Возрождение: эпоха культурного расцвета
Эпоха Возрождения, или Ренессанс, является периодом истории культуры Европы, наступившим после Средних веков и предшествующим культуре нового времени. Она охватывает примерно XIV-XVII века и связана с глубокими социальными и экономическими изменениями, а также с новыми идеологиями и культурными ценностями.
Одной из отличительных черт Возрождения является его светский характер и антропоцентризм — интерес к человеку и его деятельности. Возник интерес к античной культуре, что привело к ее «возрождению» и стало основой для данного периода. Возрождение подтверждало преемственность античной культуры, гуманистические идеалы и открытость новым знаниям и исследованиям. Это был конец средневековья и начало новой эры.
Термин «Возрождение» был введен итальянскими гуманистами, такими как Джорджо Вазари, и позднее стал широко использоваться в обиходе. В современном значении термин стал метафорой для культурного расцвета.
Эпоха Возрождения связана с огромными экономическими и социальными преобразованиями в Европе, вызванными открытием Америки, перемещением торговых путей и созданием новых торговых и промышленных центров. Она также связана с изменениями в идеологии и культуре. В это время расширялись представления о мире, менялись взгляды на человека и его роль в обществе.
Идеалом человека эпохи Возрождения стал сильный физически и умственно, волевой человек, способный изменить и усовершенствовать мир. Это повлекло за собой новые направления в философии, науке, литературе, изобразительном искусстве и архитектуре.
Возрождение берет свое начало из античного наследия, рационализм которого соответствовал целям и представлениям молодого класса. Именно поэтому в этот период возник огромный интерес к античности, древним произведениям искусства и архитектуре.
Особенно ярко изменения эпохи Возрождения проявились в архитектуре и изобразительном искусстве, где были созданы невероятные произведения, отражающие новые идеи и идеалы эпохи.
Исследование периода Возрождения в культуре Италии
Введение
Период Возрождения, возникший в Италии в XV — XVI веках, является одним из наиболее значимых в истории искусства и культуры. В этот период наука и искусство переживали свой зенит, благодаря чему в мир было подарено множество произведений высокой культуры и значительных открытий.
Основные этапы периода Возрождения
Период Возрождения можно условно разделить на два этапа: раннее и позднее Возрождение. Раннее Возрождение, или Кватроченто, включало в себя период с конца XIV века по первую половину XV века, охватывая работы таких знаменитых художников, как Гентиле да Фабриано, Массаччо и Брунеллески. В этот период большое значение начинает приобретать архитектура. Второй этап, позднее Возрождение, начинается в XV веке и продолжается до конца XVI века. На этот раз эпоха характеризовалась введением новых технологий и новых материалов, а также более масштабными архитектурными проектами.
Высокое Возрождение Италии XVI века
... созданы замечательные творения титанов Возрождения. Высочайший подъём культуры происходил в сложнейший исторический период жизни Италии, в ... которые знаменовали собой начало нового, высшего этапа в итальянском искусстве- эпохи Высокого Возрождения. Четырнадцати лет Леонардо поступил ... Искусство Высокого Возрождения приходится на конец 15 и первые три десятилетия 16 в. «Золотой век» итальянского ...
Предпосылки возникновения периода Возрождения
Появление Возрождения было обусловлено несколькими важными факторами. Политические и социальные изменения в Италии способствовали возникновению такого явления, как Возрождение. В течение XV века в Италии возникло несколько конкурирующих государств — Милан, Венеция, Флоренция, Неаполь, Рим и Тоскана, которые старались друг с другом соревноваться в культурной и архитектурной сферах. Также этому периоду способствовало осознание роль научных открытий и активное использование их в художественном творчестве.
Достижения итальянских художников и ученых в период Возрождения
Период Возрождения породил множество выдающихся художников, скульпторов, архитекторов и ученых, которые внесли огромный вклад в искусство и культуру. Некоторые из этих имен включают таких художников, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль Санти, Джотто и Титиан, а также ученых, таких как Галилео Галилей, Никола Коперник, Леонардо Фибоначчи и другие.
Произведения искусства в эпоху Возрождения
Период Возрождения породил множество произведений искусства, среди которых выделяются образцы архитектуры, скульптуры и живописи. Некоторые из них включают в себя статую Давида Микеланджело, Витрувианский человек Леонардо да Винчи, портрет Мона Лизы Рафаэля Санти, гесу Тизиана и другие.
Заключение
В целом, период Возрождения в Италии явился одним из наиболее значимых в истории культуры и искусства, в котором прославились несколько поколений художников, архитекторов и ученых. Он выделяется своей идеей гармонии и красоты, а также эстетической цельностью, которая продолжает служить ориентиром для дальнейшего культурного развития.
ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ В ИТАЛИИ
1.1 Политическое состояние страны и предпосылки Возрождения
Италия является родиной всего европейского Возрождения, так как для этого здесь раньше всего созрели социально-экономические предпосылки. В Италии рано начали формироваться капиталистические отношения, и люди, которые были заинтересованы в их развитии, должны были выйти из-под гнета феодализма и опеки церкви.
С середины 15 столетия прекратилось противостояние в международном плане ислама и христианства. О христовых походах или о священном газавате уже не могло быть и речи. Мусульмане окончательно овладели землями южного средиземноморья, а после захвата Константинополя (1453 год) окончательно вытеснили христиан из Азии.
Христиане, в свою очередь, окончательно вытеснили мусульман из католической (Западной) Европы, уничтожив в 1492 году ( в год открытия Колумбом Америки) на Пиренейском полуострове Кордовский халифат. Все населения Европы было окончательно христианизовано.
Развитие Возрождения в Европе
После окончания Столетней войны (1337-1453) между Англией и Францией, в европейских странах наступает относительный период мира. Это время дает возможность осмотреться, уяснить свое историческое место, и сделать выводы из пройденного пути. Средневековье подходит к концу, и наступает новый этап исторического развития – эпоха Возрождения, или Ренессанса.
Цинское государство в период расцвета (конец XVII-XVIII вв.)
... европейских государствах в аналогичную эпоху. Уже в конце XVII в. в связи с возрождением городской жизни в Китае между ... были не только временем экономического расцвета, но и периодом дальнейшего развития культуры. И хотя это время не отмечено выдающимися ... развитые центры металлообработки. На протяжении XVIII в. значительное развитие получили такие отрасли ремесленного производства, как добыча соли, ...
Важным фактором этого времени стал упадок влияния церкви на общественно-государственную жизнь в Западной Европе. Христианство стало идеологически законсервированным и неспособным к дальнейшему развитию. К тому же, внутреннее моральное разложение церковной иерархии привело к потере бывшей власти над светскими государями.
Однако феодализм, как социально-политическая система, еще не исчерпал все свои резервы прогрессивного развития. Наоборот, в это время феодализм начал расцветать. При данных условиях, светская власть освободилась от церковного верховенства и началось развитие государственно-политической системы абсолютной монархии.
Ослабление влияния церкви на политическую жизнь народов Европы положительно сказалось на всех сферах социальной, исторической и культурной жизни. В 14-15 веках в Италии, несмотря на политическую раздробленность, происходили глубокие постепенные преобразования. Накопление богатства, политические неурядицы и богатая история Италии способствовали возрождению традиций древних цивилизаций Греции и Рима.
Дальнейшее развитие общества было тесно связано с ростом благосостояния, что привело к формированию урбанистического, светского и индивидуалистического общества.
Города, возникшие еще в Римскую эпоху, снова ожили благодаря быстро растущей торговле и промышленности, обретая новый импульс развития. Столкновения между императорами и папами позволили городам избавиться от внешнего контроля и наращивать свою власть за пределами городских стен, охватывая сельскую местность.
Политическая картина Апеннинского полуострова характеризовалась разделением на множество мелких городов-государств, практически полностью независимых как от императора, так и от папы. Несмотря на иногда случавшиеся захваты и слияния, многие города умудрялись сохранить свою независимость и даже успешно отстаивать ее.
Одновременно, внутри городов накалялись социальные противоречия, и это способствовало усилению деспотизма. Измотанные нестабильностью, люди вместе со страхом перед внешними врагами приветствовали появление тиранных правителей, которые управляли при помощи наемных войск (кондотьеров), но также стремились завоевать уважение и поддержку горожан.
Эпоха также отмечена значительным расширением крупных государств за счет поглощения мелких, и к 1494 году на полуострове осталось всего пять крупных государств и еще меньше городов-государств.
Изучение эпохи Возрождения в Италии позволяет нам понять, почему страна стала центром культурного и политического развития в то время. Возрождение было периодом, когда процветали наука, искусство, литература и архитектура. Этому способствовал сложившийся баланс политических и культурных факторов, а также события, происходившие в Европе и в мире в целом.
Сама Италия в конце 14 и первой половине 15 века была раздроблена на множество независимых государств. Наступление наследственных, институциональных и социальных факторов препятствовало образованию единой политической формы итальянской культурной общности. Этот исторический парадокс был источником как блеска, так и трагедии эпохи Возрождения, как утверждали Макиавелли и другие итальянские мыслители того времени.
Художественная культура итальянского Возрождения XVI века
... рассмотрим особенности художественной культуры Италии XVI века. 1. Живопись и скульптура «высокого Возрождения» в Италии первой половины XVI века Самой яркой страницей итальянского Возрождения стало изобразительное искусство, особенно живопись ... душа обитает» (14, с. 392). Семнадцать лет, проведенных в Милане, - период наивысшего расцвета гения Леонардо. В Милане была создана «Тайная вечеря» (1495 ...
Падение двух властных систем Средневековья — Священной Римской империи и папства — многократно стимулировало попытки объединения Италии. В течение более ста лет (1305-1414) энергичные усилия были направлены на достижение единства страны или установление общей политической власти. Роберто Неаполитанский, Кола ди Риенцо, Джованни Висконти Миланский, римский кардинал Эджидио Альборноз и Джан Галеаццо Висконти из Милана и Владислав, король Неаполя, были наиболее значимыми фигурами в этих усилиях.
Однако их попытки объединить Италию в одно государство встретили сопротивление и были побеждены коалициями других сил, объединенных под знаменем «свободы Италии». После поражения Джана Галеаццо и Владислава последовала серия войн между пятью ведущими итальянскими государствами.
Середина 15 века принесла Италии новые неблагоприятные факторы в международной политике. Завершение конфликта между феодальными династиями Европы, англо-французский конфликт, предрекало вмешательство крупных континентальных государств — Франции, Испании и Австрии — в дела Италии. Кроме того, на средиземноморском и адриатическом флангах Италии появилась угроза со стороны османов.
Дальновидные государственные деятели в каждом из пяти крупных итальянских государств вскоре осознали, что затянувшаяся в Италии «гражданская война» должна быть прекращена. Начались мирные переговоры. По инициативе Козимо Медичи из Флоренции и папы Николая V дож Венеции Франческо Фоскари и герцог Миланский Франческо Сфорца в апреле 1454 заключили Лодийский мир. Зародилась федерация, к которой присоединились неаполитанский король Альфонсо Арагонский и, в конечном итоге, более мелкие итальянские государства под главенством папы. Священная Лига итальянских государств наложила запрет на конфликты в пределах Апеннинского п-ова и создала новую структуру мирного сосуществования.
Почти сорок лет, с 1454 по 1494, Италия наслаждалась миром и расцветом культуры эпохи Возрождения, проявившейся в искусстве, науке и философии. До 1492 Лоренцо Медичи выступал как арбитр в политике и правил Италией, не вовлекая ее в союзы с иностранными европейскими державами. Однако не прошло и двух лет после смерти Лоренцо, как страх, честолюбие и эгоизм породили среди правителей итальянских государств атмосферу взаимного недоверия.
Французский король Карл VIII возложил на себя миссию избавить Италию от реальных и частично надуманных невзгод, спровоцированных действиями эгоистичных государей. С открытым осуждением этих действий выступил флорентийский религиозный деятель Савонарола. В 1494 КарлVIII вторгся в Италию и 22 февраля 1495 вступил в Рим; затем последовали другие нашествия. В 1527 Рим был разграблен войсками императора Карла V из династии Габсбургов. По миру, заключенному в Камбре в 1529, французам пришлось отказаться от своих притязаний в Италии, но позже они предприняли новые, столь же неудачные попытки изгнать Габсбургов из Италии. Итальянские войны закончились в 1559 миром в Като-Камбрези, по которому большая часть Италии была включена в империю Габсбургов.
Италия. Возрождение
... века к нему стали относится серьезно, благодаря Джорджо Вазари. «Творчество становилось индивидуальным делом, личной судьбой. Искусство перестало быть анонимным — вот самое резкое отличие искусства эпохи Возрождения от средневекового.» Хотя в ... посещаемый музей в Италии, в который может ... в этот период будут творить свои произведения, но чаще всего получалось, что заказчик не разбирался в искусстве, ...
2 Этапы эпохи Возрождения
Эпоху Возрождения принято делить на 4 этапа:
Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век)
Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века)
Позднее Возрождение (середина XVI — 90-е годы XVI века)
Проторенессанс и его связь с Средневековьем
Проторенессанс тесно связан со Средневековьем, с романскими и готическими традициями. Этот период явился подготовкой к Возрождению и делится на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год).
В первый период протекают важнейшие открытия и работают ярчайшие мастера. Особенно ярко проявляется искусство проторенессанса в скульптуре, представленной такими мастерами, как Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио и Андреа Пизано. Живопись этого времени представлена двумя художественными школами — Флоренции (Чимабуэ, Джотто) и Сиены (Дуччо, Симоне Мартини).
Второй период протекает под влиянием эпидемии чумы, обрушившейся на Италию. Однако, даже в условиях кризиса, искусство проторенессанса продолжает развиваться.
Главное храмовое сооружение проторенессанса — собор Санта Мария дель Фьоре
В конце XIII века во Флоренции было возведено главное храмовое сооружение проторенессанса — собор Санта Мария дель Фьоре. Арнольфо ди Камбио стал автором этого великолепного сооружения, а работу продолжил Джотто, спроектировав кампанилу Флорентийского собора.
Джотто — реформатор живописи и центральная фигура проторенессанса
Джотто стал центральной фигурой живописи проторенессанса и реформатором живописи. Он наметил путь, по которому развивалось искусство этого периода. Джотто наполнил религиозные формы светским содержанием, постепенно перешел от плоскостных изображений к объемным и рельефным, увеличивая реалистичность своих произведений. Он впервые ввел в живопись пластический объем фигур и изобразил интерьеры.
Возрождение и его развитие в Италии и других странах
Период «Раннего Возрождения» в Италии охватывает время с 1420 по 1500 год. В течение этих восьмидесяти лет искусство еще не полностью отрешается от преданий Средневековья, но уже примешивает элементы, заимствованные из классической древности. Постепенно художники полностью отказываются от средневековых основ и все смелее используют образцы античного искусства.
В других странах, таких как северные регионы и Испания, Возрождение начинает наступать только в конце XV века, а его ранний период продолжается примерно до середины следующего века.
Высокое Возрождение и его пышное развитие
Третий период Возрождения, который простирается в Италии примерно с 1500 по 1527 год, называется «Высоким Возрождением». В это время искусство этого стиля достигает наивысшего развития.
Творчество трех великих итальянских мастеров — Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело Буонаротти (1475-1564) и Рафаэль Санти (1483-1520), знаменует собой вершину Ренессанса. В это время центр влияния искусства переходит из Флоренции в Рим благодаря правлению Юлия II. Папа Юлий II был честолюбивым, смелым и предприимчивым человеком, который привлекал к своему двору лучших художников Италии и величественными проектами давал им пример любви к искусству. При нем и его последователях Рим стал центром нового возрождения, аналогичного Афинам времен Перикла. В городе возведены множество монументальных зданий, созданы великолепные скульптурные произведения, написаны фрески и картины, которые до сих пор являются жемчужинами живописи. При этом все три отрасли искусства — архитектура, скульптура и живопись — гармонично сочетались друг с другом, взаимодействуя и дополняя друг друга.
«Золотой век» русской литературы (Литература XIX века)
... новый литературный курс. В литературе «золотого века» явно преобладали «вечные темы» -- вопросы, на которые человек всё ещ ... народа имели большое значение в литературе этого периода. К примеру, в произведениях Чехова ... веке многие известные журналы фактически становились своеобразными литературными центрами, поэтому развитие литературы и журналистики происходило весьма тесно. Многие писатели и поэты ...
В этот период также древнеисследовательство становится более основательным, с более строгим и последовательным подходом к воспроизведению античности. Стремление предшествующего периода к игривой красоте заменено спокойствием и достоинством. Средневековые элементы полностью исчезают, а классический отпечаток ложится на все произведения искусства.
Однако подражание древним не подавляет самостоятельности художников итальянского Возрождения. Они с большой находчивостью и живостью фантазии свободно перерабатывают и применяют то, что считают подходящим из античного греко-римского искусства.
Позднее Возрождение в Италии охватывает период с 1530-х по 1590-1620-е годы. Некоторые исследователи также включают в этот период 1630-е, однако данная позиция вызывает споры среди искусствоведов и историков. Искусство и культура этого времени настолько разнообразны по своим проявлениям, что свести их к одному знаменателю можно только с большой долей условности.
В это время в Европе преобладает контрреформация, в Флоренции развивается маньеризм, а Венеция развивает собственную художественную логику. Каждая из этих областей искусства имеет свои особенности и характерные черты.
Таким образом, Возрождение в Италии является не только пиком творчества великих художников, но и целым периодом истории искусства, характеризующимся возвышенными идеалами классицизма, свободой и креативностью художника, а также влиянием древних греко-римских традиций.
Renaissance Literature: Crucial Achievements and Characteristics
Литература является одним из важнейших достижений культуры Ренессанса. Вместе с изобразительным искусством, она проявила новое видение о человеке и мире — ценности, индивидуальность и прославление красоты земного мира. Характерная особенность литературы Возрождения заключается в ее фокусировке на земной жизни во всем ее многообразии, динамике и подлинности, что является важным отличием от средневековой литературы.
Литература Ренессанса, так же как и вся культура того периода, проявляла глубокий интерес к личности и его внутренним переживаниям, проблемам индивидуальности и общества. Она поднимала все актуальные вопросы человеческого бытия и обращалась к национальной истории и легендарному прошлому. Таким образом, она основывалась на идеологии гуманизма — одной из важных философских идеалов Ренессанса.
Никогда с античности не было такого процветания лирической поэзии и создания новых поэтических форм, а позже — становления драматургии, как во времена Ренессанса. За пятновременем литература стала часто причастной к созданию национальных языков.
Гуманисты во многих европейских странах, таких как Италия, Франция и Англия, выступали как пропагандисты и защитники национальных языков, и во многих случаях даже содействовали их формированию. Особенность литературы Ренессанса состояла в том, что она создавалась как на национальных языках, так и на латыни, однако самые значимые достижения были связаны с первыми.
Искусство эпохи Возрождения в Италии
... Возрождения. Потому этот период его истории и назвали Проторенессансом (т.е. подготовившим наступление Ренессанса; от греч. «протос» –«первый»). Аналогичного переходного периода не было ни в одной из европейских стран. В самой Италии ... в мировой литературе. В изобразительном искусстве безличное цеховое ремесло уступает место индивидуальному творчеству. В ... завершен в этот период (это произошло позже, в ...
Жанровая система литературы Возрождения
Литература Возрождения в корне изменила жанровую систему. Была создана новая система литературных жанров, некоторые из них, известные со времен античности, были возрождены и переосмыслены с гуманистических позиций, другие созданы заново.
Наибольшие изменения коснулись сферы драматургии. Взамен средневековых жанров Ренессанс возродил трагедию и комедию, жанры, в буквальном смысле сошедшие со сцены еще во времена Римской империи. По сравнению со средневековой литературой изменяются сюжеты произведений — сначала утверждаются мифологические, затем исторические или современные. Меняется сценография, она основана на принципе правдоподобия. Сначала возвращается комедия, затем трагедия, достаточно широкое распространение в литературе получает пастораль (пастушеская драма).
Жанр придворного театра, возникший в Италии в XVI в. и получивший распространение в странах Западной Европы. Фактически ведет свое начало от «пастушеской» поэзии (в частности, от Буколик Вергилия).
Пастораль представляла собой небольшую пьесу, часто вводившуюся в программу придворных празднеств. В ней изображалась сельская жизнь галантных пастухов и пастушек, наделенных манерами, чувствами и лексикой аристократии. Пастораль рисовала особый, приукрашенный, идеализированный мир, не имеющий никакого отношения к реальной действительности. Именно пастораль в наибольшей степени соответствовала цельному и гармоничному ренессансному мироощущению, — и фактически разрушала театральное искусство, превращая спектакль в «живые картины».
Эпос в литературе Возрождения
Эпос в литературе Возрождения представлен в разных формах. Следует отметить, прежде всего, широкое распространение эпической поэмы, новую жизнь приобретает средневековый рыцарский роман, причем в него вливается новое содержание. На закате Возрождения утверждается плутовской роман. Подлинным созданием Ренессанса становится жанр новеллы, типологические основы которого были заложены Боккаччо.
Жанр диалога в литературе Возрождения
Специфически ренессансным жанром стал диалог. Он первоначально являлся излюбленной формой сочинений гуманистов, ставивших целью заставить читателя, взвесив доводы «за» и «против» в спорах, сделать вывод самому.
Черты гуманизма в итальянской литературе проявляются еще в XIII-XIV веках у писателей, которые предвосхищали дух Возрождения. Однако наиболее полное проявление нового движения в литературе пришлось на середину XIV века. В своих философских работах, таких как «Пир» и «Монархия», и в своем величайшем произведении — «Божественной комедии», Данте Алигьери отразил сложности взглядов человека на переходный период и предвидел будущую новую культуру.
Культурные деятели того времени вели борьбу со схоластикой, аскетизмом и мистическими представлениями, ставя под сомнение подчинение литературы и искусства религии. Они называли себя гуманистами. В противоположность писателям Средневековья, которые взяли у античных авторов только «букву», извлекая отдельные сведения и вырванные из контекста отрывки, писатели Возрождения читали и изучали целые произведения, обращая внимание на сущность идей, которые лежали в основе этих произведений. Они также обращались к фольклору, народному творчеству и народной мудрости, чтобы обогатить свое творчество.
Русская культура XIX века: литература, искусство, музыка, наука
... на последующий ход развития культуры, XIX век в России можно назвать самым ярким ее этапом. Это период роста национального самосознания, сформировавшегося в ... Некрасова, Ф. И. Тютчева 3. Развитие искусства и архитектуры Орест Адамович ... литература второй половины XIX века Во второй половине XIX века литература приобретает огромное значение в общественной и культурной жизни России. В литературе ...
Первыми гуманистами в Италии считают Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. Франческо Петрарка, автор цикла сонетов в честь Лауры, и Джованни Боккаччо, автор сборника новелл «Декамерон», стали передовыми фигурами движения, которые по-новому подошли к изучению античной культуры и литературных памятников, а также осознали важность нравственного и духовного развития человека.
Особую роль в развитии гуманизма в Италии сыграл Франческо Петрарка. Его творчество стало своеобразным поворотным пунктом в переходе к новой культуре и переданной им новой духовной ценности. Петрарка не только был ученым, но и видным философом и политическим деятелем, которого можно назвать первым интеллектуалом в истории Европы. Он камень-углублением знаний и поставил их на столь высокую оценку, что в 1349 году ему было официально присвоено звание поэта-лорда в Риме, аналогично античным героям.
Современники Петрарки видели в нем не только символ новой культуры, но и идеальную личность. Он пропагандировал необходимость овладения культурным наследием античности, однако понимал, что для этого важно иметь нравственное и духовное совершенство, а также развитой интеллект. Петрарка обратил внимание, что человек должен строить свои выборы, опираясь на опыт прошлого.
Таким образом, итальянская литература XIV века под влиянием гуманизма стала новым этапом в истории культуры и искусства. Они помогли осмыслить историю, возвеленную античностью и дополнив ее собственным видением будущей культуры. На их примере были сформированы принципы человечности, гармонии ицелостности развитой личности, которые стали основой Ренессанса.
Итальянская литература эпохи Возрождения
Петрарка является одним из наиболее значимых фигур итальянской литературы эпохи Возрождения. Он разработал новую систему мышления и совершенствовал латинский язык, став известным филологом. В своих латинских произведениях Петрарка опирался на античную традицию, подражая стилю Вергилия в своих эклогах и стилю Горация в стихотворных посланиях.
Однако наиболее известной и признанной творческой работой Петрарки считается поэма «Африка». Написанная на латинском языке по образцу «Энеиды» Вергилия, она воздвигает славу Италии и предрекает возрождение итальянской культуры. В истории литературы Петрарка остается известным прежде всего как автор сборника стихов «Книга песен», который написан на итальянском языке и посвящен прославлению красоты человеческих эмоций и любви. Поэт играл важную роль в развитии итальянской литературы, его возлюбленная Лаура и его книга стали нарицательными и запечатлелись в общественном сознании, а сам термин «петраркизировать» даже появился во Франции.
Джованни Боккаччо, близкий друг и современник Петрарки, является продолжателем его наследия в итальянской литературе. Боккаччо экспериментировал с разными жанрами и направлениями. Он обращался к традиционному жанру куртуазного романа, создавая произведения «Филоколо» и «Филострато», а также классический эпос «Тезеида».
Однако наиболее значимым вкладом Боккаччо в итальянскую литературу являются его новые жанры и формы. Он создал роман в прозе и стихах «Комедия флорентийских нимф», который положил начало жанру пасторали. Также Боккаччо написал лирическую поэму-пастораль «Фьезоланские нимфы» и первый психологический роман в Европе «Элегия мадонны Фьяметты».
Искусство Возрождения в Италии
... Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио и художник Джотто ди Бондоне. АРХИТЕКТУРА Итальянская архитектура долго сле ... бы современной цивилизации. Колыбелью искусства Возрождения, или Ренессанса (франц. Renaissance), была Италия. Искусство Возрождения возникло на основе гуманизма (оплат, ... баптистерия в Пизе, стала выдающимся достижением ренессансной скульптуры и повлияла на её дальнейшее ...
Боккаччо также оставил неизгладимый след в истории итальянской литературы как создатель жанра ренессансной новеллы. Его знаменитый сборник «Декамерон» представляет новое общество рассказчиков в виде культурно развитого, чувствующего красоту и поэтичность мира. Время действия романа совпадает с эпидемией чумы, и таким образом Боккаччо контрастирует этот идеал общества с ужасными картинами распада и разрушения.
Жанровое разнообразие литературы 15 века
Литературное творчество 15 века отличается широчайшим жанровым разнообразием, предлагая читателю различные формы и жизнерадостные повествования.
Новелла
В новеллах авторы представляют широкую панораму жизненных ситуаций и явлений. Герои этих произведений представляют все слои европейского общества и высоко ценят земную жизнь. Через своих героев авторы изображают человеческую активность, бесстрашие и способность бороться со судьбой. Человек в новеллах Боккаччо стремится к переменам в обществе и наслаждению жизнью во всех ее проявлениях, непоколебимо отстаивая право на свободу чувств и действий.
Поэзия
Литература 15 века связана с развитием лирики в творчестве Анджело Полициано (1454-1494) и Лоренцо Медичи (1449-1492).
Они создавали карнавальные песни, которые воспевали радость жизни и поднимали настроение читателям. Анджело Полициано принадлежит первая гуманистическая поэма, написанная для театра, «Сказание об Орфее». Кроме этого, был создан и первый пасторальный роман «Аркадия» Якопо Санадзаро, который оказал влияние на дальнейшее развитие этого жанра.
Фацетии и новеллы
Жанр новеллы получил в 15 веке дальнейшее развитие. Поджо Браччолини (1380-1459) оставил сборник фацетий, которые были аналогичны по жанру новеллам. В конце века этот жанр новеллы уже на неаполитанском диалекте связан с творчеством Томмазо (Мазуччо) Гвардато (ок. 1420-1476), который оставил книгу «Новеллино». Эти произведения иллюстрировали все богатство жизни и разнообразие ее ситуаций, доставляя читателям удовольствие от чтения.
Эпическая поэзия
Эпическая поэзия имеет также свое место в литературе итальянского Ренессанса. Она передает сюжеты, черпая их из рыцарских романов, особенно из каролингского цикла. Лучшими образцами этой поэзии были «Большой Морганте» Луиджи Пульчи (1432-1484) и «Влюбленный Орландо» Маттео Боярдо (1441-1494).
Эти поэтические произведения являются рассказами о героях, полных страсти, приключений и романтики.
Таким образом, литература 15 века предлагает читателям разнообразие жанров и настроений, отражая радость и изобилие жизни, а также поднимая важные вопросы свободы и самореализации человека.
Высокое Возрождение в литературе Италии
Период Высокого Возрождения в литературе Италии характеризовался преобладанием классического ренессансного стиля, который имел монументально-возвышенный характер и воплощал гуманистические идеалы красоты и гармонии. Из этого стиля вытекала идеализация действительности. Одним из главных имен этого периода является Лудовико Ариосто (1474-1533), автор поэмы «Неистовый Роланд», которая стала одной из величайших вершин итальянского Ренессанса.
Ариосто, подобно Маттео Боярдо, обратился к сюжетам рыцарских романов, посвященных паладинам Карла Великого и рыцарям Круглого Стола. Однако в его работе средневековые образы и ситуации получили новый облик и новую трактовку. Герои стали носителями ренессансной личности, с особыми чертами такими, как сильные чувства, твердая воля и способность наслаждаться жизнью. Изобретательность и свобода в композиционном построении романа Ариосто поражают, сохраняя общую гармонию текста. Героические эпизоды сочетаются с комическими. Поэма была написана особой строфой, которую часто называли «золотой октавой».
Лирика в эпоху Высокого Возрождения
В эпоху Высокого Возрождения лирическая струя связывается с поэзией Пьетро Бембо, который стал родоначальником поэзии петраркизма. Этот стиль выращивал поэтическое наследие Петрарки.
Позднее Возрождение и новелла
Литература Позднего Возрождения сохранила систему жанров, но многое изменилось, включая сюжеты и образы, а также идеологическую направленность. Мастерами новеллы в этот период стали Маттео Банделло (1485-1565) и Джованни Чинтио (1504-1573).
В новеллах Банделло и ста рассказах Чинтио преобладает драматизм ситуаций, динамизм, неприукрашенное изображение жизни и страстей. Новелла приобретает пессимистический и трагический характер. Также заметно изменение в языке, который переплетается с простонародным и силой фольклора. В этот период особое место занимает автобиографическое сочинение скульптора и чеканщика Бенвенуто Челлини.
Лирическая поэзия позднего Возрождения в Италии отличалась своей связью с творчеством женщин. Стихи В. Колонны и Г. Стампы отражали их драматические переживания и страсть. Однако особое место в литературе позднего Возрождения занимает Микеланджело, великий художник, чья поэзия пронизана предельно трагическими мотивами. Также важным литературным наследием этого периода является творчество Торквато Тассо. Его эпическая поэма «Освобожденный Иерусалим» сочетает идеи Возрождения, позднего Ренессанса и рыцарских романов.
В Италии в меньшей степени развивалась драматургия, но все же писались комедии и пасторали. Комедии таких великих авторов, как Макиавелли и Ариосто, были особенно значимы. Позднее развитие комедии представляет пьеса Джордано Бруно. Также появляется пастораль, которая получает распространение благодаря придворному театру и музыке.
Характерной чертой литературы 16 века является появление и деятельность литературных объединений, в частности, академий.
В следующие века появляются еще множество выдающихся представителей литературы, таких как Лодовико Ариосто, Пьетро Аретино, Саннадзаро, Макиавелли, Бернардо Довици и группа поэтов-петраркистов.
Архитектура Возрождения
Архитектура эпохи Возрождения, заменив архитектуру готического Средневековья, отражала идеи раскрепощения, гуманизма и достоинства человеческой личности. В то время общество испытывало сильное увлечение античностью, которое проникало во все сферы искусства.
Введение
Возрождение – один из наиболее ярких периодов в истории человечества и искусства. Он характеризуется не только развитием науки и культуры, но и трансформацией архитектуры. В данной исследовательской работе рассмотрим основные особенности ренессансной архитектуры.
Главная часть
1. Архитектурные изменения в период Возрождения
Ренессансное Возрождение отличалось от предыдущих эпох новыми функциональными требованиями и типами зданий. Однако, хотя истенное Возрождение не произошло, из античных форм ренессансные архитекторы заимствовали декоративные мотивы, ордерную систему и пластические детали. Это можно объяснить тем, что без совершенной строительной техники искусство Возрождения не смогло бы появиться. Существенное влияние на итальянскую архитектуру также оказала византийская архитектура.
2. Особенности ренессансной архитектуры
Архитектура стала ключевым аспектом ренессансного творчества. Здания, возведенные в этот период, отличались масштабностью, при которой человек становился мерой. Изменился характер монументальной архитектуры: вертикальное пространство средневековья заменило широкое горизонтальное пространство. Простота и спокойствие форм и объемов, а также наслоение горизонтальных этажей придавали ренессансным постройкам статичность.
В ренессансной архитектуре еще одним значимым элементом стало использование ордерной системы, включающей элементы, такие как колонны, пилястры, архитравы и своды. Ренессансные архитекторы свободно комбинировали эти элементы, создавая различные сочетания.
Важным изменением был характер пространства в ренессансной архитектуре. Рациональность и четкие границы заменили вдохновленное готическое пространство. Прямоугольные формы и геометрические фигуры, такие как квадрат, прямоугольник, куб и шар, стали основой ренессансной архитектуры.
3. Цветовая гамма в ренессансной архитектуре
В ренессансной архитектуре особую роль играла цветовая гамма. Пурпурный, синий, желтый и коричневый цвета были преобладающими и модными в этом периоде.
Заключение
Ренессансное Возрождение оказало огромное влияние на архитектуру. Оно привнесло новые функциональные требования и типы зданий, изменило характер монументальной архитектуры и пространства. Ордерная система и геометрические формы стали характерными элементами ренессансной архитектуры, а пурпурный, синий, желтый и коричневый цвета – популярными цветовыми решениями.
Ренессанс – это важный период в истории архитектуры, в котором искусство и архитектура приобрели новые черты и своеобразие. Важным стилем ренессанса стали геометрические рисунки и линии, особенно полуциркульные линии, которые использовались для горизонтального членения интерьера. Ренессанс также представлял собой смену эпохи готики и появление творческих личностей мастера-художника и мастера-архитектора.
Одной из характеристических черт стиля ренессанса является форма зданий, таких как крутая или пологая крыша с башенными надстройками, арочные галереи, колоннады, круглые ребристые купола, высокие и просторные залы, эркеры. Проекты мастеров, таких как Брунеллеско, Альберти, Браманте, Микеланджело, Делорма, Джонс, Эррера, оставили неизгладимый след в истории архитектуры.
Ренессансные архитекторы все большее внимание уделяли строительным растворам. В этот период стали популярны штукатурка, сграффито, руст и другие архитектурные элементы, которые создавались при помощи строительных растворов. Кирпич также продолжал быть популярным строительным и декоративным материалом.
В ренессансе широко использовались цветные материалы, такие как терракота, майолика и глазурованный кирпич. Эти материалы легко придавались различные формы, что позволяло создавать разнообразные элементы и детали архитектурного оформления.
В интерьерах XVI века всё чаще использовались лепные украшения, которые изначально были белыми, а затем тонировались и покрывались золотом. Железо стало популярным материалом для конструктивных деталей, таких как тяги и затяжки, обеспечивающих жесткость.
Медь, олово и бронза использовались для декоративных целей, а дерево конструировалось стропилами, карнизами и потолками с кессонами разных форм. Интересно отметить, что в некоторых случаях из дерева делались и своды, например, цилиндрические с люнетами.
Таким образом, ренессансный стиль архитектуры отличался не только своими уникальными формами и линиями, но и использованием разнообразных материалов, создавая образцы архитектурного искусства, которые остаются важной частью нашего наследия.
Новое направление в архитектуре Италии XV в. ранее и отчетливее, чем где-либо, проявилось во Флоренции. Зодчие раннего Возрождения унаследовали от средневековых мастеров многие из приемов строительной техники. Таковы, в частности, кладка стен зданий из кирпича с последующей облицовкой камнем; применение крестовых, цилиндрических и сомкнутых сводов из кирпича; плоских деревянных, балочных и стропильных перекрытий.
Эволюция итальянской архитектуры в 15 в. нередко протекала в сложных и противоречивых формах. Часто давала себя знать незрелость и непоследовательность в применении классической ордерной системы, в смешении античных и средневековых форм.
Ни в одной другой области художественной культуры Италии поворот к новому пониманию не был в такой степени связан с именем одного гениального мастера, как в архитектуре, где родоначальником нового направления явился Филиппе Брунеллески (1377-1446).
Наиболее ранним из крупнейших произведений Брунеллески был купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции (1420-1436).
Трудность возведения купола заключалась не только в огромных размерах перекрываемого пролета (диаметр купола у основания составляет около 42 м), но и в необходимости возвести его без лесов на высоком восьмиугольном барабане с относительно небольшой толщиной стен.
Рисунок 1 — Брунеллески. Купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. 1420-1436 гг.
Собор Санта Мария дель Фьоре был спроектирован так, чтобы мог вместить всё население города (на момент строительства — 90000 человек), т. е. был чем-то вроде огромной крытой площади. Красный купол собора, ставший символом Флоренции, как бы парит над всем городом.
Вторым после Брунеллески великим итальянским зодчим раннего Ренессанса был Леон Баттиста Альберти (1404-1472).
Палаццо Ручеллаи во Флоренции (1446-1451) — наиболее законченное творение Альберти в светской архитектуре, показывающее зрелость и остроту его композиционных замыслов.
Имя Альберти по праву считается одним из первых среди великих творцов культуры итальянского Возрождения. Его теоретические сочинения, его художественная практика, его идеи и, наконец, сама его личность гуманиста сыграли исключительно важную роль в становлении и развитии искусства Раннего Возрождения.
Высокий Ренессанс — краткий отрезок времени в три десятилетия, от начала XVI века и фактически до вторжения в Рим войск германского императора Карла V, которое приостановило строительство и художественную деятельность «вечного города».
Этот период связан с повышением политической активности папства. При папах Юлии II и Льве X в Риме работают крупнейшие мастера — Рафаэль, Микеланджело, Браманте и другие. Рим становится архитектурной столицей Италии, сохраняя эту роль на протяжений всех последующих столетий, фактически вплоть до нашей современности
Основоположником Высокого Возрождения в архитектуре был Донато Анжело Браманте (1444-1514), приглашенный в 1499 году из Милана в Рим папой Юлием II, который собрал в «Вечном городе» лучших художников Италии. Самой большой задачей, которую пришлось решать Браманте, стал проект грандиозного сооружения эпохи Возрождения — собора Св. Петра в Риме.
После смерти Браманте строительство возглавил его ученик, знаменитый художник Рафаэль Санти (1483-1520), который пытался решить проблему взаимного отношения живописи, скультуры и архитектуры. Строительство собора Cв. Петра после Рафаэля продолжил Антонио ди Сангалло, также спроектировавший палаццо Фарнезе. Наконец, в 1546 г. руководство работами было поручено Микеланджело. Он вернулся к идее центральнокупольного сооружения, но его проект предусматривал создание многоколонного входного портика с восточной стороны (в древнейших базиликах Рима, как и в античных храмах, вход находился с восточной, а не с западной стороны).
Все несущие конструкции Микеланджело сделал более массивными и выделил главное пространство.
В архитектуре Венеции Высокое Возрождение может быть охарактеризовано творчеством зодчего Якопо Сансовино, построившего ряд сооружений в центре города, и прежде всего здание библиотеки св. Марка. Двухэтажное, протяженной конфигурации сооружение, в первом этаже которого за галереей находятся торговые помещения, а во втором — собственно библиотека, оформлено ордерными аркадами. Большие арки, скульптура, заполняющая их пазухи, рельефы на фризах и, наконец, статуи на парапете — все это определяет вполне венецианский характер здания. Такой классический мотив, как система римской архитектурной ячейки, воспроизведен здесь в чисто венецианском декоративном плане.
Позднее Возрождение (1530-1580 годы) — это не время упадка, это период дальнейшего продолжения традиций Высокого Возрождения, но в иной исторической обстановке, что повлияло на искусство и архитектуру.
Выдающимися зодчими этого времени были Микеланджело (1475-1564) Джакомо Бароцци да Виньола (1507-1573) и Андрее Палладио (1518-1580).
Андреа Палладио (1508-1580), творчеством которого завершается период позднего Ренессанса, ограничил свою деятельность родным городом — Виченцей, но его роль в развитии итальянской и мировой архитектуры выходит далеко за пределы Северной Италии. Работы Палладио характеризуют совершенство в построении ордера, прекрасная отработка деталей и особая пластичность, мягкость всех элементов архитектуры.
Наиболее известная вилла Палладио — вилла Ротонда (заложена в 1553 г.)
Рисунок 4 — Вилла Ротонда в Виченце
Одной из его значительных построек является театр Олимпико, строительство которого в Виченце было начато в 1555 г. и завершено архитектором Скамоцци в 1585 г. Творчество Палладио оказало огромное воздействие на мировую архитектуру, прежде всего на архитектуру классицизма второй половины XVIII и первой половины XIX века.
Рисунок 5 — Сцена театра Олимпико
Рисунок 6 — Театр Олимпико работы Андреа Палладио
5 Скульптура Возрождения
Раньше, чем в архитектуре и живописи, новые художественные искания наметились в скульптуре, и прежде всего в пизанской школе, основателем которой был Никколо Пизано (около 1220 — между 1278 и 1284).
Он родился в Апулии, на юге Италии. Работая в Пизе, так сроднился с городом, что получил прозвище Пизано, с которым вошёл в историю итальянского искусства. Его творчество развивалось под влиянием античной традиции, он, несомненно, изучал скульптурное оформление позднеримских и ране христианских саркофагов.
Шестигранная мраморная кафедра (1260 г.), выполненная им для баптистерия в Пизе, стала выдающимся достижением ренессансной скульптуры и повлияла на её дальнейшее формирование. Кафедра из белого, розово-красного и тёмно-зелёного мрамора представляет собой целое архитектурное сооружение, легко обозримое со всех сторон. По средневековой традиции, на парапетах (стенках кафедры) представлены рельефы на сюжеты из жизни Христа, между ними располагаются фигуры пророков и аллегорических добродетелей. Колонны опираются на спины лежащих львов.
Рисунок 7 — Резная мраморная кафедра Сиенского собора работы Никколо Пизано
Никколо Пизано использовал здесь традиционные сюжеты и мотивы, однако кафедра принадлежит уже новой эпохе. Главное достижение ваятеля состоит в том, что он сумел придать формам объёмность и выразительность, а каждое изображение обладает телесной мощью.
Из мастерской Никколо Пизано вышли замечательные мастера скульптуры Проторенессанса — его сын Джованни Пизано и Арнольфо ди Камбио, известный и как архитектор Арнольфо ди Камбио (около 1245 — после 1310) тяготел к монументальной скульптуре, в которой использовал свои жизненные наблюдения. Одна из лучших работ мастера, выполненная им совместно с отцом и сыном Пизано, — фонтан на площади Перуджи. Украшенный многочисленными рельефами и статуями фонтан Фонте Маджоре, оконченный в 1278 г, стал гордостью города. Запрещалось поить из него животных, брать воду в бочонки из-под вина или в немытую посуду. Полулежащие фигуры, выполненные Арнольфо ди Камбио для фонтана, сохранились в городском музее в фрагментах. В них скульптор сумел передать всё богатство движений человеческого тела.
Особое место в истории итальянской скульптуры конца XIII — начала XIV в. принадлежит Джованни Пизано (1245 или 1250 — после 1314).
Ученик и помощник Никколо Пизано, он стал гораздо более известным мастером, чем его знаменитый отец.
В науке сложилась давняя традиция характеризовать Джованни Пизано как ревностного почитателя готического искусства Франции. Предполагают, что он посетил эту страну и был потрясён великолепием и выразительностью её архитектуры и скульптуры. Творчество Джованни Пизано — редкий пример искусства, которое опережало своё время и протягивало нити в будущее. Неслучайно его искания имеют сходство с опытами прославленного скульптора Микеланджело.
Наиболее известны созданные Джованни Пизано кафедры в Пизанском соборе и церкви Сант-Андреа в Пистойе, а также статуи святых, пророков, Мадонн.
Сложные многофигурные рельефы, украшающие кафедры в соборе Пизы и церкви Сант-Андреа в Пистойе, охвачены порывистым движением. Фигуры, утратив спокойствие образов Никколо Пизано, словно стремятся вырваться из камня. Их жесты естественны, лица выразительны. Особенно экспрессивны такие драматические сцены, как «Распятие» и «Избиение младенцев».
Переплелись между собой многочисленные фигуры; матери, пытаясь спасти своих детей, вступают в схватку с солдатами; даже львы,поддерживающие пизанскую кафедру, кажется, рычат от ярости.
В XV в. итальянская скульптура переживала расцвет, она приобрела самостоятельное, независимое от архитектуры значение, в ней появились новые жанры. В практику художественной жизни начинали входить заказы богатых купеческих и ремесленных кругов на украшение общественных зданий, художественные конкурсы приобретали характер широких общественных мероприятий.
Событием, которое открывает новый период в развитии итальянской ренессансной скульптуры, считается состоявшийся в 1401 г. конкурс на изготовление из бронзы вторых северных дверей флорентийского баптистерия. Среди участников конкурса были молодые мастера — Филиппе Брунеллески и Лоренцо Гиберти (около 1381-1455)
Победил на конкурсе блестящий рисовальщик Гиберти. Один из самых образованных людей своего времени, первый историк итальянского искусства, Гиберти, в творчестве которого главным были равновесие и гармония всех элементов изображения, посвятил жизнь одному виду скульптуры — рельефу. Его искания достигли вершины в изготовлении восточных дверей флорентийского баптистерия (1425-1452 г.), которые Микеланджело назвал «Вратами рая». Составляющие их десять квадратных композиций из позолоченной бронзы передают глубину пространства, в которой сливаются фигуры, природа, архитектура. Они напоминают своей выразительностью живописные картины. Мастерская Гиберти стала настоящей школой для целого поколения художников. В его мастерской в качестве помощника работал молодой Донателло, в будущем великий реформатор итальянской скульптуры Донато ди Никколо ди Бетто Барди, которого называли Донателло (около 1386-1466), родился во Флоренции в семье чесальщика шерсти.
С одной стороны, Донателло жаждал в искусстве жизненной правды. С другой, он придавал своим работам черты возвышенной героики. Эти качества проявились уже в ранних работах мастера — статуях святых, предназначенных для наружных ниш фасадов церкви Ор Сан-Микеле во Флоренции, и ветхозаветных пророков флорентийской кампанилы.
Статуи находились в нишах, но они сразу привлекали внимание суровой выразительностью и внутренней силой Особенно известен «Святой Георгий» (1416 г.) — юноша-воин с щитом в руке. У него сосредоточенный, глубокий взгляд; он прочно стоит на земле, широко расставив ноги. В статуях пророков Донателло особенно подчёркивал их характерные черты, подчас грубоватые, неприкрашенные, даже уродливые, но живые и естественные. У Донателло пророки Иеремия и Аввакум — цельные и духовно богатые натуры. Их крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками плащей. Жизнь избороздила глубокими морщинами поблёкшее лицо Аввакума, он совсем облысел, за что его во Флоренции и прозвали Цукконе (Тыква).
В 1430 г. Донателло создал «Давида», первую обнажённую статую в итальянской скульптуре Возрождения. Статуя предназначалась для фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи. Библейский пастух, победитель великана Голиафа, — один из излюбленных образов Ренессанса. Изображая его юношеское тело, Донателло, несомненно, исходил из античных образцов, но переработал их в духе своего времени. Задумчивый и спокойный Давид в пастушьей шляпе, затеняющей его лицо, попирает ногой голову Голиафа и словно не сознаёт ещё совершённого им подвига.
Второе поколение флорентийских скульпторов тяготело к более лирическому, умиротворённому, светскому искусству. Ведущая роль в нём принадлежала семье скульпторов делла Роббиа. Глава семьи Лукка делла Роббиа (1399 или 1400- 1482), современник Брунеллески и Донателло, прославился применением глазурной техники в круглой скульптуре и рельефе, часто сочетая их с архитектурой. Техника глазури (майолики), известная с глубокой древности народам Передней Азии, была в Средние века завезена на Пиренейский полуостров и остров Майорку, почему и получила своё название, а затем широко распространилась в Италии. Лукка делла Роббиа создавал медальоны с рельефами на густо-синем фоне для зданий и алтарей, гирлянды из цветов и плодов, майоликовые бюсты Мадонны, Христа, Иоанна Крестителя. Жизнерадостное, нарядное, доброе искусство этого мастера получило заслуженное признание современников. Большого совершенства в технике майолики достиг также его племянник Андреа делла Роббиа (1435-1525).
Микеланджело Буонарроти (1475- 1564)-величайший мастер Высокого Возрождения, создавший выдающиеся произведения скульптуры, живописи и архитектуры.
Флоренции принадлежат почти все скульптурные работы Микеланджело. Он похоронен во флорентийской церкви Санта-Кроче. Однако в равной мере и Рим может быть назван городом Микеланджело.
В 1496 г. он приехал в Рим, где к нему вскоре пришла слава. Самое известное произведение первого римского периода — «Пьета» («Оплакивание Христа») (1498-1501 гг.) в капелле собора Святого Петра.
Рисунок 9 — Статуя Пьета (Оплакивание Христа) Микеланджело
На коленях слишком юной для такого взрослого сына Марии распростёрто безжизненное тело Христа. Горе матери светло и возвышенно, лишь в жесте левой руки словно выплёскивается наружу душевное страдание. Белый мрамор отполирован до блеска. В игре света и тени его поверхность кажется драгоценной.
Вернувшись во Флоренцию в 1501 г., Микеланджело взялся исполнить колоссальную мраморную статую Давида (1501-1504 гг.).
Статуя достигает пяти с половиной метров высоты. Она олицетворяет безграничную мощь человека. Давид только готовится нанести противнику удар камнем, пущенным из пращи, но уже ощущается, что это будущий победитель, полный сознания своей физической и духовной силы. Лицо героя выражает несокрушимую волю.
Изготовленная по заказу Флорентийской республики, статуя была установлена у входа в Палаццо Веккьо. Открытие монумента в 1504 г. превратилось во всенародное торжество. «Давид» украшал площадь более трёх с половиной столетий. Самое грандиозное произведение монументальной живописи Высокого Возрождения — роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане, выполненная Микеланджело в 1508-1512 гг. Гробница папы Юлия II могла бы стать
вершиной в области скульптуры, если бы Микеланджело удалось воплотить в жизнь свой первоначальный замысел.
Для второго этажа гробницы Юлия II предназначалась статуя древнееврейского пророка Моисея (1515-1516 гг.).
Моисей в трактовке Микеланджело — народный вождь, человек вулканических страстей, прозорливый мудрец.Многое в творчестве Микеланджело оставалось либо неосуществлённым, либо незаконченным. Обладавший на редкость независимым, резким и прямым характером, он, тем не менее, был вынужден служить всесильным заказчикам. На папском престоле сменялись владыки, и каждый следовал собственным вкусам, династическим и личным интересам. В 1520 г. Микеланджело получил заказ от папы Климента VII из рода Медичи. При флорентийской церкви Сан-Лоренцо, в которой были погребены члены семьи Медичи, мастеру предстояло построить и украсить скульптурой новую капеллу — их фамильную усыпальницу. Однако трагические события в Италии прервали работу над капеллой.
В 1527 г. испанские войска Карла V заняли и разгромили Рим. Во Флоренции вспыхнуло народное восстание, и Медичи были свергнуты. К тому же в городе началась эпидемия чумы. Папа Климент VII в союзе с Карлом V организовал поход на Флоренцию, которая героически сопротивлялась. Во время осады Микеланджело руководил строительством укреплений. После падения республики от расправы его спасло лишь тщеславие Климента VII, мечтавшего увековечить свой род руками величайшего мастера. В условиях жестокого террора вернувшихся к власти Медичи, глубокого унижения Италии, гибели друзей и сподвижников в 1531 г Микеланджело возобновил прерванную работу над созданием капеллы, которая принадлежит к числу его самых замечательных произведений.
Во Флоренции Микеланджело не чувствовал себя в безопасности. В 1534 г. он покинул родной город и переехал в Рим, где по заказу папы Павла III написал на торцевой стене Сикстинской капеллы знаменитую фреску «Страшный суд» (1536- 1541 гг.)
Рисунок 10 — Сикстинская капелла
На фоне холодного сине-пепельного неба множество фигур охвачено вихревым движением. Господствует трагическое чувство мировой катастрофы. Близится час возмездия, ангелы возвещают о наступлении Страшного суда. Движение гигантских толп развертывается, по кругу. Справа неумолимым потоком низвергаются в ад грешники. Их тащат за собой дьяволы, преследуют бескрылые ангелы. Слева возносятся к небесам праведники. В центре высится могучая обнажённая фигура Христа, вершащего Суд. Грозный, непреклонный, прекрасный в гневной беспощадности, он больше похож на языческого бога-громовержца. Поникшая Богоматерь полна глубокой скорби перед лицом безмерных человеческих страданий. Святой Варфоломей — символ устрашающего отчаяния. В руках святого — содранная с него кожа, на которой Микеланджело изобразил в виде искажённой страданиями маски своё лицо.
Фреска была закончена Микеланджело в 1541 г. Для Италии это было время усиливающегося нажима Католической Церкви на гуманистическую культуру. Высокие, светлые идеалы, которым мастер поклонялся всю жизнь, ушли в прошлое. Творение шестидесятишестилетнего Микеланджело вызвало резкое недовольство в церковных верхах. В последние десятилетия жизни мастер занимался только архитектурой и поэзией. Творчество великого Микеланджело составило целую эпоху и далеко опередило своё время, оно сыграло грандиозную роль в мировом искусстве, а также оказало влияние на формирование принципов барроко.
Рисунок 11 — Фрагмент росписи Сикстинской капеллы работы Микеланджело
6 Живопись Возрождения
В эпоху Возрождения Италии в живописи на смену средневековой анонимности приходит индивидуальное, авторское творчество. Огромное практическое значение получает теория линейной и воздушной перспективы, пропорций, проблемы анатомии и светотеневой моделировки. Центром ренессансных новаций, художественным «зеркалом эпохи» явилась иллюзорно — натуроподобная живописная картина, в религиозном искусстве она вытесняет икону, а в искусстве светском порождает самостоятельные жанры пейзажа, бытовой живописи, портрета.
Окончательную самоценность получает искусство печатной гравюры на дереве и металле, в период Реформации ставшее поистине массовым. Рисунок из рабочего эскиза превращается в отдельный вид творчества; индивидуальная манера мазка, штриха, а также фактура и эффект незаконченности начинают цениться как самостоятельные художественные эффекты.
Картинной, иллюзорно-трехмерной становится и монументальная живопись, получающая все большую зрительную независимость от массива стены. Все виды изобразительного искусства теперь, так или иначе, нарушают монолитный средневековый синтез (где главенствовала архитектура), обретая сравнительную независимость. Формируются типы абсолютно круглой, требующей специального обхода статуи, конного монумента, портретного бюста (во многом возрождающие античную традицию), складывается совершенно новый тип торжественного скульптурно-архитектурного надгробия.
В период Высокого Возрождения, когда борьба за гуманистические ренессансные идеалы обрела напряженный и героический характер, архитектура и изобразительное искусство были отмечены широтой общественного звучания, синтетической обобщенностью и мощью образов, полных духовной и физической активности.
В постройках Донато Браманте, Рафаэля, Антонио да Сангалло достигли своего апогея совершенная гармония, монументальность и ясная соразмерность; гуманистическая наполненность, смелый полет художественного воображения, широта охвата действительности характерны для творчества крупнейших мастеров изобразительного искусства этой эпохи — Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Джорджоне, Тициана.
С 2-й четверти 16 века, когда Италия вступила в пору политического кризиса и разочарования в идеях гуманизма, творчество многих мастеров приобрело сложный и драматический характер.
Живопись Позднего Возрождения обогатились пониманием противоречивости мира, интересом к изображению драматического массового действия, к пространственной динамике (Паоло Веронезе, Якопо Тинторетто, Якопо Бассано); небывалой глубины, сложности, внутреннего трагизма достигла психологическая характеристика образов в поздних произведениях Микеланджело и Тициана.
Одной из основных живописных школ Италии является так называемая Венецианская школа с центром в городе Венеция (отчасти также в небольших городах Террафермы — областей материка, прилегающих к Венеции).
Для Венецианской школы характерны преобладание живописного начала, особое внимание к проблемам колорита, стремление к воплощению чувственной полноты и красочности бытия. Тесно связанная со странами Западной Европы и Востока, Венеция черпала в иноземной культуре все то, что могло служить ее украшению: нарядность и золотой блеск византийских мозаик, каменную антуражность мавританских сооружений, фантастичность храмов готики.
При этом здесь был выработан свой оригинальный стиль в искусстве, тяготеющий к парадной красочности. Венецианскую школу характеризует светское, жизнеутверждающее начало, поэтическое восприятие мира, человека и природы, тонкий колоризм.
Наибольшего расцвета Венецианская школа достигла в эпоху Раннего и Высокого Возрождения, в творчестве Антонелло да Мессина, открывшего для современников выразительные возможности масляной живописи, создателей идеально — гармонических образов Джованни Беллини и Джорджоне, величайшего колориста Тициана, воплотившего в своих полотнах присущие венецианской живописи жизнерадостность и красочное полнокровие.
|
В работах мастеров Венецианской школы 2-й половины 16 столетия виртуозность в передаче многоцветия мира, любовь к праздничным зрелищам и многоликой толпе соседствуют с явным и скрытым драматизмом, тревожным ощущением динамики и беспредельности мироздания (живопись Паоло Веронезе и Якопо Тинторетто).
В 17 веке традиционный для Венецианской школы интерес к проблемам колорита в работах Доменико Фетти, Бернардо Строцци и других художников сосуществует с приемами живописи барокко, а также реалистическими тенденциями в духе караваджизма. Для венецианской живописи 18 столетия характерен расцвет монументально-декоративной живописи (Джованни Баттиста Тьеполо), бытового жанра (Джованни Баттиста Пьяццетта, Пьетро Лонги), документально — точного архитектурного пейзажа — ведуты (Джованни Антонио Каналетто, Бернардо Белотто) и лирического, тонко передающего поэтическую атмосферу повседневной жизни Венеции городского пейзажа (Франческо Гварди).
Существовала также Флорентийская школа, одна из ведущих итальянских художественных школ эпохи Возрождения с центром в городе Флоренция.
Формированию Флорентийской школы, окончательно сложившейся в 15 веке, способствовал расцвет гуманистической мысли (Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо, Лико делла Мирандола и др.), обратившейся к наследию античности. Родоначальником Флорентийской школы в эпоху Проторенессанса стал Джотто, придававший своим композициям пластическую убедительность и жизненную достоверность.
Для изобразительного искусства Флорентийской школы 15 века характерны увлечение проблемами перспективы, стремление к пластически ясному построению человеческой фигуры (произведения Андреа дель Верроккьо, Паоло Уччелло, Андреа дель Кастаньо), а для многих ее мастеров — особая одухотворенность и интимно-лирическая созерцательность (живопись Беноццо Гоццоли, Сандро Боттичелли, Фра Анджелико, Филиппо Липпи, Пьеро ди Козимо).
Искания мастеров 15 столетия завершили великие художники Возрождения Леонардо да Винчи и Микеланджело, поднявшие художественные искания Флорентийской школы на новый качественный уровень.
Рисунок 14 Джоконда. Рис. 15- Дама с горностаем. Леонардо да Винчи
В 1520-е годы начинается постепенный упадок школы, несмотря на то, что во Флоренции продолжал работать ряд крупных художников (живописцы Фра Бартоломмео и Андреа дель Сарто, скульптор Андреа Сансовинo Контуччи); с 1530-х годов Флорентийская школа становится одним из главных центров искусства маньеризма (архитектор и живописец Джорджо Вазари, живописцы Анджело Бронзино, Якопо Понтормо).
В 17 веке Флорентийская школа приходит в упадок.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В итальянском искусстве Возрождения, не считая предренессансных явлений рубежа XIII и XIV вв., различают: Раннее Возрождение (XV в.), Высокое Возрождение (конец XV — первая четверть XVI вв.) и Позднее Возрождение (XVI в.).
Передовая торгово-промышленная гуманистическая Флоренция стала в XV в. средоточием новаторства во всех видах искусства. Здесь были созданы многие произведения архитектуры Раннего Возрождения (Ф. Брунеллески, Микелоццо ди Бартоломмео, Л. Б. Альберти, Б. Росселлино, Дж. да Майано, Дж. да Сангалло).
Античная ордерная система, творчески переосмысленная итальянскими архитекторами, внесла в зодчество Возрождения логическую соразмерность и гармоничная ясность, обогатила тектонику зданий. За пределами Тосканы выделялось гармоническое творчество Л. Лаураны в Урбино и красочные, ещё во многом готические постройки венецианских архитекторов. Опыты регулярной планировки и застройки городской площади (Пиенца), района или города, утопические мечты итальянских архитекторов и теоретиков архитектуры (Альберти, Филарете, Ф. Ди Джорджо Мартини) и гуманистов об идеальном городе открывали новые перспективы градостроительству.
Художники Раннего Возрождения в Италии создали пластически цельную, обладающую внутренним единством концепцию мира. Систематически изучая натуру, они черпали мотивы из жизненной повседневности, наполняли традиционные религиозные сцены земным содержанием, обращались к античным сюжетам. Искусство Возрождения, главной темой которого стал человек-герой, постепенно распространилось по всей Италии. В скульптуре (Л. Гиберти, Донателло, Якопо делла Кверча, семья делла Роббиа, А. Росселлино, Дезидерио да Сеттиньяно, Б. да Майано, А. Верроккьо) получили развитие свободностоящая статуя, перспективный живописный рельеф, реалистический портретный бюст, конный монумент.
В период Высокого Возрождения борьба за идеалы Возрождения приобрела напряженный и героический характер, отражая мечты об освобождении и объединении страны. Общенациональный подъём ярче всего выразился в архитектуре и изобразительном искусстве, отмеченных широтой общественного звучания, синтетическим обобщением действительности и мощью героических образов, полных духовной и физической активности. Сложившись во Флоренции, классический стиль Высокого Возрождения нашёл своё наивысшее выражение в произведениях, созданных в Риме; позднее в число ведущих центров выдвинулась Венеция.
В архитектуре (Д. Браманте, Рафаэль, Антонио да Сангалло) достигли своего апогея совершенная гармония, монументальность и ясная соразмерность архитектурных образов; были созданы крупные архитектурные ансамбли, обладающие совершенством и художественной цельностью замысла, богатством и разнообразием композиционных решений. Изменилось социальное положение художника, занявшего достойное место в общественной жизни. Творчество крупнейших мастеров Высокого Возрождения в Италии (Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Джорджоне и Тициана) обладало разносторонностью и широтой охвата явлений действительности.
Со второй четверти XVI в. в Италии в условиях наступления феодальной, а затем и католической реакции искусство Высокого Возрождения переживало кризис, вызванный глубоким разочарованием в гуманистических идеалах Возрождения. Как следствие этого кризиса возникло антиклассическое в своей основе искусство маньеризма. Творчество мастеров, верных гуманистическим идеалам, приобрело сложный, драматический характер. В архитектуре Позднего Возрождения (Микеланджело, Дж. да Виньола, Джулио Романо, Б. Перуцци) возрос интерес к пространственному развитию композиции: здания всё больше подчинялись градостроительному замыслу, активнее вступали во взаимодействие с природной средой; ясная тектоника построек Раннего Возрождения сменилась большей напряжённостью и конфликтным столкновением тектонических сил. Ренессансные типы общественных зданий, виллы, дворца, принципы композиции городской площади и района получили богатую и сложную разработку (Я. Сансозино, Г. Алесси, М. Санмикели, А. Палладио).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/italyanskoe-vozrojdenie/
Арган Дж. К. История итальянского искусства. — М.: «Радуга», 1990. — 239с.
Архитектура Возрождения // История архитектуры [электронный ресурс]. // Arhitekto.ru. // Режим доступа: http://www.arhitekto.ru/txt/5renes01.shtml. Дата обращения: 10.02.2013.
Архитектура Возрождения [электронный ресурс]. // Википедия: свободная энциклопедия: на русском языке. // Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0_%D0%92%D0%BE%D0%B7%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F Дата обращения 10.02.2013
Архитектура Италии [электронный ресурс]: часть вторая. // Architectoram.com: все для архитекторов. // Режим доступа: http://architectoram.com/istoriya-arxitektury/vozrogdenie/265-arxitektura-italii-chast-2.html . Дата обращения: 14.02.2012.
Архитектура Италии [электронный ресурс]: часть первая. // Architectoram.com: все для архитекторов. // Режим доступа: http://architectoram.com/istoriya-arxitektury/vozrogdenie/264-arxitektura-italii-chast-1.html . Дата обращения: 14.02.2012.
Афонькин С. Все о чудесах архитектуры [текст]./ С. Афонькин. — М.: СЗКЭО, 2009. — 176 с.
Бартенев И.А. Архитектура эпохи Возрождения / И.А. Бартенев, В.Н. Батажкова // Очерки истории архитектурных стилей [текст]: учебное пособие. — М.: Изобраз. Искусство, 1983. с. 109-136.
Возрождение [электронный ресурс]. // Википедия: свободная энциклопедия: на русском языке. // Режим доступа: . Дата обращения 10.02.2013
Всеобщая история искусств [текст]. В 3 т. Т. 3./ под ред. Ю.Д. Колпинского, Е.И. Ротенберга. — М.: Искусство, 1962 — 996 с.
Голованова И.С.: История мировой литературы. [электронный ресурс]: // Режим доступа: http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/golovanova/literatura-vozrozhdeniya.htm
Гомбрих Эрнст. История искусства. — М., 1998. — 688с.
Дмитриева, Н. Краткая история искусств [текст]./ Н. Дмитриева. — М.: АСТ-Пресс, Галарт, 2008. — 624 с.
Искусство и культура Италии эпохи Возрождения и Просвещения. — М.: Наука, 1997. — 265с.
Искусство раннего Возрождения. — М.: Искусство, 1980. — 257 с.
История зарубежного искусства / Под ред. М.Т. Кузьминой, Н.Л. Мальцевой. — М.: «Искусство», 1971. — 360с.
История зарубежного искусства / Под ред. М.Т. Кузьминой, Н.Л. Мальцевой. — М.: «Изобр. искусство», 1983. — 488с.
История зарубежного искусства // Под ред. М.Т.Кузьминой, Н.Л.Мальцевой. — . 3-е изд. М.- 1983.- 488 с.
История искусств: Италия, Испания, Фландрия / Под ред. Е.И. Роттенберга. — М.: «Искусство», 1988. — 280с.
История искусства зарубежных стран 17-18 вв. / Под ред. В.И. Раздольской. — М.: «Изобр. искусство», 1988. — 512с.
История искусства зарубежных стран: Первобытное общество, Древний Восток, Античность / Под ред. М.В. Доброклонского и А.П. Чубовой. — М.: «Изобр. искусство», 1979. — 384с.
История искусства зарубежных стран: средние века, Возрождение / Под ред. У.Г. Нессельштрауса. — М.: «Изобраз. искусство», 1982. — 664с.
История искусства: Ренессанс. — М.: АСТ, 2003. — 503 с.
Карл Верман. История искусства всех времен и народов. — М.: АСТ, 2001. — 944с.
Ливанова Тамара Николаевна История западноевропейской музыки до 1789 года (Эпоха Возрождения), учебник в 2-х тт. -М., 1983
Любимов, Л. Искусство Западной Европы: Средние века. Возрождение в Италии [текст]./ Л. Любимов. — М.: Просвещение, 1976. — 320 с.
Роттенберг Е.И. Искусство Италии. — М.: «Искусство», 1974. — 216с.
Творчество Микеланджело [электронный ресурс]. // Architektura-belarusi.ru. // Режим доступа: . Дата обращения: 15.02.2012.
Шуази, О. Всеобщая История Архитектуры [текст]./ О. Шуази; пер. Н. Курдюков, Е. Денисова. — М.: Эксмо, 2008. — 740 с.
Яйленко Е. В. Итальянское Возрождение. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. — 128 с.