Иван Шишкин: жизнь и творчество
Иван Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге. Он был впечатлительным, любознательным и одаренным мальчиком, который нашел незаменимого друга в своем отце. Отец, И. В. Шишкин, был человеком разносторонних знаний, который привил своему сыну интерес к старине, природе и чтению книг. Он также поощрял любовь сына к рисованию.
Шишкин не закончил казанскую гимназию в 1848 году, чтобы не стать чиновником. После этого он вернулся в свой родной дом, где томился четыре года, наблюдая ограниченные интересы обывателей. В это время он еще не находил возможности определить свой дальнейший творческий путь.
К систематическим занятиям в московском Училище живописи и ваяния Шишкин приступил лишь в 20 лет, когда преодолел патриархальные устои своей семьи, которая, за исключением отца, не поддерживала его желание стать художником. В августе 1852 года он был принят в Московское Училище живописи и ваяния, где до января 1856 года обучался под руководством академика Аполлона Мокрицкого.
В училище Шишкин проявил влечение к пейзажу. Он считал, что пейзажист — истинный художник, который чувствует глубже, чище. Шишкин записал в своем дневнике: «Природа всегда нова … и всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров, что мы называем жизнь. Что может быть лучше природы …»
Мокрицкий придерживался строгих правил рисунка и построения формы. Но тот же академический метод предполагал твердое исполнение правил, а не поиски нового. Мокрицкий наставлял Шишкина — уже ученика Академии художеств — заниматься не только техникой, но и проникаться образом и настроением природы. Это стало для Шишкина важным поучением, которое прочно вошло в его жизнь и творчество.
Исследование биографии Ивана Шишкина
Иван Шишкин, русский художник-пейзажист, был увлечен разнообразием растительных форм и богатством природы. Он постоянно рисовал в подмосковном лесу, изучая формы растений и анатомию природы с огромным увлечением. Его главной целью было приблизиться к природе, и он старательно изображал не только растительность, но и различные элементы сельской местности.
Среди ранних графических работ Шишкина особенно интересен лист, выполненный в 1853 году, на котором он нарисовал двадцать девять пейзажных набросков. Шишкин явно искал мотивы, достойные создания полноценных картин. Его наброски были просты, но в то же время красивы и выразительны. Они отличались своеобразием и вызывали восхищение у его современников.
Шишкин Иван Иванович
... Ивана Шишкина Иван Шишкин является великорусским художником, способным передать красоту и мощь природы в своих работах. Он не просто чувствует природу, ... жизни природы, энергией произрастания леса. Композиционное картины лишено статичности - вертикали леса пересекаются, разрезаются по ... - девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал ...
В 1855 году Государственным Русским музеем был приобретен этюд «Сосна на скале», выполненный Шишкиным в апреле того же года. Этот этюд является единственной дошедшей до нас пейзажной натурной работой масляными красками, созданной в период обучения художника в училище. На этом этюде видно, что карандаш Шишкина подчинялся ему лучше, чем краски.
К моменту окончания училища в 1856 году творческие интересы Шишкина уже определились. Он был выдающимся талантом и приобрел некоторые профессиональные навыки в области пейзажной живописи. В январе того же года он отправился в Петербург, чтобы поступить в Академию художеств. С этого момента начинается его творческая биография, тесно связанная со столицей, где он прожил до конца своей жизни.
Вступление
Андрей Иванович Шишкин, выдающийся русский художник-пейзажист, был одним из ярких представителей первой художественной школы в России. В своем творчестве он открыл новые грани живописи, привнесшие свежий взгляд на природу и ее красоту. Он прошел долгий путь в обучении и становлении как художник, начиная с учебы в художественном училище и заканчивая обучением в Академии художеств. Важную роль в его развитии сыграл его наставник и руководитель — А. Н. Мокрицкий.
Обучение в художественном училище
Под руководством А. Н. Мокрицкого, связь первой художественной школы продолжала сохраняться в мыслях и душе Шишкина. После окончания художественного училища, он был принят без особых хлопот в Академию художеств. Однако, несмотря на это, он продолжал обращаться к Мокрицкому за советами и делиться своими успехами и трудностями.
Обучение в Академии художеств
В Академии художеств Шишкин быстро выделился среди учеников своей подготовленностью и блестящими способностями. Его привлекала жажда художественного исследования природы, и он сосредоточил свое внимание на фрагментах природы. Он тщательно изучал каждый стебель, ствол дерева, трепещущую листву на ветках, воспрянувшие травы и мягкие мхи. Таким образом, Шишкин открыл целый мир ранее неведомых предметов, поэтических вдохновений и восторгов.
Уже через несколько месяцев после поступления в Академию, Шишкин привлек внимание профессоров своими натурными пейзажными рисунками. В 1857 году он получил две малые серебряные медали за свои работы.
Академизм и его влияние
Обучение в Академии художеств у посредственного живописца Сократа Воробьева практически не прибавило Шишкину новых знаний, так как академизм превращал прогрессивное искусство в склеротический канон. Российская академия была подвержена чиновничьей бюрократизации художественного обучения, что сказывалось на ее жизни и развитии.
Заключение
Андрей Шишкин, благодаря своим талантам и страсти к искусству, смог преодолеть ограничения академического обучения и создать свой уникальный стиль. Он открыл новые грани пейзажной живописи, привнесшие свежий взгляд на природу и ее красоту. Его работы до сих пор восхищают и вдохновляют многих художников и ценителей искусства.
Влияние А. Калама на творчество И. И. Шишкина
Изучая период обучения И. И. Шишкина в Академии художеств, можно заметить, что он проявлял симптомы подражательности, хоть и не такие ярко, как некоторые его сокурсники. В частности, на молодого художника оказало влияние творчество швейцарского пейзажиста А. Калама, который изображал альпийскую природу с любовью и опоэтизировал ее. Копии с работ Калама были обязательными в учебной практике в Академии и московском училище.
Художники-передвижники
... художник работает у Финского залива под Петербургом. На осенней выставке в Академии художеств ... Н. Мокрицкий, С.К.Зарянко, однокашником и другом - И.М.Прянишников. Уже в раннем творчестве Перов выступил как художник ... богатство и величие родной природы (пейзажи А.Саврасова, И.Шишкина, ... композиционных решений. Последняя 48-я выставка ТПХВ состоялась ... и можно говорить о новизне его выразительных ...
Не смотря на влияние, критик А. Мокрицкий отмечал, что манеры письма молодого художника не похожи на Калама, а имеют свое, уникальное выражение. Он подчеркивал, что манер — это самая внешняя сторона произведения искусства, которая тесно связана с личностью художника-автора и его способом понимания предмета, обладания техникою искусства. Важно, чтобы художник подсмотрел манер в самой натуре, а не усвоил его себе несознательно.
Несмотря на романтические черты, присутствующие в произведениях молодого Шишкина впервые обнаруживается трезвое, спокойно-вдумчивое отношение к природе. Он подходил к ней не только как художник, увлеченный красотой, но и как исследователь, изучающий ее формы.
Однако истинной школой для Шишкина становится Валаам, где он работал летом на натуре вместе со своими сокурсниками-пейзажистами. Для него дикая, девственная природа живописного архипелага становилась объектом исследования. Гранитные скалы, вековые сосны и ели восхищали и вызывали желание рисовать их. Благодаря этому наработалось большое количество профессиональных знаний и глубокое понимание жизни природы в многообразии и взаимосвязи растительных форм.
Анализ этюда «Сосна на Валааме» Шишкина
Этюд «Сосна на Валааме» был создан художником Иваном Шишкиным в 1858 году и был одного из восьми этюдов, которые удостоились серебряной медали. Этот этюд подтверждает увлечение художника природой и его способность воспринимать и передавать содержательность натуры. Шишкин с максимальной точностью передал красоту и стройность контура высокой и привлекательной сосны, а также отобразил суровость окружающего ландшафта.
Необычным и элегическим дополнением к изображению является покосившийся крест, прислоненный к стволу сосны. Уже в то время Шишкин начал проявлять свою характерную особенность – содержательное восприятие природы.
Другим этюдом, демонстрирующим стиль и подход мастера, является «Вид на острове Валааме» (1858).
Здесь художник сочетает условность и некоторую декоративность цветового решения с тщательно изображенными деталями и глубоким всматриванием в натуру. Шишкин увлекается не только красотой природы, но и разнообразием ее форм. Он стремится передать эти формы как можно более точно.
Описывая свои впечатления, художник объективно и значимо передает свое видение природы, придавая картине завершенность. Например, этот этюд лег в основу его конкурсной картины «Вид на острове Валааме. Местность Кукко», которая была представлена на академической выставке 1860 года и удостоена Большой золотой медали.
Стоит отметить, что после окончания Академии в 1860 году и получения Большой золотой медали, Шишкин был награжден правом на поездку за границу в качестве пенсионера.
Однако, несмотря на накопленное мастерство в Академии и за границей, Шишкин стоял перед выбором континуации своего творческого пути. Для самого художника и его товарищей, которые видели в нем пейзажиста, идущего по новому пути, эта задача была особенно ответственной. Сближение с членами Артели и И. Н. Крамским могло благотворно сказаться на поисках творческой перестройки Шишкина.
Читая Джойса. 100 лет “Портрету художника в юности”
... - «Цирцея». Александр Генис:, Борис Парамонов: Это одна из двух главных тем “Портрета” - становление художника Джойс видит как некий великий отказ, даже два отказа: от религии, разрыв ... они до сих пор - мужчин имею в виду - делают старинные стрижки и причесываются по старинке - точь-в-точь тридцатые годы. Александр Генис:, Борис Парамонов:, Александр Генис:, Борис ...
Положение Шишкина и других пейзажистов во второй половине 60-х годов
Положение, в котором оказался Шишкин во второй половине шестидесятых годов по возвращении из-за границы, можно было наблюдать и в творческой жизни других пейзажистов. Сознание важности новых задач опережало возможности их решения. Сама эпоха 60-х годов выдвигала перед искусством и художником принципиально новые важные задачи, а жизнь на каждом шагу открывала перед ним богатый, сложный мир явлений, которые требовали коренной ломки условных и обедненных приемов академической системы живописи, лишенной живого отношения к природе и чувства художественной правды.
Первые приметы внутреннего недовольства своим положением, а возможно, и сложившимся живописным методом проявились у Шишкина весьма наглядно уже в следующем году по возвращении из-за границы. Лето 1866 года он проводит в Москве и работает в Братцеве вместе с Л. Л. Каменевым, его товарищем по Московскому Училищу живописи и ваяния. Совместная работа с пейзажистом московской школы, искренне увлеченным мотивами равнинного русского ландшафта, не проходит бесследно. Кроме дошедших до нас светлых шишкинских рисунков с подписью «Братцево», свободных от скованности его академической манеры, главным, конечно, были исполнявшиеся им живописные этюды, в одном из которых и был запечатлен мотив зреющего ржаного поля и дороги, послуживший впоследствии, в 1869 году основой для картины «Полдень. В окрестностях Москвы» (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой, идущей из глубины, и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. Наличие картины ни в коей мере не умаляет самостоятельной художественной ценности исполненного на натуре этюда с особенно удавшейся живописью неба с серебристыми по краям облаками, освещенными из глубины солнцем.
Представляя типичный среднерусский равнинный пейзаж, картина вместе с тем являет своим содержанием и образно выраженную через пейзаж тему народной жизни. Завершая собой шестидесятые годы и путь перестройки, она одновременно становится и заявкой на будущее творчество художника, правда, в большей части посвященное мотивам лесного пейзажа, но в существе своей образности близкого все той же здоровой народной основе.
Тема русского леса в творчестве Ивана Шишкина
В 1867 году художник Иван Шишкин вновь отправился на легендарный Валаам. Вместе с ним поехал семнадцатилетний Федор Васильев, которого Шишкин опекал и обучал живописи.
Эпопея русского леса, неотъемлемой и существенной части русской природы, началась в творчестве Шишкина с картины «Рубка леса» (1867).
Художник предпочел для изображения «лица» пейзажа хвойный лес, наиболее характерный для северных областей России. Он стремился передать породу деревьев и изобразить лес «ученым образом».
В «Рубке леса» можно видеть упругую округлость спиленной ели, напоминающую стройную античную колонну, разрушенную варварами. Стройные сосны на левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня. Важным элементом композиции является предметный план с папоротниками, сочной травой, сырой землей, разорванными корневищами, зверьком на переднем плане и мухомором, контрастирующим с торжественным и гулким лесом. Все это создает ощущение упоения красотой материальной жизни природы и энергии произрастания леса.
Образ русской природы в творчестве Чайковского и русских художников 19=20 вв
... образы природы в произведениях П.И. Чайковского и русских художников 19-20 вв. Объект: образы природы в музыке и живописи. Предмет: образы природы в творчестве Чайковского (цикл «Времена года») и русских художников ... ведь именно таково её призвание. В музыке, природа выступает в качестве источника чувств, эмоций, настроений композитора, которые ложатся в основу произведения. Здесь и проявляются те ...
Летом 1868 года Шишкин уехал на родину, в Елабугу, чтобы получить благословение отца на венчание с Евгенией Александровной Васильевой, сестрой художника.
В сентябре того же года Шишкин представил в Академию художеств две пейзажные картины с надеждой получить звание профессора. Однако его представили к ордену, что, видимо, разочаровало художника.
Тема русского леса после картины «Рубка леса» продолжала присутствовать в творчестве Шишкина до конца его жизни. Летом 1869 года художник работал над несколькими картинами, готовясь к академической выставке. Одна из этих картин — «Полдень. В окрестностях Москвы» — выделялась из общего ряда. Она была представлена на академической выставке в сентябре-октябре 1869 года, но, вероятно, не была продана. Поэтому Павел Третьяков предложил Шишкину оставить картину в его коллекции за 300 рублей, на что художник согласился с благодарностью.
Тема благодарения и восприятие жизни как блага в русской пейзажной живописи
В картине «Полдень. В окрестностях Москвы» звучит тема благодарения и восприятия жизни как блага – тема, охватившая не только творчество Ивана Шишкина, но и значительную часть русской пейзажной живописи XIX века. Эта идея имеет неявный христианский источник и стала одной из центральных проблем философии и искусства второй половины XIX века. Такую концепцию блага можно заметить и в высказываниях Михаила Бакунина, который говорил, что для религиозного человека все является благом и прекрасным.
Шишкин сыграл значительную роль в развитии русской живописи, участвуя во всех выставках Передвижников в течение двадцати пяти лет. Его творческие задачи расширялись, и он стремился воплотить в образах русской природы лучшие народные идеалы и чаяния, которые в то время боролись за свою реализацию в передовой демократической культуре.
Лето 1871 года Шишкин провел на родине, и в начале 1872 года он участвовал в конкурсе, организованном Обществом поощрения художеств в Петербурге, представив картину «Мачтовый лес в Вятской губернии». Название этого произведения свидетельствует о связи с природой его родного края, а время собирания материала – с летом 1871 года.
Картина Шишкина, была приобретена П. М. Третьяковым и вошла в его галерею. Крамской в письме от 10 апреля 1872 года, извещая Третьякова об отправке картин, называет это произведение «замечательнейшим произведением русской школы». В письме к Васильеву, Крамской отзывается еще более восторженно о картине Шишкина, пишет, что она является чрезвычайно характеристическим произведением нашей пейзажной живописи.
Шишкин стал одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок и вступил в дружбу с такими художниками, как Константин Савицкий, Иван Крамской, а позже – в 1870-х годах – с Архипом Куинджи.
Творческая жизнь Ивана Шишкина
В течение долгого ряда лет, особенно в 70-х годах, творческая жизнь Ивана Шишкина развивалась под внимательным взглядом Крамского. Каждое лето оба художника проводили вместе, устраиваясь где-нибудь среди природы в средней полосе России. Шишкин открыто признавался, что многим обязан своему успеху и вдохновению именно Крамскому, который оказывал на него благотворное влияние. Крамской с радостью наблюдал за неуклонным ростом пейзажиста, особенно в области колорита, и подчеркивал, что эта победа была завоевана Шишкиным через непосредственное общение с природой, особенно в этюдах.
По картине Шишкина Ручей в лесу. Сиверская
... глубокие, можно даже сказать – незабываемые, впечатления оставляет картина горячо любимого искусствоведами, ценителями и просто людьми, неравнодушными к красоте, природе и живописи, художника. Шишкина - Ручей в лесу. Сиверская ... горделиво стремящиеся ввысь, будто бы сошли из реального леса, став, по сути, центральным мотивом картины, наравне с кротким спокойным потоком. Поистине удивительной, хотя, ...
В 1872 году, в письмах к Васильеву, Крамской часто упоминал занятия этюдами. Он писал: «Шишкин все молодеет, т. е. растет… А уж этюды просто хоть куда, и как я писал вам, совершенствуется в колорите».
Крамской сразу же почувствовал здоровую основу и сильные стороны творчества Шишкина, а также его огромные возможности. В 1872 году, в письме к Васильеву, Крамской отметил место и значение Шишкина для русского искусства, называя его «верстовым столбом в развитии русского пейзажа» и «живой школой».
Однако в апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна, и вслед за ней умер маленький сын. Под тяжестью личных потрясений Шишкин на некоторое время отошел от Крамского и перестал работать. Он поселился в деревне и снова общался со своими однокашниками из Московского Училища живописи и ваяния и Академии художеств, которые часто выпивали вместе. Однако, сила духа Шишкина победила его душевные переживания, и уже в 1875 году он смог представить ряд картин на 4-й Передвижной выставке. Одна из них, «Родник в сосновом лесу», вызвала восторженные похвалы Крамского.
Введение
В данной исследовательской работе мы сосредоточимся на творчестве выдающегося русского пейзажиста Ивана Шишкина. Творчество художника оставило незабываемый след в истории русской живописи и офорта, насытив их прекрасными лесными пейзажами, где иголки кроны, сверкающие лесные просторы, солидные пни, таинственные поляны — все отражает вдохновение и внимание к мельчайшим деталям, и талантливую работу проводившуюся в подготовительных стадиях создания произведения.
Творческий метод Ивана Шишкина
Один из заметных элементов творчества Ивана Шишкина — это его уникальный метод работы. Он выпускал эстампы отдельными листами, а также создавал целые серии, объединявшиеся в альбомы. Художник экспериментировал, добавлял новые тени и контрактные места, усиливал или ослаблял цветовые гаммы. Величайший мастер также не боялся делать попыток, дополнительно поддавая печатную форму иглой или кладя новые детали, даже если работы уже были выполнены.
Шишкин часто выполнял пробные оттиски, также дополнительно прорабатывая их до полноценной реализации. Перед началом крупных проектов художник тщательно штудировал свой объект, делая множество набросков и заранее обдумывая композицию. Так, например, его офорт «Ручей в лесу» (1870), который выполнен в многодетельной технике рассказывает нам о том, насколько придирчиво Иван Шишкин подходил к созданию своих произведений и о творческих процессах, которые проводились до окончательного результата.
Произведения, достигающие высокого поэтического обобщения
В работе Ивана Шишкина мы можем почувствовать высокое поэтическое обобщение, сохранившее свою актуальность на протяжении многих лет. Если ранее мастер делал акцент на деталях, то в последующих годах он начал достигать новых высот, при сохранении всей тщательности в передаче деталей. Одна из самых идеальных картин в этом аспекте — «Рожь» (1878).
По картине Шишкина «В лесу графини Мордвиновой»
... яркими лучами, создается впечатление, что места лучше леса графини Мордвиновой нет. Сочинение по картине Шишкина «В лесу графини Мордвиновой» Шишкин изображает истинное великолепие родной природы . Главным героем полотна становится лес. Он поражает своими могучими деревьями. Ели устремлены ...
Работа была представлена на шестой выставке передвижников в 1878 году и вызвала невероятный ажиотаж среди публики. Судьи определили общей пик в качестве индикатора уровня выполнения, но Иван Шишкин только подтвердил, что многодетельная работа и тщательное планирование многих элементов являются ключевыми составляющими успеха.
Невзирая на признание, Произведение напоминает нам о словах художника, который говорил, что вступил в это ремесло только для того, чтобы научится рисовать травы, деревья и цветы со всей их красотой и задать интонацию русской живописи.
Вывод
Работа Ивана Шишкина уникальна и экспериментальна, при этом она сохраняет высокий уровень мастерства и таланта. Шишкин добился поэтического обобщения на высоком уровне, сохранив всю тщательность в передаче деталей. Работы художника явствуют нам о том, как будущие художники, в их работах, должны сочетать строгий подход к подготовительным материалам и эмоциональное содержание.
Название «Рожь» отражает глубокую сущность произведения, в котором простота сочетается с величием. Данная картина неизбежно ассоциируется со стихами великих поэтов А. В. Кольцова и Н. А. Некрасова, которых Шишкин особенно чтим.
«Спелая рожь, наполняющая картину золотым отливом, с шумящими, колышущимися от ветра колосьями, бесконечным морем разлилась вокруг. Мотив дороги приобретает у Шишкина совершенно иное, радостное звучание. Это светлая, «гостеприимная» дорога, зовущая и манящая вдаль.
Данное произведение Шишкина созвучно мироощущению народа, связывающего с могуществом и богатством природы представление о «счастии, довольстве человеческой жизни». В этой более поздней авторской ремарке раскрывается суть созданного образа.
Картиной «Рожь» завершаются в семидесятых годах завоевания Шишкина — пейзажиста эпического склада. В контексте русской пейзажной живописи второй половины XIX века картина имеет значение этапного произведения, лучше всего выразившего в тот период путь передвижнического пейзажа, в котором конкретный национальный образ русской природы приобрел особую социальную значимость.
Развитие пейзажной живописи в семидесятых годах
В семидесятых годах происходит стремительное развитие пейзажной живописи, которое сопровождается появлением новых талантов. Одним из таких талантов был А. И. Куинджи, который вместе с Шишкиным экспонировал свои знаменитые картины на передвижных выставках. Всего Куинджи представил восемь работ, в которых он разрабатывал совершенно необычную живописную систему.
Творческие образы, методы и приемы, а также система преподавания Шишкина и Куинджи сильно отличались друг от друга, но это не умаляло достоинств каждого из них. Шишкину было свойственно спокойное созерцание природы в ее обыденности, в то время как Куинджи воспринимал ее более романтически, уделяя особое внимание эффектам освещения и цветовым контрастам. Куинджи стремился достичь максимального приближения к реальным цветам природы, используя яркие цвета и смелые формы, что придавало его работам элементы декоративности. В решении колористических задач он был сильнее Шишкина, но Шишкин превосходил его как рисовальщик. Интересно, что Куинджи, изображая явления природы, которые невозможно долго изучать, обходился без предварительных натурных этюдов, в то время как Шишкин считал их основой творческого процесса.
, по картине И, и, шишкина сосновый лес
... природы. В связи с этим, при написании сочинения по подобной картине следует учесть следующие моменты: Какое время года и суток изображает художник. Что находится в центре композиции (лес, ... молоденькие сосны. Трава и земля, как в настоящем сосновом лесу, усыпаны толстым слоёв опавшей хвои и ... и высоких сосен. На картине отсутствуют животные и птицы, что создаёт иллюзию тишины в лесу. Только тропки ...
Кроме Куинджи, в конце семидесятых годов в пейзажной живописи выделяется В. Д. Поленов. Он создал замечательные пленэрные жанрово-пейзажные картины «Московский дворик» и «Бабушкин сад». В 1879 году Саврасов, после трехлетнего перерыва, экспонировал два своих пейзажа. Однако в их творчестве уже можно было заметить черты, предвещающие близящийся упадок. На московской ученической выставке 1879/80 года появилась картина молодого И. И. Левитана «Осенний день. Сокольники», которая отличалась тонкой лиричностью и мастерством живописи. Левитан занимался в классе Саврасова и уже в своих ранних работах проявил большой талант.
Все эти произведения представляли различные направления в единых рамках русского реалистического пейзажа. Каждое из них вызывало интерес зрителей. И все же наибольший успех выпал на долю Шишкина, который занял в конце семидесятых годов одно из самых видных мест, если не главное, среди русских пейзажистов. В новом десятилетии, когда прекратили выставляться А. И. Куинджи и А. К. Саврасов, а М. К. Клодт и Л. Л. Каменев не достигли такого художественного уровня, как Шишкин, последний вместе с В. Д. Поленовым возглавил передвижническую школу пейзажа. В его лучших произведениях реалистическая пейзажная живопись поднимается на одну из самых высоких ступеней.
В 80-е годы Шишкин создает много картин, в сюжетах которых он по-прежнему обращается преимущественно к жизни русского леса, русских лугов и полей, впрочем, затрагивая и такие мотивы, как морское побережье Балтики. Основные черты его искусства сохраняются и теперь, но художник отнюдь не остается неподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Однако трактованы они с большей живописной свободой. В лучших пейзажах Шишкина этого времени находят отражение общие для русского изобразительного искусства тенденции, преломляемые им по-своему. Художник с увлечением работает над широкими по размаху, эпическими по своему строю картинами, воспевающими просторы родной земли. Теперь все ощутимее его стремление к передаче состояния природы, экспрессии образов, чистоте палитры. Во многих произведениях, прослеживая цветовые и световые градации, он использует принципы тональной живописи.
«Шишкин и его этюды: успехи в колорите»
Шишкин был известен своими успехами в колорите, особенно в этюдах, которые он создавал в процессе непосредственного общения с природой. Друзья Шишкина, художники-передвижники, также находили его этюды очень интересными, порой даже более свежими и колоритными, чем его картины. Однако в искусствоведческой литературе мало упоминается о многих превосходных этюдах Шишкина, созданных в лучший период его творчества.
Среди таких этюдов есть «Уголок заросшего сада. Сныть-трава» (1884), «Лес (Шмецк близ Нарвы)», «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (оба 1888 г.), «На песчаном грунте. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1889, 90?), «Молодые сосенки у песчаного обрыва. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890) и другие. Все они впечатляют своими формами и текстурами предметов, тонкой градацией оттенков цвета и разнообразием живописных приемов, сохраняя строгий и реалистически точный рисунок. Интересно отметить, что исследование произведений Шишкина в инфракрасном свете явно демонстрирует четкий рисунок, который является важным признаком подлинных произведений мастера.
Обучающее по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу» ...
... смолистые, полные тихой поэзии леса». Какова же основная мысль картины «Утро в сосновом лесу»? Ученики. Красота родной природы, торжество жизни, любовь к Родине. Учитель. Составим план сочинения-описания по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу». 1) Вступление. Раннее летнее ...
Этюды Шишкина, созданные им в период творческого расцвета, свидетельствуют о его чуткости к тенденциям развития русского искусства в конце XIX века, когда возрастает интерес к этюдной живописной форме. Некоторые из этих этюдов были приобретены П.М. Третьяковым вскоре после их завершения. К ним относится пейзаж «Пасека» (1882), с ярким голубым небом и прекрасно проработанным зеленым. Этот этюд живописнее, чем более ранний вариант картинки 1876 года «Пасека в лесу», так как Шишкин приблизил к зрителю ульи и сарай, сделал образ более компактным и цельным.
В восьмидесятые-девяностые годы художника все чаще привлекают изменчивые состояния природы, быстро проходящие моменты. Благодаря интересу к световоздушной среде, к колориту ему теперь больше, чем раньше, удаются такого рода произведения. Пример тому — поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина «Туманное утро» (1885).
Как нередко бывало у художника, увлекший его мотив он варьирует в нескольких произведениях. В 1888 году Шишкин написал «Туман в сосновом лесу» и тогда же, видимо, этюд «Крестовский остров в тумане», в 1889 году — «Утро в сосновом лесу» и «Туман», в 1890 году — снова «Туман» и, наконец, «Туманное утро» (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке).
Картина «Утро в сосновом лесу» и ее источники вдохновения
Художник Иван Шишкин славится своими пейзажами, но наиболее известной считается картина «Утро в сосновом лесу». Ее замысел, возможно, подсказал Шишкину пейзаж 1888 года «Туман в сосновом лесу», написанный после поездки в вологодские леса. Однако, вероятнее всего, идею включения в картины жанровой сценки с резвящимися медведями Шишкину предложил К. А. Савицкий.
Пейзаж 1888 года «Туман в сосновом лесу» успешно экспонировался на передвижной выставке в Москве и сейчас находится в частном собрании в Чехо-Словакии. Возможно, задний план этой картины напоминает дальний вид, исполненный маслом, эскиза картины «Утро в сосновом лесу», который находится в Государственной Третьяковской галерее.
Медведи, которых, по задумке авторов, должны были включить в картину, представлялись Шишкину настолько важными элементами композиции, что они существовали в виде эскизов-вариантов. В некоторых из них медведей нарисовано больше, чем на самой картине, однако, подписи на картине со временем были сняты, и авторство полностью принадлежит Шишкину.
Чувство природы — главная ценность картины
Картина «Утро в сосновом лесу» пользуется широкой известностью благодаря жанровому мотиву медведей, которых даже расписали на холсте. Но настоящей ценностью этого произведения является выраженное состояние природы. Художник дарит зрителю не просто глухой сосновый лес, а оживляет природу, запечатлевая утро в лесу, когда все еще не рассеялся туман, верхушки громадных сосен легко порозовели, а тени недоброжелательными и холодными скрывают, что находится укрытое в чащах.
Чувствуется глубина оврага, глушь, а присутствие медвежьего семейства только усиливает ощущение отдаленности и глухости дикого леса. Картина вумяным образом передает таинственную прелести природы.
Шишкин: Типичные образы русской природы, демократические идеалы
Иван Иванович Шишкин — один из самых известных русских художников XIX века. Он знаменит своими яркими и правдивыми изображениями русской природы, выполненными в реалистическом стиле.
Творчество Шишкина в разные периоды жизни
В начале карьеры Шишкин создавал яркие и декоративные живописные картины на фоне леса и реки. В его работах присутствует яркость красок и преобладание зелени. Наиболее яркими произведениями этого периода являются «Утро в сосновом лесу» (1878) и «Вечер на реке» (1881).
В середине своей карьеры Шишкин начал обращаться к чуть более монохромной живописи. Он создал картины, где отчетливо видны нюансы цветов пейзажа и тонкая игра света и тени. Ключевым произведением этого периода стала картина «Ясенево» (1883).
На рубеже восьмидесятых — девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину «Зима» (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов.
В преддверии XX века, когда возникают различные течения и направления, Шишкин продолжает создавать жизненно правдивые, содержательные и типичные образы русской природы. Достойным завершением его творчества стала картина «Корабельная роща» (1898) — полотно, классическое по полноте и многогранности художественного образа, совершенству композиции.
Демократические идеалы в творчестве Шишкина
В трудный для Товарищества передвижных художественных выставок период, отмеченный кризисными явлениями в творчестве многих художников старшего поколения и возникающими разногласиями, Шишкин оставался с теми, кто сохранял верность демократическим идеалам шестидесятых годов. Он был убежденным сторонником просветительской, идейно-художественной программы передвижников и участвовал своим творчеством в ее претворении в жизнь.
Идея, организация, смысл, цель и стремления Товарищества создали ему почетное место в среде русского искусства, если только не главное. При этом, многие художники того времени следовали за новыми тенденциями в искусстве, не оставляя места своим прежним идеалам и убеждениям. Однако, Шишкин сохранил свою самобытность и стал одним из ярких представителей русского реализма.
Развитие пейзажной живописи в творчестве И.И. Шишкина
В основу этого пейзажа легли натурные этюды, выполненные Шишкиным в родных прикамских лесах, где он нашел свой идеал — синтез гармонии и величия. Но в произведении воплощено и то глубочайшее знание русской природы, которое было накоплено мастером за почти полувековую творческую жизнь.
Эскиз-вариант, хранящийся в Государственном Русском музее, имеет авторскую надпись: «Корабельная Афонасовская роща близ Елабуги». То, что художник, создавая картину, основывался на живых, конкретных впечатлениях, сообщает ей особую убедительность. В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен. Густые кроны бросают на них тень. Вдали — пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора. Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне. Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте. Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов. Шишкин был и оставался до конца непревзойденным знатоком дерева, художником, не имевшим соперников в изображении хвойного леса.
Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день. Изумрудная трава и сероватая зелень молочая спускаются к мелкому, бегущему по камням и песку ручью. Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека. Две вспорхнувшие желтые бабочки над водой, зеленоватые отражения в ней, чуть голубоватые рефлексы от неба, скользящие лиловатые тени на стволах привносят трепетную радость бытия, не нарушая при этом впечатления разлитого в природе покоя. Прекрасно написана поляна справа с побуревшей от солнца травой, сухой почвой и насыщенной по цвету молодой порослью. Разнообразные, выявляющие форму и фактуру мазки подчеркивают мягкость травы, пушистость хвои, крепость стволов. Богато нюансирован цвет. Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника.
Картина «Корабельная роща» (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) — как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Осуществление такого монументального замысла, как это произведение, свидетельствует, что шестидесятишестилетний художник находился в полном расцвете творческих сил, но на этом его путь в искусстве оборвался. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина «Лесное царство».
Вместе с группой коренных передвижников — учредителей и руководителей Товарищества — Шишкин прошел большой и славный путь. Но в изобразительном искусстве конца XIX столетия наблюдалась уже иная, чем прежде, расстановка художественных сил. В творчестве молодых живописцев росло стремление к новым средствам художественной выразительности, усиливались поиски иных образных решений. Тогда-то в среде некоторых старших художников стала обнаруживаться явная нетерпимость к тем представителям нового поколения, которые пытались отойти от устоявшихся традиций передвижников. В этом отходе отдельные старшие передвижники усматривали не естественное для молодых стремление к поиску новых решений, к непрерывному движению вперед, а отступление от славных завоеваний предыдущего поколения в его нелегкой борьбе с отживающим академизмом. В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи. А ведь восприятие художниками старшего поколения творчества молодых — тот оселок, на котором выявляется понимание путей развития искусства.
Шишкин, как и Репин, с которым в 1894 году он начал преподавать в Высшем художественном училище при Академии художеств, умел ценить таланты. Показательно в данном случае то, что он первым и лучшим художником назвал В. А. Серова — величайшего портретиста, внесшего неоценимый вклад и в развитие русского пейзажа, нашедшего новые тончайшие средства художественной выразительности в изображении скромной русской природы.
В среде молодых художников Шишкин пользовался заслуженным уважением, несмотря на то что исповедовал иные эстетические принципы, придерживался иной художественной системы. Молодежь не могла не признавать в нем глубочайшего знатока и вдумчивого изобразителя русской природы, не могла не оценить его высокого мастерства. Этюды, рисунки, офорты Шишкина были той наглядной «живой школой», о которой говорил в свое время Крамской. Этой же школой для начинающих художников, конечно, являлся и сам Шишкин, его опыт, его знания, его непосредственные занятия с ними.
Сам Шишкин в поздние годы, сохраняя верность своим принципам и выработанной годами манере, внимательно присматривался к работам молодых, старался и в собственное творчество вносить нечто новое, при том, что в сложной, противоречивой художественной жизни кануна XX века он неизменно оставался ярким представителем искусства критического реализма, выразителем демократических идеалов, носителем лучших традиций передвижничества.
Шишкин умер 20 марта 1898 года, как истинный художник — за работой.
Средняя Специальная Музыкальная Школа — лицей
Реферат на тему:
Жизнь и творчество художника И. И. Шишкина.
Выполнили:
Ученики ССМШ-лицея при КГК 9 класса Варшавский Валентин и Анатолий Калашников.
Проверила:
Аксёнова Наталья Михайловна ____________
(подпись)