Электронная музыка

Электронная музыка – это музыка, которая создается и исполняется с помощью электронно – акустической и звуковоспроизводящей аппаратуры. Современный мир находить сложное отражение в современных музыкальных звучаниях. Композиторы находятся в поисках нового музыкального языка. Одним из путей развития, стала электронная музыка, которая постепенно завоевывала музыкальное пространство и на рубеже веков стала интересным направлением современной музыки. Она обогатила киномузыку, создала новые жанры, например, рок – оперу и получила автономное развитие в композиторской музыке. Как новое явление, электронная музыка находится в стадии становления и требует большого научного осмысления.

Цель данной работы: Изучить нового направления 21 века, мнений исследователей и представителей современности, занимающихся в области электронной музыки.

Задача данной работы: Рассмотрение новых направлений электронной музыки, ее зарождение, развитие технологий и технических возможностей.

Гипотеза данной работы: Мы предположили, что электронная музыка, из прикладной в 70 – х годах стала пластом современного музыкального искусства.

Актуальность курсовой работы: Тема представляет интерес, потому что напрямую связана с современной звуко – акустической средой. В эпоху, когда создание современной музыки напрямую зависит от современной технологией. Эта тема представляет интерес для тех, кто занимается изучением новых направлений и технологий 21 века, в частности электронной музыкой.

Методы исследования данной работы: Знакомство с литературой по данной теме, изучение музыкальных источников. Метод общения с носителями данной культуры.

Структура данной работы: Работа состоит из вступления, четырех глав, библиографии и заключения.

Во вступлении изложены: цель, задача, гипотеза, актуальность, методы исследования.

В первой главе рассмотрены пути исторического создания электронной музыки.

Во второй главе рассматривается средства при помощи которых создается электронная музыка.

В третьей главе рассматриваются самые активные создатели электронной музыки: Эдуард и Артемий Артемьевы.

В четвертой главе рассматриваются творчество Пьера Шеффера, Алексея Рыбникова, Дмитрия и Михаила Чекалина.

1 История создания электронной музыки

Историческая предпосылка возникновения электронной музыки перелом, происшедшей в начале 20 веков в области использования музыкально – технических средств и приведший, во – первых, к возникновению серийной техники новой венской школы и, во – вторых, «тембровой мелодии».Серийная техника – предел традиционной европейской трактовки музыкального материала как дискретного «микромира» музыкальных «атомов» (нот — точек, пунктов; отсюда же традиционный европейский контрапункт и исключение микроинтервалов); техника же «звукотембров» (оперирование тембрами звуков и звучаний; немецкий Klangfarbentechnik), в противоположность серийности, — попытка оперировать звуковыми объектами и массами как «сверхтембрами» («сонорами»), которые мыслятся не как дискретные множества, а как слитные единства. Две тенденции и два типа музыкального слышания (дискретно – структурный и синкретно – сонорный), первоначально противоположные, во второй половине 20 века стали взаимодополняющими сторонами единой композиторской техники. Попытка осуществить их взаимопроникновение инструментально – технически и была предпринята средствами электронной музыки.

17 стр., 8068 слов

Целью данной курсовой работы является изучить мотивацию персонала на предприятии

... персонала сопровождается столь же большим многообразием точек зрения на их природу. Целью данной курсовой работы является изучить мотивацию персонала на предприятии. Для достижения поставленной цели требуется решить ... равновесие. Прием пищи удовлетворяет голод, встреча с друзьями способствуют восполнению дефицита в общении. Целями в этих случаях являются пища и получение признания от других людей. ...

Первая попытка создания электронной музыки в ее « ортодоксальном » виде относится к 1951 (студия электронной музыки в Кельне, организованная по инициативе Х. Эймерта и К. Штокхаузена); тогда и возник термин «Электронная музыка».Если в серийной музыке не пользуются традиционными «макроструктурами» (типовыми терцовыми аккордами, гаммообразными мелодическими последованиями), а создают их индивидуально, в электронной музыке композитор, синтезирую музыкальный звук, обязан управлять даже его «микроструктурой». Отсюда введение микротемперации (для регулирования внутризвуковых отношений и процессов), микроритма и микродинамики, артикулирующих тембр звуков, соноров, конкретных звучаний. Отсюда снятие противоположности музыкальной формы и музыкального материала. С электронной музыкой связано появление конкретной музыки: если электронная музыка стремится к сонорности музыкально – акустического материала, исходя из его тотальной структурированности, то конкретная музыка, наоборот, стремится придать композиционную структурность изначально данному тембро – шумовому материалу. Другие виды электронной музыки: « компьютерная музыка » (английский перевод computer music), где сделана попытка автоматизировать синтез звука и « планирование » формы, т.е. наиболее трудоемкие начальный и конечный этапы создания электронной музыки; « живая электроника » (английский перевод live electronic ), стремящаяся исходить из звучаний традиционных музыкальных инструментов и певческих голосов в качестве первичного материала; « прикладная электронная музыка» — для кинофильмов и театральных спектаклей, специфически электронная «мертвенность» музыкально – акустической «синтетики» в научно – фантастических кинофильмах, для вокально – инструментальных ансамблей с мощной электронно – акустической аппаратурой.

В 1995 году был снят фильм о первых русских людях, экспериментировавших с электронным звуком, собранный из архивных записей. Один из них, это Арсений Аврамов. Янковский в начале 30-х годов (еще до появления в 1935 г. магнитной записи) успешно применил графическое представление звука (в частности, оркестровой музыки) для разложения на гармоники при помощи преобразования Фурье, а затем синтезировал его же на любых звукочастотах. Арсений Аврамов обращался к Луначарскому с предложением уничтожить или переделать все клавишные инструменты, использующие равномерную темперацию, так как, по его мнению, они искажали должное представление о восприятии музыки. Например, Шопена следовало исполнять совсем по-другому, не так, как следовало из его нот – просто в его времена это не было технически осуществимо. Конечно, ему отказали, но от своих экспериментов он не отказался. Схватил идеи и инструменты в охапку и поехал в Швейцарию на международный музыкальный фестиваль, где получил первое место. Бурное развитие музыкальных идей в России происходило на волне увлечения конструктивизмом и даже имело некоторую поддержку со стороны государства. В частности, был создан ГИМН (государственный институт музыкальной науки), с которым связаны имена многих русских исследователей электронного звука. В середине 21 века появлялось много разработок, но по понятным историческим причинам им не давали хода, поэтому большая их часть осталась на бумаге. Наиболее близкими к признанию были экводины Володина (двухголосный аналоговый синтезатор, появившийся в конце 30х).

19 стр., 9243 слов

Художественная индивидуальность автора сквозь призму полистилистики ...

... традиционной тональности, стали осваивать додекафонию, атональность, сериальность, сонористику, алеаторику, электронную музыку. Многие из применяемых средств носили первичный характер, а проблемы ... музыки» (19). Интересные точки зрения дает В.Бобровский в статье о камерно-инструментальном творчестве А. Шнитке, где говорится о двух аспектах «проблемы музыкального времени» Шнитке (8). В дипломной ...

Володин не был музыкантом и при создании своих инструментов пользовался консультациями знакомых. Вообще он преследовал совсем другую цель, нежели создание музыки, а именно анализ через синтез. То есть, занимаясь психоакустикой, он нуждался в исходном материале для опытов – различных звуках, на которых можно было бы изучать особенности человеческого восприятия. Володин работал в почтовом ящике (кажется, он назывался ЦНИИАРТИ – автоматика для оборонки).

Оказывается, все изобретения в электронной музыке, процент которых весьма велик по сравнению с другими странами, в России появились как побочный продукт в военных исследованиях. И, как следствие, — ни одно из изобретений не смогло дождаться своего использования по прямому назначению – у создателей просто не хватило здоровья, чтобы довести его до этой стадии (исключение составил только АНС – на нем учились и записывали произведения многие композиторы, была создана студия электронной музыки при музее Скрябина).

Володин умер прямо в лаборатории в 1982 году. Его 9-я модель экводина чуть было не пошла в промышленное производство – это было успехом. Легендарный синтезатор АНС, который был построен Евгением Мурзиным в конце 50-х и назван инициалами Скрябина, как и студия электронной музыки в музее Скрябина, всегда пользовался большим вниманием со стороны композиторов разных поколений. Существовавший в единственном экземпляре, этот уникальный аппарат был специально собран для международной выставки в Италии, а после триумфа власти о нем забыли. В 1982 году фирма грамзаписи «Мелодия» как самый крупный из соучредителей студии, предъявила свои права на АНС и на несколько лет поместила его в сыром подвальном помещении, в результате чего он пришел в плачевное состояние. В настоящее время он частично отреставрирован (некоторые тембры погибли ) и находится на журфаке МГУ. В АНСе в качестве тембров использовались диски (очень похожие на CD) с концентрическими дорожками, заполненными рисками (что-то около 140 окружностей, по одному диску на две октавы, т.е. с темперацией в 1/12 тона)/ Партитуры рисовались на стекле, покрытом черной мастикой, произвольным образом в системе координат частота-время. Роберт Муг, посещавший Термен-центр, был очень вдохновлен АНСом и долго его рассматривал. На АНСе пытались работать все известные авангардисты того времени – Шнитке, Денисов, 8ро изводящу… Мы слушали пьесу Шнитке «Поток» – очень интересная, глубокая амбиентно-шумовая музыка, чем-то напомнившая мне Maeror Tri. Кстати, после записи одной-единственной вещи для АНСа многие отказывались от электроники. Шнитке, в частности, мотивировал это тем, что в акустических инструментах интервал – это путь, а в электронных – расстояние. Шнитке впоследствии, как известно, писал много электронной музыки для кино, но никогда не относился к ней серьезно.

7 стр., 3147 слов

Электронная музыка

... многие рок и поп артисты. С этого момента электронная музыка стала привычной частью популярной культуры. Сегодня электронная музыка включает в себя большое количество различных стилей от ... Возможность записывать звуки часто связана с идеей производства электронной музыки. Но это не означает, что производство электронной музыки является целью процесса звукозаписи. В 1857 году французский ...

  1. Музыкальная технология

В электронной музыке объектом работы компьютера является не только звуковая ткань и композиция в целом, но и звуковой материал. Звуки и звучания «сочиняются» синусоидные чистые тоны ( атомы, звучания ) складывающие в музыкальные тоны и шумы. Аппаратуры электронной музыки – генераторы, фильтры, модулирующие устройства, объединяющиеся в электронных инструментах ( студийных, портативных ), а также магнитофоны, усилители.

Акустический материал (синусоидные чистые тоны; разного рода шумы – «белые», «цветные» импульсы, щелчки и т. д.) обрабатываются, а также комбинируются, превращаясь в многообразные смеси, тембро – красочного звучания, при помощи которых композитор реализует свои сочинения; исходным материалом может служить и любое другое звучание ( включая и музыкальные звуки, и натуральные звучания, по выбору компьютера. Оба типа материала могут совмещаться.

Можно долго спорить о том, что при чрезмерном увлечении теорией звукосинтеза теряется грань между искусством и наукой. Противники научного подхода объясняют свою позицию несогласием с имитацией творческого подхода с помощью невиданных, а потому поначалу непонятных научных методов. Только избранным удается причислить свою деятельность к искусству, все остальные – лаборанты. Эта позиция во многом отражает проблему противоборства в душе двух сущностей: слушателю более всего важен творческий импульс, способный развить эстетическое восприятие и заставить испытывать волнения, переживания, экстаз и т.д. Музыкальному исследователю необходимо знать историю, концептологию и теорию электронной техники в приложении к музыке, чтобы, по крайней мере, не допускать дилетантства и ошибок. Для слушателя музыкальная кухня – не важно, из чего она состоит, из нотной грамоты и изнурительных репетиций или из физических формул, синусоид и сплетения проводов – это спуск с небес на землю, демистификация секрета создания шедевра. В то же время, не всякий слушатель может заставить себя 45 минут слушать одну и ту же фразу или 12 минут слушать монотонное гудение.