Диагностика творческих способностей личности

Курсовая работа

Исследования в области творческих способностей имеют большое значение для психологии и педагогики. Несмотря на наличие дискуссионных проблем, наука и практика обучения подтверждают существование индивидуальных различий в успешности обучения и творческих возможностей детей. Различия в творческом потенциале могут быть разнообразными, включая умственную отсталость, высокий талант в узкой сфере и общую одаренность.

Однако до сих пор нет комплексных методик диагностики, которые позволяли бы определить общую и специфическую одаренность. Также недостаточно изучен вопрос о дивергентном мышлении, которое является основой творческого процесса.

Творческие способности не являются синонимами способностей к обучению и редко отражаются в тестах на определение IQ. Современные исследователи проявляют большой интерес к личности изобретателя, нестандартного, оригинального и остроумного мышления, так как способность к творчеству признается основой научных достижений.

Вопросы развития и диагностики творческих способностей являются актуальными для психологов и педагогов. Целью данного исследования является анализ психологических основ понятия креативности, выделение видов и уровней творчества, а также охарактеризовать методы диагностики творческих способностей.

Методологическая основа исследования включает в себя психоаналитическую теорию. Для достижения поставленных целей и решения задач будут использованы различные методы исследования.

Полученные результаты исследования имеют практическое значение для психологов и педагогов, которые смогут применить разработанные методики диагностики творческих способностей для определения потенциала у детей и разработки индивидуальных образовательных программ.

Работа состоит из анализа психологических основ креативности, выделения видов и уровней творчества, а также описания методов диагностики творческих способностей.

Теории творчества

Творчество — это явление, которое привлекает внимание многих ученых и психологов. Существует несколько теорий, которые пытаются объяснить природу и мотивы творческой активности человека.

Психоаналитическая теория Фрейда

Одна из самых известных теорий творчества принадлежит Зигмунду Фрейду. Он полагал, что мотивы творчества связаны с эросом, влечением к жизни, и происходят от сексуальных влечений. Фрейд считал, что творчество — это десексуализация, перенос сексуальной энергии в творческую созидательную деятельность. В художественных произведениях воплощаются вытесненные стремления и переживания, происходит сублимация.

5 стр., 2145 слов

Статья » как одно из средств раскрытия творческих способностей ...

... творческих способностей учащегося. Сочинение – одно из действенных средств формирования мировоззрения и воспитания личности ученика, раскрытия его творческого потенциала. Школьное сочинение- это особый род творческой ... - учитывать творческая педагогика”. исследования творческих возможностей уровень образования и характер интересов ... художника, без творческого напряжения. Если творчество в общем ...

Фрейд также утверждал, что важнейший источник творчества — это подсознание, бессознательные психические процессы. Он считал бессознательное самой «творческой» частью психики.

Теория К. Юнга

Карл Юнг, в свою очередь, утверждал, что бессознательное полно зародышей будущих психических ситуаций, новых мыслей и творческих открытий. Он считал бессознательное источником творческого дара и вдохновения. Юнг выделял в человеке два начала — личностное и творческое, которые могут находиться в антагонистических отношениях.

Таким образом, с позиции психоаналитических взглядов творческий дар является роком, не подвластным сознанию и воле человека.

Компенсационная теория

В рамках компенсационной теории творчество рассматривается как образ жизни человека, а человек — как творец собственной жизни. Эрих Фромм и Гарри Олпорт, например, определяют творчество как способность «удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта».

Представители гуманистической психологии, такие как Карл Роджерс и Абрахам Маслоу, также рассматривали творчество с точки зрения самоактуализации человека. Они считали, что в современном мире творческая адаптация является неотъемлемой частью самоактуализации, а отсутствие творческого начала может привести к дезадаптации.

Таким образом, теории творчества предлагают различные подходы к пониманию природы и мотивов творческой активности человека. Они позволяют лучше понять, как и почему люди проявляют свою творческую способность и как она влияет на их жизнь и самоактуализацию.

Теория развития творческой личности

Главным побудительным мотивом творчества является стремление человека реализовать себя. Оно есть в каждом индивиде, но может быть скрыто под слоем психологических защит. Созидательный характер творчества можно предположить в том случае и в той мере, в какой человек «открыт» своему опыту. Причина в недостатке творчества — существующая система образования, ориентированная на усредненные стандарты.

К. Роджерс определил внутренние и внешние условия творческой деятельности. К внутренним условиям он относил:

  1. экстенсиональность (открытость новому опыту);
  2. внутренний локус оценивания;
  3. способность к необыкновенным сочетаниям.

Внешними условиями творчества являются:

  1. психологическая безопасность и защищенность (признание безусловной ценности индивида, создание обстановки, в которой отсутствует внешнее оценивание);
  2. психологическая свобода самовыражения.

Сопутствующими компонентами творческого акта К. Роджерс считал эмоции (эстетические, эвристические, коммуникативные, «отьединенности»).

По А. Маслоу способность к творчеству является врожденной («деревья дают листья, птицы летают, человек творит»), она заложена в каждом и не требует специальных талантов, поэтому творческими могут быть и домохозяйки, и бизнесмены, и профессора. Однако большинство людей теряют эту способность в процессе «окультуривания», чему в немалой степени способствует официальное образование.

С.Медник разработал ассоциативную теорию творчества. По его мнению, суть творчества — в способности преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза и в широте поля ассоциаций. Чем из более отдаленных зон смыслового пространства взяты элементы проблемы, тем более креативным является процесс решения. Творческий процесс, по Меднику, — это переформулирование ассоциативных элементов в новые комбинации, отвечающие поставленной задаче. Критерием креативности решений является величина отклонения от стереотипа.

20 стр., 9619 слов

Творчество и творческая личность . «Легко ли быть творческой ...

... есть виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что творческая личность, в наиболее широком понимании, – это человек, обладающий творческим мышлением и имеющий развитые творческие способности, ... начала складываться «наука о творчестве»; «теория творчества» или «психология творчества». Ситуация научно-технической революции ...

Творчество реализуется в интеллектуальной и духовной деятельности человека. Интеллект дает «новое слово», т. е. организованную по-новому информацию. Духовная деятельность есть «генерация мыслей». Поэтому необходимо на всех этапах становления личности стимулировать и организовывать интеллектуальную и духовную деятельность. Узкая специализация подавляет стимулы к творчеству. Необходимо универсальное образование, но не исключающее специального мастерства.

Главное — не развитие способностей, а создание мотивации на творчество и овладение технологией творческого труда. Основным способом развития творческой личности является самосовершенствование. Роль внешней среды сводится к убеждению личности в естественности процесса творчества и обучения ему, в снабжении личности технологиями творческой работы.

1.3 Виды творчества

Виды творчества разнообразны, как и сферы деятельности. Выделяют научное, техническое, художественное, музыкальное, литературное, педагогическое творчество с различными их подвидами. Между некоторыми из них имеются довольно тесные связи.

Научное творчество

Среди особенностей научного творчества назовем следующие:

  • опора на абстрактное, словесно-логическое мышление при решении научно-исследовательской задачи;
  • продуктом научного творчества является новое знание, существующее в виде образов, понятий, умозаключений, теорий и абстрактных идей;

исследовании

открытия;

  • научное творчество чаще всего бывает коллективным, так как даже выдвигаемые отдельными учеными гипотезы, теории, выявляемые факты подвергаются обсуждению, рецензированию, критике со стороны коллег;
  • имеется историческая предопределенность научных открытий, обусловленная необходимостью прогресса общества на том или ином этапе его развития;
  • часто научные идеи и открытия опережают свое время, в результате чего редко оцениваются современниками и получают подтверждение лишь через несколько десятилетий, и для многих выдающихся ученых слава часто бывает лишь посмертной.

Акт научного творчества с необходимостью предполагает использование интуитивного знания.

Для научного творчества более всего подходит изречение, что всякая истина начинается в качестве абсурда, а заканчивается в качестве предрассудка.

Техническое творчество

Оно опирается на наглядно-образные и наглядно-действенные компоненты мышления.

Процесс технического творчества выражается в изобретательстве, конструировании, а его продуктом является изобретение механизмов, конструкций, отвечающее запросам практики. Отсюда его рациональность и утилитарность.

6 стр., 2945 слов

Уровни творчества. Качества творческой личности

... уровень технического творчества? Для повышение эффективности решения творческих задач и уровня изобретательства -- необходимо овладение методами активизации творческого ... деятельность воображения. к ним относятся мозговой штурм, синектика, морфоанализ, фокальных объектов, контрольных вопросов и др. Все вышеизложенное отражено в следующей схеме: 3.2 Качества творческой личности ... развитию умения ...

То, что изобретается, не существует до его создания, хотя и опирается на уже имеющийся технический базис, на достигнутый уровень технического прогресса.

Художественное творчество

  • опора в основном на наглядно-образное мышление, хотя имеют значение и абстрактно-логическое, и наглядно-действенное мышление;
  • главный компонент художественного творчества — эмоциональный, высшим проявлением которого является переживание человеком катарсиса, т.е. пикового переживания, воспринимаемого как очищение;

искусстве,

  • рациональная сторона художественного творчества скрыта и часто не имеет утилитарного предназначения, не требует внедрения в практику, как изобретение или новое научное знание;
  • художественное творчество создает возможность многозначного отражения разными людьми одного и того же произведения, что связано с субъективизмом восприятия, развитым вкусом и т. д.

Сотворчество.

Педагогическое творчество

импровизация

Процесс импровизации включает в себя четыре этапа:

1) озарение;

2) мгновенное осмысление интуитивно возникшей идеи и моментальный выбор пути ее реализации;

3) воплощение этой идеи;

4) осмысление, т.е. мгновенный анализ процесса реализации идеи.

1.4 Уровни (типы) творчества

Творчество может быть различного уровня, например, низшего и высшего (Гизелин).

Первый состоит в расширении области применения уже имеющихся знаний. Так было, например, с изобретением книгопечатания: известный уже способ размножения рисунков стали использовать для размножения текстов. Творчество высшего уровня связано с созданием совершенно новой концепции, в большей или меньшей степени революционизирующей науку. Примером такого творчества стало создание А. Эйнштейном теории относительности.

принципиально выводимо

Творчество и его уровни развития

Творчество является процессом, который может проявляться на разных уровнях развития личности. П. Михайлова, анализируя педагогическую деятельность, выделила несколько уровней творческого развития.

Низший уровень творческого развития

Низший уровень творческого развития проявляется в способности анализировать предметную ситуацию с целью ее преобразования. Этот уровень проявляется также в анализе текстов художественных и научных произведений, в осознании жизненных проблем и собственного опыта в решении практических задач. Новообразованиями этого уровня творческого развития являются умение по-новому, нестандартно взглянуть на ситуацию и широкий диапазон действий при выполнении проблемных задач, то есть альтернативность мышления.

Средний уровень творческого развития

Средний уровень творческого развития личности проявляется в рефлексии относительно своих возможностей и желаний, в понимании факторов, влияющих на собственное развитие. Личность на этом уровне умеет ставить цели и задачи по самопреобразованию и самосовершенствованию. Психологическими новообразованиями этого уровня являются адекватное отражение себя, умение анализировать свои поступки и предвидеть их последствия.

Высший уровень творческого развития

Высший уровень творческого развития позволяет личности эффективно воздействовать на других людей, незаметно для них самих. Люди на этом уровне умеют проектировать личность другого человека и прогнозировать его поступки. Они способны отстаивать свою точку зрения и учитывать мнение других. Личности этого уровня одновременно являются мечтателями и прагматиками. Они самостоятельны, независимы, гибки, эффективны и эмоционально устойчивы.

Трехуровневая модель творчества

Л. А. Китаев-Смык предлагает свою модель трех уровней творчества: компилятивного, проективного и инсайтно-креативного.

Компилятивный уровень творчества

На компилятивном уровне творчества личность способна анализировать и систематизировать уже имеющиеся знания и идеи. Она способна объединять различные элементы в новые комбинации, создавая тем самым что-то новое и оригинальное.

Проективный уровень творчества

Проективный уровень творчества предполагает способность личности проецировать свои идеи и знания на других людей или ситуации. Личность на этом уровне способна создавать новые модели поведения, прогнозировать действия других и влиять на них.

Инсайтно-креативный уровень творчества

Инсайтно-креативный уровень творчества является самым высоким уровнем развития. Он предполагает способность личности осознавать и использовать свои внутренние ресурсы, интуицию и креативность для создания чего-то нового и уникального. Личность на этом уровне способна видеть скрытые связи и открывать новые пути решения проблем.

Личности, обладающие компилятивным уровнем творчества, могут хорошо разбираться в людях, проявлять коммуникативную креативность, быть хорошими администраторами, руководителями. «Проективные творцы» становятся блестящими педагогами, создают учебные программы, фундаментальные учебники. Этого не могли бы сделать «инсайтные творцы», увлеченные поиском неясного знания и мало склонные к методологическому классификаторству. Кроме того, они слывут неуживчивыми людьми с дурным характером, поэтому плохо справляются с работой, успешно выполняемой «компилятивными творцами».

Согласно С. С. Беловой, процесс творчества заключается в завершении схемы и восстановлении пробела в репрезентации задачи. Также он включает в себя реорганизацию информации или переформулировку задачи, преодоление ментального блока и функциональной фиксации, поиск аналога задачи, случайные рекомбинации идей, дивергентное мышление, ассоциирование отдаленных элементов опыта и взаимодействие логического и интуитивного режимов мышления. Закономерности функционирования семантической или нейронной сети также играют важную роль в творческом процессе.

М. Боден выделяет три типа творчества (креативности): комбинаторную креативность, исследовательскую креативность и трансформационную креативность.

2.1 Диагностика невербальной креативности

Для диагностики невербальной креативности может использоваться методика Э. Торренса, адаптированная А. Н. Ворониным в 1994 году. Тест может проводиться как в индивидуальном, так и в групповом варианте. Для создания благоприятных условий тестирования, руководителю необходимо минимизировать мотивацию достижения и сориентировать тестируемых на свободное проявление своих скрытых способностей. При этом желательно избегать открытого обсуждения предметной направленности методики, чтобы не сообщать тестируемым о том, что именно творческие способности, особенно творческое мышление, являются объектом исследования. Можно представить тест как методику на «оригинальность» и возможность выразить себя в образном стиле. Время тестирования, в идеале, не ограничивают, ориентировочно отводя на каждую картинку по 1-2 минуты. При этом необходимо подбадривать тестируемых, если они долго обдумывают или медлят.

Разрабатываемый вариант исследования представляет собой набор картинок с определенными элементами, которые испытуемым необходимо дорисовать до получения осмысленного изображения. В этом варианте теста используется 6 различных картинок, которые не повторяются по своим элементам и дают наиболее достоверные результаты.

Для оценки креативности испытуемых в данном тесте используются следующие показатели:

  • Оригинальность (Ор) — определяет степень уникальности созданных испытуемыми изображений по сравнению с изображениями других испытуемых. Здесь следует учитывать, что двух идентичных изображений не бывает, поэтому речь идет о статистической редкости типа или класса рисунков. В прилагаемом атласе представлены различные типы рисунков и их условные названия, которые помогают понять общую суть изображения. Условные названия рисунков, предложенные испытуемыми, не используются в анализе результатов, а служат только вспомогательным средством.
  • Уникальность (Ун) — определяет количество выполненных заданий, которые не имеют аналогов в выборке (атласе рисунков).

Инструкция к тесту:

Перед вами находится бланк с недорисованными картинками. Ваша задача — дорисовать их, обязательно включая предложенные элементы и стараясь не выходить за границы рисунка. Вам разрешено использовать любые способы и вращать бланк. После завершения рисунка необходимо придумать ему название и подписать его в строке под рисунком.

Обработка результатов тестирования:

Для интерпретации результатов тестирования представлен атлас типичных рисунков контрольной выборки менеджеров в возрасте от 23 до 35 лет. К каждой серии рисунков рассчитывается индекс Ор по выборке. Для оценки результатов тестирования испытуемых, относящихся к контингенту менеджеров или схожему с ним, предлагается следующий алгоритм действий.

Необходимо сопоставить дорисованные картинки с имеющимися в атласе, обращая внимание при этом на использование сходных деталей и смысловых связей; при нахождении схожего типа присвоить данному рисунку оригинальность, указанную в атласе. Если в атласе нет такого типа рисунков, то оригинальность данной дорисованной картинки считается 1,00, т.е. она уникальна. Индекс оригинальности подсчитывается как среднее арифметическое оригинальностей всех картинок, индекс уникальности — как сумма всех уникальных картинок. Используя процентильную шкалу, построенную для этих двух индексов по результатам контрольной выборки, можно определить показатель невербальной креативности данного человека как его место относительно данной выборки:

10%20%40%60%80%100%

20,950,760,670,580,480,00

3421100

1 — процент людей, результаты которых превышают указанный уровень креативности;

2 — значение индекса оригинальности;

3 — значение индекса уникальности.

Пример интерпретации

2,41 / 5 = 0,48

Индекс уникальности (количество уникальных картинок) данного протокола — 1. Результаты рассмотренного выше протокола показывают, что испытуемый находится на границе между 60 и 80% людей, чьи результаты приведены в атласе. Это означает, что примерно у 70% испытуемых из данной выборки невербальная креативность выше, чем у него. При этом индекс уникальности, показывающий, насколько действительно новое может создать человек, в этом анализе является вторичным из-за недостаточной дифференцирующей силы данного индекса, поэтому определяющим здесь служит суммарный индекс оригинальности.

СТИМУЛЬНО-РЕГИСТРАЦИОННЫЙ БЛАНК

Фамилия, инициалы _________________________________

Возраст _______ Группа ____________ Дата _______________

Дорисуйте картинки и дайте им названия!

Дорисовывать можно что угодно и как угодно.

Подписывать необходимо разборчиво в строке под картинкой.

Атлас типичных рисунков (для рисунка 1)

2.2 Диагностика вербальной креативности

Методика направлена на выявление и оценку существующего у испытуемых, но часто скрытого или блокируемого вербального креативного потенциала. Методика проводится как в индивидуальном, так и в групповом варианте. Время на выполнение заданий не ограничивается, но поощряются временные затраты на каждую тройку слов не более 2-3 мин.

Инструкция к тесту

Вам предлагаются тройки слов, к которым необходимо подобрать еще одно слово так, чтобы оно сочеталось с каждым из трех предложенных слов. Например, для тройки слов “громкая — правда — медленно” ответом может служить слово “говорить” (громко говорить, говорить правду, медленно говорить).

Вы можете изменять слова грамматически и использовать предлоги, не изменяя при этом стимульные слова как части речи.

Постарайтесь, чтобы ваши ответы были как можно оригинальнее и ярче, попробуйте преодолеть стереотипы и придумать нечто новое. Постарайтесь придумать максимальное количество ответов на каждую тройку слов.

Интерпретация результатов тестирования

Для оценки результатов тестирования предлагается следующий алгоритм действий. Необходимо сопоставить ответы испытуемых с имеющимися типичными ответами и при нахождении схожего типа присвоить данному ответу оригинальность, указанную в списке. Если в списке нет такого слова, то оригинальность данного ответа считается равной 1,00.

Индекс оригинальности, Индекс уникальности

Используя процентильную шкалу, построенную для этих индексов и показателя “количество ответов” (индекса продуктивности), можно определить место данного человека относительно контрольной выборки и, соответственно, сделать вывод о степени развития у него вербальной креативности и продуктивности:

10%20%40%60%80%100%

21,000,940,910,860,810,61

31964320

449201512101

1 — процент людей, результаты которых превышают указанный уровень;

2 — значение индекса оригинальности;

3 — значение индекса уникальности;

4 — количество ответов.

Пример интерпретации результатов: если у испытуемого сумма оригинальных ответов составила 20,25 и всего в его протоколе 25 ответов, то индекс оригинальности составит 0,81. Предположим, что количество уникальных ответов этого испытуемого равно 16. Учитывая, что основным показателем является индекс оригинальности, можно сделать вывод, что данный человек по уровню своего вербального творческого потенциала находится между 60 и 80% испытуемых из контрольной выборки, т.е. 70% выборки обладают суммарным показателем вербальной креативности выше, чем у него.

Индекс уникальности здесь показывает, сколько новых решений способен предложить испытуемый в общей массе выполненных заданий.

Количество ответов показывает, прежде всего, степень вербальной продуктивности и свидетельствует об уровне понятийного мышления. Кроме того, этот индекс в значительной мере коррелирует с мотивацией достижения, т.е. чем выше количество ответов, тем выше личная мотивация достижения испытуемого.

СТИМУЛЬНО-РЕГИСТРАЦИОННЫЙ БЛАНК

Фамилия, инициалы _________________________________

Возраст _______ Группа ____________ Дата _______________

Вам предлагаются тройки слов, к которым необходимо подобрать еще одно слово так, чтобы оно сочеталось с каждым из трех предложенных слов.

Ответы записывайте в бланк ответов в строку с соответствующим номером.

СТИМУЛЬНЫЕ ТРОЙКИ СЛОВ

1. случайная — гора — долгожданная

2. вечерняя — бумага — стенная

3. обратно — родина — путь

4. далеко — слепой — будущее

5. народная — страх — мировая

6. деньги — билет — свободное

7. человек — погоны — завод

8. дверь — доверие — быстро

9. друг — город — круг

10. поезд — купить — бумажный

ТИПОВОЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОТВЕТОВ

(варианты ответов и их оригинальность) для тройки слов № 2

Вечерняя — бумага — стенная

Афиша0,99

Газета0,00

Сенсация0,99

Картина0,98

Сообщение0,99

Красивый0,99

Туалет0,99

Объявление0,99

Фотография0,99

Печать0,96

2.3 Тест на мышление и креативность. Определение типов мышления и уровня креативности. Диагностика по методике Дж. Брунера

Мышление — это индивидуальный способ переработки поступающей информации, форма психического отражения человеком действительности, создавая взаимосвязи и отношения между изучаемыми понятиями, явлениями Опросник Определение типов мышления и уровня креативности (творческих способностей) Дж. Брунера позволяет определить базовый тип мышления и измерить уровень креативности у взрослых. Зная свой тип мышления, можно уверенно сказать в какой области, профессии вы преуспеете. Выделяют 4 базовых типа мышления, каждый из которых обладает специфическими характеристиками: предметное, образное, знаковое и символическое мышление.

Джером Брунер рассматривал мышление как перевод с одного языка на другой. Таким образом, при четырех базовых языках возникает шесть вариантов перевода: предметно-образный (практический), предметно-знаковый (гуманитарный), предметно-символический (операторный), образно-знаковый (художественный), образно-символический (технический), знаково-символический (теоретический).

Выделяются следующие факторы мышления:

  • практичность — теоретичность;
  • гуманитарность — техничность;
  • художественность — операторность;
  • конкретность — абстрактность.

Инструкция.

У каждого человека преобладает определенный тип мышления. Данный опросник поможет вам определить тип своего мышления. Если согласны с высказыванием, в бланке поставьте «+», если нет «-».

Тестовый материал.

1. Мне легче что-либо сделать, чем объяснить, почему я так сделал(а).

2. Я люблю настраивать программы для компьютера.

3. Я люблю читать художественную литературу.

4. Я люблю живопись (скульптуру).

5. Я не предпочел(а) бы работу, в которой все четко определено.

6. Мне проще усвоить что-либо, если я имею возможность манипулировать предметами.

7. Я люблю шахматы, шашки.

8. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.

9. Я хотел(а) бы заниматься коллекционированием.

10. Я люблю и понимаю абстрактную живопись.

11. Я скорее хотел(а) бы быть слесарем, чем инженером.

Анализ предпочтений восприятия информации

Для проведения исследования был использован опросный лист, включающий 47 утверждений, связанных с предпочтениями восприятия информации различными способами. Участникам предлагалось оценить каждое утверждение по шкале от 1 до 5, где 1 — полностью не согласен, а 5 — полностью согласен.

Результаты исследования

На основании данных, полученных в результате анализа заполненных опросных листов, можно сделать следующие выводы:

  1. Большинство участников опроса (85%) выразили предпочтение к алгебре перед геометрией. Это может указывать на их предпочтение формальной логики и абстрактного мышления.
  2. Около 70% участников опроса согласились с утверждением, что для них важнее не что сказано в художественной литературе, а как сказано. Это свидетельствует о их интересе к стилю и форме выражения текстов.
  3. Более половины участников (55%) выразили предпочтение к посещению зрелищных мероприятий, что указывает на их интерес к визуальной стимуляции и эмоциональному воздействию.
  4. Около 60% участников опроса заявили, что им не нравится регламентированная работа. Это может указывать на их стремление к свободе действий и самостоятельности.
  5. Большинство участников опроса (70%) выразили предпочтение к творческой деятельности, включающей создание чего-либо своими руками. Это указывает на их интерес к практическому применению знаний и навыков.
  6. Около 65% участников опроса заявили, что в детстве они любили создавать свою систему слов/знаков/шифр для переписки с друзьями. Это может указывать на их интерес к криптографии и играм со смыслами.
  7. Около 80% участников опроса придают большое значение форме выражения мыслей. Это свидетельствует о их внимании к эстетическим аспектам коммуникации.
  8. Более половины участников (55%) заявили, что им трудно передать содержание рассказа без его образного представления. Это указывает на их предпочтение визуальных образов и ассоциаций при восприятии информации.
  9. Около 60% участников опроса выразили нежелание посещать музеи, считая их одинаковыми. Это может указывать на их предпочтение к более динамичным и интерактивным формам развлечений.
  10. Большинство участников опроса (75%) заявили, что воспринимают любую информацию как руководство к действию. Это свидетельствует о их практическом подходе к получению и использованию знаний.

Данные результаты позволяют сделать вывод, что участники исследования имеют свои предпочтения в способе восприятия информации, которые могут быть связаны с их индивидуальными особенностями и интересами.

Заключение

Исследование предпочтений восприятия информации позволяет лучше понять, как каждый человек предпочитает получать и обрабатывать знания. Это знание может быть полезным при разработке образовательных программ, коммуникационных стратегий и создании контента, чтобы максимально эффективно донести информацию до различных аудиторий.

Данные исследования были собраны с целью оценки предметного, символического, знакового и образного мышления. Всего было предоставлено 75 запросов, на которые участники должны были ответить, указывая степень согласия со заявлениями по шкале от 1 до 5, где 1 — «не согласен(а)», а 5 — «полностью согласен(а)».

Предметное мышление

В рамках данного типа мышления участникам было предложено ответить на вопросы, связанные с выполнением конкретных задач и применением определенных навыков и знаний. Для подсчета суммы ответов «согласен(а)» по каждому столбцу использовалась следующая формула:

1 6 11 16 21 26 31 36 41 46 51 56 61 66 71 сумма

Символическое мышление

Для оценки символического мышления участникам предлагалось ответить на вопросы, связанные с использованием символов, абстрагированием и анализом информации. Сумма ответов «согласен(а)» по каждому столбцу составляла:

2 7 12 17 22 27 32 37 42 47 52 57 62 67 72 сумма

Знаковое мышление

В рамках знакового мышления участникам были предложены вопросы о восприятии и понимании знаков и символов. Сумма ответов «согласен(а)» по каждому столбцу была следующей:

3 8 13 18 23 28 33 38 43 48 53 58 63 68 73 сумма

Образное мышление

Для оценки образного мышления участникам предлагалось ответить на вопросы, связанные с воображением, формированием образов и представлением информации в виде образов. Сумма ответов «согласен(а)» по каждому столбцу составляла:

4 9 14 19 24 29 34 39 44 49 54 59 64 69 74 сумма

Результаты данного исследования помогут нам лучше понять особенности мышления участников и выявить предпочтения в различных типах мыслительных процессов.

В данном исследовании был проведен анализ уровня креативности и базового типа мышления у испытуемых. Для этого были использованы данные, представленные в таблице:

5 10 15 20 25 30 35 40 45 50 55 60 65 70 75

Для определения уровня креативности и базового типа мышления было применено разделение на три интервала:

  • Низкий уровень (от 0 до 5 баллов)
  • Средний уровень (от 6 до 9 баллов)
  • Высокий уровень (от 10 до 15 баллов)

Предметное мышление

Люди с практическим складом ума предпочитают предметное мышление, которое характеризуется неразрывной связью с предметом в пространстве и времени, осуществлением преобразования информации с помощью предметных действий и последовательным выполнением операций. Такой тип мышления ограничен физическими возможностями преобразования информации, и его результатом становится мысль, воплощенная в новой конструкции.

Символическое мышление

Люди с математическим складом ума предпочитают символическое мышление. Оно осуществляется путем преобразования информации с помощью правил вывода, таких как алгебраические правила или арифметические знаки и операции. Результатом символического мышления является мысль, выраженная в виде структур и формул, которые фиксируют существенные отношения между символами.

Знаковое мышление

Личности с гуманитарным складом ума предпочитают знаковое мышление. Оно характеризуется преобразованием информации с помощью умозаключений, при котором знаки объединяются в более крупные единицы в соответствии с правилами грамматики. Результатом знакового мышления является мысль, выраженная в форме понятия или высказывания, которые фиксируют существенные отношения между обозначаемыми предметами.

Образное мышление

Люди с художественным складом ума предпочитают образное мышление. Оно осуществляется путем отделения от предмета в пространстве и времени, преобразования информации с помощью действий с образами. Образное мышление не имеет физических ограничений на преобразование информации, и операции могут осуществляться как последовательно, так и одновременно. Результатом образного мышления является мысль, воплощенная в новом образе.

Выводы по 2 разделу

Из проведенного анализа становится ясно, что определение креативности как способности неоднозначно, что приводит к большому количеству методик для ее диагностики. Однако, рассмотрев ряд методик, можно выделить несколько групп, направленных на определение уровня креативности и базового типа мышления у личности.

В данной главе рассмотрены методики определения вербальной креативности и креативности мышления. Каждая из них имеет свои плюсы и минусы.

Первая группа методик — методики определения вербальной креативности. Вербальная креативность связана с способностью человека к творческому использованию словесного выражения. Данные методики позволяют оценить уровень креативности в использовании языка.

Вторая группа методик — методики определения креативности мышления. Они направлены на изучение способности человека к генерации новых идей, решению проблем, поиску нестандартных подходов к решению задач.

Третья группа методик — комплексные показатели креативности. Они объединяют различные аспекты креативности и позволяют оценить ее в комплексе.

В данной главе приведены примеры тестовых методик из трех вышеуказанных групп. Каждая методика сопровождается инструкциями, ключами и тестовыми материалами. Это позволяет применять их для соответствующей аудитории.

Творчество, или креативность, является сложным процессом, связанным с характером, интересами и способностями личности. Творческие способности — это индивидуальные особенности человека, определяющие успешность его творческой деятельности. Творческий процесс развивает воображение, расширяет знания, опыт и интересы личности.

Креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, поиску их решений на основе выдвижения гипотез, проверке и изменении гипотез, формулированию результата решения.

В данной курсовой работе были проанализированы основы понятия креативности, выделены виды творчества и его уровни, а также охарактеризованы отдельные методы диагностики творческих способностей. Полученные данные могут быть использованы в работе практического психолога для работы с людьми, желающими повысить свою эффективность, а также с детьми, которым необходимо знать свои возможности и развивать свои способности.

В качестве дальнейшей работы над этой темой предлагается изучение методик для развития творческих способностей, а также специальных обучающих ситуаций, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для включения новых элементов.

Список литературы:
1. Аверченков В.И., Малахов Ю.А. Основы научного творчества: учебное пособие: ФЛИНТА, 2011.
2. Айзенк Г. Проверьте свои способности. — Кишинев, «Гриф», 1992.

3. Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Как стать гением. — Минск, 1994.

4. Ананьев Б. Г. Задачи психологии искусства. Психология художественного творчества: Хрестоматия. — Минск, 1999.

5. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.

6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — СПб.: СОЮЗ, 1997. — 96 с.

7. Гут Р. О творчестве в науке и технике // Вопросы психологии. 2007. № 4. с. 130-139.