ВВЕДЕНИЕ
Рукоделие, развивающее художественный вкус и умение, воспитывающее терпение, приучающее к аккуратности, обогащает нашу внутреннюю жизнь и приносит истинное удовольствие от выполненной работы. Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности. Среди таких известных видов рукоделия, как вышивание, вязание, плетение и др., особое место занимает шитье из лоскута, корни которого уходят в далекое прошлое.
Лоскутное шитье — удивительно теплый, домашний и женский вид творчества. Настоящие мастера, чтобы создать подлинное произведение искусства, используют уже не старые, выцветшие лоскутки, а специально подбирают и покупают красивые яркие ткани.
Мал лоскуток, а нужен!
Нужен тем, кто умеет превращать цветные кусочки ткани в необычные мозаичные картины.
В доме умелой хозяйки постепенно накапливаются лоскутки и еще много всякой всячины.
Почти все ткани можно использовать для лоскутного шитья, но начинающей мастерице лучше всего работать с хлопчатобумажными тканями. Они хорошо стираются и прекрасно утюжатся. Это, прежде всего сатин, ситец и лен. Шьют также из шелка, атласа, сукна, драпа, из плотного вязаного полотна, тканей других видов, лишь бы они не плавились под утюгом.
Сшивая лоскуты, часто приходит учитывать, где у них долевое направление нитей.
Кроме этого необходимо владеть цветовой гармонией, которая поможет избежать грубых ошибок при создании лоскутной «живописи».
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ЖАНРА
1.1. ИСТОРИЯ ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА
Декоративное искусство (от лат. Decoro – украшаю) –художественная обработка предметов обихода, художественная отделка, внутреннее убранство зданий и т.д. К декоративному искусству относятся скульптурные элементы и декоративные росписи архитектурных сооружений, декоративная скульптура, мозаика, витражи, росписи и резьба по различным материалам, художественное литье из металла, ковка, чеканка, ковры, декоративные ткани и др. В декоративном искусстве используются изобразительные мотивы и орнамент. В отличии от прикладного искусства, декоративное включает в себя произведения, не имеющие непосредственно утилитарного значения. Однако резкую грань между ними установить сложно.
Декоративное искусство возникло в первобытном обществе (орнаментированная керамика и др.) и было сильно развито в странах Древнего Востока и античного мира, а также в странах Ближнего и Дальнего Востока, особенно значительных успехов оно достигло в Китае. В Западной Европе декоративное искусство занимало большое место в стиле готики, в эпоху Возрождения, в стиле барокко, в 18-начале 19 в.в. Памятники декоративного искусства восходят к древнейшим временам. Высоко развито было декоративное искусство у скифов (обработка металла, ювелирное дело).
Декоративно-прикладное искусство на примере техники батик
... искусств: акварели, графики, витража, мозаики и др. Помимо очаровывающих художественных эффектов, причиной выбора стало то, что декоративные ткани ... холодного батика. В частности, темой творческой работы является «Стилизация цветов». Холодный ... этой технике. Теоретическая часть дипломного проекта изложена в этой ... ткань под неусыпным надзором римлян осторожно разделялась на мануфактурах Ближнего Востока ...
Древняя Русь оставила прекрасные декоративные росписи и скульптуру, художественные изделия.
Декоративное рисование – это рисование в декоративной манере, оно существенно отличается от академического рисунка. В декоративном рисовании можно передать не только схожесть с данным объектом, но и внести условности. Важнейшим выразительным средством в декоративном изображении является линия. Основной задачей реалистического рисования является достоверная передача реальности объектов в двухмерном изображении.
Достигается это за счет линейной перспективы и тональной передачи в изображении планов и объемов. Таким образом, это графическое изображение, приближенное к реальности.
Основной принцип декоративного изображения – достижение максимальной выразительности изображаемого, то есть достоверность отходит на дальний план, а на первый план выходят такие аспекты как: нарочитость – выявленная активность изображаемого, приукрашенность.
Если в академическом изображении объекта может быть практически любой мотив, то для декоративного пригоден лишь мотив, явно выразительный, способный мобилизовать творческий потенциал художника к декоративной его трактовке.
Безусловно, при значительном опыте и фантазии можно декоративно изобразить и любой мотив, а без наличия опыта более логично выбирать мотивы, отличающиеся своей выразительностью, как бы запоминающиеся глазу.
В реалистическом рисовании линия имеет более естественный, мягкий ход и как бы легко вживляется в среду рисунка, особенно в штриховке. В декоративном рисовании линия имеет более отчетливый выверенный характер, она ведется четко и осознанно, с начала и до конца, как бы утверждая свою суть на любом отрезке, исключая элемент случайности.
В декоративном рисовании все взвешенно, обдуманно и работает на утверждение декоративного образа.
Декоративно-прикладное искусство
Еще одна область декоративно-прикладного искусства связана с украшением самого человека — с созданием художественно выполненного костюма, составляющего ансамбль вместе с головным убором, обувью и ювелирными изделиями. Но в последнее время эту область все чаще относят к дизайну.
Включение в повседневную жизнь людей декоративного искусства, наряду с дизайном и архитектурой, эстетически ее обогащает, является источником эстетического воспитания.
2. ЛОСКУТНОЕ ШИТЬЕ
2.1. ИСТОРИЯ ЛОСКУТНОГО ШИТЬЯ
Лоскутное шитье издавна известно многим народам. Из пестрых и однотонных кусочков ткани, выкроенных по шаблонам, мастерицы составляют самые разные композиции — мозаичные узоры. Недаром этот вид творчества у нас называют ситцевой или лоскутной мозаикой. На лицевой стороне таких композиций нет видимых швов. Лоскутная мозаика — одно из направлений в лоскутной технике. Существует и другое — аппликация. Здесь, чтобы создать рисунок, лоскутки нашивают на единый кусок ткани — фон. Оба эти направления могут прекрасно соседствовать и дополнять друг друга в лоскутных произведениях.
Реализация принципа наглядности при изучении основ декоративно-прикладного ...
... понятий красоты, целостности и национального своеобразия предметного мира. Тема моей дипломной работы «Реализация принципа наглядности при изучении основ декоративно - прикладного искусства на уроках технологии». Она содержит две части: теоретическую, которая дает ...
В России шить из лоскутков стали во второй половине XIX века, когда появился в продаже дорогой заморский ситец. Расцвет лоскутного шитья пришелся на конец XIX века и был связан с развитием машинного производства ситца, а также с широким распространением в народе разнообразных дешевых хлопчатобу мажных тканей с набивным рисунком. В обиход вошли ситцевые сарафаны и рубахи. Их украшали лоскутными орнаментами. Из остатков ситца при крое одежды, из кусочков отслуживших свой срок текстильных изделий экономные хозяйки научились собирать одеяла, коврики, занавески, подушки и другие вещи. Традиционные «деревенс кие» узоры отечественной лоскутной техники — несложная мозаика из полосок, квадратов и треугольников ярких контрастных цветов. Очень интересны объемные технологии в русском лоскутном шитье, когда каждый лоскуток, вырезанный с помощью лекала (круга или квадрата), складывают в треугольник, затем группируют треугольники рядами и настрачивают по кругу на основу из плотной ткани, или когда длинные жгуты скрученной ткани заплетают в шнур-косичку, а затем косички разных цветов выкладывают по кругу и сшивают между собой.
К сожалению, лоскутная техника как вид декоративно-прикладного искусства не вошла в перечень народных промыслов, поддерживаемых государством, и уже в 20-х годах нашего столетия русское лоскутное одеяло стало больше утилитарным, чем художественным предметом. Мастерицы шили одеяла из старых изношенных тканей без особого подбора лоскутков по цвету и форме.
В 1970-е годы в одежде и в украшении интерьеров стал модным фольклорный стиль, и тогда появился новый всплеск интереса к лоскутной технике. Музеи России начали собирать и изучать лоскутные изделия. Их прекрасные образцы пополнили коллекции народного творчества Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства в Москве, Музея ивановского ситца, местных краеведческих музеев. Лоскутными технологиями заинтересовались современные профессиональные художники.
Лоскутная техника требует от художника великолепного владения и цветом, и мастерством шитья. Чтобы добиться хорошего результата, нужна абсолютная, миллиметровая точность кроя и такая же точность при сшивании лоскутков, так как из-за разницы в несколько миллиметров возникает перекос изделия. Кроме того, нужно еще в совершенстве освоить ручную и машинную стежку (от слова «стегать» — прошивать насквозь положенный между двумя кусками ткани слой ватина, ваты или другой прокладки).
Различные узоры стежки служат дополнительным украшением лоскутного изделия.
Из лоскутков мастерицы шьют самые разные вещи: тряпичных кукол, картины, панно, одеяла, покрывала, подушки, скатерти, прихватки, занавески, коврики, сумки, жакеты, жилеты. Полагаясь на собственный вкус, можно дать полную свободу в выборе тканей.
Лоскутная мозаика, аппликация и стежка независимо друг от друга существовали почти у всех народов. Самая древняя аппликация, датируемая 980 годом до н. э., была найдена в Египте. Фрагменты стеганых изделий обнаружили при раскопках скифских курганов.
По Истории ИЗО «Декоративно-прикладное искусство»
... лоскутков), лоскутное одеяло — лоскутная техника, лоскутная мозаика, текстильная мозаика — вид рукоделия, при котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани. Аппликация — способ получения изображения; техника декоративно-прикладного искусства. Стёганые изделия, ... художественного творчества. Древнейшим произведениям декоративно-прикладного искусства ... характерна тем, что е ...
В Европе стежка появилась около 800 лет назад, во времена крестовых походов. Вплоть до XVIII века ее использовали прежде всего для укрепления многослойной одежды. Стеганые одеяла и покрывала были распространены в основном на юге Франции и Англии, где примерно до 1750 года их шили из цельных полотнищ и украшали контрастной вышивкой.
Экономичная лоскутная техника (ее называют на Западе «пэчворк», что в переводе с английского — «работа из лоскутов») как вид декоративно-прикладного искусства возникла сначала в Англии. Сюда еще в XVI веке начали привозить индийские хлопчатобумажные ткани прекрасных расцветок и узоров. Иметь в доме индийское одеяло, богато декорированное вышивкой или набивным рисунком, считалось признаком достатка. Очень скоро появились и подделки — одеяла из хлопчатобумажных индийских тканей, изготовленные на английских мануфактурах. В 1712 году правительство Англии, заботясь о сохранении и развитии собственных шерстяных и шелковых мануфактур, запретило продавать на территории Англии индийский ситец и изделия из него. Конечно, контрабанду ситца это не остановило, однако он стал дефицитен и дорог. Бережливые женщины, выкроив из дорогого ситца одежду, стали использовать его остатки для других изделий. Яркие элементы узора ткани шли на аппликации: их нашивали на льняные или шерстяные полотна. А из мелких разноцветных лоскутков собирали единое полотно по принципу мозаики. Таким образом, первоначально лоскутная техника возникла в результате нехватки материалов и их дороговизны. В домах без большого достатка она позволяла рукодельницам создавать модные текстильные предметы интерьера, например, парадные стеганые одеяла. В дальнейшем лоскутное шитье активно развивалось там, куда шли первопроход цы. Собирать из кусочков тканей стеганые одеяла и другие вещи их заставляли условия жизни. Великолепные образцы лоскутных изделий шили мастерицы севера Скандинавии, Русского севера и Сибири, запада США. В Америке лоскутная техника постепенно из необходимости превратилась в любимое занятие очень многих людей и стала национальным видом декоративно-прикладного искусства. За последние два столетия американские мастерицы разработали множество прекрасных узоров, ставших традиционными, и придумали определенные технологии изготовления лоскутных изделий. Любители этого вида искусства объединяются в «квилт-клубы» («квилт» в переводе с английского — «стеганое лоскутное изделие»).
Чтобы овладеть всеми тонкостями этого искусства, нужно время и терпение. Главные условия успеха — художественный вкус и аккуратность. Составляя из лоскутков мозаику, важно, чтобы они гармонировали по цвету, иначе композиция будет рябить в глазах. Дополнительные сложности возникают в работе с пестрыми лоскутками, которые, кроме основного тона, имеют и другие цвета. Собирая разные кусочки ткани в единое полотно, мастер всякий раз проверяет получаемый эффект. При этом он больше опирается не на теорию цветовых сочетаний, а на свою интуицию.
Виды росписи по ткани
... внимание профессиональных художников и дизайнеров ткани и одежды. Современные техники росписи ткани очень разнообразны. Для себя я решила освоить один из самых традиционных видов художественной росписи акриловыми красками. Почему ... “витражный” контур делают эту технику интересной для начинающих. Холодный батик основан на том, что при этом способе росписи тканей все формы рисунка, как правило, ...
Начинать лучше с самых простых, небольших изделий, например с прихваток. Нужно научиться соединять два одинаковых по размеру, но разных по цвету прямоугольных треугольника в квадрат, затем из квадратов составить полоску, несколько полосок сшить в лоскутную пластину. Освоить первые шаги помогут книги по лоскутному шитью, переводные и отечественные. Их вы найдете в магазинах.
Трудоемкую лоскутную технику можно усовершенствовать, применяя прозрачную линейку для лоскутного шитья и ножи для раскроя ткани. Они продаются в специализированных магазинах.
Ткань — материал недолговечный, поэтому время и место возникновения лоскутной техники весьма условны. Не исключена возможность появления лоскутного рукоделия в нескольких странах одновременно. Однако принято считать, что зародилась эта техника в Англии, а затем постепенно распространилась в других местах. Изделия из лоскута стали появляться на Руси, в Европе, Америке, Австралии. Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта. Неслучайно повышенный интерес к технике лоскутного шитья в разных странах возникал именно в периоды кризисных ситуаций. Идея же геометрического подбора различных кусочков ткани берет начало от традиционного народного ремесла. Не исключено, что толчком к появлению лоскутных орнаментов послужило древнее искусство создания мозаичных композиций, дошедшее до нас из глубины веков. Недаром шитье из лоскута называют также «лоскутная мозаика». С годами отношение к такому виду рукоделия, как к вынужденному выходу из трудных жизненных ситуаций, постепенно отошло в прошлое. В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду искусства. Художественные изделия из лоскута по праву заняли достойное место среди произведений декоративно-прикладного творчества во многих странах мира. Имеется такая коллекция и во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства. Гармоничным сочетанием тканей различных цветовых и геометрических решений можно достигать неповторимых колоритов. Своим разнообразием и многоцветном лоскутные вещи притягивают наше внимание. Они применимы и для убранства кухни, спальни (салфетки, прихватки для горячего, скатерти, наволочки, одеяла, пледы) или гостиной (декоративное панно), и в качестве аксессуаров (нарядная сумка, кошелек) либо одежды (изящный летний костюм или стеганый жилет).
2.2. ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ КВИЛТОВ
В долгой истории лоскутного шитья художественные квилты занимают особое место. Возникнув на основе простых мотивов аппликаций середины XIX века, в настоящее время они представляют собой уникальные произведения текстильного искусства.
Большинство ранних квилтов — это, как правило, стеганые одеяла, которые изготавливались из одного или нескольких кусков ткани или из мелких лоскутков, сшиваемых либо беспорядочно, либо в виде узора и соединяемых со слоем прокладки и подкладочным материалом. Слои прошивались простым швом, получившим название стежки, которая прокладывалась в виде различных узоров или узнаваемых рисунков. Очень часто мастерицы обращались к изображениям растений и животных, поэтому на многих чудесных квилтах середины XIX века можно увидеть наивные, стилизованные их очертания, особенно цветов и листьев, которые легко были приспособлены для выполнения аппликацией. Когда в Европе в XVIII веке вошли в моду набивные ткани, как, например, индийские ситцы, портнихи часто выполняли из них узоры и нашивали на однотонную ткань, чтобы сэкономить дорогую модную материю. На некоторых квилтах, созданных в такой технике (персидская вышивка), кусочки ситца располагались далеко друг от друга, а фон часто простегивался, нередко с прокладыванием шнура.
«Использование художественных возможностей обработки ткани ...
... Сейчас, конечно, на продажу кукол делают из новых тканей [3, с.47]. Другой вид обрядовой куклы – насыпная кукла – мешочек. Если ... ребенок, не особо заботившийся об анатомическом соответствии и технике исполнения. Лёгкая небрежность, неровность и не всегда ... каждая мелочь – пуговичка, тесемочка – тщательно выверяется и подбирается, ткани и нитки специально окрашиваются или состариваются [3, с.50]. ...
Иногда изделие состояло из нескольких частей: вокруг центрального блока располагались фрагменты с каймой — от стилизованных изображений постепенно переходили к наиболее реалистичным мотивам, которые с течением времени все более усложнялись. Свою самостоятельную ценность художественные квилты получили только с середины XIX века.
2.3. ИСТОРИЯ ПЭЧВОРКА
История пэчворка восходит к очень отдаленным временам. Так в музее Булат в Каире выставлен образец орнамента, датированный 980-м годом до нашей эры и выполненный из кусочков кожи газели одной тональности. В Токийском музее костюмов представлена одежда периода Майома Эдо (15б9 — 1867), украшенная узорами из кусочков различной ткани. Б IV — IX веках н.э. паломники, совершавшие восхождение к храму (пещера тысячи Будд, находившаяся на древнем шелковом пути), оставляли там кусочки своих одежд. Из этих многочисленных оставленных ктсочков служители храма делали ковер, напоминавший о паломничестве множества людей. Ковер этот был обнаружен лишь в 1920-м году археологом сэром Артуром Штейном.
Необычайно красивый декоративный покров хранится в Петсамском монастыре (ХГХ век), выполненный в мягких тонах Востока и таинственной Византии. В мае 1540-го года Катерина Ховард, одна из жен Генриха VD3 (английского) получила 23 килта из королевского гардероба в знак благоволения короля перед свадьбой.
В Лондонском музее одеял хранятся великолепные изделия, выполненные женами первых поселенцев в Америке.
Очень живучий на Востоке, пэчворк пришел в Европу, вероятно после крестовых походов, когда рыцари привозили из Палестины трофейные флаги, знамена, ковры, выполненные в этой технике и необычайно красивые.
Но в Европе техника эта распространялась очень медленно и хорошо оправдывает свою этимологию «сделанный из кусочков ткани и … труда».
Когда в XVIII веке в Северную Америку стали прибывать эмигранты из Англии, Голландии и Германии, они оказались по прибытии в весьма бедственном положении. Денег не хватало даже на покупку новой одежды или ткани для нее. Стоит вспомнить, что в те отдаленные времена путешествие из Старого Света в Новый занимало достаточно много времени!
Но женщины нашли выход из положения. Хорошие куски от старой одежды складывались в мешки, а позже, собравшись вместе, из них шили одежду, одеяла, покрывала, коврики и т.д. Подобная работа объединяла людей, оторванных от родного крова, от своих корней. А возникший энтузиазм, вдохновение, позволяли создавать подлинные шедевры. Ведь жены английских пуритан, прибывших на берега Америки, привезли с собой не только любовь к уюту и мастерство вышивки, известной в Англии уже в XIII веке, но и умение экономить.
Здесь, в Америке, родился “килт”. Первоначально это слово обозначало одеяло, выполненное из лоскутков и простеганное с утепленной прокладкой. Затем словом “килт” стали называть все изделия, выполненные в этой технике.
Художественная роспись тканей
... полученные техникой трафарета, вытесняются градуированной ручной росписью. Часто применялась узелковая техника окрашивания, которая заключалась в завязывании на ткани определённо расположенных узлов и уже ... секрете сохранялась окраска тканей и способ получения красителей из растений. Существовала особая роспись шелковых тканей посредством воскового рисунка, который выполнялся на ткани с помощью ...
С килтом были связаны разнообразные традиции. Так например, приданое девушки обязательно должно было включать 12 изделий, выполненных в технике “килт”. Тринадцатое изделие начинали делать во времена помолвки, а заканчивали перед свадьбой звезда выполнена из 672-х ромбов восьми цветов и производит впечатление излучения (сделан в 1880-м году).
Выходцы из Голландии предпочитали свободный растительный цветочный узор. (Ох, уж эти великолепные тюльпаны!).
Каждое графство в штате Северная Каролина имеет свой непохожий на другие орнаменты — «Тюльпан*. И ни с чем не спутаешь английский узор из шестигранников и особую, английскую технику соединения их в единый узор. Народ Эмиш, как и мениониты, предпочитали естественный и простой стиль. Их килты представляют энергичные геометрические рисунки интенсивных тонов и покрыты плотной сеткой килтинга. Постепенно пэчворк становится выражением американского народного искусства, появляются различные правила, модели, типы и способы. Традиции пэчворка не только не канули в Лету, но во многом благодаря миссионерам, проникли в Азию, Канаду, Австралию, Индию, на Гаити, на Гавайи. Однако, повсюду» он начинает приобретать сугубо национальные черты.
Вот почему- можно говорить о пэчворке гавайском, канадском, австралийском, итальянском, индийском, южно-американском и тд. Каждому из них свойственна особая техника, правила и способы выполнения.
Депрессия 30-х годов в США не способствовала занятию творчеством пэчворка — квилтинга, Не было ткани и во время второй мировой войны, но продукты питания продавались в мешках из хлопчатобумажных тканей. Мешки распарывали и получали большие куски ткани. Из одного такого пищевого мешка можно было сшить детское платье, а из двух уже платье для взрослого. После войны искусство пэчворка стало затухать. Тридцать лет назад начали появляться килтинтовые клубы (до того творчество было на уровне семьи).
Эти клубы («пчелиный рой») стали особым центром творчества, где воспитывались добрые отношения братства. Готовясь к празднованию 200-летия независимости в 1976 году, народ обратил взоры в свое прошлое. Исследователи бросились перетрясать старину по чердакам и подвалам. Были обнаружены старинные необыкновенно красивые килты, хранившиеся в семьях. Новая волна интереса к технике пэчворка — квилтинга связана и с технологическим подъемом последних трех десятилетий и развитием культуры. С 1970-го года пэчворк стал популярен в Британии и Европе. Пэчворк требует творческого подхода и вкуса. Его изготовление занимает немало времени. Наверное, именно поэтому он является наилучшим противоядием от тех неприятностей, которые нам уготовил внешний мир. Но не станем забывать, что это творчество до того, как превратиться в досуг, было наилучшим способом экономии — использование самых разнообразных кусочков ткани для создания изделий.
Требуется большое терпение, чтобы научиться этому творчеству, необходимо освоить многие технические приемы. Ведь никакой яркий и разнообразный рисунок не скроет плохой стежок и неаккуратную работу. Лишь с опытом приходит мастерство, достигается гармония рисунка. Лишь научившись техническим приемам, Вы обретете подлинную свободу» творческого самовыражения.
3. ВИДЫ ЛОСКУТНОГО ШИТЬЯ
Пэчворк – лоскутная техника аппликации или шитьё из лоскутков путём накладывания мелких деталей на более крупные (от англ. patch – заплатка или кусочек ткани, лоскут; work – работа).
В отличие от моделирования одежды при создании предметов интерьера, например панно или покрывала, здесь возможно применение тканей любого вида, фактуры, расцветки. Квилтинг – более широкое понятие, чем пэчворк ( quilting – сшивание, простёгивание).
Он включил в себя несколько видов техник рукоделия, включая лоскутную технику пэчворк, аппликацию, вышивку, традиционные для квилтинга стежки и строчки. Готовые работы, выполненные в этой технике, принято называть квилтами, а людей, которые занимаются этим видом рукоделия – квилтёрами .
3.1. АЛЬБОМНЫЕ КВИЛТЫ
Среди самых красивых ранних художественных квилтов выделяются так называемые альбомные квилты, которые символизировали дружбу или «свободу» и дарились друзьям или родственникам на память, особенно когда они куда-то переезжали, например на далекий американский Дикий Запад. Эти квилты иногда еще называют подарочными или автографными. Своим сюжетом они должны были напоминать о чем-то дорогом для человека, которому дарились, будь то здания или церкви, узнаваемые люди или исторические персонажи. В таких квилтах непременно присутствуют стилизованные цветы, листья и другие природные мотивы, а иногда знакомые предметы, животные, а также люди, занятые повседневными делами. Порой блоки изготавливались несколькими лицами, а иногда изделие принадлежало только одной мастерице. Самые знаменитые альбомные квилты были созданы в Балтиморе и его окрестностях (шт. Мэриленд) в 1840-1860 годы. Обычно их можно узнать по белому или кремовому фону, щедрому использованию красной, зеленой и желтой ткани и блокам с очень живописными узорами.
3.2. ПЭЧВОРК
Пэчворк — это настоящее искусство, особый стиль шитья из кусочков. Не правда ли, у наших бабушек в их уютных домах были подобные вещи, аккуратно скроенные из цветастых кусочков ткани, подходящих друг другу по размерам и оттенкам. Лоскутная техника — самый популярный вид рукоделия на сегодняшний день, т.к. не требует больших материальных затрат, предполагает возможность использования содержимого «бабушкиных сундуков», остатков ткани; предоставляет простор вашей фантазии Фольк-стиль всегда в моде, также как и «классика», которую называют азбукой хорошего вкуса. Народный костюм — это не только образец красоты и таланта, но и синтез различных видов декоративного искусства — это часть художественной культуры народа. Одежда способна эмоционально настраивать душу человека, и должна быть созвучна характеру жизненного процесса: традиционный крой, крестьянские мотивы, непринужденное сочетание в одном ансамбле различных по фактуре тканей, использование лоскутного шитья, все это дает возможность создавать индивидуальные и современные модели.
4. ПРОЦЕСС ЛОСКУТНОГО ШИТЬЯ
Изготовление квилтов требует исключительной аккуратности, точности, высокой техники шитья, в том числе и машинной, художественных способностей. Изделие выполняется вручную, на швейной машине или комбинированным способом и состоит обычно из трёх слоёв ткани. Верхний слой, как правило, выполняется в технике пэчворк или в комбинации этой техники с аппликацией, вышивкой, коллажом и т.д., которые также являются и самостоятельными техниками рукоделия. Средний слой – прокладка, обычно из синтепона или ватина. Нижний слой – прокладка, как правило, из хлопчатобумажной ткани. Все три слоя обязательно простёгиваются вместе. Качество простёжки свидетельствует об уровне техники исполнителя. После простёжки на поверхности квилта образуется рельефный узор, и она становится трёхмерной.
4.1. ПРОЦЕСС ВЫПОЛНЕНИЯ КВИЛТИНГА
С лоскутным шитьем, или пэчворком, мы все давно знакомы. Геометрические узоры из ткани, носящие красивые названия «Прерия», «Гусиный клин», «Мельница» или «Обручальное кольцо», повторяются в одной работе снова и снова, образуя строгие композиции, которые, будь это музыка, можно было бы назвать ритмичными. В чистой лоскутной технике играет форма и цвет, с помощью которых создается настроение или ассоциация. Но – никакой конкретики, ассоциациями дело и ограничивается в большинстве случаев. Другое дело – квилтинг, дальний родственник пэчворка. Квилт – это художественное панно, выполненное из ткани в смешанной технике. В основе его чаще всего лежит лоскутное шитье, дополненное аппликациями, вышивками, бисером и прочими мелкими штуковинами. В отличие от пэчворка, квилтинг менее абстрактен и более детален, подробен. Для сравнения – две работы, изображающие зиму, в технике пэчворка (фото 1) и квилтинга (фото 2).
Видите разницу?
Фото 1
Фото 2
С чего начинается художественный квилт? С понравившейся фотографии, рисунка, картины, почтовой открытки, даже с пакетика от семян. Понравившийся вам рисунок и ляжет в основу работы. Увеличьте или уменьшите его до требуемого размера, поэкспериментируйте. Если картина слишком многоцветна, можете уменьшить количество цветов. В результате каждый фрагмент квилта должен соответствовать одному цвету. А затем – начинайте подбирать ткань, и будьте готовы к тому, что это дело небыстрое. Фоном квилта чаще всего бывает полотно, изготовленное в технике пэчворка. (фото 3) Неяркие близкие цвета позволяют создать эффект акварели и показать перетекание света и тени на картинке. В этом случае мелкие детали выполняются в технике аппликации, для чего поначалу их приутюживают на место с помощью флизелина, а потом обрабатывают по краю. Интересно, кстати, что в некоторых работах среди ракушек-аппликаций вполне может затесаться обычная ракушка, пришитая или приклеенная к полотну. Это добавляет изображению достоверности и фактурности.
Фото 3
Бывает и по-другому – из лоскутков состоит вся картинка. (фото 4) Это сложнее, поскольку пэчворк здесь уже не геометрический, а свободный, но эффект не менее хорош. Остатки лоскутков традиционно пускают на обрамление, чтобы придать работе завершенность.
Фото 4
Важнейшая деталь квилта – стежка. С ее помощью можно создавать практически любую фактуру, рисовать волны на море, облака в небе, рябь на воде; прорисовывать рыбью чешую, черепицу на крыше и звериный мех… (фото 5) Стегать можно и на обычной, не обладающей никакими особыми функциями машинке, только надо либо опустить, либо закрыть картонкой зубчики, двигающие ткань под иглой. Тогда машинка действительно станет рисовать – отличие от обычного рисования будет заключаться только в том, что двигаться станет не рисующая игла, а ткань, на которую наносится рисунок. Вот что можно с помощью стежки сделать из простого по замыслу квилта. (фото 6) А ведь там кроме фона вообще ничего, кажется, нет!
Фото 5
Фото 6
Еще одна популярная разновидность квилтов – наборные, собранные из нескольких мелких сюжетов. (фото 7) Такие квилты хороши, в частности, для коллективной работы – участники шью по одному кусочку, а потом, собравшись вместе, соединяют их в целое полотно.
Фото 7
Для оживления квилта, как уже говорилось, можно использовать самые разные материалы. Так, изображение коралла вполне можно расцветить бусинками, которые придадут ему шероховатости. (фото 8) Да что там, как я с удивлением обнаружила, некоторые мастерицы делают целые квилты исключительно из бисера! (фото 9) Разнообразные швы, бусины, ракушки, монетки, стеклярус, перья – творите!
Фото 8
Фото 9
Квилтинг прочно соединяет три слоя изделия и украшает его. Синоним килтинга в русском языке — стежка, но не любая, а в ней должна быть четкая размерность: в 1 см квилтинга 5 стежков и 5 проколов. Другими словами — довольно частые стежки швом «вперед иголка». Выполняется килтинг простыми нитками в цвет ткани. Иголки для выполнения килтинга должны быть короткие, тонкие, прочные. Обязательно нужен наперсток.
Квилтинг выполняется:
- в швы между деталями;
- вокруг детали, делая ее объемнее;
- на пустых местах в орнаментах нитками в цвет, выполняя любой рисунок и даже слова. Квилтинг можно выполнять на швейной машинке, но красивее он выглядит при выполнении вручную.
И делается это так
Иголку следует держать между большим и указательным пальцами правой руки, пальцы левой руки находятся под работой. Кончик указательного пальца левой руки держать там, откуда должен выйти кончик иглы. Игла слегка под углом. Проткнуть все слои иглой, пока не почувствуете указательным пальцем левой руки кончик иглы. Сделать маленький стежок. После этого палец убрать к себе и подталкивать иглу, чтобы она вышла на лицевую сторону В то же время, правой рукой оттянуть иголку1 назад. Подталкивая иголку мягко вверх и вперед. пока размер показавшейся иглы не будет равен размеру желаемого стежка. Чтобы сделать последовательно стежки, переведите руку так, чтобы кончик иглы был на наперстке, расположив большой палец слегка впереди от того места, где Вы шьете Поставьте иглу перпендикулярно работе, нажмите наперстком, пока не почувствуете пальцем под работой кончик иглы. В то время, как Вы помогаете направить иглу вверх пальцем под работой, подтолкните иголку наперстком вниз и вперед, как раз перед тем местом, где Вы протягиваете, чтобы помочь игле вернуться наверх Повторить движение 3 и 4, сделав несколько стежков, подталкивая иголку вперед наперстком. Затем возьмите иглу, зажав ее между большим и указательным пальцами, вытяните пить через слои изделия, пока стежки не станут плотными без сборок
4.2. СОВЕТЫ ПО ПОДБОРУ ТКАНЕЙ
Особое внимание сейчас обращается на экологическую чистоту сырья. Прежде всего следует сказать, что по классическим канонам, которых, кстати, до сих пор придерживаются американцы, особенно, если это касается одежды, одеял, покрывал и подобных вещей, то использовать следует при работе б технике «пэчворк -квилтинг» в основном хлопчатобумажные ткани. Этот натуральный материал поглощает ачагу, протекает воздух, хранит тепло, хорошо стирается, сушится и гладится. От изделий, выполненных из хлопка, веет теплом и уютом.
Если изделие декоративное, то допустимы все материалы, но всегда следует помнить о чувстве меры. Не следует смешивать натуральные, синтетические и искусственные ткани при работе. Всем тканям свойственна усадка и поэтому перед работой обязательно следует увлажнить ткань, высушить ее и погладить.
Не следует пользоваться тканями, которые линяют при стирке. Они могут потом испортить Баше изделие. Используемая ткань должна быть прочной.
Какая же ткань хороша для работы в технике пэчворка?
Самая ценная ткань — однотонная — это как краски на палитре, на ее фоне создается калейдоскоп, и тогда возможности для творчества беспредельны. Из одноцветных тканей интерес представляют зеленые ткани. Следует покупать даже набивную ткань ради зеленых пятен на ней. Интересна ткань протуберанцами, правда, она довольно редкая
Очень хороши набивные ткани с кратных рисунком. Трудно догадаться, что множество разноцветных фигур вырезано из одного куска. Эта ткань — просто набор красок.
Лучше использовать темные ткани чем светлые. Цветочные ткани, а их 70 -80 %, более ценные с абстрактным рисунком, они менее навязчивы.
Белая ткань никогда не используется в орнаментах, ее всегда рекомендуется приглушить простыми красителями: чаем, кофе, винам, лукам, марганцовкой. Сушить следует утюгом, это хорошо закрепляет краску.
Черно-белые ткани — это классика. Из них можно делать очень красивые орнаменты. И опять же, они сочетаются с ярко-оранжевым. изумрудным, зеленым. Получается щтитешюй красоты изделие .Далее идут ткани с абстраюттмрисункам, они тоже позволяют многое сделать всего из одного куска ткани.
Не годится ткань с мелким (хоть и красивым рисунком), если конечно это не миниатюра, которая рассматривается в общем. Издали такая ткань смотрится однотонным пятном.
Большие цветы на ткани лучше, чем маленькие. Можно вырезать много цветных деталей из одного куска. С мелкими цветами детали орнамента должны быть .маленькими (1 х 1см).
Высший класс -это ткани с японской росписью и размывом. Вырезая детали из пограничных цветов и собирая их в орнамент, можно получить уникальное произведение.
Полоска, клетка и горох — это особая вещ и другой разговор. Требуется решение в каждом конкретном случае. Интересен горох разного размера, например черно-белый и с кантам. Хороши ткани с рисункам «огурец», мазками и размывам.
Обращайте внимание на изнаночную сторону ткани -это ткань-спутник с более светлой тональностью. Ее рекомендуется использовать чаще.
При особой обработке ткани — травлении на изнаночную сторону проходит часть краски и Вы имеете совершенно другую ткань, подчас более интересную, чем лицевая сторона.
Ткани с фруктами, овощами, живописью, птицами, животными и прочими рисунками -это для аппликации или фрагментарно для орнамента.
Фурнитура и материалы
Пэчворк и аппликация требуют для работы хороший материал и ловкость.
1. Чертежные принадлежности
Линейки металлические. Хорошо иметь специальную линейку для кроя пэчвор-ка. Карандаши Н, 2Н, цветные карандаши, точилка, ластик, клей ГГВА, ножницы, легкий картон, калька, треугольники, транспортир, циркуль. Разлинованная бумага, необходимая для работы, представлена в приложении на стр. 62-63. На стр. 61 мы предлагаем уже заготовленные для работы специально разлинованные листы с готовыми ромбами и сетка дтя их построения в желаемом размере.
2. Швейные принадлежности
Нитки швейные армированные разных цветов. Иглы, наперсток (хорошо кожаный) специальный для килтинга или обычный. Булавки, ножницы, распарыватель, утюг, швейная машина. Специальная доска, на которой вырезается ткань. Резак, сантиметровая лента, пяльцы. Ткани, синтепон.
3. Шаблоны
Шаблоны следует делать из мягкого картона перед началом работы. Они должны быть очень точными, ибо это выкройки, на основании которых будет составлен избранный рисунок Даже маленькая ошибка приведет к большим ошибкам и исказит Ваш рисунок
4. Орнамент
По мере знакомства с пэчворком Вы поймете, что большая часть геометрических фигур складывается в блок — решетку, равную количеству квадратов, на которое можно разделить блок. Наиболее распространенные деления блоков квадратов: 2 х 2 см, 3 х 3 см, 4 х 4 см, 5 х 5 см, 6 х 6 см, 7 х 7 см, 9 х 9 см.
В приложении на стр. 60 даны орнаменты. Вы можете воспользоваться ими для создания блоков и изделий из них. Система решеток дает Вам идею, как надо сочетать элементы друг с другом. Необходимо соразмерять формат элемента и размер изделия.
В традиционных моделях не всегда возможно работать в одном заданном размере, ибо квадраты обычно имеют размер от 20 до 30 см. Обычно модель, изготовленная из большого количества маленьких элементов более привлекательна, чем та, которая сделана из малого количества элементов.
Чтобы увеличить поверхность изделия, не добавляя лишних мотивов, можно чередовать блоки-квадраты разноцветные с однотонными в шахматном порядке, выполняя на них орнамент килтингом нитками в цвет. Можно собирать блоки с помощью полос, которые сделают переход от одного цвета в другой и от больших размеров деталей к малым. Бордюр позволит подогнать изделие к нужному7 размеру и образует рамку вокруг изделия.
ТРАДИЦИОННЫЕ УЗОРЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Искусство лоскутного шитья можно сравнить с живописью. Только краски нам заменяет ткань, а кисть – иголка с ниткой. И как по волшебству из-под легкой руки мастера выходит шедевр. Своеобразные лоскутные вещи преображают дом, добавляя тепла и уюта. Они применимы и для кухни (скатерти, салфетки, прихватки), для гостиной (диванные подушки, декоративное панно), для спальни (покрывала, наволочки на подушки).
Эти вещи сделаны своими руками, в них частичка души мастерицы. Они уникальны и других таких нет во всем мире.
Для развития любого творчества важны общение и обмен опытом между представителями разных школ и направлений. Продолжая и развивая традиции, современные мастера разрабатывают новые, удивительные узоры и находят необычные цветовые сочетания.
Сегодня вокруг лоскутного шитья царит оживление не только в России, но и в тех странах, где оно появилось раньше, чем у нас.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/iskusstvo-loskutnogo-shitya/
1. Адамян А.А. Вопросы эстетики и теории искусства, М., Искусство, 1978г.
2. Большая Советская энциклопедия
3. В.Г. Носков Перекличка веков, М., Мысль, 1990г.
4. Джек Тресиддер Словарь символов, М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999г.
5. Декоративное рисование. Составитель Логвиненко Г.М., Магнитогорск,
6. Журнал Юный художник, №1, 1993г.
7. И.И. Карпушин Искусство и религия, М., Педагогика, 1991г.
8. Калинина Е. Натура и фантазия в декоративной композиции. Журнал Юный художник, 1994г.
9. Мифы народов мира. Энциклопедия том 1, 2, главный редактор С.А. Токарев, М., Советская энциклопедия, 1988г.
10. Мартынова Л. Художественная роспись тканей, 1996г.
11. Основы художественного ремесла, под редакцией В.А. Барадулина, М., Просвещение, 1986г.
12. Основы художественного мастерства под редакцией Барадулина В.А., М., Просвещение, 1978г.
13. Рондели Л.Д. Народное декоративное прикладное искусство, М., Просвещение, 1984г.
14. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. М., Просвещение, 1988г.