Изобразительное искусство в развитии ребенка

Курсовая работа

Развитие представления о изобразительном искусстве у дошкольников

Актуальность темы заключается в роли изобразительного искусства в гармоничном развитии личности дошкольника. Воспитание детей осуществляется через приобщение их к богатству человеческой культуры и опыту, накопленному предыдущими поколениями. Исследования Б.Г. Ананьева, Л.С. Выгодского, И.Я. Лернева, М.Н. Скаткина, В.В. Краевского, С.Л. Рубинштейна и других авторов подтверждают, что правильный выбор средств развития, включая изобразительное искусство, способствует формированию активной позиции ребенка в процессе освоения культурно-исторического опыта.

Изобразительное искусство включает в себя такие виды как живопись, графика, архитектура, скульптура и декоративно-прикладное искусство. В детском саду наиболее распространенным видом изобразительного искусства является иллюстрация, которая относится к графике.

По определению Курочкиной Н.А., иллюстрации — это рисунки, которые образно раскрывают текст литературного произведения, украшают книгу и обогащают ее декоративный строй. С помощью графических средств они выявляют и передают социальную и художественную суть иллюстрируемого произведения (Н.М. Сокольникова).

Книжная графика способствует более глубокому и полному пониманию текста и предоставляет детям знания об окружающем мире, как показали исследования В.А. Езикеевой, Р.И. Жуковской, В.Я. Кионовой, Т.А. Кондратович, И.О. Котовой, Т.А. Репиной, Е.А. Флериной, А.Ф. Яковличевой и других авторов. Кроме того, иллюстрация является самостоятельным видом изобразительного искусства и обладает уникальными художественными достоинствами, которые первыми входят в жизнь ребенка.

Иллюстрация является начальной ступенью в формировании понимания других видов изобразительного искусства, более сложных по средствам выразительности, таких как живопись, скульптура и другие.

1. Роль изобразительного искусства в развитии ребёнка

1.1 Теоретические основы изобразительной деятельности в развитии дошкольника

Период дошкольного детства является благоприятным этапом для развития детей через изобразительное искусство. Однако, без помощи взрослых дети не могут приобщиться к опыту художественной деятельности, который человечество накопило за долгие годы.

13 стр., 6087 слов

Роль музыкального искусства в развитии детей

... к общему музыкальному образованию. Считалось, что: 1. По значимости и роли искусства в воспитании человека музыка как учебный предмет в школе должна занимать равное место с другими ... что это не максимальное, а минимальное количество часов, необходимое для полноценного музыкального развития детей. Эти идеи так или иначе, в большей или меньшей степени, но ...

Изобразительное искусство играет важную роль в формировании гармонично развивающейся личности ребёнка. Цель данной работы — рассмотреть влияние изобразительного искусства на гармоничное развитие дошкольников.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • проанализировать влияние изобразительной деятельности на воспитание и развитие ребёнка;
  • научить детей правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений;
  • овладеть современными техническими приемами работы с различными материалами;
  • активизировать творческие компоненты сложной структуры личности дошкольников.

Рисование, лепка фигур, создание конструкций из природных материалов и другие виды художественной и творческой деятельности играют ключевую роль в формировании личности ребёнка. Эти занятия не только дарят детям радость познания, но и развивают его способности к творческой деятельности.

Однако, для того чтобы достичь успеха в развитии творческих способностей ребёнка, необходима квалификационная помощь со стороны взрослых, которые должны обладать достаточной квалификацией в области изобразительного искусства, владеть необходимыми техниками художественной деятельности и постоянно развиваться в этой сфере.

Изобразительная деятельность дошкольников как часть художественной творческой деятельности

Изобразительная деятельность дошкольников является важным видом художественного творчества, который должен быть эмоциональным и творческим. Педагог имеет ключевую роль в создании всех необходимых условий для такой деятельности. В первую очередь, он должен обеспечивать эмоциональное и образное восприятие реального мира, а также учить детей способам создания изображений и средствам их выразительного исполнения.

Процесс обучения направлен на развитие детского изобразительного творчества и способности творчески отражать впечатления от окружающего мира, произведений литературы и искусства.

Рисование, лепка и аппликация являются основными видами изобразительной деятельности, предназначенными для образного отображения реальности.

Изобразительная деятельность является одной из самых интересных для детей дошкольного возраста. Она представляет собой специфическое образное познание окружающего мира, которое имеет большое значение для интеллектуального развития детей.

Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия и наблюдения. Чтобы нарисовать или вылепить какой-либо предмет, необходимо предварительно его хорошо изучить, запомнить его форму, величину, цвет и конструкцию.

Постепенное расширение запаса знаний об окружающем мире, разнообразие форм пространственного расположения предметов, различные величины и оттенки цветов имеют большое значение для интеллектуального развития детей.

При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание детей на изменчивость формы, размеров (ребенок, взрослый), цветов (растения в разные времена года) и различные пространственные расположения предметов и их частей (птица сидит, летает, клюет зерна; рыбка плавает в разных направлениях и т.д.).

9 стр., 4165 слов

Предмет изобразительного искусства. Виды и жанры

... ландшафта; по предмету изображения выделяют архитектурно-городской, индустриальный пейзаж, ведуту, марину (изображает море), исторический, фантастический (футурологический), лирический, эпический пейзаж. ПОРТРЕТ - жанр изобразительного ... и себя самого. Виды изобразительного искусства: 1. Архитекура - это искусство постройки зданий и сооружений для жизни и деятельности людей. Слово «архитектура» ...

Детали конструкции могут располагаться по-разному.

Занимаясь рисованием, лепкой и аппликацией, дети знакомятся с различными материалами (бумага, краски, глина, мел и др.), изучают их свойства и выразительные возможности, а также осваивают новые навыки работы.

Обучение изобразительной деятельности также способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, синтез и обобщение.

Изобразительная деятельность в развитии детей

Изобразительная деятельность является важным составляющим в развитии детей. На основе сходства предметов по форме возникает общность способов изображения в рисунке, лепке. Для детей это означает, что при изучении предметов и их свойств они приобретают силу анализа, начиная с более грубых и общих различий между объектами форм. От этих навыков рождается умение применять анализ в повседневных делах.

Эта деятельность является зоной развития речи детей. Они научатся распознавать, классифицировать и называть формы, цвета и оттенки предметов, что обогатит их словарный запас и улучшит связную речь.

Эта деятельность полезна для осуществления разных видов деятельности, умственного развития детей, а при изучении предметов дети усваивают знания об их свойствах и качествах: форме, цвете, размерах, положении в пространстве.

Изобразительное искусство важно для развития социальных качеств у детей. Участие в групповых занятиях учит их помогать друг другу, доводить начатое до конца, преодолевать трудности. Они учатся быть терпеливыми и коммуникабельными. Изобразительная деятельность используется для воспитания нравственных качеств и углубления благородных чувств.

Влияние изобразительного искусства на развитие творческой личности дошкольника

Изобразительная деятельность сочетает умственную и физическую активность. Дети приложивают усилия для создания рисунков, лепки и аппликаций, осваивают определенные навыки и умения. Она помогает дошкольникам преодолевать трудности, проявлять трудолюбие и развивать трудовые навыки.

Сначала детей привлекает сам процесс движения карандаша или кисти и следы, которые они могут оставить на бумаге. Постепенно появляются новые стимулы для творчества, такие как желание получить результат или создать определенное изображение.

Благодаря изобразительной деятельности, дошкольники усваивают практические навыки, которые понадобятся им в дальнейшей жизни. Они развивают такие волевые качества как внимание, упорство и выдержка. У детей формируется умение работать, достигать желаемых результатов.

Основная ценность изобразительной деятельности заключается в ее способности эстетического воспитания. В процессе восприятия красивого предмета возникает непосредственное эстетическое чувство, которое включает различные элементы, такие как чувство цвета, пропорции, формы и ритма.

Важную роль в эстетическом воспитании и развитии творческих способностей дошкольников играет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость и выразительность образов в живописи, скульптуре, архитектуре и прикладном искусстве вызывают эстетические переживания, помогают лучше воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений через рисунок, лепку и аппликацию. Постепенно у детей развивается художественный вкус.

22 стр., 10629 слов

«Творческое развитие младших школьников» проект

... из результатов этой деятельности является развитие способностей ребенка. В силу определяющей роли творческой деятельности (творчества) в развитии творческих способностей обратимся к рассмотрению понятий «творчество» и «творческая деятельность». По мнению В.А. Моляко само творчество можно определить как ...

Творчество является одной из важных видов культурно-досуговой деятельности ребенка. Оно способствует росту и развитию творческой личности дошкольника.

Творческая деятельность — форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых общественных ценностей. Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления, критичность, целостность восприятия и т.д. Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно суметь раскрыть их и развить. Творческая деятельность ребенка не обязательно приводит к творческому результату, но участие в ней не проходит бесследно. Дети от природы любознательны и полны желания делать что-то интересное, но не всегда у них хватает навыков и умений, поэтому следует создать необходимую обстановку творчески проектировочную среду. Кроме этого педагогу нужно уметь:

  • не мешать ребенку, творить;
  • быть рядом с ним в этом процессе;
  • принять и понять его;
  • довериться ребенку в минуты творческого поиска;
  • самому быть творцом;
  • бережно относиться к результатам детского творческого труда.

Н.П. Сакулина пишет, что развития художественного творчества невозможно без эстетического освоения действительности, под которым понимается эстетическое восприятие, переживание, оценка.

Развивать творческую способность детей можно средствами изобразительного искусства по-разному. Одним из важных условий развития художественного творчества детей является разнообразие применяемых при изобразительной деятельности и декоративного рисования техник. В каждом случае выбор художественного материала должен быть обусловлен конкретной задачей. Сначала педагог предлагает детям тот или иной художественный материал.

Использование разнообразных художественных материалов, применение смешанной техники (акварель с белилами, сочетание рисования восковыми мелками и акварелью, рисунок поролоном, сочетание пастели и акварели) не только позволяет детям добиваться большой образной выразительности, но и содействует художественному творчеству. Воображение в художественной деятельности имеет несколько уровней проявления и, соответственно, может и должно формироваться на разных уровнях.

Первый — самый простой, и поэтому именуемый часто поверхностным, уровень методик, построенных на базе использования основных приемов творческого воображения.

Творческое воображение и его развитие у детей

Творческое воображение является важным аспектом развития ребенка. Оно позволяет детям создавать новые и необычные идеи, соединять различные объекты и явления, а также акцентировать главное в предметах и персонажах.

Агглютинация

Агглютинация — это процесс склеивания крупных частей разнородных объектов, что приводит к образованию новых свойств и форм. Этот прием можно использовать для разработки интересных творческих заданий для детей. Например, можно попросить детей соединить части разных животных и «сконструировать» новое существо. Сначала дети должны придумать это существо, затем нарисовать его и дать ему название. Все эти этапы требуют творческого подхода и развивают воображение.

Аналогия

Аналогия — это нахождение сходства между различными объектами и явлениями. Детей следует учить искать аналогии во внешних очертаниях разных объектов. Например, можно дать детям задание понаблюдать за облаками и найти, на что они похожи. Важно фиксировать идеи каждого ребенка. Поиск аналогий можно проводить не только с облаками, но и с другими предметами и явлениями, такими как тени, блики и узоры.

7 стр., 3027 слов

Деятельность творческого объединения ‘Мир искусства’

... театра, роли А. Бенуа в культурной деятельности объединения и историко-художественного значения самого объединения. 1. Творческое объединение «Мир искусства» 1.1 Перед «Миром искусства» ... Перед тем, как стать широко известным общественным движением, «Мир искусства» прошел длительный период эмбрионального развития, ...

Акцентирование

Акцентирование — это умение выделить и подчеркнуть главное в предметах и персонажах. Для развития этого навыка можно использовать различные задания. Например, детям можно предложить рассказать о самых характерных особенностях известных персонажей, таких как Дед Мороз, Баба Яга или Колобок, и нарисовать их портрет, выделяя эти черты. Также дети могут нарисовать героя своей любимой сказки, акцентируя его основные черты.

Типизация

Типизация — это создание типичного образа, что является сложной задачей творческого воображения. Работа в этом направлении с детьми может быть затруднена из-за их возрастных особенностей, но с помощью специальных заданий можно развивать эту способность. Например, детям можно предложить задание создать типичного героя сказки или рисунок, на котором изображены типичные предметы или явления.

Развитие творческого мышления у детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность

Одной из важных задач развития творческого мышления у детей является организация и проведение изобразительной деятельности. Она позволяет стимулировать творческий потенциал ребенка, развивать его гибкость мышления и критическое мышление, а также способствует формированию цельности восприятия.

Проблемная ситуация как стимул к творческой деятельности

Проблемная ситуация играет важную роль в развитии творческого мышления детей. Она представляет собой задачу или состояние, которые нельзя решить обычными способами на основе имеющихся данных. Разрешение проблемной ситуации требует формулирования нестандартных гипотез, выявления новых взаимосвязей между элементами и использования необычных материалов и техник работы. Такая деятельность способствует активизации творческого мышления у детей.

Разнообразие материалов и техник

Для развития художественного творчества дошкольников необходимо предоставить им большое разнообразие материалов и техник изобразительной деятельности. Это может быть простой карандаш, цветные карандаши, акварельные краски, гуашь, пастель, восковые мелки, уголь, сангина, фломастеры и другие материалы. Ребенку следует самостоятельно выбирать наиболее подходящий для его задумки материал, что позволяет развивать его творческий выбор и умение видеть возможности в каждом материале.

Изобразительная деятельность учитывая возрастные особенности

При работе с дошкольниками важно учитывать их возрастные особенности. Дети в этом возрасте активно интересуются окружающим миром и проявляют свою креативность через изобразительную деятельность. Развитие их творческого потенциала требует создания комфортных условий, предоставления разнообразных материалов и возможности свободного самовыражения. Важно поощрять детей к экспериментированию и пробному рисунку без страха ошибиться.

Развитие восприятия искусства и эстетического восприятия

Эстетическое восприятие играет значительную роль в нашей жизни. Оно проявляется в процессе контакта с природой, красивыми предметами и произведениями изобразительного искусства. Даже у детей дошкольного возраста развитие восприятия осуществляется более интенсивно, чем формирование произвольности движений и развитие ручной моторики.

Согласно мнению отечественных и зарубежных педагогов и психологов, ребенок способен воспринимать не только форму, цвет и структуру предметов, но и красоту окружающего мира уже на очень раннем этапе жизни. Ему вселяют радость нежная зелень растений и красота цветов. В этом процессе педагог должен играть определенную роль: направлять чувственный опыт ребенка при наблюдении за природой или общении с произведениями искусства.

Рассматривая произведения изобразительного искусства, педагог может выражать восхищение величественной красотой скульптуры и архитектуры, сопереживать героям сказок, испытывать радость или печаль при восприятии произведений живописи. Однако возможности маленького ребенка ограничены и связаны с развитием двигательных навыков рук.

Для того чтобы ребенок освоил необходимые формообразующие движения, проводятся специальные упражнения, использующие простые предметы, лишенные эстетической ценности – такие, как ленточки, платочки, баранки, мячики, кубики и другие. Это принцип доступности обучения, который позволяет развить эмоциональную отзывчивость детей к природе, красивым предметам и материалам.

Дети с интересом изучают произведения народного и декоративно-прикладного искусства, книжную графику. Они эмоционально реагируют на образы природы и на репродукции произведений мировой живописи. Рисование и лепка рассматриваются не только как важные средства эстетического развития ребенка, но и как условие его эмоционального благополучия и полноценного психического развития.

Ученые установили, что представления дошкольного возраста о предмете во многом отличаются от самого предмета и сохраняют не все его качества, а лишь отдельные стороны, которые произвели на них наибольшее впечатление. При этом полученные от восприятия представления не остаются неизменными, а постоянно меняются и преобразуются.

Кроме того, происходит процесс обобщения представлений, и дети изображают в рисунках и лепке не то, что они видели, а то, что они себе представили, вообразили сами. Поэтому рисунки детей четырех лет специалисты относят к первой стадии изобразительного этапа. Их отличает примитивная выразительность, которая связана как с особенностями восприятия, так и с ручной умелостью ребенка. В процессе работы ребенок открывает для себя такие понятия, как «линия», «цвет», «форма», «ритм». Это порой происходит неосознанно, интуитивно, без заучивания законов и правил. «Ребенок использует возможности ритма, цвета, не имея предварительных знаний о них; он просто увлекается доступным ему в данный момент материалом.

Чтобы ребенок представлял, осознавал, что он делает, какой затем получит результат, необходимо направлять его практические действия. Обучение должно быть научным. При этом крайне важно помнить: «направлять» ребенка — это не значит ограничивать его строгими рамками, лишать свободы самовыражения, творчества и поисков способов передачи своих ощущений, чувств, переживаний. Несмотря на то, что движения руки к четырем годам уже в значительной степени сформированы, они еще недостаточно скоординированы. Действия детей пятого года жизни, как правило, неуверенные, скованные, неточные. Поэтому на начальных этапах обучения дошкольники, всецело поглощены процессом нанесения линий, пятен, а зрительный контроль над направлением движения часто отступает или сведен до минимума. С возрастом происходит резкое ускорение темпов развития сложных двигательных навыков.

Изучение развития изобразительных способностей детей 4-7 лет

Исследования, проведенные Г.А. Кислюком, свидетельствуют о том, что процесс развития изобразительных способностей у детей возраста 6-7 лет происходит в 4,5 раза быстрее, чем у детей пятого года жизни. Поэтому при обучении необходимо учитывать возраст и индивидуальные особенности каждого ребенка.

Одним из негативных результатов обучения является превращение художественных образов в застывшие шаблоны. Для того чтобы избежать этого, педагоги стараются строить процесс обучения на основе копирования заданного ими образца, который отвечает элементарным требованиям изображения. Шаблоны находят признание у окружающих и закрепляются в опыте ребенка, что создает определенную графическую основу для изобразительной деятельности и уверенность у ребенка в своих способностях.

Тем не менее, шаблоны могут представлять опасность для развития детского творчества, если не руководить деятельностью детей. В таком случае, они могут ограничиться несколькими усвоенными ими застывшими построениями отдельных предметов и потерять средства ��ыражения, адекватные их жизненному опыту. Поэтому важно проводить обучение, которое будет направлено на новое видение и пластическое понимание пространства.

Психофизиологические возможности детей 4-5 лет ограничены, поэтому обучение изображению по заданной схеме может породить штампы и лишить детей возможности самостоятельно изобразить что-либо. Поэтому рекомендуется использовать новые педагогические технологии, основанные на игровой мотивации, которые учитывают возрастные особенности детей и помогают им развиваться.

Изучение возможностей детей в работе с цветом

Согласно проведенным исследованиям, дети в возрасте 5 лет могут испытывать серьезные трудности с передачей формы и строения предметов, однако имеют большие возможности в работе с цветом. Поэтому при обучении рекомендуется уделять внимание развитию этого аспекта.

Развитие способности детей к восприятию и использованию цвета

Изучение возможностей дошкольников в области изобразительного искусства показало, что уже к 4 годам ребенок понимает различные цвета. В этом возрасте проявляется способность к цветоощущению и дети могут использовать цвета для творческих экспериментов.

Однако отношение детей к цвету изменчиво, что проявляется в выборе цвета независимо от реальной окраски предмета. С возрастом, к 5-6 годам локальный цвет становится более устойчивым и рассматривается как обязательный признак.

Ученые выявили двойственное отношение детей к использованию цвета в изображении: как передача окраски предмета и как украшение. При этом преобладание того или иного отношения является показателем развития ребенка.

Способы повышения эффективности изобразительной деятельности детей

  • Побуждать детей к самостоятельным занятиям рисованием с использованием палитры и экспериментированию с цветами.
  • Научить детей смешивать краски, чтобы получить новые цвета и оттенки.
  • Помочь детям овладеть приемами декоративного оформления рисунка и украшения поверхности вылепленных изделий.
  • Развивать индивидуальные интересы и предпочтения детей в разных видах изобразительного искусства.
  • Формировать интерес к цвету и следить за тем, чтобы дети действовали с множеством цветов и оттенков.

Для эффективной работы с детьми пятого года жизни необходимо развивать их способность к изобразительному творчеству, учитывая вышеизложенные задачи. Важно помнить, что свобода творчества позволяет каждому ребенку самостоятельно выражать свое отношение к объектам.

Изобразительная деятельность играет важную роль в развитии ребенка. Успех воспитания и обучения зависит от методов и приемов, применяемых педагогом для передачи знаний и навыков, а также развития способностей детей. Методы обучения изобразительной деятельности и конструированию являются системой действий, осуществляемых педагогом в рамках практической и познавательной деятельности, направленной на усвоение содержания, определенного программой воспитания и обучения в детском саду.

Приемы обучения представляют собой составные части методов. Традиционно методы классифицируются по источнику получения знаний детьми и средствам, используемым для их представления. Для детей дошкольного возраста непосредственное восприятие предметов и явлений окружающей среды, а также сообщения педагога и практическая деятельность являются основными способами усвоения знаний. Поэтому выделяют методы: наглядный, словесный и практический.

Однако последние исследования привели к созданию новой классификации методов обучения. Авторами этой классификации являются Лернер И.Я. и Скаткин М.Н. Она включает такие методы, как информативно-рецептивный, репродуктивный, исследовательский, эвристический и метод проблемного изложения материала.

Информативно-рецептивный метод основан на передаче информации от педагога к ребенку, а словесный метод включает в себя использование устной речи. Репродуктивный метод направлен на повторение и воспроизведение знаний. Эвристический метод поощряет самостоятельность ребенка в выполнении части работы на занятии. А исследовательский метод способствует развитию самостоятельности, фантазии и творчества, предлагая детям выполнить всю работу самостоятельно.

# О методах обучения изобразительной деятельности в дошкольном возрасте

Изображательная деятельность является одной из самых любимых и развивающих для детей в дошкольном возрасте. Она позволяет развивать творческие способности, фантазию и представление о мире.

## Методы преподавания изобразительного искусства

В работе с детьми старшего дошкольного возраста применяется метод проблемного изложения. Однако этот метод не подходит для младших школьников и дошкольников: его следует использовать только для старших детей.

Одним из основных методов изобразительного искусства является игровой метод. Это помогает сделать процесс обучения более занимательным и интересным для детей младшего возраста.

## Приемы работы на занятиях

На занятиях по рисованию в первой младшей группе используется основной прием — показ, как правильно пользоваться карандашами и красками. Кроме того, эффективным приемом являются пассивные движения, когда ребенок действует не самостоятельно, а с помощью взрослого. Также очень полезны игры с однородными, ритмичными движениями с проговариванием слов.

Во второй младшей группе на занятиях активно используется информационно-рецептивный метод. Перед занятием действенно знакомятся с формой предмета — дети обводят предметы рукой, играют с ними, ощупывают контур. В изобразительной деятельности также эффективным приемом является сотворчество учителя и детей.

Помимо игры, используются различные игровые приемы на занятиях по изобразительной деятельности, которые помогают детям находить новые средства и способы для изобразительного творчества. Это может быть очень полезно для них в будущем, т.к. позволит развивать их творческий потенциал и представление о мире.

Изобразительная деятельность в детском саду

Для детей изобразительная деятельность является источником вдохновения и творчества. Это объясняется несколькими причинами: она представляет собой занимательную форму учебной задачи, помогает развивать умения и играет мотивационную роль.

Виды изобразительной деятельности

В детском саду есть несколько видов занятий по изобразительному искусству: рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый вид имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире.

Рисование

Рисование — самый популярный вид занятий среди детей. Оно им позволяет проявить свою креативность и выразить свое видение мира. В детском саду рисование относится к одному из основных занятий и содержит целый ряд видов: рисование объектов, сюжетное и декоративное. Каждый из них имеет свою специфику, которая определяет программу обучения и материал для работы.

Дети рисуют все, что их интересует: предметы, события из повседневной жизни, литературные персонажи и декоративные элементы. Рисование является основным средством выражения своего мнения на холсте. Добавление цвета в работу может передавать различные эмоции, отношение к предмету изображения или играть декоративную роль. С наполнением определенных приемов композиции, дети могут глубже воплощать свои идеи в сюжетных работах.

Однако, овладение техника рисования представляет сложность для маленьких детей, потому воспитатель должен с большим вниманием подходить к теме работы.

В своей работе детский сад использует цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, составляющие различное изобразительное

Преимущества изобразительной деятельности:
— Занимательная форма выполнения задачи;
— Развитие умений через неоднократное выполнение задания;
— Использование мотивации для достижения качественного результата.

Изобразительная деятельность в детском саду

Карандашом создается линейная форма. При этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются различные детали. Затем линейное изображение раскрашивается. Такая последовательность создания рисунка облегчает аналитическую деятельность мышления ребенка. Нарисовав одну часть, он вспоминает или видит на натуре, над какой частью следует работать дальше. Кроме того, линейные контуры помогают в раскрашивании рисунка, ясно показывая границы частей.

В рисовании красками (гуашью и акварелью) создание формы идет от красочного пятна. В этом плане краски имеют большое значение для развития чувства цвета и формы. Красками легко передать цветовое богатство окружающей жизни: ясное небо, закат и восход солнца, синее море и т.п. В исполнении карандашами эти темы трудоемки, требуют хорошо развитых технических навыков.

Программой детского сада определены виды графических материалов для каждой возрастной группы. Для старшей и подготовительной групп рекомендуется дополнительно использовать угольный карандаш, цветные мелки, пастель, сангину. Эти материалы расширяют изобразительные возможности детей. При работе углем и сангиной изображение получается одноцветным, что позволяет сосредоточить все внимание на форме и передаче фактуры предмета; цветные мелки облегчают закрашивание больших поверхностей и крупных форм; пастель дает возможность передавать разнообразные оттенки цвета.

Своеобразие лепки

Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Для занятий с детьми применяются три вида лепки: предметную, сюжетную, декоративную. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.

Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют дошкольнику овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующей длительного обучения. В лепке решение этой задачи облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом.

Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается — объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются.

Основное средство в создании изображения в лепке — передача объемной формы. Цвет используется ограниченно. Обычно раскрашиваются те работы, которые будут впоследствии применяться в детских играх.

Основное место на занятиях лепкой занимает глина, как наиболее пластичный материал. Хорошо приготовленная, она легко поддается воздействию ребенка. Просушенные глиняные работы могут храниться длительное время. Пластилин обладает меньшими пластическими возможностями. Он требует предварительного согревания, в то время как в сильно разогретом состоянии он теряет пластичность, прилипает к рукам, вызывая неприятные кожные ощущения.

В процессе занятий аппликацией

Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т.д.) и величин (больше, меньше).

Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.

В процессе занятий у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Предоставляя ребятам бумагу разных цветов и оттенков, у них воспитывают умение подбирать красивые сочетания.

Ритм и симметрия являются основными понятиями, с которыми дети знакомятся уже в младшем возрасте через распределение элементов декоративного узора. Занятия аппликацией способствуют развитию плановой организации работы, что особенно важно, так как последовательность прикрепления частей играет большую роль в создании композиции. Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки и координации движений. Ребенок научается использовать ножницы, правильно вырезать формы, поворачивать лист бумаги и располагать формы на равном расстоянии друг от друга.

Конструирование

В детском саду применяются различные виды конструирования: использование строительного материала, конструкторов, бумаги, природных и других материалов.

В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, навыки и умения. Конструирование со строительным материалом позволяет им ознакомиться с геометрическими объемными формами, а также получить представления о симметрии, равновесии и пропорциях. При работе с бумагой дети уточняют свои знания о геометрических плоскостных фигурах, сторонах, углах и центре. Они также овладевают приемами видоизменения плоских форм через сгибание, складывание, разрезание и склеивание бумаги, что позволяет создавать новые объемные формы.

Работа с природными и другими материалами позволяет детям проявить свои творческие способности и приобрести новые навыки в изобразительной сфере.

Изобразительная деятельность и развитие конструктивного мышления у детей

Для развития конструктивного мышления и творческих способностей детей часто используются готовые формы, объединяя которые они создают нужное изображение. Ребенку необходимо представить предмет, который он собирается создать (в уме или на основе образца), его форму и части, а также определить соответствующие готовые формы, выявить их пригодность и использовать их (соединять отдельные части, добавлять детали, если необходимо — применять раскраску).

Сложный процесс формирования конструктивного мышления требует внимательного и четкого руководства со стороны воспитателя. Все виды изобразительной деятельности тесно связаны между собой через содержание работ. Для рисования заяца при лепке или аппликации, полученные знания о его форме, размерах и соотношении частей могут быть использованы в сюжетном рисовании без дополнительного учебного занятия.

При планировании работы воспитатели должны учитывать прогрессивность овладения формообразующими движениями с использованием разных материалов. Например, лучше всего начинать знакомство с округлой формой через лепку, которая демонстрирует ее объемность. В аппликации ребенок знакомится с плоскостной формой круга, а рисование создает линейный контур. Таким образом, важно выбрать правильный материал, чтобы дети могли быстро и легко освоить навыки изображения.

Опыт работы с детьми в изобразительной деятельности

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие творческих способностей в дошкольном детстве является гарантией будущих успехов. Поэтому проведение изобразительных занятий и разнообразных видов работы с детьми становится важной задачей для воспитателей.

Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Систематическое овладение изобразительной деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие. Развитию творческих способностей дошкольника уделяется достаточное внимание в таких комплексных программах, как: «Детство», «Радуга», «Развитие» и др. авторы программ нового поколения предлагают, через раздел художественно — эстетического воспитания, знакомить детей с традиционными способами рисования. Развивая, таким образом, творческие способности ребенка.

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изо деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

Методы проведения:

позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

формируют эмоционально — положительное отношение к самому процессу рисования;

способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Цель: Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы рисования.

Задачи кружка для детей старшего дошкольного возраста:

.Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.

.Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.

.Создавать условия для освоения цветовой палитры. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков.

Задачи кружка для детей подготовительной к школе группе:

. Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.

. Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к изобразительным умениям и навыкам детей, не делая их предметом специальных учебных знаний.

.Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности — рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).

Методическая база:

Нетрадиционные техники:

Тычок жесткой полусухой кистью. Рисование пальчиками. Рисование ладошкой. Оттиск поролоном. Оттиск пенопластом. Оттиск смятой бумагой. Восковые мелки и акварель. Свеча и акварель. Монотипия предметная. Черно-белый граттаж. Цветной граттаж. Кляксография. Кляксография с трубочкой. Набрызг. Отпечатки листьев. Тиснение. Монотипия пейзажная.

Организация занятий кружка. Два занятия в месяц по 30-35 минут. Материал для работы: акварельные краски, гуашь, восковые и масляные мелки, свеча; ватные палочки; поролоновые печатки; коктейльные трубочки; палочки или старые стержни для процарапывания; матерчатые салфетки; стаканы для воды; подставки под кисти; кисти.

Оценка результативности программы проводится по методике Г.А. Урунтаевой «Диагностика изобразительной деятельности дошкольников».

Ожидаемый результат работы кружка:

Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

Тематические выставки в ДОУ.

Заключение

На становление творческой личности ребёнка, развитие его эмоциональной сферы, умение понимать прекрасное в природе, во взаимоотношениях с другими людьми среди прочих факторов оказывает влияние изобразительное искусство. Посредством восприятия изобразительного искусства у детей формируются представления об идеалах современников, о культуре прошлых эпох и нового времени.

Овладевая изобразительно-выразительными навыками, дети приобщаются к элементарной творческой деятельности.

Занятие рисованием, лепкой не призваны делать всех детей художниками и скульпторами их задача освободить и расширить такие источники энергии, как творчество и самостоятельность, пробудить фантазию, усилить способности детей к наблюдению и оценке действительности. При самостоятельном выборе, нахождении и обработке формы, ребёнок становится мужественным, искренним, развивает фантазию.

Как показывает практика, многие вопросы творчества возникают не столько от отсутствия соответствующей изобразительной грамоты, сколько от неумения распорядиться своими способностями. Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно суметь раскрыть их и развить. Творческая деятельность ребенка не обязательно приводит к творческому результату, но участие в ней не проходит бесследно. Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.

Таким образом, задача педагога в том, чтобы развивать художественные способности ребёнка, а следовательно и творческие способности.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/hudojnik-v-kajdom-rebenke-tseli-i-metodyi-hudojestvennogo-obrazovaniya/

1 Алексеева В.В. Изобразительное искусство и школа. — М., 1968.

Алехин А.Д. Изобразительное искусство. — М., Просвещение, 1984

Волков И.Н. Учимся творчеству. — М., 1982.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М., 1967.

Выготский Л.С. Психология искусства. — М., 1968.

Гете В. Об искусстве. — Л.-М., 1936.

Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольника: учеб. пособие для вузов / Г.Г. Григорьева. — М.: Академия, 1999. — С. 220

Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. — М., 1969.

Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности человека. — М., 1968.

Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. — М., 1998. — С. 12-15

Казакова Р.Г. Актуальные проблемы теории и методики изобразительной деятельности. М., 1985.

Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию./ Под ред. Т.С. Комаровой. — М., 1991.

Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта. — М., 1981.

Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М., 1973.

Саккулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. — М., 1965.

Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. М., 1956 г.

Художественное творчество и ребёнок / Под. ред. Н.А. Ветлугиной. — М., 1972.

Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. — М., 1964