Развитие классицизма в русской литературе XVII-XIX вв

Курсовая работа

От латинского classicus – образцовый. Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Классицизм сложился в 17 в. во Франции. В 18 в. классицизм был связан с Просвещением; основываясь на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремился к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов.

Этические идеалы в классицизме и их влияние на искусство

Этические идеалы классицизма оказали значительное влияние на искусство того времени. Иерархия жанров, установленная в эстетике классицизма, была основана на возвышенных этических идеалах. Высокие жанры, такие как трагедия, эпопея, ода; историческая, мифологическая, религиозная картина и т.д., считались более престижными, чем низкие жанры, как комедия, сатира, басня; жанровая картина и т.д.

В беллетристике ведущую роль играют значительные этические коллизии, нормативные типизированные образы. Примером могут служить трагедии П. Корнеля, Ж. Расина, Вольтера, комедии Мольера, поэма «Поэтическое искусство» и сатиры Н. Буало, басни Ж. Лафонтена, проза Ф. Ларошфуко, Ж. Лабрюйера во Франции, творчество Веймарского периода И.В. Гёте и Ф. Шиллера в Германии, оды М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина, трагедии А.П. Сумарокова и Я.Б. Княжнина в России.

В театральном искусстве характерны торжественный, статичный строй спектаклей, размеренное чтение стихов. В музыкальном театре утвердились героика, приподнятость стиля, логическая ясность драматургии, доминирование речитатива (оперы Ж.Б. Люлли во Франции) или вокальная виртуозность в ариях (итальянская опера-сериа), благородная простота и возвышенность (реформаторские оперы К.В. Глюка в Австрии).

Архитектуре классицизм присущи чёткость и геометризм форм, рациональная ясность планировки, сочетания гладкой стены с ордером и сдержанным декором (Ж. Ардуэн, Ж.А. Габриель, К.Н. Леду во Франции, К. Рен в Англии, В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, А.Н. Воронихин, А.Д. Захаров, К.И. Росси в России).

Изобразительное искусство отличается логическим развертыванием сюжета, строгой уравновешенностью композиции, пластичной ясностью форм, чёткой гармонией линейных ритмов. Примерами могут служить живописцы Н. Пуссен, К. Лоррен, Ж.Л. Давид, Ж.О.Д. Энгр, скульпторы Ж.Б. Пигаль, Э.М. Фальконе во Франции, И.Г. Шадов в Германии, Б. Торвальдсен в Дании, А. Канова в Италии, живописцы А.П. Лосенко, Г.И. Угрюмов, скульпторы М.П. Матрос в России.

4 стр., 1987 слов

Образцы античности и возрождения в искусстве классицизма

... в эпоху Возрождения, которая после столетий средневековья обратилась к формам, мотивам и сюжетам античности. Величайший теоретик Ренессанса, Леон Батиста Альберти, еще в XV в. выразил идеи, предвещавшие отдельные принципы классицизма и в ... I»). В XIX веке живопись классицизма вступает в полосу кризиса и становится силой, сдерживающей развитие искусства, причём не только во Франции, но и в других ...

Классицизм: основные черты

Классицизм – художественное направление, которое было актуально в ХVII-ХVIII веках. Основной целью классиков была литературная переработка античных идей и духовных ценностей. В литературе это нашло отражение в строгом соблюдении ряда норм и правил и главным образом в уважении к традициям.

Основные черты классицизма

Черта Описание
Имитация античности В классической литературе провозглашалась необходимость возврата к античной литературе, ее идеалам и традициям. При этом темами литературы классицизма стали легенды, мифы, исторические события и жизнь порядочных и значимых личностей.
Соблюдение норм и правил Классики считали, что существуют литературные правила, которые необходимо соблюдать в создании литературных произведений. Эти правила включали в себя грамматический строй, язык, структуру произведения и т.д.
Соответствие жанру В литературе классицизма присваивалось большое значение соответствию темы исходному жанру. Каждый жанр считался соответствующим определенным темам и содержанию. Поэтому миксирование литературных жанров запрещалось.
Строгость и ясность стиля Классики писали выразительно и ясно, использовали классические образы и сюжеты. Стиль характеризовался своей строгостью и антикварностью.

Основные жанры классической литературы

Классическая литература включает в себя ряд жанров, каждый из которых имеет свои особенности. Наиболее значимыми жанрами являются:

  • Трагедия
  • Поэма
  • Ода

Трагедия, в понимании классицистов, — это драматическое произведение, в котором изображается борьба личности выдающегося и значимого героя с неразрешимыми трудностями. По правилам столетий она включала 5 действий, но в романтическом периоде традиционные рамки не ограждали поэтов.

Таким образом, классицизм как литературное направление занимает особое место в истории литературы. Его творческими принципами руководствовались многие писатели, и они продолжают оказывать влияние на литературу и современность.

Классицизм в литературе

Классицизм был одним из главных литературных течений, которое царило в Европе в XVII-XVIII веках. Оно сформировалось под влиянием античной культуры и стремилось к строгости и гармонии в искусстве. Одним из ключевых принципов классицизма было соблюдение правил «трех единств»: времени, места и действия.

Единство времени требовало, чтобы все события произведения происходили в течение одних суток. Это создавало напряжение и ограничивало развитие сюжета в рамках определенного временного промежутка.

Единство места предполагало, что все действие происходило в одном месте, например, во дворце или на площади. Это придавало произведению единственность и ясность в пространственном плане.

Единство действия подразумевало строгую связь событий и отсутствие лишнего, необязательного для развития сюжета. Такое ограничение помогало сосредоточиться на главной идее произведения и создавало цельность в повествовании.

Кроме того, классицизм предписывал писать трагедии в стихах торжественно-величавыми. Это придавало произведениям особую выразительность и солидность.

Поэма

Поэма была одним из жанров классицизма. Она представляла собой эпическое произведение, которое излагало важное историческое событие или воспевало подвиги героев и царей. Поэма писалась стихотворным языком и обладала эпическими чертами, такими как повествовательность и героический тон.

Ода

Ода была торжественной хвалебной песнью, созданной в честь царей, полководцев или победы над врагами. Ода выражала восторг и воодушевление автора, а также была пронизана пафосом. В ней использовались приподнятый, торжественный язык, риторические вопросы, восклицания, обращения и олицетворение отвлеченных понятий. Ода имела свободную композицию, позволяющую автору отступить от основной темы и выразить свои эмоции.

Идеи классицизма

Одной из основных идей классицизма было представление о дуализме природы человека. В борьбе материального и духовного раскрывалось величие человека. Личность утверждалась в борьбе со своими страстями и освобождалась от эгоистических материальных интересов.

Разумное, духовное начало в человеке считалось важнейшим качеством личности. Идея величия разума объединяла людей и нашла выражение в классицистической теории искусства. Классицизм считал, что искусство должно подражать сущности вещей и способствовать моральному и политическому прогрессу общества.

Классицизм в поэзии

Классицизм был преимущественно городским и столичным явлением. В поэзии этого направления практически не изображалась природа, а если и были пейзажи, то они были городскими. Часто встречались описания искусственной природы, такой как скверы, гроты, фонтаны и подстриженные деревья.

Классицизм — это творческое направление, которое сформировалось под влиянием ряда европейских течений в искусстве. Оно обратно противопоставлялось искусству Возрождения, достигая самобытности за счёт активного противодействия с параллельно существующим направлением — искусством барокко. Барокко отождествляется с общим сознанием универсального разлада, спровоцированным кризисом устаревших идеалов.

Не отвергая напрочь Возрождение, классицизм заемствует некоторые его традиции, такие как: уважение к древности, веру в разум, стремление к гармонии и правильной пропорции. Таким образом, классицизм предстаёт нам в качестве своеобразной антитезы Возрождению.

Основная особенность классицизма — внешняя гармония, за которой скрывается внутренная антиномичность восприятия мира. Этот принцип приводит классицизм к источнику вдохновения — барокко, несмотря на глубокие различия между двумя направлениями.

Такие пары понятий как генетическое и индивидуальное, общественное и личное, разум и чувство, цивилизация и природа, направляющиеся к гармонии в искусстве Возрождения, в рамках классицизма становятся взаимоисключающими. Влияние этой смены парадигмы на общественное сознание, когда границы между публичной и частной сферами начинают стираться, а социальные отношения становятся всё более абстрактными и независимыми от воли человека, является предметом изучения данной работы.

Классицизм в литературе и его философские корни

Классицизм- это художественное направление, возникшее в литературе в XVII веке и продолжавшее свое развитие до конца XVIII века. В литературе классицизм проявлялся в ориентации на древнюю литературу, стремлении к ясности и изяществу языка, формальной строгости и упорядоченности выражения. Однако, классицизм имел не только стилистические черты, но и философские корни, связанные с теориями эпохи Просвещения.

Просветительский классицизм: эстетические принципы и философские концепции

Просветительский классицизм был связан с передовыми философскими системами, представлявшими реакцию на средневековую мистику и схоластику. Особенно большое влияние на формирование эстетических принципов классицизма оказала рационалистическая теория Декарта, объявившего разум единственным критерием истины.

Культ разума лежит в основе эстетики классицизма. Поскольку всякое чувство в представлении приверженцев теории классицизма было случайным и произвольным, то мерилом ценности человека служило для них соответствие его поступков законам разума. Выше всего в человеке классицизм ставил «разумную» способность подавить в себе личные чувства и страсти во имя своего долга перед государством.

Человек в произведениях последователей классицизма — это, прежде всего, слуга государства, человек вообще, ибо отказ от внутренней жизни личности закономерно вытекал из провозглашенного классицизмом принципа подчинения частного общему. Классицизм изображал не столько людей, сколько характеры, образы-понятия. Типизация осуществлялась в силу этого в виде образов-масок, которые являлись воплощением человеческих пороков и добродетелей.

Значение классицизма для литературы

Для своего времени классицизм имел положительное значение в литературе. Писатели провозглашали важность исполнения человеком своих гражданских обязанностей, стремились воспитать человека-гражданина; разработали вопрос о жанрах, их композиции, упорядочили язык. Классицизм нанес сокрушительный удар по средневековой литературе, полной веры в чудесное, в привидения, подчинявшей сознание человека учению церкви.

Ранее других в зарубежной литературе формировался просветительский классицизм. В трудах, посвященных XVIII веку, то направление нередко оценивается как пришедший в упадок «высокий» классицизм XVII века. Однако, просветительский классицизм это цельное художественное направление, раскрывающее не использованные до того художественные потенции классицистского искусства и обладающее просветительскими чертами.

Таким образом, классицизм имел важное значение как для развития литературы, так и для философии эпохи Просвещения, ставя разум и государство выше индивидуальности и частного.

Особенности классицизма в России и его сторонники

В России становление классицизма происходит почти на три четверти века позже того, как он сложился во Франции. Для русских писателей Вольтер, представитель современного им французского классицизма, являлся ничуть не меньшим авторитетом, чем такие основоположники этого литературного направления, как Корнель или Расин.

Русский классицизм имел много общих черт с западным, в частности с французским классицизмом, поскольку он тоже возник в период абсолютизма, однако он не был простым подражанием. Русский классицизм зародился и развился на самобытной почве, с учетом опыта, который накопил раньше его сложившийся и развившийся западноевропейский классицизм.

Своеобразные черты русского классицизма следующие: во-первых, с самого начала в русском классицизме сильно сказывается связь с современной действительностью, которая в лучших произведениях освещается с точки зрения передовых идей. Второй особенностью русского классицизма является обусловленная передовыми общественными идеями писателей обличительно-сатирическая струя в их творчестве. Наличие сатиры в творчестве русских писателей классицистов придает их произведению жизненно правдивый характер. Живая современность, русская действительность, русские люди и русская природа в известной степени отражаются в их произведениях.

Третьей особенностью русского классицизма, обусловленной горячим патриотизмом русских писателей, является их интерес к истории своей родины. Все они изучают русскую историю, пишут произведения на национальные, исторические темы. Они стремятся создать художественную литературу и ее язык на национальных основах, придать ей свое, русское лицо, проявляют внимание к народной поэзии и народному языку.

Наряду с общими особенностями, присущими как французскому, так и русскому классицизму, в последнем наблюдаются и такие черты, которые придают ему характер национального своеобразия. Например, это повышенный гражданско-патриотический пафос, значительно более резко выраженная обличительно-реалистическая тенденция, меньшая отчужденность от устного народного творчества. Бытовые и торжественные канты первых десятилетий XVIII века во многом подготовили развитие разнообразных жанров лирики середины и второй половины XVIII столетия.

Идеология классицизма в России

Одним из главных принципов идеологии классицизма в России был государственный пафос. Уже при Петре I государство было признано высшей ценностью, а классицисты, вдохновленные реформами Петра I, верили в дальнейшее совершенствование государства.

Государство в их представлении было разумно устроенным общественным организмом, где каждое сословие выполняет свои обязанности: крестьяне пашут, купцы торгуют, воины защищают отечество, судии судят, а ученые взращивают науки. Такой подход отражал и прогрессивные тенденции, и утопические представления, идущие от переоценки общественных возможностей просвещенного абсолютизма.

Классицистические литературные деятели

Четыре крупнейших литературных деятеля укрепили идеологию классицизма в России: А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов и А.П. Сумароков.

А.Д. Кантемир

Антонио Доминико Кантемир был одним из первых русских писателей, который связал поэзию со жизнью. Его сатиры, написанные на своего времени устаревшей силлабической системе стихосложения, до сих пор актуальны и остаются не только популярными, но и важными для изучения русской культуры.

Первое печатное произведение Кантемира называлось «Симфония на Псалтырь», однако еще до этого был написан перевод малоизвестного произведения под названием «Господина философа Константина Манассиса Синопсис историческая».

В своем переводе «Некоего итальянского письма» Кантемир использовал просторечие как господствующую норму языка, что было новшеством для его времени.

Быстрый переход от церковнославянской лексики, морфологии и синтаксиса к просторечию, как норме литературной речи, который прослеживается в ранних произведениях А. Кантемира, отражает эволюцию его языка и стиля, а также развитие языкового сознания и становление русского литературного языка в целом. В период с 1726 по 1728 годы Антиох Кантемир проявляет интерес к французской литературе, что подтверждается его переводом итальянского письма и знакомством с французскими сатирическими журналами и творчеством Мольера и Мариво. В это же время он работает над переводом сатир Буало на русский язык и пишет оригинальные стихотворения.

Ранние переводы и любовная лирика А. Кантемира были лишь подготовительным этапом в его творчестве, первой пробой сил, выработкой языка и стиля. Они помогли ему развить свой собственный способ видения мира.

С 1729 года начинается период творческой зрелости поэта, когда он сосредоточивает свое внимание на сатире:

Одним словом, в сатирах хочу состареть, а не писать мне нельзя: не могу стерпеть.

(IV сатира, I ред.)

Первая сатира Кантемира

Первая сатира Кантемира, «На хулящих учение» ( «К уму своему»), явилась произведением огромного политического звучания. Она была направлена против невежества как определенной социальной и политической силы, а не абстрактного порока. Сатира выступала против невежества «в шитом платье», которое противилось преобразованиям Петра I и просвещению, против учения Коперника и книгопечатания. Невежество, облеченное авторитетом государственной и церковной власти, воинствующее и торжествующее, было основной целью сатиры.

Гордость, леность, богатство — мудрость одолело,
Невежество знание уж местом посело;
То под митрой гордится, в шитом платье ходит,
Оно за красным сукном судит, полки водит.
Наука ободрана, в лоскутах обшита,
Из всех знатнейших домов с ругательством сбита.

Несмотря на заявление автора в предисловии к сатире, что все написано «в забаву» и что никто конкретный не имелся в виду, первая сатира Кантемира была направлена против определенных и «конкретных» лиц. Это были враги дела Петра и «ученой дружины». Один из образов церковника в сатире имел сходство с определенным епископом, который поставлялся на должность первосвященника во внешних церемониях. Кантемир высмеивал образованность таких церковных деятелей, чьим единственным источником знаний была «Камень веры» Стефана Яворского. Таким образом, Кантемир явно указывал на свою идейную позицию — сторонника «ученой дружины».

Созданные Кантемиром образы церковников соответствовали реальным прототипам, но в то же время были обобщением. Они вызывали резонанс в умах и продолжали быть узнаваемыми для реакционных церковных деятелей поздних поколений, когда имя Антиоха Кантемира стало известно в истории, а имена Георгия Дашкова и его союзников ушли в полное забвение.

Тредиаковский В.К.

Если Кантемир стал создателем образцов русской сатиры, то Тредиаковскому принадлежит первая русская ода. Она была опубликована в 1734 году отдельной брошюрой под названием «Ода торжественная о сдаче города Гданска» (Данцига).

В этой оде воспевалось русское воинство и императрица Анна Иоанновна.

В 1752 году, в связи с пятидесятилетием со дня основания Петербурга, Тредиаковский написал стихотворение «Похвала Ижерской земле и царствующему граду Санкт-Петербургу». Это было одно из первых произведений, посвященных северной столице России.

В творчестве Тредиаковского можно выделить не только его победные и похвальные стихи, но и его «духовные» оды, которые являются стихотворными переложениями библейских псалмов. Особенно удачной считается его парафразис «Вторые песни Моисеевы», начинающийся со следующих стихов:

Вонми о! Небо, и реку,

Земля да слышит уст глаголы:

Как дождь я словом потеку;

И снидут, как роса к цветку,

Мои вещания на долы.

Одними из самых проникновенных стихов являются «Стихи похвальные России», в которых Тредиаковский находит ясные и точные слова, чтобы передать свое безмерное восхищение Отчизной и тоску по родной земле. Начало этих стихов таково:

Начну на флейте стихи печальны,

Зря на Россию чрез страны дальны:

Ибо все днесь мне ее доброты,

Мыслить умом есть немного охоты.

Россия мати! свет мой безмерный!

Позволь то, чадо прошу твой верный,

Ах, как сидишь та на троне красно!

Небо Российску ты Солнце ясно,

Красят иных всех златые скиптры,

И драгоценна порфира, митр;

Ты собой скипетр свой украсила,

И лицеем светлым венец почтила…

В 1735 году Тредиаковский написал «Эпистолу от российския поэзия к Аполлину» (к Аполлону), в которой он представляет обзор европейской литературы, уделяя особое внимание античной и французской литературе. Он упоминает таких писателей, как Малерб, Корнель, Расин, Мольер, Буало и Вольтер. Приглашение «Аполлина» в Россию символизировало приобщение русской поэзии к многовековому европейскому искусству.

Далее, для ознакомления русских читателей с европейским классицизмом, Тредиаковский перевел трактат Буало «Поэтическое искусство» (у него он называется «Наука о стихотворстве») и «Послания к Пизонам» Горация. В этих произведениях представлены не только образцовые писатели, но и поэтические правила, которым, по убеждению переводчика, должны следовать и русские авторы. Тредиаковский высоко оценил трактат Буало, считая его самым совершенным руководством в области художественного творчества. Он писал: «Наука его пиитическая, кажется пред всем находится превосходная, как в рассуждении состава стихов и чистоты языка, так и в рассуждении… правил, в ней предлагаемых».

Основная часть исследования

Перевод «Аргениды» и его связь с политическими задачами России

В 1751 году Тредиаковский опубликовал свой перевод романа английского писателя Джона Баркли «Аргенида». Этот роман был написан на латинском языке и относился к числу нравственно-политических произведений. Выбор Тредиаковским именно этого произведения не случаен, так как его проблематика перекликалась с политическими задачами, стоявшими перед Россией в начале XVIII века.

В романе «Аргенида» прославлялся «просвещенный» абсолютизм, а вся оппозиция верховной власти, будь то религиозные секты или политические движения, была сурово осуждена. Эти идеи соответствовали идеологии раннего русского классицизма. В предисловии к своей книге Тредиаковский указывал на полезность «правил», изложенных в романе, для русского общества.

Переработка жанра в переводе «Тилемахиды»

В 1766 году Тредиаковский опубликовал книгу под названием «Тилемахида, или Странствование Тилемаха, сына Одиссеева, описанное в составе ироической пиимы». Это был вольный перевод романа раннего французского просветителя Фенелона «Похождения Телемака». Автор оригинала написал свое произведение в последние годы царствования Людовика XIV, когда Франция страдала от разорительных войн, что привело к упадку земледелия и ремесел.

Историко-литературное значение «Тилемахиды» заключается не только в ее критическом содержании, но и в сложных задачах, которые Тредиаковский ставил перед собой в качестве переводчика. На самом деле, он не просто переводил произведение, как обычный переводчик, но и радикально перерабатывал сам жанр книги. В результате он создал героическую поэму на основе романа Фенелона, следуя образцу гомеровского эпоса. Именно поэтому он назвал свою книгу «Тилемахида», а не «Похождения Телемака».

Развертывание исследования

В процессе переделки романа Фенелона в поэму, Тредиаковский вводит множество элементов, которых не было в оригинальной книге. Начало поэмы воспроизводит зачин, характерный для древнегреческого эпоса, с присутствием знаменитого «пою» и обращения за помощью к музе, а также кратким изложением содержания произведения. Отличие поэмы Тредиаковского от романа Фенелона заключается также в стиле их написания. Роман Фенелона написан прозой, в то время как поэма Тредиаковского написана в гекзаметре. Также стиль фенелоновского романа был радикально обновлен. Сжатая, строгая и лишенная прозаических украшений проза Фенелона не соответствовала стилистическим принципам стихотворной эпопеи, как высокого жанра. Тредиаковский поэтизирует прозаический стиль Фенелона, вводя в «Тилемахиду» сложные эпитеты, характерные для гомеровского эпоса и полностью отсутствующие в романе Фенелона, такие как медоточивый, многоструйный, остро-суровый, благоразумный, кровоточащий. В поэме Тредиаковского можно найти более ста таких сложных прилагательных. По образцу сложных эпитетов создаются также сложные существительные, такие как светозрачие, ратоборство, добрососедство, благолепность.

Тредиаковский бережно сохраняет просветительский пафос романа Фенелона. Если в «Аргениде» речь шла об оправдании абсолютизма, подавляющего всякое непокорство, то в «Тилемахиде» осуждается верховная власть. В поэме говорится о деспотизме правителей, их пристрастии к роскоши и неге, неспособности царей отличать добродетельных людей от корыстолюбцев и стяжателей, а также о льстцах, окружающих престол и мешающих монархам видеть истину.

Осуждая как деспотизм, так и анархию, автор приходит к просветительской мысли о необходимости введения в государстве законов, которые были бы обязательны как для монарха, так и для подданных:

Я спросил у него, состоит в чем царска державность? Он отвечал: царь властен есть во всем над народом, Но законы над ним во всем же властны, конечно.

«Тилемахида» вызвала различные отзывы как у современников, так и у потомков. В этой поэме Тредиаковский наглядно демонстрирует многообразие возможностей гекзаметра как эпического стиха. Опытом Тредиаковского позднее воспользовались Н.И. Гнедич при переводе «Илиады» и В.А. Жуковский при работе над «Одиссеей».

3.3 Ломоносов М.В.

Первым сочинением Ломоносова, касавшимся проблем языка, было написанное еще в Германии Письмо о правилах российского стихотворства (1739, опубликовано в 1778), где он обосновывает применимость к русскому языку силлабо-тонического стихосложения. Согласно Ломоносову, каждый литературный жанр должен писаться в определенном «штиле»: «высокий штиль» «потребен» для героических поэм, од, «прозаичных речей о важных материях»; средний – для стихотворных посланий, элегий, сатир, описательной прозы и др.; низкий – для комедий, эпиграмм, песен, «писаний обыкновенных дел». «Штили» упорядочивались, прежде всего, в области лексики, в зависимости от соотношения нейтральных (общих для русского и церковнославянского языков), церковнославянских и русских просторечных слов. «Высокий штиль» характеризуется сочетанием славянизмов с нейтральными словами, «средний штиль» строится на основе нейтральной лексики с добавлением некоторого количество славянизмов и просторечных слов, «низкий штиль» комбинирует нейтральные и просторечные слова. Такая программа давала возможность преодолеть русско-церковнославянскую диглоссию, еще заметную в первой половине 18 в., создать единый стилистически дифференцированный литературный язык. Теория «трех штилей» оказала значительное влияние на развитие русского литературного языка во второй половине 18 в. вплоть до деятельности школы Н.М. Карамзина (с 1790-х годов), взявшей курс на сближение русского литературного языка с разговорным.

Поэтическое наследие Ломоносова включает в себя торжественные оды, философские оды-размышления «Утреннее размышление о Божием величестве» (1743) и «Вечернее размышление о Божием величестве» (1743), стихотворные переложения псалмов и примыкающую к ним Оду, выбранную из Иова (1751), незаконченную героическую поэму Петр Великий (1756–1761), сатирические стихотворения (Гимн бороде, 1756–1757 и др.), философский «Разговор с Анакреоном» (перевод анакреонтических од в соединении с собственными ответами на них; 1757–1761), героическую идиллию Полидор (1750), две трагедии, многочисленные стихи по случаю различных празднеств, эпиграммы, притчи, переводные стихи.

Русский классицизм представляет важный этап в развитии русской литературы, обусловленный рядом идейных и художественных особенностей. Одним из ведущих жанров творчества представителей классицизма стала ода, которая написана как на поводу исторических событий, так и для пропагандирования идеалов просвещенного абсолютизма. Произведения отличались внутренней сложностью и неоднородностью, обусловленной различием различных литературно-художественных течений.

В классицизме произошло преобразование стихосложения и был заложен прочный начало формирования русского литературного языка, чтобы устранить противоречия между новым содержанием и старыми формами выражения. Важную роль в создании художественных образов и патетичности произведения играло использование тропов, таких как метафоры, гиперболы, аллегории, риторические вопросы и др.

Кроме оды, представители классицизма обращались к трагедии и сатирическим жанрам для выражения своих идей. Классицизм не чуждался национальной поэтической культуры, наоборот, он находил стимулы для своего обогащения в традициях народного фольклора. У истоков нового направления, в процессе реформ стихосложения, Тредиаковский прямо ссылался на песни простого народа в качестве образца выражения своих идей.

Общими чертами творчества представителей классицизма были поиски новых средств выражения, стремление к идеализации жизни, просвещение, этический консерватизм и гуманизм. Несмотря на свою сложность, классицизм был важным периодом в развитии русской литературы, заложившим прочное основание для дальнейшего развития художественного творчества.

Развитие русского классицизма xviii века

В области чисто художественной перед русскими классицистами стояли такие сложные задачи, которых не знали их европейские собратья. Французская литература середины XVII века уже имела хорошо обработанный литературный язык и сложившиеся на протяжении длительного времени светские жанры. Русская литература в начале XVIII века не располагала ни тем, ни другим.

Поэтому на долю русских писателей второй трети XVIII века выпала задача не только создания нового литературного направления, но и реформирования литературного языка, а также освоения неизвестных до того времени в России жанров. Каждый из них был первооткрывателем своего рода. Кантемир положил начало русской сатире, Ломоносов узаконил жанр оды, Сумароков выступил как автор трагедий и комедий. Главная роль в реформе литературного языка принадлежала Ломоносову.

Творческая деятельность русских классицистов сопровождалась и подкреплялась многочисленными теоретическими работами в области жанров, литературного языка и стихосложения. Тредиаковский написал трактат под названием «Новый и краткий способ к сложению российских стихов», в котором обосновал основные принципы новой, силлабо-тонической системы. Ломоносов в рассуждении «О пользе книг церковных в российском языке» провел реформу литературного языка и предложил учение о «трех штилях». Сумароков в трактате «Наставление хотящим быть писателями» дал характеристику содержания и стиля классицистических жанров.

Развитие русского классицизма XVIII века можно условно разделить на два этапа. Первый этап, охватывающий 30-50-е годы, связан со становлением нового направления, включающего в себя создание ранее неизвестных в России жанров, а также реформу литературного языка и стихосложения. Второй этап приходится на последние четыре десятилетия XVIII века и связан с творчеством писателей, таких как Фонвизин, Херасков, Державин, Княжнин, Капнист. В их работах русский классицизм раскрыл свои идеологические и художественные возможности.

Своеобразие русского классицизма заключается в его сочетании пафоса служения абсолютистскому государству с идеями раннего европейского Просвещения. Во время становления классицизма в России, в первые десятилетия XVIII века, абсолютизм продолжал быть главной силой прогрессивных преобразований в стране. Уже тогда абсолютизм во Франции начал исчерпывать свои прогрессивные возможности и общество готовилось к буржуазной революции, идеологически предварительно подготовленной французскими просветителями.

В то время в России классицизм принял взгляды и идеи просвещения, прежде всего идею просвещенного абсолютизма. Согласно этой концепции, государство должно руководиться мудрым и «просвещенным» монархом, которому присущи более высокие идеалы, чем частным интересам определенных сословий. Такой монарх требует честной службы каждого сословия на благо всего общества. Великим примером такого правителя для русских классицистов стал Петр I, личность, обладавшая уникальным умом, энергией и широким кругозором в делах государства.

Классицисты России XVIII века, такие как Кантемир, Ломоносов и Сумароков, не только отвергали церковную идеологию в пользу светской, но и активно поддерживали широкое распространение знаний и научных исследований в стране. По их мнению, ученые могли сыграть ключевую роль в модернизации государства и принести бесценный вклад в его борьбу против церкви и согласно церковных принципов, которые продолжали оказывать значительное влияние на общество.

В этом контексте слово «просвещенный» приобрело новое значение, включавшее в себя не только знания, но и обязательности перед государством и обществом. Русский классицизм подразумевал отчетливое понимание этого долга, возложенного на каждого гражданина и образованного человека. Однако, в то же время под «невежеством» понималось не только отсутствие знаний, но и неосознанность своего гражданского долга перед государством.

Защита права на образование и просвещение была особенно актуальна для русских писателей-классицистов в этот период. Кантемир, в своей первой сатире «К уму своему. На хулящих учение”, сфокусировался на защите «учения», подчеркивая, что знания необходимы для развития общества.

Это направление мышления — плюрализма, толерантности и важности образования и знаний — являлось одной из ключевых черт классицизма в России XVIII столетия. В отличие от классицизма Западной Европы, в котором доминировали жанры драмы – трагедии и комедии, русский классицизм отличался большим вниманием к лирике и сатире.

В сущности, ярый интерес к важности науки и образования для развития и модернизации русского общества был одним из ключевых вкладов русских классицистов в историю мировой литературы и мышления. Он продолжает влиять на развитие литературных жанров и общественного мнения до сих пор.

Общие жанры с французским классицизмом: трагедия, комедия, идиллия, элегия

Заключение

В начале XIX века еще жили и писали выдающиеся сторонники классицизма: М.М. Херасков (1733-1807) и Державин (1743-1816).

Но их творчество, претерпевшее сложную стилевую эволюцию, шло постепенно к упадку.

К началу XIX века русский классицизм как литературное направление утрачивает свои былые прогрессивные черты: гражданственно-проветительный пафос, утверждение человеческого разума, выступление против религиозно-аскетической схоластики, критическое отношение к монархической деспотии и злоупотреблениям крепостничества. Но, тем не менее, прогрессивные традиции классицизма еще долгое время сохраняются в русской литературе в творчестве передовых писателей. Все более и более классицизм становился ареной эпигонства. Однако официально поддерживаемое и пропагандируемое классицистское направление по инерции ещё пользовалось большим вниманием.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/dramaturgiya-klassitsizma/

1.Г.Н. Поспелов, Проблемы исторического развития литературы. М., Просвещение, 1972, стр. 66.

2.Моисеева Г.Н.. Ломоносов и древнерусская литература../ Г.Н. Моисеева. — Л., Наука, 1971, стр. 9.

3.Русская литература XVIII века.- Л., 1937, стр.169

4.Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. — М., Академический проект, 2001.

5.Культура Нового Времени. Классицизм // Электронная публикация http://www.countries.ru/library/newtime/classizm.htm

6.Мамонтов С.П. Основы культурологи. — М., Олимп, 1999.