Исследование молодежных субкультур уже давно составляет важное линию в социологии молодежи. На западе к этой проблемe направились ведущие эксперты еще в шестидесятые годы прошлого века, в отечественной же науке рассмотрение молодежных субкультурных феноменов до конца 1980-х годов велся в очень ограниченных рамках и не был сколько-нибудь важной областью молодежных изучений. Причиной не изученности данного вопроса в отечественной историографии можно называть социокультурные факторы. Так, частично это происходило из-за того, что такие феномены в силу утвердившихся научных парадигм воспринимались как социальное отклонение, а подобного рода тематика в основном носила секретный характер и ее разработка не могла вестись по лёгкому выбору того или иного исследователя или исследовательского коллектива.
С конца 1980-х годов внимание исследователей к молодежным субкультурам России стало более заметным — как у нас, так и за рубежом. В 2000-е годы исследовательская оживленность в этом направлении усилилась. Некоторые авторы стараются прояснить субкультурные характеристики молодежи в рамках некоторых территорий. Вторые идут по пути описания значительного и смешанного материала, который классифицирован на основе определенной теоретической ориентации.
В современной России привычный для общества западного типа образ молодежной субкультуры довольно слабо показан — по большей части именно как разбросанные события, общность которых определяется исследовательским конструированием действительности. Если исходить из ожидания, что в России молодежные группы формируются как влечение к смене установок (своих и общества) и в поведении отражают эту стремление к общественному обновлению, то материалы исследований последних лет представятся обескураживающими: субкультурные феномены в западном смысле еле заметны.
Целью нашего исследования является изучение влияния музыкальной субкультуры как фактора социализации подростков.
В связи с данной целью были поставлены следующие задачи:
- Выявить психолого – физиологические особенности подросткового возраста;
- Охарактеризовать процесс социализации подростков как педагогическую проблему;
- Выявить функции музыкальных субкультур в социализации подростков;
- Разработать и апробировать программу деятельности по социализации подростков среди музыкальных субкультур для родителей и учителей.
Объект исследования — процесс социализации подростков.
Сочинение как одеваются подростки в россии
... ей инструкцию, как сделать этот процесс наиболее эффективным. Базовый гардероб Будем реалистами: если вам не нравится, в каком стиле одевается девочка, ... гораздо легче пристроить — продать, подарить или просто отдать. Как понять, что идет, а что нет Во время разбора ... книги . Внутри — много фотографий, советов, а также инструкций, как определить свой тип фигуры, цветотип и стиль. Книга будет полезна ...
Предмет исследования – функции музыкальных субкультур в социализации подростков.
В связи с этим была выдвинута гипотеза о том, что музыкальные субкультуры влияют на социализацию подростков.
Теоретические методы исследования:
- теоретический анализ нормативно-правой базы РФ, регулирующей образовательный процесс;
- теоретический анализ педагогической и методической литературы;
Эмпирические методы исследования:
- анкетирование и тестирование учащихся;
- педагогическое наблюдение за деятельностью учащихся в ходе опытно-экспериментальной работы;
Математические методы исследования:
- ранжирование;
- шкалирование;
Нормативно-правовая база исследования:
- Приказ Минобразования РФ от 28 февраля 2000 г. N 619 «О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде»[19];
- Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»[20];
Теоретической базой исследования явились основные работы социологов, психологов и культурологов:
- занимающихся проблематикой музыкальных субкультур, а именно работы: Ю.Г. Волкова, В.В. Касьянова, О.Е. Кравченко, А.В. Лукова, С.С. Фролова;
- занимающихся процессом социализации: Г.М. Андреева, А.В. Мудрик, Ф. Г. Гуддинс, А.А. Реан.
- занимающихся исследованием подросткового возраста: Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин.
Новизна исследования заключается – в создании такой программы деятельности родителей и учителей, которая будет способствовать формированию продуктивного диалога взрослых и подростков.
База исследования — МБОУ Шахунская средняя общеобразовательная школа №1 им. Д. Комарова в городе Шахунья Нижегородской области. В исследовании принимали участие учащиеся 7-х и 8-х классов, в количестве 46 человек.
Глава 1. Теоретические аспекты социализации подростков посредством музыкальных субкультур
1.1. Психолого — физиологические особенности подросткового возраста
Чтобы рассмотреть проблемы подростков, необходимо изобразить себе, что же такое подростки и чем они различаются от прочих групп. Именно поэтому первый параграф отдан анализу индивидуально-личностных особенностей, присущих подросткам, и закономерностей изучения норм, ценностей, предписаний, свойственных окружению, различным организованным и неорганизованным группам, оказывающим влияние на личность.
Подростковый возраст — это возраст от 10 — 12 до 15 — 17 лет. Это особо значимый период в жизни всякого человека, так как в эти годы реализовывается переход от детства к юности. В этом смысле подросток -полуребёнок и полувзрослый: детство уже ушло, но зрелость еще не наступила. Поэтому подростковый возраст принято нарекать переходным. Он характеризуется интенсивным развитием интеллектуальных, нравственных и физических сил [18].
Исследование организации речевой деятельности учащихся на х литературы
... повесть? Почему финал у этой повести открытый? Что потерял город с отъездом Бессольцевых? Итак, на чём же держится ... bessoltsevyih/ Тема: Создание характеристики героя (урок – исследование) Цель урока: создать характеристику героя. Задачи: систематизировать ... – осмысление (активная поисковая деятельность). (Прием «Привлекательная цель») Давайте представим, что мы находимся в уникальном месте: ...
В подростковом возрасте основательно меняются условия существования и занятости школьника, что приводит к преобразованию нервной психики, сложившихся форм взаимоотношений с людьми. Школьники переключаются к регулярному исследованию основ наук. А это вызывает от их психической деятельности более значительного уровня: крепких обобщений и доказательств, осмысления более сложных и абстрактных отношений между объектами, формирования абстрактных понятий. У школьника значительно меняется его общественная точка зрения, его положение в коллективе. Ученик приступает исполнять важную роль в школе и семье, ему начинают предъявляться более серьезные запросы со стороны общества и коллектива, со стороны старших.
Самый значимый факт физиологического развития подростков – период полового развития, начало функционирования половых желез. Половое созревание в большой степени зависит от национально-этнографических и климатических факторов, а также от особенностей личной жизни. Большинство мальчиков созревают в половом отношении к 15 годам, а девочки — к 13 — 14 годам. Несмотря на то, что организм к 13 — 15 годам становится половозрелым, говорить о физической, а тем более духовной, идейной, социальной, гражданской зрелости в этом возрасте, разумеется, нельзя. В подростковом возрасте значимо преобразовывается характер учебной деятельности. Причем не только усложняется сама учебная деятельность: вырастает количество учебных предметов, вместо одного учителя с классом работают и другие учителя, у которых разные требования, разный стиль ведения урока, разное отношение к учащимся [19].
Увеличение взаимоотношений с окружающим миром, огромное взаимодействие со сверстниками, личные интересы и увлечения нередко уменьшают заинтересованность школьников к учебе. Положительное отношение ребят к учебе возникает в том случае, когда учеба ублажает их познавательные нужды, благодаря чему знания завоёвывают для них предначертанный смысл как необходимое и важное условие подготовки к предстоящей самостоятельной жизни.
В период учебного процесса весьма заметно улучшается мышление подростка. Логика и содержание изучаемых предметов в школе, изменение характера и форм учебной деятельности вырабатывают и воспитывают у подростка способность оживлённо, независимо мыслить, рассуждать, сравнивать, делать глубокие обобщения и выводы.
Одна из ключевых особенностей подросткового возраста — развитие нравственного сознания: нравственных представлений, понятий, убеждений, системы оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться в поведении. Теперь для него главную значимость приобретают собственные принципы поведения, собственные взгляды и убеждения. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, какую нравственную деятельность он осуществляет, будет складываться его личность.
Развитие основного новообразования подросткового возраста – возникновение спецефического ощущения взрослости, когда подросток начинает считать, что он уже не ребенок, а становится взрослым, когда он осознает свою готовность жить в коллективе взрослых в качестве полноценного и равноправного участника этой жизни [6].
Подросток начинает постигать, что его знания, навыки и умения значительно расширяются, что кое в чем в этом отношении он превосходит многих взрослых. Чувство взрослости вызывает стремление подростков к самостоятельности и независимости. Отсюда их чувствительность к оценке взрослых, их обидчивость, острая реакция на попытки взрослых принизить их взрослость. Подросток добивается этого, для того чтобы взрослые считались с его мыслями, уважали их.
Проблемы взаимоотношений подростков
... возраста связан с двумя факторами: возникновением новообразования в сознании подростка и перестройкой отношений между ребенком и средой: эта перестройка составляет главное содержание "кризиса". Поэтому я считаю выбранную мною тему ... подростковом возрасте. Одной из основных причин того, что подросток становится на ... задач учебной деятельности. Такие подростки идут по ... первые месяцы жизни ребенка. Почвой ...
В этот период очень наглядно выражается желание к общению с друзьями, к жизни в коллективе сверстников, заметно формируется чувство личной дружбы, потребность в дружественных отношениях на почве общих интересов, увлечений, совместной деятельности.
У школьников существуют и так называемые референтные группы. Референтная группа — это значимая для подростка группа, чьи взгляды он принимает. Стремление соединиться с группой, ничем не выделяться, соответствующее необходимости в психологической защищенности, рассматривается как механизм психологической защиты и называется социальной мимикрией. Это может быть и дворовая компания, и класс, и друзья по спортивной секции, и соседские ребята по этажу. Такая группа считается огромным авторитетом в глазах ребенка, нежели сами родители, и именно она сможет влиять на его поведение и отношения с другими. К суждению участников данной компании подросток будет прислушиваться, иногда беспрекословно и фанатично. Непосредственно в ней станет стараться самоутвердиться.
Мотивы дружбы с возрастом становятся глубже. Дружат уже не только потому, что сидят на одной парте или живут в одном доме, как это часто бывает у младших школьников, а на почве общих интересов, увлечений, совместной деятельности, взаимного уважения, доверия и понимания, родственных взглядов и вкусов. Дружеские взаимоотношения в подростковом возрасте более устойчивы, носят эмоционально-напряженный характер. Завершение дружеских взаимоотношений зачастую принимается весьма негативно.
Очень активно созревают в подростковом возрасте волевые черты характера: настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности. Подросток способен не только к отдельным волевым действиям, но и к осуществлению волевой деятельности. Подросток все чаще сам ставит перед собой цели, сам планирует деятельность по их осуществлению. Но недостаточность воли подростков сказывается, в частности, в том, что они далеко не всегда проявляют волю во всех видах деятельности [15].
Подростковый возраст — важный период характер образования. Если до этого момента можно было говорить скорее об отдельных характерологических проявлениях, то в подростковом возрасте характер постепенно стабилизируется, становится устойчивым, нарастает способность управлять своим поведением. Однако в связи с особенностями физического развития следует отметить обычную для подросткового возраста повышенную возбудимость, которая в соединении с бурной энергией и активностью при недостаточной выдержке приводит нередко к нежелательным поступкам, нарушениям дисциплины, возне, крикливости, беготне. Конечно, эти проявления нельзя считать обязательными спутниками подросткового возраста. В хорошо организованных коллективах со стойкими требованиями руководителей и воспитателей картина поведения подростков несколько иная. Но бодрость и жизнерадостность в сочетании с активностью и инициативностью делают подростков, особенно мальчиков, подвижными, деятельными, шумливыми и импульсивными.
Формирование культуры личности подростков на х литературы
... общей культуры личности подростка способствует усвоению знаний в области методологии преподавания литературы. Глава I. Теоретические вопросы формирования общей культуры личности подростка, .1 Понятие и воспитание культуры личности Такие важнейшие понятия, как «культурный человек», «культура личности» на ...
Энергичная любознательность и любопытство, ненасытное стремление познать больше, характерные для этого возраста, обычно порождают разбросанность и неустойчивость их кругозоров. Наличие одновременно многих интересов, равно как и частая и неоправданная смена их, обычно приводят лишь к ублаготворению поверхностного любопытства, выработке легкого, легкомысленного отношения к разнообразным сферам жизни.
Также в подростковом возрасте могут встречаются и вредоносные увлечения. В этих случаях, в первую очередь нужна активная и твердая единая позиция семьи и школы, и упорное преодоление нездоровых увлечений, активное вырабатывание положительных увлечений и стремлений.
К концу подросткового возраста начинают складываться интересы к определенной профессии. Однако представление о характере выбираемых профессий у многих школьников пока еще расплывчатое, туманное, они плохо разбираются с теми требованиями, которые предъявляют разные профессии к человеку. Учителя должны оказать старшеклассникам необходимую поддержку в правильном выборе профессии [17].
Таким образом, мы видим, что в подростковый период, подростки претерпевают полную перестройку своих ценностей, привычек. Они меняются как внешне: начинают активно расти, меняется голос, так и внутренне: изменяются внутренние органы. Также меняются и психологические особенности: неравновесие в развитии нервной системы между процессами возбуждения и торможения, повышенная возбудимость, вспыльчивость, сильные реакции на волнующие события, после которых наступает вялость. Именно поэтому данный возраст предъявляет сложность для родителей и учителей.
1.2. Процесс социализации подростков как педагогическая проблема
В настоящее время термин «социализация» имеет несколько смыслов, и толкования разных авторов не всегда совпадают. Это поясняется тем, что данное понятие является междисциплинарным и, наряду с социальной психологией, часто употребляется в социологии, педагогике, социальной педагогике, философии.
В самом общем виде его обусловливают, как, воздействие среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах утверждению себя и выполнению различных социальных ролей.
Существуют разные виды понятий социализация:
- Г. М. Андреева определяет социализацию следующим образом: социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, освоение индивидом социального опыта путем вступления в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду, человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации [2].
- А. В. Мудрик, автор наиболее основательной теории социализации в отечественной литературе, дает следующее определение: социализация — это развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества [14].
- В словаре по педагогике социализация определяется как, процесс усвоения и активного воспроизведения человеком социального опыта, овладения навыками практической и теоретической деятельности, преобразования реально существующих отношений в качества личности. Социализация осуществляется под воздействием целенаправленных процессов (обучение, воспитание) в учебно-воспитательных учреждениях и под влиянием стихийных факторов (семья, улица, СМИ и др.) [16].
Социализация подростков – это ряд испытаний, представляемых самой жизнью, и последствие их прохождения формирует будущую личность человека, его важнейшие вкусы, модели поведения, а главное самооценку. При этом совсем не значит, что тот, кого подавляли в подростковом возрасте останется на правах низшего во взрослой жизни. Даже напротив, научившись сражаться с трудностями, в будущей жизни индивид станет выражать себя как более целенаправленная личность, в то время как доминирующий не сможет социализироваться и найти общий язык с миром, которое не состоит из представителей, соответствующих сформировавшимся его образу мышления стереотипам.
Рок-музыка и молодёжная культура
... рок-культуры в социализации и формировании мировосприятия подростков и молодежи. В связи с поставленной целью возникают следующие задачи : на основе специальной литературы провести краткий исторический обзор рок-музыки ... вспомогательным по отношению к сценическому действию. Актуальность Предмет настоящей работы - восприятие рок-музыки современной молодежью в связи с особенностями психологии и ...
Главнейшая идея социализации — создание условия «свободного выбора», в которой только и становиться реальным раскрытие социального направления личности, ценностных ориентаций подростков.
Понятие «социализация», ориентированное на такие фундаментальные категории, как «общество» и «индивид», напрямую связано с рядом проблем как практического, так и общетеоретического характера, что обусловливает внимание к нему не только в рамках педагогики, но и прочих наук, прежде всего в философии и психологии.
В ранней юности значительно падает актуальность межличностных конфликтов, меньше выражается негативизм в отношении окружения, совершенствуется физическое и эмоциональное самочувствие учеников, поднимается коммуникабельность, уменьшается уровень тревожности, нормализуется самооценка. Одновременно это возраст специфичных психологических контрастов, которые охарактеризовывают как внутренний мир старшеклассника, так и сферу его межличностных отношений: у юношей и девушек наблюдаются акцентуации характера, которые не встречаются больше ни в одном возрастном времени, характерно усиленное внимание к внутреннему миру личности, оригинальная возрастная интроверсия. При определенных обстоятельствах общения замечается ярко выраженная поло — ролевая дифференциация, которая граничит с довольно частой инфантильно-ролевой негибкостью. В этом возрастном периоде нередко встречаются случаи обостренного чувства одиночества [5].
Поскольку в старшем школьном возрасте основным средством становления и развития личности выступают межличностные отношения, то познание самого себя старшеклассниками происходит в процессе общения и понимания других людей в школе. Одновременно деформация взаимоотношений, например, отсутствие взаимопонимания между учителем и учеником, бессистемность воспитания или его фрагментарность становятся основной причиной деформации становления личности в ходе социализации.
Однако, как бы мы не увеличивали роль школы в социализации, семья все равно остается самой основной ее социальной институцией. Собственно, поэтому благополучная социализация учеников в школе без успешной социализации в семье просто невозможна, и близкое взаимодействие этих двух институтов в процессе социализации все время дает позитивный эффект.
Влияние современной музыки на подростков
... МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ МОЛОДЕЖИ [текст] / Н. Р. Ихакова //Социс. – 2006. - № 2/ -, Объект исследования: Подростки в возрасте 14-18 лет Предмет исследования: Влияние современной музыки на подростков Цель исследования: Изучить влияние современной музыки ... музыкой (прослушивание записей, посещение концертов, дискотек и т.п.). Посредством музыки молодежь очерчивает свое жизненное пространство. ... личности, ...
Тяжести социализации подростков в семье появляются из-за того, что по мере их созревания их взгляды и соображения общественных событий изменяются и часто не сходятся с родительскими. При привычных для ранней юности быстрых личностных изменениях вероятность отличий во мнениях старшеклассников и родителей остро повышается по сравнению с предшествующими периодами развития.
Через направленность, ценностные ориентации находят свое реальное проявление, а в активной занятости старшеклассника приобретают характер неизменных мотивов общения и деятельности и, пройдя трудный диалектический путь, превращаются в убеждения. Именно поэтому эффективная социализация может анализироваться как процесс приобретения, усвоения и формирования такого набора и такой иерархии потребностей старшеклассника, наиболее подходящих для развития общества и личности во всем богатстве и разнообразии их потенциальных возможностей. Нынешние юноши и девушки еще не могут реализовывать четкий и осознанный выбор ценностей, выстраивать постоянную и хорошо структурированную систему. Подростковый возраст по многим причинам принято считать кризисным, вследствие этого неудивительно, что подростки, испытывающие кризис, ориентируются именно на себе подобных, так как они чувствуют то же самое и могут лучше понять их, чем родители или другие взрослые. Часто подростки настолько полно идентифицируются с компанией ровесников, что отклоняют все “чужое”, выходящее за рамки ценностей этой группы. Как правило, это усиливает остроту кризиса, делает более напряженными и конфликтными отношения со взрослым поколением. Однако, такая нетерпимость распространяется не только на старших [3].
Молодые люди могут становиться в высшей степени обособленными в своем кругу и грубо отвергать “чужаков”, отличающихся от них цветом кожи, происхождением уровнем культуры, вкусами и дарованиями, а часто курьезными особенностями одежды, макияжа, жестов, временно выбранных в качестве опознавательных знаков “своих”. Важно понимать (что не означает мириться или разделять) такую интолерантность как защиту против “помрачения” сознания идентичности.” Такое стереотипное “идеологическое” видение себя и мира помогает подросткам одолевать кризис и отсутствием более постоянной идентичности, (кризис идентичности подростков обуславливается тем, что они уже вышли из детского возраста, но еще не приняты мир взрослых и не освоили принятые в этом мире роли) [11].
В современной России одним из важнейших элементов системы социализации является семья. Сегодня роль семьи особенно велика, потому что прочие институты социализации не всегда осуществляют свои функции. Вместе с тем, в осуществлении данной задачи семья встречается с тяжестями, одной из которых обнаруживается возросшая занятость родителей в сфере экономического и материального обеспечения потребностей членов семьи. Старшее поколение (дедушки и бабушки) не всегда способно в глубокой мере реализовывать функции социализации, передавать свой скопленный жизненный опыт, культурные традиции и образцы поведения молодежи, поскольку резко поменявшаяся социальная среда уже не обеспечивает жизнеспособности молодых поколений на основе социокультурного опыта прошлой эпохи. Молодежи самой приходится накапливать свой жизненный опыт в новых условиях, и нередко она является более приспособленной, чем старшие поколения [7].
Субкультура дошкольного детства как часть общечеловеческой культуры
... детства, наряду с устными, появляются письменные тексты. Одна из важнейших черт детской субкультуры - наличие собственного ... субкультуры на социализацию детей. Объект исследования - детство как социокультурный феномен. Предмет - характер влияния субкультур ... музыкой, рисованием и т.д. У носителей субкультуры имеются ... подходы о детской субкультуре 1.1 Понятие субкультуры и признаки Детская субкультура (от ...
В социализации личности система образования занимает особое место, поскольку она выступает как социальный институт, обеспечивающий становление целостной личности. Практически весь период взросления молодого человека, вплоть до его самостоятельного вступления в самостоятельную трудовую жизнь, проходит в образовательных учреждениях различного типа.
В основе регионального компонента социокультурного становления личности выступают ценности региональной культуры, составляющие содержание социализации молодежи данного региона. Типологические исследования содержания образования в разнообразных странах позволили ученым в обобщенной форме обнаружить инвариантные элементы содержания национально ориентированного регионального компонента образования, включающего: народные атлетические игры, танцы, песни, игру на народных инструментах, исследование традиций народного творчества, национальную структуру семьи и национальные традиции воспитания, изучение родного края и фольклорной этики народа, историю народа в систематическом изложении. Поэтому можно полагать, что существенным социальным институтом, реализовывающим социализацию молодежи в сфере систематического освоения регионального компонента культуры, являются общеобразовательные учреждения [13].
Очерченный круг проблем социализации подрастающего поколения в современном обществе лишь приблизителен и основан на результатах, полученных в ходе эмпирического изучения совместно со студентами. Нашей задачей мы видим обозначение важности проблемы социализации личности, выявлении возможных причин сложившейся ситуации и способов ее разрешения.
Таким образом, на основе точек зрения социологов Г.М. Андреевой и А.В. Мудрика было выявлено, что социализация подростков – это адаптация к социальной среде, состоящей в том, чтобы подросток, достигнув определенного уровня развития, становился способным к взаимодействию с другими людьми.
1.3. Влияние музыкальных субкультур на социализацию подростков
Становление социальной зрелости подростков происходит под влиянием многих относительно самостоятельных факторов — семьи, школы, трудового коллектива, средств массовой информации, молодёжных организаций и стихийных групп. Эта множественность институтов и механизмов социализации не представляет собой строгой системы, каждый из них выполняет свои специфические функции в развитии личности [9].
В процессе социализации у подростков формируется система норм и ценностей, отличающих данную группу от большинства обществ, называемая субкультура.
На сегодняшний день огромное место в нашей жизни занимает музыка, она сопровождает нас везде. Подростки активно слушает музыку. Кто-то с помощью музыки расслабляется, кому-то, наоборот, музыка помогает сконцентрироваться. Ничто так не отличает подростков от взрослых, как её поглощённость музыкой [1].
Вопросом влияния музыки на человека занимались многие учёные. Они проводили различного вида исследования по данной проблеме и выявляли определённые закономерности такого влияния. В. С. Цукераман раскрывал специфику социологического подхода к системе “музыка – слушатель». Теодор Адорно говорил о музыке как феномене мировой культуры и выделял типы слушателей. У Н. Р. Исхаковой интересное исследование об изучении вкусов молодёжи, связи её с досугом, влиянии на молодёжь различных музыкальных направлений [4].
Творческий проект по музыке «Музыкальная сказка» (5 класс)
... несколько сказок, где музыка или музыкальные инструменты играют ключевые роли, проанализировать их; 3)определить роль музыки в каждой из прочитанных сказок; 4)найти в интернете советы и правила для сочинения сказок; 5) сочинить музыкальную сказку; ...
Любая субкультура, в том числе и музыкальная, включает в себя следующие элементы: образ жизни, одежда, мода, нормы воздействия, образцы поведения. Индивидуальность каждой субкультуры проявляется через язык. Подростково-юношеский сленг, жаргон – явление многослойное, включающее две группы слов и выражений [8].
Музыкальные субкультуры подразделяются на следующие виды:
- Рокеры и металлисты. Их вид вызывающий, агрессивный, хотя одежда чистая и опрятная, черного цвета. Важным аспектом для них является личная свобода и независимость. Основной атрибут и характерный признак – тяжёлая рок-музыка.
- Хип-хоп и рэп. Для них характерны своя музыка (также называемая «хип-хоп», тяжелый бит), свой жаргон, своя хип-хоп мода, танцевальные стили (брейк-данс и др.), графическое искусство (граффити).
Особенность во внешнем виде – эта одежда больших размеров, чаще спортивная.
- Поп и К – Поп. Их внешний вид яркий, присутствуют блестящие элементы. В основном музыка – танцевальная, ритмичная, вобравшего в себя элементы хип – хопа. Этот стиль превратился в масштабную музыкальную субкультуру с миллионами поклонников среди молодежи во всем мире.
Музыка служит центральным связующим элементом многочисленных молодежных субкультур и отправной точкой для самоидентификации ее соучастников. По этой причине она играет все большую роль как инструмент пропаганды. Собственно, поэтому многие подростки считают себя приверженцами разных музыкальных субкультур.
В подростковом возрасте музыкальные субкультуры выполняют следующие функции:
1. Коммуникативная. Благодаря музыке, подростки во многом компенсируют дефицит общения и взаимопонимания. При этом речь идет о коммуникации особого рода, основным содержанием которой являются эмоциональный контакт и внутреннее сопереживание. Очень часто восприятие музыкального произведения приобретает форму автокоммуникации, самопознания, раскрытия внутреннего потенциала личности. Через музыку можно обращаться не к кому-то другому, а к самому себе. Многое в себе мы открываем не столько в повседневной жизни, а обращаясь к искусству, музыке.
2. Воспитательная. Музыка принимает участие в формировании духовного мира подростка, его идей и эмоций, его представлений о действительности и взаимоотношения к ней. Воспитательное действие музыки осуществляется не прямолинейно и не назойливо, а посредством формирования в ребенке чувства красоты, внушения ему конкретного душевного состояния, соотносимого с теми или иными сторонами действительности. Необходимо отметить, что воспитательная функция музыки осуществляется через разнообразные жанры, как через произведения высокого искусства, так и через музыку, звучащую в быту, связанную с повседневной жизнью человека (песня, танцевальная музыка и пр.).
3. Эстетическая. Музыка приносит подростку наслаждение, является предметом его удовольствия и развлечения, пробуждает его жизненную активность. Данные ощущения переживаются на разных психологических уровнях. В первую очередь, имеет место прямое чувственное удовольствие — такая форма оценки музыки, которая корреспондирует с перцептивным уровнем психики, с восприятием звукового материала и способов его организации. Над этим возвышается уровень эмоциональный — более духовный, но все еще связанный с непосредственно звуковыми структурами музыки. В итоге, высшая форма художественно-эстетической оценки — как бы очищенная от чувственности духовная радость, соотносящаяся с восприятием и усвоением воплощенных в музыке образов, идей и настроений.
4. Познавательная. Музыку можно анализировать как одну из форм познания, как форму отражения действительности в сознании человека. Подросток же считается и главным объектом музыкального отражения, так как музыка может передавать богатое и разнообразное психологическое содержание, прежде всего эмоциональные переживания и манеру мышления человека. Однако, музыка также отражает общественную жизнь, окружающую нас действительность.
5. Мобилизующая. Музыка способна осуществлять организующую и мобилизующую функции, призывать подростка к конкретному действию. Пример тому — народная трудовая песня, не только облегчавшая, но и украшавшая процесс труда. С аналогичными целями применяется функциональная музыка на современных предприятиях. С одной стороны, она задает ритм коллективной работы, с другой — содействует формированию комфортных с психологической точки зрения условий труда.
Музыка является средством общения и развлечения. Можно утверждать, что влияние музыки может быть разным: поверхностным и глубоким, позитивным и негативным. Наиболее негативным считается воздействие тяжёлого рока.
Популярную музыку хоть и считают достаточно вредной, но слушает её большинство так как лёгкая музыка не заставляет размышлять, а только содействует поднятию настроения. Однако, простые слова такого рода музыки способствуют развращению школьников, растрате словарного запаса и в том числе деградации.
Считается, что подростки более подвержены желанию иметь кумиров. Данное стремление «равнять» себя с идеалом у них наиболее выражено. Подобная точка зрения ясна, если учесть, что по сравнению с людьми среднего и старшего возраста современные молодые люди чаще стремятся быть независимыми, в том числе – и свободными от кумиров.
Сегодня прослеживается увлечение молодёжи к лёгкому жанру, которая считается частью массовой культуры, а высокая музыкальная культура (классическая, народная и др.), которая играет большую роль в формировании общечеловеческих ценностей, у молодёжи часто не востребована. Музыка в многофункциональном смысле всё больше становится фоном, формой самоупрощения. Отсюда в ментальности молодёжи увеличивается значимость её гедонической функции. В содержательном отношении молодёжь всё больше склоняется к направлениям поп-музыки, которые несут в себе функцию развлекательности. Отбор развлекательности в музыке неминуемо приводит к явлению группового стереотипа. Становятся распространёнными в молодёжной среде определённые сюжеты, темы и образы музыкальных композиций, установленные музыкальные жанры и формы, язык.
Таким образом, музыка для подростков представляет значительную роль. Она считается их основным спутником в этом возрасте. Также музыка выполняет ряд функций: коммуникативная, воспитательная, эстетическая, познавательная и мобилизующая.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению влияния музыкальных субкультур на социализацию подростка
2.1. Организация и проведение опытно — экспериментальной работы по изучению влияния музыкальных субкультур на социализацию подростков
Этапы исследования:
- Подготовительный. Включает в себя просмотр и анализ литературы по теме, а также поиск необходимых источников в интернете на различных сайтах, предназначенных для учителей. В результате был подготовлен тест на выявления музыкальных субкультур у подростков (Приложение 2);
- Организация и проведение эксперимента. Исследование проводилось во время учебного процесса респондентов. Все учащиеся во время исследования внимательно слушали организатора и отнеслись с интересом к данной работе;
- Анализ результатов. После исследования была проведена работа по изучению собранных материалов и подсчитаны результаты;
- Разработка советов для взрослых. Были составлены рекомендации для построения продуктивного диалога для родителей и учителей.
Для изучения влияния музыкальных субкультур на социализацию подростков было проведено исследование. Исследование проходило в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Шахунской средней общеобразовательной школе №1 им. Д. Комарова в городе Шахунья Нижегородской области.
Для того чтобы разработать свой тест на выявление музыкальных субкультур была проведена работа с разными методиками и дополнительной литературой.
Говорить о разнообразии, о негативном и положительном влиянии субкультуры можно многое, этой проблемой занимаются многие ученые, но понять, как влияет субкультура на подростков до конца не представиться возможность, если не пообщаться с ними на прямую. Поэтому в исследовании мы стремились выяснить, влияет ли музыкальная субкультура на социализацию подростков.
Исследование проводилось среди учащихся школы со следующим распределением по возрастам:
7 «А» — возраст 13 -14 лет (22 человека);
8 «А» — возраст 14 -15 лет (24 человека).
Данное исследование проходило методом письменного опроса (с применением теста).
Вопросы теста созданы таким образом, чтобы выявить наличие у подростков музыкальных вкусов, а в дальнейшем определить к какой музыкальной субкультуре их можно отнести.
Учащимся были розданы тесты (Приложение 2), а затем дана была инструкция. Я расположил вопросы в вертикальном порядке и попросил их обводить выбранный вариант ответа, если данное высказывание к ним подходит. После того, как подростки ответили на все вопросы, тесты были собраны, я поблагодарил их за участие в тестировании.
2.2. Анализ и интерпретация данных опытно – экспериментальной работы по изучению влияния музыкальных субкультур на социализацию подростков
Мы внесли все ответы учеников, которые они нам давали, в одну общую таблицу (Приложение 1).
Дальше нам нужно было узнать, что же больше слушают подростки, приверженцами какой музыкальной субкультуры они являются. После подсчёта данных всех тестов у нас получились вот такие результаты.
Как мы видим, ответы подростков получились почти ровными, но во время проведения теста, многие долго думали, выбирая ответы. В классе 22% из всех опрошенных учеников являются рокерами и металлистами. Во всех своих ответах они указывали на то, что ничего кроме этой субкультуры их не интересует, начиная от музыки заканчивая одеждой. Дальше 24% подростков относят себя к субкультуре хип-хопа и репа. Очень много девочек отдавали своё предпочтение именно этому направлению. Все ребята, выбравшие эту субкультуру, являются спортсменами и представляют свою школу на соревнованиях по баскетболу, что и присуще ребятам, которые относят себя к субкультуре хип-хопа и репа. Что касаемо поп и к-поп субкультуры, таких ребят 26% из опрошенных. В основном это девочки, которым нравится такая музыка и такой стиль в одежде. Ну и что касается тех самых 28%, которые не смогли определиться, к какой музыкальной субкультуре они относятся. Именно эти ребята очень долго думали, когда отвечали на вопросы теста. Они отвечали совершенно по-разному. Кому-то нравится рок музыка, но они предпочитают носить «балахонистую» одежду, кто-то любит одеваться во всё яркое и блестящее, но любит слушать реп.
Подростки, которые выбирали определённую субкультуру, прошли этап социализации больше, чем те, кто не определился со своими предпочтениями. Они совершенно знают, что хотят, что любят, что наденут, и какую музыку будут слушать. На вопросы теста эти ребята отвечали быстро и без раздумий. А те ребята, которые не смогли определить себя к какой-либо субкультуре, проходят этап формирования своих предпочтений.
2.3. Программа деятельности по социализации подростков среди музыкальных субкультур
В ходе теоретической и опытно – экспериментальной работы нами была разработана программа для эффективного формирования у родителей общих представлений о понятиях «молодежные неформальные объединения», «музыкальные субкультуры», ознакомить с видами и практиками, имеющими место в Российской Федерации. Обозначить причины возникновения такой формы социального протеста и силы, движущие данными объединениями. Привлекая опыт воспитания и общения с детьми самих родителей, постараться определить перечень обстоятельств, под влиянием которых дети и подростки примыкают к молодежным субкультурам и меры по недопущению вовлечения подростков в объединения деструктивной направленности. Данная программа предполагает следующие пункты, которые помогут наладить продуктивный диалог с подростками:
- Не опасаться и никак не впадать в панику. Молодежные субкультуры всегда существовали. При этом не только для того, чтобы родителей позлить. По мнению социологов и специалистов в психологии, неформальные объединения необходимы подросткам для развития, самовыражения, общества;
- Не запрещать. Все же понимают, что запретный плод очень сладкий. Постоянно с неформалами стремились бороться, но результат нулевой;
- Не игнорировать. Данное действие может быть хуже запретов. Пусть ребенок знает, что вы знаете его увлечение. Иначе он подумает, что вы остыли к нему, он вам не нужен и так далее;
- Не оскорблять кумиров ребенка. В подростковом возрасте даже обыкновенное высказывание «Выключи эту рычалку» способно спровоцировать обиду и враждебность. Ведь ребенок может воспринять как неуважение к себе, как желание зацепить и обидеть. Правильнее сразу узнать, что за группа, а потом сказать подростку сделать чуть тише;
- Не винить «в абсолютно всех грехах».Утверждение «Все без исключения неформалы – алкоголики и преступники» оскорбительное и неправильное. Правонарушения и пагубные привычки не зависят от внешнего вида и любимой музыки;
- Не преуменьшать важности увлечения. Это у тебя пройдет, перебесишься, перерастешь. Даже если так случится, ребенок вам все равно не поверит и будет говорить, что это – навсегда. К слову, определенные увлечения и хобби имеют все шансы переключиться в профессию. Так как никто не знает, может быть, ваш подросток в будущем станет тренером знаменитой спортивной команды или профессиональным агентом музыкальной рок-группы. Даже если и нет, многие родители не бросают подростковые увлечения: болеют за любимую знаменитую команду, слушают красивую любимую музыку;
- Собирать информацию. Разузнаете о неформалах, к которым привязан ребенок, что-то новое. И об этом сообщите ребенку. А лучше – если вы вместе поищите данные в сети. Это сблизит вас, и одновременно рассеет некоторые боязни;
- Сомнения и страхи обсуждать с ребенком. При этом применять сообщения, например, «Меня очень волнует…» или «Я беспокоюсь, что…» а не «Ты не прав», «Ты не хорошо себе ведешь». Не опасайтесь спросить у подростка, если чего-то не поняли из его объяснений или не знаете. Во время такого разговора вам нужно грамотно задавать вопросы, выслушивать, не перебивая;
- Быть чутким и внимательным. Важно не забывать, что ребенку также бывает досадно, больно или жутко. А ваша любовь, понимание и внимание в это трудное время ему очень нужны;
- Выбрать совместно с ребенком атрибутику с названием и символикой его любимой группы– это будет поводом для признания его права самовыражение и самоопределение. А придя домой, попросите ребенка рассказать вам о любимых спортсменах или музыкантах;
- Рассказать собственное подростковое увлечение. Таким образом, вы продемонстрируете, что понимаете его влечение к спорту, музыке. Даже если ребенок все это назовёт «нафталином», он поймет, что у вас есть что-то общее.
Таким образом, данная программа поможет подвести родителей и учителей к выводу о том, что только они могут подготовить подростков к взрослой жизни. Программа составлена с учетом анализа литературы и носит рекомендательный характер и может изменяться, и дополняться.
Заключение
В целом наше исследование подтверждает обоснованность нашей гипотезы о том, что музыкальные субкультуры влияют на социализацию подростка. У нас есть информация о том, что существуют различные субкультуры, но никто не знает, что с этим делать. К примеру, можно, как это было раньше, объявить все молодёжные неформальные движения социально опасными и начать с ними борьбу соответствующим образом. Однако, как показывает история молодёжных выступлений в прошлом, данные меры не приведут ни к чему хорошему и только усилят антисоциальную доминанту внутри молодёжного движения. Можно, наоборот — оставить вне общественного внимания существующие субкультуры и надеяться, что переходный период когда-нибудь закончится и молодёжь рано или поздно покинет субкультуру.
Субкультуры действительно играют роль своеобразного буфера, в котором молодёжь восполняет недостаток социализации, приобретает недостающие навыки, осваивает социальные роли. Субкультура — это не только набор определённых свойств и признаков, не только специфический образ жизни, но прежде всего некая внутренняя потребность, на которой как на основании вырастает жизненное древо субкультуры. В самом деле происходит смена политических режимов, изменяются экономические условия жизни, происходит активное знакомство с другими культурами и религиями, а субкультуры продолжают возникать, активно заявлять о своём существовании.
Другими словами, материальные потребности, их количество и качество, связанные с условиями жизни, не могут быть существенными для определения причин, по которым появляется молодёжная субкультура. В таком случае остаются потребности духовного характера. В гуманитарной науке под данными потребностями понимается потребность в развитии личности; в осуществлении самого себя; в самореализации; в самоактуализации; в осмыслении своего назначения в мире; в удовлетворении чувства прекрасного, чувства справедливости; в сущностном познании окружающего мира и т.п. Выходя за границы социальной и биологической природы, данные потребности составляют особую сферу высших ценностей, духовного опыта, осмысления себя и своей жизни.
Список использованных источников
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/muzyikalnaya-subkultura-detstva/
1. Аксютина О. А. Панк-культура как феномен молодежной контркультуры [Текст] / О.А. Аксютина // Диссертация — М.: 2005. -С.564-603.
2. Андреева Г.М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева // Учебник для высших учебных заведений. 5-е изд. — М.: 2010. — С. 276.
3. Беличева С.А. Основы превентивной психологии [Текст] / С.А.Беличева // Психологический журнал — Т.8 — № 6. М.: 2003. — С. 37.
4. Вабищевич А. Н., Лишай А. В. Субкультура как фактор социализации подростков [Текст] / А.Н.Вабищевич, А.В.Лишай // М.: 2015. — С. 22.
5. Величко И. В. Взаимопроникновение музыки хэви-метал и современности [Текст] / И.В.Величко // ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. № 5-6. 2013. — С. 49-53.
6. Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Кадария Ф. Д. и др. Социология молодежи [Текст] / Ю.Г.Волков, В.И.Добреньков, Ф.Д.Кадария //Учеб. пособие. Ростов н/Д.: 2008. — С.165.
7. Гацкова Е. И. Молодежь и современность [Текст] / Е.И.Гацкова // М.: 2001. — С. 62.
8. Краковский А.П. О подростках [Текст] / А.П.Краковский // М.: 2010. -С. 207.
9. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология подростка [Текст] / В.А.Крутецкий, Н.С.Лукин // М.:2010. — С.73.
10. Левикова С.И. Молодежная субкультура: [Текст]: Учебное пособие / С.И.Левикова // М.:2004. — С. 608.
11. Лисовский В.Т. Социология молодежи [Текст] / В.Т.Лисовский // СПб. 2012. — С.112.
12. Милова В.И., Батурина, О.С. Толерантность к молодежным музыкальным субкультурам у будущих педагогов: результаты эмпирического исследования [Текст] / В.И. Милова, О.С. Батурина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2012. – №10-11. – С. 118-129.
13. Мудрик А.В. Социальная педагогика: [Текст]: Учебное пособие / А.В.Мудрик // 3-е изд. М.: 2009. — С. 9.
14. Никитина Н.И. Методика и технология работы социального педагога: [Текст]: Учебное пособие / Н.И.Никитина // М.: 2009. — С. 15.
15. Педагогический словарь. Авторы: Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю., Глушкова, О.М. Теоретические аспекты анализа Вологда [Текст] / Г.М.Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров, О.М.Глушкова // 2014. — С. 130.
16. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество [Текст] / П.Сорокин // М.: 2009. — С. 37.
17. Чибисова О. В. Музыка как средство межкультурной коммуникации [Текст] / О.В.Чибисова // Вестник культуры и искусств/ — 2016. — №3. – С.77-79.
18. Ярошевский М.Г. “Социальное воспитание”: [Текст]: Учебное пособие / М.Г.Ярошевский // М.: 2013. — С. 127.
19. Приказ Минобразования РФ от 28 февраля 2000 г. N 619 «О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901940490 (дата обращения: 15.04.17)
20. Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://base.garant.ru/6150599/ (дата обращения: 15.04.17)