Методы и направления музыкального воспитания в детских садах
Ответственные лица за музыкальное воспитание в детских садах России с начала прошлого века старались обосновать значимость этого вида воспитания. Однако, они сталкивались с трудностями, такими как отсутствие ясности в программах и недостаточный опыт у руководителей. Несмотря на это, уже в 1873 году появился сборник статей и материалов, а также книги, в которых авторы предлагали методики и игры для музыкального воспитания. Например, игра «Концерт» и театр теней, которые предлагал А. Дуссек, а также популярные сегодня подвижные игры с пением от Н. Филитис.
В это время также заслуживают внимания работы по методике А. С. Симонович, К. Н. Вентцеля, С. Т. и В. Н. Шацких. Они разрабатывали системные методики музыкального воспитания, в том числе преследуя идею того, что музыка должна выполнять иллюстративную функцию к занятиям. Например, во время занятий по «Родиноведению» предлагалось исполнять песни о погоде, а во время физкультурных занятий использовать игры — забавы и игры с пением.
Отметим также, что одной из основных принципов музыкального воспитания А. С. Симонович было опора на желание дошкольников, а также внедрение ведения детских праздников в педагогическую практику. Она признавала будет глубокое впечатление от таких праздников, развитие чувства коллективизма и возбуждение в детях самого доброго и хорошего.
Создатель модели «идеального детского сада» К. Н. Вентцель предложил свою систему музыкального воспитания, состоящую из разнообразных видов деятельности: пение, слушание, танцев, игры на детских музыкальных инструментах. Основное назначение музыкального воспитания, с его точки зрения, не формирование навыков копирования и механического воспроизведения, а развитие творческих сил ребенка. Поэтому, считал он, надо опираться на свободную активность детей, исходить из природы ребенка, смотреть на него как на «маленького художника». В музыкальной работе, по мнению педагога, должно быть два этапа:
первый
второй
Развитию художественно-творческих представлений детей помогает воспитатель, который создает соответствующую атмосферу, подбирает музыкальный репертуар, учитывая при этом потребности, переживания, желания детей. Весьма актуально и современно звучат мысли К.Н.Вентцеля по поводу роли взрослого в воспитании детей в детском саду («не порабощать воли и ума ребенка, заботиться о духовном общении и равноправии с ним, и тогда станет возможным развитие в детях умения наслаждаться искусством»).
«Музыкальные игры»
... продуктивные. 1.Значение музыкальных игр в развитии ребенка. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах. ... Д. Критской. 2009г. 4. Запорожец А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры. — Дошкольное воспитание. 1965г.
Третьим направлением в развитии теории и практики музыкального воспитания можно считать работу детского сада супругов Шацких. Эстетическое воспитание было основообразующим и интегрирующим элементом педагогической концепции С. Т. Шацкого. Оно строилось на культурологическом подходе, когда происходит введение искусства в жизнь и организация жизни в искусстве, поэтому девиз С.Т.Шацкого «музыка должна быть!». По мнению автора, необходимо учитывать следующее:
- музыкальная жизнь должна быть организована в соответствии с возрастом и потребностями детей;
- опираться на личный опыт ребенка;
- должны быть созданы условия для развития музыкального слуха, музыкального языка, творческого восприятия.
Важно систематически обследовать степень музыкального развития детей, выявляя при этом их потребности и интерес к музыке, творческие способности, а также уровень музыкальных знаний. Только благодаря такому подходу можно создать необходимую музыкальную атмосферу на концертах, вечерах, специальных занятиях.
Музыкальное воспитание в детском саду Шацких проводилось системно и последовательно, что сделало книгу В. Н. Шацкой «Музыка в детском саду» первым методическим пособием по музыкальному воспитанию дошкольников. В этой книге впервые была представлена методика проведения музыкально-групповых занятий, а также определены задачи музыкальной работы в каждой возрастной группе. В ней также обсуждаются вопросы организации слушания, пения, музыкально-ритмических движений, а также квалификационные требования к педагогу-музыканту в детском саду.
Музыка обладает возможностью воздействия не только на взрослых, но и на самых маленьких детей. Даже внутриутробный период имеет важное значение для развития ребенка: музыка, которую слушает будущая мать, может оказывать положительное влияние на самочувствие и развитие ребенка. Из этого можно сделать вывод о важности создания условий для формирования музыкальной культуры у детей дошкольного возраста.
Основными задачами музыкального воспитания являются развитие музыкальных и творческих способностей детей через различные виды музыкальной деятельности, а также формирование начала музыкальной культуры и общей духовной культуры. Успешное решение этих задач зависит от содержания музыкального воспитания, включая выбор репертуара, методы и приемы обучения, а также формы организации музыкальной деятельности.
Важно развивать все лучшее, что заложено в ребенке от природы, учитывая его склонности к определенным видам музыкальной деятельности. На основе природных задатков необходимо формировать специальные музыкальные способности и способствовать общему развитию ребенка.
Глава 2. Развитие музыкальных способностей
Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности — ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма — выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально-слуховые представления — способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает музыкант-психолог Б.М.Теплов, не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни).
«Музыкальные способности личности»
... овладевать музыкой. Музыкальность и одарённость являются формой выражения музыкальных способностей и их совокупностью. Структура музыкальных способностей Структура музыкальных способностей включает в себя следующие компоненты: Тоновосприятие - способность услышать, определить и воспроизвести музыкальные звуки. Ритмический слух - способность определять и воспроизводить ...
Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.
2.1 Музыкальность
Глинка, Чайковский, Моцарт, Бетховен… Знаменитые, известные каждому имена. Кто избрал им путь гениев? Кто определил славу музыкантов-композиторов? Природа? Родители? Педагоги?
Может быть, профессиональные качества передаются с генами? Может быть, сын ученого, повзрослев, станет ученым, а сын писателя — писателем?
Можно нередко слышать: «должно быть, мой ребенок пошел в отца, у него совсем нет музыкального слуха». Достаточно распространенная формула причины отсутствия способностей сына или дочери.
Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки музыкальной деятельности (т.е. физиологические особенности строения организма, например, органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Понятие «неразвивающаяся способность», по утверждению ученых, специалистов в области исследования проблем музыкальности, само по себе является абсурдным. Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности.
Введение
Музыка — это удивительное искусство, которое позволяет нам выразить свои эмоции, передать настроение и погрузиться в мир звуковых красок. Однако, чтобы полностью насладиться музыкой, необходимо обладать определенными способностями, которые называются музыкальностью. В данной работе мы будем рассматривать основные аспекты музыкальности и ее влияние на восприятие музыки.
Тело работы
1. Природа музыкальности
Природа наградила человека способностью видеть, ощущать и чувствовать окружающий мир. Она также дала ему возможность слышать звуки природы, которые окружают нас повсюду. Люди, прислушиваясь к различным звукам, учатся различать интонацию, высоту и длительность звуков. Эти способности являются основой музыкальности и позволяют нам погрузиться в мир музыкального искусства.
2. Основные способности музыкальности
Музыкальность включает в себя комплекс способностей, которые позволяют человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности. Основные способности музыкальности включают звуковысотный слух, ладовое чувство и чувство ритма. Именно эти способности позволяют нам воспринимать и создавать музыку, наполняя ее новым содержанием и открывая для себя тайны музыкального искусства.
3. Влияние музыкальности на музыкальное восприятие
Исследования показывают, что активное общение с музыкой способствует развитию музыкальности. Чем больше мы слушаем музыку, поем, двигаемся под нее и занимаемся музыкальным творчеством, тем более музыкальными мы становимся. Музыкальность позволяет нам лучше понимать и воспринимать музыку, делая наши встречи с ней более радостными и желанными.
Русская музыка ‘серебряного века’, музыкальный модернизм ...
... В музыке это выражалось в обращении к миру узких, индивидуалистических переживаний, а в соответствии с этим в излишней усложненности музыкального языка, в одностороннем развитии какого-либо одного из средств музыкальной выразительности. Правда, в ... буржуазной культуры. Эта оценка находится как бы в противоречии с двумя фактами. Во-первых, основателями модернизма в прошлом веке были поэты и художники ...
Заключение
Музыкальность — это уникальная способность, данная нам природой, которая позволяет нам полностью погрузиться в мир музыки. Она включает в себя основные способности, такие как звуковысотный слух, ладовое чувство и чувство ритма. Развитие музыкальности происходит через активное общение с музыкой и занимается различными видами музыкальной деятельности. Благодаря музыкальности мы можем лучше понимать и воспринимать музыку, делая наше взаимодействие с ней более глубоким и насыщенным.
Каждый музыкальный звук обладает высотой.
Именно она отличает один музыкальный звук от другого, и любой шумовой от музыкального.
3. Звуковысотный слух
Звуки между собой различаются не только динамикой. Чтобы узнать еще об одной тайне звука, поиграйте с ребенком в игру диалог. Представьте себе что встретились два человека, один большой — большой, с низким голосом, а другой малюсенький, с тоненьким голоском. Великан басом начал расспрашивать маленького человечка, а тот — отвечать ему тоненько и нежно.
- Где ты живешь? — прогремел великан.
- В цветке ландыша, — нежно зазвенело в ответ.
- С кем ты дружишь? — снова раздался громовой вопрос.
- С Дюймовочкой …
Можно придумать дальнейший диалог и исполнить его, не забывая о том что, великан говорит громовым басом, а сказочный малютка — высоко, нежно.
Можно произвольно изменять голос с более низкого дна более высокий. Проделав этот путь голосом несколько раз, убедитесь в новом свойстве звука.
4. Длительность звука и чувство ритма
Из высоких и низких звуков складывается мелодия, выразительность которой придают динамические оттенки.
Но любая мелодия покажется малопривлекательной, если звуки, ее составляющие, будут одинаковы по своей продолжительности, или, как говорят педагоги, по своей длительности.
Различные длительности звука играют важную роль в создании музыкального ритма. Ритмичность в музыке проявляется через упорядоченное чередование длинных, коротких и средних звуков, образуя красочные ритмические узоры или рисунки. Это одно из важных свойств звука, которое определяет его ритмический рисунок.
Елена Алексеевна Королева придумала увлекательную сказку, иллюстрирующую жизнь различных длительностей звуков, что может помочь детям лучше понять этот музыкальный концепт.
Вместо обычных названий длительностей, для более наглядного представления коротких и длинных звуков можно использовать персональные условные знаки: длинный звук можно изобразить в виде вертикальной полоски меньшего размера, а короткие звуки — в виде заштрихованных овалов.
Некоторые педагоги предпочитают вместо обычного счета использовать ритмо-слоги. Например, длительный звук обозначается слогом «та», а короткий — слогом «ти». Это помогает детям лучше представлять и усваивать музыкальные ритмы.
Для понимания формирования ритмического рисунка можно представить длительности звуков в виде равномерных шагов: четверти — за один шаг, половинные — за два шага, целые — за четыре шага. Это позволяет наглядно продемонстрировать чередование длительностей в музыке.
Творческий проект по музыке «Музыкальная сказка» (5 класс)
... сказок, где музыка или музыкальные инструменты играют ключевые роли, проанализировать их; 3)определить роль музыки в каждой из прочитанных сказок; 4)найти в интернете советы и правила для сочинения сказок; 5) сочинить музыкальную сказку; ... рассказывает о спасительной силе музыки. Алтайская сказка «Малыш Рысту» повествует о мальчике, преображающем звуки природы в красивую музыку. Он был счастлив ...
Исходя из этого, можно заключить, что разнообразие длительностей звуков играет существенную роль в формировании музыкального ритма и рисунка, и их понимание может быть лучше усвоено через визуальные и словесные приемы.
5. Тембровая окраска и тембровый звук.
Звук и его свойства
Звук, несмотря на свою неосязаемость, обладает рядом уникальных свойств, которые позволяют нам различать и описывать его качества. Одно из таких свойств — тембр, который определяет окраску звука и делает его уникальным.
Человеческий слух способен различать разные тембры звуков, что позволяет нам легко отличать голоса и звучание музыкальных инструментов друг от друга. Тембр может быть описан различными характеристиками, такими как густота, глубина, насыщенность, мужественность и др.
При слушании музыки лучше всего выбирать небольшие произведения и слушать их внимательно, не отвлекаясь на другие занятия. Важно прислушиваться к звукам и различать динамические оттенки музыкальной речи, чтобы определить, делает ли их выразительным исполнение произведения.
Влияние тембра на восприятие музыки
Тембр звука имеет большое значение для восприятия музыки и может вызывать разные эмоции и ассоциации у слушателя. Так, звуки высокого регистра часто ассоциируются с светлыми, прозрачными тона, а низкие звуки — с темными и холодными красками. Тембр голоса певца также может влиять на его музыкальное выражение и эмоциональную окраску исполнения.
Использование разных музыкальных инструментов и комбинация их тембров может создавать уникальные звуковые образы и вызывать разные эмоции у слушателя. При написании музыки композиторы часто используют разные тембры, чтобы раскрыть музыкальную идею и передать нужную эмоциональную окраску произведения.
Заключение
Тембр звука — это уникальное свойство, которое делает звук узнаваемым и уникальным. При слушании музыки важно прислушиваться к тембрам звуков и их влиянию на общее восприятие произведения. Только так мы сможем насладиться музыкой и раскрыть ее полное звуковое разнообразие.
5. В инструментальной музыке слов нет. Но от этого она не становится менее интересной. Возьмите пластинку с записью известного сочинения П. И. Чайковского «Детский альбом». Какие только жизненные и даже сказочные ситуации не отображены в этой музыке! Композитор, словно художник кистью, нарисовал музыкальными красками удивительно интересные картинки из жизни ребенка. Здесь и «Игра в лошадки», и «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Новая кукла». Здесь вы услышите очень ласковые, мечтательные пьесы «Сладкая греза», «Мама», «Зимнее утро» и много других очаровательных музыкальных зарисовок. Такие же музыкальные альбомы, адресованные юным слушателям, есть и у других композиторов. У С. С. Прокофьева этот альбом называется «Детская музыка». Музыкальные пьесы как бы рисуют день, прожитый ребенком. Послушайте из этого сборника «Сказку» или поэтическую пьесу «Ходит месяц над лугами». В «Альбоме для юношества» Роберта Шумана детям обязательно должны понравиться и «Смелый наездник», и «Веселый крестьянин», и немножко загадочная пьеса «Отзвуки театра». А красочное произведение «Дед Мороз» оживит фантазию и воображение любого слушателя.
В «Детском альбоме» А. Гречанинова каждого может рассмешить
Из истории возникновения музыкальных инструментов — МУЗЫКА ...
... звуки высокие, свистящие. Так постепенно появились разновидности духовых инструментов. Струнные музыкальные инструменты можно сравнить с охотничьим луком. Можно было сделать несколько луков разной величины и ... целый раздел своей книги «Музыка и балет в России XVIII века». Он называл балалайку «распространеннейшим инструментом во всей русской стране» и приписывал ей славянское происхождение. Я. ...
музыкальная пьеса «Верхом на лошадке», а «Необычное путешествие», возможно, кого-нибудь даже чуть — чуть напугает. А произведения композитора С. Майкапара «В садике», «Пастушок», «Маленький командир» будут близки и понятны даже самым маленьким.
Время от времени необходимо возвращаться к прослушиванию тех же самых произведений.
Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием,
Встреча ребенка с миром музыки в концертном зале представляет собой особый праздник, окутанный уникальной атмосферой. Этот опыт способен вызвать острые эмоции и желание прикоснуться к красоте искусства. Готовность к такому событию играет важную роль, а понимание сути произведения помогает насладиться каждым звуком.
Перед посещением концерта или оперы полезно ознакомиться с музыкой, которую предстоит услышать. Прослушивание грамзаписей и чтение о произведении и его авторе создают основу для глубокого восприятия музыкального искусства. Знание либретто оперы, если она запланирована, дает возможность полнее погрузиться в музыкальное произведение.
Очень полезно слушать одни и те же сочинения в исполнении разных солистов и коллективов,
x 7.
Развитие восприятия.
Для развития у детей навыков восприятия музыки (музыкальной памяти, различения настроения и характера произведений) можно использовать игры. Перед этим предлагается рассказать детям сказку о двух основных ладах музыки: мажоре и миноре. Мажор окрашивает произведения в яркие, веселые тона, в то время как минор придает им грустное, печальное настроение. Эта сказка помогает детям легче отличать мажорные и минорные произведения по настроению. (См. Приложение).
x 8.
Развитие музыкальных способностей в пении.
Каждый человек, родившись, получает от природы драгоценный дар — музыкальный инструмент, свой собственный голос. Научиться владеть этим инструментом — важная задача. Обучение ребенка пению на основе использования собственного голоса является эффективным методом. Подпевая при прослушивании песни, малыш начинает подражать интонациям взрослого. Важно помнить о том, что голосовые связки у детей хрупки, и необходимо бережно относиться к их обучению.
При обучении пению всегда идите от простого к более сложному, словно постепенно поднимаетесь по лесенке к вершинам исполнительского мастерства.
Методика разучивания песен.
1. Мелодию лучше начинать разучивать без текста, на какой-нибудь слог, например «ля» (в таком случае все внимание ребенка будет сосредоточено на звуковысотной линии).
2. Подвижные песни сначала необходимо пропевать в замедленном темпе, чтобы ребенок успевал хорошо, правильно проговаривать все слова, особенно трудные для произношения.
3. Сложные по ритмическому рисунку и мелодии фрагменты песни необходимо поучить отдельно. Чтобы ребенок наглядно понял, куда движется мелодия и куда направить голос, пользуйтесь жестом ( рука следует вверх и вниз, скачком или плавно, в зависимости от движения мелодии).
Такты с трудным ритмическим рисунком нужно прохлопать, затем одновременно прохлопать и пропеть на какой — либо слог.
4. Чтобы звук во время пения имел красивую окраску, следите за губами ребенка. Он всегда должен иметь округлую форму. Этому помогает и хорошо открывающийся рот.
Особенности музыкального воспитания слабослышащих школьников
... музыкального восприятия у детей с нарушениями слуха В коррекционных учреждениях уделяется большое внимание эстетическому воспитанию детей с нарушениями слуха. Несмотря на значимость развития музыкального восприятия у детей с нарушениями слуха, работ по развитию музыкального восприятия очень мало. Обзор литературы В нашем исследовании ...
5. Дышать нужно спокойно, не поднимая плеч и не делая шумных вдохов перед каждой новой фразой песни. Сохранять воздух в легких желательно до окончания фразы, экономно расходуя его. Научиться этому можно, поиграв, например, со свечей (дуйте на пламя свечи как можно дольше, наблюдая, как оно при этом отклоняется в сторону) или с белыми пушинками — парашютиками знакомого всем одуванчика.
6. Перед пением голос должен быть «разогрет». Для этого используются небольшие, на трех — пяти звуках, распевки. Это может быть «Музыкальная лесенка», которую желательно пропевать от разных ступенек, постепенно повышая голос или какие-нибудь другие короткие пропевки, например «Две трети», «Птица и птенчики» и др.
7. Правильное положение корпуса ребенка во время пения помогает исполнению песни. Сидеть нужно прямо, без напряжения, расправив плечики, руки спокойно положить на колени ближе к корпусу, голову вниз опускать не следует. Если песня исполняется стоя, то спина при этом должна быть также прямой, руки желательно спокойно опустить вдоль туловища. При таком положении корпуса вся дыхательная система, весь голосовой аппарат гармонично настроены на процесс пения.
Музыканты — педагоги при оценке пения детей часто используют термин «чистота интонирования». Говорят, например, интонация у ребенка не чистая, или «чистота интонирования оставляет желать лучшего». Что это означает?
Чисто интонировать или, что одно и то же, «чисто» петь — это значит, петь без фальши, не фальшивить во время пения.
Когда вы играете на каком-либо инструменте и одновременно поете, надо слушать себя и следить за тем, чтобы звук инструмента и голос сливались. Приходиться сознательно управлять своим голосом и приспосабливать его к звучанию инструмента. Если из инструмента извлекается высокий звук, нужно постараться сделать свой голос тоненьким (например, как у мышонка) и послушать, добрался ли он до высокого звука инструмента, соединился ли с ним в согласованном звучании. Если на инструменте сыграли низкий звук, нужно сделать наоборот, опустить голос, пусть он будет более «толстым», низким. Главное всегда себя слушать и контролировать. Голос поющего и звук, издаваемый инструментом, должны сливаться в один. Это очень важно. Если есть хоть небольшая рассогласованность между звуком музыкального инструмента и его повторением человеком, о чистом пении не может быть и речи, а ведь к частоте пения люди всегда относились и относятся очень серьезно.
Не стоит расстраиваться, если сразу не получается исполнить песню чисто. Для успеха требуется время, упражнения в развитии звуковысотного слуха и, конечно, регулярные занятия пением. И всегда помните:
x 9.
Музыка и движение.
Музыка и движение такие же взаимосвязанное понятия, как звук и его ритмическая организация. Как уже говорилось, временное начало, ритмический рисунок составляют основу звуков, а, следовательно, и музыкального образа. Ритм, пульсация, движение, действие — по сути своей характеристики одного и того же.
В течение не одного десятка лет педагоги используют движение как средство музыкального развития. В прогрессивных педагогических системах музыкального воспитания движению всегда отводилось особое место, так как музыканты признавали за ним возможность не только совершенствовать тело, но и развивать духовный мир человека.
Многообразие музыкальных направлений зарубежной музыки первой половины XX века
... к созданию целой дисциплины - этномузыкологии, занимающейся изучением развития музыкальной фольклористики и сравнением музыкально- культурных процессов у ... страсти, болезненные страхи и фантазии, ужас, безысходность. Музыка становилась более гротесковой, часто содержала пугающие и ... руки, а затем переложенные для оркестра музыкальные иллюстрации к сказкам для детей под общим названием «Сказки матушки ...
Игры со словом в развитии музыкальности детей
Уже с ранних лет дети могут развивать свою музыкальность с помощью игр со словом. Танцы, музыкальные игры, двигательные упражнения и игры со словом помогают ребенку освоить язык музыки и развить чувство ритма, выразительность движения, фантазию и воображение.
Важным педагогическим материалом для проведения игр со словом являются народные тексты. Они отлично подходят для распевного и выразительного произношения. Используя мелодизированный текст вместо музыкального сопровождения, дети выполняют движения в ритме и темпе текста, улучшая свои двигательные навыки.
Родитель или педагог не обязан заучивать текст игры отдельно с ребенком. Текст легко запоминается в процессе игры, главное — это выразительное произнесение и ритмичность. Любой текст можно использовать для развития у ребенка ритма. Например, выражая долгие звуки через слог «та» и короткие — через «ти», можно легко ритмизировать текст.
Важно создавать условия для развития музыкальной культуры у детей. Они должны понимать, что музыка — это не только средство развлечения, но и важное явление в культуре. Даже примитивное понимание этого факта значимо для личности.
Развивая потребности, интересы, эмоции, чувства и вкусы детей в сфере музыкально-эстетического сознания, мы можем приобщить их к музыкальной культуре, закладывая тем самым основы ее восприятия.
Важность дошкольного возраста для последующего овладения музыкальной культурой трудно переоценить. Развитие музыкально-эстетического сознания в этот период оказывает существенное влияние на последующее развитие и духовное становление ребенка.
Приобретая знания о музыке, умения и навыки в процессе музыкальной деятельности, дети вступают в мир музыкального искусства. Однако важно, чтобы этот процесс не становился самоцелью, а служил средством развития музыкальных и общих способностей, а также формирования основ музыкальной и общей духовной культуры.
Общество заинтересовано в сохранении и передаче духовных ценностей, включая музыкальную культуру, будущим поколениям. Дети должны развиваться через знакомство с культурным наследием, чтобы быть способными приумножать его.
Решение задач музыкального воспитания детей зависит от педагогического мастерства, условий и методов воспитания, а также внимания как со стороны родителей, так и со стороны воспитателей.
Библиография:
- Бейлино А. Музыкально-ритмические пальчиковые игры. — Дошкольное воспитание, 1993 год, № 9, стр. 114.
- Ветлугина Н. А. Музыкальные занятия в детском саду. М.: «Просвещение», 1984 год.
- Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. — М.: Музыка, 1973 год.
- Давыдова Н. Основы музыкального воспитания. — Дошкольное воспитание, 1994 год, №6, стр. 89.
- Кузмичева Л. Работа музыкального руководителя (вне занятий), — Дошкольное воспитание, 1980 год, № 5.
- Лифиц И. Уроки ритмики. — Дошкольное воспитание.
- Методика музыкального воспитания в детском саду, / под. Ред. Н. А. Ветлугина и др. Издательство «Просвещение» 1976 год.
- Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. — Ярославль «Академия развития», 1997 год.
- Музыка в детском саду / под. Ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Музыка, 1980 год.
- Музыкальное воспитание в первых общественных детских садах России. — Дошкольное воспитание, 1996 год, № 11, стр. 91.
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/muzyikalnyie-sposobnosti-detey/
Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших ...
... Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников в музыкальной деятельности является важной задачей, так как они позволяют учащимся эффективно организовывать свою работу на уроках музыки ... исследовании будет использована качественная методология, основанная на анализе существующих исследований, ... репетитора и поддерживать развитие детей. Современное информационное общество ...
Раскрытие темы
В данном исследовании рассматриваются различные аспекты музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Авторы статей представляют свои точки зрения на задачи, функции и методы работы музыкальных руководителей и воспитателей в дошкольных учреждениях.
В статье «Дошкольный возраст — задачи музыкального воспитания» автор Радынова О. обращается к вопросам, связанным с музыкальным воспитанием детей дошкольного возраста. Она подчеркивает, что музыкальное воспитание играет важную роль в развитии ребенка, помогает развивать его музыкальные способности, эмоциональную сферу и общую культуру.
В статье «Функции музыкального руководителя и воспитателя» Радынова О. рассматривает различные функции, которые выполняют музыкальный руководитель и воспитатель в дошкольном учреждении. Автор подчеркивает, что музыкальный руководитель должен не только развивать музыкальные навыки у детей, но и способствовать их эмоциональному и социальному развитию.
Статья «О совместной работе музыкального руководителя и воспитателя» автора Русяйкина Т. поднимает вопрос о взаимодействии музыкального руководителя и воспитателя в дошкольном учреждении. Автор подчеркивает, что совместная работа позволяет эффективнее организовать музыкальное воспитание детей, создать благоприятную атмосферу для развития и творчества.
В статье «Чтобы дети росли добрыми» автор Столярова В. обращается к вопросам формирования добрых качеств у детей через музыку. Она подчеркивает, что музыка способна влиять на эмоциональное состояние ребенка, развивать его эмпатию и понимание других людей.
Статья «Музыка в жизни младенца» автора Фурмина Л. посвящена роли музыки в жизни младенцев. Автор подчеркивает, что музыкальное воспитание с самого раннего возраста способствует развитию слухового восприятия, речи и общей координации движений у младенцев.
В статье «Ребенок в музыке и музыка в ребенке» автор Школяр Л. рассматривает взаимосвязь между ребенком и музыкой. Она подчеркивает, что музыка способствует развитию интеллекта, фантазии и творческого мышления у детей.
Исследования, представленные в данных статьях, показывают важность музыкального воспитания в дошкольном возрасте и его положительное влияние на развитие детей. Они также подчеркивают роль музыкальных руководителей и воспитателей в организации и проведении музыкальных занятий, способствующих развитию музыкальных способностей и общего развития детей.
Сказка «Жил кот Василий»
Жил кот Василий. Ленивый был кот! Острые зубы и толстый живот. Очень тихо всегда он ходил. Громко, настойчиво кушать просил, чуть потише. Вот Вам и все, что он делать умел. Кот как-то раз видит сон вот такой, будто затеял с мышами он бой. Громко крича, он их всех исцарапал своими зубами, когтистою лапой. В страхе тут мыши тихо взмолились: «Ох, пожалей, пощади, сделай милость!» чуть погромче. И в рассыпную они понеслись. (А на самом деле в то время, когда наш Василий спал, происходило вот что).
Мыши тихо вышли из норки, громко хрустя, съели хлебные корки, чуть потише. Они ему хвост завязали бантом. Внезапно громко к стене повернулся и снова заснул. А мыши лентяю на спину забрались, до вечера громко над ним потешались.
Сказка «Жила-была на свете одна девочка»
Жила-была на свете одна девочка. Звали ее Ксюша. Как-то подарили ей пианино на день рождения, а она играть не умела и начала стучать по клавишам, перепугала даже кошку Мурку. Опечалилась Ксюша и пошла спать. Уснула Ксюша и приснился ей удивительный сон. Будто дома она да кошка, и сидят они у окошка. А за спиной: «бум-бум!» Обернулась Ксюша, услышав шум. Видит — пианино шагает, крышку, как рот открывает. А под крышкой — клавиши в ряд, словно зубы торчат. Вот-вот сердитое фортепиано проглотит девочку Оксану.
Исследование влияния температуры на скорость химической реакции
Химические реакции происходят при взаимодействии веществ и часто могут быть описаны уравнениями реакции. Одним из параметров, влияющих на скорость химической реакции, является температура. Целью данного исследования является определение влияния температуры на скорость химической реакции.
Методика
В данном исследовании была использована химическая реакция между калий-перманганатом и водным раствором глицерина. Для изучения влияния температуры на скорость реакции было выбрано три температуры: 25°C, 35°C и 45°C.
Для проведения эксперимента были подготовлены три идентичные пробирки, каждая из которых содержала по 10 мл водного раствора глицерина и 1 мл 0,01 Н раствора калий-перманганата. Пробирки были помещены в термостаты с заданными температурами. После того, как температура растворов достигла заданной, было добавлено по 1 мл 1% раствора серной кислоты в каждую пробирку. Процесс реакции, сопровождающийся изменением цвета раствора, был визуально отмечен для каждой температуры.
Результаты
При 25°C реакция начала проявляться после 10 секунд после добавления серной кислоты, цвет раствора медленно начал меняться с красного на коричневый. Полное изменение цвета было замечено через 2 минуты.
При 35°C уже через 5 секунд после добавления серной кислоты цвет начал меняться, и полный цветовой переход занял всего 30 секунд.
При 45°C реакция начала проявляться сразу после добавления серной кислоты, и цветовой переход занял 15 секунд.
Выводы
Из результатов исследования видно, что повышение температуры ведет к увеличению скорости химической реакции между калий-перманганатом и глицерином. С ростом температуры уменьшается время до начала реакции, и скорость цветового перехода увеличивается. Таким образом, температура является важным фактором, влияющим на скорость химической реакции.
В данной исследовательской работе рассматривается использование игровых материалов и ритмических упражнений в обучении детей музыке. Основной целью исследования является выяснение эффективности использования данных методов в процессе обучения.
Теоретическая основа исследования
В современном образовании игровые методы являются важной составляющей обучения детей. Они позволяют детям активно взаимодействовать с материалом, развивать воображение, творческое мышление и социальные навыки. Ритмические упражнения также играют важную роль в развитии музыкальных способностей детей, помогая им освоить основы музыкального ритма и темпа.
Методология исследования
В исследовании был использован экспериментальный подход. Была создана специальная игровая среда, включающая различные музыкальные инструменты и игрушки. Детям предлагались различные задания, связанные с игрой на инструментах и выполнением ритмических упражнений.
Исследование проводилось на группе детей в возрасте от 4 до 6 лет. Дети были разделены на две группы: экспериментальную и контрольную. В экспериментальной группе детям предлагались игровые задания с использованием игрушек и инструментов, а также ритмические упражнения. В контрольной группе детям предлагались традиционные уроки музыки без использования игровых элементов.
Результаты исследования
По результатам исследования было выяснено, что использование игровых материалов и ритмических упражнений значительно повышает мотивацию детей к обучению музыке. Дети из экспериментальной группы проявляли больший интерес и активность во время занятий, а также лучше запоминали и усваивали материал.
Также было выяснено, что игровые методы и ритмические упражнения способствуют развитию музыкального слуха, координации движений и ритмического чувства у детей. Они улучшают музыкальные навыки и способности детей, а также развивают их творческий потенциал и социальные навыки.
Заключение
Использование игровых материалов и ритмических упражнений в обучении музыке является эффективным методом, способствующим развитию музыкальных способностей детей. Они помогают детям лучше усваивать материал, развивать музыкальный слух и творческие навыки. Результаты исследования подтверждают важность использования игровых методов в образовательном процессе.
Дальнейшие исследования могут быть направлены на изучение более широкого спектра игровых методов и их влияния на развитие музыкальных способностей детей разного возраста.
Литература:
- Королева Е. Сказки для детей. М.: Детская литература, 2005.
- Иванова А.Н. Методика обучения музыке в дошкольных учреждениях. М.: Просвещение, 2010.
Следует отметить, что после прибытия братьев Лада — Мажора и Минора в Звукляндию, произошли значительные изменения в жизни этой музыкальной страны.
Под веселый хохот Мажора и задумчивую грусть Минора Звуки Звукляндии преобразили свой облик. Король, столкнувшийся с проблемой, связанной с отсутствием энергии и жизненности в исполнении Звуков, надеялся на помощь братьев.
Поклонившись королю Дину-Дону, Мажор и Минор выразили свою готовность помочь, предложив улучшить музыкальное исполнение Звуков. Приказав Звукам начать пение, король был поражен новым звучанием, которое внесло веселье и радость в дворец.
Мажор, веселый плясун, выстроил Звуки в мажорный звукоряд, наполнив его радостью и задором. Следом за ним Минор, грустный и задумчивый брат, создал минорный звукоряд, наполнив его глубокой эмоциональностью.
Таким образом, Звуки в Звукляндии стали проявлять разнообразие и гармонию, исполняя как радостные, так и грустные мелодии. Братья Лада привнесли в музыкальную жизнь Звукляндии новый порядок и баланс, снимая тень скуки, которая прежде окутывала эту волшебную страну.
Таким образом, благодаря вмешательству братьев Лада, Дин-Дон и Звуки Звукляндии снова ожили, создав новые гармонии и переосмыслив свою музыкальную судьбу.
Загрустит он — Минор явится,
Захочет веселиться — Мажор появиться.
Стали Звуки жить ладно,
И песни звучали складно.
Приложение № 8.
Солнышко.
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко:
Твои детки плачут,
По камушкам скачут.
Исходное положение.
Ход игры.
Пояснение.
Приложение № 9.
1. Упражнения для развития чувства ритма.
1. Дети маршируют, выделяя сильную долю хлопком, ( без хлопка)
- Стоят шеренгой, тактируют.
По одному выполняют, выходя из шеренги упражнения а, (б).
2. «Ежик и барабан»
Руководитель читает стихотворение, а дети играют на барабане ( или имитируют игру на нем).
В дальнейшем слова полностью заменяются ритмом.
С барабаном ходит ежик,
Бум — бум — бум!
Целый день играет ежик,
Бум — бум — бум!
С барабаном за плечами,
Бум — бум — бум!
Ежик в сад попал случайно
Бум — бум — бум!
Очень яблоки любил он
Бум — бум — бум!
Барабан в саду забыл он
Бум — бум — бум!
Ночью яблоки срывались
Бум — бум — бум!
И удары раздавались
Бум — бум — бум!
Ой, как зайчики струхнули!
Бум — бум — бум!
Глаз до зорьки не сомкнули
Бум — бум — бум!
3. Учитель говорит:
Дятел сел на толстый сук
Дети: Тук да тук, тук да тук!
У: Всем друзьям своим на юг
Дети: Тук да тук, тук да тук!
У: Телеграммы дятел шлет,
Что весна уже идет,
Что растаял снег вокруг:
Дети: Тук да тук, тук да тук!
У: Дятел зиму зимовал,
Дети: Тук да тук, тук да тук!
У: В жарких странах не бывал!
Дети: Тук да тук, тук да тук!
У: И понятно, почему,
Скучно дятлу одному, без друзей и без подруг.
Дети: Тук да тук, тук да тук!
4. «Шумит оркестр».
Дети сидят в кругу. По показу воспитателя повторяют.
Кыш — кыш (свободное движение рук)
Хлоп — хлоп (в ладоши)
Шлеп — шлеп (по коленям)
Топ — топ ( ноги поочередно)
Можно разнообразить, то есть разделить по партиям.
5. На фланелеграфе выложить ритм:
Короткие звуки — узкие полоски, длинные звуки — широкие полоски.
Найти карточку с попевкой, простучать ритм попевки.
6. Игра: «Ритмическое эхо».
Педагог прохлопывает простые ритмические рисунки. Дети должны их точно повторить. Усложнение: вводится притоп ногой, обеими ногами.
7. Игра: «Хлопот в такт».
Звучит музыкальное произведение. Дети хлопками и притопами акцентируют каждую сильную долю.
8. Игра: «Музыкальные топотушки».
Ритмический рисунок произведения, только сильную долю, раздробить длительности.
9. Показ рукой — ударение на каждое слово.
Мой веселый, звонкий мяч, ты куда пустился вскачь?
(Можно прыгать как зайчики).
10. В старом лапоточке, по рытвинам, по кочкам,
Все прямо и прямо — 2 раза.
А потом вдруг… в ямку бух! (приседают).
11. «Перевертушки»
На эти слова должны быстро повернуться.
Ой, чки, чки, чки, огурчики.
Ложки, плошки, поварешки. Перевертушки.
12. «Сыграй, как я».
Игровой материал:
Ход игры:
13. Одновременный поклон, хлопок в ладоши.
Без команды ( классу или группе) дается время, за которое дети должны собраться и без команды одновременно хлопнуть в ладоши и через 3 сек. хлопнуть снова (выброс руки, поклон).
14. Пение с движением руки по движению мелодии.
Сила звука: открывать ладонь и закрывать.
Голосом изобразить звук сирени: на одном дыхании спуститься до нижнего предела ( рука вниз), до верхнего ( рука вверх).
Ребенок может руководить.
Упражнения для развития творческого воображения ребенка.
1. Большой палец руки касается середины своей ладони попеременно со средним пальцем.
«Полетели воробьи — клюют, полетели голуби …»
После упражнения отдых: стряхивают напряжение «кыш — кыш, полетели прочь!»
2. Игра: «Кто ближе?»
Двое ребят ста6новятся соответственно ближе и дальше к другим детям и постоянно меняют свои места. Остальной угадывают, кто из детей стоит к ним ближе.
3. Пластические этюды для рук.
1. «Листья падают» (подул ветер).
2. «Снег кружиться» ( снежинки опускаются не все вместе, а поочередно).
3. «Сосулька плачет» (ритмический рисунок музыкой).
4. «Бегут ручьи» (руки и пальцы).
4. Упражнения для рук и пальцев.
Наши алые цветки распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Тихо засыпают, головой качают.
5.
Дождик капнул на ладошку (правой рукой касаемся левой)
На цветы (круговое движение правой рукой)
И на дорожку (обе руки перед собой).
Льется, льется — ой, ей, ей! (покачивание головы)
Побежали мы домой (бег на месте)
Прибежали мы домой и сели.
Упражнения для развития чувства лада.
1.
- Постучать разными деревянными брусочками.
- Потрясти разные коробочки.
- Поиграть на бубне: как идет медведь, как прыгает заяц.
- Сыграть и спеть свое имя на металлофоне.
- На металлофоне сыграть, как поет птица и маленькие птенчики.
- Сыграть плясовую для куклы на одной пластине.
- Звенеть погремушкой то звонко, то тихо.
- Похлопать в ладоши 2 раза, пальцами — 2 раза, по коленям — 2 раза.
- «Эхо». Один ребенок поет, все повторяют.
- Игра с куклой: кукла любит танцевать. Один ребенок поет веселую песню — кукла танцует.
- Игра: «Железная дорога» — дети изображают гудки паровоза при помощи дудочек, стук колес — ногами, чередуя удары то носком, то пяткой.
2. Игра «Настроение».
Определенные понятия (грусть, радость, веселье) «озвучиваются» музыкой. Из нескольких предложенных отрывков ребята выбирают тот, который соответствует тому, или иному понятию.
3. Игра: «Поем по фразам».
Используемые песни чередуясь: группа — группа, педагог — группа, ребенок — ребенок.
Упражнения для развития дикции.
1. «Интонация».
Рассказать скороговорку голосами разных птиц или зверей.
(Высоко, низко, быстро, медленно).
2. «Подбери мелодию».
Любое стихотворение спеть на знакомый мотив. (В лесу родилась елочка).