, как известный общественный деятель и писатель, поднял свой голос в защиту справедливости, разума и человеколюбия. Он отметил, что исторически всегда существовала борьба между проповедниками свободы, равноправия и братства людей и теми, кто пропагандирует рабство, вражду и разделение. Короленко осудил тех, кто игнорирует мнение и права народа, но при этом разжигает предрассудки и призывает к насилию над иноплеменными соотечественниками.

Введение

В данной научной статье рассматривается проблема ложных обвинений в употреблении евреями христианской крови, которая стала распространенной практикой в средние века. Это явление имеет долгую историю, начиная с первых веков после Рождества Христова, когда языческие жрецы обвиняли христиан в убийстве языческих младенцев для использования их крови и тела в религиозных обрядах.

Истоки легенды

Первые упоминания о ложных обвинениях в употреблении христианской крови появились в первые века христианства. Святой мученик Иустин и другие учителя церкви категорически отвергали эти обвинения, призывая обвинителей обратиться к доказательствам и прекратить распространение ложных слухов.

Распространение легенды

Несмотря на отрицание первых христианских отцов и учителей церкви, легенда о употреблении христианской крови не исчезла, а стала орудием вражды и раздора. Она влияла на межконфессиональные отношения, приводя к обвинениям и погромам. В особенности пострадало еврейское племя, которое было рассеяно среди других народов.

Последствия легенды

Ложные обвинения в употреблении христианской крови приводили к погромам и убийствам еврейского населения. Даже при расследовании убийств, власти придавали вероисповедное значение, основываясь на суевериях и предрассудках. Это приводило к судебным ошибкам и неправедным приговорам.

Противодействие легенде

Многие папы, духовные и светские правители осуждали ложные обвинения в употреблении христианской крови и запрещали властям придавать вероисповедное значение расследованию убийств. В России такой указ был издан императором Александром I 6 марта 1817 года.

Заключение

История ложных обвинений в употреблении христианской крови является темной и злой легендой, которая причиняла страдания и раздоры. Однако, благодаря осуждению этой легенды и принятию соответствующих мер, удалось снизить ее влияние и предотвратить новые погромы и убийства.

Распространение легенды об употреблении христианской крови

В истории человечества существует множество примеров распространения ложных представлений и суеверий, которые наносят непоправимый вред обществу. Одним из таких примеров является легенда об употреблении евреями христианской крови. В 1870 году греческий патриарх Григорий осудил эту ложь, назвав ее «внушающим отвращение предрассудком не твердых в вере людей». Однако, несмотря на указы, которые тлеют в архивах, эта легенда до сих пор живуча и способна вызывать насилие и погромы.

Та злоба, которая кидала темную языческую толпу на первых христиан, звучит и в этой лжи. Аналогичная сказка об употреблении детской крови использовалась в Китае против миссионеров, и она стоила жизни многим христианам и европейцам. Эти ложные представления всегда сопровождаются темными страстями и преступлениями, они стремятся ослепить и затуманить сознание толпы, извратить правосудие.

Однако всегда с этой ложью сражались чувство любви и правды. Иустиан, христианский писатель и мученик, обратился к римскому сенату с просьбой не приписывать такое преступление непричастным людям. Он призывал к разуму и образумлению.

Мы присоединяем свои голоса к голосу Иустиана, который звучит из глубины веков, призывая к любви и разуму. Необходимо бояться тех, кто сеет ложь. Не верьте мрачной неправде, которая уже много раз обагрилась кровью, убивала людей и покрывала грехом и позором.

Авторы, выступившие против легенды об употреблении христианской крови:

  • К. К. Арсеньев
  • В. Г. Короленко
  • М. Горький
  • Леонид Андреев
  • Д. Мережковский
  • З. Гиппиус
  • Вячеслав Иванов
  • Федор Соллогуб
  • гр. Алексей Толстой
  • Валент. Сперанский
  • С. Сергеев-Ценский
  • Александр Блок
  • Александр Бенуа
  • акад. В. Вернадский
  • Н. Анненский
  • Скиталец (Петров)
  • Д. В. Стасов
  • В. Д. Набоков
  • акад. Д. Овсянико-Куликовский
  • Петр Струве
  • проф. Н. И. Кареев
  • проф. Ф. Зелинский
  • члены Гос. Думы: Н. Панкеев, С. Дунаев, М. Воронков, С. Петровский