Федор Михайлович Достоевский

Курсовая работа

Введение

Целью данной работы является изучение жизни и творчества знаменитого русского писателя Федора Михайловича Достоевского. В работе будет рассмотрена его биография, особенности детства и юности, а также влияние окружающей среды на формирование его литературного таланта.

Биография Федора Михайловича Достоевского

Федор Михайлович Достоевский родился 30 октября 1821 года в Москве, в здании Марьинской больницы, где его отец служил штаб-лекарем. Мать писателя, урожденная Нечаева, происходила из московского купечества. Федор Михайлович был вторым из семи детей в семье.

Семейная жизнь Достоевских была скромной и однообразной. В маленькой казенной квартире дети проводили большую часть времени на глазах родителей. Образование началось с изучения азбуки под руководством матери. Позднее к старшим мальчикам были наняты учителя для изучения Закона Божия и французского языка.

Отец Достоевского был суровым и требовательным. Он часто повторял детям, что они должны самостоятельно пробивать дорогу в жизни. Федор Михайлович был очень живым и творческим ребенком, который любил игры и шалости. Он учился хорошо и уже в раннем возрасте начал активно читать.

В 1834 году Федор Михайлович поступил с братом Михаилом в известный пансион Чермака. В пансионе братья особенно увлекались уроками словесности, а дома постоянно занимались чтением. Достоевский перечитывал произведения таких писателей, как Карамзин, Жуковский, В. Скотт, Загоскин, Лажечников, Нарежный, Вельтман. Он также был знаком с творчеством Пушкина, которого оба брата знали почти наизусть.

Выводы

Изучение биографии Федора Михайловича Достоевского позволяет лучше понять факторы, которые сыграли роль в формировании его литературного таланта. Влияние семейного окружения, образовательный путь и знакомство с произведениями выдающихся писателей оказали значительное влияние на развитие писателя и его творчество.

Жизнь и творчество Федора Достоевского

Федор Михайлович Достоевский родился 11 ноября 1821 года в Москве. Его семья состояла из отца, матери и шести детей. Когда Достоевскому было всего 16 лет, его мать скончалась, и через несколько месяцев отец отвез его в Петербург. В начале 1838 года он был отправлен в инженерное училище, которое считалось одним из лучших учебных заведений того времени.

Однако Достоевский был нервным, впечатлительным и болезненным человеком, и ему было трудно приспособиться к военной дисциплине и шагистике. Он не был терпеливым при рисовании чертежей и не интересовался математикой. Более того, он не был привыкнут к обществу и вынужден был расстаться со своим братом. Бедность и отсутствие карманных денег также вызывали страдания у самолюбивого Достоевского, особенно когда он видел состоятельность своих товарищей. В результате он приобрел репутацию нелюдимого чудака. Его впечатлительность, которую он скрывал от окружающих, достигала крайней степени.

8 стр., 3919 слов

Правление Михаила Федоровича Романова

... два, вторая – три параграфа. Глава 1. Правление Михаила Федоровича Романова Начало царствования Михаил Федорович Романов был сыном боярина Федора Никитича Романова (который впоследствии стал патриархом Филаретом), племянника ... Земском Соборе 21 февраля 1613 году избирают на престол Михаила Федоровича Романова – родоначальника новой династии. Но сам ли Михаил Романов управлял огромной страной, и что ...

В 1841 году Достоевский был принят в офицеры, а в 1843 году, по окончании полного курса, он был зачислен на службу при санкт-петербургской инженерной команде и направлен в чертежную инженерного департамента. На протяжении своей службы он продолжал вести уединенную жизнь, много читая и пытаясь писать. Уже в 17 лет литература полностью поглотила его, и он упоминает в своих письмах к брату о прочитанных произведениях. Он был знаком с работами Гофмана, Бальзака, Гете, Гюго, Жорж Санд и других авторов. Он восхищался их творчеством и интересовался критикой и историей литературы.

В 1844 году Достоевский подал в отставку с намерением посвятить себя литературному труду. Он переписал свою первую повесть и уже сравнивал себя с Пушкиным и Гоголем. Он мечтал о том, чтобы стать самостоятельным писателем и работать над собственными произведениями.

В мае 1845 года в жизни Федора Достоевского произошло событие, которое оказало огромное влияние на его дальнейшую карьеру писателя. По указанию Д. В. Григоровича, Достоевский отдал свою повесть Некрасову, который готовился издать «Сборник». Это решение было очень важным для молодого писателя.

Повесть Достоевского произвела потрясающее впечатление на Некрасова, Григоровича и Белинского. Их реакция на произведение была восторженной и полна признания. Белинский приветствовал Достоевского словами, которые означали, что его талант — настоящий дар и он должен ценить это природное свойство и оставаться верным ему. Белинский предсказал молодому писателю, что он сможет стать великим художником, если будет верен своему дару.

Для Достоевского это была самая восхитительная минута в его молодости. Это признание от таких обдуманных и уважаемых личностей стало подтверждением его креативного потенциала и подарило ему уверенность в своем таланте.

В дальнейшем Достоевский и его коллеги из литературного кружка не относились с таким восторгом к «Бедным людям». Анатолий Васильевич Белинский, один из членов кружка, называл последующие произведения писателя «нервической чепухой» и готов был совсем разжаловать его из числа крупных писателей. Однако, следует отметить, что «Бедные люди» были написаны молодым и малоопытным художником. Для Достоевского важнее всего была верность впечатления, а не красота и сила произведения. Именно из-за этого повесть иногда кажется растянутой и скучной, как и сама жизнь.

Однако, автора нельзя считать чистым реалистом и простым наблюдателем жизни. Он выбирает для своих произведений не средних людей, а особенных — несчастных и забитых, но с тонкой душевной организацией. Достоевский исследует их душу до крайней глубины, особенно в моменты сильного возбуждения. Он использует анализ, а не синтез, как он сам говорит по словам Белинского.

9 стр., 4001 слов

Личный дневник Ф.М. Достоевского 1881 года как исторический источник: ...

... Н.А. Некрасова, опубликовал первое сочинение - повесть "Бедные люди". Как один из равных, Достоевский был принят в кружок В.Г. Белинского, который горячо приветствовал новоявленного писателя ... отбирал информацию, которую представляет дневник. Содержание личного дневника во многом определяется представлениями ... Академии наук. Последние годы писатель страдал эмфиземой. В ночь с 25 на 26 января (по ...

Успех, который пришел к «Бедным людям», сильно возбудил самолюбие Достоевского. Он загорелся грандиозными планами и мечтал сделать огромный шаг вперед в каждом последующем произведении. Он написал десять повестей до своего ареста в 1849 году, не считая множества набросков и незаконченных вещей.

Одной из наиболее тяжелых и мучительных вещей писателя для чтения является повесть «Двойник» (1846 год), которая является продолжением «Бедных людей». Это произведение вдохновлено «Записками сумасшедшего» Гоголя, но отличается своей растянутостью и глубоким анализом.

В следующих повестях, таких как «Прохарчин» (1846 год), «Слабое сердце» (1848 год), «Чужая жена» (1848 год), «Роман в 9 письмах» (1847 год), «Ревнивый муж» (1848 год), «Честный вор» (1848 год, издан под заглавием «Рассказы бывалого человека»), «Елка и свадьба» (1848 год — наиболее стройное и изящное произведение этого периода), Достоевский исследует мир чиновников, который был представлен Гоголем. Однако, Достоевский идет дальше своего учителя в двух аспектах.

Во-первых, типы персонажей у Достоевского гораздо разнообразнее. Он создает образы не только жалких и придавленных чиновников, но и средних чиновников, обеспеченных и претендующих на бонтонность, а также болезненно-чувствительных мечтателей и счастливых людей, которые радуются чужому счастью.

Во-вторых, Достоевский глубже исследует душевные движения этих типов и создает интересные психологические этюды. Его повести могут быть ужасными своей беззастенчивостью или трогательными до болезненности, но они никогда не достигают ясности, прелести и законченности, которые присутствуют в произведениях Гоголя.

Особую группу представляет “Хозяйка” (1817), “Белые ночи” (1848) и “Неточка Незванова” (1849).

Это — не физиологические картины служащего Петербурга, а первые наброски пробуждающегося творчества крупного художника.

В руке его пока нет верности и твердости; он еще не может найти надлежащего тона; образы его еще неясны ему самому, но в них уже чувствуется созидающая сила; она слышится даже и в самом тоне речи, в оригинальном и сильном языке.

Во всех этих трех повестях резко выступают особенности будущего писателя: его герои — люди “с судорожно напряженной волей и внутренним бессилием”, люди, которым обида и унижение доставляют болезненное наслаждение — люди, которые в себе самих не могут отделить любви от ненависти и сами себя не понимают, себя самих “вместить не могут”.

В продолжение всего этого первого периода своей литературной деятельности Достоевский, несмотря на хороший заработок, был кругом в долгах и “в тисках у нужды” — до того плохо умел он устраивать свои денежные и вообще практические дела. Здоровье его тоже не было удовлетворительным; он несколько раз думал серьезно заняться им, но не было ни средств, ни времени.

С кружком “Современника” он скоро совсем разошелся, однако, довольно долго поддерживал хорошие отношения с Белинским, хотя и очень оскорблялся его неблагоприятными отзывами о последних повестях.

История ареста и ссылки Достоевского

В ночь на 23 апреля 1849 года Федор Достоевский был арестован в связи с делом Петрашевского. Он провел восемь месяцев в Алексеевском равелине Петропавловской крепости. Во время своего заключения он написал повесть «Маленький герой», которая была опубликована только в 1857 году.

2 стр., 686 слов

«Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям ...

... к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию» 14. План: 1. ВСТУПЛЕНИЕ. Сочувствие и сострадание необходимы. 2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Что происходит в жизни и в ... прочитанные произведения? Помогает ли литература воспитать в человеке доброту и милосердие? Верите ли вы в то, что человечество способно измениться к лучшему? 13. Вывод: отсутствие любви, сочувствия, сострадания ...

Достоевский был судим за посещение собраний у Петрашевского, где обсуждалась строгость цензуры. Он также прочитал письмо Белинского к Гоголю, полученное из Москвы, на одном из собраний. Писатель слушал чтение статей и знал о предложении завести литографию. В результате его участия в этих собраниях и распространения письма Белинского, в котором содержались дерзкие выражения против церкви и власти, ему было назначено наказание — ссылка на каторгу на 8 лет.

Однако государь изменил этот приговор и утвердил ссылку на каторгу на 4 года, а затем — рядовым.

Переселение в Сибирь

21 декабря 1849 года Достоевского вместе с другими осужденными вывезли на Семеновский плац, где им был прочитан приговор к смертной казни через расстрел. Однако вскоре было объявлено помилование, и приговор был изменен в окончательной форме.

24 декабря писатель был отправлен в Сибирь. Несмотря на трудности и суровые условия пути до Омска, Достоевский не чувствовал себя подавленным. Он утешал своего брата Михаила, говоря, что даже в каторге люди, а не звери, и что у него будет о чем писать по окончании ссылки.

По дороге до Омска у Достоевского открылись золотушные раны на лице и во рту, что сказалось на его здоровье.

Жизнь в остроге и «Записки из мертвого дома»

Жизнь писателя в остроге, куда его отправили, хорошо известна по его произведению «Записки из мертвого дома». В этой книге Достоевский описал свою жизнь в каторге под вымышленными именами и рассказал о своих товарищах по ссылке. В секретно пересланном письме к брату, написанном почти сразу после выхода из острога, он раскрыл еще более подробные детали своей жизни в ссылке.

Одиночное заключение, приговор на Семеновском плацу и каторга были страшным испытанием для Достоевского, но они излечили его от многих недостатков, как считали одни, выработали его убеждения, а наблюдение окружающего раскрыло перед ним такие горизонты и такие глубины человеческой души, каких не видал ни один писатель до него. Другие весь болезненный надрыв его произведений, его мистицизм и его переход из одного лагеря в другой объясняют тем, что каторга сломила его нравственно, не говоря уже о том, что окончательно погубила его здоровье. Первые забывают, что писатель и в ранних своих произведениях выказывал необыкновенную глубину анализа, а с другой стороны, он и после каторги остается тем же болезненно самолюбивым и нетерпеливым человеком и тем же поэтом безысходного страдания, душевных ненормальностей и болезней. Вторые упускают из виду слабые стороны произведений его первого периода. Каторга не сломила Достоевского, не убавила энергии и жажды умственной жизни, но она не могла не надломить его, как это видно из приниженного тона сибирских писем и из патриотических стихотворений, которыми надеялся он снискать себе полное прощение. Эти 4 года невольного умственного застоя не могли пройти бесследно, не говоря уже об эпилепсии, которая к тому времени определилась совершенно ясно. Впрочем, этот “надлом” нисколько не отражается на “Записках из мертвого дома”, над которыми он принимается работать по освобождении.

3 стр., 1196 слов

Достоевский и революция (по роману «бесы»)

... из сибирской ссылки. Один из главных романов писателя — «Бесы» — посвящен задаче вскрытия истоков и результатов развития социалистических идей, которые Достоевский считает порождением капитализма. Достоевский показывает, что утрата веры, безбожие ...

Записки из мертвого дома

«Записки из мертвого дома» — это наиболее художественное произведение Федора Достоевского. Оно является единственным безусловно-художественным произведением автора, где великая идея и прекрасная форма вполне уравновешены между собой. Во всех последующих работах Достоевского идея как будто подавляет самого автора и берет верх над формой. Он стремится выразить эту идею с такой же силой и убедительностью, с какой сам ее осознает и чувствует, но это у него удается не сразу. Добившись, наконец, точного и достаточно сильного выражения, он не решается исключить предыдущие попытки, так как в них определенные аспекты идеи выражены с большей ясностью, чем в окончательной форме. Он осознает, что это может негативно сказаться на стройности композиции, но всегда готов пожертвовать красотой ради истины. Из-за этой же причины Достоевский, будучи ревнивым к оригинальности своих произведений с точки зрения идеи, без колебаний повторяет свои типы и ситуации, если находит, что может выразить их еще сильнее и выразительнее, чем раньше. Однако, очень часто писателю не удается физически отредактировать свое произведение и сделать его более сильным и стройным. Первая часть «Записок из мертвого дома» уже была в руках читателей в то время, когда он писал вторую часть. Причины, по которым именно этому произведению посчастливилось такое исключительное положение, две: первая — содержание, основанное не на вымысле, а на собственном опыте, что всегда является огромным преимуществом для поэта и искателя истины; вторая — Достоевский, работая над этим произведением, не надеялся на его публикацию из-за цензуры, и поэтому писал его практически для самого себя, что давало ему полную свободу выносить его из своей души.

Солдатская служба и брак

Сравнительно с каторгой, солдатская служба для Достоевского не казалась особенно тяжелой. 1 октября 1855 года он был повышен в прапорщики.

6 марта 1856 года в городе Кузнецке Достоевский женился на вдове Марье Дмитриевне Исаевой. Брак увеличил финансовые потребности писателя, так как у него был пасынок, о котором он заботился всю свою последующую жизнь. Из-за этого он все чаще обращался за помощью к друзьям и своему брату Михаилу, который в то время руководил папиросной фабрикой и у которого дела шли удовлетворительно.

Возвращение в Россию и новые произведения

В 1859 году Достоевскому было позволено выйти в отставку и вернуться в Россию. В этом же году он опубликовал две большие повести — «Дядюшкин сон» в журнале «Русское Слово» и «Село Степанчиково и его обитатели» в журнале «Отечественные Записки».

Анализ произведений Ф. М. Достоевского

В данной статье будет проведен анализ двух произведений Ф. М. Достоевского — «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково».

1. «Дядюшкин сон»

Произведение «Дядюшкин сон» является одним из наименее субъективных произведений писателя. Тема этого произведения невинная и не имеет отношения к актуальным вопросам действительности. Рассказ рассказывает историю неудачной попытки женить полуразвалившегося старика на красивой и умной барышне.

Однако, Достоевский был недоволен тем, как он справился с этой темой, и через 15 лет переработал ее вновь в своем романе «Подросток», который был более реалистичным и глубоким.

2. «Село Степанчиково»

Произведение «Село Степанчиково» является вполне оригинальным, и такая тема больше никогда не повторялась у писателя. В письме к А. Майкову от 18 января 1856 года Достоевский писал о своем намерении написать комедийный роман, который впоследствии стал «Село Степанчиково».

3 стр., 1319 слов

Великие уроки Ф.М. Достоевского в романе «Преступление и наказание»

... урок Ф.М. Достоевского, звучащий в его романе «Преступление и наказание». 0 человек просмотрели эту страницу. или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. Смотрите также по произведению "Преступление и наказание":

По возвращении в Россию Достоевский поселился в Твери, но активно стремился переехать в Петербург. Вскоре его хлопоты увенчались успехом, и с 1860 года он окончательно основался в Петербурге. Совместно с братом он издавал ежемесячный журнал «Время», в котором печатал свои произведения. В журнале были опубликованы его первые большие романы «Униженные и оскорбленные» и «Записки из мертвого дома» в 1861 году.

Роман «Униженные и оскорбленные» не был высоко оценен друзьями самого писателя. Они считали его фельетонным романом, где главные герои — всего лишь куклы, а не настоящие люди. Сам Достоевский соглашался с этим мнением и называл свое произведение диким. Однако он находил в нем несколько страниц, на которые был горд, и два серьезных характера.

Критик Добролюбов высказал свое мнение о романе, отнесши его к категории ниже эстетической критики. Он привел весомые доводы и высказался с полной симпатией к автору. Однако мнение публики было совершенно иным. Роман выдержал 5 изданий за несколько лет и был читаем почти так же усердно, как «Преступление и наказание» или «Карамазовы». Он был более популярен, чем «Подросток», «Идиот» и «Бесы».

Роман действительно имел недостатки, связанные с поспешностью, с которой его написал Достоевский. В то время он занимался не только написанием романа, но и редактированием других разделов в журнале. Однако в нем впервые развернулось нравственное миросозерцание зрелого Достоевского, не затененное политикой и публицистикой.

Основой этого миросозерцания была вера в человека, в чистоту его сердца. Достоевский убежден, что спасение от всех жизненных бед зависит от нас самих. Ему казалось, что люди по природе добры и делают зло только по недоразумению. Если мы осознаем это, зло исчезнет. Одним из основных характеров романа был Алеша — взрослый ребенок, чистый сердцем, несмотря на свое воспитание в аристократическом доме и жизнь в обществе петербургской золотой молодежи. Все хорошие люди, дети и животные всегда любили его. Он был ограничен и легкомыслен, но всегда был прав, потому что не знал зла и не мог его понять.

В журнале «Время» в 1862 году Достоевский опубликовал еще небольшую повесть «Скверный анекдот», которая явно отражала его подражание «Губернским очеркам» Щедрина. Успех журнала обеспечивали братья Достоевские, и писатель смог отправиться за границу летом 1862 года, чтобы полечиться. Однако запрет на публикацию в «Времени» разочаровал Достоевских, и писатель снова вынужден был отправиться за границу для лечения.

Исследование М. Достоевского

С 1864 года М. Достоевскому было разрешено издание журнала «Эпоха», однако он не имел такого успеха, как «Время». В то время писатель находился в Москве и почти не мог помогать своему брату, так как сам был болен и ухаживал за умирающей женой, которая скончалась 16 апреля 1864 года.

Повесть «Записки из подполья» является одним из самых глубоких и мучительно тяжелых психологических этюдов Достоевского. Но она не была окончена к моменту публикации первых книжек «Эпохи».

2 стр., 577 слов

Петербург Достоевского ( по роману «Преступление и наказание»)

... блеском и поражённого нищетой города. Описывая Петербург, Достоевский не просто показывает его нам визуально, в ... романа зелёный цвет — цвет Сониного платка, цвет жизни, надежды и веры — преобладает над жёлтым цветом погрязшего в нищете и безумии Петербурга. Источник: Школьные сочинения ... писатель подаёт нам надежду на избавление от суеты и мерзостей петербургской жизни. Символом надежды в романе ...

10 июня 1864 года неожиданно скончался Михаил Достоевский, и Федор Михайлович, уже переехавший в Петербург, взял на себя негласное редактирование и издательство журнала. Несмотря на его энергичные действия, «Эпоха» не принесла успеха, и в начале 1865 года в кассе не оказалось ни копейки. У Достоевского накопилась задолженность в размере 15000 рублей, а также нравственная обязанность содержать семью покойного брата. В последнем номере «Эпохи» Достоевский начал печатать фантастическую повесть «Крокодил. Необыкновенное событие, или пассаж в Пассаже», которая так и осталась неоконченной. Некоторая часть печати приняла это произведение за памфлет на Чернышевского и возмутилась глумлением над несчастьем талантливого публициста, однако Достоевский в 1873 году опроверг эти слухи.

В конце июля 1865 года писатель, устроив свои финансовые дела, отправился за границу в Висбаден. Там его материальные неудачи продолжились, и он проиграл все деньги в рулетку (ранее он уже несколько раз играл в рулетку во время своих поездок за границу и один раз даже выиграл 11000 франков).

Немного позднее Достоевский использовал свои наблюдения и ощущения, чтобы создать повесть «Игрок», которая хотя и была слаба с художественной точки зрения, но интересна своим глубоким психологическим анализом.

Выпутавшись из критического положения с помощью старинного приятеля А. Е. Врангеля, Достоевский в ноябре приехал в Петербург и принялся усердно писать “Преступление и наказание”, которое стало печататься в январской книжке “Русского Вестника” за 1866 г. Роман произвел громадное впечатление, которому до некоторой степени способствовало поразительное его совпадение с действительностью: в то же время в Москве совершено было подобное преступление студентом Даниловым. Достоевский обдумывал этот роман еще в Сибири, но не решался писать его: крайне небрежно относясь к форме, он очень дорожил идеями своих произведений, и пока идея не выносилась в душе его, он не пытался ее обрабатывать. Наконец он решился, и успех превзошел его ожидания. “Преступление и наказание” — несомненно, лучший из его романов и одно из самых крупных и характерных произведений всего нашего столетия; нельзя идти дальше в глубине психологического анализа и в проповеди величайшей идеи нашего века — гуманности. Но герой не есть тип, и его слияние с “правдой народной” на каторге есть явление исключительное. Несмотря на болезнь и отчаянное положение своих денежных дел, Достоевский в это время чувствовал большой прилив жизненных сил и душевной бодрости.

Осенью 1866 г., чтобы исполнить скорее свое обязательство перед Стелловским, которому он продал собрание своих сочинений с условием прибавить к ним новую повесть, он пригласил к себе стенографистку Анну Григорьевну Сниткину и диктовал ей “Игрока”. 15 февраля 1867 г. Анна Григорьевна стала его женою, а через два месяца Достоевские уезжают за границу, где остаются 4 с лишком года (до июля 1871 г.).

Там Федор Михайлович написал два больших романа: “Идиот” (Русский Вестник” 1868 – 1869 г.) и “Бесы” (1871 г.) и большую повесть: “Вечный муж” (“Заря” 1870 г.).

Условия, при которых создавались эти произведения, в значительной степени объясняют их тон и их недостатки.

2 стр., 570 слов

Петербург Достоевского в романе “Преступление и наказание”

... Петербург. Нищета, голод и алкоголизм – это тот же Петербург. Написать сочинение «Петербург Достоевского» в романе «Преступление и наказание», используя предложенное сообщение, станет намного проще. Тема требует рассмотрение города глазами всех персонажей и ... комнаты. Большинство персонажей романа живут в таких «доходных домах»: Мармеладовы, Лебезятнков, Раскольников. Условия жизни в них различны. ...

Заграничное путешествие Достоевских и его причины

Заграничное путешествие Достоевских имело свои особенности и причины, которые стоит рассмотреть более подробно. Главной причиной стало бегство от кредиторов, которые уже подали иски на взыскание долгов. Сам Достоевский не имел бы ничего против долгового отделения, но его здоровье было настолько расстроено, что он боялся не справиться с обязательствами.

У Достоевского участились припадки эпилепсии, его здоровье было настолько плохим, что он не мог даже пробыть месяц в доме Тарасова. Из-за этого, он не мог бы выплатить свои долги. Чтобы обвенчаться и уехать заграницу, Достоевский решил взять новые займы. Он взял у Каткова 3000 рублей под задуманный им роман «Идиот». Однако, при переезде за границу, с ним перевезлись лишь часть этих денег, ведь в Петербурге на его попечении оставались сын его первой жены и вдова его брата с детьми.

Жизнь Достоевского в Женеве и его творческие трудности

После приезда в Женеву, Достоевский жил там почти год. Он работал усердно, пиша по 3,5 листа в месяц, но часто оказывался в трудной ситуации, нуждаясь в самом необходимом. В это же время в семье Достоевских родился первый ребенок, но он умер, что принесло неописуемое отчаяние родителям.

Настроение духа писателя в это время было не лучшим. Он крайне недоволен формой своего нового романа «Идиот», по его мнению, она была настолько плоха, что даже «идея романа почти лопнула». Однако, несмотря на это, Достоевскому приходилось спешить и гнать на почтовых, чтобы успеть отправить свои работы.

Участие в журнале «Заря» и финансовые проблемы

Когда Н. Н. Страхов пригласил Достоевского участвовать в новом журнале «Заря», первая мысль писателя была получить предоплату за повесть, над которой он еще не начинал работать. Все его письма А. Н. Майкову были наполнены денежными расчетами, запросами и судьбищем из-за недоплаты нескольких сот рублей с Стелловским.

Стилистический анализ произведений Ф.М. Достоевского

Интерес привлекают не только творческие поиски Ф.М. Достоевского, но и его мастерство в оформлении произведений. Стилистический анализ приводит к выводу, что настоящий классик русской литературы отличался великолепным даром языка, который проявлялся в понимании специфики национального русского языка, точном подборе слов и высокой дейктике выражения.

Роман «Идиот»

Одно из самых задушевных произведений Ф.М. Достоевского – роман «Идиот». Главная мысль романа заключается в «изобразить положительно прекрасного человека». Таким человеком является больной князь Мышкин с прекрасными качествами души и с глубоким тонким умом, который много видел и много страдал. В ходе романа выявляется мысль «открыть Россию» для князя Мышкина, который в результате на свою душу принял все проблемы народа. Рогожин является другим красивым персонажем ведущихся идей в романе, чей характер замечательно прорабатывает автор.

Роман «Бесы»

Осызнешь критику модного ученого. Это и было смыслом романа «Бесы» Достоевского, где главный герой рассказывает о трагедии среди переселенцев, которая произошла из-за неумения верхушки разобраться в сложных психологических связях и их последствиях. К сожалению, избыток политических акцентов и тенденций здесь вредит роману. Персонажи Грановский и Тургенев выводятся в сатирическом ключе, что умаляет дело материальную часть.

3 стр., 1274 слов

Роль писателя в жизни человека. По Ю. Казакову

... правда всегда идёт от правды жизни, и к собственно писательскому мужеству писатель должен прибавить ещё мужество тех ... в подтверждение вышеизложенному, будет всеми любимое произведение М.Ф. Достоевского: «Преступление и наказание». Наверняка все помнят, ужасный ... Главная героиня этого произведения Софья любила читать французские романы, которые производили на нее сильное впечатление. Под влиянием ...

Повесть «Вечный муж»

Повесть «Вечный муж» – одна из лучших повестей Достоевского, где зрители видят оригинальную идею и характер главного героя. В этом произведении автор отметился за ясность построения действия и энергичный ход действий, объясных его пониманием материала. Достоевский с увлечением трудился над над писательским проектом, сочиняя произведение с невероятной мастерской.

Жизнь Федора Достоевского после возвращения в Петербург

После возвращения в Петербург Федор Достоевский пережил один из самых светлых периодов своей жизни. Он проводил время с дочерью Любовью и сыном Федором, доброй женой, которая взяла на себя денежные дела и избавила мужа от долгов. Привычки, привитые годами бедности, не исчезли, и Достоевский продолжал подгонять свою работу к последнему сроку. Однако благодаря изменившейся ситуации он находился в достаточно благополучном финансовом положении и мог работать не с той скоростью, на которую его привыкли обстоятельства.

В 1873 году Достоевский начал работать редактором еженедельного журнала «Гражданин» и писал в нем фельетоны под названием «Дневник писателя» и статьи о иностранной политике. Он получал плату в размере 250 рублей в месяц, помимо гонораров за размещенные материалы. Фельетоны содержали интересные личные воспоминания, комментарии к собственным произведениям и повествовательные очерки. Однако критические и публицистические статьи ему давались слабее.

В начале 1874 года Достоевский начал работу над новым романом — «Подросток». Он проводил летние месяцы в Старой Руссе, а на июль и август уезжал на лечение в Эмс. В 1874 году его семья осталась в Старой Руссе и провела там всю зиму.

Роман «Подросток» Ф.М. Достоевского

Роман «Подросток» был опубликован в «Отечественных Записках» в 1875 году. Заглавие произведения само по себе определяет его основную тематику. Из подростков выходят будущие деятели общества, поэтому вопросы, связанные с этой возрастной группой, становятся вопросами о будущем России.

Достоевский разделяет подростков на две категории, аналогично разделению взрослых – на безразличную массу и на людей с идеалом. Последние всегда отличаются особенным образом жизни и предпочитают уединение. Их способности и характер могут развиться как в плохую, так и в хорошую сторону, часто стремясь к беспорядку. Однако это желание беспорядка проистекает из скрытой потребности в порядке и благообразии. «Юность чиста уже потому, что она юностью».

Герой романа – это сам Достоевский в своей юности, но в не очень лестном свете. Он представляет «сброд всех самолюбий». Он самого себя мучает больше всего тех, кого больше всего любит. Его сердце переполнено любовью к людям, но он старается выглядеть как можно более мрачным. Он ненавидит себя за желание «прыгать людям на шею». Он не мстителен, но запоминает все обиды: он хочет отомстить великодушием, чтобы обидчик почувствовал свою вину перед ним.

Его уединение и более развитый ум, в сравнении с товарищами, мешают ему присоединиться к политическим деятелям, и поэтому он придумывает свою собственную идею, которая, в сущности, нелепа, но оригинальна. Однако живая жизнь, любовь к отцу и матери, а также полудетская страсть к Катерине Николаевне, в конце концов помогают ему избавиться от своих исключительностей.

В романе появляется другой герой – Версилов, через которого писатель расплачивается за свое прежнее негативное отношение к русскому образованному дворянству. Версилов, несмотря на свои недостатки и огромный эгоизм, является самым умным и порядочным человеком. Он представляет собой высший культурный тип, который беспокоится о благе всех. По словам Версилова, таких людей, как он, может быть тысячи в России. Он считает, что Россия существует только для того, чтобы произвести эту тысячу и благодаря им живет не для себя, а для идеи. Именно это и есть настоящая жизнь.

В романе «Подросток» Достоевский с ожесточением осуждает жизнь, основанную только на рассудке и лишенную идеала. В нем он ставит вопрос о значимости и смысле жизни, о поиске истины и идеалов, о важности любви и отношений между людьми.

Введение

В начале 1876 года Федор Достоевский приступил к реализации своей оригинальной идеи, которая возникла у него еще во время его четырехлетнего пребывания за границей. Это был ежемесячный журнал под названием «Дневник Писателя», который не имел сотрудников, программы и отделов. В материальном плане проект был очень успешным: уже в первый год «Дневник Писателя» имел 2000 подписчиков и продавался в таком же количестве в розничной продаже. В 1877 году тираж достигал 6000 экземпляров.

Цель и значимость журнала

Журнал «Дневник Писателя» привлекал множество горячих сторонников, но также находился под критикой некоторых, которые считали, что Достоевский занялся делом, не соответствующим его профессии. Однако этот журнал представляет интерес не только как комментарий к произведениям писателя, но и как превосходный материал для изучения процесса его творчества. Здесь можно найти факты, которые вдохновили его фантазию, а также художественные произведения, возникшие из этих фактов. Кроме того, «Дневник Писателя» является сборником выдающихся повестей и очерков, некоторые из которых, например «Мальчик у Христа на елке», уже стали популярными народными книгами.

Достоевский был глубоко убежден в превосходстве России перед Европой и верил, что она в конечном итоге обратится к России за помощью. Он считал, что для того чтобы это произошло, Россия должна перестать быть международной обшмыгой и сначала стать русской. Он утверждал, что русский народ имеет недостатки, такие как грязь и материализм, но считал, что это временные явления.

Для очищения русского народа Достоевский призывал к всеобщему просвещению. Он настаивал на том, что все русские должны иметь право на высшее образование, особенно женщины. Он видел в современной русской женщине великий недостаток — зависимость от мужских идей. По мнению Достоевского, высшее образование является лекарством от этой болезни.

Достоевский считал, что основой педагогики является любовь и что насильственные меры и телесные наказания являются результатом лени родителей. Он утверждал, что дети понимают гораздо больше, чем мы думаем, и что они имеют естественную склонность к любви. Если родители добры к ним, они простят все отклонения и безобразия. Достоевский считал, что нет ничего более ценного и полезного, чем светлые воспоминания из детства.

Однако, эти гуманные и прогрессивные воззрения Достоевского противоречат его мрачному мистицизму и его проповеди о необходимости страданий и суровых судебных приговоров. Он утверждал о потребности человека, особенно русского, в страданиях.

Почти обеспеченный материально, Достоевский с 1878 г. прекратил “Дневник Писателя”, чтобы заняться большим роману, который он задумал еще в Дрездене в 1870 г. Тогда он думал написать 5 отдельных повестей под общим заглавием: “Житие великого грешника”. Это житие должно было включать жизнь нескольких поколений, начиная со времен Чаадаева и до наших дней, и представить параллель к “Войне и Миру” Толстого, под влиянием чтения которого оно, по-видимому, было задумано. Впоследствии план изменился: эпоха Чаадаева оставлена, и 5 повестей превратились в два связанных единством лиц романа, между действиями которых проходят 13 лет.

Достоевский успел написать только первый роман, совершенно самостоятельный и внутренне законченный: “Братья Карамазовы” (“Русский Вестник”, 1879 – 1880 г.).

Этот роман обработан значительно лучше всех других крупных произведений писателя и представляет поразительные сцены и характеры, но в нем же особенно резко выразились и все недостатки Достоевского как поэта, и основа его миросозерцания — болезненный мистицизм. Идея романа выражена в 4-х представителях семейства Карамазовых. Карамазов-отец — отталкивающий продукт воздействия Европы на полудикую провинциальную Россию XVIII и начала XIX в. Есть свое “благообразие” в западном бароне и бюргере, есть свое и в русском мужике и мещанине. Федор Карамазов не имеет ни того, ни другого и соединяет в себе безобразие разнузданного эгоизма и скептицизма худшего из учеников Вольтера с безобразием пьяного и распутного мужика. Двое старших его сыновей поделены между Европой и Россией — поделены, конечно, неравномерно, так как по крови и по обстановке они оба русские люди. Иван по образованию и по образу мыслей европеец. Но на Руси — это оторванный от почвы несчастный искатель идеала, тот же Раскольников, геройски смелый в мыслях и вечно колеблющийся в действиях, человек с ясным сознанием зла без сознания добра, вечный “мученик” без надежды на царство небесное. Дмитрий — такой же холодный эгоист, как его отец, и так же лишен всякой нравственной поддержки; он человек чисто русский, но изломанный вследствие вечной борьбы между “благообразием” своего идеала и безобразием своей жизни; но и он эгоист, потому что не знал другой цели в жизни, кроме удовлетворения своих страстей и капризов. Иван ненавидит Дмитрия, как Европа ненавидит Россию; Дмитрий благоговеет перед Иваном, как Россия благоговеет перед Европой. Третий сын, Алеша, — настоящий герой романа во второй, не написанной его половине; это Россия будущего, прилепившаяся “к народным началам”, но не исключающая через них, а, напротив, усиливающая ими начало общечеловеческое: веру в человека и христианскую всепрощающую любовь. Эту Россию все возлюбят, потому что она всех возлюбит и всех примирит.

Во время печатания “Братьев Карамазовых” Достоевскому удалось испытать момент полного. Речь его во время московских пушкинских празднеств 8 июня 1880 г., напечатанная с пояснениями в единственном “Дневнике Писателя” за 1880 г., привела многочисленную публику в неописуемый восторг и, по словам И. Аксакова, соединила в одном чувстве славянофилов и западников. Речь эта — одно из лучших произведений Достоевского по горячности и искренности чувства к поэту и по гуманности идей, в ней проводимых; она очень важна и для понимания самого писателя, так как, бессознательно для оратора, оказалась подведением итогов всей лучшей стороны его литературной деятельности. Достоевский превозносит Пушкина за его горячее стремление к идеалу и за уменье находить идеал в родной земле. Достоевский был всю жизнь “неисправимым идеалистом”, вечно искавшим святыни и умевший находить их у себя дома. Он превозносит Пушкина за создание в лице Онегина типа русского скитальца и страдальца, тоскующего по потерянной правде. Сам Достоевский всю жизнь болел за русских страдальцев и всю жизнь указывал им потерянную правду, говоря: “смири свою гордость, гордый человек, поработай на ниве, праздный человек”! Он видит в Татьяне апофеоз русской женщины, которая не может основать своего счастья на несчастии другого. Достоевский, начиная с “Бедных людей”, доказывал, что счастье только в том, чтобы доставлять другим минуты счастья, поднимать падших, утешать униженных и оскорбленных. Пушкин не был ни славянофилом, ни западником, а был одновременно и русским, и мировым человеком. Достоевский в лучшие свои минуты проповедовал объединение национальных и гуманных стремлений, всеобщее братство народов и сословий и отдельных людей.

С начала 1881 г. Достоевский решился возобновить “Дневник Писателя” и его первый номер сдал в цензуру 25 января. 29 января он обещал участвовать в Пушкинском вечере, но 28 января к вечеру его уже не было в живых. Последние годы своей жизни он страдал эмфиземой вследствие катара дыхательных путей; в ночь с 25 на 26-ое января у него произошел разрыв легочной артерии, которому, впрочем, доктора не придали особого значения; но сильный эпилептический припадок сразу сокрушил давно надломленный организм. Весть о смерти Достоевского вызвала у всей читающей России чрезвычайно пылкое чувство к покойному. Похороны писателя состоялись 2 февраля 1881 г. и стали настоящим событием для Санкт-Петербурга: 67 венков было внесено в церковь св. Духа в Александро-Невской лавре, в процессии участвовали 72 депутации.

Все произведения Достоевского, начиная с “Преступления и наказания”, вызывали критические статьи во множестве журналов и в России, и за границей. Смерть его вызвала длинный ряд некрологов и попыток оценить его значение и влияние его творчества на мировую культуру.