Общая характеристика стиля рококо

Курсовая работа

Исследование раскрывает стиль рококо как распространение, формы и средства воплощения в различных видах искусства. Стиль рококо возник во Франции и позднее распространился по другим странам Европы, таким как Италия, Германия, Россия и Чехия. Он является противоположностью стилю барокко, который отдает предпочтение монументальной торжественности.

В живописи рококо использовали лёгкие и изысканные тонкие тона, главными темами были галантные празднества, пастушеские мотивы и обнаженная натура. Важными художниками этой эпохи были Антропов и Рокотов (Россия), Франсуа Буше (Франция), а также Антуан Ватто и другие французские мастера Н. Ланкре, Ф. Лемуан, Ж.М. Натье, Ф. Буше, Ж.О. Фрагонар.

Цель данной работы — рассмотреть стиль рококо, его распространение и способы выражения в различных видах искусства. Для достижения данной цели необходимо проанализировать рококо как стиль в искусстве и систематизировать средства его воплощения.

Структура работы состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе «Рококо как стиль в искусстве» будет представлено общее представление о стиле рококо, включающее его характерные черты и особенности. Затем будут рассмотрены различные виды искусства, в которых проявлялся стиль рококо, а также способы его воплощения.

Исследование стиля рококо является актуальным и значимым, поскольку позволяет лучше понять и оценить влияние этого стиля на развитие искусства в Европе.

Стиль рококо возник в начале восемнадцатого века и прославился своей изысканностью и утонченностью. Он характеризуется грациозным орнаментом, большой декоративной нагрузкой и вниманием к мифологии, комфорту и эротическим ситуациям. Интерьеры в стиле рококо создают иллюзорный мир, наполненный атмосферой тепла, уюта, комфорта и изящества. Основоположником этого стиля был талантливый Антуан Ватто, который воплотил все его принципы.

В интерьерах в стиле рококо часто встречаются передвижные ширмы, которые зрительно изменяют пространство, гобелены с изображениями пагод и цветов, а также людей в китайской одежде. Они сочетаются с изысканными орхидеями, изящной лакированной мебелью и знаменитым китайским фарфором. Тонкие деревья и аквариумные рыбки также создают особую атмосферу.

В стиле рококо наблюдаются такие основные элементы, как эротизм, камерность и уютность помещений, несимметричность композиций и изысканность форм. Также характерны для этого стиля скрытые павильоны, китайские домики и укромные гроты. Идеалом стиля является женщина-подросток.

9 стр., 4111 слов

Рококо в разных видах искусства

... рококо. Цель представленной работы заключается в исследовании проблематики художественного стиля рококо в разных видах искусства. Для достижения цели решались следующие задачи: рассмотреть возникновение художественного стиля рококо исследовать стиль рококо ... Одним из выдающихся скульпторов эпохи рококо и непосредственно с революционной эпохой связано публицистическое творчество Жана-Антуана ...

Материалы, используемые в интерьерах рококо, включают дерево, позолоту, текстиль, зеркала, бронзу и хрусталь. В цветовой палитре преобладают нежные пастельные тона, жемчужная гамма, сочетание салатового и розового, а также бледно лиловые и мраморные оттенки. Лепнина, позолоченные орнаменты, резные панели и зеркала создают роскошь и изысканность интерьеров.

Особую декоративность интерьеров и композиций стиля рококо подчеркивают мелкий стилизованный тонкий рельефный орнамент в виде переплетений, гротесков, завитков, выпуклых щитов и рокайля — орнамента в виде ракушек. Комнаты в рококо часто небольшие с закругленными углами или овальной формы, что придает им динамичности и ассиметричности.

История стиля рококо богата различными течениями и эволюцией. Он был популярен во Франции, Германии, России и других европейских странах. Важным этапом в развитии стиля стало творчество Антуана Ватто, который сумел воплотить его идеалы и принципы в своих произведениях.

В целом, стиль рококо привлекает своей изысканностью, элегантностью и чувственностью. Интерьеры в этом стиле создают притягательную атмосферу роскоши и уюта, олицетворяющую мир будуара и игры карнавала. Он остается великолепным примером исторического искусства и интерьерного дизайна.

Развитие и влияние стиля рококо в Европе

Стиль рококо, продолжение барокко с некоторыми изменениями, зародился во времена регентства и правления Людовика XV во Франции между 1715 и 1780 годами. Он быстро распространился по другим странам Европы и стал господствующим стилем в искусстве.

Появление рококо связано с изменениями в философии, вкусах и придворной жизни того времени. Стиль полностью отразил настроения аристократии, стремившейся убежать от реальности и погрузиться в мир театральной игры и иллюзий. Он является порождением светского двора, культуры и французской аристократии, и хотя был эпохой кризиса абсолютизма, оказал значительное влияние на развитие искусства.

Основными сооружениями стиля рококо являлись частные дома французской знати и загородные дворцы. Они отличались от традиционных строений анфиладой и образовывали ассиметричные композиции, придавая им свежий и необычный вид. В центре помещения обычно располагался парадный зал или салон, который являлся великолепным фоном для жизни аристократической верхушки.

Роль женщин-фавориток короля, таких как маркиза де Помпадур, мадам Дюбарри и Мария Лещинскя, была определяющей для философии стиля рококо. Они считали праздник и изысканное наслаждение главными составляющими жизни. Скрытые павильоны, китайские домики и уютные гроты являлись типичными элементами декорирования в этом стиле.

В России стиль рококо оказал сильное влияние на середину 18 века, в особенности на дизайн интерьеров дворцов, лепной декор зданий и различные области декоративно-прикладного искусства, такие как фарфор, серебро, резьба по дереву, ювелирное искусство и мебель.

Ветвью стиля рококо стал Шинуазри, который использовал мотивы и стилистические приемы средневекового китайского искусства в европейской живописи, декоративно-прикладном искусстве, костюмах и оформлении садово-парковых ансамблей XVIII века.

10 стр., 4940 слов

Стиль барокко в архитектуре

... дорогостоящими материалами. Цель курсовой работы - изучить историю архитектуры в стиле барокко; историю возникновения барокко; особенности архитектуры в стиле барокко, её черты, соотношение с другими стилями, различия; историю возникновения ... Часто такие решётки сами по себе являлись чудесными произведениями искусства бронзолитейщиков барокко. Почётные дворы имели и отели-особняки более интимного ...

Основные принципы стиля Рококо

Основными принципами стиля Рококо являются уход от жизни в мир фантазии, игры, мифических сюжетов и эротических ситуаций. В этом стиле господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. Мебель, созданная в стиле Рококо, изящна и легка. Декоративное искусство этой эпохи относится к высшим достижениям искусства 18 века, благодаря своей изысканности, красоте асимметричных композиций, интимности, комфорту и личному удобству. Стиль Рококо стал блестящим завершением стиля Барокко. Вкус предполагал умение не только отличить прекрасное и знать, как его воссоздать, но и умение глубоко наслаждаться творением. Если для Барокко характерна вся гамма эмоций — от радости до трагедии, то для наслаждающихся Рококо — лишь изысканно тонкие и изящные. Ключевым словом данной эпохи является «изящный».

Средства воплощения Рококо в различных видах искусства

1. Архитектура и живопись

В живописи стиля Рококо часто встречаются эротико-мифологические, эротические и пасторальные (пастораль) сюжеты. Один из первых значительных мастеров живописи в этом стиле был Ватто. Дальнейшее развитие стиля Рококо получило в творчестве таких великих художников, как Фрагонар и Буше. Во французской скульптуре наиболее ярким представителем данного стиля был Фальконе, хотя в его работах преобладали статуи и рельефы, предназначенные для украшения интерьеров, включая бюсты, выполненные из терракоты. Сам Фальконе был управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. Заводы в Мейсене и Челси также славились замечательными фарфоровыми изделиями.

2. Архитектура

В архитектуре стиль Рококо нашел свое яркое выражение в декоративном украшении интерьеров. Сложные асимметричные лепные и резные узоры, затейливые завитки внутреннего убранства контрастировали со строгим внешним видом зданий. Примером такого контраста может служить Малый Трианон, построенный в Версале зодчим Габриелем в период с 1763 по 1769 годы.

Распространение стиля Рококо за пределами Франции

Стиль Рококо, зародившийся во Франции, быстро начал распространяться и в других странах благодаря французским художникам, которые работали за границей, а также публикациям проектов многих французских архитекторов.

Особенно большого успеха Рококо достигло в Австрии и Германии, где он смешался с многими традиционными элементами барокко. В архитектуре многих церквей, например, в церкви Фирценхайлигене (1743-1772) архитектора Нёймана, пространственные конструкции и торжественность барокко сочетались с изысканным живописным и скульптурным внутренним убранством в стиле Рококо. Такое сочетание создавало впечатление сказочной изобилия и легкости.

В Италии одним из сторонников Рококо был архитектор Тьеполо, который значительно способствовал распространению стиля в Испании. В Англии стиль имел сильное влияние на прикладные искусства, как например, инкрустацию мебели и производство серебряных изделий. Художники, такие как Хогарт и Гейнсборо, отличались утонченностью образов и артистической манерой письма, полностью соответствуя духу Рококо.

Рококо был очень популярен в Центральной Европе до конца 18 века. Однако уже в 1860-х годах интерес к этому стилю существенно ослабел во Франции и ряде других западных странах, будучи вытесненным неоклассицизмом.

3 стр., 1083 слов

Музыка Франции 18 века

... 18 века черты Рококо настолько влились в музыку, что она начала приобретать определенную ориентацию. Так, вскоре в музыке отчетливо выделились два направления: музыка для танцев и музыка для пения. Музыкой ... музыки в 18 веке. В начале века наиболее популярным стилем музыки был сентиментальный классицизм. Это была медленная неторопливая музыка, ... самого известного композитора Франции того времени, Глюка ...

Философия «искусство как наслаждение»

Главным девизом Рококо стала фраза «искусство как наслаждение», цель которого состояла в том, чтобы вызывать легкие и приятные эмоции, развлекать и ласкать глазы причудливыми узорами линий и изысканными сочетаниями светлых нарядных цветов. Эта философия особенно явственно проявлялась в архитектурном убранстве интерьеров, и живопись Рококо соответствующим образом претворяла эти требования.

Доминирующей формой художественных произведений стало декоративное панно в большей части овальной, круглой или приятно изогнутой формы. Композиции и рисунки были основаны на мягко изгибающейся линии, которая придавала произведениям обязательную для этого стиля изысканность и нарядность.

Искусство рококо: живопись, скульптура и архитектура

Жан Оноре Фрагонар был последним выдающимся живописцем периода рококо во Франции. Как и другие мастера этого времени, он не только следовал модному стилю, но создавал уникальные произведения искусства. Буше, одно из значительных влияний, формировавших законы рококо, оказал влияние на целую плеяду художников, таких как Натуар, братья Ванло и Антуан Куапель.

Художники рококо имели различный дар и занимались различными жанрами живописи. Среди них были Ж.М. Наттье, Друэ, Токке, Луи-Мишель Ванло, Латур и Перро. Они принесли большой вклад в искусство рококо, работая в разных направлениях.

Скульптура этого периода, хотя и своеобразна, не является настолько значительной, как живопись. Особенное распространение получили портретные бюсты, малые скульптурные группы или статуи, изображающие купальщиц, нимф и амуров. Эти произведения украшали парки, беседки, салоны и купальни. Крупнейшими скульпторами рококо были Ж.Б. Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе и Клодион.

Архитектура этого времени отличалась своим особым вниманием к интерьеру. Во Франции фасады зданий всё еще соответствовали классицизму 17 века, но с незначительными изменениями, которые добавляли им больше изящества. Детали на фасадах были выпуклыми и придавали зданиям живописный вид. Многие планы зданий были асимметричными и состояли из комнат с овальными, восьмиугольными и круглыми формами. Углы украшались рельефным орнаментом, что придавало им причудливую форму. Светлые тона окраски стен и украшения в виде живописных панно, резных панелей и зеркал в золоченых рамах были популярны в этом времени.

Значимые архитекторы рококо во Франции включали в себя Робера Декотта, Габриэля, Боффрана, Оппенора, Дельмера и Мейссонье. Франция стала главным источником эстетики рококо, хотя другие европейские страны неоднородно приняли это движение.

# Рококо в искусстве

Рококо было распространено во многих странах, но наибольшее влияние оказало на Германию. Особенно выделяется ансамбль Сан-Суси, созданный архитектором Кнобельсдорфом в Потсдаме. Большие представители рококо в Германии — архитекторы Бальтасар Нейман и Кнобельсдорф, живописцы Цик, Маульберч, Дитрих, скульптор Доннер. В России этот стиль развивался под влиянием французских и немецких мастеров, как Токке, Рослин, Фальконе; под их воздействием в России произошел выход мастеров, таких как Растрелли, Ринальди, Ухтомский, Рокотов и Левицкий.

Важной чертой рококо был уход в область чистого искусства. Значительную часть занимают салонно-эротические, мифологические, пасторальные свечи. Стиль характеризуется камерностью и декоративностью художественных решений.

78 стр., 38853 слов

Влияние разных стилей музыки на психические состояния молодых людей

... воздействия разных современных стилей музыки на психические состояния молодых людей, увлекающихся ими. Методологической и теоретической основой дипломной работы ... искусства по проблеме современной музыки - был собран материал, позволяющий дать психологическое обоснование распространенности и влияния современных стилей музыки (хип-хоп, рэп, электронная музыка) на психические состояния молодых людей. ...

Живопись в рококо — это преимущественно станковые картины, панно, росписи. Она отличается дробностью и асимметричностью композиции. Обилием декоративных аксессуаров и деталей, изысканным сочетанием светлых красок и тонов.

Скульптура рококо представлена в основном декоративными рельефами и статуями, небольшими статуэтками и бюстами. Изящество весьма характерно для этого стиля.

В целом, для рококо характерны без прямых линий, ордерной системы, светлые тона, воздушная легкость и причудливость форм. В архитектуре оформление интерьеров в стиле рококо сочеталось с относительной строгостью внешнего облика здания.

Таким образом, рококо является одним из самых прекрасных искусств XVIII века, пережившим свое расцветание до классицизма в конце XVIII века. Художественные достижения и вклад мастеров ввергают нас в очаровательный мир декоративности и искусных форм.

Музыка и поэзия

Рококо, яркий представитель которого был Франсуа Куперен (1668-1733), считается одним из наиболее популярных стилей времени. Он возник во Франции в 20-е годы XVIII столетия, проявившись в архитектуре, живописи и, конечно же, музыке. Вместе с Франсуа Купереном значительный след в мире рококо оставил Жан-Филипп Рамо (1683-1764), который прославился своей музыкой.

Характерные особенности этого стиля объясняются его появлением как протеста против строгости и жесткости барочной музыки. Рококо может быть назван капризом в отличие от формальной структуры и серьезного содержания музыки барокко. Кроме музыки, этот стиль проявился также в других областях искусства.

Примером можно взять фугу, которая является значимой формой для барочной музыки. Однако Бах, представитель музыкального барокко и рококо, одержал победу над Луи Маршаном в неизвестном широкой публике музыкальном турнире. Это соответствует различиям между их эстетическими позициями: стиль барокко преобладал в Дрездене в то время, когда Маршан приехал из Версаля, полностью пропитанный идеями рококо.

Основными чертами музыки рококо являются миниатюрность форм, четкое гармоническое развитие, превалирование мелодии над гармонией, а также изобилие орнаментов.

Музыка в эпоху барокко и рококо

На первый взгляд кажется, что многие музыкальные формы одинаковы в музыке барокко и рококо. Например, инструментальная сюита. Однако сравним классическую барочную сюиту Баха с сюитой Франсуа Куперена. Сюита Баха — произведение весьма значительное даже с чисто внешней стороны (длительность ее исполнения — около 20 минут).

Англебера.

Главным требованием, предъявлявшимся музыке рококо, было то, чтобы она услаждала слух и не требовала от слушателей слишком большой душевной отдачи. И творцы, и те, кому эта музыка адресовалась, избегали серьезности. Наиболее желанными характеристиками музыки этого направления были эпитеты «очаровательная», «прелестная», «милая», «чарующая»… Музыка должна была служить для развлечения.

Многочисленные разнообразные исполнительские ремарки — яркая отличительная особенность именно французской музыки рококо — в том же ключе: «нежно», «наивно», «весело», «любезно, учтиво», «воодушевленно» и т.п.

10 стр., 4721 слов

Искусство Рококо

... данной теме; выявить характерные черты, присущие для стиля рококо; охарактеризовать влияние данного стиля на развитие архитектуры. Характерные черты и особенности стиля рококо Рококо (фр. rococo, от фр. rocaille - декоративная раковина, черепашка, рокайль) - стиль в искусстве, который ...

Музыка рококо демонстрирует поразительное гармоническое единство с живописью, архитектурой, литературой, дизайном (как мы теперь сказали бы) интерьеров и мебели того времени.

Музыка, литература, театр достигли в эту эпоху своей художественной зрелости, которая пришла в XVI-XVП вв. к живописи, в качестве примера достаточно назвать романы Филдинга, Прево, Смоллета, Гете, Вольтера, музыку Гайдна, Баха, Моцарта.

Излюбленные формы лирики в стиле рококо — это игривые послания, застольные песни, галантные сонеты, мадригалы, рондо, эпиграммы, романсы, стихотворения на случай, которые легкими штрихами фиксируют пёстрое движение великосветской жизни.

Высокопарная классицистическая ода и ее отношение к стилю рококо

Высокопарная классицистическая ода не нашла приверженцев среди поэтов стиля рококо. Ее монументальный стиль и торжественный тон были несовместимы с изящностью и легкостью рококо. Поэты стиля рококо предпочитали героическую «трубу» и громовые раскаты мелодическим звукам «свирели». Ода о вечности, мраморе и бронзе, которыми поэты-классики украшали свои произведения, оказалась чуждой для поэтов рококо.

Рококо — это поэзия мимолетностей, олицетворение великосветской суеты. Она воплощает столичные любовные интрижки и повседневную жизнь высшего общества. Поэты рококо не задумываются о вечности и монументальности, они живут настоящим мигом и наслаждаются прелестями мимолетности. Их стихи — это краткие, легкие и гибкие произведения, в которых александрийский стих уступает место более коротким и подвижным размерам.

Строки из восьми, шести и даже пяти слогов занимают важное место в поэзии рококо, а сами стихотворения становятся компактнее. Многословие прошлого времени уступает место изящной сжатости речи, где намек и недоговоренность играют важную роль.

Особой популярностью пользовались «сказочки» Лафонтена, эротические и нескромные рассказы, которые издавались в большом количестве.

Также важной составляющей рококо была галантно-пасторальная традиция европейской поэзии. Она воплощала иллюзорность, характерную черту этого стиля. Иллюзорность была обусловлена тем, что социальное бытие феодальной аристократии, порождавшей искусство рококо, все больше теряло свою реальность в XVIII веке. Власть еще оставалась в руках аристократии, но признаки будущих перемен уже ощущались. Буржуазная революция готовилась прийти, и это отражалось и в искусстве рококо.

Иллюзия в искусстве рококо

Искусство рококо отличается отражением иллюзии, которая всецело замещает реальность. В поэзии эпохи, поэты восхищались феодальной сказкой, запрещая все, что могло бы напомнить о суровой реальности. Они отвращались от мира «низких классов». Поэтому жанр идиллии с ее прекрасным миром галантных пастушков, нежными напевами свирели и журчанием прозрачных ручьев стал так популярен. Также, огромное число успешных феерических сказок и драматических сочинений, принимающих на себя некую мистическую форму, дополняет всю литературу эпохи.

Сама поэзия закрывает реальный мир магической иллюзией, человек в эпоху рококо презирает некую реальность и предпочитает «приятные заблуждения».

Мода на сказки

Мода на сказки стала основным явлением в литературной жизни. В 1704-1708 гг. появляется перевод «1001 ночи». Последовательно издаются сборники восточных сказок: татарских, персидских, монгольских, китайских и перуанских. Фантазия о Востоке охватывает даже писателей эпохи Просвещения. Вольтер и Монтескье используют элементы восточных фантазий и экзотичности, главным образом, как маскировку своих мыслей, «подрывающих устои». Рококо писатели ценят именно восточный сказочный мир, со всей его прекрасностью. Дополнительной привлекательностью Востока являются его обетование изобилия и бедности, его ленивая нега и безмятежность, характерная для восточных культур.

10 стр., 4943 слов

Стилевые направления XVIII в.: рококо, классицизм, сентиментализм

... искусство и новое понимание природы, которая является первопричиной и орудием для перехода к естественному порядку. Рококо́ (фр. rococo, от фр. rocaille — декоративная раковина, ракушка, рокайль, реже рококо) — стиль в искусстве ... Основные творческие принципы XVII века — классицизм и барокко — обрели в эпоху Просвещения новые качества, потому что искусство XVIII века обращалось к изображению ...

Рококо и мир декораций

Рококо увлекается фантазией и экзотикой, как своеобразной специфической пряной приправой к обыденности, которая стала уже наскучивать. Это искусство прекрасно видит прекрасную сторону декорации и праздничный образ. Для такого человека маскарад и жизнь являются синонимами. Он воспринимает весь мир как театральные эффекты, в которых никогда не прекращают сменяться яркие картины. В этом состоит и постоянное использование костюмов, как главного литературного хода рококо. Они превращают жизнь в живописное лицедейство, где помимо людей участвуют сами боги. Сама иллюзия триумфирует, а цитера обретает космические очертания.

Декоративно-прикладное искусство в époху рококо

В рамках искусства рококо декоративно-прикладное искусство занимает особое место. Оно характеризуется использованием пасторальных и эротико-мифологических сюжетов, созданием камерных и галантных сцен, а также асимметричной композицией.

Скульптура рококо представлена статуями, рельефами, статуэтками и бюстами, предназначенными для декорации интерьера. У мастеров этого стиля использовались различные материалы, включая неглазурованную и расписную терракоту. Преобладающей чертой скульптуры рококо было придание изящности деталям и художественность отделки.

Живопись рококо также имела декоративный характер, отличалась богатыми тонкими переливами и блеклыми оттенками. Художники этого стиля умели использовать выразительные возможности материала и сочетать их с экзотическими мотивами китайского искусства.

Декоративно-прикладное искусство рококо было тонким и изысканным, подчеркивая грацию и элегантность того времени. Оно играло важную роль в создании уютного и привлекательного интерьера, отражая дух эпохи.

СТИЛЬ РОКОКО

Стиль рококо — это искусство, которое было высоко оценено за свое изящество и грацию, но в то же время оно было болезненно хрупким и пустым идеями, чуждым шумному социальному быту. Оно заключалось в узких пределах спальни и будуара и было ярким примером опусташения классицизма в XVIII веке.

Стиль представляет собой систему конструктивных и декоративных элементов, индивидуальных для каждого стиля. Например, классицизм основан на использовании ордера, а рококо привлекает декоративные орнаменты и декоративные колонны. Кроме того, стиль отражает общественные и социальные вкусы и всегда меняется вместе с сменой общественных идей.

Так, стиль рококо наиболее ярко проявился в декоративно-прикладном искусстве, в основном при украшении дворцовых интерьеров.

Характеристики стиля

Стиль рококо характеризуется обильным декором, асимметрией и светлой цветовой гаммой. Среди наиболее излюбленных орнаментальных мотивов того времени были растительные завитки, стилизованные раковины, псевдокитайские орнаменты и головки амуров. Рококо также предпочитало дробные мелкие формы.

7 стр., 3063 слов

Ведущие представители живописи рококо

... , Ф. Буше, Ж. О. Фрагонар . Глава 1. Рококо как стиль в искусстве 1.1 Общее представление о стиле рококо фрагонар буше живопись рококо Термин «рококо» возник во Франции в конце 18 в., в ... эпоху расцвета классицизма, как презрительная кличка для всего манерного и вычурного искусства 18 ...

Известный пример изящного и игривого стиля рококо — это дворец Сан-Суси в Потсдаме. В России, этому стилю соответствует дворец Петра III в Ораниенбауме. Большое внимание придавалось специфике блестящих материалов, таких как золото, бронза, бисер и шелк, а также изделиям из фарфора, которые широко распространились, в том числе в декоративном искусстве и мелкой пластике.

Сюжеты рококо в изобразительных искусствах

В изобразительных искусствах (живопись, скульптура и графика) рококо характеризовалось своими особыми сюжетами. Это были пасторали (идиллические пейзажи из жизни пастушков и пастушек), галантные сцены и мифологические сюжеты с эротическим подтекстом.

Окончание

Таким образом, стиль рококо был ярким примером декоративно-прикладного искусства в XVIII веке, привлекающий внимание своим изяществом, светлой цветовой гаммой и декоративными мотивами, а также особыми сюжетами. В России этому стилю соответствует дворец Петра III в Ораниенбауме, который является памятником рококо.

Рококо: искусство воплощения эстетики мгновений и капризов

Рококо, отличающийся от предыдущих стилей, появился в архитектуре не так ярко, как в других сферах искусства. Главным местом формирования нового стиля стали салоны частных домов, где аристократические дамы создавали свой собственный образ и стиль жизни. Рококо — это изящное и галантное искусство, призванное приносить постоянный праздник, подобный маскараду, в жизнь светских аристократических салонов. В основе его лежит женщина со всеми своими капризами и требованиями, которые определяют главные особенности стиля.

Декор и обстановка рококо в первую очередь наблюдаются в будуарах, где присутствуют произведения декоративно-прикладного искусства, одежда, галантные манеры и новые требования к этикету. В этой эпохе происходит эстетизация средств искусства, придавая им большое внимание. Художники больше не стремятся создать общий художественный образ, а вместо этого фокусируются на отдельных способах и приемах композиции.

Рококо привносит новый идеал красоты, которым является доступность, игривость и пикантность. Вместо силы, страсти и героизма, предпочтение отдается нежности, игре и легкой фривольности, отражая мгновенность жизни. В эстетике рококо подчеркивается не сама жизнь, а только ее прелесть. Возникает чувство всего неуловимого, мимолетного и капризного, что находит свое выражение в жанре «каприз». В отличие от барочного «каприччи», основными характеристиками рококо являются легкость, грациозность и ирония.

Рококо — стиль, который развивался в Европе в XVIII веке, исторически следующий за барокко. Он изначально возник во Франции и был популярен в аристократических кругах. Рококо отличается вычурностью, изящностью и изысканностью форм. Этот стиль имел сильное влияние на различные области искусства, включая архитектуру, дизайн интерьеров, мебель, живопись и скульптуру.

Особенность рококо заключается в использовании причудливых форм и узоров, часто натуральных мотивов, таких как раковины и завитки. Архитектура в стиле рококо отличается плавными линиями, изгибами и изяществом. Фасады зданий часто декорировались окружающей природой — фонтанами, растениями и другими элементами, создавая ощущение легкости и гармонии.

Различные материалы использовались для отделки предметов в стиле рококо. Предметы могли быть украшены резьбой, золоченой бронзой, фарфором, мозаикой и даже лаковой живописью. Орнаменты рококо были очень детальными и сложными, состоящими из переплетающихся стеблей, листьев и завитков, придающих предметам изящный и элегантный вид.

11 стр., 5229 слов

По изобразительному искусству «Декоративный натюрморт»

... часть работы: отрисовка композиции на подрамнике в карандаше, выполнение натюрморта в цвете, окончательный вариант. Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Натюрморт – (от франц.) nature morte – «мертвая ... и его стилевые особенности - сочную, декоративно подчеркнутую живопись. Снейдерса часто называют «Рубенсом в натюрморте». Искусство натюрморта как жанр возникло в Голландии в начале XVIII, ...

Интерьеры в стиле рококо также имели свои особенности. Вместо обычного карниза использовалась падуга — плавный переход между вертикальной и горизонтальной поверхностями стены и потолка. Мебель и декоративные элементы, такие как картинки, панно и плафоны, украшали пространство и добавляли в него изысканность.

Восточное влияние в стиле рококо

В этот стилевой период усиливается тяга к восточному, в первую очередь, китайскому искусству. Первые образцы китайского декоративно-прикладного искусства завозились в Европу ещё в начале XVII в. В первую очередь это были фарфоровые изделия и лаковые панно и шкатулки. Теперь такие изделия завозятся в большом количестве. Налицо повальное увлечение т.н. китайщиной — шинуазери (от фр. chinoiserie — китайщина).

Великосветская знать, разбогатевшая буржуазия считали своим долгом иметь в своем дворце или отеле «китайский зал», отделанный деревянными лаковыми панно, обставленный китайской мебелью и украшенный китайским фарфором. В интерьерах появляются передвижные ширмы, гобелены с изображениями китаянок, мандаринов, цветов, пагод и т.п., аквариумы с рыбками и др. Китайское влияние сказалось и на том, что в отделке жилых помещений стали использовать бумажные обои, которые раньше во Франции не применялись.

Декоративные работы Ж.-О. Мейссонье

Ведущим декоратором того времени был Ж.-О. Мейссонье. В 1734 г. он выпустил собрание своих декоративных работ под названием «Книга орнаментов». В неё были включены не только орнаменты, но и проекты зданий, фонтанов, решёток и др. Он развил так полюбившийся современникам приём декорирования в стиле рококо — использование асимметричных композиций, получивший название «контраст». Фантастические формы рококо причудливо переплетаются и соединяются с вьющимися растениями, изображениями животных, рыб, потоками воды. Эти декоративные мотивы пользовались большой популярностью и были включены в арсенал декоративных средств под названием genre pittoresque (живописная, живая манера).

Разнообразие мебели в стиле рококо

В мебели рококо существует большое количество типов столов, делавшихся в зависимости от их назначения. Существовали обеденные столы и столы для завтрака, подвижные столы на колёсах для подачи пищи, столы для посуды и подносов, кофейные, карточные столы и столы для игры в шашки, столы для цветов, столы для вязания, туалетные столы, подвижные столы для различных предметов для рукоделия, столы-тумбы у изголовья кровати, столы-подзеркальники, столы-консоли, рабочие столики, письменные столы, столы-конторки, декоративные столы на одной или четырёх ножках и др.

В эпоху рококо выдающимися мастерами-бронзовщиками были Ж. Каффиери и его сын Филипп. После смерти отца Филипп продолжил его дело. Каффиери были яркими представителями известной династии скульпторов и резчиков, которая существовала с XVII века.

Ж. Каффиери не только создавал украшения для мебели, но и делал высокохудожественные предметы из бронзы, такие как канделябры, люстры, часы и другие. Он и его сын продолжили успешную традицию семьи и добились больших успехов в своем ремесле.

В Германии стиль рококо начал завоевывать свои позиции к 1730 году и в середине XVIII века достиг зрелости, подобно французскому стилю. Мастера, такие как Габерман, Кювилье, Мейль, выполняли проекты декора интерьеров и мебели и способствовали распространению рококо на юге страны.

В Пруссии был своеобразный центр фридерианского рококо, сформировавшийся под влиянием французского рококо. Король Прусский Фридрих I был поклонником французского искусства.

В России, при Елизавете, стиль рококо проник в различные сферы искусства, включая интерьеры, мебель и произведения декоративно-прикладного искусства. В это время осуществлялись крупные строительные работы в Петербурге и Царском селе, где использовалось много золоченой дерева, лепных узоров, искусно расписанных плафонов, блестящих паркетов и зеркал, придавая помещениям изысканный вид в стиле рококо.

В 1757 году И. Шувалов основал Академию художеств в Петербурге, а также открылся Московский государственный университет в 1755 году. Д. Виноградов разгадал секрет производства фарфора, что позволило развернуть производство фарфоровых изделий на отечественном материале. М. Ломоносов в 1752 году получил «привилегию» на открытие фабрики по производству цветного стекла, которое применялось для создания мозаик, витражей, посуды, ваз и других изделий.

По заказу императрицы Елизаветы французский ювелир Ф.-Т. Жермен выполнил знаменитый «Парижский сервиз» из серебра в стиле рококо. Елизавета очень нравилась стилистика рококо, поэтому вновь создаваемые интерьеры и мебель дворцовых помещений были отделаны богатой и изысканной рококо орнаментикой.

#### Исследование стиля рококо в декоре интерьера

В последнее время в декоре интерьера все чаще можно встретить женские головки, будто бы вырастающие из цветка. Они трактуются как изящный поворот и представлены в изображениях нимф и фавнов. Причудливые элементы орнамента, переплетающиеся и свивающиеся друг с другом, окружают зеркала, декоративные панно и дверные проемы. Эти элементы также украшают рамы картин, стенные панели, обои, декоративные ткани и мебельные объекты. Они представлены в форме накладных бронзовых украшений, таких как ручки, уключины замков и другие.

Хотя стиль рококо отрицает симметрию и прямые линии, он все же характеризуется композиционной целостностью орнаментов. Он имеет своеобразное равновесие элементов и сложный, но ясно прочитываемый ритм. Стиль рококо оставил самый значительный след не в крупных монументальных формах, а именно в предметах интерьера и аксессуарах. Он основан на внимании к деталям.

Эпоха рококо впервые привнесла представление об интерьере как целостном ансамбле, где стилистически сочетаются здания, декор стен и потолков, мебель и т.д. Никогда ранее интерьеры так точно не соответствовали жизненному укладу людей. Все предметы интерьера изготавливались с большим вниманием к комфорту и мелочам жизни.

Мебель в стиле рококо характеризуется отказом от автономности отдельных ее элементов конструкций, симметрии и прямых линий. Главное стремление заключается в плавном растворении деталей в общем объеме предметов. Бронзовые накладки занимают основное место в убрании мебели стиля рококо. Они также обращают на себя внимание своими преимуществами: легко обрабатывают уже готовые поверхности предметов, отшлифованные и отполированные. Иногда всю поверхность предметов обрабатывают цветными лаками, а также декорируют накладками или золоченой резьбой.

Таким образом, стиль рококо является уникальным и характеризуется асимметрией, создающей ощущение вычурности, игривости и насмешливости. Ажурные формы, сложный орнамент и светлые краски в сочетании порождают праздничное и феерическое зрелище.

Рококо — это стиль в искусстве, который зародился во Франции в начале 18 века и распространился по всей Европе. Этот стиль отличался легкостью, грациозностью, интимно-кокетливым характером. Придя на смену тяжеловесному барокко, Рококо был одновременно и его художественным антиподом, и логическим результатом его развития. Со стилем барокко, стиль Рококо объединяет стремление к завершённости форм, но если барокко тяготеет к монументальной торжественности, то Рококо предпочитает лёгкость и изящество. Более тёмные цвета и пышная, тяжёлая позолота барочного декора была заменена светлыми тонами — голубыми, розовыми, зелёными, с огромным числом белых деталей. Рококо несёт в себе в основном орнаментальную направленность; само его название происходит от сочетания двух слов: «барокко» и «рокайль» (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка ракушками и камешками фонтанов и гротов).

Стиль рококо, в отличие от многих других исторических стилей, вполне подходит почти для всех помещений. Естественно, более органично он впишется в гостиную, спальню, ванную комнату. Что из них вы превратите в будуар — решать вам. Но рококо впишется и в рабочий кабинет, и в библиотеку, и даже кухню. Это живописный, романтичный и уютный стиль, а какое помещение откажется от таких эпитетов.

Интерьер в стиле рококо — это праздник вечной молодости и беззаботной жизни, где личный комфорт выходит на первое место.

Стиль рококо идеален для утонченных и нежных натур, тяготеющих к сложным вычурным деталям. Ведь именно рококо сочетает в себе легкость, изящество и декоративность.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/muzyika-rokoko/

рококо искусство стиль

Белецкий И.В. Рококо в России. — СПб.: 1975 г.

1.Большой Энциклопедический словарь / ред. Прохоров. — М.: 1998 г.

2.Жеребин А.И. Стиль рококо как пространство культуры // ХУШ век: литература в контексте культуры. — М.: 1999 г.

  • Джорджи Р. Эль Греко / пер. с итал. Соколовой. — М.: 2002 г.
  • Козлов С.Л.

Проблема рококо и французское литературное сознание ХУП-ХУШ веков. — М.: 1985 г.

  • Михайлов А.Д. Рококо. Заблуждения сердца и ума. — М.: 1974 г.
  • Пахсарьян Н.Т.

Генезис, поэтика и жанровая система рококо. — Днепропетровск: 1996 г.

  • Переводы: А. Баженова, М., 1861, Водовозова. — СПБ.: 1988 г.
  • Ренессанс.

Барокко. Рококо. Проблемы стилей в западноевропейском искусстве. — Ответственный редактор Виллер. — М.: 1966 г.

  • Самин Д.К. Рококо. — М.: 1999 г.
  • Эскина Н.П.

Рококо.- Музыкальная жизнь. — М.: 1991г.

  • Laufer R. Style rococo, style des Lumieres. — P. — 1963 g.

12.Hatzfeld H. The rococo. — N.Y.: 1972 g.

13.Brady P. The rococo style versus Enleihtenment novel. — Geneve.: 1984 g.

  • Weisgerber J. Les masques fragiles. Esthetique et formes de la litterature rococo. — Lausanne, 1991 g.