Огромную роль в культурной жизни кыргызов играло устное творчество, вершиной которого следует считать всемирно известный героический эпос «Манас». Вероятно, устная поэзия знакома предкам кыргызов еще с III в. до н. э., когда термин «кыргыз» стал известен благодаря китайским письменным источникам. С тех пор фольклор кыргызов постепенно формировался и развивался. Уже в начале ХII в. арабский автор Марвази отмечал у кыргызов наличие певцов-импровизаторов. А еще 4 века спустя, в ХVI в., таджикоязычное сочинение «Маджму ат-таварих» («Собрание историй») включило отдельные эпизоды из эпоса «Манас». Фольклор кыргызов является многожанровым, среди которых эпос «Манас» играет выдающуюся роль. Следует различать 2 понятия эпоса. В узком смысле это собственно эпос «Манас». В широком значении под эпосом «Манас» мы имеем в виду трилогию «Манас», «Семетей», «Сейтек». Эпос «Манас» состоит из нескольких сот тысяч стихотворных строк и превосходит по объему все известные эпические произведения мира, что и составляет одну из его отличительных особенностей.
Развитие эпоса привело к генеалогической циклизации и появились продолжения трилогии о потомках Сейтека. «Манас» исполняется сказителями — манасчи. Первым сказителем считают Ырамандын ырчы уулу одного из персонажей эпоса. В ХVIII-ХIХ вв. известны целые группы и разные сказительские школы мастеров художественного слова. До наших дней дожили такие выдающиеся манасчи, как С. Орозбаков и С. Каралаев.
Первые образцы записей и исследований эпоса оставили нам в сер. ХIХ в. Ч. Валиханов и В. Радлов. В. Радлов впервые в мире опубликовал текст трилогии эпоса «Манас» в краткой тезисной форме в 1885 г. на кыргызском и немецком языках. К настоящему времени в рукописных фондах НАН КР хранятся свыше 60 полных и неполных вариантов и записей эпоса. Библиография литературы о «Манасе» охватывает период 1849-1960 гг. К этому добавились публикации после 1960 г., хотя в большинстве они являются газетно-журнальными работами.
За последние десятилетия эпос «Манас» продолжает привлекать внимание исследователей и общественности своим богатым содержанием и важностью для изучения истории, этнографии и культуры кыргызского народа. Театральные постановки и конкурсы манасчи отмечаются в современном мире, что свидетельствует о актуальности эпоса в наше время. Несмотря на то, что лучшие варианты эпоса уже опубликованы, полный объем «Манаса» до сих пор не был издан. Однако его значение несомненно, так как он содержит обширные сведения о истории, этнографии, философии, языку, дипломатии, военному делу, народной педагогике и других аспектах жизни кыргызского народа.
Эпос Манас энциклопедия кыргызского народа
... на другие языки, в том числе на русский. В работе будет рассмотрена история создания эпоса, его авторы, а также влияние "Манаса" на кыргызскую культуру и литературу. История создания "Манаса" Информация о Манасе ... были признаны великими достижениями Буу и кыргызов, и эпоса "Манас". В исследовании предлагается рассмотреть исследования связанные с эпосом "Манас" со стороны науки, и выделить наиболее ...
Изучение эпоса «Манас» позволяет проследить элементы государственного строя и раскрыть важные аспекты этнической истории и этнокультурных связей кыргызов. Более чем сто упоминаемых в эпосе этнонимов указывают на разнообразие народов, с которыми велась деятельность кыргызов, а также на их ранние этнические и культурные взаимосвязи. В эпосе отображены контакты кыргызского народа с народами Сибири, Центральной Азии, Казахстана, Южного Урала, Северного Кавказа, Крыма и других регионов.
Наряду с этим, «Манас» предоставляет ценные сведения о хозяйственной и торговой деятельности кыргызов. Эпос содержит информацию о маршрутах Великого Шелкового пути, упоминаниях различных шелковых тканей и других товаров, что свидетельствует о активном участии кыргызского народа в торговле и обмене. Кроме того, «Манас» раскрывает разнообразие типов жилищ, одежды, снаряжения и пищи, демонстрируя богатство материальной культуры кыргызского народа.
Особое внимание заслуживает информация о военном деле, вооружении, боевой одежде, духовной культуре, мифах, религиозных верованиях, народных знаниях и развлечениях, музыкальных инструментах, играх и тайных знаниях, включая народную медицину. Эпос «Манас» охватывает аспекты жизни и культуры кыргызского народа, предоставляя уникальную информацию о его богатом культурном наследии.
Итак, «Манас» продолжает быть не только важным литературным произведением, но и ценным источником для изучения истории, культуры и этнографии кыргызского народа, оставаясь актуальным и вдохновляя дальнейшие исследования в различных областях гуманитарных знаний.
Развитие эпического мышления
Эпическое мышление представляет собой особую творческую психологию, связанную с гиперболизированным восприятием свойств предметов, явлений природы, качеств вещей и животных. Оно является совокупностью творческих способов создания фольклорных произведений и задает глубокое понимание исторического развития каждого народа. В случае кыргызского фольклора эпическое мышление играет важную роль и имеет свои особенности.
Эпическое мышление и его историческое развитие изучаются учеными, и многие проблемы до сих пор остаются неразрешенными. Одной из них является историческое развитие этой формы творческого мышления в кыргызском фольклоре. В течение прошлых веков ученые изучали особенности акынского творчества и развития жанров, однако представление об эпическом мышлении осталось неполным.
Применительно к особенностям исторического развития фольклора, эпическое мышление называли эпической памятью, эпической эпохой или эпическим творчеством. Но каждое понимание этих особенностей было индивидуальным и неодинаковым. Поэтому, важной задачей исследователей является изучение истории эпического мышления в кыргызском фольклоре.
Кыргызы отличаются от других народов своей уникальной культурой и особенностями исторического развития. В их фольклоре акынское творчество занимает значительное место. Акыны, или билимчи, являются носителями и живым примером эпического мышления. Они передавали фольклорные произведения, сохраняли их историю и помогали сохранить национальные традиции. Однако, несмотря на множество исследований, история развития акынского творчества остается малоизученной.
Процесс развития идеи русской национальной школы в отечественной ...
... и заключения. Глава 1. Идея русской национальной школы второй половины 19-начала 21 века. 1.1. Сущность идеи русской национальной школы. 1.2. Развитие идеи русской национальной школы в период ... ее развития и реализации на практике российского образования. Объектом исследования являются концепции русской национальной школы, а предметом исследования - процесс развития идеи русской национальной школы ...
Дальнейшее исследование истории эпического мышления в кыргызском фольклоре позволит более глубоко понять эту уникальную форму творческой психологии. Анализ развития акынского творчества, испытывающего влияние внешних цивилизаций, поможет раскрыть особенности эпического мышления у кыргызов. Такое исследование станет важным вкладом в изучение кыргызской фольклорной культуры и позволит более полно представить эпическое мышление в контексте истории этноса.
Историческое влияние на эпическую традицию киргизов
Появление эпического музыкально-поэтического жанра у киргизов, безусловно, объясняется особенностями исторического развития народа и его духовной жизни. Рассмотрим исторические периоды киргизского народа и постараемся установить влияние каждого из них на становление и развитие эпоса.
Начало становления эпоса
Самые ранние сказания связывают любовь киргизов к свою польклору и эпическому жанру с нигилистическими борьбами киргизких племен за существование и самостоятельность. Именно в этот период зародилась прородительница эпическжанра — патриотическая копыт burlangy. Она являлась живым отражением борьбы и мужества киргизов.
Развитие эпических сказаний
Период распространения ислама среди киргизов и сопутствующее реформированиие средневекового киргизского общества привели к значительному обогащению эпического жанра. В эту эпоху в сказаниях уже последовательно описывались исторические события без упрощения и символизации. Появились новые герои и враги, а размер эпического произведения постепенно нарастал по мере усложнения исторических обстоятельств.
Золотой век эпического творчества
С XVII века начинается золотой век эпического творчества у киргизов. Период борьбы против чингизидского ига открывает эпоху грандиозных эпических произведений. В этих произведениях максимально передаются все приметы эпического творчества — общенародный коллективный герой, всеобъемлющий и драматичный эпичный рассказ, связывающий прошлое, настоящее и будущее киргизов.
Таким образом, эволюция киргизского эпоса была тесно связана с историческим развитием киргизского народа. Это дает основание считать, что при построении модели эпического мышления киргизов нельзя обойти внимание его исторических корней и особенностей национальной истории.
Первый, древнейший период связан с формированием первобытного ведения, когда основной компонентой эпического мышления были мифологические представления о мире, его устройстве и связях человека с природой. Этот период характеризовался тем, что основной язык исполнителей был символически-ассоциативным, с резко выраженными образными формами выражения мысли, стремящимися к конкретности.
Второй период связан с появлением и становлением человеческой цивилизации. Это достигалось за счет постепенного проникновения и освоения тех элементов рационализма в мышлении, которые способствовали становлению человеческой культуры. Они связаны с осознанием человеком своей социальной природы, а также наличием рационального отношения к окружающей действительности в целях обеспечения своего существования.
Питирим Сорокин русский период творчества
... деятельность П. А. Сорокина Через год Сорокин, закончив университет, был оставлен при кафедре уголовного права и ... периода творчества Сорокина становится его монографическая работа, над которой он работает зимой 1912/13 года, «Преступление и кара, подвиг и ... период Сорокин публикует ряд заметок и эссе, не говоря уж о многочисленных рецензиях, рефератах и обзорах современной зарубежной философской и ...
Третий период может быть связан с развитием культуры и воздействием интеркультурных взаимодействий. Именно в этот период старые языковые формы, связанные с мифологическим мышлением, трансформируются в различные формы, в том числе и в эпическую словесно-поэтическую форму. Можно говорить о зарождении первых форм народного творчества в виде рассказов, легенд, байок и прочих жанров народного творчества.
Четвертый период связан со становлением киргизского фольклора и появлением первых акынов, исполнителей эпических произведений. Они выступали не только в роли исполнителей, но и хранителей всего богатства народной культуры, мифологии и обычаев. Это было время грандиозных эпических произведений, когда создавались загадочные образы, такие как: бурундуки с ушами больше их самых, животные способные общаться с людьми и даже призванные из другого мира чудовища.
Сперва, это «наводчики», которые мастерски используют гиперболизацию для песненно-словесного красноречия. Они используют пословицы и поговорки, мифы и легенды, чтобы внушить слушателю восхищение и интерес, не стараясь обогатить его знаниями о реальных явлениях. Их способность выразить свои мысли и рассказы с помощью ярких и необычных образов делают их незаменимыми в период культурных мероприятий и праздников.
Вторые — это «хранители», обладающие огромной памятью и запасом знаний об истории, традициях и культуре своего народа. Этих исполнителей оценивают за способность сохранять и передавать информацию без искажений и полушагов, они служат непосредственными связующими звеньями между поколениями в рамках устной традиции общества.
И, наконец, третьи — это «новаторы», их характеризует наличие интуиции и способность придумать новые вариации того, что уже существует, зачастую используют импровизацию в своих песнях. Они придают новое дыхание традиционным рассказам и лирическим композициям, обогощая культурное наследие новыми идеями и подходами.
Перечисленные категории акынов показывают, как индивидуальное творчество помогает формировать и развивать эпическое мышление в рамках устного и поэтического творчества, позволяя при этом сохранять вековые традиции.
Изучение индивидуального творчества в истории фольклора
В рамках нашего исследования мы обратим внимание на различные типы индивидуального творчества, которые существовали в истории фольклора. Среди них можно выделить несколько ключевых категорий: «Ырчы», «Сынчы», «Чечены» и «Жомокчу».
Ырчы
«Ырчы» — это певец-импровизатор, способный мгновенно слагать песню на любую тему без предварительной подготовки. Их творчество характеризуется особым элементами эпического мышления и выразительностью. Они обладают особым стилем и логикой в поэтических рассуждениях.
Сынчы
«Сынчы» — представители индивидуального творчества, которые обладали рациональным мышлением и проницательным умом. Их высказывания о будущем человека и скрытых свойствах вещей отличались обилием признаков и средств эпического мышления.
Чечены
«Чечены» — это исполнители, владеющие мастерством красноречия. Они использовали сатиру и юмор для высмеивания отрицательных черт характера людей. Их творчество охватывало различные сферы жизни и влияло на взаимоотношения между родами.
Кыргызский героический эпос Манас
... его непосредственном участии и под его руководством. Копмлексному анализу эпоса «Манас» был подвергнут известным филологом, знатоком эпического творчества народов мира В.М. Жирмунским (1891-1971). Он коснулся и ... в советское время. Ему были знакомы различные жанры устного народного творчества кыргызов. В его работах «Манас» используется как источник по различным вопросам истории и культуры ...
Жомокчу
«Жомокчу» — талантливые исполнители эпических памятников и эпосов, которые знали всё творческое наследие народа. Их творчество и исполнение обосновано на эпическом мышлении, их работы богатырские, мифологические и фантастические.
Второй период: VIII — ХIV века
В течение этого периода в истории киргизского народа происходят различные события. Сначала народ подвергается нашествиям чужеземных врагов, затем происходит создание крупных родоплеменных объединений. В 840 году киргизы полностью побеждают уйгуров, которые чаще других наступали на них. После этого в Центральной Азии происходят частые смены династий: власть арабского халифата переходит к саманидам, затем их сменяют караханиды. Однако всю Центральную Азию завоевывают монголы под предводительством Чингисхана.
После победы над уйгурами, киргизы укрепляют родоплеменные объединения, осознавая их важность. Родовые певцы-импровизаторы начинают восхвалять глав родов и племен за их стремление к объединению, прославлять их единство и дружбу. Великий певец Жайсан из IX века воспевает подвиги Кыргызхана, предводителя усунов, за то, что он смог объединить множество племен и одержать победу над нападавшими врагами. Таким образом, воспевание подвигов богатырей и прославление вождей родов и племен становится основной тенденцией в развитии фольклора. Это является почвой для дальнейшего развития и укрепления эпического мышления у сказителей.
Исследователи эпоса «Манас»
Исследователи эпоса «Манас» правильно замечают, что воспетые сказителями богатыри были прообразами Манаса. Этот океаноподобный эпос является вершиной древнекиргизского духа и энциклопедией жизни киргизского народа. Все это действительно верно. Однако, кажется, что помимо великих идей, грандиозного содержания и великолепных образов, не меньшее, а, возможно, даже большее значение имеет само эпическое мышление.
Эпос «Манас» является пиком развития эпического мышления в истории фольклора. Он убедительно показывает путь развития эпического мышления от начальных выразительных средств до уровня эпического видения явлений действительности. Этот грандиозный эпос также отражает величие устно-поэтического менталитета киргизского народа.
Пятый период: ХХ — ХХI века. Этот этап характеризуется активизацией коллективного фольклора, севшего в массовое сознание, причем акценты распределяются гораздо равномернее между различными жанрами. Внимание общества приковано как к вопросам общечеловеческой значимости, так и тем, которые раньше освещались либо косвенно, либо в узком кругу слушателей на свадьбах и других народных празднествах.
Особенное развитие получают традиции народного театра, что обусловлено как общими тенденциями развития культуры, так и влиянием иностранных влияний. Это приводит не только к расширению культурного горизонта, но и активизирует процесс передачи исторического и культурного наследия в новых формах.
Мифологические сюжеты эпоса «Манас»
... семь челтенов-жети чилтен. Наличие чильтенов в эпосе «Манас» говорит о том, что в фольклоре кыргызов они отражены в результате их этнокультурных ... Очень возможно, что в текст кыргызского эпоса могли попасть и измененном виде увиденные сказителями разных времен в реальной жизни животные ... и растения. Кыргызские сказители могли быть знакомы и с литературными источниками своего ...
Эпоха ХХ века также примечательна активизацией творчества женщин и молодежи. Помимо акынов и манасчи, общественные писатели и поэты интегрируются в массовое сознание о себе как о важных участниках культурной жизни.
Выдающими себя акынами этого периода можно назвать Суюмбай, Акунбай, Кадыйсат, Бектесова, Чолпонова и др., эти личности народного творчества выступали как яркие защитники прав человека и национальных интересов кыргызского народа. При этом по-прежнему продолжалось изучение и передача традиций эпоса «Манас».
Фольклор XXI века продолжает развиваться, нередко адаптируя принципы и формы современной массовой культуры и даже использование технологий для распространения.
На протяжении всех исторических периодов киргизский фольклор являлся важной составляющей культуры этноса. Обнаруживая свои особенности в различные периоды, он всегда был пронизан эпическим мышлением. Эпическое мышление являлось движущей силой, формирующей содержание и выразительные средства киргизских эпических памятников. Эти памятники, в свою очередь, оказывали влияние на психологию сказителей и восприятие слушателями.
Величайшим проявлением эпического мышления в киргизском фольклоре стал эпос «Манас». В нем отчетливо видны эпические идеи, выразительные средства и богатырские поступки героев, подтверждающие живое и творческое мышление киргизского народа. Не только сами эпические памятники, но и интерес к ним со стороны слушателей, а также элементы языка и стиля рассказов — все это служит свидетельством того, что эпическое мышление у киргизов имело прочные корни и до сих пор отражается в их культуре.
В ходе исследования выяснилось, что о талантливых ырчи-импровизаторах и сказителях эпосов сохранились легенды и рассказы, хотя информация о их исполнении осталась поверхностной. Некоторые источники описывают процесс пения акынов, сравнивая его с полетом птицы. Один из акынов сравнивает пение с полетом птицы, где для него пение — это то же самое, что полет для птицы. Одним из вариантов описания процесса исполнения акынов является следующая идея: акын подобен птице, которая перед полетом набирает воздух и взлетает. Акын начинает «набирать» вдохновение и неудержимо начинает петь. В данном контексте также используются крылатые выражения, которые характеризуют исполнение акынов, например, «он поет, как льется с неба дождь» или «его пение как текущая вода».
Видимо, поэтому ученые казахстанские исследователи связывают этимологию термина «акын» со словом «агын», которое означает течение. Тем не менее, в казахском языке существует также термин «ырчы», который означает певец и широко применим в данном контексте, как и термин «акын». Это приводит к возникновению дополнительных сложностей при использовании этих терминов, например, «акындар поэзиясы» — «поэзия акынов» или «ырчылар чыгармачылыгы» — «творчество певцов». Для уточнения применения и происхождения этих терминов академик К. Юдахин написал статью «О кыргызском термине акын». Однако даже после этой статьи оба термина продолжают использоваться в научном обиходе.
Исходя из этих соображений, можно сделать вывод, что процесс исполнения акынов и их творчество остаются объектом исследования, и необходимо глубже изучить особенности использования терминов «акын» и «ырчы» в контексте их значений и происхождения.
Русский героический эпос в работах В.Я. Проппа
... исследования. Автором рассмотрены все многообразные сюжеты, так что возможно использовать книгу в качестве справочника по эпосу. Каждая мысль сначала формулируется, а затем развивается и доказывается. Наиболее важные ... верхушке. Автор против этого решительно возражает. Он сам стоит на том, что эпос, часть фольклора, является исключительно народным творением, выражает народные идеалы и потому хранится ...
Изучая глубинные методы творчества акынов-импровизаторов, мы имеем всего лишь фрагментарные знания из записей их произведений. Аспекты, как способность быстро сочинять эпические песни, глубокое понимание и осязание явлений и обстоятельств, обладание неповторимым талантом, заслуживают детального изучения. Это позволяет нам углубиться в процесс творчества, необычайно важный для понимания нации и ее культуры.
Работа собранных материалов о перформансах Сагымбая Орозбакова прямо указывает на его уникальный художественный и исторический приоритет. Два записанных нами раздела его версии эпоса «Манас» стали своего рода свидетельством величественности и неповторимости его народного искусства. Потрясающие глубинные характеристики и точное богатое содержание его варианта свидетельствуют о видениях этого великого рассказчика и его места в народном творчестве.
Сравнивая варианты Сагымбая Орозбакова и Саякбая Каралаева, мы приходим к выводу, что вариант последнего обладает абсолютной полнотой содержания. Он представил все три раздела эпоса «Манас», «Семетей», «Сейтек» в записях, оставленных нам наследием.
Также стоит отметить значительный вклад в процесс исследования таких феноменов, как киргизские кинематографисты Болот Шамшиев и Мелис Убукеев, которые смогли зафиксировать на кинопленке огромный объем материала о процессе исполнения эпоса Саякбаем Каралаевым. Этот полный заслуг вклад вкладывается в научное изучение фольклора, и именно такие ресурсы становятся жемчужинами в ценной библиотеки знаний.
В этом плане народный писатель Чингиз Айтматов совершил переворот и внес неоценимый вклад в дело изучения, сохранения и издания эпоса, очистив этот живой процесс от влияния нигилизма, упрощенного восприятия и от идеологического редактирования «специалистов».
Теперь некоторые выводы из сказанного и соображения о современном состоянии эпического мышления. Его происхождение можно представить по следующей схеме
кыргыз устный творчество манас
Естественно здесь мы опускаем некоторые само собой разумеющиеся подробности. К примеру, чувственное восприятие явлений сопровождается такими эмоциональными элементами творчества как восхищение, радость, страх и т.д.
Чувственное восприятие и опыт формируют эмпирическое знание сказителя. Оно же приводит в «движение» процесс устно-поэтического описания. А все, вместе взятое приводит к эпическому мышлению.
Рассуждая об эпическом мышлении в истории киргизского фольклора, убеждаемся в том, что возникшее в стародавние времена оно живет и поныне: в языке, в психологии, в творчестве современников. К примеру, современные кыргызы в повседневной жизни, описывая события и поступки людей, прибегают к повелительной форме изложения. Это — сама языковая традиция и, несомненно, следы эпического мышления.
В современной кыргызской литературе особенно в исторических романах писатели часто применяют выразительные средства эпического характера, и они воспринимаются читателями как высокое художественное качество произведения и мастерство писателя.
Фольклор кыргызов
... сторон жизни кыргызского народа. Ведущая тема эпоса - борьба кыргызского народа с иноземными захватчиками, воспевание великих деяний батыра Манаса, объединившего вокруг себя разрозненные кыргызские племена. Эпос в яркой ... Айчурек - богатырша Кыялы. Иначе представлено продолжение у сказителя Ш. Рысмендеева, также продиктовавшего все три части эпоса. У него на Талас совершает поход не мифологический ...
Феномен эпического мышления в творчестве Чингиза Айтматова
В творчестве Чингиза Айтматова, синтезирующем национальный и мировой художественный опыт, прослеживается влияние эпического видения явлений. В его острофилософских романах, выступлениях и статьях отчетливо прослеживается планетарное эпическое суждение. Например, в романах «Плаха» и «Тавро Кассандры» образы Исмаила, Толгоная, Танабая, и Едигея раскрываются через глобальные идеи, наполняясь тревогой и переживаниями. Диалоги «Ода величию духа» и «Плач охотника над пропастью», а также статья «Сияющая вершина древнекыргызского духа» также несут в себе этот эпический подтекст.
Наиболее известные манасчи
Известные манасчи представляют собой древнейших сказителей эпоса, хотя их имена остаются неизвестными из-за их устного характера передачи эпических сюжетов. Однако, первым известным джомокчу был Кельдыбек из рода Асык, живший в конце 18 века. Его сила пения была настолько велика, что при его пении налетали ураганы, а вместе с ними — неведомые всадники, символизирующие Манаса и его сподвижников. В преданиях говорится о его чудодейственном слове, которым он повелевал как природными явлениями, так и духами предков.
Исследование эпоса «Манас» и его сказителей
В исследовании эпоса «Манас» и его сказителей, важно отметить наследование в этой традиции. Несмотря на утверждения о том, что пение эпоса внушается свыше, существует линия наследования от отца к сыну или от старшего брата к младшему. Так, современник Манаса, Балык, возможно, учился у Кельдыбека, хотя о нем нет биографических сведений. Другой известный сказитель, Найманбай, был сыном Балыка и также снискал известность. По словам М.Ауэзова, такое наследование можно сравнить с преемственностью, характерной для поэтов Древней Греции и исполнителей других народных эпосов.
Из манасчи конца 19 и начала 20 века выделяются две выдающиеся фигуры. Сагымбай Орозбаков, относящийся к нарынской школе, начал свою карьеру как ырчи, выступая на пирах и празднествах. Однако, после «знаменательного сна», он стал джомокчу и сделал первую полную запись эпоса «Манас» около 250 тысяч стихов в 1922 году. Его вариант эпоса отличается масштабными батальными сценами и яркой образностью. Интересно, что Сагымбай называет свое имя и фамилию в каждом цикле песни.
Другой выдающийся сказитель, Саякбай Каралаев, представитель каракольской школы, знал наизусть всю эпическую трилогию, включающую «Манас», «Семетей» и «Сейтек». Это факт, крайне редкий для сказителей эпосов. С его слов были записаны все части эпоса, начиная с 1931 года. С.Липкин вспоминает, что Саякбай исполнял «Манас» каждый раз по-новому.
Еще одним известным сказителем был Баимбет Абдырахманов, известный народу как Тоголок Молдо. Он родился в 1860 году в местности Куртка Тянь-Шаньской области и умер в 1942 году. В его семье творческая традиция была очень сильна. Отец Тоголока Молдо также выступал на аильных празднествах в роли певца. Баимбет Абдырахманов был известен своими произведениями народной музыки и оставил свой след в истории сказителей «Манаса».
Знакомо с творчествами этих замечательных людей, можно сказать, что село воспитало целое поколение талантов, в определенное время внесших огромный вклад в развитие киргизского фольклора. Особенно следует выделить тридцатые годы, когда ученики Баимбета начинают активно действовать, привлекая внимание не только самих киргизов, но и представителей других народов. Именно в это время творчество киргизского фольклора заметно выходит за рамки одной страны, получая всеобщее признание.
Значение эпоса ‘Манас’
... познания, возможно, являются покровители (из мира Духов) сказителя. 2. Манас, сказитель и общество Вероятно, феномен сказания эпоса «Манас», как процесс — это процесс передачи высших вибраций ... трансцендентного мира или мира Манаса, сказителя и общества. В современных инициативах, направленных на более глубокое понимание феномена сказания эпоса «Манас», важно рассматривать все компоненты ...
Так, Шапак Ырысмендиев, народный артист Киргизии, оставлял обширные записи своих мастер-классов, пел на арабском языке и профессионально владел киргизскими музыкальными инструментами. Такой подход Шапак использовал в своей работе не только как певец, но и как педагог, которым он был на протяжении долгих лет.
Между тем Молдобасан Мусулманкулов — другой яркий представитель этого поколения, заказывал у поэта образцы своего творчества, которые затем входили в репертуар разных сказителей. Вложенный им труд, как и труд Шапака, позволил создать уникальный фонд, сохранить и передать эпос для будущих поколений.
Следовательно, активизация деятельности и творческое развитие этих замечательных любителей пения в период с 30-х до 40-х годов XIX века стало важным моментом в истории киргизского народа. Их труд, как певцов-любителей, а затем и профессионалов, является основой для развития киргизского пения в современное время. По их творческим стопам уже много лет шагают десятки молодых исполнителей, неравнодушных к этой музыке, пенам и таджикской культуре в целом.
Исследование профессиональных певцов киргизского фольклора
В данном исследовании мы рассмотрим жизнь и творчество трех известных профессиональных певцов киргизского фольклора: Молдобасана, Джаныбая Коджекова и Акмата Рысмендиева.
Молдобасан
Молдобасан стал известен как певец с прекрасным голосом уже в 17 лет. Он хорошо изучил игру на комузе и был гармонистом, посещая различные празднества и мероприятия вне пределов Тянь-Шаня. Он исполнял главным образом лирические песни. К 25 годам он начал петь «Семетея», изучая его под руководством семетейчи Калыгул н Тоголок Молдо. Молдобасан был прекрасным знатоком киргизского фольклора. В его исполнении записаны песни о Семетее и отрывки из «Манаса». Он также запечатлел эпические поэмы «Кедейкан», «Джаныш-Байыш», «Курман-бек» и множество народных песен.
Джаныбай Коджеков
Джаныбай Коджеков родился в 1869 году. Он не был профессиональным певцом, но жил на доходы своего хозяйства. Интересно, что его отец, дед и прадед были сказителями. Джаныбай сам изучал и слушал «Манаса» только в исполнении отца и деда. Он также являлся семетейчи и исполнял отрывки «Семетея».
Акмат Рысмендиев
Акмат Рысмендиев родился в 1891 году. В течение своей жизни до революции он занимался батрачеством. После революции он стал членом колхоза, а затем рабочим совхоза и перешел в Киргосфилармонию. Рысмендиев не был профессиональным певцом, но время от времени исполнял «Семетея» по приглашению. Он учился у сказителя Сагымбая, с которым тесно общался и слушал от него «Манаса». В его исполнении также записаны отрывки «Манаса» и «Семетея».
Таким образом, эти три профессиональных певца киргизского фольклора — Молдобасан, Джаныбай Коджеков и Акмат Рысмендиев — оставили значительный след в истории киргизской музыки и записали множество ценных песен и произведений, рассказывающих о культуре и традициях этого народа.
Изучение киргизского фольклора и эпоса «Манас»
Ибраим Абдырахманов, родившийся в 1888 году в Джеты-Огузоком районе Иссык-Кульской области, был известен как прекрасный знаток всех вариантов эпоса «Манас». Однако он не считался ни певцом, ни сказителем. Увлекаясь «Манасом», он всегда старался послушать сказителей, запомнить текст и даже выучить наизусть отрывки. Он был первым, кто записал «Манаса» в исполнении великого акына Сагымбая Орозбакова, и в период с 1922 по 1926 годы записал от него 250 тысяч строк стихов «Манаса». Он также записал «Манаса» от других сказителей, таких как Саякбай Каралаев, Тоголок Молдо, Акмат и другие. Кроме того, Абдырахманов записал много других произведений фольклора благодаря своей долголетней и кропотливой работе. Благодаря этому, он стал отличным знатоком киргизского фольклора, особенно «Манаса». Таким образом, он является своеобразным рапсодом.
При сравнительном изучении биографических данных о сказителях «Манаса» можно установить общие черты для всех из них. До начала своей сказительской деятельности все манасчи в той или иной мере были певцами-импровизаторами. Некоторые из них продолжали исполнять и создавать песни в других жанрах, помимо «Манаса». Они знают много других произведений фольклора и исполняют их, но «Манас» остается главным в их репертуаре.
Перед тем, как начать исполнять «Манаса», каждый сказитель проходил определенную подготовку. Они слушали эпос в исполнении других сказителей, изучали и осваивали его содержание и художественные приемы исполнения. Однако это осваивание не сводилось к изучению всего текста, так как каждый вариант «Манаса» представляет самостоятельное творчество, отличаясь от других сюжетным построением и стилем. Сказитель пристально изучал сюжет, композицию, жанры, эпитеты, сравнения и другие художественные элементы, которые составляют это произведение.
Исполнение сказителей «Манаса»
Общей характеристикой для сказителей «Манаса» является форма исполнения перед слушателями. Из биографических данных видно, что манасчи не входили в определенную группу певцов-артистов, они не принадлежали к какому-то определенному кругу людей. Они часто разъезжали поодиночке и, по приглашению населения, исполняли «Манаса».
Слушательская аудитория сказителей была очень разнообразной, но приглашать певца могли только зажиточные люди. Обычно манасчи останавливались у хозяев аила, но песни его слушали все — и старые, и молодые, и бедные, и богатые. Исполнение не ограничивалось никакими рамками времени: манасчи пели во все времена года и во всех случаях жизни. Они пели на свадьбах и пиршествах, в обычные дни, когда не было никакого торжества или праздника.
Сказители «Манаса» часто приезжали по приглашению, но также по своей инициативе объезжали аилы. На больших пиршествах или помигаках иногда скапливалось целое скопление певцов и сказителей, и в таких случаях наиболее влиятельный из них становился руководителем, распределяя подарки и вознаграждения между исполнителями.
Профессиональные сказители
Как правило, сказители «Манаса» были певцами-профессионалами, для которых исполнение эпоса было основным источником существования. Однако среди них появлялись и те, для которых профессия певца была только побочным делом. Они могли жить на доходы от хозяйства или даже от работы по найму. Примерами таких сказителей являются Шапак, Акмат и Джаныбай.
Деление на манасчи и семетейчи
Сказители делились на две группы: манасчи (исполнители «Манаса») и семетейчи (исполнители «Семетея»).
Первым назывался тот, кто исполнял полностью все три части трилогии, второй же исполнял только «Семетея» и «Сейтека», а из «Манаса» — только отдельные эпизоды. Неизвестно, существовало ли это деление с давних времен или оно появилось в результате измельчания функции певцов.
Передача искусства сказителей
Интересно, что у некоторых сказителей профессия передавалась из поколения в поколение, подобно исполнителям русских былин, например, семье Рябининых. Передача искусства сказителей, вероятно, происходила не без их собственного вмешательства. Некоторые сказители перед смертью вызывали своих близких и просили их исполнить отрывки «Манаса», с гордостью отмечая, что кто-то из них стал хорошим сказителем.
На основе этих данных можно сделать заключение, что сказители «Манаса», избрав своей основной деятельностью сохранение, развитие и исполнение эпоса, были народными акынами. А акыны — это, по-существу, те же французские жонглеры, немецкие шпильманы, русские скоморохи, существовавшие в средние века,
Но, отмечая эту общность, надо сделать оговорку. Как указывает А. Н. Bеселовский, жонглеры и шпильманы прошли в основном две стадии творческого пути. Сначала эти исполнители фольклора были одновременно и актерами, и фокусниками, забавлявшими публику разными играми. Но уже в ХIII в. намечается дифференциация: представители поэтического творчества отделяются от фокусников, вожаков медведей и прочих исполнителей игр.
Оценивая деятельность киргизских сказителей за последние полвека, мы должны констатировать, что и наши акыны уже прошли первую стадию, отмеченную Веселовским. У них также встречаются отдельные элементы фокусничества и паясничества. Кроме того, каждый акын, исполняя свой репертуар, в большей или меньшей степени использует мимику, применяет жестикуляцию и сопровождает пение игрой на комузе. Но чистое фокусничество и паясничество оставалось характерным лишь для акынов-юмористов и сатириков, точнее для исполнителей юмористических и сатирических жанров, среди исполнителей же эпических песен или сказок эти приемы совершенно не встречались.
Исполнение «Манаса» имело еще одну особенность. Манасчи обычно не сопровождали свое исполнение игрой на музыкальном инструменте, они не были также декламаторами, а преподносили свой репертуар в устном песенном исполнении, часто меняя мелодию в зависимости от содержания рассказываемого эпизода. Если шла речь о сражении — эпизод исполнялся при помощи боевых мелодий; если излагался рассказ о каком-либо трагическом событии -мелодия выбиралась соответствующего тона. Кроме того, пение сопровождалось богатой жестикуляцией и мимикой, с помощью которых сказитель искусно воспроизводил основные приемы боя и психологические переживания героев эпоса.
Углубляя еще сравнение сказителей «Манаса» с исполнителями фольклора других народностей, можно отметить, что творчество первых несет в себе элементы, характерные для современных певцов русских былин и древнегреческих аэдов — исполнителей «Илиады» и «Одиссеи». У тех и других наблюдается отход от профессии сказителя, причем у исполнителей русских былин этот процесс следует считать уже законченным, а у манасчи он только начинается. Например, как отмечает один из исследователей русского фольклора академик Ю. М. Соколов, современные исполнители русских былин — это не певцы-профессионалы, у которых источником дохода является их профессия певца. Сказители же «Манаса» в основном продолжали до последнего времени оставаться профессионалами, но как мы говорили выше, среди них уже стали появляться люди, живущие на другие доходы.
Аэды — исполнители древнегреческих эпических песен, в отличие от рапсодов, певцов исполнителей заученного текста, вносили в исполняемые ими произведения свое творчество. Манасчи — тоже творческое лицо. Это мы увидим при сличении, как современных вариантов, так и записей «Манаса», сделанных почти 100 лет тому назад, с современными.
Правда, среди отдельных киргизских мастеров наблюдается большее сходство с рапсодами, чем с аэдами. Например, есть певцы, которые не знают полного текста эпоса и исполняют лишь отдельные заученные отрывки из него, ничего от себя не добавляя. Но сказители такого типа составляют явное меньшинство.
ОБЪЯСНЕНИЕ СВОЕГО ДАРА У СКАЗИТЕЛЕЙ
Как сказано выше, почти все манасчи связывают начало своей творческой деятельности со сновидением и наитием.
Они любят упоминать о том, что до наития они не знали содержания эпоса, не имели дара сказителя и что и то и другое появилось у них лишь после сновидения, в котором Манас, Семетей или кто-нибудь из их соратников будто бы велели им воспевать их. Они рассказывают о том, что указание это в большинстве случаев сопровождалось угрозой и принуждением. Манас или его соратники якобы угрожали наслать на сказителя суровые бедствия, если требование их не будет исполнено. Можно услышать и рассказы о том, что эти угрозы будто бы даже осуществлялись. Например, сказитель Джаныбай утверждал, что он долго отказывался петь, но, в конце концов, вынужден был подчиниться, так как Манас осуществил угрозу свою и чуть не сделал его, Джаныбая, калекой. Некоторые сказители рассказывали, что Манас являлся им не только во сне, но и наяву. Сагымбай, по рассказу очевидцев, сидя в кругу мирно беседующих людей, иногда вдруг начинал галлюцинировать, говоря, что он видит перед собой Манаса и его соратников. А Балык утверждал, что получил от Манаса в подарок лошадь, которую показывал слушателям.
Старики, знавшие сказителя Кельдибека, вспоминают о том, что будто он говорил, что в 17-летнем возрасте, будучи пастухом, он раз как-то заснул в поле возле стада и увидел во сне Манаса и его чоро. Они сказали Кельдибеку: «Мы у тебя остановимся на ночлег. После тебя будет некий Сагымбай, у него остановимся на обед. Будет еще Тыныбек, с ним мы только встретимся на пути. Еще остановимся на обед у Коджем-кельды из рода Черик, но он проживет недолго. Ты должен принять нас как полагается, с почестями». Bозвратившись домой, Кельдибек будто бы поведал о своем сне отцу, который приказал никому больше об этом не рассказывать. После этого случая однажды к отцу Кельдибека приехали гости и остались у него ночевать. B эту же ночь Кельдибек начал петь «Манаса». Через несколько дней молодому манасчи снова приснился Манас со своими чоро и потребовал, чтобы Кельдибек через три года посетил мавзолей Манасад (мавзолей находится в Таласской долине, а Кельдибек жил в Чуйской), и принес там жертву. Если это требование не будет исполнено, Кельдибек останется бездетным, С этого момента, как говорили помнившие его, Кельдибек и начал петь «Манаса» полностью и получил известность сказителя. Но мавзолей он посетил только через четыре года, т. е. нарушил срок, указанный Манасом, и за это остался бездетным.
Старики, знавшие Кельдибека, с его слов рассказывали далее, что во время посещения мавзолея ему во сне опять явился Манас со своими соратниками. Они сказали: «До сих пор мы показывались тебе только во сне. Теперь покажемся наяву. Приходи к горе Палдажан на солнечной стороне реки Чу, но только один». Кельдибек будто бы явился в указанное место и увидел там воинов, в которых узнал тех, что являлись ему во сне. Они поздоровались с Кельдибеком и Манас сказал: «Если бы твое творчество перешло по наследству потомкам, мы не пришли бы к тебе наяву. Но твое творчество уйдет с тобой». После этого по рассказу сказителя чоро Манаса в стройном порядке проехали перед Кельдибеком, и он насчитал их 42 человека. Кельдибек хотел последовать за ними, но Манас остановил его: «Ты вернись, тебе с нами не по пути». После этого видение исчезло.
Подобное же объяснение своего признания мы встречаем и у шаманов, которым тоже во сне являются духи, требуют стать шаманом, угрожают, принуждают и т, д.
Сказители «Манаса» так же, как и шаманы, и муллы, исполняли еще функции лекаря, Это известно из биографических данных сказителей Кельдибека и Сагымбая.
Можно ли из всего этого сделать вывод, что сказители «Манаса» наследовали данные обычаи у шаманов или подражали муллам? По-нашему, причина лежи·г глубже. Здесь имеет место та же идея избранничества, которую прекрасно анализировал известный этнограф профессор Л. Я. Штернберг: «Идея эта коренится в основном миропонимании первобытного человека. С того времени как человек открыл в окружающем мире существование особых существ — духов и в волевых актах этих последних стал видеть причины всех происходящих явлений, он стал приписывать все свои житейские успехи и превратности непосредственному вмешательству тех или иных духов.
Дальнейшего развития и завершения эта идея достигла в связи с представлением о возможности непосредственного общения человека с представителями мира духов. Благодаря этому общению избранник приобретает сверхъестественные силы, становится посредником между людьми и божеством и, наконец, глашатаем его воли, учения и веления. Отсюда — идея вселения божества, идея откровения, идея богочеловечества, идеи, породившие шаманов, жрецов, пророков, основателей религии».
Другой исследователь вопросов избранничества И. Н. Bинников делит избранничество на два вида: пассивное и активное. Пассивным он называет те случаи, когда избранник принимается за выполнение своей функции под угрозой духа-покровителя, в данном случае — Манаса или его приближенных. Автор считает, что пассивный вид является более древним и уходит корнями в первобытный родовой строй. Что же касается активного вида избранничества, то здесь шаман или другой представитель культа сам добивается избрания его духом-покровителем и для этого ведет соответствующий образ жизни (уединение, странствование и т. п. ).
Этот вид избранничества И. Н. Bинников считает продуктом более поздней эпохи и причину перехода от пассивного к активному видит в том, что в связи с ростом богатства общества шаманство превращается в профессию.
Если наитие манасчи рассмотреть с этой точки зрения, то оно должно быть отнесено к пассивному виду, ибо сновидения почти всегда сопровождаются открытой или скрытой угрозой. Правда, есть и такие случаи, например, у сказителей Балыка, Саякбая, Шапака (…), когда сны не сопровождались открытой угрозой, однако видевшие их не проявляли активного желания быть избранниками. С другой стороны, почти все сказители, — и те, кому во сне угрожали, и те, кому не угрожали, были большими любителями «Манаса» и хотели стать манасчи. Bо всяком случае, в сновидениях доминирует пассивный вид избранничества, и если оно правильно отнесено к более древнему виду, то преобладание его у наших сказителей объясняется, по-видимому, наличием у киргизского народа очень значительных родовых, пережитков.
Таким образом, легенды о сновидениях не что иное, как особое возвеличивание Манаса, когда он превращается в духа-покровителя, а сказители — в его избранников. Это лишний раз подтверждает огромный авторитет эпоса в глазах народных масс, которые видят в Манасе великого покровителя и считают его символом добра и счастья.
Не менее интересно попытаться выяснить, насколько соответствуют действительности все эти сновидения. B самом ли деле сказитель видит сон перед тем, как начать воспевать Манаса? Мы склонны считать это вполне возможным явлением и вот почему. Bо-первых, все известные нам сказители не имели никакого образования, и только отдельные из них кое-как научились у мулл читать священные книги. Следовательно, они глубоко верили в сверхъестественное, в том числе и в сновидения, наитие, избранничество. Bера эта подкреплялась многочисленными рассказами о сновидениях, о величии Манаса и его приближенных. Bо-вторых, сказитель, в большинстве юноша 15-16 лет, готовясь стать акыном-манасчи, переживал особый период творческого подъема, ибо прежде, чем начать исполнять «Манаса», он должен был освоить это величайшее произведение, что, конечно, требовало большого напряжения нервной системы. Если учесть все сказанное, не покажется странным, почему молодому сказителю снились Манас и его приближенные. Но, конечно, творчество сказителя не вызывалось сновидением, а наоборот, сновидение вызывалось напряженной творческой деятельностью в период освоения эпоса и подготовки к роли сказителя.
Биографические данные о манасчи вносят полную ясность в этот вопрос. Из них мы знаем, что сказители еще до того, как начать исполнять «Манаса», еще до сновидения уже были акынами-певцами, т.е. творческими лицами; кроме того, каждый из них прошел стадию ознакомления, изучения, освоения содержания и художественных приемов эпоса, слушая его в исполнении предшественников. Об этом говорится в биографии почти каждого сказителя, причем сами они не отрицают, что слушая того или иного крупного манасчи, одновременно учились у него, однако опять-таки делают оговорку: «Хотя мы и учились у других, но стали петь «Манаса» только после сновидения». Это объяснение понятно: убежденный в обязательности наития сказитель, возможно, и не осмеливался начинать исполнение «Манаса» до того, пока не приснится традиционный сон, под которым, кстати сказать, может скрываться и профессиональный секрет.
Здесь необходимо остановиться еще на одном вопросе. Кое у кого имеется склонность объяснять сновидения простыми материальными или карьеристическими соображениями сказителей, которые таким путем стремились возвыситься над остальными акынами и тем самым оградить себя от возможных гонений со стороны баев-манапов, высокомерно относившихся к акынам-певцам, подвергавших их гонениям, издевательствам и т. п. Иначе говоря, выдвигалось мнение, будто сновидения, как таковые, не имели места, а это была лишь выдумка для возвеличивания себя.
Гонения на акынов со стороны баев и манапов действительно были частым явлением, это можно подтвердить многими фактами. Правда, бывало и обратное. Так, например, сказители Балык, Тыныбек, Сагымбай пользовались большим почетом, и первые двое именно благодаря своей профессии сказителей возвысились до положения руководящей верхушки.
Однако наряду с этим известны факты, когда сказители ссылались на сновидение с целью защиты своего творчества. Так было с Сагымбаем, когда националистические элементы требовали включить в «Манас» ряд новых эпизодов, вроде борьбы Манаса с Наполеоном и т. п. Сагымбай категорически отказывался, заявив, что из-за этого он утратил поэтический дар и смог вернуть его лишь с помощью жертвоприношения, т. е. после того, как зарезал барана, посвятив его Манасу, и опять увидел сон.
Действительно, положение сказителя «Манаса» могло давать ему преимущество перед остальными акынами, ибо и сам эпос, как мы видели, почти обожествлялся. Однако это не имеет прямого касательства к сновидению. Последнее имело свои более глубокие корни, о которых мы уже говорили. Но сказители могли использовать сновидения и таким путем, как это сделал Сагымбай.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основное содержание эпоса составляют подвиги Манаса, который борется с врагами киргизов. Герой сражается с вражескими богатырями, с девушкой-воительницей Сайкал, с одноглазыми чудовищами (дё), с различными волшебниками (аярами).
В эпосе также представлены свадебные обряды, связанные с женитьбой Манаса на Каныкей, действуют и животные.
В Манасе нетрудно обнаружить архаические сюжетные схемы, характерные для различных национальных эпосов (борьба с чудовищами, один из древнейших эпических персонажей великан Джолой и т.д.).
При этом Каныкей (героическое сватовство к деве-воительнице) представлена, скорее, не как амазонка, а как непокорная девушка, за которую требуется уплатить огромный калым. Волшебные подвиги творит не главный герой, а богатырь Алмамбет, с которым побратался Манас (в такой замене воплотились представления о волшебном помощнике).
По мнению В.М.Жирмунского, в образе Манаса сливаются образы эпического государя и самого могучего богатыря, что необычайно редко в архаической эпике. При этом Манас не утрачивает и черты культурного героя, он освобождает землю от чудовищ, собирает киргизский народ. Имеются гиперболизированные описания внешности героев, пиршественных угощений, добытой на охоте дичи. Все перечисленное свидетельствует о переходе от архаического к исторически-романному типу эпоса.
В качестве главных можно выделить темы: «Рождение и детство Манаса» (здесь немалое место занимают элементы чудесного); «Казаты» (походы, которым уделено в эпосе самое большое место); «Прибытие Алмамбета»; «Женитьба на Каныкей»; «Поминки по Кокетею»; «Эпизод с кёзкоманами» (родственниками, испытывающими зависть и вражду к Манасу и истребляющими друг друга); «Сказка о циклопе»; «Паломничество в Мекку» (во многом схожее с казатами), «Заговор семи ханов» (вступление к «Великому походу», где рассказывается о временном расколе среди подчиненных Манаса).
Каждое событие, начиная с рождения Манаса и кончая его женитьбой и рождением сына, отмечается устройством большого «тоя», сопровождающегося играми.
В варианте Сагымбая Орозбакова, по соглашению с певцом, переписчики разбили весь записанный текст на отдельные циклы, или песни (всего их десять).
При этом каждая песня, по сути, является законченным эпизодом, потому М.Ауэзов уподобляет работу этого певца работе своеобразного редактора древних эпических сводов, который объединяет и упорядочивает дошедший до него материал.
ЛИТЕРАТУРА
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/kyirgyizskie-narodnyie-pesni/
1. Абдылдаев Э. «Манас» эпосунун тарыхый онугушунун негизги этаптары. — Фрунзе. 1981. Стр. 241-264.
— Абдырахманов Ы. «Манастын» кайсы кылымда болгондугу тууралуу.//Советтик адабият жана искусство. — 1986. — №3.
— Абрамзон С.М. Киргизский героический эпос «Манас» как этнографический источник// «Манас» героический эпос киргизского народа. Фрунзе. — 1668 — стр. 204-205
— Абрамзон С.М. Кыргызы и их этногенетические и историко-культурные связи. — Ф., 1990.
— Бартольд В.В. Избранные произведения по истории кыргызов и Кыргызстана: Состав, доп. Коммент. И предисловие О. Караева. — Б., 1996.
— Бернштам А.Н. Из истории международных и военных отношений киргизского народа //Избранные труды по археологии и истории кыргызов и Кыргызстана. Сост.: К. Ташбаева, Л. Ведетова. — Б.: 1997.
— Бернштам А.Н. К происхождению имени Манас // «Манас» — героический эпос киргизского народа. — Фрунзе. 1968. — стр. 179.
— Бернштам А.Н. Эпоха возникновения эпоса «Манас»// «Манас» — героический эпос киргизского народа. — Фрунзе. 1968. — стр. 175.
— Валиханов Ч.Ч. Записки о киргизах//Собр. Соч. в 5 т. Т. 2 — Алма-Ата. 1886. — стр. 46-49.
— Дононбаев А.Д. Эпос «Манас»: судьба народа в жизни эпоса и судьба эпоса в жизни народа//Политика и общество. Общественно-политичсекий журнал. Б. 2001. №3(7).
— История кыргызов и Кыргызстана. Учебное пособие для вузов. Отв. ред. Койчуев Т.К. Б. 2000.
— Караев О. «Манас» эпосунун жаралышы жана анын доору//КМ. — 1988 18-август.
— Кыдырбаева Р.З. Этнокультурные связи кыргызов по материалам эпоса «Манас»//Ала-Тоо. — Б. 1995. №2-3
— Манас: Эпос. Саякбай Каралаевдин варианты боюнча. — 1-чи китеп. — Фрунзе., 1986.
— Молдобаев И.Б «Манас» — историко-культурный памятник кыргызов.-Б.-1995.
— Сарыпбеков Р. «Манас» эпосундагы баатырдык мотивдердин эволюциясы. — Фрунзе. 1987. Стр. 7-33.
— Солтоноев Б.С. Кызыл Кыргыз тарыхынан// Ала-Тоо, — 1988. — №11.
— Юнусалиев Б. Киргизский героичсекий эпос «Манас»// «Манас» — героичсекий эпос киргизского народа. — Фрунзе. 1968.