«Великий писатель и гражданин России А.И.Солженицын» ( к 100-летию со дня рождения писателя)

Эссе

"Великий <a href=писатель и гражданин России А.И.Солженицын" ( к 100-летию со дня рождения писателя)"Великий писатель и гражданин России А.И.Солженицын" ( к 100-летию со дня рождения писателя) 1">

КОНКУРСНАЯ

РАБОТА

Субъект Российской Федерации:

Республика Северная Осетия – Алания., Город (населенный пункт):

Ардон.

Полное название образовательной организации:, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная

школа №1.

Участник конкурса:

фамилия Зубова

имя Екатерина

отчество Владимировна

Класс (курс) обучения участника:

10

Тематическое направление:

« Он хороший писатель. И прежде всего – гражданин». ( А. Тарковский ) : 100 – летие со

дня рождения А.И.Солженицына.

Тема сочинения:, Великий писатель и гражданин России А.И.Солженицын., Жанр сочинения:

Эссе.

В наше непростое время, когда стираются границы между добром и злом,

нравственным и безнравственным, полезно обратиться к честному, совест —

ливому писателю. На мой взгляд, таким писателем является сегодня А.И.

Солженицын. Всю жизнь его волновали проблемы выбора и долга, веры и

скепсиса. Но о чём бы ни писал Солженицын, какую бы жизненную ситуа-

цию ни выбрал, на первое место он ставил человеческую совесть. По его

убеждению, только она способна осветить человеку глубокую правду о нём

самом и окружающем мире. Солженицын сегодня стал тем писателем, чьи

размышления помогают каждому из нас сделать нравственный выбор, не

растеряв своей совести.

Рассказ Солженицына « Матрёнин двор » невозможно читать без слёз.

Грустная история крестьянки Матрёны заставляет нас о многом задуматься.

Автор разделил свой рассказ на три части, обозначив тем самым обстоятель-

ства, при которых ему постепенно открывается образ удивительной героини.

Жила она в небольшой деревушке Тальново в доме « с четырьмя оконцами

вряд на холодную красную сторону и с украшением под теремок чердачным

окошком». Избу построили давно и добротно, на большую семью, а сейчас

в ней живёт только одна Матрёна. Эта женщина проработала всю жизнь в

колхозе, но пенсии не получала. « Была она одинокая кругом, а с тех пор,

как стала сильно болеть, и из колхоза её отпустили. Наворочено было много

несправедливостей с Матрёной: она была больна, но не считалась инвали-

дом; она четверть века проработала в колхозе, но потому, что не на заво-

де, — не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было за мужа, то

есть за кормильца ». Видно, жребий Матрёны был жить в то время, когда

люди работали бескорыстно, не думая о пенсии. А деньги и награды получал

тот, кто о высоких результатах докладывал. Матрёна никому не могла от-

казать: без неё ни одна пахота не обходилась. Денег Матрёна не брала, стыд-

но ей было требовать оплату за свой труд, потому что « получала она удо-

вольствие от работы, прилив сил».

На склоне лет, тяжело больная, Матрёна вынуждена добывать себе кусок

хлеба. Автор с болью пишет о том, как бесконечно долго и упорно преодо-

левает шестидесятилетняя женщина неблизкий путь до сельсовета, хлопоча о

пенсии. Но все её усилия, к сожалению, напрасны: « Сходит в сельсовет, а

секретаря сегодня нет… Завтра, значит опять иди. Теперь секретарь есть, да

печати у него нет…» При знакомстве с нелегкой судьбой простой деревен-

ской женщины проникаешься сочувствием к ней. Больно сознавать, что по

чьей – то вине страдает человек, не найдя поддержки в обществе. Солжени-

цын возмущён тем равнодушием, которое окружает героиню. Но совсем при-

шлось трудно Матрёне жить, когда председатель запретил продавать торф.

С болью об этом пишет автор: « Стояли вокруг леса, а топки взять было нег-

де. Рычали кругом экскаваторы но болотах, но не продавалось торфу жите-

лям, а только везли начальству… Председатель колхоза ходил по деревне,

смотрел в глаза требовательно или мутно, или простодушно, о чём угодно

говорил, кроме топлива. Потому что сам он запасся…» Вот и приходилось

деревенским женщинам воровать – носить торф в мешочках тайком. Страх

стал постоянным спутником Матрёны, но наступающие холода снова гнали

её по ночам с мешком или санками на болото.

Изображая суровую действительность, Солженицын пытается оправдать

свою героиню. Да, воровать – значит совершать преступление, но не преступ-

на ли та власть, которая заставляет больную одинокую женщину делать это?..

А что же совесть? А как же объяснить людям своё равнодушие?.. К сожале-

нию, председатель колхоза далёк от таких « высоких » понятий, как милосер-

дие, сострадание. Зачем ему заботиться о других? Лишь бы у него самого всё

хорошо было. Горестный голос Солженицына помогает читателю проник-

нуться уважением и сочувствием к Матрёне и осудить тот беспредел, кото-

рый окружает её. И в этом обвинительном « слове » чётко высвечивается

гражданская позиция писателя.

Я думаю, что как бы тяжела и неотвратима ни была судьба, она толь-

ко ярче проявляет меру человеческого в каждом из нас. Через суровые испы-

тания прошла Матрёна, но сохранила в своей душе христианский огонь люб-

ви к людям, осталась верна библейским законам нравственности, уберегла

незапятнанной свою совесть. Её убила чужая алчность.

Так кто же Матрёна: жертва или святая ? Вывод сделает каждый сам. Для

меня же она – символ высокой духовности, : «тот самый праведник, без кото-

рого, по пословице, не стоит село, ни город, ни вся земля наша». Я поняла,

что человек должен пройти свой путь, сохранить в себе и мужество, и чело-

вечность, и благородство, не запятнав своей совести. С этими мыслями жил

и проповедовал А.И.Солженицын. Спасибо этому великому русскому писа-

телю за его любовь к Отечеству, за веру в человека, за те « мысли вечные»,

которые он пробудил в благодарных читателях.