Творческое начало в человеке, его потребность в общении и созидании возникают и начинают развиваться в дошкольном возрасте. Развитие словесного творчества значительно увеличивает возможности ребенка, изменяет его взаимоотношения с окружающими. речь, являясь средством общения, помогает ребенку усвоить формы сотрудничества с окружающей социальной средой, тем самым актуализировать процесс личностного развития. Речь не передается по наследству, овладев речью, человек находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды.
Дошкольный возраст можно рассматривать, как период интенсивного развития творческих возможностей человека. В данном возрасте возникают все виды художественной деятельности, первые их оценки, первые попытки самостоятельного сочинения. К наиболее сложному виду творческой деятельности ребёнка можно отнести словесное творчество.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартов дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155) содержание образовательной программы дошкольной организации должно обеспечить развитие личности и способностей детей в различных видах творчества и охватывать структурные единицы, представляющие определённые образовательные области, в том числе и речевое развитие, которое включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие речевого творчества.
В дошкольной педагогике и детской психологии такими учёными, как В.В. Гербова, Л.М. Гурович, Р. И. Жуковская, А.В. Запорожец, Е.Е. Зубарева, О. С. Ушакова было отмечено, что среди различных видов художественной творческой деятельности словесному творчеству отводится особое место как жизненно важной, коммуникативной и социально-личностной функции, формирование которой происходит в процессе деятельности под влиянием среды, в том числе художественной.
В трудах указанных специалистов отмечено, что словесное творчество – это естественный способ, который помогает освоить лексическое богатство родного языка, осмыслить разнообразие грамматических форм. Активное словесное творчество благотворное влияет на развитие речи и воображения, что в дальнейшем существенно повлияет на успешность обучения ребенка.
Актуальность проблемы данного исследования определяется уникальными возможностями старших дошкольников в речевом творчестве, в частности, в области сочинительства собственных загадок, сказок, небылиц, стихов, однако, для формирования такого творчества необходимо создание оптимальных педагогических условий, способствующих наиболее полному раскрытию творческого потенциала личности ребенка дошкольника.
Типология творчества у детей
... дошкольного воспитания. Задачами данной курсовой работы являются: - изучение понятия «детское творчество», его основных видов; - рассмотрение основных факторов развития детского творчества; - рассмотрение развития творчества ребенка в условиях его совместной деятельности со сверстниками; - провести диагностику ...
Проблеме развития словесного творчества детей-дошкольников посвятили труды такие специалисты, как: З.Г. Сахипова, Н.А. Стародубова, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова, Н.С. Карпинская, Л.Б. Фесюкова.
На основе изученных исследований был сформирован научный аппарат исследования.
Цель исследования – изучить теоретические основы развития словесного творчества у детей дошкольного возраста.
Объект – это процесс формирования интереса детей дошкольного возраста к словесному творчеству.
Предмет – процесс развития словесного творчества у детей дошкольного возраста.
Для достижения цели и (подтверждения гипотезы) были определены следующие задачи исследования:
— изучить особенности детского интереса к словесному творчеству у детей дошкольного возраста;
— определить роль словесного творчества в жизни ребенка дошкольного возраста;
— исследовать различные методики для ознакомления детей со словесным творчеством;
В соответствии с целью и поставленными задачами в курсовой работе были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, изучение специальной литературы и обобщение педагогического опыта, анализ понятийно терминологической системы и др.
Практическая значимость курсовой работы заключается в применении материала в представленной курсовой работы для подготовки и проведения занятий с детьми в ДОУ. Также представленные материалы могут быть применимы при разработке курсов повышения квалификации педагогических работников и разработке лекций для студентов вузов.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Роль словесного творчества в жизни ребенка дошкольного возраста
Одной из главных особенностей развития речи дошкольника лет является детское словотворчество.
Реализация индивидуальности ребенка происходит в процессе социально коммуникативного, познавательного, речевого, художественно эстетического и физического развития. Особую роль в речевом развитии дошкольника играет творчество. Авторы федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования впервые ввели понятие «развитие речевого творчества» дошкольника, подчеркивая тем самым эволюционные изменения содержания данного термина.
Словесное творчество – появление новых слов в речи ребенка, которое составляет одну из важнейших особенностей речевого развития.
Отметим, что представители различных научных школ рассматривали такие виды речевого творчества, как словотворчество. Понимание того, что это интегративный вид деятельности ребенка, что существуют и другие, более сложные виды словесного творчества, пока отсутствует
С. Н. Цейтлин в своих трудах отмечает, что потребность в словесном творчестве ребенка дошкольного возраста возникает прежде всего как стремление компенсировать незнание общеупотребительного слова или вследствие ситуативной потребности обозначить содержание, не имеющее в языке однословного наименования. При дефиците речевого опыта словесное творчество позволяет ребенку дошкольного возраста на каждом из этапов речевого развития решать коммуникативные задачи [20].
Художественное творчество как средство самовыражения и развития ребенка
... подбору различной тематике, развитию у детей чувства контроля, оценки. Обучение средствам художественной выразительности при создании образа в рисунке, лепке, Е.А. Флёрина рассматривает как основу развития творчества. Понимая детское творчество как познание жизни, она ...
Словесное творчество – явление детской речи, которое состоит в том, что в ходе повседневного общения или игры дети спонтанно включают в свою речь слова такой структуры, которая не используется в языке окружающих и тем самым не может быть имитационно усвоена ребенком.
Особое место в личностном развитии данного возрастного периода занимает процесс культур творчества, и развитие речевого творчества дошкольника возможно в процессе приобщения детей к разным видам социальной культуры [2].
Бесспорно, самые первые годы ребенка являются наиболее сензитивными (чувствительными, восприимчивыми) для развития речи.
Несомненно, наличие творческой составляющей в становлении речи малыша обогащает и социализирует его с самого раннего детства.
Воспитывая ребенка дома до трех самых значимых для его развития лет, не все родители достаточно внимательны к его речи. Некоторые хотят развивать детскую речь, но не готовы к этой деятельности, другие и не подозревают о существовании речевого творчества, а при его проявлениях не знают, как на это реагировать. Эта проблема, бесспорно, является одной из основных в развитии творческой личности дошкольника.
Детское словотворчество – то есть сам процесс создания ребенком новых для него слов, которые зачастую так умиляют взрослых, характерен для младшего дошкольного возраста. В возрасте пяти-шести лет ребенок уже запоминает достаточно много основных речевых оборотов, которые используют взрослые, и потребность в формировании собственных новых слов угасает естественным образом. Поэтому детское словотворчество это результат аналитики, логики и работы памяти.
Детское словотворчество нужно поощрять, а не считать явлением, отрицательно воздействующим на ребенка. Следует стимулировать придумывание детьми уникальных слов, а также осознанное переосмысление уже знакомых слов. Словотворчество – естественный способ освоить лексическое богатство родного языка, осмыслить разнообразие грамматических форм. Активное словопроизводство способствует развитию речи и воображения, свидетельствует о творческой личности ребенка. И наоборот, небрежное, невнимательное отношение родителей, взрослых к речи детей является причиной конца любого творчества.
К концу дошкольного возраста способность к словотворчеству начинает угасать. Исчезают безвозвратно удивительные, полные особого смысла детские слова. Кроме того, к старшему дошкольному возрасту у ребенка появляется критическое отношение к себе и своим ошибкам. Поэтому дети начинают стесняться и скрывать свои языковые эксперименты. Главной причиной перемен является так называемый «кризис 7 лет», наиболее значимым признаком, которого считается утрата детской непосредственности. Однако словотворчество угасает не у всех детей, достигших критического возраста семи-восьми лет. Настоящие таланты благополучно минуют этот рубеж. Грамотное отношение взрослых к детскому словотворчеству способствует развитию у детей не только речевых, но интеллектуальных способностей. И как знать, может быть, из сегодняшнего маленького фантазера вырастет замечательный писатель или поэт, а может, просто талантливый нестандартно мыслящий человек.
Элементы художественного творчества на х развития речи в начальной школе
... сформируется такое отношение к языку, в котором нравственные и эстетические чувства окажутся неизбежными. Использование на уроках развития речи художественного творчества детей - залог активной познавательной деятельности ... ассоциация (связь) должна лечь в основу изучения умственной деятельности человека. По его мнению, локальная ассоциация, являясь начальной стадией знаний учащегося, представляет ...
1.2 Особенности и основные этапы развития словесного творчества у детей дошкольного возраста
Важной характеристикой детского словотворчества является ориентация ребенка на языковую систему. Период активного использования всех возможностей системы при полном или почти полном игнорировании нормы считается наиболее продуктивным и творческим в развитии речи ребенка. Главным приобретением этого периода является развитие у ребенка тонкого языкового чутья [13].
В младшем дошкольном возрасте — необходимостью назвать своим словом принципиально новый объект; в среднем и старшем дошкольном возрасте на первый план выступает ориентировочная и экспрессивная (эстетическая) функция. Ребенок начинает, обыгрывать слова, создавая по несколько вариантов.
К пяти-шести годам словотворчество в речи детей начинает угасать. Это связано со снижением природного чутья к языку. Отмечается стремление ребенка говорить так, как говорят взрослые. Связать угасание детского словотворчества можно с тем, что ребенок уже довольно прочно усваивает грамматические формы и свободно их использует.
Если первоначально механизм словотворчества используется ребенком непроизвольно и неосознанно, то мере расширения когнитивно-языкового опыта происходит постепенное осознавание и намеренное использование словотворчества в различных ситуациях общения.
Словотворчеству способствует развитие детского художественного творчества, в котором можно выделить три этапа.
На первом этапе роль педагога заключается в организации тех жизненных наблюдений, которые влияют на детское творчество. Если ребенку предстоит отразить жизненные впечатления в сказке, рассказе, то его надо учить образному видению окружающего, т.е. восприятию, имеющему эстетическую окраску. Образное видение должно быть целостным: ребенок должен рассматривать явление не изолированно, а в его многосторонних связях. Это воспитывает у него умение находить соотношение между различными предметами и явлениями. Наблюдения детей помогают развитию комбинаторных способностей. Важно, чтобы они осознали, что некоторые явления могут быть изменены и преобразованы.
Второй этап – сам процесс детского творчества. Он непосредственно связан с возникновением замысла, с поисками художественных средств. Чтобы ребенок непринужденно и свободно выражал себя в творчестве, он должен владеть простейшими художественными средствами. Задача педагога – помочь ему в этом.
Третий этап – завершающий, который характеризуется созданием новой продукции. На этом этапе ребенок начинает интересоваться качеством продуктов своего творчества и испытывает эстетическое удовольствие, стремясь придать им завершенность. Но переживания дошкольника становятся еще полнее, если он убеждаются в том, что его работа интересна не только ему, но и окружающим. Поэтому столь важен анализ детской продукции, проводимый педагогом.
Роль народного художественного творчества в развитии духовно ...
... народного художественного творчества в развитии духовно-нравственной культуры личности. Задачи: Раскрыть понятие духовно-нравственной культуры личности. Определить возможности народного художественного творчества в развитии духовно-нравственной культуры личности. Изучить жанры народного художественного творчества. Рассмотреть народный ... в этой работе активной позиции личности ребенка. В разработке ...
В основе творческого рассказывания лежит процесс переработки и комбинирования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых образов, действий, ситуаций, не имевших ранее места в непосредственном восприятии. Единственным источником комбинаторной деятельности воображения является окружающий мир. Поэтому творческая деятельность находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия представлений, жизненного опыта, дающих материал для фантазии.
Речевое развитие включает: владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание текстов различных жанров детской литературы.
Одним из условий успеха детей в творческой деятельности является постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни. Эта работа может иметь разный характер в зависимости от конкретного задания: экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг [8].
Выводы по главе 1
Таким образом, несмотря на то, что полного единства в научных взглядах на природу и механизмы детского словообразования и словотворчества на сегодняшний день не достигнуто, тем не менее, все исследователи без исключения подчёркивают огромную значимость словесного творчеств, которое по мнению учёных, психологов, психолингвистов, является одним из ярких показателей творческого развития. При нормальном речевом развитии ребёнка и специальных педагогических условиях образования, его словарь увеличивается как в количественном, так и в качественном отношении. Одновременно с этим у детей постепенно формируется навык словообразования, который тесно связан со словотворчеством.
Поскольку словотворчество благоприятствует совершенствованию всех сторон личности ребенка, то в необходимости развития этой способности нет сомнения, однако должна быть помощь со стороны взрослого в этом развивающем и увлекательном процессе.
Глава 2. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСТНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Факторы, влияющие на развитие словесного творчества
является обогащение опыта детей впечатлениями из жизни в процессе целена
принимать, понимать прекрасное в природе и художественной литературе,
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами ...
... особенности развития речи старших дошкольников и влияние малых форм фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста. Во второй главе "Содержание и методика развитие речи детей с ... процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные ...
ами, мотивированно оценивать их.
Ребенок, воспринимая красоту окружающей природы, эмоционально от кликается на нее, познавая образы художественной литературы, сопоставляет их с действительностью, активно наблюдает за природой, замечает изменения, происходящие в ней, и передает их в различных видах художественной деятельности, проявляет оценочное отношение к качествам природы, используя выразительные средства художественного слова [16].
Наблюдение вызывает работу воображения; когда педагог побуждает детей посмотреть на знакомое, привычное по-новому. Дети проявляют творче скую инициативу. Наблюдение подготавливает воображение детей, их мышление и речь к творчеству. Дети легко фантазируют при составлении сказок, опираясь на свои наблюдения.
Наблюдение с привлечением образного слова содействует появлению вы разительных пейзажных описаний в собственно детском словесном творчестве.
Наблюдение тесно связано с занятием по рассказыванию и составляет с ним единый комплекс педагогического воздействия.
Благодаря наблюдению повышается содержательность творческого рассказы
Творческие успехи в рассказывании увеличивают интерес детей к на блюдениям.
Наблюдения, проводимые для подготовки детей к творческому расска зыванию, отличаются значительным своеобразием. Без учета этого своеобразия результативность работы снижается.
Наблюдение, предшествующее придумыванию сказок, продуктивнее проводить так, чтобы в процессе восприятия привносился образный материал, элементы сказочности.
вает интерес к самому наблюдению и одновременно вводит детей в атмосферу
Такими наблюдениями активизируется в значительной степени вообра жение ребенка, на занятии по рассказыванию работа воображения продолжает ся, дети непосредственно приступают к составлению сказок.
Процесс творчества начинает доставлять детям больше радости и удов летворения, ведь в творческий процесс дети включались еще до занятия и в течение какого-то промежутка времени вдумывались в образ своего будущего сказочного повествования, эмоционально сближаясь с ним.
Восприятие ребенком литературного произведения еще один фактор, влияющий на развитие словесного творчества. Каждая новая книга — это новые переживания, новые открытия. Однако не стоит каждый день предлагать детям что-то новое.
Мир знакомых образов близок малышам. В жизнь ребенка входят произве дения различных жанров: стихи, рассказы, сказки. Более всего привлекательны для детей ритмически организованные произведения, в которых наиболее тесно связаны содержание и эмоциональный настрой. Это различные виды фольклора, потешки, прибаутки, дразнилки, считалки, песенки. Интерес к ним у ребенка сохраняется на протяжении всего дошкольного возраста.
Теоретические основы проблемы развития декоративного творчества ...
... П. Усовой. Работ по ознакомлению старших дошкольников с гжельской народной росписью еще меньше: работы Н. ... развитию ребенка без диктата и давления со стороны взрослого и без ущерба для творческих проявлений ребенка. «Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ... и образную сторону речи и стимулирует эмоциональные отклики детей, делает процесс восприятия ...
Юмор в потешке, дразнилке основан на очевидных нелепостях, неожидан ных сравнениях, преувеличениях, преуменьшениях, быстром и непредсказуе мом развитии действий, звукоподражательных эффектов.
Дети улавливают юмористический характер описываемых событий. Жизнерадостный характер народной поэзии близок эмоциональному настрою самих детей. Прослушивание произведений является толчком для творческих попыток ребят.
восприятия сказки имеет знакомство с несколькими вариантами одного сюжета.
Языковая чуткость развивается на базе речевого опыта, наиболее совершенным образцом которого выступает художественный текст.
Для того, чтобы ребенок стал активен в словесном творчестве, ему необхо димо овладеть элементарными способами выражения в слове определенного содержания. А для этого надо помочь ему увидеть живое слово в действии.
рушках (куклах, медвежатах и т.д.).
Можно также использовать заводные и музыкальные игрушки.
му рассказыванию, следует напомнить, что им предстоит сочинить сказку. Если
тельности. С целью активизации деятельности детей на занятиях можно использова
Использование этих мотивов помогает воспитателю настроить детей на словесное творчество, объяснить им, для чего это все нужно [9].
2.2 Приёмы и методы развития словесного творчества дошкольников
Творчество в словесной деятельности проявляется на разных уровнях в разной степени. Человек не изобретает собственную звуковую систему и, как правило, не изобретает морфем (корней, приставок, суффиксов, окончаний).
Он учится правильно произносить звуки и слова в соответствии с нормами родного языка, строить предложения в соответствии с правилами грамматики, оформлять высказывания в виде текстов определенной структуры (с началом, серединой, концовкой) и определенного типа (описание, повествование, рассуждение).
Но, осваивая эти языковые средства и формы речи, существующие в культуре, ребенок проявляет творчество, играет со звуками, рифмами, смыслами, экспериментирует и конструирует, создает свои оригинальные слова, словосочетания, грамматические конструкции, тексты, которых он никогда ни от кого не слышал. В такой форме ребенок познает языковые закономерности. Он приходит к свободному владению языком, языковому чутью через элементарное осознание языковой действительности. Он приходит к норме через эксперимент (через ее нарушение).
В этом парадокс детской грамматики.
Развитие словесного творчества включает все направления над словом лексическое, грамматическое, фонетическое. Необходимо поощрять творческие проявления детей в области слова и предлагать старшим дошкольникам задания на придумывание сказок, рассказов, загадок. Систематическая работа, направленная на развитие поэтического слуха, приведет к тому, что дети будут стремиться к самостоятельному творчеству.
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством сказок
... развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством сказок. Решение проблемы является целью исследования. Объект исследования: связная речь детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: сказки как средство развития связной речи старших дошкольников. Гипотеза исследования: процесс развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством сказок ...
Воспитание у детей интереса и бережного отношения к языковому богатству, умение использовать разнообразные языковые средства в своей речи и словесном творчестве становятся одной из важнейших задач речевого воспитания в дошкольном детстве. По тому, как ребенок строит свое высказывание, насколько живо, интересно, образно умеет рассказывать и сочинять, можно судить об уровне его речевого развития, о владении богатством родного языка и одновременно об уровне его умственного, эстетического и эмоционального развития.
Для развития словесного творчества можно использовать несколько групп приемов.
К приемам первой группы относятся:
1. Вопросы. Вопросы по своей сути должны быть разнообразными на направлении на три сферы – сферу эмоций, сферу воображения и сферу содержания. Сфера эмоций предполагает вопросы на форму (Какое настроение вызвал у тебя первый пейзаж? Что повлияло на твое настроение?) и содержание (Менялось ли твое отношение к герою? Кто из персонажей сказки вызывал у тебя сочувствие и почему?)
Вопросы на воссоздающее (Какую иллюстрацию ты бы нарисовал к эпизоду? Опиши ее подробно) и творческое воображение (Опиши, каким ты видишь героя в момент … Представь, что ты вошел в лес, описанный в начале / в середине / в конце сказки. Расскажи, что ты видишь, слышишь, ощущаешь, оказавшись в этом лесу).
Вопросы на осмысление стилистической детали (С какой целью / почему автор называет хомяка хомячком?) и композиции (Зачем / почему / как вы думаете автор включает в сказку несколько пейзажей?).
Вопросы на выявление отношения ребенка к персонажам и событиям, вопросы на точность и глубину осмысления характера персонажа и качество осмысления идеи произведения (Как автор относится к Принцессе из сказки «Принцесса на горошине»? Какие чувства вызывает у автора решение старой королевы положить в постель принцессе горошину? Какие качества Принцессе помогли ей доказать, что она принцесса?).
Для жанрового знакомства следует задавать вопросы такого типа, как: «Почему это произведение называется сказкой?»; «Какие в нем есть черты, типичные для сказок? « и др.
2. В работе с детьми важны иллюстрации, картины. Они помогают понять произведение.
3. Словесное рисование близко к вопросам на воображение.
После занятий или в свободное время детям предлагается нарисовать задуманное, после воспитатель подписывает рисунки детей согласно эпизоду сказки. Из работ детей можно собрать сказку, если распределить, кто из детей, какой эпизод сказки будет рисовать.
К приемам второй группы относятся:
1. Повторное чтение всей сказки и ее эпизодов.
2. Воспитатель задает вопросы на активизацию в памяти детей различных эмоциональных эпизодов (грустные, веселые, страшные, красивые и т.д.) .
Развиваем речь посредством народной сказки
... формы всё это ставят сказки на первые места по развитию устной речи. Через сказку ребенок узнает много новых слов, образных выражений его речь становится богатой эмоционально. Анализируя текст ребенок использует метафоры и эпитеты, это ...
3. Использование театрализации, драматизации, инсценирования.
Сказка имеет особое значение в развитии словотворчества, т.к. ребенок при слушании и рассказывании сказки повторно переживает события вновь, отрабатывает навыки разговорной речи. Соответственно, нужно не только поощрять слушание, но и помогать осуществлять пересказ сказок [18].
Известно, что ранний и дошкольный периоды – это активные периоды развития личности человека, развиваются и совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает речью, что взаимосвязано с развитием мышления, интеллектуальным развитием. В процессе развития речи происходит освоение не только содержательной стороны слова, но и эмоциональной, а выразительность речи – это важнейшее литературного и художественного развития.
В процессе работы со сказками у детей формируется умение варьировать сказочными ситуациями, создавать вымышленных героев, самостоятельно придумывать сказки и сказочные истории. В процессе работы дети знакомятся с окружающим миром, учатся рассуждать, делать выводы и умозаключения. В ходе работы активизируется словарь детей, усовершенствуется звуковая культура речи.
Сказка – это возможность общения со взрослыми. Благодаря сказкам у детей формируются представления о времени и пространстве, о взаимоотношения людей друг с другом и природой, сказки развивают понятия о добре и зле. И задача взрослых помочь ребенку ощутить волшебство сказки, ведь, как говорил Сергей Павлович Королев, «человек который верит в сказку, однажды в неё попадает, потому что у него есть сердце…».
Выводы по главе 2
Чтoбы дoшкoльники дocтигли ycпeхa в cлoвecнoм твopчecтвe, нyжнo oбoгaщaть их oпыт впeчaтлeниями, пoпoлнять cлoвapь и aктивизиpoвaть eгo. Ecли y peбeнкa мaлo впeчaтлeний oт жизни, oн пpoвoдит мaлo нaблюдeний, мaлo oбщaeтcя, этo пpивoдит к тoмy, чтo пpoцeccы cлoвoтвopчecтвa нe вoзникaют, a ecли и пoявляютcя, тo быcтpo yгacaют.
Paбoтa пo фopмиpoвaнию словесного твopчecтвa дoлжнa быть ocyщecтвлeнa пpи фopмиpoвaнии хyдoжecтвeннoгo вooбpaжeния дeтeй, их нaвыкoв кoммyникaции и пpи фopмиpoвaнии вceх eгo peчeвых cтopoн. Чтoбы paзвивaть словесное твopчecтвo, необходимо фopмиpoвaть цeлocтнoe вocпpиятиe пpoизвeдeний литepaтypы, пoдмeчaть eдинcтвo их coдepжaния и фopмы. Koнтaминaция paзных пpoизвeдeний литepaтypы пoзвoляeт фopмиpoвaть cпocoбнocти к вooбpaжeнию.
To, кaк paзныe виды хyдoжecтвeннoй дeятeльнocти cвязaны мeждy coбoй, пoзвoляeт oбoгaтить твopчecкиe cпocoбнocти дeтeй, пoмoгaeт им cooтнocить хyдoжecтвeнныe oбpaзы, кoтopыe вoзникaют пpи вocпpиятии пpoизвeдeний иcкyccтвa и пpи coздaнии личных coчинeний. Ужe нa пятoм гoдy дoшкoльники интepecyютcя peчeвым твopчecтвoм. Oни yчaтcя пpидyмывaть нeбылицы, cкaзки и cтихи. У cтapших дoшкoльникoв интepec к peчeвoмy твopчecтвy зaмeчeн пpaктичecки y кaждoгo peбeнкa. Oн выpaжaeтcя в paзных фopмaх тaк, чтo нeкoтopыe coздaют дeйcтвитeльнo opигинaльныe coчинeния, a нeкoтopыe нeт. Их вooбpaжeниe oблaдaeт вoccoздaющими cпocoбнocтями. Их пaмять пoбyждaeт дeтeй caмocтoятeльнo пытaтьcя peaлизoвывaть coбcтвeнныe cкaзки и иcтopии в cлoвecнoм зaмыcлe.
В детском саду используется широкий арсенал средств: специальные речевые занятия, дидактические игры, народные игры, игры-драматизации, речевые и проблемные ситуации, беседы, в которых основное внимание уделяется развитию коммуникативной функции речи. Работа педагогов направлена на развитие коммуникативной компетенции дошкольников. То есть не только на умение формулировать мысль в словах, строить текст (монолог), но и прежде всего -на умение строить «диалогическое отношение» с партнером, а также обмениваться с ним чувствами, налаживать взаимодействие и взаимопонимание не только со взрослыми, но и со сверстниками.
Словесное творчество представляет собой деятельность детей, которая возникает под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражается в создании устных сочинений – рассказов, сказок, стихов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По нашему мнению, на сегодняшний день проблема формирования интереса детей дошкольного возраста к словесному творчеству является актуальной. Для предотвращения этой проблемы необходимо, чтобы педагоги дошкольного учреждения достаточно использовали в своей работе методы и средства для развития словесного творчества у детей дошкольного возраста.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития словесного творчества и оценка существующих теоретических оснований её решения позволили решить поставленные задачи и сделать выводы.
Анализ педагогической и методической литературы позволил рассмотреть понятие «словесное творчество» детей дошкольного возраста с позиции разных авторов.
По мнению одних учёных, словотворчество, как и усвоение обычных слов родного языка, имеет в своей основе подражание тем речевым стереотипам, которым дети учатся от окружающих их взрослых. В словаре ребенка обязательно есть образец, по которому это слово и
Другие же учёные считают, что словесное творчество проявляется посредством художественной литературы, ознакомления с произведениями искусства и впечатлений от окружающей жизни и, выражающуюся в создании устных сочинений – сказок, рассказов, стихов и т.п. Именно в старшем дошкольном возрасте наступает самый благоприятный период развития у детей всех сторон и функций речи, мышления, воображения, с помощью которых проявляется оригинальность детской речи.
Словесное творчество представляет собой наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. В этом творчестве проявляется стремление детей дошкольного возраста выразить в слове своё отношение к произведениям искусства, своё мироощущение.
Словесное творчество детей выражается в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, небылиц; в словотворчестве (создании новых слов – новообразований).
Для методики обучения словесному творчеству особое значение имеет понимание особенностей формирования художественного, в частности словесного, творчества и роли педагога в этом процессе.
Таким образом, анализ специальной литературы по проблеме развития словесного творчества у детей дошкольного возраста позволил сделать вывод, что для его развития необходимы педагогические условия, способствующие этому творчеству: развитие поэтического слуха (умение воспринимать художественное слово и умение использовать его в собственной словесной деятельности); обогащение словаря; использование нетрадиционных методов для развития словесного творчества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/detskoe-slovesnoe-tvorchestvo/
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gdoy115.ru/fgos/prezentatsiya_fgos.pdf — 2017, — 67 с.
2. Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студентов сред. пед. заведений [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. — Москва: Академия, 1997. — 40 с.
3. Бородич, А. М. Методика развития речи детей. [Текст] / А.М. Бородич. — Москва, 1981.
4. Васильева, М.А, Гербова, В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду. [Текст] / М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова. – Москва: Мозаика–синтез, 2017.
5. Веракса, Н.Е., Васильева, М.А. Примерная основная общеобразовательная программа Дошкольного образования. От рождения до школы [Текст] / Н.Е. Веракса, М.А. Васильева. — Москва: Мозаика-синтез, 2017.
6. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи [Текст] / В.В. Гербова. – Москва: Наука, 2017. – 265 с.
7. Гурович, Л.М. Береговая, Л.Б., Логинова, В.И. Ребенок и книга [Текст] / Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова. — Москва, 1999.
8. Жуковская, Р. К. Чтение книги в детском саду [Текст] / Р. И. Жуковская. — Москва, 1955.
9. Запорожец, А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения [Текст] / А.В. Запорожец // Труды Всероссийской научной конференции по дошкольному воспитанию. — Москва, 1949.
10. Зубарева, Е.Е. Детская литература [Текст] / Е.Е. Зубарева. – Москва: «Просвещение», 1989.
11. Колесникова, О.И. Заметки о языке поэзии для детей [Текст] / О.И. Колесникова // Русский язык в школе. — 2015. — № 4.
12. Крупенчук, О.И. Стихи для развития речи [Текст] / О.И. Крупенчук. – Санкт-Петербург, 2004.
13. Максаков, А.И. Речь воспитателя [Текст] / А.И. Максакова // Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. Ф.А. Сохина. — Москва, 1976.
14. Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах [Текст] / С.Л. Новоселова.– Москва: Айресс Пресс, 2017. – 119 с.
15. Общение и речь [Текст]: Развитие речи у детей в общении со взрослыми / в ред. М.И. Лисиной. — Москва: Педагогика, — 1985. – 208 с.
16. Сахипова, З.Г. Читаем детям [Текст] / З.Г. Сахипова. – Ленинград: Просвещение, 1987.
17. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст] / Н.А. Стародубова. — Москва, 2008.
18. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей [Текст] / Е.И. Тихеева. — Москва, 1992.
19. Ушакова, О.С., Струнина, Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. — Москва, 2018.
20. . Цейтлин, С. Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи [Электронный ресурс]: учебное пособие [Текст]/ С. Н. Цейтлин. – Электрон. текстовые данные. – Москва, 2009. Режим доступа http://www.iprbookshop.ru/15883.html Tuesday, дата обращения 20.02.2020
21. Чижова М. Конспект НОД по развитию словесного творчества детей «Сочиняем разные лимерики» в старшей группе// [Электронный ресурс]: Режим доступа , дата обращения 20.02.2020
Приложение
Конспект НОД по развитию словесного творчества детей «Сочиняем разные лимерики» в старшей группе (Мария Чижова)
Тема занятия: «Сочинение лимериков».
Цель: Обучение дошкольников созданию рифмовок.
Задачи.
Образовательные:
-Упражнять детей в подборе рифмующихся между собой слов;
— Формировать умение детей составлять два рифмующихся между собой предложения;
-Формировать умение детей составлять четыре рифмующихся между собой предложения;
— Формировать умение детей создавать варианты рифмующихся текстов;
-Продолжать закрепить знания о рифме.
Развивающие:
Развивать:
— связную и монологическую речь;
— умение говорить предложениями;
— логическое мышление;
— обогащать словарный запас.
Воспитательное:
-Воспитывать способность чувствительность художественную выразительность слова, его точность, образность;
-Воспитывать любовь к родному языку.
Материал: мяч, модель составления двустрочных рифмовок, предметные картинки, «домик признаков», модель составления лимериков, буквы к слову «Лимерик».
Словарная работа:
-Закрепление понятия «рифма»;
-Активизация словаря;
-Подбор существительных, прилагательных, глаголов, наречий.
Предварительная работа: Дидактические игры: «Склад-несклад», «Загадки-добовлялки», «Кто больше подберёт красивых слов», «Отгадывание загадок», «Придумай рифмованные сточки», «Составь рифму», «Составляем лимерики», «Сочиняем разные лимерики».
Ход занятия:
В: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в большой парк аттракционов, где интересно проведём время. А название парка узнать не просто, за правильно выполненное задание вы получите букву, а из этих букв, нужно будет собрать название нашего парка.
А проходным билетом в парк – будет, названные вами рифмованные пары.
-Миша, назови, пожалуйста, любую рифмованную пару?
Д: лук-жук, калитка-улитка, снежинка-пушинка и. т. д.
В: Молодцы ребята, мы с вами зашли в парк. За правильно подобранные рифмованные пары, получите, пожалуйста, букву «Л» и прикрепите на доску.
1 аттракцион: Дидактическая игра «Складушки — ладушки»
(игра с мячом – стоя в кругу)
В: Ребята, я буду называть слова, а вы по очереди будете подбирать рифму к заданному слову.
Снежок — пирожок
Бегать — прыгать
Высоко — низко
Белое — чёрное
Арина — Алина
Толстый — тонкий
Солнышко — вёдрышко
Далеко — близко
Большое – маленькое
Лежать – бежать
В: Быстро справились с заданием, возьмите, пожалуйста, букву «И».
2 аттракцион: Дидактическая игра: «Составь рифму»
(стоя – опираемся на модель составления двустрочных рифмовок)
В: Я, назову два рифмующихся между собой слова, а вы должны составить из них две стихотворные строчки.
Клубок – колобок
Д: Бабушка потеряла клубок,
От дедушки убежал колобок.
Мак – рак
Д: В саду растёт красный мак,
Он по цвету как, рак.
Конфета – ракета
К вазе лежит конфета,
На фантике нарисована ракета.
Кошка — ложка
Под столом сидит кошка,
На столе лежит ложка.
В: Молодцы, заработали следующую букву «М».
3 аттракцион: «Домик признаков».
В: Ребята, как это пособие называется?
Д: «Домик признаков».
В: Подберите рифму к слову «кошка».
Д: Кошка – ложка, картошка, мошка, дорожка…
В: Перечислите, как можно больше «дел» про кошку.
Д: Сидел, глядел, лежал, бежал…
В: Давайте с помощью «домика признаков» опишем про кошку.
В: Возьмите любой признак.
Д: Признак «температуры»
В: Кошка по температуре, какая?
Д: Тёплая.
В: Давайте сравним кошку с кем или с чем-нибудь.
Д: Кошка по температуре тёплая, такая же тёплая по температуре, как – мама. (одеяло, печка, варежка… и. т. д.)
В: Хорошо справились с заданием, возьмите, пожалуйста, букву «Е».
Физкультминутка: «Кошка»
4 аттракцион: Дидактическая игра «Составь четыре строчки смешного стихотворения» (сидя на стульчиках – перед моделью составления рифмованных текстов)
В: Я назову две пары рифмующихся между собой слов, а вы составьте стихотворение с ними.
(Кошка – мошка, лежать — бежать)
Д: Рыженькая кошка,
Как маленькая мошка.
Любит подолгу лежать,
А потом быстро бежать.
(схематизация стихотворения; 2-3 ребёнка повторяют с места)
В: Возьмите букву «Р».
5 аттракцион: Дидактическая игра «Шаги сочинения рифмованных текстов» (стоя вокруг стола – опираясь на схему составления рифмованного текста)
В: Ребята, перед вами схема составления лимериков.
В: Для того, чтобы составить лимерик, первый шаг какой?
Д: Первый шаг: надо выбрать героя или (объект).
В: Какой второй шаг?
Д: Второй шаг: надо описать какой, он?
В: Какой третий шаг? (надо подобрать его «дела»)
В: Какой четвёртый шаг? (ещё нужна рифма, чтобы получилось складно)
В: Какой пятый шаг? (своеобразный вывод)
В: возьмите следующую букву «И».
6 аттракцион: «Сочиняем разные лимерики» (сидя на стульчиках – опираясь на модель составления лимериков)
В: Предлагаю стихотворение сочинить про улитку. Подберите к слову «улитка», складное слово.
Д: «улитка — плитка», «носила – уносила»
В: «Наше стихотворение может начинаться со слов «Жил – был».
Д: Жила – была маленькая улитка,
Гладкая была как, плитка.
Ракушку на себе носила,
Ветром её уносила.
Вот какая бедная улитка.
В: Ребята, давайте сочиним стихотворение — про улитку, но оно будет начинаться со слов «Если бы, но не…».
Д: Если бы улитка,
Не была бы гладкая как, плитка.
То ракушку на себе бы не носила,
И ветром бы её не уносила.
Вырастай скорее улитка!
В: Получайте букву «К».
В: Ребята, давайте прочтём получившее слово «Ли-ме-рик».
Рефлексия:
-Как называется парк, по которому мы гуляли? («Лимерик»)
-Напомните, пожалуйста, что такое «Лимерик»?
-Что такое «Рифма»?
-Почему мы называем этот текст, стихотворением, а не рассказом?
-Про какой объект сочиняли стихотворения?
-Для чего, мы сочиняли стихотворения?