Классицизм в русской литературе: список представителей, произведения

Курсовая работа

Начало классицизм берет во Франции. Направление было сформировано в 18 веке, распространилось по Европе, а затем и в России. Согласно французскому классицизму, личность человека является высшей ценностью.

Более ранняя теологическая картина мира была построена на понимании бога, как центра вселенной. Развитие науки и общественной мысли позволило перевести акцент с бога на человека.

Причиной распространения классицизма в русской литературе стала европеизация культуры. Данный процесс приходится на период со второй половины 18 века по первую половину 19 века. Направление предшествовало другим литературным течениям, которые, так или иначе, содержали в основе идеи классицизма, отрицая их в своих убеждениях.

Особенности классицизма:

  • понятие разума ставится превыше всего;
  • окружающий мир познается умом;
  • актуальность вопросов противостояния разума и чувств, долга и страсти;
  • деление героев произведений на плохих и хороших, при этом положительные персонажи обязательно выглядели презентабельно;
  • соблюдение правила трех единств, включая время, место и действие;
  • интерес к вечным темам, существенным чертам явлений и предметов.

Классицизм активно развивался не только в литературе, но и в других направлениях искусства. На развитие данного течения в России значительное влияние оказали реформы Петра Великого. Расцвет классицизма наблюдался во времена правления Екатерины. В этот период отмечено творчество таких великих писателей, как Михайло Васильевич Ломоносов, Василий Кириллович Тредиаковский, Гавриил Романович Державин, Денис Иванович Фонвизин.

Краткая характеристика направления

Произведения классицизма обладают схожими чертами. Основными характеристиками направления являются:

  1. Иерархия жанров. Из множества можно выделить две основные категории. К «высоким» жанрам относились эпос, трагедия, ода, к «низким» — басня, комедия, сатира. Любое произведение должно было отвечать общепринятым требованиям, не допускалось смешение стилей.
  2. С законом «трех единств» связано время, место и действие. Единство времени предусматривает описание событий, которые не разрываются временем. Действия, как правило, происходили за сутки. К примеру, использование формулы «спустя год» было недопустимо. События обычно развивались на ограниченной территории, что соответствовало требованию единства места. В рамках единства действия допускалось развитие лишь одной сюжетной линии. Повествование должно было быть логичным, четким, стройным и исключать какие-либо ответвления.
  3. Персонажи в произведениях строго разграничивались. Действующие лица могли быть либо положительными, либо отрицательными героями. Такие понятия, как глубокий психологизм или персонажи с противоречивыми чертами характера, отсутствовали.
  4. Герои в литературе обладали конкретной, ярко выраженной особенностью характера. Популярностью пользовался специальный прием, когда персонажи обладали говорящими именами и фамилиями. Действующее лицо могло использоваться в качестве воплощения определенного общественного строя или целой эпохи.
  5. Произведения носили общественно-воспитательную функцию. Классицистическая литература заключалась в каком-либо нравственном уроке. Как правило, в таких повествованиях добро одерживало победу над злом. Отрицательные персонажи терпели поражение и не могли рассчитывать на нравственное перерождение.

Русская литература в направлении классицизма развивалась, исходя из общепринятых тенденций. Однако самобытные черты несколько отличали произведения отечественных авторов от европейских писателей. Особенности произведений:

3 стр., 1178 слов

Классицизм в литературе

... Ренессанса, а в произведениях К. Рена и его последователей окончательно формируется национальный вариант К. Список литературы [Электронный ... просветленной гармоничностью ритмического строя и колорита. Блестящее развитие в эту эпоху получает идеальный пейзаж (Н. ... персонажи, религиозные подвижники) и "низкие" (комедия, сатира, басня, изображающие частную повседневную жизнь людей средних сословий, а в ...

  1. Государство, а не человек, являлось высшей ценностью. Данное утверждение совмещалось с теорией просвещенного абсолютизма. Согласно таким понятиям роль управления государством должна отводиться мудрому, просвещенному монарху, который требует от подданных служения на благо общества.
  2. Русский классицизм отражался в общем патриотическом пафосе. Писатели проявляли патриотизм и интересовались историческим наследием своей родины. Авторы произведений были хорошо знакомы с историей Российского государства, поэтому нередко поднимали темы национального и исторического характера.
  3. Идеи Просветительства формировали направления гуманности.
  4. Эгоистичность человеческой природы проявлялась в подверженности героев произведений страстям и чувствам, противоречащим разуму. При этом персонажи поддавались воспитанию.
  5. Естественное равенство людей.
  6. Основное противостояние между представителями аристократии и буржуазии.
  7. Центральное место в произведениях отводилось личным переживаниям героев, а также общественным проблемам.
  8. Преобладание сатирической направленности. Популярностью пользовались такие жанры, как сатира, басня, комедия, в которых раскрывались конкретные явления русской жизни.

  9. Национально-историческая тематика преобладала над античной. В роли античности выступала отечественная история.
  10. Жанр оды достигал высокого уровня развития, что наглядно демонстрируется в произведениях М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина.
  11. В центре сюжета литературного произведения обычно находился любовный треугольник. Как правило, он состоял из героини, героя-любовника и второго любовника.
  12. Классические комедии заканчивались одинаково. В итоге порок был наказан, а добро торжествовало над злом.

Ориентация авторов на античные образцы

Классицизм более известен, как стиль в искусстве, в основе которого находится подражание античным эталонам. Направление является отражением стремления автора к простоте, целостности и логичности.

Классицизм по своей сути выражается в попытке возрождения старых добрых античных традиций, которые проверены на протяжении столетий. Античные произведения служили для писателей эталонами. Первым русским писателем, который являлся последователем направления классицизма, был Антиох Кантемир.

4 стр., 1831 слов

Охрана произведений российских авторов за рубежом

... произведений в большей степени, чем какая-либо другая, обеспечивает реализацию и охрану как личных, так и имущественных прав автора. ... произведения в периодических изданиях и энциклопедических словарях. Современное российское ... за исключением случаев, когда авторское вознаграждение не подлежит выплате). Сторонами по договору являются: с одной стороны – автор, а в отношении готового произведения ...

Представители классицизма

Основоположниками русской литературы считают авторов-классицистов. В эпоху развития данного направления формируется и подвергается преобразованию литературное искусство. Известными писателями классицизма являются В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков и многие другие.

Ломоносов

Великий русский писатель является создателем жанра оды. Произведения М.В. Ломоносова считаются культовыми среди прочих достижений этого выдающегося человека.

Автор редко высмеивал врагов просвещения в отличие от многих других представителей классицизма. Торжественные оды в основе содержали «утверждающее» начало. Поэт нередко отмечал успехи России на полях сражений, достижения торговли мирного времени, науки и искусства.

Ломоносов практически полностью модифицировал грамматику, основываясь на французских канонах, и переработал принципы стихосложения. Писатель стал первым, кто дополнил русскую литературу каноническими принципами классицизма. Определенный стиль создавался, исходя из количественного смешения слов трех родов. Таким образом, зародились «три штиля» русской поэзии. К «высоким» относились церковнославянские слова и русские. Ломоносов придерживался преимущественно «высокого» жанра.

Сумароков

Автор считается создателем русской трагедии. Пьесы А.П. Сумарокова характеризовались идеями патриотизма и описывали события из истории России.

В сочинениях писателя классицизм приобретал иные черты и развивался в дальнейшем его последователями М.М. Херасковым, В.И. Майковым, Я.Б. Княжниным и другими. В жанре отстаивалась позиция неразрывности интересов дворянства и монархии.

Сумароков стал основоположником драматургической системы классицизма. В трагических произведениях часто поднимался вопрос восстания против царского режима управления государством. На такие идеи писателя вдохновляла действительность России тех времен. Ярким примером является политическая трагедия «Дмитрий Самозванец». Автор акцентировал внимание на общественно-воспитательных вопросах, проповедовал высокие гражданские чувства и благородные поступки.

Кантемир

Писатель считается создателем русской сатиры. А.Д. Кантемир – первый из отечественных авторов классицизма, обращался к жанру сатирического стихотворения.

Просветительская деятельность Кантемира была направлена на приобщение русской науки к открытиям европейского научного сообщества того столетия. Читатели в XVIII веке могли ознакомиться не со всеми произведениями великого писателя. Большинство из произведений поступили на публикацию лишь спустя столетие.

6 стр., 2791 слов

Русская народная мудрость в произведениях устного народного творчества

... уничтожает молот истории. В чем проявляются красота и народная мудрость в произведениях устного народного творчества Русский фольклор в мире считается одним ... сочинения: ← Мой любимый писатель Лермонтов↑ ДругиеНародная мудрость в произведениях устного творчества → Истоки происхождения Как известно, у художественных произведений, относимых к устному народному творчеству, единого автора нет. Его автор ...

Популярные сатиры автора, которые обладают огромным значением для развития русской литературы, распространялись от первого издания в 1762 году с помощью многочисленных рукописных списков. Антиоха Кантемира считают основоположником прочной традиции, которую продолжили в XVIII веке Сумароков, Державин, Радищев, Крылов.

Фонвизин

Писатель поднимал особенно важные и весомые темы, которые актуальны в современном мире и интересны читателям всех возрастных категорий. Д.И. Фонвизин является создателем множества пьес и произведений в жанре драматургии. Творчество автора основано на принципах классицизма. Наиболее популярными творениями Фонвизина являются «Бригадир» и «Недоросль». Произведения представляют собой подлинно самобытную национальную комедию, в основе которой лежат принципы критического реализма.

Вклад писателей, представителей классицизма, в русскую литературу

Зарождение русского классицизма приходится на середину XVIII столетия. Следует отметить, что произведения разных авторов отличались. К примеру, в творчестве Сумарокова можно найти массу отличий от классицизма Ломоносова.

Таким образом, на основе неодинаковых взглядов в литературном направлении формируются отдельные школы. Основная идея произведений сохраняется неизменной. В творчестве авторов-классицистов наблюдаются строгие языковые нормы и правила, четкие границы между добром и злом, преобладающее значение государства.

Вклад писателей-представителей классицизма в русскую литературу заключался в следующем:

  1. Изменение стихосложения, благодаря произведениям М.В. Ломоносова, который способствовал формированию новых правил, что повлияло на дальнейшее развитие русской литературы.
  2. Русская литература приобрела самобытный и неповторимый характер.
  3. Стремительное развитие и повышение качества литературного искусства в России.

Писатели-классицисты преобразили русскую литературу. Благодаря произведениям того времени, был заложен фундамент литературного искусства, определен его характер и вектор для дальнейшего развития. Произведения сравнялись по уровню с западноевропейскими аналогами творчества. В то же время творчество русских писателей отличалось неповторимым характером.

Примеры произведений

Сравнить русский и европейский классицизм представляется возможным с помощью произведений великих писателей данного литературного направления. Яркими примерами творчества отечественных авторов-классицистов являются:

  • Прокопович Феофан – «Риторика», «Поэтика», «Слово похвальное о флоте российском»;
  • Кантемир Антиох Дмитриевич – «К уму своему»;
  • Тредиаковский Василий Кириллович – «Тилемахида», «Новый краткий способ к сложению российских стихов»;
  • Ломоносов Михаил Васильевич – «Ода на взятие Хотина», «Ода на день восшествия…», «Письмо о пользе стекла», «Письмо о пользе книг церковных», «Российская грамматика», «Риторика»;
  • Сумароков Александр Петрович – «Дмитрий Самозванец», «Мстислав», «Семира»;
  • Княжнин Яков Борисович – «Вадим Новгородский», «Владимир и Ярополк»;
  • Фонвизин Денис Иванович – «Бригадир», «Недоросль», «Лисица-казнодей», «Послание к слугам моим»;
  • Державин Гаврила Романович – «Властителям и судиям», «Памятник», «Фелица», «Бог», «Водопад»;
  • Радищев Александр Николаевич – «Путешествие из Петербурга в Москву», «Вольность».