История фортепиано

Курсовая работа

Струны в клавесине были разной длины, и каждая настраивалась в определенном тоне. После щипка они звучали целиком, не делясь на рабочую и нерабочую части. На первых клавесинах устанавливались жильные струны, они звучали достаточно громко. Позже, появились и стальные струны. Чтобы заставить инструмент звучать сильнее, стали ставить двойные и тройные струны для каждой клавиши. Также клавесин обладал совершенно новым по сравнению с клавикордом конструктивным элементом – гибкой деревянной декой, которая, резонируя, усиливала и облагораживала звучание струн.

Много экспериментов проводилось с перышками, которые заставляли звучать струну. Сначала использовались заточенные кусочки стволов вороньих или индюшачьих перьев. Воронье перо давало более яркий, пронзительный звук, а индюшачьи позволяли добиваться торжественного звучания, хотя и сопровождавшегося некоторым дребезжанием. Но они были не очень надежными, быстро портились. Затем стали делать перышки из кожи, которые издавали особо сочный звук, и держались гораздо дольше, а еще позже — из латунных и стальных пластинок, которые почти не изнашивались.

Постепенно совершенствовалась конструкция деревянного брусочка заменившего тангент клавикорда. Сверху он стал оснащаться глушителем, который в момент отпускания клавиши ложился на струну и прекращал ее колебания. Чтобы заставить звучать струну сильнее, стали ставить двойные, затем тройные струны для каждой клавиши.

Основных типов клавесина было всего два: с вертикальным направлением струн и горизонтальным, а разновидностей множество. Это были инструменты самых разных размеров: совсем крошечные, которые оформлялись в виде шкатулок, ларцов, книг, и высокие, неуклюжие, похожие на жирафов. Украшались они тоже по – разному: искусными росписями, тонкой резьбой, слоновой костью. Позже, появились инструменты с несколькими клавиатурами, располагаемыми террасообразно. Первая – давала обычное звучание, вторая позволяла удваивать басы или дисканты. В некоторых клавесинах существовала третья клавиатура – для передачи особой тембровой окраски.

Есть сведения об уникальных инструментах: итальянский композитор и теоретик музыки Н. Вичертано сконструировал клавесин, в котором было шесть клавиатур, Амстердамские мастера объединили клавесин и клавикорд в одном корпусе.

2 стр., 853 слов

Позже мальчишки стали задавать вопросы о войне как было

... программные произведения, мальчишки находили ответы на вопросы, которые их интересовали. Об этом говорится в предложении 20. («Мальчишки стали задавать вопросы о дружбе, о любви, о справедливости, о войне: как было?»). Преподавая литературу ... РАЗБОРЧИВЫМ ПОЧЕРКОМ. ПРОВЕРЬТЕ ЧИСТОВИК. БУДЬТЕ ВНИМ I . Алгоритм написания сочинения С2.2 Прочитайте фразу. Выпишите ключевые слова. Подберите к ключевым ...

Все же, как ни старались мастера, они не смогли преодолеть основной недостаток клавесина – однообразное по громкости звучание. Назревала идея нового инструмента, который сохранил бы все достоинства клавесина, но вдобавок стал бы более послушен движениям пальцев музыканта, мог гибко звучать и « форте» и « пиано». Так родился новый клавишеструнник – фортепиано.

ФОРТЕПИАНО. СОЗДАНИЕ, КОНСТРУКЦИЯ, ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЕ.

Его изобретателем считают итальянского инструментального и клавесинного мастера Бартоломео Кристофори (1655 – 1731), хранителя музея музыкальных инструментов князя Фердинанда Медичи во Флоренции.

Механизм первого инструмента представлял собой ряд молоточков, обтянутых на головках лосиной кожей и ударявших по струнам снизу вверх. Основание каждого молоточка представляет собой род колесика, укрепленного в вырезе особой планки, несущей на себе весь ряд молоточков. Они приходят в движение, подталкиваемые снизу, через выступы у основания их стерженьков, стоящих вертикально. Эти стержни подбрасываются вверх зад ними концами клавиш, при нажатии, они скреплены пружинами таким образом, что при движении молоточков в некоторый момент отклоняются назад, позволяя падать молоточкам обратно. Для предотвращения излишнего гула и звучания струн Кристофори ввел глушители – демпферы. Они представляют собой деревянные стержни с мягкими головками, которые лежат на струнах и отводятся вниз задними концами клавиш при нажатии на них, и освобождают струны для звучания. Когда палец снимается с клавиши, головка демпфера поднимается и ложится на струну, прекращая ее колебания и заглушая звучание.

Независимо от Кристофори, изобретателями молоточкового ударного механизма были французский клавесинный мастер Жан Мариус и немецкий преподаватель музыки в Дрездене Кристоф Готлиб Шретер. Механизм Мариуса, названный им клавесином с молоточками, обладал существенным недостатком: в нем не было демпферов. Изобретение же Шретера оказалось удачнее и имело большое значение для позднейшего развития фортепиано.

Постепенно инструмент совершенствовался, вместо деревянной рамы появилась чугунная. Сильно натянутые на чугунной раме струны звучали гораздо лучше. Француз Себастьян Эрар дополнил молоточковый механизм репетиционным устройством. До этого нововведения приходилось отпускать клавишу до конца, чтобы она подготовилась к новому удару, поэтому брать подряд быстрые короткие звуки одной высоты не удавалось. Репетиционное устройство исправило этот недостаток, теперь можно было, чуть отпустив палец, нажать клавишу снова. Усовершенствование коснулось и молоточка, теперь его стали обтягивать фильцем – высококачественной разновидностью технического войлока. Тембр звука стал значительно мягче.

ПИАНИНО И РОЯЛЬ. ОСОБЕННОСТИ

Фортепиано существует в двух разновидностях — пианино и рояль. У них есть очень важная деталь – дека. Это деревянный щит, склеенный из отдельных досок. В рояле дека размещается горизонтально под струнами, а в пианино вертикально. Это ответственная деталь. Она не только усиливает звук, но и участвует в формировании тембра инструмента.

10 стр., 4981 слов

«Смычок и струны», анализ стихотворения Анненского

... Иннокентий Анненский известен как представитель символистского направления в поэзии. Кому посчастливилось знакомиться с его немногочисленными стихотворениями, отмечают их утонченность и высокую образность. «Смычок и струны», по ... и игровой точки на струне определяет характер звучания: громкость и тембр. В таблице приведены основные зависимости[3]: Соотношение игровой точки, давления на струну и ...

Деку делают из резонансной ели, иногда сосны, причем дерево специально подбирают, чтобы слои в нем были узкими и прямыми, не было сучков. Струны одним концом крепятся на чугунной раме, потом перекидываются через деревянную подставку, укрепленную на деке. Подставка передает деке колебания струн, затем струна переходит через порожек на противоположной стороне рамы, и наматывается на колок.

Суммарная сила натяжения струн двадцать тонн. Всего и в рояле и в пианино их насчитывается более двухсот, для каждого звука натягиваются две или три одинаково настроенные струны. Колки устроены особо: они плотно запрессованы в деревянную раму, которая соединена с чугунной. Каждое отверстие для колка сверлится с таким расчетом, чтобы оно было меньше диаметра самого колка на полтора миллиметра, тогда он сидит плотно.

Так же у фортепиано и рояля имеются педали. Правая педаль была изобретена в 1781 году мастером Бейером. С ее помощью можно продлить звучание струн, когда клавиши уже отпущены. Педаль поднимает со всех струн глушители и оставляет их в положении бездействия все время, пока она нажата.

Левая педаль изобретена в 1782 году английским мастером Дж. Бродвудом. При ее нажатии на рояле вся молоточковая механика сдвигается чуть в сторону, а струны остаются на месте, и удар молоточка приходится не на три, а только на две струны. Звучание становится более тихим и мягким. У пианино механизм левой педали устроен по – другому. Молоточки не сдвигаются в сторону, а приближаются к струнам еще до нажатия клавиш. Удар с близкого расстояния получается слабее, чем обычно, и звук тише.

В некоторых инструментах предусмотрен модератор. Если его включить, между молоточками и струнами проляжет лента тонкого фетра или какого – нибудь другого материала, и звучание станет тихим и глухим. Управление модератором выводится на третью педаль, которая фиксируется в нажатом положении, или на специальный рычаг, расположенный сбоку от клавиатуры. В некоторых роялях третья педаль имеет другое назначение – она освобождает от глушителей не все струны сразу, а только те, клавиши которых были нажаты до нажатия педали.

Рояли в зависимости от своих размеров разделяются на четыре типа: концертный, салонный, кабинетный, миньон. Пианино делятся на два типа: обычное и уменьшенного габарита. ФОРТЕПИАНО И ЭЛЕКТРИЧЕСТВО.

Помимо механических фортепиано стали появляться и электрические. Первое фортепиано, приводимое в действие с помощью электричества, было построено конструктором Г. И. Гаунтлеттом в 1852 году.

Из электрических фортепиано девятнадцатого века, особое место занимает инструмент Эйзенмана 1889 года. Изобретатель предложил воспринимать колебания струн и деки посредством помещенного вблизи них микрофона.

В начале двадцатого века отмечены несколько изобретений электрических фортепианноподобных инструментов. Известны инструменты сделанные В. Кеннеди – Лаури Диксоном в Лондоне, Иосифом Вебером в Бруклине. В 1928 году московский изобретатель Горин предлагает свою радиоэлектрическую схему и конструкцию фортепиано. Его изобретение пользуется электромагнитными силами для поддержания колебаний фортепианных струн в незатухающем состоянии. Однако звук приобретает новый, чуждый инструменту характер.

2 стр., 897 слов

Д. Шостакович — Том 39 — Сочинения для фортепиано

... рукописи следует считать ошибочной. Соната для фортепиано № 2 Сочинение впервые исполнено автором 6 июня 1943 года в Москве, в Малом зале консерватории. ... Афоризмы» было подсказано композитору Б. Яворским. 6 мая 1927 года Шостакович подарил ему автограф произведения с надписью: «Дорогому Болеславу ... 2264. Афоризмы , соч. 13, написаны между 25 февраля и 7 апреля 1927 года. В цикл вошли десять пьес: ...

В 1953 году американский инженер – электрик Леон Кац построил своеобразный электронный рояль, где создание и формирование звуков было осуществлено чисто электронными средствами, без применения струн и других традиционных звуковых тел и способов. Электрическая схема этого инструмента оказалась весьма сложной. Он мог имитировать все главнейшие качества звука обычного фортепиано: атаку, последующие двухступенное затухание, тембр и управление силой в зависимости от силы нажима на клавиши. Было также предусмотрено приспособление, имитирующее легкое вибрато. Опыты с электрическим формированием и усилением звука в роялях и пианино не закончены до сих пор.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Итак, фортепиано появившись в начале восемнадцатого века, постоянно совершенствовалось, а в двадцатом веке появились электромузыкальные клавишные инструменты, по некоторым качествам превосходящие фортепиано. Но это не значит, что фортепиано устарело. И подтверждение этому находится в том, что столько людей стремится учиться игре на фортепиано, что тысячи и десятки тысяч регулярно посещают концерты фортепианной музыки, слушают записи, не пропускают выступлений пианистов по телевидению. Это значит, что фортепиано с его удивительным богатством и многообразием звуковых красок и оттенков, по – прежнему, любимый музыкальный инструмент. Ни один инструмент не сравнится сегодня с ним в том, как широко и разнообразно используется фортепиано в нашей жизни. Солист и аккомпаниатор, постоянный участник оркестра, ансамблей, театра. Умение играть на фортепиано, как «межинструментальный» музыкальный язык, стало необходимо для скрипачей и флейтистов, певцов и виолончелистов – для музыкантов всех специальностей.

Великая музыка, написанная для фортепиано композиторами двадцатого века – Дебюсси, Равелем, Прокофьевым, Шостаковичем (как и произведения Бетховена, Шопена, Рахманинова), выражает богатый спектр человеческих чувств, настроений, используя все многообразие возможностей этого удивительного музыкального

Прошло много лет с тех пор, как появились первые клавишные инструменты, первые фортепиано. Но и сегодня, присутствуя на концерте, мы становимся каждый раз свидетелями настоящего волшебства. Пианист выходит на эстраду, садится за рояль, и зал замирает; и, повинуясь пальцам артиста, из фортепиано начинают доноситься звуки музыки, на глазах у всех совершается таинство – рождается искусство.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/istoriya-fortepiano/

  1. С. Газарян «В мире музыкальных инструментов», Москва «Просвещение» 1985 г.
  2. П. Зимин «История фортепиано и его предшественников», Москва «Музыка» 1968 г.
  3. М. Зильберквит «Рождение фортепиано», Москва «П. Юргенсон» 2006 г.
  4. А. Алексеев «История фортепианного искусства», Москва «Музыка» 1988 г.