Сергей Есенин
Творчество С. Есенина принадлежит к лучшим страницам не только русской, но и. мировой поэзии, в которую он вошел как тонкий, проникновенный лирик.
Поэзия Есенина отличается необыкновенной силой искренности и непосредственности в выражении чувств, напряженностью нравственных поисков. Его стихи — это всегда чистосердечный разговор с читателем, слушателем. «Мне кажется, что я свои стихи пишу только для своих добрых друзей», — говорил сам поэт.
Вместе с тем Есенин — глубокий и самобытный мыслитель. Сложен и противоречив мир чувств, дум и страстей лирического героя его произведений — современника невиданной эпохи трагической ломки человеческих отношений. Сам поэт тоже видел противоречия своего творчества и так объяснял их: «Я пел тогда, когда был край мой болен.»
Верный и горячий патриот своей Родины, С. Есенин был поэтом, кровно связанным с родной землей, с народом, с его поэтическим творчеством.
Природа — всеобъемлющая, главная стихия творчества поэта, и с ней лирический герой связан врожденно и пожизненно:
Родился я с песнями в травном одеяле., Зори меня вешние в радугу свивали»
(«Матушка в купальницу по лесу ходила…», 1912);
«Будь же ты вовек благословенно,
что пришло процвесть и умереть»
(«Не жалею, не зову, не плачу…», 1921).
Поэзия С.Есенина (после Н.Некрасова и А.Блока) — самый значительный этап в формировании национального пейзажа, который наряду с традиционными мотивами грусти, запустелости, нищеты включает удивительно яркие, контрастные краски, словно взятые с народных лубков:
«Синее небо, цветная дуга,
<…>
Край мой! Любимая Русь и Мордва!»;
«Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой, Взвенивает лес»;
«О Русь — малиновое поле
И синь, упавшая в реку…»
«синь сосет глаза»; «пахнет яблоком и медом»; «Ой ты, Русь моя, милая родина, Сладкий отдых в шелку купырей»; «Звени, звени златая Русь…».
Этот образ яркой и звонкой России, со сладкими запахами, шелковистыми травами, голубой прохладой, именно Есениным был внесен в самосознание народа.
Тема Родины в лирике Есенина (в творчестве, стихах, произведениях)
... стихи, а Демьяна Бедного. Он с горечью констатирует, что его поэзия никому не нужна, и сам он здесь никому не нужен. Тема Родины в творчестве Сергея Есенина В творчестве Есенина тема Родины ... родину» ставит выше всего. Тема родины в лирике Есенина Несколько интересных сочинений Образ Демона в одноименной поэме М. В. ... – малиновое, синь небесная падает в реку. Есть в его лирике не только восторженные, ...
Чаще, чем какой либо другой поэт, использует Есенин сами понятия «край», «Русь», «родина» («Русь», 1914; «Гой ты, Русь, моя родная…», 1914; «Край любимый! Сердцу снятся…», 1914; «Запели тесаные дроги…», <1916>; «О верю, верю, счастье есть…», 1917; «О край дождей и непогоды…», <1917>).
По-новому изображает Есенин небесные и атмосферные явления — более картинно, изобразительно, используя зооморфные и антропоморфные сравнения. Так, ветер у него — не космический, выплывающий из астральных высей, как у Блока, а живое существо: «рыжий ласковый осленок», «отрок», «схимник», «тонкогубый», «пляшет трепака». Месяц — «жеребенок», «ворон», «теленок» и т.п. Из светил на первом месте образ луны-месяца, который встречается примерно в каждом третьем произведении Есенина (в 41 из 127 — очень высокий коэффициент; ср. у «звездного» Фета из 206 произведений 29 включают образы звезд).
При этом в ранних стихах примерно до 1920 года, преобладает «месяц» (18 из 20), а в поздних — луна (16 из 21).
В месяце подчеркивается прежде всего внешняя форма, фигура, силуэт, удобный для всякого рода предметных ассоциаций — «лошадиная морда», «ягненок», «рог», «колоб», «лодка»; луна — это прежде всего свет и вызванное им настроение — «тонкий лимонный лунный свет», «отсвет лунный, синий», «луна хохотала, как клоун», «неуютная жидкая лунность». Месяц ближе к фольклору, это сказочный персонаж, тогда как луна вносит элегические, романсовые мотивы.
Есенин — создатель единственного в своем роде «древесного романа», лирический герой которого — клен, а героини — березы и ивы. Очеловеченные образы деревьев обрастают «портретными» подробностями: у березы — «стан», «бедра», «груди», «ножка», «прическа», «подол», у клена — «нога», «голова» («Клен ты мой опавший, клен заледенелый…»; «Я по первому снегу бреду…»; «Мой путь»; «Зеленая прическа…» и др.).
Береза во многом благодаря Есенину стала национальным поэтическим символом России. Другие излюбленные растения — липа, рябина, черемуха.
Более сочувственно и проникновенно, чем в прежней поэзии, раскрыты образы животных, которые становятся самостоятельными субъектами трагически окрашенных переживаний и с которыми у лирического героя кровно-родственная близость, как с «братьями меньшими» («Песнь о собаке», «Собаке Качалова», «Лисица», «Корова», «Сукин сын», «Я обманывать себя не стану…» и др.).
Пейзажные мотивы у Есенина тесно связаны не только с круговращением времени в природе, но и с возрастным течением человеческой жизни — чувством старения и увядания, грустью о прошедшей юности («Этой грусти теперь не рассыпать…», 1924; «Отговорила роща золотая…», 1924; «Какая ночь! Я не могу…», 1925).
Образ природы в творчестве И. И. Левитана
... который передает в пейзаже свои переживания, как «настроения». Главное для него – это «чувствование» природы и лирическая меланхоличность передаваемых «настроений». «Да, изучая природу, г. Левитан, в конце ... противоречия, правильно понять соотношение в творчестве Левитана объективного и субъективного, передачи тончайших переживаний и объективного образа природы, как и соотношение в нем «внутренней ...
Излюбленный мотив, возобновленный Есениным едва ли не впервые после Е.Баратынского, — разлука с отчим домом и возвращение на свою «малую родину»: образы природы окрашиваются чувством ностальгии, преломляются в призме воспоминаний («Я покинул родимый дом…», 1918; «Исповедь хулигана», 1920; «Эта улица мне знакома…», <1923>; «Низкий дом с голубыми ставнями…», <1924>; «Я иду долиной. На затылке кепи…», 1925; «Анна Снегина», 1925).
Впервые с такой остротой — и опять же после Баратынского — поставлена у Есенина проблема мучительных взаимоотношений природы с побеждающей цивилизацией: «живых коней победила стальная колесница»; «…сдавили за шею деревню // Каменные руки шоссе»; «как в смирительную рубашку, мы природу берем в бетон» («Сорокоуст», 1920; «Я последний поэт деревни…», 1920; «Мир таинственный, мир мой древний…», 1921).
Однако в поздних стихах поэт как бы заставляет себя возлюбить «каменное и стальное», разлюбить «бедность полей» («Неуютная жидкая лунность», <1925>).
Значительное место в творчестве Есенина занимают фантастические и космические пейзажи, выдержанные в стиле библейских пророчеств, но приобретающие человекобожеский и богоборческий смысл:
«Ныне на пики звездные
Вздыбливаю тебя земля!»;
«Возгремлю я тогда колесами
Солнца и луны, как гром…».
Есенинская поэзия природы, выразившая «любовь ко всему живому в мире и милосердие» (М.Горький), замечательна и тем, что впервые последовательно проводит принцип уподобления природы природе же, раскрывая изнутри богатство ее образных возможностей: «Золотою лягушкой луна // Распласталась на тихой воде…»; «не звенит лебяжьей шеей рожь»; «ягненочек кудрявый — месяц // Гуляет в голубой траве» и т.п.
Любовь к родной крестьянской земле, к русской деревне, к природе с ее лесами и полями пронизывает все творчество Есенина. Образ России для поэта неотделим от народной стихии; большие города с их фабриками, научно-технический прогресс, общественная и культурная жизнь не вызывают отклика в душе Есенина. Это, конечно, не означает, что поэта совсем не волновали проблемы современности или что он смотрит на жизнь сквозь «розовые очки». Все беды цивилизации он видит в отрыве от земли, от истоков народной жизни. «Воспрянувшая Русь» — это Русь деревенская; атрибутами жизни для Есенина выступают «краюха хлеба», «пастушеский рожок». Не случайно автор так часто обращается к форме народных песен, былин, частушек, загадок, заклинаний.
Показательно, что в поэзии Есенина человек — органическая часть природы, он растворен в ней, он радостно и безоглядно готов отдаться во власть стихиям: «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных», «зори меня вешние в радугу свивали».
Русская природа в поэзии Есенина
... возникали в его душе. В поэзии Есенина нас покоряет и захватывает в «песенный плен» удивительная гармония чувства и слова, мысли и образа, единство внешнего рисунка стиха с внутренней эмоциональностью, душевностью. «В стихах моих,— писал поэт в 1924 ...
Многие образы, заимствованные из русского фольклора, в его стихах начинают жить своей жизнью. Природные явления предстают у него в образах животных, несут на себе черты повседневного деревенского быта. Такое одушевление природы роднит его поэзию с языческим мироощущением древних славян. Осень поэт сравнивает с «рыжей кобылой», которая «чешет гриву»; месяц у него — серп; описывая столь обыденное явление, как свет солнца, поэт пишет — «льется солнечное масло на зеленые холмы». Излюбленным образом его поэзии становится дерево, один из центральных символов языческой мифологии.
Поэзия Есенина, даже облеченная в традиционные образы христианской религии, не перестает быть языческой по своей сути.
Пойду в скуфейке, светлый инок,, Степной тропой к монастырям.
Так начинается стихотворение, а заканчивается словами:
С улыбкой радостного счастья, Иду в другие берега,, Вкусив бесплотного причастья, Молясь на копны и стога.
Вот она, религия Есенина. Крестьянский труд, природа заменяют поэту Христа:
Я молюсь на алы зори,, Причащаюсь у ручья.
Если и появляется в его стихотворении Господь, то чаще всего как метафора к какому-либо явлению природы («Схимник-ветер шагом осторожным/ Мнет листву по выступам дорожным, / И целует на рябиновом кусту/ Язвы красные незримому Христу») или в образе простого мужика:
Шел Господь пытать людей в любови., Выходил он нищим на кулижку,, Старый дед на пне сухом, в дуброве,, Жамкал деснами зачерствелую пышку., Подошел Господь, скрывая скорбь и муку:, Видно, мол, сердца их не разбудишь…, И сказал старик, протягивая руку:
«На, пожуй… маленько крепче будешь».
Если его герои и молятся Богу, то просьбы их вполне конкретны и носят подчеркнуто земной характер:
Еще молимся, братья, о вере,, Чтобы Бог нам поля оросил.
А вот — чисто языческие образы:
Отелившееся небо, Лижет красного телка.
Это — метафора урожая, хлеба, которые обожествляются поэтом. Мир Есенина — это деревня, человеческое призвание — крестьянский труд. Пантеон крестьянина — мать-земля, корова, урожай. Еще современник Есенина, поэт и писатель В. Ходасевич, говорил о том, что христианство Есенина — «не содержание, а форма, и употребление христианской терминологии приближается к литературному приему».
Обращаясь к фольклору, Есенин понимает, что уход от природы, от своих корней — трагичен. Он как подлинно русский поэт верит в свою пророческую миссию, в то, что его «вскормленные резедой и мятой» стихи помогут современному человеку вернуться в Царство идеала, которым для Есенина выступает «мужицкий рай».
» Древесные мотивы» лирики С. Есенина
Матушка в Купальницу
Образ природы строится на ассоциациях из деревенского крестьянского быта, а мир человека раскрывается обычно через ассоциации с жизнью природы.
Одухотворение, очеловечивание природы свойственно народной поэзии. «Древний человек почти не знал неодушевленных предметов, — отмечает А. Афанасьев, — всюду находил он разум, и чувство и волю. В шуме лесов, в шелесте листьев ему слышались те загадочные разговоры, которые ведут между собой деревья».
Поэт с детских лет впитал в себя это народное мировосприятие, можно сказать, что оно образовало его поэтическую индивидуальность.
Крестьянская поэзия. Анализ стихотворения Сурикова «Зима»
... староверческой раскольницы. Сочинение по картине Сурикова «Степан Разин» Труднее всего Сурикова далась его последняя работа — «Степан Разина». Разин — вождь крестьянского движения, могучий, мужественный, человек огромной воли. Анализ стихотворения Есенина «Зима» «Зима» — стихотворение, точная ...
«Все от древа – вот религия мысли нашего народа… Древо – жизнь. Вытирая лицо свое о холст с изображением древа, наш народ немо говорит о том, что он не забыл тайну древних отцов вытираться листвою, что он помнит себя семенем надмирного дерева и, прибегая под покров ветвей его, окунаясь лицом в полотенце, он как бы хочет отпечатать на щеках своих хоть малую ветвь его, чтоб, подобно древу, он мог осыпать с себя шишки слов и дум и струить от ветвей рук тень-добродетель»,- писал С. Есенин в своем поэтико-философском трактате «Ключи Марии».
Для Есенина уподобление человека дереву больше, чем «религия мысли»: он не просто веровал в существование узловой завязи человека с миром природы, он сам себя чувствовал частью этой природы.
Есенинский мотив «древесного романа», выделенный М. Эпштейном, восходит к традиционному мотиву уподобления человека природе. Опираясь на традиционный троп «человек-растение», Есенин создает «древесный роман», герои которого – клен, березы и ивы.
Очеловеченные образы деревьев обрастают «портретными» подробностями: у березы – «стан, бедра, груди, ножка, прическа, подол, косы», у клена – «нога, голова».
Так и хочется руки сомкнуть, Над древесными бедрами ив.
( » Я по первому снегу бреду …» , 1917 г.),
Зеленая прическа,, Девическая грудь,, О тонкая березка,, Что загляделась в пруд?
(» Зеленая прическа .» , 1918 г.)
Я не скоро, не скоро вернусь!, Долго петь и звенеть пурге., Стережет голубую Русь, Старый клен на одной ноге.
(«Я покинул родимый дом…», 1918 г.)
По словам М. Эпштейна, «береза во многом благодаря Есенину стала национальным поэтическим символом России. Другие излюбленные растения – липа, рябина, черемуха».
Самые сюжетно протяженные, самые значимые в поэзии Есенина это все же березы и клен.
Береза в русской народной и классической поэзии является национальным символом России. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев. В древних языческих обрядах береза часто служила «майским деревом», символом весны.
Есенин, при описании народных весенних праздников, упоминает березу в значении этого символа в стихотворениях » Троицыно утро…» ( 1914 г. ) и » Зашумели над затоном тростники … » ( 1914 г. )
Троицыно утро, утренний канон,, В роще по березкам белый перезвон.
В стихотворении » Зашумели над затоном тростники » идет речь о важном и увлекательном действе семицко – троицкой недели – гадании на венках.
Погадала красна девица в семик., Расплела волна венок из повилик .
Девушки плели венки и бросали их в реку. По далеко уплывшему, прибившемуся к берегу, остановившемуся или потонувшему венку судили об ожидавшей их участи (дальнее или ближнее замужество, девичество, смерть суженого).
Ах, не выйти в жены девушке весной,, Запугал ее приметами лесной.
Радостная встреча весны омрачена предчувствием приближающейся смерти » на березке пообъедена кора». Дерево без коры погибает, а здесь ассоциация » березка – девушка «. Мотив несчастья усиливается использованием таких образов как » мыши», » ель», » саван».
В стихотворении » Зеленая прическа «. ( 1918 г. ) очеловечивание облика березы в творчестве Есенина достигает полного развития. Береза становится похожей на женщину.
Тема отчего дома в поэзии С. А. Есенина
... притягивает сила есенинской поэзии? Что делает его лирику близкой и дорогой для читателей? Конечно же, любовь к человеку, к родине, природе, отчему дому. Его произведения пробуждают в нас самые ... Есенин своим любимым деревьям — символам России: "Белая березка под моим окном", "Клен ты мой опавший, клен заледенелый", "Сыплет черемуха снегом", "Черемуха душистая с весною расцвела". Чтобы стихотворение ...
Зеленая прическа,, Девическая грудь,, О тонкая березка,, Что загляделась в пруд?
Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение – о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву, а дерево человеку.
В таких стихотворениях, как » Не жалею, не зову, не плачу…» ( 1921 г. ) и » Отговорила роща золотая…» ( 1924 г. ), лирический герой размышляет о прожитой жизни , о молодости:
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым., Увяданья золотом охваченный,, Я не буду больше молодым.
…И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.
«Яблонь дым» – цветение деревьев весной, когда все вокруг возрождается к новой жизни. » Яблоня «, » яблоки » – в народной поэзии это символ молодости – » молодильные яблоки » , а » дым » – символ зыбкости, мимолетности, призрачности. В сочетании они означают мимолетность счастья, юности. К этому же значению примыкает и береза – символ весны. «Страна березового ситца » – это » страна » детства, пора самого прекрасного. Недаром Есенин пишет » шляться босиком » , можно провести параллель с выражением » босоногое детство «.
Все мы, все мы в этом мире тленны,, Тихо льется с кленов листьев медь…, Будь же ты вовек благословенно,, Что пришло процвесть и умереть.
Перед нами символ скоротечности человеческой жизни. В основе символа лежит троп: «жизнь — пора цветения», увядание — приближение смерти. В природе все неизбежно возвращается, повторяется и заново зацветает. Человек, в отличие от природы, однократен, и его цикл, совпадая с природным, уже неповторим.
С образом березы тесно переплетается и тема Родины. Каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви к России. Сила лирики поэта заключается в том, что в ней чувство любви к Родине выражается не отвлеченно, а конкретно, в зримых образах, через картины родного пейзажа.
Это можно увидеть в таких стихотворениях как «Белая береза». (1913 г.), «Возвращение на Родину» ( 1924 г. ), «Неуютная жидкая лунность » (1925 г. ).
Клен, в отличие от других деревьев, не имеет столь определенного, сформированного образного ядра в русской поэзии. В фольклорных традициях, связанных с древними языческими ритуалами, он не играл значительной роли. Поэтические воззрения на него в русской классической литературе в основном складываются в 20 веке и поэтому еще не приобрели ясных очертаний.
Образ клена наиболее сформирован в поэзии С. Есенина , где он выступает как своего рода лирический герой «древесного романа». Клен – это разудалый, слегка разухабистый парень, с буйной копной непричесанных волос, так как у него круглая крона, похожая на копну волос или на шапку. Отсюда и мотив уподобления, то первичное сходство, из которого развился образ лирического героя.
Оттого что тот старый клен, Головой на меня похож.
( » Я покинул родимый дом …» , 1918 г. )
В стихотворении » Сукин сын » ( 1824 г. ) лирический герой грустит об ушедшей юности, которая «отшумела»,
Как подгнивший под окнами клен.
В народной поэзии гнилое или засохшее дерево это символ горя, потери чего-то дорогого, что уже не вернуть.
Поэзия Заболоцкого
... в 1926 году, Заболоцкому удалось найти свой оригинальный поэтический метод. Основная тема его стихотворений ... ним. В следующей главе – «Страдания животных» ... в природе...», написанной в тот же год. Я не ищу гармонии в природе. Разумной соразмерности начал Ни в недрах скал, ни в ... поэзии. В 1920 году он покинул родительский дом и направился сначала в Москву, а на следующий год в ... Продолжает конь: Мужик, ...
Герой вспоминает свою юношескую любовь. Символом любви здесь выступает калина, с ее » горькой » семантикой, она сочетается к тому же с » желтым прудом». Желтый цвет в суевериях народа является символом разлуки, горя. Поэтому можно сказать, что расставание с любимой девушкой уже было предначертано самой судьбой.
Клен или явор в этнологических преданиях славян дерево, в которое превращен человек («заклят»).
С.Есенин также антропоморфизирует клен, он предстает как человек со всеми присущими ему душевными состояниями и периодами жизни. В стихотворении «Клен ты мой опавший…» (1925 г.) лирический герой подобен клену своей разудалостью, он проводит параллель между собой и кленом:
И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,, Утонул в сугробе, приморозил ногу., Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,, Не дойду до дома с дружеской попойки.
Даже не всегда понятно о ком идет речь в этом стихотворении — о человеке или дереве.
Там вон встретил вербу, там сосну приметил,, Распевал им песни под метель о лете., Сам себе казался я таким же кленом…
Напоминая клен своей «беззаботно – кудрявой головой», тополь вместе тем аристократически «строен и прям». Эта стройность, устремленность ввысь является отличительной чертой тополя, вплоть до поэзии наших дней.
В стихотворении «Село» ( 1914 г. ) С. Есенин сравнивает листья тополя с шелком:
В шелковых листьях тополя.
Это сравнение стало возможным от того, что у тополя листья имеют двойную структуру: снаружи листья блестяще-зеленые, будто отполированные, с внутренней стороны – матово-серебристые. Шелковая ткань тоже имеет двойную расцветку: правая сторона блестящая, гладкая, а левая – матовая и невыразительная. Когда шелк переливается, то оттенки цвета могут меняться, так же и листья тополя при ветре переливаются зеленовато-серебристым цветом.
Тополя растут вдоль дорог и поэтому они иногда ассоциируются с босоногими странниками. Эта тема странничества отражена в стихотворении «Без шапки, с лыковой котомкой…» ( 1916 г. ) .
Лирический герой – странник «бредет» «под тихий шелест тополей». Здесь странник-человек и странник-дерево перекликаются, дополняют друг друга для достижения большей тонкости в раскрытии темы.
В произведениях Есенина тополя тоже знак Родины, как и береза.
Прощаясь с домом , уезжая в чужие края, герой грустит о том , что
Уж не будут листвою крылатой, Надо мною звенеть тополя.
(» Да ! Теперь решено…» , 1922 г.)
Иву называют «плакучей». Образ ивы более однозначен и имеет семантику меланхоличности .
В русской народной поэзии ива – символ не только любовной, но и всякой разлуки, горя матерей, расстающихся со своими сыновьями.
В поэзии С. Есенина образ ивы традиционно ассоциируется с грустью, одиночеством, с разлукой. Эта грусть по прошедшей юности, по утере любимого человека, от расставания с родиной.
Например, в стихотворении «Нощь и поле, и крик петухов…» ( 1917 г. )
Здесь все так же, как было тогда,
Те же реки и те же стада.
Только ивы над красным бугром, Обветшалым трясут подолом.
«Обветшалый подол ив» – прошлое, старое время, то, что очень дорого, но то, что больше никогда не вернется. Разрушенная, исковерканная жизнь народа, страны.
С. Есенин «Песнь о собаке». Гуманизм и искренность поэзии С.Есенина
... отношением к животному. В поэзии 19 века преобладают образы домашних и хозяйственных животных, прирученных человеком, разделяющих его ... уют. Образ коня, как неотъемлемая часть быта, встречается в стихотворениях « ... отношению к природе, в частности к животным. Это одна из проблем современного гуманизма, и она правильно решается автором. Созданные Есениным образы животных вошли в русскую литературу как ...
В этом же стихотворении упоминается и осина. Она подчеркивает горечь, одиночество, так как в народной поэзии всегда является символом печали.
В других стихотворениях ива, как и береза, является героиней, девушкой.
И вызванивают в четки, Ивы – кроткие монашки.
( » Край любимый…» , 1914 г. )
Так и хочется руки сомкнуть, Над древесными бедрами ив.
(«Я по первому снегу бреду…», 1917г.)
Лирический герой, вспоминая свою юность, грустя о ней, также обращается к образу ивы.
И мне в окошко постучал, Сентябрь багряной веткой ивы,, Чтоб я готов был и встречал, Его приход неприхотливый.
( «Пускай ты выпита другим…» 1923 г. )
Сентябрь – это осень, а осень жизни это скорый приход зимы – старости. Этот » возраст осени» герой встречает спокойно, хотя и с небольшой грустью об » озорной и непокорной отваге», потому что к этому времени он приобрел жизненный опыт и на окружающий его мир смотрит уже с высоты прожитых лет.
Все то, чем дерево выделяется среди других форм растительности (крепость ствола, могучая крона), выделяет дуб среди других деревьев, делая как бы царем древесного царства. Он олицетворяет собой высшую степень твердости, мужества, силы, величия.
Высокий, могучий, цветущий – характерные эпитеты дуба, который у поэтов выступает как образ жизненной мощи.
В поэзии С. Есенина дуб не такой постоянный герой, как береза и клен. Дуб упоминается всего в трех стихотворениях («Богатырский посвист», 1914 г.; «Октоих» 1917 г.; «Несказанное, синее, нежное…» 1925 г.)
В стихотворении «Октоих» упоминается Маврикийский дуб. Есенин впоследствии объяснял значение этого образа в своем трактате «Ключи Марии» (1918 г.)
«… то символическое древо, которое означает «семью», совсем не важно, что в Иудее это древо носило имя Маврикийского дуба…»
Под Маврикийским дубом
Сидит мой рыжий дед…
Введение образа Маврикийского дуба в это стихотворение не случайно, так как в нем говорится о родине:
О родина, счастливый, И неисходный час!
о родных —
» мой рыжий дед «.
Этот дуб как бы обобщает все то, о чем хотел написать поэт в этом произведении, то, что семья — это самое главное, что может быть у человека.
Образ «семьи» здесь дан в более широком смысле: это и «отчий край», и «родные могилы», и «отчий дом», то есть все, что связывает человека с этой землей.
В стихотворении «Богатырский посвист» Есенин вводит образ дуба, чтобы показать мощь и силу России, ее народа. Это произведение можно поставить в один ряд с русскими былинами о богатырях. Илья Муромец и другие богатыри, шутя, играючи валили дубы. В этом стихотворении мужик тоже «насвистывает», и от его свиста
задрожали дубы столетние,
На дубах от свиста листья валятся., Хвойные деревья
Сосны и ели представляют собой часть угрюмого, сурового пейзажа, вокруг них царит глушь, сумрак, тишина. Несменяемая зелень вызывает ассоциации хвойных деревьев с вечным покоем, глубоким сном, над которым не властно время, круговорот природы.
Любовь к женщине в поэзии есенина
... неразборчивость чувств в молодости. Единственная надежда, что любимая женщина вспомнит о нем хоть когда-нибудь. В стихотворении “Ты меня ... a-esenina/ Сочинение на тему: “Тема любви в поэзии С. Есенина” Тема любви в поэзии С. Есенина Мы все в эти ... Есенин, познавший горечь такой “любви”, не смог пройти мимо этой темы и отразил в своем творчестве любовь-отчаяние, любовь-бред, любовь на уровне животного ...
Эти деревья упоминаются в таких стихотворениях 1914 года, как «Не ветры осыпают пущи…», «Сохнет стаявшая глина», «Чую радуницу божью…», » Ус», «Туча кружево в роще связала.» (1915 г.).
В стихотворении Есенина «Пороша» (1914 г.) главная героиня – сосна выступает как «старушка»:
Словно белою косынкой, Подвязалася сосна., Понагнулась, как старушка,, Оперлася на клюку…
Лес, где живет героиня, сказочный, волшебный, тоже живой, как и она.
Заколдован невидимкой,, Дремлет лес под сказку сна…
С другим сказочным, волшебным лесом мы встречаемся в стихотворении «Колдунья» (1915 г.).
Но этот лес уже не светлый, радостный, а наоборот грозный («Роща грозится еловыми пиками»), мрачный, суровый.
Ели и сосны здесь олицетворяют злое, недоброжелательное пространство, нечистую силу, живущую в этой глуши. Пейзаж написан темными красками:
Темная ночь молчаливо пугается,, Шалями тучек луна закрывается., Ветер – певун с завываньем кликуш…
Рассмотрев стихотворения, где встречаются образы деревьев, мы видим, что стихи С. Есенина проникнуты ощущением неразрывной связи с жизнью природы. Она неотделима от человека, от его мыслей и чувств. Образ древа в поэзии Есенина предстает в том же значении , что и в народной поэзии. Авторский мотив » древесного романа » восходит к традиционному мотиву уподобления человека природе, опирается на традиционный троп » человек – растение «.
Рисуя природу, поэт вводит в рассказ описание человеческого быта, праздников, которые так или иначе связаны с животным и растительным миром. Есенин как бы переплетает эти два мира, создает один гармоничный и взаимопроникающий мир. Он часто прибегает к приему олицетворения. Природа -–это не застывший пейзажный фон : она горячо реагирует на судьбы людей , события истории. Она любимый герой поэта.
Образы животных в лирике С. Есенина.
Образы животных в литературе – это своего рода зеркало гуманистического сомосознания. Подобно тому, как самоопределение личности невозможно вне отношения ее к другой личности, так и самоопределение всего человеческого рода не может свершаться вне его отношения к животному царству.»
Культ животных существует очень давно. В далекую эпоху, когда основным занятием славян была охота, а не земледелие, они верили, что у диких животных и человека общие прародители. У каждого племени был свой тотем, то есть священное животное, которому племя поклонялось, полагая, что именно оно и есть их кровный родственник.
В литературе разных времен всегда присутствовали образы животных. Они послужили материалом для возникновения эзопова языка в сказках о животных, позднее в баснях. В литературе » нового времени » , в эпосе и в лирике животные приобретают равноправие с человеком, становясь объектом или субъектом повествования. Часто человек «проверяется на человечность» отношением к животному.
В поэзии 19 века преобладают образы домашних и хозяйственных животных, прирученных человеком, разделяющих его быт и труд . После Пушкина бытовой жанр становится преобладающим в анималистической поэзии. Все живое помещено в рамки домашнего инвентаря или хозяйственного двора (Пушкин, Некрасов, Фет).
В поэзии 20 века получили распространение образы диких животных (Бунин, Гумилев, Маяковский).
Исчезло преклонение перед зверем. Но «новокрестьянские поэты» вновь вводят мотив «братства человека и животного». В их поэтическом творчестве преобладают домашние животные – корова, лошадь, собака, кошка. Отношения обнаруживают черты семейного уклада.
В поэзии Сергея Есенина также присутствует мотив » кровного родства » с животным миром, он называет их «братьями меньшими».
Счастлив тем, что целовал я женщин,, Мял цветы, валялся на траве, И зверье , как братьев наших меньших, Никогда не бил по голове.
( «Мы теперь уходим понемногу». , 1924 г. )
У него наряду с домашними животными мы находим образы представителей дикой природы. Из 339 рассмотренных стихотворений в 123 упоминаются животные, птицы, насекомые, рыбы.
Конь ( 13) , корова ( 8 ), ворон, пес, соловей ( 6 ), телята, кошка, голубь, журавль ( 5 ), овца, кобыла, собака ( 4 ), жеребенок, лебедь, петух, сова (3 ), воробей, волк, глухарь, кукушка, лошадь, лягушка, лиса, мышь, синица ( 2 ), аист, баран, бабочка, верблюд, грач, гусь, гориллы, жаба, змея, иволга, кулик, куры, коростель, осел, попугай, сороки, сом, свинья, тараканы, чибис, шмель, щука, ягненок (1).
С. Есенин чаще всего обращается к образу коня, коровы. Он вводит этих животных в повествование о крестьянском быте как неотъемлемую часть жизни русского мужика. С древних времен конь, корова, собака и кошка сопровождали человека в его нелегком труде, делили с ним и радости, и беды.
Конь был помощником при работе в поле , в перевозке грузов , в ратном бою. Собака приносила добычу, охраняла дом. Корова была поилицей и кормилицей в крестьянской семье, а кошка ловила мышей и просто олицетворяла домашний уют.
«в холмах
Покосившая избенка,
Плач овцы, и вдали на ветру
Машет тощим хвостом лошаденка,, Заглядевшись в неласковый пруд.
(«Этой грусти теперь не рассыпать…», 1924 г.)
Деревня пришла в упадок и гордый и величественный конь «превратился» в «лошаденку», которая олицетворяет собой бедственное положение крестьянства в те годы.
Новаторство и своеобразие С. Есенина – поэта проявилось в том , что рисуя или упоминая животных в бытовом пространстве (поле, река, деревня, двор, дом и тому подобное), он не является анималистом, то есть не ставит цель воссоздать образ того или иного животного. Животные , являясь частью бытового пространства и окружения, предстают в его поэзии в качестве источника и средства художественно – философского осмысления окружающего мира , позволяют раскрыть содержание духовной жизни человека.
В стихотворении «Корова» ( 1915 г. ) С. Есенин использует принцип антропоморфизма, наделяя животное человеческими мыслями и чувствами. Автор описывает конкретную бытовую и жизненную ситуацию – старость животного
дряхлая, выпали зубы,
свиток годов на рогах…
«скоро… свяжут ей петлю на шее // и
Думает грустную думу…
Если обратимся к тем произведениям, в которых встречается образ собаки, то например, в стихотворении «Песнь о собаке» (1915 г.).
«Песнь» (подчеркнуто «высокий» жанр) это своего рода гимнография, ставшая возможной благодаря тому, что предмет «воспевания» — святое чувство материнства , свойственное собаке в такой же степени, как и женщине – матери. Животное переживает о гибели своих детенышей , которых «хозяин хмурый» утопил в проруби.
«была моей юности
Стихотворение «Сукин сын» отражает трагизм сознания лирического героя, который возникает оттого, что в мире живой природы и животных все выглядит неизменным :
Та собака давно околела,, Но в ту же масть, что с отливом в синь,, С лаем ливисто – ошалелым, Меня встрел молодой ее сын.
Кажется, что «сын» генетически воспринял от матери любовь к лирическому герою. Однако лирический герой рядом с этим псом особенно остро ощущает, как он изменился внешне и внутренне. Для него возвращение к себе юному возможно лишь на уровне чувства и на мгновение.
С этой болью я будто моложе, И хоть снова записки пиши
Одновременно осознается невозвратность того, что миновало.
Еще одно животное, которое очень давно «сопровождает» человека по жизни, — это кошка. Она воплощает в себе домашний уют, теплый очаг.
Старый кот к махотке крадется, На парное молоко.
( » В хате.» , 1914 )
В этом стихотворении мы также встречаемся и с другими представителями животного мира, которые тоже являются неизменным «атрибутом» крестьянской избы. Это тараканы, куры, петухи.
Рассмотрев бытовые значения образов животных, переходим к их символическим значениям. Символы, которыми наделяются животные, очень широко распространены в фольклорном и классическом поэтическом творчестве. У каждого поэта имеется своя символика, но в основном они все опираются на народную основу того или иного образа. Есенин также использует народные поверья о животных, но в тоже время многие образы животных им переосмысливаются и получают новую значимость. Вернемся к образу коня.
Конь – в славянской мифологии одно из священных животных, атрибут богов, но одновременно с этим и хтоническое существо , связанное с плодородием и смертью, загробным миром, проводник на «тот свет». Конь наделялся способностью предвещать судьбу, прежде всего смерть. А. Н. Афанасьев так объясняет значение коня в мифологии древних славян : » Как олицетворение порывистых ветров, бури и летучих облаков, сказочные кони наделяются крыльями, что роднит их с мифологическими птицами… огненный, огнедышащий… конь служит поэтическим образом то светозарного солнца , то блистающей молниями тучи…».
В стихотворении «Голубень» ( 1916 г.) конь предстает в образе «тихой судьбы» . Ничего не предвещает перемен и лирический герой живет тихой, размеренной жизнью, своими бытовыми заботами изо дня в день, так же , как жили его предки.
Погаснет день, мелькнув копной златою,, И в короб лет улягутся труды.
Но в истории страны происходят революционные события 1917 года, и на душе у героя становится тревожно за судьбу России, своего края. Он понимает, что теперь многое изменится и в его жизни. Лирический герой вспоминает с грустью о своем крепком, устоявшемся быте, который теперь нарушен .
…Моего увел коня…
Конь мой – мощь моя и крепь.
Он знает, что теперь его будущее зависит от будущего родины, старается вырваться из тех событий, которые происходят.
…он бьется, мечется,
Теребя тугой аркан…
( «Отвори мне страж заоблачный». ,1918 г.),
но ему это не удается, остается только покорится судьбе. В этом произведении мы наблюдаем поэтический параллелизм между «поведением» коня и его судьбой и душевным состоянием лирического героя в «развороченном бурей быте «.
В стихотворении 1920 года » Сорокоуст » Есенин вводит образ коня, как символ старой патриархальной деревни, еще не осознавшей переход к новой жизни . Образом этого «прошлого» , которое пытается всеми силами бороться с переменами, является жеребенок, который предстает как составляющая в целом символическую ситуации «соревнования» между «чугунным конем — поездом » и «красногривым жеребенком».
Милый, милый, смешной дуралей,, Ну куда он, куда он гонится?, Неужель он не знает, что живых коней, Победила стальная конница?
Борьба деревни за выживание оказывается проигранной, все большее предпочтение отдается городу.
В других произведениях конь становится символом прошедшей юности, символом того, что человеку вернуть не дано, это остается только в воспоминаниях.
Я теперь скупее стал в желаньях,, Жизнь моя ? иль ты приснилась мне ?, Словно я весенней гулкой ранью, Проскакал на розовом коне.
( «Не жалею, не зову, не плачу…», 1921 г. )
«Проскакал на розовом коне» – символ быстро ушедшей , невозвратной юности. Благодаря дополнительной символике цвета предстает как «розовый конь» – символ восхода, весны, радости жизни. Но и реальный крестьянский конь на заре становится розовым в лучах восходящего солнца. Суть этого стихотворения – благодарственная песня , благословения всего живого. Это же значение имеет конь в стихотворении «Эх вы, сани …» ( 1924 г. )
Все прошло. Поредел мой волос.
Конь издох.
Вспоминая юность, лирический герой обращается также к образу собаки.
Мне припомнилась нынче собака,, Что была моей юности друг
( «Сукин сын». 1924 г. )
В этом стихотворении поэт вспоминает о своей юности, первой любви, которая ушла , но живет в воспоминаниях. Однако на смену старой любви приходит новая, на смену старшему поколению – молодое, то есть ничто в этой жизни не возвращается, но и жизненный цикл в то же время беспрерывен.
Та собака давно околела,, Но в ту ж масть , что с отливом в синь…, Меня встрел молодой ее сын
Если мы обратимся к другим представителям животного мира, например, воронам, то увидим, что у Есенина они имеют такую же символику, как и в народной поэзии.
Понакаркали черные вороны :, Грозным бедам широкий простор.
( «Русь». , 1914 г. )
В этом стихотворении ворон является вестником предстоящей беды, а именно войны 1914 года. Поэт вводит образ этой птицы не только как народный символ несчастья, но и для того, чтобы показать свое отрицательное отношение к происходящим событиям, переживания за судьбу Родины.
Многие поэты используют для создания образов различные типы переноса слов, в том числе и метафору, В поэзии метафора употребляется по преимуществу во вторичной для нее функции, внося в именные позиции атрибутивные и оценочные значения. Для поэтической речи характерна бинарная метафора (метафора – сравнение).
Благодаря образу метафора связывает язык и миф с соответствующим способом мышления – мифологическим. Поэты создают свои эпитеты, метафоры, сравнения и образы. Метафоризация образов – это черты художественного стиля поэта. С. Есенин также обращается в своих стихотворениях к помощи метафор. Он создает их по фольклорному принципу: берет для образа материал из деревенского мира и из мира природы и стремится охарактеризовать одно существительное другим.
Вот, например, образ луны:
» Луна , как желтый медведь , в мокрой траве ворочается «.
«Как скелеты тощих журавлей, // Стоят ощипанные вербы…»; «Синий сумрак, как стадо овец…»).
По цветовому сходству:
По пруду лебедем красным, Плавает тихий закат.
( «Вот оно глупое счастье…», 1918 г. )
по близости и сходству функций :
Как птицы, свищут версты
Из – под копыт коня…
( «О пашни, пашни, пашни…», 1917-1918 г. )
по какому – либо ассоциативному, иногда субъективно выделенному признаку :
Я был, как лошадь загнанная в мыле,, Пришпоренная смелым седоком.
( «Письмо к женщине». , 1924 г. )
Иногда поэт использует и характерную для русской народной поэзии – песни форму параллелизма, в том числе отрицательную :
Не кукушки загрустили – плачет Танина родня.
( «Хороша была Танюша…» , 1911 г. )
В произведениях С. Есенина анималистическое (изображение животных) сравнение или зооморфная метафора часто перерастает в развернутый образ :
Осень – рыжая кобыла – чешет гриву.
( «Осень». ,1914 – 1916 г. )
Рыжий цвет осенних листьев вызывает ассоциацию с «рыжей кобылой». Но осень не только «рыжая кобыла» ( сходство по цвету ) , она «чешет гриву»: образ раскрывается через сравнение с животным зримо, в красках, звуках , движениях. Поступь осени сравнивается с поступью коня.
ягненочек кудрявый » , » жеребенок «,
Чистит месяц в соломенной крыше, Обоймленные синью рога.
(» Гаснут красные крылья заката. » , 1916 г.)
Волны белыми когтями, Золотой скребут песок.
(» Небесный барабанщик.» , 1918 г.)
Клен и липы в окна комнат, Ветки лапами забросив,, Ищут тех, которых помнят.
(» Дорогая, сядем рядом. » , 1923 г.)
Чисто символическое значение приобретают и цвета животных : » красный конь » – символ революции, » розовый конь » – образ молодости, » черный конь » – предвестник смерти.
Образное воплощение , четкая метафора, чуткое восприятие фольклора лежат в основе художественных изысканий Сергея Есенина. Метафорическое использование анималистической лексики в оригинальных сравнениях создает своеобразие стиля поэта.
Рассмотрев образы животных в поэзии С. Есенина, можно сделать вывод о том, что поэт по-разному решает проблему использования анималистики в своих произведениях.
В одном случае он обращается к ним для того, чтобы показать с их помощью какие-то исторические события, личные душевные переживания . В других – для того, чтобы точнее, глубже передать красоту природы, родного края.
1. Кошечкин С. П. «Весенней гулкой ранью…» — М., 1984.
2. Марченко А. М. Поэтический мир Есенина. — М., 1972.
3. Прокушен Ю. Л. Сергей Есенин’ Образ, стихи, эпоха. — М., 1979.