Актуальность темы
В культуре, как в совокупном исторически развивающемся
Осуществление данной цели возможно только при условии воспитания устойчивых духовных потребностей личности, в том числе потребности в общении музыкальной культурой, важную роль, в формировании которой играют развитые музыкальные вкусы.
Общие психолого-педагогические основы проблемы интересно разработаны Л.С. Выготским, В.Г. Ивановым, А.Н. Леонтьевым, А.А. Смирновым, В.Г. Максимовым и другими.
Определение значимости музыкального воспитания в развитии детей, формировании их музыкальной культуры, творческого отношения к жизни, искусству дали в своих исследованиях Д.Б. Кабалевский, Б.М. Теплов, В.Н. Шацкая, М.Г. Рыцарева, Т.В. Челышева и другие. В педагогике музыкального образования проблемами, связанными с начальным этапом эстетического воспитания детей, занимались А.Ф. Любова, Л.В. Моисеева, Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко, О. Апраксина. В области развития музыкальной культуры в условиях профессиональной подготовки учителя музыки Т.А. Колышева, Р.А. Тельчарова, Н.В. Соколова.
Однако все перечисленные изучения музыкального интереса относятся к области массового
Направленность подвижнической деятельности авторов концепций на процесс гуманизации школы имеет глубокий смысл. Отличительной особенностью современных концепций являются критическое осмысление предшествующего опыта эстетического воспитания школьников, возвышение значимости искусства в школьном процессе, преемственность с традициями педагогики и культуры. Последующий этап в музыкальной педагогике связан с разработкой путей совершенствования отдельных аспектов музыкального воспитания и развития учащихся музыкальной культуре.
«Восприятие музыки как средство развития музыкальной культуры ...
... - Для успешного проведения исследования нами была сформулирована гипотеза : если систематически проводить работу по развитию активного восприятия музыки, то это будет способствовать повышению уровня музыкальной культуры младших школьников. Проблема Целью нашей курсовой работы является ...
Настоящий период отмечен все возрастающим вниманием исследователей к проблеме музыкальной культуры как целостного явления. В то же время интеграция различных областей знания оставляет за каждой из них право специфического ракурса изучения феномена музыкальной культуры.
С точки зрения социологии музыкальная культура представляет собой вид художественной культуры и изучается как жизнь музыки в обществе (Б. Асафьев, Р. Грубер, М. Коган, А. Сохор и другие).
Перспективность направления музыкально-педагогических исследований в сфере музыкальной культуры требует своей дальнейшей разработки. Особо актуальным представляется изучение музыкальной культуры детей младшего школьного возраста, так как с психолого-педагогических позиций этот период является наиболее сензитивным в формировании музыкального вкуса и ее культуры (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и другие).
Однако проблемы целенаправленного формирования музыкальной культуры младших школьников в единстве классных и внеклассных форм работы изучены недостаточно полно.
Формирование музыкальной культуры учащихся средствами музыкально-эстетического воспитания направлено на решение следующих задач:
- формирование у детей способности воспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности и музыке, формирование навыков использования средств музыкального искусства для познания жизни людей, самой природы;
- развитие глубокого понимания красоты природы, способности беречь эту красоту;
- вооружение учащихся знаниями, а также привитие умений и навыков в области доступных детям видов искусств – музыки, пения, драматизации;
- развитие творческих способностей детей, умений и навыков чувствовать и создавать красоту в окружающей жизни, на занятиях, дома, в быту;
- развитие у детей понимания красоты в человеческих отношениях, желание и умение вносить красоту в быт.
Цель данной работы является формированию музыкальной культуры в соответствии с индивидуальными способностями учащихся, проявляющимися в различных видах музыкальной деятельности на уроке.
Таким образом, актуальность данной работы обусловлена значимостью проблемы развития личности младших школьников путем формирования музыкальной культуры, а также недостаточной разработанностью проблем влияния невербальной коммуникации на духовное развитие учащихся начальной школы в музыкально-педагогическом процессе.
Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения действительности. Глубоко и многообразно воздействуя на чувства, волю людей, музыка способна благотворно сказываться на их общественной деятельности, влиять на формирование личности.
Эффект воспитательной роли музыки, а также направленность и характер ее социального воздействия представляются важнейшими критериями, определяющими общественную значимость музыки, ее место в системе духовно-культурных ценностей.
«Музыкальное развитие в ДОУ»
... исполнения на детских инструментах; позже в репертуар вошли произведения советских композиторов. 1.2 Виды музыкальной деятельности Деятельность — это активный процесс овладения общественным опытом, достижениями культуры. На протяжении своей жизни человек осваивает различные виды деятельности, в ...
Сегодня, когда мир музыки представлен чрезвычайно широким спектром различных стилей и направлений, особенно актуальной становится проблема развития у слушателя хорошего вкуса, способного отличать высокохудожественные образцы музыкального искусства от низкосортных. Поэтому очень важно сформировать у юного поколения высокие духовные потребности и разносторонние художественные способности. Для этого необходимо в повседневной практике музыкального обучения и воспитания детей использовать высокохудожественные образцы музыки различных культур и, конечно, музыку своего народа.
Музыке отводится особая роль в воспитании ребенка. С этим искусством человек соприкасается от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание он получает в школе. Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. В музыкальном развитии восприятие музыки школьниками является ведущим видом деятельности. И исполнительство, и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Развитое восприятие обогащает все музыкальные способности детей, все виды музыкальной деятельности способствуют развитию способностей ребенка.
Что же такое музыкальное развитие учащихся, ибо именно оно находится в центре внимания учителя при обучении и воспитании ребенка. При этом речь идет о самых разных аспектах музыкального развития, направленных на становление музыкальной культуры учащегося как неотъемлемой и важной части всей его духовной культуры. Это и развитие всех сторон его музыкального слуха, музыкальной памяти, мышления, воображения; и развитие музыкально-творческих способностей, исполнительских, слушательских и даже композиторских умений и навыков.
Музыкальное развитие это одна из целей музыкального образования в школе. Следует обратить внимание на термин музыкальное образование. Музыкальное образование — это процесс усвоения знаний, умений и навыков, необходимых для музыкальной деятельности, а также совокупность знаний и связанных с нею умений и навыков, полученных в результате обучения.
Анализ процесса музыкального развития ребенка несомненно дает конкретный материал, свидетельствующий о важности этих положений. Под влиянием воздействия воспитания и обучения музыкальное развитие осуществляется не автоматически. Совершенно очевидно, что усвоение одного и того же содержания детьми одинакового возраста не всех их приводит к одному уровню музыкального развития. Существуют различные причины возникновения новых способностей, склонностей, интересов (например, различный социальный опыт, наличие различного сочетания природных задатков).
Подчас эти проявления, возникнув, отмирают и на их основе появляются новые. Новое не просто механически присоединяется к старому и, к тому же оно преобразуется соответственно особенностям данного субъекта. Предполагается, что ребенок, на основе накопленного опыта и предшествующего сформированного уровня развития способностей принимает активное участие в деятельности и тем усиливаются темпы его музыкального развития. Он выступает не только как объект воспитания (что общепризнано), но и как субъект со всем своим своеобразием.
Основные виды музыкальной деятельности учащихся на х музыки как ...
... видам музыкальной деятельности учащихся принято относить слушание музыки, хоровое пение, игру на музыкальных инструментах, движение под музыку, импровизацию и сочинение музыки детьми (детское музыкальное творчество). То есть, те конкретные виды музыкальной деятельности, которые осуществляются учащимися на музыкальных ...
В Российских школах предмет музыки в основном изучается по программе «Музыка», разработанной авторским коллективом под руководством Д. Б. Кабалевского.
Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование основ музыкальной культуры;
- развитие интереса к музыке и музыкальным занятиям;
- музыкального слуха, чувства ритма, дикции, певческого голоса, музыкальной памяти, образного мышления, воображения;
- творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах (ложки, трещотки, бубен и т.д.)
- воспитание музыкального вкуса;
- нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине;
- уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира;
- эмоционально – ценностного отношения к искусству.
Главная цель музыкальных занятий в школе –
Музыкальное развитие школьников на школьном уроке музыки
Воспитание музыкальной культуры школьников происходит одновременно с развитием у них музыкальных способностей, которые в свою очередь развиваются в музыкальной деятельности. Чем она активнее и разнообразнее, тем эффективнее протекает процесс музыкального развития и, следовательно, успешнее достигается цель музыкального воспитания.
Напомним, что музыкальные способности бывают специальные (исполнительские, композиторские) и общие — необходимые для осуществления любой музыкальной деятельности. Для учителя музыки важны в первую очередь общие музыкальные способности учащихся: ладовое чувство (эмоциональная отзывчивость на музыку), способность произвольно оперировать музыкально-слуховыми представлениями, музыкально-ритмическое чувство и чувство целого (музыкальной формы).
Эти способности в сочетании с умением почувствовать содержание музыки составляют музыкальность.
Развитие музыкальных способностей позволяет школьникам успешно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности и обеспечивает осознание особенностей музыкального языка, строения музыкальной речи. Это в свою очередь является основой для формирования музыкального вкуса, интересов, потребностей.
Чтобы решать задачи музыкального воспитания, учителю нужно представлять себе всю систему музыкального развития школьников. Это способствует видению перспективы работы на протяжении всех лет обучения, установлению взаимосвязей между различными видами деятельности на уроке музыки, умелому отбору музыкального материала для последовательного решения развивающих задач.
«Организация игры на детских музыкальных инструментах во ...
... Задачи исследования: 2.. Рассмотреть теоретические аспекты игры на детских музыкальных инструментах младших школьников; 3. Описать методику обучения игре на детских музыкальных инструментах младших школьников; 4. Изучить опыт использования игры на детских музыкальных инструментах младших школьников во внеурочной деятельности. Объект исследования, Предмет исследования В ...
Развитие музыкальных способностей школьников осуществляется в комплексе и тесной связи с решением образовательных задач. Рассмотрим это на примере развития чувства ритма. Так, на первых уроках музыки по программе, разработанной под руководством Д.Б. Кабалевского, у ребят формируются общие представления о жанре марша. Одновременно у них закрепляется ощущение равномерной пульсации метрических долей музыки, например, во время маршировки или игры аккомпанемента к маршу на простейших ритмических инструментах.
Затем учащимся даются задания, направленные на формирование представлений о различной тяжести долей (сильная и слабая).
Как только они смогут воспроизвести это чередование в движении, хлопках, игре на инструментах (сопровождая исполнение маршевой музыки учителем), им можно предложить графически записать «пульс» конкретного марша.
Следующий этап в развитии чувства ритма ребят связан с различением долгих и коротких звуков, знакомством с двумя ритмическими единицами: четвертью и восьмой. Далее учащиеся осваивают простейшие ритмические мотивы, формулы, которые лежат в основе музыкального материала, хорошо знакомого им по урокам музыки.