Культура средневековой Европы

Курсовая работа

Искусство каждой эпохи и страны теснейшим образом связано с историческими условиями, особенностями и уровнем развития того или иного народа. Оно обусловлено политико-экономическими, религиозно-философскими учениями и отражает насущные проблемы жизни общества. В то же время искусство живет и развивается по своим собственным законам, решает свои, художественные задачи. И научившись ценить и понимать это особое содержание искусства, люди становятся наследниками того духовного богатства, которое хранит для нас художественная культура человечества.

Средневековая европейская культура охватывает период с момента падения Римской империи до момента активного формирования культуры эпохи Возрождения и делится культуру раннего периода (V-XI вв.) и культуру классического Средневековья(XII-XIVвв.).

Появление термина «Средние века» связано с деятельностью итальянских гуманистов XV-XVI вв., которые введением этого термина стремились отделить культуру своей эпохи — культуру Ренессанса — от культуры предшествующих эпох. Эпоха средневековья принесла с собой новые экономические отношения, новый тип политической системы, а также глобальные изменения в мировоззрении людей.

Вся культура раннего Средневековья имела религиозную окраску. Основу средневековой картины мира составляли образы и толкования Библии. В качестве исходного пункта объяснения мира выступала идея полного и безусловного противопоставления Бога и природы, Неба и Земли, души и тела. Человек эпохи Средневековья представлял и понимал мир как арену противоборства добра и зла, как своеобразную иерархическую систему, включающую в себя и Бога, и ангелов, и людей, и потусторонние силы тьмы.

Основные периоды развития эпохи Средневековья:

1. Ранний феодализм (V-XIII вв.)

Средневековая культура развивалась в период раннего феодализма, когда происходил переход от империй варваров к классическим государствам Западной Европы. В это время происходили социальные и военные потрясения, а культура была пронизана молитвами, сказками, мифами и волшебными заклятиями.

2. Поздний феодализм (XI-XII вв.)

На этом этапе ремесло, торговля и городская жизнь имели низкий уровень развития, а господство принадлежало феодалам-землевладельцам. Однако с конца XI века начался процесс укрепления королевской власти и создания централизованных феодальных государств, что способствовало становлению культурного процесса.

3. Влияние крестовых походов

Крестовые походы, совершенные в конце позднего феодализма, позволили Западной Европе познакомиться с культурой арабского Востока и способствовали развитию ремесел.

5 стр., 2494 слов

Материальная культура раннего периода. Начало русской литературы: ...

... культура Древней Руси легла в основание развития культуры России, ибо вобрала в себя и мысли, и обычаи, и традиции зарождающейся русской культуры. Начало русской литературы: фольклор ... различными захватчиками. Древнерусский фольклор и летописи сохранили не только тексты, но и имена ... эпос — былины, в которых создаются некие собирательные образы героев, какими хотел бы их видеть народ. Самые ранние ...

Особенности искусства средневековой Европы

1. Дороманское искусство (V-Xвв.)

Дороманское искусство развивалось в течение трех периодов: раннехристианское искусство, искусство варварских королевств и искусство Каролингской и Оттоновской империй.

В раннехристианский период стало христианство официальной религией. В это время появились первые христианские храмы, такие как баптистерии или крещальни. Эти здания были центрического типа (круглые, восьмигранные, крестообразные) и украшались мозаикой и фресками. В них отражались основные черты средневековой живописи, хотя они были оторваны от реальности. В изображениях преобладала символика и условность, а мистичность образов достигалась использованием формальных элементов.

Искусство варваров имело положительное влияние на развитие орнаментально-декоративного направления, которое стало основной частью художественного творчества классического Средневековья и уже не имело тесной связи с античными традициями.

Характерной особенностью искусства Каролингской и Оттоновской империй является сочетание античных, раннехристианских, варварских и византийских традиций, которые ярче всего проявились в орнаменте. Архитектура этих королевств создана на основе римских образцов и включает в себя центрические каменные или деревянные храмы, использование мозаики и фрески во внутреннем декоре храмов.

Памятником архитектуры дороманского искусства является капелла Карла Великого в Аахене, созданная около 800г. В этот же период активно идет развитие монастырского строительства. В Каролингской империи было построено 400 новых и расширено 800 существовавших монастырей.

Романское искусство (XI-XII вв.)

Возникло во времена царствования Карла великого. Для данного стиля в искусстве характерна полукруглая сводчатая арка, пришедшая из Рима. Вместо деревянных покрытий начинают преобладать каменные, как правило имеющие сводчатую форму. Живопись и скульптура были подчинены архитектуре и главным образом использовались в храмах и монастырях. Скульптурные изображения ярко раскрашивались, а монументально-декоративная живопись наоборот, представлялась храмовыми росписями сдержанного колорита. Примером данного стиля является церковь Марии на острове Лаак в Германии. Особое место в романской архитектуре занимает итальянская архитектура, которая благодаря присутствующим в ней прочным античным традициям сразу шагнула в эпоху Возрождения.

Готическое искусство (XII-XV вв.)

Возникло в результате развития городов и формирующейся городской культуры. Символом средневековых городов становится собор, постепенно теряющий свои оборонительные функции. Стилевые изменения в архитектуре этой эпохи объяснялись не только изменением функций зданий, но стремительным развитием строительной техники, которая к тому времени уже основывалась на точном расчете и выверенной конструкции. Обильные выпуклые детали — статуи, барельефы, висячие арки были главными украшения зданий, как изнутри так и с наружи. Мировыми шедеврами готической архитектуры являются Собор Парижской Богоматери, Миланский собор в Италии.

Скульптура

Готика используется в скульптуре. Появляется трехмерная многообразная по формам пластика, портретная индивидуальность, реальная анатомия фигур.

15 стр., 7192 слов

Искусство древней Греции, Крит. Живопись периода новых и поздних дворцов

... сильно фрагментированном состоянии. Несмотря на фрагментированное состояние, критское искусство представлено достаточным количеством материала по фресковой живописи — росписи дворца, т. наз. Дома с фресками ... покрывался слоем сырой штукатурки, по которой процарапывались основные контуры рисунка. Затем накладывалась живопись естественными пигментами, разведёнными на известковом молоке. В том случае, ...

Монументальная готическая живопись в основном представлена витражом. Значительно увеличиваются оконные проемы. Которые теперь служат не только для освещения, а больше для украшения. Благодаря дублированию стекла передаются тончайшие нюансы цвета. Витражи начинают приобретать все больше реалистических элементов. Особенно известны были французские витражи Шартра, Руана.

В книжной миниатюре также начинает преобладать готический стиль, происходит значительное расширение сферы ее применения, происходит взаимовлияние витража и миниатюры. Искусство книжной миниатюры явилось одним из крупнейших достижений готики. Этот вид живописи эволюционировал от «классического» стиля к реализму.

Среди наиболее выдающихся достижений готической книжной миниатюры выделяются псалтырь королевы Ингеборг и псалтырь Людовика Святого. Замечательным памятником немецкой школы начала XIVв. является «Рукопись Манессе», представляющая собою сборник самых известных песен немецких минезингеров, украшенный портретами певцов, сценами турниров и придворной жизни, гербами.

Художественная культура Средневековой Европы

Христианское сознание – основа средневекового менталитета

Важнейшей особенностью средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. Церковь была единственным социальным институтом, общим для всех стран, племен и государств Европы и господствующим политическим институтом. Однако еще более значительно было то влияние, которое церковь оказывала непосредственно на сознание населения.

Христианство предлагало людям стройную систему знаний о мире, о его устройстве, о действующих в нем силах и законах. К этому добавляется притягательность христианства с его теплотой, проповедью любви и нормами социального общежития, романтической приподнятостью и экстатичностью сюжета об искупительной жертве, а также утверждение о равенстве всех людей в самой высшей инстанции.

Картина мира, определившая менталитет верующих, основывалась на образах и толкованиях Библии. В средние века исходным пунктом объяснения мира было полное, безусловное противопоставление Бога и природы, неба и земли, души и тела.

Средневековый европеец был глубоко религиозным человеком. Библию читали и слушали в средние века примерно так, как мы сейчас читаем свежие газеты.

Мир виделся тогда в соответствии с некоторой иерархической логикой, как симметричная схема, напоминающая две сложенные основаниями пирамиды. Вершина одной из них, верхней – Бог. Ниже идут уровни или ярусы священных персонажей: сначала Апостолы, затем фигуры, которые постепенно удаляются от Бога и приближаются к земному уровню – архангелы, ангелы и тому подобные небесные существа. На каком-то уровне в эту иерархию включаются люди: сначала папа и кардиналы, затем карлики более низких уровней, ниже их простые миряне. Затем еще дальше от Бога и ближе к земле, размещаются животные, потом растения и потом – сама земля, уже полностью неодушевленная. А дальше идет как бы зеркальное отражение верхней, земной и небесной иерархии, но опять в ином измерении и со знаком «минус», в мире как бы подземном, по нарастанию зла и близости к Сатане. Он размещается на вершине второй пирамиды, выступая как симметричное Богу, как бы повторяющее его с противоположным знаком. Если Бог – олицетворение Добра и Любви, то Сатана – его противоположность, воплощение Зла и Ненависти.

14 стр., 6661 слов

Живопись, скульптура и архитектура романского стиля

... романской монументальной живописи были библейские. 1.1 Романская архитектура Ведущим видом романского искусства была архитектура. Сооружения романского стиля ... романский стиль", применяемый к искусству 11--12 вв., отражает объективно существовавший этап в истории средневекового искусства Западной и Центральной Европы. ... дурных и праведных поступков. Романская скульптура передавала волнение, смятение ...

В средневековой Европе большинство людей, включая высшие слои общества, были неграмотными. К концу XV века церковь начала осознавать важность образования и начала открывать духовные семинарии. Однако, уровень образования среднестатистического верующего был очень низким. Большинство людей слушали полуграмотных священников. Кроме того, Библия была запретна для простых верующих, так как ее тексты считались слишком сложными. Толковать Библию было разрешено только священнослужителям, но их образование и грамотность также были невысокими. Массовая культура средневековой Европы была основана на устных проповедях и увещеваниях, а не на печатном слове. Она существовала через сознание неграмотного человека и включала в себя молитвы, сказки, мифы и волшебные заклинания.

Вместе с тем значение слова, написанного и особенного звучащего, в средневековой культуре было необычайно велико. Молитвы, воспринимавшиеся функционально как заклятия, проповеди, библейские сюжеты, магические формулы – все это тоже формировало средневековый менталитет. Люди привыкли напряженно вглядываться в окружающую действительность, воспринимая ее как некий текст, как систему символов, содержащих некий высший смысл. Эти символы-слова надо было уметь распознавать и извлекать из них божественный смысл. Этим, в частности, объясняются и многие особенности художественной средневековой культуры, рассчитанной на восприятие в пространстве именно такого, глубоко религиозного и символического, словесно вооруженного менталитета. Даже живопись там была, прежде всего, явленным словом, как и сама Библия. Слово было универсально, подходило ко всему, объясняло все, скрывалось за всеми явлениями как их скрытый смысл, душу человека, приближала человека к Богу, как бы переносила в иной мир, в отличное от земного бытия пространство. И пространство это выглядело так, как описывалось в Библии, житиях святых, сочинениях отцов церкви и проповедях священников. Соответственно этому определялось и поведение средневекового европейца, вся его деятельность.

3.2 Романский стиль

Первым самостоятельным, специфически европейским художественным стилем средневековой Европы был романский, которым характеризуются искусство и архитектура Западной Европы примерно с 1000 года до возникновения готики, в большинстве регионов примерно до второй половины и конца XII века, а в некоторых и позднее. Он возник в результате синтеза остатков художественной культуры Рима и варварских племен. На первых порах это был прароманский стиль.

Романская архитектура

В конце прароманского периода элементы романского стиля смешивались с византийскими, с ближневосточными, особенно сирийскими, также пришедшими в Сирию из Византии; с германскими, с кельтскими, с чертами стилей других северных племен. Различные комбинации этих влияний создали в Западной Европе множество локальных стилей, которые получили общее имя романского, в значении «в манере римлян».

Архитектура V—VIII веков обычно проста, за исключением зданий в Равенне (Италия), возведенных по византийским правилам. Здания часто создавались из элементов, изъятых из старых римских построек, или декорировались ими. Во многих регионах такой стиль был продолжением раннехристианского искусства.

10 стр., 4847 слов

Особенности средневековой архитектуры

... до сих пор ассоциируется главным образом с архитектурой, особенно с тремя ее особенностями: стрельчатой аркой; крестовым сводом, поддерживаемым (или якобы поддерживаемым) скрещивающимися арками, ... других монастырях средневековой Европы. Культурный и интеллектуальный расцвет империи Каролингов закончился в 9 – начале 10 века. Наследниками Каролингов стали Оттоны. В 9 веке вследствие вторжения ...

Архитектура церквей

Круглые или многоугольные соборные церкви, заимствованные из византийской архитектуры, строились в течение прароманского периода; позднее они возводились в Аквитании на юго-западе Франции и в Скандинавии. Наиболее известные и лучше всего проработанные образцы этого типа — собор Сан-Витало византийского императора Юстиниана в Равенне (526—548) и восьмиугольная дворцовая капелла, построенная между 792 и 805 годами Карлом Великим в Ай-ля-Капелле (в наст, время Аахен, Германия), прямо инспирированная собором Сан-Витало.

Фасады

Одним из творений каролингских архитекторов стал вестворк, многоэтажный входной фасад, фланкированный колокольнями, который стали пристраивать к христианским базиликам. Вестворки были прототипами фасадов гигантских романских и готических соборов.

Важные здания конструировались также в монастырском стиле. Монастыри, характерное религиозное и социальное явление той эпохи, требовали громадных зданий, совмещавших в себе как жилища монахов, так и часовни, помещения для молитв и служб, библиотеки, мастерские. Тщательно проработанные прароманские монастырские комплексы были возведены в Сент-Галле (Швейцария), на острове Райхенау (Германская сторона озера Констанс) и в Монте-Кассино (Италия) монахами-бенедиктинцами.

Выдающимся достижением архитекторов романского периода была разработка зданий с каменными вольтами (арочными, поддерживающими конструкциями).

Главной причиной для разработки каменных арок была необходимость замены легко воспламенявшихся деревянных перекрытий прароманских зданий. Введение вольтовых конструкций привело к всеобщему использованию тяжелых стен и столбов.

Скульптура. Большинство романских скульптур было интегрировано в церковную архитектуру и служило как структурным, конструктивным, так и эстетическим целям. Поэтому трудно говорить о романской скульптуре, не касаясь церковной архитектуры. Малоразмерная скульптура прароманской эпохи из кости, бронзы, золота изготавливалась под влияние византийских моделей. Другие элементы многочисленных местных стилей были позаимствованы из ремесел стран Ближнего Востока, известных благодаря импортированным иллюстрированным рукописям, резным изделиям из кости, золотым предметам, керамике, тканям. Были важны также мотивы, происходившие из искусств мигрировавших народов, такие, как гротескные фигуры, образы чудовищ, переплетающиеся геометрические узоры, особенно в районах севернее Альп. Крупномасштабные каменные скульптурные декорации стали обычными в Европе лишь в XII веке. Во французских романских соборах Прованса, Бургундии, Аквитании множество фигур размещалось на фасадах, а статуи на колоннах подчеркивали вертикальные поддерживающие элементы.

Живопись. Существующие образцы романской живописи включают в себя украшения архитектурных памятников, такие, как колонны с абстрактными орнаментами, а также украшения стен с изображениями висящих тканей. Живописные композиции, в частности повествовательные сцены по библейским сюжетам и из жизни Святых, также изображались на широких поверхностях стен. В этих композициях, которые преимущественно следуют византийской живописи и мозаике, фигуры стилизованы и плоски, так что они воспринимаются скорее как символы, чем как реалистические изображения. Мозаика, точно так же, как и живопись, была в основном византийским приемом и широко использовалась в архитектурном оформлении итальянских романских церквей, в особенности в соборе Св. Марка (Венеция) и в сицилианских церквях в Цефалу и Монреале.

16 стр., 7870 слов

Вклад Эразма Роттердамского в развитие образования Западной Европы ...

... Эразма Роттердамского в развитие образования западной Европы в средние века. Объект: сущность вклада Эразма Роттердамского в развитие образования. Предмет: личность Эразма Роттердамского Задачи: 1. Рассмотреть гуманистические и педагогические взгляды Эразма Роттердамского ... Кинжал христианского воина» – самое знаменитое богословское сочинение; «Примечания к Новому завету» итальянского гуманиста ...

Декоративное искусство. Прароманские художники достигли высочайшего уровня в иллюстрировании рукописей. В Англии важная школа иллюстрирования рукописей возникла уже в VII веке в Холи Айленде (Линдисфарн).

Произведения этой школы, экспонирующиеся в Британском музее (Лондон), отличаются геометрическим переплетением узоров в заглавных буквах, рамках и ими густо покрываются целые страницы, которые называются ковровыми. Рисунки заглавных букв часто оживляются гротескными фигурами людей, птиц, чудовищ.

Региональные школы иллюстрирования рукописей в южной и восточной Европе развивали различные специфические стили, что заметно, например, по копии Апокалипсиса Беаты (Париж, Национальная библиотека), изготовленной в середине XI века в монастыре Сан-Север в Северной Франции. В начале XII века иллюстрирование рукописей в северных странах приобрело общие черты подобно тому, как то же произошло в то время со скульптурой. В Италии продолжало доминировать византийское влияние как в миниатюрной живописи, так и в настенных росписях и в мозаике.

Прароманская и романская обработка металлов — широко распространенная форма искусства — использовалась, главным образом, для создания церковной утвари для религиозных ритуалов. Многие из таких произведений по сей день хранятся в сокровищницах больших кафедральных соборов за пределами Франции; французские соборы были ограблены во время Французской революции. Другие металлические изделия этого периода — ранние кельтские филигранные ювелирные украшения и серебряные предметы; поздние изделия германских златокузнецов и серебряные вещи, инспирированные привозными византийскими металлическими изделиями, а также замечательные эмали, особенно перегородчатые и выемчатые, изготовленные в районах рек Мозеля и Рейна. Двумя знаменитыми мастерами по металлу были Роже из Гельмарсхаузена, германец, известный своими бронзовыми изделиями, и французский эмальер Годфруа де Клер.

Самым известным примером романского текстильного произведения является вышивка XI века, называемая «Гобелен из Байя». Сохранились и другие образцы, такие как церковные облачения и драпировки, однако наиболее ценные ткани в романской Европе были ввезены из Византийской империи, Испании и Среднего Востока и не являются продукцией местных мастеров.

3.3 Готическое искусство и архитектура

На смену романскому стилю по мере расцвета городов и совершенствования общественных отношений приходил новый стиль — готический. В этом стиле стали исполняться в Европе религиозные и светские здания, скульптура, цветное стекло, иллюстрированные рукописи и другие произведения изобразительного искусства в течение второй половины средних веков.

Готическое искусство возникло во Франции около 1140 года и распространилось по всей Европе в течение следующего столетия. Оно продолжало существовать в Западной Европе в течение большей части XV века и даже в некоторых регионах Европы в XVI веке. Изначально термин «готика» использовался итальянскими авторами Возрождения как уничижительное определение для всех форм архитектуры и искусства средних веков, которые они считали только сравнимыми с произведениями варваров-готов. Позднее термин «готика» был ограничен периодом позднего, высокого или классического средневековья, который сразу же следовал за романским стилем. В настоящее время период готики считается одним из выдающихся в истории европейской художественной культуры.

10 стр., 4755 слов

Модерн в искусстве стран Западной Европы. проект по мхк

... искусство, не менее виртуозно овладев им (сочетание разного дерева и ковкой стали у Виктора Орта, ... Чили возводили роскошные виллы в стиле модерн, образцы его можно встретить в Южной Африке, ... изображениями буйной растительности, мифических животных и людей, которым кажется, неведомо само понятие греха. ... впоследствии само стало оказывать влияние на Европу. Его каталонский вариант, МОДЕРНИСИМО, пустил ...

Основным представителем и выразителем готического искусства была архитектура. Хотя огромное количество памятников готики были светскими, готический стиль прежде всего служил церкви — самому мощному строителю в средние века. Именно церковь обеспечила развитие этой новой для того времени архитектуры и достигла ее полной реализации.

Готическая архитектура и ее особенности

Готическая архитектура отличается от ранней романской архитектуры своей легкостью и изяществом форм. Одним из ключевых элементов готического стиля стали ребристые своды, которые стали возможными благодаря новым технологиям в каменной обработке. Они позволяли создавать своды, которые были тоньше, легче и более стабильными, чем тяжелые своды ранней романской архитектуры.

Преимущества ребристых сводов

Ребристые своды стали ключевым компонентом готической архитектуры благодаря своим преимуществам. Они были более стабильными, что позволяло использовать более тонкие стены и создавать более широкие открытые пространства. Кроме того, ребристые своды позволяли создавать более изящные формы с большим количеством узоров и мотивов.

Эволюция готической архитектуры

Готическая архитектура развивалась на протяжении нескольких столетий и проходила через ряд этапов, каждый из которых отличался своими особенностями. В начале своего развития, готические церкви имели разнообразные формы и стили, но в последующие столетия архитекторы начали все больше и больше использовать ребристые своды, что привело к формированию единого готического стиля.

Влияние ребристых сводов на архитектуру

Ребристые своды имели огромное влияние на развитие готической архитектуры. Они позволяли архитекторам создавать более стабильные и изящные конструкции, которые не были возможны ранее. Более тонкие стены и более широкие открытые пространства стали характерными чертами готических церквей и соборов.

Готическая архитектура

Готическая архитектура изменила конструкцию, форму, планировку и интерьеры соборов. Они стали более легкими, динамичными и экспрессивными. Первым из больших соборов был собор Парижской богоматери, а начало периода высокой готики связывают с заложением собора в Шартре.

Кульминация готической эпохи

Скорее холодный и всепобеждающий в своих точно сбалансированных пропорциях является Реймсский собор, начатый в 1210 году. Он представляет собой момент классического покоя в эволюции готических соборов. Ажурные перегородки, основной элемент архитектуры поздней готики, были изобретением первого архитектора Реймсского собора.

Новые решения

Принципиально новые решения интерьера были найдены автором собора в Бурже, начатого в 1195 году. Влияние французской готики быстро распространилось на всю Европу, включая Испанию, Германию и Англию. В Италии оно было не столь сильным.

8 стр., 3660 слов

Значение названия пьесы на дне. Смысл названия пьесы «На дне» ...

... в сознании людей. В ночлежниках М. Горький запечатлел первое, робкое пробуждение человеческой души — самого прекрасного для писателя. Б) Смысл названия произведения Творческий замысел пьесы «На дне» относится к ... или не понять ее основной смысл нельзя. По литературному жанру пьеса “На дне” является драмой. Для драмы характерны сюжетность и конфликтность действия. На мой взгляд, в произведении четко ...

Скульптура. Следуя романским традициям, в многочисленных нишах на фасадах французских готических соборов размещалось в качестве украшений громадное количество высеченных из камня фигур, олицетворявших догматы и верования католической церкви. Готическая скульптура в XII и начале XIII века была по своему характеру преимущественно архитектурной. Самые крупные и наиболее важные фигуры размещались в проемах по обеим сторонам от входа. Поскольку они были прикреплены к колоннам, они были известны как статуи-колонны. Наряду со статуями-колоннами были широко распространены свободно стоящие монументальные статуи, форма искусства, неизвестная в Западной Европе с римских времен. Самые ранние из дошедших до нас — статуи-колонны в западном портале Шартрского собора. Они находились еще в старом доготическом соборе и датируются примерно 1155 годом. Стройные, цилиндрические фигуры повторяют форму колонн, к которым они были прикреплены. Они выполнены в холодном, строгом линейном романском стиле, который тем не менее придает фигурам впечатляющий характер целеустремленной духовности.

С 1180 года романская стилизация начинает переходить в новую, когда статуи приобретают ощущение грации, извилистости и свободы движения. Этот так называемый классический стиль достигает кульминации в первых десятилетиях XIII века в больших сериях скульптур на порталах северного и южного трансептов Шартрского собора.

3.4.2 Натурализм в музыке и театре

С момента появления натурализма в архитектуре, этот стиль начал влиять на другие искусства, включая музыку и театр. Одной из наиболее заметных проявлений натурализма в музыке было появление нового жанра — оперы. Опера сочетала музыку и театральное исполнение, создавая новый вид искусства.

Оперный жанр возник в Италии в конце XVI века и быстро распространился по всей Европе, становясь популярным не только среди аристократии, но и среди простых людей. В операх использовались натуралистические элементы, отражающие дух времени — например, использование звуков природы для создания атмосферы или описания реалистичных эмоций персонажей.

Также в театре стали применять натуралистические приемы — использование живых декораций и реквизита, усиление эмоциональности и реализма в игре актеров. Одним из ярких представителей натуралистического театра был французский писатель и режиссер Ежен Баталь.

Таким образом, натурализм стал важным элементом развития средневековой музыки и театра, позволив создать новые жанры и улучшить качество исполнения.

Литургическая драма была возрождена церковью

Иронически, литургическая драма возродилась в Европе благодаря Римской католической церкви, которая искала пути расширения своего влияния и часто приспосабливала языческие и народные праздники, содержащие театрализованные элементы. В Х веке многие церковные праздники предоставляли возможность для драматизации.

Диалоги в церковной музыке

Антифонные или вопросно-ответные, песнопения, мессы и канонические хоралы представляли собой диалоги, антифонные перезвоны, или тропы, были включены в комплекс музыкальных элементов мессы.

5 стр., 2397 слов

Искусство вокруг нас. Зачем нужно искусство? Что такое настоящее ...

... Искусство отвечает на еще не заданные вопросы. Юрий Лотман Уличное искусство 21 века Раньше занятие искусством было уделом состоятельных людей. ... запада, космос, драма, история, наука или даже ужасы. Разных жанров превеликое множество. Искусство встречается повсюду. ... Хорошо, что мы умеем творить! Что такое Искусство? Определение и термины. Большой энциклопедический словарь. Искусство — художественное ...

Трехголосные тропы

Трехголосные тропы представляли собой диалог между тремя Мариями и ангелами у могилы Христа и были неизвестного авторства. Они считаются источником литургической драмы и бывали использованы в Х веке для драматизации церковных праздников.

Инструкции для представления

В 970 году появилась запись инструкции или руководства к небольшой литургической драме, включающая элементы костюма и жестов.

Средневековая светская драма

В XIV веке театральные постановки связывались с праздником Тела Христова и развивались в циклы, включавшие до 40 пьес. Некоторые ученые считают, что эти циклы развивались самостоятельно, хотя и одновременно с литургической драмой. Они представлялись для общины в течение целого четырех-, пятилетнего периода. Каждая постановка могла длиться один или два дня и ставилась один раз в месяц. Постановка каждой пьесы финансировалась каким-либо цехом или торговой гильдией, причем обычно старались как то связать специализацию цеха с предметом пьесы — например, цех кораблестроителей мог ставить пьесу о Ное. Поскольку исполнителями были часто неграмотные любители, анонимные авторы пьес стремились писать легко запоминающимися примитивными стихами. В соответствии со средневековым мировоззрением, историческая точность зачастую игнорировалась, и далеко не всегда соблюдалась логика причинно-следственных связей.

Реализм использовался в постановках избирательно. Пьесы полны анахронизмов, ссылок на чисто местные и известные лишь современникам обстоятельства; реалиям времени и места уделялось лишь минимальное внимание. Костюмы, обстановка и утварь были сплошь современными (средневековыми европейскими).

Что-то могло изображаться сверхточно — сохранились сообщения о том, как актеры едва не умирали вследствие слишком реалистического исполнения распятия или повешения, и об актерах, которые, играя дьявола, буквально сгорали. С другой стороны, эпизод с отступлением вод Красного моря мог обозначаться простым набрасыванием красной ткани на египтян-преследователей в знак того, что море поглотило их.

Свободная смесь реального и символического не препятствовала средневековому восприятию. Зрелища и народные пьесы ставились повсюду, где только возможно, и адская пасть обычно была излюбленным объектом приложения сил для мастеров механических чудес и пиротехников. Несмотря на религиозное содержание циклов, они все более и более становились развлечениями. Использовались три основных формы постановок.

  1. В Англии самыми обычными были карнавальные повозки. Прежние церковные декорации сменились тщательно разработанными передвижными сценами, такими, например, как маленькие современные суда, которые перемещались в городе с места на место. Зрители собирались в каждом таком месте: исполнители работали на площадках повозок, или на подмостках, построенных на улицах.
  2. В Испании также делали такие же передвижные сцены.
  3. Во Франции применялись синхронные постановки — различные декорации поднимались одна за другой по сторонам длинного, приподнятого помоста перед собравшимися зрителями.

Наконец, в Англии пьесы иногда ставились «вкруговую» — на круглой площадке, с декорациями, размещавшимися по окружности арены и зрителями, сидящими или стоящими между декорацией.

3.4.3 Религиозная драма или чудесные пьесы

В течение последующих двухсот лет литургическая драма медленно развивалась, вбирая в себя различные библейские истории, разыгрывавшиеся священниками или мальчиками из хора. Поначалу в качестве костюмов и декораций использовались церковные облачения и существующие архитектурные детали церквей, однако вскоре были изобретены более церемонные детали оформления. По мере развития литургической драмы, в ней последовательно представлялись многие библейские темы, как правило, изображавшие сцены от сотворения мира до распятия Христа. Эти пьесы назывались различно — пассионы (Страсти), миракли (Чудеса), святые пьесы. Соответствующие декорации поднимались вокруг церковного нефа, обычно с небесами в алтаре и с Адской пастью — искусно сделанной головой монстра с разинутой пастью, олицетворявшей вход в ад — на противоположном конце нефа. Поэтому все сцены пьесы могли быть представлены одновременно, причем участники действа передвигались по церкви с одного места на другое в зависимости от сцен.

Пьесы, очевидно, состояли из эпизодов, охватывали буквально тысячелетние периоды, переносили действие в самые различные места и представляли обстановку и дух различных времен, а также аллегории. В отличие от греческой античной трагедии, которая четко фокусировалась на создании предпосылок и условий для катарсиса, средневековая драма далеко не всегда показывала конфликты и напряжение. Ее целью была драматизация спасения рода человеческого.

Хотя церковь поддерживала раннюю литургическую драму в ее дидактическом качестве, развлекательность и зрелищность усиливались и начинали преобладать, и церковь начала выражать в адрес драмы подозрительность. Не желая терять полезных для себя эффектов театра, церковь пошла на компромисс, вынеся драматические представления из стен самих церковных храмов. То же самое вещественное оформление стало воссоздаваться на рыночных площадях городов. Сохраняя свое религиозное содержание и направленность, драма стала гораздо более светской по своему постановочному характеру.

4. Христианство как духовный стержень европейской культуры

4.1 Исторические предпосылки христианства

Вера во всемогущего Бога берет свое начало в иудаизме – религии древних евреев. Эта вера выражает трагическую историю народа, описанную в Ветхом Завете. Ветхозаветная история исполнена скитаний и надежды, горечи вавилонского и египетского плена.

Бог древних евреев, Бог Ветхого Завета был прообразом христианского Бога. Несмотря на существенные различия представлений Ветхого и Нового Завета, именно у ветхозаветных мудрецов впервые появляются те духовные запросы, на которые смогло ответить христианство.

Бог Ветхого Завета обращен ко всему народу в целом, а Бог Нового Завета обращен к каждой личности.

В Ветхом Завете можно увидеть жажду человека к подлинной встрече с Богом и стремление духовно освободиться от подчинения внешней стороне жизни. Это стремление к духовному преодолению внешней стороны бытия особенно проявляется на рубеже нашей эры. В Ветхозаветной истории Бог исполнил свое обещание, дал народу место для самостоятельной жизни. Теперь же оставалось ждать спасителя, но спаситель не приходил, и оставалось только задуматься: а может быть, ожидаемое спасение будет иметь не национально-государственный, а духовный характер? Именно с такой проповедью и выступил Иисус.

4.2 Почему христианство стало мировой религией

Традиционные языческие боги выражали чувство душевной сопричастности к жизни космоса, продолжением которого воспринималась жизнь античного города-государства (полиса).

Но вот Рим практически перестал быть полисом, разросся до размеров империи, и экономической жизни. Старые боги потеряли свой смысл для человека. Человек остался наедине с собой и жаждал новой смысловой опоры, связанной уже лично с ним, искал Бога, обращенного к каждому, а не ко всем вместе.

Христианство сумело дать эту смысловую опору. Более того, оно сделало возможным духовную общность людей, принадлежащих самым разным расам и национальностям, ибо христианский Бог стоит над внешними различиями и распрями этого мира, и для него, по словам апостола Павла, «…Нет ни Эллина, ни Иудея, … Варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос». Духовный универсализм позволил христианству стать мировой религией, заложив основы понимания самоценности человека безотносительно к его расе, национальности, сословию, классовой принадлежности.

Христианская вера изменила само устройство души европейского человека. Изменилось глубинное мироощущение людей: открыв в себе личность и свободу, встали перед такими вопросами бытия, до которых не доходила ни античная мысль, ни античное существо. Прежде всего, этот духовный переворот был связан с нравственностью. Новые проблемы человеческого существования ярко и глубоко выражены в Нагорной проповеди Иисуса (он произнес ее стоя на холме – «с горы»).

4.3 Значение христианства для развития европейской культуры

Христианство сформировало новые смыслы природы и человеческого бытия. В основе этих смыслов лежало оправдание творчества и свободы человека, что не могло не сказаться на всей европейской истории. Конечно, вначале христианская свобода реализовывалась главным образом в духовно – нравственной сфере. Но затем она нашла себе практическое поле для своего воплощения и стала выражаться в преобразовании природы и общества, в построении основ правового государства, уважающего права и свободы человека. Сама идея о неотъемлемых правах и свободах человека могла появиться только в христианской культуре. Христианство сформировало новые смыслы природы и человеческого бытия, которые стимулировали развитие нового искусства, стали основой естественнонаучного и гуманитарного знания. Мы не имели бы знакомого нам европейского искусства без характерного для христианства внимания к человеческой душе, ее самым сокровенным внутренним переживаниям. «Исповедальность» европейского искусства есть качество, сформированное христианской духовностью. Без этого обостренного внимания человека к своей личности не было бы и знакомых нам гуманитарных наук. Сама идея о том, что существование мира и человека есть восходящий исторический процесс, пришла к нам от христианства.

Смысловые основы современного естествознания также сформировались под определяющим влиянием христианской духовности. Христианство ликвидировало смысловую пропасть между «естественным» и «искусственным», ибо мир предстал как творение всемогущего и свободного личного Бога. Но то, что создано творчеством, может и должно познаваться в контексте творческого преобразования. Так были заложены смысловые основы для появления экспериментальной науки. Конечно, необходимо отличать появление общих смысловых предпосылок от адекватного сознания и практической реализации новых смыслов. Поэтому между возникновением христианства и появлением первых ростков нового естествознания лежит полтора тысячелетия.

Заключение

Средние века — время напряженной духовной жизни, сложных и трудных поисков мировоззренческих конструкций, которые могли бы синтезировать исторический опыт и знания предшествующих тысячелетий.

В эту эпоху люди смогли выйти на новую дорогу культурного развития, иную, чем знали прежние времена. Пытаясь примерить веру и разум, строя картины мира на основе доступных им знаний и с помощью христианского догматизма, культура средних веков создала новые художественные стили, новый городской образ жизни. Вопреки мнению мыслителей итальянского Возрождения, средние века оставили нам важнейшие достижения духовной культуры, в том числе институты научного познания и образования. Как нельзя более удачным представляется образ, предложенный философом, науковедом и культурологом М.К. Петровым: он сравнил средневековую культуру со строительными лесами. Возвести постройку без них невозможно. Но когда здание завершено, леса удаляют, и можно только догадываться, как они выглядели и как были устроены. Средневековая культура, по отношению к нашей, современной, сыграла именно роль таких лесов: без нее западная культура не возникала бы, хотя сама средневековая культура была на нее в основном не похожа.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/hudojestvennaya-kultura-zapadnoy-evropyi-v-srednie-veka/

1. Бахтин М.М. «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса» — М., 1965 г.

2. Гуревич А.Я. «Культура и общество Средневековой Европы глазами современников» — М., 1989 г.

3. Даркевич В.П. «Народная культура средневековья. Светская праздничная жизнь в искусстве XI-XVI вв.» — М., 1988 г.

4. Введение в культурологию: Учеб. Пособие для вузов/ Руководитель автор. Колл. И отв. Ред. У.В. Попов.- М.: Владос, 1996 г.

5. Карлин А.С., Новикова Е.С. «Культурология» — СПб, 2006 г.

6. Культурология: Учеб. Пособие для вузов./Под ред. Проф. А.Н.Марковой. 3-е изд. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2003 г.

7. Гуревич А. Я. «Категории средневековой культуры». Москва 1984 г.

8. Свенцицкая И. С.»Раннее христианство: страницы истории». Москва 1989 г.

9. Радугин А. А. «Культурология». Москва 2002 г.

10. Кравченко А. В. «Культурология. Курс лекций». Москва 2004 г.