«Смычок и струны», анализ стихотворения Анненского

Сочинение
  • Анализ стихов
  • Анненский
  • Смычок и струны

И.Ф. Анненский был ярким представителем символистов. Данное направление пользовалось популярностью на рубеже XIX и XX веков. Работы И.Ф. Анненского, черпавшего свое вдохновение в творчестве французских символистов, образны и грациозны. Одним из самых ярких произведений автора является стихотворение «Смычок и струны», опубликованное в 1908 г. По свидетельствам знакомых это было одно из наиболее любимых произведений автора.

В этом произведении поэт олицетворяет неодушевленные предметы, наделяя их способностью подобно людям чувствовать боль и счастье, любовь и равнодушие. Скрипка и смычок сравниваются с мужчиной и женщиной. Их отношения сложны, полны боли, «и было мукою для них, что людям музыкой казалось». Однако, несмотря на схожесть этих отношений с пыткой, у влюбленных не выходит разлучиться, ибо сама судьба снова и снова соединяет их воедино («вдруг почувствовал смычок, что кто-то взял и кто-то слил их»).

Автор показывает, что в любовном союзе между мужчиной и женщиной всегда присутствует воля высших сил, и влюбленные зачастую не в силах управлять своей судьбой, поскольку не знают, что случится с ними в следующий момент. Любовь делает человека бессильным и беспомощным.

Стихотворение, включающее в себя шесть строф, написано четырехстопным ямбом. В строчках используется излюбленная автором перекрестная рифмовка. Слова в произведении звучат размеренно и мелодично, напоминая игру на скрипке, в строках используется звукопись (повторение гласных «о» и «у»).

При чем благодаря преобладанию коротких строк отображается прерывистость этой мелодии. При помощи такого приема автор отражает противоречивость чувств, завладевших героями.

Строки произведения наполнены трагизмом. Автор использует восклицания, чтобы передать всю горечь отношений. В этом поэту помогает и использование различных метафор и эпитетов «тёмный», «тяжёлый», «унылых», рисующих в воображении читателя мрачное помещение, освещенное лишь свечами и лунным светом, в которой музыкант играет на скрипке. Многочисленные многоточия подчеркивают разрыв между героями и связанное с этим чувство одиночества.

Анализ стихотворения Иннокентия Анненского «Смычок и струны»

17 декабря 2015

Исследователь русского языка Иннокентий Анненский известен как представитель символистского направления в поэзии. Кому посчастливилось знакомиться с его немногочисленными стихотворениями, отмечают их утонченность и высокую образность. «Смычок и струны», по свидетельствам близких поэта, – одно из любимейших его творений собственного сочинения.

5 стр., 2413 слов

Сравнительный анализ стихотворений Блока «Россия» и Белого «Родина»

... в декаденстве и упаднических настроениях, что, впрочем, было свойственно многим автора рубежа столетий – переломной эпохи для жизни нашей страны. Взгляды автора Анализ стихотворения Белого «Родине» ... дом…», анализ стихотворения Есенина «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», анализ стихотворения Есенина, сочинение «Белая береза», анализ стихотворения Есенина «Письмо к женщине», анализ стихотворения Есенина ...

Поэзия стиха сложная, витиеватая. Анненскому довелось в работе переводчиком прочесть довольно много трудов французских мастеров пера. Обогатившись новыми изысканными оборотами речи, метафорами и литературными приемами, он создал в итоге шедевр изумительного стиля.

Символизм произведения – в теме главного сходства и противопоставления. Мир предметной природы описан в соотнесении с человеческой жизнью. Скрипка со струнами и смычок рисуются в стихотворении как образы женщины и мужчины, сперва связанные судьбой, а после – разорванные.

Трагизм и надрыв читается в строках, будто слышится отрывистая игра скрипача. Как для встречи струн со смычкой решающим является желание музыканта, так, по мнению автора, судьбой двух влюбленных сердец волен управлять только Бог, или случай, но никак не они сами. Если человек вправе сжалиться над дуэтом музыкального инструмента и играть хоть до самого утра при свете свеч. То любовью людей высшие силы часто пренебрегают, заставляя расставаться связанные сильными чувствами души.

Поэт прекрасно передал эмоции человека методом одушевления вещественного. Символы подобраны с поразительной уместностью. Центром композиции сам Анненский выделял строки предпоследней из шести строф. «…было мукою для них…» – с болью в душе, дрожащим до слез голосом декламировал поэт.

Размер стихотворения определяется как четырехстопный ямб. Рифмовка избрана традиционная – перекрестная. С применением ассоциативного метода и звуковых повторов автор строит каркас произведения. Сочетания слов звучат плавно и мелодично. Утверждение и противопоставление создает смысловое напряжение в четвертой строфе.

Неизбежность расставания после случайности встречи и тонкая мелодия бьющихся в унисон сердец в отведенное Богом время – вот зарисовка стиха, прекрасная, но трагическая.

История создания и публикации

Стихотворение впервые опубликовано в альманахе «Белый камень» (1908, № 1) под названием «Скрипка». В посмертном сборнике (И. Анненский. Кипарисовый ларец: Вторая книга стихов. Посмертная. М.: Кн. изд-во «Гриф», 1910), согласно плану автора, стихотворение получило название «Смычок и струны» и вошло в раздел «Кипарисовый ларец» в составе «Трилистника соблазна», который также включает в себя стихотворения «Маки» и «В марте». Сохранилось три недатированных автографа, один из них с вариантами.

Анализ стихотворения Смычок и струны

Стихотворение «Смычок и струны» принадлежит перу Анненского – одного из поэтов «Серебряного века». Он особенно любил это своё творение. В жизни поэт был сдержанным человеком и обычно скрывал свои чувства, но при чтении «Смычка и струн» не мог оставаться спокойным. Очевидно, это произведение затрагивало его самые глубокие и трепетные чувства.

Сюжет стихотворения основан на взаимоотношениях двух предметов – смычка и скрипки. Однажды чья-то невидимая рука соединила их, и они почувствовали волнующую близость друг друга. Они были счастливы вместе, и от их слияния рождалась музыка, но душа скрипки при этом испытывала боль, так как им было суждено расстаться. Смычок понял её чувства и остановился, но струны скрипки продолжали звенеть, пока не иссякли последние силы.

2 стр., 812 слов

Сочинение осколок снаряда порвал струны на скрипке

... (1)Осколок снаряда порвал струны на скрипке. (2)Осталась только одна, последняя. (3)Запасных струн у музыканта ... 20 - ____________________________________________________. Предложение №27 - ____________________________________________________. 5. Продолжи сочинение и проиллюстрируй 2 функции многоточия. Первая, всем известная функция ...

Используя эти образы, автор раскрывает перед нами сложный мир человеческих отношений и переживаний. Он показывает, что счастье не бывает совершенным и всегда сопровождается болью от сознания его скоротечности. Но люди всё равно стремятся к высшей радости и гармонии, не останавливаясь ни перед какими мучениями, и от этого в мире рождается что-то прекрасное.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом с перекрёстными рифмами и состоит из шести строф. В первых строках автор изображает сумрачный фон, на котором происходит действие:

Какой тяжёлый, тёмный бред! Как эти выси мутно-лунны! Касаться скрипки столько лет И не узнать при свете струны!

При чтении этих строк воображение рисует картину: в мрачную комнату пробиваются тусклые лучи света, посредине стоит скрипач со своей скрипкой, которая кажется ему чужой. Но далее оказывается, что настоящим лирическим героем является не музыкант, а смычок:

Кому ж нас надо? Кто зажёг Два жёлтых лика, два унылых. И вдруг почувствовал смычок, Что кто-то взял и кто-то слил их.

Мы видим, что человек выступает лишь как та сила, которая помогла встретиться и соединиться смычку со струнами. И между ними происходит драматический диалог, в ходе которого раскрываются их взаимные чувства:

«О, как давно! Сквозь эту тьму Скажи одно: ты та ли, та ли?» И струны ластились к нему, Звеня, но, ластясь, трепетали.

«Не правда ль, больше никогда Мы не расстанемся? довольно. » И скрипка отвечала д а , Но сердцу скрипки было больно.

Звучание этих строк напоминает прикосновение смычка к струнам, а преобладающие короткие слова ассоциируются с его прерывистыми движениями. Такими выразительными средствами поэт подчёркивает противоречивые чувства радости и боли, владеющие героями. Этот внутренний конфликт достигает наивысшей силы в следующей строфе:

Смычок всё понял, он затих, А в скрипке это всё держалось. И было мукою для них, Что людям музыкой казалось.

Здесь трагический разрыв между внешним благополучием и скрытым страданием оттеняется игрой слов, ведь «музыка», лишенная сердцевины (среднего слога), становится «мукой». Это созвучие противоположностей создаёт впечатление траура, которое подчёркивается эпитетом «чёрный» в заключительной части стиха:

Но человек не погасил До утра свеч. И струны пели. Лишь солнце их нашло без сил На чёрном бархате постели.

На протяжении всего стихотворения сохраняется грустное, печальное настроение. В двух местах автор использует восклицательные знаки для того, чтобы показать не восторг, а всю горечь происходящего. Вопросы, остающиеся без ответа, усиливают мучительные переживания героев. Эпитеты «тяжёлый», «тёмный», «унылых» и слова «бред», «тьму», «расстанемся», «больно» подавляют редкие проявления света «мутно-лунны», «жёлтых», «зажёг». Но в конце картина изменяется: наступает утро, восходит солнце, а слово «постель» наводит на мысль об отдыхе. Здесь проступают христианские мотивы: тех, кто не останавливается в своём стремлении к высшему счастью, Бог доведёт до светлой обители, где они обретут успокоение от всех прошлых страданий.

Стихотворение «Смычок и струны» написано очень выразительным образным языком и производит неизгладимое впечатление на душу читателя. Не случайно оно стало самым известным произведением Анненского, которого вполне заслуженно считают поэтом большой психологической силы и тонкости.

Технология игры смычком[3]

Расположение смычка на струне, сила его давления и скорость движения

игровой точкой

  • В зависимости от скорости движения, силы давления и игровой точки на струне определяет характер звучания: громкость и тембр. В таблице приведены основные зависимости[3]:

Соотношение игровой точки, давления на струну и скорости движения смычка

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
p v-p v-p v-p v-p v-p v-p v-p v-p v-p v-p v-p v-p v-p
sul ponticello
pp 1 7-1 6-1 5-1 4-1 3-1 2-1 1-1 2-1 3-1 4-1 5-1 6-1 7-1
p 2 6-2 5-2 4-2 3-2 2-2 1-2 2-2 3-2 4-2 5-2 6-2 7-2 6-2
mp 3 5-3 4-3 3-3 2-3 1-3 2-3 3-3 4-3 5-3 6-3 7-3 6-3 5-3
mf 4 4-4 3-4 2-4 1-4 2-4 3-4 4-4 5-4 6-4 7-4 6-4 5-4 4-4
f 5 3-5 2-5 1-5 2-5 3-5 4-5 5-5 6-5 7-5 6-5 5-5 4-5 3-5
ff 6 2-6 1-6 2-6 3-6 4-6 5-6 6-6 7-6 6-6 5-6 4-6 3-6 2-6
fff 7 1-7 2-7 3-7 4-7 5-7 6-7 7-7 6-7 5-7 4-7 3-7 2-7 1-7
sul tasto
Гобой Кларнет Флейта

Обозначения в таблице:

  • В первом столбце обозначена сила звука (пианиссимо, пиано, меццо-пиано, меццо-форте, форте, фортиссимо, форте-фортиссимо).

  • В первой строчке номера игровых точек, если струну разметить на 14 равных частей, с 1-й, что соответствует ближайшей точке к подставке, по 13-ю — самой дальней, находящейся у верхнего порожка при открытой струне, или у пальца при зажатой.
  • Во второй строке показаны соотношения v

    и

    p

    , означающие соотношения скорости движения смычка и силы его давления на струну соответственно. Соотношения, изображённые чёрным цветом, соответствуют наиболее качественному звучанию, а серым соответствуют звучанию с полностью или частично потерянным качеством тона, в нотной записи обозначается

    sul ponticello

    (для левой части таблицы) или

    sul tasto

    (для правой части таблицы).

    Параметры v и p представлены по 7-балльной системе, так: p=1 и p=7 соответствуют минимальному и максимальному давлению, при котором музыкант может произвести устойчивый звук;

  • v=1 и v=7 соответствует минимальной и максимальной скорости, при которой музыкант может удерживать постоянное давление и скорость.
  • Во втором столбце показано давление по семибалльной системе, при котором получается соответствующая сила звука.
  • Заполненные цифрами клетки обозначают на такой игровой точке, при каком давлении и скорости производится качественное звукоизвлечение.
  • Последняя строчка обозначает возможные тембровые характеристики, предложенные К. Флешем[прояснить

    ]. Это связанно с тем, что тембр в зависимости от расположения игровой точки меняется:

    • Чем ближе к центру струны (игровая точка № 7, выделенная серым), тем больше энергии передаётся основному тону (высшей гармонике), и тем меньше энергии отдаётся обертонам (1-й и более высоким гармоникам);
  • Чем дальше от подставки инструмента, тем больше резонансная частота у инструмента в данной точке. Это связанно с тем, что гриф, сужаясь, увеличивает частоту собственных свободных колебаний, способных резонировать с вынужденными колебаниями струны.
  • Использование струн

    В выше приведённой таблице значения приведены относительные, и необходимо вносить поправки в зависимости от:

    • жёсткости струны,
    • толщины струны,
    • игрового пространства струны.

    Жёсткость струны

    Более жёсткая струна

    • Даёт возможность дальше от подставки извлечь благозвучные ноты, так как она оказывает достаточное сопротивление смычку и не зажимается до хрипоты и скрипа.
    • Уменьшает возможность извлечении нежных и тихих звуков, способствуют срыву звукоизвлечения, что ограничивает художественную палитру музыканта.

    Наклон смычка

    Наклон смычка в сторону грифа делают для:

    • Изменения ширины ленты волоса, что способствует проявлению более высоких гармоник; используется чаще всего при игре ближе к грифу на нюансе пиано или при исполнении флажолетов.
    • Регулировки направления силы пружины трости смычка, что необходимо для различных артикуляционных эффектов, например: смягчения атаки звука, уменьшение прыгучести смычка и др.

    Возможны два случая:

    • Если плоскость пружины смычка перпендикулярна плоскости струны, то упругие свойства смычка используются в максимальной степени (sin(90)=100 %).

      Направление силы руки всегда перпендикулярна. Отсюда геометрическое воздействие упругих качеств смычка относительно давления на струну руки равно Sin(смычка^струны)/Sin(руки^струны)=Sin(90)/Sin(90)=100 %/100%=100 %.

    • При наклоне смычка к грифу, эти две плоскости составляют между собой некоторый острый угол, тогда синус этого угла меньше 100 %. Тогда упругие качества смычка реализуются в меньшей степени при неизменном давлении на струну рукой. Это уравновешивает напряжения в струне по обе стороны от смычка (используется при игре в форте).

    «Смычок и струны» И.Анненский

    «Смычок и струны» Иннокентий Анненский

    Какой тяжелый, темный бред! Как эти выси мутно-лунны! Касаться скрипки столько лет И не узнать при свете струны!

    Кому ж нас надо? Кто зажег Два желтых лика, два унылых… И вдруг почувствовал смычок, Что кто-то взял и кто-то слил их.

    «О, как давно! Сквозь эту тьму Скажи одно: ты та ли, та ли?» И струны ластились к нему, Звеня, но, ластясь, трепетали.

    «Не правда ль, больше никогда Мы не расстанемся? довольно. » И скрипка отвечала да, Но сердцу скрипки было больно.

    Смычок все понял, он затих, А в скрипке эхо все держалось… И было мукою для них, Что людям музыкой казалось.

    Но человек не погасил До утра свеч… И струны пели… Лишь солнце их нашло без сил На черном бархате постели.

    Анализ стихотворения Анненского «Смычок и струны»

    Символизм как литературное явление был весьма распространен в России на рубеже 19 и 20 веков. Одним из приверженцев этого направления являлся поэт Иннокентий Анненский, который оставил довольно скромное литературное наследие. Однако при этом его поэтические произведения безупречны с точки зрения стилистики символизма, они настолько образны и изящны, что и спустя 100 лет воспринимаются так, будто бы были написаны только вчера. Заслуга в этом не только самого Анненского, но и французских поэтов, которые автор с удовольствием переводил на русский язык, впитывая в себя хрупкость их слога и черпая вдохновение в витиеватых фразах. Что же касается творчества Анненского, то одним из христоматийных произведений, опубликованных при жизни поэта, стало стихотворение «Смычок и скрипка», созданное в 1908 году.

    Не секрет, что музыка является одним из способов выражения человеческих чувств. Однако Анненский воспринимал ее как источник вдохновения и один из символов жизни. Поэтому неудивительно, что в стихотворении «Смычок и скрипка» автор провел параллель между людьми и неодушевленными предметами, наделив последних умением ощущать боль и радость, любовь и безразличие.

    Героями этого произведения являются скрипка и смычок, которые людьми всегда воспринимаются, как единое целое. Однако это не так, потому что они воссоединяются лишь тогда, когда звучит музыка. Точнее, по воле исполнителя музыка может возникнуть тогда, когда смычок нежно касается струн скрипки. В этом Анненский увидел высший символ взаимоотношений между мужчиной и женщиной, которые, встретившись после разлуки, словно скрипка и смычок, не смогли поначалу даже узнать друг друга . Но некто невидимый вновь толкнул их в объятия и «вдруг почувствовал смычок, что кто-то взял и кто-то слил их».

    Для всех, кто был очевидцем того, что происходило, не было в увиденном ничего удивительного. Ведь скрипка и смычок рождены для того, чтобы звучала музыка. Но Анненский увидел в этом не просто набор нот и музыкальных фраз, а диалог двух живых душ, которые встретились для того, чтобы вновь расстаться. «И было мукою для них, что людям музыкой казалось», — отмечает поэт. Он видит гораздо больше, чем другие, поэтому может понять, что на самом деле означает союз скрипки и смычка. Проводя параллель с миром людей, автор делает одно удивительное открытие, убеждаясь, что и в союзе между мужчиной и женщиной всегда присутствует чья-то воля. Когда влюбленные встречаются или же расстаются, мы привыкли считать это судьбой. Но мало кто задумывается о том, что изменить ее не под силу даже тем, кто готов горы свернуть ради своей «половинки». В итоге чувство любви нередко сопровождается ощущением собственного бессилия, ведь нам не дано знать, что произойдет в следующий момент . Смычку и скрипке в этом отношении повезло, так как «человек не погасил до утра свеч… И струны пели». Земная же любовь не может похвастаться таким постоянством и жертвенностью. Ведь каждый человек, в первую очередь, ощущает собственную боль, а уж потом пытается представить, что чувствует в этот момент тот, кого он любит. Плюс ко всему, у скрипки и смычка есть еще одно преимущество: они всегда будут рядом, сложенные в одном футляре. Люди же, расставаясь, уходят друга от друга навсегда, и никакая музыка в мире не может заставить их вновь воссоединиться, забыв взаимные обиды. В этом, по мнению поэта, состоит отличие между одушевленными и неодушевленными предметами. Но при этом любой союз, даже речь идет о скрипке и смычке, является весьма символичным и в нем не может быть ничего случайного.

    Содержание

    • 1 Параметры смычка 1.1 Скрипичный смычок
    • 1.2 Альтовый смычок
    • 1.3 Виолончельный смычок
    • 1.4 Контрабасовый смычок
  • 2 Исследования
  • 3 Технология игры смычком[3]

    3.1 Расположение смычка на струне, сила его давления и скорость движения

  • 3.2 Использование струн 3.2.1 Жёсткость струны
  • 3.3 Наклон смычка
  • 4 Любопытные факты
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 См. также
  • Смычок для виолончели Струна скрипки во время игры на ней

    Состав смычка:

    • Деревянная трость

      (древко), переходящая в

      головку

      с одной стороны, с другой прикрепляется

      колодка

      ; Для изготовления трости используется дерево фернамбук (Pernambuco) или Бразильское дерево (Brazilwood).

    • Колодка делается из чёрного дерева со вставками из перламутра. В колодку с внутренней стороны, прилегающей к трости, ввернута небольшая медная гайка, а в основание трости вставлен восьмигранный винт с длинной резьбой, с помощью которого можно регулировать натяжение волоса. Встречаются смычки, в которых колодка изготовлена из слоновой кости, с использованием гарнитуры из золота, что делает смычки более дорогими. Пластинки из слоновой кости в подавляющем количестве смычков используются на кончиках смычков.
  • Волос конского хвоста (искусственного или натурального) идет от головки к колодке и образует ленту с помощью кольца

    на колодке. Конский волос, особенно толстый, имеет большие чешуйки, между которыми находится натирочная канифоль, что благоприятно сказывается на звуке[1].

  • Для каждого струнного смычкового инструмента предусмотрен свой тип смычка, соответственно смычки бывают скрипичными, альтовыми, виолончельными и контрабасовыми. А для каждого размера инструмента соответствующий размер смычка, так, например, смычок для скрипки 3/4 для соответствующего инструмента. Также существует так называемый барочный смычок, применяющийся для исполнения музыки в стиле Барокко. Его отличает форма головки, напоминающая стручок гороха. Традиционно в смычок вставляют конский волос белого цвета, но иногда можно встретить и смычки с чёрным волосом, который более грубый по структуре, что способствует большему его трению со струной, но менее ровному и гладкому звуку. Чёрный волос используется для контрабасовых и иногда виолончельных смычков, а также для дешевых скрипичных смычков, предназначенных для использования в музыкальных школах и дворцах культуры.[2]

    Современная школа игры на смычковых инструментах предусматривает следующее положение руки на смычке: смычок держится правой рукой, при этом кисть находится над колодкой, большой палец придерживает колодку снизу, остальные пальцы лежат на трости сверху. В то же время, при игре на контрабасе сохраняется, наравне с вышеуказанным, и старый способ, при котором кисть руки находится под колодкой, а сама колодка удерживается хваткой большого, указательного и среднего пальцев.

    Качество волоса и канифоли имеют огромное влияние на извлекаемый звук. Канифоль используется для натирки волоса смычка, чтобы повысить силу сцепления его со струной. Обычно это производится перед каждой игрой. Основные показатели качества волоса и канифоли заключаются в хорошем сцеплении между ними и малом распылении последней при игре на инструменте.