Сегодня художественный дизайн является эстетическим символом современной цивилизации. «Создавая для человека — дом, для людей — город, для Бога — храм, проектировщики всегда закрепляли своим творчеством стиль эпохи — некую общность художественно-эстетических принципов, понятий, нравов» [15, 4].
Детский дизайн как направление художественного воспитания
На сегодняшний день активно обращается внимание на новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста — детский дизайн. Рисование карандашами и красками, цветная аппликация, лепка и конструирование из разных материалов являются доступными средствами приобщения ребенка к изобразительной деятельности. Естественно, не все дети станут художниками, но каждый сможет использовать свой художественный опыт в благоустройстве своей жизни по законам красоты и порядка. А это и является основной задачей и содержанием дизайн-деятельности.
«Благоустраивая свое кукольно-игровое хозяйство, а позднее, по мере взросления, и пространство вокруг себя, дети старшего дошкольного возраста подчас неосознанно выполняют функции дизайнера…»[15,5].
Знакомые детям с детского сада конструирование и декоративно-оформительская деятельность является предпосылками развития детей и знакомства с основами дизайна.
Введение этой деятельности в образовательный процесс обусловлено также «возросшими культурными потребностями людей в современном мире, возможностями детей, а также концепцией дошкольного образования, которая заявляет в качестве важнейшей основы реализации программного содержания развивающую предметную среду детской деятельности — как систему материальных объектов, функционально моделирующих содержание физического и духовного развития ребенка»[15,5].
Развитие детского изобразительного творчества через обучение элементам дизайна
Обучение детей элементам дизайна является важным условием развития детского изобразительного творчества, так как очень часто в детском саду вводятся шаблоны, готовые формы в творчестве ребенка, а эта деятельность способствует обогащению творчества дошкольника, позволяет ему самостоятельно решать творческие задачи.
Таким образом, тема нашего исследования: Дизайн как вид искусства.
Значение детского творчества для развития личности ребенка
... на окружающий мир, раскрыть себя, обогатить свой внутренний мир, раскрыв индивидуальные способности. Значение детского творчества для развития личности ребенка Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее, создание нового, ценного, притом ...
Актуальность заявленной темы определяется тем, что закрепление шаблонов в творчестве ребенка представляет для него большую опасность, поэтому необходимо разрушать застывшие шаблоны и вводить новые виды деятельности, способствующие стимулированию собственного творчества ребенка. Одной из таких деятельностей и является занятия по детскому дизайну.
Однако, подходя к изучению данной темы, мы столкнулись с проблемой полного отсутствия литературы по данному вопросу. Изучением детского дизайна и внедрением этого направления в практику дошкольных образовательных учреждений занимаются отдельные педагоги, такие как Пантелеев Г.Н., Кузнецова О.В., Валиулина Е.А., Ярыгина А., Широкова С., представляющие свои мысли и наработки в небольших статьях некоторых периодических изданиях, а также подобный раздел имеется в программе воспитания и обучения детей «Истоки».
Поэтому целью нашей работы является: Определение возможности обучения детей старшего дошкольного возраста элементам дизайна с целью развития детского изобразительного творчества, разработка программы «Юный дизайнер» направленной на развитие изобразительного творчества.
Задачи нашего исследования:
- Выявить сущность понятия «детское изобразительное творчество» и раскрыть его виды и условия развития.
- Изучить понятие «детского дизайна», выделить его виды.
- Раскрыть возможность обучения детей старшего дошкольного возраста элементам дизайна с условием развития изобразительного творчества.
- Разработать программу по обучению детей элементам дизайна, направленной на развитие детского изобразительного творчества.
Гипотеза исследования: Обучение детей старшего дошкольного возраста элементам дизайна с целью развития детского изобразительного творчества будет эффективным, при соблюдении следующих требований:
- цикл занятий будет строиться последовательно и включать в себя разные виды дизайн-деятельности, такие как: графический дизайн, фитодизайн, аранжировки, моделирование одежды, декоративно-пространственный дизайн;
- донесение до детей смысла и значения дизайн-деятельности, ее практической направленности;
- практического использования продуктов детской дизайн-деятельности в детском саду.
организации восприятия детьми образцов дизайн искусства;
- Организация взаимодействия ДОУ с семьей (задания на дом, объяснение родителям важности занятий дома, консультации для родителей);
- А также наличие необходимого материального оснащения занятий по детскому дизайну (бумага разной фактуры, различный бросовый материал, ткани, краски, большой картон и др.).
Объект изучения: развитие детского изобразительного творчества.
Предмет исследования: обучение элементам дизайна детей старшего дошкольного возраста как условие развития изобразительного творчества.
Методы:
— Изучение и анализ психолого-педагогической литературы.
Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста на занятии по лепке
... области лепки подтверждают, что для этого необходимо вести работу по обучению детей изобразительной деятельностью, в таком можно «научить детей некоторым элементам предварительного обдумывания своей работы» [57]. Задачи развития проявлений творчества у ребенка дошкольного ...
— Беседа.
— Изучение продуктов детской деятельности.
— Психолого-педагогический эксперимент.
Дизайн, история дизайна:
1 Дизайн как вид искусства и художественно-конструктивная деятельность
«История цивилизации свидетельствует о многих изобретениях в мире науки, техники, искусства, прототипами которых явились образы природы, ее флоры и фауны, и даже планетарных объектов. Данный нам природой механизм восприятия «красиво-некрасиво» является тем ключом, пользуясь которым дизайнер создает красивый предмет и делает предметно-пространственную среду гармоничной» [15, 7].
Культура дизайна как область художественного проектирования объектов быта и окружающей среды сегодня по праву выступает показателем современной цивилизации. Возникновение дизайна, имеющего непосредственное отношение к современной деятельности, приходится на период, наступивший после Второй Мировой войны. Причем наиболее стремительно он начал развиваться в Японии. Японии мы обязаны многим принципам, которые всегда являлись основой традиционного японского искусства, а теперь стали основополагающими во всем дизайнерском искусстве: композиция, асимметрия и целесообразность. Также рождение дизайна приходится на период появления первых дизайнерских школ [27, 56].
Наиболее яркими из них являются:
Развитие дизайнерского искусства в Германии и России
В начале XX века в Германии и России возникли две важные школы, явившиеся отправной точкой для развития дизайнерского искусства — Баухауз и ВХУТЕМАС. Они не только разрабатывали главные принципы дизайна, но и готовили первых профессиональных дизайнеров. Появление первой дизайнерской конторы в США также оказало влияние на развитие этой области искусства.
В Германии существовала школа Баухауз, деятельность которой охватывала период с 1919 по 1933 годы. Здесь формировались основные принципы дизайна, такие как функционализм и конструктивизм. Баухауз считалась центром инновационного искусства и дизайна, и выпускники этой школы оказали значительное влияние на последующее развитие дизайна.
В России в период Советского времени существовала ВХУТЕМАС, которая действовала с 1920 по 1930 годы. Также как и Баухауз, ее студенты изучали функционализм и конструктивизм, и на их базе разрабатывались новые принципы дизайна. ВХУТЕМАС имела богатое творческое наследие и сыграла значительную роль в развитии дизайнерской мысли в России.
В США развитие дизайна было связано с экономикой, и поэтому американский дизайн не рассматривался в первую очередь как искусство, а как средство для продвижения товаров. Именно в США начали появляться первые дизайнерские конторы, и такие компании, как Nokia, Philips, Motorola, Siemens и Samsung, с успехом применяли принципы американского дизайна в своей деятельности.
Эволюция термина «дизайн» в России
В русском языке термин «дизайн» появился относительно недавно и пришел из итальянского языка, имея множество значений. Он охватывает такие понятия, как замысел, план, намерение, цель, чертеж, эскиз, рисунок, узор, модель, шаблон, схема, композиция.
С развитием современных технологий понятие дизайна приобрело новый смысл и теперь охватывает все области современной жизни. Дизайн стал целым направлением, требующим знания во многих предметных областях и умение их применять. Дизайнер — это творческий человек, который создает образы и решает проблемы конструктивного построения предметной среды.
Ритмика цвета как активное средство композиции графического объекта. ...
... наличием ритма. В древнеегипетском искусстве фриз являлся основной формой композиции, в которой ритмически чередовались изобразительные элементы. Искусство Древней Греции, хорошо усвоившее явление ритма и симметрии, сделало шаг вперед по сравнению с искусством Египта. ...
В истории России также встречались другие обозначения дизайна, такие как «Декоративное искусство» или «Техническая эстетика». Это свидетельствует о различном восприятии и использовании термина в разных странах и культурах.
Дизайн — это современное искусство художественного конструирования и разработки рационального окружающего нас мира. Это творческий процесс, требующий сознательных и интуитивных усилий для решения проблемы и создания уникального образа.
Развитие дизайна и его влияние на области деятельности человека
Дизайн является неотъемлемой частью нашей жизни и оказывает огромное влияние на различные области деятельности человека. Прежде всего, он отражает естественное человеческое стремление к прекрасному и желание воплощения новых и все более совершенных образов. Кроме того, экономическая выгода становится огромным мотивом для развития дизайна.
В настоящее время практически ни одна область деятельности человека не осталась неподверженной влиянию дизайна. Существуют различные направления дизайна, включая дизайн интерьера, дизайн одежды, дизайн книги, ландшафтный дизайн, предметный дизайн, выставочный дизайн и Web-дизайн.
Основные понятия дизайна включают художественное проектирование, которое направлено на эстетизацию промышленной среды и создание духа вещи, а также художественное конструирование, которое стремится к эстетизации техники. Существуют различные области дизайна, такие как промышленный дизайн, стайлинг «дизайн», средовой дизайн, графический дизайн, публишь-арт, дизайн интернет серверов, фито-дизайн, рекламный дизайн и футуро-дизайн.
Исследователь детского дизайна, Пантелеев Г. Н., определяет дизайн как «конструирование вещей, машин, интерьеров и др., основанное на принципах удобства, экономичности, эргономичности и красоты». Автор статьи «Графический дизайн», Ярыгина А., дает несколько иное определение, считая дизайн видом деятельности по разработке и проектированию предметно-пространственной среды, а также жизненных ситуаций с целью придания результатам проектирования высоких потребительских свойств, эстетических качеств и оптимизации и гармонизации их взаимодействия с человеком и обществом.
Визуально-информативные системы, такие как компьютерная графика, телевидение, фото-, поли- и голография, а также глобальная сеть Интернет, играют особую роль в современном мире. Дизайн культура становится интегративным способом восприятия окружающего мира, объединяя различные аспекты жизни.
Истоки дизайн-культуры уходят в далекое прошлое человечества. Период проникновения дизайн-культуры в Россию был назван «эпохой протодизайна», где мастера-ремесленники со свойственным им художественным вкусом создавали образцы утилитарного искусства, объединяя красоту и целесообразность в изделиях быта и орудиях труда.
Сегодня специалисты приходят к выводу, что дизайн-продукт может быть произведением искусства, имея эстетическую и художественную ценность, являясь результатом творческой деятельности и объединяя научно-техническую мысль с художественным образом.
Важно отметить, что дизайн тесно связан с архитектурой, изобразительным и декоративно-прикладным искусством, охватывая интерьер, мебель, посуду, одежду, ландшафтное озеленение и другие области.
Художественное произведение в дизайне содержит основные качества: содержательность, форма, образность, декоративность, которые позволяют мастеру достигать выразительности и индивидуальности произведения.
Сущность и процесс художественного проектирования в графическом дизайне
... сущность и процесс художественного проектирования в графическом дизайне Задачи: ? анализ сущности художественного проектирования ? исследование феномена графического дизайна ? выявление этапов художественного проектирования ? выявление закономерностей и принципов формообразования объектов художественного проектирования ? анализ средств композиции в художественном проектировании Глава 1. Сущность ...
Дизайн продукцию классифицируют на различные типы в зависимости от их предназначения и функциональности, такие как инженерно-техническая, архитектурно-художественная, ландшафтная, предметная, торгово-промышленная, графическая, экспозиционно-зрелищная, компьютерная, информационная и другие. Также выделяют различные направления художественного конструирования и системного дизайна, организацию предметно-пространственной среды.
Графический дизайн как интересный и динамичный раздел
А. Ярыгина считает, что одним из самых интересных и динамичных разделов является графический дизайн. Этот раздел включает в себя создание плакатов, оформление книжно-журнальной и газетной продукции, роспись стен и фасадов зданий, создание графических заставок на телевидении, оформление витрин магазинов и выставок, а также создание визуальных коммуникаций в городах и на транспортных артериях.
Графический дизайн является важным средством формирования общественной среды и системы визуальной информации. Он быстро распространяется по всему миру и имеет как общие, так и национальные особенности, связанные с использованием символов и образов, присущих национальным культурам.
Графический дизайн, по словам Ярыгиной, является синтезом прикладной графики и предметного творчества. Он основан на выразительных средствах, таких как линия, пятно, композиция, цвет, символ и шрифт. Графический дизайн создается на плоскости, преимущественно на бумаге, где линия и пятно приобретают особую выразительность.
Декоративно-пространственный дизайн и его применение с детьми
Смешанный вид дизайна, определенный нами как декоративно-пространственный дизайн, очень хорошо подходит для работы с детьми. Он представляет собой форму выражения красоты и доступен для ребенка.
Таким образом, декоративность является важным условием оценки продукта дизайна, создаваемого взрослыми для детей. Она выражается в использовании индустрии дизайна для детей и в детском творчестве.
Понимание дизайна и его временное возникновение
Существует разный подход к пониманию времени возникновения дизайна. Однако, в данном исследовании мы рассматриваем дизайн в современной литературе и опираемся на подходы разных авторов.
- Первобытное общество, т.к связано с появлением первых инструментов , приспособлений и зарождений искусства.
- Период древних цивилизаций (земледельческих).
Возникают первые ремесла.
- Период Возрождения (Италия).
- 19 век, когда возникает стандартная продукция, выпущенная промышленным способом.
- 1919 г. открытие баохауса.
- 30-ые годы, первая профессиональная деятельность.
П.Беренс — первый дизайнер (промышленный архитектор).
Необходимо определить место дизайна и его связь с другими видами искусства. По своей специфике дизайн является продолжением нескольких видов искусств. Является продолжением архитектуры, декоративно-прикладного искусства и графического искусства.
Делят на изобразительные и неизобразительные виды искусства. Делятся по категории времени и пространства (такой подход принят в 19 веке).
- Искусства временные. Музыка, танец, литература.
- Пространственно-временные искусства. Театр и кино.
- Пространственные виды искусства.
Архитектура, живопись, скульптура, дизайн (т.е. существует отдельно от творца).
Многообразие форм полиграфического дизайна
... дизайна. Вот основные виды дизайна: промышленный дизайн, книжный дизайн, световой дизайн, дизайн архитектурной среды, ландшафтный дизайн, визаж, дизайн одежды, графический дизайн, арт-дизайн, фито-дизайн, компьютерный дизайн. Промышленный дизайн Промышленным дизайном называют ту область дизайнерского искусства, ... прежде всего, с деятельностью Джозайи Веджвуда (Josiah ... контуром любой формы. В виде ...
Искусства делятся на исполнительские (работает по образцу) и авторские (придумал сам).
Делятся на функциональные, станковые (для выставки) и декоративные.
В современных условиях появляется такой особый вид художественной деятельности как экологический дизайн.В качестве примера соединения эксклюзивных произведений и серийной продукции можно назвать дизайн костюма.
В дизайне среды на основе типовых, серийных изделий и стандартных материалов создаются неповторимые объекты. В ландшафтном дизайне ситуация является более сложной, так как живые элементы растительности изменяются в определенном биоритме. Фито-дизайн также находится на гране дизайна и декоративно-прикладном искусстве.
Одной из проблем в теории дизайна является создание объектов арт-дизайна (арт-дизайн — ряд творческих течений, направленных на синтез художественных формообразований).
Искусствознание — совокупность наук обо всех видах художественного творчества, их месте общей сфере человеческой культуре. Фундаментом своим граничит с историей и с таким разделом философии как эстетика. Искусствознание опирается на анализ обобщения фактического материала.
Каждая научная дисциплина представляет собой систему знаний и обладает определенной структурой.
Искусствознание делится на 3 основных раздела:
- История искусства.
- Теория искусства.
- Художественная критика.
Со временем гуманитарные дисциплины меняют свое значение для человечества, и на первый план выходят те или иные области знаний, в искусствоведении появляются новые области исследования (психология искусства, цвета).
У научной дисциплины являются самостоятельные специфические методы исследования. Для искусствоведения характерно использование разнообразие исследовательских приемов, которые частично совпадают с другими видами исследований:
- Сравнительно исторический метод. Предполагается сравнение развитий разных стран и народов.
- Творческий метод.
Можно понимать в 2-ух значениях, как установки управляющим творчеством одного художника и как категорию исторического процесса искусства.
2 Детский дизайн, его особенности, типы и виды
Элементарные подделки ребенка можно рассматривать как его проектную деятельность, поскольку уже в несложных аранжировках он планирует определенный результат. Ребенок знакомится с разными художественными приемами и поделочными материалами, с доступными способами изготовления и украшения своих изделий: скручиванием, сгибанием, обрыванием и сминанием, вырезыванием, прокалыванием, пришиванием, вышиванием, нанизыванием, соединением, склеиванием, плетением, ткачеством и др.
Как показал проведенный нами анализ статей, еще совсем недавно идея дизайнерского образования дошкольников вызывала в официальных педагогических сферах категорическое отрицание. Тем не менее, жизнь не стоит на месте, и, как известно, именно она диктует свои требования. Одним из таких требований времени, которые сегодня уже невозможно игнорировать, является включение элементарных дизайнерских знаний в детских садах.
Детское творчество
... чем как созидание объективных художественных ценностей. Исследователь детского творчества Е.А. Флерина оценивает его как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, ... объективной действительностью". Другой исследователь, В. Г. Злотников, указывает: художественное творчество характеризует непрерывное единство познания и воображения, практической деятельности и психических ...
Из всего вышесказанного следует, что дизайн для детей и детский дизайн имеют фундаментальное значение для формирования эстетики окружающей среды ребенка, стимулирования его творческих способностей и подготовки к жизни в обществе. Дизайнер, работающий для детей, должен учитывать особенности их психического и художественного развития, обеспечивать комфортное материальное окружение. В свою очередь, детский дизайн ориентирован на художественно-эстетическое развитие дошкольников и предполагает практическую деятельность, позволяющую детям самостоятельно создавать украшения, одежду, декорации и другие предметы, что схоже с дизайн-рукоделием. Кроме того, включение детей в создание более сложных и длительных проектов способствует их творческому развитию и формированию понимания о дизайне в целом.
Детский дизайн может быть ориентирован как на эстетическую организацию пространства, так и на создание красивых полезных предметов, составляющих среду ребенка. Продукты детского дизайн-творчества могут быть использованы детьми сразу же в играх и в быту. Также автор единственной книги на сегодняшний день о детском дизайне Г. Н. Пантелеев выделяет типы и виды детского дизайна. Типов детского дизайна он выделяет три — плоскостной (аппликативно-графический), объемный (предметно-декоративный), пространственный (архитекртурно-художественный).
По каждому типу осуществляется три направления деятельности (виды детского дизайна).
Первое направление — «аранжировки» — предполагает развитие традиций детских рукоделий с ориентацией на украшение одежды и декор интерьера. Это могут быть: композиции фито-дизайна, букеты, гербарии-картины, бижутерия из искусственного и природного материала, витражи и мозаики из цветного пластика, игровые детали и элементы сюжетно-тематических, сказочно-волшебных и орнаментальных композиций.
Второе направление — «дизайн одежды» — предполагает ознакомление детей с культурой одежды и некоторыми доступными дошкольникам способами создания рисунков — эскизов, фасонов и декоративной отделки платья. На досуге дети рисуют эскизы костюмов для персонажей литературных произведений, мультфильмов, спектаклей, а также для себя — одежды повседневной и праздничной.
Третье направление — декоративно-пространственный дизайн — ориентирует внимание детей на декоративном оформлении облика зданий и ландшафта, на эстетизацию кукольно-игрового пространства, интерьеров групповых комнат, помещений к праздничным утренникам детского сада. Дети приобретают дизайн-опыт при создании макетов комнат, домиков, используя подручные материалы.
В нашем исследовании мы обращаемся к детям старшего дошкольного возраста, так как они уже проявляют способность к творчеству, абстрактному мышлению и представлению об изображениях предметов и пространств. Ребенок в этом возрасте уже может представлять себе форму и размер знакомых предметов и комнат. Кроме того, они могут описывать и представлять в своем воображении пути решения задачи и конечный результат, то есть образ будущего изделия.
В практике детского сада часто путаются понятия «изобразительная деятельность», «творческое конструирование» и «детский дизайн», что является условностью. Однако стоит отметить, что просто сбор детской продукции, созданной в ходе художественно-дидактических занятий, и ее хранение в папках и коробках, не является детским дизайном. Для того чтобы говорить о детском дизайне, необходимо использовать детскую продукцию для создания детских выставок, интерьеров, декораций и костюмов к праздникам и развлечениям, где дети сами принимают активное участие.
Роль учреждений дополнительного образования в приобщении детей ...
... народному творчеству. В приложении представлены варианты направлений развития детей в образовательном процессе учреждения дополнительного образования детей и организация культурно-досуговой деятельности учреждения дополнительного образования. 1.1 Исторические предпосылки педагогической направленности народного художественного творчества ... детьми и семьей. Сегодня дополнительное образование детей по ...
Однако, по моему мнению, детский дизайн имеет много общих черт с профессиональным дизайном. Дети уже в предшкольном возрасте проявляют способность к творческому мышлению и умению создавать изображения предметов и пространств. Эти навыки могут быть развиты и усовершенствованы в будущем, что может открыть для них дорогу в профессиональный дизайн.
Искусство дизайна является неотъемлемой частью нашей жизни. Относительно «дизайна для детей», художники-дизайнеры ориентируются на декоративную деятельность детей, придавая им навыки по благоустройству окружающей их предметно-пространственной среды. Дети внимательно наблюдают за объектами окружающей среды, оценивают их характеристики, такие как цвет, форма, размеры, пропорции, и выражают свои предпочтения. Они могут создавать аранжировки и композиции, используя различные материалы, такие как растения, минералы, бумага, ткани и синтетические материалы, для украшения своего окружения.
Игры с художественным содержанием и сюжетно-ролевые игры стимулируют детей к поиску одежды для кукол, декору для спектаклей и мероприятий. Также дети, особенно старшего дошкольного возраста, оценивают костюмы персонажей, одежду и внешний вид сверстников и взрослых, делая выводы о их возрасте, профессии, вкусах и образе жизни.
В старшем дошкольном возрасте дети способны создавать интерьер кукольных комнат, учитывая не только их функциональное назначение (гостиная, кухня-столовая, спальня), но и принципы эстетического единства и художественности, которые они замечают в окружающей их среде, в домах и в детских садах.
Изучая и оценивая убранство комнат и окружающую среду, дети переносят эти навыки и принципы в свою практику создания кукольно-игрового интерьера. Они развивают свои навыки в создании сервиза, гарнитура мебели и ансамблей декора, и становятся способными создавать эстетически привлекательную и художественную обстановку внутри своих композиций.
Таким образом, «детский дизайн» является важной составляющей проектной деятельности детей и предоставляет им возможность развивать свою творческую индивидуальность. Он способствует развитию их эстетического восприятия и позволяет детям проявить свою неповторимость в создании уникальных проектов.
II. Обучение детей старшего дошкольного возраста элементам дизайна как условие развития изобразительного творчества
1. Проблема обучения элементам дизайна детей дошкольного возраста
Обучение элементам дизайна является важным аспектом развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста. Введение детей в мир дизайна позволяет им расширить свои представления о художественной деятельности и использовать новые виды изобразительной деятельности, такие как архитектурно-художественный дизайн и моделирование одежды с аранжировками-украшениями из разных материалов.
2. Знакомство с особенностями и свойствами художественных материалов
О. В. Кузнецова и Г. Н. Пантелеев предлагают знакомить детей с различными художественными материалами и технологиями. Это помогает детям выбрать наиболее подходящую технику или материал для воплощения своих замыслов. Они могут использовать такие техники, как рисование по мокрой бумаге, рисование зубной пастой по цветной бумаге, монотипии с использованием целлофана, бумаги и стекла, рисование через копировальную бумагу, рисование пластилином, пальцевая живопись, рука-трафарет, кляксография, применение приема «набрызг», коллаж, метод тычка, чеканки и витражи.
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ...
... изобразительного искусства. Изобразительная деятельность также способствует развитию мелкой моторики, координации движений и пространственного восприятия. Через рисование, лепку и другие виды творчества, ребенок ... обучение рисованию не только необходимо для многих практических ремесел, но и важно для образования и воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются условия для развития ...
3. Вовлечение детей в архитектурно-художественный дизайн
О. В. Кузнецова и Г. Н. Пантелеев подчеркивают важность использования элементов архитектурно-художественного дизайна в работе с детьми. Этот вид деятельности позволяет детям развивать эстетическое отношение к окружающей их обстановке и формировать представление о культуре. В игровых ситуациях, таких как «Театр мод», «Праздник шляп» и «Бал в сказочном королевстве», дети могут проявить свою художественную и модельерскую способности, создавая оригинальные и индивидуальные модели шляп, платьев и костюмов.
4. Использование природных и искусственных материалов в дизайне композиций
Дизайн композиций из природных и искусственных материалов также является интересным и полезным видом деятельности. Занятия рукоделием из материалов живой и неживой природы, таких как зелень, сухостой, минералы, бумага, лоскут, дерево и синтетика, позволяют детям приобщиться к красоте природы.
Таким образом, обучение элементам дизайна является важным условием развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста. Оно позволяет им расширить свои знания о художественных материалах и технологиях, развить эстетическое отношение к окружающей обстановке и проявить свою творческую индивидуальность.
Развертывание исследования
Проведение нашего исследования связано с проблемой отсутствия научной литературы по вопросу введения обучения дизайн-деятельности в дошкольных учреждениях. Несмотря на то, что многие педагоги выражают необходимость такого обучения и делятся своим опытом в статьях журналов «Дошкольное воспитание» и в Интернете, практически нет книг по детскому дизайну.
На семинаре «Детский дизайн в развитии творческих способностей дошкольников» было подчеркнуто, что для полноценного развития ребенка в дошкольных учреждениях необходимо развивать его творческие способности помимо основ чтения, письма и счета. Воспитатель Галина Давыдова поделилась своим опытом работы с детьми и подчеркнула важность преподавания основ изобразительного искусства в дошкольном возрасте. Она рассказала о том, как вдохновить детей на создание оригинальных поделок, привить им чувство прекрасного и развить художественный вкус с учетом техники безопасности. Не менее 30 человек из числа слушателей семинара выразили интерес к опыту и стали делиться своими идеями и практикой в области детского дизайна. Семинар вызвал большой отклик, что подтверждает его актуальность и значимость для педагогов детских садов [26,54].
Ольга Валентиновна Кузнецова, воспитатель, в своей статье «Работа с дошкольниками» отмечает рост культурных потребностей в современном обществе, в связи с чем меняется концепция дошкольного образования. Важной составляющей этой концепции является предметная среда детской деятельности, которая функционально моделирует физическое и духовное развитие ребенка. Ссылаясь на программу «Истоки», Кузнецова подчеркивает, что занятия с детьми основами дизайн-деятельности позволяют формировать у них художественный вкус и способность выражать свои эмоции и мысли с помощью элементов дизайн-культуры.
Обзор литературы
В современном образовании все большее внимание уделяется развитию творческих способностей детей. Одним из важных аспектов этого развития является ознакомление детей с техникой дизайна. В научных статьях, представленных в различных журналах, авторы предлагают различные подходы и методы для введения детей в мир дизайна.
Ознакомление с фитодизайном и графическим дизайном
В одной из статей автор предлагает детям в подготовительной группе познакомиться с фитодизайном и графическим дизайном. Она предлагает создавать объемно-художественные композиции из растений и использовать декоративные элементы интерьерного озеленения. Автор представляет несколько вариантов таких композиций, таких как «Пустынный ландшафт», «Японский садик», «Рябиновые бусы», «Мышка в норке», «Зеленая лягушка». Также она считает, что графическая сценография является эффективным путем приобщения детей к дизайну, так как она сочетает в себе изобразительное и игровое начало.
Другой автор предлагает детям заниматься графическим дизайном. Она указывает на серьезную роль, которую играет графический дизайн в нашей жизни, и на его доступность для детей дошкольного возраста. Автор предлагает детям изготавливать различные коробки и упаковки на разную тематику, такие как «Новогодний сапожок», «Дизайн новогодних коробок», «Нарядные пакеты», «Коробка для торта», «Веселые ведерки», «Коробочки для карандашей» и др.
Миниатюрная живопись на яйцах
Одна из авторов предлагает детям активно знакомиться с декоративно-прикладным искусством, в частности с мастерством миниатюрной росписи на поверхности яйца. Она рассказывает о некоторых секретах старинного мастерства, предлагает материалы и краски для использования в детском творчестве, а также предлагает различные варианты росписи яиц.
Дизайн-деятельность в начальной школе
В некоторых статьях отмечается необходимость введения дизайн-деятельности в начальной школе. Авторы считают, что это поможет развить творческое мышление и воображение у детей. Они предлагают различные методы и задания, которые помогут детям развить свои дизайнерские навыки и умения.
Изучение детского дизайна в современных исследованиях
Исследователи стали все больше обращать внимание на детское дизайн-творчество и его важную роль в развитии детей. В ходе анализа статей различных авторов было обнаружено, что только один автор — Г.Н. Пантелеев — основательно изучал данное направление и придавал ему большое значение.
Г.Н. Пантелеев представил свои работы в дошкольном воспитании и в онлайн пространстве. Недавно вышла его книга «Детский дизайн», которая является первой в российской педагогике и посвящена морально-эстетическому развитию детей возрастом от 5 до 10 лет через художественно-декоративную деятельность.
В книге Г.Н. Пантелеева подробно рассматривается направление детского дизайна, его культурологические и воспитательно-образовательные аспекты. Кроме того, представлены различные тематические циклы художественно-творческих занятий с детьми, а также советы и рекомендации педагогам и родителям.
Однако в современных образовательных программах мало внимания уделяется детскому дизайну. Единственная программа, где есть упоминание данного направления, — это программа «Истоки», которая ориентирована на старший дошкольный возраст детей. В других программах, таких как «Радуга», «Детство» и «ТРИЗ», имеются разделы, связанные с развитием творческого мышления и эстетическим восприятием искусства у детей.
Несмотря на то, что интерес к детскому дизайну начинает расти, в настоящее время количество источников по данной тематике ограничено. Однако уже имеющийся педагогический опыт подтверждает важность включения дизайн-деятельности в программы детских садов, так как это способствует всестороннему развитию ребенка.
Одним из ключевых вопросов является определение оптимального подхода к организации занятий детским дизайном. Это требует дальнейших исследований и разработки серьезных работ по данной проблеме.
Взрослые играют важную роль в развитии эстетического отношения к миру у детей старшего дошкольного возраста. Они должны научить детей видеть красоту вокруг себя, в природе и в искусстве. Одним из способов развития изобразительного творчества у детей является обучение им элементам дизайна.
Детский дизайн полноценно способствует развитию изобразительного творчества у детей. Поэтому важно организовать интересную и содержательную жизнь ребенка в дошкольном учреждении и семье, чтобы обеспечить ему яркие впечатления и эмоционально-интеллектуальный опыт. Это послужит основой для развития его воображения. Важно также активное взаимодействие педагога с родителями для успешной работы с детьми.
Для развития детского творчества необходимо, чтобы педагоги имели единую позицию в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействии между собой. Только так можно обеспечить гармоничное развитие детей и успешное обучение элементам дизайна.
Освоение художественно-творческой деятельности, включая обучение детей элементам дизайна, невозможно без общения с искусством. Ребенок должен понимать смысл искусства, его выразительные средства и их значение. Это поможет ему лучше понять и собственную творческую деятельность.
Учет индивидуальных особенностей ребенка является неотъемлемым условием при обучении детей элементам дизайна. Важно учитывать его темперамент, характер, особенности психических процессов и даже настроение в день занятий. Это поможет создать наиболее благоприятные условия для развития его творческого потенциала.
Организация атмосферы творчества является необходимым условием при занятиях по детскому дизайну. Дети должны чувствовать себя свободно, раскрепощено и комфортно, чтобы могли свободно творить и развивать свои творческие способности.
Важнейшим условием развития творчества является комплексное и системное использование методов и приемов.
Мотивация задания — существенное условие творческой активности ребенка.
Другое условие — бережное отношение к процессу и результату детской деятельности. Здесь можно сказать о том порой небрежном отношении к продуктам детской деятельности, когда детские работы убираются подальше, выкидываются, а если они и выставляются, то ненадолго. Раз мы говорим детям о дизайне и его сущности, то мы должны практически использовать продукты их деятельности (оформление детского сада, групповой комнаты, игровых уголков, использование в игре, на занятиях продуктов детского творчества и т. д.)[26,45]
Безусловно, что и материальное обеспечение изобразительной деятельности дошкольника необходимо. Конечно, разнообразие основных и дополнительных материалов, свободный доступ к ним стимулируют творческую активность детей.
В обучении детей старшего дошкольного возраста элементам дизайна используется следующий художественный материал:
- Бумага и картон: окрашивание бумаги разными способами: штампы, разные техники аппликации (мозаичная, обрывание);
- плетение из бумаги, бумажная пластика, оригами, создание игрушек с подвижными деталями, конструирование отдельных поделок из бумаги и картона.
— Природный материал: аппликации из растений, соломки, тополиного пуха, ваты, аппликация из семечек, косточек, аппликация природными сыпучими материалами (толченая скорлупа, опил, чай), мозаика из яичной скорлупы, создание объемных поделок из шишек, соломы, мочала и другого природного материала.
- Бросовый материал: аппликации из поливиниловых пленок, тонких пластмасс, упаковочного картона. Изготовление поделок на основе коробок (мебель, транспорт, сказочные персонажи и т.д.), работа с проволокой и фольгой (каркасные куклы).
- Ткань и другие волокнистые материалы: аппликация из ткани, из мелко нарезанных ниток, роспись ткани красками по трафарету и свободная роспись.
Очень важно, чтобы предъявляемые взрослыми творческие задания были приняты ребенком. Поэтому все эти условия необходимо создавать в дошкольных учреждениях и по возможности в семье.
Комарова говорит о том, что детское изобразительное творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога. Такое руководство возможно в том случае, когда педагог знает, чему и как учить детей, имеет необходимую подготовку в области искусства, сам владеет изобразительными навыками и умениями.
Используя опыт других детских садов, Е.А. Валиулина советует планировать в группах [3,69]:
- «Центр познавательной активности»,
- «Стена творчества»,
- «Дом-подиум»,
- «Уголок уединения»,
- «Кукольный дом»,
- «Театральное помещение»,
— Использование звукового «дизайна» в ходе занятий, перед сном, во время приема пищи, (записи шелеста листьев, плеска воды, пения птиц, которые успокаивают детей, создают особый уют и вместе с тем несут познавательную и эстетическую нагрузку).
- Создание «русской избы», где в сборе подлинные старинные вещи. Дети любят и с удовольствием занимаются в ней.
Для художественного творчества детей характерен поиск, непосредственность и яркость передачи впечатлений. Они любят экспериментировать с художественным и бросовым материалами, перестраивают свою деятельность в зависимости от получаемого результата, который могут сами оценить и при необходимости находят пути исправления недостатков. Методом проб и ошибок, зная цель своей работы, малыш приходит к решению поставленной задачи. Это все могут дать ребенку занятия дизайном. «В художественной дизайн-деятельности ребенка формируется его психика, интеллект, развиваются новые формы общения и возникают новые виды изо-пространственного творчества» [15,28].
Таким образом, детский дизайн — новая художественно-продуктивная деятельность, которая понимается как проектное мышление самого широкого диапазона. В дизайне важны не только развитие замысла, но и планирование результата, что способствует развитию ребенка.
На шестом году жизни интенсивно развиваются художественное восприятие и творческие способности детей, повышается стремление к самостоятельному творчеству, формируется оценочное отношение к окружающему, поэтому именно этот возраст очень благоприятен для занятий по дизайн-деятельности. Дети уже согласованнее могут выполнять общие работы, и боле качественно — индивидуальные. А при соблюдении выше перечисленных условий будут достигнуты очень хорошие результаты.
Заключение
Потребность общества в личности нового типа — творчески активной и свободно мыслящей — постоянно возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий нашей жизни. Эту потребность можно реализовать через занятия дизайном именно в дошкольном возрасте.
Поэтому в своей работе мы обратились к этой новой на сегодняшний день деятельности — детскому дизайну. Введение этой деятельности в жизнь детей дошкольного возраста способствует развитию всех сторон личности ребенка, в том числе и развитию изобразительного творчества.
В ходе нашего исследования нами была поставлена цель: определить возможность обучения детей старшего дошкольного возраста элементам дизайна с целью развития детского изобразительного творчества, а также разработка программы «Юный дизайнер» направленной на развитие изобразительного творчества.
В теоретической части нашей работы мы рассмотрели понятие детского изобразительного творчества, его виды, критерии и уровни развития, а также определили понятие детского дизайна, его типы и виды, проблему обучения этой деятельности детей дошкольного возраста и организацию занятий по дизайн-деятельности.
В экспериментальной части исследования осуществлялась проверка выдвинутой нами гипотезы о том, что обучение детей старшего дошкольного возраста элементам дизайна с целью развития детского изобразительного творчества будет эффективным при соблюдении определенных требований.
На первом констатирующем этапе эксперимента мы выявили у детей старшей группы исходный уровень развития изобразительного творчества. На втором этапе мы проводили формирующий эксперимент, апробируя нашу программу «Юный дизайнер». Целью данного этапа было развитие изобразительного творчества у детей средством занятий по дизайн-деятельности. С детьми проводились занятия, а параллельно велась работа с родителями (проводились консультации по организации занятий по детскому дизайну дома, а также объяснялась важность выполнения детьми домашних заданий и необходимость сохранения работ детей в целости).
По окончании формирующего эксперимента, мы провели контрольный эксперимент, целью которого было: выявить итоговый уровень развития изобразительного творчества у детей. Результат эксперимента показал серьезный прогресс в развитии уровня самостоятельности детей при выполнении заданий, работы детей стали более оригинальными и интересными, повысился интерес к изобразительной деятельности, а к занятиям по дизайну особенно, дети стали использовать свои навыки дома и в саду в других видах деятельности.
Таким образом, результаты эксперимента подтверждают выдвинутую гипотезу и доказали, что старшие дошкольники, имея опыт изобразительной деятельности, становятся хорошими дизайнерами, а в результате занятий этой деятельностью повышается изобразительное творчество. В живом общении с искусством они учатся создавать и использовать в оформлении одежды и комнат аранжировки из природных и искусственных материалов, помогая друг другу, с помощью педагога, они благоустраивают бытовые и праздничные интерьеры.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/dizayn-v-sovremennom-iskusstve/
— Конышева Н.М. Дизайнерское образование в начальной школе// Начальная школа. -2006. — № 5. — С. 26-30.
— Конышева Н.М. Программа по трудовому обучению для 1-4 классов начальной школы: Художественный труд (основы дизайнобразования)// Начальная школа. — 1998. — № 10. — С. 20-31.
— Кузнецова О.В. Ознакомление с техникой дизайна как одно из условий развития творчества дошкольников. #»788386.files/image001.gif»>